ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Школьный спортивный клуб «Спортивный Олимп»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Школьный спортивный клуб «Спортивный Олимп»
Возраст учащихся: 15-17 лет
Срок реализации: 2 года
2025 год
Содержание
№ п/п | Содержание | Стр. |
1 | Пояснительная записка | 3 - 4 |
1.1 | Цель и задачи программы | 4 - 5 |
2 | Рабочие программы | 5 - 11 |
2.1 | Рабочая программа «Школьный спортивный клуб «Спортивный Олимп» 1 год обучения | 5 - 8 |
2.2 | Рабочая программа «Школьный спортивный клуб «Спортивный Олимп» 2 год обучения | 8 - 11 |
3 | Комплекс организационно – педагогических условий | 11 |
3.1 | Учебный план | 11 |
3.2 | Формы промежуточной аттестации и текущего контроля | 12 |
3.3 | Календарный учебный график | 12 |
3.4 | Условия реализации программы | 12 - 13 |
3.5 | Оценочные материалы | 13 |
3.6 | Методические материалы | 13 - 14 |
3.7 | Материально – техническое обеспечение | 14 - 15 |
3.8 | Список литературы | 15 - 16 |
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Школьный спортивный клуб «Спортивный Олимп» разработана в соответствии с «Законом об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.), «Законом о физической культуре и спорте в Российской Федерации» (№ 329-ФЗ от 14 декабря 2007 г.), Концепцией развития дополнительного образования детей, с «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №196), Положением о дополнительном образовании детей и взрослых МБОУ «Школа № 19 г. Ельца», с учётом норм СанПиН 2.4.3648-20 (от 28.09.2020 №28).
Актуальность программы состоит в том, что она направлена на удовлетворение потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в активных формах двигательной деятельности, обеспечивает физическое, психическое и нравственное оздоровление обучающихся. Расширяется кругозор и интерес обучающихся к данному виду спорта.
Отличительные особенности программы:
1. Обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода с учетом здоровья, физического развития, пола, двигательной подготовленности детей соответствующего возраста;
2. Достижение высокой моторной плотности и динамичности занятий;
3. Реализация программы позволяет уделять внимание психологической подготовке занимающихся: устранению страха перед сложными упражнениями, укреплению веры в свои силы, воспитанию смелости, ознакомлению с мерами безопасности.
4. Реализация программы способствует формированию общей культуры, а также познавательной, физической, социальной творческой активности личности обеспечивающих формирование у детей актуального социокультурного опыта и личностной позиции.
5. В результате реализации программы обучающиеся становятся полноценными субъектами организации спортивно-оздоровительной работы в школе.
Педагогическая целесообразность программы.
Занятия в спортивном кружке «Школьный спортивный клуб «Спортивный Олимп» оказывают на детей с нарушениями интеллекта огромное воспитывающее воздействие. Спортивная группа становится коллективом, активным фактором формирования сознательной дисциплины, морально-волевых качеств личности.
Адресат программы: обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в возрасте 15-17 лет.
Объем программы: согласно учебному плану, дополнительная общеразвивающая программа рассчитана на 68 часов (1 час в неделю): первый год – 34часа (1 час в неделю), второй год - 34 часа (1 час в неделю).
Форма обучения - очная.
Срок освоения программы - 2 года.
Цели и задачи программы:
Цель программы: повышение уровня двигательной активности, сохранение и укрепление здоровья детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами физической культуры и спорта.
Задачи программы:
Образовательные:
Вовлекать обучающихся в систематические занятия физической культурой и спортом, формирование у них мотивации и устойчивого интереса к укреплению здоровья;
Знакомить обучающихся с нарушениями интеллекта с основными видами спорта;
Формирование представлений о значимости и необходимости ведения здорового образа жизни.
Организация физкультурно-спортивной работы с обучающимися.
Коррекционно-развивающие:
1. Развивать навыки спортивной этики и дисциплины.
2. Корригировать недостатки познавательной сферы и психомоторного развития; развивать и совершенствовать волевой сферы;
3. Укреплять психическое и физическое здоровье детей.
Воспитательные:
1. Воспитывать сознательное отношение к собственному здоровью, его укреплению.
2. Воспитывать дисциплинированность, стрессоустойчивость, целеустремленность.
3. Воспитывать умение работать в команде, уважать своих товарищей, поддерживать их и помогать им.
4. Воспитывать у обучающихся нравственные качества, патриотизм, общественную активность, трудолюбие;
5. Профилактика асоциальных проявлений в подростковой среде.
2. Рабочие программы
2.1 Рабочая программа «Школьный спортивный клуб «Спортивный Олимп» 1 год обучения.
Тематическое планирование
№ п.п. | Тема раздела. Темы | Кол-во часов | Форма контроля | |||
Всего | Теория | Практика | ||||
I. | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | 1 | 1 | - | | |
1.1 | Техника безопасности во время занятий дополнительного образования. Требования безопасности перед началом занятий, во время занятий, в аварийных ситуациях, по окончании занятий. | | 1 | | Опрос | |
II. | Модуль «Футбол» | 9 | 4 | 5 | | |
2.1 | Основы техники игры и техническая подготовка. Изучение правил игры и пояснений к ним. | | 1 | | Опрос, беседа, практическая работа | |
2.2 | Стоики и перемещения. Стойки игрока; перемещения в стойке приставными шагами боком и спиной вперед, ускорения, старты из различных положений. Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения, остановки, повороты, ускорения). | | 1 | 1 | Опрос, беседа, практическая работа | |
2.3 | Удары по неподвижному и катящемуся мячу внутренней стороной стопы и средней частью подъёма, с места, с одного-двух шагов. Вбрасывание из-за «боковой» линии. | | 1 | 1 | Опрос, беседа, практическая работа | |
2.4 | Передачи мяча. Остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы и подошвой. Передачи мяча в парах Комбинации из освоенных элементов: ведение, удар (пас), прием мяча, остановка. Игры и игровые задания. | | 1 | 1 | Опрос, беседа, практическая работа | |
| Подвижные игры: «Точная передача», «Попади в ворота». | | | 2 | Практическая работа | |
III | Легкая атлетика | 9 | 1 | 8 | | |
3.1 | История развития легкой атлетики. Легкая атлетика в России | | 1 | | Опрос, беседа | |
3.2 | ОФП. Совершенствование техники спортивной ходьбы. | | | 2 | Практическая работа | |
3.3 | ОФП. Изучение техники бега. | | | 2 | Практическая работа | |
3.4 | ОФП. Упражнения для мышц плечевого пояса и туловища. Изучение техники прыжка в длину с разбега, с места. | | | 2 | Практическая работа | |
3.5 | ОФП. Совершенствование техники метания мяча | | | 2 | Практическая работа | |
IV | Шашки | 6 | 1 | 5 | | |
4.1 | Правила игры. Основы шашечной игры и её общие вопросы. Понятие о шашечной позиции, позиционное преимущество - важный путь к достижению победы. Сила дамки, значение связок, разменов, понятие об оппозиции, темпах, маневренных возможностях | | 1 | | Опрос, беседа, практическая работа | |
4.2 | Простейшие комбинации и тренировка в их отыскании, расчет ходов в партии. Жертва шашки. Комбинационные эпизоды игры. Комбинационные ловушки. Контрудары | | | 2 | Практическая работа | |
4.3 | Спарринг тренировки, конкурсы решений, сеансы одновременной игры. | | | 3 | Практическая работа | |
V | Настольный теннис | 4 | 1 | 3 | | |
5.1 | Понятие о спортивной технике. Стойка теннисиста, хватка ракетки, исходное положение рук, ног, туловища; откидка, накат, подрезка, подача; перемещения. | | 1 | 1 | Опрос, беседа, практическая работа | |
5.2 | Овладение техникой игры. Хватка ракетки. Жонглирование мячом Овладение техникой с работой ног. Овладение техникой ударов по мячу на столе. | | | 2 | Практическая работа | |
VI | Движение ВФСК «ГТО» | 5 | 1 | 4 | | |
7.1 | Правила выполнения норм ГТО, виды испытаний, ступени, количество нормативов на знак. Что такое УИН, как его получить. | | 1 | | Опрос, беседа, практическая работа | |
7.2 | Практика: Бег 30м, 60м, 100м, бег 1, 1,5 2 км, челн. бег 3х10, прыжок с места, метание, пресс, наклон, подтягивание, отжимание, кросс по пересеченной местности 2,3 км. | | | 4 | Практическая работа | |
| Итого | 34 | 9 | 25 | |
Содержание программы
1.Техника безопасности. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Техника безопасности во время занятий дополнительного образования. Требования безопасности перед началом занятий, во время занятий, в аварийных ситуациях, по окончании занятий.
2. Футбол. Основы техники игры и техническая подготовка. Изучение правил игры и пояснений к ним. Стоики и перемещения. Стойки игрока; перемещения в стойке приставными шагами боком и спиной вперед, ускорения, старты из различных положений. Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения, остановки, повороты, ускорения). Удары по неподвижному и катящемуся мячу внутренней стороной стопы и средней частью подъёма, с места, с одного-двух шагов.
Вбрасывание из-за «боковой» линии. Передачи мяча. Остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы и подошвой. Передачи мяча в парах Комбинации из освоенных элементов: ведение, удар (пас), прием мяча, остановка. Игры и игровые задания. Подвижные игры: «Точная передача»,
«Попади в ворота».
3. Легкая атлетика. История развития легкой атлетики. Легкая атлетика в России. ОФП. Совершенствование техники спортивной ходьбы. ОФП. Изучение техники бега. ОФП. Упражнения для мышц плечевого пояса и туловища. Изучение техники прыжка в длину с разбега, с места. ОФП. Совершенствование техники метания мяча
4. Шашки. Правила игры. Основы шашечной игры и её общие вопросы. Понятие о шашечной позиции, позиционное преимущество - важный путь к достижению победы. Сила дамки, значение связок, разменов, понятие об оппозиции, темпах, маневренных возможностях. Простейшие комбинации и тренировка в их отыскании, расчет ходов в партии. Жертва шашки. Комбинационные эпизоды игры. Комбинационные ловушки. Контрудары
Спарринг тренировки, конкурсы решений, сеансы одновременной игры.
5. Настольный теннис. Понятие о спортивной технике. Стойка теннисиста, хватка ракетки, исходное положение рук, ног, туловища; откидка, накат, подрезка, подача; перемещения. Овладение техникой игры. Хватка ракетки. Жонглирование мячом Овладение техникой с работой ног. Овладение техникой ударов по мячу на столе.
6. Движение ВФСК «ГТО». Правила выполнения норм ГТО, виды испытаний, ступени, количество нормативов на знак. Что такое УИН, как его получить. Практика: Бег 30м, 60м, 100м, бег 1, 1,5 2 км, челн. бег 3х10, прыжок с места, метание, пресс, наклон, подтягивание, отжимание, кросс по пересеченной местности 2,3 км.
2.2 Рабочая программа «Школьный спортивный клуб «Спортивный Олимп» 2 год обучения
Тематическое планирование
№ п.п. | Тема раздела. Темы | Кол-во часов | Форма контроля | |||
Всего | Теория | Практика | ||||
I. | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | 1 | 1 | - | | |
1.1 | Техника безопасности во время занятий дополнительного образования. Требования безопасности перед началом занятий, во время занятий, в аварийных ситуациях, по окончании занятий. | | 1 | | Опрос | |
II. | Модуль «Футбол» | 9 | 4 | 8 | | |
2.1 | Основы техники игры и техническая подготовка. Изучение правил игры и пояснений к ним. | | 1 | | Опрос, беседа, практическая работа | |
2.2 | Техника передвижения. Игра «Квадрат», учебная игра в футбол | | | 1 | Практическая работа | |
2.3 | Отработка ударов по мячу ногой. Игра «Ручной мяч», учебная игра в футбол | | | 1 | Практическая работа | |
2.4 | Отработка остановки мяча. Игра «Квадрат», учебная игра в футбол. | | | 1 | Практическая работа | |
2.5 | Отработка ведения мяча. Игра «Ручной мяч», учебная игра в футбол | | | 1 | Практическая работа | |
2.6 | Отработка обманных движений (финтов). Игра «Квадрат», учебная игра в футбол | | | 1 | Практическая работа | |
2.7 | Отработка отбирания мяча. Игра «Квадрат», учебная игра в футбол | | | 1 | Практическая работа | |
2.8 | Техника игры вратаря. Учебная игра в футбол | | | 1 | Практическая работа | |
2.9 | Тактика нападения и защиты. Разбор действий | | | 1 | Практическая работа | |
III | Легкая атлетика | 9 | 1 | 8 | | |
3.1 | Гигиена спортсмена и закаливание. | | 1 | | Опрос, беседа | |
3.2 | ОФП. Челночный бег. | | | 2 | Практическая работа | |
3.3 | ОФП. Прыжки через скакалку | | | 2 | Практическая работа | |
3.4 | Спортивные игры. | | | 2 | Практическая работа | |
3.5 | Кроссовая подготовка. Бег на средние дистанции 400-500 м. | | | 2 | Практическая работа | |
IV | Шашки | 6 | 1 | 5 | | |
4.1 | Значение центральных полей игры. Сила и слабость центра. | | 1 | | Опрос, беседа, практическая работа | |
4.2 | Совместная борьба дамок и простых. | | | 3 | Практическая работа | |
4.3 | Понятие об этюде. Важность знания этюдных приемов борьбы для практической игры. | | | 2 | Практическая работа | |
V | Настольный теннис | 4 | 1 | 3 | | |
5.1 | Основные принципы и правила игры. Понятия о счете в настольном теннисе; правила начисления очка. Тактика одиночной игры. | | 1 | 1 | Опрос, беседа, практическая работа | |
5.2 | Индивидуальная, групповая и командная тренировка. практические занятия индивидуально и в парах. Учебная, тренировочная игра. игра на счет разученными ударами; групповые игры; «Солнышко», «Один против всех», «Круговая – с тренером» и другие. | | | 2 | Практическая работа | |
VI | Движение ВФСК «ГТО» | 5 | | 5 | | |
7.1 | Подготовка к сдаче норм ГТО | | | 3 | Опрос, беседа, практическая работа | |
7.2 | Сдача норм ВФСК «ГТО» | | | 2 | Практическая работа | |
| Итого | 34 | 8 | 26 | |
Содержание программы
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Техника безопасности во время занятий дополнительного образования. Требования безопасности перед началом занятий, во время занятий, в аварийных ситуациях, по окончании занятий.
Футбол. Основы техники игры и техническая подготовка. Изучение правил игры и пояснений к ним. Техника передвижения. Игра «Квадрат», учебная игра в футбол. Отработка ударов по мячу ногой. Игра «Ручной мяч», учебная игра в футбол. Отработка остановки мяча. Игра «Квадрат», учебная игра в футбол.
Отработка ведения мяча. Игра «Ручной мяч», учебная игра в футбол. Отработка обманных движений (финтов). Игра «Квадрат», учебная игра в футбол. Отработка отбирания мяча. Игра «Квадрат», учебная игра в футбол. Техника игры вратаря. Учебная игра в футбол. Тактика нападения и защиты. Разбор действий
Легкая атлетика. Гигиена спортсмена и закаливание. ОФП. Челночный бег. ОФП. Прыжки через скакалку
Спортивные игры. Кроссовая подготовка. Бег на средние дистанции 400-500 м.
Шашки. Значение центральных полей игры. Сила и слабость центра. Совместная борьба дамок и простых.
Понятие об этюде. Важность знания этюдных приемов борьбы для практической игры.
Настольный теннис. Основные принципы и правила игры. Понятия о счете в настольном теннисе; правила начисления очка. Тактика одиночной игры. Индивидуальная, групповая и командная тренировка. практические занятия индивидуально и в парах. Учебная, тренировочная игра. игра на счет разученными ударами; групповые игры; «Солнышко», «Один против всех», «Круговая – с тренером» и другие.
Движение ВФСК «ГТО». Подготовка к сдаче норм ГТО. Сдача норм ВФСК «ГТО»
Планируемые результаты
Ожидаемые результаты:
развитие потребности заниматься физической культурой и спортом;
пробуждение в детях желания заботиться о собственном здоровье;
выработка оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей;
формирование знания негативных факторов риска здоровью.
Занятия имеют оздоровительный и развивающий эффект. По окончании освоения программы обучающиеся буду иметь представления:
- о технике безопасности при занятиях физической культурой и спортом, на соревнованиях по подвижным и спортивным играм;
-о простейших правилах подвижных и спортивных игр;
- о правилах личной гигиены;
- о профилактике травматизма;
- о роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни, организации активного отдыха;
Уметь:
- выполнять гимнастические, легкоатлетические упражнения для успешной сдачи норм ГТО;
- применять технические элементы подвижных и спортивных игр, использовать их в условиях соревновательной деятельности организации собственного досуга;
- самостоятельно организовать и провести подвижную, спортивную игру по всем правилам;
- пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием, специальными техническими средствами с целью повышения эффективности самостоятельных форм занятий физической культурой;
- управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения.
3. Комплекс организационно – педагогических условий
3.1 Учебный план
Название учебного курса | Количество часов | Формы промежуточной аттестации | ||||||||
1 год | 2 год | |||||||||
всего | теория | практика | всего | теория | практика | |||||
«Школьный спортивный клуб «Спортивный Олипм» | 34 | 9 | 25 | 34 | 8 | 26 | Контрольные упражнения, участие в соревнованиях |
3.2 Формы промежуточной аттестации.
- Усвоение изученного материала.
- Выполнение упражнений по общей и специальной физической подготовке.
- Участие занимающихся в соревнованиях городского и регионального уровнях.
- сдача норм ГТО.
3.3 Календарный учебный график
Начало реализации программы | 1 сентября |
Окончание учебного года | 31 августа |
Продолжительность учебного года | 34 недели |
Количество учебных дней | 170 |
Режим занятий
Занятия проходят 1 раз в неделю по 40 минут.
Тип занятий - групповые занятия.
Форма проведения занятий:
-групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия;
-участие в соревнованиях, сдачах норм ГТО.
3.4 Условия реализации программы
Набор в группу осуществляется в соответствии с заявлением родителей (законных представителей) о приеме ребенка в спортивный кружок «Школьный спортивный клуб «Спортивный Олимп» МБОУ «Школа № 19 г. Ельца». Занятия проводятся на базе МБОУ «Школа № 19 г. Ельца», расписание утверждено приказом. Регулярно с обучающимися проводятся инструктажи по соблюдению техники безопасности, правилам дорожного движения, пожарной безопасности, поведения в случаях террористических актов. Программа рассчитана на два года обучения. Группы формируются по 10-12 человек первый год обучения, 10-12 человек второй год обучения. Возрастной охват детей 15-17 лет. Осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям с учетом их возрастных и психолого-педагогических особенностей. Программу «Школьный спортивный клуб «Спортивный Олимп» реализуют педагоги дополнительного образования, соответствующие следующим квалификационным требованиям: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
3.5 Оценочные материалы
Критериями оценки работы учащихся являются:
- качество и скорость овладения технико-тактическими элементами,
- уровень развития физических способностей,
- желание и уровень мотивации к тренировочным занятиям,
- дисциплина и поведение на тренировках,
- результативность сдачи норм ГТО,
- умение применять приобретенные умения и навыки в соревновательных условиях.
3.6 Методические материалы
Для повышения интереса занимающихся к занятиям и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач применяются разнообразные методы проведения этих занятий.
Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели используются: объяснение, рассказ, замечание, команды, указание.
Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.
Практические методы:
- методы упражнений;
- игровой;
- соревновательный;
- круговой тренировки. Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократное повторение упражнений. Разучивание упражнений осуществляется двумя методами:
- в целом;
- по частям. Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры. Метод круговое тренировки предусматривает выполнение заданий на специально подготовленных местах (станциях). Упражнения выполняются с учѐтом технических и физических способностей занимающихся.
3.7 Материально-техническое обеспечение
Для занятий необходимо следующее оборудование и инвентарь:
1. Спортивный зал и игровая площадка со стандартными размерами для проведения занятий.
2. Ворота футбольные с сетками 2 штуки
3. Мячи футбольные 2 шт.
4. Гимнастические маты 4 шт.
5. Скакалки 15 шт.
6. Стойки (фишки) для обводки 25 шт.
7.Конусы — 10 шт.
8. Манишки 20 шт.
9. Насос ручной со штуцером 2 шт.
10. Сетка для мячей 1 шт.
11. Лесенка координационная 1 шт.
12.Свисток
13. Мячи для метания - 6 шт.
14. Секундомер -1 шт.
15. Гимнастические скамейки – 3 шт.
16. Мячи набивные различной массы - 4 шт.
3.8 Список использованной литературы
1. Болонов Г.П. «Физкультура в начальной школе» - М. – 2005.
2. Воронова Е. А. Здоровый образ жизни в современной школе. Программы, мероприятия, игры. М.- 2015.
3. Колодницкий Г.А. Внеурочная деятельность учащихся. Футбол: пособие для учителей и методистов. –М. – 2011.
4. Ланда Б.Х.Мониторинг физического развития и физической подготовленности учащихся – М. - 2006.
6. Муравьев В.А. «Воспитание физических качеств детей дошкольного и школьного возраста» - М. - 2004.
8. Организация работы спортивных секций в школе: программы, рекомендации/ авт.-сост. А.Н. Каинов. – Волгоград: Учитель, 2013.
9. Погрибной В.К., Юзюк В.Я. Шашки для детей/ Изд. 2-е, перераб. И доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2010.
10. Степанова О.А. «Игра и оздоровительная работа в начальной школе» - М. – 2004.
11. Шпрах С.Д. Настольный теннис. «У меня секретов нет…», М., 2008.
Интернет – ресурс.
1. Сайт ВФСК «ГТО»
https://www.gto.ru/norms
2. Министерство физической культуры и спорта
http://www.sport-kuzbass.ru/magazine/
3. Российская электронная школа «Физическая культура»
https://resh.edu.ru/