Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир природы глазами фотографа»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Красный Яр
муниципального района Красноярский Самарской области
структурное подразделение дополнительного образования детей
Детско-юношеский центр
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Мир природы глазами фотографа»
Возраст обучающихся: 12 - 18 лет (6 - 11 класс).
Срок реализации программы: 2 года.
Направление: эколого-биологическое с элементами
технического и художественно-эстетического
Количество часов:
1, 2 год обучения – 4 часа в неделю, 144 часа в год
Разработала:
Сергеева Татьяна Михайловна,
педагог дополнительного образования,
первая квалификационная категория.
с. Новый Буян, 2016 год
СОДЕРЖАНИЕ
1.Пояснительная записка 2.Цель и задачи программы 3.Прогнозируемый результат обучения по программе 4.Междисциплинарные связи 5.Обеспечение программы 6.Учебно-тематический план 7.Календарно-тематический план 8.Содержание тем 9.Контрольно-измерительные материалы 10.Литература для педагога и учащихся 11.Прилож |
Пояснительная записка
Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с молодежью и является актуальной. Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. Привить бережное отношение к природе и научить школьников разумно использовать научные и технические достижения на благо природы и человека – одна из задач программы «Мир природы глазами фотографа»
Человек XXI века должен иметь экологическое мировоззрение, уметь сопереживать, слышать, видеть, понимать мир родного края, любить место своего рождения, желать сделать его лучше и уютнее. Это можно сделать без ущерба окружающей среде, а используя средства фотоискусства. Существует много различных техник, которые позволяют философско-эстетически и символически проникнуть в природу. Самое важное в результате занятий развивать экологическую культуру школьников.
Что такое экологическая культура? Это особенности поведения и деятельности человека, а также сфера его духовной жизни, т.е. способность человека пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в повседневной жизни, в своей практической деятельности. При этом знания должны быть обретены, «открыты» самими детьми, лишь тогда они станут для них значимыми.
Биологическое разнообразие на нашей планете представляет собой ничем невосполнимую ценность: экологическую, генетическую, экономическую, научную, культурную, эстетическую, образовательную, оздоровительную, психологическую. Показатели сформированности экологической культуры необходимо исследовать на внутреннем и внешнем уровнях – качественные изменения в структуре личности их проявлениях во взаимодействии человека с окружающим миром. На внутреннем уровне мы оперируем такими категориями, как потребности, способности, интересы, ценности, мотивы, привычки, эмоции, знания, умения и др. На внешнем уровне – отношения, поведение, поступок, деятельность и др. Изучение экологии школьниками придаст новый импульс в выдвижении новых ценностей для них: отношение к Земле как к уникальной экосистеме, осмотрительного и бережного отношения ко всему живому. Познавая окружающий мир и вооружившись знаниями об этом мире, ребята учатся анализировать природную среду как сложную, дифференцированную систему, различные компоненты которой находятся в динамическом равновесии, учатся рассматривать биосферу Земли как экологическую нишу человечества. Ценность подобного опыта для ребёнка непреходяща. Научить его сохранять и охранять окружающую среду, научить его чувствовать, сопереживать, воспитывать ответственность за свои поступки – эти вечные задачи человечества не потеряли своей актуальности в наше неспокойное время. Трогательные отношения с окружающим нас миром распространяются на чувственную сферу молодого человека. И из маленького мирка он переносит эти чувства в дальнейшую взрослую жизнь. Какой знакомый и незнакомый этот окружающий мир! Вроде бы все знакомо: зарисовки повседневной жизни, свет и тень, какими они кажутся спешащему человеку. Но если приостановиться и всмотреться в них – фрагменты становятся многозначными, а момент превращается в символ. И все это возможно, используя фотографию, которая прочно вошла в нашу жизнь, стала самым массовым и популярным видом самодеятельного искусства. Огромно значение фотографии, по мнению многих педагогов, в деле воспитания подрастающего поколения, детей и юношества. Она играет большую роль в их художественном, эстетическом и нравственном воспитании, в развитии их творческих способностей, воспитании образного мышления. Наибольшее распространение получила цифровая фотография. Не каждый ребенок имеет возможность приобрести и развить навыки фотосъемки самостоятельно, поэтому обучение фотоделу должно осуществляться централизованно. В связи с этим возникла необходимость создания кружка цифровой фотографии. Данная программа позволяет реализовать знания и умения в области экологии и фотографии.
Данная дополнительная общеобразовательная программа является модифицированной и адаптированной. Разработана для занятий с детьми и подростками в возрасте от 12 до 18 лет в условиях учреждений дополнительного образования, интересующихся природой родного края, его актуальными экологическими проблемами, а также увлекающихся фотографией. Состав группы постоянный в течение года, набор детей в группы – свободный, принимаются все дети, которым интересен этот вид деятельности. Количество обучающихся 15 человек в группе. Программа кружка построена таким образом, чтобы внеклассная работа могла стать целенаправленной, систематической и результативной.
Количественный состав постоянный в течение года, но в начале каждого учебного года происходит небольшая смена коллектива, в связи с тем, что некоторые дети заканчивают 9, 11 класс и выбывают из учебного заведения и в группу приходят новые дети. С новыми воспитанниками занятия проходят как индивидуально, так и в группе. С ними занимается не только преподаватель, но и те воспитанники, которые занимаются в объединении не первый год. Обучение также проводится и дистанционно: в социальной сети «В контакте» создана беседа – где ребята получают информацию о проходящих конкурсах, советуются друг с другом по интересующим их вопросам, для них публикуется информация различного рода – советы, теоретический материал и т.д. Для объединения создан сайт, где размещены работы воспитанников, потому что учиться фотографии в одиночку нельзя. Учиться нужно друг у друга. Необходимо учиться и мыслить, и говорить с помощью фотографий.
В связи с тем, что в новом учебном году состав меняется, группа делится на несколько подгрупп: 1 п./группа – 1-ый год обучения; 2 п./группа – 2 год обучения. Каждое занятие разбивается на 3 этапа: например 1 этап – 1 п./группа, 2 этап – вся группа, 3 этап – 2 п./группа, 1 и 2 п./группы меняются местами в зависимости от темы занятия, либо загруженности воспитанников. Каждое занятие длится 3 часа, между занятиями перерывы по 15 минут – на отдых, проветривание помещения.
Программа образовательной деятельности объединения относится к эколого-биологической с элементами научно-технической и художественно-эстетической направленности.
Программа адаптирована к местным условиям, допускаются изменения и дополнения программы в процессе работы. Она составлена на основе образовательных программ: «Мир заповедной природы» - авторы Губернаторов А.Е., Андрианова М.М., «Художественная фотография» - Соловьева В.П., Константинова В.А., «Художественная фотография» -Кададова Е.В. и «Фотография и компьютерный дизайн» -Гуляева Д.А..
Полный образовательный курс предусматривает овладение основами фото мастерства, изучение законов фотокомпозиции, обучение грамотно работать в студии и на пленэре, а также формирование экологического мышления, ответственности за состояние окружающей среды, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни и самовыражения детей. В процессе реализации программы происходит изучение фотоискусства, как одного из видов художественной культуры.
Новизна программы в том, что она не только прививает навыки и умение работать с компьютерными программами, фотоаппаратурой, но и способствует формированию эстетической и экологической культуры. Эта программа не дает ребенку «уйти в виртуальный мир», учит видеть красоту реального мира посредством искусства фотографии.
Актуальность программы
В век новых технологий человек перестает ощущать себя частью природы, действует как хозяин и преобразователь, что ведет к формированию утилитарного подхода к окружающей среде, что ведет к ее неправильному использованию и загрязнению. А фотоискусство несет людям красоту и гармонию окружающего мира, ощущение полноты жизни. Фотографии говорят с намина безмолвном языке, надо лишь суметь приостановиться, чтобы увидеть окружающий мир таким, каков он есть – в его одновременном единстве и многообразии – в этом и заключается миссия данной программы.
Цель программы
сформировать у подрастающего поколения представления об уникальной ценности природных территорий, а также знание приемов фотосъемки;
развивать бережное и ответственное отношение к природе родного края и всей нашей планеты, творческие способности, образное мышление, эстетический вкус;
обучать знаниям и умениям, необходимым при посещении и деятельности любого уголка живой природы (леса, озера и т.д.), методам компьютерной обработки фотоизображений;
развивать у подрастающего поколения творческих способностей и творческого мышления, умения оценивать и строить жизнь по законам красоты посредством овладения основами творческой цифровой фотографии, реализовать творческие проекты и замыслы обучающихся,
Задачи
Образовательные:
Научить экологической культуре детей.
Дать знания о природе и культурном наследии самарского края, красноярского района и природы родного села;
Научить практическим умениям и навыкам правильного поведения в природе;
научить основным правилам фотосъемки;
научить правилам подбора сюжетов к заданной теме;
обучить умениям и навыкам работы с компьютерной техникой и компьютерными программами по обработке цифровой фотографии;
научить основным возможностям редактирования и обработки изображения в AdobeFhotoshop; программам для создания видеоклипов (применительно к фотографии); использованию PowerPoint.
Развивающие:
Развивать позитивное отношение учащихся ко всему разнообразию живой природы на основе коррекции целей и мотивов их экологического поведения. Развивать эмоциональную сферу, направленную на актуализацию лучших нравственных побуждений, желания беречь природу;
Развивать эстетические взгляды и творческий потенциал личности через общение с живой природой;
Развивать логическое мышление, внимание, память, фантазию, творческие способности детей;
способствовать развитию познавательного интереса к информационным технологиям;
развивать мотивацию личности к познанию и самосовершенствованию.
развивать осознание значения наследуемых ценностей, мировой и русской культуры и их усвоение;
развивать кругозор и творческое мышление и логику.
Воспитательные:
Организовать полноценный досуг детей;
Заложить основы формирования информационной культуры воспитанников;
воспитать трудолюбие, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы;
Привить основы культуры труда;
Сформировать коллективные отношения через совместную деятельность, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка;
Воспитать у подростков чувства патриотизма, духовности, нравственности, морали;
Формировать потребности в регулярных занятиях как к способу осмысления и самореализации собственной деятельности;
Воспитать потребность для полезного заполнения свободного времени обучающихся;
Воспитать чувства толерантности и коллективизма.
Формы и методы образовательного процесса
Для реализации программы используются различные формы и методы обучения и воспитания: словесные, наглядные (просмотр фото-видеоматериалов), практические (проведение экскурсий, научно-исследовательских работ, написание заметок в школьную газету, выпуск листовок и т.д.), участие в различных экологических акциях, конкурсах, массовых мероприятиях, экологические тренинги.
Теоретические занятия осуществляются в виде лекций, консультаций, отчетов, бесед, фото и видеоэкскурсий.
В практических занятиях преобладают экскурсионные занятия и занятия на пленере. Экология не является лабораторной, в ней важное место занимают наблюдения и эксперименты в природе. Практические занятия проходят в форме выполнения различных индивидуальных и коллективных заданий, проведения исследовательской работы, выпуска газеты, а также участие детей в различных конкурсах, экологических мероприятиях (день леса, день воды, день птиц), экологических акциях в масштабе сельского поселения (уборка мусора, посадка саженцев и т.д.)
Основной объем знаний учащиеся приобретают в активной форме, в ходе выполнения практических и исследовательских работ. Занятия в основном проводятся в малых группах, иногда применяются индивидуальные занятия, которые дают эффективные результаты.
Участие школьников в практических делах формирует у них чувство причастности к проблемам сохранения природы. Необходимо учитывать психологический феномен – каждый человек стремиться сберечь то, во что вложен его собственный труд.
В процессе обучения предусматриваются следующие формы учебных занятий: типовое занятие, сочетающее в себе объяснение и практическое упражнение, собеседование, консультация, практикум, учебная игра, самостоятельная работа. Программа предусматривает самые разнообразные формы работы в зависимости от тематики, но в основном это работы индивидуальные, которые показывают взгляд на каждого ученика на данную тему. Используются методы работы: поисковый, частично-поисковый, экскурсия, творческие выставки коллектива и личные.
Для закрепления полученных знаний и умений большое значение имеет коллективный анализ работ воспитанников. При этом отмечаются наиболее удачные, оригинальные работы, разбираются характерные ошибки.
Работа по данной программе позволит сформировать следующие ключевые компетенции:
коммуникативные: работать в группе исполняя различные социальные роли, умение жить вместе, сопереживать, помогать друг другу;
информационная: сбор информации, используя различные носители, обработка;
личностные и социальные: активность, инициативность, самостоятельность, брать на себя ответственность принимать участие в совместном решении;
профессиональная ориентация.
Программа даёт возможность сформировать у обучающихся патриотическое и гражданское сознание и самосознание, повысить уровень знаний в области отечественной истории и культуры, обеспечить рост духовно-нравственных, творческих, коммуникативных и других способностей школьников
Прогнозируемые результаты.
Работа по данной программе позволит сформировать следующие ключевые компетенции:
коммуникативные: работать в группе исполняя различные социальные роли, умение жить вместе, сопереживать, помогать друг другу;
информационная: сбор информации, используя различные носители, обработка;
личностные и социальные: активность, инициативность, самостоятельность, брать на себя ответственность принимать участие в совместном решении;
исследовательская: увидеть проблему, выдвинуть гипотезу, ее решение, организовать деятельность по проверке гипотезы и сформулировать выводы, эстетично оформить результаты; доказательность принятого решения, умение аргументировать свои заключения, выводы; умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов;
профессиональная ориентация.
К концу первого года обучения учащиеся должны знать
основы воздействия человека и природы, в том числе основные направления рационального использования богатств родного края;
основные понятия и термины, изучаемые по темам программы;
нравственные нормы поведения.
историю развития фотографии;
устройство цифрового фотоаппарата;
назначение и важность композиции, света, фокусировки;
жанры фотографии;
К концу первого года обучения учащиеся должны уметь
Выполнять посильные исследования в окружающей среде;
оформлять и представлять результаты исследований;
оценивать простейшие экологические последствия влияния человека на окружающую среду, в т.ч. на состояние видового разнообразия в ней;
проводить фенологические наблюдения;
вести дневник наблюдений
оценивать эстетические достоинства окружающего ландшафта в т.ч. отраженные в различных художественных формах;
соблюдать экологические правила поведения в дикой природе;
участвовать в посильной природоохранительной деятельности.
выполнять фотосъемку различных жанровых видов;
переносить фотографии на компьютер;
создавать и редактировать изображения;
К концу второго года обучения учащиеся должны знать
Правовые вопросы экологической безопасности;
основные методы исследования экологических систем;
что представляют собой основы природопользования;
возможность работы со слоями, текстом и технологию их применения для получения различных эффектов над изображением.
как грамотно применять фототехнику в зависимости от поставленной задачи или условий съемки;
как грамотно использовать естественное и искусственное освещение для получения качественного изображения;
как грамотно работать со студийным светом для достижения качественных результатов;
как применять методы обработки изображения для достижения высших творческих результатов;
К концу второго года обучения учащиеся должны уметь
анализировать экологическую обстановку изучаемой местности;
формировать идеи по предотвращению вредного воздействия человека на природу;
владеть правовыми вопросами по рациональному природопользованию;
создавать и редактировать изображения;
выполнять типовые действия с объектами и документами в среде Fotoshop;
пользоваться основными инструментами программы Adobe Fhotoshop;
создавать фотомонтажи и коллажи;
создавать видеоролики на заданную тему;
на практике применять знания, полученные на занятиях.
Воспитанники должны владеть:
экологическими терминами;
умением анализировать экологическую обстановку;
умением составлять план местности, проводить экологический мониторинг памятников природы родного края, создавать, оформлять и защищать проекты;
умением объяснять правило посещения ООПТ другим людям
техникой фотосъемки;
техникой построения композиции;
техникой обработки фотографии;
навыками создания творческих и художественных работ.
также:
информационной компетентностью:
знать и работать с источниками информации (печатные, электронные, видео, картины);
уметь получать информацию от другого субъекта;
уметь работать по инструкции;
переводить информацию из одной формы в другую (текст-график, текст-картинка, текст-таблица);
уметь анализировать, писать план, конспектировать;
уметь создавать продукт (изделие, проект, исследовательскую работу);
уметь выступать публично.
коммуникативной компетентностью:
владеть культурой речевого действия (уметь грамотно построить фразы, просто и ясно изложить мысли);
владеть эмоциями;
знать правила взаимодействия с людьми, быть готовым и уметь строить контакт.
компетентностью решения проблем:
уметь анализировать;
уметь ставить цели;
уметь планировать результат;
уметь разрабатывать алгоритм достижения результата.
уметь оценивать результаты своей деятельности.
В конце изучаемого курса учащиеся могут
защитить реферат, доклад;
предоставить свои портфолио;
предоставить обработанные фотографии;
оформить школьную газету с помощью импортированных изображений в документ издательской системы.
Создавать фотоколлажи, фотовыставки, фотоотчеты.
Программа создаёт условия для участия обучающихся в выставках и в конкурсах на различных уровнях- от школьного до международного. Обучающиеся могут реализовываться на трех уровнях:
1-й уровень – в детском объединении;
2-й уровень – внутри учреждения;
3-й уровень – за пределами учреждения (в том числе мероприятия, проводимые на территории поселения).
Также конечный результат помогает увидеть ведение портфолио - как общего, так и индивидуального, в котором помещаются дипломы, грамоты, полученные на конкурсах разного уровня.
Модель выпускника творческого объединения
Выпускник творческого объединения «Мир природы глазами фотографа» - это подросток, любящий свою природу и показывающий ее красоту и хрупкость при помощи фотографий и видеороликов. Он никогда не сорвет цветка, чтобы полюбоваться его красотой, а лучше сфотографирует его и поделится его красотой с другими. Свободно применяет все знания и умения, полученные при обучении, в своей творческой деятельности. Осознает необходимость приобщения к миру прекрасного. Владеет навыками культуры поведения в природных объектах. Понимает значимость моральных норм, общечеловеческих ценностей, стремится соблюдать эти нормы и быть хранителем ценностей. Хорошо ориентируется в окружающем мире, воспринимает себя как часть этого мира, понимает закономерные взаимосвязи человека и общества, человека и окружающей среды, ориентируется в жизни на законы красоты и гармонии. Владеет необходимыми для общения личностными качествами:
- открытостью;
- тактичностью, доброжелательностью;
- гибкостью, динамичностью;
- мобильностью;
- толерантностью;
- стремлением понять внутренний мир другого человека.
Перечень оборудования, необходимого для реализации программы
1.Ноутбук или стационарный компьютер.
2. Выход в интернет
3.Карты Самарской области, Красноярского района, Нового Буяна.
3.Микроскоп.
4.Лупа.
5. Пинцет.
6. Сачок.
7. Определители (птиц, рыб, млекопитающих, растений, насекомых).
8. Справочники.
9.Канцтовары.
10. Гербарии.
11. учебно-методические пособия для педагога и учащихся (рекомендации, методические руководства);
12. библиотечка специальной литературы;
13. раздаточные материалы;
14. аудио-видео средства;
15. презентации;
16. рефераты;
17. сборники образовательных задач, заданий и т.п.;
18. оргтехника;
19. Фотоаппарат или телефоны с камерой.
20.Набор фотосюжетов: портреты, животные, природа, натюрморты.
21.Программы для работы:
Photoshop;
Домашняя фотостудия;
College;
Movie Maker;
Nero Photo snap.
22.Интернет- ресурсы:
Biouroki.ru
Samarluka.ru
Учебно-тематический план
№ п/п |
Название раздела |
1год обучения |
2год обучения |
|||||
теория |
практика |
всего |
теория |
практика |
всего |
|||
1 |
Введение. Правила т/б |
2 |
- |
2 |
2 |
- |
2 |
|
2 |
Эстафета любимых занятий (повторение пройденного). |
- |
- |
- |
- |
8 |
8 |
|
3 |
Основы экологии |
4 |
8 |
12 |
2 |
6 |
8 |
|
4 |
Знакомство с цифровым миром. |
4 |
8 |
12 |
2 |
4 |
6 |
|
5 |
Мир природы в мире человека |
2 |
10 |
12 |
2 |
4 |
6 |
|
6 |
Работа с ПК |
2 |
10 |
12 |
- |
10 |
10 |
|
7 |
Законы об охране природы |
- |
- |
- |
3 |
3 |
6 |
|
8 |
Жанры фотографии |
4 |
8 |
12 |
2 |
6 |
8 |
|
9 |
Животный мир |
2 |
8 |
10 |
2 |
8 |
10 |
|
10 |
Растительный мир |
2 |
8 |
10 |
2 |
6 |
8 |
|
11 |
Экскурсии |
8 |
8 |
- |
8 |
8 |
||
12 |
Участие в экологических акциях |
- |
6 |
6 |
- |
6 |
6 |
|
13 |
Практика фотографии |
- |
12 |
12 |
- |
10 |
10 |
|
14 |
Исследовательская работа. Участие в выпуске школьной газеты |
- |
8 |
8 |
- |
8 |
8 |
|
15 |
Тренинги, игры, викторины |
12 |
12 |
10 |
10 |
|||
16 |
Фотография: хобби или будущая профессия |
- |
- |
- |
2 |
6 |
8 |
|
17 |
Выразительные средства |
3 |
7 |
10 |
2 |
10 |
12 |
|
18 |
Участие в конкурсах |
- |
6 |
6 |
- |
10 |
10 |
|
25 |
119 |
144 |
20 |
124 |
144 |
Календарно – тематическое планирование (1 год обучения)
№ п/п |
Раздел / тема |
Количество часов |
Основные виды деятельности |
Дата |
||||
практика |
теория |
всего |
||||||
1. |
Знакомство с планом работы объединения, техника безопасности на занятиях, экскурсиях. |
2 |
2 |
Получение новой информации, ее анализ Сравнение, беседа, творческое осмысление и анализ проделанной работы |
||||
2 |
Экологическое тестирование. |
2 |
2 |
|||||
3 |
Экология как наука, основные понятия, термины. |
1 |
1 |
2 |
||||
4 |
Правила поведения на заповедных территориях, в лесу, около водоема. |
1 |
1 |
2 |
||||
5 |
Антропогенное влияние на состояние растений. |
1 |
1 |
2 |
||||
6 |
Экология в сфере других наук. |
1 |
1 |
2 |
||||
7 |
Ситуации, когда человек не может обойтись без экологических знаний. |
1 |
1 |
2 |
||||
8 |
Редкие и исчезающие виды растений. |
2 |
2 |
|||||
9 |
Работа над исследовательским проектом. Анализ проблем. Выбор темы. |
1 |
1 |
2 |
Выполнение практических заданий, творческое осмысление заданий, обсуждение |
|||
10 |
Значение фотографии в современной мировой культуре. |
1 |
1 |
2 |
Сравнение, беседа, творческое осмысление и анализ проделанной работы. |
|||
11 |
История возникновения и развития фотографии. |
1 |
1 |
2 |
||||
12 |
Практика фотографии. Базовые знания. |
2 |
2 |
|||||
13 |
Композиция. |
1 |
1 |
2 |
||||
14 |
Свет. |
1 |
1 |
2 |
||||
15 |
Фокусировка. |
2 |
2 |
|||||
16 |
Мир природы в мире человека. |
1 |
1 |
2 |
||||
17 |
Отражение красоты природы в музыке, живописи и т.д. |
2 |
2 |
|||||
18 |
Самарская область в изображении писателей, поэтов. |
2 |
2 |
|||||
19 |
Тренинг «Вода мира». |
2 |
2 |
|||||
20 |
Историко-культурная ценность живой природы. |
2 |
2 |
Получение и анализ информации, выполнение практических заданий, творческое осмысление заданий, обсуждение |
||||
21 |
Гуманитарная экология. |
1 |
1 |
2 |
||||
22 |
Проведение экологического тестирования. |
2 |
2 |
|||||
23 |
Подготовка исследовательского проекта. Анализ использованной литературы. |
2 |
2 |
Выполнение практических заданий, творческое осмысление заданий, обсуждение |
||||
24 |
Техника безопасности при работе с ПК. |
1 |
1 |
2 |
Выполнение практических заданий, творческое осмысление заданий, обсуждение |
|||
25 |
Перенос фотографий на компьютер и их хранение. |
2 |
2 |
|||||
26 |
Работа с программами по обработке фото. |
2 |
2 |
|||||
27 |
Изучение следов животных. |
2 |
2 |
Выполнение практических заданий, творческое осмысление заданий, обсуждение |
||||
28 |
Игра «Зоологический балет». |
2 |
2 |
|||||
29 |
Определение птиц по голосам. |
2 |
2 |
|||||
30 |
Наблюдение за поведением животных и птиц на территории поселения. |
2 |
2 |
|||||
31 |
Изучение видового состава животного мира. |
1,5 |
0,5 |
2 |
Беседа, сравнение, творческое осмысление и анализ проделанной работы. |
|||
32 |
Изучение видового состава животных родного леса. |
1,5 |
0,5 |
2 |
||||
33 |
Викторина « В мире животных». |
2 |
2 |
Выполнение практических заданий, творческое осмысление заданий, обсуждение |
||||
34 |
Психологический текст. |
2 |
2 |
|||||
35 |
Правило третей. |
2 |
2 |
Сравнение, беседа, творческое осмысление и анализ проделанной работы |
||||
36 |
Композиция. |
2 |
2 |
|||||
37 |
Свет. |
2 |
2 |
|||||
38 |
Фокусировка. |
2 |
2 |
|||||
39 |
Фотокомпозиция. |
2 |
2 |
|||||
40 |
Динамическая съемка. Макрофотосъемка. |
2 |
2 |
|||||
41 |
Подготовка к конкурсам. |
2 |
2 |
|||||
42 |
Основные древесные породы. |
1,5 |
0,5 |
2 |
Сравнение, беседа, творческое осмысление и анализ проделанной работы |
|||
43 |
Травянистые растения. |
1,5 |
0,5 |
2 |
||||
44 |
Распространенные, редкие и исчезающие виды растений. |
1 |
1 |
2 |
Сравнение, беседа, творческое осмысление и анализ проделанной работы |
|||
45 |
Определение возраста деревьев, состояние растений (экскурсия). |
2 |
2 |
|||||
46 |
Антропогенное влияние на состояние растения (экскурсия). |
2 |
2 |
|||||
47 |
Оформление результатов экскурсий. |
2 |
2 |
Выполнение практических заданий, творческое осмысление заданий, обсуждение |
||||
48 |
Просмотр и анализ фотографий. |
2 |
2 |
|||||
49 |
Основы журналистики. Написание статей в школьную газету. |
1 |
1 |
2 |
||||
50 |
Изучение видового состава растительности родного леса. |
2 |
2 |
Выполнение практических заданий, творческое осмысление заданий, обсуждение |
||||
51 |
Жанры фотографии. |
1 |
1 |
2 |
||||
52 |
Стили фотографии. |
1 |
1 |
2 |
||||
53 |
Современные направления в фотографии. |
1 |
1 |
2 |
Выполнение практических заданий, творческое осмысление заданий, обсуждение |
|||
54 |
Секреты выразительности фотопортрета. |
1 |
1 |
2 |
||||
55 |
Требования и особенности пейзажной съемки. |
2 |
2 |
|||||
56 |
Натюрморт. |
2 |
2 |
|||||
57 |
Подготовка к конкурсу. |
2 |
2 |
|||||
58 |
Виртуальная экскурсия к памятникам природы Красноярского района. |
2 |
2 |
Выполнение практических заданий, творческое осмысление заданий, обсуждение |
||||
59 |
Работа над исследовательским проектом. Практическое исследование. |
2 |
2 |
|||||
60 |
Работа в Photoshop. Создание фотоколлажей. |
1 |
1 |
2 |
||||
61 |
Работа с PowerPoint. |
2 |
2 |
|||||
62 |
Работа с программами для создания видеоклипов. |
1 |
1 |
2 |
Выполнение практических заданий, творческое осмысление заданий, обсуждение |
|||
63 |
Способы обработки фотографий. |
2 |
2 |
|||||
64 |
Фотография в науке, технике, общественной жизни (подготовка сообщений). |
2 |
2 |
|||||
65 |
Викторина «В мире кино». |
2 |
2 |
|||||
66 |
Виртуальная экскурсия по Самарской Луке. |
2 |
2 |
Выполнение практических заданий, творческое осмысление заданий, обсуждение |
||||
67 |
Работа над исследовательским проектом. |
2 |
2 |
|||||
68 |
Написание статей в школьную газету. |
2 |
2 |
|||||
69 |
Экологическое тестирование. |
2 |
2 |
|||||
70 |
Участие в экологическом субботнике. |
2 |
2 |
|||||
71 |
Оформление фотовыставки. |
2 |
2 |
Выполнение практических заданий, творческое осмысление и обсуждение |
||||
72 |
Подведение итогов. |
2 |
2 |
|||||
итого |
119 |
25 |
144 |
Календарно – тематическое планирование(2 год обучения)
№ п/п |
Раздел / тема |
Количество часов |
Основные виды деятельности |
Дата |
||||
практика |
теория |
всего |
||||||
1. |
Знакомство с планом работы объединения, техника безопасности на занятиях, экскурсиях. |
2 |
2 |
Получение новой информации, ее анализ |
||||
2 |
Основы экологии. Экологическая культура. |
2 |
2 |
|||||
3 |
Животный и растительный мир самарского края. |
2 |
2 |
Выполнение практических заданий, творческое осмысление заданий, обсуждение |
||||
4 |
Работа на пришкольном участке. |
2 |
2 |
|||||
5 |
Жанры фотографии. |
2 |
2 |
|||||
6 |
Фотография как композиция. |
2 |
2 |
|||||
7 |
Экскурсия в осенний лес. |
2 |
2 |
Выполнение практических заданий, творческое осмысление заданий, обсуждение |
||||
8 |
Анализ экскурсии, разбор и анализ фотографий. |
2 |
2 |
|||||
9 |
Обработка фотографий. |
2 |
2 |
|||||
10 |
История формирования рельефа. Геологические периоды и экосистемы региона. |
1 |
1 |
2 |
Сравнение, беседа, творческое осмысление и анализ проделанной работы |
|||
11 |
Климатические и антропогенные причины изменения экосистем. |
2 |
2 |
|||||
12 |
Формирование лесостепного ландшафта и лесостепных экосистем. |
2 |
2 |
Сравнение, беседа, творческое осмысление и анализ проделанной работы |
||||
13 |
Экосистемы самарского края. |
1 |
1 |
2 |
||||
14 |
Экскурсия в село. |
2 |
2 |
Выполнение практических заданий, творческое осмысление заданий, обсуждение |
||||
15 |
Работа с данными экскурсии. Разбор и анализ фотографий. |
2 |
2 |
|||||
16 |
Работа над исследовательским проектом. |
2 |
2 |
|||||
17 |
Экологическое тестирование. |
2 |
2 |
|||||
18 |
Подготовка работы к научной конференции. |
2 |
2 |
|||||
19 |
Определение расстояния до фотообъекта. |
1 |
1 |
2 |
Сравнение, беседа, творческое осмысление и анализ проделанной работы |
|||
20 |
Композиция снимка. |
2 |
2 |
|||||
21 |
Сравнительная характеристика композиционных подходов и решения авторских замыслов старых и современных фотографов. |
1 |
1 |
2 |
||||
22 |
Игра « Живое – неживое». |
2 |
2 |
Выполнение практических заданий, творческое осмысление заданий, обсуждение |
||||
23 |
Работа над исследовательским проектом. |
2 |
2 |
|||||
24 |
Природа и мы. Места обитания растений. |
2 |
2 |
|||||
25 |
Редкие и исчезающие растения. |
2 |
2 |
|||||
26 |
Ядовитые, дикорастущие, культурные и комнатные растения. |
1 |
1 |
2 |
||||
27 |
Подготовка к конкурсу. |
2 |
2 |
Выполнение практических заданий, творческое осмысление заданий, обсуждение |
||||
28 |
Викторина «В мире животных». |
2 |
2 |
|||||
29 |
Экскурсия в зимний лес. |
2 |
2 |
|||||
30 |
Анализ экскурсии, разбор и анализ фотографий. |
2 |
2 |
Выполнение практических заданий, творческое осмысление заданий, обсуждение |
||||
31 |
Составляем экологический кодекс. |
2 |
2 |
|||||
32 |
Законы об охране животного мира. |
1 |
1 |
2 |
Сравнение, беседа, творческое осмысление и анализ проделанной работы |
|||
33 |
Браконьерство, виды браконьерства, нарушители. |
1 |
1 |
2 |
||||
34 |
Права и обязанности государственного инспектора по охране. Знакомство с работой инспектора. |
1 |
1 |
2 |
||||
35 |
Виды учеты животных. |
2 |
2 |
|||||
36 |
Технология проведения учета. |
2 |
2 |
|||||
37 |
Написание заметок в школьную газету. |
2 |
2 |
|||||
38 |
Основы биотехники. |
1 |
1 |
2 |
||||
39 |
Учет животных. |
2 |
2 |
Сравнение, беседа, творческое осмысление и анализ проделанной работы |
||||
40 |
Животный мир Новобуянского леса. |
2 |
2 |
|||||
41 |
Подготовка к конкурсу. |
2 |
2 |
|||||
42 |
Экологическая игра «В некотором Царстве…» |
2 |
2 |
|||||
43 |
Виртуальная экскурсия «Памятники природы Самарской области». |
2 |
2 |
|||||
44 |
Фотография как увлечение. Цифровая фотография: преимущества и недостатки. Снаряжение фотографа-любителя. |
1 |
1 |
2 |
Сравнение, беседа, творческое осмысление и анализ проделанной работы |
|||
45 |
Основные термины фотографии, которые должен знать каждый. |
1 |
1 |
2 |
||||
46 |
Мои самые лучшие фотографии из семейного альбома. |
2 |
2 |
|||||
47 |
Как устроен лес. Зачем в лесу жизнь. Связь человека с деревом. |
1 |
1 |
2 |
||||
48 |
Устойчивое лесоводство. Зонирование. Типичные ландшафты. |
1 |
1 |
2 |
Сравнение, беседа, творческое осмысление и анализ проделанной работы |
|||
49 |
Факторы, способствующие исчезновению леса. |
2 |
2 |
|||||
50 |
Основы построения изображения. Что такое «композиция». |
2 |
2 |
Сравнение, беседа, творческое осмысление и анализ проделанной работы |
||||
51 |
Разрешение изображения. Физическое и оптическое разрешение. |
2 |
2 |
|||||
52 |
Пиксели на экране компьютера и на бумаге. |
2 |
2 |
|||||
53 |
Правила преобразования размеров изображений. |
2 |
2 |
|||||
54 |
Съёмка красивых уголков природы. |
2 |
2 |
Выполнение практических заданий, творческое осмысление заданий, обсуждение |
||||
55 |
Обработка фотографий. |
2 |
2 |
|||||
56 |
Разбор и анализ фотографий. |
2 |
2 |
|||||
57 |
Виртуальная экскурсия к памятникам природы Самарской области. |
2 |
2 |
Выполнение практических заданий, творческое осмысление заданий, обсуждение |
||||
58 |
Подготовка и участие в конкурсах. |
2 |
2 |
|||||
59 |
Перенос фотографий на компьютер и их обработка. |
2 |
2 |
|||||
60 |
Стереофотография. Тревелфото. |
1,5 |
0,5 |
2 |
Сравнение, беседа, творческое осмысление и анализ проделанной работы |
|||
61 |
Шадография.Светографика. |
1,5 |
0,5 |
2 |
||||
62 |
Пекторальная фотография. |
1,5 |
0,5 |
2 |
||||
63 |
Аэрофотосъемка. Подводная фотография. |
1,5 |
0,5 |
2 |
||||
64 |
Сюжетно-композиционный центр. |
1 |
1 |
2 |
||||
65 |
Технология съемки натюрморта. |
2 |
2 |
|||||
66 |
Точка и момент съемки. |
2 |
2 |
Сравнение, беседа, творческое осмысление и анализ проделанной работы |
||||
67 |
Перспектива. |
1 |
1 |
2 |
||||
68 |
Колорит. |
2 |
2 |
|||||
69 |
Организация мини-фотовыставки. |
2 |
2 |
Выполнение практических заданий, творческое осмысление заданий, обсуждение |
||||
70 |
Работа на пришкольном участке. |
2 |
2 |
|||||
71 |
Создание итоговой презентации. |
2 |
2 |
|||||
72 |
Подведение итогов. |
1 |
1 |
2 |
||||
итого |
124 |
20 |
144 |
Содержание тем (1 год обучения)
Тема 1. Введение. Знакомство с планом работы объединения, техника безопасности в кабинете, на занятиях, экскурсиях. Введение в программу.
Тема 2. Основы экологии. Экология как наука, основные понятия, термины. Ситуации, когда человек не может обойтись без экологических знаний. Связь экологии с другими науками.
Тема 3.Знакомство с цифровым миром. Виды фотоаппаратов, их основные части. Изучение основных приемов съемок. Дать понятие ракурс, колорит, контрастность Устройство цифрового фотоаппарата. Память цифрового фотоаппарата. Фотоэкспонометр. Таблицы, символы. Определение экспозиции. Электропитание цифрового фотоаппарата. Объектив. Диафрагма. Зум. Матрица. Цифровой шум. Режимы съемки в фотоаппарате. Выбор и проверка фотоаппарата. Виды. Свойства и отличия. Отличие пленочных фотоаппаратов от цифровых; зеркальных от не зеркальных. Основные части и принцип работы. Свойства света. Сила света. Яркость. Оценка искусственного освещения. Точечный источник света, светотеневое освещение; характеристики освещения; светофильтры.
Тема 4.Мир природы в мире человека. Историко-культурная ценность живой природы. Отражение красоты природы в живописи, литературе, музыке, фольклоре. Гуманитарная экология. Забота о сохранении разнообразных форм жизни как новая ценность современной цивилизации. Самарский край в изображении писателей, поэтов, музыкантов. Проведение экологического тестирования, экологического тренинга.
Тема 5. Работа с ПК. Основы работы с ПК. Техника безопасности при работе с ПК. Перенос фото на ПК и способы их хранения. Способы компьютерной обработки фотографий. Обмен файлами между графическими программами CorelDraw и AdobePhotoshop.
Тема 6.Жанры фотографии. Натюрморт. Пейзаж. Архитектурные сооружения. Интерьер. Портрет. Фотосъемка природы. Пейзажи, портреты. Требования и особенности пейзажной съемки. Съемка воды. Ночной пейзаж. Искусство портретной съемки. Секреты выразительности фотопортрета. В современном фотоискусстве фотопортрет – это один из наиболее востребованных жанров фотографии. Современные направления в фотографии. Стили фотографии.
Тема 7.Животный мир. Основные виды животных, населяющих самарский край. Распространенные, редкие и исчезающие, интродуцированные виды животных. Наблюдение за животными в природе, учет птиц, следы животных.
Тема 8.Растительный мир. Основные древесные породы. Травянистые растения. Распространенные, редкие и исчезающие виды растений.
Определение возраста деревьев, состояние растений, антропогенное влияние на состояние растений.
Тема 9.Экскурсионные маршруты. Экскурсии на Хуртинский и Студеный пруд, в лес, на лесную поляну. Виртуальные экскурсии по Самарской области, Красноярскому району, по водоемам села и его окрестностям.
Тема 10.Участие в экологических акциях. Подготовка и участие в экологических акциях - День птиц, День Земли, Весенняя Неделя Добра, Зеленая Весна.
Тема 11. Практика фотографии. Правило третей. Композиция. Свет. Фокусировка. Выдержка. Диафрагма. Динамическая съемка. Макрофотосъемка. Сюжет и композиция. Основные правила наводки объектива на резкость. Кадрирование. Масштаб изображения. Изображение пространства.
Тема 12.Исследовательская работа. Проведение исследований, социологических опросов, оформление результатов работы. Создание заметок в газету, основы журналистики. Монтаж газеты, редактирование.
Тема 13.Тренинги, игры, викторины «Зоологический балет», «В мире животных», «Человечек из коры» и др.
Тема 14.Выразительные средства. Работа в Photoshop. Работа с PowerPoint. Создание фотоколлажей. Работа с программами для создания видеоклипов. Способы обработки фотографий. Способы обновления фотографий. Коррекция цвета и тона. Ретуширование фотографий. Фотография в науке, технике, общественной жизни. Фотография как искусство. Цифровая фотография. Фотография сегодня. Обсуждение темы, выбор изображения. Композиция. Перспектива. Ракурс. Светотень. Смысловой центр. Колорит. Контрасты. Точка и момент съемки. Освещение.
Тема 15. Участие в конкурсах. Научно - практическая конференция. «Экотропы». Дельфийские игры. Юность Самары и др. Просмотр и обсуждение фотографий. Отбор наиболее интересных снимков.
Содержание тем (2 год обучения)
Тема 1.Введение. Техника безопасности на занятиях, на экскурсиях .План работы объединения.
Тема 2.Эстафета любимых занятий (повторение пройденного). Основы экологии. Экологическая культура. Животный и растительный мир самарского края. Жанры фотографии. Пейзаж. Архитектура. Натюрморт. Портрет. Интерьер. Как правильно снимать. Фотография как композиция.
Тема 3.Основы экологии. История формирования рельефа. Геологические периоды и экосистемы региона. Климатические и антропогенные причины изменения экосистем. Формирование лесостепного ландшафта и лесостепных экосистем. Жигулевские горы. История их образования. Экосистемы самарского края.
Тема 4.Знакомство с цифровым миром. Рамки фотографии. Композиционный сюжет. Простота композиции. Уравновешенность композиции кадра. Кадрирование. Отделение объектов съемки от элементов фона. Направляющие линии в кадре.
Тема 5.Мир природы в мире человека. Что такое природа. Что такое красота. Природа и мы. Комнатные растения. Что нужно знать при разведении комнатных растений. Места обитания растений. Ядовитые, дикорастущие, культурные и комнатные растения. Редкие и исчезающие растения. Способы размножения.
Тема 6. Работа с ПК. Техника безопасности при работе с ПК. Перенос фото на ПК и способы их хранения. Способы компьютерной обработки фотографий. Обмен файлами между графическими программами CorelDraw и AdobePhotoshop.
Тема 7.Законы об охране природы. Закон об ООПТ, об охране животного мира, лесной кодекс. Права и обязанности государственного инспектора по охране. Знакомство с работой инспектора. Браконьерство, виды браконьерства, нарушители. Охрана лесных насаждений в предновогодний период.
Тема 8.Жанры фотографии. Стереофотография. Фотоохота. Тревелфото. Шадография. Светографика. Пикториальная фотография. Аэрофотосъемка. Подводная фотография.Свадебная фотография. Ночная фотосъемка.
Тема 9.Животный мир. Охрана редких и исчезающих видов Красной книги. Виды учета, технология проведения учета, основы биотехники.
Тема 10.Растительный мир. Как устроен лес. Зачем в лесу жизнь. Связь человека с деревом. Устойчивое лесоводство. Зонирование. Типичные ландшафты. Как ориентироваться в лесу. Факторы, способствующие исчезновению леса.
Тема 11.Экскурсионные маршруты. Основные экскурсионные маршруты, работа с картами, правила поведения по маршрутам. Экскурсии на природу, виртуальные экскурсии.
Тема 12.Участие в экологических акциях. Работа на пришкольном участке. Участие в экологических субботниках – Зеленая Весна, Весенняя Неделя Добра.
Тема 13.Практика фотографии. Основы построения изображения . Что такое «композиция». Виды композиции в практическом применении построения кадра. Линейная и тональная перспектива. Сюжет. Композиция. Авторский замысел. Уравновешенная композиция. Почему фотография получилась смазанной? Размер изображения. Пропорции в цифровой фотографии. Светочувствительность. Качество изображения. Разрешение изображения. Физическое и оптическое разрешение. Пиксели на экране компьютера и на бумаге. Отображение цвета. Правила преобразования размеров изображений. Показ работ разных кружковцев - фотографов. Съёмка красивых уголков природы.
Тема 14.Исследовательская работа. Участие в выпуске школьной газеты. Выполнение исследовательских работ. Подготовка работ на научно-практическую конференцию.
Тема 15.Тренинги, игры, викторины «В мире животных», «В некотором Царстве», «Вода мира» и др.
Тема 16.Фотография: хобби или будущая профессия. Фотография как увлечение. Мои самые лучшие фотографии из семейного альбома. Техника безопасности. Основные термины фотографии, которые должен знать каждый. История возникновения и развития фотографии. Цифровая фотография: преимущества и недостатки. Снаряжение фотографа-любителя. Цели и задачи работы фотостудии в школе.
Тема 17.Выразительные средства. Способы совмещения двух фотографий для создания панорамного вида. Открытие изображения. Объединения изображения. Очистка перекрывающейся области. Очистка краев. Сюжетно-композиционный центр. Технология съемки натюрморта. Точка и момент съемки. Перспектива. Колорит. Гармония и средства её достижения.
Тема 18.Участие в конкурсах. Научно- практическая конференция. Дельфийские игры. Юность Самары и др. Просмотр и обсуждение фотографий Отбор наиболее интересных снимков.
Литература для педагога
Экология
1Алексеев С.В., Груздев Н.В. и др. Практикум по экологии. Учебное пособие, Москва, АО МДС, 1996.
2.Горелов М.С., Матвеев В.И., Устинова А.А.Природа Куйбышевской области. Куйбышевское книжное издательство, 1990.
3.Гагарин А., Новиков, С. Человек – листочек. Экологические игры, конкурсы, викторины, тренинги, тесты. Хабаровск, 1998
4.Дерябко С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Обнинск, 1997.
5.Кудинов К. Жигулевский государственный заповедник, Куйбышев, Куйбышевское книжное издательство, 1982.
6.Захаров А.С., Горелов М.С. Зеленая книга Поволжья: охраняемые природные территории Самарской области. Самара, 1995.
7.Журналы «Экологическое образование».
8.Самарская Лука. Альманах самарских писателей. Выпуск 2. Куйбышев, 1990.
9. Матвеев В.И., Горелов М.С. Памятники природы куйбышевской области. Куйбышевское книжное издательство, 1986.
10.Панфилова Л.В., Игошин Г.П., Врубель Е.М. Технология формирования экологической культуры школьников. Самара, 2005.
11.Петро В.В. Лес и его жизнь. М. Просвещение,1986.
12.Красная книга России; правовые акты. Москва, 2000.
13.Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников Теория и методика внеурочной работы. М.,2000.
14.Под ред. Шестакова А.С.Законодательство России об использовании и охране биологического разнообразия. ГЕОС, Москва,2001.
15.Энциклопедия «Я познаю мир». М. Астрель, изд. АСТ, 2001
16.Материалы местных периодических изданий.
17.Интернет-ресурсы.
Фотография
1.Голубова Е. Сам себе фотограф. Ростов-на-Дону, 2001
2.Дебес Н. Полный курс цифровой фотографии. НТ Пресс Москва, 2007 .
3.Лепехин А. Фотомастерство. Москва, 2003.
4.Михайлов Ф.И «Фотопортрет». Издательство «Альманах», Москва, 1991г
5.Надеждина В. Учимся цифровой фотографии. 100 самых важных правил. Харвест Минск, 2008 .
6.Надеждин Н. Цифровые фотоаппараты. Москва, 2002
7Николаев С.В. Фотография рассказывает. Издательство культура, Пушкино, 1985г.
8. Омилаев А. 18 уроков фотографии понятных всем. Москва, 2013.
9.Омилаев А. Ошибки начинающих фотографов. Москва,2013
10.Основы композиции в фотографии. Сайт Kodak
11.Розов Г.Д. Искусство фотографии (любое издание).
12.Хоуп Т. Лучшие фотографы мира и их самые удачные фотографии.Арт-родник, Москва,2010.
13.«Художественный образ фотопортрета» .Издательство Искусство, Москва 1982.
14. Ссылка на сайт www.elektivphotoshop.narod.ru.
Литература для учащихся:
Экология
Акимушкин И.И. Мир животных. М., Мысль, 1999.
Атлас Самарской области. Федеральная служба геодезии и картографии, 1999.
Детский экологический журнал «Свирель».
Энциклопедия «Я познаю мир» Москва, Астрель, изд. АСТ, 2001.
Самарская Лука. Альманах самарских писателей. Выпуск 2. Куйбышев 1990.
Захаров А.С., Горелов М.С. Зеленая книга Поволжья: охраняемые природные территории Самарской области, Самара, 1995.
Материалы периодических изданий.
Интернет-ресурсы.
Фотография
Вартанов. А «Учись фотографировать», Москва, 1998.
Дыко Л. Основы композиции в фотографии. Москва, 1977.
Дыко Л. Беседы о фотографии. Москва,1977.
Кинг Д. Цифровая фотография для «чайников» Диалектика, Киев, 2003.
Крауш. Л. Первые шаги в фотографии. Москва,1977.
Лапин А. И Фотография как… Издательство Московского университета, Москва, 2003.
Пожарская. С.Г. Фотобукварь. Москва, 1993.
Пожарская С. Г.Фотомастер. Москва, 2002.
Ядловский А.Н. Цифровое фото. Полный курс. — М: ACT: Мн.: Харвест, 2005.
Приложения
Приложение№1
Эмблема
Девиз
Дом – это наша планета Земля,
На которой прекрасны леса и поля.
Если хотим, чтобы мир был зеленым,
Мы сохраним и березы, и клены.
Как наш зеленый дом красив
Мы покажем через объектив.
Гимн
Я Вас прошу, не трогайте цветок,
Ведь Ваши руки душу его ранят.
Сломаете его, и он умрет,
И больше на Земле его не станет.
Я вас прошу, не трогайте цветок,
И не рождайте на Земле печаль.
Пусть отцветает свой земной он срок,
Пусть аромат его несется вдаль.
Я вас прошу, не трогайте цветок,
Его красой с другими поделитесь.
Он в землю пустит новый свой росток,
И вы еще не раз им насладитесь.
Приложение №2
Правила поведения на природе
1. Помни, ты часть природы, а не её хозяин.
2. Береги цветы, травы, кустарники, деревья - они дают нам красоту и чистый воздух.
3. Заботься о птицах - от них много пользы.
4. Люби и уважай каждое животное - его создала природа для жизни.
5. Относись к соседям по планете так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.
6. Делиться красотой можно, не срывая цветы, а фотографируя их.
7. Сначала наблюдайте, говорите потом.
Приложение №3
Общие положения инструкции по охране труда.
Инструкция по правилам безопасности для учащихся ТО «Мир природы глазами фотографа» в кабинете.
I. Общие требования безопасности
1.Соблюдение данной инструкции обязательно для всех учащихся занимающихся в кабинете.
2. Спокойно, не торопясь, соблюдая дисциплину и порядок, входить и выходить из кабинета.
3. Не загромождать проходы сумками и портфелями.
4. Не включать электроосвещение и средства ТСО.
5. Не открывать форточки и окна.
6. Не передвигать учебные столы и стулья.
7. Не трогать руками электрические розетки.
8. Травмоопасность в кабинете:
при включении электроосвещения
при включении приборов ТСО
при переноске оборудования и т.п.
9. Не приносить на занятия посторонние, ненужные предметы, чтобы не отвлекаться и не травмировать своих товарищей.
10. Не садиться на трубы и радиаторы водяного отопления.
11.Не трогать краны на радиаторах отопления.
II. Требования безопасности перед началом занятий
1. Не открывать ключом дверь кабинета.
2. Входить в кабинет спокойно, не торопясь.
3. Подготовить своё рабочее место, учебные принадлежности.
4. Не менять рабочее место без разрешения учителя.
5. Дежурным учащимся протереть доску чистой, влажной тканью.
III. Требования безопасности во время занятий
1. Внимательно слушать объяснения и указания педагога.
2. Соблюдать порядок и дисциплину во время урока.
3. Не включать самостоятельно приборы ТСО.
4. Не переносить оборудование и ТСО.
5. Всю учебную работу выполнять после указания учителя.
6. Поддерживать чистоту и порядок на рабочем месте.
IV. Требования безопасности в аварийных ситуациях
1. При возникновении аварийных ситуаций (пожар и т.д.), покинуть кабинет по указанию учителя в организованном порядке, без паники.
2. В случае травматизма обратитесь к учителю за помощью.
3. При плохом самочувствии или внезапном заболевании сообщите учителю.
V. Требования безопасности по окончании занятий
1. Приведите своё рабочее место в порядок.
2. Не покидайте рабочее место без разрешения учителя.
3. О всех недостатках, обнаруженных во время занятий, сообщите учителю.
4. Выходите из кабинета спокойно, не толкаясь, соблюдая дисциплину.
Инструкция по технике безопасности для учащихся на занятиях по экологии.
I. Общие требования безопасности
1. К занятиям допускаются учащиеся, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по технике безопасности.
2. Опасность возникновения травм:
при работе с острыми и режущими инструментами, учебными принадлежностями (ручки, карандаши и т.п.);
при работе с клеем ПВА;
при нарушении инструкции по ТБ.
3. В кабинете должна быть аптечка, укомплектованная необходимыми медикаментами и перевязочными средствами для оказания первой помощи пострадавшим.
II. Требования безопасности перед началом занятий
1. Приготовить необходимые материалы и инструменты.
2. Внимательно выслушать инструктаж по ТБ при выполнении работы.
3. Входить в кабинет спокойно, не торопясь.
III. Требования безопасности во время занятий
1. Выполнять все действия только по указанию учителя.
2. Ножницы передавать друг другу острым концом вниз.
3. При резании бумаги не направлять ножницы к себе или товарищу.
4. Не делать резких движений во время работы.
5. Соблюдать порядок на рабочем месте и дисциплину.
6. Осторожно пользоваться клеем ПВА.
8. Не покидать рабочее место без разрешения учителя.
IV. Требования безопасности в аварийных ситуациях.
1. При плохом самочувствии прекратить занятия и сообщить об этом учителю.
2. При возникновении пожара в кабинете, немедленно прекратить занятия, по команде учителя организованно, без паники покинуть помещение.
3. При получении травмы немедленно сообщить о случившемся учителю.
V. Требования безопасности по окончании занятий.
1.После окончания работы произведите уборку своего места.
2. Вложите ножницы в футляр.
3. Проверьте безопасность рабочего места.
4. О всех недостатках, обнаруженных во время работы, сообщите учителю.
5. Выходите из кабинета спокойно, не толкаясь, соблюдая дисциплину.
Инструкция по технике безопасности для учащихся при проведении экскурсий.
1.1. К участию в экскурсиях допускаются дети образовательного учреждения, прошедшие инструктаж по охране труда, ознакомившиеся с инструкцией по охране труда при проведении экскурсий и не имеющие каких-либо противопоказаний по состоянию здоровья.
1.2. Объект для экскурсии должен быть выбран такой, на котором обеспечивается полная безопасность ее проведения.
1.3. Педагог несет персональную ответственность за охрану жизни детей, за соблюдение данной инструкции по охране труда при проведении экскурсий детей школы, а также правил техники безопасности.
1.4. Руководитель экскурсии должен вести постоянное наблюдение за детьми, участвующими в экскурсии.
1.5. Не разрешается проводить экскурсию в случае наступления грозы, во время дождя, тумана и в темное время суток.
1.6. Во время проведения экскурсии в обязательном порядке должна иметься медицинская аптечка, полностью укомплектованная набором всех необходимых медикаментов и перевязочных средств, предназначенная для экстренного оказания первой неотложной медицинской помощи пострадавшим при травмах.
1.7. Все дети обязаны во время проведения экскурсии строго соблюдать правила противопожарной безопасности, положения инструкции по ОТ при проведении экскурсий .
1.8. Во время экскурсии группу детей должны сопровождать двое взрослых.
1.9. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец обязан срочно доложить руководителю экскурсии, который в свою очередь должен экстренно оказать первую неотложную медицинскую помощь пострадавшему. При необходимости пострадавшего следует транспортировать в ближайшее лечебное учреждение и оповестить о случившемся администрацию образовательного учреждения.
1.10. Во время экскурсии дети должны строго соблюдать правила поведения, не нарушать установленный порядок проведения экскурсии, требования инструкции по технике безопасности при проведении экскурсии, а также соблюдать правила личной гигиены.
1.11. При проведении экскурсии на природе возможно воздействие на детей следующих опасных и вредных факторов:
получение травм ног при передвижении без обуви, а также без соответствующей одежды (брюк, чулок или колготок);
укусы ядовитых животных и пресмыкающихся (змеи, паукообразные, многоногие и пр.);
заражение инфекционными болезнями в случае укуса их переносчиками (грызуны, клещи, насекомые и пр.);
пищевые отравления ядовитыми растениями, плодами и грибами;
заражение различными кишечными инфекциями при употреблении воды из открытых непроверенных водоемов.
2. Требования безопасности перед началом экскурсии.
2.1. Перед каждой экскурсией дети должны быть ознакомлены с общей характеристикой объекта экскурсии, с инструкцией по охране труда при проведении экскурсии, ее маршрутом и правилам безопасности, которые следует соблюдать во время проведения экскурсии.
2.2. Количество детей, которые единовременно участвуют в экскурсии, не должно превышать 25 человек.
2.3. Отправляясь на экскурсию с детьми, педагог должен иметь при себе дорожную медицинскую аптечку первой неотложной помощи и проверить ее укомплектованность всеми необходимыми лекарственными средствами и перевязочным материалом.
2.4. Допущенные к экскурсии дети должны быть одеты в соответствующую одежду, не иметь при себе предметов, создающих опасность при проведении экскурсии.
2.5. Перед началом проведения экскурсии необходимо сделать перекличку и отметить всех присутствующих детей по списку.
2.6. Перед проведением экскурсии на природу ее руководитель обязан тщательно обследовать тот участок местности, куда будут выведены дети, выбирая места, где отсутствуют опасности для жизни и здоровья детей, а также безопасные маршруты передвижения.
2.7. Необходимо одеть соответствующую сезону и погоде одежду и обувь. Для предотвращения травм и укусов ног следует надеть брюки, чулки или колготки. Чтобы избежать натирания ног, обувь должна быть подобрана по размеру.
3. Требования безопасности после окончания экскурсии.
3.1. После завершения экскурсии, перед отправлением в обратный путь, руководитель экскурсии должен вывести всех детей с объекта экскурсии и проверить наличие их по списку.
3.2. После возвращения с экскурсии ответственный педагог (воспитатель) должен еще раз проверить всех детей по списку.
3.3. После экскурсии всем детям необходимо вымыть руки с мылом.
4. Требования безопасности в аварийных ситуациях.
4.1. В случае аварийной ситуации на месте экскурсии назначенный приказом по образовательному учреждению ответственный сопровождающий должен вывести всех детей в безопасное место.
4.2. При несчастном случае всех детей выводят в безопасное место, а пострадавшему немедленно оказывают первую неотложную доврачебную помощь, при необходимости организуют его транспортировку в ближайшее медицинское учреждение и оповещают о случившемся родителей и администрацию образовательного учреждения.
4.3. В случае укуса ядовитыми пресмыкающимися или насекомыми, следует незамедлительно отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение и доложить об этом администрации образовательного учреждения, поставить в известность родителей.
Приложение№4
План методической работы на год
1. Открытое занятие.
2. Участие в районных конкурсах.
3. Участие в областных очно - заочных конкурсах.
4. Участие во всероссийских очно-заочных конкурсах.
5. Участие в международных заочных конкурсах.
План воспитательной работы
в детском творческом объединении «Мир природы глазами детей» на год.
В течение учебного года предусматриваются клубные часы с привлечением родителей, близких для ребенка людей.
Тематика мероприятий самая разнообразная:
1. |
День открытых дверей. Посвящение в фотоэкологи. |
Сентябрь |
2. |
Осенний праздник |
Октябрь |
3. |
Областной конкурс рисунков «Мое любимое животное» |
Декабрь |
4. |
Новогодняя елка (с привлечением родителей) |
Январь |
5. |
Праздник, посвященный Дню Защитника Отечества (викторина, игры) с участием родителей |
Февраль |
6. |
Участие в окружной научно-практической конференции |
Март |
7. |
Участие в областном экологическом форуме «Зеленая планета» |
март |
8 |
День леса |
Март |
9. |
День Земли |
Апрель |
10 |
Выступление со своими творческими работами перед учащимися, родителями. |
Апрель |
11. |
Форум. Подведение итогов, награждение. |
Май |
12. |
Участие в школьных мероприятиях |
В течение года |
13 |
Посещение фотовыставок |
В течение года |
14 |
Участие в мероприятиях лагеря дневного пребывания. |
июнь |
Приложение№5
Методика оценки социализации обучающихся
Для оценки уровня социализации и воспитанности учащихся предлагается метод структурированного наблюдения за поведением в процессе практической деятельности на занятиях и его оценивание по определенным параметрам. Карта заполняется 1 раз в год (в конце года).
Карта оценки социально-личностных качеств детей
Ф.И.О. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Социально-личностные качества |
|||||||||||||||
Принимает и выполняет правила группового поведения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Умеет встать на позицию другого |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Проявляет готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Проявляет этические чувства – стыда, вины,совести |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Способен анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Проявляет свои эмоции приемлемым способом |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Способен подчинять свои интересы интересам коллектива |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В общем деле видит свою ценность |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Умеет найти область деятельности для проявления своих интересов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Стремится к самовыражению |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Осознает многообразие традиций и обычаев других народов и культур |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Выполняет правила здорового и безопасного образа жизни |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Проявляет бережное отношение к природе и окружающей среде |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Уровень сформированности качества личности оценивается по пятибалльной системе:
«1» – качество не проявляется;
«2» – качество проявляется редко;
«3» – качество проявляется почти всегда, но под воздействием педагога;
«4» – качество проявляется почти всегда.
«5» - качество проявляется всегда
Приложение №6
Диагностика отношения учащихся к окружающей природе
ЦЕЛЬ: изучить отношение учащихся к окружающей среде
Метод диагностики: анкета «мое отношение к природе»
№ п/п |
Вопросы |
Да |
Нет |
По разному |
1. |
Задумываетесь ли вы о своём отношении к природе? |
2 |
0 |
1 |
2. |
Делите ли вы природные объекты на привлекательные ( «красивые») и непривлекательные (« некрасивые»)? |
0 |
2 |
1 |
3. |
Всегда ли вы бережно относитесь к природе? |
2 |
0 |
1 |
4. |
Заслуживают ли внимания, на ваш взгляд, окружающая природа и происходящие в ней явления? |
2 |
0 |
1 |
5. |
Всегда ли вы обращаете внимание на окружающую вас природу? |
2 |
0 |
1 |
6. |
Всё ли в окружающей природе вас интересует? |
2 |
0 |
1 |
7. |
Проявляется ли этот интерес в ваших поступках? |
2 |
0 |
1 |
8. |
Цените ли вы разнообразие в природе? |
1 |
2 |
0 |
9. |
Влияет ли природа на ваше настроение? |
2 |
0 |
1 |
10. |
Можете ли вы объяснить, чем привлекают вас те или иные объекты природы или природные явления? |
1 |
0 |
2 |
11. |
Вмешиваетесь ли вы в ситуацию, когда видите, что кто-то наносит природе ущерб своими действиями? |
2 |
0 |
1 |
12. |
Любите ли вы читать описания природы в книгах? |
2 |
0 |
1 |
13. |
Влияет ли окружающая природа на ваши мысли? |
2 |
0 |
1 |
14. |
Влияет ли природа на ваше поведение? |
2 |
0 |
1 |
15. |
Часто ли вы отдыхаете среди природы (в скверах, парках и т.п.)? |
1 |
2 |
0 |
16. |
Приходилось ли вам вольно или невольно чем-то вредить природе? |
0 |
2 |
1 |
17. |
Есть ли какие либо занятия, которые вы любите делать среди природы? |
2 |
0 |
1 |
18. |
Часто ли вы проявляете равнодушие к природе? |
0 |
2 |
1 |
19. |
Вы начали принимать посильное участие в охране природы в 1- 5 кл.? |
2 |
0 |
1 |
20. |
или в более старшем возрасте? |
0 |
2 |
1 |
21. |
Любите ли вы рассматривать пейзажи или изображения животных и растений на картинах (фото)? |
2 |
0 |
1 |
22. |
Знакомы ли вам музыкальные произведения, связанные с природой? |
2 |
0 |
1 |
23. |
Приходилось ли вам сочинять стихи о природе. Рисовать природу, работать с природным материалом? |
2 |
0 |
1 |
24. |
Всегда ли вы добросовестно относитесь к выполнению какой-либо работы по уходу за окружающей средой? |
2 |
0 |
1 |
25. |
Повлияли ли на ваше отношение к природе уроки и другие учебные занятия? Если да то укажите, по каким именно предметам. |
2 |
0 |
1 |
менее 20 баллов. Очень жаль. Но судя по всему, ни впечатления от общения с природой, ни знакомство с природой через искусство ( музыку, литературу живопись). Ни полученные знания об окружающем вас мире до сих пор не затронули вашего сердце. Вы эгоистичны по отношению к природе, не осознаёте своей связи с ней. Вам необходимо преодолеть чувство оторванности и отчужденности от окружающего вас мира природы.
21 - 29 баллов. Ваше отношение к природе мало осознано и не очень активно. Уделяйте природе больше внимания. Старайтесь найти в ней привлекательные для вас стороны. Знакомьтесь с произведениями искусства, отражающими природу.
30 - 39 баллов. Отношение к природе осознаётся вами глубоко и правильно. Однако вы понимаете, что некоторые выбранные вами ответы говорят, что не всё в этом отношении благополучно. Постарайтесь быть внимательнее к природе и поведению окружающих людей.
свыше 40 баллов. Ваше отношение к природе недостаточно осмысленно. Ваша эмоциональность нередко мешает критически рассматривать свои мысли. Чувства, поступки. Чаще анализируйте их, будьте искренни и самокритичны по отношению к себе и своим действиям.
Приложение №7
«Мое отношение к природе»
Порядок работы. Прочтите вопрос в таблице «Мое отношение к природе», выберите один из трех ответов и запишите на отдельный листок соответствующую оценку в баллах. Полученные баллы в конце работы сложите.
Подсчитайте, сколько баллов вы набрали. Сравните результат с приведенными ниже оценками и прочитайте советы.
Мое отношение к природе
Вопросы |
Ответы и баллы |
|||
«Да» |
«Нет» |
По-разному |
||
1 |
Задумываетесь ли вы о своем отношении к природе? |
2 |
0 |
1 |
2 |
Делите ли вы природные объекты на привлекательные («красивые») и непривлекательные («некрасивые»)? |
0 |
2 |
1 |
3 |
Всегда ли вы бережно относитесь к природе? |
2 |
0 |
1 |
4 |
Заслуживают ли внимания, на ваш взгляд, окружающая природа и происходящие в ней явления? |
2 |
0 |
1 |
5 |
Цените ли вы разнообразие в природе? |
2 |
0 |
1 |
6 |
Влияет ли природа на ваше настроение? |
2 |
0 |
1 |
7 |
Проявляется ли этот интерес в ваших поступках? |
2 |
0 |
1 |
8 |
Все ли в окружающей природе вас интересует? |
1 |
2 |
0 |
9 |
Всегда ли вы обращаете внимание на окружающую вас природу? |
2 |
0 |
1 |
10 |
Можете ли вы объяснить, чем привлекают вас те или иные объекты природы или природные явления? |
1 |
0 |
2 |
11 |
Вмешиваетесь ли вы в ситуацию, когда видите, что кто-то наносит природе ущерб своими действиями? |
2 |
0 |
1 |
12 |
Любите ли вы читать описания природы в книгах? |
2 |
0 |
1 |
13 |
Влияет ли окружающая природа на ваши мысли? |
2 |
0 |
1 |
14 |
Влияет ли природа на ваше поведение? |
2 |
0 |
1 |
15 |
Часто ли вы отдыхаете среди природы (в том числе в городских скверах, парках и т. п.)? |
1 |
2 |
0 |
16 |
Приходилось ли вам вольно или невольно чем-то вредить природе? |
0 |
2 |
1 |
17 |
Есть ли какие-либо занятия, которые вы любите делать среди природы? |
2 |
0 |
1 |
18 |
Часто ли вы проявляете равнодушие к природе? |
0 |
2 |
1 |
19 |
Вы начали принимать посильное участие в охране природы в I-V классах? |
2 |
0 |
1 |
20 |
Или в более старшем возрасте? |
0 |
2 |
1 |
21 |
Любите ли вы рассматривать пейзажи или изображения животных и растений на картинах (фотографиях)? |
2 |
0 |
1 |
22 |
Знакомы ли вам музыкальные произведения, связанные с природой? |
2 |
0 |
1 |
23 |
Приходилось ли вам сочинять стихи о природе, рисовать природу, работать с природным материалом? |
2 |
0 |
1 |
24 |
Всегда ли вы добросовестно относитесь к выполнению какой-либо работы по уходу за окружающей средой? |
2 |
0 |
1 |
25 |
Повлияли ли на ваше отношение к природе уроки и другие учебные занятия? Если да, то укажите, по каким именно предметам |
2 |
0 |
1 |
Менее 20 баллов. Очень жаль, но, судя по всему, ни впечатления от общения с природой, ни знакомство с природой через искусство (музыку, литературу, живопись), ни полученные знания об окружающем вас мире до сих пор не затронули вашего сердца. Вы эгоистичны по отношению к природе, не осознаете своей связи с ней. Вам необходимо преодолеть чувство оторванности и отчужденности от окружающего вас мира природы. Полезным для вас будет знакомство с историей человека в неразрывной связи с историей природы, ее влиянием на жизнь общества. Кроме того, постарайтесь следовать тем советам, которые приведены ниже.
От 21 до 29 баллов. Ваше отношение к природе мало осознано и не очень активно. Уделяйте природе больше внимания. Старайтесь найти в ней привлекательные для вас стороны, задумывайтесь над происходящими в природе явлениями, их причинами и следствиями. Знакомьтесь с произведениями искусства, отображающими природу. Обращайте внимание на то, как она влияет на окружающих вас людей. Если вы будете делать это регулярно, ваше отношение к природе, а тем самым и к окружающим вас людям станет более осмысленным и активным.
От 30 до 39 баллов. Отношение к природе осознается вами глубоко и правильно. Однако вы понимаете, что некоторые выбранные вами ответы говорят, что не все в этом отношении благополучно. Постарайтесь быть внимательнее к природе и поведению окружающих людей. Активно выступайте в защиту окружающей среды. Чаще интересуйтесь произведениями искусства: читайте, слушайте музыку, знакомьтесь с пейзажной живописью и графикой, работами художников-анималистов. Это поможет сделать ваше отношение к природе более глубоким и действенным.
Свыше 40 баллов. Ваше отношение к природе недостаточно осмыслено. Ваша эмоциональность нередко мешает критически рассматривать свои мысли, чувства, поступки. Чаще анализируйте их, будьте искренни и самокритичны по отношению к себе и своим действиям.
ЗАПОМНИ: если ты хочешь усовершенствовать свое отношение к природе, - а это нужно для твоей жизни, самовоспитания, для того, чтобы принести больше пользы людям и жить интереснее, - начни выполнять предложенную программу действий в помощь воспитанию и самовоспитанию средствами природы. Работа по программе поможет осуществить это желание.
Приложение№8
ПОРТФОЛИО
Государственное бюджетное учреждение Самарской области средняя образовательная школа с. Красный Яр муниципального района Красноярский Самарской области
СП ДОД ДЕТСКО – ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР
Творческое объединение «Мир природы глазами фотографа»
ПАСПОРТ
Творческих достижений
№ |
Наименование мероприятия |
Место проведения |
Дата |
Достижение |
1 |
||||
2 |
||||
3 |
||||
4 |
||||
5 |
||||
6 |
||||
Педагог ДО: ( Т.М.Сергеева)