Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Мир рукоделия»
Приложение 1
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ БЕЛОЯРСКОГО РАЙОНА
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
П.ВЕРХНЕКАЗЫМСКИЙ»
Согласовано Заместитель директора _____________________ С.Н.Кондрашина «____» ___________________ 2016 г. |
Утверждено Директор СОШ п. Верхнеказымский _____________________Н.В.Степура «___» _______________ 2016 г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности
«МИР РУКОДЕЛИЯ»
Возраст обучающихся 7-12 лет
Срок реализации – 1 год
Автор-составитель:
Волкова Наталья Александровна,
педагог дополнительного образования
Принято на заседании Методического совета протокол № 1 от « 22 » августа 2016 г. председатель __________________ Л.М.Хвощевская |
п. Верхнеказымский
2016 год
Пояснительная записка
«Дети должны жить в мире красоты, игры,
сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев».
В.А.Сухомлинский
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная программа «Мир рукоделия» имеет художественную направленность, составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, направлена на формирование художественно-творческих способностей, положительно-эмоционального восприятия окружающего мира, овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, поделок , различных полезных предметов для школы и дома.
Отличительные особенности
Отличительной особенностью дополнительной общеобразовательной программы «Мир рукоделия» является то, что она ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по художественному творчеству, а также синтеза нетрадиционных техник.
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение учащихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.
Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:
занятия в свободное время;
обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги);
учащимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия.
Актуальность программы дополнительной общеобразовательной программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию художественно-эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит художественному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Занятия творчеством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
Основная цель программы:
Формирование творческих способностей учащихся посредством расширения общекультурного кругозора и создания условий для творческой самореализации личности ребенка.
Для достижения цели, необходимо решить следующие задачи:
Расширить запас знаний детей о разнообразии форм и пространственного положения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.
Развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя нестандартные приемы и решения в реализации творческих идей;
Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма.
Воспитывать любовь к народному искусству, декоративно – прикладному творчеству.
В целом занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.
Возраст детей,
участвующих в реализации данной образовательной программы 7-12 лет.
Обучающиеся этого возраста способны на достаточно высоком уровне усваивать разнообразную информацию о видах, приемах и техниках творческого искусства.
Срок реализации дополнительной общеобразовательной программы
В реализации дополнительной общеобразовательной программы участвуют дети 1-6 классов (7-12 лет).
Срок реализации программы 1 год.
В год – 40 часов.
Количество часов в неделю – 1час.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 (45 минут) академическому часу.
Формы и режим занятий
Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся - это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 (45 минут) академическому часу.
Количество часов в неделю – 1час, 40 часов – в год.
Количество детей – 15 человек.
День занятий – четверг.
Ожидаемые результаты, формируемые УУД и способы их проверки:
За год обучения планируется достижение следующих личностных результатов:
ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, народным традициям;
первоначальный опыт постижения ценностей национальной истории и культуры;
опыт ролевого взаимодействия, социальной и межкультурной коммуникации;
потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.
За год планируется достижение следующих метапредметных результатов, которые включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные):
Регулятивные
Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать свои действия для реализации задач, прогнозировать результаты, осмысленно выбирать способы и приёмы действий, корректировать работу по ходу выполнения.
Выбирать для выполнения определённой задачи различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.
3.Осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов.
Оценивать результаты собственной деятельности, объяснять по каким критериям проводилась оценка.
Адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками.
Познавательные
Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала.
Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы и осваивать новые приёмы, способы.
Коммуникативые:
Владеть диалоговой формой речи.
Формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании собеседника, отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.
Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при совместной работе. Договариваться и приходить к общему решению.
Участвовать в работе группы: распределять обязанности, планировать свою часть работы; задавать вопросы, уточняя план действий; выполнять свою часть обязанностей, учитывая общий план действий и конечную цель; осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль и взаимопомощь.
Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
Предметные
К концу обучения при реализации программы «Мир рукоделия » учащиеся будут знать:
название и назначение материалов – бумага, ткань, нитки, пластическая масса, бросовый материал, природный материал;
правила организации рабочего места;
название и назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы, кисточка для клея; название ручных инструментов, материалов, приспособлений;
правила безопасности труда при работе ручным инструментом;
правила разметки и контроля по шаблонам, линейке, угольнику;
способы обработки различных материалов (бумага, картон, бросовый материал, природный материал, пластическая масса);
приемы смешивания пластилина для получения новых оттенков;
приемы лепки из пластической массы.
технологию выполнения объемных изделий - лепки из соленого теста, конструирования из пластичных материалов;
виды бумаги и их свойства , использование;
особенности использования различных видов бумаги;
виды природных материалов: крупы (просо, гречка и т.д.), яичная скорлупа (цельная и раздробленная на части), желуди, скорлупа от орехов, каштаны, листики, ракушки;
традиционные для своего края народные промыслы и ремесла.
К концу обучения при реализации программы «Мир рукоделия » учащиеся будут уметь:
правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
уметь работать с бумагой, тканью, пластической массой, бросовым материалом, природным материалом;
бережно относиться к инструментам и материалам
экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея;
самостоятельно изготовлять изделия по образцу;
выполнять работу, используя художественные материалы;
самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нем во время работы, экономно и рационально размечать несколько деталей;
оформлять изделия по собственному замыслу;
выбирать и заменять материалы и инструменты при выполнении изделий;
подбирать материал наиболее подходящий для выполнения изделия;
называть традиционные для своего края народные промыслы и ремесла.
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы
подготовка и проведение выставок детских работ;
отбор лучших работ для портфолио;
творческий отчет руководителя кружка;
участие в конкурсах школьного, муниципального, окружного, всероссийского уровней,
отчетные занятия для родителей.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Формы контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1 |
Вводное занятие. |
1 |
0,5 |
0,5 |
Опрос |
2 |
Работа с природным материалом. |
8 |
1 |
7 |
Выставка, участие в конкурсах, педагогическое наблюдение, самостоятельная работа |
3 |
Работа с бумагой, картоном |
9 |
1 |
8 |
Выставка, участие в конкурсах |
4 |
Индивидуальная работа с детьми для подготовки работ на конкурсы. |
2 |
2 |
Участие и победы в конкурсах различных уровней. |
|
5 |
Работа с бросовым материалом |
9 |
1 |
8 |
Выставка, участие в конкурсах |
6 |
Работа с пластическими материалами. |
10 |
1 |
9 |
Выставка, участие в конкурсах. Самостоятельная работа, педагогическое наблюдение. |
7. |
Организация итоговой выставки «Мир рукоделия» |
1 |
1 |
Выставка работ. |
|
40 |
4,5 |
35,5 |
Содержание изучаемого курса дополнительной образовательной программы
Раздел 1. Вводное занятие.
Теория:
Беседа, ознакомление детей с особенностями кружка.
Знакомство с программой кружка.
Требования к поведению учащихся во время занятия.
Соблюдение порядка на рабочем месте.
Соблюдение правил по технике безопасности.
Презентация «Путешествие в мир рукоделия»
Практика:
Организация рабочего места, экономное использование материала, выбор инструментов.
Раздел 2.Работа с природным материалом.
Теория:
Легенды и придания о растениях, сроки и особенности сбора природного материала, хранение, виды поделок из природного материала.
Инструменты и приспособления при работе с природным материалом, правила использования и безопасной работы.
Практика:
Осенний букет. Изготовление сувенира «Лесовичок». Панно «Осенняя сказка». Поделки из сосновых шишек.
Раздел 3. Работа с бумагой, картоном.
Теория:
История происхождения бумаги, виды бумаги и картона, различные способы ее обработки и использования. Сколько у бумаги родственников. Волшебные свойства бумаги.
Инструменты и приспособления, правила использования и безопасной работы.
Из истории происхождения ножниц. Правила работы с ножницами. Ознакомление с техникой изготовления поделок из бумаги и картона.
Презентация «Поделки из бумаги и картона».
Практика:
Симметричное вырезывание из бумаги овощей, фруктов, листьев.
Аппликация «цветочный мир».
Узоры из полосок, кругов и квадратов.
Елочные гирлянды, игрушки.
Карнавальные маски.
Поздравительная открытка.
Раздел 4. Индивидуальная работа с детьми для подготовки работ на конкурсы.
Теория:
Правила оформления творческой работы на конкурс: аккуратность, творческий подход, оригинальность.
Конкурсы разных уровней (школьный, муниципальный, окружной , всероссийский).
Презентация «Творческие работы и конкурсы»
Практика:
Индивидуальная подготовка конкурсных работ.
Раздел 5. Работа с бросовым материалом - 9 часов.
Теория:
Сведения о бросовом материале.
Презентация «Поделки из бросового материала».
Практика:
Поделки из бумажных и картонных коробок. Поделки из пластиковых бутылок, баночек. Игрушки из «киндер-сюрприза». Игрушки из старой перчатки.
Раздел 6. Работа с пластическими материалами – 9 часов.
Теория:
Сведения о пластических материалах (тесто соленое, пластилин) , приемы передачи художественного образа в объемной и плоской формах. Ознакомление с техникой изготовления поделок из пластических материалов. Инструменты и приспособления при работе с пластическими материалами, правила использования и безопасной работы.
Презентация «Чудесные поделки из теста».
Практика:
Тестопластика. Лепка мелких деталей. Корзина с фруктами. Декоративное панно.
Лепка из пластилина. Веселая гусеница. Дары леса. Коллективная композиция «фантазия».
Раздел 7. Организация итоговой выставки «Мир рукоделия»- 1 час.
Подготовка, отбор и эстетическое оформление творческих работ кружковцев к выставке.
Посещение выставки.
Обсуждение достигнутых результатов.
Презентация «Наши достижения»
Награждение авторов наиболее интересных творческих работ.
Календарный учебный график
№ п/п |
Дата |
Форма занятия |
Кол-во часов |
Тема занятия |
Форма контроля |
1 |
01.09 |
Беседа, практическое занятие |
1 |
Вводное занятие. |
Опрос |
Работа с природным материалом. |
|||||
2 |
08.09 |
Беседа |
1 |
Легенды и придания о растениях. |
Опрос |
3 |
15.09 |
Практическое занятие |
1 |
Осенний букет |
Педагогическое наблюдение |
4 |
22.09 |
Практическое занятие |
1 |
Осенний букет |
Творческая работа |
5 |
29.09 |
Практическое занятие |
1 |
Сувенир «Лесовичок». |
Творческая работа |
6 |
06.10 |
Практическое занятие |
1 |
Сувенир «Лесовичок». |
Творческая работа |
7 |
13.10 |
Коллективная работа |
1 |
Панно «Осенняя сказка». |
Самостоятельная работа, педагогическое наблюдение |
8 |
20.10 |
Коллективная работа |
1 |
Панно «Осенняя сказка». |
Самостоятельная работа, педагогическое наблюдение |
9 |
27.10 |
практическое занятие |
1 |
Поделки из сосновых шишек. |
Педагогическое наблюдение, выставка |
Работа с бумагой, картоном. |
|||||
10 |
03.11 |
Беседа |
1 |
Разнообразие видов бумаги и ее свойства. |
Опрос |
11 |
10.11 |
Практическое занятие |
1 |
Симметричное вырезывание из бумаги овощей, фруктов, листьев. |
Творческая работа |
12 |
17.11 |
Практическое занятие |
1 |
Аппликация «цветочный мир». |
Творческая работа |
13 |
24.11 |
Практическое занятие |
1 |
Аппликация «цветочный мир». |
Творческая работа |
14 |
01.12 |
Практическое занятие |
1 |
Узоры из полосок, кругов и квадратов. |
Творческая работа |
15 |
08.12 |
Практическое занятие |
1 |
Елочные гирлянды, игрушки |
Творческая работа |
16 |
15.12 |
Практическое занятие |
1 |
Елочные гирлянды, игрушки |
Творческая работа |
17 |
22.12 |
Практическое занятие |
1 |
Карнавальные маски. |
Творческая работа |
18 |
29.12 |
Практическое занятие |
1 |
Поздравительная открытка. |
Творческий отчет |
Индивидуальная работа с детьми для подготовки работ на конкурсы. |
|||||
19 |
12.01 |
Практическое занятие |
1 |
Индивидуальная подготовка конкурсных работ. |
Участие в конкурсах различных уровней |
20 |
19.01 |
Практическое занятие |
1 |
Индивидуальная подготовка конкурсных работ. |
Участие в конкурсах различных уровней |
Работа с бросовым материалом. |
|||||
21 |
26.01 |
Беседа |
1 |
Поделки из бросового материала. |
Опрос |
22 |
02.02 |
Практическое занятие |
1 |
Поделки из бумажных и картонных коробок. |
Творческая работа |
23 |
09.02 |
Практическое занятие |
1 |
Поделки из бумажных и картонных коробок. |
Творческая работа |
24 |
16.02 |
Практическое занятие |
1 |
Поделки из пластиковых бутылок, баночек. |
Творческая работа |
25 |
02.03 |
Практическое занятие |
1 |
Поделки из пластиковых бутылок, баночек. |
Творческая работа |
26 |
09.03 |
практическое занятие |
1 |
Игрушки из «киндер-сюрприза». |
Творческая работа |
27 |
16.03 |
Практическое занятие |
1 |
Игрушки из «киндер-сюрприза». |
Творческая работа |
28 |
23.03 |
Практическое занятие |
1 |
Игрушки из старой перчатки. |
Творческая работа |
29 |
30.032 |
Практическое занятие |
1 |
Игрушки из старой перчатки. |
Творческий отчет |
Раздел 6. Работа с пластическими материалами. |
|||||
30 |
06.04 |
Беседа |
1 |
Пластический материал (тесто соленое, пластилин) |
Викторина |
31 |
13.04 |
Практическое занятие |
1 |
Тестопластика. Лепка мелких деталей. |
Творческая работа |
32 |
20.04 |
Практическое занятие |
1 |
Тестопластика. Лепка мелких деталей. |
Творческая работа |
33 |
27.04 |
Практическое занятие |
1 |
Тестопластика.Корзина с фруктами. |
Творческая работа |
34 |
04.05 |
Практическое занятие |
1 |
Тестопластика. Декоративное панно. |
Творческая работа |
35 |
11.05 |
Практическое занятие |
Тестопластика. Декоративное панно. |
Творческая работа |
|
36 |
18.05 |
Практическое занятие |
1 |
Лепка из пластилина. «Веселая гусеница» |
Творческая работа |
37 |
25.05 |
Практическое занятие |
1 |
Лепка из пластилина. «Дары леса» |
Творческая работа |
38 |
01.06 |
Коллективная работа |
1 |
Коллективная композиция «Фантазия». |
Самостоятельная работа, педагогическое наблюдение |
39 |
08.06 |
Коллективная работа |
1 |
Коллективная композиция «Фантазия». |
Самостоятельная работа, педагогическое наблюдение |
Организация итоговой выставки «Мир рукоделия». |
|||||
40 |
15.06 |
Творческая мастерская |
1 |
Оформление итоговой выставки «Мир рукоделия» |
Выставка, педагогическое наблюдение . |
Методическое обеспечение
Перечень методических пособий
1.Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с. – (стандарты второго поколения).
2.Лепим из соленого теста: Украшения. Сувениры. Поделки. Панно. Декор. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 160 с., ил.
3.Поделки из бумаги: оригами и другие игрушки из бумаги и картона/Агапова И. А., Давыдова М. А. – М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2009. – 192 с., ил. – (Серия «Домашняя мастерица»)
4.Самоделки из бумаги: легко и просто. Пер. с англ. – М.: Дрофа, 1995. 112 с., илл.
Интернет-ресурсы
1.Сайт «Страна Мастеров» - http://stranamasterov.ru/
2.Сайт «Всё для детей» - http://allforchildren.ru/
3. Сайт «Мастер классы»- http://masterclassy.
Материально-техническое оснащение
учебные и методические пособия (см. список литературы)
ученические столы одно- и двуместные с комплектов стульев;
стол учительский;
демонстрационная стойка;
посуда для наведения красок и мытья кисточек;
обтирочный материал;
ножницы;
доска школьная /мольберт;
мел школьный белый, мел цветной,
разнообразные изобразительные инструменты и материалы;
демонстрационный материал,
бумага различного цвета и размера
клей ПВА
мультимедийное оборудование, экран;
музыкальный центр;
компьютер, принтер, сканер;
Мультимедийные презентации к занятиям;
выход в Интернет.
Список использованной литературы
1.Аппликационные работы в начальных классах, «Просвещение», Москва, 1996 год.
2. Декоративно-прикладное искусство в школе. А.С. Хворостов», «Просвещение», Москва, 1993 год.
3. Журнал «Делаем сами» 2011 год №1-10
4. Журнал «Девчонки и мальчишки» 2011 год №3-7
Акатова Ирина Анатольевна
Потамошнева Наталья Алексеевна