Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Говорим здоровью — да!»
Министерство труда и социального развития Краснодарского края
Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Гулькевичский реабилитационный центр
для детей и подростков с ограниченными возможностями»
|
|
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Говорим здоровью – да!»
физкультурно-спортивной направленности
Возраст обучающихся: дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья от 3 до 18 лет
Срок реализации: 24 дня
Объем программы: 24 часа
Составитель программы:
Лисицина Ольга Федоровна
должность: руководитель
физического воспитания
г. Гулькевичи
2024
Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
Пояснительная записка
Физическая культура – это часть культуры общества, которая представляет собой совокупность ценностей и знаний, создаваемых и используемых в целях физического и интеллектуального развития способностей ребенка, совершенствования его двигательной активности, формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путём определённого воспитания и подготовки.
Физическая культура – это область социальной деятельности, призванная сохранить и укрепить здоровье, развить психофизические способности в процессе осознанной двигательной активности.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по физической культуре «Говорим здоровью - да!» имеет физкультурно-спортивную направленность, адаптирована для детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психофизического развития обучающихся, которая ориентирована на укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни и спортивного мастерства, морально-волевых качеств, системы ценностей с приоритетом жизни и здоровья.
Программа составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3;
Концепция развития дополнительного образования на 2022-2030 годы от 31 марта 2022 г. № 678-р;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;
СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г., регистрационный № 61573), действующие до 1 января 2027 года.
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года №996-р)
Методические рекомендации «Структурирование программы дополнительного образования», разработанных ГКУ КК «Краевой методический центр» (г. Краснодар, 2023 год);
Лицензия на осуществление образовательной деятельности ГКУ СО КК «Гулькевичский реабилитационный центр» «№ 07967 от 17.06.2016», «Приложение №3004 от 17.06.2016 года»;
Устав ГКУ СО КК «Гулькевичский реабилитационный центр» от 18.05.2016 № 617, а также изменения в Уставе ГКУ СО КК «Гулькевичский реабилитационный центр» от «18.05.2016 № 618», «15.08.2019 № 1395», «21.10.2021 № 1700».
Актуальность данной программы определяется необходимостью успешной социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе. Привлечения их к регулярным, систематическим занятиям физической культурой и спортом, на которых получат знания о правилах спортивного поведения, о правилах подвижных игр различной направленности с использованием элементов спортивных игр, осуществлять спортивное сотрудничество в коллективных формах занятий физической культурой и спортом.
Новизна программы включает в себя комплекс мер спортивно – оздоровительного характера, направленных на адаптацию и реабилитацию к нормальной социальной среде детей - инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Физические упражнения, являясь мощным средством воздействия на детский организм, расширяют диапазон возможностей в первую очередь двигательной сферы. Программа имеет как индивидуальный, так и групповой характер занятий. Учитывается: диагноз, моторную мобильность, двигательный опыт, физическую подготовленность, возраст детей. А также предусматривается использование различных современных коррекционных, здоровьесберегающих, информационно-коммуникационных технологий.
В современной жизни проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением его уровня. Отсутствие устойчивой мотивации детей к здоровому образу жизни, приводит к формированию вредных привычек и ослаблению их здоровья.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что она направлена на укрепление здоровья и гармоничное развитие обучающихся, формирование стойкого интереса к занятиям физической культурой и спортом, развитие и совершенствование физических качеств, воспитание морально-волевых качеств. Средства и методы обучения, предлагаемые в программе, будут способствовать раскрытию индивидуальности воспитанника.
Отличительные особенности данная программа рассчитана на индивидуальные, подгрупповые и групповые занятия. Добавлены дополнения в содержание программы.
Адресат программы: дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Говорим здоровью – да!» разработана для занятий с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 3-18 лет и градирована по возрастным группам 3-7 лет, 8-12 лет, 13-18 лет, а также для детей с нарушением зрения в возрасте от 3-18 лет.
Формы обучения и виды занятий: индивидуальные, подгрупповые, групповые.
Особенности организации образовательного процесса занятия по физической культуре составляются с опорой на конспекты занятий. Каждое занятие представляет собой развивающую, оздоровительную и игровую целостность.
Объем программы: общее количество – 24 часа.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 30 минут.
Периодичность: 6 занятий за заезд.
Срок освоения программы: в течение прохождения курса реабилитации.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: повышать двигательную активность и мобильность, воспитывать потребность в бережном отношении к сохранению и укреплению собственного здоровья.
Задачи программы:
Обучающие:
формировать у воспитанников: основные жизненно важные двигательные умения и навыки, устойчивый интерес к занятиям физической культурой и спортом, к подвижным играм, двигательные способности, необходимые знания с целью использования средств физического воспитания самостоятельно, знания об окружающей природе и влияния ее на организм, навыки контроля нагрузки на свой организм.
Развивающие:
развивать у несовершеннолетних: выносливость, силу, быстроту, ловкость, гибкость, а также точность движений, координационные способности, двигательную реакцию, а также общую и мелкую моторики, пространственно-временную дифференцировку и точность движений, наблюдательность, внимание, мышечный корсет.
Воспитательные:
воспитать у обучающихся: морально-волевые качества, потребность к самостоятельным занятиям физической культурой, культурно-гигиенические навыки;
содействовать умственному, нравственному, эстетическому воспитанию, самореализации, взаимопомощи, потребности к ежедневным физическим упражнениям;
формировать представления об основных видах спорта, о применяемых в них снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий.
Оздоровительные:
повышать у воспитанников сопротивляемость организма к влияниям внешней среды путем его закаливания, функциональные возможности сердечнососудистой и дыхательной систем;
укреплять и развивать опорно-двигательный аппарат, двигательные способности, правильную осанку, общую работоспособность.
Коррекционные:
способствовать у несовершеннолетних согласованности движений отдельных звеньев тела (рук, ног, туловища, головы), выполнения симметричных и асимметричных движений и дыхания;
развивать дифференцировку усилий, ориентировку в пространстве и времени, быстроту реагирования на изменяющиеся условия, развивать статическое и динамическое равновесие, навыки пространственной ориентировки;
содействовать охране остаточного зрения;
укреплять мышечную систему глаза;
корректировать недостатки физического развития, обусловленных депривацией зрения, скованность и ограниченность движений.
1.3. Учебный план
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы
«Говорим здоровью – да!»
№№ п.п. |
Название разделов |
Количество часов |
||
Всего |
Теоретические занятия |
Практические занятия |
||
11 |
Раздел 1. Здоровячки |
6 |
3 |
3 |
22 |
Раздел 2. Брось вызов чемпиону |
6 |
3 |
3 |
33 |
Раздел 3. Знай, наших! |
6 |
3 |
3 |
44 |
Раздел 4. Физическая культура для детей с нарушение зрения |
6 |
3 |
3 |
ВСЕГО |
24 |
12 |
12 |
1.4. Содержание программы
Раздел 1. Здоровячки
Занятие 1.1. Давайте вместе познакомимся
Теоретическое занятие: построение, инструктаж по технике безопасности в спортивном зале с использованием спортивного оборудования и спортивного инвентаря.
Практическое занятие: разминка, разновидности ходьбы, оздоровительный бег, общеукрепляющие упражнения, игровые упражнения, первичная диагностика развития физических качеств с помощью наблюдения, направленные на развитие вестибулярного аппарата с использованием тренажера «Перекати поле», «Вестибулярной качели», «Сухого бассейна», в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей выполнение упражнений с использованием тренажерного оборудования, упражнения на восстановление дыхания, построение и подведение итогов, закрепление полученных знаний.
Занятие 1.2. Гномики
Теоретическое занятие: построение, инструктаж по технике безопасности в спортивном зале с использованием спортивного оборудования и спортивного инвентаря.
Практическое занятие: разминка, разновидности ходьбы, оздоровительный бег, общеукрепляющие упражнения, правила игры бадминтон, обучение навыкам игры в бадминтон, в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей выполнение упражнений с использованием тренажерного оборудования, упражнения на восстановление дыхания, построение и подведение итогов, закрепление полученных знаний.
Занятие 1.3. Обруч - мой помощник
Теоретическое занятие: построение, инструктаж по технике безопасности в спортивном зале с использованием спортивного оборудования и спортивного инвентаря.
Практическое занятие: разминка, разновидности ходьбы, оздоровительный бег, общеукрепляющие упражнения, закрепление правил и навыков игры бадминтон, упражнения с использованием обруча, упражнения на восстановление дыхания, промежуточная диагностика развития физических качеств (см. Приложение 1, стр. 24), в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей выполнение упражнений с использованием тренажерного оборудования, построение и подведение итогов, закрепление полученных знаний и умений.
Занятие 1.4. Великаны и гномы
Теоретическое занятие: построение, приветствие, инструктаж по технике безопасности в спортивном зале с использованием спортивного оборудования и спортивного инвентаря.
Практическое занятие: разминка, разновидности ходьбы, оздоровительный бег, общеукрепляющие упражнения, закрепление техники выполнения упражнений с обручем, ознакомление с техникой выполнения прыжков через скакалку, подвижная игра, в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей выполнение упражнений с использованием тренажерного оборудования, упражнения на восстановление дыхания, построение и подведение итогов, закрепление полученных знаний.
Занятие 1.5. Цветок здоровья
Теоретическое занятие: построение, приветствие, инструктаж по технике безопасности в спортивном зале с использованием спортивного оборудования и спортивного инвентаря.
Практическое занятие: разминка, разновидности ходьбы, оздоровительный бег, общеукрепляющие упражнения, закрепление техники выполнения прыжков через скакалку, ознакомление с техникой выполнения упражнений на гимнастической скамье, в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей выполнение упражнений с использованием тренажерного оборудования, упражнения на восстановление дыхания, построение и подведение итогов, закрепление полученных знаний.
Занятие 1.6. Ловкие ребята
Теоретическое занятие: построение, приветствие, инструктаж по технике безопасности в спортивном зале с использованием спортивного оборудования и спортивного инвентаря.
Практическое занятие: разминка, разновидности ходьбы, оздоровительный бег, общеукрепляющие упражнения, закрепление техники выполнения упражнений на гимнастической скамье, упражнения на восстановление дыхания, закрепление полученных знаний, контрольная диагностика развития физических качеств (см. Приложение 1, стр. 24), в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей выполнение упражнений с использованием тренажерного оборудования, построение и подведение итогов.
Раздел 2. Брось вызов чемпиону
Занятие 2.1. Город здоровья
Теоретическое занятие: построение, приветствие, инструктаж по технике безопасности в спортивном зале с использованием спортивного оборудования и спортивного инвентаря.
Практическое занятие: разминка, разновидности ходьбы, оздоровительный бег, общеукрепляющие упражнения, правила игры бадминтон, обучение навыкам игры в бадминтон, первичная диагностика развития физических качеств с помощью наблюдения, в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей выполнение упражнений с использованием тренажерного оборудования, упражнения на восстановление дыхания, построение и подведение итогов, закрепление полученных знаний.
Занятие 2.2. Вперед за здоровьем
Теоретическое занятие: построение, приветствие, инструктаж по технике безопасности в спортивном зале с использованием спортивного оборудования и спортивного инвентаря.
Практическое занятие: разминка, разновидности ходьбы, оздоровительный бег, общеукрепляющие упражнения, закрепление правил и навыкам игры бадминтон, комплекс общеукрепляющих упражнений с гимнастической палкой, упражнения на развитие координации движений, в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей выполнение упражнений с использованием тренажерного оборудования, построение и подведение итогов, закрепление полученных знаний.
Занятие 2.3. Спорт и я, неразлучные друзья!
Теоретическое занятие: построение, приветствие, инструктаж по технике безопасности в спортивном зале с использованием спортивного оборудования и спортивного инвентаря.
Практическое занятие: разминка, разновидности ходьбы, оздоровительный бег, комплекс общеукрепляющих упражнений, закрепление техники выполнения комплекса общеукрепляющих упражнений с гимнастической палкой, промежуточная диагностика развития физических качеств (см. Приложение, 1 стр. 27), техника ведения мяча на месте, шагом, бегом по прямой, по кругу, ознакомление с техникой передача двумя руками от груди и передача одной рукой от плеча, в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей выполнение упражнений с использованием тренажерного оборудования, построение и подведение итогов, закрепление полученных знаний.
Занятие 2.4. Спорт-залог здоровья
Теоретическое занятие: построение, приветствие, инструктаж по технике безопасности в спортивном зале с использованием спортивного оборудования и спортивного инвентаря.
Практическое занятие: разминка, разновидности ходьбы, оздоровительный бег, комплекс общеукрепляющих упражнений, закрепление различной техники ведения мяча, комплекс физических упражнений, направлены на развитие гибкости, в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей выполнение упражнений с использованием тренажерного оборудования, построение и подведение итогов, закрепление полученных знаний.
Занятие 2.5. Прямая спина на все времена
Теоретическое занятие: построение, приветствие, инструктаж по технике безопасности в спортивном зале с использованием спортивного оборудования и спортивного инвентаря.
Практическое занятие: разминка, разновидности ходьбы, оздоровительный бег, комплекс общеукрепляющих упражнений, закрепление техники выполнения комплекса физических упражнений, направленных на развитие гибкости, корригирующая гимнастика, направленная на профилактику нарушения осанки и плоскостопия, релаксационное упражнение «Воздушный шарик», в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей выполнение упражнений с использованием тренажерного оборудования, построение и подведение итогов, закрепление полученных знаний.
Занятие 2.6. На старт
Теоретическое занятие: построение, приветствие, инструктаж по технике безопасности в спортивном зале с использованием спортивного оборудования и спортивного инвентаря.
Практическое занятие: разминка, разновидности ходьбы, оздоровительный бег, комплекс общеукрепляющих упражнений, проведение эстафет «Разминочная», «Челночный бег», «Ведение мяча», «Кенгуру», «Прыжки в мешках», «Меткий стрелок», «Передача мяча», подвижная игра «Вызов номеров», контрольная диагностика развития физических качеств (см. Приложение 1, стр. 27), в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей выполнение упражнений с использованием тренажерного оборудования, построение и подведение итогов, закрепление полученных знаний.
Раздел 3. Знай наших!
Занятие 3.1. Будем знакомы
Теоретическое занятие: построение, приветствие, инструктаж по технике безопасности в спортивном зале с использованием спортивного оборудования и спортивного инвентаря.
Практическое занятие: разминка, разновидности ходьбы, оздоровительный бег, комплекс общеукрепляющих упражнений, ознакомление с техникой работы на тренажерном оборудовании, первичная диагностика развития физических качеств с помощью наблюдения, коррекционные упражнения, релаксационное упражнение «Буратино», в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей выполнение упражнений с использованием тренажерного оборудования, построение и подведение итогов, закрепление полученных знаний.
Занятие 3.2. Физкульт-ура!
Теоретическое занятие: построение, приветствие, инструктаж по технике безопасности в спортивном зале с использованием спортивного оборудования и спортивного инвентаря.
Практическое занятие: разминка, разновидности ходьбы, оздоровительный бег, комплекс общеукрепляющих упражнений, динамические упражнения на горизонтальной лестнице, подвижная игра к волейболу: «Лягушка», закрепление с техникой работы на тренажерном оборудовании, коррекционные упражнения, в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей выполнение упражнений с использованием тренажерного оборудования, релаксационное упражнение «Буратино», построение и подведение итогов, закрепление полученных знаний.
Занятие 3.3. Умные спортивные, ребята мы активные
Теоретическое занятие: построение, приветствие, инструктаж по технике безопасности в спортивном зале с использованием спортивного оборудования и спортивного инвентаря.
Практическое занятие: разминка, разновидности ходьбы, оздоровительный бег, комплекс общеукрепляющих упражнений, закрепление техники выполнения динамических упражнений на горизонтальной лестнице, промежуточная диагностика развития физических качеств (см. Приложение 1, стр. 30), техника верхней и нижней подачи, приём мяча сверху двумя руками и снизу двумя руками, подвижная игра «Лягушка», в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей выполнение упражнений с использованием тренажерного оборудования, релаксационное упражнения, построение и подведение итогов, закрепление полученных знаний.
Занятие 3.4. В здоровом теле - здоровый дух
Теоретическое занятие: построение, приветствие, инструктаж по технике безопасности в спортивном зале с использованием спортивного оборудования и спортивного инвентаря.
Практическое занятие: разминка, разновидности ходьбы, оздоровительный бег, комплекс общеукрепляющих упражнений, закрепление техники верхней и нижней подачи при игре волейбол, выполнение упражнений с набивными мячами (медицин-бол) из различных исходных положений, эстафета «Кто быстрее?», в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей выполнение упражнений с использованием тренажерного оборудования, построение, подведение итогов, закрепление полученных знаний.
Занятие 3.5. Мое увлечение спорт
Теоретическое занятие: построение, приветствие, инструктаж по технике безопасности в спортивном зале с использованием спортивного оборудования и спортивного инвентаря.
Практическое занятие: разминка, разновидности ходьбы, оздоровительный бег, комплекс общеукрепляющих упражнений, закрепление техники выполнения упражнений с набивными мячами (медицин-бол) из различных исходных положений, общеразвивающие упражнения с гантелями, выполнение упражнений, направленных на растяжку мышц рук и спины, коррекционные упражнения, в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей выполнение упражнений с использованием тренажерного оборудования, релаксационное упражнение в сухом бассейне, построение и подведение итогов, закрепление полученных знаний.
Занятие 3.6. Спортивная встреча
Теоретическое занятие: построение, приветствие, инструктаж по технике безопасности в спортивном зале с использованием спортивного оборудования и спортивного инвентаря.
Практическое занятие: разминка, разновидности ходьбы, оздоровительный бег, комплекс общеукрепляющих упражнений, закрепление техники выполнения общеразвивающих упражнений с гантелями, выполнение упражнений, направленных на растяжку мышц рук и спины, выполнение упражнений с фитнес-резинкой (эспандером) из различных исходных положений, контрольная диагностика развития физических качеств (см. Приложение 1, стр. 30), в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей выполнение упражнений с использованием тренажерного оборудования, выполнение упражнений на растяжку и восстановление, подведение итогов.
Раздел 4. Физическая культура
для детей с нарушением зрения
Занятие 4.1. Знакомство
Теоретическое занятие: построение, приветствие, инструктаж по технике безопасности в спортивном зале с использованием спортивного оборудования и спортивного инвентаря.
Практическое занятие: разминка, разновидности ходьбы, оздоровительный бег, комплекс общеукрепляющих упражнений, гимнастика для глаз, общеразвивающие упражнения с мячом, малоподвижная игра «Хитрая лиса», в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей выполнение упражнений с использованием тренажерного оборудования, релаксационные упражнения, построение, подведение итогов занятия.
Занятие 4.2. Мой веселый звонкий мяч
Теоретическое занятие: построение, приветствие, инструктаж по технике безопасности в спортивном зале с использованием спортивного оборудования и спортивного инвентаря.
Практическое занятие: разминка, разновидности ходьбы, оздоровительный бег, комплекс общеукрепляющих упражнений, гимнастика для глаз, Закрепление общеразвивающих упражнений с мячом, подвижная игра «Солнышко и дождик», в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей выполнение упражнений с использованием тренажерного оборудования, релаксационные упражнения, построение, подведение итогов занятия.
Занятие 4.3. Ровная спинка
Теоретическое занятие: построение, приветствие, инструктаж по технике безопасности в спортивном зале с использованием спортивного оборудования и спортивного инвентаря.
Практическое занятие: разминка, разновидности ходьбы, оздоровительный бег, комплекс общеукрепляющих упражнений, гимнастика для глаз, подвижная игра «Солнышко и дождик», ознакомление с техникой выполнения упражнений на шведской стенке, упражнения на развитие вестибулярного аппарата, в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей выполнение упражнений с использованием тренажерного оборудования, релаксационные упражнения, построение, подведение итогов занятия.
Занятие 4.4. Далеко и близко
Теоретическое занятие: построение, приветствие, инструктаж по технике безопасности в спортивном зале с использованием спортивного оборудования и спортивного инвентаря.
Практическое занятие: разминка, разновидности ходьбы, оздоровительный бег, комплекс общеукрепляющих упражнений, гимнастика для глаз, малоподвижная игра «Пройди - не ошибись», закрепление техники выполнения упражнений на шведской стенке, упражнения на развитие вестибулярного аппарата, в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей выполнение упражнений с использованием тренажерного оборудования, релаксационные упражнения, построение, подведение итогов занятия.
Занятие 4.5. Глазки
Теоретическое занятие: построение, приветствие, инструктаж по технике безопасности в спортивном зале с использованием спортивного оборудования и спортивного инвентаря.
Практическое занятие: разминка, разновидности ходьбы, оздоровительный бег, комплекс общеукрепляющих упражнений, гимнастика для глаз, малоподвижная игра «Письмо носом», малоподвижная игра «Метка на стекле», малоподвижная игра «Вратарь», в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей выполнение упражнений с использованием тренажерного оборудования, релаксационные упражнения, построение, подведение итогов занятия.
Занятие 4.6. Колокольчик
Теоретическое занятие: построение, приветствие, инструктаж по технике безопасности в спортивном зале с использованием спортивного оборудования и спортивного инвентаря.
Практическое занятие: разминка, разновидности ходьбы, оздоровительный бег, комплекс общеукрепляющих упражнений, гимнастика для глаз, малоподвижная игра «Горячий мяч», подвижная игра «Догони колокольчик», в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей выполнение упражнений с использованием тренажерного оборудования, релаксационные упражнения, построение, подведение итогов занятия.
1.5. Планируемые результаты
У воспитанников сформируются: основные жизненно важные двигательные умения и навыки, устойчивый интерес к занятиям физической культурой и спортом, к подвижным играм, двигательные способности, необходимые знания с целью использования средств физического воспитания самостоятельно, знания об окружающей природе и влияния ее на организм, навыки контроля нагрузки на свой организм.
У несовершеннолетних разовьются: выносливость, сила, быстрота, ловкость, гибкость, точность движений, координационные способности, двигательная реакция, общая и мелкая моторика, пространственно-временная дифференцировка и точность движений, наблюдательность, внимание, мышечный корсет.
У обучающихся улучшатся: морально-волевые качества, потребность к самостоятельным занятиям физической культурой, культурно-гигиенические навыки, умственное, нравственное, эстетическое воспитание, самореализация, взаимопомощь, потребность к ежедневным физическим упражнениям, представления об основных видах спорта, о применяемых в них снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий.
У воспитанников повысится сопротивляемость организма к влияниям внешней среды путем его закаливания, функциональные возможности сердечнососудистой и дыхательной систем; укрепится опорно-двигательный аппарат, двигательные способности, улучшится правильная осанка, общая работоспособность.
У несовершеннолетних разовьются движения отдельных звеньев тела (рук, ног, туловища, головы), выполнения симметричных и асимметричных движений и дыхания, дифференцировка усилий, ориентировка в пространстве и времени, быстрота реагирования на изменяющиеся условия, статическое и динамическое равновесие, навыки пространственной ориентировки, мышечная система глаза; корректируются недостатки физического развития, обусловленные депривацией зрения.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Говорим здоровью – да!»
№ п/п |
Дата проведения |
Название раздела |
Количество часов |
|||||
Всего |
Теоретическое занятие |
Практическое занятие |
||||||
|
|
Раздел 1. Здоровячки |
6 |
3 |
3 |
|||
1 |
|
Занятие 1.1. Давайте вместе познакомимся |
1 |
0,5 |
0,5 |
|||
2 |
|
Занятие 1.2. Гномики |
1 |
0,5 |
0,5 |
|||
3 |
|
Занятие 1.3. Обруч - мой помощник |
1 |
0,5 |
0,5 |
|||
4 |
|
Занятие 1.4. Великаны и гномы |
1 |
0,5 |
0,5 |
|||
5 |
|
Занятие 1.5. Цветок здоровья |
1 |
0,5 |
0,5 |
|||
6 |
|
Занятие 1.6. Ловкие ребята |
1 |
0,5 |
0,5 |
|||
|
|
Раздел 2. Брось вызов чемпиону |
6 |
3 |
3 |
|||
7 |
|
Занятие 2.1. Город здоровья |
1 |
0,5 |
0,5 |
|||
8 |
|
Занятие 2.2. Вперед за здоровьем |
1 |
0,5 |
0,5 |
|||
9 |
|
Занятие 2.3. Спорт и – я неразлучные друзья! |
1 |
0,5 |
0,5 |
|||
10 |
|
Занятие 2.4. Спорт-залог здоровья |
1 |
0,5 |
0,5 |
|||
11 |
|
Занятие 2.5. Прямая спина – на все времена |
1 |
0,5 |
0,5 |
|||
12 |
|
Занятие 2.6. На старт |
1 |
0,5 |
0,5 |
|||
|
|
Раздел 3. Знай, наших! |
6 |
3 |
3 |
|||
13 |
|
Занятие 3.1. Будем знакомы |
1 |
0,5 |
0,5 |
|||
14 |
|
Занятие 3.2. Физкульт-ура! |
1 |
0,5 |
0,5 |
|||
15 |
|
Занятие 3.3. Умные спортивные, ребята мы активные! |
1 |
0,5 |
0,5 |
|||
16 |
|
Занятие 3.4. В здоровом теле - здоровый дух |
1 |
0,5 |
0,5 |
|||
17 |
|
Занятие 3.5. Моё увлечение - спорт |
1 |
0,5 |
0,5 |
|||
18 |
|
Занятие 3.6. Спортивная встреча |
1 |
0,5 |
0,5 |
|||
|
|
Раздел 4. Физическая культура для детей с нарушение зрения |
6 |
3 |
3 |
|||
19 |
|
Занятие 4.1. Знакомство |
1 |
0,5 |
0,5 |
|||
20 |
|
Занятие 4.2. Мой веселый звонкий мяч |
1 |
0,5 |
0,5 |
|||
21 |
|
Занятие 4.3. Ровная спинка |
1 |
0,5 |
0,5 |
|||
22 |
|
Занятие 4.4. Далеко и близко |
1 |
0,5 |
0,5 |
|||
23 |
|
Занятие 4.5. Глазки |
1 |
0,5 |
0,5 |
|||
24 |
|
Занятие 4.6. Колокольчик |
1 |
0,5 |
0,5 |
|||
ВСЕГО |
24 |
12 |
12 |
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое оснащение
Оборудование спортивного зала:
магнитофон;
ноутбук;
гимнастическая стенка;
качели для развития вестибулярного аппарата;
сухой бассейн;
гимнастические палки;
набивные мячи;
медицин-бол;
гантели;
гимнастическая скамья;
дорожка здоровья;
комплекс «Помощница»;
перекати поле;
гимнастические маты;
баскетбольные мячи;
скакалки;
эстафетные палочки;
велотренажер;
беговая дорожка;
эллиптический тренажер;
батут;
степпер;
гребной тренажер;
доска для пресса;
секундомер;
свисток.
Кадровое обеспечение
Программа реализуется руководителем физического воспитания, имеющего высшее профильное образование.
Лисицина О.Ф. прошла курсы повышения квалификации по программе дополнительного профессионального образования «Педагогика и методика дополнительного образования детей и взрослых: актуальные технологии» 2023 год (72 часа).
2.3. Формы контроля планируемых результатов
На занятии по данной программе педагог отслеживает начальный уровень физического развития воспитанника способом наблюдения и проведения тестовых заданий. По окончании курса программы проводится контроль личного физического развития каждого воспитанника. Контроль осуществляется методом сравнительного анализа, сопоставлением исходных данных и итоговых результатов, что позволяет выявить динамику изменений уровня физического развития обучающихся.
Контроль освоения теоретической части программы осуществляется в форме письменных кроссвордов, практической части в форме тестовых заданий (см. Приложение 1, стр. 24). Оценивание практических навыков и умений происходит в игровой, соревновательной деятельности.
2.4. Оценочные материалы
Диагностические мероприятия осуществляются с помощью метода педагогического наблюдения.
Для оценки физических умений и навыков предусматривается применение практических элементов с показом воспитанниками полученных навыков и умений.
Наименование объектов контроля и оценки |
Основные показатели оценки результата |
Выполнять индивидуально подобранные комплексы физической культуры |
Демонстрация воспитанником правильного выполнения комплексов общеразвивающих физических упражнений |
Выполнять простейшие приемы релаксации |
Демонстрация правильного выполнения приемов релаксации |
Проводить самоконтроль при занятиях физическими упражнениями |
Демонстрация правильного проведения самоконтроля при занятиях физическими упражнениями |
Преодолевать препятствия с использованием разнообразных способов передвижения |
Демонстрация правильного преодоления различных препятствий
|
Осуществлять творческое сотрудничество в коллективных формах занятий физической культурой |
Демонстрация творческого сотрудничества в коллективных формах занятий физической культурой |
Влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику заболеваний, вредных привычек |
Обоснование выбора оздоровительных комплексов упражнений, направленных на укрепление здоровья, на профилактику заболеваний, на профилактику вредных привычек |
Правила и способы планирования индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности |
Демонстрация знаний, правил и способов планирования системы индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности |
Тестовые задания, кроссворды |
Демонстрация полученных знаний |
Спортивные мероприятия |
Демонстрация полученных умений и навыков |
2.5. Методическое обеспечение программы
Методические материалы
Реализация программы основывается на следующих принципах:
принцип единства коррекционных и развивающих задач;
принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей получателей социальных услуг;
принцип сознательности и активности предусматривает формирование осмысленного отношения и устойчивого интереса к занятиям;
принцип последовательности реализуется в построении процесса обучения от простого к сложному, от известного к неизвестному;
принцип доступности и индивидуализации определяет необходимость выбора материала в соответствии с возрастом, уровнем подготовленности и индивидуальных различий физических и психических способностей;
принцип систематичности заключается в регулярности занятий и рациональным чередованием нагрузок и отдыха;
принцип наглядности заключается в создании правильного представления, образа двигательного задания или элемента;
принцип динамичности предусматривает постепенном усложнении двигательных задач, в нарастании объема и нагрузок.
Методы работы:
метод строго регламентированного упражнения (заключается в том, что каждое упражнение выполняется в строго заданной форме и с точно обусловленной нагрузкой);
соревновательный метод (заключается в использовании соревнований как элемента организации занятия, повышающий его воспитательный эффект);
словесный метод (включают методические приёмы: беседы, объяснения, пояснения, указания, инструктаж, оценку, обсуждение, убеждение);
наглядный метод (демонстрация правильной техники, видео-показ (целостный или фрагментарный);
игровой метод (обеспечивают всестороннее, комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков воспитанников);
практический метод (выполнение упражнений с целью овладения навыками, закрепления и отработки изученного).
Дидактические принципы:
на занятиях должны быть обеспечены активность и сознательность, индивидуализация, доступность и наглядность для получателей услуг;
повторность, систематичность, последовательность.
Формы работы:
индивидуальная, подгрупповая, групповая.
Педагогические технологии, используемые при реализации
программы
№ п/п |
Название |
Цель |
Механизм |
Результат применения |
1 |
Коррекционная технология |
Преодоление нарушений физического и психического развития, сохранение здоровья воспитанников |
Создание оптимальных условий для детей с учетом их индивидуальных возможностей |
Коррекция двигательных нарушений по средствам физической культуры, способность правильно выполнять комплексы физических упражнений |
2 |
Информационно-коммуникационная технология |
Организовывание и прохождение теоретического и практического материала в доступной и наглядной форме |
Использование мультимедийного оборудования |
Повышение интереса к занятию, усвоение теоретического материала, привлечение к активной физической деятельности, формирование информационной культуры |
3 |
Здоровьесберегающая технология |
Формирование, укрепление и сохранение социального, физического здоровья. Развитие двигательной сферы |
Включение несовершеннолетних в двигательный режим, выработка правильного выполнения упражнений |
Приобретение привычки заботиться о своем здоровье, реализуя различные предложенные техники, направленные на его сохранения и укрепления. Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни |
4 |
Игровая технология |
Создание оптимальных условий соответствующих возрасту воспитанников для усвоения информации, знаний, получения игрового опыта |
Включение детей в процесс различной игровой деятельности |
Повышается мотивационный уровень несовершеннолетних, мобилизуются личные ресурсы каждого участника игровой деятельности |
Раздел 3. Список используемой литературы
Основная
1. Антонова Э.Р. Общеразвивающие упражнения, комплексы, Методические рекомендации. М, 2021
2. Бурухин С. Ф. Методика обучения физической культуре. Гимнастика. М.: Юрайт, 2021.
3. Виленский М. Я., Горшков А. Г. Физическая культура. Учебник. М.: КноРус, 2020.
4. Войнова Е.В. Развитие ловкости и скоростно-силовых качеств на занятиях по физической культуре с помощью специальных упражнений. М.: Юрайт, 2020.
5. Пензулаева Р. Л. Физическая культура в детском саду. 6-7лет. Подготовительная к школе группа» М.: Мозаика-Синтез, 2020
Дополнительная
1. Губа В.П. Сенситивные периоды развития детей, Определение спортивного таланта, Монография. М.: 2021
2. Пельменев В. К., Конеева Е. В. История физической культуры. М.: Юрайт, 2019.
3. Платонов В.Н. Двигательные качества и физическая подготовка спортсменов. М.: 2019
4. Рубанович В. Б. Основы врачебного контроля при занятиях физической культурой. М.: Юрайт, 2019.
Интернет - источники
Кроссворды о спорте // Электронный ресурс / – https://kladraz.ru/blogs/nadezhda-vladimirovnarjabichenko
Образовательный интрнет-портал Infobraz // Электронный ресурс – https://www.infobraz.ru/library/physical-culture
Готовые кроссворды по физкультуре // Электронный ресурс / – https://spisok-literaturi.ru/cross/kategorii-gotovyh-crossvordov/fizkultura/adaptivnaya-fizicheskaya-kultura.html
Приложение 1
Комплект контрольно-оценочных средств (ККОС) является общим и разработан на основании «Примерной государственной программы по физической культуре» и «Программы по Физической культуре» Физическая культура 1-11 класс Авторы: (В. И. Лях, А. А. Зданевич), рекомендованной министерством Образования и науки РФ.
Данные теста по определению развития физических качеств, скорректированы Лисициной О.Ф. для детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья от 3 - 18 лет по физической культуре и соответствуют учебному плану, рабочей программе, образовательным технологиям, используемым в реализации общеразвивающей программы «Говорим здоровью - да!». Структурными элементами фонда оценочных средств являются комплекты контрольно-оценочных средств (нормативов).
Промежуточные и итоговые контрольные упражнения (тесты) для определения развития физических качеств и кроссворды для закрепления полученных теоретических знаний получателей услуг к разделу программы «Здоровячки»:
прыжок в длину с места;
метание теннисного мяча в цель;
удержание равновесия на одной ноге;
наклон туловища вперед из положения стоя.
Тест |
Пол |
Низкий |
Средний |
Высокий |
Прыжок в длину с места (см) |
мальчики |
>100 |
115-136 |
155 и < |
девочки |
>85 |
110-130 |
150 и < |
|
Мечтание теннисного мяча в цель (расстояние 2 м.) |
>4 |
5 |
6< |
|
Удержание равновесия на одной ноге |
мальчики |
>6,0 |
7,1-15,0 |
15,1 и < |
девочки |
>9,0 |
8,1-13,0 |
13,1 и < |
|
Наклон туловища вперед из положения стоя (см) |
мальчики |
>4 |
5-8 |
9 и < |
девочки |
>3 |
7-10 |
11 и < |
По горизонтали:
1. На воротах он стоит
И ворота защитит.
По воротам ты ударь –
Не пропустит мяч …
(вратарь)
2. Два колеса на спицах, две педали.
Захотели прокатиться – ноги на них встали.
Покрутили немного педали,
И колеса сами собой побежали.
(велосипед)
3. Дырявое сито
К ручке прибито,
Им мячи отбивают.
Как предмет называют?
(ракетка)
4. Есть большой, а есть настольный,
Спортсмен выбрать сам волен.
(теннис)
5. У ребят коньки одни
Только летние они.
(ролики)
6. Называют в спорте так
Поле для боксерских драк.
(ринг)
7. На квадратиках доски
Короли свели полки.
Нет для боя у полков
Ни патронов, ни штыков.
(шахматы)
По вертикали:
1. Мы на лодке плыли, лопатами крутили.
Ответьте-ка, ребята, что это за лопаты? (весла)
2. Мне в субботу утром мама
Поиграть велела гаммы,
Но ко мне дружок зашел,
И увел играть в…
(футбол)
3. На ногах две доски.
Стать на них ты рискни.
С горы лихо скатись,
А потом остановись.
(лыжи)
4. Купол в небе вдруг раскрылся
И на землю опустился.
(парашют)
5. На льду играет на коньках
И клюшка у него в руках.
Он шайбу этой клюшкой бьет.
А кто спортсмена назовет?
(хоккеист)
6. Ледяная площадка
Очень гладка.
(каток)
7. Если дружен ты со мной,
Настойчив в тренировках,
Ты вырастешь здоровым,
Выносливым и ловким.
(спорт)
8. Все ногами его бьют
И туда-сюда снуют.
И пинки, и тумаки
Щедро, много раздают.
(мяч)
Кроссворд с ответами:
Промежуточные и итоговые контрольные упражнения (тесты) для определения развития физических качеств, кроссворды для закрепления полученных теоретических знаний получателей услуг к разделу программы «Брось вызов чемпиону»:
прыжок в длину с места;
мечтание теннисного мяча в цель;
удержание равновесия на одной ноге;
наклон туловища вперед из положения стоя.
Тест |
Пол |
Низкий |
Средний |
Высокий |
Прыжок в длину с места (см) |
мальчики |
>100 |
115-136 |
155 и < |
девочки |
>85 |
110-130 |
150 и < |
|
Мечтание теннисного мяча в цель (расстояние 2 м.) |
>4 |
5 |
6< |
|
Удержание равновесия на одной ноге |
мальчики |
>6,0 |
7,1-15,0 |
15,1 и < |
девочки |
>9,0 |
8,1-13,0 |
13,1 и < |
|
Наклон туловища вперед из положения стоя (см) |
мальчики |
>4 |
5-8 |
9 и < |
девочки |
>3 |
7-10 |
11 и < |
Кроссворд
1. Спортсмен, который занимается легкой атлетикой.
2. Вид соревнования по бегу, в котором участники соревнуются при преодолении наибольшей дистанции.
3. Где берет начало «Баскетбол»?
4. После преодоления какой разметки считается, что дистанция пройдена?
5. Название вида спорта, в котором при беге идет передача предмета от одного человеку другому.
6. Где появились Олимпийские игры?
7. ___________- футбольный полузащитник.
8. Государство, в котором были основаны Олимпийские игры.
9. Чем награждают за победу?
10. Название вида игры, при которой происходит игра в футбол на мотоциклах.
11. Какое количество колец на эмблеме Олимпийских игр?
12. Название элемента в игре, когда мяч выходит за линию поля.
13. Как в древних олимпийских играх называлась борьба, сведённая с кулачным боем?
14. Минимальное количество игроков в футболе.
15. Название европейского футбола в США.
16. Как называется добавочное время?
17. Приспособление, используемое для прокручивания на талии.
18. Искусственно созданное место, где плавают люди.
19. Предмет, который нужно забить в ворота на льду.
20. Город, в котором прошла олимпиада в 1980 году.
Промежуточные и итоговые контрольные упражнения (тесты) для определения развития физических качеств и кроссворды для закрепления полученных теоретических знаний получателей услуг к разделу программы «знай наших!»:
прыжок в длину с места;
мечтание теннисного мяча в цель;
удержание равновесия на одной ноге;
наклон туловища вперед из положения стоя.
Тест |
Пол |
Низкий |
Средний |
Высокий |
Прыжок в длину с места (см) |
мальчики |
140-160 |
161-194 |
195 и < |
девочки |
125-140 |
141-169 |
170 и < |
|
Мечтание теннисного мяча в цель (расстояние 2 м.) |
>5 |
6 |
7< |
|
Удержание равновесия на одной ноге |
мальчики |
>8,0 |
8,1-15,0 |
15,1 и < |
девочки |
>9,0 |
9,1-13,0 |
13,1 и < |
|
Наклон туловища вперед из положения стоя (см) |
мальчики |
3-4 |
5-7 |
8 и < |
девочки |
3-5 |
6-8 |
9 и < |
Кроссворд
По горизонтали
3. Они до сих пор проводят Сурдоолимпийские игры. 5. Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья, с ограниченными физическими и умственными возможностями. 7. В этой стране прошли первые зимние Паралимпийские игры. 8. Столько лет практикуются занятия спортом, в том числе соревнования на национальном и международном уровне для инвалидов.
По вертикали
1. В этом городе прошли IX зимние Паралимпийские игры. 2. В этом городе прошли первые Паралимпийские игры. 3. Команда перед стартом в стрельбе. 4. Люди с ограниченными психическими и физическими возможностями. 6. Одна из наиболее острых проблем решаемых человечеством в наши дни