Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эрудит» (2–4 классы)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ № 56» Г.ИЖЕВСКА
Рекомендовано Экспертным советом МАОУ «Гимназия № 56» Протокол №1 от « 29 » августа 2019 г. ___________ Е.Л.Яворская Рассмотрено на заседании методического объединения Протокол №1 от « 29 » августа 2022 г. Руководитель МК _____________Е.В.Цвиркун | | «Утверждаю»_______________ Директор МАОУ «Гимназия № 56» М.В. Никитина Приказ № 299 от « 30 » августа 2022 г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Эрудит»
Возраст обучающихся: 8-10 лет
Срок реализации: 1 год
Направленность: естественнонаучная
Уровень: общекультурный
Составитель:
Андреева Татьяна Юрьевна
Учитель начальных классов
высшая квалификационная категория
Ижевск, 2022 г.
Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эрудит»
Рабочая программа составлена на основе:
-Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ № 373 от 06.10.2009 г.
-Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ.
Программа кружка «Эрудит» реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа направлена на развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков у учащихся начальной школы.
Направленность программы – естественнонаучная, уровень - углублённый. Вид программы – интегрированный, деятельность строится по направлениям: русский язык, окружающий мир, литературное чтение, математика. Программа для обучающих составлена в соответствии с возрастными и физиологическими особенностями.
На современном этапе развития нашего общества, внимание к детям, опережающим сверстников - актуальнейшая задача школы. При этом проблема одарённости в системе образования на организационном уровне обычно решается путём создания специальных школ для одарённых и талантливых или специальных («гимназических», «лицейских» и др.) классов для одарённых. Это, безусловно, позитивное явление. Но существует возможность и другого решения – не удалять одарённого ребёнка из естественной для него микросреды. Обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав там условия для развития и максимальной реализации его выдающихся возможностей и аналогичных возможностей его одноклассников. Именно поэтому МАОУ «Гимназия № 56» в своей деятельности решает ряд важнейших социально-психологических задач:
не терять потенциально одарённых, дать шанс не только тем, у кого выдающиеся способности проявились рано, но и тем, у кого они проявляются на более поздних возрастных этапах;
создать адекватные условия для развития психосоциальной сферы одарённых детей;
формировать у одарённых детей и их сверстников позитивное отношение к различиям в умственных и творческих способностях людей.
Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.
Программа ставит своей целью выявление, обучение, воспитание и поддержку одарённых детей, повышение социального статуса творческой личности.
Задачи программы:
выявление одаренных учащихся из числа показавших высокие результаты в ходе учебной деятельности, а также путем анализа результативности учебного труда и методов экспертных оценок учителей и родителей;
формирование умение учиться как базисной способности саморазвития и самоизменения (умения выделять учебную задач, организовывать свою деятельность во времени, распределять свое внимание и т.д.);
развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
создание условий одаренным детям для реализации их личных творческих способностей в процессе поисковой деятельности, для их морально-физического и интеллектуального развития;
стимулирование творческой деятельности одаренных детей;
развитие творческого и логического мышления учащихся;
развитие исследовательской позиции ребенка, поддержание активности учащихся.
Срок освоения программы – 1 год, общий объём 42 часа (3-4 класс),
Данная программа представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 8 до 10 лет. Занятия отличаются тем, что имеют не учебный характер, а принимают форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников.
Формы занятий:
по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая;
по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, тренинг, семинар, ролевая и деловая игра;
по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.
Режим занятий:
Продолжительность занятий: 40 минут.
Виды деятельности: игровая, познавательная.
Система занятий по курсу позволяет решать следующие аспекты: познавательный, развивающий, воспитывающий.
Познавательный аспект
формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения, а также логического мышления;
формирование и развитие обще-учебных умений и навыков.
Развивающий аспект
создать условия для развития мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, выделять главное, доказывать и опровергать, делать умозаключения;
способствовать развитию пространственного восприятия и сенсорно-моторной координации.
Воспитывающий аспект
воспитание системы межличностных отношений;
Таким образом, целью обучения логике является развитие и совершенствование познавательных процессов (внимания, восприятия, воображения, различных видов памяти, мышления) и формирование ключевых компетенций обучающихся Для данной возрастной категории предусмотрены определенные методы обучения, В течение всего учебного года возможен дополнительный набор в любую возрастную категорию после прохождения дополнительного просмотра. Прием детей ведется без конкурсного отбора. В группе обучения должно быть не менее 14 человек.
Используемые понятия.
Обучение - целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения детьми знаниями, умениями и навыками.
Творческие способности – оригинальность в решении обучающе - познавательных вопросов и задач.
Мышление - познавательная деятельность личности, характеризующаяся обобщенным и опосредованным отражением действительности.
Творческое мышление – создание субъективно нового продукта и новообразований в ходе самой познавательной деятельности по его созданию.
Эрудиция – глубокое познание в какой-либо области знаний. Эрудиция свидетельствует о высоком интеллектуальном развитии.
Интеллект – умственные способности человека, ум. Индивидуальные особенности, относимые к познавательной сфере. Обеспечивает возможность приобретать новые знания и эффективно использовать в ходе жизнедеятельности.
Основные направления реализации программы:
создание благоприятных условий для работы с одарёнными детьми:
- внедрение передовых образовательных технологий;
- укрепление материально-технической базы;
- нормативно-правовое обеспечение деятельности;
- формирование банков данных по проблеме одарённости.
методическое обеспечение работы с одарёнными детьми:
- повышение профессионального мастерства педагогов;
- организация обмена опытом учителей, работающих с одарёнными детьми;
- научно-методическое и информационное обеспечение программы.
мероприятия по работе с одарёнными детьми.
предусматривается участие способных и одарённых детей в мероприятиях различного уровня: гимназического, городского, межрегионального (олимпиады, конкурсы).
Главные принципы реализации программы.
Непрерывность и систематичности школьного и внешкольного образования и воспитания. Овладение знаниями и информацией привычно ассоциируется с обучением.
Гуманизм в межличностных отношениях.
Научность.
Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.
Применение принципов развивающего обучения.
Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.
Методы обучения
Для превентивного обучения доказана эффективность методов обучения в группе. Поэтому в процессе работы, помимо традиционных методов обучения, будут использованы методы обучения в группе. К ним относятся:
кооперативное обучение,
мозговой штурм,
групповая дискуссия.
Обучение в группе означает, что дети учатся:
обмениваться друг с другом информацией и выражать личное мнение;
говорить и слушать;
принимать решения, обсуждать и совместно решать проблемы.
Обучение в группе развивает личностные и социальные навыки, необходимые для эффективного превентивного обучения.
Кооперативное обучение – это метод, когда в небольших группах (от 2 до 8 человек) ученики взаимодействуют, решая общую задачу. Совместная работа в небольших группах формирует качества социальной и личностной компетентности, а также умение дружить.
Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе общения. Использование метода позволяет:
дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон;
уточнить персональные позиции и личные точки зрения учеников;
ослабить скрытые конфликты;
выработать общее решение;
повысить эффективность работы участников дискуссии;
повысить интерес учеников к проблеме и мнению одноклассников;
удовлетворить потребность детей в признании и уважении одноклассников.
Групповая дискуссия может быть использована в начале занятия, а также для подведения итогов.
Креативные методы:
Метод придумывания – это способ создания неизвестного ученикам ранее продукта в результате их определенных творческих действий. Метод реализуется при помощи следующих приемов:
а) замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта;
б) отыскание свойств объекта в иной среде;
в) изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного объекта.
Мозговой штурм – используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Работа ведется в следующих группах: генерации идей, анализа проблемной ситуации и оценки идей, генерации контридей. Всячески поощряются реплики, шутки, непринужденная обстановка. Учеников просят высказывать идеи или мнения без какой-либо оценки или обсуждения этих идей или мнений. Идеи фиксируются учителем на доске, а мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не истощатся идеи или не кончится отведенное для мозгового штурма время.
Основные направления и содержание деятельности:
На занятиях предполагается не только знакомство с новыми способами решения задач, но и создание условий для стимулирования творческого мышления. Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач в соответствии с методологическими позициями, на занятиях будут использованы следующие виды упражнений и заданий:
- интеллектуальные разминки с целью быстрого включения учащихся в работу и развития психических механизмов,
- задания с отсроченным вопросом,
- интегративные задания, позволяющие в короткий срок выявить интересы учащихся; - задания, направленные на развитие психических механизмов (памяти, внимания, воображения, наблюдательности);
- решение частично-поисковых задач разного уровня,
- творческие задачи.
Задания разминки идут в достаточно высоком темпе, на каждый ответ дается 2-3 секунды. В них чередуются вопросы из разных областей знаний (математика, русский, история, география и т.д.). Такая работа придает дух соревновательности, концентрирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Сущность заданий с отсроченным вопросом заключается в том, что условие задания как бы изначально ориентирует ученика уже на привычный для него ход решения, который в итоге оказывается ошибочным. Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают новые для себя знания и способы их добывания.
Направления деятельности:
- организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы с одаренными детьми;
- подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, городского уровня;
- проведение массовых мероприятий внутри объединения;
- обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми.
Методическая работа педагога:
заниматься самообразованием;
повышать профессиональное мастерство;
посещать занятия других педагогов;
участвовать в педагогических чтениях, семинарах, педсоветах, конференциях, заседаниях МО педагогов дополнительного образования;
проводить открытые занятия;
подбирать материалы и задания к проведению школьных олимпиад;
проводить занимательно-познавательные мероприятия с учащимися объединения.
Планируемые результаты освоения курса.
1. Универсальные учебные действия:
коммуникативные:
Обучающиеся научатся:
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
познавательные:
Обучающиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
- вычитывать все виды текстовой информации: подтекстовую, концептуальную;
- пользоваться словарями, справочниками;
- строить рассуждения.
личностные:
У обучающихся будут сформированы:
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);
- осознание роли речи в общении людей;
- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.
- чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
- интерес к изучению языка.
регулятивные
Обучающиеся научатся на доступном уровне:
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Предметные умения:
Обучающиеся научатся:
- определять многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;
- использовать изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);
- вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы:
-быть хорошим слушателем;
- определять лексическое значение слова;
- отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;
- сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности.
- устанавливать связь предложений в тексте;
- использовать приобретённые математические знания для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
- овладеть основами логического, эвристического и алгоритмического мышления, пространственного воображения, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов (схемы, таблицы, диаграммы, графики), исполнения и построения алгоритмов;
- приводить примеры редких и исчезающих видов растений и животных своего края;
-отличать подлинные исторические события от вымысла в народных преданиях и легендах;
-называть памятные даты и события России.
Основными видами учебно-познавательной деятельности школьников на учебных занятиях являются наблюдение, эксперимент, работа с книгой, систематизация знаний и др. Предметы этих видов деятельности не изолированы друг от друга. Следовательно, и виды учебно-познавательной деятельности связаны между собой. Объективной основой этой взаимосвязи является то, что во всех случаях мы получаем объективные знания о реальной действительности.
Виды учебно-познавательной деятельности и их предметы:
Виды учебно-познавательной деятельности | Предметы видов учебно-познавательной деятельности |
Наблюдение | Внешние признаки, свойства объектов познания, получаемые без вмешательства в них |
Эксперимент | Существенные, ведущие свойства, закономерности объектов природы, получаемые непосредственно путем вмешательства, воздействия на них |
Работа с книгой | Систематизированная информация, изложенная в учебной, научной и научно-популярной литературе |
Систематизация знаний | Существенные связи и отношения между отдельными элементами системы научных знаний |
Решение познавательных задач (проблем) | Комплексная разнообразная информация познавательного характера |
Построение графиков | Закономерные связи между явлениями (свойствами, процессами, характеристиками) |
Критерии и технологии отслеживания результатов:
КАРТА НАБЛЮДЕНИЯ за особенностями общения и взаимодействия учеников в процессе совместной работы:
Наблюдение за особенностями общения и взаимодействия ведется по следующим параметрам:
Планирование | Отметки в карте наблюдений ставятся в начале занятия (в первые 10-15 минут) |
Распределение заданий и обязанностей по выполнению проекта. | Отметки в карте наблюдений ставятся в середине занятия (по истечении 25-30 минут после начала урока) |
Соответствие исполнения проекту плана. | Отметки в карте наблюдений ставятся в середине занятия ((по истечении 25-30 минут) |
Контроль, коррекция продвижения по заданию. | Отметки в карте наблюдений ставятся в начале занятия (по истечении 30-35 мин) по результатам наблюдения в ходе всего урока |
Представление результатов. | Отметки в карте наблюдений ставятся в конце занятия (в последние 10-15 минут) |
Результаты голосования. | Отметки в карте наблюдений ставятся в конце занятия после подведения итогов голосования. |
По каждому параметру отмечаются результаты наблюдений за каждым учеником данной группы и за группой в целом.
При необходимости даются комментарии в процессе наблюдения или после завершения события (проекта, занятия). Описываются проблемы, возникшие в процессе работы.
Планирование.
Отметки в карте наблюдений ставятся в начале занятия (в первые 10-15 минут)
Ученики: поставить в каждой ячейке в, н, с Н – нуждается в помощи взрослого при составлении плана. С – Умеет составлять план действий по известному алгоритму. В – Выдвигает версии решения учебной проблемы, составляет в группе план решения проблемы, сверяет свои действия с целью | Регулятивная компетентность R 2 – планировать ее выполнение | ||||
№1 | №2 | №3 | №4 | №5 | |
| | | | |
Ученики: поставить в каждой ячейке в, н, с Н – не взаимодействует с другими участниками групповой работы. С – участвует в учебном взаимодействии в группе. В – активно участвует в работе группы (определяет общие цели, распределяет роли, умеет договариваться со сверстниками) | Коммуникативная компетентность К 1– умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности со сверстниками | ||||
№1 | №2 | №3 | №4 | №5 | |
| | | | |
Распределение заданий и обязанностей по выполнению проекта.
Отметки в карте наблюдений ставятся в середине занятия (по истечении 25-30 минут после начала урока)
Ученики: поставить в каждой ячейке в, н, с Н – нуждается в помощи взрослого при определении цели учебной деятельности. С – самостоятельно обнаруживает и формулирует учетную проблему, определяет проблему, определяет цель своей деятельности. В – самостоятельно обнаруживает и формулирует учетную проблему, определяет проблему, определяет цель своей деятельности, обосновывает достижимость поставленной цели. | Регулятивная компетентность R 1 – умение принимать и сохранять учебную задачу | ||||
№1 | №2 | №3 | №4 | №5 | |
| | | | |
Соответствие исполнения проекту плана.
Отметки в карте наблюдений ставятся в середине занятия ((по истечении 25-30 минут)
Ученики: поставить в каждой ячейке в, н, с Н – нуждается в помощи взрослого для осмысления информации. С – владеет навыками восприятия информации. В – владеет навыками восприятия и преобразования информации, самостоятельно отбирает информацию, классифицирует и обобщает факты. | Познавательная компетентность Р 2 – поиск и выделение информации из различных источников | ||||
№1 | №2 | №3 | №4 | №5 | |
| | | | |
Контроль, коррекция продвижения по заданию.
Отметки в карте наблюдений ставятся в начале занятия ((по истечении 30-35 мин) по результатам наблюдения в ходе всего урока
Ученики: поставить в каждой ячейке в, н, с Н – нуждается в помощи при сопоставлении и отборе информации. С – сопоставляет и отбирает информацию, полученную из различных источников. В – составляет план, преобразует информацию из одного вида в другой. Обобщает и преобразовывает информацию в одной области. | Познавательная компетентность Р 3– переработка полученной информации | ||||
№1 | №2 | №3 | №4 | №5 | |
| | | | |
Представление результатов.
Отметки в карте наблюдений ставятся в конце занятия (в последние 10-15 минут)
Ученики: поставить в каждой ячейке в, н, с Н – техникой выступления не владеет. С – соблюдает нормы современного литературного языка, имеет достаточный словарный запас (понимает, что хочет сказать). В – соблюдает нормы публичной речи – владеет не только информацией, которую должен сообщить, но и собой. Поведение естественное, не читает с листа. Техника речи (интонация, темп). Контакт с аудиторией. | Коммуникативная компетентность К 4– передача информации в устной и письменной форме | ||||
№1 | №2 | №3 | №4 | №5 | |
| | | | |
Результаты голосования.
Отметки в карте наблюдений ставятся в конце занятия после подведения итогов голосования.
Ученики: поставить в каждой ячейке в, н, с Н – не соблюдает моральные нормы. С – соблюдает нормы морально-этические В – соблюдает нормы и выполняет их. | Личностные компетентности L 4– ориентация на моральные нормы и их выполнение | ||||
№1 | №2 | №3 | №4 | №5 | |
| | | | |
Условия реализации программы
Данная программа может быть реализована при взаимодействии следующих составляющих её обеспечения:
Материально-техническое оснащение:
- учебный кабинет, столы; стулья;
- своевременная влажная уборка кабинета, освещенность, его проветривание и т.д.
- музыкальная и видео аппаратура, DVD-плеер, планшет, карта памяти, CD и DVD диски;
- стенды для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала, выставочных образцов;
Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам СаНПина и правилам техники безопасности работы.
Методическое обеспечение:
- учебно-методическая литература;
- учебная и художественная литература по тематике бесед;
- наглядный и раздаточный материал: таблицы, схемы, плакаты, инструкции по технике безопасности;
- методическая продукция по диагностике определения результатов обучения и воспитания: тесты, анкеты, вопросники, игры, билеты и т.д.
Кадровое обеспечение:
-педагоги начальных классов – 1 человек;
№ | Наименование раздела, темы занятий | Всего часов | Теория | Практика | Формы контроля | ||
Кол-во часов | Содержание | Кол-во часов | Содержание | ||||
I. | Вводное занятие. | 2 | 1 | Правила поведения при эвакуации во время пожара, при террористическом акте, правила дорожного движения, правила поведения на уроке, правила обращения с музыкальным инструментом. | 1 | Проведение учебной эвакуации. | тест |
II. | Организация интеллектуальных игр | 27 | 15 | | 12 | | Составление заданий тест |
2.1. | Интеллектуальные игры со словами (криптограммы, шарады, метаграммы) | 3 | 2 | Знакомство с понятием и методикой составления Криптограмм, шарад, метаграмм | 1 | Решение заданий, составление самостоятельно | |
2.2. | Интеллектуальные игры (анаграммы, ребусы, загадки, головоломки). Что? Где? Когда? | 3 | 2 | Знакомство с понятием и методикой составления анаграмм и т.д. | 1 | Решение заданий, составление самостоятельно | |
2.3 | Игры на эрудицию («логические цепочки», «Самый быстрый эрудит», «Надувалоча») | 3 | 2 | Знакомство с понятием и методикой составления | 1 | Решение заданий, командная игра. | |
2.4 | Творческие игры «Наблюдатель», «Буриме». Весёлый наборщик. | 3 | 2 | Знакомство с понятием и методикой составления | 1 | Решение заданий, составление самостоятельно, командная игра | |
2.5 | Игры с числами. Счёт у первобытных людей. Цифры у разных народов. | 3 | 2 | Знакомство с понятием и методикой составления | 1 | Решение заданий, | |
2.6. | Тренируем внимание, развиваем речь. Метрическая система мер. Множества. Подмножества. | 3 | 1 | Знакомство с понятием | 2 | Сочинение | |
2.7. | Разбор конкурсных задач. Фокус «Быстрое сложение шестизначных чисел» | 3 | 1 | Знакомство с понятием | 2 | Решение заданий, | |
2.8. | Развивающие игры «Развиваем слуховую и зрительную память» | 3 | 1 | Знакомство с понятием | 2 | Решение заданий, | |
2.9. | Игры со словами «Антонимы, омонимы, синонимы, фразеологизмы, пословицы». Ребусы от А до Я. | 3 | 2 | Знакомство с понятием и методикой составления | 1 | Решение заданий, составление самостоятельно | |
III. | Задания повышенной сложности | 13 | 5 | | 8 | | Конкурсы, тесты, игры на параллель |
3.1 | Фонетика. Слова играют в прятки. | 1 | 1 | Знакомство с транскрипцией | | | |
3.2 | Морфемика. Кто это? Что это? | 1 | 1 | Изучение состава слова | | | |
3.3 | Морфология. Словокаты. | 1 | 1 | Части речи, переход одной части речи в другую | | | |
3.4 | Лексика.Волшебные цепочки. | 1 | 1 | Составление текстов | | | |
3.5 | Геометрия на плоскости | 1 | 1 | Фигуры на плоскости | | | |
3.6 | Арифметика. Составление выражений. От части к целому. Сумма чисел натурального ряда. | 1 | | Практические занятия | 1 | Решение задач | |
3.7 | Геометрия в пространстве. Ремонт квартиры. | 1 | | 1 | Решение задач | | |
3.8 | Интеллектуальный марафон | 1 | | 1 | Командная игра | | |
3.9 | Логические задачи. Сюжетные логические задачи. | 1 | | 1 | Составление, решение задач | | |
3.10 | Текстовые задачи. Совместная работа. | 1 | | 1 | Решение задач | | |
3.11 | Комбинаторика | 1 | | 1 | Находить разные варианты решения задач | | |
3.12 | Задачи на переливание | 1 | | 1 | Решение задач | | |
3.13 | Задачи нестандартные, с лишними данными. КВН | 1 | | 1 | Решение задач | |
Методическое обеспечение
Словесные методы – рассказ, беседа, диалог, дискуссия.
Наглядные методы – демонстрация рисунков, фотографий.
Метод наблюдения – запись личных наблюдений, зарисовки и рисунки.
Практические методы – зарисовки, упражнения, работа с доской и у доски, слушание аудио - текстов.
Познавательные игры.
Формы занятий, проводимых по той или иной теме, могут быть самыми разнообразными. Например, для реализации данной программы могут использоваться следующие формы:
лекция (проблемная, информационная);
комбинированный урок (лекция и диалог, лекция и анализ текста, диалог и рисование);
анализ текста;
творческие письменные работы;
рисунки;
групповая и индивидуальная работа;
диалог (беседа)
№ | Раздел или тема программы | Формы занятий | Методические виды продукции (разработки игр, бесед, экскурсий, конкурсов) | Дидактический материал | Техническое оснащение занятий | Формы подведения итогов |
1 | Интеллектуальные игры | Групповая работа Уроки- путешествие, диспуты, уроки -практикумы, консультации, игровые уроки. | Разработка индивидуальных заданий, Конкурсов Интеллектуальных игр | Распечатки заданий | Экран Компьютер Нетбук | Участие в олимпиадах, |
Список литературы :
Аксенова А. К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах. Кн. Для учителя. – М., Просвещение, 1991.
Александрович Н. Ф. Занимательная грамматика. М., 1985
Арсирий А.Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка. М., 1987.
Волина В. В. Учимся играя. – 2003.
Гин С. Мир фантазии. М., 2001
Дробышев Ю.А. Олимпиады по математике (1 – 4 классы). – М., «Первое сентября», 2003.
Дьячкова Г.Т. Математика. 1 – 4 классы. Олимпиадные задания. – Волгоград, «Учитель», 2006.
Задачи конкурса «Русский медвежонок».
Из истории русских слов. Словарь-пособие. – М., Школа-Пресс. 1993.
Левитас Г. Нестандартные задачи на уроках математики // Начальная школа, № 41-2001, № 12,22-2002.
Материалы журнала «Начальная школа: плюс, минус».
Материалы журнала «Начальная школа».
Петерсон Л.Г. Нетрадиционные задачи и способы их решения // Начальная школа, № 6-2002.
Превращения слов: Кн. для учащихся нач. классов. Сост. А. В. Полякова. – М.: Просвещение, 1991.
Тексты олимпиадных заданий по математике 2004 – 2007 год.
Ушаков Н.Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1991.
Фразеологический словарь русского языка. Под ред. А.И. Молоткова. – М., 1987.
Шанский Н.М. В мире слов. – М., 1985.
Шибаев А. Язык родной, дружи со мной. – Л., 1981.
17. Я иду на урок в начальную школу: Олимпиады и интеллектуальные игры: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002.
18. Я познаю мир. Русский язык: Дет. Энциклопедия. Авт. – сост. Н.В. Чудакова. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002.