Дополнительная общеобразовательная программа «Школа дизайна»

2
0
Материал опубликован 22 September 2020 в группе

Отдел образования

администрации Ленинского района

муниципального образования «Город Саратов»

Муниципальное учреждение

дополнительного образования

«Центр детского творчества»

Ленинского района г. Саратова


Принята на заседании

методического совета

от «14» ноября 2019 г.

МУ ДО «Центр детского творчества»

Ленинского района г. Саратова

Протокол № 4

Утверждаю:

Директор МУ ДО

«Центр детского творчества»

Ленинского района г. Саратова

______________/ Т.Р. Тихонова/

Приказ № 535/1 от 14.11.2019 г.








ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

художественной направленности
«Школа дизайна»

возраст учащихся: 7–14 лет

срок реализации: 2 год





Автор – составитель:

Антропова Евгения Владимировна

педагог дополнительного

образования



 





г. Саратов, 2020

Структура

дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программы


Титульный лист Программы

стр.

1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей Программы

1.1. Пояснительная записка. ……………………………………………

1.2. Цель и задачи программы. …………………………………………

1.3. Планируемые результаты. …………………………………………

1.4. Содержание программы. …………………………………………....

1.5. Формы аттестации и их периодичность. ………………………….



3

5

6

7

9

2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Методическое обеспечение. ……………………………………….

2.2. Условия реализации. ……………………………………………….

2.3. Календарный учебный график. ……………………………………

2.4. Оценочные материалы. …………………………………………….

2.5. Список литературы. ……………………………………………......



9

11

11

14

16




1.Комплекс основных характеристик

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы


1.1. Пояснительная записка

Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Дизайн и декор» для объединения «Дизайн и декор» имеет художественную направленность и разработана с учетом следующих документов:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);

3. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «ОбутвержденииПорядкаорганизациииосуществленияобразовательнойдеятельностиподополнительнымобщеобразовательнымпрограммам»;

4. Письмо Министерства обрнауки РФ от 18.11.15 № 09-3242 о направлении «Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;

5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

6. Правила ПФДО (Приказ «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования в Саратовской области» от 21.05.2019 г. № 1077, п. 51);

7. Устав МУ ДО «Центр детского творчества» Ленинского района г. Саратова.

Саратова.

Актуальность

В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических дисциплин, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.

В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству, искусству дизайна и декора. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Актуальность дополнительной общеразвивающей программы «Школа дизайна» определяется решением аналогичных задач в процессе ее реализации.


Педагогическая целесообразность

Программа стимулирует развитие потенциальных возможностей фантазии детей подросткового возраста, воображения, развивает художественно-творческие способности, способствует ранней профориентации учащихся.

Данная программа предоставляет возможность для творческого самовыражения учащихся с помощью художественных средств; побуждает к исследованию, открытию, эксперименту; расширяет кругозор и повышает компетентность в сфере благоустройства своего жилища, дает основные знания по проектированию и практическому решению оформления жилого интерьера.


Отличительные особенности

Анализ ряда программ данной направленности (Программа дополнительного образования студии дизайна и проектирования, автор Хасанова Наталья Олеговна, г. Пенза, 2015 г; дополнительная общеразвивающая программа «Дизайн интерьера» школы архитектуры и дизайна «Студия я», автор Лаврентьева Л.К., г. Воронеж, 2015 г. и др.) позволил выделить следующие особенности данной программы:

- наличие раздела «Декор», который включает в себя изучение и использование при создании творческих работ таких техник декоративно-прикладного творчества как декупаж, квилинг. Так же наличие разделов бисероплетение, бумагопластика и основы ИЗО.

- программа имеет базовый уровень, предполагает реализацию материала, обеспечивающего освоение специальных знаний;

- программа «Школа дизайна» рассчитана на большее количество часов по направлению декор, а именно выполнение творческих работ;

- в программе «Школа дизайна» представлены основы дизайна интерьера.

- программа доступна, понятна, практична для учащихся подросткового возраста (7-14 лет).

Адресат программы

Программа адресована учащимся 7-14 лет.

Возрастные особенности младших школьников.

Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять восприятием, вниманием, памятью.

Именно в младшем школьном возрасте развивается внимание. Без сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. Педагог привлекает внимание учеников к учебному материалу, удерживает его длительное время. Младший школьник может сосредоточено заниматься одним делом 10-20 минут. В 2 раза увеличивается объём внимания, повышается его устойчивость, переключение и распределение.

Большие возможности предоставляет младший школьный возраст для воспитания коллективистских отношений. За несколько лет младший школьник накапливает важный для своего дальнейшего развития опыт коллективной деятельности – деятельности в коллективе и для коллектива. Воспитанию коллективизма помогает участие детей в общественных, коллективных делах.

Возрастные особенности подростков.

Согласно мнению Г.С. Абрамовой подростковый возраст охватывает период от 11 до 15 лет.

Психологические особенности учащихся – в подростковом возрасте (основной общий уровень) сформирован механизм произвольного внимания, восприятие более содержательно, последовательно; мышление становится логичным, системным, доказательным и обоснованным; ведущей деятельностью является общественно-полезная деятельность (учебная, организационная, трудовая).

В 11-14-летнем возрасте значительно активизируется процесс самовоспитания. Происходит формирование товарищеских групп по интересам.

Учебная деятельность, как правило, перестает быть всепоглощающей, хотя и остается основной. Как правило, наибольшее значение приобретает общение со сверстниками. Меняются интересы и увлечения.

Для подростка открывается возможность самопроявления и выбора своей будущей профессии. Эти особенности возраста должны быть учтены в работе с подростками.


Объем программы и сроки ее реализации.

Программа предполагает 2 года обучения:

1-ый год – 144 часа;

2-ой год – 216 часов.

Условия набора учащихся в объединение: принимаются все желающие.

Наполняемость в группах составляет: 12–15 человек.

Режим занятий (периодичность и продолжительность).

Занятия проводятся в пяти группах по 10 – 15 человек (согласно Уставу МУ ДО «ЦДТ»).

В группе 1-го – два раза в неделю по 2 часа с перерывом между ними 10 минут (в год – 144ч.) и 2-го года обучения – три раза в неделю по 2 часа с перерывом между ними 10 минут ( в год 216 часов).



1.2. Цель и задачи программы

Цель: развитие художественно-творческой активности учащихся посредством занятий дизайном и декором помещений.

Задачи:

Обучающие задачи

- ознакомить с материалами, применяемыми в декоре интерьера;

- ознакомить с этапами выполнения и защиты творческого проекта.

- способствовать формированию у учащихся базовых знаний в сфере дизайна интерьера (основные понятия, виды, стили);

- обучить технологиям декорирования предметов интерьера, представленным в рамках программы;

- обучить технике бисероплетения;

- обучить технологиям изготовления цветов из различных материалов (ткань, нитки, бумага);

- способствовать формированию навыков в области рисования (перспектива, основы архитектурной графики, эскиз, правополушарное рисование).

Развивающие задачи

- способствовать развитию умения общаться и взаимодействовать в коллективе;

- содействовать развитию творческих способностей при выполнении творческих работ;

Воспитательные задачи

- способствовать воспитанию уважительного отношения к труду и деятельности других учащихся;

- содействовать проявлению аккуратности и целеустремленности в работе.

1.3. Планируемые результаты


Предметные

К концу первого года обучения

Учащиеся должны знать:

- правила безопасности труда;

- основные средства художественной выразительности (форма и пропорции, пространство, композиция);


- правила перспективы;

- основные понятия дизайна и его виды;

- правила применения различных материалов в декоре интерьера;

- некоторые виды техники бисероплетения;

- технологии выполнения декоративно-прикладных работ, выполняемых на занятиях.

уметь:

- рисовать фигуры в объеме;

- плести бисером на проволоке в технике «параллельное» и «круговое-французское» плетение;

- создавать аппликации;

- рисовать гуашью в технике правополушарное рисование;

- владеть навыками работы с материалами (бисер, ткани, акварельные и гуашевые краски, бумага).


К концу второго года обучения

Учащиеся должны знать:

- правила безопасности труда;

- основные средства художественной выразительности (форма и пропорции, пространство, композиция);

- правила перспективы;

- стили дизайна;

- основные принципы декорирования комнаты;

- некоторые виды техники бисероплетения (плетение на нити);

- технологии выполнения декоративно-прикладных работ, выполняемых на занятиях;

- основы художественной графики;

- особенности пространства (влияние цвета на визуальное восприятие пространства; расположение мебели, в зависимости от формы и площади помещения).

уметь:

- рисовать в перспективе;

- рисовать фигуры в объеме;

- плести бисером на проволоке в технике «параллельное плетение»;

- владеть навыками работы с материалами (бисер, ткани, акварельные и гуашевые краски, бумага, флористический материал);

- различать основные виды и стили дизайна в интерьере;

- создавать изделия в технике ганутель;

- составить план и эскиз комнаты;

- составлять цветочные композиции.


Метапредметные

К концу первого года обучения учащиеся

- способны работать в коллективе, общаться с другими учащимися и педагогом;

- способны творчески подойти к выполнению работы.

К концу второго года обучения учащиеся

- способны творчески подойти к выполнению работы;

- способны формулировать определения, уметь обобщать, логично рассуждать;

- способны оценивать правильность выполнения учебных задач, собственные возможности их решения.



Личностные

- проявляют уважение к труду и деятельности других учащихся;

- проявляют трудолюбие, аккуратность и целеустремленность.


1.4. Содержание программы


Учебный план 1-го года обучения

Первый инвариантный модуль 2 часа

п/п

Наименование тем

Количество часов

Форма контроля

теория

практика

всего

1

Вводное занятие

2

-

2

Собеседование


Итого:



2



Вариативные модули

Модуль 1 «Основы художественного изображения» 28 часов

п/п

Наименование тем

Количество часов

Форма контроля

теория

практика

всего

1.1.

Развитие графических навыков

1

3

4

Практическое задание, опрос

1.2.

Цветоведение

1

3

4

Практическое задание, викторина

1.3.

Основные правила перспективы

1

7

8

Практическое задание

1.4.

Правополушарное рисование

1

9

10

Самостоятельная работа

1.5.

Итоговое

-

2

2

Мини-выставка


Итого:

4

24

28



Модуль 2 «Дизайн интерьера» 26 часов

п/п

Наименование тем

Количество часов

Форма контроля

теория

практика

всего

1.1.

Основные понятия

3

7

10

Практическое задание, опрос

1.2.

Стили дизайна интерьера

3

7

10

Практическое задание, опрос

1.3.

Создание коллажа

0,5

3,5

4

Практическое задание

1.4.

Итоговое

-

2

2

Мини-выставка


Итого:

6,5

19,5

26



Модуль 3 «Декор» 22 часа

п/п

Наименование тем

Количество часов

Форма контроля

теория

практика

всего

1.1.

Декор предметов интерьера

2

10

12

Практическое задание

1.2.

Изготовление мобиля из бумаги

1

7

8

Самостоятельная работа

1.3.

Итоговое

-

2

2

Мини-выставка


Итого:

3

19

22



Модуль 4 «Бисероплетение» 28 часов

п/п

Наименование тем

Количество часов

Форма контроля

теория

практика

всего

1.1.

Параллельное назание на проволоке

1

7

8

Практическое задание

1.2.

Круговая техника плетения на проволоке

1

7

8

Практическое задание

1.3.

Изготовление изделий из биссера

0,5

9,5

10

Самостоятельная работа

1.4.

Итоговое

-

2

2

Мини-выставка


Итого:

2,5

25,5

28



Модуль 5 «Бумагопластика» 28 часов

п/п

Наименование тем

Количество часов

Форма контроля

теория

практика

всего

1.1.

Техника работы с бумагой.

2

8

10

Опрос, практическое задание

1.2.

Аппликация плоская и объемная

1

7

8

Практическое задание, игра

1.3.

Техника торцевания

1

7

8

Практическое задание

1.4.

Итоговое

-

2

2

Мини-выставка


Итого:

4

24

28


Второй инвариантный модуль 10 часов

п/п

Наименование тем

Количество часов

Форма контроля

теория

практика

всего

1.1.

Проектная работа

2

8

10

Защита проекта


Итого:

2

8

10



Итого по первому году обучения

по выбору

144



Учебный план 2-го года обучения

Первый инвариантный модуль 2 часа

п/п

Наименование тем

Количество часов

Форма контроля

теория

практика

всего

1

Вводное занятие

2

-

2

Собеседование


Итого:



2



Вариативные модули

Модуль 1 «Основы художественного изображения» 34 часа

п/п

Наименование тем

Количество часов

Форма контроля

теория

практика

всего

1.1.

Цветоведение

1

5

6

Практическое задание, викторина

1.2.

Основные правила перспективы

1

7

8

Практическое задание, викторина

1.3.

Правополушарное рисование

1

7

8

Самостоятельная работа

1.4.

Рисование акварелью по мокрому слою

1

9

10

Самостоятельная работа

1.5.

Итоговое

-

2

2

Мини-выставка


Итого:

4

30

34



Модуль 2 «Дизайн интерьера» 32 часа

п/п

Наименование тем

Количество часов

Форма контроля

теория

практика

всего

1.1.

Основные понятия

1

7

8

Практическое задание, опрос

1.2.

Стили дизайна интерьера

2

8

10

Практическое задание

1.3.

Эскиз интерьера

1

11

12

Практическое задание

1.4.

Итоговое

-

2

2

Мини-выставка


Итого:

4

28

32



Модуль 3 «Декор» 34 часа

п/п

Наименование тем

Количество часов

Форма контроля

теория

практика

всего

1.1.

Декор предметов интерьера

2

8

10

Практическое задание

1.2.

Техника ганутель

1

11

12

Практическое задание

1.3.

Техника декупаж

1

9

10

Практическое задание

1.4.

Итоговое

-

2

2

Мини-выставка


Итого:

4

30

34



Модуль 4 «Бисероплетение» 34 часа

п/п

Наименование тем

Количество часов

Форма контроля

теория

практика

всего

1.1.

Техника бисероплетения одной нитью

2

6

8

Практическое задание

1.2.

Ажурное плетение бисером

2

10

12

Практическое задание

1.3.

Сплошное плетение бисером

2

10

12

Практическое задание

1.4.

Итоговое

-

2

2

Мини-выставка


Итого:

6

28

34



Модуль 5 «Бумагопластика» 34 часа

п/п

Наименование тем

Количество часов

Форма контроля

теория

практика

всего

1.1.

Техника работы с бумагой.

1

7

8

Практическое задание, игра

1.2.

Квиллинг

1

11

12

Практическое задание

1.3.

Объемные изделия в технике «бумагопластика»

1

11

12

Практическое задание

1.4.

Итоговое

-

2

2

Мини-выставка


Итого:

3

31

34



Модуль 6 «Флористика» 34 часа

п/п

Наименование тем

Количество часов

Форма контроля

теория

практика

всего

1.1.

Цветы в интерьере

4

6

10

Практическое задание, опрос

1.2.

Изготовление цветов своими руками

2

10

12

Практическое задание

1.3.

Составление цветочных композиций

3

7

10

Самостоятельная работа

1.4.

Итоговое

-

2

2

Мини-выставка


Итого:

9

25

34


Второй инвариантный модуль

п/п

Наименование тем

Количество часов

Форма контроля

теория

практика

всего

1.1.

Проектная работа

4

8

12

Защита проекта


Итого:

4

8

12



Итого по второму году обучения

по выбору

216



Содержание учебного плана 1-го года обучения

1 инвариантный модуль

Вводное занятие.

Теория. Особенности занятий в объединении. План работы на учебный год, цели и задачи, требования к учащимся. Правила внутреннего распорядка в учебной мастерской. Инструменты, приспособления, материалы для работы (бумага, карандаши, ножницы, клей, измерительные инструменты), их назначения и правила пользования. Правила безопасности труда и личной гигиены, предупреждение травматизма.

Содержание учебного плана 1-го года обучения

Вариативные модули

Модуль 1 «Основы художественного изображения»

Развитие графических навыков

Теория: Постановка руки при работе с карандашом и изображении линий. Чем и как работает художник. Остров карандашей. Остров акварели. Остров гуаши. Линия, силуэт, пятно. Линия и звук. Ритм пятен.

Практика: Проба работы простым карандашом. Штриховка. Упражнение «На что похожа клякса?».


Цветоведение

Теория: Цвет. 3 основных и 3 составных цвета. Эффект теплых и холодных цветов, их эмоциональная характеристика. Волшебный белый, черный и серый. Оттенки.

Практика: Упражнение «Разноцветная арифметика».


Основные правила перспективы

Теория: Перспектива. Правила перспективы: убегающие линии, точка схода, линия горизонта, изображение предметов в пространстве.

Практика: Рисование деревьев (дуб и береза). Черчение геометрических фигур на плоскости и в объеме.


Правополушарное рисование

Теория: Правила нанесения фона. Рисование перевернутых изображений.

Практика: Грунтование основы, нанесение фона. Рисование пейзажей.


Итоговое занятие

Практика: Организация и проведение выставки рисунков.




Модуль 2 «Дизайн интерьера»

Основные понятия

Теория. Понятие дизайн. Основные определения: пространство, пропорции, ритм, композиция.

Практика: Создание мини-макета из подручных материалов.


Стили дизайна интерьера

Теория: Отличительные особенности, цветовая гамма, орнаменты и узоры. Древние стили (Египетский, Греческий, Китайский). Современные стили (Средиземноморский, Минимализм, Хай-Тек).

Практика: Зарисовка орнаментов разных народов и стилей. Зарисовка предметов интерьера.


Создание коллажа

Теория: Правила подбора изображений. Цветовое решение. Составление композиции.

Практика: Коллаж интерьера из вырезок из журналов.


Итоговое занятие

Практика: Организация и проведение выставки рисунков и изделий. Тест на повторение пройденного материала.



Модуль 3 «Декор»

Декор предметов интерьера

Теория: Применение материалов в декоре.

Практика: Декор рамки для фотографии.


Изготовление мобиля из бумаги

Теория: Предназначение мобиля. Технология изготовления.

Практика: Вырезание по трафатеру. Создание основы для мобиля.


Итоговое занятие

Практика: Организация и проведение выставки изделий.



Модуль 4 «Бисероплетение»

Параллельное назание на проволоке

Теория: Параллельное низание. «Золотой век» русского бисера. Инструменты и материал. Техника выполнения параллельного низания.

Практика: Организация рабочего места. Плетение плоских фигурок. Изготовление изделия с фигурками из бисера (карандашница). Окончательное оформление изделия.


Круговая техника плетения на проволоке

Теория: Круговая (французская) техника плетения на проволоке. История плетения. Материалы и инструменты. Способы соединения деталей.

Практика: Выбор и расчет схемы. Плетение изделия (цветы).


Изготовление изделий из бисера

Теория: Инструктаж по технике безопасности во время работы.

Практика: Изготовление букета из бисерных цветов, сплетенных по выбранной технике.


Итоговое занятие

Практика: Организация и проведение выставки изделий.



Модуль 5 «Бумагопластика»

Техника работы с бумагой

Теория: Искусство «бумагопластика». Знакомство с техниками «бумагопластики» (аппликация, оригами, папье-маше, цветы из гофрированной бумаги).

Практика: Выполнение основных приемов складывания (перегиб, переворот, сгиб вовнутрь, складывание пополам, складывание по диагонали, «складочка», гофрирование). Изготовление полуобъемных (рельефных) изделий из бумаги. Вырезание и склеивание элементов фигуры. Создание композиций и панно.


Аппликация плоская и объемная

Теория: Моделирование плоских элементов и деталей по шаблонам, рисункам схемам. Основные приемы вырезания, склеивания и соединения простых плоских изделий. Приёмы и техника работы. Объёмная аппликация. Виды объёмно-плоскостных аппликаций.

Практика: Изготовление полуобъемных (рельефных) изделий из бумаги. Вырезание и склеивание элементов фигуры. Создание композиций и панно. Изготовление открытки. Изготовление модульной картины.


Техника торцевания

Теория: Знакомство с историей возникновения и особенностями техники торцевания.

Практика: Изготовление изделий способом торцевания. Выбор сюжета для работы, нарезание бумажных полосок на квадратики, сворачивание бумажных квадратиков и приклеивание по схеме.


Итоговое занятие

Практика: Организация и проведение выставки изделий.


Второй инвариантный модуль.

Проектная работа

Теория: Проектная задача. Этапы решения проектной задачи.

Практика: Тема проекта: «Изготовление и дизайн предметов интерьера».



Содержание учебного плана 2-го года обучения

Первый инвариантный модуль

Вводное занятие.

Теория. Презентация программы (2-ой год обучения) обучения учащимся. План работы на учебный год, цели и задачи, требования к учащимся. Правила внутреннего распорядка в учебной мастерской. Инструменты, приспособления, материалы для работы (бумага, карандаши, ножницы, клей, измерительные инструменты), их назначения и правила пользования. Правила безопасности труда и личной гигиены, предупреждение травматизма.


Модуль 1 «Основы художественного изображения»

Цветоведение

Теория: Контрастные сочетания. Символика цвета. Понятия трехцветие и четырехцветие.

Практика: Упражнение на построение родственных гармоний. Упражнение на трехцветие и четырехцветие.


Основные правила перспективы

Теория: Виды художественной перспективы (обратная, прямая линейная, воздушная). Пейзаж. Композиция пейзажа. Характер и настроение природы. Сюжетно-тематическая картина.

Практика: Упражнение «Графическая палитра». Выполнение рисунка разными графическими техниками (линия, точка, штрих). Рисование пейзажа ночного города.


Правополушарное рисование

Теория: Создании объема в картине, ближний и дальний фон, горизонт, фигура-фон. 

Практика: Рисование пейзажей в технике правополушарного рисования.


Рисование акварелью по мокрому слою

Теория: Выбор бумаги. Заливка цвета. Распыление. Эффект пленки или салфетки для создания сложной фактуры.

Практика: Размывка разных видов фона. Рисование пейзажа. Рисование букета цветов.


Итоговое

Практика: Организация и проведение итоговой выставки рисунков и изделий.


Модуль 2 «Дизайн интерьера»

Основные понятия

Теория: Комфорт, среда, масштаб. Композиционное решение.

Практика: Зарисовка плана интерьера.


Стили дизайна интерьера

Теория: История стилей. Основные черты Средневековых стилей.

Практика: Рисунок предметов интерьера. Создание коллажа.


Эскиз интерьера

Теория: Понятие эскиз. Техники для зарисовки эскизов.

Практика: Зарисовка эскиза комнаты. Эскиз части интерьера.


Итоговое

Практика: Организация и проведение итоговой выставки рисунков и изделий.


Модуль 3 «Декор»

Декор предметов интерьера

Теория: Правила декора. Предметы декора. Правила составления композиций.

Практика: Составление композиции, применяя полученные знания. Изготовление топиария.


Техника «ганутель»

Теория: История техники ганутель. Необходимые инструменты. Виды материалов для использования техники.

Практика: накручивание спирали из проволоки. Намотка нити на проволоку. Сбор цветов. Изготовление цветочных композиций в технике «ганутель».


Техника декупаж

Теория: Особенности и приемы работы в технике «декупаж».

Выбор изделия. Подбор материала. Правила работы с ножницами, красками, клеем и лаком.

Практика: Подбор материала, инструментов. Работа с ножницами, клеем, лаком.

Вырезание элементов из трехслойных салфеток и декупажной карты. Покрытие красками поверхности предмета. Наклеивание салфеток и декупажной карты. Нанесение лака. Комбинированные изделия


Итоговое

Практика: Организация и проведение выставки изделий.

Модуль 4 «Бисероплетение»

Техника бисероплетения одной нитью

Теория: Выбор нити и иголок для бисероплетения. Начало работы, закрепление нити. Подвязывание нити. Закрепление нити в конце изделия.

Практика: Плетение плоских цветов на одной нити.


Ажурное плетение бисером

Теория: Закрепление края. Понятия ключевая, рабочая бисерины. Переход на следующий ряд.

Практика: Плетение техникой «В три ромба». Оплетение подсвечника.


Сплошное плетение бисером

Теория: Знакомство с техниками Монастырское плетение, мозаичное плетение, кирпичный стежок.

Практика: Плетение цепочек («пупырышки», «зигзаг», «змейка»). Плетение прямой цепочки с зубчиками. Мозаичное плетение. Плетение браслета.


Итоговое

Практика: Организация и проведение выставки изделий.


Модуль 5 «Бумагопластика»

Техника работы с бумагой

Теория: Свойства бумаги. Основные приемы работы и последовательность соединений модулей, подбор цветовой гаммы.

Практика: Изготовление объемной аппликации «Парящие картины».


Квиллинг

Теория: История возникновения технологии бумагокручения - квиллинга. Основные формы (капля, треугольник, долька, квадрат, прямоугольник, спираль, лист).

Практика: Нарезание цветной бумаги на полоски, скручивание полосок различными способами. Создание картин из квиллинга.


Объемные изделия в технике «бумагопластика»

Теория: Техника создания полуобъемных (рельефных) и объемных изделий из бумаги. Понятие и техника изготовления туннельной композиции. Техника вырезания и сборки объемных цветов из бумаги.

Практика: Изготовление туннельной композиции. Изготовление букета из объемных бумажных цветов.


Итоговое

Практика: Организация и проведение выставки изделий.


Модуль 6 «Флористика»

Цветы в интерьере

Теория: Правила выбора и места размещения цветов в интерьере. Знакомство со способами озеленения интерьера (вертикальное озеленение, растения в кашпо, цветочные композиции).

Практика: Рисунок «Зеленый уголок».


Изготовление цветов своими руками

Теория: Знакомство с техниками и материалами изготовления цветов (цветы из лент, капрона, воздушных шаров, из проволоки и лака для ногтей).

Практика: Изготовление роз из шелковых лент. Изготовление цветок с помощью проволоки и лака для ногтей на заколку для волос. Изготовление цветов из воздушных шаров и сбор композиции. Изготовление цветов из капрона и сбор композиции.


Составление цветочных композиций

Теория: Особенности составления цветочных композиций. Виды и формы цветочных композиций.

Практика: Изготовление цветочных композиций. Изготовление искусственного дизайнерского букета.


Итоговое

Практика: Организация и проведение итоговой выставки рисунков и изделий.


Второй инвариантный модуль.

Проектная работа

Теория: Проектная задача. Этапы решения проектной задачи.

Практика: Тема проекта по техникам изготовления цветов: «Вырасти цветок своими руками».


рьера в определенном стиле.

Запланированные мероприятия для 1-го года обучения

Концертная программа ко Дню матери «Все краски жизни для тебя!»

Новогоднее представление для учащихся клуба «В день последний декабря…»

Игровая программа «Масленица идет – блин да мед несет!»

Творческий отчет клуба «Нарисуй мечту»


Запланированные мероприятия для 2-го года обучения

Новогоднее представление для учащихся клуба «В день последний декабря…»

Игровая программа «Масленица идет – блин да мед несет!»

Конкурсно-игровая программа «Девчата!»

Вечер памяти, посвященный Дню Победы «По дорогам войны».

Творческий отчет клуба «Нарисуй мечту»


Формы аттестации и их периодичность

С целью контроля знаний, сформированности умений, навыков учащихся используются разные виды контроля: текущий, промежуточный и итоговый.

Текущий контроль осуществляется в процессе проведения каждого учебного занятия и направлен на закрепление теоретического материала по изучаемой теме и на формирование практических умений. Форма проведения – опрос, анализ работ, контрольное практическое задание, викторины, работа по карточкам, самостоятельная работа.

Промежуточный контроль (промежуточная аттестация) проводится 1 раза в год – в мае, в форме отчётной мини-выставки в объединении.

Итоговая аттестация проводится в конце обучения в форме отчётной выставки работ.


2.Комплекс организационно-педагогических условий

2.1 Методическое обеспечение

Основной формой реализации образовательного процесса является учебное занятие, наряду с которым используются такие формы как конкурсы, праздники, выставки, экскурсии, открытые занятия, мастер-классы для педагогов и родителей и др.

Во время проведения занятий педагог использует фронтальную, индивидуальную и групповую работы.

        Фронтальная форма предполагает работу со всей группой (при демонстрации образцов поузловой обработки, показ электронных презентаций и т. д.)

        Индивидуальная форма предполагает постановку задач индивидуально каждому ребенку с учетом его способностей, желания, уровня подготовки. Анализ результатов выполнения задания также может проводиться индивидуально.

         В основе групповых методов лежит работа в малых группах:

совместно-индивидуальная форма

При такой форме каждым ребенком выполняется определенная часть коллективной работы;

совместно-последовательная форма

В этом случае младшие дети выполняют наименее сложные элементы, старшие – дополняют их, или собирают в композиции, выполняют окончательное оформление изделий;

совместно-взаимодействующая форма

При такой форме одну работу выполняют двое, самостоятельно распределяя обязанности между собой. Так могут выполняться подарочные или выставочные работы.

При обучении

по источнику информации:

 словесные:

рассказом или беседой начинается, например, разговор об истории дизайна, о законах композиции, и т.д.;

объяснение особенностей выполнения тех или иных приёмов, способов, технологии изготовления изделий и др.;

инструктаж по технике безопасности;

- наглядные:

демонстрация образцов изделий, рисунков, таблиц, приёмов выполнения работы и т.д.;

 - практические:

выполнение учащимся изделий, разработка дизайн проекта, эскизов, упражнения по выполнению тех или иных приёмов и др.

по уровню познавательной активности:

 - объяснительно-иллюстративный:

учащийся получает и осваивает готовую информацию;

 - репродуктивный:

учащийся воспроизводит те или иные действия педагога в соответствии с принципом «делай как я»;

 - частично-поисковый:

учащийся вносит изменения в свой дизайн;

 - творческий:

самостоятельная постановка задачи и самостоятельный поиск ее решения. При выполнении творческих заданий учащийся самостоятельно выбирает тему, разрабатывает план, зарисовывает эскиз, выполняет изделие и выбирает способ оформления.

Высокая результативность и качество изготовления работ обеспечивается за счет применения методов отработки операций (повтора, упражнений), различных технологий (проектной, игровой, здоровьесберегающих и т.д.).


2.2 Условия реализации программы


Материально-техническое обеспечение

Для проведения занятий необходимо:

- кабинет с типовой мебелью

- ноутбук.

Для обеспечения качественной реализации программы учащемуся необходимо подготовить: простые и цветные карандаши, кисти, акварельные и гуашевые краски, линейки, альбом для рисования, ватман формата А3, тетрадь, ножницы, цветная бумага, бисер, проволока для плетения, моно нить, клей ПВА.


Информационное обеспечение

Раздел «Дизайн-проект» подразумевает дополнительную работу с сайтом https://planoplan.com/ . «Планоплан» – это 3D планировщик, позволяющий реализовать свой проект на компьютере без особых знаний программ.

Дидактическое обеспечение

- раздаточный материал: шаблоны, схемы;

- эскизы работ педагога;

- образцы изделий;

- книжные пособия;

- электронные презентации по разделам программы


Кадровое обеспечение программы

Реализацию программы обеспечивает педагог дополнительного образования, имеющий высшее образование, без требований к квалификации.



2.3. Календарный учебный график на 2020-2021 год

1-ый год обучения

п/п

Число, месяц

Время проведения занятий

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля





2.4. Оценочные материалы

Оценка эффективности реализации программы. Оценивание успешности деятельности обучающихся в рамках данной программы решается в двух аспектах: качественном и количественном.

Качественный аспект содержит в себе анализ динамики повышения качества выполняемых работ.

Количественный аспект определяется участием обучающихся в мероприятиях, выставках, мастер-классах, конкурсах.

Для определения усвоения учащимися теоретических знаний разработаны контрольные вопросы и задания.

В объединениях проводится ежегодная педагогическая диагностика по методикам: Лаврентьевой Г.П. Титаренко Г.М. «Тревожность ребенка»; Орловой Т.В. «Какое у тебя здоровье»; анкетирование родителей (Степанов Е.Н. «Методика изучения удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения»).

Подведение итогов реализации программы осуществляться в форме выставки работ учащихся.


Примерные контрольные вопросы и задания для 1-го года обучения

Какими инструментами работает художник?

Сколько основных и составных цветов вы знаете? Назовите их.

При смешивании каких красок можно получить составные цвета?

Какие цвета относятся к «теплым», а какие – к «холодным»?


Тест по основным понятиям дизайна интерьера

Дизайн это:

а) процесс создания новых изделий
б) художественное украшение предмета
в) создание художественных изделий используемых в быту

Проект внутреннего убранства помещения называется:

а) дизайн одежды
б)
дизайн интерьера
в) книжный дизайн

Примерные контрольные вопросы и задания для 2-го года обучения

Расскажите об основных правилах перспективы.

Как правильно выполнить размывку фона картины?

Какие виды низания бисером вам знакомы?

Какими инструментами и материалами пользуется мастер для низания бисером?


Тест по основным понятиям дизайна интерьера

Дизайн это:

а) процесс создания новых изделий
б) художественное украшение предмета
в) создание художественных изделий используемых в быту

Графический дизайн это:

а) процесс создания знаковых изображений
б) искусство оформления лица
в) составление композиций из цветов

Проект внутреннего убранства помещения называется:

а) дизайн одежды
б)
дизайн интерьера
в) книжный дизайн

Флористика это:

а) процесс создания знаковых изображений
б) искусство оформления лица
в)
составление композиций из цветов

Конструирование станков, бытовых приборов и транспортных средств это:

а) дизайн одежды
б) дизайн интерьера
в)
промышленный дизайн

Фито дизайн это:

а) процесс создания знаковых изображений
б) искусство оформления лица
в)
составление композиций из цветов

Практические задания для 1-го года обучения

Практические задания для 2-го года обучения

Составить коллаж с предметами интерьера (вырезки из журналов) в определенном стиле и назвать его основные черты.

Изобразить рисунок в перспективе.



Таблица 2 - Критерии оценки качества выполнения

контрольных заданий

Балл

Критерии оценивания

3

полное понимание специальной терминологии и умение самостоятельно выполнять заданные приемы и операции. Технически качественное и художественно осмысленное выполнение отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения. Проявляет заинтересованность в правильном выполнении задания. Обнаруживает желание продолжать задание.

2

общую цель и содержание задания в целом понимает правильно, хотя и не всегда точно в той части, которая касается способов действия. Грамотное выполнение задания с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном), знание специальной терминологии и умение выполнять заданные приемы и операции. Проявляет заинтересованность в правильном выполнении задания.

1

частичное знание специальной терминологии и умение продемонстрировать заданные приемы и операции с помощью педагога. Выполнение с большим количеством недочетов, а именно: неграмотно составленная композиция, неумение анализировать свои ошибки, незнание техники выполнения изученных операций и действий т.д. Задание выполняет, не проявляя заинтересованности в правильном его выполнении.

0

комплекс недостатков, являющихся следствием нерегулярных занятий, невыполнение программы учебного предмета. Проявляет безразличие не только к содержанию задания, но и к ситуации организации задания.


Таблица 3 - Показатели оценивания уровня реализации программы

Показатель

Характеристика показателя

Балл

Владение теоретическими знаниями по дисциплине в соответствии с годом обучения

Полное свободное владение теоретическими знаниями по дисциплине дизайн и декор интерьера

3

неполное владение теоретическими знаниями по дисциплине дизайн и декор интерьера

2

слабое усвоение теоретического программного материала дизайн и декор интерьера

1

полное отсутствие теоретических знаний по дисциплине в дизайн и декор интерьера

0

Качество выполнения практического задания

Высокий уровень выполнения практического задания

3

недостаточно точное выполнение практического задания. Незначительные ошибки как в подборе инструментов и материалов, так и в процессе выполнения текущих операций, что, практически не отражается на качестве готового изделия.

2

неточное исполнение практического задания, отражающееся на качестве готового изделия в целом.

1

непонимание задачи, поставленной педагогом и неумение выполнять практическое задание.

0

Участие в мероприятиях и конкурсах различного уровня

Принимает участие в конкурсах и мероприятиях различного уровня.

3

Принимает участие в мероприятиях различного уровня.

2

Принимает участие только в мероприятиях ЦДТ.

1

Не принимает участие в конкурсах и мероприятиях.

0

Уровень творческих способностей


Легко даются задания на выделение признаков, нахождение различных способов классификации, поиск различных вариантов получения результата, обнаружение и постановку проблем, генерирование большого количества идей, отдаленных ассоциаций, усовершенствование объекта, нахождение его нового использования. Творчество самобытно, оригинально, несет отпечаток личности творца. В работе придерживается индивидуального темпа и стиля, умея подчинить эмоциональные, интеллектуальные и волевые усилия определенной цели. В помощи педагога не нуждается. Находится в постоянном поиске любых возможностей для выхода своей творческой энергии и получает удовлетворение скорее от самого процесса, чем от результата. Образы необычны, большое внимание к деталям. Умеет формулировать проблемы, ставить ясные четкие вопросы, приходить к обоснованным заключениям и решениям, проверять их, мыслить свободно, эффективно взаимодействовать с коллективом, видеть альтернативные пути решения проблемы и выбирать наиболее удачный из них. Не боится критики, инициативен, настойчив. Восприятие им художественных объектов отличается активностью, живостью и эмоциональностью. Освоение способов творческой деятельности идет быстро и легко. Творческий продукт имеет полностью завершенный вид. Навыки саморегуляции достаточно развиты, отсюда высокая продуктивность. Как правило, деятельность сопровождается положительным эмоциональным настроем, состоянием воодушевления, часто выходит за рамки заданного. Интерес к проблемно-поисковым типам задач постоянен, их решение в приоритете, принципиально самостоятельно. Регулярная адекватная самооценка.

3

Справляется с заданиями на поиск различных вариантов получения результата; и продуцирование оригинальных идей, но не стремится к наибольшему их числу. За выполнение творческих работ берется с удовольствием, однако продуктивность недостаточно высокая. Интерес к творчеству непостоянен. Образы интересны, детализированы. Успешно взаимодействует с коллективом, но не всегда высказывает свою точку зрения, боясь критики. Предпочитает легким заданиям сложные, но в их решении не всегда настойчив. Интерес к проблемно-поисковым типам задач есть, но он непостоянен. Способен к напряженной деятельности, «погружению» в задание. Умеет работать самостоятельно, однако это проявляется не всегда. Освоение способов творческой деятельности идет в среднем темпе, успех в освоении не постоянен. Творческий продукт имеет завершенный вид, однако не все детали проработаны. Навыки саморегуляции развиты недостаточно. Восприятие художественных объектов отличается живостью и эмоциональностью. Уровень характеризуется недостаточно развитыми навыками адекватной самооценки.

2

Испытывает трудности с выполнением заданий на поиск различных вариантов получения результата; продуцирование оригинальных идей. Не заинтересован в предстоящей творческой работе, не стремится участвовать в её коллективных видах, не проявляет инициативу, не участвует в дискуссиях, не делится своими творческими замыслами с товарищами. Задания воспринимает пассивно, мыслит инертно. Крайне низкая продуктивность. Образы малоинтересны, не проработаны. Избегает заданий повышенной сложности, не проявляет интереса к проблемно-поисковым типам задач. Испытывает трудности с организацией самостоятельной работы, поэтому практически всегда нуждается в помощи педагога или товарищей. Освоение способов творческой деятельности идет крайне медленно, предпочитает действовать по шаблону. Творческий продукт имеет незавершенный вид. Навыки саморегуляции проявляются слабо. Неудачи сопровождаются длительными негативными эмоциями. Как правило, сосредоточен на себе, испытывает трудности с общением.

1

Непонимание задачи, поставленной педагогом и неумение выполнять практические задания. Не подобаемое поведение, которое с трудом исправляется под влиянием педагогических воздействий.

0


Высокий уровень освоения программы 8 – 9 баллов;

Средний уровень освоения программы 6 – 7 баллов;

Уровень освоения программы – ниже среднего 4 – 5 баллов;

Низкий уровень освоения программы 0 – 3 баллов.



2.5. Список литературы и электронных ресурсов

Литература для педагога Базилевский А.А. «Технология и формообразование в проектной культуре дизайна» (Влияние технологии на морфологию промышленных изделий). Автореф. канд. иск. М., 2006. - 26 с.


Грашин А.А. «Методология дизайн-проектирования элементов предметной среды». Учеб. пос. М.: Архитектура - С, 2004. - 232 с.

Цыганкова Э. «У истоков дизайна». - М., 2018.

Кузин В.С. «Основы дизайна». - М., 2016.

Ватерман Г «Дизайн вашей квартиры»./ Г. Ватерман. - М.: «Кристина и КО», 1993. - 128 с.

Интерьер гостиной. 104 проекта и идеи. «Оформление домашних интерьеров», альманах, выпуск четвертый. - М.: «Триен», 1998.- 128 с.: ил.

Интерьер + дизайн,1995 - 2010г.-М.: «ОВА-ПРЕССА», 210с.:ил.

Интерьеры - лучшие,1995 - 2010г.-М.: «Буква Премьер», 2009.-210с.:ил.

Минервин Г.Б. «Дизайн архитектурной среды. Основы проектирования оборудования для жилых и общественных зданий»/ Г.Б.Минервин.- М.: «Архитектура», 2015.- 112с.

Минервин Г.Б. «Дизайн архитектурной среды. Основы задачи и принципы художественного проектирования»/Г.Б. Минервин.- М.: «Архитектура» , 2014.-122с.

Ржезничкова Алена, Маняк Гинек «Интерьер вашего дома: материалы и технические решения»/Алена Ржечникова,Гинек Маняк.Пер. со словацк. - М.: «Новый век», 2015. -192 с.:ил.

Степанова Е.Н. «Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания» / Е.Н Степанова .-М.: ТЦ «Сфера» - 2002, -156с.

Томас Айхорн «Современный интерьер»./Томас Айхорн.Пер с немецк. - М.: «Кристина и КО», 2018. -128 с.:ил.

Шимко В.Т. «Основы дизайна и средовое проектирование»/ В.Т.Шимко.-М.: «Архитектура», 2004.- 92с.

Шимко В.Т. «Архитектурно - дизайнерское проектирование»/ В.Т.Шимко М.: « Архитектура», 2004.- 92с.

Эйвис М., Эйвис Д. «Интерьер: выбираем цветовой дизайн»/ М.Эйвис,Д.Эйвис .Пер. с англ. - М.: «Ниола 21-й век», 2011.-168 с.:ил.

Аполозова Л.М. Украшения из бисера. – М.: «Культура и традиции», 2001 – 152 с.

Божко Л.А. Изделия из бисера. – М.: «Мартин», 2005 – 216 с.

Лындина Ю.С. Бисер. Техника «кирпичный стежок». – М.: «Культура и традиции», 1998 – 96 с.

Вачьянц А.М. Основы искусствознания. – М.: Издательский центр, 1996. – 168 с.

Запаренко В.С. Энциклопедия рисования – С.-П.: «Олма-пресс», 2001. – 96 с.

5. Катханова Ю.В., Васильев А.И. Изобразительное искусство – М.: Просвещение, 2001. – 144 с.

6. Коротеева Е.И. Искусство и ты – М.: «Просвещение», 1997. – 145 с.

7. Никодеми Г.Б. Школа рисунка – М.: Эксмо-пресс, 2001. – 160 с.



Литература для учащихся

Сомов Ю.С. «Композиция в технике». - М., 2016.

Михайлов С.М. «История дизайна». - М., 2016.

Изобразительное искусство. Основы композиции и дизайна. Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев / Под редакцией С.А. Полищук. - М., 2011.

Джулия Карлсон и Марго Гуральник«Уютный дом. Простые и стильные идеи организации пространства». - М.: «Кристина и КО», 2018.

Киана Андервуд «Букеты одним цветом.40 дизайнерских идей на все времена года» - М., 2015.

Божко Л.А.Изделия из бисера. – М.: «Мартин», 2005. – 216 с.

Божко Л.А. Бисер. – М.: «Мартин», 2001. – 120 с.

Запаренко В.С. Энциклопедия рисования. – С.-П.: «Олма-пресс», 2001. – 96 с.



Электронные ресурсы

https://www.mann-ivanov-ferber.ru/tag/interior-design-books/

https://www.pinterest.ru/

https://planoplan.com/

https://www.ivd.ru/dizajn-i-dekor


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации