Дополнительная общеобразовательная программа – основной документ педагога. Новые требования к структуре и содержанию. Доклад на заседании педагогического совета

0
0
Материал опубликован 21 August

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г.ВЛАДИКАВКАЗА»

структурное подразделение

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА «НАРТ»






Дополнительная общеобразовательная программа – основной документ педагога.

Новые требования к структуре и содержанию




Исполнила:

методист Хачирова Б.Р.


















Владикавказ, 2025г


Согласно Федеральному Закону «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно- педагогических условий, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов. К дополнительным образовательным программам относятся:

дополнительные общеобразовательные программы – дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;

дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.

Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых. Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей. 

Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы реализуются в образовательных организациях любого вида при наличии лицензии. В том числе в многопрофильных образовательных организациях дополнительного образования.

Основные нормативные документы, на основании которых разрабатываются ДООП, кроме Закона об образовании - это Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам в редакции от 27.07.2022 и Методические рекомендации по проектированию ДООП (включая разноуровневые программы).

Дополнительные общеобразовательные программы в зависимости от содержания, преобладающих видов деятельности могут быть следующих направленностей: технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско - краеведческой, социально-гуманитарной. Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Реализуются дополнительные общеобразовательные программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время. При реализации ДООП могут использоваться различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. Обучение по ДООП осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме. Образовательный процесс организован в объединениях по интересам, сформированных в группы обучающихся одного возраста или разных возрастных категорий, являющиеся основным составом объединения (например, клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры, мастерские, школы) (далее - объединения), а также индивидуально.

Количество обучающихся в объединении, их возрастные категории, а также продолжительность и периодичность занятий, численный состав групп зависят от направленности программы и индивидуальных особенностей обучающихся. Занятия в объединениях могут проводиться по группам, индивидуально или всем составом объединения.

Расписание занятий объединения составляется для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся в соответствии с нормами, зафиксированными в "Санитарно-эпидемиологических требованиях к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28.

Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся и завершается итоговой аттестацией, проводимой в формах, определенных в программе. Порядок и периодичность промежуточной аттестации определяет образовательная организация.

Образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся.

Существенные изменения произошли в структуре и содержании ДООП. Дополнительная общеразвивающая программа включает следующие обязательные структурные компоненты:

I. Титульный лист

II. Краткая аннотация

III. Паспорт программы

IV. Пояснительная записка

V. Цель и задачи

VI. Учебный план

VII. Содержание дополнительной общеобразовательной программы

VIII. Планируемые результаты реализации программы

IX. Формы контроля и оценочные материалы

Х. Методическое обеспечение программы

ХI. Материально- техническое обеспечение

ХII. Кадровое обеспечение

ХIII. Информационное обеспечение (литература)

ХIV. Рабочая программа (Календарный учебный график на каждый год обучения)

ХV. Рабочая программа воспитания

ХVI. Приложения


Титульный лист — первая страница, служащая источником информации, необходимой для идентификации документа. На титульном листе указывается:

Наименование образовательной организации (далее – ОО), осуществляющей реализацию программы (в соответствии с Уставом ОО);

Гриф согласования, номер протокола и дата принятия решения педагогическим (методическим) советом образовательной организации;

Гриф утверждения программы руководителем ОО (справа): номер и дата приказа об утверждении программы, подпись руководителя, печать;

Наименование и направленность программы;

Уровень программы (стартовый, базовый, углубленный)

Срок освоения;

Возраст обучающихся;

ФИО и должность разработчика (ов) программы

Населенный пункт, год

Текст программы содержит основные характеристики программы и организационно-педагогические условия ее реализации

В пояснительной записке:

Направленность программы;

Адресат программы;

Актуальность программы;

Отличительные особенности программы/новизна (при наличии);

Уровень освоения программы;

Объем и срок освоения программы;

Язык реализации;

Форма обучения;

Особенности реализации;

Условия набора и формирования групп;

Формы организации и проведения, режим занятий.

Цель указывается конкретно к данному виду деятельности, к данной программе. Задачи: предметные, метапредметные, личностные.

В учебном плане по годам обучения (модулям программы) указываются тематические блоки содержания с объемом часов с разбивкой на теорию и практику, а также !!! формы контроля успеваемости по каждому блоку. Важно помнить, что отдельно оценивается теоретический материал и практические умения и навыки.

В содержании учебного плана расшифровываются подробно тематические блоки по каждому занятию с указанием теоретического и практического материала, формы контроля и итоговой аттестации.

Планируемые результаты указываются в соответствии с целью и задачами обучения в опоре на формулировки предметных, метапредметных и личностных задач.

Важное новшество – обязательно прописываются формы и периодичность контроля усвоения материала программы. Контроль за усвоением ДООП проводится:

на каждом занятии;

в конце изучения каждого раздела;

в конце изучения модуля и всей программы.

Для определения достижения учащимися планируемых предметных, метапредметных и личностных результатов в программе должны быть разработаны диагностические материалы, приведены методики и шаблоны оценочных листов.

В разделе «Методическое обеспечение» описываются применяемые технологии, принципы и методы обучения, в раздел включаются дидактические материалы.

В разделе «Информационное обеспечение» приводятся актуальные нормативные документы и акты (Министерства просвещения РФ и других профильных министерств и ведомств, региональные документы), на основании которых разработана программа, а также литература для педагога, обучающихся и родителей.

Новый элемент – рабочая программа. Разрабатывается на учебный год под конкретную учебную группу, учитывают особенности и возможности обучающихся, условия реализации.

Обязательные элементы рабочей программы:

планируемые результаты

учебный план

содержание учебного плана

календарный учебный график.

Важный компонент программы – рабочая программа воспитания. В ней определяются: цель, задачи, направления воспитательной работы, целевые ориентиры воспитания (планируемые результаты), формы и методы воспитательной работы, а также прилагается календарный план воспитательных мероприятий.

В программы должны быть приложения – различные методики оценивания достижения результатов обучения, дидактические и информационные материалы, сценарии и т.д.

Таким образом, дополнительная общеразвивающая программа – документ, который сопровождает и регламентирует все этапы, содержание, результаты, формы и методы учебно- воспитательного процесса.

Программы обновляются ежегодно с учетом инноваций в науке, технике, педагогической теории и практике.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.