Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «EcoBoom» (1–4 класс)

0
0
Материал опубликован 14 March 2023



t1678808969aa.png

t1678808969ab.png



Содержание



Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «EcoBoom»


Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы


1.1 Пояснительная записка……………………………………………………..4


1.2 Планируемые результаты…………………………………………………..6


1.3 Содержание программы…………………………………………………….8


Комплекс организационно-методических условий


2.1 Календарный учебный график……………………………………………..9


2.2 Условия реализации программы…………………………………………..13


3. Список литературы…………………………………………………………..16


Приложения …………………………………………………………………….19

Входная анкета………………………………………………………………….19

Сценарий экологической игры «Журавлик»………………………………….20

Сценарий квеста «Всемирный день защиты животных»…………………….22

Сценарий экскурсии по экологической тропе………………………………..25

Сценарий мероприятия «Покормите птиц зимой»…………………………..28

Сценарий флешмоба «Неделя добра»…………………………………………30

Сценарий мастер- класса по изготовлению кормушки………………………32





















КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ


1.1 Пояснительная записка


Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы – естественнонаучная.


«Boom» - в переводе с английского – подъем, взрыв, стремительный рост. Поэтому при реализации программы обучающиеся должны показать взрыв энергии, творчества при проектировании и проведении разнообразных экологических мероприятий.


Программа «EcoBoom» разработана в рамках реализации:


Указа Президента Российской Федерации от 19.04.2017 № 176 «Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 г.»;

Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г.


996-р «О стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;


Распоряжения Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2014 г. № 2423-р «Об утверждении плана действий по реализации Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года»;


Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726- р.;


Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания


внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, письмо Минобрнауки России от 18.08.2017 № 09-1672.


Новизна данной программы заключается в том, что в ней используются современные формы организации образования. Особое значение в программе уделено приобретению экологического опыта в реальных условиях. Обучающиеся знакомятся с разнообразными формами проведения экологических мероприятий, самостоятельно планируют их организацию и проводят для младших школьников и ребят детского сада. Фиксируется только результат самостоятельной деятельности школьников.


Актуальность предлагаемой программы состоит в том, что наш современный многообразный, динамичный мир полон противоречий. А проблемы окружающей среды становятся глобальными. Основой сохранения человечества на Земле должно быть крепкое содружество мира людей и природы. Поэтому задача школы состоит не только в том, чтобы дать учащимся определенный объем знаний по экологии, но и помочь приобрести навыки грамотного взаимодействия с природой, осознание значимости своей помощи природе, умение вести пропагандистскую деятельность.


При этом из-за нехватки времени о многих экологических явлениях и объектах приходится только рассуждать, что приводит к снижению мотивации младшего школьника, а значит к безрезультативности всей деятельности.


Таким образом, программа создает условия для получения культурно-воспитанной личности в области экологии.


Педагогическая целесообразность программы в том, что включение дополнительных методик изучения и познавания окружающего мира, нетрадиционных форм служит еще одной ступенью для развития мотивации учащихся к занятиям естественнонаучного направления. А затем даст возможность продолжить образование на более высоком уровне.


Использование личностно-ориентированного обучения обеспечивает самопознание у учащихся, развитие рефлексивных способностей, овладение приемами саморегуляции и самоопределения.

Отличительные особенности от существующих программ в том, что «EcoBoom» повышает мотивацию младших школьников не только к познанию окружающего мира, но и к активной деятельности по сохранению природной среды, пропаганде экологических знаний, воспитание разъяснительного отношения к действию людей, наносящих вред природе. Программа обеспечивает важные условия для личностного развития, формирует грамотную жизненную позицию, воспитывает любовь к природе родного края, реализует содержательный досуг.


Данная программа включает развитие у младших школьников умений организации, постановки и проведения мероприятий (с помощью учителя-тьютора) различных форм (флешмоб, мастер-класс, акция, фестиваль, квест). Это позволяет активно развивать творческие способности учащихся.


Тематика данной программы строится на основе календаря экологических дат.


Цель программы: формирование осознанной экологической культуры посредством современных практических приемов.


Для достижения цели предполагается решение следующих задач:


Задачи, направленные на достижение личностных результатов:


формирование бережного отношения к окружающему миру;

выработка определения своего места в защите природы.


Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:


развитие самостоятельности, активности, ответственности;

развитие творческих способностей и коммуникативных умений;

прогнозирование и оценка деятельности человека в природе.





Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы 8-10 лет (учащиеся 3-4 классов).

Сроки реализации программы 1 год (36 часов). Занятия проводятся один раз в неделю, продолжительностью 40 минут. Реализация программы не требует специально оборудованного помещения, и занятия могут проводиться как в классной комнате, так и непосредственно в природной среде (экскурсии, экспедиции, квесты, игры).

Программа реализуется по очной форме обучения.

Используются следующие формы проведения занятий:

парные;

групповые;

индивидуальные.

Данная программа строится в три этапа.

1 этап - знакомство с теоретическими аспектами заявленных тем;

2 этап - практическая деятельность по вопросам теории;

этап - контроль продукта деятельности.





1.2 Планируемые результаты


Организация деятельности по данной программе создает условия для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов.


Личностные:


формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы;


формирование уважительного отношения к иному мнению, сотрудничество со взрослыми и сверстниками, умения разрешения конфликтов и спорных ситуации;


развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;


развитие организаторских способностей у учащихся;


развитие мотивации к творчеству и изучению в дальнейшем более глубоко предметов естественнонаучного цикла.

Метапредметные результаты:


умение принимать и сохранять цели и задачи деятельности, поиска средств ее решения;


освоение способов решения проблем творческого, поискового характера;


умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации;


понимание причины успеха/неуспеха деятельности и способности рационально действовать в ситуациях неуспеха;


умение использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи информации;


умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;


осуществление взаимного контроля в совместной деятельности.


Предметные результаты:


знакомство с новыми формами получения и организации учебного процесса;


умение создания отчетов по полученным материалам;


освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей;


освоение доступных способов изучения природы и общества;


понимание о влиянии человека на природу и его неразрывной связи и спасения в окружающем мире;


знание особенностей природы своего края.


Способы мониторинга ожидаемых результатов с помощью диагностических методик представлены в таблице №1.









Критерии

Цель

Диагностические



методик

Когнитивный

Узнать имеющиеся

Методика № 1. Входная


экологические знания у

анкета (авторская методика:


учащихся начальных

Абрамова Ю.В.)


классов

(приложение 1)

Эмоционально-

Выяснить отношение

Методика № 2. «Мое

мотивационный

младших школьников к

отношение к природе»


природе.

(Иванова М.М.)

Деятельностный

Распознать

Методика 3. «Экологические


сформированность умения

ситуации» (по Берюховой


оценивать ситуацию,

Е.К., Груздевой Н.В.)


выбрать рациональный





способ деятельности







Подведение итогов реализации дополнительной образовательной общеразвивающей программы демонстрируются в формах:

занятие по ознакомлению с новым материалом;

сюжетно – ролевая и театрализованная игры;

квест;

экскурсия;

экспедиция;

акция;

фестиваль;

мастер-класс;

флешмоб.


1.3 Содержание программы


Учебно-тематический план дополнительной образовательной


общеразвивающей программы «EcoBoom»




Название

Количество часов

Формы

Формы

п/п

раздела, темы

Теория

Практика

Всего

организации

аттестации/контро







ля




Раздел 1. Введение.


1

Введение в

1


1

Групповая,

Беседа, анкета-


программу




индивидуальная

опросник, тест по теме


«EcoBoom».

Инструктаж





«Техника


по технике





безопасности»


безопасности.








Раздел 2.Экологический бум.


1

ЭкоИгры

1

2

3

Групповая,

Создание и проведение






парная

различных этапов







сюжетно-ролевых и







театрализованных игр

2

ЭкоКвесты

1

4

5

Групповая,

Создание различных






индивидуальная

этапов квеста и их







проведение

3

Экскурсия

1

2

3

Групповая,

Создание книжки-






парная,

малышки, макета,






индивидуальная

индивидуальный







опросник

4

ЭкоАкция

1

3

4

Групповая,

Участие и проведение






Индивидуальная,

акции по






парная

предложенной







тематике, создание







листовок

5

ЭкоМастер-класс

1

2

3

Групповая,

Проведение и участие






Индивидуальная,

в заданном






парная

ЭкоМастер-классе








6

Экспедиция

2

5

7

Групповая,

Описание рельефа






парная,

местности.






индивидуальная









7

ЭкоФлешмоб

1

2

3

Групповая

Проведение







тематического







флешмоба

8

ЭкоФестиваль

1

6

7

Групповая,

Разработка сценария и






индивидуальная

проведение итогового






парная

отчетного праздника



Содержание учебно – тематического плана


Раздел 1. Введение (1ч.)


Тема: «Вводное занятие» (1ч.)

Введение в программу «EcoBoom». Инструктаж по технике безопасности. Проведение теста по теме «Техника безопасности». Анкетирование по теме «Что мы знаем о нашем Зеленом Доме»


Раздел 2.Экологический бум (35ч.)


Тема: «ЭкоИгры» (3ч.)


Теоретический аспект. Знакомство с понятием «ЭкоИгра».Отличительные особенности игр, их видов. Этапы сюжетно - ролевой и театрализованной игр.


Практическая часть. Проведение сюжетно–ролевой игры«Серый Журавлик»и театрализованной игры «Лиса и журавль».


Контроль. Самостоятельная подготовка и проведение одного из видов игр.

Тема: «ЭкоКвесты» (5ч.)


Теоретический аспект. Понятие «квест», структура его построения.


Алгоритм проведения квеста.


Практическая часть. Участие в ЭкоКвесте «Всемирный день животных».


Контроль. Разработка и проведение ЭкоКвеста для учащихся начальной школы.


Тема: «Экскурсия» (3ч.)


Теоретический аспект. Понятие«экскурсия»,правила поведения во время экскурсии. Разновидности экскурсий, план «ЭкоЭкскурсий», алгоритм их проведения. Экологическая тропа, дендрарий.






Практическая часть. Посещение экологической тропы Новкинского лесничества и дендрария.


Контроль. Создание книжки-малышки «Остановки на тропе»и макета«В нашем дендрарии»


Тема: «ЭкоАкция» (4ч.)


Теоретический аспект.

Понятие «Акция»,виды акций. Особенности «ЭкоАкций». Алгоритм их проведения и составления.


Практическая часть. Участие в акции «Борьба с пестицидами»


Контроль. Участие в разработке сценария и проведение акции «Покормите птиц зимой», создание листовок по заданной теме.


Тема: «ЭкоМастер-класс» (3ч.)


Теоретический аспект. Мастер-класс. Особенности ЭкоМастер-классов.


Алгоритм построения мастер-класса.


Практическая часть. Участие в мастер-классе «Строим плотину» Контроль. Проведение мастер-класса по изготовлению кормушки для птиц.

Тема: «Экспедиция» (7ч.)


Теоретический аспект. Понятие «Экспедиция». Правила поведения во время экспедиции. Особенности природы родного края, виды взаимоотношений человека с природой. Отчет по материалам экспедиции.


Практическая часть. Участие в экспедиции в ООПТ «Патакинская роща».


Контроль. Описание рельефа местности по заданному плану посещенной экспедиции.


Тема: «ЭкоФлешмоб» (3ч.)


Теоретический аспект. Понятие и правила проведения флешмоба.


Практическая часть. Участие в флешмобе по теме «День Рождения Земли»


Контроль. Помощь в разработке флешмоба по теме «Неделя добра» и активное участие в его проведении.


Тема: «ЭкоФестиваль» (7ч.)


Теоретический аспект. Понятие «Фестиваль», особенности организации.




Практическая часть. Совместная разработка и подготовка сценария итогового отчетного фестиваля «Мы из EcoBoom», распределение ролей, репетиции.


Контроль. Проведение итогового отчетного мероприятия «Мы из EcoBoom».




КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ


2.1 Календарный учебный график


Дата/

Форма

Кол-во

Тема занятия

Место

Форма


время


теория

практика




























1


Беседа

1


Вводное занятие.

Школа

Тест по






ТБ


теме








«Техника








безопасности»









2


Комбиниров

1


Знакомство с

Школа

Собеседование



анное



понятием





занятие



«ЭкоИгра».








Выяснение








отличительных








особенностей








таких игр и их








видов.



3


Ролевая игра


2

Сюжетно– ролевая

Школа

Самостоятельное

проведение одного из видов игр






игра «Журавлик»








журавль».








Подготовка к








проведению одной








из игр.











4


Лекция

1


Понятие о квесте

Школа

Устный






и его правилах


опрос






подготовки и
















проведения













5


Групповой


4

ЭкоКвест

Школа

Проведение




практикум



«Всемирный день


своего







животных».


ЭкоКвеста







Подготовка


для







тематического


учащихся







квеста по


других







заданной


классов







тематике.


начальной









школы.











6


Лекция

1


Экскурсия и ее

Школа

Устный







разновидности


опрос


7


Экскурсия


2

Экскурсия на

Экотропа

Создание







экологическую

дендро-

книжки-







тропу и

участок

малышки







дендроучасток

ШЛ

«Остановки







школьного


на тропе» и







лесничества


макета «В







«Внуки Берендея»


нашем

















дендрарии»


8


Интерактивное

1


Что такое

Школа

Собеседование




занятие



«ЭкоАкция»?













9


Групповой


3

Акция «Борьба с

Школа

Самостояте-




практикум



пестицидами».


льное







Разработка


проведение







сценария


акции







ЭкоАкции.


«Покормите







Эскизы


птиц зимой»







тематических









листовок













10


Лекция

1


Что такое мастер-

Школа

Устный







класс?


опрос


11


Групповой


2

Мастер-класс

Школа

Проведение




практикум



«Строим плотину»


мастер-









класса по









изготовлению









кормушки



















для птиц.

12


Презентация

2


Знакомство с

Школа

Собеседова






понятием


ние






«Экспедиция»,








правилами








поведения во








время экспедиции,








особенностями








природы своего








края.



13


Экспедиция


5

Экспедиция в

ООПТ

Описание






ООПТ

«Патакин

рельефа






«Патакинская

ская

местности






роща»

роща»

по








заданному








плану

14


Комбиниро

1


Новое слово –

Школа:

Устный



ванное



флешмоб?!

спортив

опрос



занятие




ный зал


15


Групповой


2

Флешмоб «День

Школа:

Проведение



практикум



Рождения Земли»

спортивн

флешмоба







ый зал

«Неделя








добра»

16


Комбиниро

1


Понятие

Школа

Собеседова



ванное



«Фестиваль» и его


ние



занятие



особенности








организации.











17


Массовое


6

Подготовка

Школа:

Проведение



мероприятие



сценария

спортивн

итогового






итогового

ый зал

отчетного






отчетного


мероприятия






фестиваля «Мы из


«Мы из






EcoBoom»


EcoBoom»



2.2 Условия реализации программы


Материально-техническое обеспечение по работе с данной программой имеет ряд наглядных пособий:


дидактический материал;

видео и аудио – материал;



детская справочная литература;

художественная литература;


литература и рекомендации по организации заявленных форм обучения (игра, квест, флешмоб и т.д.);


костюмы для театрализации;

измерительные приборы для экспедиций.


Для мультимедийных демонстраций необходимо следующее оборудование:


компьютер;

аудио колонки или аудио проигрыватель;

интерактивная доска.


Планируемые образовательные результаты отслеживаются по журналу посещаемости, результатам тестирования, массового привлечения других участников, наличием дипломов и грамот.


Методы обучения:


игровой метод стимулирует повышение мотивации обучающихся, увеличивает стремление к получению новых знаний и долгосрочного запоминания полученной информации;


репродуктивный метод знания подаются в виде алгоритма, то есть по инструкции нужно получить новые знания;


дискуссия повышает интенсивность и эффективность образовательного процесса за счет активного включения обучающихся в коллективный поиск истины;


наглядные метод усвоения учебного материала(демонстрацияпоказ опыта, технической установки, телепередачи, видеофильма и др.);


исследовательский метод обеспечивает овладениями научного познания в процессе поиска, формирует черты творческой деятельности;


метод коллективных творческих дели театрализации, который развивает навыки продуктивного взаимодействия, развивает толерантность, чувство ответственности к делам и проблемам социума и природы.


Приемы воспитания:


«ролевая маска» - учащиеся входят в некоторую роль и выступают уже не от своего имени, а от лица предложенного персонажа;


«непрерывная эстафета мнений» - обучающиеся высказывают свое мнение на заданную тему: одни начинают, другие продолжают, дополняют, уточняют. От простых суждений переходят к аналитическим;



«импровизация на заданную тему» - обучающиеся моделируют,


конструируют, инсценируют, делают зарисовки, комментарии, разрабатывают задания и т.д. и находятся в более творческих условиях;


«обнажение противоречий» - обучающиеся имеют расхождения в определенных точках зрения, затем определяются главные линии, по которым нужно идти;


«распределение ролей» –роли обучающихся распределяются в соответствии с уровнем владения навыками и знаниями, которые нужны для выполнения задания;


«самоотстранение учителя» -учитель переходит при выполнении задания постепенно к роли тьютора;


«распределение инициативы» - создание одинаковых условий для проявления инициатив;


«обмен функциями» - обучающиеся меняются ролями, которые они получили при выполнении заданий;


«мизансцена» - самостоятельное распределение или сочетание друг с другом в различные этапы деятельности.


Формы организации образовательного процесса:


Индивидуальная форма работы связана с приобщением обучающихся к изучению научно-популярной и специальной литературы, с выполнением наблюдения, проведением эксперимента. У обучающихся воспитывается осознания нужности личного вклада в сохранение природы, раскрывается возможность для самореализации и самовоспитания.

Формы работы: объяснение, планирование, консультация, организация совместного наблюдения, описание опыта, исследования, работа с научной литературой, мастер-класс, квест.

Парная форма работы направлена на воспитание социальных качеств: ответственности, способности к сотрудничеству, взаимопомощи и самореализации.

Формы работы: квесты, экологические ситуации, наблюдение, исследование, инсценировка, эксперимент, экспедиция, экскурсия, игра.

Групповая форма работы направлена на осознанное понимание всеми участниками целей, задач и их решение, что требует общих усилий.

Формы работы: коллективные обсуждения, дискуссии и отчеты, экскурсии, творческие дела, пропагандистские операции и акции, игры, мастер – классы, флешмобы, фестивали, квесты.



Педагогические технологии:


игровые технологии –эффективные способы взаимодействия педагогаи учащихся. В ходе игры учащиеся не подозревают, что они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают навыки, фантазию;


информационно – коммуникационные технологии позволяют учиться с


интересом, находить источник информации, воспитывают самостоятельность и ответственность при получении новых знаний;


кейс-технологии позволяют анализировать конкретную ситуацию, которая заставляет «поднять» полученные знания и применить их на


практике. У обучающихся повышается интерес к изучаемому, развивается у социальная активность, коммуникабельность, умение правильно слушать и говорить;


технология творческих мастерских -создаются условия для развития


творческого потенциала и для ученика, формируются коммуникативные качества, обучающийся становится активным участником деятельности;

технология интегрированного обучения способствует повышению


мотивации, формирует познавательный интерес учащихся, рассмотрения явлений с нескольких сторон.


Алгоритм учебного занятия


Цель и задачи учебного занятия формулируются исходя из темы учебного плана и календарно учебного графика. Большое внимание уделяется практической части занятия и подготовке контрольных мероприятий.


Учебное занятие строится из трех основных этапов:


Подготовительный.


Знакомство с темой, целью и планом занятий. Мотивация учащихся.


Основной.


Решение задач по теме занятия.


Итоговый.


Проведение контрольного мероприятия, оценка результатов.





СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ для учителя


Азбука экологического воспитания // Дошкольное воспитание, 2013. –

5.


Андриенко, Н.К. Игра в экологическом образовании дошкольников / Н.К.Андриенко // Дошкольная педагогика. – 2014. – № 1. – С.10-12.


Ашиков, В.И. Семицветик. Программа и руководство по культурно - экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста / В.И.Ашиков, С.Г.Ашикова. – М., 2009.


Ашиков, В. Семицветик - программа культурно-экологического образования дошкольников / В.Ашиков // Дошкольное воспитание, 2008. – № 2. – С. 34.


Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. - М.: МГУК, 1998. - 344 с.


Кланч, Д. Будущее фестивальной формулы // Экология культуры: Инф. бюллетень. - Архангельск, 2002. - № 3 (28). - С. 74-84.


Моисеева, Л.В. Теоретико-методологические основы экологической педагогики // Успехи современного естествознания. - 2004. - № 7 - стр.


67-69 URL: www.rae.ru/use/?section=content&op=show_article&article_id=7781117


(дата обращения: 06.02.2014).


Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение: учеб.пособие для ВПО/ А.П.Панфилова. – 3-е изд., испр. – М.: Академия, 2012. – 191 с., ил. – (Высшее профессиональное образование. Педагогическое образование) (в пер.)


для детей и их родителей


Бианки В.В. «Рассказы о животных» М.: Детская литература.


Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - Москва: Амрита-Русь, 2008. - 256 с. - (Образование и творчество).


Мамин-Сибиряк Д.Н. “Серая Шейка” М.: Детская литература.

Минакова Е.А. «Экология для малышей». К.: «Фолиантъ».


Паустовский К.Г. «Повесть о лесах» М.: Детская литература.

Красная книга Владимирской области


Интернет-ресурсы


Реклама эксплуатирует новое социальное явление [Электронный


ресурс]. Режим доступа:


https://author24.ru/readyworks/kursovaya_rabota/psihologiya/291082/


Десять самых массовых флэшмобов последних лет [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.fresher.ru/2015/07/12/10-samyx-interesnyx-fleshmobov-so-vsego-mira/


Правила флэшмоба [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://brest-mob.narod.ru/


Самые интересные примеры флэшмобов [Электронный ресурс]. –


Режим доступа: https://www.adme.ru/search/?q=%D1%84%D0%BB%D0%B5%D1%88+% D0%BC%D0%BE%D0%B1


Методика № 2. «Мое отношение к природе» (Иванова М.М.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/metodika-moe-otnoshenie-k-prirode-1856786.html


Методика 3. «Экологические ситуации» (по Берюховой Е.К., Груздевой Н.В.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://kopilkaurokov.ru/ekologiya/prochee/ekologicheskie_situatsii_dlia_ml adshikh_shkolnikov


Фестивали по экологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.maam.ru/obrazovanie/ekologicheskie-prazdniki


Экологические акции для детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mega-talant.com/biblioteka/scenariy-razvlecheniya-po-ekologii-prazdnik-yunyh-lyubiteley-prirody-80387.html


Экологический мастер-класс по изготовлению кормушки для птиц [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-po-izgotovleniyu-yekologicheskoi-kormushki.html




















Приложение 1




Входная анкета для участников программы «EcoBoom»

к теме занятия «Введение»

1.Знаешь ли ты, что такое экология?


а) да; б) нет?



Откуда ты слышал о проблемах экологии?


а) на уроках;


б) в СМИ (ТВ, газеты, журналы);


в) от родителей.



Что ты сделал для оздоровления окружающей среды?


а) участвовал в уборке территории школы, поселка;


б) участвовал в очистке берегов реки и озера;


в) сажал деревья;


г) кормил птиц.



4.Выбери те действия, которые близки к твоему поведению:


а) не ломаю деревья;


б) не разоряю птичьи гнѐзда и муравейники;


в) участвую в благоустройстве территории села и школы;

г) экономно расходую воду;

д) экономно расходую

электроэнергию;

е) бережно отношусь к книгам;

ж) играю с огнѐм;

з) не устраиваю шум в лесу;


и) не бросаю бытовой мусор в реку или озеро.



5. Как ты участвуешь в распространении экологических знаний:


а) участвую в конкурсе экологических рисунков;


б) участвую в проведении экологического вечера;


в) участвую в викторинах на экологическую тему;


г) провожу исследовательскую работу;


д) выпускаю стенгазету на экологическую тему.




Сценарий экологической игры «Журавлик»

к занятию «ЭкоИгры»

Пояснительная записка

Цель: создать условия формирования осознанного понимания о природной среде.

Задачи: 

Обогатить знания о птицах;

Формировать творческие умения;

Воспитывать экограмотную личность

Форма проведения: игра.

Метод проведения: словесный, наглядный, игровой

Возраст детей:  8-9 лет.

Условия для проведения: кабинет биологии

Оборудование: видео ролик, части фигурки журавля для аппликации, иллюстрации зимующих и перелётных птиц, мячик, клей, цветные карандаши, фломастеры, листы бумаги формата А4.

На подготовительном этапе проводится беседа о птицах. Особое внимание уделяется серому журавлю, дети рисуют рисунки, делают поделки, педагог готовит наглядную презентацию.

Этапы игры:

I. Организационный момент.

II. Основная часть.

Этап: Где обитают?

Этап: Описание внешности.

Физкультминутка.

Этап: Кормим птиц.

III. Подведение итогов.

Ход игры

I. Организационный момент.

Педагог: Здравствуйте, дети! Сегодня мы более подробно поговорим о сером журавле. Есть такое поверие: хочешь быть здоров и счастлив, сделай 100 журавликов и подари их всем своим близким. Сегодня наше занятие будет необычным, мы проведем игру «Журавлик». Желаю вам всем удачи!

II. Основные этапы квест - игры.

1.  этап: Где живут?

Подготовленный ученик заранее рассказывает научную информацию о среде обитания журавля.

Задание: прослушав сообщение, дорисуй на листе с изображенным журавликом его место обитания?

2. этап: Описание внешности.  

На подготовленном слайде презентации собирают интерактивно пазл - должен получиться серый журавлик. Затем педагог подробно просит описать внешность птицы, просит запомнить, как отличить серого журавля от других пернатых.

Задание: Выбери из заготовок на столе верные части серого журавля и склей аппликацию.

Вопрос от педагога: почему ваш журавль получился большим, во весь лист А4 (Ответы детей: Серый журавль крупная высокая , ростом от 100 до 114 см. Вес от 6 до 8 кг).

3. Физкультминутка.

Встали в круг нужно быстро перекидывать мячик из рук в руки, называя правильно название птицы на иллюстрации, дополнять важной характеристикой: перелётная или зимующая особь.

4. Этап: Кормим птиц.  

Просмотрите небольшой видеоролик о том, чем питается журавль, и соберите правильно «корзинку» с пищей для нашего журавля. Будьте внимательны: среди картинок не хватает одного из «продуктов» для нашей птицы, дорисуйте его и затем положите в корзину (не хватит жука)

III. Подведение итогов.

Педагог: Молодцы ребята, сегодня вы здорово работали. Сейчас я вам раздам журавликов, которых мы изготовили на уроке труда в технике «оригами».

Вы сегодня были очень внимательными, мне бы хотелось узнать : Как вы считаете, почему сокращается численность журавлей? (ответы детей)

Сценарий квеста «Всемирный день защиты животных»

к занятию «Эко Квесты»

Возраст участников:9-10 лет

Цель: развитие экологической культуры обучающихся, углубление представлений о рациональности взаимного отношения к природе

Задачи:

формировать экологическое мышление обучающихся;

развивать творческую активность;

мотивировать детей к пропаганде экологической активности;

привлечь внимание родителей к воспитанию в области экологии;

воспитать бережное отношение детей к природе родного края.


Ход мероприятия


Вступительная часть.


Ведущий: Здравствуйте! В Новкинскую школу принесли тревожное письмо.  Я очень хочу его вам прочитать. Внимание!

«Привет, жителям Земли! Мы –жители планета Земля в будущем. Спешим сообщить, что на планете произошла животная катастрофа, и мы погибаем. Ученые отправили нас в прошлое, чтобы мы могли попросить вас изменить будущее. У нас погибло все: трава, почва, вода и нас животных осталось совсем немного. Мы просим у вас помощи. Попробуйте жить в согласии с природой, не нарушать её законов, правильно использовать её богатства.

Мы должны обязательно помочь!

Предлагаю принять участие в экологическом квесте «Всемирный день защиты животных».

Каждой команде нужно пройти 5 станций. Выполнив задания, вы станете экспертами в решении экологических проблем. На станциях вас ждут помощники.   Путеводителями будут маршрутные листы с указанной последовательностью прохождения станций.  

Помним правила любой игры:

Следуй строго по маршруту.

На станциях внимательно слушай задания.

Отнестись к ним ответственно.

Дождись своей очереди на станции.

В конце игры сдай маршрутный лист.


За выполненное задание на станции будете получать жетоны с буквами, потом из них нужно собрать ключевую фразу.

 

(звучит звуковой сигнал – дети отправляются по станциям, согласно своему маршруту)

Основная часть. Игровые станции

Станция «В гостях у животных».

Находясь в лесу, на речке, на лугу помните, вы в гостях у природы и ее обитателей. Давайте будем вежливыми гостями.

Задание: нужно придумать и нарисовать 5 правил поведения человека в природе.

                                   Станция «Красная книга Владимирской области»

Красный цвет – тревожный сигнал. Объясните, почему так назвали нашу станцию и предположите какое задание я вам предложу.

Задание 1: викторина по «Красной книге»

Какая водоплавающая птица имеет родственное название с несъедобным грибом? (черная поганка, красношейная поганка, малая поганка)

Говорят, эта птица приносит детей? (белый аист)

У какого животного могучее телосложение, тем не менее, он быстрый и ловкий. Рост его около 2 метров, вес до тонны. Живут эти животные группами. Обитает в вязниковском заповеднике (зубр)

Какое животное похожее на крота, очень любит воду в отличие от «родственника»? (выхухоль)

Кто лечится мухоморами? (лось)

- По ее названию все думают, что она все время спит. (сова сплюшка)


Задание 2:

Жалобная книга природы – это жалобы братьев наших меньших. Авторы ее –животные. Вам нужно прочитать тексты-жалобы и отгадать какое животное подал такой клич.

«Зимних столовых у нас много. Кормушки есть. Спасибо ребятам! Но вот еда замерзла, а иногда и вообще пустые столы. А если корм и лежит, то занесен снегом, или вообще ветер все раздул, а может, просто про нас забыли!» (птицы)


«Кислорода в воде не хватает, задыхаемся. Почему? Водоемы во льду, на поверхность не выбраться, вот и дышим газами консервных банок, стекляшек и прочего мусора» (рыбы)


«Знаю, что не красавица. Люди не любят мены, бросают камни. Они совершенно не знают, какая польза от меня большая. Я комаров и мошек могу столько съесть, за неделю сколько умещается на 1 квадратном метре» (лягушка)


«Про нас существует столько небылиц. Говорят, мы ночные жители, обожаем темноту. Это ложь! Темноту мы не любим, но вот ночью охотимся лучше, чем днем. Любим висеть вниз головой. А обижают нас незаслуженно» (летучая мышь)

 Берегите природу!

Станция «Вода»

«Произошла техногенная катастрофа, танкер с водой перевернулся».

Задание 1:

Вам нужно попытаться объяснить, как правильно использовать следующие приборы и приспособления построит алгоритм их использования.

(Боновые ограждения, скиммеры – нефтесборщики, фильтр).

Задание 2: проводим эксперимент по очистке воды.
Для выполнения опыта понадобится фольга, растительное масло, контейнер, вода и ватные диски.

Налейте воду в контейнер воды (заполните форму на половину водой),из фольги сделайте лодку и налейте туда масло, переверните лодку, посмотрите, что получается. Придумайте, как использовать ватный диск и очистить наш водоем.

Станция    «Воздух»

 На территории завода произошел выброс вредных газов.

Задание:

Объясните, как последовательно нужно воспользоваться оборудованием для ликвидации проблемы. (Звуковое оповещение, противогаз, воздушный фильтр, ватно-марлевая повязка)

Станция   «Лес»

Проблема загрязнения леса мусором одна из глобальных в нашем мире. Вам нужно решить следующие задачи:

 В лесу вы обнаружили свалку. Как ликвидировать увиденное? Предложите варианты.

Объяснить, как последовательно использовать предложенное оборудование для ликвидации данной экологической проблемы (Контейнер для мусора, знак «Свалка запрещена», высадка деревьев).  

Не засоряйте лес!

Задание:

Выберите эмблему, соответствующую данной проблеме, раскрасьте ее 

          

Заключительная часть. Подведение итогов.

Ведущий: Внимание, прошу команды назвать, какая ключевая фраза получилась. Эко – призыв: Сохраняя природу. Сохраняем будущее!!

Сценарий экскурсии по экологической тропе

к занятию «Экскурсия»

Цель: Создать условия для качественного экологического образования детей, воспитывать экологическую культуру школьника, через организацию практического опыта.

Остановка

Краткое описание

Вид

Организационный этап.

Первая остановка.

Школьное

лесничество "Внуки

Берендея"

Здравствуйте, приглашаем прогулку по экологической тропе школьного

лесничества "Внуки Берендея". На

тропе находятся 8 остановок(их можно увидеть на карте-схеме).на каждой остановке есть англашг. Дети старших классов будут вашими экскурсоводами и проведут вас по тропе. Помните о правилах поведения в лесу. Правила зачитывает хорошо читающий ученик:

Идти строго по маршруту.

Не оставлять мусор.

Не ломать ветки кустарников и деревьев.

Не рвать цветы.

Не кричать и громко не разговаривать.

Первая остановка – наше Школьное лесничество

«Внуки Берендея».

Основано в апреле 1969 года на базе Новкинской школы и Новкинского лесничества. Основатели- супруги Футерман Юлий Иосифович и Зинаида Тимофеевна.

Работа лесничества нужна для охраны, защиты и воспроизводства леса, который находится на территории Камешковского лесничества.

Счастливого пути и приятных впечатлений!

t1678808969ac.jpg

Вторая остановка. Правила поведения в лесу.

Добрались мы до второго аншлага. Прочитайте, что написано на стенде в центре:

Ёж пыхтит и морщится

Что я вам уборщица?

Лес никак не подмету,

Соблюдайте чистоту!

Задание: Сформулируйте грамотно правила поведения в лесу, глядя на иллюстрации на стенде?

ВЛЕСУ ЗАПРЕЩЕНО:

Бросать непотухшие спички и остатки от сигарет;

Оставлять стеклянную посуду (могут привести к пожару);

Разводить костры;

Громко кричать и пугать жителей леса;

Рвать цветы;

Делать на деревьях зарубки и ломать ветви без надобности.

Ловить насекомых.


t1678808969ad.jpg

Третья остановка.

Место отдыха.

В наше время все чаще и чаще встречаются места в лесу с большими свалками мусора. Это очень серьезная проблема, так как:

бумагапропадетчерез2года;

консервныебанкиперегниют100лет;

полиэтиленовыепакетычерез250лет;

стекло вечно.

Кроме этого сухая бумага, тряпки и стекло могут сыграть роль поджигателей леса.

Не оставляйте после себя мусор в лесу! Не разводите костры!

ПОМНИТЕ:

один костер загрязнит воздух в лесу, как 5200 человек.

Долгое нахождение у костра вредно для организма. При дыхании дыма человек получает отравление токсичными веществами.

Место от костра не зарастает 5 – 7 лет.

Что делать, если вы оказались на месте пожара в лесу?

Выйдите на дорогу, к берегу реки.

Двигайтесь перпендикулярно движению огня.

На открытом пространстве дышите ближе к поверхности земли, закройте нос и рот по возможности платком или какими-либо вещами одежды.

Если нет выхода, то идите по участку с лиственным лесом, он горит слабее хвойного.

Если не можете выйти из участка пожара, вблизи есть водоем, войдите в воду.

По возможности сообщите о пожаре по телефону-“01”, по сотовому телефону112.

t1678808969ae.jpg

Четвертая остановка.

Лес как экосистема.

Экосистема – это биологическая система, которая состоит из сообществ живых организмов, их среды обитания и их взаимосвязи.

Сообщество принято называть биоценозы Биоценоз — это группа растений, животных, грибов и микроорганизмов.

Сообщество из растений называют фитоноценоз.

Распределение живой природы в биоценозе называют ярусами. Ярусы определяют вертикально.

В лесу выделяют 5-6 ярусов.

I - высокие деревья (береза, дуб, осина);

II–более низкие деревья(рябина, черемуха);

кустарники(лещина,можжевельник,шиповник);

травы и кустарники (багульник, одуванчик, иван-чай, клюква, осока и др.);

мхи и лишайники.

Давайте посмотрим вокруг? Сколько мы видим ярусов?


ИГРА:

Давайте поиграем. Я называю растения. Если называю дерево, то вы тянетесь на цыпочках, подняв руки вверх. Если – кустарник, то на пятках руки вниз. Если–травянистое растение, то закрываете ладошками глаза.


t1678808969af.jpg

Пятая остановка.

Жизнь сосны.

Сосна обыкновенная.

Экскурсовод дает краткую справку-характеристику об этом дереве. Затем просит прочитать информацию со стенда .


t1678808969ag.jpg

Шестая остановка.

Болото.


Болото слишком увлажнённый участок суши с особой растительностью и слоем торфа.

Болото считается одним из опасных мест в лесу. Мы все знаем, что подслоем болотной травы находится вода и трясина из торфа, на которую, попав, можно погибнуть.

Знаете ли вы, что…

Болото является хранилищем и чистой оды

Болотный мох (сфагнум) – это антисептик, он не дает развиваться бактериям.

Если осушить болото, то исчезнет река.

Каждый год один гектар болота забирает в себя из атмосферы 550–1800 кг углекислого газа ивыделяет260–700кгкислорода

Один гектар болота поглощает до трех тонн пыли!


t1678808969ah.jpg

Седьмая остановка.

Рыжие лесные муравьи.


Рыжие лесные муравьи–нужная часть лесного сообщества. Одна муравьиная семья уничтожаетзалетоприблизительно2миллионавредителей леса. Кроме этого бегая, в поисках пищи, они улучшают почву, разносят семена растений.

Беречь муравейники –значит оберегать лес!

t1678808969ai.jpg

Восьмая остановка.

Леса России.


Рассказ экскурсовода о глобальном значении леса, Сравнение экологических и материальных ценностей леса.




Завершение экскурсии. Ответы на вопросы.


t1678808969aj.jpg





Сценарий мероприятия «Покормите птиц зимой»

к занятию «ЭкоАкция»

Цель: создать условия для формирования экологической культуры обучающихся, прививать любовь к природе.

Задачи:

Познакомить с различными видами зимующих птиц и их условиями выживания в зимний период;

Выяснить способы оказания помощи птицам зимой.

Оборудование:

Рисунки детей о птицах, заготовки кормушек, корзина с кормом;

Музыкальное сопровождение "Голоса птиц", фотографии птиц, плакаты.

Ход мероприятия

Звучит музыкальный отрывок "Голоса птиц"

Учитель: Что вы себе представили? В какое время года поют птицы? Почему мы их так не слышим в зимний период?

Зимой им не до песен. Зимой холодно и голодно. Многие из них, не доживши весны, гибнут.

Сегодня мы с вами поговорим о том кА пережить птицам этот сложный момент в их жизни.

- Как называют птиц, которые улетают на юг? (перелётные)

- Почему они улетают? (нет насекомых, которыми они питаются, нет семян)

- Есть птицы, которые не улетают, как их называют? (зимующие)

- Назовите, каких птиц вы знаете?

А сейчас слово предоставляется ребятам из агитбригады.

На сцену выходят участники агитбригады

Вед: К вам пришли мы!

Все: Очень рады!

Вед: Вас приветствует

Все: Агитбригада!

Вед: Мы расскажем вам про птиц!

Внимание! Наш девиз:

Все: А девиз у нас простой:

«Покормите птиц зимой!»

Ведущий: Внимание! Внимание!

Сообщаем предупреждение!

Наступают сильные морозы,

Просим заранее найти места для укрытия!

 

1птица:

Нельзя ни минуты терять,

Пора нам в леса улетать!

2птица:

Лес нам, конечно, поможет,

От холода спрятать нас сможет.

3 птица:

Вот он, вот он, край чудес!

Как прекрасен зимний лес!

1 ученик:

Смотри, к нам птицы подлетели,

Что-то нам сказать хотели,

Птички, птички, не кружите

Что случилось расскажите!

Синичка:

Мы в лесу не замерзаем,

Но порою погибаем

Нам, ребята, помогите,

Птичек наших накормите!


Сценка взята с ресурса:https://infourok.ru/agitbrigada-pokormite-ptic-zimoyu-1-4-6092919.html

Учитель: Чтобы птички не погибли нужно обязательно развешивать кормушки. Конечно, можно купить кормушку, но приятнее сделать ее своими руками. ( Из заранее заготовленных подручных средств дети вместе с учителем изготавливают кормушки)

Учитель: А теперь давайте прочитаем тексты, которые лежат у вас на столах ,и выберем ту информацию, которая касается ответа на вопрос: Чем можно кормить птичек? (работа с текстом)

Давай те теперь выберем из корзины только те виды корма, которыми мы будем кормить птичек.

Учитель: Если же начали подкармливать птиц, нужно продолжать делать это до конца зимы. Корм нужно подсыпать регулярно, так как птицы могут улететь в другое место. Зимняя столовая будет работать и весной, пока не появится первая зелень. Наше мероприятие подошло к концу. Всем спасибо! Все молодцы!

В конце занятия обьявлятся конкурс фотографий: «Мы птичкам помогаем!»


Сценарий флешмоба «Неделя добра»

к занятию «ЭкоФлешмоб»


Цель - слоган: Измени себя, и мир изменится к лучшему!


Задачи:

Научится делать добро искренне;

Замечать добро вокруг;

Помочь запустить «бумеранг добра».

Флешмоб – это заранее спланированная акция массового мероприятия, где собирается группа людей и начинает выполнять определенные действия, подключая как можно больше участников.

Оборудование: школьное радио, листы ватмана, цветные карандаши.


В школе объявляется Неделя добра.

Организатор: Уважаемые участники проведем мы ее в форме флешмоба. Наши ребята будут каждый день в определенное время по сигналу школьного радиооповещения объявлять об идеях добрых дел. Наша неделя добра будет связана тематически с экологией. Самых активных участников ждет приз! Удачи!

Из класса заранее выбирают 2-3 учеников (эксперты - помощники), которые получают карту недельного мероприятия. Каждый класс (можно проводить не только в начальной школе, но среднее звено принять в участники) получает в школьный уголок пятидневный календари, с пустыми окошечками. Задание на следующий день получают за сутки до его выполнения. Класс выполняет задание и отчет прикрепляет в окно календаря. Как только все будет заполнено, лист с результатами (календарь) возвращается организатору. Он вместе с экспертами

(1 представитель от класса) оценивают результат.

Задание 1 дня:

1. Утром проснуться и поблагодарить всех за то доброе, что произошло с вами вчера (записать на телефон).

2. Накормить бездомного животного, собрать мусор в радиусе 10 метров, где встретил этого животного.

3. Пойти с родителями в магазин и купить на ужин те продукты, которые лежат на полках в бумажных пакетах.

Задание 2 дня:

1. Сходить в лес или парк, собрать в кучки сухие ветки.

2. Посадить 1 куст или дерево.

3. Попробовать по возможности не использовать в семье сегодня машину , мопед, мотоцикл, трактор…


Задание 3 дня:

1. Сделать кормушку и повесть ее в удобное место.

2. Нарисовать памятку и прикрепить магнитиком к холодильнику график подкормки птиц.

3.навестить друга или родственников и рассказать о правилах поведения в лесу.

Задание 4 дня:

1. Говори весь день комплименты всем людям.

2. Посчитай и запиши, сколько раз ты за день обнимаешь маму, сестру, папу, бабушку…

3.Наведи порядок на пришкольном участке или у себя во дворе.

Задание 5 дня:


1. Выучи стихотворение на экологическую тематику и расскажи в классе товарищам.

2. Нарисуй на листе А4 свои планы на будущее на тему: «Как я могу сделать мир лучше!»

3. Поблагодари всех участников за прошедшую неделю добра.


Сбор календарей – отчетов, подведение итогов, вручение самым активным участникам и классам призов.


Сценарий мастер- класса по изготовлению кормушки

к занятию «ЭкоМастер-класс»

Цель: создать условия для формирования заботы и любви к природе.

Задачи:

Научить изготавливать кормушки из вторичного материала.

Правильно определять место надобности кормушки.

Верно отбирать корм для птиц.

Оборудование: видеосюжет (о жизни птиц зимой), пустые пластиковые бутылки, ножницы, нож,  металлическая проволока, корм для птиц.

На занятие для помощи в обеспечении безопасности выполнения практической части работы можно пригласить несколько родителей.

Ход занятия:

Организационный момент:

1.Приветствие участников занятия.

2. Повторение правил работы в группе.

Учитель: Зима сложное время для зимующих птиц. Сегодня мы с вами постараемся выяснить, в чем трудность жизни птиц зимой и как мы можем помочь им.

Учитель: Сейчас мы посмотрим следующий видеоролик и ответим на вопрос: В чем же сложность зимовки птиц?

Чтение стихотворения заранее подготовленным учеником.

ПОКОРМИТЕ ПТИЦ

Александр Яшин, 1964

Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.

Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.

Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

Учитель: Чем же питаются наши птички? Давайте послушаем рассказ заранее подготовленного ученика о пригодном корме для птиц.

Проводится инструктаж по технике безопасной работы на уроке технологии.  

Практическая часть:

1. Отрезаем верхнюю часть бутылки

2. Отрезанную часть нужно вставить во внутрь и скрепить части степлером

3. Вырезать окошки

4. Закрепить крепёж кормушки

5. Насыпать корм.


Рассказ учителя о том, где же правильнее и целесообразнее вешать кормушки (можно заранее попросить родителей подготовиться по данному вопросу и осветить его детям)

Вешать кормушки лучше на южной стороне на высоте 1,3-2 метра. Так она будет защищена от ветра и снега, в солнечные дни корм согреется и оттает, а большая высота не даст подобраться к корму грызунам.

Учитель: кормушки вы заберете домой и по всем правилам постараетесь повесить ее у дома, во дворе, в саду…Спасибо всем участникам занятия!

1


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации