Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир вокруг нас»
Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир вокруг нас» естественнонаучной направленности рассчитана на возрастную категорию обучающихся младшего школьного возраста (6,5-10 лет). Срок реализации данной программы 4 года.
Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века.
В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения
Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе.
Наименование программы – « Мир вокруг нас»
Вид – дополнительная общеразвивающая программа.
Направленность – естественнонаучная.
Нормативно-правовую основу для разработки и реализации дополнительной общеразвивающей программы составляют:
Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.
Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».План мероприятий на 2015- 2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.04.2015г. №729-р).
Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018г. № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006г. №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования».
Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
Государственная программа Воронежской области «Развитие образования», утверждённая постановлением правительства Воронежской области от 17.12. 2013г. №1102.
Приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 14.10.2015 г. №1194 «Об утверждении модельных дополнительных общеразвивающих программ».
Приказ департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области от 26.12.2016г. № 1575 «Об утверждении регионального плана мероприятий на 2016-220 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для младших школьников.
Отличительные особенности программы в том, что освоение разделов программы включает изучение местных объектов и явлений во время экскурсий, выполнение творческих заданий. Изучение экологического состояния окружающей среды учит учащихся любить и беречь природу родного села, города, края, страны. Знакомство с историей своего села, района вызывает чувство гордости за свою малую Родину.
Изучение окружающего мира дает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания обучающихся.
Новизна дополнительной общеобразовательной программы. Содержание данной программы расширяет и углубляет знания обучающихся по предмету «Мир вокруг нас», а также в рамках межпредметных связей по школьным предметам: литературное чтение, изобразительное искусство, технология. Содержание каждого занятия строится на использовании разных источников информации (учебная и научная литература, карты, медиа-учебники), включает в себя самостоятельную (индивидуальную или коллективную) работу обучающихся, причем большинство занятий – практикумы. Особое место в программе объединения принадлежит исследовательской деятельности. Предполагается написание исследовательских работ, участие в конференциях, слетах, конкурсах.
Педагогическая целесообразность программы в том, что этот материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости, наблюдать за изменениями в природе. Участие обучающихся в занятиях кружка открывает широкие возможности для формирования практических навыков работы с картой, книгой и другими источниками информации. Коллективная работа над творческими проектами и исследованиями является важным моментом этой деятельности, помогает легче освоить и хорошо запомнить научную информацию, формирует коллектив единомышленников, учит детей общаться со сверстниками, отстаивать свою точку зрения.
Общеобразовательная программа «Мир вокруг нас» естественнонаучной направленности опирается на знания обучающихся по природоведению, географии, биологии, истории, литературе.
Обучающиеся по окончании изучения теоретической части ведут исследовательскую деятельность, используя знания и умения, полученные при изучении материала кружка.
У обучающихся создаются условия для формирования и развития:
* интереса к окружающему миру и смежным наукам;
* умения самостоятельно приобретать и применять полученные знания;
* творческого подхода к выполнению самостоятельных и исследовательских работ.
Адресат программы – обучающиеся, интересующиеся природой и миром вокруг нас( 6,5-10 лет (1-4 классы).
Допустимая норма обучающихся - 15 человек. Группа первого года обучения формируется на основе предварительного собеседования и начальной диагностики индивидуальных возможностей обучающихся. Приём на обучение в объединение «Мир вокруг нас» проводится на принципах равных условий приёма для всех поступающих, на условиях, определяемых локальными нормативными актами учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации. Правила приёма в объединение «Мир вокруг нас» на обучение по дополнительным общеразвивающим программам устанавливаются в части, не урегулированной законодательством об образовании, учреждением самостоятельно. Организационно-педагогические основы программы опираются на «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей. СанПиН 2.4.4.3172-14», утверждённые 4.07.2014 года, и приказ департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области от 20.03.2015 г. №291 «Об утверждении методических рекомендаций по составлению штатных расписаний государственных (муниципальных) организаций дополнительного образования в системе образования».
Наполняемость учебной группы регламентирует Устав учреждения: первый год обучения – 10человек, второй год обучения – 10 человек, третий год обучения – 10 человек, четвертый год обучения – 10 человек.
Уровень реализации программы: 1 год обучения – ознакомительный основной, 2 год обучения – базовый, 3 год обучения – углубленный, 4 год обучения - проектный
Объем программы – 4 года обучения (142 час)
Форма организации занятий: коллективная (фронтальная), индивидуальная, групповая.
Формы проведения занятий:
Лекция, беседа, семинар, экскурсии, игра, практические наблюдения, решение практических задач, виртуальные экскурсии, различные акции экологического содержания, праздники и мероприятия, подготовка и представление докладов, делают презентации, исследовательские работы, защита проекта, творческая мастерская.
Срок реализации программы: программа рассчитана на 4 года обучения
I год обучения – 34 часа (1 час в неделю),
год обучения – 36 часов (1 час в неделю),
III год обучения – 36 часов (1 час в неделю),
IV год обучения –36 часов (1 час в неделю).
Режим занятий:
1-й год обучения: 1 занятие в неделю по 1 часу;
2-й год обучения: 1 занятие в неделю по 1 часу;
3-й год обучения: 1 занятие в неделю по 1 часу;
4-й год обучения: 1 занятие в неделю по 1 часу;
Цель и задачи:
Цель: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.
Программа ставит перед собой следующие задачи:
1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.
2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
3. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.
4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
5. Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.
6. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.
7. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
8. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса
Личностные результаты:
– понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к окружающей среде;
– ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в природе;
– принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
– развитие морально-этического сознания.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
– понимать своё продвижение в овладении содержанием курса;
– замечать и исправлять свои ошибки во время изучения данной программы.
Познавательные:
– овладение начальными формами исследовательской деятельности;
– понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
– называть и различать окружающие предметы и их признаки; осуществлять поиск информации при выполнении заданий,
– сравнивать объекты, выделяя сходство и различия;
– устанавливать правильную последовательность событий;
– группировать различные предметы по заданному признаку.
Коммуникативные:
– участвовать в диалоге при выполнении заданий;
– осуществлять взаимопроверку при работе в парах;
– формирование коммуникативных навыков.
Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая направленность курса осуществляется через творческие задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.
Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.
Ожидаемый результат.
Показатели в личностной сфере ребенка:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
-осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Учащиеся должны знать:
-наиболее типичных представителей животного мира России
-какую пользу приносят представители животного мира;
-некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;
- планета Земля - наш большой дом;
- Солнце - источник жизни на Земле;
- неживое и живое в природе;
-основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);
- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
- самоценность любого организма;
- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);
- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);
-организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;
- человек существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;
-условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
- различия съедобных и несъедобных грибов;
- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
-способы сохранения окружающей природы;
что такое наблюдение и опыт;
экология - наука об общем доме;
экологически сообразные правила поведения в природе.
Учащиеся должны уметь:
- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;
-ухаживать за домашними животными и птицами;
выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
составлять экологические модели, трофические цепи;
доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
заботиться о здоровом образе жизни;
- заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
- осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
- наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
- ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;
1модуль:
Личностными результатами изучения кружка «Мир вокруг нас» в 1 год является формирование следующих умений:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения кружка «Мир вокруг нас» в 1-год является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Учиться высказывать своё предположение (версию).
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в доп. источниках информации.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
2 модуль:
Личностные результаты :
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД:
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать проблему совместно с учителем .
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (простейшие приборы и инструменты).
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения задачи в один шаг.
Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
Добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенных учителем словарях и энциклопедиях
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делат ь самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
Слушать и понимать речь других.
Вступать в беседу.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
3 модуль:
Личностные результаты:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД:
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (простейшие приборы и инструменты).
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться
4 модуль:
Личностные результаты:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметные результаты
1-2 модуль
- доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.
- учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.
3-4 модуль
оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;
доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам;
объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;
- замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Первый уровень 1 год:
предполагает приобретение уч-ся новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.
Второй уровень 2-3 год:
предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации
третий уровень 4 год:
предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.
Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты.
2. Содержание курса внеурочной деятельности .
Содержание данной программы согласовано с содержанием программ по психологии, педагогике, риторике, информатике, окружающего мира. Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.
Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:
вести устный диалог на заданную тему;
участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
участвовать в работе конференций, чтений.
участвовать в работе конференций, чтений.
Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.
Предлагаемый порядок действий:
1. Знакомство класса с темой.
2. Выбор подтем (областей знания).
3. Сбор информации.
4. Выбор проектов.
5. Работа над проектами.
6. Презентация проектов.
Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.
При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.
Классические источники информации— энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.
Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми.
Возможные экскурсии — это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия.
Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.
После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы.
Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д.
Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему. Напоминаем, что эта работа выполняется добровольно. Учитель не принуждает детей, он должен иметь в виду, что ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут принять участие в следующем.
При выполнении проекта используется рабочая тетрадь, в которой фиксируются все этапы работы над проектом.
Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.
Занятия проводятся в виде игр, практических упражнений. При прохождении тем важным является целостность, открытость и адаптивность материала.
В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.
По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
Системность организации учебно-воспитательного процесса;
Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Основные понятия:
Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в клубной работе, отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий. Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Проект – буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности. Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС определяет как результат освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Метод проектов в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. Так, собственно проектная деятельность в ее классическом понимании занимает свое центральное (ведущее) место в подростковом возрасте (в основной школе). В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной
3. Тематическое планирование
1 год (34 часа)
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Что такое исследование? Экскурсия «Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек» Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? | 1 |
2 | Как задавать вопросы? Проект « Моя малая Родина» | 1 |
3 | Как задавать вопросы? Проект «Моя малая Родина» | 1 |
4 | Как выбрать тему исследования? Проект « Моя семья» | 1 |
5 | Как выбрать тему исследования? Проект « Моя семья» | 1 |
6 | Учимся выбирать дополнительную литературу. Экскурсия «Что растёт на клумбе? Что это за листья?» | 1 |
7 | Практическая работа « Определять образцы камней» | 1 |
8 | Практическая работа «Определять комнатные растения» | 1 |
9 | Практическая работа «Определять деревья по листьям» | 1 |
10 | Практическая работа «определять деревья» | 1 |
11 | Практическая работа морская соль и изготовление «морской воды» | 1 |
12 | Практическая работа « исследование строение шерсти зверей» | 1 |
13 | Проект « Мои домашние питомцы» | 1 |
14 | Проект « Мои домашние питомцы» | 1 |
15 | Постановка вопроса (поиск гипотезы). Практическая работа «исследовать снежинки и снеговую воду» | 1 |
16 | Практическая работа «Исследование снега и воды» | 1 |
17 | Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие умений задавать вопросы. Практическая работа « Сортировка мусора» | 1 |
18 | Практическая работа « Как ухаживать за комнатными растениями» | 1 |
19 | Экскурсия как средство стимулирования исследовательской деятельности детей. Экскурсия «Как зимой помочь птицам?» | 1 |
20 | Практическая работа «Изготовление простейшей кормушки» | 1 |
21 | Практическая работа «Как ухаживать за животными живого уголка» | 1 |
22 | Практическая работа « Исследовать строение пера птицы» | 1 |
23 | Практическая работа «предметы ухода за кошкой и собакой» | 1 |
24 | Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы? Практическая работа « Экватор и жаркие районы Земли на глобусе» | 1 |
25 | Практическая работа «Северный ледовитый океан и Антарктида на глобусе» | 1 |
26 | Методика проведения самостоятельных исследований. Коллективная игра-исследование. Практическая работа «Простейшая электрическая цепь» | 1 |
27 | Практическая работа «Распространение и распознавание звуков» | 1 |
28-29 | Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике. Практическая работа «Загрязнение воды и ее очистка» | 2 |
30 | Практическая работа « приёмы чистки зубов и мытья рук» | 1 |
31 | Выставки творческих работ – средство стимулирования проектной деятельности детей. Проект «Моя семья» | 1 |
32 | Проект « Мой класс и моя школа» | 1 |
33-34 | Анализ исследовательской деятельности. | 1 |
Итого 34 часа |
2 год (36 часа)
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
1-2 | Что можно исследовать? Формулирование темы. Проект «Родной город». | 2 |
3 | Организация исследования. Практическая работа «Устройство термометра». | 1 |
4-5 | Наблюдение и наблюдательность. В гости к осени (экскурсия). | 2 |
6-7 | Что такое эксперимент . Практическая работа «Гранит и его состав». | 2 |
8-9 | Как задавать вопросы? Банк идей.Практическая работа «Уход за комнатными растениями». | 2 |
10-11 | Практическая работа «Приёмы содержания животных». | 2 |
12-13 | Тема, предмет, объект исследования. Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту». | 2 |
14-16 | Цели и задачи исследования. Проект «Профессии». | 3 |
17-18 | Сбор материала для исследования. В гости к зиме (экскурсия). | 2 |
19-20 | Практическая работа «Правила безопасности» | 2 |
21-23 | Учимся выделять гипотезы. Проект «Родословная». | 3 |
24-25 | Обобщение полученных данных.Практическая работа «Устройство компаса». | 2 |
26-27 | Как подготовить результат исследования. В гости к весне (экскурсия). | 2 |
28-30 | Как подготовить сообщение. Проект «Города России». | 3 |
31-33 | Проект «Страны мира». | 3 |
34-36 | Анализ исследовательской деятельности | 3 |
Итого 36 часа |
3 год (36 часа)
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
1-2 | Научные исследования и наша жизнь. Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования. Проект «Богатства, отданные людям». | 2 |
3 | Практическая работа «Обнаружение крахмала в продуктах». | 1 |
4-5 | Планирование работы. Практическая работа «Свойства воды». | 2 |
6-7 | Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии. Практическая работа «Состав почвы» | 2 |
8-10 | Экскурсия . Размножение и развитие растений. Охрана растений | 2 |
11-13 | Какими могут быть проекты? Проект «Разнообразие природы родного края». | 3 |
14 | Исследование объектов. Практическая работа «Измерение роста и массы тела человека». | 1 |
15 | Практическая работа «Свойства кожи». | 1 |
16-18 | Формулирование цели, задач исследования, гипотез. Проект «Школа кулинаров». | 3 |
19-20 | Практическая работа «Наличие питательных веществ в продуктах питания». | 2 |
21 | Практическая работа «Измерение пульса». | 1 |
22-23 | Экскурсия. Чтобы путь был счастливым | 2 |
24-25 | Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное. Проект «Кто нас защищает». | 2 |
26 | Практическая работа. «Устройство и работа бытового фильтра для очистки воды». | 1 |
27 | Практическая работа «Определение полезных ископаемых». | 1 |
28 | Практическая работа «Исследование сельскохозяйственного растения». | 1 |
29-30 | Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. Проект «Экономика родного края». | 2 |
31 | Практическая работа «Монеты России». | 1 |
32-33 | Оформление работы. Проект «Музей путешествий». | 2 |
34-36 | Как сделать сообщение о результатах исследования . Анализ исследовательской деятельности | 3 |
Итого 36 часа |
4 год (36 часа)
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Практическая работа. Моделировать движение Земли вокруг своей оси и округ солнца». | 1 |
2 | Культура мышления. Подготовка проекта «Путешествуем без опасности!» | 1 |
3 | Умение выявлять проблемы. Подготовка проекта «Всемирное наследие в России» | 1 |
4 | Ассоциации и аналогии. Подготовка проектов «Красная книга России», «Заповедники и национальные парки России» | 1 |
5 | Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы. Подготовка проектов «Всемирное наследие за рубежом», «Международная Красная книга». | 1 |
6 | Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез. Подготовка проектов «Национальные парки мира», «Как защищают природу» | 1 |
7 | Предмет и объект исследования. Подготовка проекта «Экологическая обстановка в нашем крае (городе, микрорайоне)» | 1 |
8 | Экскурсия в природное сообщество родного края. Поле | 1 |
9 | Практическая работа «Определение полевых культур в гербарии». | 1 |
10 | Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала. Подготовка проектов «Красная книга нашего края», «Охрана природы нашего края». | 1 |
11 | Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования. Практическая работа «Изучение свойств полезных ископаемых». | 1 |
12 | Экскурсия в природные сообщества родного края. Луг | 1 |
13 | Экскурсия в природное сообщество родного края. Река | 1 |
14-16 | Защита проектов по выбору | 3 |
17 | Наблюдение и экспериментирование. Подготовка проекта « Путешествие по городам мира» | 1 |
18 | Техника экспериментирования. Подготовка проекта «Имя на глобусе». | 1 |
19 | Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования. Подготовка проекта «Когда и как появились профессии железнодорожника, фотографа, летчика». | 1 |
20 | Правильное мышление и логика. Подготовка проекта «Открытие берестяных грамот». | 1 |
21 | Что такое парадоксы. Подготовка проекта «История открытия пролива между Евразией и Америкой». | 1 |
22 | Обработка и анализ всех полученных данных. Подготовка проекта «В дворянской усадьбе». | 1 |
23 | Оформление презентации. Подготовка проекта «В крестьянской избе». | 1 |
24 | Подготовка публичного выступления. Подготовка проекта « День горожанина: начало ХХ века» | 1 |
25 | Как подготовиться к защите. Подготовка проекта «Новые имена советской эпохи». | 1 |
26 | Подготовка проекта «Чему и как учились в начальной школе наши мамы и папы, бабушки и дедушки». | 1 |
27 | Подготовка проекта «Календарь праздников моей семьи» | 1 |
28 | Подготовка проекта «Наш край (город) в годы Великой Отечественной войны». | 1 |
29 | Подготовка проекта «Великая Отечественная война в воспоминаниях ветеранов». | 1 |
30 | Подготовка проекта «Инженерно-технические сооружения родного края». | 1 |
31-34 35-36 | Защита проектов по выбору. Анализ исследовательской деятельности | 4 2 |
Итого 36 часа |
Календарно-тематическое планирование
1год.
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | дата | |||
план | факт | |||||
1 | Что такое исследование? Экскурсия «Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек» Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? | 1 | | | ||
2 | Как задавать вопросы? Проект « Моя малая Родина» | 1 | | | ||
3 | Как задавать вопросы? Проект «Моя малая Родина» | 1 | | | ||
4 | Как выбрать тему исследования? Проект « Моя семья» | 1 | | | ||
5 | Как выбрать тему исследования? Проект « Моя семья» | 1 | | | ||
6 | Учимся выбирать дополнительную литературу. Экскурсия «Что растёт на клумбе? Что это за листья?» | 1 | | | ||
7 | Практическая работа « Определять образцы камней» | 1 | | | ||
8 | Практическая работа «Определять комнатные растения» | 1 | | | ||
9 | Практическая работа «Определять деревья по листьям» | 1 | | | ||
10 | Практическая работа «определять деревья» | 1 | | | ||
11 | Практическая работа морская соль и изготовление «морской воды» | 1 | | | ||
12 | Практическая работа « исследование строение шерсти зверей» | 1 | | | ||
13 | Проект « Мои домашние питомцы» | 1 | | | ||
14 | Проект « Мои домашние питомцы» | 1 | | | ||
15 | Постановка вопроса (поиск гипотезы). Практическая работа «исследовать снежинки и снеговую воду» | 1 | | | ||
16 | Практическая работа «Исследование снега и воды» | 1 | | | ||
17 | Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие умений задавать вопросы. Практическая работа « Сортировка мусора» | 1 | | | ||
18 | Практическая работа «Как ухаживать за комнатными растениями» | 1 | | | ||
19 | Экскурсия как средство стимулирования исследовательской деятельности детей. Экскурсия «Как зимой помочь птицам?» | 1 | | | ||
20 | Практическая работа «Изготовление простейшей кормушки» | 1 | | | ||
21 | Практическая работа «Как ухаживать за животными живого уголка» | 1 | | | ||
22 | Практическая работа « Исследовать строение пера птицы» | 1 | | | ||
23 | Практическая работа «предметы ухода за кошкой и собакой» | 1 | | | ||
24 | Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы? Практическая работа « Экватор и жаркие районы Земли на глобусе» | 1 | | | ||
25 | Практическая работа «Северный ледовитый океан и Антарктида на глобусе» | 1 | | | ||
26 | Методика проведения самостоятельных исследований. Коллективная игра-исследование. Практическая работа «Простейшая электрическая цепь» | 1 | | | ||
27 | Практическая работа «Распространение и распознавание звуков» | 1 | | | ||
28-29 | Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике. Практическая работа «Загрязнение воды и ее очистка» | 2 | | | ||
30 | Практическая работа « приёмы чистки зубов и мытья рук» | 1 | | | ||
31 | Выставки творческих работ – средство стимулирования проектной деятельности детей. Проект «Моя семья» | 1 | | | ||
32 | Проект « Мой класс и моя школа» | 1 | | | ||
33-34 | Анализ исследовательской деятельности. | 2 | | | ||
Итого 34 часа | | |
2 год
№ | Тема занятия | Кол-во часов | дата | |
план | факт | |||
1 | Что можно исследовать? Формулирование темы. Подготовка проекта «Родной город». | 1 | | |
2 | Презентация проекта «Родной город» | 1 | | |
3 | Организация исследования. Практическая работа «Устройство термометра». | 1 | | |
4-5 | Наблюдение и наблюдательность. В гости к осени (экскурсия). | 2 | | |
6-7 | Что такое эксперимент . Практическая работа «Гранит и его состав». | 2 | | |
8-9 | Как задавать вопросы? Банк идей. Практическая работа «Уход за комнатными растениями». | 2 | | |
10-11 | Практическая работа «Приёмы содержания животных». | 2 | | |
12 | Тема, предмет, объект исследования. Подготовка проекта «Красная книга, или Возьмём под защиту». | 1 | | |
13 | Презентация проекта «Красная книга, или Возьмём под защиту». | 1 | | |
14 | Цели и задачи исследования. Подготовка проекта «Профессии». | 1 | | |
15-16 | Презентация проекта «Профессии» | 2 | | |
17-18 | Сбор материала для исследования. В гости к зиме (экскурсия). | 2 | | |
19-20 | Практическая работа «Правила безопасности» | 2 | | |
21 | Учимся выделять гипотезы. Подготовка проекта «Родословная». | 1 | | |
22-23 | Презентация проекта «Родословная» | 2 | | |
24-25 | Обобщение полученных данных. Практическая работа «Устройство компаса». | 2 | | |
26-27 | Как подготовить результат исследования. В гости к весне (экскурсия). | 2 | | |
28 | Как подготовить сообщение. Подготовка проекта «Города России». | 1 | | |
29-30 | Презентация проекта «Города России» | 2 | | |
31 | Подготовка проекта «Страны мира». | 1 | | |
32-33 | Презентация проекта «Страны мира». | 2 | | |
34-36 | Анализ исследовательской деятельности | 3 | | |
Итого 36 часа | | |
3 год
№ | Тема занятия | Кол-во часов | дата | |
план | факт | |||
1 | Научные исследования и наша жизнь. Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования. Подготовка проекта «Богатства, отданные людям». | 1 | | |
2 | Презентация проекта «Богатства, отданные людям». | 1 | | |
3 | Практическая работа «Обнаружение крахмала в продуктах». | 1 | | |
4-5 | Планирование работы. Практическая работа «Свойства воды». | 2 | | |
6-7 | Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии. Практическая работа «Состав почвы» | 2 | | |
8-10 | Экскурсия . Размножение и развитие растений. Охрана растений | 2 | | |
11 | Какими могут быть проекты? Подготовка проекта «Разнообразие природы родного края». | 1 | | |
12-13 | Презентация проекта «Разнообразие природы родного края». | 2 | | |
14 | Исследование объектов. Практическая работа «Измерение роста и массы тела человека». | 1 | | |
15 | Практическая работа «Свойства кожи». | 1 | | |
16 | Формулирование цели, задач исследования, гипотез. Подготовка проекта «Школа кулинаров». | 1 | | |
17-18 | Презентация проекта «Школа кулинаров» | 2 | | |
19-20 | Практическая работа «Наличие питательных веществ в продуктах питания». | 2 | | |
21 | Практическая работа «Измерение пульса». | 1 | | |
22-23 | Экскурсия. Чтобы путь был счастливым | 2 | | |
24 | Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное. Подготовка проекта «Кто нас защищает». | 1 | | |
25 | Презентация проекта «Кто нас защищает». | 1 | | |
26 | Практическая работа. «Устройство и работа бытового фильтра для очистки воды». | 1 | | |
27 | Практическая работа «Определение полезных ископаемых». | 1 | | |
28 | Практическая работа «Исследование сельскохозяйственного растения». | 1 | | |
29 | Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. Подготовка проекта «Экономика родного края». | 1 | | |
30 | Презентация проекта «Экономика родного края». | 1 | | |
31 | Практическая работа «Монеты России». | 1 | | |
32 | Оформление работы. Подготовка проекта «Музей путешествий». | 1 | | |
33 | Презентация проекта «Музей путешествий». | 1 | | |
34-36 | Как сделать сообщение о результатах исследования . Анализ исследовательской деятельности | 3 | | |
Итого 36 часа | | |
4 год
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | |||
план | факт | |||||
1 | Практическая работа. Моделировать движение Земли вокруг своей оси и округ солнца». | 1 | | | ||
2 | Культура мышления. Подготовка проекта «Путешествуем без опасности!» | 1 | | | ||
3 | Умение выявлять проблемы. Подготовка проекта «Всемирное наследие в России» | 1 | | | ||
4 | Ассоциации и аналогии. Подготовка проектов «Красная книга России», «Заповедники и национальные парки России» | 1 | | | ||
5 | Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы. Подготовка проектов «Всемирное наследие за рубежом», «Международная Красная книга». | 1 | | | ||
6 | Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез. Подготовка проектов «Национальные парки мира», «Как защищают природу» | 1 | | | ||
7 | Предмет и объект исследования. Подготовка проекта «Экологическая обстановка в нашем крае (городе, микрорайоне)» | 1 | | | ||
8 | Экскурсия в природное сообщество родного края. Поле | 1 | | | ||
9 | Практическая работа «Определение полевых культур в гербарии». | 1 | | | ||
10 | Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала. Подготовка проектов «Красная книга нашего края», «Охрана природы нашего края». | 1 | | | ||
11 | Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования. Практическая работа «Изучение свойств полезных ископаемых». | 1 | | | ||
12 | Экскурсия в природные сообщества родного края. Луг | 1 | | | ||
13 | Экскурсия в природное сообщество родного края. Река | 1 | | | ||
14-16 | Защита проектов по выбору | 3 | | | ||
17 | Наблюдение и экспериментирование. Подготовка проекта « Путешествие по городам мира» | 1 | | | ||
18 | Техника экспериментирования. Подготовка проекта «Имя на глобусе». | 1 | | | ||
19 | Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования. Подготовка проекта «Когда и как появились профессии железнодорожника, фотографа, летчика». | 1 | | | ||
20 | Правильное мышление и логика. Подготовка проекта «Открытие берестяных грамот». | 1 | | | ||
21 | Что такое парадоксы. Подготовка проекта «История открытия пролива между Евразией и Америкой». | 1 | | | ||
22 | Обработка и анализ всех полученных данных. Подготовка проекта «В дворянской усадьбе». | 1 | | | ||
23 | Оформление презентации. Подготовка проекта «В крестьянской избе». | 1 | | | ||
24 | Подготовка публичного выступления. Подготовка проекта « День горожанина: начало ХХ века» | 1 | | | ||
25 | Как подготовиться к защите. Подготовка проекта «Новые имена советской эпохи». | 1 | | | ||
26 | Подготовка проекта «Чему и как учились в начальной школе наши мамы и папы, бабушки и дедушки». | 1 | | | ||
27 | Подготовка проекта «Календарь праздников моей семьи» | 1 | | | ||
28 | Подготовка проекта «Наш край (город) в годы Великой Отечественной войны». | 1 | | | ||
29 | Подготовка проекта «Великая Отечественная война в воспоминаниях ветеранов». | 1 | | | ||
30 | Подготовка проекта «Инженерно-технические сооружения родного края». | 1 | | | ||
31-33 | Защита проектов по выбору. | 3 | | | ||
34-36 | Анализ исследовательской деятельности | 3 | | | ||
Итого 36 часа | | |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Афанасьева В.И. Экология не знает границ. // Юный натуралист. 1990, №1.
Большакова М.Д. Модели для ознакомления младших школьников с комнатными растениями. // НШ. 1996, №3.
Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы. // НШ. 1997, №4.
Воробьева А.Н. Экологическое образование младших школьников. // НШ, 1998, №6.
Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины. М.: Просвещение, 1985.
Дерябко О.Д. Субъективное отношение к природе детей начальной школы. // НШ. 1998, №6.
Жестгрва Н.С. Состояние экологического воспитания учащихся. // НШ. 1989, № 10.
Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы. М.: Педагогика, 1981.
Ишутинова Л.М. Грибы – это грибы. // НШ. 2000, №6.
Ладвинская А.А. Энциклопедия комнатного цветоводства. М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006.
Плешаков А.А. Планета загадок. М.: Просвещение 1996.
Рыжова Н.А. Экологический проект: Мое дерево. // НШ. 1997, №4.
Симонова Л.П. Этические беседы по экологии с младшими школьниками. // НШ. 1999, № 5.
Симонова Л.П. «Зеленый дом». // НШ. 1998, № 6.
Сосновский И.П. Редкие и исчезающие животные. М.: Металлургия, 1987.
11. Титова К.Д. Комнатные растения. Определитель. М.: АСТ «Астрель», 2002.
Тихонова А.Е. Учебная природная тропа для младших школьников. // НШ. 1991, № 9.
Филатова Л.М. По страницам Красной книги. // НШ. 1991.
Хессайон Д.Г. Энциклопедия «Все о комнатных растениях». М.: «Кладезь-Букс», 2002.
Хефлинг Г. Все «чудеса» в одной книге. М.: Прогресс, 1983.
Хефлинг Г. Энциклопедия комнатного цветоводства. М.: Колос, 1994.
Чижевский А.Е. Экология у нас дома. // НШ. 1998, № 6.
Интернет – ресурсы
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http//school-collection/edu.ru
2. КМ –школа ( образовательная среда комплексной информатизации школы). – Режим доступа: :http//www.km- school.ru