Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Школа КВН»
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЯМАЛЬСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЯМАЛЬСКИЙ ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«ШКОЛА КВН»
Возраст обучающихся: 12 – 17 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Жильцов Антон Иванович,
педагог-организатор
С. Яр-Сале 2021
СОДЕРЖАНИЕ
|
Стр |
Раздел 1. «Основные характеристики программы» |
3 |
Пояснительная записка |
3 |
Цели и задачи |
4 |
Содержание программы |
6 |
Содержание учебного плана |
8 |
Планируемые результаты |
10 |
Раздел 2. «Организационно педагогические условия» |
12 |
2.1. Календарный учебный график |
12 |
2.2. Условия реализации программы |
12 |
2.3. Формы аттестации |
13 |
2.4. Оценочные материалы |
13 |
2.5. Методические материалы |
14 |
2.6. Список литературы |
15 |
РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность: художественная.
Программа составлена для реализации на базе учреждения дополнительного образования МБУ ДО «Ямальский ЦВР».
КВН – это активная форма досуга, которая состоит из комплекса мероприятий, направленных на самореализацию, саморазвитие личности в творческой деятельности. Начавшись в 1961 году, КВН не растерял своей популярности. Он и в настоящее время является игрой, которая объединяет миллионы людей во многих странах.
Актуальность программы, обусловлена тем, что КВН способствует социализации личности молодого человека, позволяет развивать творческие и коммуникационные способности, учит работать и взаимодействовать в команде, помогает воспитать социальноактивную личность. В настоящее время, КВН для ребенка может стать как социальным лифтом, так и площадкой для выражения и отстаивания собственного мнения и взглядов.
Коллективное создание творческого продукта, рождает социальное взаимодействие отличное от обыденного. Поэтому, важным элементом программы выступает коллективный творческий процесс. Где обучающийся учиться взаимодействовать с другими, слушать и принимать чужое мнение, находить компромисс и консенсус.
Отличительной особенностью программы, является итог коллективного творческого процесса – выступление команды КВН , а также привлечение к преподаванию предмета действующего представителя Международного союза КВН.
Адресат программы: школьники в возрасте от 12 до 18 лет.
Объем и срок освоения программы: 144 часа в год.
Форма обучения: очная. Основной формой обучения являются теоретические и практические занятия, а также участие в массовых мероприятиях. Отчет проходит в формате итогового выступления команды КВН на муниципальных, региональных, окружных, всероссийских, международных играх, конкурсах и фестивалях.
Специфика реализации: занятия в двух группах по 15 человек. В рамках занятий, внутри групп формируются команды КВН.
Режим занятий: 4 часа в неделю
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
Цель: создание условий для раскрытия и развития творческого потенциала ребенка, приобретение в процессе освоения программ теоретических и практических знаний, умений навыков по учебному предмету, подготовка обучающимся выступления команды КВН.
Задачи образовательного курса.
Личностные:
сформировать творческую активность, культуру общения;
развить навыки коммуникации и работы в команде;
сформировать умения уважительно относится к чужому мнению.
Метапредметные:
развить креативное мышление;
сформировать заинтересованность в развитии творческого пространства вокруг себя;
развить потребности в саморазвитии и самостоятельности;
развить чувство юмора.
Предметные:
подготовить выступление команды КВН;
развить навыки работы с микрофоном, навыки работы на сцене, навыки написания шуток;
обучить основам игры в КВН.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Таблица 1
№ п/п |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Формы аттестации/ контроля |
|||
Всего |
Теория |
Практика |
||||
1. |
Вводное занятие «Что такое КВН?» |
2 |
1 |
1 |
Педагогическое наблюдение. |
|
2. |
Основы создания шутки. |
8 |
3 |
5 |
Педагогическое наблюдение за уровнем самостоятельности. |
|
3. |
Виды мозгового штурма. |
26 |
2 |
24 |
Проверка написанного материала. Педагогическое наблюдение за уровнем самостоятельности. |
|
4. |
Основы командного взаимодействия в КВН. |
4 |
2 |
2 |
Педагогическое наблюдение за уровнем самостоятельности, работа в команде. |
|
5. |
Название, стиль и концепция команды КВН. |
4 |
2 |
2 |
Педагогическое наблюдение за уровнем самостоятельности. |
|
6. |
Конкурс «Приветствие» |
4 |
1 |
3 |
Педагогическое наблюдение за уровнем самостоятельности. |
|
7. |
Конкурс «Разминка» |
6 |
1,5 |
4,5 |
Показ импровизационной миниатюры, педагогическое наблюдение за уровнем самостоятельности. |
|
8. |
Основы поведения на сцене. |
4 |
1 |
3 |
Показ импровизационной миниатюры, эмоциональная вовлеченность, педагогическое наблюдение за уровнем самостоятельности. |
|
9. |
Звуковое сопровождение команды КВН |
4 |
1,5 |
2,5 |
Прослушивание готового звукового ряда команды КВН, педагогическое наблюдение за уровнем самостоятельности. |
|
10. |
Конкурс «Биатлон» |
4 |
2 |
2 |
Педагогическое наблюдение за уровнем самостоятельности. |
|
11. |
Конкурсы «Домашнее задание и СТЭМ» |
4 |
2 |
2 |
Педагогическое наблюдение за уровнем самостоятельности. |
|
12. |
Музыкальные конкурсы |
4 |
2 |
2 |
Педагогическое наблюдение за уровнем самостоятельности |
|
13. |
Сценарно-постановочная работа с командами КВН |
40 |
- |
40 |
Редакторские просмотры команд КВН, педагогическое наблюдение за уровнем самостоятельности. |
|
14. |
Репетиции |
24 |
- |
24 |
Редакторские просмотры команд КВН, генеральная репетиция с редактором, педагогическое наблюдение за уровнем самостоятельности. |
|
15. |
Итоговое выступление |
6 |
- |
6 |
Итоговое выступление команды КВН. |
|
|
ИТОГО |
144 |
21 |
123 |
|
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Вводное занятие «Что такое КВН?».
Теория: история развития клубного движения КВН, уникальные особенности и отличия КВН от театра.
Практика: игра на сплочение коллектива, импровизационная игра на развитие актерских навыков.
Основы создания шутки.
Теория: понятие «шутка», структура и виды шуток в КВН, особенность парадокса.
Практика: создание юмористических парадоксов, просмотр и разбор видео с выступлениями команд КВН.
Виды мозгового штурма.
Теория: виды мозгового штурма, методы развития креативного мышления.
Практика: мозговой штурм в группе и индивидуально. Разбор придуманного материала.
Основы командного взаимодействия в КВН.
Теория: роли и образы в команде КВН, выявление лидеров, решение конфликтов в команде.
Практика: игра на выявление лидеров, ролевая игра для закрепления теории.
Название, стиль и концепция команды КВН.
Теория: идея (концепция) команды КВН, внешний вид команды, стиль поведения на сцене, стиль шуток.
Практика: мозговой штурм по теме: «Концепция команды», подбор стиля для команды КВН.
Конкурс «Приветствие»
Теория: основы игры в конкурс «приветствие», особенности конкурса «приветствие».
Практика: подготовка сценария, мозговой штурм на заданную тему, игра на развитие креативного мышления.
Конкурс «Разминка»
Теория: основы игры в конкурс «Разминка», виды и формы разминки, распределение ролей для игры в разминку.
Практика: игры в разминку.
Основы поведения на сцене.
Теория: основы поведения на сцене.
Практика: работы с микрофонами, работа на сцене, изучение технических возможностей сцены.
Звуковое сопровождение команды КВН
Теория: особенности работы звукооператором, отбивки и музыкальное сопровождение выступления команды КВН.
Практика: изучение программ для редактирования музыкальных произведений, подготовка отбивок, музыкального сопровождения.
Конкурс «Биатлон»
Теория: основы игры в конкурс «биатлон», особенности подбора и построения шуток в конкурсе «биатлон».
Практика: подготовка конкурса «биатлон», игра в конкурс «биатлон».
Конкурсы «Домашнее задание и СТЭМ»
Теория: основы игры в конкурс «домашнее задание», «СТЭМ».
Практика: подготовка конкурсов, игра на импровизационное построение сюжета.
Музыкальные конкурсы
Теория: основы игры в музыкальные конкурсы в КВН.
Практика: подготовка музыкальных конкурсов, просмотр и разбор видео с выступлениями команд КВН.
Сценарно-постановочная работа с командами КВН.
Практика: разработка и написание сценария выступления, постановочная работа с командами КВН.
Репетиции
Практика: репетиции команд КВН со звуковым сопровождением и реквизитом.
Итоговое выступление
Практика: генеральная репетиция команд КВН, отчетное выступление команд КВН на муниципальных, региональных, всероссийских или международных мероприятиях.
1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Ожидаемые коллективные результаты:
- Участие в культурно-массовых и творческих мероприятиях ЯЦВР;
- Участие в муниципальных, региональных, всероссийских, международных мероприятиях, связанных с тематикой КВН.
Личностные:
сформирована творческая активность и культура общения;
развиты навыки коммуникации и работы в команде;
сформированы умения уважительно относится к чужому мнению.
Метапредметные:
развито креативное мышление;
сформирована заинтересованность в развитии творческого пространства вокруг себя;
развиты потребности в саморазвитии и самостоятельности;
развито чувство юмора.
Предметные:
подготовлены выступления команды КВН;
развиты навыки работы с микрофоном, навыки работы на сцене, навыки написания шуток;
обучены основам игры в КВН.
РАЗДЕЛ 2 «КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ»
2.1. КАЛЕНДЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Таблица 2
Этапы образовательного процесса |
1 год обучения |
Начало учебного года |
С 1 января |
Продолжительность учебного года |
Не менее 22 недель |
Продолжительность занятия |
40 минут |
Промежуточная аттестация |
|
Итоговая аттестация |
15 апреля – 30 апреля |
Окончание учебного года |
25 мая |
Каникулы осенние, зимние, весенние. |
Занятия проводятся по расписанию |
Каникулы летние |
С 1 июня |
Регламент образовательного процесса:
Продолжительность учебной недели 6 дней
1 год обучения 4 часа в неделю
Режим занятий: занятия проводятся по расписанию, утвержденному МБУ ДО «Ямальский ЦВР». Продолжительность занятий 40 минут. Начало учебных занятий с 8:00 ч. до 21:00 ч.
2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение:
Сцена, звуковая аппаратура (пульт, микшер, усилитель, микрофоны), ноутбук, помещение для репетиций.
Информационное обеспечение:
Банк видео выступлений команд КВН, фонотека (отбивки, подложки, фонограммы, саундтреки), интернет источники, фото и видео заставки.
Кадровое обеспечение:
Педагог, имеющий компетенции в области преподаваемого предмета, представитель международного союза КВН. Необходимы элементарные знания в сценарно-постановочной работе и работе на сцене.
2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Для отслеживания и фиксации образовательных результатов используется видеозапись выступления команд КВН, журнал посещаемости, грамоты, дипломы за участие в конкурсах, информация на сайте учреждения.
Формами предъявления и демонстрации образовательных результатов являются:
Определение показателя уровня овладения ребенком практических и теоретических навыков через подготовку и выступление команды КВН на различных играх, конкурсах, фестивалях.
2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Для определения результативности проводится промежуточный контроль для выявления уровня освоения программы учащимися и корректировки процесса обучения. В рамках промежуточного контроля, учащиеся показывают и анализируют импровизационные номера на заданные темы.
В конце обучения по программе происходит итоговое выступление команд КВН на муниципальных, региональных, окружных, всероссийских, международных играх, конкурсах и фестивалях.
Также предполагается ведение учета творческих достижений учащихся.
Таблица 3
Карта учета творческих достижений
Ф.И. |
Коллектив |
Районный |
Окружной |
Всероссийский |
Международный |
|
|
|
|
|
|
Результаты участия учащихся в творческих мероприятиях заносятся в «Карту учета творческих достижений».
Участие, призовые места, победа отмечаются в таблице баллами (от 1 до 10) в зависимости от уровня творческого конкурса:
- в коллективе - от 1 до 3 баллов;
- на уровне района и города - от 2 до 4 баллов;
- на окружном от 3 до 5 баллов;
- на всероссийском от 4 до 6;
- на международном от 8 до 10;
Педагог подсчитывает баллы каждого учащегося и коллектива в целом, затем по общей сумме баллов выводит рейтинг творческой активности каждого ребенка.
2.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Особенности организации образовательного процесса и методы обучения: Занятия проводятся в очном формате. На занятиях обучающиеся получают теоретические знания об игре КВН и на практике создают итоговый творческий продукт всего обучения. Каждое занятие включает в себя наглядную теоретическую часть и обширную практическую работу по каждой теме. Итоговое выступление дети готовят самостоятельно на протяжении всего процесса обучения. Важным условием, является авторская уникальность творческого продукта. Данное условие позволяет более осознано относиться к продукту своей интеллектуальной деятельности и формирует умение уважать чужие идеи. Для создания эмоционального фона, педагог на этапе теоретической части, должен использовать импровизационные примеры (например, объясняя, как написать шутку, педагог в качестве наглядного примера, должен написать шутку) наглядно демонстрирующие технику, технологию и способы создания творческого продукта.
Форма организации образовательного процесса: групповая.
Формы организации учебного занятия: КВН, «мозговой штурм», беседа, игра, конкурс, концерт.
Педагогические технологии: технология коллективного творческого дела, воспитание ответственности за команду (через создание единого творческого продукта – выступления команды КВН).
Каждое занятие предполагает следующие этапы:
- Объяснение теоретического материала с использованием наглядных примеров;
- Создание эмоционального фона (важным элементом является составляющая импровизационного взаимодействия педагога и обучающихся);
- Выполнение детьми практического творческого занятия;
- Обсуждение практической части, подведение итогов занятия.
2.6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Основная и дополнительная литература для педагогов и родителей:
Жильцов А.И. КВН как форма досуга молодежи // Мир образования, науки, культуры №5 2019. (электронный ресурс) – URL: http://amnko.ru/index.php/russian/journals/
Марфин М.Н. Что такое КВН? – Москва: ТТО АМИК, 1999. (электронный ресурс) – URL: https://kvn-liga.ru/kniga-chto-takoe-kvn
Официальный канал КВН в You Tube (электронный ресурс) – URL: https://www.youtube.com/channel/UCSZ69a-0I1RRdNssyttBFcA
Официальный сайт Клуба Веселых и находчивых (электронный ресурс) – URL: https://kvn.ru/
Рыбалова Т. В. Развлекательно-досуговая деятельность //учебное пособие – Тюмень:ТюмГУ, 2015. - С. 10 – 54 с.
Ковалёв М. Н. КВН (Клуб весёлых и находчивых) как социокультурное явление современной России: дис. канд. социол. наук : 22.00.06 / М. Н. Ковалёв. – Москва, 2004. – 139 с.
Якуценя К.Я. Организационно-управленческие модели в сфере культуры и досуга / К.Я. Якуценя. - Москва : Мысль. 2017, - 320 с