Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Умелые ручки»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БУШЕВЕЦКАЯ НАЧАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
Педагогическим советом Директор _______________
Протокол №________ «____»______________2017 г.
От «____»____________2017 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«УМЕЛЫЕ РУЧКИ»
Возраст учащихся 7-10 лет
Срок реализации 2 года
Составитель: Фёдорова Лариса Зиновьевна –
педагог дополнительного образования
Бологое
2017
1.Введение
Дополнительная образовательная программа обучения детей художественной направленности «Умелые ручки» разработана педагогом дополнительного образования МБОУ «Бушевецкая начальная общеобразовательная школа» Фёдоровой Ларисой Зиновьевной.
Адресована программа как мальчикам, так и девочкам с 7-летнего возраста.
Познакомившись с основами художественного труда, освоив программу «Умелые ручки», ребенок вместе с родителями сможет осознанно выбрать продолжение своего образовательного маршрута в других коллективах декоративно – прикладного направления.
Данная программа направлена на развитие художественно-эстетического вкуса, художественных способностей и склонностей к различным видам искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, подготовки личности к постижению великого мира искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа воспринимаемого мира.
2.Пояснительная записка.
Рынок образовательных услуг предлагает широкий спектр разнообразных студий подготовки детей к школе: обучение чтению и письму, счету и английскому языку. Однако, ученые-психологи напоминают, что готовить ребенка к школе надо, не только загружая его новой информацией, но и развивая у него творческие, созидательные способности, мышление. Детям 7 лет свойственно познавать окружающий мир непосредственно, эмоционально, а значит практическое знакомство с различными материалами и способами их преобразования наиболее прямой путь к развитию мышления ребенка.
Каждый материал (глина, бумага, ткань…) дает ребенку возможность прочувствовать многообразие окружающего мира, ведь в малом всегда содержится часть большого.
Каждый материал позволяет ребенку обнаружить особые его свойства, его отличия от других материалов. Развитие мелкой моторики руки ребенка в процессе лепки, плетения, вырезания, рисования способствует более легкому обучению письму в школе. В этом целесообразность программы.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.
Новизна. В программе используются нестандартные формы проведения занятий и методы работы с детьми, программа дополнена элементами свободного творчества; используются современные базовые технологии стандартов второго поколения:
ИКТ-технологии,
технологии, основанные на создании учебной ситуации,
Актуальность. Программа разработана с целью реализации Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, способствует развитию личностных, метапредметных и предметных результатов учащихся, универсальных учебных действий, формированию ИКТ-компетентности. Программа не требует больших материальных затрат и может использоваться в других образовательных учреждениях.
Реализация данной программы является педагогически целесообразной, так как базовые знания, которые дети получают в общеобразовательной школе на уроках технологии, углубляются и расширяются на кружковых занятиях, что способствует осмыслению и восприятию окружающей действительности через творчество, обогащает внутренний мир ребёнка, позволяет с пользой провести свободное время.
Цель программы – развитие творческих способностей учащихся средствами декоративно - прикладного искусства.
Основной задачей занятий является индивидуальное развитие художественно-творческих способностей детей и подростков в совокупности духовно-нравственных качеств путем целенаправленного и организованного обучения.
В процессе реализации программы решаются следующие задачи:
Образовательные:
Обогатить знания о мировой художественной культуре.
Научить работать с различными художественными материалами.
Научить ребенка видеть и использовать основные средства художественной выразительности.
Воспитательные:
Воспитывать эстетическое восприятие мира.
Пробудить у воспитанников интерес к продуктивной деятельности, к
творчеству;
Сформировать интерес к традиционной народной культуре как примеру
гармонии природы и человека;
Воспитать бережное отношение к окружающей среде (природе, своему
здоровью, здоровью других людей, произведениям искусства);
Развивающие:
Развивать художественный вкус.
Развивать воображение.
Развить способность эстетично объединять в работе различные материалы и фактуры, добиваясь при этом единого и гармоничного образа
Выявить заложенные в каждом воспитаннике творческие способности, для последующего их развития;
Создать условия для реализации потребности каждого ребенка в признании его успехов;
Создать условия для развития у воспитанников навыков совместной
продуктивной деятельности;
Создать условия для органичного развития коммуникативных навыков
воспитанников.
Данная программа построена согласно принципу обучения «от простого к
сложному» и принципу сотворчества педагога и воспитанника.
При составлении программы необходимо учитывать, чтобы задания были не очень сложными, а главное интересными. Учащиеся младшего школьного возраста отличаются своей непосредственностью и подвижностью, поэтому нужна постоянная смена деятельности. Необходимо не только рисовать, но и мастерить, конструировать, украшать и играть, развивая при этом аккуратность и внимательность.
Данная программа предлагает объединить изобразительное искусство и художественный труд. Работая над одной и той же темой, ребенок осваивает сразу несколько видов деятельности, объединяя разные техники, или сначала рисует, а для завершения образа в оформлении работы использует различные техники художественного труда.
3. Режим занятий
Занятия проводятся в кабинете. Дети занимаются 2 раза в неделю по 2 часа на первом и втором году обучения. Всего 144 часа за первый год обучения и 144 часа за второй год обучения.
4. Планируемые результаты освоения программы и способы проверки:
К числу планируемых результатов освоения дополнительной образовательной программы «Умелые ручки» относятся:
• личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;
• метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
• предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения программы опыт специфической деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению.
Личностные результаты освоения дополнительной образовательной программы должны отражать:
1) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
2) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
3) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
4) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
5) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
6) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения дополнительной образовательной программы должны отражать:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) активное использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
6) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки информации;
7) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты освоения дополнительной образовательной программы «Умелые ручки» должны отражать:
1) получение первоначальных представлений об аппликация из бумаги, ткани, зёрен, оригами, лоскутному шитью, пластилинографии, соленом тесте;
2) формирование опыта творческой деятельности;
3) усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;
4) овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
5) приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
Оценка результатов
Объектом оценки предметных результатов является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.
5. Формы текущего контроля знаний, умений, промежуточной и итоговой аттестации учащихся:
Текущий контроль: на занятиях проводится оценка знаний, практических умений и навыков, качества выполнения работы.
Промежуточный контроль: проводится после завершения изученной темы или этапа практической работы.
Формы проведения текущего и промежуточного контроля:
устный опрос (определение, насколько учащиеся усвоили материал);
объективная оценка выполнения практических работ;
самооценка учащимися своих работ.
Итоговый контроль: выполнение итоговых работ.
Формы проведения итогового контроля:
викторины, развивающие игры (усвоение основных понятий, терминов);
выставки детских работ;
конкурсы, фестивали детского прикладного творчества.
Освоив программу дополнительного образования «Умелые ручки» воспитанник будет владеть такими художественными материалами и работать в следующих художественных техниках:
- светотеневой рисунок в простом карандаше
- рисунок в цветных карандашах
- рисунок в акварельных карандашах
- рисование восковыми мелками
- рисунок в гуаши
Будет способен работать с различными материалами для художественного труда;
- бумажная пластика
- аппликация
- папье-маше
- оригами
- лепка из пластилина
- лепка из соленого теста
В работе с красками уметь использовать широкие мазки и тонкие линии, выполнять заливку цветом.
В работе с бумагой: обрывать и наклеивать цветную бумагу, создавая аппликации, вырезать бумагу, сгибать, подклеивать бумагу, получая объемные формы;
В работе с пластилином и соленым тестом уметь вытягивать из пластичного материала нужную форму, крепить различные детали, в пластилине уметь примазывать детали, а также пользоваться стеками
6.Учебно-тематический план
№п/п |
Тема |
Количество часов первого года обучения |
Количество часов второго года обучения |
|||||||
всего |
теория |
практика |
Всего |
Теория |
практика |
|||||
1. |
Вводное занятие. Декоративно-прикладное творчество. |
3 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
|||
2. |
Поделки из природных материалов, из бросового материала. |
9 |
1 |
8 |
6 |
1 |
5 |
|||
3. |
Пластилинография |
19 |
2 |
17 |
12 |
1 |
11 |
|||
4. |
Лепка из пластилина |
0 |
0 |
0 |
6 |
1 |
5 |
|||
4 |
Волшебный мир соленого теста |
20 |
2 |
18 |
20 |
2 |
18 |
|||
5 |
Оригами. |
18 |
2 |
16 |
18 |
2 |
16 |
|||
6. |
Рисование. Мозаика. |
8 |
1 |
7 |
8 |
1 |
7 |
|||
7. |
Аппликация из бумаги. |
18 |
1 |
17 |
18 |
2 |
16 |
|||
8. |
Работа с нитками. |
10 |
1 |
9 |
8 |
2 |
6 |
|||
9. |
Нетрадиционные методы рисования |
8 |
1 |
7 |
8 |
1 |
7 |
|||
10. |
Работа с крупой. |
2 |
2 |
|||||||
11. |
Рисование гелиевой ручкой. |
7 |
1 |
6 |
||||||
12. |
Рисование акварелью. |
7 |
1 |
6 |
10 |
1 |
9 |
|||
13. |
Аппликации из салфеток. |
5 |
1 |
4 |
||||||
14. |
Весёлые лоскутки. Поделки из ткани. |
3 |
1 |
2 |
10 |
2 |
8 |
|||
15. |
Папье-маше |
16 |
1 |
15 |
||||||
16. |
Рисование из ладошек. |
4 |
4 |
|||||||
17. |
Заключительное занятие. Выставка работ. |
3 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
|||
Всего: |
144 |
17 |
127 |
144 |
19 |
125 |
1.Вводное занятие. Декоративно-прикладное творчество.
Знакомство. Инструктаж по технике безопасности. Ознакомление с целями и задачами обучения, уточнение расписание. Требования к занятиям.
2.Поделки из бросового материала.
Теория. Подготовка семян, листьев, шишек для изготовления поделок. Особенности составления композиции
Практическая работа. Кузовок. Подсолнух. Панно из спичек. Паучки на паутине. Осенний букет.
3.Пластилинография.
Теория. Знакомство с пластилином. Техника безопасности при работе.
Практическая работа. Картины в технике пластилинографии . Яблоко. Грибы. Зонтик. Осенние листья. Раскраски пластилином.
4.Волшебный мир соленого теста.
Теория. Знакомство с соленым тестом. Техника безопасности при работе.
Практическая часть. Петушок, Золотая рыбка, елочные игрушки, панно «Лошадка». Подсвечник. Панно «Корзина с ромашками».
5.Оригами.
Теория. Знакомство с оригами. Базовые формы. Условные знаки, принятые в оригами. Основные приёмы складывания.
Практическая работа. Складывание фигурок животных. Композиции к сказкам «Алёнушка», «Снегурочка». Панно «Цветик-семицветик», «Астры в вазе», «Виноград». Девочка, мальчик.
6.Рисование. Мозаика.
Практическая работа. Листья. Божья коровка.
7. Аппликация из бумаги. Волшебные полоски.
Теория. Особенности работы с бумагой. Техника безопасности при работе с ножницами.
Практическая работа. Декоративные закладки. Осенние цветы.
Поздравительные открытки к праздникам. Мозаика из бумаги.
8.Работа с нитками
Теория. Техника безопасности при работе.
Практическая работа. Карандашница, куколка, шарики на елку, конфетница.
9. Нетрадиционные методы рисования.
Теория. Общие понятия.
Практическая работа. Осенние яблоки. Черепашка, осеннее дерево.
10. Работа с крупой.
Практическая работа. Вкусный гриб.
11. Рисование гелиевой ручкой.
Теория. Общие понятия.
Практическая работа. Ёлочные игрушки, птица,рыбка, кошка.
12. Рисование акварелью.
Теория. Техника безопасности при работе с красками,
Практическая работа. Рисуем пейзажи.
13. Аппликации из салфеток.
Теория. Техника безопасности при работе с ножницами. Клеем.
Практическая работа. Клубничка, осенние березы.
14. Весёлые лоскутки. Поделки из ткани.
Теория. Особенности работы с тканью. Виды тканей. Шов «вперёд иголку». Шов «через край». Способы пришивания пуговиц. Наклеивание деталей из ткани на основу.
Практическая работа. Нарядная шляпка для мамы.
15. Рисование из ладошек.
Практическая работа. Корзинка с грибами. Ваза с цветами. Жар – птица.
16.Заключительное занятие.
Теория. Подготовка работ учащихся к отчетным выставкам декоративно-
прикладного творчества (оформление работ, этикеток). Отбор лучших работ на выставки.
Практическая работа. Участие воспитанников в церемониях открытия и закрытия выставок. Подведение итогов. Выставки работ учащихся.
Содержание программы второго года обучения.
1.Вводное занятие. Декоративно-прикладное творчество.
Знакомство. Инструктаж по технике безопасности. Ознакомление с целями и задачами обучения, уточнение расписание. Требования к занятиям.
2.Поделки из бросового материала.
Теория. Подготовка семян, листьев, шишек для изготовления поделок. Особенности составления композиции
Практическая работа. Осенняя картина из листьев, забавный ежик из шишек, бабочки из листьев, веселый человечек.
3.Пластилинография.
Теория. Знакомство с пластилином. Техника безопасности при работе.
Практическая работа. Картина «Осень», осенние листья, удивительный зонтик, раскраски пластилином.
4. Лепка из пластилина.
Теория. Техники безопасности при работе.
Практическая работа. Грибы на поляне, цветы, жостовский поднос.
5.Волшебный мир соленого теста.
Теория. Знакомство с соленым тестом. Техника безопасности при работе. Методы сушки и покраски изделий из теста.
Практическая часть. Подкова, удивительные коты, волшебные рыбки, елочные игрушки, колокольчики. Картина «Цветы» и «Ежик с яблоками».
6.Оригами.
Теория. Знакомство с оригами. Базовые формы. Условные знаки, принятые в оригами. Основные приёмы складывания.
Практическая работа. Цветы «Ирисы», композиция «Ромашки», «Рябина в ваз», осенний венок, подсолнух, осенние листья, геометрические узоры.
7.Рисование. Мозаика.
Теория. Общее понятие о мозаике. Приемы выполнения работы.
Практическая работа. Футбольный мяч, листики, конфетка, рыбка.
8.Аппликация из бумаги.
Теория. Особенности работы с бумагой. Техника безопасности при работе с ножницами.
Практическая работа. Шоколадница, осенний лес, городок. Веселые колечки – дерево, ананас, цветы, яблоня. Аппликация из кругов – рак, клоун, крокодил, картина «Осень». Аппликация переплетение – рыбка, листок, конфетка.
9.Работа с нитками
Теория. Техника безопасности при работе со спицами. Что можно связать спицами?
Практическая работа. Помпоны из ниток, веселый человечек, образцы лицевых и изнаночных петель.
10. Нетрадиционные методы рисования.
Теория. Общие понятия.
Практическая работа. Ветка рябины, груши на ветке, волшебные грибы, осеннее дерево.
11.Рисование акварелью.
Теория. Свойство акварели, правила смешивания красок.
Практическая работа. Зимний пейзаж, картина «Снегири на ветке», картина «Золотая осень», «Осень на дворе», рисунки в круге (сова, слон).
12. Весёлые лоскутки. Поделки из ткани.
Теория. Особенности работы с тканью. Виды тканей. Шов «вперёд иголку». Шов «через край».
Практическая работа. Мышонок, игольница, забавный клоун, волшебные мешочки.
13. Папье-маше.
Теория. Как изготовить папье-маше? Методы сушки, покраски.
Практическая работа. Вазочка для конфет, шары, пасхальные яйца.
14.Заключительное занятие.
Теория. Подготовка работ учащихся к отчетным выставкам декоративно-
прикладного творчества (оформление работ, этикеток). Отбор лучших работ на выставки.
Практическая работа. Участие воспитанников в церемониях открытия и закрытия выставок. Подведение итогов. Выставки работ учащихся.
8. Календарно-тематическое планирование первого года обучения
№ п\п |
Наименование работ |
Кол-во часов |
1-3 |
Вводное занятие. Декоративно-прикладное творчество. Инструктаж по технике безопасности. Ознакомление с целями и задачами обучения, уточнение расписание. Требования к занятиям. |
3 |
4 |
Поделки из бросового материала. Теория. |
1 |
5-6 |
Подсолнух |
2 |
7 |
Розы из кленовых листьев |
1 |
8 |
Нетрадиционные методы рисования. Теория. |
1 |
9-10 |
Осенние яблоки. Рисование ватными палочками. |
2 |
11 |
Осеннее дерево. Рисование ватными палочками. |
1 |
12-13 |
Натюрморт |
2 |
14 |
Пластилинография. Знакомство с техникой. |
1 |
15-16 |
Картина пластилином «Яблоко» |
2 |
17-18 |
Картина пластилином «Грибы» |
2 |
19 |
Знакомство с соленым тестом. |
1 |
20 |
Приготовление соленого теста. Соединение деталей |
1 |
21-23 |
Изд. из соленого теста. Петушок |
3 |
24-26 |
Изделие из соленого теста «Подсвечник» |
3 |
27 |
Знакомство с оригами. Базовые формы |
1 |
28-29 |
Оригами. Фигурки животных |
2 |
30-31 |
Оригами. Композиция к сказке «Аленушка». |
2 |
32 |
Аппликация. Знакомство с техникой. ТБ при работе |
1 |
33 |
Аппликация. Декоративная закладка |
1 |
34-35 |
Аппликация. Осенний цветок |
2 |
36-37 |
Аппликация из кругов. Рыбка. |
2 |
38-40 |
Рыбка из соленого теста. |
3 |
41-43 |
Игрушки из соленого теста |
3 |
44-45 |
Рисование. Мозаика. Листья. |
2 |
46-46 |
Работа с пластилином. Очаровательные листья |
2 |
48-48 |
Работа с пластилином. Зонтик |
2 |
50-51 |
Оригами. Панно «Снегурочка» |
2 |
52-54 |
Оригами. Панно «Цветик-семицветик», «Астры в вазе» |
3 |
55-57 |
Оригами. Панно «Виноград» |
3 |
58 |
Рисование акварелью. Общие понятия. |
1 |
59-64 |
Рисование акварелью. Осенние пейзажи. |
6 |
65-66 |
Поделки из бросового материала. Кузовок. |
2 |
67-68 |
Поделки из бросового материала. Панно из спичек. |
2 |
69-72 |
Пластилинография. Пейзаж «В краю магнолий» |
4 |
73-74 |
Нетрадиционные методы рисования. Черепашка. |
2 |
75-76 |
Работа с крупой. Вкусный гриб. |
2 |
77 |
Аппликация из салфеток. Теория. |
1 |
78-79 |
Аппликация из салфеток. Клубничка |
2 |
80 |
Рисование гелиевой ручкой. Теория, общие понятия. |
1 |
81 |
Рисование гелиевой ручкой. Елочные игрушки |
1 |
82 |
Рисование гелиевой ручкой. Рыбка |
1 |
83 |
Веселые лоскутки. Работа с тканью. Теория. |
1 |
84-85 |
Веселые лоскутки. Шляпа для мамы |
2 |
86 |
Работа с нитками. Общие понятия. |
1 |
87-88 |
Работа с нитками. Осьминожек. |
2 |
89-90 |
Работа с нитками. Карандашница |
2 |
91 |
Работа с нитками. Куколка |
1 |
92-93 |
Работа с нитками. Шары |
2 |
94-95 |
Работа с нитками. Конфетница. |
2 |
96-97 |
Рисование. Мозаика. Божья коровка |
2 |
98-99 |
Рисование. Мозаика. Кролик |
2 |
100-101 |
Рисование мозаика. Цветок. |
2 |
102-103 |
Оригами. Складывание фигурок девочки и мальчика |
2 |
104-106 |
Оригами. Рамка для фото. |
3 |
107-108 |
Соленое тесто. Панно «Лошадка» |
3 |
110 |
Поделки из бросового материала. Пауки на паутине |
1 |
111-114 |
Пластилинография. Пейзаж «Деревня» |
4 |
115-116 |
Пластилинография. Цветы |
2 |
117-118 |
Аппликации из бумаги. Сова |
2 |
119-120 |
Аппликации из кругов. Рак |
2 |
121-122 |
Аппликации из кругов.Ежик |
2 |
123 124-125 126 |
Рисование из ладошек. Корзина с грибами. Ваза с цветами Жар - птица |
1 2 1 |
127-129 |
Поделка из соленого теста. Панно «Корзина с ромашками» |
3 |
130-131 132-133 |
Рисование гелиевой ручкой. Птица. Кошка. |
2 2 |
134-135 |
Аппликация из салфеток. Осенняя берёза |
2 |
136-137 138-139 140-141 |
Аппликация из кругов. Подсолнух Крокодил Ласточка |
2 2 2 |
142-144 |
Заключительное занятие. Выставка работ. |
3 |
Календарно-тематическое планирование второго года обучения.
№п\п |
Наименование работ |
Кол-во часов |
1-2 |
Вводное занятие. Декоративно-прикладное творчество. Инструктаж по технике безопасности. Ознакомление с целями и задачами обучения, уточнение расписание. Требования к занятиям. |
2 |
3 |
Поделки из природных материалов. Беседа. |
1 |
4-5 |
Осенняя картина из листьев |
2 |
6 |
Ежики из шишек |
1 |
7 |
Пластилинография. Теория. ТБ при работе с пластилином. |
1 |
8-10 |
Картина пластилином «Осень» |
3 |
11 |
Рисование акварелью. Способы смешивания красок. |
1 |
12-13 |
Рисование акварелью. Зимний пейзаж |
2 |
14 |
Аппликация из бумаги. Происхождение и свойства бумаги. |
1 |
15 |
Аппликация. ТБ при работе с ножницами |
1 |
16 |
Аппликация. Шоколадница. |
1 |
17 |
Рисование. Мозаика. Виды мозаики. |
1 |
18-19 |
Рисование. Мозаика. Футбольный мяч |
2 |
20 |
Аппликация из листьев. Бабочка |
1 |
21 |
Пластилинография. Удивительный зонтик |
1 |
22 |
Аппликация из бумаги. Переплетение. Рыбка |
1 |
23 |
Оригами. История возникновения. |
1 |
24 |
Оригами. Простые приемы сложения. |
1 |
25-26 |
Оригами. Цветы «Ирисы» |
2 |
27-28 |
Соленое тесто. Приготовление теста. Сушка изделий из теста. Инструменты для работы. |
2 |
29 |
Изделие из соленого теста «Подкова» |
1 |
30 |
Изделие из соленого теста «Удивительные коты» |
1 |
31-32 |
Рисование. Мозаика. Листики |
2 |
33 |
Аппликация из листьев. Весёлый человечек. |
1 |
34-35 |
Пластилинография. Осенний листок |
2 |
36-37 |
Покраска изделий из соленого теста. «Подкова»,»Удивительные коты». |
2 |
38-39 |
Оригами. Композиция «Ромашки» |
2 |
40 |
Рисование акварелью «Золотая осень» |
1 |
41 |
Рисование акварелью «Осень на дворе» |
1 |
42-43 |
Работа с нитками. Информация о нитках, спицах, ТБ при работе со спицами. |
2 |
44-45 |
Работа с нитками. Учимся вязать лицевыми петлями |
2 |
46-47 |
Работа с нитками. Учимся вязать изнаночными петлями |
2 |
48-52 |
Пластилинография. Раскраски пластилином. |
5 |
53-54 |
Оригами «Рябина в вазе» |
2 |
55-59 |
Нетрадиционные методы рисования. Теория. Правила работы ватными палочками. Изделие «Ветка рябины», «Груши» |
1 4 |
60 |
Лепка пластилином. Способы лепки. |
1 |
61 |
Лепка. Грибы на поляне. |
1 |
62 |
Лепка. Цветы |
1 |
63-66 |
Аппликация из бумаги. Веселые колечки. Изд. «Дерево», «Ананас», «Цветы», «Яблоня». |
4 |
67-69 |
Рисование. Мозаика. Конфетка. Рыбка. |
3 |
70-71 |
Веселые лоскутки. Поделки из ткани. Теория. ТБ при работе с иголкой. |
2 |
72-73 |
Работа с тканью. Мышонок |
2 |
74-77 |
Соленое тесто. Лепим рыбок, елочные игрушки, колокольчики. Сушка изделий. |
4 |
78-79 |
Работа с нитками. Веселый человечек. Помпоны. |
2 |
80-82 |
Нетрадиционные методы рисования. Волшебные грибы и осеннее дерево. |
3 |
83-85 |
Лепка из пластилина. Жостовский поднос. |
3 |
86-89 |
Оригами. Осенний венок. Осенние листья. |
4 |
90-93 |
Покраска изделий из соленого теста. Рыбка, елочные игрушки, колокольчики. |
4 |
94-96 |
Аппликация из кругов. Изделия «Рак», «Клоун» |
3 |
97 |
Папье-маше. Техника изготовления. |
1 |
98-101 |
Папье-маше. Вазочка для конфет. Сушка, покраска. |
4 |
102-103 |
Работа с тканью. Игольница |
2 |
104-105 |
Аппликация из бумаги. «Осенний лес», «Город вечером». |
2 |
106-108 |
Соленое тесто. Картина «Цветы» |
3 |
109-110 |
Рисование акварелью. «Снегири на ветке» |
2 |
111-113 |
Рисование акварелью. Рисунки в круге. Слон, сова. |
3 |
114-117 |
Работа с тканью Мишка, волшебные мешочки |
4 |
118-120 |
Аппликация из кругов. Крокодил, картина «Осень» |
3 |
121-122 |
Оригами. Подсолнух |
2 |
123-125 |
Соленое тесто. Картина «Ежик с яблоками». Сушка, покраска работы. |
3 |
126-128 |
Аппликация переплетение. Рыбка, листики, конфетки. |
3 |
129-134 |
Папье-маше. Пасхальные яйца. Сушка. Роспись. |
6 |
135-138 |
Оригами. Геометрические узоры |
4 |
139-142 |
Папье-маше. Шары. Сушка. Роспись |
4 |
143-144 |
Заключительное занятие. Выставка работ учащихся. |
2 |
9. Материально-техническое обеспечение программы
Реализация образовательной программы требует наличия учебного помещения, достаточного для расположения 15 человек. Освещение кабинета должно обеспечиваться люминесцентными лампами, дающими бестеневое, близкое к спектру естественного света свечение.
В кабинете должны быть:
специально оборудованные рабочие места;
оборудование: компьютер, сканер, принтер, проектор;
инструменты и приспособления: ножницы, швейные иглы, набор булавок, карандаши, ручки, линейки, циркули;
материалы: клей, лоскутки тканей, нитки для шитья, нитки разноцветные для вязания, картон (простой, двусторонний и гофрированный), цветная бумага односторонняя и двусторонняя, бусины, пуговицы, салфетки, пробка и др..
Для освоения всех разделов программы имеется следующее методическое обеспечение:
пакет методических разработок;
программное обеспечение (Paint, Power Point, Picasa, Internet Explorer и др.)
фотографии изделий;
методическая разработка «Определение уровня знаний. Конкурс»;
лекала, выкройки, чертежи различных изделий;
готовые образцы изделий;
подборка материалов из сети Интернет на электронных носителях;
презентации педагога;
альбом с фотоматериалами достижений учащихся.
Нормативно-правовой блок:
должностная инструкция педагога дополнительного образования МБОУ «Бушевецкая НОШ»
Инструкция по охране труда при работе с пластическими материалами
Инструкция по охране труда при работе с тканью
Инструкция по охране труда при работе с ножницами, клеем, иголками.
10.Список используемой литературы
1. Соколова О. Школа оригами: Аппликации и мозаика. - М.:Издательство Эксмо; СПб.: «Валери СПД» 2004 г. (Серия «Академия «Умелые руки»), - 176 с., илл.
2. Величко Н.В. Поделки из ниток. Белгород: ООО «Книжный клуб» Клуб семейного досуга», 2011г.- 64 с., илл.
3.Румянцева Е. Пластилиновые фантазии. – М.; Айрис – пресс. 2008 г. - 32 с., илл.
4. Давыдова Г.Н. Детский дизайн. Поделки из бросового материала. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2006 г.- 80 с., илл.
5. Скребцова Т.О. Данильченко Л.А. Соленое тесто: лепим поделки и сувениры. – Ростов н/Д Феникс, 2003 г. – 249 с. - (Серия «Рукодельница)
6. Хоменко В.А. Соленое тесто «Шаг за шагом». – Белгород: ООО «Книжный клуб «Клуб семейного досуга», 2007 г. – 64 с., илл.
7. Поделки. Мастерим вместе с детьми. Нижний Новгород.- ЗАО «Издательство « Доброе слово» 2010. -111с.
8. Малышева А.Н. Работа с тканью - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.
9. Петрова И.М. Волшебные полоски. Ручной труд для самых маленьких. – СПб.: «Детство-пресс»; 2004.
10. Афонькин С.Ю. и Афонькина Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома. – М.:»Аким», 1995.
Интернет – ресурсы:
http://stranamasterov.ru/applikacija
http://www.podelki-rukami-svoimi.ru/zimnie-podelki-v-shkolu/