Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эрудит»

0
0
Материал опубликован 25 February 2022

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества» муниципального образования

Кировский район РСО-Алания

Рассмотрено                                                                                Утверждаю

на заседании педагогического совета                                          ВРИО директора ДДТ

Протокол №__________                                                             ___________ С.М.Тедтоева от «__»______________20__                                                     «___»___________20____




ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Эрудит»


Возраст обучающихся- 13-17 лет

Срок реализации программы- 3 года

Уровень образования - продвинутый

Год разработки: 2019г.


Автор: Дзгоева Фатима Михайловна-

педагог дополнительного образования,

высшая категория



























                                                  Эльхотово -2019 год







                          Информационная карта

Направленность программы: социально-педагогическая

Название программы: «Эрудит»

Сведения об авторе:

Аннотация программы

Возраст обучающихся: 12-17 лет

Срок реализации программы: 3 года

Цель программы:

Создание условий для интеллектуального развития и становления личности обучающегося

Задачи программы:

Обучающие:

- формирование у обучающихся системы разносторонних знаний;

- обучение алгоритмам рассуждения, решения интеллектуальных задач;

- научить ведению, созданию и использованию интеллектуальных игр.

Развивающие:

- развитие познавательных способностей;

- формирование устойчивого внимания и памяти;

- развитие логического мышления и любознательности;

-совершенствование коммуникативных качеств


Воспитательные:

- воспитание чувства уверенности в собственных силах, настойчивости;

- воспитание толерантности, коллективизма, чувства ответственности за команду;

- формирование соревновательного навыка.



К концу первого года обучающиеся должны знать:


- правила ряда логических игр («Пентагон», «Десятка», «Фудзияма», «Своя игра»);

- правила малых форм интеллектуальных игр.


Ожидаемый результат по развивающему компоненту программы:


Уметь:

- играть в интеллектуальные игры по заведенным правилам;

- работать в команде;

- разгадывать ребусы, кроссворды, шарады, решать задачи на смекалку.


К концу второго года обучающиеся должны знать:


- правила составления вопросов;

- алгоритм решения задач;

- типы вопросов интеллектуальных игр;

- правила интеллектуальных игр «Что? Где? Когда?», «Брэйн-ринг», «Эрудит-лото».


Уметь:

-играть в интеллектуальные игры по правилам;

- определять типы вопросы и находить на них ответы;

- самостоятельно выбирать средства для решения учебной задачи;

- давать самооценку;

-подбирать материал к игровым программам;

- составлять вопросы, ребусы, кроссворды;

- самостоятельно готовиться к интеллектуальным играм.


К концу третьего года обучающиеся должны знать:

- классификацию интеллектуальных игр;

- принципы и алгоритмы построения вопросов;

- методики составления и требования к игровым программам;


Уметь:

- проводить несложные тестовые программы для оценки своих способностей и оценки своих товарищей;

-участвовать в разработке обще клубных и районных игровых программ;

- разрабатывать сценарии игр, системы оценки участия в играх;

-вести игровые программы.

Год разработки программы: 2019г.

Перечень методических приложений к программе:

Методические рекомендации по организации и проведению интеллектуальных игр.

Сценарии игровых программ.

Карточки с вопросами.

Сборники вопросов для интеллектуальных игр.

Техническое оборудование.

Игровые столы

































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Общеобразовательная общеразвивающая программа «Эрудит» имеет социально-педагогическую направленность

Программа «Эрудит» составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»; Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014г. № 1726-р); Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. №41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"; Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006г. №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013г. № 1008 г.Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Уставом МКУ ДО «Дом детского творчества» МО Кировский район РСО-Алания

Новизна представляемой программы заключается в возможности развития различных сторон личности ребенка, сплочении коллектива, является стимулом неигровых видов деятельности, таких как учеба, труд и т.д.

Особое внимание в программе уделяется развитию в играх интеллектуальных характеристик личности: памяти, внимания, способности к релаксации, коммуникативности, эрудиции, логики. Она способствует развитию познавательного интереса, психических свойств личности, интеллектуальному росту обучающихся. В программе обучения задания подбираются с учетом рациональной последовательности их предъявления; учитываются реальные возможности и индивидуальные особенности обучающихся.

Исходные научные идеи: уровневое обучение предоставляет шанс каждому ребенку организовать свое обучение таким образом, чтобы максимально использовать свои возможности, прежде всего, учебные; уровневая дифференциация позволяет акцентировать внимание педагога на работе с различными категориями детей.

Программа предусматривает три уровня освоения: стартовый, базовый и продвинутый.

Стартовый уровень (1год обучения) предполагает обеспечение обучающихся общедоступными и универсальными формами организации учебного материала, минимальную сложность предлагаемых заданий, направленных на формирование начальных знаний, приобретение элементарных умений и навыков.

Базовый уровень (2- год обучения) предполагает овладение устойчивыми умениями и навыками самостоятельной подготовки к интеллектуальным играм, составлению вопросов, кроссвордов, ребусов и т.д.; формирование умения самостоятельно применять полученные знания и комбинировать их при выполнении творческих проектов; формирование устойчивой мотивации к занятиям.

Продвинутый уровень (3 год обучения ) предполагает углублённое изучение содержания программы на основе творческого преобразования полученных знаний, умений и навыков в творческих проектах; формирование мотивации к интеллектуальным занятиям.


Актуальность данной рабочей программы определяется запросом со стороны детей. Программа способствует развитию у обучающихся познавательного интереса, обучает рациональным приемам применения знаний на практике, переносу своих знаний и умений в измененные условия. Программа построена согласно принципам развивающего обучения .

Необходимость разработки и реализации программы «Эрудит» определена потребностями ребенка и его семьи в образовании с одной стороны и социальным заказом общества на формирование творческой, критически мыслящей, самостоятельной личности, с другой. Настоящая программа является актуальной, так как не дублирует школьную программу, а расширяет и углубляет её, и даёт обучающимся широкие возможности познания теоретических и практических различных областей знания.

Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что она способствует формированию у обучающихся познавательного интереса. В процессе обучения значительно расширяется кругозор, оттачиваются пути и формы самореализации. Значительно совершенствуются речевые навыки, умение логически мыслить, аргументированно спорить, последовательно излагать свои мысли.

В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого

члена команды; совершенствуются личностные, волевые качества ребят; умение брать на себя ответственность; способность аргументированно отстоять свою точку зрения; с достоинством принимать поражение; умение прислушиваться к другим.


ЦЕЛЬ:

Создание условий для интеллектуального развития и становления личности обучающегося


ЗАДАЧИ:


Обучающие:

- формирование у обучающихся системы разносторонних знаний;

- обучение алгоритмам рассуждения, решения интеллектуальных задач;

- научить ведению, созданию и использованию интеллектуальных игр.

Развивающие:

- развитие познавательных способностей;

- формирование устойчивого внимания и памяти;

- развитие логического мышления и любознательности;

-совершенствование коммуникативных качеств


Воспитательные:

- воспитание чувства уверенности в собственных силах, настойчивости;

- воспитание толерантности, коллективизма, чувства ответственности за команду;

- формирование соревновательного навыка;


ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ.


Отличительной особенностью данной программы является целенаправленное интенсивное развитие одной из центральных задач обучения- развивающее обучение.

Задания подбираются с учетом рациональной последовательности их предъявления: от частично-поисковых к творческим.

Учитываются реальные возможности и индивидуальные особенности обучающихся, так как перегрузка снижает интерес к занятиям и эффективность обучения.


ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ.


Программа адресована детям 13-17 лет

Условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие.

Наполняемость в объединении устанавливается в количестве 15 обучающихся.

.


В первый год обучения — 15 человек;

второй год обучения — 12 человек;

третий год обучения — 10 человек.

Уменьшение числа обучающихся в группе на втором и третьем годах обучения объясняется увеличением объема и сложности изучаемого материала.



СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Программа рассчитана на 3 года.

1 года обучения на 216 часов в год,

2 года обучения на 216 часов в год,

3 года обучения на 216 часов в год


ФОРМЫ И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ


На занятиях применяются различные формы:

- индивидуальные;

- групповые;

- командные

Реализация программы предусматривает использование разнообразных форм и методов учебной деятельности учащихся.

Выбор организационных форм и методов обучения осуществляется с учетом возрастных и психофизических особенностей 6 учащихся, особенностями направления образовательной деятельности. Освоение содержания программы происходит на основе взаимосвязи теории и практики. В

программе «Эрудит» организационные формы образовательной деятельности учащихся представлены:

- теоретическими;

- практическими;

- комбинированными занятиями.

Теоретическая часть излагается в вид:

- рассказа;

- беседы;

- лекции.

При проведении занятий рекомендуется используются:

- метода проблемного изложения (для повышения познавательной активности

обучающихся);

В практической части занятий используются следующие методы:

- репродуктивный;

- творческий;

- проектный.

.

Занятия проводятся на протяжении всего учебного года, за исключением официальных праздничных дней:

Стартовый уровень

в первый год обучения - 2 раза в неделю по три академических часа (216 часов);

Базовый уровень во второй год обучения – 2 раза в неделю по три академических часа (216часов);

Продвинутый уровень в третий год обучения - 2 раза в неделю по три академических часа (216 часов).

Периоды осенних, зимних и весенних каникул используются для проведения совместно с родителями обучающихся (по необходимости) внеаудиторных занятий: праздников, экскурсий в музеи, конкурсы, соревнования и др.


ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИХ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ


К концу первого года обучения обучающиеся должны знать:


- правила ряда логических игр («Пентагон», «Десятка», «Фудзияма», «Своя игра»);

- правила малых форм интеллектуальных игр.


Ожидаемый результат по развивающему компоненту программы:


Уметь:

- играть в интеллектуальные игры по заведенным правилам;

- работать в команде;

- разгадывать ребусы, кроссворды, шарады, решать задачи на смекалку.


К концу второго года обучающиеся должны знать:


- правила составления вопросов;

- алгоритм решения задач;

- типы вопросов интеллектуальных игр;

- правила интеллектуальных игр «Что? Где? Когда?», «Брэйн-ринг», «Эрудит-лото».


Уметь:

-играть в интеллектуальные игры по правилам;

- определять типы вопросы и находить на них ответы;

- самостоятельно выбирать средства для решения учебной задачи;

- давать самооценку;

-подбирать материал к игровым программам;

- составлять вопросы, ребусы, кроссворды;

- самостоятельно готовиться к интеллектуальным играм.


К концу третьего года обучающиеся должны знать:

- классификацию интеллектуальных игр;

- принципы и алгоритмы построения вопросов;

- методики составления и требования к игровым программам;


Уметь:

- проводить несложные тестовые программы для оценки своих способностей и оценки своих товарищей;

- участвовать в разработке обще клубных и районных игровых программ;

- разрабатывать сценарии игр, системы оценки участия в играх;

-вести игровые программы.


ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ :


Педагогическая диагностика играет значимую роль в отслеживании результатов реализации образовательной программы «Эрудит» и предполагает поэтапную систему диагностики.


Стартовая диагностика оценки знаний, умений и навыков в объединении «Эрудит» проводится в сентябре. Педагог определяет уровень знаний, развития, творческих способностей детей.

Это необходимо педагогу для планирования занятий, разработок дидактического и раздаточного материала, для осуществления грамотного индивидуального подхода к каждому обучающемуся.

Используются формы контроля:

- анкетирование;

- тестирование;

- собеседование;

- индивидуальные карточки с заданиями различного типа и др.


Текущий контроль проводится в течение всего учебного года на занятиях по окончанию изучения темы или раздела. Педагог определяет степень усвоения учебного материала, определяет готовность детей к восприятию новой темы, повышению ответственности и заинтересованности обучающихся в обучении. Все это позволяет педагогу увидеть имеющиеся недоработки и вовремя скорректировать работу с детьми, подобрать

наиболее эффективные методы и средства обучения.


Промежуточная аттестация (проводится в декабре). Используются формы контроля:


- творческая работа;

- защита мини-проектов;

- тестирование;


Итоговая диагностика проводится в конце каждого учебного года.

. Используются формы контроля:

- творческие задания;

- защита проекта интеллектуальной игры;

- самоанализ;

- тестирование;

- анкетирование.

Результаты диагностики обязательно фиксируются и завершаются диагностическим анализом результатов, который позволяет выстроить эффективную работу образовательного процесса.


Способы диагностики и контроля результатов:


Используются следующие виды контроля: предварительный (на первом занятии), промежуточный (декабрь, май), итоговый (в конце освоения программы).

Педагогическое наблюдение

мониторинг образовательной деятельности;

самооценка воспитанника;

- диагностика личностного роста и продвижения


Основные принципы оценивания включают в себя упорядоченную последовательную систему индивидуального рейтинга каждого обучающегося:


Успешность выступления команды, в состав которой он входит.

Качество и количество представленных вопросов или игровых программ.

Успешность в качестве ведущего (организатора, ассистента, эксперта, члена жюри) игровых программ.

Результативность участия в конкурсах на индивидуальное первенство.

Результаты тестирования характеристик интеллекта (памяти, внимания, логики, мыслительной реакции, коэффициента интеллектуальности)


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 года обучения



п/п

Разделы, темы

Всего часов

Теория

Практика

1

Введение в общеразвивающую программу.

2

2


2

Вопрос- основа игры

6

2

4

3.

Зрительная память

8

3

5

4.

Слуховая память

8

2

6

5.

Виды мышления

10

2

8

6.

Интеллектуально-разминочные задание на развитие общительности.

10

3

7

7.

Источники составления вопросов.

Основные принципы работы с книгой

7

1

6

8.

Конкурс составления вопросов

4

-

4

9.

Командное взаимодействие и сплочение команд. Основные понятия

17

2

15

10.

Игры на взаимодействие. Игровой практикум

8

2

6

11.

Отработка социальных навыков в игре

8

2

6

12.

Виды интеллектуальных игр

2

2


13.

«Что? Где? Когда?»

24

10

14

14.

«Своя игра»

24

6

18

15

«Пентагон»

14

2

12

16.

«Десятка»

14

3

11

17.

«Мозговой штурм»

12

1

11

18.

«Эрудит- дуэль»

12

3

9

19.

«Интеллектуальный футбол»

10

2

8

20.

«Интеллект-бой»

10

2

8

21.

Итоговое занятие. «Интеллектуальный ринг»

2

2


Итого:


216

54

162


Календарно-тематический план

1 года обучения


Темы

Всего часов

В том числе

Теория

Практика

1

Введение в образовательную программу

2

2

-

2

Вопрос- основа игры

6




Виды вопросов для популярных интеллектуальных игр

2


4

3.

Зрительная память

8



3.1

Способы развития зрительной памяти

2

2


3.2

Игры на развитие внимательности.

«Запоминай-ка», «Пять отличий»

6

1

5

4.

Слуховая память

8



4.1

Игры на запоминание

8

2

6

5.

Виды мышления

10

2

8

5.1

Интеллектуально-разминочные задания на развитие системного мышления «Перевертыши»

5

1

4

5.2

«Аукцион»

5

1

4

6.

Интеллектуально-разминочные задание на развитие общительности.

10



6.1

«Персонажи»

3

1

2

6.2

«Устами младенца»

3

1

2

6.3

«Контакт»

4

1

3

7.

Источники составления вопросов.

Основные принципы работы с книгой

7

1

6

8.

Конкурс составления вопросов

4

-

4

9.

Командное взаимодействие и сплочение команд. Основные понятия

17



9.1

Принципы игры в команде

3

1

2

9.2

Распределение командных ролей

14

1

13

10.

Игры на взаимодействие. Игровой практикум

8

2

6

11.

Отработка социальных навыков в игре

8



11.1

Игры на коммуникацию

4

1

3

11.2

Деловая игра. «Умеем ли мы общаться

4

1

3

12.

Виды интеллектуальных игр

2

2


13.

«Что? Где? Когда?»

24



13.1

Правила игры, подсчет очков, рейтинга

4

4


13.2

Виды вопросов

2

2


13.3

Просмотр видео-игр. И их обсуждение

2

2


13.4

Тренировочные игры

10


10

13.5

Контрольные игры

4


4

13.6

Анализ игр

2

2


14.

«Своя игра»

24



14.1

Правила игры, подсчет очков, определение результатов

4

2

2

14.2

Составление заданий для игры «Своя игра»

6

2

4

14.3

Игровой практикум

10


10

14.4

Контрольная игра

2


2

14.5

Анализ игры

2

2


15

«Пентагон»

14



15.1

Правила игры, подсчет очков, рейтинга

4

1

3

15.2

Составление заданий для игры

4

1

3

15.3

Игровой практикум

6


6

16.

«Десятка»

14



16.1

Правила игры. Составление заданий

4

1

3

16.2

Игры на скорость

8


8

16.3

Анализ игры

2

2


17.

«Мозговой штурм»

12



17.1

Правила игры. Составление заданий для игры « Мозговой штурм»

4

1

3

17.2

Применение отдельных элементов "мозгового штурма"

4


4

17.3

Игра « Мозговой штурм»

4


4

17.

«33 буквы»

12

2

10

17.1

Правила игра. Рассмотрение анаграмм, шарад

4

1

3

17.2

Составление и разгадывание анаграмм, шарад.

7

1

6

17.3

Конкурс на лучшую шараду

1


1

18.

«Эрудит- дуэль»

12



18.1

Знакомство с правилами игры. Вводная игра

2

1

1

18.2

Игровой практикум

6


6

18.3

Контрольная игра

2


2

18.3

Анализ игры

2

2


19.

«Интеллектуальный футбол»

10



19.1

Знакомство с правилами. Вводная игра

3

1

2

19.2

Подбор вопросов для игры

3

1

2

19.3

Игровой практикум

4


4

20.

«Интеллект-бой»

10



20.1

Знакомство с правилами

2

2


20.2

Игровой практикум

8


8

21.

Итоговое занятие. «Интеллектуальный ринг»

2

2



ИТОГО

216

54

162


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 года обучения

Введение в общеразвивающую программу


Теоретические занятия. Знакомство с целями, задачами курса, формами работы, требованиями. Инструктаж по ТБ.




Виды памяти

Теория:

Характеристика зрительной и слуховой памяти


Практические навыки

Выполнение тестовой работы на определение преобладающей памяти

Виды мышления

Теория:

Характеристика видов мышления

Практические навыки

Выполнение тестовой работы на определение преобладающего вида мышления 


Распределение командных ролей.
Функции командных ролей. Генератор идей. Критик. Эрудит. Эмоциональный стабилизатор. Реализатор. 


Игра «Что? Где? Когда?»


Практические навыки. Разбор вопросов, нахождение правильного ответа, проигрывание тематических игр, анализ результатов. Тренировка по «ЧГК» предыдущих районных игр.


Игра «Интеллектуальный футбол»


Практические навыки. Тренировка, разбор предыдущих районных игр, анализ ответов.


Составление вопросов.


Интеллектуальный тир


Практические навыки. Игровой практикум.

Игра «Пентагон»


Практические навыки. Практикум составления заданий для игры «Пентагон».


Составление вопросов.


Игра «Десятка»


Практические навыки. Выполнение заданий игры на скорость, составление и анализ заданий. Составление вопросов.


Игра «Эрудит-лото».


Практические навыки. Составление вопросов, анализ заданий с предыдущих районных игр.


Игра «ЗЗ буквы»


Практические навыки. Составление и разгадывание анаграмм, шарад.


Игра «Мозговой штурм»

Теория:

Знакомство с правилами игры


Практические навыки. игровой практикум.


Игра «Интеллект-бой»

Теория:

Знакомство с правилами игры


Практические навыки. Подбор вопросов для игры. Игровой практикум.



Игра «Эрудит-дуэль»

Теория:

Знакомство с правилами игры


Практические навыки. Игровой практикум.


Игра «Интеллектуальный футбол»

Теория:

Знакомство с правилами игры



Практические навыки. Игровой практикум.


Подготовка команды к районным интеллектуальным играм


Практические навыки. Тренировка по всем видам игр, разбор заданий районных игр.


Итоговое занятие. Отработка усвоенного материала.


Интеллектуальный ринг среди участников объединения.


Самоподготовка

За время самоподготовки обучающийся должен отработать и закрепить следующие темы:

Составление вопросов «ЧГК» (на логику), составление вопросов к игре «Пентагон».

Командные роли в игре «ЧГК»

Самоподготовка включает в себя: товарищеские встречи, турниры, семинары, мастер-классы.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2 года обучения


п/п

Разделы, темы

Всего часов

Теория

Практика

1

Введение в общеразвивающую программу.

2

2


2

«Эрудиция-ключ к успеху»

14

2

12

3.

История и принципы игры «ЧГК». Правила игры

14

4

10

4.

Конкурс составления вопросов

2

-

2

5.

Логические игры

8

4

4

6.

Разные виды вопросов

16

2

14

7.

«Интеллектуальный пинг-понг»

8

1

7

8.

Приемы работы с книгой при составлении вопросов для интеллектуальной игры

8

1

7

9.

«Эрудит-лото»

8

2

6

10.

«Интеллектуальный покер»

8

2

6

11.

«Что? Где? Когда?»

20

4

16

12.

«Своя игра»

18

4

14

13.

«Пентагон»

6

2

4

14.

«Интеллектуальная завалинка»

9



15.

«Брэйн-ринг»

18

5

13

16.

«Фудзияма»

12

3

9

17.

«Эрудит- дуэль»

12

3

9

18.

«Интеллектуальный футбол»

10


10

19.

Составление игровых программ

25

4

21

20

Итоговое занятие

2

2



ИТОГО:

216

47

169


Календарно-тематический план

2 года обучения


Темы

Всего часов

В том числе

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

2

-

2

«Эрудиция-ключ к успеху»

14



2.1

Принципы интеллектуальной разминки

4


4

2.2

Составление вопросов для разминки

3

1

2

2.3

Принцип разносторонности знаний

3

1

2

2.4

Интеллектуальная игра «21» Практикум

4


4

3.

История и принципы игры «ЧГК». Правила игры

14



3.1

Принципы игры в команде

2


2

3.2

Алгоритм поиска ответа. Ключевое слово в вопросе

3

1

2

3.3

Приемы зашифровки информации

2

2


3.4

Игровой практикум

5

1

4

4.

Конкурс составления вопросов

2

-

2

5.

Логические игры

8



5.1

Формы нетрадиционных логических игр

2

2


5.2

«Откажись или удвой». Правила. Игра

3

1

2

5.3

«Реалии», шароиды. Правила. Игра

3

1

2

6.

Разные виды вопросов

16



6.1

Занимательные вопросы

3

1

2

6.1.1

Составление занимательных вопросов

4

1

6

6.2

Вопросы из пословиц, загадок, сказок

2


2

6.3

Игры по вопросам обучающихся

6


6

6.4

Анализ работы по составлению занимательных вопросов

2

2


7.

«Интеллектуальный пинг-понг»

8

-


7.1

Правила игры. Вводная игра

3

1

2

7.2

Игровой тренинг

5


5

8.

Приемы работы с книгой при составлении вопросов для интеллектуальной игры

8



8.1

Специфические приемы составления вопросов для интеллектуальной игры

4

1

3

8.2

Работа с книгой

4


4

9.

«Эрудит-лото»

8



9.1

Основные принципы «Эрудит-лото»

2

1

1

9.2

Как интересно составить вопросы для «Эрудит-лото»

4

1

3

9.3

Игра по вопросам ребят

2


2

10.

«Интеллектуальный покер»

8



10.1

Основные принципы игры «Интеллектуальный покер»»

2

1

1

10.2

Как интересно составить вопросы для «Интеллектуальный покер»

4

1

3

10.3

Игра по вопросам обучающихся

2


2

11.

«Что? Где? Когда?»

20

-


11.1

Три основные формы игры в «ЧГК»

2

2


11.2

Игры со зрительным залом

4


4

11.3

Игры в тройках

4


4

11.4

Игры в шестерках

4


4

11.5

Игровой тренинг

4


4

11.6

Анализ проведенных игр

2

2


12.

«Своя игра»

18



12.1

Особенности игры. Вводная игра

2

1

1

12.1

Игровой тренинг. Формирование личностных качеств игрока

10

1

9

12.2

Контрольные игры

4


4

12.3

Анализ контрольных игр

2

2


13.

«Пентагон»

6



13.1

Игровой тренинг

4


4

13.3

Анализ игр

2

2


14.

«Интеллектуальная завалинка»

9



14.1

Составление заданий для игры

2


2

14.2

Конкурс на лучший пакет заданий

1


1

14.3

Игровой практикум

6


6

15.

«Брэйн-ринг»

18



15.1

Отличительные особенности игры в «Брэйн-ринг»

2

2


15.2

Требования к вопросам на игру

2

1

1

15.3

Особенности обсуждения вопроса

3

1

2

15.4

Функции капитана в игре

3

1

2

15.5

Отработка взаимодействия игроков

4


4

15.6

Игровой тренинг

4


4






16.

«Фудзияма»

12



16.1

Правила игры. Вводная игра

3

1

2

16.2

Игровой практикум

4


4

16.3

Составление заданий к игре

3


3

16.4

Анализ проделанной работы

2

2


17.

«Эрудит- дуэль»

12

2

10

17.1

Формирование личностных качеств в ходе игры

4

1

3

17.2

Тренировочные игры

4


4

17.3

Контрольная игра

2


2

17.4

Формирование навыков самооценки. Анкетирование

2

2


18.

«Интеллектуальный футбол»

10



18.1

Составление заданий к интеллектуальной игре

2


2

18.2

Конкурс на лучший пакет заданий

2


2

18.3


Тренинг игровой

6

-

6


19.

Составление игровых программ

25

4

21

20

Итоговое занятие

2

2



ИТОГО

216

47

169


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2 года обучения


Введение в общеразвивающую программу


Теоретические занятия. Знакомство с целями, задачами курса, формами работы, требованиям.


Инструктаж по ТБ.


Игры с вопросами на перечисление


Теоретические занятия. Знакомство с игрой, ее правилами.


Практические навыки. Практикум составления заданий для игры.


Игра «Эрудит - лото»


Теоретические занятия. Знакомство с игрой, ее правилами.


Практические навыки. Проигрывание нескольких вопросов, составление заданий.


Игра «Что? Где? Когда?»


Теоретические занятия. Знакомство с игрой, ее правилами.


Практические навыки. Разбор вопросов, нахождение правильного ответа, проигрывание тематических игр, анализ результатов.


Занятие на бумаге ( ребусы, шарады. кроссворды)


Теоретические занятия. Знакомство с игрой, ее правилами.


Практические навыки. Практикум составления заданий для игры.


Игра «Пентагон»


Теоретические занятия. Знакомство с игрой, ее правилами.


Практические навыки. Практикум составления заданий для игры «пентагон».


Игра «Эрудит-лото»


Теоретические занятия. Знакомство с игрой, ее правилами.


Практические навыки. Практикум составления вопросов к игре.


Игра «Брейн – ринг»

Теоретические занятия. Знакомство с игрой, ее правилами.


Практические навыки. Игровой практикум, знакомство с особенностями составления вопросов.


Игра «Своя игра»


Теоретические занятия. Знакомство с игрой, ее правилами.


Практические навыки. Подбор вопросов.


Игра «Интеллектуальная завалинка»


Теоретические занятия. Знакомство с игрой, ее правилами.


Практические навыки. Составление и разгадывание самых различных вопросов по пословицам, книгам, телепередачам, строчкам из песен и стихов.


Игра «Фудзияма»

Теоретические занятия. Знакомство с игрой, ее правилами

Практические навыки. Игры по принципу «эрудиция + интуиция», игровой практикум




Игра «Эрудит-дуэль»


Теоретические занятия. Знакомство с игрой, ее правилами.


Практические навыки. Игровой практикум.


Игры: «Интеллектуальный футбол», «Интеллект-бой»


Теоретические занятия.

Знакомство с игрой, ее правилами. Технология игр с вопросами на обмен


Практические навыки. Игровой практикум.


Итоговое занятие. Отработка усвоенного материала.


Контрольная игра


Самоподготовка

За время самоподготовки обучающийся должен отработать и закрепить следующие

Составление вопросов «Брэйн-ринга», составление вопросов к игре «Мозговой штурм».

Командные роли в игре «Брэйн-ринг»

Самоподготовка включает в себя: товарищеские встречи, турниры, семинары, мастер-классы.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

3 года обучения


п/п

Разделы, темы

Всего часов

Теория

Практика

1

Введение в общеразвивающую программу.

2

2


2.

«Эрудит-квартет».

18

1

17

3.

«Мозговой штурм»

14

1

13

4.

«Золотая цепь».

16

1

15

5.

Организация и проведение интеллектуальных игр

12


12

6

«Очередь».

15

2

13

7

«Покер-интеллект».

13

3

10

8

«Риск-версия». Правила и особенности игры

7

1

6

9

«Брэйн-ринг».

12

3

9

10

Логические игры.

18


18

11

Большой фестиваль интеллектуальных игр

20

2

18

12

Построение логической цепочки с известным первым и последним звеньями

20

2

18

13

Подготовка команды к муниципальным интеллектуальным играм

20

2

18

14

Игры школьной интеллектуальной лиги

25

2

23

15

Итоговое занятие. Отработка усвоенного

4

1

3


материала.





ИТОГО:

216

23

193


                                     Календарно-тематический план


                                  3 года обучения






Название темы

Всего часов

В том числе



Теория

Практика






1.

Введение в общеразвивающую программу

2

2


2.

«Эрудит-квартет».

18








2.1

«Эрудит - квартет». Правила и особенности игры. Вводная игра.

3

1

2

2.2

Составление заданий к игре

3


3

2.3

«Эрудит-квартет». Тренировочные игры

8


8

2.4

Контрольная игра

2


2

2.5

Анализ контрольной игры

2


2

3.

«Мозговой штурм»

14



3.1

Составление заданий к игре

4

1

3

3.2

Конкурс на лучшее задание

2


2

3.3

Игровой практикум

6


6

3.4

Работа над написанием сценария игры «Мозговой штурм»

2


2

4.

«Золотая цепь».

16



4.1

Правила и особенности игры

4

1

3

4.2

Составление вопросов к игре

3


3

4.3

Сбор материала для написания сценария игры. Работа с книгой

6


6

4.4

Конкурс на лучший сценарий

3


3

5.

Организация и проведение интеллектуальных игр

12








5.1

Проведение игры «ЧГК» для детей 10-12 лет

4


4

5.2

Проведение игры «Брэйн-ринг» для детей 10-12 лет

4


4

5.3

Проведение игры «Мозговой штурм» для детей 10-12 лет

4


4

6

«Очередь».

15








6.1

Правила и особенности игры в «Очередь»

4

1

3

6.2

Игровой практикум

6


6

6.3

Работа на составление сценария игры. Проект

4

1

3

6.4

Конкур Конкурс на лучший сценарий

1


1

7

«Покер-интеллект».

20



7.1

Правила и особенности игры в «Покер-интернет»

4

1

3






7.2

«Покер-интеллект». Тренировочные игры

8


8






7.3

Контрольная игра

2


2

7.4

Анализ контрольной игры

2

2


7.5

Работа над написанием сценария игры

4


4

8

«Риск-версия». Правила и особенности игры

7

1

6






9

«Брэйн-ринг».

12








9.1

Правила телевизионной игры «Брэйн-ринг»

2

2







9.2

Приемы составления вопросов.

3


3

9.3

Правила организации фестиваля интеллектуальных игр

3

1

2

9.4

Проведение мини-фестиваля по игре «Брэйн-ринг»

4


4

10

Логические игры.

18








10.1

«Откажись или удвой»

4


4

10.2

«Бескрылки»

4


4

10. 3

«Ночной дозор»

4


4

10.4

«Травести»

4


4

10.5

«Тригон»

2


2

11

Большой фестиваль интеллектуальных игр

20








11.1

Формула соревнований

2


2

11.2

Анализ качества вопросов

2


2

11.3

Судейство

2


2

11.4

Публичная подача игр

2

2


11.5

Интеллектуальный турнир

6


6

11.6

Анализ проведенных игр турнира

4


4

11.7

Конкурс на лучший сценарий фестиваля

2


2

12

Построение логической цепочки с известным первым и последним звеньями

20








12.1

Правила построения логических цепочек. Построение логической цепочки путем анализа вопроса

2

2


12.2

Правила построения логических цепочек

2


2

12.3

Практикум по составлению логических цепочек

10


10

12.4

Игра

3


3

12.5

Анализ проделанной работы

3


3

13

Подготовка команды к муниципальным интеллектуальным играм

20

2

18

14

Игры школьной интеллектуальной лиги

25

2

23






15

Итоговое занятие. Школьный турнир. Отработка усвоенного

4

1

3


материала.




Итого:


216

23

193


Содержание программы

3 года обучения


Введение в общеразвивающую программу


Теоретические занятия. Знакомство с целями, задачами курса, формами работы,


требованиям.


Инструктаж по ТБ.


«Эрудит-квартет». Правила и особенности игры


Теоретические занятия. Знакомство с целями, задачами игры, формами и правилами.


«Эрудит-квартет». Тренировочные игры


Практические навыки. Повторение правил игры. Практикум составления заданий для игры.


«Золотая цепь». Правила и особенности игры


Теоретические занятия. Знакомство с целями, задачами игры, формами и правилами.


«Золотая цепь». Тренировочные игры


Практические навыки. Повторение правил игры. Практикум составления заданий для игр «Очередь».

Правила организации фестиваля интеллектуальных игр


Теоретические занятия. Знакомство с целями, задачами игры, формами и правилами организации фестиваля

Практические навыки: составление ведомостей судейства, контроль качества вопросов, знакомство с правилами ведения игры и судейскими правилами

Правила и особенности игры


Теоретические занятия. Знакомство с целями, задачами игры, формами и правилами.


«Очередь». Тренировочные игры


Практические навыки. Тренировка, разбор предыдущих районных игр, анализ ответов. Составление вопросов для школьного фестиваля интеллектуальных игр


«Покер-интеллект». Правила и особенности игры


Теоретические занятия. Знакомство с игрой, ее правилами. Технология игр с вопросами на перечисление.


«Покер-интеллект». Тренировочные игры


Практические навыки. Выполнение заданий игры на скорость, составление и анализ заданий. Составление вопросов для школьного фестиваля интеллектуальных игр


«Риск-версия». Правила и особенности игры


Теоретические занятия. Знакомство с игрой, ее правилами. Технология игр с вопросами на перечисление.


«Риск-версия». Тренировочные игры


Практические навыки. Практикум составления заданий для игры. Составление вопросов для школьного фестиваля интеллектуальных игр

«Бескрылки»

Практические навыки

На бланках командам раздаются вопросы в стихотворной форме, ответить на которые нужно всем известной фразой. Фраза должна чётко вписываться в стихотворный фрагмент (в рифму, в размер, в ритм). Время может быть ограничено в зависимости от сложности вопросов

«Ночной дозор» Игра проводится с наступлением темноты на улице, поэтому игрокам необходимы фонарики, чтобы найти коды различного уровня сложности. Коды первого уровня располагаются в труднодоступных местах. Легкие коды написаны на видном месте. Чтобы не спутать код с посторонней информацией, он содержит буквосочетание «НД» и цифры. В команде играют 10-15 человек. Действия команд и подсказки с местом расположения кода координируются штабом, куда необходимо сдавать найденные коды. В подсказке содержится в завуалированной форме место расположения кода. Если команда нашла чужой код, то он ей не засчитывается. Все коды необходимо сдать как можно быстрее. Время при подведении итогов учитывается.

«Травести» Вопросы для игры представляют собой отрывки из литературных произведений, в которых имена, названия заменяются другими из других произведений. Задача: правильно определить замены. Отрывки зачитываются два раза, без интервала во времени. Бланки с ответами сдаются через минуту после прочтения последнего фрагмента текста.

«Тригон» Идентичная с «Пентагоном» игра только подсказок - 3.


Индивидуальный анализ вопроса без заранее известного ответа

Практические навыки. Разбор вопросов, нахождение правильного ответа, проигрывание тематических игр, анализ результатов.


Командный анализ вопроса без заранее известного ответа


Практические навыки. Составление и разгадывание самых различных вопросов по пословицам, книгам, телепередачам, строчкам из песен и стихов


Построение логической цепочки с известным первым и последним звеньями


Построение логической цепочки путем анализа вопроса


Подготовка команды к районным интеллектуальным играм


Практические навыки. Тренировка по всем видам игр, разбор заданий районных игр.


Игры школьной интеллектуальной лиги.

Итоговое занятие. Отработка усвоенного материала.

Интеллектуальный ринг среди участников объединения.


Самоподготовка


Составление вопросов «ЧГК» (на логику, на знания), индивидуальный анализ вопроса без заранее известного ответа, построение логической цепочки с известным первым и последним звеньями, построение логической цепочки путем анализа вопроса. Самоподготовка включает в себя: товарищеские встречи, турниры, семинары, мастер-классы.


Методическое обеспечение программы


1. Методические разработки интеллектуальных программ, сценарии игр (заложенных в программу).

2. Дидактический материал по разделам «Тесты», «Ребусы», «Конкурсы», «Занимательные задачи и головоломки», «Викторины», «Кросс­ворды», «Сценарии», «Загадки, скороговорки», «Заметки», «Интеллектуальные игры», «Банк вопросов», «Игры, общение, отдых», «КВН», «Споры», «Своя игра» и т.д.

3. Реквизит к игровой программе:

- игровые снаряды, игровой стол, фишки, светосигналы.

4. Технические средства: магнитофон, проектор, слайды, видеозаписи игр, экран.

5. Различные методы, формы и приемы работы:


- словесные (рассказ – используется на занятиях, где рассказывается об интеллектуальных играх, объяснение – применяется при объяснении правил игр, особенностей составления игр)

-методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:

- метод эмоционального стимулирования;

- метод развития познавательного интереса;

- методы организации взаимодействия обучающихся и накопления социального опыта:-


Работа с источниками информации: обучающийся овладевает новыми знаниями, составляя задания для разного вида интеллектуальных игр.

Прием взаимных заданий – на занятиях обучающиеся выполняют задания, придуманные товарищами.

Временная работа в группах, обучающиеся выполняют задания в разных группах.


Материально-техническое обеспечение

Компьютер, подключенный к сети интернет;

мультимедийный проектор; принтер для распечатывания наглядных материалов;

аудиопроигрыватель;

дидактические материалы;

игровые столы и оборудование



Дидактические материалы

Конспекты материалов для лекций и бесед.


Информационно-методические условия реализации программы:


Электронных образовательные ресурсы, внешние сетевые ресурсы:



www.it-n.ru – Сеть творческих учителей.


Сетевое сообщество «Эрудит»


www.tvigra.ru - официальный сайт телекомпании «Игра». Содержит

наиболее полные сведения о жизни телевизионного клуба.


http://www.vi.ru/ - возможность поиграть в «Свою игру», «Устами

младенца» и «Сто к одному».


www.chgk.msk.ru – официальный сайт Московского клуба знатоков.

Информация о турнирах, игроках, вопросы и многое другое.


http://kulichki-win.rambler.ru/znatoki/klub/znat.html - «Знатоки на

Куличках» - самый большой банк вопросов в Интернете. Информационные

сообщения отличаются крайней степенью субъективности.


http://chat.ru/~inti - сайт игроков города Долгопрудный. Самый веселый

игровой сайт в русском Интернете. аза вопросов DinaBank

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Для педагога:

Баландин Б.Б. Большая книга интеллектуальных игр и занимательных вопросов для умников и умниц.-М.,2012

Большая энциклопедия. – М.: Росмэн, 2007 г.

Большая иллюстрированная энциклопедия. – М.: Махаон, 2008 г.

Грант Н., Большая энциклопедия истории. – М.: Росмэн, 2007 г.

Мадгуик У., Керрод Р., Книга знаний. – М.: Махаон, 2008 г.

Новая энциклопедия школьника. – М.: Махаон, 2003 г.

Перова Н.Н., Чудеса света. – М.: Эксмо, 2009 г.

. Пирс Ф., Голдсмит З., Земля вчера и сегодня. – М: Контент, 2009 г.

Своя игра : серия книг

Сборник «300 вопросов повышенной сложности» в.1; в.2; Пермь; 2001 г.; 2002

Павлова С.Г. Развитие интеллекта учащихся средней и старшей школы в клубе «Что? Где? Когда?»// bank.ooipkro.ru/text/t43_14.htm

Практикум» М.: Издательство «У – Фактория» 2006

Тихомирова Л. Ф. «Развитие познавательных способностей.

Юному эрудиту обо всём. – М.: Махаон, 2008 г.


Для обучающихся:



. Большая иллюстрированная энциклопедия. – М.: Махаон, 2008 г.

Витт Р., Нинке Х. Энциклопедия родной природы М.:«Росмэн», 2007 г.

Грант Н., Большая энциклопедия истории. – М.: Росмэн, 2007

г..История зарубежных стран. – М.: Росмэн, 2008 г.Мадгуик У., Керрод Р.,

Книга знаний. – М.: Махаон, 2008 г.

Новая энциклопедия школьника. – М.: Махаон, 2003 г.

Перова Н.Н., Чудеса света. – М.: Эксмо, 2009 г.

Пирс Ф., Голдсмит З., Земля вчера и сегодня. – М: Контент, 2009 г.

Россия: физическая и экономическая география. – М.: Аванта, 2007 г.

. 10. Юному эрудиту обо всём. – М.: Махаон, 2008 г


Для родителей



Анашина Н.Ю., Галеева Р.А., Мельченко И.В. Интеллектуальные праздники, викторины, дни знаний/  Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

Видинеев Н.В. Природа интеллектуальных способностей. - М., 1969.

Винокурова  Н. «Лучшие тесты на развитие творческих способностей»/  М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.

Курбанов Г.С.Умные игры для детей и их родителей/  Ростов-на-Дону: Феникс, 2003

Левин Б. «Что? Где? Когда?» для чайников. - Д.: Сталкер, 1999.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации