Детское творчество – сложный процесс познания растущим человеком окружающего мира, самого себя, способ выражения своего личностного отношения к познаваемому. Особое внимание в современных условиях уделяется детскому техническому творчеству, которое способствует развитию детской одаренности в сфере конструкторской и изобретательской деятельности, политехническому развитию ребёнка, формированию психологической готовности к самостоятельной трудовой деятельности и созданию базового уровня трудовой культуры.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Технотворчество» имеет техническую направленность и способствует созданию активной мотивирующей образовательной среды для формирования познавательного интереса обучающихся к миру техники, развития технологичного мышления и творческих способностей. По функциональному предназначению программа относится к общекультурной, имеет ознакомительный уровень.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Технотворчество» является авторской, разработана с учётом накопленного опыта деятельности педагогических работников и материально-технических условий Центра технического творчества, возрастных особенностей обучающихся и нормативно-правовых документов:
Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ;
Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1844);
СанПиН 2.4.4.1251-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)».
Новизна программы
Занятия проводятся в интерактивной форме с использованием объектов и материалов муниципальных образовательных событий, организуемых Центром технического творчества. Обращение к продуктам творческой деятельности сверстников стимулирует познавательный интерес и творческую активность обучающихся, формирует уверенность в собственных возможностях.
Актуальность программы
В условиях низкой мотивации детей к познанию и научно-техническому творчеству особую актуальность приобретает задача по созданию пространств и форм для интеллектуального и творческого развития детей в области техники и технологий. Использование традиционных доступных материалов (бумага и картон, спичечные коробки, пластмассовые трубочки, крышки, прищепки и др.) способствует формированию умения видеть новое в привычном, искать и находить нестандартные решения.
Педагогическая целесообразность
Образовательная деятельность в рамках реализации программы направлена на помощь в приобретении обучающимися навыков командной работы и коммуникации, на развитие интересов в области технического творчества путем передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности.
Адресат программы
Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста. В этом возрасте появляется желание расширить кругозор, попробовать себя в различных видах деятельности, заполнить свободное время интересным и полезным делом.
Цель программы: создание условий для продуктивной социальной адаптации детей в мире техники, мотивации обучающихся к познанию и занятиям техническим творчеством.
Задачи:
Обучающие:
ознакомить с основными понятиями, терминами и определениями в области технического творчества;
познакомить с основами технического моделирования и конструирования на примере изготовления простейших моделей из различных материалов.
развивать коммуникативные навыки в условиях коллективной творческой деятельности;
повысить познавательный интерес обучающихся к техническому творчеству;
содействовать популяризации технического творчества среди обучающихся посредством вовлечения в интерактивную деятельность.
Воспитательные:
воспитывать потребность в самообразовании и творческой реализации, самооценку собственного «Я»,
воспитывать чувство коллективизма.
Программа «Технотворчество» относится к ознакомительному уровню, предполагает постепенное вхождение ребенка в образовательную деятельность и ориентирована не столько на усвоение знаний, умений и навыков, сколько на накопление детьми опыта познавательной деятельности и продуктивного общения. Активная совместная деятельность способствует формированию у детей положительных взаимоотношений со сверстниками, умению слушать, слышать и договариваться, выбирать модель и содержание работы.
Содержание программы представлено различными видами деятельности: игровой, познавательной, трудовой, творческой.
Условия реализации программы
Данная программа предназначена для обучающихся 7 -11 лет.
Форма проведения занятий: групповая
Формирование учебных групп производится на добровольной основе.
Занятия проходят в группах постоянного состава.
Количество детей в группе составляет 15-20 человек.
При реализации программы используются следующие формы работы: практические занятия, конкурсы, игры, экскурсии, соревнования.
Для проведения занятий не требуется наличия специальных рабочих мест или сложного технологического оборудования, занятия могут проводиться в учебных аудиториях, бассейне для испытания моделей судов и выставочном зале с использованием ИКТ.
Продолжительность обучения:
Программа является краткосрочной, реализуется в течение 1 учебного года. Программа рассчитана на 16 часов.
Календарный график
Количество часов в неделю
Количество часов в месяц
Количество часов в год
-
2
16
Для обучающихся программа ознакомительного уровня – это возможность погрузиться в уникальную творческую атмосферу технического творчества, попробовать себя в разных видах деятельности; возможность определиться с выбором направления лично значимой деятельности в области науки и техники.
Для педагогов – это возможность сформировать контингент детей, заинтересованных в дальнейшем обучении на базовом уровне по программам технической направленности: «Начальное транспортное моделирование», «Авиамодельный спорт», «Спортивное судомоделирование», «Начальное моделирование», «Лего-мастера».
Ожидаемые результаты:
В результате реализации программы обучающиеся
будут иметь:
общее представление о техническом творчестве;
возможность выбора вида деятельности по программам базового уровня;
будут знать:
технику безопасности при работе с колющими и режущими инструментами, проволокой, клеем;
основные понятия, термины и определения из разных сфер технического творчества;
основы технического моделирования и конструирования простейших моделей из различных материалов;
последовательность выполнения сборки небольших моделей и конструкций;
будут уметь:
понимать простейшие схемы и чертежи моделей;
изготавливать различные модели и конструкции на уровне начального технического моделирования;
1 занятие «Путешествие в мир технического творчества»
Теория: Ознакомительная экскурсия по Центру технического творчества. Познавательная викторина «Мир технического творчества».
Практика: Мастер-класс по изготовлению простейшей модели транспортного средства.
2 занятие «Фантазируем и творим»
Теория: экскурсия по муниципальной выставке детского творчества «Бумажная фантазия».
Практика: Интерактивная игра «Фантазируем и творим». Мастер-класс по изготовлению поделки из бумаги в соответствии с темой выставки.
3 занятие «Мы готовимся к полету» (ноябрь)
Теория: знакомство с историей возникновения первых летательных аппаратов; с правилами проведения муниципальных соревнований по авиамодельному спорту в классе комнатных моделей.
Практика: конструирование модели самолёта (планера).
4 занятие «Техно-Ёлка»
Теория: экскурсия по муниципальной выставке технического и прикладного творчества среди детей с ограниченными возможностями здоровья «Крылья надежды».
Практика: Интерактивная игра «Ёлочная мастерская». Практическое занятие по изготовлению ёлки из нетрадиционных материалов.
5 занятие «По морям, по волнам»
Теория: знакомство с различными классами моделей судов, принимающих участие в открытом Первенстве области по судомодельному спорту.
Практика: Изготовление простейшей модели кораблика.
6 занятие «Лего-конструкторы»
Теория: демонстрация познавательного фильма об истории создания конструктора LEGOи «Фанкластик». Знакомство с Положением о муниципальном конкурсе по лего-конструированию.
Практика: изготовление и презентация собственной модели из конструктора.
7 занятие «РОБО-мастерская»
Теория: просмотр видеоролика «Как сделать простого робота в домашних условиях».
Практика: Интерактивная игра «Что может робот?». Мастер-класс по изготовлению робота из пластиковых крышек.
8 занятие «Умельцы Техно-Бум»
Практика: квест-игра «Умельцы Техно-Бум».
Ресурсное обеспечение программы
Реализация программы осуществляется с использованием имеющихся ресурсов Центра технического творчества:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 года №273-ФЗ);
Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014 года № 1726 – р);
Санитарно – эпидимиологические правила и нормативы 2.4.4.31.72-14 «Санитарно – эпидимилогические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (утв. Главным государственным врачом РФ от 0.07.2014 года № 41)
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. приказом Министра труда и социальной защиты РФ от 8.09. 2015 года № 613).
Программа развития воспитания в Ярославской области на 2017 - 2020 годы (утв. Постановлением Правительства области от 03.05.2017
№363-п)
Муниципальная программа «Развитие общего образования в городском округе город Рыбинск» (утв. постановлением Администрации городского округа город Рыбинск от 16.03.2016 № 667)
Для успешной реализации программы важным условием является наличие педагогов, обладающих необходимыми знаниями и умениями в области технического творчества. Кадровый состав должен иметь соответствующий педагогический и организаторский опыт.
Директор:
утверждает игровую программу.
Заместитель директора по УВР:
организует административный контроль над сроками и качеством реализации программы.
Педагог-организатор:
разрабатывает и реализует программу «Технотворчество»;
согласует график реализации программы с образовательными организациями;
привлекает к работе по программе педагогов дополнительного образования.
Педагог дополнительного образования:
оказывает помощь в подготовке к практической части задания для участников игровых встреч;
консультирует педагога – организатора по вопросам подбора теоретического материала;
участвует в качестве члена жюри во время проведения игровой встречи.
Методист:
сопровождает педагога – организатора при разработке программы.
Содержание программы «Технотворчество» ориентировано не столько на усвоение знаний, умений и навыков, сколько на накопление детьми опыта познавательной, продуктивной деятельности и общения. Базовым основанием для отбора и структурирования содержания стали следующие принципы:
учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
занимательность;
практическая и прикладная направленность;
обеспечение внутрипредметных и межпредметных связей;
последовательность в усложнении учебного материала.
При реализации программы используются следующие формы работы:
практическое занятие,
конкурс,
игра,
экскурсия,
соревнования,
выставка.
Эффективной реализации программы способствует комплексное использование следующих методов:
метод стимулирования учебно-познавательной деятельности: создание ситуации успеха; поощрение и порицание в обучении; использование игр и игровых форм;
метод создания творческого поиска;
метод организации взаимодействия обучающихся друг с другом (диалоговый);
методы развития психологических функций, творческих способностей и личностных качеств обучающихся: создание проблемной ситуации; создание креативного поля; перевод игровой деятельности на творческий уровень;
метод гуманно-личностной педагогики;
метод формирования обязательности и ответственности.
Активная совместная деятельность способствует формированию у детей положительных взаимоотношений co сверстниками, умению договариваться о coдержании деятельности, о ее этапах, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, подбодрить товарища, корректно указать на его ошибки.
Дидактические материалы:
чертежи и шаблоны моделей;
заготовки для изготовления моделей;
карточки с заданиями;
сценарные планы игровых встреч;
интерактивные игровые программы;
анкеты, опросники, оценочные листы;
электронные образовательные ресурсы.
Диагностика результативности и качества освоения программы.
Для успешной реализации программы предлагается отслеживание следующих результатов деятельности ребенка (см. таб. 1).
Таблица 1
Параметры
Критерии
Образовательные результаты
1. Разнообразие умений и навыков обучающихся.
2. Позиция активности ребенка в обучении и устойчивого интереса к деятельности.
Эффективность воспитательных воздействий
1. Культура поведения обучающегося.
2. Характер отношений в коллективе.
3. Отношение к педагогу.
Социально-педагогические результаты
1. Выполнение санитарно-гигиенических требований.
2. Выполнение требований техники безопасности.
Мониторинг образовательных результатов:
1. Разнообразие умений и навыков обучающихся
Высокий: имеет четкие технические умения и навыки, умеет правильно использовать инструменты (ножницы, линейка, карандаш, ластик).
Средний: имеет отдельные технические умения и навыки, умеет правильно использовать инструменты.
Низкий: имеет слабые технические навыки, отсутствует умение использовать инструменты.
2. Позиция активности и устойчивого интереса к деятельности
Высокий: проявляет активный интерес к деятельности, стремится к самостоятельной творческой активности, помогает другим, активно участвует в конкурсных мероприятиях.
Средний: проявляет интерес к деятельности, настойчив в достижении цели, проявляет активность только на определенные темы или на определенных этапах работы.
Низкий: присутствует на занятиях, не активен, выполняет задания только по четким инструкциям, указаниям педагога.
Высокий: соблюдает нормы поведения, имеет нравственные качества личности (доброта, взаимовыручка, уважение, дисциплина)
Средний: обладает поведенческими нормами, но не всегда их соблюдает.
Низкий: редко соблюдает нормы поведения.
2. Характер отношений в коллективе
Высокий: высокая коммуникативная культура, принимает активное заинтересованное участие в делах коллектива.
Средний: имеет коммуникативные качества, но часто стесняется принимать участие в делах коллектива.
Низкий: низкий уровень коммуникативных качеств, нет желания общаться в коллективе.
3. Отношение к педагогу.
Высокий уровень: внимательно слушает педагога, старательно выполняет все требования, может обратиться за необходимой помощью в различных вопросах.
Средний: выполняет требования педагога, но держится независимо.
Низкий: игнорирует требования педагога, отвечает на вопросы и выполняет задания только по принуждению.
Мониторинг социально-педагогических результатов
1. Выполнение санитарно-гигиенических требований.
Высокий уровень: без напоминания педагога после использования клея или красок моет руки, аккуратно с осторожностью пользуется клеем, красками и фломастерами.
Средний: выполняет санитарно-гигиенические требования не постоянно или после напоминания педагога.
Низкий: выполняет санитарно-гигиенические требования только после напоминания педагога.
2. Выполнение требований техники безопасности.
Высокий уровень: выполняет все правила техники безопасности при работе с ножницами, шилом, другими инструментами.
Средний: выполняет правила техники безопасности после напоминания педагога.
Низкий: выполняет правила техники безопасности только под строгим контролем педагога.
Детское творчество – сложный процесс познания растущим человеком окружающего мира, самого себя, способ выражения своего личностного отношения к познаваемому. Особое внимание в современных условиях уделяется детскому техническому творчеству, которое способствует развитию детской одаренности в сфере конструкторской и изобретательской деятельности, политехническому развитию ребёнка, формированию психологической готовности к самостоятельной трудовой деятельности и созданию базового уровня трудовой культуры.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Технотворчество» имеет техническую направленность и способствует созданию активной мотивирующей образовательной среды для формирования познавательного интереса обучающихся к миру техники, развития технологичного мышления и творческих способностей. По функциональному предназначению программа относится к общекультурной, имеет ознакомительный уровень.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Технотворчество» является авторской, разработана с учётом накопленного опыта деятельности педагогических работников и материально-технических условий Центра технического творчества, возрастных особенностей обучающихся и нормативно-правовых документов:
Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ;
Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1844);
СанПиН 2.4.4.1251-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)».
Новизна программы
Занятия проводятся в интерактивной форме с использованием объектов и материалов муниципальных образовательных событий, организуемых Центром технического творчества. Обращение к продуктам творческой деятельности сверстников стимулирует познавательный интерес и творческую активность обучающихся, формирует уверенность в собственных возможностях.
Актуальность программы
В условиях низкой мотивации детей к познанию и научно-техническому творчеству особую актуальность приобретает задача по созданию пространств и форм для интеллектуального и творческого развития детей в области техники и технологий. Использование традиционных доступных материалов (бумага и картон, спичечные коробки, пластмассовые трубочки, крышки, прищепки и др.) способствует формированию умения видеть новое в привычном, искать и находить нестандартные решения.
Педагогическая целесообразность
Образовательная деятельность в рамках реализации программы направлена на помощь в приобретении обучающимися навыков командной работы и коммуникации, на развитие интересов в области технического творчества путем передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности.
Адресат программы
Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста. В этом возрасте появляется желание расширить кругозор, попробовать себя в различных видах деятельности, заполнить свободное время интересным и полезным делом.
Цель программы: создание условий для продуктивной социальной адаптации детей в мире техники, мотивации обучающихся к познанию и занятиям техническим творчеством.
Задачи:
Обучающие:
ознакомить с основными понятиями, терминами и определениями в области технического творчества;
познакомить с основами технического моделирования и конструирования на примере изготовления простейших моделей из различных материалов.
развивать коммуникативные навыки в условиях коллективной творческой деятельности;
повысить познавательный интерес обучающихся к техническому творчеству;
содействовать популяризации технического творчества среди обучающихся посредством вовлечения в интерактивную деятельность.
Воспитательные:
воспитывать потребность в самообразовании и творческой реализации, самооценку собственного «Я»,
воспитывать чувство коллективизма.
Программа «Технотворчество» относится к ознакомительному уровню, предполагает постепенное вхождение ребенка в образовательную деятельность и ориентирована не столько на усвоение знаний, умений и навыков, сколько на накопление детьми опыта познавательной деятельности и продуктивного общения. Активная совместная деятельность способствует формированию у детей положительных взаимоотношений со сверстниками, умению слушать, слышать и договариваться, выбирать модель и содержание работы.
Содержание программы представлено различными видами деятельности: игровой, познавательной, трудовой, творческой.
Условия реализации программы
Данная программа предназначена для обучающихся 7 -11 лет.
Форма проведения занятий: групповая
Формирование учебных групп производится на добровольной основе.
Занятия проходят в группах постоянного состава.
Количество детей в группе составляет 15-20 человек.
При реализации программы используются следующие формы работы: практические занятия, конкурсы, игры, экскурсии, соревнования.
Для проведения занятий не требуется наличия специальных рабочих мест или сложного технологического оборудования, занятия могут проводиться в учебных аудиториях, бассейне для испытания моделей судов и выставочном зале с использованием ИКТ.
Продолжительность обучения:
Программа является краткосрочной, реализуется в течение 1 учебного года. Программа рассчитана на 16 часов.
Календарный график
Количество часов в неделю
Количество часов в месяц
Количество часов в год
-
2
16
Для обучающихся программа ознакомительного уровня – это возможность погрузиться в уникальную творческую атмосферу технического творчества, попробовать себя в разных видах деятельности; возможность определиться с выбором направления лично значимой деятельности в области науки и техники.
Для педагогов – это возможность сформировать контингент детей, заинтересованных в дальнейшем обучении на базовом уровне по программам технической направленности: «Начальное транспортное моделирование», «Авиамодельный спорт», «Спортивное судомоделирование», «Начальное моделирование», «Лего-мастера».
Ожидаемые результаты:
В результате реализации программы обучающиеся
будут иметь:
общее представление о техническом творчестве;
возможность выбора вида деятельности по программам базового уровня;
будут знать:
технику безопасности при работе с колющими и режущими инструментами, проволокой, клеем;
основные понятия, термины и определения из разных сфер технического творчества;
основы технического моделирования и конструирования простейших моделей из различных материалов;
последовательность выполнения сборки небольших моделей и конструкций;
будут уметь:
понимать простейшие схемы и чертежи моделей;
изготавливать различные модели и конструкции на уровне начального технического моделирования;
1 занятие «Путешествие в мир технического творчества»
Теория: Ознакомительная экскурсия по Центру технического творчества. Познавательная викторина «Мир технического творчества».
Практика: Мастер-класс по изготовлению простейшей модели транспортного средства.
2 занятие «Фантазируем и творим»
Теория: экскурсия по муниципальной выставке детского творчества «Бумажная фантазия».
Практика: Интерактивная игра «Фантазируем и творим». Мастер-класс по изготовлению поделки из бумаги в соответствии с темой выставки.
3 занятие «Мы готовимся к полету» (ноябрь)
Теория: знакомство с историей возникновения первых летательных аппаратов; с правилами проведения муниципальных соревнований по авиамодельному спорту в классе комнатных моделей.
Практика: конструирование модели самолёта (планера).
4 занятие «Техно-Ёлка»
Теория: экскурсия по муниципальной выставке технического и прикладного творчества среди детей с ограниченными возможностями здоровья «Крылья надежды».
Практика: Интерактивная игра «Ёлочная мастерская». Практическое занятие по изготовлению ёлки из нетрадиционных материалов.
5 занятие «По морям, по волнам»
Теория: знакомство с различными классами моделей судов, принимающих участие в открытом Первенстве области по судомодельному спорту.
Практика: Изготовление простейшей модели кораблика.
6 занятие «Лего-конструкторы»
Теория: демонстрация познавательного фильма об истории создания конструктора LEGOи «Фанкластик». Знакомство с Положением о муниципальном конкурсе по лего-конструированию.
Практика: изготовление и презентация собственной модели из конструктора.
7 занятие «РОБО-мастерская»
Теория: просмотр видеоролика «Как сделать простого робота в домашних условиях».
Практика: Интерактивная игра «Что может робот?». Мастер-класс по изготовлению робота из пластиковых крышек.
8 занятие «Умельцы Техно-Бум»
Практика: квест-игра «Умельцы Техно-Бум».
Ресурсное обеспечение программы
Реализация программы осуществляется с использованием имеющихся ресурсов Центра технического творчества:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 года №273-ФЗ);
Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014 года № 1726 – р);
Санитарно – эпидимиологические правила и нормативы 2.4.4.31.72-14 «Санитарно – эпидимилогические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (утв. Главным государственным врачом РФ от 0.07.2014 года № 41)
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. приказом Министра труда и социальной защиты РФ от 8.09. 2015 года № 613).
Программа развития воспитания в Ярославской области на 2017 - 2020 годы (утв. Постановлением Правительства области от 03.05.2017
№363-п)
Муниципальная программа «Развитие общего образования в городском округе город Рыбинск» (утв. постановлением Администрации городского округа город Рыбинск от 16.03.2016 № 667)
Для успешной реализации программы важным условием является наличие педагогов, обладающих необходимыми знаниями и умениями в области технического творчества. Кадровый состав должен иметь соответствующий педагогический и организаторский опыт.
Директор:
утверждает игровую программу.
Заместитель директора по УВР:
организует административный контроль над сроками и качеством реализации программы.
Педагог-организатор:
разрабатывает и реализует программу «Технотворчество»;
согласует график реализации программы с образовательными организациями;
привлекает к работе по программе педагогов дополнительного образования.
Педагог дополнительного образования:
оказывает помощь в подготовке к практической части задания для участников игровых встреч;
консультирует педагога – организатора по вопросам подбора теоретического материала;
участвует в качестве члена жюри во время проведения игровой встречи.
Методист:
сопровождает педагога – организатора при разработке программы.
Содержание программы «Технотворчество» ориентировано не столько на усвоение знаний, умений и навыков, сколько на накопление детьми опыта познавательной, продуктивной деятельности и общения. Базовым основанием для отбора и структурирования содержания стали следующие принципы:
учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
занимательность;
практическая и прикладная направленность;
обеспечение внутрипредметных и межпредметных связей;
последовательность в усложнении учебного материала.
При реализации программы используются следующие формы работы:
практическое занятие,
конкурс,
игра,
экскурсия,
соревнования,
выставка.
Эффективной реализации программы способствует комплексное использование следующих методов:
метод стимулирования учебно-познавательной деятельности: создание ситуации успеха; поощрение и порицание в обучении; использование игр и игровых форм;
метод создания творческого поиска;
метод организации взаимодействия обучающихся друг с другом (диалоговый);
методы развития психологических функций, творческих способностей и личностных качеств обучающихся: создание проблемной ситуации; создание креативного поля; перевод игровой деятельности на творческий уровень;
метод гуманно-личностной педагогики;
метод формирования обязательности и ответственности.
Активная совместная деятельность способствует формированию у детей положительных взаимоотношений co сверстниками, умению договариваться о coдержании деятельности, о ее этапах, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, подбодрить товарища, корректно указать на его ошибки.
Дидактические материалы:
чертежи и шаблоны моделей;
заготовки для изготовления моделей;
карточки с заданиями;
сценарные планы игровых встреч;
интерактивные игровые программы;
анкеты, опросники, оценочные листы;
электронные образовательные ресурсы.
Диагностика результативности и качества освоения программы.
Для успешной реализации программы предлагается отслеживание следующих результатов деятельности ребенка (см. таб. 1).
Таблица 1
Параметры
Критерии
Образовательные результаты
1. Разнообразие умений и навыков обучающихся.
2. Позиция активности ребенка в обучении и устойчивого интереса к деятельности.
Эффективность воспитательных воздействий
1. Культура поведения обучающегося.
2. Характер отношений в коллективе.
3. Отношение к педагогу.
Социально-педагогические результаты
1. Выполнение санитарно-гигиенических требований.
2. Выполнение требований техники безопасности.
Мониторинг образовательных результатов:
1. Разнообразие умений и навыков обучающихся
Высокий: имеет четкие технические умения и навыки, умеет правильно использовать инструменты (ножницы, линейка, карандаш, ластик).
Средний: имеет отдельные технические умения и навыки, умеет правильно использовать инструменты.
Низкий: имеет слабые технические навыки, отсутствует умение использовать инструменты.
2. Позиция активности и устойчивого интереса к деятельности
Высокий: проявляет активный интерес к деятельности, стремится к самостоятельной творческой активности, помогает другим, активно участвует в конкурсных мероприятиях.
Средний: проявляет интерес к деятельности, настойчив в достижении цели, проявляет активность только на определенные темы или на определенных этапах работы.
Низкий: присутствует на занятиях, не активен, выполняет задания только по четким инструкциям, указаниям педагога.
Высокий: соблюдает нормы поведения, имеет нравственные качества личности (доброта, взаимовыручка, уважение, дисциплина)
Средний: обладает поведенческими нормами, но не всегда их соблюдает.
Низкий: редко соблюдает нормы поведения.
2. Характер отношений в коллективе
Высокий: высокая коммуникативная культура, принимает активное заинтересованное участие в делах коллектива.
Средний: имеет коммуникативные качества, но часто стесняется принимать участие в делах коллектива.
Низкий: низкий уровень коммуникативных качеств, нет желания общаться в коллективе.
3. Отношение к педагогу.
Высокий уровень: внимательно слушает педагога, старательно выполняет все требования, может обратиться за необходимой помощью в различных вопросах.
Средний: выполняет требования педагога, но держится независимо.
Низкий: игнорирует требования педагога, отвечает на вопросы и выполняет задания только по принуждению.
Мониторинг социально-педагогических результатов
1. Выполнение санитарно-гигиенических требований.
Высокий уровень: без напоминания педагога после использования клея или красок моет руки, аккуратно с осторожностью пользуется клеем, красками и фломастерами.
Средний: выполняет санитарно-гигиенические требования не постоянно или после напоминания педагога.
Низкий: выполняет санитарно-гигиенические требования только после напоминания педагога.
2. Выполнение требований техники безопасности.
Высокий уровень: выполняет все правила техники безопасности при работе с ножницами, шилом, другими инструментами.
Средний: выполняет правила техники безопасности после напоминания педагога.
Низкий: выполняет правила техники безопасности только под строгим контролем педагога.