Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мир красок»
Муниципальное учреждение Управления образования администрации муниципального образования «Старомайнский район»
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Старомайнский Центр творчества и спорта»
муниципального образования «Старомайнский район»
Принята на заседании УТВЕРЖДАЮ
педагогического совета Директор МБУ ДО ЦТиС
Протокол № __ ___________В. А. Голлоева
от «__» _________ 201_ г. «__» ____________201_ г
Приказ №__ «__» сентября 201_ г.
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
«МИР КРАСОК»
Возраст обучающихся 6-10 лет
Срок реализации программы – 1 год
Всего часов: 144 часа
Рассмотрена на заседании Программу разработала
методического совета педагог дополнительного
от __ »______201_ г. образования МБУ ДО ЦТиС
Протокол №__ Кирюхина Валентина
Ивановна
2019
Содержание
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
1.1 Пояснительная записка.
1.2 Цель и задачи программы.
1.3 Содержание программы.
1.4 Планируемые результаты.
2. Комплекс организационно-педагогических условий.
2.1 Календарный учебный график.
2.2 Условия реализации программы.
2.3 Формы аттестации.
2.4 Оценочные материалы.
2.5 Методические материалы.
2.6 Список литературы.
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир красок» имеет художественную направленность, предназначена для оказания образовательных услуг в условиях МБУ ДО ЦТиС.
Уровень программы стартовый. Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.
В программе акцент делается на предметные результаты, выделяются три вида результатов освоения основных образовательных программ: личностные, метапредметные и предметные.
Программа разработана в соответствии со следующими документами:
Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726.
Письмо Минобрнауки России от 18.11.15 №09-3242. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ.
СанПин 2.4.3172-14: «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Локальные акты Учреждения.
Актуальность программы заключается в удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в ознакомлении с различными видами изобразительного искусства.
Отличительная особенность программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: накопление знаний о изобразительной деятельности, воспитание культуры восприятия, развитие навыков деятельности, что способствует формированию нравственных качеств у обучающихся.
Адресат программы.
Программа предназначена для детей 6-10 лет.
Младшие школьники отличаются остротой восприятия действительности и окружающего мира в целом. Характерная особенность этого возраста — ярко выраженная эмоциональность восприятия. Они лучше запоминают все яркое, интересное, вызывающее эмоциональный отклик, и пытаются это воспроизвести на листе бумаги.
Аналитическая деятельность находится в основном на стадии наглядно-действенного анализа, основывающегося на непосредственном восприятии предмета. Наглядно-образное мышление опирается на восприятие или представление. Поэтому для занятий изобразительным творчеством оптимальными являются демонстрационные, иллюстративные методы.
Объем программы. Данная программа обучения рассчитана на 144 часа в год, необходимых для освоения программы.
Формы обучения и виды занятий.
Форма обучения - очная, групповая (с учетом Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации") и включает 36 занятий (теории и практики).
Основной формой организации образовательного процесса являются практические занятия, также используются теоретические, комбинированные занятия. Для подведения итогов деятельности проводятся выставки, творческие отчеты. Программа вариативна.
Срок реализации программы: 1 год обучения, 36 учебных недель необходимых для освоения данной программы.
Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительностью 2 астрономических часа (45 минут - занятие, 10 мин - перерыв).
Количество обучающихся в группе составляет 15 человек. СанПин 2.4.3172-14.
Зачисление в объединение осуществляется на основании заявления от родителей (законных представителей) и заключения договора без предъявления требований к знаниям, умениям, навыкам.
1.2 Цель и задачи программы
Цель: ознакомление с различными видами изобразительного искусства, развитие интереса к изобразительной деятельности.
Задачи:
Обучающие:
Ознакомление с жанрами живописи: пейзаж, портрет, натюрморт.
Обучение конструктивному способу изображения человека и животных, с использованием геометрических фигур.
Ознакомление с народным творчеством – городецкой росписью.
Развивающие:
Развитие умения последовательного выполнения рисунка.
Расширение представлений о форме предметов, их строении и цвете.
Формирование и развитие воображения, творческих способностей и творческой активности, творческого мышления и художественного вкуса.
Воспитательные:
Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии художественных произведений.
Воспитание усидчивости, целеустремлённости, аккуратности в работе.
Воспитание чуткого отношения к окружающему миру.
1.3 Содержание программы
Учебный план
№ п\п | Название раздела, темы. | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||||
Всего | Учебные | Контрольные | |||||
Комбинированные | Итоговые | Диагностика | | ||||
| Введение | | | | | | |
1 | Техника безопасности. Рисование кисточкой. Рисование предметов из геометрических фигур. | 4 | 2 | | 2 | Наблюдение. Выполнение графической работы | |
2 | Какого цвета радуга. Нарисуй, что ты знаешь круглое. Бабушкин дом. Рисунок из геометрических фигур. | 4 | 4 | | | Устный опрос, дидактические игры, упражнения, наблюдение. Выполнение графической работы. | |
3 | Иллюстрация к сказке «Грибок-теремок». | 4 | 4 | | | ||
4 | Рисование овощей и фруктов. | 4 | 4 | | | ||
5 | Какие разные деревья. Рисование деревьев. | 4 | | 4 | | ||
6 | Какого цвета осень. Осенний пейзаж. | 4 | 4 | | | ||
7 | Домашние животные. Утка. Петух, курица, цыплята. | 4 | 4 | | | Контроль за выполнением работы в течении всего занятия. Выставка работ. | |
8 | Птичий двор. | 4 | 4 | | | ||
9 | Сельский двор (куры, утки). | 4 | 4 | | | ||
10 | Дикие животные. Иллюстрации к сказке «Три медведя». | 4 | 4 | | | ||
11 | Домашние животные. | 4 | 4 | | | ||
12 | Мои лучшие друзья. Заяц, кот, собака. | 4 | 4 | | | ||
13 | Дикие животные. Медведь. | 4 | | | | ||
14 | Женский образ. Девочка. | 4 | | 4 | | ||
15 | Кукла-неваляшка. | 4 | 4 | | | ||
16 | Звери зимой. | 4 | 4 | | | ||
17 | Снеговик. Танцуем и веселимся возле елки. | 4 | 4 | | | ||
18 | Выставка рисунков. | 4 | | 4 | | ||
19 | Матрешка. Народная игрушка. | 4 | 4 | | | ||
20 | Бабочка (рисуем насекомых). | 4 | 4 | | | ||
21 | Птицы у кормушки. Кормушка для птиц. | 4 | 4 | | | ||
22 | Дети делают зарядку. | 4 | | 4 | | ||
23 | Иллюстрация к сказке «Гуси-лебеди». | 4 | 4 | | | ||
24 | Иллюстрация к сказке «Колобок». | 4 | 4 | | | ||
25 | Расписываем чайник. Городецкая роспись. | 4 | 4 | | | ||
26 | Мой любимый дружок. Домашние животные. | 4 | 4 | | | ||
27 | Весна. Какая она? | 4 | 4 | | | ||
28 | Ромашка, колокольчик, тюльпан. | 4 | | 4 | | ||
29 | Узор в круге. | 4 | 4 | | | ||
30 | Я люблю свою лошадку. Дымковская игрушка. | 4 | 4 | | | ||
31 | Барыня. Дымковская игрушка. | 4 | 4 | | | ||
32 | Роспись яиц. Писанки и крашенки. | 4 | | 4 | | ||
33 | Рисуем космический корабль. | 4 | 4 | | | ||
34 | Пришельцы из космоса. | 4 | 4 | | | ||
35 | Национальный русский костюм. | 4 | 4 | | | ||
36 | Ах, лето! Подведение итогов. | 4 | | 4 | | ||
| Итого | 144 | 114 | 28 | 2 | |
Содержание учебно-методического плана
Раздел 1. Введение (4 часа).
Теория:
Виды изобразительной деятельности (рисунок, живопись). Значение изобразительного искусства в жизни людей. Инструменты и материалы, применяемые для той или иной работы. Техника безопасности. Правила поведения на занятиях, на переменах, по окончанию занятий.
Практика:
Рассматривание репродукций картин известных художников. Беседа.
Раздел 2. Какого цвета радуга (140 часов).
Теория: название геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, круг, овал). Правильное изображение фигур (последовательность изображения). Сходство геометрических фигур и предметов по контуру (слива, вишня, солнце). Умение при комбинировании нескольких геометрических фигур изобразить дом, пейзаж. Знакомство с деревянным зодчеством. Изучение составных частей русской избы. Знание родной природы, умение изображать овощи и фрукты, используя геометрические фигуры.
Практика: Рисование предметов из геометрических фигур: слива, вишня, яблоко, солнце шарик. Комбинированный рисунок из нескольких геометрических фигур.
- Рисование пейзажа.
Теория: ознакомление с жанрами живописи (портрет, натюрморт, пейзаж). Отличительные черты пейзажа от других жанров. Пейзаж: городской, сельский. Пейзаж с изображением различных времён года. Колорит картин. Замысел художника. Композиционное решение. Ход работы над пейзажем: продумать замысел картины, работа карандашом правильно передавать форму и величину предметов, работа в цвете: использование различных цветов и оттенков.
Практика: рисование пейзажей разных времён года.
- Рисование животных, птиц.
Теория:
Животные, которые живут рядом с человеком (в городе, селе). Их название, повадки, характер. Взаимоотношение человека с животными. Польза домашних животных и птиц: корова, лошадь, овца, коза. Куры, утки, гуси. Дикие животные. Жизнь в дикой природе. Заяц, волк, лиса, медведь. Хищники леса, места их обитания. Ознакомление с птицами, живущими возле человека в природе. Их название и образ жизни. Охрана птиц и животных, бережное отношение к природе.
Работа над рисунком животного или птицы ведётся поэтапно:
1) изобразить туловище и голову геометрическими фигурами;
2) наметить лапы и хвост;
3) плавно соединить части тела, уточняя детали;
4) раскрасить, не выходя за контур, используя различные цвета и их оттенки.
- Рисование человека.
Теория: Пропорции тела человека, соотношение частей тела друг другу. Скелет опора тела. Рисование человека при помощи линейной схемы. Отличительные черты женской и мужской фигуры (телосложение). Схема взрослого человека и ребёнка. Здоровый образ жизни человека занятия физической культурой, жизнь без вредных привычек.
Практика: рисование взрослого человека и ребёнка.
- Декоративное рисование.
Декоративное рисование. Использование декоративного рисования для украшения предметов быта: мебели, посуды, одежды. Применение стилизованных природных форм и геометрических фигур для составления узоров в полосе, круге, квадрате.
Построение орнамента, ритмично располагая элементы и соблюдая симметрию. После того как орнамент выполнен карандашом можно, начинать работу в цвете гуашевыми или акварельными красками. Цветовое решение: краски подбираются так, чтобы узор был ярким, декоративным, но не пёстрым.
Практика: Рисование узора в круге, квадрате, полосе. Роспись чайника и Матрёшки элементами Городецкой росписи. Рисование бабочки.
- Космос.
Теория: Космическое пространство. Планеты солнечной системы: Земля, Юпитер, Плутон, Венера, Луна, Марс.
Первый летчик-космонавт Ю. Гагарин. Детство Ю. Гагарина. Техника, используемая для полёта в космос. Жизнь космонавтов в космосе (невесомость).
Наскальные пещерные рисунки, изображающие необычных существ (пришельцев с других планет). Есть ли жизнь на других планетах? Инопланетяне, какие они?
Практика: рисование космического корабля, фантастической планеты, фантастических существ.
- Рисование с натуры.
Теория: Разновидности цветов: домашние, садовые, луговые, лесные, горные, речные. Строение цветка: корень, стебель, листья, бутон. Рисование с натуры. Предметы объёмные имеют высоту, ширину, глубину. В основе форм предметов содержатся геометрические фигуры. Рисование симметричных предметов.
Практика: рисование с натуры комнатного цветка и первых весенних цветков.
1.4 Планируемые результаты
Личностные результаты освоения программы дополнительного образования:
способен эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира.
владеет основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами.
владеет средствами художественного изображения.
способен наблюдать реальный мир, воспринимать, анализировать образ на основе его эмоционально-нравственной оценки.
способен ориентироваться в мире современной художественной культуры.
Метапредметные результаты:
принимает другую точку зрения;
способен к самостоятельным действиям в различных учебных и жизненных ситуациях;
самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;
принимать и сохранять учебную задачу.
Предметные результаты:
Обучающиеся должны знать:
- жанры живописи (пейзаж, натюрморт, портрет);
- виды изобразительной деятельности (рисунок, живопись);
- понятия: рисунок, композиция, перспектива, пропорции, цвет, колорит.
Обучающиеся должны уметь:
-полностью использовать площадь листа бумаги, изображать предметы крупно;
- передавать выразительные особенности формы и размеры предмета (высокий, низкий, большой, маленький);
- подбирать краски в соответствии с передаваемым в рисунке настроением;
- находить цвета для изображения различных времён года;
- различать и передавать в рисунке на листе бумаги ближние и дальние предметы (ближе-ниже, дальше-выше);
- пользоваться различными художественными материалами и инструментами;
- использовать различные цвета и оттенки;
- рисовать с натуры и по представлению;
- использовать геометрические фигуры для изображения человека, птиц, животных;
- правильно вести работу над рисунком: располагать рисунок на всём листе, на одной линии и на широкой полосе;
- раскрашивать рисунок, не выходя за контур.
Обучающиеся должны владеть:
- различными художественными материалами: акварель, гуашь;
- навыками формообразующих движений при рисовании овала, круга, квадрата, треугольника.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Дислокация занятий: МКОО Большекандалинская СШ, расположенный по адресу: Ульяновская область, Старомайнский район, с. Большая Кандала, ул. Московская д. 13.
Расписание занятий:
Понедельник: 13.00-13.45 13.55-14.40
N п/п занятия | Месяц | Учебная неделя | Дата проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | сентябрь | 1 | 13.09 16.09 | обсуждение | 4 | Техника безопасности. Рисование кисточкой. Рисование предметов из геометрических фигур. | МКОО Большекандалинская СШ | Тест |
2 | сентябрь | 2 | 20.09 23.09 | беседа | 4 | Нарисуй, что ты знаешь круглое. Бабушкин дом. Рисунок из геометрических фигур. | МКОО Большекандалинская СШ | |
3 | сентябрь | 3 | 27.09 30.09 | беседа - игра | 4 | Иллюстрация к сказке «Грибок-теремок». | МКОО Большекандалинская СШ | |
4 | октябрь | 4 | 04.10 07.10 | комбинированное занятие | 4 | Рисование овощей и фруктов. | МКОО Большекандалинская СШ | |
5 | октябрь | 5 | 11.10 14.10 | игра-викторина | 4 | Какие разные деревья. Рисование деревьев. | МКОО Большекандалинская СШ | |
6 | октябрь | 6 | 18.10 21.10 | размышление | 4 | Какого цвета осень. Осенний пейзаж. | МКОО Большекандалинская СШ | |
7 | октябрь | 7 | 25.10 28.10 | беседа - игра | 4 | Домашние животные. Утка. Петух, курица, цыплята. | МКОО Большекандалинская СШ | |
8 | ноябрь | 8 | 01.11 08.11 | игра | 4 | Птичий двор. | МКОО Большекандалинская СШ | |
9 | ноябрь | 9 | 11.11 15.11 | комплексное занятие | 4 | Сельский двор (куры, гуси). | МКОО Большекандалинская СШ | |
10 | ноябрь | 10 | 18.11 22.11 | игра-викторина | 4 | Дикие животные. Иллюстрация к сказке «Три медведя». | МКОО Большекандалинская СШ | |
11 | ноябрь | 11 | 25.11 29.11 | рассказ с элементами беседы | 4 | Домашние животные. | МКОО Большекандалинская СШ | |
12 | декабрь | 12 | 02.12 06.12 | игра | 4 | Мои лучшие друзья. Заяц, кот, собака. | МКОО Большекандалинская СШ | |
13 | декабрь | 13 | 09.12 13.12 | презентация | 4 | Дикие животные. Медведь. | МКОО Большекандалинская СШ | |
14 | декабрь | 14 | 16.12 20.12 | беседа | 4 | Женский образ. Девочка. | МКОО Большекандалинская СШ | |
15 | декабрь | 15 | 23.12 27.12 | игровое занятие | 4 | Кукла-неваляшка. | МКОО Большекандалинская СШ | |
16 | декабрь январь | 16 | 30.12 06.01 | рассказ-презентация | 4 | Звери зимой. | МКОО Большекандалинская СШ | |
17 | январь | 17 | 10.01 13.01 | беседа - игра | 4 | Снеговик. Танцуем и веселимся возле ёлки. | МКОО Большекандалинская СШ | Тест |
18 | январь | 18 | 17.01 20.01 | обсуждение | 4 | Выставка рисунков. | МКОО Большекандалинская СШ | |
19 | январь | 19 | 24.01 27.01 | рассказ-обсуждение | 4 | Матрёшка. Народная игрушка. | МКОО Большекандалинская СШ | |
20 | январь февраль | 20 | 31.01 03.02 | беседа - игра | 4 | Бабочка (рисуем насекомых). | МКОО Большекандалинская СШ | |
21 | февраль | 21 | 07.02 10.02 | рассказ-презентация | 4 | Птицы у кормушки. Кормушка для птиц. | МКОО Большекандалинская СШ | |
22 | февраль | 22 | 14.02 17.02 | размышление | 4 | Дети делают зарядку. | МКОО Большекандалинская СШ | |
23 | февраль | 23 | 21.02 24.02 | комплексное занятие | 4 | Иллюстрация к сказке «Дикие лебеди». | МКОО Большекандалинская СШ | |
24 | февральмарт | 24 | 28.02 02.03 | беседа - игра | 4 | Иллюстрация к сказке «Колобок». | МКОО Большекандалинская СШ | |
25 | март | 25 | 06.03 09.03 | обсуждение | 4 | Расписываем чайник. Городецкая роспись. | МКОО Большекандалинская СШ | |
26 | март | 26 | 13.03 16.03 | игра-викторина | 4 | Мой любимый дружок. Домашние животные. | МКОО Большекандалинская СШ | |
27 | март | 27 | 20.03 23.03 | беседа - игра | 4 | Весна. Какая она? | МКОО Большекандалинская СШ | |
28 | март | 28 | 27.03 30.03 | рассказ-презентация | 4 | Ромашка, колокольчик, тюльпан. | МКОО Большекандалинская СШ | |
29 | апрель | 29 | 03.04 06.04 | комплексное занятие | 4 | Узор в круге. | МКОО Большекандалинская СШ | |
30 | апрель | 30 | 10.04 13.04 | беседа - игра | 4 | Я люблю свою лошадку. Дымковская игрушка. | МКОО Большекандалинская СШ | |
31 | апрель | 31 | 17.04 20.04 | рассказ с элементами беседы | 4 | Барыня. Дымковская игрушка. | МКОО Большекандалинская СШ | |
32 | апрель | 32 | 24.04 27.04 | рассказ-презентация | 4 | Роспись яиц. Писанки и крашенки. | МКОО Большекандалинская СШ | |
33 | май | 33 | 04.05 08.04 | комплексное занятие | 4 | Рисуем космический корабль. | МКОО Большекандалинская СШ | |
34 | май | 34 | 11.05 15.04 | занятие диспут | 4 | Пришельцы из космоса. | МКОО Большекандалинская СШ | |
35 | май | 35 | 18.05 22.05 | беседа - игра | 4 | Национальный русский костюм. | МКОО Большекандалинская СШ | |
36 | май | 36 | 25.05 29.05 | комплексное занятие | 4 | Ах, лето! Подведение итогов. | МКОО Большекандалинская СШ | |
2.2 Условия реализации программы
Программа реализуется через специально созданные условия:
Методическое обеспечение: наличие программы, методические рекомендации и разработки, наглядные пособия (сюжетные картины, скульптуры малых форм);
- материальная база – кабинет, оборудование (столы, стулья, школьная доска, кисти, краски (акварельные и гуашь), графитные и цветные карандаши, бумага для акварели, ластики.
Материально - техническое оснащение занятий:
Доска
Стеллажи, шкафы для хранения таблиц и лучших детских работ методического фонда школы
Натурный фонд:
- содержащий предметы быта различной формы, цвета и фактуры, необходимые в постановках: в форме параллелограмма (книги, коробки, корзины и т.п.); цилиндрические (бидон, самовар, бутылки и т.д.); конусообразные (кофейник, чайник и т.д.); шарообразные (самовар, горшки, и т.п.) и прочее.
Инструменты и приспособления: ножницы, кисти, указка, магниты.
Материалы: ватман, графитные карандаши, акварельные краски, скотч.
Программа корректируема, поскольку имеет возможность своевременно обнаружить отклонения или сбои, быстро на них реагировать, меняя детали, частные аспекты, переставляя разделы, варьируя методику.
2.3 Формы аттестации
Оценка качества реализации программы включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
В качестве средств текущего контроля успеваемости могут использоваться контрольные работы, устные опросы, тестовые работы, письменные работы, участие в проектной и выставочной деятельности. Текущий контроль успеваемости проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных занятий (в формах творческих работ и устных опросов), а также в форме обсуждения результатов выполненных работ.
Для аттестации обучающихся разрабатываются задания, тесты и позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.
Итоговая аттестация проводится по окончании срока освоения дополнительной общеразвивающей программы в форме выполнения творческой работы.
Наиболее подходящей формой оценки работ является совместный просмотр и коллективное обсуждение, выявление лучших работ и советы по устранению ошибок. При проведении опросов, суждения, советы высказываются педагогом в свободном общении, как пожелания ученику.
В практических работах оценивается: соответствие заданию, элемент творчества, применение в работах теоретических знаний, аккуратность выполнения задания, умение доводить работу до конца. Стимулы: похвала, моральная поддержка, отбор работы на выставку, награждение грамотой.
Педагогический контроль проводится каждые полгода, в игровой форме проверяются теоретические знания, практические навыки – в форме просмотра детских работ и по итогам участия в конкурсах.
В конце года знания по теории обучения проверяются путём прохождения теста по основным разделам программы.
Критерии оценки усвоения программы:
- знание теоретических вопросов;
- практические умения и навыки;
- самостоятельность и творческий подход к работе;
- степень участия в коллективной работе.
Своеобразной формой подведения итогов обучения могут быть творческая выставка.
2.4 Оценочные материалы
Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной общеразвивающей программе
№ | Результаты | Критерий | Показатель | Форма отслеживания результата |
1. | Предметные результаты | Уровень владения терминологией в области изобразительного искусства | Степень знания терминологии | Тестирование |
Степень понимания и осознанности применения в своей речи терминов и понятий | Наблюдение | |||
Уровень сформированности навыков в области изобразительного искусства | Степень владения на практике техниками и приемами | Наблюдение | ||
Степень целесообразности применения приемов и техник в работе | Наблюдение | |||
2. | Метапред-метные результаты | Уровень развития фантазии, образного мышления, воображе-ния | Количество рисунков, выполненных по собственному замыслу и для выставок | Журнал, раздел «Творческие достижения» |
Степень развития фантазии, мышления, воображения | Наблюдение | |||
Уровень устойчивости интереса к занятиям | Количество посещенных занятий | Журнал | ||
Степень участия в выставках и конкурсах | Портфолио | |||
3. | Личностные результаты | Уровень сформированности личностных качеств | Степень аккуратности при изготовлении поделок | Наблюдение |
Степень увлеченности и заинтересованности работой | Наблюдение | |||
Уровень сформированности навыков коллективного взаимодействия | Количество посещенных культурно-массовых мероприятий | Журнал, раздел «Массовые мероприятия» | ||
Степень взаимодействия, сотрудничества с обучающимися | Наблюдение |
Мониторинг результатов, оцениваемых методом наблюдения
Оцениваемые показатели | Степень выраженности оцениваемого показателя |
1 | 2 |
Степень понимания и осознанности применения в своей речи терминов, понятий и определений | «―» (Обучающийся овладел минимальным набором понятий и определений, не испытывает затруднений в понимании и применении специальной терминологии)«+» (Обучающийся осознанно употребляет специальную терминологию в построении речевых формулировок с последующим обоснованием примененного определения) |
Степень владения на практике различными техниками и приемами | «―» (Обучающийся усвоил минимальный набор приемов, методов работы)«+» (Обучающийся свободно владеет широким диапазоном различных приемов и методов) |
Степень целесообразности применения приемов и техник в работе с различными материалами | «―» (Обучающийся затрудняется в выборе техник и приемов в работе с различными материалами или использует одни и те же приемы)«+» (Обучающийся не испытывает затруднений при выборе оптимальных техник, свободно комбинирует их между собой под свойства конкретного материала) |
Степень развития фантазии, образного мышления и воображения | «―» (Обучающийся постоянно нуждается в помощи педагога при составлении композиции, находит одно рациональное решение)«+» (Обучающийся проявляет креативность, вариативность и самостоятельность в выполнении задания) |
Степень участия в выс-тавках и конкурсах | «―» (Обучающийся нуждается в побуждении со стороны педагога для создания работ на выставку, конкурс или не проявляет желания изначально участвовать в конкурсных мероприятиях)«+» (Обучающийся проявляет творческую и публичную активность в плане участия в выставках) |
Степень увлеченности работой и заинтересо-ванности в результате | «―» (Маршрут действий диктуется педагогом, обучающийся мало проявляет инициативу)«+» (Обучающийся ведет творческий самостоятельный поиск, нацелен на результат) |
Степень взаимодействия, сотрудничества с другими обучающимися в объединении | «―» (Коммуникативная культура не развита, обучающийся не испытывает потребности в тесном творческом общении с другими обучающимися, не участвует в массовых мероприятиях в объединении)«+» (Обучающийся обладает хорошими коммуникативными способностями, легко идет на контакт, активно участвует в массовых мероприятиях объединения, готов помогать и работать совместно с другими обучающимися) |
Степень выраженности оцениваемого показателя:
«—» — не наблюдается; низкий.
«+» — наблюдается; высокий, средний.
2.5 Методические материалы
Дополнительная общеразвивающая программа предусматривает вариативность использования некоторых педагогических технологий (табл.):
• традиционных (технология личностно-ориентированного и развивающего обучения, коллективного творчества и др.);
• современных (мозговой штурм, педагогическая мастерская).
Таблица
Педагогические технологии, используемые на занятиях
Технология, метод, прием | Образовательные события | Результат |
1 | 2 | 3 |
Технология личностно-ориентированного обучения | Участие в конкурсах и выставках, культурно-массовых мероприятиях | Способность выразить свои мысли и идеи в изделии, способность доводить начатое дело до конца, способность реализовать себя в творчестве |
Здоровьесбере-гающие технологии | Проведение физкультминуток и релаксирующих пауз | Способность управлять своим самочувствием и заботиться о своем здоровье |
Технология коллективного творчества | Обучение и общение в группе | Способность работать в группе, научиться видеть и уважать свой труд и труд своих сверстников, давать адекватную оценку и самооценку своей деятельности и деятельности других |
Проектная технология | Разработка эскизов | Способность разрабатывать эскизы |
Технология развивающего обучения | Развитие фантазии, воображения | Способность воплощать свои фантазии и идеи в рисунке |
Педагогическая мастерская | Самостоятельный поиск знаний, открытие чего-то нового | Способность работать самостоятельно и творчески |
В процессе реализации дополнительной образовательной программы используются следующие методы:
• наглядные методы — иллюстративные, демонстрационные методы с применением компьютерных презентаций и видеофильмов;
• игровые методы — ролевые игры и игровые тренинги на взаимопонимание и групповое взаимодействие;
• диагностические методы — тестирование личностных качеств и образовательных результатов на стадиях первичного, промежуточного и итогового контроля;
• проектные методы — эскизное проектирование на стадии создания макета изделия, поделки;
• словесные методы — рассказ при объяснении нового материала, консультация при выполнении конкретного приема выполнения поделки.
Дидактическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы «Мир красок» располагает широким набором материалов и включает:
• видео и фотоматериалы по разделам занятий;
• литературу для обучающихся (журналы, учебные пособия, книги и др.);
• литературу для родителей по изобразительному творчеству и по воспитанию творческой одаренности у детей;
• методическую копилку игр (для физкультминуток и на сплочение детского коллектива);
• иллюстративный материал по разделам программы (ксерокопии, рисунки, таблицы, тематические альбомы и др.).
2.6 Список литературы
Для педагога
1.Аксёнова Е. Аксёнов Ю. Перспектива. Учебное пособие. М. Просвещение 1974 г.
2.Алёхин А.Д., Когда начинается художник. Москва. Просвещение.1994 г.
3.Герчук Ю.А. Язык и смысл изобразительного искусства. Москва 1994 г.
4.Каменева Е.О., Какого цвета радуга. Москва «детская литература»1995 г.
5.Роствцев Н.Н. Учебный рисунок. Пособие для учащихся педагогических училищ. М. Просвещение. 1976 г.
6.Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов.- Обнинск: Титул, 1996 г.
7. Сокольникова Н.М. Основы рисунка. Обнинск: Титул, 1996 г.
8. Сокольникова Н.М. Основы живописи. Обнинск: Титул,1996 г.
9. Сокольникова Н.М. Основы композиции. Обнинск: Титул,1996 г.
102. Журналы «Юный художник».
Для обучающихся и родителей
1. Гомозова Ю.Б., Гомозова С.А. Праздник своими руками [Текст]. — Ярославль: Академия развития, 2001. — 144с.
2. Копцев В.П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы объемного конструирования [Текст]. — Ярославль: Академия развития, 2001. — 144с. — (Ребенок: путь к творчеству)
2.2 Условия реализации программы
Программа реализуется через специально созданные условия:
Методическое обеспечение: наличие программы, методические рекомендации и разработки, наглядные пособия (сюжетные картины, скульптуры малых форм);
- материальная база – кабинет, оборудование (столы, стулья, школьная доска, кисти, краски (акварельные и гуашь), графитные и цветные карандаши, бумага для акварели, ластики.
Материально - техническое оснащение занятий:
Доска
Стеллажи, шкафы для хранения таблиц и лучших детских работ методического фонда школы
Натурный фонд:
- содержащий предметы быта различной формы, цвета и фактуры, необходимые в постановках: в форме параллелограмма (книги, коробки, корзины и т.п.); цилиндрические (бидон, самовар, бутылки и т.д.); конусообразные (кофейник, чайник и т.д.); шарообразные (самовар, горшки, и т.п.) и прочее.
Инструменты и приспособления: ножницы, кисти, указка, магниты.
Материалы: ватман, графитные карандаши, акварельные краски, скотч.
Программа корректируема, поскольку имеет возможность своевременно обнаружить отклонения или сбои, быстро на них реагировать, меняя детали, частные аспекты, переставляя разделы, варьируя методику.
2.3 Формы аттестации
Оценка качества реализации программы включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
В качестве средств текущего контроля успеваемости могут использоваться контрольные работы, устные опросы, тестовые работы, письменные работы, участие в проектной и выставочной деятельности. Текущий контроль успеваемости проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных занятий (в формах творческих работ и устных опросов), а также в форме обсуждения результатов выполненных работ.
Для аттестации обучающихся разрабатываются задания, тесты и позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.
Итоговая аттестация проводится по окончании срока освоения дополнительной общеразвивающей программы в форме выполнения творческой работы.
Наиболее подходящей формой оценки работ является совместный просмотр и коллективное обсуждение, выявление лучших работ и советы по устранению ошибок. При проведении опросов, суждения, советы высказываются педагогом в свободном общении, как пожелания ученику.
В практических работах оценивается: соответствие заданию, элемент творчества, применение в работах теоретических знаний, аккуратность выполнения задания, умение доводить работу до конца. Стимулы: похвала, моральная поддержка, отбор работы на выставку, награждение грамотой.
Педагогический контроль проводится каждые полгода, в игровой форме проверяются теоретические знания, практические навыки – в форме просмотра детских работ и по итогам участия в конкурсах.
В конце года знания по теории обучения проверяются путём прохождения теста по основным разделам программы.
Критерии оценки усвоения программы:
- знание теоретических вопросов;
- практические умения и навыки;
- самостоятельность и творческий подход к работе;
- степень участия в коллективной работе.
Своеобразной формой подведения итогов обучения могут быть творческая выставка.
2.4 Оценочные материалы
Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной общеразвивающей программе
№ | Результаты | Критерий | Показатель | Форма отслеживания результата |
1. | Предметные результаты | Уровень владения терминологией в области изобразительного искусства | Степень знания терминологии | Тестирование |
Степень понимания и осознанности применения в своей речи терминов и понятий | Наблюдение | |||
Уровень сформированности навыков в области изобразительного искусства | Степень владения на практике техниками и приемами | Наблюдение | ||
Степень целесообразности применения приемов и техник в работе | Наблюдение | |||
2. | Метапред-метные результаты | Уровень развития фантазии, образного мышления, воображе-ния | Количество рисунков, выполненных по собственному замыслу и для выставок | Журнал, раздел «Творческие достижения» |
Степень развития фантазии, мышления, воображения | Наблюдение | |||
Уровень устойчивости интереса к занятиям | Количество посещенных занятий | Журнал | ||
Степень участия в выставках и конкурсах | Портфолио | |||
3. | Личностные результаты | Уровень сформированности личностных качеств | Степень аккуратности при изготовлении поделок | Наблюдение |
Степень увлеченности и заинтересованности работой | Наблюдение | |||
Уровень сформированности навыков коллективного взаимодействия | Количество посещенных культурно-массовых мероприятий | Журнал, раздел «Массовые мероприятия» | ||
Степень взаимодействия, сотрудничества с обучающимися | Наблюдение |
Мониторинг результатов, оцениваемых методом наблюдения
Оцениваемые показатели | Степень выраженности оцениваемого показателя |
1 | 2 |
Степень понимания и осознанности применения в своей речи терминов, понятий и определений | «―» (Обучающийся овладел минимальным набором понятий и определений, не испытывает затруднений в понимании и применении специальной терминологии)«+» (Обучающийся осознанно употребляет специальную терминологию в построении речевых формулировок с последующим обоснованием примененного определения) |
Степень владения на практике различными техниками и приемами | «―» (Обучающийся усвоил минимальный набор приемов, методов работы)«+» (Обучающийся свободно владеет широким диапазоном различных приемов и методов) |
Степень целесообразности применения приемов и техник в работе с различными материалами | «―» (Обучающийся затрудняется в выборе техник и приемов в работе с различными материалами или использует одни и те же приемы)«+» (Обучающийся не испытывает затруднений при выборе оптимальных техник, свободно комбинирует их между собой под свойства конкретного материала) |
Степень развития фантазии, образного мышления и воображения | «―» (Обучающийся постоянно нуждается в помощи педагога при составлении композиции, находит одно рациональное решение)«+» (Обучающийся проявляет креативность, вариативность и самостоятельность в выполнении задания) |
Степень участия в выс-тавках и конкурсах | «―» (Обучающийся нуждается в побуждении со стороны педагога для создания работ на выставку, конкурс или не проявляет желания изначально участвовать в конкурсных мероприятиях)«+» (Обучающийся проявляет творческую и публичную активность в плане участия в выставках) |
Степень увлеченности работой и заинтересо-ванности в результате | «―» (Маршрут действий диктуется педагогом, обучающийся мало проявляет инициативу)«+» (Обучающийся ведет творческий самостоятельный поиск, нацелен на результат) |
Степень взаимодействия, сотрудничества с другими обучающимися в объединении | «―» (Коммуникативная культура не развита, обучающийся не испытывает потребности в тесном творческом общении с другими обучающимися, не участвует в массовых мероприятиях в объединении)«+» (Обучающийся обладает хорошими коммуникативными способностями, легко идет на контакт, активно участвует в массовых мероприятиях объединения, готов помогать и работать совместно с другими обучающимися) |
Степень выраженности оцениваемого показателя:
«—» — не наблюдается; низкий.
«+» — наблюдается; высокий, средний.
2.5 Методические материалы
Дополнительная общеразвивающая программа предусматривает вариативность использования некоторых педагогических технологий (табл.):
• традиционных (технология личностно-ориентированного и развивающего обучения, коллективного творчества и др.);
• современных (мозговой штурм, педагогическая мастерская).
Таблица
Педагогические технологии, используемые на занятиях
Технология, метод, прием | Образовательные события | Результат |
1 | 2 | 3 |
Технология личностно-ориентированного обучения | Участие в конкурсах и выставках, культурно-массовых мероприятиях | Способность выразить свои мысли и идеи в изделии, способность доводить начатое дело до конца, способность реализовать себя в творчестве |
Здоровьесбере-гающие технологии | Проведение физкультминуток и релаксирующих пауз | Способность управлять своим самочувствием и заботиться о своем здоровье |
Технология коллективного творчества | Обучение и общение в группе | Способность работать в группе, научиться видеть и уважать свой труд и труд своих сверстников, давать адекватную оценку и самооценку своей деятельности и деятельности других |
Проектная технология | Разработка эскизов | Способность разрабатывать эскизы |
Технология развивающего обучения | Развитие фантазии, воображения | Способность воплощать свои фантазии и идеи в рисунке |
Педагогическая мастерская | Самостоятельный поиск знаний, открытие чего-то нового | Способность работать самостоятельно и творчески |
В процессе реализации дополнительной образовательной программы используются следующие методы:
• наглядные методы — иллюстративные, демонстрационные методы с применением компьютерных презентаций и видеофильмов;
• игровые методы — ролевые игры и игровые тренинги на взаимопонимание и групповое взаимодействие;
• диагностические методы — тестирование личностных качеств и образовательных результатов на стадиях первичного, промежуточного и итогового контроля;
• проектные методы — эскизное проектирование на стадии создания макета изделия, поделки;
• словесные методы — рассказ при объяснении нового материала, консультация при выполнении конкретного приема выполнения поделки.
Дидактическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы «Мир красок» располагает широким набором материалов и включает:
• видео и фотоматериалы по разделам занятий;
• литературу для обучающихся (журналы, учебные пособия, книги и др.);
• литературу для родителей по изобразительному творчеству и по воспитанию творческой одаренности у детей;
• методическую копилку игр (для физкультминуток и на сплочение детского коллектива);
• иллюстративный материал по разделам программы (ксерокопии, рисунки, таблицы, тематические альбомы и др.).
2.6 Список литературы
Для педагога
1.Аксёнова Е. Аксёнов Ю. Перспектива. Учебное пособие. М. Просвещение 1974 г.
2.Алёхин А.Д., Когда начинается художник. Москва. Просвещение.1994 г.
3.Герчук Ю.А. Язык и смысл изобразительного искусства. Москва 1994 г.
4.Каменева Е.О., Какого цвета радуга. Москва «детская литература»1995 г.
5.Роствцев Н.Н. Учебный рисунок. Пособие для учащихся педагогических училищ. М. Просвещение. 1976 г.
6.Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов.- Обнинск: Титул, 1996 г.
7. Сокольникова Н.М. Основы рисунка. Обнинск: Титул, 1996 г.
8. Сокольникова Н.М. Основы живописи. Обнинск: Титул,1996 г.
9. Сокольникова Н.М. Основы композиции. Обнинск: Титул,1996 г.
102. Журналы «Юный художник».
Для обучающихся и родителей
1. Гомозова Ю.Б., Гомозова С.А. Праздник своими руками [Текст]. — Ярославль: Академия развития, 2001. — 144с.
2. Копцев В.П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы объемного конструирования [Текст]. — Ярославль: Академия развития, 2001. — 144с. — (Ребенок: путь к творчеству).
8
Кияйкина Наталья Федоровна
Кирюхина Валентина Ивановна