Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эрудит» (2–4 классы)

0
0
Материал опубликован 15 February 2023

t1676476530aa.gif


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ № 56» Г.ИЖЕВСКА



Рекомендовано Экспертным

советом МАОУ «Гимназия № 56»

Протокол №1

от « 29 » августа 2019 г.

___________ Е.Л.Яворская


Рассмотрено на заседании

методического объединения

Протокол №1

от « 29 » августа 2022 г.

Руководитель МК

_____________Е.В.Цвиркун



«Утверждаю»_______________

Директор МАОУ «Гимназия № 56»

М.В. Никитина

Приказ № 299

от « 30 » августа 2022 г.




Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Эрудит»





Возраст обучающихся: 8-10 лет

Срок реализации: 1 год

Направленность: естественнонаучная

Уровень: общекультурный



Составитель:

Андреева Татьяна Юрьевна

Учитель начальных классов

высшая квалификационная категория

















Ижевск, 2022 г.



Пояснительная записка.


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эрудит»

Рабочая программа составлена на основе:

-Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ № 373 от 06.10.2009 г.

-Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ.

Программа кружка «Эрудит» реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа направлена на развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков у учащихся начальной школы.

Направленность программы – естественнонаучная, уровень - углублённый. Вид программы – интегрированный, деятельность строится по направлениям: русский язык, окружающий мир, литературное чтение, математика. Программа для обучающих составлена в соответствии с возрастными и физиологическими особенностями.

На современном этапе развития нашего общества, внимание к детям, опережающим сверстников - актуальнейшая задача школы. При этом проблема одарённости в системе образования на организационном уровне обычно решается путём создания специальных школ для одарённых и талантливых или специальных («гимназических», «лицейских» и др.) классов для одарённых. Это, безусловно, позитивное явление. Но существует возможность и другого решения – не удалять одарённого ребёнка из естественной для него микросреды. Обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав там условия для развития и максимальной реализации его выдающихся возможностей и аналогичных возможностей его одноклассников. Именно поэтому МАОУ «Гимназия № 56» в своей деятельности решает ряд важнейших социально-психологических задач:

не терять потенциально одарённых, дать шанс не только тем, у кого выдающиеся способности проявились рано, но и тем, у кого они проявляются на более поздних возрастных этапах;

создать адекватные условия для развития психосоциальной сферы одарённых детей;

формировать у одарённых детей и их сверстников позитивное отношение к различиям в умственных и творческих способностях людей.

Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.


Программа ставит своей целью выявление, обучение, воспитание и поддержку одарённых детей, повышение социального статуса творческой личности.

Задачи программы:

выявление одаренных учащихся из числа показавших высокие результаты в ходе учебной деятельности, а также путем анализа результативности учебного труда и методов экспертных оценок учителей и родителей;

формирование умение учиться как базисной способности саморазвития и самоизменения (умения выделять учебную задач, организовывать свою деятельность во времени, распределять свое внимание и т.д.);

развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;

создание условий одаренным детям для реализации их личных творческих способностей в процессе поисковой деятельности, для их морально-физического и интеллектуального развития;

стимулирование творческой деятельности одаренных детей;

развитие творческого и логического мышления учащихся;

развитие исследовательской позиции ребенка, поддержание активности учащихся.


Срок освоения программы – 1 год, общий объём 42 часа (3-4 класс),

Данная программа представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 8 до 10 лет. Занятия отличаются тем, что имеют не учебный характер, а принимают форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников.


Формы занятий:

по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая;

по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, тренинг, семинар, ролевая и деловая игра;

по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.

Режим занятий:

Продолжительность занятий: 40 минут.

Виды деятельности: игровая, познавательная.

Система занятий по курсу позволяет решать следующие аспекты: познавательный, развивающий, воспитывающий.

Познавательный аспект

формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения, а также логического мышления;

формирование и развитие обще-учебных умений и навыков.

Развивающий аспект

создать условия для развития мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, выделять главное, доказывать и опровергать, делать умозаключения;

способствовать развитию пространственного восприятия и сенсорно-моторной координации.

Воспитывающий аспект

воспитание системы межличностных отношений;

Таким образом, целью обучения логике является развитие и совершенствование познавательных процессов (внимания, восприятия, воображения, различных видов памяти, мышления) и формирование ключевых компетенций обучающихся Для данной возрастной категории предусмотрены определенные методы обучения, В течение всего учебного года возможен дополнительный набор в любую возрастную категорию после прохождения дополнительного просмотра. Прием детей ведется без конкурсного отбора. В группе обучения должно быть не менее 14 человек.

Используемые понятия.

Обучение - целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения детьми знаниями, умениями и навыками.

Творческие способности – оригинальность в решении обучающе - познавательных вопросов и задач.

Мышление - познавательная деятельность личности, характеризующаяся обобщенным и опосредованным отражением действительности.

Творческое мышление – создание субъективно нового продукта и новообразований в ходе самой познавательной деятельности по его созданию.

Эрудиция – глубокое познание в какой-либо области знаний. Эрудиция свидетельствует о высоком интеллектуальном развитии.

Интеллект – умственные способности человека, ум. Индивидуальные особенности, относимые к познавательной сфере. Обеспечивает возможность приобретать новые знания и эффективно использовать в ходе жизнедеятельности.


Основные направления реализации программы:

создание благоприятных условий для работы с одарёнными детьми:

- внедрение передовых образовательных технологий;

- укрепление материально-технической базы;

- нормативно-правовое обеспечение деятельности;

- формирование банков данных по проблеме одарённости.

методическое обеспечение работы с одарёнными детьми:

- повышение профессионального мастерства педагогов;

- организация обмена опытом учителей, работающих с одарёнными детьми;

- научно-методическое и информационное обеспечение программы.

мероприятия по работе с одарёнными детьми.

предусматривается участие способных и одарённых детей в мероприятиях различного уровня: гимназического, городского, межрегионального (олимпиады, конкурсы).


Главные принципы реализации программы.

Непрерывность и систематичности школьного и внешкольного образования и воспитания. Овладение знаниями и информацией привычно ассоциируется с обучением.

Гуманизм в межличностных отношениях.

Научность.

Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.

Применение принципов развивающего обучения.

Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.


Методы обучения

Для превентивного обучения доказана эффективность методов обучения в группе. Поэтому в процессе работы, помимо традиционных методов обучения, будут использованы методы обучения в группе. К ним относятся:

кооперативное обучение,

мозговой штурм,

групповая дискуссия.

Обучение в группе означает, что дети учатся:

обмениваться друг с другом информацией и выражать личное мнение;

говорить и слушать;

принимать решения, обсуждать и совместно решать проблемы.

Обучение в группе развивает личностные и социальные навыки, необходимые для эффективного превентивного обучения.

Кооперативное обучение – это метод, когда в небольших группах (от 2 до 8 человек) ученики взаимодействуют, решая общую задачу. Совместная работа в небольших группах формирует качества социальной и личностной компетентности, а также умение дружить.

Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе общения. Использование метода позволяет:

дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон;

уточнить персональные позиции и личные точки зрения учеников;

ослабить скрытые конфликты;

выработать общее решение;

повысить эффективность работы участников дискуссии;

повысить интерес учеников к проблеме и мнению одноклассников;

удовлетворить потребность детей в признании и уважении одноклассников.

Групповая дискуссия может быть использована в начале занятия, а также для подведения итогов.

Креативные методы:

Метод придумывания – это способ создания неизвестного ученикам ранее продукта в результате их определенных творческих действий. Метод реализуется при помощи следующих приемов:

а) замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта;

б) отыскание свойств объекта в иной среде;

в) изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного объекта.

Мозговой штурм – используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Работа ведется в следующих группах: генерации идей, анализа проблемной ситуации и оценки идей, генерации контридей. Всячески поощряются реплики, шутки, непринужденная обстановка. Учеников просят высказывать идеи или мнения без какой-либо оценки или обсуждения этих идей или мнений. Идеи фиксируются учителем на доске, а мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не истощатся идеи или не кончится отведенное для мозгового штурма время.


Основные направления и содержание деятельности:

На занятиях предполагается не только знакомство с новыми способами решения задач, но и создание условий для стимулирования творческого мышления. Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач в соответствии с методологическими позициями, на занятиях будут использованы следующие виды упражнений и заданий:

- интеллектуальные разминки с целью быстрого включения учащихся в работу и развития психических механизмов,

- задания с отсроченным вопросом,

- интегративные задания, позволяющие в короткий срок выявить интересы учащихся; - задания, направленные на развитие психических механизмов (памяти, внимания, воображения, наблюдательности);

- решение частично-поисковых задач разного уровня,

- творческие задачи.

Задания разминки идут в достаточно высоком темпе, на каждый ответ дается 2-3 секунды. В них чередуются вопросы из разных областей знаний (математика, русский, история, география и т.д.). Такая работа придает дух соревновательности, концентрирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Сущность заданий с отсроченным вопросом заключается в том, что условие задания как бы изначально ориентирует ученика уже на привычный для него ход решения, который в итоге оказывается ошибочным. Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают новые для себя знания и способы их добывания.


Направления деятельности:

- организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы с одаренными детьми;

- подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, городского уровня;

- проведение массовых мероприятий внутри объединения;

- обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми.

Методическая работа педагога:

заниматься самообразованием;

повышать профессиональное мастерство;

посещать занятия других педагогов;

участвовать в педагогических чтениях, семинарах, педсоветах, конференциях, заседаниях МО педагогов дополнительного образования;

проводить открытые занятия;

подбирать материалы и задания к проведению школьных олимпиад;

проводить занимательно-познавательные мероприятия с учащимися объединения.


Планируемые результаты освоения курса.


1. Универсальные учебные действия:

коммуникативные:

Обучающиеся научатся:

- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);

- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;

- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- владеть монологической и диалогической формами речи.

познавательные:

Обучающиеся научатся:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;

- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);

- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)

- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

- вычитывать все виды текстовой информации: подтекстовую, концептуальную;

- пользоваться словарями, справочниками;

- строить рассуждения.

личностные:

У обучающихся будут сформированы:

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);

- осознание роли речи в общении людей;

- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;

- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.

- чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;

- интерес к изучению языка.

регулятивные

Обучающиеся научатся на доступном уровне:

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;

- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.


Предметные умения:

Обучающиеся научатся:

- определять многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;

- использовать изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;

Обучающиеся получат возможность научиться:

- уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);

- вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы:

-быть хорошим слушателем;

- определять лексическое значение слова;

- отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;

- сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности.

- устанавливать связь предложений в тексте;

- использовать приобретённые математические знания для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;

- овладеть основами логического, эвристического и алгоритмического мышления, пространственного воображения, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов (схемы, таблицы, диаграммы, графики), исполнения и построения алгоритмов;

- приводить примеры редких и исчезающих видов растений и животных своего края;

-отличать подлинные исторические события от вымысла в народных преданиях и легендах;

-называть памятные даты и события России.

Основными видами учебно-познавательной деятельности школьников на учебных занятиях являются наблюдение, эксперимент, работа с книгой, систематизация знаний и др. Предметы этих видов деятельности не изолированы друг от друга. Следовательно, и виды учебно-познавательной деятельности связаны между собой. Объективной основой этой взаимосвязи является то, что во всех случаях мы получаем объективные знания о реальной действительности.


Виды учебно-познавательной деятельности и их предметы:


Виды учебно-познавательной

деятельности

Предметы видов

учебно-познавательной деятельности

Наблюдение

Внешние признаки, свойства объектов познания, получаемые без вмешательства в них

Эксперимент

Существенные, ведущие свойства, закономерности объектов природы, получаемые непосредственно путем вмешательства, воздействия на них

Работа с книгой

Систематизированная информация, изложенная в учебной, научной и научно-популярной литературе

Систематизация знаний

Существенные связи и отношения между отдельными элементами системы научных знаний

Решение познавательных задач (проблем)

Комплексная разнообразная информация познавательного характера

Построение графиков

Закономерные связи между явлениями (свойствами, процессами, характеристиками)


Критерии и технологии отслеживания результатов:

КАРТА НАБЛЮДЕНИЯ за особенностями общения и взаимодействия учеников в процессе совместной работы:

Наблюдение за особенностями общения и взаимодействия ведется по следующим параметрам:

Планирование

Отметки в карте наблюдений ставятся в начале занятия (в первые 10-15 минут)

Распределение заданий и обязанностей по выполнению проекта.

Отметки в карте наблюдений ставятся в середине занятия (по истечении 25-30 минут после начала урока)

Соответствие исполнения проекту плана.

Отметки в карте наблюдений ставятся в середине занятия ((по истечении 25-30 минут)

Контроль, коррекция продвижения по заданию.

Отметки в карте наблюдений ставятся в начале занятия (по истечении 30-35 мин) по результатам наблюдения в ходе всего урока

Представление результатов.

Отметки в карте наблюдений ставятся в конце занятия (в последние 10-15 минут)

Результаты голосования.

Отметки в карте наблюдений ставятся в конце занятия после подведения итогов голосования.

По каждому параметру отмечаются результаты наблюдений за каждым учеником данной группы и за группой в целом.

При необходимости даются комментарии в процессе наблюдения или после завершения события (проекта, занятия). Описываются проблемы, возникшие в процессе работы.

Планирование.

Отметки в карте наблюдений ставятся в начале занятия (в первые 10-15 минут)

Ученики: поставить в каждой ячейке в, н, с

Н – нуждается в помощи взрослого при составлении плана.

С – Умеет составлять план действий по известному алгоритму.

В – Выдвигает версии решения учебной проблемы, составляет в группе план решения проблемы, сверяет свои действия с целью


Регулятивная компетентность

R 2 – планировать ее выполнение


1

2

3

4

5








Ученики: поставить в каждой ячейке в, н, с

Н – не взаимодействует с другими участниками групповой работы.

С – участвует в учебном взаимодействии в группе.

В – активно участвует в работе группы (определяет общие цели, распределяет роли, умеет договариваться со сверстниками)


Коммуникативная компетентность

К 1– умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности со сверстниками


1

2

3

4

5







Распределение заданий и обязанностей по выполнению проекта.

Отметки в карте наблюдений ставятся в середине занятия (по истечении 25-30 минут после начала урока)

Ученики: поставить в каждой ячейке в, н, с

Н – нуждается в помощи взрослого при определении цели учебной деятельности.

С – самостоятельно обнаруживает и формулирует учетную проблему, определяет проблему, определяет цель своей деятельности.

В – самостоятельно обнаруживает и формулирует учетную проблему, определяет проблему, определяет цель своей деятельности, обосновывает достижимость поставленной цели.


Регулятивная компетентность

R 1 – умение принимать и сохранять учебную задачу


1

2

3

4

5







Соответствие исполнения проекту плана.

Отметки в карте наблюдений ставятся в середине занятия ((по истечении 25-30 минут)

Ученики: поставить в каждой ячейке в, н, с

Н – нуждается в помощи взрослого для осмысления информации.

С – владеет навыками восприятия информации.

В – владеет навыками восприятия и преобразования информации, самостоятельно отбирает информацию, классифицирует и обобщает факты.


Познавательная компетентность

Р 2 – поиск и выделение информации из различных источников


1

2

3

4

5









Контроль, коррекция продвижения по заданию.

Отметки в карте наблюдений ставятся в начале занятия ((по истечении 30-35 мин) по результатам наблюдения в ходе всего урока

Ученики: поставить в каждой ячейке в, н, с

Н – нуждается в помощи при сопоставлении и отборе информации.

С – сопоставляет и отбирает информацию, полученную из различных источников.

В – составляет план, преобразует информацию из одного вида в другой. Обобщает и преобразовывает информацию в одной области.


Познавательная компетентность

Р 3– переработка полученной информации


1

2

3

4

5







Представление результатов.

Отметки в карте наблюдений ставятся в конце занятия (в последние 10-15 минут)

Ученики: поставить в каждой ячейке в, н, с

Н – техникой выступления не владеет.

С – соблюдает нормы современного литературного языка, имеет достаточный словарный запас (понимает, что хочет сказать).

В – соблюдает нормы публичной речи – владеет не только информацией, которую должен сообщить, но и собой. Поведение естественное, не читает с листа. Техника речи (интонация, темп). Контакт с аудиторией.


Коммуникативная компетентность

К 4– передача информации в устной и письменной форме


1

2

3

4

5







Результаты голосования.

Отметки в карте наблюдений ставятся в конце занятия после подведения итогов голосования.

Ученики: поставить в каждой ячейке в, н, с

Н – не соблюдает моральные нормы.

С – соблюдает нормы морально-этические

В – соблюдает нормы и выполняет их.


Личностные компетентности

L 4– ориентация на моральные нормы и их выполнение


1

2

3

4

5








Условия реализации программы


Данная программа может быть реализована при взаимодействии следующих составляющих её обеспечения:

Материально-техническое оснащение:

- учебный кабинет, столы; стулья;

- своевременная влажная уборка кабинета, освещенность, его проветривание и т.д.

- музыкальная и видео аппаратура, DVD-плеер, планшет, карта памяти, CD и DVD диски;

- стенды для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала, выставочных образцов;

Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам СаНПина и правилам техники безопасности работы.

Методическое обеспечение:

- учебно-методическая литература;

- учебная и художественная литература по тематике бесед;

- наглядный и раздаточный материал: таблицы, схемы, плакаты, инструкции по технике безопасности;

- методическая продукция по диагностике определения результатов обучения и воспитания: тесты, анкеты, вопросники, игры, билеты и т.д.

Кадровое обеспечение:

-педагоги начальных классов – 1 человек;



Наименование раздела, темы занятий

Всего часов

Теория

Практика


Формы контроля

Кол-во часов

Содержание

Кол-во часов

Содержание

I.

Вводное занятие.

2

1

Правила поведения при эвакуации во время пожара, при террористическом акте, правила дорожного движения, правила поведения на уроке, правила обращения с музыкальным инструментом.

1

Проведение учебной эвакуации.

тест

II.

Организация интеллектуальных игр

27

15


12


Составление заданий

тест

2.1.

Интеллектуальные игры со словами (криптограммы, шарады, метаграммы)

3

2

Знакомство с понятием и методикой составления Криптограмм, шарад, метаграмм

1

Решение заданий, составление самостоятельно


2.2.

Интеллектуальные игры (анаграммы, ребусы, загадки, головоломки). Что? Где? Когда?

3

2

Знакомство с понятием и методикой составления анаграмм и т.д.

1

Решение заданий, составление самостоятельно


2.3

Игры на эрудицию («логические цепочки», «Самый быстрый эрудит», «Надувалоча»)

3

2

Знакомство с понятием и методикой составления

1

Решение заданий, командная игра.


2.4

Творческие игры «Наблюдатель», «Буриме». Весёлый наборщик.

3

2

Знакомство с понятием и методикой составления

1

Решение заданий, составление самостоятельно, командная игра


2.5

Игры с числами. Счёт у первобытных людей. Цифры у разных народов.

3

2

Знакомство с понятием и методикой составления

1

Решение заданий,


2.6.

Тренируем внимание, развиваем речь. Метрическая система мер.

Множества. Подмножества.

3

1

Знакомство с понятием

2

Сочинение


2.7.

Разбор конкурсных задач. Фокус «Быстрое сложение шестизначных чисел»

3

1

Знакомство с понятием

2

Решение заданий,


2.8.

Развивающие игры «Развиваем слуховую и зрительную память»

3

1

Знакомство с понятием

2

Решение заданий,


2.9.

Игры со словами «Антонимы, омонимы, синонимы, фразеологизмы, пословицы». Ребусы от А до Я.

3

2

Знакомство с понятием и методикой составления

1

Решение заданий, составление самостоятельно


III.

Задания повышенной сложности

13

5


8


Конкурсы, тесты, игры на параллель

3.1

Фонетика. Слова играют в прятки.

1

1

Знакомство с транскрипцией




3.2

Морфемика. Кто это? Что это?

1

1

Изучение состава слова




3.3

Морфология. Словокаты.

1

1

Части речи, переход одной части речи в другую




3.4

Лексика.Волшебные цепочки.

1

1

Составление текстов




3.5

Геометрия на плоскости

1

1

Фигуры на плоскости




3.6

Арифметика. Составление выражений. От части к целому. Сумма чисел натурального ряда.

1


Практические занятия

1

Решение задач


3.7

Геометрия в пространстве. Ремонт квартиры.

1


1

Решение задач


3.8

Интеллектуальный марафон

1


1

Командная игра


3.9

Логические задачи. Сюжетные логические задачи.

1


1

Составление, решение задач


3.10

Текстовые задачи. Совместная работа.

1


1

Решение задач


3.11

Комбинаторика

1


1

Находить разные варианты решения задач


3.12

Задачи на переливание

1


1

Решение задач


3.13

Задачи нестандартные, с лишними данными. КВН

1


1

Решение задач




Методическое обеспечение


Словесные методы – рассказ, беседа, диалог, дискуссия.

Наглядные методы – демонстрация рисунков, фотографий.

Метод наблюдения – запись личных наблюдений, зарисовки и рисунки.

Практические методы – зарисовки, упражнения, работа с доской и у доски, слушание аудио - текстов.

Познавательные игры.

Формы занятий, проводимых по той или иной теме, могут быть самыми разнообразными. Например, для реализации данной программы могут использоваться следующие формы:

лекция (проблемная, информационная);

комбинированный урок (лекция и диалог, лекция и анализ текста, диалог и рисование);

анализ текста;

творческие письменные работы;

рисунки;

групповая и индивидуальная работа;

диалог (беседа)



Раздел или тема программы

Формы занятий


Методические виды продукции (разработки игр, бесед, экскурсий, конкурсов)

Дидактический материал

Техническое оснащение занятий

Формы подведения итогов


1

Интеллектуальные игры

Групповая работа

Уроки- путешествие, диспуты, уроки -практикумы, консультации, игровые уроки.

Разработка индивидуальных заданий,

Конкурсов

Интеллектуальных игр

Распечатки заданий

Экран

Компьютер

Нетбук

Участие в олимпиадах,



Список литературы :

Аксенова А. К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах. Кн. Для учителя. – М., Просвещение, 1991.

Александрович Н. Ф. Занимательная грамматика. М., 1985

Арсирий А.Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка. М., 1987.

Волина В. В. Учимся играя. – 2003.

Гин С. Мир фантазии. М., 2001

Дробышев Ю.А. Олимпиады по математике (1 – 4 классы). – М., «Первое сентября», 2003.

Дьячкова Г.Т. Математика. 1 – 4 классы. Олимпиадные задания. – Волгоград, «Учитель», 2006.

Задачи конкурса «Русский медвежонок».

Из истории русских слов. Словарь-пособие. – М., Школа-Пресс. 1993.

Левитас Г. Нестандартные задачи на уроках математики // Начальная школа, № 41-2001, № 12,22-2002.

Материалы журнала «Начальная школа: плюс, минус».

Материалы журнала «Начальная школа».

Петерсон Л.Г. Нетрадиционные задачи и способы их решения // Начальная школа, № 6-2002.

Превращения слов: Кн. для учащихся нач. классов. Сост. А. В. Полякова. – М.: Просвещение, 1991.

Тексты олимпиадных заданий по математике 2004 ­– 2007 год.

Ушаков Н.Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1991.

Фразеологический словарь русского языка. Под ред. А.И. Молоткова. – М., 1987.

Шанский Н.М. В мире слов. – М., 1985.

Шибаев А. Язык родной, дружи со мной. – Л., 1981.

17. Я иду на урок в начальную школу: Олимпиады и интеллектуальные игры: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002.

18. Я познаю мир. Русский язык: Дет. Энциклопедия. Авт. – сост. Н.В. Чудакова. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации