Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная математика»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №107 общеразвивающего вида» (МДОУ «Д/с №107»)
ПРИНЯТО: педагогическим советом от ______________ протокол № | УТВЕРЖДЕНО: приказом заведующего МДОУ «Д/С №107» от ___________________ №01-10/____ |
Дополнительная общеразвивающая программа
Познавательное развитие «Формирование элементарных математических представлений»
«Занимательная математика»
Для детей 5- 6 лет
Срок реализации:
2021 – 2022 уч.год
Автор – составитель:
Осипова Н.В.
пгт. Водный, 2021 год
Содержание:
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1. Пояснительная записка
1.1. Направленность программы
Программа дополнительных образовательных услуг «Занимательная математика» составлена с учетом ФГОС дошкольного образования и разработана на основе «Программа от рождения до школы» под редакцией Васильевой М.А., Комаровой Т.С., Вераксы Н.Е., а также на основе парциальных программ «Математика в детском саду» В.П.Новиковой, «Математика в детском саду» Л.В.Минкевич. Программа реализуется на базе МДОУ д/с № 107 «Светлячок», в которых утверждены основные принципы, цели и задачи.
Данная рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 6 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по познавательному развитию (ФЭМП). Методика «Кружка» учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности и темпом развития каждого ребенка. Тематика математического кружка способствует расширению словарного запаса, активизации словаря, развитию связной речи. Задания составляются таким способом, чтобы дети могли упражняться в правильном употреблении сформированных грамматических категорий, активизации отработанной лексики.
Формирование количественных и пространственных представлений является важным условием полноценного развития на всех этапах дошкольного детства. Они служат необходимой основой для дальнейшего обогащения знаний об окружающем мире, успешного овладения системой общих и математических понятий в школе.
1.2. Актуальность Программы
Актуальность проекта развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста продиктована современной действительностью. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. В соответствии с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада человека любознательного, активного, принимающего живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, обладающего способностью решать интеллектуальные и личностные задачи, а также овладевшего универсальными предпосылками учебной деятельности – умением работать по правилу, по образцу, по инструкции. Роль математической логики при этом невозможно переоценить. Проанализировав содержание современных обучающих программ начальной школы, мы можем с уверенностью сказать, что логической составляющей в них придаётся важнейшее значение. Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, необходимо готовить ребенка соответствующим образом.
Математическая грамотность, развитое логическое мышление – это залог успешного обучения выпускника детского сада в школе.
1.3. Отличительные особенности Программы
Содержание, методы и формы организации учебного процесса непосредственно согласованы с закономерностями развития ребенка. Во время занятий широко используются стихи, загадки, приметы, пословицы, игровые упражнения, которые всегда связаны с темой занятия. Это позволяет снять утомление, внести разнообразие в занятие, дети узнают много нового, учатся обобщать.
Особенность программы «Занимательная математика» заключается в том, что ребёнок не просто учиться считать, а овладевает элементами логических действий сравнения, классификации, обобщения.
В программе предлагаются увлекательные игры и упражнения для развития логического мышления, позволяющие качественно подготовить детей к школе. На всех занятиях широко используются средства ИКТ: разнообразные головоломки, тесты и задачи, которые педагог решает с воспитанниками как индивидуально, так по группам. Это позволяет намного повысить усвоение материала дошкольниками.
Отличительной особенностью программы является системно - деятельный подход к познавательному развитию ребенка средствами занимательных заданий по математике.
В основу работы по программе положены следующие принципы:
принцип природосообразности (учитывается возраст обучающегося, а также уровень его интеллектуального развития, математической подготовки, предполагающий выполнение математических заданий различной степени сложности);
проблемности – ребенок получает знания не в готовом виде, а в процессе собственной интеллектуальной деятельности;
принцип адаптивности – предполагает гибкое применение содержания и методов математического развития детей в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого воспитанника;
психологической комфортности – создание спокойной доброжелательной обстановки, вера в силы ребенка;
творчества – формирование способности находить нестандартные решения;
индивидуализации – развитие личных качеств посредством разноуровневого математического содержания.
Программа представляет систему занятий, организованных в занимательной игровой форме, что не утомляет ребёнка и способствует лучшему запоминанию математических понятий. На занятиях математического кружка активно используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления детей, увлекательные игры и упражнения с цифрами, знаками, геометрическими фигурами.
1.4. Адресат Программы
Возраст детей, участвующих в программе: 5 – 6 лет.
Ребенок шестого года жизни продолжает совершенствоваться через игру, рисование, общение с взрослыми и сверстниками, но постепенно, важнейшим видом деятельности становится учение.
С пяти лет ребенка необходимо готовить к будущему школьному обучению. Интеллектуальное развитие ребенка пяти-шести лет определяется комплексом познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Внимание ребенка этого возрастного периода характеризуется непроизвольностью; он еще не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, в частой смене деятельности. Ребенок должен использовать умения сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать результаты своей деятельности.
Таким образом, за два года до школы можно оказать значимое влияние на развитие математических способностей дошкольника. И в этом большую помощь окажут развивающие занятия по дополнительной программе «Занимательная математика».
1.5. Объём программы
Режим занятий: математический кружок работает 2 раза в неделю по 35 - 40 минут, всего 60 занятий за учебный год. Рекомендуемый состав группы 10-12 человек. Большую часть программы составляют практические занятия.
1.6. Формы организации образовательного процесса
Формы организации детей: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Сочетание групповых, подгрупповых, индивидуальных форм организации детей обеспечит наилучшее усвоение программного материала. Рациональное использование средств, методов и форм познавательной деятельности будет способствовать формированию предпосылок к универсальным учебным действиям у дошкольников.
Формы организации кружка:
традиционные;
тематические;
комбинированные;
практические;
игры, конкурсы;
итоговые.
Структура каждого занятия определяется его содержанием: посвящается ли оно изучению нового, повторению и закреплению пройденного, проверке усвоения знаний детьми:
в 1-ой части занятия планируется повторение предыдущего материала;
во 2-ой части – подача нового материала;
в 3-ей части – проверка усвоения нового материала (д/и, игровые упражнения).
Первое занятие по новой теме почти целиком посвящается работе над новым материалом. Знакомство с новым материалом организуют, когда дети наиболее работоспособны, т. е. на 3—5-й мин. от начала занятия, и заканчивают на 15— 18-й мин. Повторению пройденного уделяют 3—4 мин. в начале и 4—8 мин. в конце занятия. Почему целесообразно строить работу именно так? Изучение нового утомляет детей, а включение повторного материала дает им некоторую разрядку. Поэтому там, где это возможно, полезно повторять пройденный материал по ходу работы над новым, так как очень важно ввести новые знания в систему ранее усвоенных.
На втором и третьем занятиях по данной теме ей отводят примерно 50% времени, а во второй части занятия повторяют (или продолжают изучать) непосредственно предшествующий материал, в третьей части повторяют то, что дети уже усвоили.
Проводя занятие, важно органически связать его отдельные части, обеспечить правильное распределение умственной нагрузки, чередование видов и форм организации учебной деятельности.
Комплексное использование всех приёмов, методов, форм обучения поможет решить одну из главных задач - осуществить математическую подготовку дошкольников и вывести развитие их мышления на уровень, достаточный для успешного усвоения математики в школе.
1.7. Срок освоения программы
Продолжительность реализации программы – 1 год (октябрь – май).
1.8. Режим занятий
Год обучения | Кол-во недель | Кол-во занятий в неделю | Кол-во занятий в год | Продолжительность занятия |
2021 - 2022 | 30 | 2 | 60 | 35 – 40 минут |
2. Цель и задачи Программы
Цель программы: Развитие интеллектуальных способностей, познавательной активности, интереса детей к математике и желанию творчески применять полученные знания.
Задачи:
Образовательные:
- закреплять знание цифр;
- закреплять количественный и порядковый счёт в пределах 10;
- познакомить с составом числа;
- формировать умение решать простые задачи на сложение и вычитание;
- формировать представления о геометрических фигурах и их свойствах;
- совершенствовать умение сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, размеру;
- обучать ориентировке во времени, пространстве, на плоскости.
Развивающие:
- развивать логическое мышление, основные мыслительные операции;
- развивать мыслительную активность, анализировать, делать выводы;
- развивать самостоятельность, инициативность, самоконтроль.
Воспитательные:
- воспитывать познавательную активность;
- воспитывать потребность к математическим занятиям;
- воспитывать чувство коллективизма, товарищества.
3. Содержание программы
3.1. Учебный план
№ | Наименование раздела, темы | Кол-во занятий | ||
теория | практика | итого | ||
1 | Диагностика | - | 1 | 1 |
2 | Количество и счёт | 3 | 7 | 10 |
3 | Величина | 2 | 5 | 7 |
4 | Ориентировка в пространстве | 2 | 4 | 6 |
5 | Ориентировка во времени | 1 | 3 | 4 |
6 | Простейшие геометрические представления | - | 3 | 3 |
7 | Геометрические фигуры | 1 | 2 | 3 |
8 | Геометрические тела | 2 | 1 | 3 |
9 | Графические работы | 1 | 7 | 8 |
10 | Конструирование и моделирование | 3 | 6 | 9 |
11 | Логические задачи | 2 | 3 | 5 |
12 | Диагностика | - | 1 | 1 |
ИТОГО | 17 | 43 | 60 |
3.2. календарно – тематическое планирование
№ занятия | Тема | Программное содержание | Материал, оборудование | Дата проведения | Дата проведения (факт) | |
Цель, задачи | Методы, приёмы | |||||
ОКТЯБРЬ | ||||||
1 | Мониторинг | Цель: выявить уровень знаний и умений, которыми дети овладели в прошлом году. Задачи: закрепить знание цифр от 0 до 9; закрепить знание геометрических фигур и геометрических тел; закрепить умение сравнивать предметы, выделяя несколько признаков; закрепить ориентировку в пространстве: дни недели, части суток, времена года; закрепить умение сравнивать две группы предметов, ставя необходимые знаки: <, >, =. | использование ИКТ; индивидуальная работа с детьми; объяснение к выполнению задания; анализ работы. | набор геометрических фигур; набор цифр и знаков; цветные карандаши, ручка, простой карандаш; счётный материал; дид.пособие: неделя, сутки, год | 05.10.2021 | |
2 | Цифры 1, 2, 3, геометрические фигуры | Цель: Повторить пройденный материал. Задачи: закрепить знание цифр 1, 2, 3, умение правильно писать; закрепить знание геометрических фигур (овал, круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, трапеция, ромб), умение называть основные признаки и свойства; совершенствовать умение ориентироваться в пространстве. | использование ИКТ; рассматривание иллюстраций; объяснение к выполнению заданий; беседа; вопросы и ответы детей; дидактические игры и упражнения; работа в рабочих тетрадях. | набор геометрических фигур; набор цифр и знаков; рабочие тетради; цветные карандаши, ручка, простой карандаш; счётный материал. | 07.10.2021 | |
3 | Цифры 4, 5, 6, геометрические тела | Цель: повторить пройденный материал. Задачи: закрепить знание цифр 4, 5, 6, умение правильно писать; закрепить знание геометрических тел (куб, шар, конус, цилиндр), умение называть основные признаки и свойства; совершенствовать умение сравнивать две группы предметов, ставя необходимые знаки (больше, меньше, равно), уравнивать две группы предметов. | использование ИКТ; рассматривание иллюстраций; объяснение к выполнению заданий; беседа; вопросы и ответы детей; дидактические игры и упражнения; работа в рабочих тетрадях. | набор геометрических фигур; набор цифр и знаков; рабочие тетради; цветные карандаши, ручка, простой карандаш; счётный материал. | 12.10.2021 | |
4 | Цифры 7, 8, 9, 0, ориентировка на листе бумаге | Цель: повторить пройденный материал. Задачи: закрепить знание цифр 7, 8, 9, 0, умение правильно писать; закрепить умение ориентироваться на листе бумаге; совершенствовать умение создавать рисунок по клеточкам. | использование ИКТ; рассматривание иллюстраций; объяснение к выполнению заданий; беседа; вопросы и ответы детей; дидактические игры и упражнения; работа в рабочих тетрадях. | набор геометрических фигур; набор цифр и знаков; рабочие тетради; цветные карандаши, ручка, простой карандаш; счётный материал. | 14.10.2021 | |
5 | Цифра 10, многоугольники. | Цель: познакомить с цифрой 10. Задачи: познакомить с цифрой 10; закрепить порядковый и количественный счёт в пределах 10; формировать умение писать цифру 10 в тетради; познакомить с понятием «Многоугольник», уметь называть признаки; формировать умение составлять геометрические фигуры из счётных палочек; формировать умение составлять геометрические фигуры из нескольких частей; развивать логическое мышление; воспитывать аккуратность при работе в тетради. | использование ИКТ; рассматривание иллюстраций; беседа; вопросы и ответы детей; дидактические игры и упражнения; работа в рабочих тетрадях. | набор геометрических фигур; набор цифр и знаков; счётные палочки; наглядный материал; счётный материал; разрезные картинки (геометрические фигуры); рабочие тетради; цветные карандаши, ручка, простой карандаш. | 19.10.2021 | |
6 | Цифра 10. Штриховка фигур. | Цель: познакомить с понятием штриховка. Задачи: закрепить цифру 10, умение правильно писать в тетради; закрепить порядковый и количественный счёт в пределах 10; познакомить с понятием штриховка, формировать умение выполнять штриховку сверху вниз; совершенствовать умение группировать фигуры по 1 или 2 схожим признакам; совершенствовать умение находить фигуру, отличающуюся по размеру (форме, цвету); воспитывать аккуратность при работе в тетради. | использование ИКТ; рассматривание иллюстраций; беседа; вопросы и ответы детей; дидактические игры и упражнения; работа в рабочих тетрадях. | набор цифр и знаков; наглядный материал; счётный материал; рабочие тетради; цветные карандаши, ручка, простой карандаш; логические блоки «Дьенеша». | 21.10.2021 | |
7 | Пирамида. Штриховка фигур. | Цель: познакомить с геометрическим телом «Пирамида». Задачи: закрепить знание основных признаков и свойств геометрических тел (шар, куб, цилиндр, конус); познакомить с понятием «пирамида», основными признаками; закрепить умение выполнять штриховку сверху вниз; совершенствовать умение группировать фигуры по 1 или 2 схожим признакам; развивать логику и мышление при отгадывании загадок. | использование ИКТ; рассматривание иллюстраций; беседа; вопросы и ответы детей; дидактические игры и упражнения; работа в рабочих тетрадях. | набор цифр и знаков; наглядный материал; счётный материал; рабочие тетради; цветные карандаши, ручка, простой карандаш; логические блоки «Дьенеша». | 26.10.2021 | |
8 | Квест «Космическое путешествие» | Цель: Повторить пройденный материал. Задачи: закрепить знание цифр; закрепить знание геометрических фигур; закрепить знание геометрических тел; развивать логику и мышление; воспитывать умение работать в парах и командах. | сюрпризный момент; использование ИКТ; дидактические игры и упражнения; вопросы и ответы детей; отгадывание загадок; объяснение к выполнению заданий. | набор геометрических фигур; логические блоки «Дьенеша»; набор цифр и знаков; письмо; карта; разрезные картинки. | 29.10.2021 | |
НОЯБРЬ | ||||||
9 | Времена года. Штриховка фигур. | Цель: познакомить с осенними месяцами. Задачи: формировать понятие «календарный год», знание о том, что год состоит из 12 месяцев и начинается зимой; закрепить знание времён года, формировать умение называть признаки осени; познакомить с названиями осенних месяцев, признаками и приметами; формировать умение выполнять штриховку фигур снизу-вверх; закрепить прямой и обратный счёт в пределах 10, формировать умение расставлять числа от меньшего к большему (от большего к меньшему) по порядку; ввести понятие «Соседи числа», формировать умение определять числа, стоящие перед (после) заданного числа; развивать логическое мышление. | использование ИКТ; рассматривание иллюстраций; беседа; вопросы и ответы детей; дидактические игры и упражнения; работа в рабочих | набор цифр и знаков; дид. пособие «календарь – времена года»; дид пособие «календарь – дни недели»; наглядный материал; счётный материал; счётные палочки; рабочие тетради; цветные карандаши, ручка, простой карандаш. | 02.11.2021 | |
10 | Времена года. Состав числа 2. | Цель: познакомить с составом числа 2. Задачи: познакомить с названиями осенних месяцев, признаками и приметами, формировать знание о том, что сентябрь 9 по счёту месяц в году; закрепить знание дней недели, формировать умение называть по порядку; формировать умение составлять число 2 из двух меньших; развивать логику, мышление; воспитывать аккуратность при работе в тетради; | использование ИКТ; рассматривание иллюстраций; беседа; вопросы и ответы детей; дидактические игры и упражнения; работа в рабочих тетрадях. | набор цифр и знаков; дид. пособие «календарь – времена года»; дид пособие «календарь – дни недели»; наглядный материал; счётный материал; счётные палочки; рабочие тетради; цветные карандаши, ручка, простой карандаш. | 04.11.2021 | |
11 | Состав числа 2. Сравнение предметов. | Цель: Задачи: совершенствовать умение составлять число 2 из двух меньших; закрепить умение сравнивать два предмете по длине, ширине, высоте, размеру; закрепить умение сравнивать две группы предметов, ставя знаки: <, >, =; совершенствовать умение ориентироваться на листе в клетку, отсчитывать нужное количество клеток в заданном направлении; развивать память, логику, мышление. | использование ИКТ; рассматривание иллюстраций; беседа; вопросы и ответы детей; дидактические игры и упражнения; работа в рабочих тетрадях. | набор цифр и знаков; дид. пособие «календарь – времена года»; дид пособие «календарь – дни недели»; наглядный материал; счётный материал; счётные палочки; рабочие тетради; цветные карандаши, ручка, простой карандаш. | 09.11.2021 | |
12 | Дни недели. Линия. Точка. | Цель: познакомить с понятием «линия» Задачи: закрепить знание дней недели, совершенствовать умение называть по порядку; познакомить с понятиями «линия» и «точка»; формировать умение различать линии: прямую, волнистую, ломанную; развивать логику и мышление при решении арифметических задач в стихах; воспитывать трудолюбие и аккуратность при работе в тетради. | использование ИКТ; рассматривание иллюстраций; беседа; вопросы и ответы детей; дидактические игры и упражнения; работа в рабочих тетрадях. | набор цифр и знаков; наглядный материал; счётный материал; счётные палочки; рабочие тетради; цветные карандаши, ручка, простой карандаш. | 11.11.2021 | |
13 | Длина предмета. | Цель: познакомить с понятием «длина». Задачи: закрепить умение сравнивать предметы по размеру (высоте, ширине), фиксируя ответ словами: самый большой, поменьше, самый маленький; закрепить умение сравнивать длину предмета способом «наложения» и «приложения»; формировать умение измерять длину предметов с помощью условной мерки; закрепить состав числа 2; Развивать логическое мышление, память. | использование ИКТ; рассматривание иллюстраций; беседа; вопросы и ответы детей; дидактические игры и упражнения; работа в рабочих тетрадях. | набор цифр и знаков; наглядный материал; счётный материал; счётные палочки; рабочие тетради; цветные карандаши, ручка, простой карандаш. | 16.11.2021 | |
14 | Состав числа 3. Длина предметов. | Цель: познакомить с составом числа 3. Задачи: закрепить количественный и порядковый счёт в пределах 10; закрепить умение измерять длину предмета с помощью условной мерки; формировать умение измерять длину с помощью клеток; дать детям представление о том, что сравнивать можно только те результаты, которые получены при измерении одной и той же меркой; закрепить знание геометрических фигур, их основных признаков; формировать умение изменять фигуры по одному – двум признакам (форме, размеру, цвету); формировать умение решать арифметические задачи со знаком «+»; формировать умение составлять число 3 из двух меньших; воспитывать аккуратность при работе в тетради. | использование ИКТ; рассматривание иллюстраций; беседа; вопросы и ответы детей; дидактические игры и упражнения; работа в рабочих тетрадях. | набор цифр и знаков; наглядный материал; счётный материал; счётные палочки; логические блоки «Дьенеша»; рабочие тетради; цветные карандаши, ручка, простой карандаш. | 18.11.2021 | |
15 | Состав числа 3. Рисунок по точкам. | Цель: формировать умение воссоздавать рисунок по образцу. Задачи: закрепить знание и последовательность осенних месяцев; закрепить навыки прямого и обратного счёта в пределах 10; формировать умение раскладывать число 3 на два меньших, а из двух меньших составлять число 3; дать представление о том, что при увеличении любого числа на единицу всегда получается следующее по порядку число; развивать умение узнавать фигуры по описанию; формировать умение воссоздавать рисунок по образцу (по точкам). развивать память, логику, мышление. | использование ИКТ; рассматривание иллюстраций; беседа; вопросы и ответы детей; дидактические игры и упражнения; работа в рабочих тетрадях. | набор цифр и знаков; наглядный материал; счётный материал; счётные палочки; логические блоки «Дьенеша»; рабочие тетради; цветные карандаши, ручка, простой карандаш | 23.11.2021 | |
16 | Состав числа 2 и 3. Ориентировка во времени. | Цель: совершенствовать умение составлять числа 2 и 3 из двух меньших. Задачи: закрепить порядковый и количественный счёт в пределах 10; закрепить навыки обратного счёта в пределах 10; формировать умение считать до 20; закрепить знание частей суток, последовательность; закрепить понятия «год», «неделя», «месяц»; формировать умение называть дни недели по порядку; формировать умение составлять изображения из геометрических фигур; формировать умение составлять число 2 и 3 из двух меньших; воспитывать аккуратность при работе в тетради. | использование ИКТ; рассматривание иллюстраций; беседа; вопросы и ответы детей; дидактические игры и упражнения; работа в рабочих тетрадях. | набор цифр и знаков; наглядный материал; счётный материал; счётные палочки; логические блоки «Дьенеша»; дид/игра «Танграм»; рабочие тетради; цветные карандаши, ручка, простой карандаш | 25.11.2021 | |
17 | Итоговый тест. | Цель: Проверить полученные знания. Задачи: закрепить состав числа 2 и 3; закрепить умение измерять длину предмету с помощью условной мерки; закрепить умение сравнивать предметы по высоте, ширине, длине, размеру; закрепить умение составлять изображение по клеточкам, точкам, ориентироваться на листе бумаге; закрепить знание цифр от 1 до 10; закрепить прямой и обратный счёт в пределах 10; закрепить знание геометрических фигур и геометрических тел. | использование ИКТ; рассматривание иллюстраций; беседа; вопросы и ответы детей; дидактические игры и упражнения; работа в рабочих тетрадях | набор цифр и знаков; наглядный материал; счётный материал; счётные палочки; логические блоки «Дьенеша»; дид/игра «Танграм»; рабочие тетради; цветные карандаши, ручка, простой карандаш | 30.11.2021 | |
ДЕКАБРЬ | ||||||
18 | Времена года, Зимние месяцы. | Цель: Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве и времени. Задачи: закрепить понятие «календарный год», знание о том, что год начинается зимой; познакомить с названиями зимних месяцев, признаками и приметами, формировать знание о том, что декабрь – последний месяц в году и 12 по счёту; познакомить с понятиями «Далеко», «Близко», «Высоко», «Низко», формировать представления: дальше, ближе, выше и т.д.; формировать умение составлять геометрические фигуры из счётных палочек; совершенствовать умение сравнивать фигуры, выделяя признаки, группировать по нескольким признакам; развивать логику и память; воспитывать аккуратность при работе в тетради. | использование ИКТ; рассматривание иллюстраций; беседа; вопросы и ответы детей; дидактические игры и упражнения; работа в рабочих тетрадях | набор цифр и знаков; наглядный материал; счётный материал; счётные палочки; логические блоки «Дьенеша»; дид/игра «Танграм»; рабочие тетради; цветные карандаши, ручка, простой карандаш | 02.12.2021 | |
19 | Состав числа 4. Ориентировка на листе бумаги. | Цель: Познакомить с составом числа 4. Задачи: закрепить порядковый и количественный счёт в пределах 10; совершенствовать навыки прямого и обратного счёта; закрепить умение находить фигуру, отличающуюся от заданной по форме (цвету, размеру); формировать умение составлять число 4 из двух меньших; формировать умение решать примеры со знаком «+» в пределах 4; воспитывать аккуратность при работе в тетради. | использование ИКТ; рассматривание иллюстраций; беседа; вопросы и ответы детей; дидактические игры и упражнения; работа в рабочих тетрадях | набор цифр и знаков; наглядный материал; счётный материал; счётные палочки; логические блоки «Дьенеша»; дид/игра «Танграм»; рабочие тетради; цветные карандаши, ручка, простой карандаш. | 07.12.2021 | |
20 | Отрезок. Линии. | Цель: Познакомить с понятиями «отрезок» и «линия». Задачи: формировать понятие «отрезок», «линия», отличия друг от друга; познакомить с волнистыми и прямыми линиями; закрепить состав числа 3 и 4; совершенствовать умение решать примеры на «+» в пределах 4; закрепить знание геометрических фигур; воспитывать аккуратность при работе в тетради. | использование ИКТ; рассматривание иллюстраций; беседа; вопросы и ответы детей; дидактические игры и упражнения; работа в рабочих тетрадях. | набор цифр и знаков; наглядный материал; счётный материал; счётные палочки; логические блоки «Дьенеша»; дид/игра «Танграм»; рабочие тетради; цветные карандаши, ручка, простой карандаш. | 09.12.2021 | |
21 | Длина предмета | Цель: Совершенствовать умение измерять длину предмета с помощью условной мерки. Задачи: продолжать учить измерять длину предмета, используя условную мерку; закрепить состав чисел 2, 3 ,4; продолжать учить решать задачи на «+» в пределах 4; закрепить знание геометрических тел: куб, шар, цилиндр, конус, пирамида; воспитывать аккуратность при работе в тетради. | использование ИКТ; рассматривание иллюстраций; беседа; вопросы и ответы детей; дидактические игры и упражнения; работа в рабочих тетрадях. | набор цифр и знаков; наглядный материал; счётный материал; счётные палочки; логические блоки «Дьенеша»; дид/игра «Танграм»; рабочие тетради; цветные карандаши, ручка, простой карандаш | 14.12.2021 | |
22 | Решение задач со знаком «-». | Цель: Познакомить со знаком «-». Задачи: формировать умение решать задачи со знаком «-»; закрепить умение выполнять штриховку сверху – вниз и снизу – вверх; закрепить состав числа 2, 3, 4; совершенствовать умение создавать рисунок по образцу (по точкам); развивать логику и мышление; воспитывать аккуратность при работе в тетради. | использование ИКТ; рассматривание иллюстраций; беседа; вопросы и ответы детей; дидактические игры и упражнения; работа в рабочих тетрадях. | набор цифр и знаков; наглядный материал; счётный материал; счётные палочки; логические блоки «Дьенеша»; дид/игра «Танграм»; рабочие тетради; цветные карандаши, ручка, простой карандаш | 16.12.2021 | |
23 | Деление фигур на равные части | Цель: Формировать умение делить фигуры на равные части. Задачи: формировать умение делить фигуры на равные части (круг – на 2 полукруга, квадрат - на 2 треугольника и прямоугольника, прямоугольник – на 2 квадрата и 2 прямоугольника); совершенствовать умение решать задачи в пределах 4; закрепить знание дней недели, умение называть их по порядку; закрепить знание осенних и зимних месяцев, умение называть, какой по счёту месяц идёт в году; воспитывать аккуратность при работе в тетради. | использование ИКТ; рассматривание иллюстраций; беседа; вопросы и ответы детей; дидактические игры и упражнения; работа в рабочих тетрадях | набор цифр и знаков; наглядный материал; счётный материал; счётные палочки; логические блоки «Дьенеша»; дид/игра «Танграм»; рабочие тетради; цветные карандаши, ручка, простой карандаш | 21.12.2021 | |
24 | Составление фигур из нескольких частей | Цель: Формировать умение собирать геометрические фигуры из нескольких частей. Задачи: закрепить состав чисел 2, 3, 4; закрепить знание геометрических фигур; совершенствовать умение составлять фигуру из 2 частей, познакомить с делением фигуры на 4 части; совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги; воспитывать аккуратность при работе в тетради. | использование ИКТ; рассматривание иллюстраций; беседа; вопросы и ответы детей; дидактические игры и упражнения; работа в рабочих тетрадях | набор цифр и знаков; наглядный материал; счётный материал; счётные палочки; логические блоки «Дьенеша»; дид/игра «Танграм»; рабочие тетради; цветные карандаши, ручка, простой карандаш | 23.12.2021 | |
25 | Сравнение предметов, длина предмета. | Цель: Совершенствовать умение сравнивать предметы друг с другом. Задачи: закрепить умение сравнивать предметы по длине (ширине, высоте, толщине, размеру), фиксируя в речи понятия: самый длинный, короче, самый короткий; закрепить умение измерять длину предмета с помощью условной мерки; совершенствовать умение ориентироваться в группе, следуя словесным инструкциям; формировать умение дорисовывать недостающие части предмета по клеточкам; воспитывать аккуратность при работе в тетради. | использование ИКТ; рассматривание иллюстраций; беседа; вопросы и ответы детей; дидактические игры и упражнения; работа в рабочих тетрадях | набор цифр и знаков; наглядный материал; счётный материал; счётные палочки; логические блоки «Дьенеша»; дид/игра «Танграм»; рабочие тетради; цветные карандаши, ручка, простой карандаш | 28.12.2021 | |
26 | Весёлые старты | Цель: Закрепить пройденный материал. Задачи: закрепить знание зимних и осенних месяцев, умение называть их по порядку; закрепить состав чисел 2, 3, 4; закрепить знание геометрических фигур, геометрических тел; совершенствовать умение собирать и делить фигуры на несколько частей; воспитывать умение работать в команде. | объяснение; вопросы детей; беседа; подвижные игры. | картинки с изображением цифр и месяцев; маленькие и большие мячики; кегли; бумага, маркеры; логические блоки «Дьенеша»; | 30.12.2021 | |
ЯНВАРЬ | ||||||
27 | Угол и сторона фигуры. | Цель: Познакомить с понятиями «Угол», «Сторона» геометрической фигуры. Задачи: закрепить знание геометрических фигур; ввести понятия «сторона» и «угол» геометрической фигуры; закрепить умение выполнять штриховку в разных направлениях; учить детей совершать мыслительные операции: продолжать ряды геометрических фигур по образцу; воспитывать аккуратность при работе в тетради. | использование ИКТ; рассматривание иллюстраций; беседа; вопросы и ответы детей; дидактические игры и упражнения; работа в рабочих тетрадях | набор цифр и знаков; наглядный материал; счётный материал; счётные палочки; логические блоки «Дьенеша»; дид/игра «Танграм»; рабочие тетради; цветные карандаши, ручка, простой карандаш | 11.01.2022 | |
28 | Линия. Виды линий. | Цель: Познакомить с прямой и волнистой линией. Задачи: закрепить умение выполнять штриховку в разных направлениях; закрепить прямой счёт в пределах 20, обратный в пределах 10; совершенствовать умение решать арифметические задачи в пределах 5; формировать умение рисовать прямую и волнистую линии в тетради, называть отличия; развивать логику, мышление, память; воспитывать аккуратность при работе в тетради. | использование ИКТ; рассматривание иллюстраций; беседа; вопросы и ответы детей; дидактические игры и упражнения; работа в рабочих тетрадях | набор цифр и знаков; наглядный материал; счётный материал; счётные палочки; логические блоки «Дьенеша»; дид/игра «Танграм»; рабочие тетради; цветные карандаши, ручка, простой карандаш | 13.01.2022 | |
29 | Состав числа 5 | Цель: Познакомить с составом числа 5. Задачи: закрепить знание цифр, геометрических фигур, геометрических тел; закрепить знание дней недели, месяцев в году; формировать умение составлять число 5 из двух меньших, из единиц; формировать умение решать примеры в пределах 5; закрепить умение находить в группе предмет, который отличается от других по 1 – 2 признакам; формировать умение рисовать по клеточкам, следуя словесной инструкции; развивать логику, память. | использование ИКТ; рассматривание иллюстраций; беседа; вопросы и ответы детей; дидактические игры и упражнения; работа в рабочих тетрадях | набор цифр и знаков; наглядный материал; счётный материал; счётные палочки; логические блоки «Дьенеша»; дид/игра «Танграм»; рабочие тетради; цветные карандаши, ручка, простой карандаш | 18.01.2022 | |
30 | Линейка. Измерение длины | Цель: Познакомить с линейкой. Задачи: совершенствовать в прямом и обратном счёте в пределах 20; закрепить умение составлять число 5 из двух меньших и из единиц; познакомить с условной меркой - сантиметром; формировать умение измерять длину сторон фигур с помощью ученической линейки; совершенствовать умение копировать рисунок с помощью точек; воспитывать аккуратность при работе в тетради. | использование ИКТ; рассматривание иллюстраций; беседа; вопросы и ответы детей; дидактические игры и упражнения; работа в рабочих тетрадях | набор цифр и знаков; наглядный материал; счётный материал; счётные палочки; логические блоки «Дьенеша»; дид/игра «Танграм»; рабочие тетради; цветные карандаши, ручка, простой карандаш | 20.01.2022 | |
31 | Решение арифметических задач и примеров | Цель: Совершенствовать умение решать арифметические задачи и примеры в пределах 5. Задачи: формировать умение измерять длину предметов с помощью линейки; закрепить порядковый и количественный счёт в пределах 20; закрепить знание дней недели, частей суток, времён года, месяцев; совершенствовать умение решать примеры на «+» и «-» в пределах 5; совершенствовать умение рисовать по клеточкам, следуя словесной инструкции; развивать память и логическое мышление. | использование ИКТ; рассматривание иллюстраций; беседа; вопросы и ответы детей; дидактические игры и упражнения; работа в рабочих тетрадях | набор цифр и знаков; наглядный материал; счётный материал; счётные палочки; логические блоки «Дьенеша»; дид/игра «Танграм»; рабочие тетради; цветные карандаши, ручка, простой карандаш | 25.01.2022 | |
32 | Закрепление пройденного материала | Цель: Закрепить полученные знания Задачи: Закрепить умения: выполнять штриховку в разных направлениях; состав чисел 2, 3, 4, 5; измерять длину предмета с помощью линейки; копировать рисунок с помощью точек и клеточек; решать арифметические задачи и примеры в пределах 5; считать в пределах 20 (прямой и обратный счёт). | использование ИКТ; рассматривание иллюстраций; беседа; вопросы и ответы детей; дидактические игры и упражнения; работа в рабочих тетрадях | набор цифр и знаков; наглядный материал; счётный материал; счётные палочки; логические блоки «Дьенеша»; дид/игра «Танграм»; рабочие тетради; цветные карандаши, ручка, простой карандаш | 28.01.2022 | |
ФЕВРАЛЬ | ||||||
33 | Состав числа 6. | Цель: Познакомить с составом числа 6. Задачи: закрепить умение считать в прямом и обратном порядке в пределах 20; совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги; закрепить знание геометрических фигур и геометрических тел; совершенствовать умение решать арифметические задачи; формировать умение составлять число 6 из двух меньших и из единиц; развивать логическое мышление, память. | использование ИКТ; рассматривание иллюстраций; беседа; вопросы и ответы детей; дидактические игры и упражнения; работа в рабочих тетрадях | набор цифр и знаков; наглядный материал; счётный материал; счётные палочки; логические блоки «Дьенеша»; дид/игра «Танграм»; рабочие тетради; цветные карандаши, ручка, простой карандаш | 01.02.2022 | |
34 | Точка, Луч. Линии. | Цель: Задачи: закрепить порядковый и количественный счёт в пределах 20; закрепить умение решать примеры в пределах 6; совершенствовать умение ориентироваться в пространстве закрепить отличие прямой линии от волнистой и ломаной; закрепить понятие «отрезок», формировать умение отличать отрезок от линии; ввести понятие «Луч», формировать умение отличать луч от линии; совершенствовать умение находить предмет, похожий на заданный по 1 – 2 признакам; развивать логическое мышление. | использование ИКТ; рассматривание иллюстраций; беседа; вопросы и ответы детей; дидактические игры и упражнения; работа в рабочих тетрадях | набор цифр и знаков; наглядный материал; счётный материал; счётные палочки; логические блоки «Дьенеша»; дид/игра «Танграм»; рабочие тетради; цветные карандаши, ручка, простой карандаш | 03.02.2022 | |
35 | Соседи числа. | Цель: познакомить с понятием «Соседи числа». Задачи: формировать умение называть числа, стоящие до и после заданного числа; закрепить порядковый и количественный счёт в пределах 20; закрепить умение ориентироваться во времени: называть время года, месяц, день недели; закрепить умение писать цифры; воспитывать аккуратность при работе в тетради. | использование ИКТ; рассматривание иллюстраций; беседа; вопросы и ответы детей; дидактические игры и упражнения; работа в рабочих тетрадях | набор цифр и знаков; наглядный материал; счётный материал; счётные палочки; логические блоки «Дьенеша»; дид/игра «Танграм»; рабочие тетради; цветные карандаши, ручка, простой карандаш | 08.02.2022 | |
36 | Состав числа 7 | Цель: Познакомить с составом числа 7. Задачи: закрепить умение составлять число 5 и 6 из двух меньших; совершенствовать умение решать арифметические задачи в пределах 6; закрепить прямой и обратный счёт в пределах 20; формировать умение составлять число 7 из единиц, из двух меньших чисел; формировать умение рисовать по памяти (по клеточкам в тетради); развивать память, логику, мышление. | использование ИКТ; рассматривание иллюстраций; беседа; вопросы и ответы детей; дидактические игры и упражнения; работа в рабочих тетрадях | набор цифр и знаков; наглядный материал; счётный материал; счётные палочки; логические блоки «Дьенеша»; дид/игра «Танграм»; рабочие тетради; цветные карандаши, ручка, простой карандаш | 10.02.2022 | |
37 | Состав чисел 2 - 7 | Цель: закрепить состав чисел 2, 3, 4, 5, 6, 7. Задачи: совершенствовать умение составлять число 2 (3, 4, 5, 6, 7) из двух меньших и единиц; формировать умение рисовать по клеточкам, следуя словесной инструкции; закрепить умение решать примеры в пределах 7. Воспитывать аккуратность при работе в тетради. | использование ИКТ; рассматривание иллюстраций; беседа; вопросы и ответы детей; дидактические игры и упражнения; работа в рабочих тетрадях | набор цифр и знаков; наглядный материал; счётный материал; счётные палочки; логические блоки «Дьенеша»; дид/игра «Танграм»; рабочие тетради; цветные карандаши, ручка, простой карандаш | 15.02.2022 | |
38 | Вчера, сегодня, завтра | Цель: Познакомить с понятиями: вчера, сегодня, завтра. Задачи: формировать умение называть какой день недели был вчера, будет завтра и т.д.; ввести понятия послезавтра, позавчера; формировать умение решать примеры в пределах 7; развивать мышление при решении логических задач; воспитывать аккуратность при работе в тетради. | использование ИКТ; рассматривание иллюстраций; беседа; вопросы и ответы детей; дидактические игры и упражнения; работа в рабочих тетрадях | набор цифр и знаков; наглядный материал; счётный материал; счётные палочки; логические блоки «Дьенеша»; дид/игра «Танграм»; рабочие тетради; цветные карандаши, ручка, простой карандаш | 18.02.2022 | |
39 | Арифметические задачи | Цель: Формировать умение самостоятельно составлять задачу по заданному примеру. Задачи: закрепить умение считать в пределах 20; совершенствовать умение рисовать узоры по клеточкам; закрепить знание цифр, умение писать в тетради; закрепить знание осенних и зимних месяцев, умение называть по порядку, знать, какой месяц по счёту в году; формировать умение составлять арифметическую задачу по заданному примеру, фиксируя в речи все основные составляющие задачи; развивать мышление, логику, память. | использование ИКТ; рассматривание иллюстраций; беседа; вопросы и ответы детей; дидактические игры и упражнения; работа в рабочих тетрадях | набор цифр и знаков; наглядный материал; счётный материал; счётные палочки; логические блоки «Дьенеша»; дид/игра «Танграм»; рабочие тетради; цветные карандаши, ручка, простой карандаш | 22.02.2022 | |
40 | Квест «В стране математике» | Цель: Закрепить знания. Задачи: Закрепить: состав чисел от 2 до 7; умение решать примеры и арифметические задачи в пределах 7; умение выполнять штриховку в заданном направлении; измерять длину предмета с помощью условной мерки и линейки; умение называть числа, следующие до и после заданного числа; рисовать узоры по клеточкам, по точкам, по памяти, следуя словесным инструкциям; знание осенних и зимних месяцев, дне недели. | использование ИКТ; рассматривание иллюстраций; беседа; вопросы и ответы детей; дидактические игры и упражнения; работа в рабочих тетрадях | набор цифр и знаков; наглядный материал; счётный материал; счётные палочки; логические блоки «Дьенеша»; дид/игра «Танграм»; рабочие тетради; цветные карандаши, ручка, простой карандаш | 24.02.2022 | |
МАРТ | ||||||
41 | Состав числа 8 | Цель: Познакомить с составом числа 8. Задачи: закрепить ориентировку в пространстве, понятия: далеко, близко, высоко, низко; совершенствовать количественный и порядковый счёт в пределах 20; закрепить знание геометрических фигур, признаков фигур (угол, сторона, вершина); формировать умение составлять число 8 из единиц, из двух меньших чисел; совершенствовать умение решать примеры на «+» и «-» в пределах 8; развивать логическое мышление и память. | использование ИКТ; рассматривание иллюстраций; беседа; вопросы и ответы детей; дидактические игры и упражнения; работа в рабочих тетрадях | набор цифр и знаков; наглядный материал; счётный материал; счётные палочки; логические блоки «Дьенеша»; дид/игра «Танграм»; рабочие тетради; цветные карандаши, ручка, простой карандаш | 01.03.2022 | |
42 | Деление фигур на равные и неравные части | Цель: Формировать умение делить фигуры на неравные части, составлять фигуры из нескольких частей. Задачи: закрепить прямой и обратный счёт в пределах 20; знание дней недели, времён года и частей суток; познакомить с весенними месяцами, формировать умение называть их по порядку, знать, какой по счёту в году; совершенствовать умение совершать мыслительные операции: продолжать ряды геометрических фигур по образцу; воспитывать аккуратность при работе в тетради. | использование ИКТ; рассматривание иллюстраций; беседа; вопросы и ответы детей; дидактические игры и упражнения; работа в рабочих тетрадях | набор цифр и знаков; наглядный материал; счётный материал; счётные палочки; логические блоки «Дьенеша»; дид/игра «Танграм»; рабочие тетради; цветные карандаши, ручка, простой карандаш | 03.03.2022 | |
43 | Состав числа. Соседи числа. | Цель: закрепить состав чисел 2 – 8. Задачи: формировать умение составлять числа от 2 до 8 из двух меньших; совершенствовать умение называть «соседей числа»; закрепить знание весенних месяцев, умение называть их по порядку; закрепить знание геометрических фигур, геометрических тел; формировать умение срисовывать рисунок по клеткам; развивать память, логику, мышление. | использование ИКТ; рассматривание иллюстраций; беседа; вопросы и ответы детей; дидактические игры и упражнения; работа в рабочих тетрадях | набор цифр и знаков; наглядный материал; счётный материал; счётные палочки; логические блоки «Дьенеша»; дид/игра «Танграм»; рабочие тетради; цветные карандаши, ручка, простой карандаш | 10.03.2022 | |
44 | Решение примеров. | Цель: Совершенствовать умение решать примеры. Задачи: закрепить умение ориентироваться на листе бумаге; совершенствовать умение выполнять штриховку в заданном направлении; закрепить количественный и порядковый, прямой и обратный счёт в пределах 20; закрепить знание дней недели, умения называть день недели, который был вчера (будет завтра, послезавтра и т.д.); закрепить знание весенних, зимних и осенних месяцев, называть какой по счёту в году; совершенствовать умение решать примеры в пределах 8. | использование ИКТ; рассматривание иллюстраций; беседа; вопросы и ответы детей; дидактические игры и упражнения; работа в рабочих тетрадях | набор цифр и знаков; наглядный материал; счётный материал; счётные палочки; логические блоки «Дьенеша»; дид/игра «Танграм»; рабочие тетради; цветные карандаши, ручка, простой карандаш | 15.03.2022 | |
45 | Сравнение предметов, геометрических фигур | Цель: Закрепить умение сравнивать группы предметов. Задачи: закрепить количественный и порядковый счёт в пределах 20; совершенствовать умение сравнивать предметы по длине (ширине, высоте, размеру); закрепить умение пользоваться линейкой; формировать умение группировать предметы по 1 – 2 признакам; воспитывать аккуратность при работе в тетради. | использование ИКТ; рассматривание иллюстраций; беседа; вопросы и ответы детей; дидактические игры и упражнения; работа в рабочих тетрадях. | набор цифр и знаков; наглядный материал; счётный материал; счётные палочки; логические блоки «Дьенеша»; дид/игра «Танграм»; рабочие тетради; цветные карандаши, ручка, простой карандаш | 17.03.2022 | |
46 | Состав числа 9 | Цель: Познакомить с составом числа 10. Задачи: закрепить знание геометрических фигур, геометрических тел; совершенствовать умение считать в пределах 20; закрепить умение рисовать прямую, волнистую, ломаную линию, отрезок; закрепить «Соседей числа»; формировать умение составлять число 9 из двух меньших; развивать логику, память, внимание, мышление. | использование ИКТ; рассматривание иллюстраций; беседа; вопросы и ответы детей; дидактические игры и упражнения; работа в рабочих тетрадях. | набор цифр и знаков; наглядный материал; счётный материал; счётные палочки; логические блоки «Дьенеша»; дид/игра «Танграм»; рабочие тетради; цветные карандаши, ручка, простой карандаш | 22.03.2022 | |
47 | Состав чисел от 2 до 9 | Цель: Закрепить знания Задачи: закрепить состав чисел от 2 до 9; совершенствовать умение считать в пределах 20; формировать умение решать арифметические задачи, умение составлять задачи; закрепить умение сравнивать числа, ставя знаки <. >, =; воспитывать аккуратность при работе в тетради. | использование ИКТ; рассматривание иллюстраций; беседа; вопросы и ответы детей; дидактические игры и упражнения; работа в рабочих тетрадях. | набор цифр и знаков; наглядный материал; счётный материал; счётные палочки; логические блоки «Дьенеша»; дид/игра «Танграм»; рабочие тетради; цветные карандаши, ручка, простой карандаш | 24.03.2022 | |
48 | Ориентировка на листе бумаги | Цель: Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. Задачи: совершенствовать умение определять верхнюю (нижнюю, правую, левую и т.д.) сторону листа; закрепить умение рисовать по клеточкам, следуя словесной инструкции; совершенствовать умение выполнять штриховку; закрепить умение рисовать по памяти; развивать внимание, память. | использование ИКТ; рассматривание иллюстраций; беседа; вопросы и ответы детей; дидактические игры и упражнения; работа в рабочих тетрадях. | набор цифр и знаков; наглядный материал; счётный материал; счётные палочки; логические блоки «Дьенеша»; дид/игра «Танграм»; рабочие тетради; цветные карандаши, ручка, простой карандаш | 29.03.2022 | |
49 | Итоговый тест | Цель: Закрепить полученные знания. Задачи: Закрепить: состав чисел от 2 до 10; умение создавать рисунок по клеточкам, следуя словесной инструкции; выполнять штриховку в заданном направлении; группировать предметы по 1 – 2 признакам, выделять предмет, отличающийся от других по 1 – признакам; умение измерять длину предмета с помощью линейки; количественный и порядковый счёт в пределах 20; знание «Соседей числа». | использование ИКТ; рассматривание иллюстраций; беседа; вопросы и ответы детей; дидактические игры и упражнения; работа в рабочих тетрадях. | набор цифр и знаков; наглядный материал; счётный материал; счётные палочки; логические блоки «Дьенеша»; дид/игра «Танграм»; рабочие тетради; цветные карандаши, ручка, простой карандаш | 31.03.2022 | |
АПРЕЛЬ | ||||||
50 | Логические задачки | Цель: Формировать умение решать задачи на логику (с подвохом). Задачи: закрепить умение делить геометрическую фигуру на одну (две, три, четыре) других, умение составлять фигуру из нескольких частей; формировать умение составлять геометрические фигуры и цифры из счётных палочек; развивать внимание и логику при решении логических задачек. | использование ИКТ; рассматривание иллюстраций; беседа; вопросы и ответы детей; дидактические игры и упражнения; работа в рабочих тетрадях. | набор цифр и знаков; наглядный материал; счётный материал; счётные палочки; логические блоки «Дьенеша»; дид/игра «Танграм»; рабочие тетради; цветные карандаши, ручка, простой карандаш | 05.04.2022 | |
51 | Состав числа. Соседи числа. | Цель: Закрепить пройденный материал Задачи: совершенствовать умение называть «Соседей числа»; закрепить состав чисел от 2 до 10; совершенствовать умение писать цифры, не выходя за пределы клетки; формировать умение решать арифметические задачи и примеры в пределах 10; развивать память, логическое мышление; воспитывать аккуратность при работе в тетради. | использование ИКТ; рассматривание иллюстраций; беседа; вопросы и ответы детей; дидактические игры и упражнения; работа в рабочих тетрадях. | набор цифр и знаков; наглядный материал; счётный материал; счётные палочки; логические блоки «Дьенеша»; дид/игра «Танграм»; рабочие тетради; цветные карандаши, ручка, простой карандаш | 07.04.2022 | |
52 | Длина, ширина, высота предмета | Цель: закрепить умение измерять длину предмета. Задачи: совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине (высоте, ширине) способом наложения и приложения; закрепить умение сравнивать два предмета по длине (высоте, ширине) с помощью условной мерки; закрепить умение сравнивать два предмета по длине (высоте, ширине) с помощью линейки; формировать знание о том, что сравнение по линейки – самый точный способ сравнения двух предметов. | использование ИКТ; рассматривание иллюстраций; беседа; вопросы и ответы детей; дидактические игры и упражнения; работа в рабочих тетрадях. | набор цифр и знаков; наглядный материал; счётный материал; счётные палочки; логические блоки «Дьенеша»; дид/игра «Танграм»; рабочие тетради; цветные карандаши, ручка, простой карандаш | 12.04.2022 | |
53 | Преобразование геометрических фигур | Цель: Закрепить знание геометрических фигур. Задачи: закрепить знание геометрических фигур и геометрических тел; формировать умение преобразовывать квадрат – в круг, прямоугольник – в овал с помощью ножниц; формировать умение составлять рисунок из геометрических фигур на заданную тематику; развивать фантазию, внимание, мышление. | использование ИКТ; рассматривание иллюстраций; беседа; вопросы и ответы детей; дидактические игры и упражнения; работа в рабочих тетрадях. | набор цифр и знаков; наглядный материал; счётный материал; счётные палочки; логические блоки «Дьенеша»; дид/игра «Танграм»; рабочие тетради; цветные карандаши, ручка, простой карандаш | 14.04.2022 | |
54 | Ориентировка во времени и на листе бумаги | Цель: Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги, во времени. Задачи: закрепить знание зимних, весенних, осенних месяцев, умение называть по порядку; закрепить знание дней недели, умение называть день недели, который был вчера (будет завтра, послезавтра и т.д.); закрепить части суток; формировать умение повторять рисунок по точкам; развивать внимание, память. | использование ИКТ; рассматривание иллюстраций; беседа; вопросы и ответы детей; дидактические игры и упражнения; работа в рабочих тетрадях. | набор цифр и знаков; наглядный материал; счётный материал; счётные палочки; логические блоки «Дьенеша»; дид/игра «Танграм»; рабочие тетради; цветные карандаши, ручка, простой карандаш | 19.04.2022 | |
55 | Состав числа. Цифры. | Цель: Закрепить состав чисел от 2 до 10. Задачи: закрепить знание цифр; закрепить прямой и обратный счёт в пределах 20; совершенствовать умение называть «Соседей числа»; закрепить умение оставлять числа 2 – 10 из двух меньших; закрепить умение решать примеры и задачи в пределах 10; развивать внимание, память, мышление. | использование ИКТ; рассматривание иллюстраций; беседа; вопросы и ответы детей; дидактические игры и упражнения; работа в рабочих тетрадях. | набор цифр и знаков; наглядный материал; счётный материал; счётные палочки; логические блоки «Дьенеша»; дид/игра «Танграм»; рабочие тетради; цветные карандаши, ручка, простой карандаш | 21.04.2022 | |
56 | Год, месяц, неделя | Цель: Формировать понятия: год, месяц, неделя. Задачи: закрепить знание месяцев, количества месяцев в году, умения называть по порядку; закрепить знание количества дней в месяце; закрепить знания дней недели, количества дней недели, умения называть по порядку; ввести понятия: год, неделя, месяц; закрепить умение составлять рисунок по клеточкам, следуя словесным инструкциям. | использование ИКТ; рассматривание иллюстраций; беседа; вопросы и ответы детей; дидактические игры и упражнения; работа в рабочих тетрадях. | набор цифр и знаков; наглядный материал; счётный материал; счётные палочки; логические блоки «Дьенеша»; дид/игра «Танграм»; рабочие тетради; цветные карандаши, ручка, простой карандаш | 26.04.2022 | |
57 | Итоговый тест | Цель: закрепить пройденный материал. Задачи: состав чисел от 2 до 10; умение создавать рисунок по клеточкам, следуя словесной инструкции; умение создавать рисунок по памяти; выполнять штриховку в заданном направлении; группировать предметы по 1 – 2 признакам, выделять предмет, отличающийся от других по 1 – признакам; умение измерять длину предмета с помощью линейки; количественный и порядковый счёт в пределах 20; знание «Соседей числа»; умение решать примеры и арифметические задачи в пределах 10; умение преобразовывать геометрические фигуры, составлять (делить) фигуры из нескольких частей; развивать внимание, память, мышление. | использование ИКТ; рассматривание иллюстраций; беседа; вопросы и ответы детей; дидактические игры и упражнения; работа в рабочих тетрадях. | набор цифр и знаков; наглядный материал; счётный материал; счётные палочки; логические блоки «Дьенеша»; дид/игра «Танграм»; рабочие тетради; цветные карандаши, ручка, простой карандаш | 28.04.2022 | |
МАЙ | ||||||
58 - 60 | Закрепление пройденного материала. Итоговое тестирование | Цель: Закрепить полученные знания. Задачи: закрепить умение измерять длину предмету с помощью условной мерки, с помощью линейки; закрепить умение сравнивать предметы по высоте, ширине, длине, размеру; закрепить умение составлять изображение по клеточкам, точкам, ориентироваться на листе бумаге; закрепить знание цифр от 1 до 10; закрепить прямой и обратный счёт в пределах 20; закрепить знание геометрических фигур и геометрических тел; состав чисел от 2 до 10; умение создавать рисунок по клеточкам, следуя словесной инструкции; умение создавать рисунок по памяти; выполнять штриховку в заданном направлении; группировать предметы по 1 – 2 признакам, выделять предмет, отличающийся от других по 1 – признакам; количественный и порядковый счёт в пределах 20; знание «Соседей числа»; умение решать примеры и арифметические задачи в пределах 10; умение преобразовывать геометрические фигуры, составлять (делить) фигуры из нескольких частей; развивать внимание, память, мышление. | использование ИКТ; рассматривание иллюстраций; беседа; вопросы и ответы детей; дидактические игры и упражнения; работа в рабочих тетрадях. | набор цифр и знаков; наглядный материал; счётный материал; счётные палочки; логические блоки «Дьенеша»; дид/игра «Танграм»; рабочие тетради; цветные карандаши, ручка, простой карандаш | 10.05.2022 12.05.2022 17.05.2022 |
3.3. Планируемые результаты
При успешном освоении программы достигается следующий уровень сформированности элементарных математических представлений детей:
считать по образцу и названному числу в пределах 20;
понимать независимость числа от пространственного расположения предметов;
знать числа первого десятка и записывать их;
пользоваться математическими знаками: +, -, =, <,>;
записывать решение математической задачи (загадки) с помощью математических знаков, цифр;
соотносить количество предметов с соответствующей цифрой;
различать количественный и порядковый счет в пределах 20;
составлять числа от 2 до 10 из двух меньших;
понимать смысл пословиц, в которых присутствуют числа;
знать геометрические фигуры;
рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры, символические изображения предметов из геометрических фигур;
выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры, символические изображения предметов;
располагать предметы в убывающем и возрастающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине, используя соответствующие определения;
делить предмет на 2 - 4 и более частей, понимать, что часть меньше целого, а целое больше части;
называть последовательно дни недели, месяцы;
ориентироваться на листе бумаги, в тетради в клетку;
определять положение предметов по отношению к другому лицу;
решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;
понимать задание и выполнять его самостоятельно;
проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы.
Организационно-педагогические условия
Календарный учебный график
Группа | Дата начала обучения | Дата окончания обучения | Всего учебных недель | Сроки контрольных процедур |
старшая | 05.10.2021 | 17.05.2022 | 30 | Май 2022 |
Условия реализации программы
Научно-технические средства:
образовательная программа «Занимательная математика»;
учебно-методические пособия (комплект рабочих тетрадей) – для формирования практической части (В. Шевелева «Готовимся к школе» в двух частях, «Задачки в клеточках», «Занимательная математика», «Занимательная геометрия», «Упражнения и тесты в клеточках», «Количество и счет», «Графические диктанты»; Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка ступенька к школе практический курс математики для дошкольников»).
Материально-техническое обеспечение:
строительный набор (кирпичики);
кубики с сюжетными картинками (8—24 кубика) «Сказки», «Зоопарк», «Овощи и фрукты» и др.;
кубики Никитина: «Уникуб», «Чудо-куб», «Занимательные кубики»;
игры Никитина: «Сложи квадрат», «Дроби»;
рамки-вкладыши Монтессори;
наборы дидактический, арифметический;
арифметическое домино;
коллекция шнуровок (ежик, грибок, белочка и др.);
мозаика детская;
коллекция мировых головоломок (Танграм, Гексамино, Пентамино, головоломка Архимеда и др.);
набор карточек с цифрами от 0 до 20;
счетная и ученическая линейка, демонстрационный материал по каждой теме программы;
счетные палочки;
набор планов по ориентации в группе;
наборы игрушек;
наборы пластмассовых плоскостных и объемных фигур;
магнитная доска с набором цифр; пособия: «Круглый год», «Я изучаю дни недели»;
логические блоки Дьенеша;
цветные счетные палочки Кюизенера;
пособие «Домик».
Техническое оснащение занятий:
Магнитная доска.
Числовая ось. Разрезные цифры, картинки с предметами.
Наборное полотно.
Плакаты с цифрами, геометрическими фигурами.
Наглядный материал: игрушки, объемные геометрические фигуры, бросовый материал.
Картинки последовательности действий.
Раздаточный материал: геометрические фигуры, цифры, полоски различных размеров и длин.
Дидактические игры.
Тетради, карандаши, линейки.
Карточки с индивидуальными заданиями.
Музыкальная аппаратура для проведения физминуток.
Презентации и видеоролики для проведения итоговых тестов и занятий.
Формы контроля
По Программе предусмотрено открытое занятие для родителей. В зависимости от санитарно – эпидемиологической обстановки может быть заменено развлечением для детей «Вселенная математики».
Оценочные материалы
Задание № 1 «Угадай, сколько пуговиц в другой руке»
Цель: Выявление знаний состава числа из двух меньших чисел.
Материал:
демонстрационный: 10 предметов небольшого размера (фасолины), фишки – награда;
раздаточный: карточки с цифрами от 0 до 9 и 10.
Инструкция к проведению.
Воспитатель прячет в двух руках 10 предметов. Предлагает детям угадать, как спрятаны предметы (сколько в какой руке), взяв для этого две карточки с цифрами. Детям, выбравшим числа, которые могут составить число 10, даются фишки – награда. Кто-то из детей, угадавших сочетание фишек, получает возможность предложить число, в которое будут играть дальше. Игра повторяется 5 раз.
Оценка.
Показатель – уровень развития представлений о составе чисел от 2-х до 10-ти из 2-х меньших.
Высокий уровень – дети, набравшие 5 фишек.
Средний уровень – дети, набравшие 3-4 фишки.
Низкий уровень – дети, набравшие 1-2 фишки.
Задание № 2
Цель. Выявление уровня развития представлений детей о закономерностях образования чисел числового ряда.
Материал:
демонстрационный: бубен, флажок, фишки для поощрения детей, правильно выполнивших задание;
раздаточный: карточки с цифрами до десяти.
Инструкция к проведению.
Детям, правильно выполнившим следующие задания, даются фишки.
Поднять карточку с цифрой, соответствующей восьми ударам воспитателя в бубен.
Поднять карточку с цифрой, соответствующей семи взмахам воспитателя флажком.
Поднять карточку с цифрой, обозначающей число, на один больше, чем количество пальцев на одной руке.
Поднять карточку с цифрой, обозначающей число, на один меньше, чем количество на обеих руках.
Задумать число, меньшее семи, но больше четырех, поднять карточку с цифрой.
Задумать два числа, больше чем пять, поднять карточки.
Поднять карточки с цифрами для чисел на один больше и меньше шести.
Угадать, сколько сейчас лет мальчику, если год назад ему было девять. (назови число на ухо воспитателю.)
Угадать, сколько лет сестре, если она на год младше семилетнего брата. Карточку с цифрой показать только воспитателю.
Угадать, какое было задумано число, если после того, как к нему прибавили один, стало десять.
Оценка.
Показатель – уровень развития представлений о закономерностях образования чисел в числовом ряду.
Высокий уровень – дети, набравшие 9-10 фишек.
Средний уровень – дети, набравшие 5-8 фишек.
Низкий уровень – дети, набравшие меньше 5 фишек.
Задание № 3 «Придумай и реши задачу»
Цель: Выявление умений составлять и решать задачи на сложение и вычитание.
Материал «Математический набор».
Инструкция к проведению.
Воспитатель предлагает детям придумать задачу, «записать» её с помощью цифр и знаков. После выполнения задания каждому из детей предоставляется возможность рассказать свою задачу и объяснить, как он ее решил. Фиксируется 1) правильная формулировка задачи: наличие условий, вопроса, 2) правильная «запись» условия и решения задачи.
Оценка.
Показатель - умение придумывать и решать задачи на сложение и вычитание.
Высокий уровень – дети самостоятельно и правильно придумывают задачи, формулируют условия, правильно «записывают» условие и решение в цифровом варианте, могут объяснить, как решалась задача (от… отняли (прибавили)…)
Средний уровень – дети придумывают задачи, допускают ошибки (в формулировке отсутствует вопрос, в «записи» пропущены числа или знаки), однако исправляют их после замечаний воспитателя: «Все ли ты сказал?», «У тебя в записи есть ошибка» и т.д.
Низкий уровень – дети придумывают задачи, в формулировке отсутствует вопрос, в «записи» пропущены числа или знаки. Не могут исправить ошибки после указания на них.
Задание № 4
Цель. Выявление умений ориентироваться в пространстве с помощью плана.
Материал: готовый графический план групповой комнаты.
Инструкция к проведению. План располагается на столе в том помещении, которое на нем изображено.
Перед действием каждого ребенка воспитатель поворачивает план на столе, а ребенок должен суметь правильно его сориентировать, соотнести с пространством комнаты.
Воспитатель предлагает два типа задач:
отгадать, где на плане нарисован какой-либо предмет данного помещения (например: кровать ребенка, стол);
найти в комнате тот предмет, который воспитатель укажет на плане (обратная задача).
Детям говорится:
а) «Поверни план так, чтобы было удобнее сравнивать его с нашей комнатой».
б) «Покажи где на этом плане нарисована твоя кровать». А затем: «Найди в спальне ту кровать, которую я покажу на плане» (указывается изображение на плане кровати, расположенной в другой части комнаты). Если занятие проводится в группе, ребенку предлагается указать на плане любой из предметов, находящийся в группе, а затем – любой реальный предмет, указанный воспитателем на плане.
Оценка.
Показатель – умение ориентироваться с помощью плана.
Высокий уровень – дети выполняют все задания самостоятельно, безошибочно (четко ориентируют план, точно соотносят предметы в комнате с их изображениями на плане). Быстрота выполнения не учитывается.
Средний уровень – дети, в основном с помощью дополнительных объяснений взрослого, могут выполнить все задания. иногда они выполняют их не совсем точно (например, не очень четко ориентируют план, или указывают не тот предмет, который надо, а расположенный по соседству).
Низкий уровень – дети не узнают в изображении на плане отраженное на нем реальное помещение.
Задание № 5
Цель. Выявление знаний о днях недели, о месяцах, о временах года.
Материал: мяч.
Инструкция к проведению. Дети встают в круг.
1) Воспитатель предлагает детям назвать дни недели по порядку, передавая мяч по кругу (воспитатель передает мяч рядом стоящему ребенку говорит: «Понедельник», ребенок берет мяч, продолжает – вторник и передает мяч следующему и т.д.).
2) У воспитателя мяч, он бросает мяч ребенку и задает вопрос. Ребенок возвращает мяч педагогу и отвечает. Какой сегодня день недели? Какой день недели будет завтра? Какой день недели был вчера? Какой день недели следует после понедельника? Назови выходные дни? Назови день недели, стоящий между четвергом и субботой. Какое сейчас время года? Какое время года наступит после зимы? (весны, лета, осени). Как называется первый месяц весны? (осени, зимы, лета) и т.д.
Оценка.
Показатель – количество правильных ответов.
Высокий уровень – дети легко ориентируются во времени, дают правильные ответы на все вопросы.
Средний уровень – дети отвечают не на все вопросы, допускают ошибки в ответах, на указание ошибки воспитателем, сами исправляют их.
Низкий уровень – дети не отвечают ни на один вопрос.
Задание № 6
Цель. Выявление знаний о геометрических фигурах.
Материал: набор геометрических фигур разной формы и величины: круги, квадраты, треугольники, прямоугольники.
Инструкция к проведению. Воспитатель предлагает детям отложить в сторону все многоугольники. После выполнения задания предлагает сказать, какие фигуры лежат на столе (круги и многоугольники).
Оценка.
Показатель – уровень знаний о геометрических фигурах.
Высокий уровень – дети имеют четкие представления о геометрических фигурах, делают обобщение.
Средний уровень – дети имеют представления о геометрических фигурах. С помощью воспитателя делают обобщение.
Низкий уровень – дети путаются в назывании геометрических фигур, не могут обобщить.
5. Список литературы
Венгер Л. А., Дьяченко М.О. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - М., 1989.
Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников, СПб: «Детство – Пресс», 2001г.
Маврина, Л. Математические игры для дошкольников / Л. Маврина. - М.: Стрекоза, 2012.
Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников» - М: Просвещение. – 1990
Носова Е.А. «Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду». -Л. : 1990.
Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка ступенька к школе практический курс математики для дошкольников» пособие. Математика для детей 5-6 лет. Москва, Ювента, 2014г.
Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Задачи в кроссвордах», пособие: Математика для детей 5-6 лет. Москва, Ювента, 2014г.
Рихтерман Т.Д. Формирование представлений времени у детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателей. - М.: Просвещение,1982.
Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. - М.: Просвещение,1987.
Стасова Л.П. Развивающие математические игры-занятия в ДОУ, Воронеж,2008г.
Чилинрова Л.А., Спиридонова Б.В. Играя, учимся математике. - М., 2005.
Шевелев К. В. Конспекты занятий по математике с детьми 5-6 лет. -М.:2009
http://игрыдлядетей24.рф/matematicheskie-igry13.Математическиеигры
http://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/matematicheskie-igry
1