Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эрудит»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ № 56» Г.ИЖЕВСКА
Рекомендовано Экспертным советом МАОУ «Гимназия № 56» Протокол №1 от « 29 » августа 2017 г. ___________ Е.Л.Яворская Рассмотрено на заседании методического объединения Протокол №1 от « 29 » августа 2017 г. Руководитель МК _____________Е.В.Цвиркун | | «Утверждаю»_______________ Директор МАОУ «Гимназия № 56» М.В. Никитина Приказ № 299 от « 30 » августа 2017 г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Эрудит»
Возраст обучающихся: 8-10 лет
Срок реализации: 2 года
Направленность: естественнонаучная
Уровень: общекультурный
Составитель:
Андреева Татьяна Юрьевна
учитель начальных классов
высшая квалификационная категория
Ижевск, 2022 г.
Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эрудит» составлена на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной), с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2007 г. – с. 191 – 210.
Программа является модифицированной. Направленность программы – естественнонаучная, уровень - углублённый. Вид программы – интегрированный, деятельность строится по направлениям: русский язык, окружающий мир, литературное чтение, математика. Программа для обучающих составлена в соответствии с возрастными и физиологическими особенностями.
На современном этапе развития нашего общества, внимание к детям, опережающим сверстников, с признаками незаурядного интеллекта, - актуальнейшая задача школы. При этом проблема одарённости в системе образования на организационном уровне обычно решается путём создания специальных школ для одарённых и талантливых или специальных («гимназических», «лицейских» и др.) классов для одарённых. Это, безусловно, позитивное явление. Но существует возможность и другого решения – не удалять одарённого ребёнка из естественной для него микросреды. Обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав там условия для развития и максимальной реализации его выдающихся возможностей и аналогичных возможностей его одноклассников. Именно поэтому МАОУ «Гимназия № 56» в своей деятельности решает ряд важнейших социально-психологических задач:
не терять потенциально одарённых, дать шанс не только тем, у кого выдающиеся способности проявились рано, но и тем, у кого они проявляются на более поздних возрастных этапах;
создать адекватные условия для развития психосоциальной сферы одарённых детей;
формировать у одарённых детей и их сверстников позитивное отношение к различиям в умственных и творческих способностях людей.
Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.
Программа ставит своей целью выявление, обучение, воспитание и поддержку одарённых детей, повышение социального статуса творческой личности.
Задачи программы:
выявление одаренных учащихся из числа показавших высокие результаты в ходе учебной деятельности, а также путем анализа результативности учебного труда и методов экспертных оценок учителей и родителей;
формирование умение учиться как базисной способности саморазвития и самоизменения (умения выделять учебную задач, организовывать свою деятельность во времени, распределять свое внимание и т.д.);
развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
создание условий одаренным детям для реализации их личных творческих способностей в процессе поисковой деятельности, для их морально-физического и интеллектуального развития;
стимулирование творческой деятельности одаренных детей;
развитие творческого и логического мышления учащихся;
развитие исследовательской позиции ребенка, поддержание активности учащихся.
Срок освоения программы – 2 года, общий объём 68 часов (3 - 4 класс),
Данная программа представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 8 до 10 лет. Занятия отличаются тем, что имеют не учебный характер, а принимают форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников.
Формы занятий:
по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая;
по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, тренинг, семинар, ролевая и деловая игра;
по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.
Режим занятий:
Продолжительность занятий: 40 минут.
Виды деятельности: игровая, познавательная.
Система занятий по курсу позволяет решать следующие аспекты: познавательный, развивающий, воспитывающий.
Познавательный аспект
формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения, а также логического мышления;
формирование и развитие обще-учебных умений и навыков.
Развивающий аспект
создать условия для развития мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, выделять главное, доказывать и опровергать, делать умозаключения;
способствовать развитию пространственного восприятия и сенсорно-моторной координации.
Воспитывающий аспект
воспитание системы межличностных отношений;
Таким образом, целью обучения логике является развитие и совершенствование познавательных процессов (внимания, восприятия, воображения, различных видов памяти, мышления) и формирование ключевых компетенций обучающихся Для данной возрастной категории предусмотрены определенные методы обучения, В течение всего учебного года возможен дополнительный набор в любую возрастную категорию после прохождения дополнительного просмотра. Прием детей ведется без конкурсного отбора. В группе обучения должно быть не менее 14 человек.
Используемые понятия.
Обучение - целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения детьми знаниями, умениями и навыками.
Творческие способности – оригинальность в решении обучающе - познавательных вопросов и задач.
Мышление - познавательная деятельность личности, характеризующаяся обобщенным и опосредованным отражением действительности.
Творческое мышление – создание субъективно нового продукта и новообразований в ходе самой познавательной деятельности по его созданию.
Эрудиция – глубокое познание в какой-либо области знаний. Эрудиция свидетельствует о высоком интеллектуальном развитии.
Интеллект – умственные способности человека, ум. Индивидуальные особенности, относимые к познавательной сфере. Обеспечивает возможность приобретать новые знания и эффективно использовать в ходе жизнедеятельности.
Основные направления реализации программы:
создание благоприятных условий для работы с одарёнными детьми:
- внедрение передовых образовательных технологий;
- укрепление материально-технической базы;
- нормативно-правовое обеспечение деятельности;
- формирование банков данных по проблеме одарённости.
методическое обеспечение работы с одарёнными детьми:
- повышение профессионального мастерства педагогов;
- организация обмена опытом учителей, работающих с одарёнными детьми;
- научно-методическое и информационное обеспечение программы.
мероприятия по работе с одарёнными детьми.
предусматривается участие способных и одарённых детей в мероприятиях различного уровня: гимназического, городского, межрегионального (олимпиады, конкурсы).
Главные принципы реализации программы.
Непрерывность и систематичности школьного и внешкольного образования и воспитания. Овладение знаниями и информацией привычно ассоциируется с обучением.
Гуманизм в межличностных отношениях.
Научность.
Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.
Применение принципов развивающего обучения.
Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.
Методы обучения
Для превентивного обучения доказана эффективность методов обучения в группе. Поэтому в процессе работы, помимо традиционных методов обучения, будут использованы методы обучения в группе. К ним относятся:
кооперативное обучение,
мозговой штурм,
групповая дискуссия.
Обучение в группе означает, что дети учатся:
обмениваться друг с другом информацией и выражать личное мнение;
говорить и слушать;
принимать решения, обсуждать и совместно решать проблемы.
Обучение в группе развивает личностные и социальные навыки, необходимые для эффективного превентивного обучения.
Кооперативное обучение – это метод, когда в небольших группах (от 2 до 8 человек) ученики взаимодействуют, решая общую задачу. Совместная работа в небольших группах формирует качества социальной и личностной компетентности, а также умение дружить.
Групповая – это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе общения. Использование метода позволяет:
дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон;
уточнить персональные позиции и личные точки зрения учеников;
ослабить скрытые конфликты;
выработать общее решение;
повысить эффективность работы участников дискуссии;
повысить интерес учеников к проблеме и мнению одноклассников.
Групповая дискуссия может быть использована в начале занятия, а также для подведения итогов.
Креативные методы:
Метод придумывания – это способ создания неизвестного ученикам ранее продукта в результате их определенных творческих действий. Метод реализуется при помощи следующих приемов:
а) замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта;
б) отыскание свойств объекта в иной среде;
в) изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного объекта.
Мозговой штурм – используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Работа ведется в следующих группах: генерации идей, анализа проблемной ситуации и оценки идей. Поощряются высказывания, обсуждения, непринужденная обстановка. Учеников просят высказывать идеи или мнения без какой-либо оценки или обсуждения. Идеи фиксируются учителем на доске, а мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не истощатся идеи или не кончится отведенное для мозгового штурма время.
Основные направления и содержание деятельности:
На занятиях предполагается не только знакомство с новыми способами решения задач, но и создание условий для стимулирования творческого мышления. Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач в соответствии с методологическими позициями, на занятиях будут использованы следующие виды упражнений и заданий:
- интеллектуальные разминки с целью быстрого включения учащихся в работу и развития психических механизмов,
- задания с отсроченным вопросом,
- интегративные задания, позволяющие в короткий срок выявить интересы учащихся; - задания, направленные на развитие психических механизмов (памяти, внимания, воображения, наблюдательности);
- решение частично-поисковых задач разного уровня,
- творческие задачи.
Задания разминки идут в достаточно высоком темпе, на каждый ответ дается 2-3 секунды. В них чередуются вопросы из разных областей знаний (математика, русский, окружающий мир, литературное чтение и т.д.). Такая работа концентрирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Сущность заданий с отсроченным вопросом заключается в том, что условие задания как бы изначально ориентирует ученика уже на привычный для него ход решения, который в итоге оказывается ошибочным. Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают новые для себя знания и способы их добывания.
Направления деятельности:
- организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы с одаренными детьми;
- подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, городского уровня;
- проведение массовых мероприятий внутри объединения;
- обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми.
Методическая работа педагога:
заниматься самообразованием;
повышать профессиональное мастерство;
посещать занятия других педагогов;
участвовать в педагогических чтениях, семинарах, педсоветах, конференциях, заседаниях МО педагогов дополнительного образования;
проводить открытые занятия;
подбирать материалы и задания к проведению школьных олимпиад;
проводить занимательно-познавательные мероприятия с учащимися объединения.
Планируемые результаты освоения курса.
1. Универсальные учебные действия:
коммуникативные:
Обучающиеся научатся:
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
познавательные:
Обучающиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
- вычитывать все виды текстовой информации: подтекстовую, концептуальную;
- пользоваться словарями, справочниками;
- строить рассуждения.
личностные:
У обучающихся будут сформированы:
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);
- осознание роли речи в общении людей;
- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.
- чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
- интерес к изучению языка.
регулятивные
Обучающиеся научатся на доступном уровне:
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Предметные умения:
Обучающиеся научатся:
- определять многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;
- использовать изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);
- вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы:
-быть хорошим слушателем;
- определять лексическое значение слова;
- отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;
- сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности.
- устанавливать связь предложений в тексте;
- использовать приобретённые математические знания для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
- овладеть основами логического, эвристического и алгоритмического мышления, пространственного воображения, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов (схемы, таблицы, диаграммы, графики), исполнения и построения алгоритмов;
- приводить примеры редких и исчезающих видов растений и животных своего края;
-отличать подлинные исторические события от вымысла в народных преданиях и легендах;
-называть памятные даты и события России.
Основными видами учебно-познавательной деятельности школьников на учебных занятиях являются наблюдение, эксперимент, работа с книгой, систематизация знаний и др. Предметы этих видов деятельности не изолированы друг от друга. Следовательно, и виды учебно-познавательной деятельности связаны между собой. Объективной основой этой взаимосвязи является то, что во всех случаях мы получаем объективные знания о реальной действительности.
Виды учебно-познавательной деятельности и их предметы:
Виды учебно-познавательной деятельности | Предметы видов учебно-познавательной деятельности |
Наблюдение | Внешние признаки, свойства объектов познания, получаемые без вмешательства в них |
Эксперимент | Существенные, ведущие свойства, закономерности объектов природы, получаемые непосредственно путем вмешательства, воздействия на них |
Работа с книгой | Систематизированная информация, изложенная в учебной, научной и научно-популярной литературе |
Систематизация знаний | Существенные связи и отношения между отдельными элементами системы научных знаний |
Решение познавательных задач (проблем) | Комплексная разнообразная информация познавательного характера |
Построение графиков | Закономерные связи между явлениями (свойствами, процессами, характеристиками) |
Критерии и технологии отслеживания результатов:
КАРТА НАБЛЮДЕНИЯ за особенностями общения и взаимодействия учеников в процессе совместной работы:
Наблюдение за особенностями общения и взаимодействия ведется по следующим параметрам:
Планирование | Отметки в карте наблюдений ставятся в начале занятия (в первые 10-15 минут) |
Распределение заданий и обязанностей по выполнению проекта. | Отметки в карте наблюдений ставятся в середине занятия (по истечении 25-30 минут после начала урока) |
Соответствие исполнения проекту плана. | Отметки в карте наблюдений ставятся в середине занятия ((по истечении 25-30 минут) |
Контроль, коррекция продвижения по заданию. | Отметки в карте наблюдений ставятся в начале занятия (по истечении 30-35 мин) по результатам наблюдения в ходе всего урока |
Представление результатов. | Отметки в карте наблюдений ставятся в конце занятия (в последние 10-15 минут) |
Результаты голосования. | Отметки в карте наблюдений ставятся в конце занятия после подведения итогов голосования. |
По каждому параметру отмечаются результаты наблюдений за каждым учеником данной группы и за группой в целом.
При необходимости даются комментарии в процессе наблюдения или после завершения события (проекта, занятия). Описываются проблемы, возникшие в процессе работы.
Планирование.
Отметки в карте наблюдений ставятся в начале занятия (в первые 10-15 минут)
Ученики: поставить в каждой ячейке в, н,с Н – нуждается в помощи взрослого при составлении плана. С – Умеет составлять план действий по известному алгоритму. В – Выдвигает версии решения учебной проблемы, составляет в группе план решения проблемы, сверяет свои действия с целью | Регулятивная компетентность R 2 – планировать ее выполнение | ||||
№1 | №2 | №3 | №4 | №5 | |
| | | | |
Ученики: поставить в каждой ячейке в, н,с Н – не взаимодействует с другими участниками групповой работы. С – участвует в учебном взаимодействии в группе. В – активно участвует в работе группы (определяет общие цели, распределяет роли, умеет договариваться со сверстниками) | Коммуникативная компетентность К 1– умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности со сверстниками | ||||
№1 | №2 | №3 | №4 | №5 | |
| | | | |
Распределение заданий и обязанностей по выполнению проекта.
Отметки в карте наблюдений ставятся в середине занятия (по истечении 25-30 минут после начала урока)
Ученики: поставить в каждой ячейке в, н,с Н – нуждается в помощи взрослого при определении цели учебной деятельности. С – самостоятельно обнаруживает и формулирует учетную проблему, определяет проблему, определяет цель своей деятельности. В – самостоятельно обнаруживает и формулирует учетную проблему, определяет проблему, определяет цель своей деятельности, обосновывает достижимость поставленной цели. | Регулятивная компетентность R 1 – умение принимать и сохранять учебную задачу | ||||
№1 | №2 | №3 | №4 | №5 | |
| | | | |
Соответствие исполнения проекту плана.
Отметки в карте наблюдений ставятся в середине занятия ((по истечении 25-30 минут)
Ученики: поставить в каждой ячейке в, н,с Н – нуждается в помощи взрослого для осмысления информации. С – владеет навыками восприятия информации. В – владеет навыками восприятия и преобразования информации, самостоятельно отбирает информацию, классифицирует и обобщает факты. | Познавательная компетентность Р 2 – поиск и выделение информации из различных источников | ||||
№1 | №2 | №3 | №4 | №5 | |
| | | | |
Контроль, коррекция продвижения по заданию.
Отметки в карте наблюдений ставятся в начале занятия ((по истечении 30-35 мин) по результатам наблюдения в ходе всего урока
Ученики: поставить в каждой ячейке в, н,с Н – нуждается в помощи при сопоставлении и отборе информации. С – сопоставляет и отбирает информацию, полученную из различных источников. В – составляет план, преобразует информацию из одного вида в другой. Обобщает и преобразовывает информацию в одной области. | Познавательная компетентность Р 3– переработка полученной информации | ||||
№1 | №2 | №3 | №4 | №5 | |
| | | | |
Представление результатов.
Отметки в карте наблюдений ставятся в конце занятия (в последние 10-15 минут)
Ученики: поставить в каждой ячейке в, н,с Н – техникой выступления не владеет. С – соблюдает нормы современного литературного языка, имеет достаточный словарный запас (понимает, что хочет сказать). В – соблюдает нормы публичной речи – владеет не только информацией, которую должен сообщить, но и собой. Поведение естественное, не читает с листа. Техника речи (интонация, темп). Контакт с аудиторией. | Коммуникативная компетентность К 4– передача информации в устной и письменной форме | ||||
№1 | №2 | №3 | №4 | №5 | |
| | | | |
Результаты голосования.
Отметки в карте наблюдений ставятся в конце занятия после подведения итогов голосования.
Ученики: поставить в каждой ячейке в, н,с Н – не соблюдает моральные нормы. С – соблюдает нормы морально-этические В – соблюдает нормы и выполняет их.. | Личностные компетентности L 4– ориентация на моральные нормы и их выполнение | ||||
№1 | №2 | №3 | №4 | №5 | |
| | | | |
Условия реализации программы
Данная программа может быть реализована при взаимодействии следующих составляющих её обеспечения:
Материально-техническое оснащение:
- учебный кабинет, столы; стулья;
- своевременная влажная уборка кабинета, освещенность, его проветривание и т.д.
- музыкальная и видео аппаратура, DVD-плеер, планшет, карта памяти, CD и DVD диски;
- стенды для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала, выставочных образцов;
Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам СаНПина и правилам техники безопасности работы.
Методическое обеспечение:
- учебно-методическая литература;
- учебная и художественная литература по тематике бесед;
- наглядный и раздаточный материал: таблицы, схемы, плакаты, инструкции по технике безопасности;
- методическая продукция по диагностике определения результатов обучения и воспитания: тесты, анкеты, вопросники, игры, билеты и т.д.
Кадровое обеспечение:
-педагоги начальных классов – 1 человек;
№ | Наименование раздела, темы занятий | Всего часов | Теория | Практика | Формы контроля | ||
Кол-во часов | Содержание | Кол-во часов | Содержание | ||||
I. | Вводное занятие. | 2 | 1 | Правила поведения при эвакуации во время пожара, при террористическом акте, правила дорожного движения, правила поведения на уроке, правила обращения с музыкальным инструментом. | 1 | Проведение учебной эвакуации. | тест |
II. | Организация интеллектуальных игр | 36 | 15 | | 21 | | Составление заданий тест |
2.1. | Интеллектуальные игры со словами(криптограммы, шарады, метаграммы) | 4 | 2 | Знакомство с понятием и методикой составления Криптограмм, шарад, метаграмм | 2 | Решение заданий, составление самостоятельно | |
2.2. | Интеллектуальные игры (анаграммы, ребусы, загадки, головоломки) | 4 | 2 | Знакомство с понятием и методикой составления анаграмм и т.д. | 2 | Решение заданий, составление самостоятельно | |
2.3 | Игры на эрудицию («логические цепочки», «Самый быстрый эрудит», «Надувалоча») | 4 | 2 | Знакомство с понятием и методикой составления | 2 | Решение заданий, командная игра. | |
2.4 | Творческие игры («Наблюдатель», «Буриме», ) | 4 | 2 | Знакомство с понятием и методикой составления | 2 | Решение заданий, составление самостоятельно, командная игра | |
2.5 | Игры с числами. | 4 | 2 | Знакомство с понятием и методикой составления | 2 | Решение заданий, | |
2.6. | Тренируем внимание, развиваем речь. | 4 | 1 | Знакомство с понятием | 3 | Сочинение | |
2.7. | Развивающие игры «Развиваем логическое мышление и сообразительность» | 4 | 1 | Знакомство с понятием | 3 | Решение заданий, | |
2.8. | Развивающие игры «Развиваем слуховую и зрительную память» | 4 | 1 | Знакомство с понятием | 3 | Решение заданий, | |
2.9. | Игры со словами «Антонимы, омонимы, синонимы, фразеологизмы, пословицы» | 4 | 2 | Знакомство с понятием и методикой составления | 2 | Решение заданий, составление самостоятельно | |
III. | Олимпиадные задания | 30 | 8 | | 22 | | Конкурсы, тесты, игры на параллель |
3.1 | Фонетика | 2 | 2 | Знакомство с транскрипцией | | | |
3.2 | Морфемика | 1 | 1 | Изучение состава слова | | | |
3.3 | Морфология | 1 | 2 | Части речи, переход одной части речи в другую | | | |
3.4 | Лексика | 1 | 2 | Составление текстов | | | |
3.5 | Геометрия на плоскости | 1 | 1 | Фигуры на плоскости | | | |
3.6 | Арифметика. Составление выражений | | | Практические занятия | 1 | Решение задач | |
3.7 | Геометрия в пространстве | | | 1 | Решение задач | | |
3.8 | Интеллектуальный марафон | | | 2 | Командная игра | | |
3.9 | Логические задачи. | | | 1 | Составление, решение задач | | |
3.10 | Текстовые задачи | | | 1 | Решение задач | | |
3.11 | Комбинаторика | | | 1 | Находить разные варианты решения задач | | |
3.12 | Задачи на переливание | | | 1 | Решение задач | | |
3.13 | Задачи нестандартные, с лишними данными. | | | 2 | Решение задач | | |
3.14 | Решение заданий конкурса «Кенгуру», «Русский медвежонок» | | | 2 | Решение задание, самопроверка, групповая работа | | |
3.15 | Олимпиады, конкурсы, конференции | | | 10 | Районный, городской, межрегиональный туры | |
Методическое обеспечение
Словесные методы – рассказ, беседа, диалог, дискуссия.
Наглядные методы – демонстрация рисунков, фотографий.
Метод наблюдения – запись личных наблюдений, зарисовки и рисунки.
Практические методы – зарисовки, упражнения, работа с доской и у доски, слушание аудио - текстов.
Познавательные игры.
Формы занятий, проводимых по той или иной теме, могут быть самыми разнообразными. Например, для реализации данной программы могут использоваться следующие формы:
лекция (проблемная, информационная);
комбинированный урок (лекция и диалог, лекция и анализ текста, диалог и рисование);
анализ текста;
творческие письменные работы;
рисунки;
групповая и индивидуальная работа;
диалог (беседа)
№ | Раздел или тема программы | Формы занятий | Методические виды продукции (разработки игр, бесед, экскурсий, конкурсов) | Дидактический материал | Техническое оснащение занятий | Формы подведения итогов |
1 | Интеллектуальные игры | Групповая работа Уроки- путешествие, диспуты, уроки -практикумы, консультации, игровые уроки. | Разработка индивидуальных заданий, Конкурсов Интеллектуальных игр | Распечатки заданий | Экран Компьютер Нетбуки | Участие в олимпиадах, |
Контрольно - измерительные материалы:
ДЕЛОВАЯ ИГРА
ДЛЯ 3-4 КЛАССОВ
«Автобиография сказочного героя»
Цель игры: познакомить учащихся с одним из видов деловых текстов - автобиография
Задачи
Обучать составлению деловых текстов через игровую деятельность.
Развивать у учащихся умение работать с информацией по заданному плану.
Развивать умение работать с различными источниками информации.
Обучение умению оценивать работы по заданному плану.
Оборудование: презентация «Что такое автобиография», листы А 4, карточки с именами заданных героев, карточки для задания другому классу, план написания автобиографии, ручки, возможны черновики, словари, оценочные листы, наклейки.
Описание игры.
До начала игры класс делится на 5 групп.
Познакомить учащихся, что такое автобиография. Используется презентация.
Выбор представителями групп сказочного героя из предложенных на карточках
Фронтальное обсуждение вопроса из каких сказок взяты эти герои и что из этих источников можно взять для автобиографии.
Творческая работа в группах. Дети дополняют материал данными, которые не противоречат источникам, и необходимы для заполнения пунктов плана биографии. На экране последний пункт презентации (план написания)
Представление своих работ группами. Обсуждение согласно пунктам плана с учетом творческого подхода. Работы картинками не оформляются.
Составление аналогичного задания для другого класса с другими сказочными героями. От класса составляется 5 заданий.
Представители от класса обмен6иваются заданиями.
Выбор группами нового героя и составления автобиографии самостоятельно по плану.
Работа оформляется на формате А4 (деловой текст должен быть без ошибок, рисунков.
Готовые работы можно скомпоновать и вывесить в холле с указанием литера класса.
Группы ищут свое задание и оценивают его по заданному плану, фиксируют замечания по содержанию и оформлению. Обмениваются оценочными листами с теми, кто предоставил им задания.
Далее можно познакомиться со всеми работами, оставив наклейки на тех работах, которые больше всего им понравились.
Анализ мероприятия в классе.
Возможно награждение наиболее интересных работ.
Карточки для задания другой группе
Уважаемые коллеги _________ класса.
Нам хотелось бы принять на работу господина (госпожу) _______________________________________.
Пожалуйста, помогите ему (ей ) составить свою автобиографию.
Творческий коллектив ________ класса
Оценочный лист
Проверялась работа _______ класса.
Выявлено
Работа выполнена согласно данного плана ________________ (да или нет)
Наличие орфографических ошибок ____________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Ошибки в оформлении предложений __________________________________
___________________________________________________________________
Информация о (ФИО героя) ___________________________ представлена согласно данным из источников (каких )
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Автобиографические данные соответствуют (не соответствуют) данному герою (нужное подчеркнуть).
Проверили работу ________________________
________________________
________________________
________________________
________________________
Список литературы включает два списка литературы:
Аксенова А. К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах. Кн. Для учителя. – М., Просвещение, 1991.
Александрович Н. Ф. Занимательная грамматика. М., 1985
Арсирий А.Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка. М., 1987.
Бура М. Как научиться решать задачи //Начальная школа, 2002, № 9.
Волина В. В. Учимся играя. – 2003.
Гин С. Мир фантазии. М., 2001
Дробышев Ю.А. Олимпиады по математике (1 – 4 классы). – М., «Первое сентября», 2003.
Дьячкова Г.Т. Математика. 2 – 4 классы. Олимпиадные задания. – Волгоград, «Учитель», 2006.
Журжина Ш. В., Костромина Н.В. Дидактический материал по русскому языку: 4 класс. – М.: Просвещение, 1999.
Задачи конкурса «Русский медвежонок».
Из истории русских слов. Словарь-пособие. – М., Школа-Пресс. 1993.
Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал к учебнику «Русский язык» для 4 класса Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, О. В. Прониной. Пособие для учащихся. – М.: Баласс, 2003.
Левитас Г. Нестандартные задачи на уроках математики // Начальная школа, № 41-2001, № 12,22-2002.
Материалы журнала «Начальная школа: плюс, минус».
Материалы журнала «Начальная школа».
Петерсон Л.Г. Нетрадиционные задачи и способы их решения // Начальная школа, № 6-2002.
Превращения слов: Кн. для учащихся нач. классов. Сост. А. В. Полякова. – М.: Просвещение, 1991.
Тексты олимпиадных заданий по математике 2004 – 2007 год.
Ушаков Н.Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1991.
Фразеологический словарь русского языка. Под ред. А.И. Молоткова. – М., 1987.
Шанский Н.М. В мире слов. – М., 1985.
Шибаев А. Язык родной, дружи со мной. – Л., 1981.
17. Я иду на урок в начальную школу: Олимпиады и интеллектуальные игры: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002.
18. Я познаю мир. Русский язык: Дет. Энциклопедия. Авт. – сост. Н.В. Чудакова. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002.