12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Наталья616
Россия, Коми респ., Ухта
0

Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная математика»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №107 общеразвивающего вида» (МДОУ «Д/с №107»)



ПРИНЯТО:

педагогическим советом

от ______________

протокол №

УТВЕРЖДЕНО:

приказом заведующего

МДОУ «Д/С №107»

от ___________________

01-10/____



Дополнительная общеразвивающая программа

Познавательное развитие «Формирование элементарных математических представлений»

«Занимательная математика»

Для детей 5- 6 лет







Срок реализации:

2021 – 2022 уч.год

Автор – составитель:

Осипова Н.В.












пгт. Водный, 2021 год

Содержание:



КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

1. Пояснительная записка

1.1. Направленность программы

Программа дополнительных образовательных услуг «Занимательная математика» составлена с учетом ФГОС дошкольного образования и разработана на основе «Программа от рождения до школы» под редакцией Васильевой М.А., Комаровой Т.С., Вераксы Н.Е., а также на основе парциальных программ «Математика в детском саду» В.П.Новиковой, «Математика в детском саду» Л.В.Минкевич. Программа реализуется на базе МДОУ д/с № 107 «Светлячок», в которых утверждены основные принципы, цели и задачи.

Данная рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 6 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по познавательному развитию (ФЭМП). Методика «Кружка» учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности и темпом развития каждого ребенка. Тематика математического кружка способствует расширению словарного запаса, активизации словаря, развитию связной речи. Задания составляются таким способом, чтобы дети могли упражняться в правильном употреблении сформированных грамматических категорий, активизации отработанной лексики.

Формирование количественных и пространственных представлений является важным условием полноценного развития на всех этапах дошкольного детства. Они служат необходимой основой для дальнейшего обогащения знаний об окружающем мире, успешного овладения системой общих и математических понятий в школе.

1.2. Актуальность Программы

Актуальность проекта развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста продиктована современной действительностью. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. В соответствии с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада человека любознательного, активного, принимающего живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, обладающего способностью решать интеллектуальные и личностные задачи, а также овладевшего универсальными предпосылками учебной деятельности – умением работать по правилу, по образцу, по инструкции. Роль математической логики при этом невозможно переоценить. Проанализировав содержание современных обучающих программ начальной школы, мы можем с уверенностью сказать, что логической составляющей в них придаётся важнейшее значение. Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, необходимо готовить ребенка соответствующим образом.

Математическая грамотность, развитое логическое мышление – это залог успешного обучения выпускника детского сада в школе.

1.3. Отличительные особенности Программы

Содержание, методы и формы организации учебного процесса непосредственно согласованы с закономерностями развития ребенка. Во время занятий широко используются стихи, загадки, приметы, пословицы, игровые упражнения, которые всегда связаны с темой занятия. Это позволяет снять утомление, внести разнообразие в занятие, дети узнают много нового, учатся обобщать.

Особенность программы «Занимательная математика» заключается в том, что ребёнок не просто учиться считать, а овладевает элементами логических действий сравнения, классификации, обобщения.

В программе предлагаются увлекательные игры и упражнения для развития логического мышления, позволяющие качественно подготовить детей к школе. На всех занятиях широко используются средства ИКТ: разнообразные головоломки, тесты и задачи, которые педагог решает с воспитанниками как индивидуально, так по группам. Это позволяет намного повысить усвоение материала дошкольниками.

Отличительной особенностью программы является системно - деятельный подход к познавательному развитию ребенка средствами занимательных заданий по математике.

В основу работы по программе положены следующие принципы:

принцип природосообразности (учитывается возраст обучающегося, а также уровень его интеллектуального развития, математической подготовки, предполагающий выполнение математических заданий различной степени сложности);

проблемности – ребенок получает знания не в готовом виде, а в процессе собственной интеллектуальной деятельности;

принцип адаптивности – предполагает гибкое применение содержания и методов математического развития детей в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого воспитанника;

психологической комфортности – создание спокойной доброжелательной обстановки, вера в силы ребенка;

творчества – формирование способности находить нестандартные решения;

индивидуализации – развитие личных качеств посредством разноуровневого математического содержания.

Программа представляет систему занятий, организованных в занимательной игровой форме, что не утомляет ребёнка и способствует лучшему запоминанию математических понятий. На занятиях математического кружка активно используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления детей, увлекательные игры и упражнения с цифрами, знаками, геометрическими фигурами.

1.4. Адресат Программы

Возраст детей, участвующих в программе: 5 – 6 лет.

Ребенок шестого года жизни продолжает совершенствоваться через игру, рисование, общение с взрослыми и сверстниками, но постепенно, важнейшим видом деятельности становится учение.

С пяти лет ребенка необходимо готовить к будущему школьному обучению. Интеллектуальное развитие ребенка пяти-шести лет определяется комплексом познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Внимание ребенка этого возрастного периода характеризуется непроизвольностью; он еще не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, в частой смене деятельности. Ребенок должен использовать умения сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать результаты своей деятельности.

Таким образом, за два года до школы можно оказать значимое влияние на развитие математических способностей дошкольника. И в этом большую помощь окажут развивающие занятия по дополнительной программе «Занимательная математика».

1.5. Объём программы

Режим занятий: математический кружок работает 2 раза в неделю по 35 - 40 минут, всего 60 занятий за учебный год. Рекомендуемый состав группы 10-12 человек. Большую часть программы составляют практические занятия.

1.6. Формы организации образовательного процесса

Формы организации детей: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Сочетание групповых, подгрупповых, индивидуальных форм организации детей обеспечит наилучшее усвоение программного материала. Рациональное использование средств, методов и форм познавательной деятельности будет способствовать формированию предпосылок к универсальным учебным действиям у дошкольников.

Формы организации кружка:

традиционные;

тематические;

комбинированные;

практические;

игры, конкурсы;

итоговые.

Структура каждого занятия определяется его содержанием: посвящается ли оно изучению нового, повторению и закреплению пройденного, проверке усвоения знаний детьми:

в 1-ой части занятия планируется повторение предыдущего материала;

во 2-ой части – подача нового материала;

в 3-ей части – проверка усвоения нового материала (д/и, игровые упражнения).

Первое занятие по новой теме почти целиком посвящается работе над новым материалом. Знакомство с новым материалом организуют, когда дети наиболее работоспособны, т. е. на 3—5-й мин. от начала занятия, и заканчивают на 15— 18-й мин. Повторению пройденного уделяют 3—4 мин. в начале и 4—8 мин. в конце занятия. Почему целесообразно строить работу именно так? Изучение нового утомляет детей, а включение повторного материала дает им некоторую разрядку. Поэтому там, где это возможно, полезно повторять пройденный материал по ходу работы над новым, так как очень важно ввести новые знания в систему ранее усвоенных.

На втором и третьем занятиях по данной теме ей отводят примерно 50% времени, а во второй части занятия повторяют (или продолжают изучать) непосредственно предшествующий материал, в третьей части повторяют то, что дети уже усвоили.

Проводя занятие, важно органически связать его отдельные части, обеспечить правильное распределение умственной нагрузки, чередование видов и форм организации учебной деятельности.

Комплексное использование всех приёмов, методов, форм обучения поможет решить одну из главных задач - осуществить математическую подготовку дошкольников и вывести развитие их мышления на уровень, достаточный для успешного усвоения математики в школе.

1.7. Срок освоения программы

Продолжительность реализации программы – 1 год (октябрь – май).

1.8. Режим занятий

Год обучения

Кол-во недель

Кол-во занятий в неделю

Кол-во занятий в год

Продолжительность

занятия

2021 - 2022

30

2

60

35 – 40 минут

2. Цель и задачи Программы

Цель программы: Развитие интеллектуальных способностей, познавательной активности, интереса детей к математике и желанию творчески применять полученные знания.

Задачи:

Образовательные:

- закреплять знание цифр;

- закреплять количественный и порядковый счёт в пределах 10;

- познакомить с составом числа;

- формировать умение решать простые задачи на сложение и вычитание;

- формировать представления о геометрических фигурах и их свойствах;

- совершенствовать умение сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, размеру;

- обучать ориентировке во времени, пространстве, на плоскости.

Развивающие:

- развивать логическое мышление, основные мыслительные операции;

- развивать мыслительную активность, анализировать, делать выводы;

- развивать самостоятельность, инициативность, самоконтроль.

Воспитательные:

- воспитывать познавательную активность;

- воспитывать потребность к математическим занятиям;

- воспитывать чувство коллективизма, товарищества.

3. Содержание программы

3.1. Учебный план

Наименование раздела, темы

Кол-во занятий

теория

практика

итого

1

Диагностика

-

1

1

2

Количество и счёт

3

7

10

3

Величина

2

5

7

4

Ориентировка в пространстве

2

4

6

5

Ориентировка во времени

1

3

4

6

Простейшие геометрические представления

-

3

3

7

Геометрические фигуры

1

2

3

8

Геометрические тела

2

1

3

9

Графические работы

1

7

8

10

Конструирование и моделирование

3

6

9

11

Логические задачи

2

3

5

12

Диагностика

-

1

1


ИТОГО

17

43

60

3.2. календарно – тематическое планирование

занятия

Тема

Программное содержание

Материал,

оборудование

Дата

проведения

Дата

проведения (факт)

Цель, задачи

Методы, приёмы

ОКТЯБРЬ

1

Мониторинг

Цель: выявить уровень знаний и умений, которыми дети овладели в прошлом году.

Задачи:

закрепить знание цифр от 0 до 9;

закрепить знание геометрических фигур и геометрических тел;

закрепить умение сравнивать предметы, выделяя несколько признаков;

закрепить ориентировку в пространстве: дни недели, части суток, времена года;

закрепить умение сравнивать две группы предметов, ставя необходимые знаки: <, >, =.

использование ИКТ;

индивидуальная работа с детьми;

объяснение к выполнению задания;

анализ работы.


набор геометрических фигур;

набор цифр и знаков;

цветные карандаши, ручка, простой карандаш;

счётный материал;

дид.пособие: неделя, сутки, год

05.10.2021


2

Цифры 1, 2, 3, геометрические фигуры

Цель: Повторить пройденный материал.

Задачи:

закрепить знание цифр 1, 2, 3, умение правильно писать;

закрепить знание геометрических фигур (овал, круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, трапеция, ромб), умение называть основные признаки и свойства;

совершенствовать умение ориентироваться в пространстве.

использование ИКТ;

рассматривание иллюстраций;

объяснение к выполнению заданий;

беседа;

вопросы и ответы детей;

дидактические игры и упражнения;

работа в рабочих тетрадях.

набор геометрических фигур;

набор цифр и знаков;

рабочие тетради;

цветные карандаши, ручка, простой карандаш;

счётный материал.

07.10.2021


3

Цифры 4, 5, 6, геометрические тела

Цель: повторить пройденный материал.

Задачи:

закрепить знание цифр 4, 5, 6, умение правильно писать;

закрепить знание геометрических тел (куб, шар, конус, цилиндр), умение называть основные признаки и свойства;

совершенствовать умение сравнивать две группы предметов, ставя необходимые знаки (больше, меньше, равно), уравнивать две группы предметов.

использование ИКТ;

рассматривание иллюстраций;

объяснение к выполнению заданий;

беседа;

вопросы и ответы детей;

дидактические игры и упражнения;

работа в рабочих тетрадях.

набор геометрических фигур;

набор цифр и знаков;

рабочие тетради;

цветные карандаши, ручка, простой карандаш;

счётный материал.

12.10.2021


4

Цифры 7, 8, 9, 0, ориентировка на листе бумаге

Цель: повторить пройденный материал.

Задачи:

закрепить знание цифр 7, 8, 9, 0, умение правильно писать;

закрепить умение ориентироваться на листе бумаге;

совершенствовать умение создавать рисунок по клеточкам.

использование ИКТ;

рассматривание иллюстраций;

объяснение к выполнению заданий;

беседа;

вопросы и ответы детей;

дидактические игры и упражнения;

работа в рабочих тетрадях.

набор геометрических фигур;

набор цифр и знаков;

рабочие тетради;

цветные карандаши, ручка, простой карандаш;

счётный материал.

14.10.2021


5

Цифра 10, многоугольники.

Цель: познакомить с цифрой 10.

Задачи:

познакомить с цифрой 10;

закрепить порядковый и количественный счёт в пределах 10;

формировать умение писать цифру 10 в тетради;

познакомить с понятием «Многоугольник», уметь называть признаки;

формировать умение составлять геометрические фигуры из счётных палочек;

формировать умение составлять геометрические фигуры из нескольких частей;

развивать логическое мышление;

воспитывать аккуратность при работе в тетради.

использование ИКТ;

рассматривание иллюстраций;

беседа;

вопросы и ответы детей;

дидактические игры и упражнения;

работа в рабочих тетрадях.

набор геометрических фигур;

набор цифр и знаков;

счётные палочки;

наглядный материал;

счётный материал;

разрезные картинки (геометрические фигуры);

рабочие тетради;

цветные карандаши, ручка, простой карандаш.

19.10.2021


6

Цифра 10. Штриховка фигур.

Цель: познакомить с понятием штриховка.

Задачи:

закрепить цифру 10, умение правильно писать в тетради;

закрепить порядковый и количественный счёт в пределах 10;

познакомить с понятием штриховка, формировать умение выполнять штриховку сверху вниз;

совершенствовать умение группировать фигуры по 1 или 2 схожим признакам;

совершенствовать умение находить фигуру, отличающуюся по размеру (форме, цвету);

воспитывать аккуратность при работе в тетради.

использование ИКТ;

рассматривание иллюстраций;

беседа;

вопросы и ответы детей;

дидактические игры и упражнения;

работа в рабочих тетрадях.

набор цифр и знаков;

наглядный материал;

счётный материал;

рабочие тетради;

цветные карандаши, ручка, простой карандаш;

логические блоки «Дьенеша».

21.10.2021


7

Пирамида. Штриховка фигур.

Цель: познакомить с геометрическим телом «Пирамида».

Задачи:

закрепить знание основных признаков и свойств геометрических тел (шар, куб, цилиндр, конус);

познакомить с понятием «пирамида», основными признаками;

закрепить умение выполнять штриховку сверху вниз;

совершенствовать умение группировать фигуры по 1 или 2 схожим признакам;

развивать логику и мышление при отгадывании загадок.


использование ИКТ;

рассматривание иллюстраций;

беседа;

вопросы и ответы детей;

дидактические игры и упражнения;

работа в рабочих тетрадях.

набор цифр и знаков;

наглядный материал;

счётный материал;

рабочие тетради;

цветные карандаши, ручка, простой карандаш;

логические блоки «Дьенеша».

26.10.2021


8

Квест «Космическое путешествие»

Цель: Повторить пройденный материал.

Задачи:

закрепить знание цифр;

закрепить знание геометрических фигур;

закрепить знание геометрических тел;

развивать логику и мышление;

воспитывать умение работать в парах и командах.



сюрпризный момент;

использование ИКТ;

дидактические игры и упражнения;

вопросы и ответы детей;

отгадывание загадок;

объяснение к выполнению заданий.

набор геометрических фигур;

логические блоки «Дьенеша»;

набор цифр и знаков;

письмо;

карта;

разрезные картинки.

29.10.2021


НОЯБРЬ

9

Времена года. Штриховка фигур.

Цель: познакомить с осенними месяцами.

Задачи:

формировать понятие «календарный год», знание о том, что год состоит из 12 месяцев и начинается зимой;

закрепить знание времён года, формировать умение называть признаки осени;

познакомить с названиями осенних месяцев, признаками и приметами;

формировать умение выполнять штриховку фигур снизу-вверх;

закрепить прямой и обратный счёт в пределах 10, формировать умение расставлять числа от меньшего к большему (от большего к меньшему) по порядку;

ввести понятие «Соседи числа», формировать умение определять числа, стоящие перед (после) заданного числа;

развивать логическое мышление.

использование ИКТ;

рассматривание иллюстраций;

беседа;

вопросы и ответы детей;

дидактические игры и упражнения;

работа в рабочих

набор цифр и знаков;

дид. пособие «календарь – времена года»;

дид пособие «календарь – дни недели»;

наглядный материал;

счётный материал;

счётные палочки;

рабочие тетради;

цветные карандаши, ручка, простой карандаш.


02.11.2021


10

Времена года. Состав числа 2.

Цель: познакомить с составом числа 2.

Задачи:

познакомить с названиями осенних месяцев, признаками и приметами, формировать знание о том, что сентябрь 9 по счёту месяц в году;

закрепить знание дней недели, формировать умение называть по порядку;

формировать умение составлять число 2 из двух меньших;

развивать логику, мышление;

воспитывать аккуратность при работе в тетради;

использование ИКТ;

рассматривание иллюстраций;

беседа;

вопросы и ответы детей;

дидактические игры и упражнения;

работа в рабочих тетрадях.

набор цифр и знаков;

дид. пособие «календарь – времена года»;

дид пособие «календарь – дни недели»;

наглядный материал;

счётный материал;

счётные палочки;

рабочие тетради;

цветные карандаши, ручка, простой карандаш.


04.11.2021


11

Состав числа 2. Сравнение предметов.

Цель:

Задачи:

совершенствовать умение составлять число 2 из двух меньших;

закрепить умение сравнивать два предмете по длине, ширине, высоте, размеру;

закрепить умение сравнивать две группы предметов, ставя знаки: <, >, =;

совершенствовать умение ориентироваться на листе в клетку, отсчитывать нужное количество клеток в заданном направлении;

развивать память, логику, мышление.


использование ИКТ;

рассматривание иллюстраций;

беседа;

вопросы и ответы детей;

дидактические игры и упражнения;

работа в рабочих тетрадях.

набор цифр и знаков;

дид. пособие «календарь – времена года»;

дид пособие «календарь – дни недели»;

наглядный материал;

счётный материал;

счётные палочки;

рабочие тетради;

цветные карандаши, ручка, простой карандаш.

09.11.2021


12

Дни недели. Линия. Точка.

Цель: познакомить с понятием «линия»

Задачи:

закрепить знание дней недели, совершенствовать умение называть по порядку;

познакомить с понятиями «линия» и «точка»;

формировать умение различать линии: прямую, волнистую, ломанную;

развивать логику и мышление при решении арифметических задач в стихах;

воспитывать трудолюбие и аккуратность при работе в тетради.

использование ИКТ;

рассматривание иллюстраций;

беседа;

вопросы и ответы детей;

дидактические игры и упражнения;

работа в рабочих тетрадях.

набор цифр и знаков;

наглядный материал;

счётный материал;

счётные палочки;

рабочие тетради;

цветные карандаши, ручка, простой карандаш.

11.11.2021


13

Длина предмета.

Цель: познакомить с понятием «длина».

Задачи:

закрепить умение сравнивать предметы по размеру (высоте, ширине), фиксируя ответ словами: самый большой, поменьше, самый маленький;

закрепить умение сравнивать длину предмета способом «наложения» и «приложения»;

формировать умение измерять длину предметов с помощью условной мерки;

закрепить состав числа 2;

Развивать логическое мышление, память.

использование ИКТ;

рассматривание иллюстраций;

беседа;

вопросы и ответы детей;

дидактические игры и упражнения;

работа в рабочих тетрадях.

набор цифр и знаков;

наглядный материал;

счётный материал;

счётные палочки;

рабочие тетради;

цветные карандаши, ручка, простой карандаш.

16.11.2021


14

Состав числа 3. Длина предметов.

Цель: познакомить с составом числа 3.

Задачи:

закрепить количественный и порядковый счёт в пределах 10;

закрепить умение измерять длину предмета с помощью условной мерки;

формировать умение измерять длину с помощью клеток;

дать детям представление о том, что сравнивать можно только те результаты, которые получены при измерении одной и той же меркой;

закрепить знание геометрических фигур, их основных признаков;

формировать умение изменять фигуры по одному – двум признакам (форме, размеру, цвету);

формировать умение решать арифметические задачи со знаком «+»;

формировать умение составлять число 3 из двух меньших;

воспитывать аккуратность при работе в тетради.

использование ИКТ;

рассматривание иллюстраций;

беседа;

вопросы и ответы детей;

дидактические игры и упражнения;

работа в рабочих тетрадях.

набор цифр и знаков;

наглядный материал;

счётный материал;

счётные палочки;

логические блоки «Дьенеша»;

рабочие тетради;

цветные карандаши, ручка, простой карандаш.

18.11.2021


15

Состав числа 3. Рисунок по точкам.

Цель: формировать умение воссоздавать рисунок по образцу.

Задачи:

закрепить знание и последовательность осенних месяцев;

закрепить навыки прямого и обратного счёта в пределах 10;

формировать умение раскладывать число 3 на два меньших, а из двух меньших составлять число 3;

дать представление о том, что при увеличении любого числа на единицу всегда получается следующее по порядку число;

развивать умение узнавать фигуры по описанию;

формировать умение воссоздавать рисунок по образцу (по точкам).

развивать память, логику, мышление.

использование ИКТ;

рассматривание иллюстраций;

беседа;

вопросы и ответы детей;

дидактические игры и упражнения;

работа в рабочих тетрадях.

набор цифр и знаков;

наглядный материал;

счётный материал;

счётные палочки;

логические блоки «Дьенеша»;

рабочие тетради;

цветные карандаши, ручка, простой карандаш

23.11.2021


16

Состав числа 2 и 3. Ориентировка во времени.

Цель: совершенствовать умение составлять числа 2 и 3 из двух меньших.

Задачи:

закрепить порядковый и количественный счёт в пределах 10;

закрепить навыки обратного счёта в пределах 10;

формировать умение считать до 20;

закрепить знание частей суток, последовательность;

закрепить понятия «год», «неделя», «месяц»;

формировать умение называть дни недели по порядку;

формировать умение составлять изображения из геометрических фигур;

формировать умение составлять число 2 и 3 из двух меньших;

воспитывать аккуратность при работе в тетради.

использование ИКТ;

рассматривание иллюстраций;

беседа;

вопросы и ответы детей;

дидактические игры и упражнения;

работа в рабочих тетрадях.

набор цифр и знаков;

наглядный материал;

счётный материал;

счётные палочки;

логические блоки «Дьенеша»;

дид/игра «Танграм»;

рабочие тетради;

цветные карандаши, ручка, простой карандаш

25.11.2021


17

Итоговый тест.

Цель: Проверить полученные знания.

Задачи:

закрепить состав числа 2 и 3;

закрепить умение измерять длину предмету с помощью условной мерки;

закрепить умение сравнивать предметы по высоте, ширине, длине, размеру;

закрепить умение составлять изображение по клеточкам, точкам, ориентироваться на листе бумаге;

закрепить знание цифр от 1 до 10;

закрепить прямой и обратный счёт в пределах 10;

закрепить знание геометрических фигур и геометрических тел.

использование ИКТ;

рассматривание иллюстраций;

беседа;

вопросы и ответы детей;

дидактические игры и упражнения;

работа в рабочих тетрадях

набор цифр и знаков;

наглядный материал;

счётный материал;

счётные палочки;

логические блоки «Дьенеша»;

дид/игра «Танграм»;

рабочие тетради;

цветные карандаши, ручка, простой карандаш

30.11.2021


ДЕКАБРЬ

18

Времена года, Зимние месяцы.

Цель: Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве и времени.

Задачи:

закрепить понятие «календарный год», знание о том, что год начинается зимой;

познакомить с названиями зимних месяцев, признаками и приметами, формировать знание о том, что декабрь – последний месяц в году и 12 по счёту;

познакомить с понятиями «Далеко», «Близко», «Высоко», «Низко», формировать представления: дальше, ближе, выше и т.д.;

формировать умение составлять геометрические фигуры из счётных палочек;

совершенствовать умение сравнивать фигуры, выделяя признаки, группировать по нескольким признакам;

развивать логику и память;

воспитывать аккуратность при работе в тетради.


использование ИКТ;

рассматривание иллюстраций;

беседа;

вопросы и ответы детей;

дидактические игры и упражнения;

работа в рабочих тетрадях

набор цифр и знаков;

наглядный материал;

счётный материал;

счётные палочки;

логические блоки «Дьенеша»;

дид/игра «Танграм»;

рабочие тетради;

цветные карандаши, ручка, простой карандаш

02.12.2021


19

Состав числа 4. Ориентировка на листе бумаги.

Цель: Познакомить с составом числа 4.

Задачи:

закрепить порядковый и количественный счёт в пределах 10;

совершенствовать навыки прямого и обратного счёта;

закрепить умение находить фигуру, отличающуюся от заданной по форме (цвету, размеру);

формировать умение составлять число 4 из двух меньших;

формировать умение решать примеры со знаком «+» в пределах 4;

воспитывать аккуратность при работе в тетради.

использование ИКТ;

рассматривание иллюстраций;

беседа;

вопросы и ответы детей;

дидактические игры и упражнения;

работа в рабочих тетрадях

набор цифр и знаков;

наглядный материал;

счётный материал;

счётные палочки;

логические блоки «Дьенеша»;

дид/игра «Танграм»;

рабочие тетради;

цветные карандаши, ручка, простой карандаш.

07.12.2021


20

Отрезок. Линии.

Цель: Познакомить с понятиями «отрезок» и «линия».

Задачи:

формировать понятие «отрезок», «линия», отличия друг от друга;

познакомить с волнистыми и прямыми линиями;

закрепить состав числа 3 и 4;

совершенствовать умение решать примеры на «+» в пределах 4;

закрепить знание геометрических фигур;

воспитывать аккуратность при работе в тетради.

использование ИКТ;

рассматривание иллюстраций;

беседа;

вопросы и ответы детей;

дидактические игры и упражнения;

работа в рабочих тетрадях.

набор цифр и знаков;

наглядный материал;

счётный материал;

счётные палочки;

логические блоки «Дьенеша»;

дид/игра «Танграм»;

рабочие тетради;

цветные карандаши, ручка, простой карандаш.

09.12.2021


21

Длина предмета

Цель: Совершенствовать умение измерять длину предмета с помощью условной мерки.

Задачи:

продолжать учить измерять длину предмета, используя условную мерку;

закрепить состав чисел 2, 3 ,4;

продолжать учить решать задачи на «+» в пределах 4;

закрепить знание геометрических тел: куб, шар, цилиндр, конус, пирамида;

воспитывать аккуратность при работе в тетради.

использование ИКТ;

рассматривание иллюстраций;

беседа;

вопросы и ответы детей;

дидактические игры и упражнения;

работа в рабочих тетрадях.

набор цифр и знаков;

наглядный материал;

счётный материал;

счётные палочки;

логические блоки «Дьенеша»;

дид/игра «Танграм»;

рабочие тетради;

цветные карандаши, ручка, простой карандаш

14.12.2021


22

Решение задач со знаком «-».

Цель: Познакомить со знаком «-».

Задачи:

формировать умение решать задачи со знаком «-»;

закрепить умение выполнять штриховку сверху – вниз и снизу – вверх;

закрепить состав числа 2, 3, 4;

совершенствовать умение создавать рисунок по образцу (по точкам);

развивать логику и мышление;

воспитывать аккуратность при работе в тетради.

использование ИКТ;

рассматривание иллюстраций;

беседа;

вопросы и ответы детей;

дидактические игры и упражнения;

работа в рабочих тетрадях.

набор цифр и знаков;

наглядный материал;

счётный материал;

счётные палочки;

логические блоки «Дьенеша»;

дид/игра «Танграм»;

рабочие тетради;

цветные карандаши, ручка, простой карандаш

16.12.2021


23

Деление фигур на равные части

Цель: Формировать умение делить фигуры на равные части.

Задачи:

формировать умение делить фигуры на равные части (круг – на 2 полукруга, квадрат - на 2 треугольника и прямоугольника, прямоугольник – на 2 квадрата и 2 прямоугольника);

совершенствовать умение решать задачи в пределах 4;

закрепить знание дней недели, умение называть их по порядку;

закрепить знание осенних и зимних месяцев, умение называть, какой по счёту месяц идёт в году;

воспитывать аккуратность при работе в тетради.


использование ИКТ;

рассматривание иллюстраций;

беседа;

вопросы и ответы детей;

дидактические игры и упражнения;

работа в рабочих тетрадях

набор цифр и знаков;

наглядный материал;

счётный материал;

счётные палочки;

логические блоки «Дьенеша»;

дид/игра «Танграм»;

рабочие тетради;

цветные карандаши, ручка, простой карандаш

21.12.2021


24

Составление фигур из нескольких частей

Цель: Формировать умение собирать геометрические фигуры из нескольких частей.

Задачи:

закрепить состав чисел 2, 3, 4;

закрепить знание геометрических фигур;

совершенствовать умение составлять фигуру из 2 частей, познакомить с делением фигуры на 4 части;

совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги;

воспитывать аккуратность при работе в тетради.

использование ИКТ;

рассматривание иллюстраций;

беседа;

вопросы и ответы детей;

дидактические игры и упражнения;

работа в рабочих тетрадях

набор цифр и знаков;

наглядный материал;

счётный материал;

счётные палочки;

логические блоки «Дьенеша»;

дид/игра «Танграм»;

рабочие тетради;

цветные карандаши, ручка, простой карандаш

23.12.2021


25

Сравнение предметов, длина предмета.

Цель: Совершенствовать умение сравнивать предметы друг с другом.

Задачи:

закрепить умение сравнивать предметы по длине (ширине, высоте, толщине, размеру), фиксируя в речи понятия: самый длинный, короче, самый короткий;

закрепить умение измерять длину предмета с помощью условной мерки;

совершенствовать умение ориентироваться в группе, следуя словесным инструкциям;

формировать умение дорисовывать недостающие части предмета по клеточкам;

воспитывать аккуратность при работе в тетради.

использование ИКТ;

рассматривание иллюстраций;

беседа;

вопросы и ответы детей;

дидактические игры и упражнения;

работа в рабочих тетрадях

набор цифр и знаков;

наглядный материал;

счётный материал;

счётные палочки;

логические блоки «Дьенеша»;

дид/игра «Танграм»;

рабочие тетради;

цветные карандаши, ручка, простой карандаш

28.12.2021


26

Весёлые старты

Цель: Закрепить пройденный материал.

Задачи:

закрепить знание зимних и осенних месяцев, умение называть их по порядку;

закрепить состав чисел 2, 3, 4;

закрепить знание геометрических фигур, геометрических тел;

совершенствовать умение собирать и делить фигуры на несколько частей;

воспитывать умение работать в команде.

объяснение;

вопросы детей;

беседа;

подвижные игры.

картинки с изображением цифр и месяцев;

маленькие и большие мячики;

кегли;

бумага, маркеры;

логические блоки «Дьенеша»;


30.12.2021


ЯНВАРЬ

27

Угол и сторона фигуры.

Цель: Познакомить с понятиями «Угол», «Сторона» геометрической фигуры.

Задачи:

закрепить знание геометрических фигур;

ввести понятия «сторона» и «угол» геометрической фигуры;

закрепить умение выполнять штриховку в разных направлениях;

учить детей совершать мыслительные операции: продолжать ряды геометрических фигур по образцу;

воспитывать аккуратность при работе в тетради.



использование ИКТ;

рассматривание иллюстраций;

беседа;

вопросы и ответы детей;

дидактические игры и упражнения;

работа в рабочих тетрадях

набор цифр и знаков;

наглядный материал;

счётный материал;

счётные палочки;

логические блоки «Дьенеша»;

дид/игра «Танграм»;

рабочие тетради;

цветные карандаши, ручка, простой карандаш

11.01.2022


28

Линия. Виды линий.

Цель: Познакомить с прямой и волнистой линией.

Задачи:

закрепить умение выполнять штриховку в разных направлениях;

закрепить прямой счёт в пределах 20, обратный в пределах 10;

совершенствовать умение решать арифметические задачи в пределах 5;

формировать умение рисовать прямую и волнистую линии в тетради, называть отличия;

развивать логику, мышление, память;

воспитывать аккуратность при работе в тетради.

использование ИКТ;

рассматривание иллюстраций;

беседа;

вопросы и ответы детей;

дидактические игры и упражнения;

работа в рабочих тетрадях

набор цифр и знаков;

наглядный материал;

счётный материал;

счётные палочки;

логические блоки «Дьенеша»;

дид/игра «Танграм»;

рабочие тетради;

цветные карандаши, ручка, простой карандаш

13.01.2022


29

Состав числа 5

Цель: Познакомить с составом числа 5.

Задачи:

закрепить знание цифр, геометрических фигур, геометрических тел;

закрепить знание дней недели, месяцев в году;

формировать умение составлять число 5 из двух меньших, из единиц;

формировать умение решать примеры в пределах 5;

закрепить умение находить в группе предмет, который отличается от других по 1 – 2 признакам;

формировать умение рисовать по клеточкам, следуя словесной инструкции;

развивать логику, память.


использование ИКТ;

рассматривание иллюстраций;

беседа;

вопросы и ответы детей;

дидактические игры и упражнения;

работа в рабочих тетрадях

набор цифр и знаков;

наглядный материал;

счётный материал;

счётные палочки;

логические блоки «Дьенеша»;

дид/игра «Танграм»;

рабочие тетради;

цветные карандаши, ручка, простой карандаш

18.01.2022


30

Линейка. Измерение длины

Цель: Познакомить с линейкой.

Задачи:

совершенствовать в прямом и обратном счёте в пределах 20;

закрепить умение составлять число 5 из двух меньших и из единиц;

познакомить с условной меркой - сантиметром;

формировать умение измерять длину сторон фигур с помощью ученической линейки;

совершенствовать умение копировать рисунок с помощью точек;

воспитывать аккуратность при работе в тетради.

использование ИКТ;

рассматривание иллюстраций;

беседа;

вопросы и ответы детей;

дидактические игры и упражнения;

работа в рабочих тетрадях

набор цифр и знаков;

наглядный материал;

счётный материал;

счётные палочки;

логические блоки «Дьенеша»;

дид/игра «Танграм»;

рабочие тетради;

цветные карандаши, ручка, простой карандаш

20.01.2022


31

Решение арифметических задач и примеров

Цель: Совершенствовать умение решать арифметические задачи и примеры в пределах 5.

Задачи:

формировать умение измерять длину предметов с помощью линейки;

закрепить порядковый и количественный счёт в пределах 20;

закрепить знание дней недели, частей суток, времён года, месяцев;

совершенствовать умение решать примеры на «+» и «-» в пределах 5;

совершенствовать умение рисовать по клеточкам, следуя словесной инструкции;

развивать память и логическое мышление.

использование ИКТ;

рассматривание иллюстраций;

беседа;

вопросы и ответы детей;

дидактические игры и упражнения;

работа в рабочих тетрадях

набор цифр и знаков;

наглядный материал;

счётный материал;

счётные палочки;

логические блоки «Дьенеша»;

дид/игра «Танграм»;

рабочие тетради;

цветные карандаши, ручка, простой карандаш

25.01.2022


32

Закрепление пройденного материала

Цель: Закрепить полученные знания

Задачи:

Закрепить умения:

выполнять штриховку в разных направлениях;

состав чисел 2, 3, 4, 5;

измерять длину предмета с помощью линейки;

копировать рисунок с помощью точек и клеточек;

решать арифметические задачи и примеры в пределах 5;

считать в пределах 20 (прямой и обратный счёт).

использование ИКТ;

рассматривание иллюстраций;

беседа;

вопросы и ответы детей;

дидактические игры и упражнения;

работа в рабочих тетрадях

набор цифр и знаков;

наглядный материал;

счётный материал;

счётные палочки;

логические блоки «Дьенеша»;

дид/игра «Танграм»;

рабочие тетради;

цветные карандаши, ручка, простой карандаш

28.01.2022


ФЕВРАЛЬ

33

Состав числа 6.

Цель: Познакомить с составом числа 6.

Задачи:

закрепить умение считать в прямом и обратном порядке в пределах 20;

совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги;

закрепить знание геометрических фигур и геометрических тел;

совершенствовать умение решать арифметические задачи;

формировать умение составлять число 6 из двух меньших и из единиц;

развивать логическое мышление, память.

использование ИКТ;

рассматривание иллюстраций;

беседа;

вопросы и ответы детей;

дидактические игры и упражнения;

работа в рабочих тетрадях

набор цифр и знаков;

наглядный материал;

счётный материал;

счётные палочки;

логические блоки «Дьенеша»;

дид/игра «Танграм»;

рабочие тетради;

цветные карандаши, ручка, простой карандаш

01.02.2022


34

Точка, Луч. Линии.

Цель:

Задачи:

закрепить порядковый и количественный счёт в пределах 20;

закрепить умение решать примеры в пределах 6;

совершенствовать умение ориентироваться в пространстве

закрепить отличие прямой линии от волнистой и ломаной;

закрепить понятие «отрезок», формировать умение отличать отрезок от линии;

ввести понятие «Луч», формировать умение отличать луч от линии;

совершенствовать умение находить предмет, похожий на заданный по 1 – 2 признакам;

развивать логическое мышление.


использование ИКТ;

рассматривание иллюстраций;

беседа;

вопросы и ответы детей;

дидактические игры и упражнения;

работа в рабочих тетрадях

набор цифр и знаков;

наглядный материал;

счётный материал;

счётные палочки;

логические блоки «Дьенеша»;

дид/игра «Танграм»;

рабочие тетради;

цветные карандаши, ручка, простой карандаш

03.02.2022


35

Соседи числа.

Цель: познакомить с понятием «Соседи числа».

Задачи:

формировать умение называть числа, стоящие до и после заданного числа;

закрепить порядковый и количественный счёт в пределах 20;

закрепить умение ориентироваться во времени: называть время года, месяц, день недели;

закрепить умение писать цифры;

воспитывать аккуратность при работе в тетради.


использование ИКТ;

рассматривание иллюстраций;

беседа;

вопросы и ответы детей;

дидактические игры и упражнения;

работа в рабочих тетрадях

набор цифр и знаков;

наглядный материал;

счётный материал;

счётные палочки;

логические блоки «Дьенеша»;

дид/игра «Танграм»;

рабочие тетради;

цветные карандаши, ручка, простой карандаш

08.02.2022


36

Состав числа 7

Цель: Познакомить с составом числа 7.

Задачи:

закрепить умение составлять число 5 и 6 из двух меньших;

совершенствовать умение решать арифметические задачи в пределах 6;

закрепить прямой и обратный счёт в пределах 20;

формировать умение составлять число 7 из единиц, из двух меньших чисел;

формировать умение рисовать по памяти (по клеточкам в тетради);

развивать память, логику, мышление.


использование ИКТ;

рассматривание иллюстраций;

беседа;

вопросы и ответы детей;

дидактические игры и упражнения;

работа в рабочих тетрадях

набор цифр и знаков;

наглядный материал;

счётный материал;

счётные палочки;

логические блоки «Дьенеша»;

дид/игра «Танграм»;

рабочие тетради;

цветные карандаши, ручка, простой карандаш

10.02.2022


37

Состав чисел 2 - 7

Цель: закрепить состав чисел 2, 3, 4, 5, 6, 7.

Задачи:

совершенствовать умение составлять число 2 (3, 4, 5, 6, 7) из двух меньших и единиц;

формировать умение рисовать по клеточкам, следуя словесной инструкции;

закрепить умение решать примеры в пределах 7.

Воспитывать аккуратность при работе в тетради.

использование ИКТ;

рассматривание иллюстраций;

беседа;

вопросы и ответы детей;

дидактические игры и упражнения;

работа в рабочих тетрадях

набор цифр и знаков;

наглядный материал;

счётный материал;

счётные палочки;

логические блоки «Дьенеша»;

дид/игра «Танграм»;

рабочие тетради;

цветные карандаши, ручка, простой карандаш

15.02.2022


38

Вчера, сегодня, завтра

Цель: Познакомить с понятиями: вчера, сегодня, завтра.

Задачи:

формировать умение называть какой день недели был вчера, будет завтра и т.д.;

ввести понятия послезавтра, позавчера;

формировать умение решать примеры в пределах 7;

развивать мышление при решении логических задач;

воспитывать аккуратность при работе в тетради.

использование ИКТ;

рассматривание иллюстраций;

беседа;

вопросы и ответы детей;

дидактические игры и упражнения;

работа в рабочих тетрадях

набор цифр и знаков;

наглядный материал;

счётный материал;

счётные палочки;

логические блоки «Дьенеша»;

дид/игра «Танграм»;

рабочие тетради;

цветные карандаши, ручка, простой карандаш

18.02.2022


39

Арифметические задачи

Цель: Формировать умение самостоятельно составлять задачу по заданному примеру.

Задачи:

закрепить умение считать в пределах 20;

совершенствовать умение рисовать узоры по клеточкам;

закрепить знание цифр, умение писать в тетради;

закрепить знание осенних и зимних месяцев, умение называть по порядку, знать, какой месяц по счёту в году;

формировать умение составлять арифметическую задачу по заданному примеру, фиксируя в речи все основные составляющие задачи;

развивать мышление, логику, память.

использование ИКТ;

рассматривание иллюстраций;

беседа;

вопросы и ответы детей;

дидактические игры и упражнения;

работа в рабочих тетрадях

набор цифр и знаков;

наглядный материал;

счётный материал;

счётные палочки;

логические блоки «Дьенеша»;

дид/игра «Танграм»;

рабочие тетради;

цветные карандаши, ручка, простой карандаш

22.02.2022


40

Квест «В стране математике»

Цель: Закрепить знания.

Задачи:

Закрепить:

состав чисел от 2 до 7;

умение решать примеры и арифметические задачи в пределах 7;

умение выполнять штриховку в заданном направлении;

измерять длину предмета с помощью условной мерки и линейки;

умение называть числа, следующие до и после заданного числа;

рисовать узоры по клеточкам, по точкам, по памяти, следуя словесным инструкциям;

знание осенних и зимних месяцев, дне недели.


использование ИКТ;

рассматривание иллюстраций;

беседа;

вопросы и ответы детей;

дидактические игры и упражнения;

работа в рабочих тетрадях

набор цифр и знаков;

наглядный материал;

счётный материал;

счётные палочки;

логические блоки «Дьенеша»;

дид/игра «Танграм»;

рабочие тетради;

цветные карандаши, ручка, простой карандаш

24.02.2022


МАРТ

41

Состав числа 8

Цель: Познакомить с составом числа 8.

Задачи:

закрепить ориентировку в пространстве, понятия: далеко, близко, высоко, низко;

совершенствовать количественный и порядковый счёт в пределах 20;

закрепить знание геометрических фигур, признаков фигур (угол, сторона, вершина);

формировать умение составлять число 8 из единиц, из двух меньших чисел;

совершенствовать умение решать примеры на «+» и «-» в пределах 8;

развивать логическое мышление и память.


использование ИКТ;

рассматривание иллюстраций;

беседа;

вопросы и ответы детей;

дидактические игры и упражнения;

работа в рабочих тетрадях

набор цифр и знаков;

наглядный материал;

счётный материал;

счётные палочки;

логические блоки «Дьенеша»;

дид/игра «Танграм»;

рабочие тетради;

цветные карандаши, ручка, простой карандаш

01.03.2022


42

Деление фигур на равные и неравные части

Цель: Формировать умение делить фигуры на неравные части, составлять фигуры из нескольких частей.

Задачи:

закрепить прямой и обратный счёт в пределах 20;

знание дней недели, времён года и частей суток;

познакомить с весенними месяцами, формировать умение называть их по порядку, знать, какой по счёту в году;

совершенствовать умение совершать мыслительные операции: продолжать ряды геометрических фигур по образцу;

воспитывать аккуратность при работе в тетради.


использование ИКТ;

рассматривание иллюстраций;

беседа;

вопросы и ответы детей;

дидактические игры и упражнения;

работа в рабочих тетрадях

набор цифр и знаков;

наглядный материал;

счётный материал;

счётные палочки;

логические блоки «Дьенеша»;

дид/игра «Танграм»;

рабочие тетради;

цветные карандаши, ручка, простой карандаш

03.03.2022


43

Состав числа. Соседи числа.

Цель: закрепить состав чисел 2 – 8.

Задачи:

формировать умение составлять числа от 2 до 8 из двух меньших;

совершенствовать умение называть «соседей числа»;

закрепить знание весенних месяцев, умение называть их по порядку;

закрепить знание геометрических фигур, геометрических тел;

формировать умение срисовывать рисунок по клеткам;

развивать память, логику, мышление.

использование ИКТ;

рассматривание иллюстраций;

беседа;

вопросы и ответы детей;

дидактические игры и упражнения;

работа в рабочих тетрадях

набор цифр и знаков;

наглядный материал;

счётный материал;

счётные палочки;

логические блоки «Дьенеша»;

дид/игра «Танграм»;

рабочие тетради;

цветные карандаши, ручка, простой карандаш

10.03.2022


44

Решение примеров.

Цель: Совершенствовать умение решать примеры.

Задачи:

закрепить умение ориентироваться на листе бумаге;

совершенствовать умение выполнять штриховку в заданном направлении;

закрепить количественный и порядковый, прямой и обратный счёт в пределах 20;

закрепить знание дней недели, умения называть день недели, который был вчера (будет завтра, послезавтра и т.д.);

закрепить знание весенних, зимних и осенних месяцев, называть какой по счёту в году;

совершенствовать умение решать примеры в пределах 8.

использование ИКТ;

рассматривание иллюстраций;

беседа;

вопросы и ответы детей;

дидактические игры и упражнения;

работа в рабочих тетрадях

набор цифр и знаков;

наглядный материал;

счётный материал;

счётные палочки;

логические блоки «Дьенеша»;

дид/игра «Танграм»;

рабочие тетради;

цветные карандаши, ручка, простой карандаш

15.03.2022


45

Сравнение предметов, геометрических фигур

Цель: Закрепить умение сравнивать группы предметов.

Задачи:

закрепить количественный и порядковый счёт в пределах 20;

совершенствовать умение сравнивать предметы по длине (ширине, высоте, размеру);

закрепить умение пользоваться линейкой;

формировать умение группировать предметы по 1 – 2 признакам;

воспитывать аккуратность при работе в тетради.

использование ИКТ;

рассматривание иллюстраций;

беседа;

вопросы и ответы детей;

дидактические игры и упражнения;

работа в рабочих тетрадях.

набор цифр и знаков;

наглядный материал;

счётный материал;

счётные палочки;

логические блоки «Дьенеша»;

дид/игра «Танграм»;

рабочие тетради;

цветные карандаши, ручка, простой карандаш

17.03.2022


46

Состав числа 9

Цель: Познакомить с составом числа 10.

Задачи:

закрепить знание геометрических фигур, геометрических тел;

совершенствовать умение считать в пределах 20;

закрепить умение рисовать прямую, волнистую, ломаную линию, отрезок;

закрепить «Соседей числа»;

формировать умение составлять число 9 из двух меньших;

развивать логику, память, внимание, мышление.

использование ИКТ;

рассматривание иллюстраций;

беседа;

вопросы и ответы детей;

дидактические игры и упражнения;

работа в рабочих тетрадях.

набор цифр и знаков;

наглядный материал;

счётный материал;

счётные палочки;

логические блоки «Дьенеша»;

дид/игра «Танграм»;

рабочие тетради;

цветные карандаши, ручка, простой карандаш

22.03.2022


47

Состав чисел от 2 до 9

Цель: Закрепить знания

Задачи:

закрепить состав чисел от 2 до 9;

совершенствовать умение считать в пределах 20;

формировать умение решать арифметические задачи, умение составлять задачи;

закрепить умение сравнивать числа, ставя знаки <. >, =;

воспитывать аккуратность при работе в тетради.

использование ИКТ;

рассматривание иллюстраций;

беседа;

вопросы и ответы детей;

дидактические игры и упражнения;

работа в рабочих тетрадях.

набор цифр и знаков;

наглядный материал;

счётный материал;

счётные палочки;

логические блоки «Дьенеша»;

дид/игра «Танграм»;

рабочие тетради;

цветные карандаши, ручка, простой карандаш

24.03.2022


48

Ориентировка на листе бумаги

Цель: Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

Задачи:

совершенствовать умение определять верхнюю (нижнюю, правую, левую и т.д.) сторону листа;

закрепить умение рисовать по клеточкам, следуя словесной инструкции;

совершенствовать умение выполнять штриховку;

закрепить умение рисовать по памяти;

развивать внимание, память.

использование ИКТ;

рассматривание иллюстраций;

беседа;

вопросы и ответы детей;

дидактические игры и упражнения;

работа в рабочих тетрадях.

набор цифр и знаков;

наглядный материал;

счётный материал;

счётные палочки;

логические блоки «Дьенеша»;

дид/игра «Танграм»;

рабочие тетради;

цветные карандаши, ручка, простой карандаш

29.03.2022


49

Итоговый тест

Цель: Закрепить полученные знания.

Задачи:

Закрепить:

состав чисел от 2 до 10;

умение создавать рисунок по клеточкам, следуя словесной инструкции;

выполнять штриховку в заданном направлении;

группировать предметы по 1 – 2 признакам, выделять предмет, отличающийся от других по 1 – признакам;

умение измерять длину предмета с помощью линейки;

количественный и порядковый счёт в пределах 20;

знание «Соседей числа».

использование ИКТ;

рассматривание иллюстраций;

беседа;

вопросы и ответы детей;

дидактические игры и упражнения;

работа в рабочих тетрадях.

набор цифр и знаков;

наглядный материал;

счётный материал;

счётные палочки;

логические блоки «Дьенеша»;

дид/игра «Танграм»;

рабочие тетради;

цветные карандаши, ручка, простой карандаш

31.03.2022


АПРЕЛЬ

50

Логические задачки

Цель: Формировать умение решать задачи на логику (с подвохом).

Задачи:

закрепить умение делить геометрическую фигуру на одну (две, три, четыре) других, умение составлять фигуру из нескольких частей;

формировать умение составлять геометрические фигуры и цифры из счётных палочек;

развивать внимание и логику при решении логических задачек.

использование ИКТ;

рассматривание иллюстраций;

беседа;

вопросы и ответы детей;

дидактические игры и упражнения;

работа в рабочих тетрадях.

набор цифр и знаков;

наглядный материал;

счётный материал;

счётные палочки;

логические блоки «Дьенеша»;

дид/игра «Танграм»;

рабочие тетради;

цветные карандаши, ручка, простой карандаш

05.04.2022


51

Состав числа. Соседи числа.

Цель: Закрепить пройденный материал

Задачи:

совершенствовать умение называть «Соседей числа»;

закрепить состав чисел от 2 до 10;

совершенствовать умение писать цифры, не выходя за пределы клетки;

формировать умение решать арифметические задачи и примеры в пределах 10;

развивать память, логическое мышление;

воспитывать аккуратность при работе в тетради.

использование ИКТ;

рассматривание иллюстраций;

беседа;

вопросы и ответы детей;

дидактические игры и упражнения;

работа в рабочих тетрадях.

набор цифр и знаков;

наглядный материал;

счётный материал;

счётные палочки;

логические блоки «Дьенеша»;

дид/игра «Танграм»;

рабочие тетради;

цветные карандаши, ручка, простой карандаш

07.04.2022


52

Длина, ширина, высота предмета

Цель: закрепить умение измерять длину предмета.

Задачи:


совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине (высоте, ширине) способом наложения и приложения;

закрепить умение сравнивать два предмета по длине (высоте, ширине) с помощью условной мерки;

закрепить умение сравнивать два предмета по длине (высоте, ширине) с помощью линейки;

формировать знание о том, что сравнение по линейки – самый точный способ сравнения двух предметов.

использование ИКТ;

рассматривание иллюстраций;

беседа;

вопросы и ответы детей;

дидактические игры и упражнения;

работа в рабочих тетрадях.

набор цифр и знаков;

наглядный материал;

счётный материал;

счётные палочки;

логические блоки «Дьенеша»;

дид/игра «Танграм»;

рабочие тетради;

цветные карандаши, ручка, простой карандаш

12.04.2022


53

Преобразование геометрических фигур

Цель: Закрепить знание геометрических фигур.

Задачи:

закрепить знание геометрических фигур и геометрических тел;

формировать умение преобразовывать квадрат – в круг, прямоугольник – в овал с помощью ножниц;

формировать умение составлять рисунок из геометрических фигур на заданную тематику;

развивать фантазию, внимание, мышление.

использование ИКТ;

рассматривание иллюстраций;

беседа;

вопросы и ответы детей;

дидактические игры и упражнения;

работа в рабочих тетрадях.

набор цифр и знаков;

наглядный материал;

счётный материал;

счётные палочки;

логические блоки «Дьенеша»;

дид/игра «Танграм»;

рабочие тетради;

цветные карандаши, ручка, простой карандаш

14.04.2022


54

Ориентировка во времени и на листе бумаги

Цель: Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги, во времени.

Задачи:

закрепить знание зимних, весенних, осенних месяцев, умение называть по порядку;

закрепить знание дней недели, умение называть день недели, который был вчера (будет завтра, послезавтра и т.д.);

закрепить части суток;

формировать умение повторять рисунок по точкам;

развивать внимание, память.

использование ИКТ;

рассматривание иллюстраций;

беседа;

вопросы и ответы детей;

дидактические игры и упражнения;

работа в рабочих тетрадях.

набор цифр и знаков;

наглядный материал;

счётный материал;

счётные палочки;

логические блоки «Дьенеша»;

дид/игра «Танграм»;

рабочие тетради;

цветные карандаши, ручка, простой карандаш

19.04.2022


55

Состав числа. Цифры.

Цель: Закрепить состав чисел от 2 до 10.

Задачи:

закрепить знание цифр;

закрепить прямой и обратный счёт в пределах 20;

совершенствовать умение называть «Соседей числа»;

закрепить умение оставлять числа 2 – 10 из двух меньших;

закрепить умение решать примеры и задачи в пределах 10;

развивать внимание, память, мышление.

использование ИКТ;

рассматривание иллюстраций;

беседа;

вопросы и ответы детей;

дидактические игры и упражнения;

работа в рабочих тетрадях.

набор цифр и знаков;

наглядный материал;

счётный материал;

счётные палочки;

логические блоки «Дьенеша»;

дид/игра «Танграм»;

рабочие тетради;

цветные карандаши, ручка, простой карандаш

21.04.2022


56

Год, месяц, неделя

Цель: Формировать понятия: год, месяц, неделя.

Задачи:

закрепить знание месяцев, количества месяцев в году, умения называть по порядку;

закрепить знание количества дней в месяце;

закрепить знания дней недели, количества дней недели, умения называть по порядку;

ввести понятия: год, неделя, месяц;

закрепить умение составлять рисунок по клеточкам, следуя словесным инструкциям.

использование ИКТ;

рассматривание иллюстраций;

беседа;

вопросы и ответы детей;

дидактические игры и упражнения;

работа в рабочих тетрадях.

набор цифр и знаков;

наглядный материал;

счётный материал;

счётные палочки;

логические блоки «Дьенеша»;

дид/игра «Танграм»;

рабочие тетради;

цветные карандаши, ручка, простой карандаш

26.04.2022


57

Итоговый тест

Цель: закрепить пройденный материал.

Задачи:

состав чисел от 2 до 10;

умение создавать рисунок по клеточкам, следуя словесной инструкции;

умение создавать рисунок по памяти;

выполнять штриховку в заданном направлении;

группировать предметы по 1 – 2 признакам, выделять предмет, отличающийся от других по 1 – признакам;

умение измерять длину предмета с помощью линейки;

количественный и порядковый счёт в пределах 20;

знание «Соседей числа»;

умение решать примеры и арифметические задачи в пределах 10;

умение преобразовывать геометрические фигуры, составлять (делить) фигуры из нескольких частей;

развивать внимание, память, мышление.

использование ИКТ;

рассматривание иллюстраций;

беседа;

вопросы и ответы детей;

дидактические игры и упражнения;

работа в рабочих тетрадях.

набор цифр и знаков;

наглядный материал;

счётный материал;

счётные палочки;

логические блоки «Дьенеша»;

дид/игра «Танграм»;

рабочие тетради;

цветные карандаши, ручка, простой карандаш

28.04.2022



МАЙ

58 - 60

Закрепление пройденного материала. Итоговое тестирование

Цель: Закрепить полученные знания.

Задачи:

закрепить умение измерять длину предмету с помощью условной мерки, с помощью линейки;

закрепить умение сравнивать предметы по высоте, ширине, длине, размеру;

закрепить умение составлять изображение по клеточкам, точкам, ориентироваться на листе бумаге;

закрепить знание цифр от 1 до 10;

закрепить прямой и обратный счёт в пределах 20;

закрепить знание геометрических фигур и геометрических тел;

состав чисел от 2 до 10;

умение создавать рисунок по клеточкам, следуя словесной инструкции;

умение создавать рисунок по памяти;

выполнять штриховку в заданном направлении;

группировать предметы по 1 – 2 признакам, выделять предмет, отличающийся от других по 1 – признакам;

количественный и порядковый счёт в пределах 20;

знание «Соседей числа»;

умение решать примеры и арифметические задачи в пределах 10;

умение преобразовывать геометрические фигуры, составлять (делить) фигуры из нескольких частей;

развивать внимание, память, мышление.

использование ИКТ;

рассматривание иллюстраций;

беседа;

вопросы и ответы детей;

дидактические игры и упражнения;

работа в рабочих тетрадях.

набор цифр и знаков;

наглядный материал;

счётный материал;

счётные палочки;

логические блоки «Дьенеша»;

дид/игра «Танграм»;

рабочие тетради;

цветные карандаши, ручка, простой карандаш

10.05.2022

12.05.2022

17.05.2022


3.3. Планируемые результаты

При успешном освоении программы достигается следующий уровень сформированности элементарных математических представлений детей:

считать по образцу и названному числу в пределах 20;

понимать независимость числа от пространственного расположения предметов;

знать числа первого десятка и записывать их;

пользоваться математическими знаками: +, -, =, <,>;

записывать решение математической задачи (загадки) с помощью математических знаков, цифр;

соотносить количество предметов с соответствующей цифрой;

различать количественный и порядковый счет в пределах 20;

составлять числа от 2 до 10 из двух меньших;

понимать смысл пословиц, в которых присутствуют числа;

знать геометрические фигуры;

рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры, символические изображения предметов из геометрических фигур;

выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры, символические изображения предметов;

располагать предметы в убывающем и возрастающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине, используя соответствующие определения;

делить предмет на 2 - 4 и более частей, понимать, что часть меньше целого, а целое больше части;

называть последовательно дни недели, месяцы;

ориентироваться на листе бумаги, в тетради в клетку;

определять положение предметов по отношению к другому лицу;

решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;

понимать задание и выполнять его самостоятельно;

проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы.

Организационно-педагогические условия

Календарный учебный график

Группа

Дата начала обучения

Дата окончания обучения

Всего учебных недель

Сроки контрольных процедур

старшая

05.10.2021

17.05.2022

30

Май 2022

Условия реализации программы

Научно-технические средства:

образовательная программа «Занимательная математика»;

учебно-методические пособия (комплект рабочих тетрадей) – для формирования практической части (В. Шевелева «Готовимся к школе» в двух частях, «Задачки в клеточках», «Занимательная математика», «Занимательная геометрия», «Упражнения и тесты в клеточках», «Количество и счет», «Графические диктанты»; Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка ступенька к школе практический курс математики для дошкольников»).


Материально-техническое обеспечение:

строительный набор (кирпичики);

кубики с сюжетными картинками (8—24 кубика) «Сказки», «Зоопарк», «Овощи и фрукты» и др.;

кубики Никитина: «Уникуб», «Чудо-куб», «Занимательные кубики»;

игры Никитина: «Сложи квадрат», «Дроби»;

рамки-вкладыши Монтессори;

наборы дидактический, арифметический;

арифметическое домино;

коллекция шнуровок (ежик, грибок, белочка и др.);

мозаика детская;

коллекция мировых головоломок (Танграм, Гексамино, Пентамино, головоломка Архимеда и др.);

набор карточек с цифрами от 0 до 20;

счетная и ученическая линейка, демонстрационный материал по каждой теме программы;

счетные палочки;

набор планов по ориентации в группе;

наборы игрушек;

наборы пластмассовых плоскостных и объемных фигур;

магнитная доска с набором цифр; пособия: «Круглый год», «Я изучаю дни недели»;

логические блоки Дьенеша;

цветные счетные палочки Кюизенера;

пособие «Домик».


Техническое оснащение занятий:

Магнитная доска.

Числовая ось. Разрезные цифры, картинки с предметами.

Наборное полотно.

Плакаты с цифрами, геометрическими фигурами.

Наглядный материал: игрушки, объемные геометрические фигуры, бросовый материал.

Картинки последовательности действий.

Раздаточный материал: геометрические фигуры, цифры, полоски различных размеров и длин.

Дидактические игры.

Тетради, карандаши, линейки.

Карточки с индивидуальными заданиями.

Музыкальная аппаратура для проведения физминуток.

Презентации и видеоролики для проведения итоговых тестов и занятий.

Формы контроля

По Программе предусмотрено открытое занятие для родителей. В зависимости от санитарно – эпидемиологической обстановки может быть заменено развлечением для детей «Вселенная математики».

Оценочные материалы

Задание № 1 «Угадай, сколько пуговиц в другой руке»

Цель: Выявление знаний состава числа из двух меньших чисел.

Материал:

демонстрационный: 10 предметов небольшого размера (фасолины), фишки – награда;

раздаточный: карточки с цифрами от 0 до 9 и 10.

Инструкция к проведению.

Воспитатель прячет в двух руках 10 предметов. Предлагает детям угадать, как спрятаны предметы (сколько в какой руке), взяв для этого две карточки с цифрами. Детям, выбравшим числа, которые могут составить число 10, даются фишки – награда. Кто-то из детей, угадавших сочетание фишек, получает возможность предложить число, в которое будут играть дальше. Игра повторяется 5 раз.

Оценка.

Показатель – уровень развития представлений о составе чисел от 2-х до 10-ти из 2-х меньших.

Высокий уровень – дети, набравшие 5 фишек.

Средний уровень – дети, набравшие 3-4 фишки.

Низкий уровень – дети, набравшие 1-2 фишки.


Задание № 2

Цель. Выявление уровня развития представлений детей о закономерностях образования чисел числового ряда.

Материал:

демонстрационный: бубен, флажок, фишки для поощрения детей, правильно выполнивших задание;

раздаточный: карточки с цифрами до десяти.

Инструкция к проведению.

Детям, правильно выполнившим следующие задания, даются фишки.

Поднять карточку с цифрой, соответствующей восьми ударам воспитателя в бубен.

Поднять карточку с цифрой, соответствующей семи взмахам воспитателя флажком.

Поднять карточку с цифрой, обозначающей число, на один больше, чем количество пальцев на одной руке.

Поднять карточку с цифрой, обозначающей число, на один меньше, чем количество на обеих руках.

Задумать число, меньшее семи, но больше четырех, поднять карточку с цифрой.

Задумать два числа, больше чем пять, поднять карточки.

Поднять карточки с цифрами для чисел на один больше и меньше шести.

Угадать, сколько сейчас лет мальчику, если год назад ему было девять. (назови число на ухо воспитателю.)

Угадать, сколько лет сестре, если она на год младше семилетнего брата. Карточку с цифрой показать только воспитателю.

Угадать, какое было задумано число, если после того, как к нему прибавили один, стало десять.

Оценка.

Показатель – уровень развития представлений о закономерностях образования чисел в числовом ряду.

Высокий уровень – дети, набравшие 9-10 фишек.

Средний уровень – дети, набравшие 5-8 фишек.

Низкий уровень – дети, набравшие меньше 5 фишек.


Задание № 3 «Придумай и реши задачу»

Цель: Выявление умений составлять и решать задачи на сложение и вычитание.

Материал «Математический набор».

Инструкция к проведению.

Воспитатель предлагает детям придумать задачу, «записать» её с помощью цифр и знаков. После выполнения задания каждому из детей предоставляется возможность рассказать свою задачу и объяснить, как он ее решил. Фиксируется 1) правильная формулировка задачи: наличие условий, вопроса, 2) правильная «запись» условия и решения задачи.

Оценка.

Показатель - умение придумывать и решать задачи на сложение и вычитание.

Высокий уровень – дети самостоятельно и правильно придумывают задачи, формулируют условия, правильно «записывают» условие и решение в цифровом варианте, могут объяснить, как решалась задача (от… отняли (прибавили)…)

Средний уровень – дети придумывают задачи, допускают ошибки (в формулировке отсутствует вопрос, в «записи» пропущены числа или знаки), однако исправляют их после замечаний воспитателя: «Все ли ты сказал?», «У тебя в записи есть ошибка» и т.д.

Низкий уровень – дети придумывают задачи, в формулировке отсутствует вопрос, в «записи» пропущены числа или знаки. Не могут исправить ошибки после указания на них.


Задание № 4

Цель. Выявление умений ориентироваться в пространстве с помощью плана.

Материал: готовый графический план групповой комнаты.

Инструкция к проведению. План располагается на столе в том помещении, которое на нем изображено.

Перед действием каждого ребенка воспитатель поворачивает план на столе, а ребенок должен суметь правильно его сориентировать, соотнести с пространством комнаты.

Воспитатель предлагает два типа задач:

отгадать, где на плане нарисован какой-либо предмет данного помещения (например: кровать ребенка, стол);

найти в комнате тот предмет, который воспитатель укажет на плане (обратная задача).

Детям говорится:

а) «Поверни план так, чтобы было удобнее сравнивать его с нашей комнатой».

б) «Покажи где на этом плане нарисована твоя кровать». А затем: «Найди в спальне ту кровать, которую я покажу на плане» (указывается изображение на плане кровати, расположенной в другой части комнаты). Если занятие проводится в группе, ребенку предлагается указать на плане любой из предметов, находящийся в группе, а затем – любой реальный предмет, указанный воспитателем на плане.

Оценка.

Показатель – умение ориентироваться с помощью плана.

Высокий уровень – дети выполняют все задания самостоятельно, безошибочно (четко ориентируют план, точно соотносят предметы в комнате с их изображениями на плане). Быстрота выполнения не учитывается.

Средний уровень – дети, в основном с помощью дополнительных объяснений взрослого, могут выполнить все задания. иногда они выполняют их не совсем точно (например, не очень четко ориентируют план, или указывают не тот предмет, который надо, а расположенный по соседству).

Низкий уровень – дети не узнают в изображении на плане отраженное на нем реальное помещение.


Задание № 5

Цель. Выявление знаний о днях недели, о месяцах, о временах года.

Материал: мяч.

Инструкция к проведению. Дети встают в круг.

1) Воспитатель предлагает детям назвать дни недели по порядку, передавая мяч по кругу (воспитатель передает мяч рядом стоящему ребенку говорит: «Понедельник», ребенок берет мяч, продолжает – вторник и передает мяч следующему и т.д.).

2) У воспитателя мяч, он бросает мяч ребенку и задает вопрос. Ребенок возвращает мяч педагогу и отвечает. Какой сегодня день недели? Какой день недели будет завтра? Какой день недели был вчера? Какой день недели следует после понедельника? Назови выходные дни? Назови день недели, стоящий между четвергом и субботой. Какое сейчас время года? Какое время года наступит после зимы? (весны, лета, осени). Как называется первый месяц весны? (осени, зимы, лета) и т.д.

Оценка.

Показатель – количество правильных ответов.

Высокий уровень – дети легко ориентируются во времени, дают правильные ответы на все вопросы.

Средний уровень – дети отвечают не на все вопросы, допускают ошибки в ответах, на указание ошибки воспитателем, сами исправляют их.

Низкий уровень – дети не отвечают ни на один вопрос.


Задание № 6

Цель. Выявление знаний о геометрических фигурах.

Материал: набор геометрических фигур разной формы и величины: круги, квадраты, треугольники, прямоугольники.

Инструкция к проведению. Воспитатель предлагает детям отложить в сторону все многоугольники. После выполнения задания предлагает сказать, какие фигуры лежат на столе (круги и многоугольники).

Оценка.

Показатель – уровень знаний о геометрических фигурах.

Высокий уровень – дети имеют четкие представления о геометрических фигурах, делают обобщение.

Средний уровень – дети имеют представления о геометрических фигурах. С помощью воспитателя делают обобщение.

Низкий уровень – дети путаются в назывании геометрических фигур, не могут обобщить.


5. Список литературы

Венгер Л. А., Дьяченко М.О. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - М., 1989.

Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников, СПб: «Детство – Пресс», 2001г.

Маврина, Л. Математические игры для дошкольников / Л. Маврина. - М.: Стрекоза, 2012.

Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников» - М: Просвещение. – 1990

Носова Е.А. «Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду». -Л. : 1990.

Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка ступенька к школе практический курс математики для дошкольников» пособие. Математика для детей 5-6 лет. Москва, Ювента, 2014г.

Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Задачи в кроссвордах», пособие: Математика для детей 5-6 лет. Москва, Ювента, 2014г.

Рихтерман Т.Д. Формирование представлений времени у детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателей. - М.: Просвещение,1982.

Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. - М.: Просвещение,1987.

Стасова Л.П. Развивающие математические игры-занятия в ДОУ, Воронеж,2008г.

Чилинрова Л.А., Спиридонова Б.В. Играя, учимся математике. - М., 2005.

Шевелев К. В. Конспекты занятий по математике с детьми 5-6 лет. -М.:2009

http://игрыдлядетей24.рф/matematicheskie-igry13.Математическиеигры

http://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/matematicheskie-igry



1


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.