Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Говорушка»
Министерство образования и науки Самарской области.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя школа № 1 «Образовательный центр» имени Героя Советского Союза В.И.Фокина с. Большая Глушица муниципального района Большеглушицкий Самарской области.
Структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней школы № 1 «Образовательный центр» имени Героя Советского Союза В.И.Фокина с. Большая Глушица муниципального района Большеглушицкий Самарской области «Дом детского творчества», реализующее дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Начальник СП «Дом детского Директор ГБОУ СОШ № 1 «ОЦ»
творчества» ГБОУ СОШ № 1 «ОЦ» им. В.И. Фокина с.Большая Глушица
с.Большая Глушица _________________ С.М.Уколова
_________________ О.М.Орехова
Программа принята на основании
решения методического совета протокол № ___ от «____» _____ 2020г
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Говорушка»
направленность – художественная
возраст –6 – 7 лет
срок реализации – 1 год
Разработчик:
Ирмагамбетова А.Р.– педагог
дополнительного образования
высшей квалификационной категории
с. Большая Глушица
2020 г
Содержание программы
№№ Название Номер
п/п Страницы
1. Краткая аннотация………………………………………………………... 2
1.1 Пояснительная записка ………………………………………………….2
1.2. Актуальность ……………………………………………………………3
1.3. Новизна данной дополнительной образовательной программы ……. 4
1.4. Педагогическая целесообразность ……………………………………. 4
1.5. Отличительные особенности программы ……………………………..4
1.6. Цель и задачи программы ……………………………………………. 5
1.7. Формы и режим занятий ……………………………………………… 6
1.8. Ожидаемые результаты по модулям ………………………………. 6 - 7
2. Учебный план ……………………………………………………………. 7
2.1. Критерии оценки знаний, умений и навыков при освоении программы..7
2.2. Модуль «Живое слово»………………………………………………….8
2.3. Учебно – тематический план модуля «Живое слово» ……………… 9 -10
2.4. Содержание программы «Живое слово»……………………………..10-12
2.5. Модуль «Основы исполнительского мастерства»……………………12-13
2.6. Учебно – тематический план модуля «Основы исполнительского мастерства»…................................................................................................. 13-14
2.7. Содержание тем модуля «Основы исполнительского мастерства»…………………………………………………………………..14-16
2.8. Модуль «Творческая мастерская»……………………………………..16-17
2.9.Учебно – тематический план модуля «Творческая мастерская»……..17-18
2.10. Содержание тем модуля «Творческая мастерская»………………….18-19
3. Материальное, ресурсное и техническое обеспечение программы …..19 -20
4. Список литературы, используемый при составлении программы ….. …21
Краткая аннотация
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Живое слово» художественной направленности ориентирована на развитие речи, на обучение детей искусству художественного чтения, и вовлечение их в творческую деятельность.
Программа даёт возможность каждому ребенку получать дополнительное образование, исходя из его интересов, способностей, она составлена с учетом социального заказа детей и родителей.
Содержание данной программы «Говорушки» направлено на:
- овладение речью как средством общения и культуры;
- формирование общей культуры личности каждого ребёнка;
- овладение основами исполнительского мастерства;
- приобщение детей к общечеловеческим ценностям.
Пояснительная записка.
Одним из самых эмоциональных средств познания мира для ребёнка является художественное слово. Период наивысшей речевой активности - пятый год жизни. Сказки и чудесные истории, которые он впервые слышит от родителей, строчки детских стихов, которые впервые прочитывает самостоятельно по слогам – всё это открывает огромный, разнообразный и многоцветный мир образов.
Приобщение к искусству художественного чтения с детства развивает
не только интеллектуально-творческие возможности человека, но и расширяет диапазон его нравственных характеристик. Работа в творческом объединении позволяет показать ребятам, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова.
В современном обществе стремительно возрастает потребность в воспитании творческой, неординарной мыслящей личности.
Актуальность программы заключается в том, что она направлена на решение задач определённых в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (от 29 мая 2015 г. № 996 – р) на формирование гармоничной личности, который любит свою Родину, с уважением относится к культуре, традициям людей, живущих рядом с ними.
Велико воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль и в развитии речи. Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обобщает его эмоции, даёт прекрасные образцы русского литературного языка, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. Прививая любовь к произведениям детских поэтов и писателей, мы помогаем ребенку познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова. Опираясь на естественное стремление ребёнка совершать хорошие поступки, используя художественные произведения, при условии тесного сотрудничества с родителями, можно рассчитывать на успех.
Данная программа разработана на основании нормативно-правовых документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996 – р);
Приказ Министерства просвещения России от 9.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей";
Приказ министерства образования и науки Самарской области от 20.08.2019 г. № 262-од «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Самарской области на основе сертификата персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам»;
Новизна данной программы заключается в том, что по форме организации образовательного процесса она является модульной. Каждый из модулей имеет свою специфику и направлен на решение своих собственных целей и задач. Дополнительная образовательная программа «Говорушки» состоит из 3 модулей: «Живое слово», «Основы исполнительского мастерства», «Творческая мастерская».
В младшем возрасте ведущую роль в ориентации ребёнка на тот или иной вид деятельности играет их доверие к родителям и педагогу, затем бóльшую роль играет сама увлечённость избранным предметом.
Педагогическая целесообразность программы определяется потребностью нашего общества в духовно-нравственном воспитании детей, как необходимом элементе сохранения национальной культуры для обеспечения духовно-нравственного единства общества, возрождения духовных ценностей российского народа.
Воспитание личности посредством приобщения к художественной литературе обогащает внутренний мир обучающегося, даёт знания, необходимые в жизни. В этом состоит педагогическая целесообразность общеразвивающей программы «Говорушки».
Отличительной особенностью настоящей программы является взаимосвязь и подчинение модулей программы главной цели – воплощению художественного произведения в звучащем слове. Программа знакомит детей не только с современной литературой, а также с поэзией родного края, в частности, с творчеством В.Н. Попова, Сагидаш Зулкарнаевой, Т.Н. Блиновой, Т.К. Проскурниной и т. д.
Для обеспечения качества и доступности образования, выполнение заказа общества на формирование успешной личности программа предусматривает использование ДОП (дистанционных образовательных технологий) и сетевого взаимодействия со школами, детскими садами, реабилитационным центром, библиотекой и другими организациями.
Цель программы: формирование духовно-нравственного воспитания обучающихся через приобщение к художественному слову как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.
В ходе достижения цели программы решаются следующие задачи:
Обучающие:
1. Расширение и обогащение словарного запаса ребенка;
2. Обучение приемам владения артикуляционным и речевым аппаратом;
3. Обучение основам выступления на сцене.
Развивающие:
1. Развитие эмоциональных и интеллектуальных задатков ребёнка;
2. Развитие памяти, художественного вкуса, чувство ритма, способность восприятия гармонии слова;
3. Развитие волевых качеств, органики поведения (снятие зажатости, закомплексованности).
Воспитательные:
1. Воспитание любви к родной стране, ее природе;
2. Воспитание устойчивого интереса к литературе;
3. Воспитание доброжелательного отношения и уважения к людям;
Возраст детей, участвующих в реализации программы: 5 – 6 лет. Ведущей деятельностью для детей младшего возраста является игра,
поэтому все упражнения проводятся в занимательной игровой форме. На занятиях создаётся психологически комфортная атмосфера, поэтому обучающиеся получают возможность развиваться в соответствии со своими психофизическими особенностями. Каждый ребенок имеет свои особенности и формы самоутверждения, но общим является стремление к познанию, к положительной оценке окружающих. Проведение и активное участие в различных мероприятиях направлено на развитие самостоятельности и повышение культурного уровня.
Срок реализации программы - один год. Занятия проводятся в группах, согласно расписанию, 3 раза в неделю по 1 часу (108 часов) при наполняемости – 15 детей.
Особенность программы.
Реализация обусловлена подбором загадок, скороговорок, пословиц, стихотворений, сказок. Такой подход к организации в работе с детьми позволяет наиболее эффективно развивать дикцию, артикуляцию, правильное интонирование, умение сольно выступать на сцене.
Формы и режим занятий
Занятия проходят в различных формах: занятия в кабинете, выступления на различных площадках, внутренние конкурсы, участие в конкурсах и фестивалях различного уровня, экскурсии в музеи.
Форма организации деятельности: групповая, индивидуальная.
Наполняемость учебных групп составляет – 15 человек.
Ожидаемые результаты
Личностные:
проявление интереса к собственному языку, речи, творчеству, стремление к их усовершенствованию;
проявление интереса к культуре и истории своего народа, родной страны;
проявление интереса к поэзии, желание реализовывать собственные возможности и способности при подготовке к конкурсам;
проявление уважительного отношения к мнению окружающих, умения его принимать и понимать;
удовлетворенность детей своей деятельностью в данном детском объединении.
Метапредметные:
умение работать в парах, в группах, участвовать в литературных играх;
активное использование речевых средств;
участие в конкурсах чтецов;
Предметные: (результаты представлены в каждом модуле отдельно).
Учебный план
№ п/п | Название модуля | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | «Живое слово». | 26 | 13 | 13 |
2 | «Основы исполнительского мастерства» | 34 | 13 | 21 |
3 | «Творческая мастерская» | 48 | 1 | 47 |
Итого: | 108 | 27 | 81 |
Критерии оценки знаний, умений и навыков при освоении программы
Для того чтобы оценить освоение программы, в течение года используют следующие методы диагностики: наблюдение, собеседование, выполнение отдельных творческих заданий, участие в конкурсах, фестивалях.
По завершению учебного плана каждого модуля проводится оценивание знаний посредством опроса, викторины.
Применяется 3-х бальная система оценки знаний, умений и навыков обучающихся (выделяется три уровня: минимальный, средний, максимальный).
Минимальный уровень освоения программы - обучающийся овладел менее чем -1/3 объёма знаний предусмотренных программой.
Средний уровень освоения программы - объём усвоенных знаний, составляет более 1/2.
Максимальный уровень освоения программы – обучающийся освоил практически весь объём знаний, предусмотренный программой за конкретный период.
Форма контроля качества образовательного процесса:
наблюдение;
выполнение творческих заданий;
участие в концертах, конкурсах, фестивалях.
Модуль «Живое слово».
Цель: Приобщение детей к искусству слова, содействие развитию творческой личности обучающихся.
Задачи:
Обучающие:
пополнение словарного запаса;
знакомство с правилами этикета в различных жизненных ситуациях;
формирование навыков выразительного чтения;
Развивающие:
развитие интереса к чтению, поэзии;
развитие и формирование художественного вкуса;
развитие внимания, воображения, памяти;
Воспитательные:
воспитание ответственности за результат индивидуальной и коллективной работы;
привлечение внимание к истинным нравственным ценностям,
культуре взаимоотношений с людьми и окружающим миром.
Предметные ожидаемые результаты
Обучающийся должен знать:
правила этикета;
что входит в понятие «художественное чтение»;
Обучающийся должен уметь:
читать скороговорки, стихотворения;
воплощать художественное произведение в звучащем слове
Обучающийся должен применять:
умение работать в коллективе, уважительно относиться друг к другу;
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Формы контроля/ аттестации | ||
теор. | практ. | всего | |||
1. | Вводное занятие. Беседа - знакомство. Знакомство с программой детского объединения и темами на учебный год. | 1 | - | 1 | Собеседование, анкетирование, наблюдение |
2. | Формула приветствия | 1 | 1 | 2 | Беседа, Наблюдение. |
3. | «Путешествие по правилам дорожного движения». | 1 | 1 | 2 | Беседа, творческая работа. |
4. | Что такое звук. Звук и шум. | 1 | 1 | 2 | Беседа, Наблюдение. |
5 | Звуки и буквы. | 1 | 1 | 2 | Беседа, Наблюдение. |
6. | «О важности дара слова в жизни человека». Культура поведения. | 1 | 1 | 2 | Беседа, Наблюдение. |
7. | Живое слово во вселенной звуков. Как получаются слова. | 1 | 1 | 2 | Беседа, творческая работа. |
8. | Понятие «художественное чтение». | 1 | 1 | 2 | Беседа, творческая работа. |
9. | Эмоции и междометия. Страна хорошего настроения. | 1 | 1 | 2 | Беседа, творческая работа. |
10. | Душа каждого слова. «Осень красавица в дом к нам пришла». | - | 1 | 1 | Творческая работа. |
11. | Речь – это искусство. Искусство сценического произношения. | 1 | 1 | 2 | Беседа, творческая работа. |
12. | Развитие речевого слуха. Слушаем и слышим. | 1 | 1 | 2 | Творческая работа. |
13 | Мышечные ощущения. Игры и занимательные упражнения. | 1 | 1 | 2 | |
14 | Итоговое занятие. Какой должна быть речь. Правила красивой речи. | 1 | 1 | 2 | Творческая работа, беседа. |
Итого: | 13 | 13 | 26 |
Содержание программы
Тема 1. Вводное занятие. Беседа-знакомство.
Теория: Правила поведения и внутреннего распорядка для обучающихся в детском объединении (вводный инструктаж). Знакомство с программой обучения, её целями и задачами. Ознакомление с расписанием занятий. Инструктаж по технике безопасности.
Тема 2. Формула приветствия.
Теория: Соблюдение правила речевого этикета.
Практика: Формула приветствия. Игра «Здравствуйте». Задание «Когда, и в каких случаях их употребление наиболее уместно».
Тема 3. «Путешествие по правилам дорожного движения».
Теория: Правила дорожного движения.
Практика: Игра «Путешествие по правилам дорожного движения». Стихотворение Ольги Матыциной — «Ёжик вышел на дорогу».
Тема 4. Что такое звук. Звук и шум.
Теория: Что такое звук. Звук и шум.
Практика: «Игры из каменного века». Игры «Первобытные люди», «первобытные люди».
Тема 5. Звуки и буквы.
Теория: Звуки и буквы.
Практика: Загадки и задания на буквы из алфавита.
Тема 6. «О важности дара слова в жизни человека». Слово и его значение. Жизнь слова. Откуда берутся слова?
Теория: Слово и его значение. Жизнь слова. Откуда берутся слова?
Практика: Путешествие в страну вежливости. Культура поведения: культура общения, вежливость, умение слушать. Понятие, обучение культуре общения, нормам достойного поведения (этикет), воспитание эстетических потребностей (быть искусным читателем, зрителем театра), индивидуальную диагностику нравственного развития обучающегося и возможную его корректировку. Понятие такта. Золотое правило нравственности «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой».
Тема 7. Живое слово во вселенной звуков.
Теория: Как получаются слова. Введение в мир «живого слова».
Практика: Обогащение словарного запаса. Игра «Кит и кот».
Тема 8.
Понятие «художественное чтение».
Теория: Что такое искусство речи и искусство художественного чтения. Искусство речи и искусство художественного чтения. Потребность в них духовно развитого человека.
Практика: Обучение приёмам выразительного чтения. Чтение и подбор произведений ко дню мудрого человека.
Тема 9. Эмоции и междометия.
Теория: О чувствах. Страна хорошего настроения.
Практика: Как люди угадывают чувства? Какие слова называются междометиями? Творческие задания «В мире эмоций». Марина Бородицкая "Колдунье не колдуется"
Тема 10. Душа каждого слова.
Практика: Обучение приемам выразительного чтения. Чтение произведений на тему: «Времена года». Литературная композиция «Осень красавица в дом к нам пришла».
Тема 11. Речь – это искусство. Искусство сценического произношения.
Теория: Речь – это искусство. Искусство сценического произношения.
Практика: Творческие задания.
Тема 12. Развитие речевого слуха. Слушаем и слышим.
Теория: Что такое речевой слух?
Практика: Занимательные игры на развитие слухового внимания. Специальные упражнения на развитие внимания.
Тема 13. Мышечные ощущения.
Теория: Мышечные ощущения.
Практика: Игры и занимательные упражнения на освобождение мышц.
Тема 14. Итоговое занятие. Теоретические основы правильного выразительного чтения. Какой должна быть речь.
Теория: Правила красивой речи.
Практика: Обучение приемам развития речи. Чтение произведений на тему: «Дружба крепкая не сломается».
Модуль «Основы исполнительского мастерства»
Цель: Воспитать интерес к звучащему слову, сформировать твердые ценностные позиции у детей через поэтическое творчество.
Задачи:
Обучающие:
обучить приемам владения артикуляционным и речевым аппаратом;
обучить навыкам поведения на сцене;
Развивающие:
развить память, художественный вкус, способность восприятия гармонии слова;
развить волевые качества, чувство ритма, органику поведения (снять зажатость, закомплексованность).
Воспитательные:
воспитать желание чётко, грамотно и точно выражать свои мысли;
привлечь внимание к истинным нравственным ценностям, культуре взаимоотношений с людьми и окружающим миром.
Предметные ожидаемые результаты
Обучающийся должен знать:
что такое интонация, виды интонаций;
основные дикционные упражнения;
основные дыхательные упражнения;
Обучающийся должен уметь:
выполнять основные дикционные упражнения;
выполнять основные дыхательные упражнения;
Обучающийся должен применять:
приобретённые навыки исполнительского мастерства на сцене;
приобретённые навыки владения артикуляционным и речевым аппаратом.
Учебно – тематический план.
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Форма контроля/аттестации | ||
теор. | практ. | всего | |||
1. | Строение речевого аппарата. Как работает речевой аппарат. | 1 | 1 | 2 | Беседа, наблюдение. |
2. | Дыхание. | 1 | 1 | 2 | Беседа, наблюдение. |
3. | Голос. | 1 | 1 | 2 | Беседа, наблюдение. |
4. | Дикция. Практическая работа над дикцией. | 1 | 1 | 2 | Наблюдение, творческая работа. |
5. | Гласные звуки. | 1 | 2 | 3 | Наблюдение, творческая работа. |
6. | Согласные звуки. | 1 | 2 | 3 | Наблюдение, творческая работа. |
7. | Речевые игры. Игры в рифмы. | 1 | 1 | 2 | Наблюдение, творческая работа. |
8. | Орфоэпия. Нормы произношения и ударения. | 1 | 1 | 2 | Беседа, наблюдение. |
9. | Ударение в слове. Занимательные упражнения и задания с упражнениями. | 1 | 1 | 2 | Наблюдение, творческая работа. |
10. | Интонация. Виды интонаций. | 1 | 3 | 4 | Беседа, творческая работа. |
11. | Знаки препинания. | 1 | 3 | 4 | Беседа, творческая работа. |
12. | Логическое чтение. | 1 | 3 | 4 | Беседа, творческая работа. |
13. | Итоговое занятие. Секреты звучащей речи. | 1 | 1 | 2 | Творческая работа. |
Итого: | 13 | 21 | 34 |
Содержание программы
Тема 1. Строение речевого аппарата. Работа речевого аппарата.
Теория: Из чего состоит речевой аппарат. Как работает речевой аппарат. Главные помощники речи: язык, губы, нижняя челюсть
Практика: Артикуляционная разминка. Основы дыхательной и артикуляционной гимнастики. Выполнение упражнений, способных вызвать у детей внимание и интерес к собственной устной речи и речи окружающих людей.
Тема 2. Дыхание.
Теория: Правильные и неправильные способы дыхания.
Практика: Занимательные игры и упражнения на дыхание. Правильный вдох. В комплекс речевого тренинга входят специальные упражнения:
- для формирования навыков координированной работы мышц, участвующих во вдохе и выдохе, для выработки их силы и подвижности;
- упражнения для формирования навыков носового дыхания;
Тема 3. Голос.
Теория: Откуда берется голос. Главные качества голоса.
Практика: Задания, игры-упражнения с голосом. Упражнения для развития правильного свободного голосового звучания и работы над текстом.
Тема 4. Дикция. Практическая работа над дикцией.
Теория: Что такое дикция.
Практика: Практическая работа над дикцией. Артикуляционная гимнастика. Упражнения для губ. Упражнения для языка. Упражнения для челюсти. Упражнения для выработки координации в работе мышц органов внешней
и внутренней артикуляции (нижней челюсти, губ, языка и гортани).
Речевая гимнастика способствует систематическому совершенствованию речевого аппарата и поддержке в процессе регулярных тренировок работоспособности и постоянной готовности всех органов, принимающих непосредственное участие в исполнительском мастерстве.
Тема 5. Гласные звуки. Тренировка произношения гласных букв.
Теория: Функция гласных в речи.
Практика: Смыслоразличительная функция. Эмоциональная функция. Мелодическая функция. Задания и игры. Артикуляция гласных звуков.
Тема 6. Согласные звуки.
Теория: Согласные звуки.
Практика: Тренировка произношения согласных букв. Артикуляция согласных звуков. Занимательные упражнения для тренировки согласных звуков.
Тема 7. Речевые игры. Игры в рифмы.
Теория: Что такое ритм?
Практика: Игры в рифмы. Скороговорки.
Тема 8. Орфоэпия. Нормы произношения и ударения.
Теория: Что такое орфоэпия? Нормы произношения и ударения.
Практика: Занимательные упражнения по орфоэпии.
Тема 9. Ударение в слове. Занимательные упражнения и задания с упражнениями.
Теория: Ударение в слове.
Практика: Занимательные упражнения и задания с упражнениями.
Тема 10. Интонация.
Теория: Что такое интонация. От чего зависит интонация.
Практика: Знакомство с важными интонационными средствами выразительности. Упражнения для чтения с различной интонацией.
Тема 11. Знаки препинания.
Теория: Виды интонаций. Повествовательная интонация. Вопросительная интонация. Восклицательная интонация. Интонация обращения.
Практика: Задания и упражнения для чтения с различной интонацией
Тема 12. Логическое чтение.
Теория: Логическое чтение. Логические паузы. Правила логического ударения.
Практика: Упражнения для ритмической паузы. Задания и игры с логическими ударениями.
Тема 13. Итоговое занятие. Секреты звучащей речи.
Теория: Итоговое занятие. Секреты звучащей речи или чему учиться у артистов.
Практика: Итоговое занятие. Концертная программа (индивидуальные работы, композиция) с последующим подробным анализом работы каждого ребёнка.
Модуль «Творческая мастерская»
Цель: Раскрытие творческого потенциала обучающихся для более
глубокого понимания литературного произведения и его сценического воплощения в звучащем слове.
Задачи:
Обучающие:
обучение логическому разбору текста;
обучение элементам исполнительского мастерства;
Развивающие:
развитие внимания, фантазии и воображения;
развитие и формирование художественного вкуса;
- развитие творческих способностей, воспитание организованности, отзывчивости, понимания, уверенности в себе;
Воспитательные:
воспитание ответственности за результат индивидуальной и коллективной работы;
воспитание своего личностного взгляда на окружающий мир, взаимоотношения людей, гражданской позиции.
Предметные ожидаемые результаты
Обучающийся должен знать:
правила поведения на сцене;
наизусть стихи о Родине, родном крае, Великой Победе в ВОВ, дружбе;
Обучающийся должен уметь:
свободно держаться на сцене;
снимать мышечное напряжение с лица, шеи и рук.
Обучающийся должен применять:
приобретённые навыки исполнительского мастерства на сцене;
умение анализировать собственную работу и работу других обучающихся.
определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Учебно – тематический план.
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Форма контроля/аттестации | ||
теор. | практ. | всего | |||
1. | Вводное занятие. Раскрытие творческого потенциала. Участие в мероприятиях: День мудрого человека, День учителя, день матери, 23 февраля, 8 марта, Новый год, День Победы, День защиты детей – 1 июня. | - | 15 | 15 | Собеседование, творческая работа, наблюдение |
2. | Творчество поэтов и писателей. Знакомство с творчеством поэтов – земляков. | 1 | 5 | 6 | Беседа, наблюдение, тестирование. |
3. | Подготовка и участие в конкурсах и фестивалях юных чтецов. Подготовка и участие в региональных конкурсах и фестивалях юных чтецов: «Зимняя феерия»; «Виват, Победа»; «Доброе сердце», во всероссийских: «Живое слово», в международных: «Осенний калейдоскоп»; «Рождественская феерия»; «Весенняя капель»; «Созвездие красного лета». | - | 24 | 24 | Беседа, творческая работа. |
4. | Итоговое занятие. Отбор участников на отчётный концерт. | - | 3 | 3 | Беседа, творческая работа. |
5. | Итого: | 1 | 47 | 48 | Беседа, творческая работа. |
Содержание программы
Тема 1. Раскрытие творческого потенциала.
Практика: Вводное занятие. Раскрытие творческого потенциала. Участие в мероприятиях: День мудрого человека, День учителя, день матери, 23 февраля, 8 марта, Новый год, День Победы, День защиты детей – 1 июня.
Тема 2. Творчество поэтов Большеглушицкого района.
Теория: Творчество поэтов Большеглушицкого района.
Практика: Знакомство с творчеством поэтов – земляков В.Н. Попова, Сагидаш Зулкарнаевой, Т.Н. Блиновой, Т.К. Проскурниной и т.д.
Тема 3. Подготовка и участие в конкурсах и фестивалях чтецов.
Практика: Чтение произведений. Выбор текста. Работа над исполнением литературных произведений или отрывков. Переработка литературного материала в исполнительский вариант. Анализ литературного материала. Практическая работа над отрывком. Подготовка чтецкого материала. Учитывая приобретенные в тренингах навыки самостоятельно подготовить литературный материал, понять идею. Разучивание и чтение произведений наизусть с учетом всех правил чтения и исправление личных речевых дефектов. Итоговое занятие проводится каждое полугодие.
Смелый, уверенный вход в будущее, развитие эмоциональной сферы, умение владеть своим голосом, донести до слушателя авторские и свои мысли, доброжелательность в общении со сверстниками и взрослыми – вот к чему должны прийти дети, прошедшие обучение по программе «Говорушки».
Методическое обеспечение
Процесс обучения по дополнительной общеразвивающей программе
«Говорушки» построен по принципу: доступности, последовательности и систематичности, что позволяет обучающимся не только лучше усвоить и закрепить полученные знания, умения и навыки, но и самостоятельно применять их на практических занятиях (отчётные концерты, показательные выступления, открытые уроки, конкурсы, фестивали и т.д.).
Формы обучения
Для успешной реализации данной программы используются современные методы и формы занятий. Они помогают сформировать у обучающихся устойчивый интерес к данному виду деятельности:
1. Словесные методы: рассказ, беседа, объяснение, работа с книгой,
заучивание наизусть.
2. Практические методы: упражнения, ролевые игры, задания.
3. Игровые методы: игра-путешествие, театрализация, инсценировка.
4. Наглядный метод: использование мультимедийных средств (просмотры
DVD-фильмов), аудиозаписи чтения поэтов и известных актеров.
Реализуя данную программу, используются современные технологии:
технология личностно-ориентированного обучения;
игровые технологии;
информационные компьютерные технологии;
личностно-ориентированную технологию в воспитательном процессе.
B процессе обучения по программе дети не только развивают
собственные способности в исполнительском искусстве, они также
получают навыки, которые, несомненно, пригодятся им во взрослой жизни.
Разнообразие форм помогает педагогу органично расставлять акценты
на истинных нравственных ценностях, обеспечивающих нужное восприятие
ребёнком, а также ненавязчиво направлять его к осознанию себя и
каждого человека неповторимым созданием природы, к необходимости
ценить, беречь, развивать и укреплять свои достоинства, т.е.
совершенствоваться.
Проверка итогов обучения заключается в подготовке и исполнение
детьми литературных произведений.
Информационное обеспечение:
Список литературы для детей:
1. Волина В.В. Игры в рифмы. Изд – во Дидактика Плюс, 1997. – 224 с.,
2. Бугаева З.Н. Занимательные игры и творческие задания для развития устной речи и дикции: Детям 6-12 лет. – Ростов н /Д.: ООО «Удача», 208.- 464с.
3. Зулкарнаева Сагидаш. Выпив ночь из синей чашки: Стихи.- Самара: Русское эхо, 2014.- 80 с.
4. Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. Развивайте дар слова. – М., Просвещение», 2007.
5. Попов В.Н. На стороне добра Стихи. – Самарское отделение Литературного Фонда России, 1996. -224 с.
6. Попов В.Н. Чарующие миги бытия. Сборник стихов и прозы. – Самара: Самар. Дом печати, 2000. – 232 с.
7. Попов В.Н. Ветры судьбы. Сборник стихов. – Самара: ФГУП «Изд-во «Самарский Дом печати»№, 2003. -304 с.
Материально-техническая база
учебная аудитория, оснащенная:
- столами,
- стульями,
- ноутбуком,
- интернет-ресурсы.
Список литературы, используемый при составлении программы
Волина В.В. Игры в рифмы. Изд – во Дидактика Плюс, 1997. – 224 с.,
Бугаева З.Н. Занимательные игры и творческие задания для развития устной речи и дикции: Детям 6-12 лет. – Ростов н /Д.: ООО «Удача», 208.- 464с.
Гербова В.В. Занятия по развитию речи, М., Мозаика-синтез, 2011
Гриценко З.А. Практикум по детской литературе и методике приобщения детей к чтению. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 224 с.
Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей.
Ладыженская Т.А., Зепалова Т. С. Развивайте дар слова. – М., Просвещение», 2007.
Маршак С.Я. Собрание сочинений в 4 томах. Том 4. Воспитание словом. – М.: Правда.1990. – 576 с, 8 л. илл.
Ульянов В. Быть услышанным и понятым. Техника и культура речи- СПб.: БХВ-Петербург, 2013
Харитонов Э. Техника речи.- М., 1997
Ниорадзе В. Письменное Слово – Светоч Души/ - М.: Амрита, 2012. – 256 с.
Пожарская А.Эту речь невозможно забыть/секреты ораторского мастерства, Питер, 2013
Савкова З. Искусство звучащей поэзии.- М., 1998, с.130.