Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательная грамматика»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Аскизский районный центр дополнительного образования
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Занимательная грамматика»
Направленность: социально-педагогическая
Возраст обучающихся: 8 - 10 лет
Срок реализации: 1 год (72 часа)
Автор - составитель:
Сизько Валентина Михайловна,
педагог дополнительного образования
Вершина Теи, 2020
Информационная карта образовательной программы
Образовательная организация | Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Аскизский районный центр дополнительного образования | |
Полное название программы | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательная грамматика» | |
Направленность программы | Социально – педагогическая | |
Сведения о разработчиках: | ||
4.1. | Ф.И.О., должность | Сизько Валентина Михайловна, педагог дополнительного образования |
Сведения о программе: | ||
5.1. | Срок реализации | 1 год |
5.2. | Возраст обучающихся | 8-11 лет |
5.3. | Характеристика программы: - тип программы - вид программы - принцип проектирования программы - форма организации содержания и учебного процесса | общеразвивающая модифицированная комплексная сквозная |
5.4. | Цель программы | Обогащение активного и потенциального словарного запаса обучающихся; развитие способности применять приобретённые знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни. |
5.5. | Образовательные модули (в соответствии с уровнями сложности содержания и материала программы) | Стартовый уровень |
Формы и методы образовательной деятельности | Индивидуальные, групповые, фронтальные формы. Словесные, наглядные, практические методы. | |
Формы мониторинга результативности | интеллектуальные игры; конкурсы, викторины; интеллектуальные марафоны, турниры. | |
Результативность реализации программы | Самостоятельно решать ребусы, кроссворды, филворды, анаграммы; составлять логические задания, проекты. | |
Дата утверждения и последней корректировки программы | ||
Рецензенты |
Оглавление
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы |
Пояснительная записка ……………………………………………….. стр.4-7 Учебный (тематический) план …………………………………………. стр.8 Содержание программы ………………………………………………… стр.9-10 |
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий |
2.1. Организационно-педагогические условия реализации программы….. стр.11 2.2. Формы аттестации / контроля ………………………………………….. стр.11-12 2.3.Оценочные материалы …………………………………………………... стр.12-17 2.4.Список литературы ………………………………………………………. стр.18 2.5. Приложение Методические материалы ……………………………………………………. стр.19-20 Календарный учебный график ……………………………………………….. стр.21 Рабочая программа (1 группа) ………………………………………………...стр.22 |
Рабочая программа (2 группа) …………………………………………………стр.28
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Язык - это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того, чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им. Владеть словом - инструментом общения, мышления - это первооснова интеллекта ребёнка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательная грамматика» является модифицированной.
Направленность программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательная грамматика» имеет социально-педагогическую направленность.
Нормативно-правовое обеспечение программы
Программа составлена в соответствии с требованиями следующих документов:
· Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «об образовании в Российской федерации»;
· Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;
· Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы от 29 декабря 2014 г. №2765-р;
· Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей» (утв. Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам» (от 30 ноября 2016 г. № 11);
· Национальный проект «Образование» (утв. Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16) – «Успех каждого ребенка», «Цифровая образовательная среда», «Молодые профессионалы», «Социальная активность»;
· СанПин от 4 июля 2014 г. №41 СанПин 2.4.4. 3172-14 санитарно эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей.
· Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 года №1726.
· Распоряжение приказа РФ от 24 апреля 2015 г. № 729-р. «План мероприятий на 2015-2020гг. по реализации Концепции развития дополнительного образования детей».
· Приказ Минпросвещения РФ от 29 ноября 2018 года №196 «об утверждении порядка организации и осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам»;
· Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. «О направлении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые)»;
· Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобразования и науки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
· Целевая модель развития региональной системы дополнительного образования детей (Приказ Министерства Просвещения РФ от 03 сентября 2019 г. № 467);
· Закон Республики Хакасия от 05.07.2013. № 60-3 РХ (ред. От 22.10.2013) «Об образовании в Республике Хакасия» (принят ВС РХ 26.06.2013).
· Постановление администрации Аскизского района Республики Хакасия от 27.03.14. № 412-17 «Об организации предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организаций на территории МО Аскизский район»
· Устав МБУ ДО Аскизский РЦДО, локальные акты.
Актуальность программы
Актуальность программы «Занимательная грамматика» заключается в том, что она расширяет знания обучающихся: любопытные истории из жизни слов, словесные игры и шутки остаются за пределами школьного изучения русского языка.
Отличительные особенности программы
Важной отличительной стороной данной программы является ориентация обучающихся на ознакомление с различными играми со словами. Материал, превышающий уровень требований, призван расширить их кругозор, что позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к обучению. Содержание и методы обучения содействуют приобретению и закреплению прочных знаний и навыков, полученных на занятиях, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения
Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможностей сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Цель - обогащение активного и потенциального словарного запаса обучающихся; развитие способности применять приобретённые знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Задачи:
Обучающие:
• развивать интерес к языку;
• углублять знания по лексике языка;
• пробуждать потребности к самостоятельной работе над познанием родного языка;
• развивать творчество и обогащать словарный запас;
• совершенствовать общее языковое развитие;
• совершенствование коммуникативной культуры;
Воспитывающие:
• формировать и развивать разносторонние интересы, культуру мышления;
• воспитывать любовь и уважения к родному языку, интерес к чтению.
Развивающие:
• развивать смекалку и сообразительность;
• приобщать к самостоятельной исследовательской работе;
• развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
• учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой
Адресат программы
Программа адресована обучающимся 8-10 лет. Это возраст, когда развивается отношение к Родине, родному языку, формируется личностная манера поведения и желание внести свой вклад в какую-нибудь сферу деятельности. Каждый ребенок пытается найти свое место в коллективе, продемонстрировать свои возможности и таланты, участие в работе объединения дает возможность самореализации через участие в коллективной творческой деятельности.
Объем программы
Объем программы – 72 ч.
Формы организации образовательного процесса: индивидуальные, групповые, фронтальные.
Типы занятий
комбинированные;
подача нового материала;
повторение и усвоение пройденного;
закрепление знаний, умений и навыков.
Формы проведения занятий
практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;
самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов, анаграмм и др.
Основные методы и технологии
развивающее обучение;
технология обучения в сотрудничестве;
коммуникативная технология;
ИКТ
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития личностных качеств обучающихся.
Срок освоения программы
Срок освоения программы – 1 год, 36 недель.
Режим занятий (СанПиН 2.4.4.3172-14)
Периодичность – 1 раз в неделю, в год 36 занятий по 2 часа
1 час - 45 минут, перемена – 10 минут.
Планируемые результаты
К концу обучения обучающиеся должны знать, как:
- построить простейшее доказательное высказывание;
- четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- решать нестандартные задачи;
- применять полученные знания и умения в практической деятельности;
- решать нестандартные задачи (тесты, задания олимпиад);
- общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность других.
Личностные результаты
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
пользоваться словарями, справочниками;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Предметные результаты
решать ребусы, кроссворды, филворды, анаграммы;
составлять логические задания, проекты.
Учебный (тематический) план
№п/п | Раздел, тема | Количество часов | Формы организации занятий | Формы аттестации (контроля) | ||||
Всего | Теория | Практика | ||||||
1. | Вводное занятие. Что такое грамматика? | 2 | 1 | 1 | групповая | входящий собеседование | ||
2. | Сказочное царство слов | 4 | 4 | групповая | ||||
3. | Путешествие в страну слов. | 2 | 1 | 2 | фронтальная | |||
4. | Добрые слова. | 2 | 2 | групповая | ||||
5. | Интеллектуальная игра «Великий и могучий русский язык». | 2 | 2 | групповая | текущий интеллектуальная игра | |||
6. | Игры со словами. Ребусы | 2 | 2 | |||||
7 . | В стране Всезнайки. | 4 | 4 | групповая | ||||
8. | Филворды. Тематические филворды | 2 | 2 | фронтальная | ||||
9. | Путешествие по истории слов. | 4 | 1 | 3 | фронтальная | текущий игра-путешествие | ||
10. | Игры со словами. Анаграммы. | 2 | 2 | групповая | ||||
Искусство красноречия. | 2 | 1 | 1 | индивидуальная | ||||
11. | Игры со словами. Кроссворды | 2 | 1 | 1 | групповая | |||
12. | Турнир знатоков русского языка. | 2 | 2 | групповая | промежуточный интеллектуальная игра | |||
13. | Игры со словами. Шарады. | 2 | 1 | 1 | индивидуальная | |||
14. | Игра-соревнование «Умники и умницы». | 2 | 2 | групповая | текущий интеллектуальная игра | |||
15. | В стране Сочинителей. | 4 | 4 | групповая | ||||
16. | Веселый марафон. | 2 | 2 | групповая | ||||
Игры со словами. «Слова-змейки» | 2 | 2 | групповая | |||||
17. | Откуда пришли наши имена? | 2 | 1 | 1 | индивидуальная,групповая | |||
18. | Брейн-ринг «Его величество русский язык». | 2 | 1 | 1 | групповая | |||
19. | Игра «Поиграем в шифровальщиков» | 2 | 2 | групповая | текущий интеллектуальная игра | |||
20. | Буква заблудилась. | 2 | 2 | групповая | ||||
21. | Игра «Третий лишний» | 2 | 2 | групповая | ||||
22. | Проектная и исследовательская деятельность. | 10 | 3 | 7 | индивидуальная | |||
23. | По страницам занимательной грамматики.. | 6 | 6 | индивидуальная, групповая | ||||
24. | Итоговая аттестация | 2 | 2 | групповая | итоговый конкурс | |||
Итого | 72 | 11 | 61 |
1.3. Содержание программы
1. Вводное занятие. Что такое грамматика? (2ч)
Теория. Понятие «грамматика». Основные разделы русского языка.
Практика. Игры на внимание.
2. Сказочное царство слов. (4 ч)
Теория. Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа.
Практика. Конкурс на знание пословиц и поговорок.
Практика. Вопросы-шутки. Конкурс знатоков ударений, поговорок, телефонистов. Омонимы. Загадки-складки. Фразеологизмы.
3. Путешествие в страну слов. (2ч)
Теория. Знакомство с тематическими группами слов.
Практика. Игра «Слова - братья». Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н.Надеждиной « Снежные слова». Игра « Найди лишнее слово»
4. Добрые слова. (2 ч)
Теория. Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами».
Практика. Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему.
5. Интеллектуальная игра «Великий и могучий русский язык». (2 ч)
Практика. Буква заблудилась. Загадки. Безударные гласные. Омонимы-загадки. Загадки в стихах - антонимы. Синонимы. Ударение. Фразеологизмы.
6. Игры со словами. Ребусы. Анаграммы (2 ч).
Практика. Решение и составление ребусов, анаграмм.
7. В стране Всезнайки. Решение филвордов. (4 ч)
Практика. Угадай, из какой сказки. Школьные загадки. В стране Мультфильмии. Ребусы. Музыка и русский язык. Словострой.
Практика. Составление слов. Пословицы и поговорки. Решение филвордов
8. Путешествие по истории слов. (4 ч)
Теория. Почему так называется. Зри в корень (устаревшие слова). Какое слово моложе. Внимательные ли вы читатели. Картинная галерея.
Практика. Крылатые выражения. Пословицы и поговорки
9. Игры со словами. Анаграммы. (2 ч)
Теория.. Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм , с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы . Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма».
Практика. Работа с примерами (Милан - налим, актер- терка ).
10. Искусство красноречия. ( 2 ч)
Теория. Знакомство с понятием «красноречие».
Практика. Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей.
11. Игры со словами. Кроссворды. (2 ч)
Практика. Решение и составление
12. Турнир знатоков русского языка. (2 ч)
Практика. Путешествие по Фонетике, Орфографии, Лексике, Словообразованию, Морфологии.
13. Игры со словами. Шарады. (2 ч)
Практика. Решение и составление шарад.
14. Игра-соревнование «Умники и умницы» ( 2 ч)
Практика. Пословицы, поговороки, скороговорки. Части слова. Части речи. «Блиц-опрос» «Остров Антиподов». «Слова-змейки».
15. В стране Сочинителей (4 ч)
Теория. Беседа о рифмах.
Практика. Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле .
16. Веселый марафон. (4 ч)
Практика. Игры – кричалки. «Читалочка». «Объяснялка». «Подсказка». «Загадочный». «Знайка». «Конкурс поэтов». «Конкурс капитанов». «Отгадай пословицу». «Поисковый».
17. Игры со словами. «Слова-змейки» (2 ч)
Практика. Решение и составление
18. Откуда пришли наши имена (2 ч)
Теория. Знакомство с происхождением имен.
Практика. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя».
19. Брей-ринг «Его величество русский язык». (2 ч)
Теория. Омофоны.
Практика. Пословицы. Ребусы. Загадки. Игра «Поиграем в шифровальщиков». «Третий лишний»
12. Игра «Поиграем в шифровальщиков» (2 ч)
Практика. Решение и составление заданий.
21. Буква заблудилась. (2 ч)
Теория. Лексическое значение слова.
Практика. Орфографические задачи. Игры со словами.
22. Игра «Третий лишний» (2 ч)
Теория. Правила игры.
Практика. Игра «Третий лишний». Составление заданий к игре.
23. Проектная и исследовательская деятельность. (10 ч)
Теория. Знакомство с проектной и исследовательской деятельностью: тема, проблема, гипотеза. Оформление.
Практика. Работа над мини проектами и исследованиями.
23. По страницам занимательной грамматики. (6 ч)
Практика. Игры со словами. Конкурс.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1.Организационно-педагогические условия реализации программы
Дидактическое обеспечение
Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала необходимы следующие наглядные пособия: аудиозаписи, карточки, схемы, раздаточный материал, учебная литература, художественная литература.
Материально-техническое обеспечение
• учебный кабинет;
• классная доска, столы и стулья для обучающихся (СанПиН 2.4.4.3172-14) и педагога, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов;
• компьютер, принтер.
Кадровое обеспечение:
Программа реализуется педагогом дополнительного образования.
2.2. Формы аттестации/контроля
Результаты отслеживаются с помощью наблюдения, тестирования, анкетирования, опроса, проведения игр, олимпиад, решения логических задач. Диагностика осуществляется в начале, середине и конце года (входная, промежуточная, итоговая).
Виды контроля:
Входящая (предварительная) аттестация – это оценка исходного уровня знаний обучающихся перед началом образовательного процесса.
Текущая аттестация – это оценка качества усвоения обучающимися содержания конкретной образовательной программы в период обучения после начальной аттестации до промежуточной (итоговой) аттестации.
Промежуточная аттестация – это оценка качества усвоения обучающимися содержания конкретной образовательной программы по итогам учебного периода (этапа, года обучения).
Итоговая аттестация – это оценка качества усвоения обучающимися уровня достижений, заявленных в образовательных программах по завершении всего образовательного курса программы.
Критерии оценки результативности
Критерии оценки уровня теоретической подготовки:
- высокий уровень – обучающийся освоил практически весь объём знаний 100-80%, предусмотренных программой за конкретный период; специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием;
- средний уровень – у обучающегося объём усвоенных знаний составляет 70-50%; сочетает специальную терминологию с бытовой;
- низкий уровень – обучающийся овладел менее чем 50% объёма знаний, предусмотренных программой; избегает употребление специальных терминов.
Критерии оценки уровня практической подготовки:
- высокий уровень – обучающийся овладел на 100-80% умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период; выполняет практические задания с элементами творчества;
- средний уровень – у обучающегося объём усвоенных умений и навыков составляет 70-50%; в основном, выполняет задания на основе образца;
- низкий уровень - овладел менее чем 50%, предусмотренных умений и навыков; в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога.
2.3. Оценочные материалы
1) Входящая аттестация
1. Логика – это наука о том, как нужно __________, _________, __________.
2. Вспомните логические операции.
а) Обобщение.
Назови одним словом, исключив лишнее:
мальчик, девочка, бабушка - … .
сметана, кефир, майонез - … .
Земля, Луна, Венера, юпитер - … .
дуб, баобаб, береза, осина - … .
предательство, доброта, честность - … .
б) Сравнение.
Солнце – Луна: сходство, различие.
в) Классификация.
Раздели слова на три группы: футбол, хоккей, мяч, баскетбол, штанга, кубок, медаль, лыжи, грамота.
1 группа | 2 группа | 3 группа |
г) Аналогия.
Вверх – вниз
Говорил - …
Думать – размышлять
Ломать - …
Брюки – штанина
Рубашка - …
1 2 3 – 2 3 4
3 4 5 - …
3. Анаграммы (расшифруй слова).
Ю Г Т У
Я М Л О Н И
У А К Т Р К
2) Промежуточная аттестация
Турнир знатоков русского языка
1-й конкурс «Разминка».
1) 1.В каких словах по 100 согласных? (стог, стол, стон, стоп)
Сколько гласных в корне слов: семья, сорока? (2 , 3)
2.Сколько горошин может войти в стакан? (Сами они войти не могут).
Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, он не умеет говорить.)
3. Каким гребнем не расчешешь голову? (петушиным)
Что самое первое мы делаем утром? (просыпаемся)
4.Когда лошадь покупают, какая она бывает? (мокрая)
Какой рукой лучше размешивать чай? (Никакой – это лучше делать ложкой.)
5. Что произошло 31 февраля? (31 февраля не бывает)
За чем во рту язык? (за зубами)
6.Как разделить 5 картофелин точно на двоих? ( сделать пюре)
Почему шапку покупают? (Потому что бесплатно не дадут)
7.Назовите имя первой женщины-лётчика? (Баба-Яга)
В каком году люди больше едят? (в високосном)
8. Без чего хлеб не испечёшь? (без корки)
У кого есть шляпка без головы, а нога без сапога? (у гриба)
9. Чем заканчивается день и ночь? (мягким знаком)
Что у Бориса впереди, а у Глеба сзади? (буква б)
II конкурс «Объясни толкование слов или Что это …?»
Надо данным словам дать 2 толкования, исходя из различных значений слов.
Балкон 1) выступающая из стелы здания площадка с перилами;
верхний ярус в зрительном зале.
Градус 1) единица измерения дуг и углов;
2) единица измерения температуры.
Осадок 1) тяжелое чувство, остающееся после чего – нибудь;
2) твердые частицы, находящиеся в жидкости и осаждающиеся на дне.
III конкурс «Из одного слова несколько».
Маршак говорил: «Человек нашел слово для всего, что обнаружено им во Вселенной»
-Мы тоже должны обнаружить слова, которые здесь спрятались, т.е. из букв слова «КАРТОФЕЛЬ» составить 2 слова из 3 букв
2 слова из 4 букв всего 8 слов
2 слова из 5 букв
2 слова из 6 букв
/ель, рак, рот, кот, кат …
пора, крот, факт, торф, кафе …
кофта, катер, трель …
кафель, форель, лекарь, токарь …)
IV конкурс. «Меткое слово».
Николай Васильевич Гоголь сказал: «Нет слова, которое так бойко вырвалось бы из – под самого сердца, как метко сказанное русское слово!»
-Кто догадался о каких таких словах говорится?
Сейчас мы в этом постараемся убедиться. Вы должны вспомнить фразеологизмы и отгадать их по рисункам.
Мы продолжаем упражняться в знании метких слов. Вам дано несколько фразеологических оборотов с одинаковыми пропущенными словами в разной падежной форме. Отгадайте их.
… об … . Из … вон плохо. Мастер на все … . Сидеть сложа … . Золотые … . Как … сняло. (руки)
- А сможете вы их объяснить?
V конкурс «Каламбур».
Все знают: урок русского языка – дело серьёзное.
Некоторые ребята, говорят: «Увидишь ошибку - прими за улыбку!». Вам смешно, но учителю совсем не до шуток! Однако оказывается, что и в русском языке есть повод для шуток. Ведь не зря придумана пословица: «Веселье – делу не помеха». В русском языке есть шутка, основанная на комическом использовании сходно звучащих, но разных по значению слов. Называется она каламбуром, что с французского переводится - игра слов.
В русском языке, очень много слов, похожих как две капли воды. Они пишутся одинаково, но произносятся по-разному, и называются они омонимами.
ЗАМОК-ЗАМОК
гвоздики – гвоздики
белки - белки
мука - мука
засыпать – засыпать
НЕСУ РАЗНЫЕ – НЕСУРАЗНЫЕ
ЕМУ ЖЕ НАДО БУДЕТ – ЕМУ ЖЕНА ДОБУДЕТ
ТА МАРКА – ТАМ АРКА - ТАМАРКА
3.Итоговая аттестация.
«По страницам занимательной грамматики».
I. Думайка.
1) Хорошо ли вы помните алфавит? Как называется её первая буква? Вот с неё мы и начнем свою игру.
- Посмотрите, какая лесенка составлена из существительных, начинающихся с буквы а. В ней 9 ступенек, в каждом следующем слове на одну букву больше, чем в предыдущем.
Задание:
Мера площади (ар);
Попугай (ара);
Птица (аист);
Артист (актер);
Запах (аромат);
Южный фрукт (абрикос);
Вид спорта (атлетика);
Наука о сельском хозяйстве (агрономия);
Раздел математики (арифметика).
Заполните пустые клетки так, чтобы получились слова с такими значениями.
2) Игра «Прогулка вдоль алфавита» (можно дать для домашнего задания).
Условия игры:
надо записать 33 слова, все они должны быть именами существительными по 5 букв в каждом слове. Средние (третьи) буквы всех слов должны составить полный русский алфавит.
- - а - - шпала;
- - б - - рыбак;
- - в - - ответ;
- - г - - вагон;
- - д - - лодка;
- - е - - смена;
и т.д.
II. Прочитайка.
Прочитайте, если сможете.
Мы восприняли от греков способ письма слева направо и сверху вниз. В древности же многие народы писали справа налево. Евреи и персы и сейчас пишут так.
Китайцы пишут свои иероглифы особым образом: они рисуют тушью знаки вертикальными колонками сверху вниз, начиная с правой стороны листа.
Вообразите себя на минуту исследователями древних письмен и попытайтесь расшифровать эту таинственную надпись. Какой порядок чтения вы изберете?
Задание:
О | И | Е | М | Е | А |
М | П | И | И | Т | Р |
Ь | А | Н | Н | И | Б |
С | Н | А | В | Т | О |
Ответ:
Обратите внимание на письмо (читайте снизу вверх, начиная с нижнего правого угла).
Вышли как-то лунным вечером зайцы на прогулку, хотели в лес забраться, но на опушке увидели большой камень, на котором что-то написано, Смотрят зайцы и недоумевают.
Белка, сидящая на камне, кричит им сверху, каким образом прочесть эту таинственную надпись, но зайцы, к сожалению, не знают беличьего языка, а сами не могут никак разгадать, что написано.
Помогите зайцам прочесть эту надпись.
Задание:
Т | Х | Т | Ё | И |
У | О | А | Т | Й |
Д | Д | М | З | В |
А | И | Ж | Л | О |
Н | Т | И | Ю | Л |
Е | Е | В | Щ | К |
Ответ:
Туда не ходите, там живет злющий волк. (Читаем сверху вниз, начиная с верхнего левого угла).
III. Отгадайка.
1) В этой загадочной лесенке заполните горизонтальные строчки именами существительными первого склонения так, чтобы каждое слово состояло не менее чем из шести букв, при чем последние пять букв должны быть одинаковыми во всех словах.
2) В горизонтальных рядах впишите по букве в каждую клетку, и вы получите существительные первого склонения женского рода, которые обозначают названия ягод, созревающих в наших лесах.
Малина;
Калина;
Рябина;
Черника;
Ежевика;
Брусника;
Голубика;
Земляника;
Костяника.
IV. Решайка.
1. Задачи–шутки. Загадки–шутки. (для болельщиков).
(Для ответов подбирайте только существительные).
Что можно видеть с закрытыми глазами? (сон).
Ты за ней, она от тебя, ты от неё, она за тобой. (тень).
Чем больше из неё берёшь, тем больше она становится. (яма).
Кто говорит на всех языках? (эхо).
Сидит кошка на окошке, голова и хвост, как у кошки, но всё же не кошка. Что это за зверь? (кот).
Какой месяц короче всех? (май – 3 буквы).
Какая птица больше всех похожа на утку? (селезень).
Чему на свете нет ни меры, ни веса, ни цены? (огню).
В каком месяце люди меньше всего разговаривают? (в феврале).
Без чего не испечешь хлеба? (без корки).
2. «Поле чудес».
Это слово из шести букв можно найти на полу (паркет).
П - - - - -
Отними одну букву – и оно уже в руках человека, возвращающегося из магазина (пакет).
П - - - -
Ещё одна потерялась – ищи слово в дипломатических документах (пакт).
П - - -
Букв стало на одну меньше, а злополучное слово знает каждый шахматист (пат).
П - -
Осталось всего две буквы, слово стало совсем лёгким и закружилось в танце (па).
П -
V. Соображайка.
Прочитайте высказывание, которое вам написал Чернышевский.
Прочесть высказывание вам помогут верхние буквы.
Ответ: Образование – самое великое благо для человека.
2.4. Список литературы
Список литературы для педагога
Волина В.В. Веселая грамматика. - М.:Знание,2014.-336с.
Волина В.В. Учимся играя.- М.: Новая школа,2013.-448с.
Волина В.В. 1000 игр с буквами и словами.- М.: АСТ – ПРЕСС, 2014.-256с.
Список литературы для обучающихся
Даль В.И. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка. Изд-во: Астрель, 2012.
Даль В.И. Пословицы русского народа. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2011.
Львова С.И. Русский язык: пособие для учащихся.- М.: Дрофа, 2007- 222с. - (За страницами школьного учебника)
Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. – М.:ООО «ИТИ Технологии», 2006.
Интернет-ресурсы
https://gigabaza.ru/doc/59335.html
https://uchitelya.com/nachalnaya-shkola
https://sites.google.com/site/putesestvievstranufrazeologia/
https://infourok.ru/urok-na-temu-dobrie-slova-klass-818032.html
https://multiurok.ru/files/mietodichieskoie-posobiie-dlia-uchitielia-3-klassa.html
https://ped-kopilka.ru/nachalnaja-shkola/igry-s-bukvami-i-slovami-1-4-klas.html
http://zanimatika.narod.ru/Nachalka17.htm
https://razdeti.ru/razvivayuschie-igry-dlja-detei/igry-dlja-detei-nachalnoi-shkoly.html
https://obuchonok.ru/node/5924
2.5. Приложения
Методические материалы по темам
№ | Тема | Пособия, дидактические и методические материалы и др. |
1. | Богатство народной речи | - Учебно-методическое пособие «Изучаем русский язык через пословицы и поговорки» Автор: Артемьева Наталья Александровна; - Раздаточный материал для конкурса «Знатоки пословиц и поговорок» |
2. | Путешествие в страну слов | - Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений»; - Книга для учащихся "Путешествие по стране слов" Авторы: Голуб И. Б., Н. Н. Ушаков; - Раздаточный материал для проведения конкурсов и игр. - https://gigabaza.ru/doc/59335.html - https://uchitelya.com/nachalnaya-shkola - https://sites.google.com/site/putesestvievstranufrazeologia/ |
3. | Добрые слова | -https://infourok.ru/urok-na-temu-dobrie-slova-klass-818032.html |
4. | Игры со словами. Анаграммы, метаграммы. ребусы, кроссворды и др. | - Волина В.В. «1000 игр с буквами и словами»; - «Развивающие игры на уроках русского языка» Методическое пособие для учителей начальных классов. Автор: Сорокина Светлана Александровна; - Раздаточный материал с различными играми; - https://multiurok.ru/files/mietodichieskoie-posobiie-dlia-uchitielia-3-klassa.html - https://ped-kopilka.ru/nachalnaja-shkola/igry-s-bukvami-i-slovami-1-4-klas.html - http://zanimatika.narod.ru/Nachalka17.htm -https://razdeti.ru/razvivayuschie-igry-dlja-detei/igry-dlja-detei-nachalnoi-shkoly.html |
5. | Проектная и исследовательская деятельность |
Принципы
В основе создания данной программы лежат общедидактические принципы научности, доступности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности, преемственности и перспективности. Наряду с ними имеются еще такие принципы, которыми определяются, с одной стороны, содержание, с другой - формы, виды и методы проведения занятий.
Основными из них являются следующие:
1. Принцип связи занятий в рамках данной программы.
2. Принцип систематичности в подаче языкового материала. Этот принцип действует в тесной связи с предыдущим.
3. Принцип учета индивидуальных особенностей обучающихся. Согласно этому принципу содержание работы должно определяться с учетом индивидуальных интересов и способствовать развитию каждого обучающегося;
4. Принцип занимательности. Занимательность - является одним из основных условий пробуждения и поддержания интереса. Занимательность достигается главным образом путем использования материалов занимательной грамматики - игр, шарад, ребусов, загадок, а также путем привлечения средств наглядности - картин, слайдов, презентаций. Однако занимательность в данной программе не сводится к развлекательности. Занимательность - это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы обучающихся, развивает у них любознательность.
5. Принцип разнообразия форм и видов работы. Интерес обучающихся поддерживается не только содержанием проводимых занятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, а также необычностью формулировки тем занятий, формы преподнесения языкового материала.
Методика работы по программе основывается на комплексном подходе, который складывается из тесного взаимодействия методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, методов мотивации и стимулирования, контроля и коррекции.
Методы
Методы | Цель | |
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности | Демонстрация, иллюстрация, беседа, рассказ, задания исследовательского характера, соревнование | Организация познавательной деятельности обучающихся |
Методы мотивации и стимулирования | Игра, творческая работа, создание ситуаций занимательности, анализ жизненных ситуаций | Формирования интереса к обучению |
Методы контроля и коррекции | Тестирование, викторины, анкетирование, проект, игра, конкурс, турнир, марафон | Создание условий для контроля и самоконтроля |
Использование технологий
Название технологии | Цель использования | Результативность применения | |
в деятельности педагога | в деятельности обучающихся | ||
Дифференцированное обучение | Вовлечение в работу каждого обучающегося. | Повышение эффективности воспитательной работы Оптимизация учебного процесса. | Формирование навыков сотрудничества и сотворчества. |
Информационно – коммуникационные технологии | Формирование умений работать с информацией. | Рациональная организация учебного процесса. Введение новых форм контроля. | Формирование информационной культуры, создание творческих проектов. |
Игровые технологии | Развитие самостоятельности, сотрудничества, коммуникативности. | Оптимальное планирование смены деятельности на занятии; реализация творческого обучения. | Повышение интереса к занятиям. |
Здоровьесберегающие | Формирование навыков использования полезных знаний в повседневной жизни. | Эффективность восприятия учебного материала. | Снятие мышечного напряжения, чувства эмоционального дискомфорта, профилактика заболеваний. |
Календарный учебный график
Год обучения: 1 сентября – 31 мая | ||||||||||||||||||||||||||
Год обучен. | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | |||||||||||||||||||||
Неделя обучения | 01-04 | 07-11 | 14-18 | 21-25 | 28-02 | 05-09 | 12-16 | 19-23 | 26-30 | 02-06 | 09-13 | 16.-20 | 23-27 | 30-04 | 07-11 | 14-18 | 21-25 | 28-31 | 11-15 | 18-22 | 25-29 | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | ||||||||
1 год обучения | контроль | * | * | * | * | |||||||||||||||||||||
практика | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | ||||||||
теориия | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||||||||||||||||||
Промеж. и итоговая аттестация | п | |||||||||||||||||||||||||
Каникулярный период | ||||||||||||||||||||||||||
Занятия, не предусмотренные расписанием |
Год обучения: 1 сентября – 31 мая | |||||||||||||||||||||||||||||
Год обучения | февраль | март | апрель | май | Всего учеб. недель | Всего часов по программе | |||||||||||||||||||||||
Неделя обучения | 01-05 | 08-12 | 15-19 | 22-26 | 01-05 | 08-12 | 15-19 | 22-26 | 29-02 | 05-09 | 12-16 | 19-23 | 26-30 | 03-07 | 10-14 | 17-21 | 24-31 | ||||||||||||
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 36 | 72 | |||||||||||
1-ый год обучения | контроль | * | * | ||||||||||||||||||||||||||
практика | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | |||||||||||||
теория | 1 | 1 | 2 | 1 | |||||||||||||||||||||||||
Промежуточ. и итоговая аттестация | итог | ||||||||||||||||||||||||||||
Каникулярный период | 01.06 – 31.08 | ||||||||||||||||||||||||||||
Занятия, не предусмотренные расписанием |
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Аскизский районный центр дополнительного образования
Принята на заседании методического (педагогического) совета Протокол № ____ от «____» ________ 2020 года | «Утверждаю» Директор МБУ ДО Аскизский РЦДО ___________ В.А. Инкижекова Приказ № ____ от «____» ________ 2020 года |
Рабочая программа на 2020 – 2021 учебный год
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Занимательная грамматика»
объединения «Юный филолог»
направленность: социально-педагогическая
уровень: стартовый
год обучения: 1 год
номер группы: 1
возраст обучающихся: 8-11 лет
Автор-составитель:
Сизько Валентина Михайловна,
педагог дополнительного
образования
Вершина Теи, 2020
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Наименование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и ее автор (Ф.И.О., наименование учреждения) | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательная грамматика» . Автор Сизько Валентина Михайловна, МБУ ДО Аскизский РЦДО |
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы | Социально-педагогическая |
Вид дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы | Модифицированная |
Уровень рабочей программы | Стартовый |
Особенности обучения в текущем учебном году по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе Изменения, необходимые для обучения в текущем учебном году и их обоснование (информация об изменении содержательной части дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, обоснование изменений) | Формы обучения: очная, дистанционная. Изменений содержательной части дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы нет. Согласно приказу № от 127 от 31.08.2020 занятия начинаются с 15.09.2020, поэтому на 4 часа сокращается количество учебных часов по программе: - 01.09.20- 14.09.20 организационный период; - праздничные дни (03.05.21); - сокращается на 2 часа раздел «Проектная и исследовательская деятельность» (10/8); - сокращается на 2 часа раздел «По страницам занимательной грамматики» (6/4). |
Особенности организации образовательной деятельности по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе | Занятия проводятся после окончания основных уроков в школе, перерыв составляет 40 минут и более. В каникулярное время занятия проводятся в дистанционной форме, в праздничные дни - по приказу директора. Предусматривается самостоятельное изучение отдельных тем во время командировки, больничного, отпуска без содержания педагога. |
год обучения | 1 год обучения |
количество учебных часов по программе | 72 часа |
количество учебных часов по КТП | 68 часов |
Цель рабочей программы на текущий учебный год | Обогащение активного и потенциального словарного запаса обучающихся; развитие способности применять приобретённые знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни. |
Задачи на текущий учебный год для конкретной учебной группы | Задачи: Обучающие: • развивать интерес к языку; • углублять знания по лексике языка; • пробуждать потребности к самостоятельной работе над познанием родного языка; • развивать творчество и обогащать словарный запас; • совершенствовать общее языковое развитие; • совершенствование коммуникативной культуры; Воспитывающие: • формировать и развивать разносторонние интересы, культуру мышления; • воспитывать любовь и уважения к родному языку, интерес к чтению. Развивающие: • развивать смекалку и сообразительность; • приобщать к самостоятельной исследовательской работе; • развивать умение пользоваться разнообразными словарями; • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой |
Режим занятий в текущем учебном году (указать продолжительность и количество занятий в неделю | 33 занятия по 2 часа, 1 занятие в неделю |
Место реализации программы | МБОУ Вершинотейская СОШ, каб.№ 17 |
Состав группы | Постоянный, одновозрастной |
Ожидаемые результаты и способы их оценки в текущем учебном году | К концу обучения обучающиеся должны знать, как: - провести наблюдение; - выполнить сравнение; - построить простейшее доказательное высказывание; должны уметь: - четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения; - решать нестандартные задачи; - применять полученные знания и умения в практической деятельности; - решать нестандартные задачи (тесты, задания олимпиад); - общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность других. Личностные результаты • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Метапредметные результаты • пользоваться словарями, справочниками; • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. • высказывать и обосновывать свою точку зрения; • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; • задавать вопросы. Предметные результаты • решать ребусы, кроссворды, филворды, анаграммы; • составлять логические задания, проекты. Способы оценки ожидаемых результатов интеллектуальные игры; конкурсы, викторины; интеллектуальные марафоны, турниры. |
Форма проведения промежуточной и(или) итоговой аттестации | Игра, конкурс |
Календарно-тематический план
Дата | Количество часов | Тема | Форма контроля | ||||
№ | По плану | По факту | Всего | Теор. | Практ. | ||
1 | 07.09.20 | Организационный период | |||||
2 | 14.09.20 | Организационный период | |||||
3 | 21.09.20 | 2 | 1 | 1 | Вводное занятие. Что такое грамматика? | входящий собеседование | |
4 | 28.09.20 | 2 | 2 | Сказочное царство слов | беседа | ||
5 | 05.10.20 | 2 | 2 | Сказочное царство слов | игра | ||
6 | 12.10.20 | 2 | 1 | 1 | Путешествие в страну слов. | конкурс | |
7 | 19.10.20 | 2 | 2 | Добрые слова. | беседа | ||
8 | 26.10.20 | 2 | 2 | Интеллектуальная игра «Великий и могучий русский язык». | текущий интеллектуальная игра | ||
9 | 02.11.20 | 2 | 2 | Игры со словами. Ребусы | игра | ||
10 | 09.11.20 | 2 | 2 | В стране Всезнайки. | конкурс | ||
11 | 16.11.20 | 2 | 2 | В стране Всезнайки | конкурс | ||
12 | 23.11.20 | 2 | 2 | Филворды. Тематические филворды | решение | ||
13 | 30.11.20 | 2 | 1 | 1 | Путешествие по истории слов. | наблюдение | |
14 | 07.12.20 | 2 | 2 | Путешествие по истории слов. | текущий игра-путешествие | ||
15 | 14.12.20 | 2 | 2 | Игры со словами. Анаграммы. | игра | ||
16 | 21.12.20 | 2 | 2 | Турнир знатоков русского языка | промежуточный интеллектуальная игра | ||
17 | 28.12.20 | 2 | 1 | 1 | Игры со словами. Кроссворды | игра | |
18 | 11.01.21 | 2 | 2 | .Искусство красноречия. | выступление | ||
19 | 18.01.21 | 2 | 1 | 1 | Игры со словами. Шарады. | игра | |
20 | 25.01.21 | 2 | 2 | Игра-соревнование «Умники и умницы». | текущий интеллектуальная игра | ||
21 | 01.02.21 | 2 | 2 | В стране Сочинителей. | творческая работа | ||
22 | 08.02.21 | 2 | 2 | В стране Сочинителей. | творческая работа | ||
23 | 15.02.21 | 2 | 2 | Веселый марафон. | конкурс | ||
24 | 22.02.21 | 2 | 2 | Игры со словами. «Слова-змейки» | игра | ||
25 | 01.03.21 | 2 | 1 | 1 | Откуда пришли наши имена? | сообщения | |
26 | 15.03.21 | 2 | 1 | 1 | Брейн-ринг «Его величество русский язык». | конкурс | |
27 | 22.03.21 | 2 | 2 | Игра «Поиграем в шифровальщиков» | текущий интеллектуальная игра | ||
28 | 29.03.21 | 2 | 2 | Буква заблудилась. | игра | ||
29 | 05.04.21 | 2 | 2 | Игра «Третий лишний» | игра | ||
30 | 12.04.21 | 2 | 2 | Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь | наблюдение | ||
31 | 19.04.21 | 2 | 1 | 1 | Как выбрать тему проекта? Какими могут быть проекты? | наблюдение | |
32 | 26.04.21 | 2 | 2 | Формулирование цели, задач исследования, гипотез | наблюдение | ||
33 | 10.05.21 | 2 | 2 | Планирование работы. Составление макета | наблюдение | ||
34 | 17.05.21 | По страницам занимательной грамматики. | игра | ||||
35 | 24.05.21 | 2 | 2 | Итоговая аттестация | итоговый конкурс | ||
36 | 31.05.21 | 2 | 2 | По страницам занимательной грамматики. | игра | ||
Всего | 72 |
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Аскизский районный центр дополнительного образования
Принята на заседании методического (педагогического) совета Протокол № ____ от «____» ________ 2020 года | «Утверждаю» Директор МБУ ДО Аскизский РЦДО ___________ В.А. Инкижекова Приказ № ____ от «____» ________ 2020 года |
Рабочая программа на 2020 – 2021 учебный год
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Занимательная грамматика»
объединения «Юный филолог»
направленность: социально-педагогическая
уровень: стартовый
год обучения: 1 год
номер группы: 2
возраст обучающихся: 8-11 лет
Автор-составитель:
Сизько Валентина Михайловна,
педагог дополнительного
образования
Вершина Теи, 2020
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Наименование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и ее автор (Ф.И.О., наименование учреждения) | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательная грамматика» . Автор Сизько Валентина Михайловна, МБУ ДО Аскизский РЦДО |
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы | Социально-педагогическая |
Вид дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы | Модифицированная |
Уровень рабочей программы | Стартовый |
Особенности обучения в текущем учебном году по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе Изменения, необходимые для обучения в текущем учебном году и их обоснование (информация об изменении содержательной части дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, обоснование изменений) | Формы обучения: очная, дистанционная. Изменений содержательной части дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы нет. Согласно приказу № от 127 от 31.08.2020 занятия начинаются с 15.09.2020, поэтому на 2 часа сокращается количество учебных часов по программе: - 01.09.2020 – 14.09.2020 – организационный период; - на 2 часа сокращен раздел «По страницам занимательной грамматики» (6/4) |
Особенности организации образовательной деятельности по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе | Занятия проводятся после окончания основных уроков в школе, перерыв составляет 40 минут и более. В каникулярное время занятия проводятся в дистанционной форме, в праздничные дни - по приказу директора. Предусматривается самостоятельное изучение отдельных тем (командировка, больничный, отпуск без содержания педагога) |
год обучения | 1 год обучения |
количество учебных часов по программе | 72 часа |
количество учебных часов по КТП | 70 часов |
Цель рабочей программы на текущий учебный год | Обогащение активного и потенциального словарного запаса обучающихся; развитие способности применять приобретённые знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни. |
Задачи на текущий учебный год для конкретной учебной группы | Задачи: Обучающие: • развивать интерес к языку; • углублять знания по лексике языка; • пробуждать потребности к самостоятельной работе над познанием родного языка; • развивать творчество и обогащать словарный запас; • совершенствовать общее языковое развитие; • совершенствование коммуникативной культуры; Воспитывающие: • формировать и развивать разносторонние интересы, культуру мышления; • воспитывать любовь и уважения к родному языку, интерес к чтению. Развивающие: • развивать смекалку и сообразительность; • приобщать к самостоятельной исследовательской работе; • развивать умение пользоваться разнообразными словарями; • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой |
Режим занятий в текущем учебном году (указать продолжительность и количество занятий в неделю | 35 занятий по 2 часа, 1 занятие в неделю |
Место реализации программы | МБОУ Вершинотейская СОШ, каб.№ 17 |
Состав группы | Постоянный, одновозрастной |
Ожидаемые результаты и способы их оценки в текущем учебном году | К концу обучения обучающиеся должны знать, как: - провести наблюдение; - выполнить сравнение; - построить простейшее доказательное высказывание; должны уметь: - четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения; - решать нестандартные задачи; - применять полученные знания и умения в практической деятельности; - решать нестандартные задачи (тесты, задания олимпиад); - общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность других. Личностные результаты • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Метапредметные результаты • пользоваться словарями, справочниками; • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. • высказывать и обосновывать свою точку зрения; • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; • задавать вопросы. Предметные результаты • решать ребусы, кроссворды, филворды, анаграммы; • составлять логические задания, проекты. Способы оценки ожидаемых результатов интеллектуальные игры; конкурсы, викторины; интеллектуальные марафоны, турниры. |
Форма проведения промежуточной и(или) итоговой аттестации | Игра, конкурс |
Календарно-тематический план
Дата | Количество часов | Тема | Форма контроля | ||||||
№ | По плану | По факту | Всего | Теор. | Практ. | ||||
1 | 04.09.20 | 2 | Организационный период | ||||||
2 | 11.09.20 | 2 | Организационный период | ||||||
3 | 18.09.20 | 2 | 1 | 1 | Вводное занятие. Что такое грамматика? | входящий собеседование | |||
4 | 25.09.20 | 2 | 2 | Сказочное царство слов | беседа | ||||
5 | 02.10.20 | 2 | 2 | Сказочное царство слов | игра | ||||
6 | 09.10.20 | 2 | 1 | 2 | Путешествие в страну слов. | конкурс | |||
7 | 16.10.20 | 2 | 2 | Добрые слова. | беседа | ||||
8 | 23.10.20 | 2 | 2 | Интеллектуальная игра «Великий и могучий русский язык». | текущий интеллектуальная игра | ||||
9 | 30.10.20 | 2 | 2 | Игры со словами. Ребусы | игра | ||||
10 | 06.11.20 | 2 | 2 | В стране Всезнайки. | конкурс | ||||
11 | 13.11.20 | 2 | 2 | В стране Всезнайки | конкурс | ||||
12 | 20.11.20 | 2 | 2 | Филворды. Тематические филворды | решение | ||||
13 | 27.11.20 | 2 | 1 | 1 | Путешествие по истории слов. | наблюдение | |||
14 | 04.12.20 | 2 | 2 | Путешествие по истории слов. | текущий игра-путешествие | ||||
15 | 11.12.20 | 2 | 2 | Игры со словами. Анаграммы. | игра | ||||
16 | 18.12.20 | 2 | 1 | 1 | Искусство красноречия. | выступление | |||
17 | 25.12.20 | 2 | 2 | Турнир знатоков русского языка. | промежуточный интеллектуальная игра | ||||
18 | 15.01.20 | 2 | 1 | 1 | Игры со словами. Кроссворды | игра | |||
19 | 22.01.20 | 2 | 1 | 1 | Игры со словами. Шарады. | игра | |||
20 | 29.01.20 | 2 | 2 | Игра-соревнование «Умники и умницы». | текущий интеллектуальная игра | ||||
21 | 05.02.20 | 2 | 2 | В стране Сочинителей. | творческая работа | ||||
22 | 12.02.20 | 2 | 2 | В стране Сочинителей. | творческая работа | ||||
23 | 19.02.20 | 2 | 2 | Веселый марафон. | конкурс | ||||
24 | 26.02.20 | 2 | 2 | Игры со словами. «Слова-змейки» | игра | ||||
25 | 05.03.20 | 2 | 1 | 1 | Откуда пришли наши имена? | сообщения | |||
26 | 12.03.20 | 2 | 1 | 1 | Брейн-ринг «Его величество русский язык». | конкурс | |||
27 | 19.03.20 | 2 | 2 | Игра «Поиграем в шифровальщиков» | текущий интеллектуальная игра | ||||
28 | 26.03.20 | 2 | 2 | Буква заблудилась. | игра | ||||
29 | 02.04.20 | 2 | 2 | Игра «Третий лишний» | игра | ||||
30 | 09.04.20 | 2 | 2 | Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь | наблюдение | ||||
31 | 16.04.20 | 2 | 1 | 1 | Как выбрать тему проекта? Какими могут быть проекты? | наблюдение | |||
32 | 23.04.20 | 2 | 2 | Формулирование цели, задач исследования, гипотез | наблюдение | ||||
33 | 30.04.20 | 2 | 2 | Планирование работы | наблюдение | ||||
34 | 07.05.20 | 2 | 2 | Составление макета | наблюдение | ||||
35 | 14.05.20 | 2 | 2 | По страницам занимательной грамматики. | игра | ||||
36 | 21.05.20 | 2 | 2 | Итоговая аттестация | итоговый конкурс | ||||
37 | 28.05.20 | 2 | 2 | По страницам занимательной грамматики. | игра | ||||
74 |
Список литературы для педагога
Волина В.В. Веселая грамматика. - М.:Знание,2014.-336с.
Волина В.В. Учимся играя.- М.: Новая школа,2013.-448с.
Волина В.В. 1000 игр с буквами и словами.- М.: АСТ – ПРЕСС, 2014.-256с.
Список литературы для обучающихся
Даль В.И. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка. Изд-во: Астрель, 2012.
Даль В.И. Пословицы русского народа. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2011.
Львова С.И. Русский язык: пособие для учащихся.- М.: Дрофа, 2007- 222с. - (За страницами школьного учебника)
Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. – М.:ООО «ИТИ Технологии», 2006.
Интернет-ресурсы
https://gigabaza.ru/doc/59335.html
https://uchitelya.com/nachalnaya-shkola
https://sites.google.com/site/putesestvievstranufrazeologia/
https://infourok.ru/urok-na-temu-dobrie-slova-klass-818032.html
https://multiurok.ru/files/mietodichieskoie-posobiie-dlia-uchitielia-3-klassa.html
https://ped-kopilka.ru/nachalnaja-shkola/igry-s-bukvami-i-slovami-1-4-klas.html
http://zanimatika.narod.ru/Nachalka17.htm
https://razdeti.ru/razvivayuschie-igry-dlja-detei/igry-dlja-detei-nachalnoi-shkoly.html
https://obuchonok.ru/node/5924
27