12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шестакова Евгения Александровна54

Комитет по управлению образованием

Администрации муниципального района

«Город Краснокаменск и Краснокаменский район»

Забайкальского края

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детско-юношеский центр»


Принята на заседании

Педагогического совета

МБУДО «ДЮЦ»

протокол № 3 от «28» мая 2021г.

На заседании педагогического совета

МБУДО «ДЮЦ»

Протокол №2 от «12» ноября 2021 г.

«Утверждаю»

Директор МБУДО «ДЮЦ»

/ Ковригина Т.В./











Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

«Занимательная лепка»

(стартовый уровень)







Направленность: художественная

Возраст обучающихся: 6- 7 лет

Срок реализации программы: 36 недель



Разработчик:

Шестакова Евгения Александровна,

педагог дополнительного образования










г. Краснокаменск 2021

Оглавление

1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ 7

Практическая часть: Создание предварительного эскиза. Приготовление теста. Перенос эскиза на основание панно. Раскрашивание. Оформление рамки. 11

Приложение 2 28

Уровень воспитанности детей (по методике Овчаровой Р.В.) 30

Перечень качеств: 30

Раздел 1. Особенности организуемого воспитательного процесса 37

Раздел 3. Виды, формы и содержание деятельности 40

Модуль «Воспитание на учебном занятии» 40

Модуль «Воспитание в детском объединении» 42

Модуль «Ключевые дела» 42

На уровне учреждения: 42

На индивидуальном уровне: 43

Модуль «Экскурсии» 43

Модуль «Выставки, конкурсы, соревнования ...» 44

Модуль «Организация предметно-эстетической среды» 44

Модуль «Работа с родителями» 45

РАЗДЕЛ 4. Самоанализ воспитательной работы 47

Приложение 1. 48

Диагностическая карта проявления воспитанности учащегося МБУДО «ДЮЦ» 48

Приложение 2. 50

Календарный график мероприятий 50
























КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по лепке «Занимательная лепка» составлена в соответствии с

Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 года 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 года № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»,

Письмом Минобрнауки Российской Федерации от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования»;

Порядком применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ", утвержденного приказом Минобрнауки России от 23.08.2017 N 816 (Зарегистрировано в Минюсте России 18.09.2017 N 48226);

Методическими рекомендациями по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 19.03.2020 № ГД-39/04;

Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»);

Уставом Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр» Краснокаменска.

Положением о дополнительной общеобразовательной города

общеразвивающей программе МБУДО «ДЮЦ»


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательная лепка» имеет художественную направленность.


Уровень сложности программы – стартовый.


Актуальность.

«Творчество – это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и склонность к глубокому осознанию своего опыта» (Э. Фромм).

Декоративно-прикладное творчество – удивительный вид творчества, дающий возможность раскрыть свои способности любому человеку. В произведениях декоративно-прикладного искусства мы видим мудрость народа, его характер, уклад жизни. В них вложена душа народа, его чувства и его представления о лучшей жизни. Поэтому они имеют такое огромное познавательное значение.


Самым действенным видом творчества в развитии детей можно считать лепку. Лепка входит в жизнь ребёнка вместе с рисованием, конструированием, разными играми, часто вплетаясь в них так, что одно занятие невозможно отделить от другого.


Трудно переоценить значение лепки для развития ребенка. Лепка - самое динамичное, жизнерадостное детское творчество. Техника лепки богата и разнообразна, и при этом доступна даже маленьким детям. Лепка даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах. Это самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Можно создавать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и способы.


Каждый вид изобразительной и декоративно-прикладной деятельности позволяет развивать в детях умственную активность, творчество, художественный вкус и другие качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности и формируют самостоятельный подход к поиску новых способов изображения


В процессе лепки способность к поиску нового развивается ярче, так как есть возможность исправить ошибки путем непосредственного исправления формы пальцами, стекой, путем налепов или удаления лишнего. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества.


Чем чаще ребенок занимается лепкой, тем разнообразнее материал, из которого он лепит, тем активнее у него развиваются общие и изобразительные способности. Ребенок учится передавать в лепке различные предметы более продуктивно, чем в других видах изобразительной деятельности – рисовании, аппликации, конструировании из природного материала.


Принцип построения программы:

1. От простого к сложному

2. Связь знаний, умений с жизнью и практикой

3. Доступность

4. Системность знаний

5. Воспитывающая и развивающая направленность

6. Всесторонность, гармоничность в развитии личности ребенка

7. Активность и самостоятельность

8. Учет возрастных и индивидуальных особенностей


Адресат программы:

Программа адресована детям в возрасте от 6 до 7 лет. Занятия проводятся с учётом возрастных особенностей детей.

Особенности обучающихся:


В изобразительной деятельности 5-6 летний ребенок свободно

может изображать предметы круглой, овальной, прямоугольной формы, состоящих из частей разной формы и соединений разных линий.

Расширяются представления о цвете (знают основные цвета и оттенки, самостоятельно может приготовить розовый и голубой цвет). Старший возраст – это возраст активного рисования. Рисунки могут быть самыми разнообразными по содержанию: это жизненные впечатления детей, иллюстрации к фильмам и книгам, воображаемые ситуации. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека. Рисунки отдельных детей отличаются оригинальностью, креативностью. В лепке детям не представляется трудности создать более сложное по форме изображение. Дети успешно справляются с вырезыванием предметов прямоугольной и круглой формы разных пропорций.


К 7-ми годам дети могут передать конкретные свойства предмета

с натуры. Семилетнего ребенка характеризует активная деятельностная позиция, готовность к спонтанным решениям, любопытство, постоянные вопросы к взрослому, способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, стойкая мотивация достижений, развитое воображение. Процесс создания продукта носит творческий

поисковый характер: ребенок ищет разные способы решения одной и той же задачи. Ребенок семи лет достаточно адекватно оценивает результаты своей деятельности по сравнению с другими детьми, что приводит к становлению представлений о себе и своих возможностях.

Режим занятий:

Единицей измерения учебного времени и основной формой организации учебно-воспитательного процесса является учебное занятие. Форма занятий - групповая. Максимальная наполняемость групп: 15 человек.

Срок реализации программы – 1 год. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения: 72 часа.

Продолжительность одного занятия составляет 30 мин. Перерыв между учебными занятиями – 10 минут. Занятия проводятся 1 раза в неделю по 2 часа.


Форма обучения – очная.

При возникновении необходимости возможна реализация программы с применением электронного обучения и использованием дистанционных образовательных технологий.


Особенности реализации программы.

При реализации программы используются разнообразные формы проведения занятий, такие как:

познавательно-развивающая беседа (получение нового материала);

диалог и постановка творческих задач с индивидуальным подходом к каждому ребёнку;

самостоятельная деятельность (дети выполняют творческие работы в течение части занятия или одного-двух занятий);

дидактические игры;

выставка, конкурсы.

Экскурсии.

Форма организации занятий может варьироваться педагогом и выбирается с учетом той или иной темы. Учебные занятия включают в себя теоретическую, практическую, аналитическую части.

При проведении занятий традиционно используются следующие формы работы: - демонстрационная, когда обучающиеся слушают объяснения педагога и наблюдают за демонстрационным материалом; - фронтальная, когда обучающиеся синхронно работают под управлением педагога; - самостоятельная, когда обучающиеся выполняют индивидуальные задания в течение части занятия. Формой подведения итога программы является творческая работа.

Для обучения по программе требуется применение средств сертификата персонифицированного финансирования дополнительного образования.











ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель программы:

Развитие творческой активности дошкольников в процессе обучения техникам лепки из различных пластических материалов.

Задачи:

Обучающие:

формировать знания, умения и навыки работы с пластичным материалом;

научить применять способы лепки из пластичных материалов;

знакомить с традициями народного искусства по лепке;

научить детей работать по образцу и плану, предложенному воспитателем, самостоятельно анализировать полученный результат;

формировать умение выполнять коллективные работы, воспитывать взаимопомощь.

формировать умение составлять простые композиции.


Развивающие:

способствовать формированию образного, пространственного мышления и

умения выражать свою мысль с помощью объёмных и плоскостных форм;

способствовать развитию мелкой моторики рук, глазомера;

способствовать развитию воображения, мышления, речи, памяти, внимания;

способствовать развитию эмоциональной сферы;

способствовать формированию первоначальных умений учебно -исследовательской работы;

способствовать развитию коммуникативных способностей;

способствовать развитию творческого потенциала личности, воображения,

творческой активности;


Воспитательные:

пробуждать любознательность в области народного, декоративно - прикладного искусства;

формировать культуру труда;

способствовать созданию в группе атмосферы сотрудничества;

воспитывать морально-волевые качества личности: дисциплинированность,

инициативность, самостоятельность;

воспитывать в детях уверенность в себе, своих возможностях;

побуждать ребенка к проявлению собственной творческой активности,

реализации своих идей.












СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ



Учебный план



п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации (контроля) по разделам

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

2

1

1

Мини-опрос

2.

Раздел 1

«Лепка из пластилина»

16

4

12

Выставка



2.1.

Тема 1

«Рыбки»

(Выполнение композиции из сплющенных шариков)

4

1

3

Опрос

Наблюдение

Мини - выставки

2.2.


Тема 2

«Дерево»

(Выполнение плоской композиции из жгутиков)

4

1

3

Опрос

Наблюдение

Мини - выставки

2.3.

Тема 3

«На поляне»

(Пластилиновая живопись и аппликация)

4

1

3

Наблюдение

Мини - выставки

2.4.

Тема 4

«Овощная семейка – сказка - импровизация» (Коллективная работа. Объёмная композиция).


4

1

3

Опрос

Наблюдение

Мини - выставки

3

Раздел 2

«Лепка из теста»

12

3

9

Опрос

Наблюдение

Мини - выставки

3.1.

Тема 1

«Котик» (панно)

4

1

3

Опрос

Наблюдение

Мини - выставки

3.2.

Тема 2

«Ёлочные игрушки»



4

1

3

Опрос

Наблюдение

Мини - выставки

3.3.

Тема 3

«Подсвечник»


4

1

3

Опрос

Наблюдение

Мини - выставки

4

Раздел 3

«Папье-маше»

12

3

9

Выставка

4.1.

Тема 1

«Тарелочка»

4

1

3

Опрос

Наблюдение

Мини - выставки

4.2.

Тема 2

«Смешарики»


4

1

3

Опрос

Наблюдение

Мини - выставки

4.3.

Тема 3

«Снегири на веточке рябины» (панно, бумажное тесто)

4

1

3

Опрос

Наблюдение

Мини - выставки

5

Раздел 4

«Лепка из глины»

10

2,5

7,5

Выставка


5.1.

Тема 1

«Птички» (подвесная композиция)


2

0.5

1.5

Опрос

Наблюдение

Мини - выставки

5.2.

Тема 2

«Чашка»

4

1

3

Опрос

Наблюдение

Мини - выставки

5.3.

Тема 3

«Филимоновская лошадка»

4

1

3

Наблюдение

Мини - выставки

6.

Промежуточная диагностика


2

1

1

Опрос

Выставка

7.

Итоговое занятие

2

1

1


8.

Творческая работа

10

4

6

Выставки

9.

Каникулярные мероприятия

6

2

4



Итого

72

19

53



Содержание учебного плана


1. Вводное занятие:

Теоретическая часть: Введение. Предмет «Лепка». Оборудование и пластические материалы. Порядок работы в мастерской лепки. Инструктаж по технике безопасности.

Практическая часть: Входная диагностика: «Домашние любимцы»

Форма контроля: Мини-опрос, выставка.

2. Раздел 1«Лепка из пластилина».

2.1. Тема 1. «Рыбки»

Теоретическая часть: Знакомство с пластилином, его физическими и химическими свойствами. Знакомство с инструментами. Организация рабочего места. Знакомство с основными приемами лепки: шар, яйцо, капля. Что такое композиция. Что такое шаблон, его применение.

Практическая часть: Работа с шаблоном. Выполнение предварительных упражнений на изготовление простых элементов: шар, яйцо, капля. Составление композиции и образа рыбки.

Форма контроля: Выставка

2.2. Тема 2. «Дерево»

Теоретическая часть: Знакомство с основными приемами лепки: колбаска, жгутик завиток. Что такое эскиз.

Практическая часть: Выполнение эскиза к творческому заданию. Самостоятельное выполнение творческого задания.

Форма контроля: Выставка

2.3. Тема 3. «На поляне» (Пластилиновая живопись и аппликация)

Теоретическая часть: Знакомство с техникой «Пластилиновая живопись». Получение оттенков цвета посредствам смешивания пластилина. Знакомство с приемом «пластилиновая аппликация». Применение в композиции нескольких элементов.

Практическая часть: Выполнение эскиза к творческому заданию. Работа скалкой, стекой. Выполнение творческого задания.

Форма контроля: Выставка

2.4. Тема 4. «Овощная семейка». (Коллективная работа. Объёмная композиция).

Теоретическая часть: Разгадывание загадок об овощах. Знакомство с объемом. Придумывание сказки.

Практическая часть: Игра: «Угадай на вкус». Первоначальные навыки передачи объема: упражнение на выполнение шара, эллипсоида. Выполнение зарисовок героев сказки – овощей. Работа над созданием декораций, сказочных героев и т.д.

Форма контроля: Выставка



3. Раздел 2 «Лепка из теста»

3.1. Тема 1. «Котик» (панно)

Теоретическая часть: Знакомство с материалом. Знакомство с технологией изготовления соленого теста, его физическими и химическими свойствами. Знакомство с инструментами и материалами. Что такое панно.

Практическая часть: Приготовление теста. Работа с шаблоном, стекой. Изготовление панно.

Форма контроля: Наблюдение, выставка.


3.2. Тема 2. «Ёлочные игрушки»

Теоретическая часть: Беседа о предстоящем празднике. Рассматривание ёлочных игрушек. Знакомство с фактурами. Способы выполнения различных фактур.

Практическая часть: Упражнение на оттиски различных поверхностей (природные материалы, мелкие предметы, ткани). Упражнение на выполнение фактур с помощью различных инструментов (стеки, гребни, зубные щетки и др.) Работа с шаблоном. Раскрашивание и декорирование игрушек.

Форма контроля: Наблюдение, выставка.


3.3. Тема3. «Подсвечник»


Теоретическая часть: Знакомство с рельефным изображением. Последовательность выполнения работ ы. Инструменты и материалы.


Практическая часть: Работа с шаблоном, скалкой. Выполнение несложных элементов: шарик, «колбаска», жгут, и др. Создание композиции. Раскрашивание изделия.

Форма контроля: Наблюдение, выставка.


4. Раздел 3. « «Папье-маше»

4.1.Тема 1. «Тарелочка»

Теоретическая часть: Знакомство с новой техникой. Инструменты и материалы. Технология изготовления папье-маше.

Практическая часть: Выполнение тарелочки в технике папье-маше. Аккуратное последовательное ведение работы. Накопление слоев бумаги. Грунтовка белилами. Роспись по эскизу.

Форма контроля: Наблюдение, выставка.


4.2. Тема 2. «Смешарики»



Теоретическая часть: Технология изготовления игрушки. Последовательность выполнения работ ы. Инструменты и материалы.


Практическая часть: Оклеивание воздушного шарика. Аккуратное последовательное ведение работы. Накопление слоев бумаги. Грунтовка белилами. Выполнение эскизов игрушек. Работа с шаблонами. Вырезание дополнительных частей из цветного картона. Раскрашивание и декорирование игрушки.

Форма контроля: Наблюдение, выставка.


4.3. Тема 3. «Снегири на веточке рябины» (панно, бумажное тесто)


Теоретическая часть: Знакомство с технологией изготовления бумажного теста. Знакомство с инструментами и материалами. Знакомство с выполнением невысокого рельефного изображения.


Практическая часть: Создание предварительного эскиза. Приготовление теста. Перенос эскиза на основание панно. Раскрашивание. Оформление рамки.

Форма контроля: Наблюдение, выставка.



5. Раздел 4 «Лепка из глины»


5.1.Тема 1. «Птички» (подвесная композиция)

Теоретическая часть: Знакомство с глиной, изучение её качества и свойств. Инструменты для работы с глиной. Последовательность выполнения работы.

Практическая часть: Раскатывание плинта. Работа с шаблоном, стекой. Выполнение рельефа, оттиска. Раскрашивание. Сборка подвесной композиции.

Форма контроля: Выставка.


5.2. Тема 2. «Чашка»


Теоретическая часть: Что такое керамика. Беседа о посуде.


Практическая часть: Лепка чашки методом лепки «из колбасок». Создание формы чашки из глины, последовательное ведение работы (заравнивание, лепка ручки, прикрепление шликером). Раскрашивание.



5.3. Тема 3. «Филимоновская лошадка»


Теоретическая часть: Знакомство с последовательностью исполнения игрушки, с художественными особенностями филимоновской игрушки. Дать понятие – узор, композиция, цветовая гамма.

Практическая часть: Изготовление игрушки. Роспись.

Форма контроля: Выставка.


6. Итоговая диагностика: «Я леплю свой мир».


Теоретическая часть: Выбор темы. Её с удовольствием подскажут сами дети. Это могут быть цветы, птицы, космос, город, портреты и т.д. Последовательность выполнения работы.


Практическая часть: Выбор материала. Дети приступают к работе в материале, выполняют изображение в зависимости от темы. Затем готовые элементы композиции собираются в коллективную работу.


Форма контроля: Наблюдение, выставка.



7. Итоговое занятие:

Теоретическая часть: Подведение итогов. Награждение по итогам участия в выставках в объединении. Итоговая выставка лучших творческих работ.

Практическая часть: Игра – викторина «Путешествие по стране мастеров».

Форма контроля: Выставка.

8. Творческая работа:

«Зимняя сказка» (Коллективная работа)

Теоретическая часть: Беседа о предстоящем празднике «Новый год». Выбор техники, материалов и инструментов. Последовательность работы. Техника безопасности при работе с материалами и инструментами. Распределение по группам.

Практическая часть: Изготовление эскиза. Поэтапное изготовление изделия, декоративных элементов, оформление внешнего вида.

Форма контроля: Выставка.


«С 23 февраля»

Теоретическая часть: Беседа: История возникновения праздника 23 февраля. Выбор материалов и инструментов.

Практическая часть: Изготовление эскиза. Поэтапное изготовление изделия, декоративных элементов, оформление внешнего вида.

Форма контроля: Выставка.


«Подарок для мамы» - по выбору.

Теоретическая часть: Беседа: История возникновения праздника 8 марта. Что такое «Портрет». Последовательность работы. Техника безопасности при работе с материалами и инструментами.

Практическая часть: Выбор материала. Изготовление эскиза. Поэтапное выполнение работы. Оформление рамки.

Форма контроля: Выставка.


«9 мая» - панно

Теоретическая часть: Беседа о предстоящем празднике «День победы». Выбор техники, материалов и инструментов. Последовательность работы. Техника безопасности при работе с материалами и инструментами. Практическая часть: Изготовление эскиза. Поэтапное изготовление изделия, декоративных элементов, оформление внешнего вида.

Форма контроля: Выставка.

























Планируемые результаты освоения программы.


После завершения курса по программе ребенок будет знать:

некоторые виды декоративно-прикладного творчества: керамика, роспись и т.д.;

правила поведения и техники безопасности на занятиях,

правила организации своего рабочего места,

свойства и особенности используемого материала: глины, теста и пластилина;

названия промыслов глиняной игрушки (Каргопольская, Дымковская,

Филимоновская);

названия и назначение инструментов, используемых для работы с пластичным материалом;

названия способов лепки: конструктивная, скульптурная, рельефная,

комбинированная, круговой налеп;

понятие «шликер» и скульптура;

этапы работы над изготовлением глиняной игрушки;

особенности работы и основные приемы лепки;

рецепт приготовления соленого теста.


После завершения курса по программе обучающиеся будут уметь:

организовывать свое рабочее место;

готовить глину, тесто и пластилин к работе;

планировать последовательность работы над изделием;

пользоваться инструментами для лепки;

работать с различными пластичными материалами;

выполнять изделия одним из способов лепки;

украшать и расписывать свои работы;

выполнять объёмную или плоскостную композицию на тему;

изготавливать игрушки по мотивам народных промыслов глиняных игрушек;

самостоятельно подбирать способ лепки для изготовления изделия;

сотрудничать как со взрослыми, так и со сверстниками;

проявлять собственную творческую активность, реализовывать свои идеи;

передавать в изделии настроение, чувства;

проявлять самостоятельность, дисциплинированность.















КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ОБУЧЕНИЯ



Содержание

Возрастные группы

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

Возраст обучающихся

6-7

6-7

6-7

6-7

Дата начала учебного года

1сентября

1сентября

1сентября

1сентября

Дата окончания учебного года

29 мая

29 мая

29 мая

29 мая

Кол-во учебных недель, в том числе

36

36

36

36

1 полугодие

17

17

17

17

2 полугодие

19

19

19

19

Количество учебных дней

72

72

72

72

Количество занятий в неделю

2

2

2

2

Объем программы

72

72

72

72

Продолжительность академического часа


45


45


45


45

Праздничные дни

4 ноября День народного единства, 1-9 января Рождественские каникулы, 23 февраля, 8 марта, 1 мая, 9 мая.



Последовательность изучения учебного плана


недели


Тема занятия

Кол- во

часов

Сентябрь

1

Вводное занятие. «Предмет «Лепка». Оборудование и пластические материалы. Порядок работы в мастерской лепки. ТБ, ПДД»

Входная диагностика: «Домашние любимцы»


2


Раздел 1. «Лепка из пластилина»- 16 ч


2

«Рыбки»

(Выполнение композиции из сплющенных шариков)

2

3

«Рыбки»

(Выполнение композиции из сплющенных шариков)

2

4

«Дерево»

(Выполнение плоской композиции из жгутиков)

2

Октябрь


1

«Дерево»

(Выполнение плоской композиции из жгутиков)

2

2

«На поляне»

(Пластилиновая живопись и аппликация)

2

3

«На поляне»

(Пластилиновая живопись и аппликация)

2

Каникулярное мероприятие:

4

«День картошки»

2

Ноябрь

1

«Овощная семейка – сказка - импровизация»

(Коллективная работа. Объёмная композиция).


2

2

«Овощная семейка – сказка - импровизация»

(Коллективная работа. Объёмная композиция).


2

Раздел 2 «Лепка из теста» - 12 ч.

3

«Котик» (панно)

2

4

«Котик» (панно)

2

Декабрь

1

«Ёлочные игрушки»

2

2

«Ёлочные игрушки»

2

3

«Подсвечник»

2

4

«Подсвечник»

2

Творческая работа

5

«Зимняя сказка»

2

Январь

Каникулярное мероприятие

1

«Рождественский ангелочек»

(мастер – класс)

2

Раздел 3. «Папье-маше» - 12 ч.

2

«Тарелочка»

2

3

«Тарелочка»

2

4

«Смешарики»

2

Февраль

1

«Смешарики»

2

2

«Снегири на веточке рябины»

(панно, бумажное тесто)

2

Творческая работа

3

«С 23 февраля»

2

4

«Снегири на веточке рябины»

(панно, бумажное тесто)

2

Март

Творческая работа

1

«Подарок для мамы»

2

2

«Подарок для мамы»

2

Раздел 4«Лепка из глины» -10 ч.

3

«Птички» (подвесная композиция)

2

Каникулярное мероприятие

4

«Экскурсия в детскую художественную школу»

2


Апрель


1

«Чашка»

2

2

«Чашка»

2

3

«Филимоновская лошадка»

2

4

«Филимоновская лошадка»

2

Май

Творческая работа

1

«9 мая»

2

2

«9 мая»

2

3

Итоговая диагностика

«Я леплю свой мир»

2

4

Итоговое занятие

«Путешествие по стране Мастеров»

2














УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

        


Реализация программы осуществляется с использованием материально-технической базы МБУДО «ДЮЦ»

Учебное помещение, соответствующее требованиям санитарных норм и правил, установленных СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41. Кабинет оборудован столами и стульями в соответствии с государственными стандартами. Рабочее место педагога оборудовано компьютерной техникой. При организации учебных занятий соблюдаются гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для ведения образовательной деятельности. Кабинет оборудован раковиной для мытья рук с подводкой горячей и холодной воды, укомплектован медицинской аптечкой для оказания доврачебной помощи.

          Методическое и дидактическое обеспечение: 

Календарный учебный график; конспекты занятий, подборка видеоматериала, теоретическая литература.

Дидактическое обеспечение программы

Таблицы с изображением приемов работы над изделием, образцы изделий, книги и журналы об искусстве.

Документы: программа, должностные инструкции.

Реквизитный материал


Кадровое обеспечение:

Программу реализует педагог дополнительного образования, имеющий средне-профессиональное образование в области изобразительного искусства (учитель черчения и рисования). Педагог постоянно повышает уровень профессионального мастерства.

Формы аттестации и оценочные материалы.



Текущий контроль и промежуточная аттестация обучающихся осуществляется следующими методами отслеживания результативности учебно-воспитательного процесса:

- педагогическое наблюдение;

- выполнение творческого задания, участие обучающихся в мероприятиях.

Текущий контроль

Входная диагностика

Входная диагностика проводится с целью составления характеристики каждого обучающегося, определения его возможностей в освоении программы

Оценка образовательных (предметных) планируемых результатов.

Форма проведения: практическое творческое задание, наблюдение.

Тема: «Домашние любимцы»

Критерии оценивания:

-Передача формы предмета

-Строение предмета

-Передача пропорций

-Композиция

-Передача движения

-Цветовое решение изображения

-Самостоятельность

-Инициатива

-Активность (Приложение 1)

2. Входная диагностика предусматривает оценку творческой активности, достижений, целеустремленности, нравственности обучающегося. (Приложение 2)




Текущий контроль по итогам освоения тем, разделов Программы

Проводится с целью систематического контроля уровня освоения обучающимися тем, разделов ДООП и индивидуализации форм и методов в дальнейшей организации образовательного процесса в зависимости от уровня освоения обучающимся программного материала.

В конце каждого раздела – проведение тематических выставок в рамках объединения, тестирование по изученным темам и разделам для выявления уровня усвоения содержания программы и коррекции учебно-воспитательного процесса.


Промежуточная аттестация

Целью промежуточной аттестации в МБУДО «ДЮЦ» является выявление уровня освоения планируемых результатов ДООП.

Формы проведения: практическое творческое задание, наблюдение

1.Оценка образовательных (предметных) планируемых результатов.

Форма проведения: практическое творческое задание.

Тема: «Я леплю свой мир».

Критерии оценивания:

-Передача формы предмета

-Строение предмета

-Передача пропорций

-Композиция

-Передача движения

-Цветовое решение изображения

-Самостоятельность

-Инициатива

-Активность (Приложение 1)



2.Промежуточная аттестация предусматривает оценку творческой активности, целеустремленности, нравственности обучающегося. (Приложение 2)

Качество освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Занимательная лепка», конкретным обучающимся определяется путем сравнения результатов входной диагностики и результатов промежуточной аттестации по тем же критериям.


Высокий уровень – Заметны значительные сдвиги в развитии обучающегося, он проявляет заинтересованность в учебной, познавательной и творческой деятельности, составляющей содержание Программы. Сотрудничает со сверстниками при выполнении групповых учебных заданий. Практическое творческое задание выполнено на высоком уровне или среднем уровне.


Средний уровень - Заметны сдвиги в развитии обучающегося, он проявляет заинтересованность в учебной, познавательной и творческой деятельности, составляющей содержание Программы. Сотрудничает со сверстниками при выполнении групповых учебных заданий или проявляет интерес к совместной деятельности. Практическое творческое задание выполнено на среднем уровне/ниже среднего уровне.


Низкий уровень – Сдвигов в развитии ребенка не наблюдается. Обучающийся демонстрирует низкий уровень заинтересованности в учебной, познавательной и творческой деятельности, составляющей содержание Программы. Практическое творческое задание выполнено на низком уровне или не выполнено вообще.


Результаты текущего контроля и промежуточной аттестации фиксируются в Мониторинговой карте объединения (см. Положение о текущем контроле и промежуточной аттестации обучающихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе МБУДО «ДЮЦ»)




































МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ


Программа предусматривает использование различных методов и приемов обучения и воспитания:

Методы по уровню включения в продуктивную творческую деятельность:

объяснительно-иллюстративные;

репродуктивные;

частично-поисковые.

Методы стимулирования активности детей (познавательной и творческой):

игра;

создание эмоционально-окрашенных ситуаций;

поощрение;

чередование видов деятельности.

Методы воспитания: словом, делом, игрой, общением, отношением

Методы воспитания и развития:

развивающая, познавательная игра;

самостоятельная работа;

коллективный анализ ситуаций и совместной деятельности.

Методы контроля и самоконтроля:

контрольные задания, игры, викторины, тесты;

самооценка;

выставка детских работ.

Дистанционные образовательные технологии:

Мессенджер Viber. Используется для взаимодействия с родителями и обучающимися.

Личный сайт педагога.https://multiurok.ru/id8725573

Программа предусматривает использование различных методов и приемов обучения и воспитания:

Методы по уровню включения в продуктивную творческую деятельность:

объяснительно-иллюстративные;

репродуктивные;

частично-поисковые.

2. Методы стимулирования активности детей (познавательной и творческой):

игра;

создание эмоционально-окрашенных ситуаций;

поощрение;

чередование видов деятельности.

3. Методы воспитания: словом, делом, игрой, общением, отношением

4. Методы воспитания и развития:

развивающая, познавательная игра;

самостоятельная работа;

коллективный анализ ситуаций и совместной деятельности.

Методика проведения занятий

Каждое занятие строится по следующей схеме: в начале занятия несколько минут отводится организационному моменту, где проверяется готовность детей к работе, готовится рабочее место. Затем следует само занятие, в котором можно выделить следующие этапы:

Беседа или рассказ. Информация по каждой теме программы. Данный этап включает в себя теоретическую и практическую часть. Теоретические сведения – это объяснение нового материала, информация познавательного характера о видах прикладного творчества. Теоретическая часть сопровождается показом наглядных пособий, используемых на занятиях, и имеет большое значение в усвоении нового материала. Наглядные материалы позволяют учащимся приобрести разносторонние представления о каком-либо образе, способствуют более прочному усвоению знаний. К основным видам наглядных пособий относятся: иллюстрации, рисунки, варианты упражнений, готовые изделия.

Практическая часть - выполнение работы. Это наиболее сложный этап, состоящий из нескольких частей:

Выбор фона работы (при работе с бумагой, природным материалом)

Выбор цвета для создания своего образа, композиции.

Изготовление композиции.

Работа с деталями.

Оформление работы. Выбор рамки.

Во время практической работы проводятся динамические паузы и минутки фантазии.

Подведение итогов и оценка работы




2.5. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ (Приложение № 4)

Список литературы

Для педагогов:


Аракчеев Ю., Хайлов Л. Чудеса из глины. – М., 1980.


Богуславская И. Русская глиняная игрушка. – Л., 1975.


Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. М.: Просвещение, 1985.- 8о с.



Лепка из глины для детей. Развиваем пальцы и голову/ (сост. С.Ю. Ращупкина). – М.: РИПОЛ классик,2010.


Лыкова И.А., Грушина Л.В. Горячие картины.М.: Карапуз,2011.


Морозова О. Волшебный пластилин. – М., 2007.



Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического
воспитания. - М., 1987.


Программа. Изобразительное искусство. Основы народного и
декоративно-прикладного искусства: Для школ с углубленным изучением
предметов художественно-эстетического цикла (1-4 классы)/ Науч. рук.
Т.Я.Шпикалова. - 3-е изд. - М., 1997.



Программа. Изобразительное искусство. Основы народного и
декоративно-прикладного искусства: Для школ с углубленным изучением
предметов художественно-эстетического цикла (5-8 классы)/ Науч. рук.
Т.Я.Шпикалова. - М., 1994.

Салтыков А.Б. Избранные труды. - М., 1962.

Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. - М., 1988.

Шубников А.В., Копцик В.А. Симметрия в науке и искусстве. - М., 1988.


Альбом по народному искусству России с методическими
рекомендациями. Русская народная игрушка. - М., 1988.



Слайд-фильмы по народному искусству России с методическими
рекомендациями и искусствоведческим комментарием. Гжельская
керамика. - М., 1993.


Слайд-фильмы по народному искусству России с методическими рекомендациями и искусствоведческим комментарием. Дымковская игрушка. - М., 1993.





































Приложение 1

Мониторинг по выявлению уровня развития творчества в продуктивной деятельности





Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Технические умения навыки

Передача формы предмета

форма передана точно

есть незначительные искажения

форма не удалась.

Строение предмета

части расположены верно;

есть незначительные искажения;

искажения значительные,

Передача пропорций

пропорции предмета соблюдаются;

есть незначительные искажения;

пропорции предмета переданы не верно

Композиция

отношение по величине разных изделий составляющих сюжет

соблюдается пропорциональность в изделии разных предметов

пропорциональность разных предметов передана не верно

Передача движения

движение передано достаточно четко

движение передано неопределенно, неумело

изображение статичное.

Цветовое решение изображения

передан реальный цвет предметов

есть отступление от реальной окраски

цвет предметов передан не верно



Низкий уровень: отсутствует заинтересованность к процессу деятельности. Технические умения и навыки развиты слабо, наблюдаются значительные ошибки при передаче формы, строения предмета, расположения частей, величины. Дети безразличны к использованию цвета, не замечают выразительности формы, не используют в работах средства для создания выразительного образа. В творческих заданиях выбирают для изображения более простые и знакомые образы. В процессе деятельности не проявляется самостоятельность, необходима постоянная поддержка.

Средний уровень : у детей наблюдается заинтересованность деятельностью в начале работы, при возникновении требований, дети становятся пассивными. Дошкольники закомплексованы, внимание неустойчиво. Сформированность технических умений и навыков формальна. Имеются незначительные отклонения при передаче формы, строения, величины. Дети знают цвета, но не всегда используют их для создания выразительного образ. В процессе деятельности нуждаются в помощи, стимуляции действий. Рисунки, поделки менее оригинальны, не отличаются наличием выразительных средств. Творческое воображение прослеживается не всегда. Для раскрытия творческого замысла дети применяют тот способ, которым хорошо владеют

Высокий уровень : у детей наблюдается интерес в процессе деятельности, дети активны, обладают высоким уровнем технических умений и навыков в рисовании. Дети замечают выразительность формы, сочетание красок, знают правило работы с красками, правильно передают в рисунке форму, строение предметов, расположение частей, величину. Дошкольники используют выразительные средства в работе (цвет, ритм, линия, композиция). В процессе деятельности прослеживается самостоятельность, т.е. детям необходима лишь незначительная помощь педагога. Работа отличается элементами новизны, фантазии, что говорит о развитии творческого воображения; при выполнении творческого задания дети довольно полно и оригинально раскрывают замысле.

Эти критерии можно использовать и для оценки детских работ воспитанников не только старших групп, но и других возрастных групп, корректируя, однако, их в зависимости от возраста детей, выпуская те из показателей, которые сложны для более младших возрастов.





Начало учебного года

Конец учебного года



Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Технические умения навыки

Передача формы предмета







Строение предмета







Передача пропорций







Композиция







Самостоятельность







Цветовое решение изображения







ИТОГО:










Приложение 2

Критерий

Начальный (низкий) уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Форма проведения/ метод оценивания

Творческая активность

Инициативу не проявляет. Поручения не выполняет.

Поручения выполняет без желания. Инициативу проявляет редко. Может придумать интересные идеи, но не может оценить их и выполнить.

Добросовестно выполняет поручения, задания. Способен решить проблемы с помощью педагога. Может придумать интересные идеи и их реализовать.

Беседа, наблюдение

Достижения

Не принимает участия в конкурсах.

Участие в конкурсах различного уровня.

Значительные результаты на муниципальном уровне.

Журнал

Целеустремленность

Не считает нужным ставить перед собой конкретные цели.

Может поставить перед собой цель, но не всегда добивается ее осуществления.

Умеет ставить перед собой цель и добиваться ее осуществления.

Наблюдение

Гуманность нравственность

В основном действует в соответствии с общественными нормами.


Нравственен при благоприятных условиях и требованиях извне. Помогает окружающим и товарищам по поручению учителя или коллектива.

Заботится об окружающих, принимает участие в акциях добрых делах, но не пресекает грубость других

Руководствуется общественными нормами морали. Пресекает грубость, недобрые отношения к людям, заботиться об окружающих проявляет человечность, сопереживает, сочувствует товарищам и взрослым, отзывчив, порядочен

по методике Овчаровой Р.В.





Ф.И.

Предметный результат

Творческая активность

Достижения

Целеустремленность

Нравственность



Вход.

Промеж.

Вход.

Промеж.

Вход.

Промеж.

Вход.

Промеж.

Вход.

Промеж.

1












2












3












4












5












6












7












8












9












10












11












12












13












14












15












Уровень воспитанности детей (по методике Овчаровой Р.В.)


Ф.И.

участника

Качества, их оценка

Общий уровень

восп.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


1













2













3













4













5













6













7













8













9













10













11













12













13













14













15














Средний бал













Перечень качеств:

1.Гуманность в отношениях к окружающим.

2.Вежливость.

3.Духовность (стремление к прекрасному и возвышенному)

4.Трудолюбие.

5.Физическое развитие.

6.Бережливость.

7.Честность.

8.Активность.

9.Любознательность.

10.Дисциплинированность.


СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ КАЧЕСТВ: 5 – качество проявляется, 4 – качество больше проявляется, чем не проявляется, 3 – качество меньше проявляется, чем не проявляется, 2 – качество не проявляется.
















Приложение 3


Здоровьесберегающие технологии на занятиях.


Физкультминутки.

Мы немножко отдохнем. 

Встанем, глубоко вздохнем. 

Дети по лесу гуляли, (шагают на месте.) 

За природой наблюдали. 

(Поворачивают голову в сторону.) 

Вверх на солнце посмотрели, 

И их лучики согрели. (Руки вверх.) 

Чудеса у нас на свете:  

Стали карликами дети. (Присесть.) 

А потом все дружно встали, 

Великанами все стали. 

Бабочки летали, 

Крыльями махали. (Помахали руками.) 

Дружно хлопаем. (Хлопнуть в ладоши.) 

Ногами топаем. (Топнуть ногами.) 

Хорошо мы погуляли, 

И немножечко устали! (Сесть за столы.) 

*** 

Чтобы отдохнули ножки, 

Мы пройдемся по дорожке. 

Но дорожка не простая –  

Нас от стола не отпускает. 

(Ходьба на месте.) 

Голову тяну к плечу, 

Шею я размять хочу. 

В сторону разок-другой 

Покачаю головой. 

(Вращение головой вправо и влево.) 

Пальцы ставим мы к печам, 

Руки будем мы вращать. 

Круг вперед, другой вперед, 

А потом наоборот. 

(Руки к плечам, вращение вперед и назад.) 

Хорошо чуть-чуть размяться. 

Снова сядем заниматься. 

(Дети садятся за столы.) 

*** 

С неба падают снежинки, 

Как на сказочной картинке. 

Будем их ловить руками 

И покажем дома маме. 

(Дети поднимают руки над головой и делают хватательные движения, словно ловят снежинки). 

А вокруг лежат сугробы, 

Снегом замело дороги. (Руки в стороны.) 

Не завязнуть в поле чтобы, 

Поднимаем выше ноги. 

(Ходьба на месте, колени высоко поднимаются.) 

Вон лисица в поле скачет, 

Словно мягкий рыжий мячик. (Прыжки на месте.) 

Ну, а мы идем, идем (Ходьба на месте.) 

И к себе приходим в дом. (Садятся за столы.) 

Пальчиковые игры. Игры для рук. 

Русская игра «Утречко».  

(Ладони скрещены, пальцы растопырены, образуют солнышко с лучами.) 

- Эй, братец Федя, разбуди соседей. 

(Кулак правой руки сжат, большой палец совершает круговые движения. Левая ладонь снизу, поддерживает кулак. Пальцы вытянуты.) 

- Вставай, Большок! 

(Щелчок по указательному пальцу левой руки.) 

Вставай, Указка! 

(Щелчок по указательному пальцу левой руки.) 

Вставай, Середка! (Щелчок по среднему пальцу.) 

Вставай, Сиротка! (Щелчок по безымянному пальцу.) 

И Крошка-Митрошка! (Щелчок по мизинцу.) 

Привет, Ладошка! (Щелчок в центре ладони.) 

Все потянулись и проснулись. 

(Руки поднимаются вверх, пальцы вытягиваются и быстро шевелятся.) 

При повторении игры руки меняются ролями. 

«Мы делили апельсин» 

Мы делили апельсин. Дети показывают апельсин – пальцы полусогнуты, словно в руках мяч.  

Много нас, а он один. Ладонь сначала раскрыта, затем пальцы сжимаются в кулак, прямым остается только один палец каждой руки. 

Эта долька – для ежа. Ладони сжаты в кулак, на каждую фразу  

Эта долька – для стрижа. дети разжимают по пальцу, начиная с  

Эта долька – для утят. большого.  

Эта долька – для котят. 

Эта долька – для бобра. 

А для волка… кожура. Дети прячут руки за спину. 

Он сердит на нас – беда! 

Разбегайтесь кто куда. 

«Сделаем гимнастику для рук» 

Много ли надо нам, ребята, 

Для умелых наших рук? 

Нарисуем два квадрата, 

А на них огромный круг, 

А потом еще кружок, 

Треугольный колпачок. 

Вот и вышел очень, очень 

Развеселый чудачок. 

(Дети рисуют в воздухе геометрические фигуры) 

Гимнастика для глаз. 

«Бабочки» 

Спал цветок. (Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка подавливая на них по часовой стрелке и против нее.) 

И вдруг проснулась. (Поморгать глазами.) 

Больше спать не захотел, -  

(Руки поднять вверх – вдох, посмотреть на руки.) 

Встрепенулся, подтянулся.  

(Руки согнуты в стороны – выдох.) 

Взвился вверх и полетел. 

(Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.) 

***  

Ах, как долго вышивали, 

Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.) 

Посмотрите все в окно. (Посмотреть влево, вправо.) 

Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.) 

Мы глаза сейчас закроем. (Закрыть глаза ладошками.) 

В классе радугу построим, 

Вверх по радуге пойдем, 

(Посмотреть по дуге вверх – вправо, вверх - влево.) 

Вправо, влево, поворот,  

А потом скатимся вниз. (Посмотреть вниз.) 

Жмурься сильно, но держись. 

(Зажмурить глаза, открыть и поморгать.) 

 

Релаксация «Волшебный замок». 

Педагог включает спокойную музыку со звуками природы или классическую. Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вздоха и выдоха и найдите внутри себя самих точку внутреннего спокойствия – такое место в душе, где тихо и спокойно. 

Представь себе, что ты оказался в чужом городе и идешь по какой-то маленькой улочке. Улица выводит тебя на площадь, где стоит замок. Замок переливается огнями. Ты подходишь к замку, и двери открываются. Ты проходишь внутрь. Там светло от множества люстр, играет волшебная музыка. Ты попадаешь в твою любимую сказку. Все персонажи улыбаются тебе, и ты улыбаешься им. Тебе хорошо на душе и спокойно. Ты видишь свою любимую сказку. К тебе подходит фея, берет тебя за руку и ведет к выходу. Ты улыбаешься, машешь рукой сказочным героям. Ты выходишь из дверей замка. Идешь по улице, находишь скамейку и садишься. Ты счастливо улыбаешься и открываешь глаз.

Приложение № 4

к ДООП “Занимательная лепка”

















РАБОЧАЯ

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ































г. Краснокаменск, 2021

Оглавление

1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ 7

Практическая часть: Создание предварительного эскиза. Приготовление теста. Перенос эскиза на основание панно. Раскрашивание. Оформление рамки. 11

Приложение 2 28

Уровень воспитанности детей (по методике Овчаровой Р.В.) 30

Перечень качеств: 30

Раздел 1. Особенности организуемого воспитательного процесса 37

Раздел 3. Виды, формы и содержание деятельности 40

Модуль «Воспитание на учебном занятии» 40

Модуль «Воспитание в детском объединении» 42

Модуль «Ключевые дела» 42

На уровне учреждения: 42

На индивидуальном уровне: 43

Модуль «Экскурсии» 43

Модуль «Выставки, конкурсы, соревнования ...» 44

Модуль «Организация предметно-эстетической среды» 44

Модуль «Работа с родителями» 45

РАЗДЕЛ 4. Самоанализ воспитательной работы 47

Приложение 1. 48

Диагностическая карта проявления воспитанности учащегося МБУДО «ДЮЦ» 48

Приложение 2. 50

Календарный график мероприятий 50



Раздел 1. Особенности организуемого воспитательного процесса



Ручной труд – увлекательная творческая работа, которая объединяет детей, воспитывает взаимопомощь, бережное отношение к труду, через изготовление поделок своими руками, формирует умение и навыки ручного труда. Навыки имеют большое значение в развитии мелкой моторики рук. Сухомлинский писал: «Чем больше мастерства детской руке, тем умнее ребёнок. Силы ума крепнут по мере того, как совершенствуется мастерство, но и мастерство черпает силы свои в разуме». Чем раньше детские пальчики станут ловкими, тем быстрее ребёнок познает радость творческого труда.

Процесс воспитания в детском объединении «Очумелые ручки», основывается на следующих принципах взаимодействия педагога и учащихся:

- неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и обучающегося, соблюдения конфиденциальности информации об обучающемся и семье, приоритета безопасности обучающегося при нахождении учреждении;

- ориентир на создание психологически комфортной среды для каждого обучающегося и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие обучающихся и педагога работников;

- организация основных совместных дел, обучающихся и педагога;

- активное участие в ключевых делах Детско-юношеского центра;

- системность, целесообразность и не шаблонность воспитания как условия его эффективности;

- индивидуальный подход к каждому обучающемуся

Раздел 2. Цель и задачи воспитания


Современный национальный воспитательный идеалэто высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Базовые ценности нашего общества - семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек.

Цель воспитания в ОДО исходит из воспитательного идеала, а также основывается на базовых для нашего общества ценностях.

Цель воспитания:

- усвоение обучающимися знаний основных норм, которые общество выработало на основе базовых ценностей (т.е. в усвоении ими социально значимых знаний);

- в развитии позитивных отношений обучающихся к базовым ценностям этим общественным ценностям (т.е. в развитии их социально значимых отношений);

- в приобретении обучающимися соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (т.е. в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).


Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям обучающихся позволяет выделить в ней приоритеты в воспитании обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов.


Приоритеты в воспитании обучающихся


Приоритеты в воспитании детей дошкольного возраста 6-7 лет


Целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения детьми норм социально одобряемого поведения, через подражание положительному примеру, в процессе игровой деятельности при исполнении социальных ролей, направленных на осознание что такое хорошо и что такое плохо, относящееся к следующему:

проявление инициативы и самостоятельности в игре, в общение, в познавательной и исследовательской деятельности и в других видах деятельности;

положительное отношение и проявление интерес к природе, к искусству, к различным видам труда, к другим людям и к себе;

умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, стремиться договариваться в спорных моментах совместной деятельности, проявлять вежливость, учитывать интересы других, сопереживать неудачам друзей и радоваться их успехам, адекватно проявлять свои чувства и уверенность;

выполнение требований, подчинение правилам и социальным нормам;

эмоциональный отклик на обсуждение значимости роли мамы, папы, бабушки, друзей, Родины в жизни человека, проявляет любовь, стремиться порадовать родных, отблагодарить за их заботу;

проявление волевых усилий, наведение порядка на рабочем месте, поддержание опрятного внешнего вида, проявление аккуратности;

проявление норм безопасного поведения и соблюдение правил личной гигиены;

рассуждение о добрых поступках людей, пробы объяснения причинно-следственных связей последствий поведения, способность к принятию собственных решений в различных видах деятельности.



Приоритеты в воспитании обучающихся

младшего школьного возраста

Целевой приоритет: создание благоприятных условий для усвоения обучающимися социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.

Наиболее важные нормы и традиции для воспитания младших школьников:

- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для обучающегося домашнюю работу, помогая старшим;

- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу - время, потехе - час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;

- знать и любить свою Родину - свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;

- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоемы);

- проявлять миролюбие - не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;

- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;

- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;

- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;

- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;

- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чем-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать свое мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.

Знание обучающимся младшего школьного возраста данных социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет особое значение для обучающегося этого возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений.




















Раздел 3. Виды, формы и содержание деятельности


Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы педагога:


Каждое из них представлено в соответствующем модуле:


Модуль «Воспитание на учебном занятии».

Модуль «Воспитание в детском объединении».

Модуль «Ключевые дела».

Модуль «Экскурсии»

Модуль «Выставки, конкурсы, соревнования ...».

Модуль «Организация предметно-эстетической среды».

Модуль «Работа с родителями».


Модуль «Воспитание на учебном занятии»

Целевые ориентиры воспитания на учебных занятиях заключаются в следующем:

включение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность, в ходе которой дети приобретают социально значимые знания, вовлекаются в социально значимые отношения, получают опыт участия в социально значимых делах;

реализация важных для личностного развития социально значимых форм и моделей поведения;

формирование и развитие творческих способностей;

поощрение педагогами дополнительного образования детских инициатив и детского самоуправления.

Воспитательный потенциал учебных занятий реализуется в деятельностном подходе в опоре на возрастные и индивидуальные особенности учащихся, согласно направленности ДООП.






Направленность ДООП

Приоритетное содержание учебных

занятий

Виды и содержание деятельности учащихся

Формы учебных занятий и образовательные технологии

1

Художественная

Раскрытие

художественного творческого потенциала,

формирование и развитие эстетической, духовно- нравственной и общей культуры, получение опыта познания себя и преображения окружающего мира по законам красоты.

Применяются интерактивные методы обучения на формирование навыков коллективной слаженной работы, применяется индивидуально ориентированная

траектория

развития в коллективах изо и дпи, осуществляются

профессиональные и социальные пробы,

формируются навыки взаимодействия и сотрудничества.


Творческие мастерские

Познавательные экскурсии

Дистанционно- образовательные технологии

Альтернативные

формы оценивания

Портфолио

Открытые учебные занятия

Культурно- образовательное событие.















Модуль «Воспитание в детском объединении»

Реализация педагогами воспитательного потенциала объединения предполагает следующую деятельность.

Виды и формы деятельности:

- установление доверительных отношений между педагогом и обучающимися, способствующих позитивному восприятию последними требований и просьб педагога, привлечению их внимания к обсуждаемой на занятии информации, активизации их познавательной деятельности;

- побуждение обучающихся соблюдать на занятии общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогами) и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых явлений, организация их работы с получаемой на занятии социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

- использование воспитательных возможностей содержания материала через демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор содержания в соответствии с направленностью, реализуемой дополнительной общеобразовательной программы;

- применение на занятиях интерактивных форм работы обучающихся: различного рода игр, дискуссий, конкурсов, организация работы в группах и др.;

- организация сотрудничества и взаимной помощи обучающихся;

- создание образовательных ситуаций, дающих возможность генерирования и оформления собственных идей, способствующих формированию навыка уважительного отношения к чужим идеям, навыка публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.


Модуль «Ключевые дела»

Ключевые культурно-образовательные события – это главные традиционные культурно- образовательные события учреждения, в которых принимает участие большая часть учащихся и которые планируются, готовятся, проводятся и анализируются совместно с педагогами- организаторами, методистами, педагогами дополнительного образования и детьми. Это образовательные, досуговые и просветительские проекты участие в которых объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив. Ключевые культурно-образовательные события обеспечивают включенность в них большого числа детей и взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию к происходящему в учреждении.

Для этого в МБУДО «ДЮЦ» используются следующие формы работы:

На уровне учреждения:

общие праздники учреждения – ежегодно проводимые творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для детей и педагогов знаменательными датами и в которых участвуют все детские объединения «ДЮЦ»:

День матери;

«Новогоднее приключение или волшебство только начинается»

«Есть такая профессия – Родину защищать»;

«Дочки – матери»;

Мастерская «Деда Мороза»

День космонавтики;

Масленица

День Победы;

«Мы вместе»

День защиты детей;

День России;

общие культурно-образовательные события – ежегодно проводимые крупные просветительские и презентационные дела, связанные с популяризацией науки, художественного творчества и формирования ценностного отношения к здоровью:

Отчетные выставки и отчетные мероприятия детских объединений.

На индивидуальном уровне:

вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые культурно-образовательные события детских объединений в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.);

индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых культурно-образовательных событий;

наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых событий, дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими учащимися, с педагогами и другими взрослыми;

при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.


Модуль «Экскурсии»

Экскурсии, помогают обучающимся расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных ситуациях.

На экскурсиях, в экспедициях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у обучающихся самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающегося труда, преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества. Эти воспитательные возможности реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности.


Виды и формы деятельности:

- экскурсии, организуемые в объединениях педагогами и родителями обучающихся: в музей, в картинную галерею, на предприятие, на природу (проводятся как интерактивные занятия с распределением среди обучающихся ролей и соответствующих им заданий, например: «фотографов», «оформителей»);

экскурсия в ДХШ

экскурсии в рамках РДШ «Неделя без турникетов», направленная на профориентацию


Модуль «Выставки, конкурсы, соревнования ...»

Выставки, конкурсы и др. помогают обучающимся реализовать свой творческий потенциал, приобрести важный опыт презентации результатов своей творческой деятельности, а также опыт принятия оценки результатов своего труда другими обучающимися и взрослыми.

Выставки, конкурсы и др. формируют у обучающихся навык самооценки результатов своего труда, способствуют получению опыта его сравнения с результатами других обучающихся.

Выставки, конкурсы и др. обладают значительными воспитательными возможностями, которые реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности.


Виды и формы деятельности:

- регулярные выставки и др., организуемые внутри детских объединений:

«Осеннии фантазии», «Зимняя сказка», «23 февраля»,«Кнам Весна шагает», каникулярные мероприятия «День картошки», «Путешествие в страну Здоровья», «Рождественский ангелочек», «Зимнии забавы», «Весёлые старты»

- выставки, конкурсы и др., организуемые в рамках ключевых дел:

«Осеннии красоты» (конкурс осенних композиций(флористика)), «Вот и осень пришла» (выставка), «Имя твоё учитель», «Идёт волшебница зима…» (выставка), «Новогодняя сказка» (выставка фотоконкурс), «Есть такая профессия – Родину защищать».

- участие в выставках, конкурсах и пр. на муниципальном, региональном, межрегиональном, федеральном и международном уровнях, в т.ч. в интернет-проектах;

- пополнение личных портфолио творческими работами, а также оценочными материалами (грамотами, дипломами, сертификатами и др.).


Модуль «Организация предметно-эстетической среды»

Окружающая обучающихся предметно-эстетическая среда, при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир обучающихся, способствует формированию у них чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию обучающимся организации. Воспитывающее влияние на обучающихся осуществляется через различные виды и формы работы.


Виды и формы деятельности:

- оформление интерьера помещений (вестибюля, коридоров, рекреаций, залов, лестничных пролетов и т.п.) и их периодическая переориентация;

- размещение на стенах регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ обучающихся, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга; картин определенного художественного стиля, знакомящегося обучающихся с разнообразием эстетического осмысления мира; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в ОДО (проведенных ключевых делах);

- благоустройство кабинета вместе с обучающимися, позволяющее им проявить свои фантазию и творческие способности, создающее повод для длительного общения педагога со своими воспитанниками;

- событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных событий (праздников, творческих вечеров, выставок, собраний и т.п.);



Модуль «Работа с родителями»

Работа с родителями или законными представителями учащихся осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и учреждения в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями учащихся осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:

На групповом уровне:

общий родительский комитет и Управляющий совет учреждения, участвующие в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их детей;

родительские гостиные, на которых обсуждаются вопросы возрастных особенностей детей, формы и способы доверительного взаимодействия родителей с детьми, проводятся мастер-классы, семинары, круглые столы с приглашением специалистов;

открытые учебные занятия и мероприятия, во время которых родители могут видеть образовательный процесс для получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса в учреждении и образовательные достижения детей обучения по ДООП;

организована обратная связь с родителями на интернет-сайте учреждения, где обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации психологов и педагогов.

На индивидуальном уровне:

работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций;

помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общих мероприятий учреждения и мероприятий детского объединения;

индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей.

РАЗДЕЛ 4. Самоанализ воспитательной работы


Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы педагога являются:

- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, и уважительного отношения к обучающимся;

- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий педагога на анализ не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между обучающимися и педагогами;

- принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий педагога на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с обучающимися деятельности;

- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития обучающихся, ориентирующий педагога на понимание того, что личностное развитие обучающихся – это результат как социального воспитания (в котором педагог ДЮЦ участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации, и саморазвития детей.


Уровень воспитанности обучающегося определяется по методике М.И.Шиловой в ходе входной диагностики и промежуточной аттестации. (Приложение 1)

Анализ воспитательной деятельности педагога осуществляется путем сопоставления результатов входной диагностики и промежуточной аттестации, отслеживается положительная/отрицательная динамика личностного развития по критериям, заложенным в методики. На основе проведенного анализа делается вывод об эффективных/неэффективных формах, методах воспитательной деятельности педагога.



















Приложение 1.

Диагностическая карта проявления воспитанности учащегося МБУДО «ДЮЦ»

Фамилия имя, возраст________________________________________________

Детское объединение_________________________________________________


Показатели

Вводная

Промежуточная

Дата заполнения

Дата заполнения

Общие баллы

Общие баллы

Отношение к обществу1Патриотизм





1. Отношение к родной природе



2. Гордость за свою страну



3. Служение своими силами



4. Забота о своей школе



Отношение к умственному труду2. Любознательность





5. Познавательная активность



6. Стремление реализовать свои интеллектуальные способности



7. Саморазвитие



8. Организованность в учении



Отношение к физическому труду 3. Трудолюбие





9. Инициативность и творчество в труде



10. Самостоятельность



11. Бережное отношение к результатам труда



12. Осознание значимости труда



Отношение к людям4. Доброта и отзывчивость





13. Уважительное отношение к старшим



14. Дружелюбное отношение к сверстникам



15. Милосердие



16. Честность в отношениях с товарищами и взрослыми



Отношение к себе 5. Самодисциплина





17.  Самообладание и сила воли



18. Самоуважение, соблюдение правил культуры поведения



19. Организованность и пунктуальность



20. Требовательность к себе



Общее количество баллов







Выводы по итогам вводной диагностики



Выводы по итогам промежуточной диагностики



Рекомендации


Приложение 2.

Календарный график мероприятий


Сроки мероприятия

Наименование мероприятия

Направленность (модуль, базовая ценность)

1

11.09.2021

«Волшебные двери»

День открытых дверей

М.:

«Ключевые дела», «Работа с родителями»

Б.ц.:

Семья

Человек

2

С 13.09 по 17.09.2021

Конкурс осенних композиций (флористика): «Осенние красоты», для обучающихся 1-7 классов школ города и объединений МБУДО «ДЮЦ»

М.:

«Ключевые дела», «Выставки, конкурсы, соревнования», «Организация, предметно – эстетической среды»

Б.ц.: Культура

Семья

3

С 30.09 до 30.10.2021

Выставка детского творчества «Вот и осень пришла»

М.:

«Ключевые дела»

«Выставки, конкурсы, соревнования», «Организация, предметно – эстетической среды»

Б.ц.:

Культура

Природа

4

01.10 08.10.2021

Каникулярное мероприятие: «День картошки», «Путешествие в страну Здоровья»

М.:

«Воспитание в детском объединение»

«Выставки, конкурсы, соревнования

Б.ц.:

Человек

Знания

Здоровье


5

11.10 – 29.10.2021

Выставка-конкурс: «Осенняя палитра»

М.:

«Ключевые дела»

«Выставки, конкурсы, соревнования», «Организация, предметно – эстетической среды»

Б.ц.:

Культура

Человек

6

01.10.2021

День единых действий РДШ День пожилых людей: акция "Добро"

М.:

«Ключевые дела»

Б.ц.:

Человек

Семья

7

15.11-27.11

Акции «Спасибо, мама, что ты есть!» (в рамках РДШ)

М.:

«Ключевые дела»

Б.ц.:

Человек

Семья

8

27.11.2021

Концертная программа «Свет материнской любви!» для матерей обучающихся МБУДО «ДЮЦ»

М.:

«Ключевые дела»

Б.ц.:

Человек

Культура

Семья

9

С 15 до 30.11.2021

Районная выставка-конкурс детского рисунка, посвященного Дню матери «О той, что дарует нам жизнь и тепло» (для обучающихся 1-7 классов).

М.:

«Ключевые дела»

«Выставки, конкурсы, соревнования», «Организация, предметно – эстетической среды»

Б.ц.:

Культура

Человек

Семья

10

18.12.2021

«Мастерская Деда Мороза» для детей и родителей детских объединений МБУДО «ДЮЦ»

М.:

«Ключевые дела»

«Работа с родителями»

Б.ц.:

Культура

Человек

Семья

11

Конец декабря

Праздник кружковцев «Новогодние приключения или волшебство только начинается!», посвященный встрече Нового года.

М.:

«Ключевые дела»

Б.ц.:

Культура

Человек

12

18.12.21- 15.01.22 г.

Выставка детского художественного творчества «Идёт волшебница зима…»

М.:

«Ключевые дела»

«Выставки, конкурсы, соревнования», «Организация, предметно – эстетической среды»

Б.ц.:

Культура

Человек

13

10.01- 31.01.2022

Выставка фотоконкурс совместного творчества детей и родителей «Новогодняя сказка!» Объединения МБУДО «ДЮЦ»

М.:

«Ключевые дела»

«Работа с родителями»

«Организация, предметно – эстетической среды»

Б.ц.:

Культура

Человек

Семья

14

12.01.2022

«Мама, папа, брат и я, засветись моя семья» (фотоконкурс)

М.:

«Ключевые дела»

«Работа с родителями»

«Организация, предметно – эстетической среды»

Б.ц.:

Человек

Семья

15

01.02-20.02.2022

Выставка-конкурс рисунков ко Дню защитника Отечества для объединений МБУДО ДЮЦ: «Есть такая профессия – Родину защищать». (в рамках РДШ)

М.:

«Ключевые дела»

«Выставки, конкурсы, соревнования», «Организация, предметно – эстетической среды»

Б.ц.:

Культура

Человек

16

02.03.2022

Масленица

М.: «Ключевые дела»

Б.ц.:

Культура

Семья

Отечество


03.03.2022

Спортивно-развлекательная программа «Дочки-матери» для объединений МБУДО «ДЮЦ» (в рамках РДШ)

М.:

«Ключевые дела»

«Работа с родителями»

Б.ц.:

Человек

Семья

17

18.03.2022

ФОТО-Конкурс «Причёска моей дочери»

М.:

«Ключевые дела»

«Работа с родителями»,

«Выставки, конкурсы, соревнования»

«Организация, предметно – эстетической среды»

Б.ц.:

Человек

Семья

18

18.03.2022

День единых действий РДШ. Единый день профориентации.

профориентация

19

11.04.-30.04.2022

Конкурс детского творчества «Космос моими глазами», для обучающихся объединений МБУДО «ДЮЦ»

М.:

«Ключевые дела»

«Выставки, конкурсы, соревнования»

«Организация, предметно – эстетической среды»

Б.ц.:

Культура

Мир

Человек

20

18.04-25.04.2022

Выставка «Пасхальная феерия»

М.:

«Ключевые дела»

«Выставки, конкурсы, соревнования»

«Организация, предметно – эстетической среды»

Б.ц.:

Культура

Мир

Человек

21

07.04.2022

День единых действий РДШ 7 апреля Всемирный день здоровья

М.:

«Ключевые дела»

Б.ц.:

Мир

Человек

Здоровье

22

20.04.2022

Творческий конкурс «Сохраним землю от пожаров», посвященный дню пожарной охраны

М.:

«Ключевые дела»

«Выставки, конкурсы, соревнования»

«Организация, предметно – эстетической среды»

Б.ц.:

Культура

Природа

Человек

23

16.05- 31.05.2022

Итоговая выставка детских работ по ИЗО, ДПИ и техническому творчеству «Руки, создавшие красу»

М.:

«Ключевые дела»

«Выставки, конкурсы, соревнования»

«Организация, предметно – эстетической среды»

Б.ц.:

Культура

Человек





15



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.