Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Мир рукоделия»

19
2
Материал опубликован 25 October 2016 в группе

Приложение 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ БЕЛОЯРСКОГО РАЙОНА

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

П.ВЕРХНЕКАЗЫМСКИЙ»

Согласовано

Заместитель директора _____________________ С.Н.Кондрашина

«____» ___________________ 2016 г.

Утверждено

Директор СОШ п. Верхнеказымский

_____________________Н.В.Степура

«___» _______________ 2016 г.


 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

художественной направленности

«МИР РУКОДЕЛИЯ»

  Возраст обучающихся 7-12 лет

Срок реализации – 1 год

 

Автор-составитель:

Волкова Наталья Александровна,

педагог дополнительного образования

    

 

Принято

на заседании Методического совета

протокол № 1 от « 22 » августа 2016 г.

председатель __________________ Л.М.Хвощевская

 

 


 


 


п. Верхнеказымский

2016 год


 

Пояснительная записка

«Дети должны жить в мире красоты, игры,

сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев».

В.А.Сухомлинский

Направленность программы

Дополнительная общеобразовательная программа «Мир рукоделия» имеет художественную направленность, составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, направлена на формирование художественно-творческих способностей, положительно-эмоционального восприятия окружающего мира, овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, поделок , различных полезных предметов для школы и дома.


Отличительные особенности

Отличительной особенностью дополнительной общеобразовательной программы «Мир рукоделия» является то, что она ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по художественному творчеству, а также синтеза нетрадиционных техник.

Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение учащихся к активной познаватель­ной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.

Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:

занятия в свободное время;

обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родите­ли, педагоги);

учащимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия.

Актуальность программы дополнительной общеобразовательной программы обусловлена тем, что происходит сближение содержа­ния программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в но­вых подходах к преподаванию художественно-эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит художественному искусству. Умение видеть и понимать красоту окру­жающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации лично­сти.

Занятия творчеством являются эффективным средством приобще­ния детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демон­стрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.

Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высо­кого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюде­ние, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.

Основная цель программы:

Формирование творческих способностей учащихся посредством расширения общекультурного кругозора и создания условий для творческой самореализации личности ребенка.

Для достижения цели, необходимо решить следующие задачи:

Расширить запас знаний детей о разнообразии форм и пространственного положения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.

Развития творческих способностей, фантазии и вооб­ражения, образного мышления, используя нестандартные приемы и решения в реализации творческих идей;

Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма.

Воспитывать любовь к народному искусству, декоративно – прикладному творчеству.

В целом занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоническому разви­тию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.

Возраст детей,

участвующих в реализации данной образовательной программы 7-12 лет.

Обучающиеся этого возраста способны на достаточно высоком уровне усваивать разнообразную информацию о видах, приемах и техниках творческого искусства.

 

Срок реализации дополнительной общеобразовательной программы

В реализации дополнительной общеобразовательной программы участвуют дети 1-6 классов (7-12 лет).

Срок реализации программы 1 год.

В год – 40 часов.

Количество часов в неделю – 1час.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 (45 минут) академическому часу.

Формы и режим занятий

Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся - это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формиро­вания опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художествен­ного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, ко­ридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение ре­зультатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспита­тельном процессе.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 (45 минут) академическому часу.

Количество часов в неделю – 1час, 40 часов – в год.

Количество детей – 15 человек.

День занятий – четверг.

Ожидаемые результаты, формируемые УУД и способы их проверки:

За год обучения планируется достижение следующих личностных результатов:

ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, народным традициям;

первоначальный опыт постижения ценностей национальной истории и культуры;

опыт ролевого взаимодействия, социальной и межкультурной коммуникации;

потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наибо­лее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;

первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объ­ектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и са­мому себе;

мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.

За год планируется достижение следующих метапредметных результатов, которые включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные):

Регулятивные

Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать свои дейст­вия для реализации задач, прогнозировать результаты, осмысленно выбирать способы и приёмы действий, корректировать работу по ходу выполнения.

Выбирать для выполнения определённой задачи различные средства: справочную лите­ратуру, ИКТ, инструменты и приборы.

3.Осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов.

Оценивать результаты собственной деятельности, объяснять по каким критериям про­водилась оценка.

Адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками.

Познавательные

Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала.

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы и осваивать новые приёмы, способы.

Коммуникативые:

Владеть диалоговой формой речи.

Формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании собеседника, отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведе­ний.

Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при совмест­ной работе. Договариваться и приходить к общему решению.

Участвовать в работе группы: распределять обязанности, планировать свою часть рабо­ты; задавать вопросы, уточняя план действий; выполнять свою часть обязанностей, учи­тывая общий план действий и конечную цель; осуществлять самоконтроль, взаимокон­троль и взаимопомощь.

Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Предметные

К концу обучения при реализации программы «Мир рукоделия » учащиеся будут  знать:

название и назначение материалов – бумага, ткань, нитки, пластическая масса, бросовый материал, природный материал;

правила организации рабочего места;

название и назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы, кисточка для клея; название ручных инструментов, материалов, приспособлений;

правила безопасности труда при работе ручным инструментом;

правила разметки и контроля по шаблонам, линейке, угольнику;

способы обработки различных материалов (бумага, картон, бросовый материал, природный материал, пластическая масса);

приемы смешивания пластилина для получения новых оттенков;

приемы  лепки  из пластической массы.

технологию выполнения объемных изделий - лепки из соленого теста, конструирования из пластичных материалов;

виды бумаги и их свойства , использование;

особенности использования  различных видов бумаги;

виды природных материалов: крупы (просо, гречка и т.д.), яичная скорлупа (цельная и раздробленная на части), желуди, скорлупа от орехов, каштаны, листики, ракушки;

традиционные для своего края народные промыслы и ремесла.

К концу обучения при реализации программы «Мир рукоделия » учащиеся будут  уметь:

правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;

соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);

уметь работать с бумагой, тканью, пластической массой, бросовым материалом, природным материалом;

бережно относиться к инструментам и материалам

экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея;

самостоятельно изготовлять изделия по образцу;

выполнять работу, используя художественные материалы;

 самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нем во время работы, экономно и рационально размечать несколько деталей;

оформлять изделия по собственному замыслу;

выбирать и заменять материалы и инструменты при выполнении изделий;

подбирать материал наиболее подходящий для выполнения изделия;

называть традиционные для своего края народные промыслы и ремесла.

Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы

подготовка и проведение выставок детских работ;

отбор лучших работ для портфолио;

творческий отчет руководителя кружка;

участие в конкурсах школьного, муниципального, окружного, всероссийского уровней,

отчетные занятия для родителей.

 

Учебно-тематический план

п/п

Название раздела,

темы

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие.

1

0,5

0,5

Опрос

2

Работа с природным материалом.

8

1

7

Выставка, участие в конкурсах, педагогическое наблюдение, самостоятельная работа

3

Работа с бумагой, картоном

9

1

8

Выставка, участие в конкурсах

4

Индивидуальная работа с детьми для подготовки работ на конкурсы.

2

 

2

Участие и победы в конкурсах различных уровней.

5

Работа с бросовым материалом

9

1

8

Выставка, участие в конкурсах

6

Работа с пластическими материалами.

10

1

9

Выставка, участие в конкурсах. Самостоятельная

работа, педагогическое наблюдение.

7.

Организация итоговой выставки «Мир рукоделия»

1

 

1

Выставка работ.

   

40

4,5

35,5

 

Содержание изучаемого курса дополнительной образовательной программы

Раздел 1. Вводное занятие.

Теория:

Беседа, ознакомление детей с особенностями кружка.

Знакомство с программой кружка.

Требования к поведению учащихся во время занятия.

Соблюдение порядка на рабочем месте.

Соблюдение правил по технике безопасности.

Презентация «Путешествие в мир рукоделия»

Практика:

Организация рабочего места, экономное использование материала, выбор инструментов.

Раздел 2.Работа с природным материалом.

Теория:

Легенды и придания о растениях, сроки и особенности сбора природного материала, хранение, виды поделок из природного материала.

Инструменты и приспособления при работе с природным материалом, правила использования и безопасной работы.

Практика:

Осенний букет. Изготовление сувенира «Лесовичок». Панно «Осенняя сказка». Поделки из сосновых шишек.

Раздел 3. Работа с бумагой, картоном.

Теория:

История происхождения бумаги, виды бумаги и картона, различные способы ее обработки и использования. Сколько у бумаги родственников. Волшебные свойства бумаги.

Инструменты и приспособления, правила использования и безопасной работы.

Из истории происхождения  ножниц. Правила работы с ножницами. Ознакомление с техникой изготовления поделок из бумаги и картона.

Презентация «Поделки из бумаги и картона».

Практика:

Симметричное вырезывание из бумаги овощей, фруктов, листьев.

Аппликация «цветочный мир».

Узоры из полосок, кругов и квадратов.

Елочные гирлянды, игрушки.

Карнавальные маски.

Поздравительная открытка.

Раздел 4. Индивидуальная работа с детьми для подготовки работ на конкурсы.

Теория:

Правила оформления творческой работы на конкурс: аккуратность, творческий подход, оригинальность.

Конкурсы разных уровней (школьный, муниципальный, окружной , всероссийский).

Презентация «Творческие работы и конкурсы»

Практика:

Индивидуальная подготовка конкурсных работ.

Раздел 5. Работа с бросовым материалом - 9 часов.

Теория:

Сведения о бросовом материале.

Презентация «Поделки из бросового материала».

Практика:

Поделки из бумажных и картонных коробок. Поделки из пластиковых бутылок, баночек. Игрушки из «киндер-сюрприза». Игрушки из старой перчатки.

Раздел 6. Работа с пластическими материалами – 9 часов.

Теория:

Сведения о пластических материалах (тесто соленое, пластилин) , приемы передачи художественного образа в объемной и плоской формах. Ознакомление с техникой изготовления поделок из пластических материалов. Инструменты и приспособления при работе с пластическими материалами, правила использования и безопасной работы.

Презентация «Чудесные поделки из теста».

Практика:

Тестопластика. Лепка мелких деталей. Корзина с фруктами. Декоративное панно.

Лепка из пластилина. Веселая гусеница. Дары леса. Коллективная композиция «фантазия».

Раздел 7. Организация итоговой выставки «Мир рукоделия»- 1 час.

Подготовка, отбор и эстетическое оформление творческих работ кружковцев к выставке.

Посещение выставки.

Обсуждение достигнутых результатов.

Презентация «Наши достижения»

Награждение авторов наиболее интересных творческих работ.

Календарный учебный график

п/п

Дата

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Форма контроля

1

01.09

Беседа, практическое занятие

1

Вводное занятие.

Опрос

Работа с природным материалом.

2

08.09

Беседа

1

Легенды и придания о растениях.

Опрос

3

15.09

Практическое занятие

1

Осенний букет

Педагогическое наблюдение

4

22.09

Практическое занятие

1

Осенний букет

Творческая

работа

5

29.09

Практическое занятие

1

Сувенир «Лесовичок».

Творческая

работа

6

06.10

Практическое занятие

1

Сувенир «Лесовичок».

Творческая

работа

7

13.10

Коллективная работа

1

Панно «Осенняя сказка».

Самостоятельная

работа, педагогическое наблюдение

8

20.10

Коллективная работа

1

Панно «Осенняя сказка».

Самостоятельная

работа, педагогическое наблюдение

9

27.10

практическое занятие

1

Поделки из сосновых шишек.

Педагогическое наблюдение,

выставка

Работа с бумагой, картоном.

10

03.11

Беседа

1

Разнообразие видов бумаги и ее свойства.

Опрос

11

10.11

Практическое занятие

1

Симметричное вырезывание из бумаги овощей, фруктов, листьев.

Творческая

работа

12

17.11

Практическое занятие

1

Аппликация «цветочный мир».

Творческая

работа

13

24.11

Практическое занятие

1

Аппликация «цветочный мир».

Творческая

работа

14

01.12

Практическое занятие

1

Узоры из полосок, кругов и квадратов.

Творческая

работа

15

08.12

Практическое занятие

1

Елочные гирлянды, игрушки

Творческая

работа

16

15.12

Практическое занятие

1

Елочные гирлянды, игрушки

Творческая

работа

17

22.12

Практическое занятие

1

Карнавальные маски.

Творческая

работа

18

29.12

Практическое занятие

1

Поздравительная открытка.

Творческий

отчет

Индивидуальная работа с детьми для подготовки работ на конкурсы.

19

12.01

Практическое занятие

1

Индивидуальная подготовка конкурсных работ.

Участие в конкурсах различных уровней

20

19.01

Практическое занятие

1

Индивидуальная подготовка конкурсных работ.

Участие в конкурсах различных уровней

Работа с бросовым материалом.

21

26.01

Беседа

1

Поделки из бросового материала.

Опрос

22

02.02

Практическое занятие

1

Поделки из бумажных и картонных коробок.

Творческая

работа

23

09.02

Практическое занятие

1

Поделки из бумажных и картонных коробок.

Творческая

работа

24

16.02

Практическое занятие

1

Поделки из пластиковых бутылок, баночек.

Творческая

работа

25

02.03

Практическое занятие

1

Поделки из пластиковых бутылок, баночек.

Творческая

работа

26

09.03

практическое занятие

1

Игрушки из «киндер-сюрприза».

Творческая

работа

27

16.03

Практическое занятие

1

Игрушки из «киндер-сюрприза».

Творческая

работа

28

23.03

Практическое занятие

1

Игрушки из старой перчатки.

Творческая

работа

29

30.032

Практическое занятие

1

Игрушки из старой перчатки.

Творческий

отчет

Раздел 6. Работа с пластическими материалами.

 

30

06.04

Беседа

1

Пластический материал (тесто соленое, пластилин)

Викторина

31

13.04

Практическое занятие

1

Тестопластика. Лепка мелких деталей.

Творческая

работа

32

20.04

Практическое занятие

1

Тестопластика. Лепка мелких деталей.

Творческая

работа

33

27.04

Практическое занятие

1

Тестопластика.Корзина с фруктами.

Творческая

работа

34

04.05

Практическое занятие

1

Тестопластика. Декоративное панно.

Творческая

работа

35

11.05

Практическое занятие

 

Тестопластика. Декоративное панно.

Творческая

работа

36

18.05

Практическое занятие

1

Лепка из пластилина.

«Веселая гусеница»

Творческая

работа

37

25.05

Практическое занятие

1

Лепка из пластилина.

«Дары леса»

Творческая

работа

38

01.06

Коллективная работа

1

Коллективная композиция

«Фантазия».

Самостоятельная

работа, педагогическое наблюдение

39

08.06

Коллективная работа

1

Коллективная композиция

«Фантазия».

Самостоятельная

работа, педагогическое наблюдение

Организация итоговой выставки «Мир рукоделия».

40

15.06

Творческая мастерская

1

Оформление итоговой выставки «Мир рукоделия»

Выставка, педагогическое наблюдение .

Методическое обеспечение

Перечень методических пособий

1.Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с. – (стандарты второго поколения).

2.Лепим из соленого теста: Украшения. Сувениры. Поделки. Панно. Декор. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 160 с., ил.

3.Поделки из бумаги: оригами и другие игрушки из бумаги и картона/Агапова И. А., Давыдова М. А. – М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2009. – 192 с., ил. – (Серия «Домашняя мастерица»)

4.Самоделки из бумаги: легко и просто. Пер. с англ. – М.: Дрофа, 1995. 112 с., илл.

Интернет-ресурсы

1.Сайт «Страна Мастеров» - http://stranamasterov.ru/

2.Сайт «Всё для детей» - http://allforchildren.ru/

3. Сайт «Мастер классы»- http://masterclassy.

Материально-техническое оснащение

учебные и методические пособия (см. список литературы)

ученические столы одно- и двуместные с комплектов стульев;

стол учительский;

демонстрационная стойка;

посуда для наведения красок и мытья кисточек;

обтирочный материал;

ножницы;

доска школьная /мольберт;

мел школьный белый, мел цветной,

разнообразные изобразительные инструменты и материалы;

демонстрационный материал,

бумага различного цвета и размера

клей ПВА

мультимедийное оборудование, экран;

музыкальный центр;

компьютер, принтер, сканер;

Мультимедийные презентации к занятиям;

выход в Интернет.

Список использованной литературы

1.Аппликационные работы в начальных классах, «Просвещение», Москва, 1996 год.

2. Декоративно-прикладное искусство в школе. А.С. Хворостов», «Просвещение», Москва, 1993 год.

3. Журнал «Делаем сами» 2011 год №1-10

4. Журнал «Девчонки и мальчишки» 2011 год №3-7

 

Комментарии

Хорошая работа получилась!

6 February 2021

Похожие публикации