Дополнительная общеобразовательная программа общеинтеллектуальной направленности «Занимательная информатика»

3
0
Материал опубликован 13 April 2017 в группе

Департамент образования Администрации г.Дзержинска Нижегородской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Специальная коррекционная начальная школа – детский сад №144»

 

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа общеинтеллектуальной направленности

«Занимательная информатика»

Уровень программы: стартовый

Возраст обучающихся: 7-11 лет

Срок реализации: 4 года

Форма реализации: очная

Автор: Алещанова Ольга Владимировна

учитель 1 квалификационной категории

Дзержинск

2016

Пояснительная записка

Информатика как динамично развивающаяся наука становится одной из тех отраслей знаний, которая призвана готовить современного человека к жизни в новом информационном обществе.

Учебный предмет «Информатика» как самостоятельная дисциплина является образовательным компонентом общего среднего образования. Вместе с тем, он пронизывает содержание многих других предметов и, следовательно, становится дисциплиной обобщающего, методологического плана. В этой связи особенно актуальными становятся вопросы создания учебных программ для изучения информатики в начальной школе.

Задача обучения информатике в целом - внедрение и использование новых передовых информационных технологий, пробуждение в детях желания экспериментировать, формулировать и проверять гипотезы и учиться на своих ошибках.

Простейшие навыки общения с компьютером должны прививаться именно в младших классах, для того чтобы на предметных уроках в средних классах дети могли сосредоточиться на смысловых аспектах.

Учащиеся младших классов испытывают к компьютеру сверхдоверие и обладают психологической готовностью к активной встрече с ним. Общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, продолжении образования.

Отличительная особенность программы «Занимательная информатика» состоит в том, что она составлена таким образом:

что создаются условия, необходимые для овладения обучающимися теми видами деятельности, которые дают им возможность проявить свой исследовательский и творческий потенциал, т. е. найти себя;

даётся направление и стимул для изучения этих программ. Нужно показать ребятам, что интересных и даже неожиданных результатов можно добиться, овладев лишь небольшой частью программной среды, подключив при работе свое воображение;

 особое внимание уделяется не особенностям конкретного программного и аппаратного обеспечения, а общим принципам, лежащим в их основании.

Программа курса рассчитана на 135 часа:

1 класс – 33 ч.

2 класс – 34 ч.

3 класс – 34 ч.

4 класс – 34ч.

Цель данного курса: дать учащимся начальные знания в области информатики, обучить их работе на компьютере в системной среде Microsoft Office, текстовом редакторе, графическом редакторе.

Для реализации данной цели нужно решить следующие задачи:

обучающие

развивающие

воспитательные

отработать технологические навыки работы на ПК

сформировать знания по основным приёмам и методам работы с ПК, WORD, РAINT, POWER POINT;

научить применять подходящий

«инструмент» для решения конкретной задачи

Развивать:

познавательную активность; воображение, внимание, память, фантазию;

интерес к изучению различных ИТ и дисциплин, связанных с ИТ;

умение выделять главное, существенное, обобщать имеющиеся факты, логически и абстрактно мыслить;

системное мышление самостоятельность;

творчество

обучить основам коммуникативной культуры;

формировать навыки сотрудничества, умения работать в коллективе

развивать умение чётко и точно (устно и письменно) излагать свои мысли

Срок реализации и возраст детей

Данный курс носит пропедевтический характер. К пропедевтическим элементам компьютерной грамотности относится умение работать с прикладным программным обеспечением. Программа курса состоит из четырех ступеней, фактически продолжающих друг друга. Дети, приходя в школу в 1 класс и занимаясь в компьютерном кружке все 4 года, смогут освоить работу в основных прикладных программах. Дополнительная образовательная программа «Занимательная информатика» рассчитана на детей младшего школьного возраста 7 - 11 лет. Срок реализации изучаемого курса 4 года.

Программа составлена с учётом санитарно-гигиенических требований, медицинских показаний о возрастных особенностях обучающихся. Во время занятий соблюдаются требования к организации труда и отдыха.

Формы занятий

Основными, характерными при реализации данной программы формами являются групповые комбинированные учебные занятия. Занятия состоят из теоретической и практической частей, причём большее количество времени занимает практическая часть.

 

При проведении занятий традиционно используются три формы работы:

• демонстрационная, когда обучающиеся слушают объяснения педагога и наблюдают за демонстрационным экраном или экранами компьютеров на ученических рабочих местах;

• фронтальная, когда обучающиеся синхронно работают под управлением педагога;

• самостоятельная, когда обучающиеся выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или нескольких занятий.

Режим занятий:

Занятия проводятся: 1 раз в неделю, продолжительность занятия 30-40 минут.

Ожидаемые результаты освоения программы

 К концу обучения, обучающиеся должны знать:

основные правила работы на ПК;

технологию обработки информации с помощью ПК;

знать правила поведения в компьютерном классе;

называть составные части компьютера (монитор, клавиатура мышь, системный блок и пр.);

К концу обучения обучающиеся должны уметь:

решать поставленные задачи;

выбирать оптимальное решение из множества возможных (обосновывая выбор);

находить нужную информацию из большого ее потока;

публично выступать с презентацией своей работы;

объективно оценивать свою работу и работу товарищей;

создавать текстовые документы на основе программы Microsoft Word;

создавать и редактировать изображения в графическом редакторе Paint;

создавать презентации в программе Microsoft PowerPoint;

уметь самостоятельно использовать в учебной деятельности информационные источники, в том числе ресурсы школьной библиотеки и интернета.

Способы проверки результатов освоения программы

Для оценки результативности учебных занятий применяется промежуточный контроль в виде интерактивных тестов и итоговый контроль. Для объяснения нового материала применяется вопросно-ответная система. Итоговый контроль проводится в форме презентации своих работ. 

Содержание программы:

Первый год обучения (33 ч.)

Компьютер. Операционная система. (8 ч.)

Правила поведения и техника безопасности в кабинете ИВТ. Что умеет делать компьютер? Основные элементы персонального компьютера. Включение и выключение компьютера. Понятие и назначение курсора. Управление мышью. Упражнения для развития движений мышью. Клавиатура. Упражнения с клавиатурой.

Работа с пакетом образовательных игр «Сборник обучающих игр». (10 ч.)

Упражнения на чтение. Упражнения по математике. Математические игры на развитие памяти. Упражнения–головоломки. Упражнения-исследования. Упражнения на развитие внимания. Упражнения на развитие логического мышления.

Программа для рисования Paint. (10 ч.)

Знакомство с инструментами рисования. Упражнение «Раскрась картинку». Декоративное рисование. Рисование в программе.

Текстовый редактор Word. (4ч.)

Знакомство с текстовым редактором. Виды шрифтов. Создание надписи. Проба пера.

Обобщающее занятие. (1ч.)

Второй год обучения. (34 ч.)

Компьютер. Операционная система. (6 ч.)

Правила поведения и техника безопасности в кабинете ИВТ. Роль компьютера в жизни человека. Устройство компьютера. Освоение движений мышью. Освоение клавиатуры. Рабочий стол. Объекты рабочего стола, действия с ними. Запуск программ. Представление о папке. Создание папки на рабочем столе.

Технология обработки текстовой информации. (13 ч.)

Назначение и основные функции текстового редактора. Знакомство с интерфейсом текстового процессора Microsoft Word. Настройка рабочей среды. Клавиатура: основные группы клавиш. Основные правила набора текста. Фрагмент текста, действия с ним. Изменение шрифта. Сохранение и открытие текстового документа.

Технология обработки числовой информации. (2 ч.)

Назначение и функциональные возможности программы Калькулятор. Знакомство с интерфейсом программы. Настройка рабочей среды программы Калькулятор. Выполнение простейших вычислений.

Технология обработки графической информации. (12 ч.)

Назначение и основные функции графического редактора Paint. Знакомство с интерфейсом и настройка рабочей среды. Приемы создания изображений инструментами: Карандаш, Кисть, Распылитель, Заливка, прямоугольник, Эллипс, Линия, Кривая. Настройка инструментов Редактирование компьютерного рисунка. Фрагмент рисунка, действия с ним. Сохранение созданного рисунка. Открытие рисунка, сохраненного на диске.

Обобщающее занятие. (1 ч.)

Третий год обучения. (34 ч.)

Компьютер, информация, операционная система. (9 ч.)

Правила поведения и техника безопасности в кабинете ИВТ. Человек и компьютер. История возникновения компьютера. Понятие информация. Виды информации по способу восприятия. Виды информации по способу представления. Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Устройства ввода и вывода информации. Рабочий стол. Представление о файле и папке. Создание папки и действия с ней. Запуск программы. Основные действия с окном.

Технология обработки текстовой информации. (12 ч.)

Назначение и основные функции текстового редактора. Знакомство с интерфейсом текстового процессора Microsoft Word. Настройка рабочей среды. Повторение основных правил набора текста. Основные элементы текста. Приемы перемещения по тексту. Редактирование текста. Фрагмент текста, действия с ним. Изменение шрифта. Списки. Маркированные и нумерованные списки. Вставка в текстовый документ таблицы. Редактирование таблицы. Графические изображения в текстовом документе. Сохранение и открытие текстового документа.

Технология обработки числовой информации. (2 ч.)

Назначение и функциональные возможности программы Калькулятор. Выполнение арифметических действий в программе. Работа с двумя программами.

Технология обработки графической информации. (10 ч.)

Назначение и основные функции графического редактора Paint. Повторение приемов создания изображений с помощью основных инструментов для рисования. Настройка инструментов Редактирование компьютерного рисунка. Сборка рисунка из деталей. Фрагмент рисунка, действия с ним. Работа с текстом в графическом редакторе. Построение геометрических фигур. Сохранение созданного рисунка. Открытие рисунка, сохраненного на диске.

Обобщающее занятие. (1 ч.)

Четвертый год обучения. (34 ч.)

Компьютер, информация, операционная система. (4 ч.)

Правила поведения и техника безопасности в кабинете ИВТ. Виды информации. Информационные процессы (получение, хранение, обработка, передача). Компьютер – универсальное устройство для работы с информацией.

Технология обработки текстовой информации. (12 ч.)

Повторение основных правил набора текста. Редактирование текста. Действия с фрагментами текста. Форматирование символов. Вставка в текстовый документ таблицы. Редактирование и форматирование таблицы. Вставка в текстовый документ фигурных надписей. Дизайн текстового документа (создание рамок, применение заливки).

Создание компьютерных презентаций (17 ч.)

Понятие мультимедийной презентации. Назначение и функциональные возможности программы Microsoft Power Point . Знакомство с интерфейсом программы. Добавление новых слайдов в презентацию. Выбор макета. Дизайн слайда. Ввод и редактирование текста. Вставка в слайд таблицы. Настройка анимационных эффектов. Настройка времени показа презентации. Переход между слайдами с помощью гиперссылок. Подготовка презентации к показу.

Обобщающее занятие. (1 ч.)

Формирование универсальных учебных действий

на занятиях кружка «Занимательная информатика»

Перед современной школой стоит задача формирования личности, готовой жить в стремительно меняющемся мире, в условиях высокой неопределённости будущего. Умение учиться, т.е., способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта определяется уровнем развития у ученика универсальных учебных действий.

Информатика как наука и как учебный предмет играет важную роль в процессе формирования универсальных учебных действий. Совокупность формируемых действий на уроках информатики может быть перенесена на изучение других предметов с целью создания целостного информационного пространства знаний учащегося.

Информатика как предмет имеет ряд отличительных особенностей от других учебных дисциплин: это - наличием специальных технических средств; каждый ученик имеет, с одной стороны, индивидуальное рабочее место, а с другой - доступ к общим ресурсам; ответы у доски практикуются значительно реже, чем на других уроках, зато больше приветствуются ответы с места (особые условия для развития коммуникативных УУД); на занятиях в кружке информатики значительно активнее формируется самостоятельная деятельность учащихся, создание собственного, личностно-значимого продукта могут быть естественным образом организованы педагогом. Эти особенности позволяют учителю использовать различные методы и приемы на своих уроках.

В процессе изучения курса «Занимательная информатика» эффективно развивается целый ряд универсальных учебных действий. Рассмотрим некоторые из них.

Для формирования личностных УУД, эффективны не только уроки, но и предоставление возможности проявить себя вне школьной учебы:

Создание комфортной здоровьесберегающей среды - знание правил техники безопасности в кабинете информатики, адекватная оценка пользы и вреда от работы за компьютером, умение организовать свое рабочее время, распределить силы и т.д.

Создание условий для самопознания и самореализации – компьютер является как средство самопознания например: тестирование в режиме on-line, тренажеры, квесты; нахождение новых способов самореализации например: создание собственного сайта - самопрезентации в сети, публикации работ, получение авторитета в сетевом сообществе и т.п.

Создание условий для получения знаний и навыков, выходящих за рамки преподаваемой темы - это может быть, например выбор литературы, курсов, использование форумов поддержки, обращение за помощью в сетевые сообщества и т.п.

Наличие способности действовать в собственных интересах, получать, признание в некоторой области - участие в предметных олимпиадах и конкурсах, завоевание авторитета в глазах одноклассников с помощью уникальных результатов своей деятельности.

Регулятивные УУД обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. Умение ставить личные цели, понимать и осознавать смысл своей деятельности, при этом, соотнося его с заданностями внешнего мира, определяет в значительной степени успех личности вообще и успех в образовательной сфере в частности. Итак, в деятельностной форме суть регулятивных действий можно представить так:

Умение формулировать собственные учебные цели - цели изучения данного курса вообще, при изучении темы, при создании проекта, при выборе темы доклада и т.п.

Умение принимать решение, брать ответственность на себя, например, быть лидером группового проекта; принимать решение в случае нестандартной ситуации допустим сбой в работе системы.

Осуществлять индивидуальную образовательную траекторию.

В состав познавательных УУД можно включить:

Умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности, например планирование собственной деятельности по разработке приложения, владение технологией решения задач с помощью компьютера, компьютерным моделированием.

Умение выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым фактам и явлениям, оценивать начальные данные и планируемый результат -моделирование и формализация, численные методы решения задач, компьютерный эксперимент.

Владение навыками использования измерительной техники, специальных приборов, применение методов статистики и теории вероятностей в качестве примера допустим практикум по изучению внутреннего устройства ПК, моделирование работы логических схем.

Умение работать со справочной литературой, инструкциями, например знакомство с новыми видами ПО, устройствами, анализ ошибок в программе.

Умение оформить результаты своей деятельности, представить их на современном уровне - построение диаграмм и графиков, средства создания презентаций.

Создание целостной картины мира на основе собственного опыта.

Развитие коммуникативных УУД происходить в процессе выполнения практических заданий, предполагающих работу в паре, а также лабораторных работ, выполняемых группой.

Можно выделить следующие виды деятельности этого направления, характерные для занятий:

Владение формами устной речи - монолог, диалог, умение задать вопрос, привести довод при устном ответе, дискуссии, защите проекта.

Ведение диалога "человек" - "техническая система" - понимание принципов построения интерфейса, работа с диалоговыми окнами, настройка параметров среды.

Умение представить себя устно и письменно, владение стилевыми приемами оформления текста – это может быть электронная переписка, сетевой этикет, создание текстовых документов по шаблону, правила подачи информации в презентации.

Владение телекоммуникациями для организации общения с удаленными собеседниками - понимание возможностей разных видов коммуникаций, нюансов их использования.

Понимание факта многообразия языков, владение языковой, лингвистической компетенцией в том числе - формальных языков, систем кодирования, языков программирования; владение ими на соответствующем уровне.

Умение работать в группе, искать и находить компромиссы, например работа над совместным программным проектом, взаимодействие в Сети, технология клиент-сервер, совместная работа приложений. Толерантность, умение строить общение с представителями других взглядов - существование в сетевом сообществе, телекоммуникации с удаленными собеседниками.

Овладение УУД ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т.е. умение учиться.

Необходимо не стихийное, а целенаправленное планомерное формирование универсальных учебных действий с заранее заданными свойствами, такими как осознанность, разумность, высокий уровень обобщения и готовность применения в различных предметных областях, критичность, освоенность.

Формирование универсальных учебных действий обеспечивает переход от осуществляемой совместно и под руководством педагога учебной деятельности к деятельности самообразования и самовоспитания.

Условия реализации программы:

учебный кабинет, оснащенный по всем требованиям безопасности и охраны труда;

столы - 15 шт.,стулья - 15 шт.;

компьютеры (ноутбуки) – 15 шт.;

сканер, принтер;

колонки;

мультимедийный проектор, интерактивная доска;

модем;

цифровой фотоаппарат, видеокамера;

дисковые накопители;

различный дидактический материал: теоретические заданиям, методические разработки, раздаточные материалы, поурочные задания, тесты, опросники.

1 год обучения. (1 класс) 33 часа

 

Дата

Время проведения

Форма проведения

Наименование разделов и тем

 

Общее количество учебных часов

Форма контроля

теория

 

практика

 

 

1

 

 

 

Компьютер, операционная система.

2

6

 

1.1

 

 

учебное занятие

Правила поведения и техника безопасности в кабинете ИВТ.

0,5

0,5

интерактивный тест

1.2

 

 

учебное занятие

Что умеет делать компьютер? Из чего состоит компьютер?

0,5

0,5

викторина

1.3

 

 

учебное занятие

Основные элементы персонального компьютера. Включение и выключение компьютера.

0,5

0,5

опрос

1.4

 

 

учебное занятие

Понятие и назначение курсора. Управление мышью.

0,5

0,5

опрос

1.5

 

 

учебное занятие

Упражнения для развития движений мышью.

-

1

 

1.6

 

 

учебное занятие

Клавиатура. Упражнения

с клавиатурой.

-

1

 

1.7

 

 

учебное занятие

Клавиатура. Упражнения

из серии «Ловкие ручки».

-

1

 

1.8

 

 

учебное занятие

Клавиатура. Мышь. Упражнения

из серии «Ловкие ручки».

-

1

 

2

 

 

 

Работа с пакетом образовательных игр «Сборник обучающих игр»

 

0

10

 

2.1

 

 

учебное занятие

Упражнения на чтение.

-

1

 

2.2

 

 

учебное занятие

Упражнения по математике.

-

1

 

2.3

 

 

учебное занятие

Математические игры на развитие памяти.

-

1

 

2.4

 

 

учебное занятие

Математические игры на развитие памяти.

-

1

 

2.5

 

 

учебное занятие

Упражнения–головоломки.

-

1

 

2.6

 

 

учебное занятие

Упражнения-исследования.

-

1

 

2.7

 

 

учебное занятие

Упражнения на развитие внимания.

-

1

 

2.8

 

 

учебное занятие

Упражнения на развитие внимания.

-

1

 

2.9

 

 

учебное занятие

Упражнения на развитие логического мышления.

-

1

 

2.10

 

 

учебное занятие

Упражнения на развитие логического мышления.

-

1

 

3

 

 

 

Программа для рисования Paint

2

8

 

3.1

 

 

учебное занятие

Графический редактор Paint. Первое знакомство.  Вызов программы.

0,5

0,5

опрос

3.2

 

 

учебное занятие

Меню и палитра инструментов, сохранение выполненной работы в файле.

0,5

0,5

опрос

3.3

 

 

учебное занятие

Самостоятельная работа в программе.

-

1

 

3.4

 

 

учебное занятие

Функция раскрашивания в графическом редакторе. Упражнение «Раскрась картинку».

0,5

0,5

опрос

3.5

 

 

учебное занятие

Упражнение «Раскрась картинку».

-

1

 

3.6

 

 

учебное занятие

Декоративное рисование

(Линии, прорисовка геометрических тел, узоры, орнамент, цвет)

0,5

0,5

опрос

3.7

 

 

учебное занятие

Декоративное рисование

(Линии, прорисовка геометрических тел, узоры, орнамент, цвет)

-

1

 

3.8

 

 

учебное занятие

Декоративное рисование

(Линии, прорисовка геометрических тел, узоры, орнамент, цвет)

-

1

 

3.9

 

 

учебное занятие

Рисование в программе. Создание композиций на тему: «Мой дом».

-

1

презентация рисунка

3.10

 

 

учебное занятие

Рисование в программе. Создание композиций на тему: «Моя школа».

-

1

презентация рисунка

4

 

 

 

Текстовый редактор Word.

1

3

 

4.1

 

 

учебное занятие

Знакомство с текстовым редактором Word. Шрифт.

0,5

0,5

опрос

4.2

 

 

учебное занятие

Виды шрифтов (начертания, размеры), выбор шрифта, создание надписи.

0,5

0,5

опрос

4.3

 

 

учебное занятие

Создание надписи, корректировка надписи.

 

1

 

4.4

 

 

учебное занятие

Проба пера. Мини-сочинение.

 

1

 

5

 

 

учебное занятие

Обобщающее занятие. Подведение итогов.

1

викторина

 

 

2 год обучения. (2 класс) 34 часа

 

 

Дата

Время проведения

Форма проведения

Наименование разделов и тем

 

Общее количество учебных часов

Форма контроля

Теория

Практика

1

 

 

 

Компьютер, операционная система.

2

4

 

1.1

 

 

учебное занятие

Правила поведения и техника безопасности в кабинете ИВТ. Компьютер - помощник человека.

0.5

0.5

интерактивный тест

1.2

 

 

учебное занятие

Как устроен компьютер. Компьютерная помощница – мышь. Упражнения для развития

движений мышью.

0.5

0.5

опрос

1.3

 

 

учебное занятие

Освоение клавиатуры. Упражнения с клавиатурой «Падающие буквы».

-

1

 

1.4

 

 

учебное занятие

Освоение клавиатуры. Упражнения с клавиатурой «Падающие слова».

-

1

 

1.5

 

 

учебное занятие

Рабочий стол в реальном и виртуальном мире. Знакомство с объектами Рабочего стола, действия с ними. Запуск программ.

0.5

0.5

опрос

1.6

 

 

учебное занятие

Представление о папке. Создание папки на рабочем столе.

0.5

0.5

опрос

2

 

 

 

Технология обработки текстовой

информации.

5

8

 

2.1

 

 

учебное занятие

Назначение текстового редактора. Знакомство с интерфейсом текстового процессора Microsoft Word. Настройка рабочей среды.

0,5

0,5

опрос

2.2

 

 

учебное занятие

Осваиваем клавиатуру: русские буквы, пробел, клавиша стирания.

0.5

0.5

опрос

2.3

 

 

учебное занятие

Работа с клавиатурным тренажером в режиме ввода букв.

-

1

 

2.4

 

 

учебное занятие

Работа с клавиатурным тренажером в режиме ввода слов.

-

1

 

2.5

 

 

учебное занятие

Работа с клавиатурным тренажером в режиме ввода предложений.

-

1

 

2.6

 

 

учебное занятие

Осваиваем клавиатуру. Знаки препинания и специальные символы.

0.5

0.5

опрос

2.7

 

 

учебное занятие

Осваиваем клавиатуру. Латинские буквы.

0.5

0.5

опрос

2.8

 

 

учебное занятие

Основные правила набора текста. Набор текста по образцу.

0.5

0.5

опрос

2.9

 

 

учебное занятие

Набор и редактирование текста. Вставка и удаление пустых строк.

0.5

0.5

опрос

2.10

 

 

учебное занятие

Набор и редактирование текста.

0.5

0.5

опрос

2.11

 

 

учебное занятие

Понятие фрагмента текста. Освоение приемов работы с фрагментами текста.

0,5

0,5

опрос

2.12

 

 

учебное занятие

Действия с фрагментами текста.

0.5

0.5

опрос

2.13

 

 

учебное занятие

Изменение шрифта документа. Сохранение текстового документа.

0.5

0.5

опрос

3

 

 

 

Технология обработки числовой информации.

1

1

 

3.1

 

 

учебное занятие

Назначение и функциональные возможности программы Калькулятор. Знакомство с интерфейсом.

0.5

0.5

опрос

3.2

 

 

учебное занятие

Настройка рабочей среды программы Калькулятор. Выполнение простейших

вычислений.

0.5

0.5

опрос

4

 

 

 

Технология обработки графической информации.

4

8

 

4.1

 

 

учебное занятие

Назначение и функции графического редактора Paint. Знакомство с интерфейсом и настройка рабочей среды.

0.5

0.5

опрос

4.2

 

 

учебное занятие

Приемы создания изображений. Создание изображений с помощью инструментов Карандаш, Кисть, Распылитель, Заливка.

0.5

0.5

опрос

4.3

 

 

учебное занятие

Создание изображений инструментами: Прямоугольник, Эллипс.

0.5

0.5

опрос

4.4

 

 

учебное занятие

Создание изображений инструментами Линия, Кривая, Многоугольник.

0.5

0.5

опрос

4.5

 

 

учебное занятие

Настройка инструментов.

0.5

0.5

опрос

4.6

 

 

учебное занятие

Редактирование компьютерного рисунка.

-

1

 

4.7

 

 

учебное занятие

Создание рисунка с помощью геометрических фигур.

-

1

 

4.8

 

 

учебное занятие

Фрагмент рисунка. Работа с фрагментами.

0.5

0.5

опрос

4.9

 

 

учебное занятие

Работа с фрагментами рисунка.

-

1

 

4.10

 

 

учебное занятие

Сборка рисунка из деталей.

0,5

0,5

опрос

4.11

 

 

учебное занятие

Сохранение, созданного рисунка. Открытие рисунка, сохраненного на диске.

0,5

0,5

опрос

4.12

 

 

учебное занятие

Конкурс рисунков.

-

1

презентация рисунков

5

 

 

учебное занятие

Обобщающее занятие. Подведение итогов.

1

викторина

                 

 

 

3 год обучения. (3 класс) 34 часа

 

Дата

Время проведения

Форма проведения

Наименование разделов и тем

 

Общее количество учебных часов

Форма контроля

Теория

Практика

1

 

 

 

Компьютер, информация, операционная система.

3

6

 

1.1

 

 

учебное занятие

Правила поведения и техника безопасности в кабинете ИВТ.

0,5

0,5

интерактивный тест

1.2

 

 

учебное занятие

Человек и компьютер. История возникновения компьютера.

0,5

0,5

интерактивный тест

1.3

 

 

учебное занятие

Что такое информация? Виды информации по способу восприятия.

0,5

0,5

интерактивный тест

1.4

 

 

учебное занятие

Виды информации по способу представления.

0,5

0,5

интерактивный тест

1.5

 

 

учебное занятие

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Устройства ввода и

вывода информации.

0,5

0,5

интерактивный тест

1.6

 

 

учебное занятие

Рабочий стол в реальном и виртуальном мире. Представление о файле и папке.

0,5

0,5

опрос

1.7

 

 

учебное занятие

Создание папки и действия с ней.

 

1

 

1.8

 

 

учебное занятие

Изменение настроек Рабочего стола.

 

1

 

1.9

 

 

учебное занятие

Запускаем программы. Освоение основных действий с окном.

 

1

 

2

 

 

 

Технология обработки текстовой

информации.

5

7

 

2.1

 

 

учебное занятие

Назначение и функции текстового процессора Microsoft Word. Знакомство с интерфейсом.

0,5

0,5

интерактивный тест

2.2

 

 

учебное занятие

Основные правила набора текста. Набор текста по образцу.

0,5

0,5

опрос

2.3

 

 

учебное занятие

Основные элементы текста. Освоение приемов перемещения по документу.

0,5

0,5

опрос

2.4

 

 

учебное занятие

Набор текста по образцу. Редактирование текста.

 

1

 

2.5

 

 

учебное занятие

Действия с фрагментами текста.

0,5

0,5

опрос

2.6

 

 

учебное занятие

Изменение шрифта текстового документа.

0,5

0,5

опрос

2.7

 

 

учебное занятие

Списки. Создание простейшего маркированного и нумерованного списков.

0,5

0,5

опрос

2.8

 

 

учебное занятие

Вставка в текстовый документ таблицы.

0,5

0,5

опрос

2.9

 

 

учебное занятие

Редактирование таблицы.

0,5

0,5

опрос

2.10

 

 

учебное занятие

Рисование таблицы.

0,5

0,5

опрос

2.11

 

 

учебное занятие

Графические изображения в текстовом документе. Создание рисунка с помощью панели Рисование.

0,5

0,5

опрос

2.12

 

 

учебное занятие

Создание рисунка с помощью панели Рисование. Конкурс рисунков.

 

1

выставка рисунков

3

 

 

 

Технология обработки числовой информации.

1

1

 

3.1

 

 

учебное занятие

Калькулятор – помощник математиков. Выполнение арифметических действий в

программе Калькулятор.

0,5

0,5

опрос

3.2

 

 

учебное занятие

Освоение совместных действий при работе с двумя программами.

0,5

0,5

интерактивный тест

4

 

 

 

Технология обработки графической информации.

2

8

 

4.1

 

 

учебное занятие

Назначение и функции графического редактора Paint. Знакомство с интерфейсом.

0,5

0,5

интерактивный тест

4.2

 

 

учебное занятие

Настройка инструментов для рисования.

0,5

0,5

опрос

4.3

 

 

учебное занятие

Создание компьютерного рисунка.

 

1

 

4.4

 

 

учебное занятие

Редактирование и сохранение рисунка.

 

1

 

4.5

 

 

учебное занятие

Сборка рисунка из деталей.

 

1

 

4.6

 

 

учебное занятие

Создание рисунка с помощью приема вспомогательных построений.

0,5

0,5

опрос

4.7

 

 

учебное занятие

Работа с текстом. Оформление надписей на рисунке.

0,5

0,5

опрос

4.8

 

 

учебное занятие

Построения геометрических фигур.

 

1

 

4.9

 

 

учебное занятие

Действия с фрагментами рисунка.

 

1

 

4.10

 

 

учебное занятие

Действия с фрагментами рисунка.

 

1

 

5

 

 

учебное занятие

Обобщающее занятие. Подведение итогов.

1

викторина

 

 

 

4 год обучения. (4 класс)

 

Дата

Время проведения

Форма проведения

Наименование разделов и тем

 

Общее количество учебных часов

Форма контроля

Теория

Практика

1

 

 

 

Компьютер, информация, операционная система.

2

2

 

1.1

 

 

учебное занятие

Правила поведения и техника безопасности в кабинете ИВТ.

0,5

0,5

интерактивный тест

1.2

 

 

учебное занятие

Виды информации.

0,5

0,5

опрос

1.3

 

 

учебное занятие

Информационные процессы.

0,5

0,5

опрос

1.4

 

 

учебное занятие

Компьютер – устройство для работы с информацией.

0,5

0,5

викторина

2

 

 

 

Технология обработки текстовой информации.

3

9

 

2.1

 

 

учебное занятие

Ввод и редактирование текста.

 

1

 

2.2

 

 

учебное занятие

Действия с фрагментами текста.

0,5

0,5

интерактивный тест

2.3

 

 

учебное занятие

Форматирование символов.

0,5

0,5

опрос

2.4

 

 

учебное занятие

Вставка в текстовый документ таблицы. Редактирование таблицы.

 

1

 

2.5

 

 

учебное занятие

Редактирование таблицы.

 

1

 

2.6

 

 

учебное занятие

Изменение положения текста в таблице.

0,5

0,5

опрос

2.7

 

 

учебное занятие

Графическое оформление таблицы.

0,5

0,5

опрос

2.8

 

 

учебное занятие

Вставка в текстовый документ фигурных надписей.

0,5

0,5

опрос

2.9

 

 

учебное занятие

Дизайн текстового документа. (Создание рамок, применение заливки)

0,5

0,5

презентация дизайна

2.10

 

 

учебное занятие

Создание открытки «Поздравляю».

 

1

выставка

2.11

 

 

учебное занятие

Создание открытки «Приглашение».

 

1

выставка

2.12

 

 

учебное занятие

Создание открытки к Новому году.

 

1

выставка

3

 

 

 

Создание компьютерных презентаций.

5

12

 

3.1

 

 

учебное занятие

Понятие компьютерной презентации. Назначение и функциональные возможности программы Microsoft Power Point .

0,5

0,5

опрос

3.2

 

 

учебное занятие

Знакомство с интерфейсом программы Microsoft Power Point.

0,5

0,5

опрос

3.3

 

 

учебное занятие

Добавление новых слайдов. Макет презентации.

0,5

0,5

опрос

3.4

 

 

учебное занятие

Дизайн слайда.

0,5

0,5

опрос

3.5

 

 

учебное занятие

Ввод и редактирование текста.

 

1

 

3.6

 

 

учебное занятие

Вставка в слайд рисунков, схем.

0,5

0,5

опрос

3.7

 

 

учебное занятие

Вставка в слайд таблицы.

0,5

0,5

опрос

3.8

 

 

учебное занятие

Настройка анимационных эффектов.

0,5

0,5

опрос

3.9

 

 

учебное занятие

Настройка анимационных эффектов.

 

1

 

3.10

 

 

учебное занятие

Настройка времени показа презентации.

0,5

0,5

опрос

3.11

 

 

учебное занятие

Переход между слайдами с помощью гиперссылок.

0,5

0,5

опрос

3.12

 

 

учебное занятие

Подготовка презентации к показу.

0,5

0,5

опрос

3.13

 

 

учебное занятие

Создание презентации «Геометрические фигуры».

 

1

презентация работы

3.14

 

 

учебное занятие

Разработка и создание собственной презентации.

 

1

 

3.15

 

 

учебное занятие

Разработка и создание собственной презентации.

 

1

 

3.16

 

 

учебное занятие

Разработка и создание собственной презентации.

 

1

 

3.17

 

 

учебное занятие

Демонстрация и защита презентации.

 

1

выставка работ

4

 

 

учебное занятие

Обобщающее занятие. Подведение итогов.

1

викторина

 

 

Литература

1. Макарова Н.В «Информатика» -3 и 4 классы Учебник, 2007.

2. Предметно-содержательный журнал «Современный урок: начальная школа»,

Факультатив по информатике «Развитие логического и алгоритмического

мышления на уроках информатики в начальной школе». № 4, 7,8, 2010.

3. Горячев А.В. Информатика и ИКТ (Мой инструмент компьютер). Учебник для

учащихся 3 класса. – М.: Баласс, 2007.

4. Горячев А.В. Информатика и ИКТ (Мой инструмент компьютер). Учебник для

учащихся 4 класса. – М.: Баласс, 2007.

5. Златопольский Д. М. Занимательная информатика. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

6. Матвеева Н. В. Информатика и ИКТ. 3 класс – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2011.

7. Борман Дж. Компьютерная энциклопедия для школьников и их родителей. – СПб., 1996

8. Волкова Т.О. Информатика в играх и задачах. 1-й класс. Учебник-тетрадь. - М.: «Баласс», 2003.

9. Семёнов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика: Учеб. пособие для 1 кл.– М.: Просвещение,2012.

10.Семёнов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика: Тетрадь проектов для 1 кл. – М.:Просвещение, 2012.

11.Семёнов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика: Книга для учителя для 1 кл. – М.:Просвещение, 2012.

 12 Тур С.Н., Бокучава Т.П. Первые шаги в мире информатики. Методическое пособие для учителей 1 - 4 классов -Спб., "БХВ-Петербург", 2002.

13.Информатика. Дидактические материалы для организации тематического контроля по информатике в начальной школе. Москва, «Бином. Лаборатория знаний», 2004.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации