12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Долгуша Юлия Сергеевна279
Профессиональные и личностные качества: ценю в людях профессионализм, порядочность, честность, отзывчивость, люблю детей.
Россия, Краснодарский край, Краснодар

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И

МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

«ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

 

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

 

ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

 

 

«Эко-дом»

 

Уровень программы: _________базовый________

 

Срок реализации программы:_____1 год (144 часа)

 

Возрастная категория:___________от 6 до 10 лет 

 

Вид программы:_______________авторская______

 

 

Методист ГБУ ДО КК ЭБЦ

Ю.С. Долгуша

 

 

г. Краснодар

 

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы

1.1. Пояснительная записка

 

1. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эко-дом» является программой естественно - научной направленности.

2. Новизна данной программы заключается в обновлении содержания и методического оснащения современным дидактическим материалом по экологии, в интеграции традиционных знаний с конкурсными и познавательными мероприятиями. 

Актуальность программы выражается в воспитании экологической культуры и грамотности у детей младшего возраста, получение знаний и навыков в области общей и практической экологии, переосмысление мировоззренческих, культурных ориентиров учащихся, становление целостной личности.

Педагогическая целесообразность формирует определённую эколого-этическую позицию, осмысленное ответственное отношение ко всему живому, развивает творческую деятельность и креативное мышление у учащихся, способствует формированию активной жизненной позиции, на основе чего в дальнейшем устанавливаются взаимоотношения с природой и окружающей средой.

3. Отличительные особенности программы от базовой, на основании которой написана авторская, в том, что она предполагает проведение с учащимися краткосрочных экологических исследований в природе. В процессе работы учащиеся овладевают навыками исследовательской деятельности, знакомятся с реальными живыми объектами природы, учатся самостоятельно познавать явления и процессы, происходящие в природе в разные сезоны года, изучают взаимосвязи живых и неживых компонентов природы, а также влияние человеческой деятельности на естественные экосистемы.

4. Адресат программы: обучение по программе осуществляется с детьми, прошедшими вступительные тестовые задания, с любым видом и типом психофизиологических особенностей, имеющими разную социальную принадлежность, пол и национальность, возраст детей от 6 до 10 лет.

5. Уровень, объем и сроки реализации программы: уровень программы
«Эко-дом» - базовый, срок реализации – 1 год, запланированное количество часов для реализации программы – 144 часа.

6. Форма обучения: очная.

7. Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 часа.

8. Особенности организации образовательного процесса: учащимся предлагается тематика теоретических и практических занятий, направленных на удовлетворение индивидуальных познавательных запросов детей; большое внимание в программе уделяется проведению практической работы; самостоятельная постановка даже самых простых наблюдений и опытов прививает учащимся навыки исследовательской деятельности, приучает их к бережному отношению к окружающему миру. Совместно с исследовательской деятельностью будут использоваться и такие формы работы как: комплексные экскурсии, различные типы игр, конкурсы рисунков, просмотр видеофильмов, проведение природоохранных экологических акций и тематических дней.

 

1.2. Цель и задачи программы

Цель программы: Формирование у учащихся экологического мышления, гуманного и ответственного отношения к природе. Развитие личности, способной к самореализации через творческое воплощение исследовательские работы.

Задачи программы:

Предметные:

углублять знания детей о человеке, растениях и животных, показывая многообразие объектов живой и неживой природы, явлений природы;

изучать природу родного края;

уметь правильно оформлять исследовательские работы;

уметь представлять исследовательскую работу перед аудиторией.

Личностные:

воспитывать активную гражданскую позицию, любовь и бережное отношение к природе и своему здоровью;

принимать участие в природоохранных экологических акциях и тематических днях;

формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

-формировать коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебно-исследовательской и творческой деятельности.

Метапредметные:

развивать самостоятельность и инициативность через исследовательскую деятельность;

- приобретать умение ставить перед собой цели и определять задачи;

- развивать коммуникативные способности (в опыте коллективной и групповой работы).

1.3. Содержание программы

 

В основу программы положен развивающий принцип обучения. Содержание программы соответствует целям и задачам, изложенным в пояснительной записке.

 

Содержание программы отражено в учебно-тематическом плане (таблица 1).

 

Таблица 1. Учебно-тематический план

 

Тема

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

 

Экология предмет интересен или нет?

6

4

2

Тестирование

 

Мир растений.

26

16

10

Конкурс рисунков, презентация исследовательских работ

 

Животный мир почвы.

8

6

2

Конкурс рисунков

 

Вода и её обитатели.

16

10

6

Презентация исследовательских работ

 

Насекомые.

10

6

4

Фронтальный опрос

 

Животный мир.

28

18

10

Конкурс рисунков и поделок, презентация исследовательских работ

 

Птицы.

8

6

2

Конкурс рисунков

 

Экологические связи живой и неживой природы.

14

8

6

Фронтальный опрос

 

Здоровье человека и окружающая среда.

26

16

10

Тестирование, презентация исследовательских работ

 

Итоговое занятие.

2

-

2

Итоговая викторина

 

ИТОГО:

144

90

54

 

 

Содержание программы

 

Раздел 1. Экология предмет интересен или нет? (6ч)

Теория: Знакомство. План работы объединения. Основы ТБ. Беседа «Что такое экология». Знакомство с исследовательской деятельностью. Коллективное обсуждение «Какие могут быть исследовательские работы по экологии, их этапы проведения».

Практика: Экскурсия по «Эколого-биологическому Центру». Конкурс рисунков «Природа в моей жизни».

Раздел 2. Мир растений.(26ч)

Теория: Понятие о живом. Для чего нужны растения. Природа вокруг нас. Разнообразие растений (водоросли, мхи, хвойные, цветковые). Зелёная аптека (подорожник, чистотел, липа, калина, дуб). Сезонные изменения растений. Растения Краснодарского края, занесённые в Красную книгу. Комнатные растения (герань, каланхоэ, бегония, кактус).

Определение тем исследовательской деятельности, целей и задач.

Практика: Заготовить природный материал для изготовления поделок из природного материала; Экскурсия в Дендрарий, теплицу «Эколого-биологического Центра». Уход за комнатными растениями. Изготовление листовок и рисунков «Сохраним жизнь природе». Участие в конкурсе экологических проектов в номинации «Зелёная аптека». Сбор данных, обработка, интерпретация данных исследовательских работ. Оформление исследовательских работ и их публичная презентация.

Раздел 3. Животный мир почвы (8ч)

Теория: Почвенный покров Земли. Невидимый почвенный мир. Связь растений, животных и почв.

Практика: Конкурс рисунков «Земля, глазами детей»

Раздел 4. Вода и её обитатели (16ч)

Теория: Экология воды (познакомить детей с проблемой загрязнения воды). Роль воды в жизни растений и животных. Круговорот воды в природе. Жители водоёмов, занесённые в Красную книгу Краснодарского края и России. Участие в исследовательских водных проектах («Вода в доме»; «Капелька воды спасёт жизнь»). Определение тем исследовательской деятельности, целей и задач.

Практика: Опыт «Оптические свойства воды»; заполнить дневник по проведению опыта; Экскурсия к прудам «Эколого-биологического Центра»; Изготовление листовок, участие в Всероссийской экологической акции «Голубая лента». Конкурс рисунков «Нашим рекам чистые берега». Участие в краевом конкурсе «Моя малая родина». Сбор данных, обработка, интерпретация данных исследовательских работ. Оформление исследовательских работ и их публичная презентация.

Раздел 5. Насекомые (10ч).

Теория: Классификация насекомых. Насекомые вредители. Полезные насекомые.

Практика: Конкурс рисунков, дидактическая игра.

Раздел 6. Животный мир (28ч)

Теория: Царство животных. Влияние сезонных изменений на жизнь животных. Охрана животных. Красная книга. Домашние животные. Дикие животные.

Беседа «Как люди помогают лесным животным». Определение тем исследовательской деятельности, целей и задач.

Практика: Экскурсия в зоопарк «Эколого-биологического Центра». Конкурс рисунков «Мой лучший друг». Поделки животных из природного материала по замыслу учащихся. Дидактическая игра «Угадай, кто я». Экскурсия в Чистяковскую рощу «Как зимуешь, белка?». Проведение акции «Покорми белку». Участие в краевом конкурсе «Семейные экологические проекты». Сбор данных, обработка, интерпретация данных исследовательских работ. Оформление исследовательских работ и их публичная презентация.

Раздел 7. Птицы (8ч)

Теория: Для чего нужен воздух. Свойства воздуха. Первые птицы. Многообразие жителей воздушной среды обитания. Охрана птиц. Птицы, занесённые в Красную книгу. Дикие и домашние птицы.

Практика: Экскурсия в Чистяковскую рощу, Дендрарий «Эколого-биологического Центра». Наблюдаем за птицами весной. Конкурс рисунков «Птица счастья». Участие в акции «Птицы Кубани», операции «День птиц».

Раздел 8. Экологические связи живой и неживой природы (14ч)

Теория: Связи внутри живой природы. Фронтальный опрос «Значение неживой природы для жизни на Земле». Солнце-источник жизни на Земле. Загрязнение воздуха. Результат жизнедеятельности человека.

Практика: Экскурсия в Чистяковскую рощу «Наблюдаем за живой и неживой природой». Определение влияния солнечного света и воды на жизнь комнатных растений. Конкурс рисунков «В единстве с природой».

Раздел 9. Здоровье человека и окружающая среда (26ч)

Теория: Взаимодействия между человеком, животными и растениями. Положительная и отрицательная роль человека в природе. Влияние экологии на здоровье человека. Великий круговорот жизни. Беседа «Чем человек отличается от животных». «Чистая природа-здоровье нации». Определение тем исследовательской деятельности, целей и задач.

Практика: Экскурсия в зоопарк «Навести друга». Экологическая акция «Чистый воздух». Оформление дневников наблюдений. Конкурс экологических плакатов «Мы в ответе за планету». Сбор данных, обработка, интерпретация данных исследовательских работ. Оформление исследовательских работ и их публичная презентация работ.

Раздел 10. Итоговое занятие (2ч)

Проведение итоговой викторины «Что? Где? Когда?»

Планируемые образовательные результаты

Результаты

Формируемые знания и умения

Предметные

- расширение знаний детей о человеке, растениях и животных, живой и неживой природе;

- изучение особенностей природы родного края;

- формирование исследовательских навыков.

Метапредметные

 

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками, работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты;

- формирование навыков ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- формирование самостоятельности и инициативности через исследовательскую деятельность.

Личностные

- становление активной гражданской позиции, бережного отношения к природе и своему здоровью;

- умение ставить перед собой цели и определять задачи;

- участие в природоохранных экологических акциях и тематических днях.

 

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий.

2.1. Календарно-учебный график

 

Календарно-учебный график представлен в виде календарно-тематического планирования в приложении 1.

 

2.2. Условия реализации программы

 

Учебный кабинет.

Наглядные пособия.

Иллюстративный материал, посвящённый животным и растениям (таблицы, фотоматериалы, рисунки).

Канцелярские принадлежности (ручки, карандаши, краски, клей, тетради).

Справочная литература.

Видеофильмы по направлению деятельности, компьютерные презентации.

Цифровые образовательные ресурсы: Компьютер. Электронные учебные пособия, фотоаппарат.

Информационный материал к темам программы.

Природный материал.

2.3. Формы аттестации

Первоначальная (сентябрь) проводится в начале учебного года для определения уровня знаний необходимых для обучения на базовом уровне данной программы - тестирование.

Текущая проводится в конце изучения каждой темы – конкурс рисунков, фронтальный опрос, конкурс поделок, презентация исследовательских работ.

Итоговая (май) - оценка качества обученности учащихся по завершению обучения по программе - итоговая викторина.

2.4. Оценочные материалы:

Для диагностики результативности освоения программы используются методики: «Оценка сформированности компетенций учащихся»; «Ваше отношение к природе» (методика Ясвин В.А., Пупиньш М.Ф.); опросник Стефансона (изучения представлений о себе); тест Рокича «Ценностные ориентации»; определение психологического климата группы (Л.Н.Лутошкин); определение индекса групповой сплоченности Сишора, статистический отчет социальной и творческой активности учащихся (приложение 1).

2.5. Методические материалы:

Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей по программе «Эко-дом» представляет собой специально организованную деятельность педагога и учащихся, направленную на решение задач обучения, воспитания, развития личности. Образовательный процесс отвечает следующим требованиям:

имеет развивающий характер, т.е. направлен на развитие у детей природных задатков и интересов;

разнообразный как по форме (групповые и индивидуальные, теоретические и практические, исполнительские и творческие занятия), так и по содержанию;

включает в себя педагогический мониторинг в ходе реализации программы;

базируется на развивающих методах обучения детей;

используется диагностика интересов и мотивации детей с тем, чтобы обеспечить такое многообразие видов деятельности и форм их осуществления, которое позволило бы разным детям с разными интересами и проблемами найти для себя занятие по душе;

основывается на социальном заказе общества.

Образовательный процесс осуществляется через учебное занятие (теорию или практику).

На занятиях используются следующие методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый, исследовательский, игровой.

Применяемые методы воспитания:

методы формирования сознания (методы убеждения) – объяснение, рассказ, беседа, диспут, пример;

методы организации деятельности и формирования опыта поведения – приучение, педагогическое требование, общественное мнение, воспитывающие ситуации;

методы стимулирования поведения и деятельности – поощрение (выражение положительной оценки, признание качеств и поступков) и наказание (осуждение действий и поступков, противоречащих нормам поведения).

В процессе обучения ребята видят закономерности окружающего мира и идут по естественным законам природы и жизни. Моделируя различные схемы, выполняя творческие задания, дети вникают в естественные законы природы, учатся видеть прекрасное и дорогое в жизни, и во всем окружающем. В ходе реализации программы используются следующие педагогические технологии:

деятельностно-ориентированные подходы к разработкам и составлению занятий, а также и элементы технологии сотрудничества присутствуют на каждом занятии;

здоровьесберегающие технологии (это физкультурные минутки (ритмические, танцевальные, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика), физкультурные паузы (общеразвивающие упражнения, двигательные действия и задания, гимнастика ума и др.), динамические перемены (физкультурно- спортивные, сюжетно-ролевые игры, игровые и др.). В своей работе использую элементы методики В.Ф. Базарного). Комплексное использование оздоровительных мероприятий в учебном процессе позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, что в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся;

методика разноуровневого обучения, дифференцированное обучение повышает возможность индивидуального развития каждого ребёнка и его интеллектуального роста;

игровую технологию (игровая деятельность выполняет такие функции, как коммуникативную, творческую, диагностическую, самореализации);

технология индивидуализации обучения;

технология развивающего обучения;

технология исследовательской деятельности;

коммуникативная технология обучения;

технология коллективной творческой деятельности.

Формы организации учебного занятия:

При реализации программы, в зависимости от решаемых задач с учащимися, занятия проводятся в группах и индивидуально. При этом используются следующие формы проведения занятий:

устное изложение какой-либо темы, развивающее творческую мыслительную деятельность обучающихся;

экскурсия;

учебная игра;

защита работы;

викторина;

творческая мастерская;

практическое занятие;

встреча с интересными людьми и другие.

 

Примеры дидактических материалов, викторин, заданий, используемых на занятиях, а также конспекты занятий приведены в приложении 2.

 

Алгоритм учебного занятия приведен в приложении 3

 

Рекомендуемая литература для педагогов и детей

 

Список литературы

(для педагога)

Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования: методическое пособие для педагогов – руководителей проектов учащихся основной школы / Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2006. – 176 с.

Маслова Е.В. Творческие работы школьников. Алгоритм построения и оформления. – Москва, издательство «Аркти», 2006.

Левитман М.Х. Экология предмет: интересно или нет? СПб: Союз, 1998

А.Н. Захлебный Полевой экологический практикум: проект «Влияние человека на экосистему леса» – М.: 2010

Н.М. Чернова «Основы экологии»– М.: Дрофа, 2008

Красная Книга России – М.: 2009

Зверев И.Д. «Введение в экологические системы»2007

Методическое пособие для учителей «В союзе с природой»2010

Батан Л. Ф.. Развитие познавательной активности в адаптивной технологии обучения: Курс лекций. Новос. : Изд-во НИПКиПРО, 2010

Белкин А.С.. Ситуация успеха. Как ее создать. Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении. Издательско-торговый дом «Корифей» - Волгоград, 2007.

Список литературы

(для учащихся)

Планета Земля: Энциклопедия – М.: РОСМЭН, 2010

СЕРИЯ «Тайны вселенной» «Наша планета»: Энциклопедия – М.: РОСМЭН, 2008

«Я познаю мир: детская энциклопедия»: Экология – М.6 ООО Фирма «Издательство АСТ» – 2012

 

 

 

 

Приложение 1

 

Методики выявления уровня компетентности учащихся в результате освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Эко-дом».

 

Цель: определить уровень освоения дополнительной общеобразовательной программы учащимися.

Сроки диагностики: вводная – сентябрь, итоговая май.

Параметры диагностирования:

I. Ключевые компетенции по трем направлениям;

II. Метапредметные компетенции по 6 направлениям;

III. Предметные компетенции.

Шкала оценки (уровень): В – высокий (проявляется полностью); В/с – выше среднего (проявляется большая часть показателей); С - средний (проявляется половина из перечисленных показателей); Н/с – ниже среднего (проявляется минимум показателей или совсем не проявляется).

I. Методика оценки ключевых компетенций

Компетенции

 

Показатели уровня

сформированности

1.1

Компетенции самопроявления

1.Проявляет способность к саморазвитию.

2.Управляет своим эмоциональным состоянием.

3.Умеет сконцентрироваться, мобилизоваться.

4.Стремится к конечному результату.

5.Проявляет силу воли.

6.Проявляет уверенность в своих силах.

7.Самодостаточен.

8.Способен сконцентрироваться на выполнении задания

9.Способен к самоконтролю и рефлексии.

10.Знает свои сильные и слабые стороны

9-10 показателей

высокий уровень;

6-8-выше среднего;

5 -средний;

1-4 –ниже среднего

 

1.2

Информационная компетенция

1. Способен работать с разнообразной информацией.

2. Умеет использовать ИКТ - технологии.

3. Умеет пользоваться собранной информацией:

анализировать, обобщать, делать выводы.

 

3- высокий уровень;

2-выше среднего;

1 -средний;

0–ниже среднего

 

1.3

Коммуникативная компетенция

1. Способен высказывать свое мнение.

2. Умеет публично выступать.

3. Понимает, как вести себя с взрослыми и ровесниками.

4. Комфортно чувствует себя в коллективе сверстников.

5. Эмоционально привязан к родителям и взрослым.

6. Понимает, что нельзя высмеивать, обижать, дразнить

7. Способен работать в группе.

8. Понимает ценность своей активности.

9. Осознаѐт ценность языкового и речевого развития.

10. Способен побуждать других людей работать сообща

ради достижения поставленной цели.

11. Способен проявлять эмпатию, чувствительность к

эмоциональному состоянию собеседников.

12. Проявляет гибкость, способность адекватно менять

свое поведение в зависимости от ситуации.

 

10-12 показателей

высокий уровень;

7-9-выше среднего;

5-6 -средний;

1-4 –ниже среднего

Средства контроля: опросник Стефансона (изучения представлений о себе); тест Рокича

«Ценностные ориентации»; определение психологического климата группы

(Л.Н.Лутошкин); определение индекса групповой сплоченности Сишора, наблюдение,

тестирование, контрольное задание, самооценка.

 

 

Приложение 2

 

Конспект урока

 

Тема: «О взаимосвязях в природе»

 

Цели и задачи занятия:установление связей в природе; освоение правил поведения в природе; воспитание у детей доброты и бережного отношения к живой природе; расширение знаний о зимовке птиц.

Ход занятия:

Организационный момент (10мин)

Педагог: Ребята! Вы любите путешествовать? На каких видах транспорта вы путешествовали?

Ответы детей.

Педагог: Ребята, я предлагаю вам отправиться в небольшое путешествие в лес. Согласны? А как надо вести себя в лесу, вы знаете? Чего не следует делать? А как вы поступите, если встретите в лесу маленького зайчика? А как вы поступите, если на вашем пути повстречается гнездо?

Дети рассказывают правила поведения в лесу.

Актуализация знаний (10мин)

Педагог: Дети, а вы любите чудеса? Хотите чудо совершить? Посмотрите, какое несчастное дерево повстречалось на нашем пути. Давайте попытаемся сделать его счастливым. Как мы можем ему помочь?

Обсуждение с детьми (полить, окопать, скворечник повесить, побелить, приласкать, попросить солнышко согреть его, песенку спеть и т.д.) Дети развешивают листочки на дереве.

Педагог: Посмотрите, ребята, какое чудесное весёлое деревце получилось. Скажите, мы сейчас сделали добро или зло? Как вы понимаете, что такое добро?

Ответы детей.

Изучение нового материала (10мин)

Педагог: Ребята, а кого мы можем встретить в лесу?

Ответы детей (волка, медведя, лису…)

Педагог: А каких птиц вы знаете?

Ответы детей (воробья, ворону, синичку…)

Педагог: Ребята, а вы знаете, что необходимо для жизни птиц? Я раздам вам конверты с картинками, на которых нарисованы птицы. Вы должны будете определить, что это за птичка и что необходимо для её жизни. Если вы правильно составите цепочку, то птичка останется жить в нашем лесу.

 

Физминутка (10мин)

 

5. Заключительная часть (10мин)

Дети играют в игру «Экологическая цепочка». Индивидуальная работа в ходе игры. Один-два ребёнка объясняют почему они составили именно такую цепочку.

Совершенствование знаний (10мин)

Молодцы! Посмотрите, сколько много картинок птиц у меня? Скажите, мы всех их можем увидеть зимой? Как называются те птицы, которые остаются? (зимующие) А которые улетают? (перелётные). Давайте разделим птиц на зимующих и перелётных. Назовём перелётных птиц, и объясним почему они улетают. Назовём зимующих птиц. Как вы думаете, легко ли птицам зимовать? Почему? А как мы можем им помочь?

Дети отвечают, что можно сделать кормушки.

6. Итог занятия и выводы (10мин)

Педагог с детьми обсуждает как сделать кормушки и все вместе приступают к их созданию. Педагог старается привлечь также и родителей к помощи детям. А на следующее занятие решено пойти в дендрарий «Эколого-биологического Центра» и повесить готовые кормушки с едой для птичек.

Ребята, понравилось вам путешествие? Что понравилось больше всего? И вы мне очень понравились! Молодцы!

 

 

Викторина «Загадки окружающего мира»

 

Цель: Уточнить представления детей о животных, насекомых, растениях. Знакомство с особенностями насекомых, животных. Экологическое воспитание.

 

Разгадай загадки:

 

1) Растёт зелёный кустик, дотронешься - укусит. (Крапива)

 

2) Очень густо он растёт

Незаметно он цветёт,

А когда приходит лето

Мы едим его конфеты,

Не в бумажке, а в скорлупке-

Берегите, детки, зубки. (Орех)

 

3) Белые горошки

На зелёной ножке. (Ландыш)

 

4) Летом-в огороде

Свежие, зелёные,

А зимою в бочке

Крепкие, солёные. (Огурцы)

 

5) Землю пробуравил

Корешок оставил

Сам на свет явился

Шапочкой прикрылся. (Гриб)

 

6) Кудри в речки опустила

И о чём-то загрустила

А о чём она грустит

Никому не говорит. (Ива)

 

7) Кислое, румяное

И расту на ветке

Любят меня взрослые

И маленькие дети. (Яблоко)

 

Эстафета знатоков природы:

 

- Как называется созвездие, которое образует ковш? (Созвездие Белая Медведица)

- Из какого камня можно высекать искры? (Кремний)

- Какое комнатное растение привезено к нам из далёкой, жаркой пустыни? (Кактус)

- Что растёт на веточках ели и сосны вместо листочков? (Хвоинки)

- Сколько ног у насекомых? (6)

- Чем покрыто тело рыб? (Чешуёй)

- Чем покрыто тело птиц? (Перья)

- Чем покрыто тело зверей? (Шерстью)

 

Физминутка

 

Птицы (Машут крыльями)

Звери (Прыгают)

Рыбы (Плывут)

 

Олень, голубь, карась, акула, дятел, заяц, сова, медведь, щука, утка, кошка, мышка, ласточка, окунь, курица.

 

Соревнование:

Кто напишет больше разных птиц? (Подведение итогов-3 лучших участника)

 

Вспомним насекомых:

При наблюдении за насекомыми надо выполнять следующие правила:

 

- Подходи к насекомому так, чтобы на него не упала твоя тень;

- Не делай резких движений, чтобы не спугнуть насекомое;

- Не трогай его руками.

 

Загадки о насекомых:

1) Осенью в щель заберётся, а весной проснётся (Муха)

2)На лугу живёт скрипач, носит фрак и ходит вскачь (Кузнечик)

3) Нос долог, голос тонок. Кто его убьёт, тот свою кровь прольёт (Комар)

4) В лесу у пня - суетня, беготня: народ рабочий весь день хлопочет. (Муравей).

 

 

Приложение 3

Алгоритм учебного занятия

 

Дата «__»_____________года

 

Номер занятия

 

Раздел

 

Тема занятия

 

Цель, задачи занятия

Оборудование, дидактический материал

 

1. Приветствие. Перед началом занятия приветствие всех участников занятия.

2. Повторение пройденного материала. Краткий обзор предыдущего занятия: вспомнить тему, основную мысль предыдущей встречи; вывод, сделанный в результате проведенного занятия.

3. Проверка домашнего задания (если такое задание было). Основное требование заключается в том, чтобы практическое задание было выполнено согласно требованиям к выполнению практических работ.

4. Введение в предлагаемый образовательный материал или информацию. Введение начинается с вопросов, которые способствуют наращиванию интереса у детей к новому материалу. Стимулирование интереса обучающихся через введении аналогий, способствующих концентрации внимания и сохранению интереса.

5. Предлагаемый образовательный материал или информация. Изложение нового материала или информации предлагается учащимся в форме рассказа. Готовятся наглядные пособия и материалы, вопросы аналитического содержания.

5.1. Обобщение. Детям предлагается самим дать оценку информации. Подвести итог общему рассуждению. Выделить основную главную мысль, заложенную в материале, информации.

5.2. Вывод. Советы и рекомендации по практическому применению материала, информации.

5.3. Заключение. Сформулировав советы и рекомендации, обучающимся предлагается использовать материал, информацию в своей практической творческой деятельности.

6. Для закрепления информации проводится игровая или творческая часть занятия.

7. Контрольный опрос детей по всему ходу занятия. При подготовке любого занятия учитывается следующие правила.

Игровая часть: викторина (подробное описание условия или программы викторины); конкурс (подробное описание); разгадывание кроссворда (с учетом категории сложности); загадки (желательно тематического характера); ребус (с учетом объема знаний и особенностей возраста) и т.д.

Творческая часть: рисование (определить тему и подготовить материалы для данного вида деятельности); лепка; аппликация (заблаговременно предупредить детей о необходимых материалах для данного вида деятельности) и т.д.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.