Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир открытий»
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Мир открытий»
Направленность: естественнонаучная Возраст обучающихся: 5-10 лет Срок реализации: 1 год |
2024г.
2. Паспорт программы
Название программы | «Мир открытий» | |
Направленность, классификация программы | естественнонаучная, модифицированная | |
Срок реализации программы | 1 год | |
Возраст обучающихся | 5-10 лет | |
Количество обучающихся по программе | 10-12 | |
Цель | создание условий для познания окружающего мира через исследовательскую и проектную деятельность | |
Задачи | образовательные: расширять и углублять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук; научить пользоваться приборами при проведении экспериментов; формировать интерес к исследовательской деятельности; познакомить с технологиями изготовления поделок с использованием природных и декоративных материалов; развивающие: развивать стремление к экспериментальной и исследовательской деятельности; развивать внимательность, усидчивость, любознательность, умение работать в коллективе; развивать и совершенствовать познавательную деятельность; воспитательные: воспитывать самостоятельность, целеустремленность и ответственность; воспитывать бережное отношение к природе, умение видеть и понимать красоту окружающей среды; воспитывать приобщение к национальной культуре и традициям родного края; воспитывать нравственно-патриотические чувства. | |
Документы, послужившие основанием для разработки программы | Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р; Постановление 21.03.2022 г. № 9 «О внесении изменений СанПиН 3.1/2.4.3598-20 (Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей)»; Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; Устав МАУДО «Центр детского творчества». | |
Образовательные форматы | очно (принцип workshop) – обучающиеся проходят курс коллективно при поддержке педагога; заочно – обучающиеся получают задание, после выполнения отправляют готовый результат; дистанционно – выполнение заданий с постоянной технической поддержкой. Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, коллективная, групповая. Программа рассчитана на 1 год. Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 занятия продолжительностью 30 минут (для обучающихся 5-7 лет) и 40 минут (для обучающихся 8-10 лет). Формы контроля: тестирование, самостоятельная работа, викторина, наблюдение, индивидуальный опрос, результаты конкурсов и олимпиад, личные достижения обучающегося. | |
Требования к условиям организации образовательного процесса | Для заочных, дистанционных занятий и самообучения: Персональный компьютер Операционная система Windows Установленный браузер Доступ в интернет Для очных занятий: Аудитория со столами и стульями Принтер-сканер-ксерокс Проектор Интерактивная доска. | |
Ожидаемые результаты освоения программы | Личностные результаты: У обучающихся будут сформированы: развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства; знания основных принципов и правил отношения к живой природе; познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы; ответственное отношение к природе, осознание необходимости сохранения окружающей среды; мотивация дальнейшего изучения природы. Метапредметные результаты: У обучающихся будут сформированы действия: овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности; умение работать с разными источниками информации, анализировать, оценивать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; умение аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности; умение ставить цели и планировать учебную деятельность, проводить самооценку уровня личных достижений. Предметные результаты: К концу обучения обучающиеся будут знать: о видовом многообразии растительного и животного мира ХМАО-Югры и России; обогащаться знаниями в области естественных наук и экологии; правила техники безопасности при проведении опытов и экспериментов; основы проектно-исследовательской деятельности, структуру исследовательской работы. К концу обучения обучающиеся будут уметь: применять на практике изученный теоретический материал и применять его при проведении опытов и экспериментов с объектами живой и неживой природы; вести наблюдения за окружающей природой. | |
Возможные риски и пути их преодоления при дистанционном обучении | Риски программы | Пути преодоления |
Во время дистанционного обучения не у всех обучающихся могут быть компьютеры (устройства), чтобы заниматься онлайн | Возможность заниматься онлайн по видеозаписи занятия | |
Не хватает минимальных знаний пользования ПК у детей и родителей – отсюда проблема выполнять задания | Создание подробных видеоинструкций, изложенных простым, доступным языком | |
Пассивность родителей | Привлечение родителей к совместным с детьми мероприятиям, анкетирование | |
Отсутствие заинтересованности обучающихся к проектной деятельности | Рекламирование результатов реализованных проектов обучающихся, определение алгоритма и критериев оценивания проектов | |
Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, специальные помещения, ИКТ и др.) | Техническое обеспечение Для очных занятий: средства обучения: учебный кабинет, оборудованный в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями на 12 ученических мест с выходом в Интернет, мультемидийные презентации. Для дистанционных занятий: Программное обеспечение: Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор. Для заочных, дистанционных занятий и самообучения: Персональный компьютер. Операционная система Windows. Установленный браузер. Доступ в интернет. |
3. Пояснительная записка
Аннотация
Общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир открытий» разработана в связи с растущим интересом обучающихся к познанию окружающего мира через исследовательскую и проектную деятельность. Особенность освоения содержания программы – применение игровых форм, творческих практических заданий, освоение обучающимися элементарными способами естественнонаучного познания природы, которые помогают осмыслить полученные знания.
В рамках реализации программы особое значение уделяется патриотическому воспитанию. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию, его нельзя определить несколькими словами. Это любовь к родным местам, гордость за свой народ, ощущение неразрывности с окружающим миром, желание сохранить и преумножить богатство Родины.
Направленность программы
Данная программа имеет естественнонаучную направленность. Содержание программы направлена на изучение и расширение естественнонаучных знаний, позволяющих прививать интерес к предметам естественнонаучной направленности и использовать эти знания на практике, удовлетворение потребностей и интересов обучающихся. Уровень освоения программы – стартовый
Нормативно-правовые документы
при разработке дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Мир открытий»:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р;
Постановление 21.03.2022 г. № 9 «О внесении изменений СанПиН 3.1/2.4.3598-20 (Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей)».
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
Устав МАУДО «Центр детского творчества».
Актуальность программы
Актуальность программы состоит в том, что она направлена на развитие у детей интереса к естественным наукам и стимулирует креативное мышление, логическое мышление и умение анализировать информацию. Кроме того, она помогает детям понять мир вокруг себя, изучая законы природы, а также развить у них навыки и умения, которые могут пригодиться им в будущем. Таким образом, программа способствует формированию у детей комплексных знаний, развитию их интеллекта и подготовке их к успешной учебе через проектную деятельность.
В процессе занятий обучающиеся являются непосредственными создателями удивительных творческих и исследовательских работ.
Исследовательская и проектная работа по изготовлению изделий из природного материала способствует развитию личности ребенка, воспитанию характера, формирует такие качества как настойчивость, целеустремленность, терпение, умение доводить начатое дело до конца, помогает воспитывать гармонически развитую личность.
Региональный компонент в программе позволяет детям приобретать экологические знания, знакомить обучающихся природой родного края через участие в экологических операциях, акциях посредством которых будет сформирована активная экологическая и гражданская позиция.
Новизна и отличительные особенности
В содержании программы рассматривается сочетание различных форм работы, обеспечивающие полноценное усвоение знаний и экологически верное их применение в игровой, познавательной, учебной, творческой деятельности. Именно исследовательская деятельность может помочь обучающимся выявить местные экологические проблемы с тем, чтобы в дальнейшем развернуть посильную работу по их устранению.
Адресат программы: дети в возрасте от 5 до 10 лет, проживающие на территории Сургутского района.
Возрастные, психофизиологические особенности детей, базовые знания, умения и навыки соответствуют данному виду деятельности. Для детей этого возраста важен личный успех в деятельности, удовлетворение своих интересов и некоторое общественное признание. Им необходимо выразить свою точку зрения в творческом деле, достигнуть успеха в сфере интересной значимой деятельности, повысить собственную самооценку.
Педагогическая целесообразность
Данная программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в практической деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
Цель программы: создание условий для познания окружающего мира через исследовательскую и проектную деятельность
Задачи программы:
образовательные:
расширять и углублять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук;
научить пользоваться приборами при проведении экспериментов;
формировать интерес к исследовательской деятельности;
познакомить с технологиями изготовления поделок с использованием природных и декоративных материалов;
развивающие:
развивать стремление к экспериментальной и исследовательской деятельности;
развивать внимательность, усидчивость, любознательность, умение работать в коллективе;
развивать и совершенствовать познавательную деятельность;
воспитательные:
воспитывать самостоятельность, целеустремленность и ответственность;
воспитывать бережное отношение к природе, умение видеть и понимать красоту окружающей среды;
воспитывать приобщение к национальной культуре и традициям родного края;
воспитывать нравственно-патриотические чувства.
Формы организации деятельности обучающихся на занятии: фронтальная, индивидуальная, групповая.
При реализации данной программы используются информационно-коммуникационная, проектная, кейс-технология, технология проблемного обучения, здоровьесберегающая и игровая технологии.
Организационно – педагогические условия
Направленность программы: естественнонаучная.
Срок реализации программы: 1 год (144 часа).
Возраст обучающихся: 5-10 лет.
Количество обучающихся в группе: 10-12 человек.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 занятия продолжительностью 30 минут (для обучающихся 5-7 лет) и 40 минут (для обучающихся 8-10 лет).
Характеристика педагогического состава: педагог, работающий по данной программе, должен иметь высшее или среднее профессиональное образование в данном направлении деятельности.
4. Планируемые результаты
Предметные результаты:
К концу обучения обучающиеся будут знать:
о видовом многообразии растительного и животного мира;
обогащаться знаниями в области естественных наук и экологии;
правила техники безопасности при проведении опытов и экспериментов;
основы проектно-исследовательской деятельности, структуру исследовательской работы.
К концу обучения обучающиеся будут уметь:
применять на практике изученный теоретический материал и применять его при проведении опытов и экспериментов;
вести наблюдения за окружающей природой.
Метапредметные результаты:
У обучающихся будут сформированы действия:
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности;
умение работать с разными источниками информации, анализировать, оценивать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;
умение аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;
овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности;
умение ставить цели и планировать учебную деятельность, проводить самооценку уровня личных учебных достижений.
Личностные результаты:
У обучающихся будут сформированы:
развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства;
знания основных принципов и правил отношения к живой природе;
познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы;
ответственное отношение к природе, осознание необходимости сохранения окружающей среды;
мотивация дальнейшего изучения природы.
5. Формы проведения аттестации
Формы проведения аттестации: опрос, тестирование, педагогическое наблюдение, практические задания, фестивали, конкурсы, открытые и итоговые занятия (Приложение №1).
Учебный план
№ п/п | Название раздела | Количество часов | Формы аттестации, контроля | ||
Всего часов | Теория | Практика | |||
I | «Мир открытий» | 36 | 10 | 26 | Вводный тест, наблюдение, практическая работа, опрос |
II | «Занимательные эксперименты» | 36 | 10 | 26 | Педагогическое наблюдение, практическая работа, обсуждение |
III | «Клуб почемучек» | 36 | 10 | 26 | Педагогическое наблюдение, практическая работа, опрос |
IV | «Простая наука» | 36 | 10 | 26 | Педагогическое наблюдение, практическая работа |
| ВСЕГО: | 144 | 40 | 104 | |
Календарный учебный график
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол- во часов | Тема раздела | Место проведения | Форма контроля |
I | | | | Беседа, практическая коллективная работа | 36 | «Мир открытий» | МАУДО «ЦДТ» | Вводный тест, наблюдение, практическая работа, опрос |
II | | | | Презентация, беседа, практическое занятие | 36 | «Занимательные эксперименты» | МАУДО «ЦДТ» | Педагогическое наблюдение, практическая работа, обсуждение |
III | | | | Презентация, беседа, практическое занятие | 36 | «Клуб почемучек» | МАУДО «ЦДТ» | Педагогическое наблюдение, практическая работа, опрос |
IV | | | | Просмотр видеофильма, самостоятельная работа | 36 | «Простая наука» | МАУДО «ЦДТ» | Педагогическое наблюдение, практическая работа, опрос |
6. Условия реализации программы
Материально-техническое оснащение занятий:
Для очных занятий:
Средства обучения: учебный кабинет, оборудованный в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями на 12 ученических мест с выходом в Интернет, мультемидийные презентации.
Инструменты и материалы (ориентировочные): ножницы, цветные карандаши, клей-карандаш, картон белый и цветной, цветная бумага.
Программное обеспечение:
Оборудование: компьютер-1 шт., проектор -1 шт., интерактивная доска -1 шт.
Для заочных, дистанционных занятий и самообучения: Персональный компьютер. Операционная система Windows10. Microsoft Office 2010 (MS Word, MS Power Point). Установленный браузер. Доступ в интернет.
Учебно-методическое обеспечение:
1) Методические виды продукции: методические разработки игровых, конкурсных программ, бесед, сценарий мероприятий, конференций и т.д.; сборники упражнений, дидактические материалы, разработки инструкций по правилам поведения на природе, на практических занятиях, правила безопасности при работе с инструментарием.
2) Рекомендации по проведению практических работ:
Методические описания представлены в двух видах: видео, презентация. Содержание программы строится на приоритетном использовании практических, игровых методов и приемов, обеспечивающих ситуацию успеха для каждого ребенка, что способствует интеллектуальному, эмоциональному и индивидуальному развитию ребенка.
Диагностика образовательных результатов освоения Программы осуществляется по инструментарию, которая заполняется по полугодиям (Приложение 2).
Организация образовательного процесса предусматривает:
-игровую деятельность (дидактические, развивающие игры: динамические, словесные);
-творческие задания;
-экскурсии;
-исследование, экспериментирование;
-проведение простейших опытов;
-развлечения;
-проектирование, решения проблемы;
-познавательные беседы;
-чтение, просмотр познавательной, энциклопедической и художественной литературы;
-просмотр презентаций по темам.
3) Методики по исследовательской работе
Работа над проектом позволяет превратить образовательный процесс в результативную созидательную творческую работу. В работе над проектом обязательно соблюдаются определенные этапы деятельности, и на всех этапах подготовки проекта педагог выступает в роли соучастника, консультанта и помощника.
Этапы учебно-исследовательской работы:
Выбор и формулировка темы исследования
Выдвижение предположений (гипотезы)
Определение цели и задач работы
Выбор объекта, предметы исследования
Обоснование актуальности исследования
Определение методов исследования
Проведение собственно исследования (проверка гипотезы)
Результаты учебно-исследовательской работы
Защита учебно-исследовательской работы
Результаты проектной деятельности:
Уметь:
находить/видеть проблему;
формулировать, задавать вопросы;
выдвигать гипотезы;
намечать план реализации и проверки гипотезы;
оперировать понятиями по теме исследования;
графически представлять полученные результаты (таблицы, графики, диаграммы);
разрабатывать материал для проведения исследования (анкеты, вопросы к беседе);
наблюдать явления и факты;
делать выводы, умозаключения, анализировать;
структурировать материал;
доказывать свои идеи, аргументировать свою точку зрения;
работать с различными видами информации.
Основные критерии оценки исследовательских работ:
актуальность и новизна выбранной темы;
соответствие заявленной темы и содержания работы;
соответствие цели, задач и результатов работы;
степень знакомства автора с литературой по теме;
количество, актуальность и достоверность источников, использованных при подготовке работы;
целесообразность выбранных методов, приёмов и подходов к решению поставленных задач;
объём практической (непосредственно исследовательской) части работы;
умение анализировать полученные результаты;
сформированность и аргументированность собственного мнения;
язык изложения;
уровень владения терминологией;
грамотность оформления работы;
качество подготовки речи и презентации для защиты исследования;
умение отвечать на вопросы по теме исследования, вести дискуссию.
7. Содержательно-тематическая структура программы
Цель программы: создание условий для познания окружающего мира через исследовательскую и проектную деятельность
Задачи программы:
образовательные:
расширять и углублять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук;
научить пользоваться приборами при проведении экспериментов;
формировать интерес к исследовательской деятельности;
познакомить с технологиями изготовления поделок с использованием природных и декоративных материалов;
развивающие:
развивать стремление к экспериментальной и исследовательской деятельности;
развивать внимательность, усидчивость, любознательность, умение работать в коллективе;
развивать и совершенствовать познавательную деятельность;
воспитательные:
воспитывать самостоятельность, целеустремленность и ответственность;
воспитывать бережное отношение к природе, умение видеть и понимать красоту окружающей среды;
воспитывать приобщение к национальной культуре и традициям родного края;
воспитывать нравственно-патриотические чувства.
Раздел I «Мир открытий»
Теория: Вводное занятие «Волшебный мир науки». Входной контроль. Познавательный час «Мы за мир и дружбу». История открытия удивительных животных. Животные – символы. Загадки мира растений. Тайны птичьего мира. Мусорная фантазия. Муравьи и их квартиранты. «Путешествие по городу спасателей». Планета насекомых. Царства Бактерии и Грибы. Загадки на лесной тропинке. Цветочный калейдоскоп. Подводное царство. Загадки недр Земли.
Практика: Игра-аукцион «Тайны растений». Игра «Сундучок открытий». Познавательная викторина «Всё обо всём». Просмотр презентации. Изготовление открыток-памяток. Рисование животных нашего края, изготовление аппликаций на тему «Животные нашего края» из природного материала.
Раздел II «Занимательные эксперименты»
Теория: Патриотический час «В единстве наша сила». Магнитное испытание. Секретные записи. Оптические иллюзии. Настольные вулканы. Реактивный шарик. Путешествие кислорода. Час мужества «В жизни есть место подвигу». В мире пластмассы. Рисунки ветра.
Практика: Эксперименты с водой. Эксперименты с воздухом. Эксперименты с металлом. Эксперименты с бумагой. Игры с соломинкой. Забавные фокусы. Игра-соревнование «Счастливый случай». Создание мини-проекта на основе проделанных опытов и экспериментов. Промежуточная аттестация.
Раздел III «Клуб почемучек»
Теория: Почему не тонут корабли? Откуда взялись острова? Почему трава зеленая? Урок памяти «Блокадный хлеб». Почему закат красный? Почему предметы движутся? Как улитка строит свой панцирь? Зачем деревьям кора? Почему крапива жжется? Почему в Космос летают на ракете? Почему Луна не падает на Землю? Викторина «О Родине, о подвигах, о славе». Почему мир разноцветный? Почему луна меняет форму? Почему земля круглая? Почему звезды светятся ночью? Почему молния светит?
Практика: Наблюдение, составление памяток, листовок, буклетов. Игра «Умники и умницы».
Раздел IV «Простая наука»
Теория: Волшебница соль. Удивительный мир микробов. Веселая регата. Спичечный телефон. Гагаринский урок «Космос – это мы!». Рисунки солнечного света. Цветные фантазии. Чудеса, да и только… Дактилоскопия. Игра «Следствие ведут знатоки». Мир чудесных вещей и изобретений. Викторина «Научный мир».
Практика: Игра-викторина «Крым и Россия». Игра «В стране наук». Квест-игра «Путь к Победе». Игра-турнир «Что? Где? Когда?». Квест «Волшебство наук». Итоговая аттестация.
Формы, методы организации занятий: практические, словесные, учебно-игровые; объяснительный, иллюстративный, проблемный, частично-поисковый и исследовательский.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Название раздела, темы | Теория | Прак тика | Всего |
I | «Мир открытий» | 10 | 26 | 36 | |
1. | | Вводное занятие «Волшебный мир науки». Входной контроль. | 1 | 1 | 2 |
2. | | Познавательный час «Мы за мир и дружбу». | 0,5 | 1,5 | 2 |
3. | | История открытия удивительных животных. | 0,5 | 1,5 | 2 |
4. | | Игра-аукцион «Тайны растений». | 0,5 | 1,5 | 2 |
5. | | Животные – символы. | 0,5 | 1,5 | 2 |
6. | | Загадки мира растений. | 0,5 | 1,5 | 2 |
7. | | Тайны птичьего мира. | 0,5 | 1,5 | 2 |
8. | | Мусорная фантазия. | 0,5 | 1,5 | 2 |
9. | | Муравьи и их квартиранты. | 0,5 | 1,5 | 2 |
10. | | «Путешествие по городу спасателей». | 0,5 | 1,5 | 2 |
11. | | Планета насекомых. | 0,5 | 1,5 | 2 |
12. | | Царства Бактерии и Грибы. | 0,5 | 1,5 | 2 |
13. | | Загадки на лесной тропинке. | 0,5 | 1,5 | 2 |
14. | | Цветочный калейдоскоп. | 0,5 | 1,5 | 2 |
15. | | Подводное царство. | 1 | 1 | 2 |
16. | | Игра «Сундучок открытий». | 0,5 | 1,5 | 2 |
17. | | Загадки недр Земли. | 0,5 | 1,5 | 2 |
18. | | Познавательная викторина «Всё обо всём». | 0,5 | 1,5 | 2 |
II | «Занимательные эксперименты» | 10 | 26 | 36 | |
19. | | Патриотический час «В единстве наша сила». | 0,5 | 1,5 | 2 |
20. | | Магнитное испытание. | 0,5 | 1,5 | 2 |
21. | | Секретные записи. | 0,5 | 1,5 | 2 |
22. | | Оптические иллюзии. | 0,5 | 1,5 | 2 |
23. | | Настольные вулканы. | 0,5 | 1,5 | 2 |
24. | | Эксперименты с воздухом. | 0,5 | 1,5 | 2 |
25. | | Игры с соломинкой. | 0,5 | 1,5 | 2 |
26. | | Реактивный шарик. | 0,5 | 1,5 | 2 |
27. | | Путешествие кислорода. | 0,5 | 1,5 | 2 |
28. | | Час мужества «В жизни есть место подвигу». | 1 | 1 | 2 |
29. | | Эксперименты с водой. | 0,5 | 1,5 | 2 |
30. | | Эксперименты с металлом. | 0,5 | 1,5 | 2 |
31. | | Эксперименты с бумагой. | 0,5 | 1,5 | 2 |
32. | | Забавные фокусы. | 1 | 1 | 2 |
33. | | Промежуточная аттестация. | 0,5 | 1,5 | 2 |
34. | | В мире пластмассы. | 0,5 | 1,5 | 2 |
35. | | Рисунки ветра. | 0,5 | 1,5 | 2 |
36. | | Игра-соревнование «Счастливый случай». | 0,5 | 1,5 | 2 |
III | «Клуб почемучек» | 10 | 26 | 36 | |
| | Почему не тонут корабли? | 0,5 | 1,5 | 2 |
| Откуда взялись острова? | 0,5 | 1,5 | 2 | |
| Почему трава зеленая? | 0,5 | 1,5 | 2 | |
| Урок памяти «Блокадный хлеб». | 1 | 1 | 2 | |
| Почему закат красный? | 0,5 | 1,5 | 2 | |
| Почему предметы движутся? | 0,5 | 1,5 | 2 | |
| Как улитка строит свой панцирь? | 0,5 | 1,5 | 2 | |
| Зачем деревьям кора? | 0,5 | 1,5 | 2 | |
| Почему крапива жжется? | 0,5 | 1,5 | 2 | |
| Почему в Космос летают на ракете? | 0,5 | 1,5 | 2 | |
| Почему Луна не падает на Землю? | 0,5 | 1,5 | 2 | |
| Викторина «О Родине, о подвигах, о славе». | 1 | 1 | 2 | |
| Почему мир разноцветный? | 0,5 | 1,5 | 2 | |
| Почему луна меняет форму? | 0,5 | 1,5 | 2 | |
| Почему земля круглая? | 0,5 | 1,5 | 2 | |
| Почему молния светит? | 0,5 | 1,5 | 2 | |
| Почему звезды светятся ночью? | 0,5 | 1,5 | 2 | |
| Игра «Умники и умницы». | 0,5 | 1,5 | 2 | |
IV | «Простая наука» | 10 | 26 | 36 | |
| Игра-викторина «Крым и Россия». | 0,5 | 1,5 | 2 | |
| Волшебница соль. | 0,5 | 1,5 | 2 | |
| Удивительный мир микробов. | 0,5 | 1,5 | 2 | |
| Веселая регата. | 0,5 | 1,5 | 2 | |
| Спичечный телефон. | 0,5 | 1,5 | 2 | |
| Гагаринский урок «Космос – это мы!». | 1 | 1 | 2 | |
| Рисунки солнечного света. | 0,5 | 1,5 | 2 | |
| Цветные фантазии. | 0,5 | 1,5 | 2 | |
| Акция «Час Земли». | 0,5 | 1,5 | 2 | |
| Игра «В стране наук». | 0,5 | 1,5 | 2 | |
| Квест-игра «Путь к Победе». | 1 | 1 | 2 | |
| Чудеса, да и только… | 0,5 | 1,5 | 2 | |
| Игра-турнир «Что? Где? Когда?». | 0,5 | 1,5 | 2 | |
| Дактилоскопия. Игра «Следствие ведут знатоки». | 0,5 | 1,5 | 2 | |
| Мир чудесных вещей и изобретений. | 0,5 | 1,5 | 2 | |
| Квест «Волшебство наук». | 0,5 | 1,5 | 2 | |
| Викторина «Научный мир». | 0,5 | 1,5 | 2 | |
| Итоговая аттестация. | 0,5 | 1,5 | 2 | |
ИТОГО | 40 | 104 | 144 |
Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение, музыка, изобразительное искусство, технология.
Результат обучения:
знания разнообразных видов животного и растительного мира;
навыки и умения, необходимые для проведения наблюдений и экспериментов;
представления об основных экологических проблемах поселка, форм и методов охраны окружающей среды.
Образовательные результаты раздела:
исследование предметов и материалов окружающего мира;
овладение системой знаний и умений практической направленности;
применение на практике изученный теоретический материал при проведении опытов и экспериментов;
планирование и организация исследовательской деятельности.
Критерии оценки качества усвоения знаний, умений и навыков:
№ п/п | Критерии оценки качества | Формы оценки качества | Уровни освоения программы | ||
высокий (3 балла) | средний (2 балла) | низкий (1 балл) | |||
Теоретические знания | |||||
| Многообразие животного и растительного мира, экологические связи между ними | Опрос, наблюдение, итоговые занятия, тестирование, конкурсы, презентация творческих работ, коллективный анализ работ, выступления детей с информацией по теме | Безошибочно выполняет задания, имеет широкий кругозор знаний по содержанию курса, владеет определенными понятиями, использует дополнительную литературу | Допускает незначительную часть ошибок (не более трех), имеет неполные знания по содержанию курса, оперирует специальными терминами, не использует дополнительную литературу | В выполненном задании наблюдается значительная часть ошибок (более 10) |
| Основные естественнонаучные понятия, объясняющие природные явления | ||||
| Выдающиеся достижения в науке | ||||
Практические умения и навыки | |||||
| Технология выполнения изделий в разных техниках | Презентации творческих работ, защита проектов, исследовательская работа | Успешно выполняет все задания. Выдвигает предположения о способах их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. Планирует предстоящую экспериментальную деятельность | Успешно выполняет все задания, но с некоторыми нарушениями. Принимает активное участие при планировании экспериментальной деятельности совместно с педагогом | Допускает значительные ошибки, редко проявляют познавательный интерес к экспериментальной деятельности. Не всегда способен сформулировать вывод |
| Оформление результатов наблюдения в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов | ||||
| Занимательные опыты и эксперименты | ||||
| Защита творческого проекта | Тема проекта раскрыта, продемонстрировано глубокие знания, выходящие за рамки программы; цель определена, ясно описана, дан подробный план её достижения; работа отличается чётким и грамотным оформлением, работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта | Тема проекта раскрыта фрагментарно; цель определена, дан краткий план её достижения; работа самостоятельная, демонстрирующая серьёзную заинтересованность автора, предпринята попытка представить личный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества | Тема проекта не раскрыта; цель не сформирована; работа шаблонная, показывающая формальное отношение автора; в письменной части работы отсутствуют установленные правилами порядок и чёткая структура, допущены серьёзные ошибки в оформлении |
8. Список используемой литературы
для педагога:
Алгоритм проектирования квест-технологии в условиях непрерывного экологического образования дошкольников и младших школьников / Л. Н. Волошина, Л. В. Шинкарева. – Текст: непосредственный // Начальная школа. – 2019.
Занятия по экологической этике / О. А. Ильясова. – Текст: непосредственный // Начальная школа. – 2021.
Иванова Н.В., Шипошина Т.В. «Космические сказки». Беседы с детьми о космосе. – М.: ТЦ Сфера, 2021. – 96 с.
Куннас М. Вот это космос! путешествие по нашей Вселенной / М. Куннас; пер. с фин. Е. Тиновицкой; худож. Т. Куннас. - Санкт-Петербург; Москва: Речь, 2020.
Музыкантова А.Г., Шипонина Т.В., Иванова НВ. Занимательные химия, биология, медицина. – М.: ТЦ Сфера, 2023. – 144 с.
Перельман Я.И. Занимательная астрономия: изд. Концептуал. 2022 – 216 с.
Проектная деятельность в экологическом образовании младших школьников / Т. В. Кудашова. – Текст: непосредственный // Воспитание школьников. – 2019.
Содержание и средства экологического образования младших школьников во внеурочной деятельности / Е. В. Григорьева, Н. Н. Титаренко, Л. Г. Махмутова. – Текст: непосредственный // Начальная школа. - 2022. - № 1. - С. 16-19.
Экологическая культура как основа формирования любви к природе / З. В. Борзова, М. Э. Пашаева. – Текст: непосредственный // Биология в школе. – 2020.
для обучающихся:
Алябьева Е.А. Природа. Сказки и игры для детей / Е.А. Алябьева.- М.: Сфера, 2019.
Грехова, Л.И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. Учебно-методическое пособие – М.: ЦГЛ, Сервисшкола, 2021. - 288 c.
Детская экологическая газета «Мир вокруг нас» / Л.А. Степанова. – Текст : непосредственный // Начальная школа. – 2018.
Левитан Е. П. Звездные сказки: моя первая книга по астрономии / Е. П. Левитан; худож. К. Бородина. - 3-е изд. - Ростов на Дону: Феникс, 2018.
Нескучная биология / А. Ю. Целлариус; коллектив художников – Москва: Издательство АСТ, 2018 – 223, [1] с.: ил.- (Простая наука для детей).
Увлекательная география / В. А. Маркин – Москва: Издательство АСТ, 2018. – 222, [2] с.: ил.- (Простая наука для детей).
Интернет-источники:
Сайт «Детские электронные презентации и клипы» - Режим доступа: http://viki.rdf.ru/
Сайт «Детский мир» - Режим доступа: http://www.skazochki.narod.ru/index_flash.html
Сайт для учителей и родителей «Внеклассные мероприятия» - Режим доступа:
http://school-work.net/zagadki/prochie/
Сайт «ПроШколу.ру - все школы России» - Режим доступа: http://www.proshkolu.ru
Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации - Режим доступа:
Экологические сайты для детей http://unnaturalist.ru
http://www.ecosystema.ru — экологическое образование детей и изучение природы России.
Приложение 1
ДИНАМИКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «МИР ОТКРЫТИЙ»
Результаты реализации, качество освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и динамика образовательных достижений, обучающихся программы «Мир открытий» контролируются в соответствии с Положением об организации внутреннего контроля в МАУДО «ЦДТ».
Формы и методы контроля
Время проведения | Цель проведения | Формы контроля |
Начальная диагностика | ||
В начале учебного года | Определение уровня развития детей, творческих способностей. | Беседа, опрос, тестирование, анкетирование. Методика Г. Девиса на определение творческих способностей обучающихся. Тестирование на основе материалов Р.В. Овчаровой «Методика выявления коммуникативных склонностей обучающихся». |
Промежуточная аттестация | ||
Декабрь и май по результатам обучения в 1 и 2 полугодиях | Определение степени усвоения обучающимися учебного материала. Определение результатов обучения. | Мониторинг приобретенных знаний и умений обучающихся, конкурсы, фестивали, открытое занятие, тестирование, анкетирование. Методика Т. Элерса для изучения мотивации достижения успеха обучающихся. Анкетирование для родителей обучающихся. |
Итоговая аттестация | ||
В конце учебного года или курса обучения | Определение изменения уровня развития обучающихся, их творческих способностей Определение результатов обучения. Ориентирование обучающихся на дальнейшее (в том числе самостоятельное обучение). Получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения. | Конкурсы, открытое занятие, тестирование, анкетирование |
Приложение 2
ДИАГНОСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УРОВНЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Мониторинг приобретенных знаний и умений обучающихся
Механизмом промежуточной оценки результатов, получаемых в ходе реализации данной программы, являются: диагностика и мониторинг знаний, умений и навыков обучающихся.
В Центре детского творчества был разработан инструментарий – листы контроля знаний, умений, навыков (уровня обученности), которые заполняются по полугодиям (2 раза в год).
Данная диагностика позволяет ввести поэтапную систему контроля за обучением детей и отслеживать динамику образовательных результатов каждого обучающегося, начиная от первого момента взаимодействия с педагогом. Этот способ оценивания - сравнение ребенка не столько с другими детьми, сколько с самим собой, выявление его собственных успехов по сравнению с исходным уровнем - важнейший отличительный принцип дополнительного образования, стимулирующий и развивающий мотивацию обучения каждого ребенка.
Регулярное отслеживание результатов может стать основой стимулирования, поощрения обучающегося за его труд, старание. Каждую оценку надо прокомментировать, показать, в чем прирост знаний и мастерства ребенка - это поддержит его стремление к новым успехам.
Суммарный итог, определяемый путем подсчета тестового балла, дает возможность определить уровень измеряемого качества у конкретного обучающегося и отследить реальную степень соответствия того, что ребенок усвоил, заданным требованиям, а также внести соответствующие коррективы в процесс его последующего обучения.
Таким образом, разумно организованная система контроля и оценки образовательных результатов обучающихся дает возможность не только определить степень освоения каждым ребенком программы и выявить наиболее способных и одаренных, но и проследить развитие личностных качеств обучающихся, оказать им своевременную помощь и поддержку.
При этом важно различать оценку результатов подготовки отдельного ребенка и оценку общего уровня подготовки всех обучающихся объединения. Из этих двух аспектов и складывается общая оценка результата работы объединения.
Подводя общие итоги, т.е. оценивая результативность совместной творческой деятельности обучающихся, педагог должен определить следующее:
какова степень выполнения детьми образовательной программы, т.е. сколько детей выполнили программу полностью, сколько - частично, сколько - не освоили совсем;
сколько детей стали за текущий учебный год победителями, призерами конкурсов различного уровня;
сколько детей желают продолжить обучение по данной образовательной программе;
каково количество обучающихся, переведенных на следующий этап обучения;
каков уровень организованности, самодисциплины, ответственности детей, занимающихся в группе.
Приложение 3
Используемые средства обучения
Нормы оснащения детей средствами обучения при проведении обучения по образовательной программе и интенсивность их использования:
- Компьютер персональный (1 штука на группу; 50% времени реализации программы);
Интерактивная доска с проектором (1 штука на группу; 50% времени реализации программы);
Канцелярские принадлежности: ручки гелевые/шариковые, простой карандаш, линейка, ластик (15 комплектов на группу; 40% времени реализации программы);
Ножницы бытовые (15 штук на группу; 40% времени реализации программы) - Бумага А4 офисная (белая) (15 листов формата А4 на группу; 40% времени реализации программы);
Бумага для творчества (цветная) (15 листов формата А4 на группу; 40% времени реализации программы);
Клей (клей-карандаш, клей-ПВА) (15 единиц на группу; 40% времени реализации программы);
Скотч (канцелярский, малярный, двухсторонний) (15 штук на группу; 40% времени реализации программы);
Картон (цветной) (15 наборов на группу; 40% времени реализации программы);
Картон (белый) (15 наборов на группу; 40% времени реализации программы).
9