Дополнительная общеобразовательная программа – основной документ педагога. Новые требования к структуре и содержанию. Доклад на заседании педагогического совета
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г.ВЛАДИКАВКАЗА»
структурное подразделение
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА «НАРТ»
Дополнительная общеобразовательная программа – основной документ педагога.
Новые требования к структуре и содержанию
Исполнила:
методист Хачирова Б.Р.
Владикавказ, 2025г
Согласно Федеральному Закону «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно- педагогических условий, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов. К дополнительным образовательным программам относятся:
дополнительные общеобразовательные программы – дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;
дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.
Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых. Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей.
Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы реализуются в образовательных организациях любого вида при наличии лицензии. В том числе в многопрофильных образовательных организациях дополнительного образования.
Основные нормативные документы, на основании которых разрабатываются ДООП, кроме Закона об образовании - это Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам в редакции от 27.07.2022 и Методические рекомендации по проектированию ДООП (включая разноуровневые программы).
Дополнительные общеобразовательные программы в зависимости от содержания, преобладающих видов деятельности могут быть следующих направленностей: технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско - краеведческой, социально-гуманитарной. Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Реализуются дополнительные общеобразовательные программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время. При реализации ДООП могут использоваться различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. Обучение по ДООП осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме. Образовательный процесс организован в объединениях по интересам, сформированных в группы обучающихся одного возраста или разных возрастных категорий, являющиеся основным составом объединения (например, клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры, мастерские, школы) (далее - объединения), а также индивидуально.
Количество обучающихся в объединении, их возрастные категории, а также продолжительность и периодичность занятий, численный состав групп зависят от направленности программы и индивидуальных особенностей обучающихся. Занятия в объединениях могут проводиться по группам, индивидуально или всем составом объединения.
Расписание занятий объединения составляется для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся в соответствии с нормами, зафиксированными в "Санитарно-эпидемиологических требованиях к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28.
Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся и завершается итоговой аттестацией, проводимой в формах, определенных в программе. Порядок и периодичность промежуточной аттестации определяет образовательная организация.
Образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся.
Существенные изменения произошли в структуре и содержании ДООП. Дополнительная общеразвивающая программа включает следующие обязательные структурные компоненты:
I. Титульный лист
II. Краткая аннотация
III. Паспорт программы
V. Цель и задачи
VI. Учебный план
VII. Содержание дополнительной общеобразовательной программы
VIII. Планируемые результаты реализации программы
IX. Формы контроля и оценочные материалы
Х. Методическое обеспечение программы
ХI. Материально- техническое обеспечение
ХII. Кадровое обеспечение
ХIII. Информационное обеспечение (литература)
ХIV. Рабочая программа (Календарный учебный график на каждый год обучения)
ХV. Рабочая программа воспитания
Титульный лист — первая страница, служащая источником информации, необходимой для идентификации документа. На титульном листе указывается:
Наименование образовательной организации (далее – ОО), осуществляющей реализацию программы (в соответствии с Уставом ОО);
Гриф согласования, номер протокола и дата принятия решения педагогическим (методическим) советом образовательной организации;
Гриф утверждения программы руководителем ОО (справа): номер и дата приказа об утверждении программы, подпись руководителя, печать;
Наименование и направленность программы;
Уровень программы (стартовый, базовый, углубленный)
Срок освоения;
Возраст обучающихся;
ФИО и должность разработчика (ов) программы
Населенный пункт, год
Текст программы содержит основные характеристики программы и организационно-педагогические условия ее реализации
В пояснительной записке:
Направленность программы;
Адресат программы;
Актуальность программы;
Отличительные особенности программы/новизна (при наличии);
Уровень освоения программы;
Объем и срок освоения программы;
Язык реализации;
Форма обучения;
Особенности реализации;
Условия набора и формирования групп;
Формы организации и проведения, режим занятий.
Цель указывается конкретно к данному виду деятельности, к данной программе. Задачи: предметные, метапредметные, личностные.
В учебном плане по годам обучения (модулям программы) указываются тематические блоки содержания с объемом часов с разбивкой на теорию и практику, а также !!! формы контроля успеваемости по каждому блоку. Важно помнить, что отдельно оценивается теоретический материал и практические умения и навыки.
В содержании учебного плана расшифровываются подробно тематические блоки по каждому занятию с указанием теоретического и практического материала, формы контроля и итоговой аттестации.
Планируемые результаты указываются в соответствии с целью и задачами обучения в опоре на формулировки предметных, метапредметных и личностных задач.
Важное новшество – обязательно прописываются формы и периодичность контроля усвоения материала программы. Контроль за усвоением ДООП проводится:
на каждом занятии;
в конце изучения каждого раздела;
в конце изучения модуля и всей программы.
Для определения достижения учащимися планируемых предметных, метапредметных и личностных результатов в программе должны быть разработаны диагностические материалы, приведены методики и шаблоны оценочных листов.
В разделе «Методическое обеспечение» описываются применяемые технологии, принципы и методы обучения, в раздел включаются дидактические материалы.
В разделе «Информационное обеспечение» приводятся актуальные нормативные документы и акты (Министерства просвещения РФ и других профильных министерств и ведомств, региональные документы), на основании которых разработана программа, а также литература для педагога, обучающихся и родителей.
Новый элемент – рабочая программа. Разрабатывается на учебный год под конкретную учебную группу, учитывают особенности и возможности обучающихся, условия реализации.
Обязательные элементы рабочей программы:
планируемые результаты
учебный план
содержание учебного плана
календарный учебный график.
Важный компонент программы – рабочая программа воспитания. В ней определяются: цель, задачи, направления воспитательной работы, целевые ориентиры воспитания (планируемые результаты), формы и методы воспитательной работы, а также прилагается календарный план воспитательных мероприятий.
В программы должны быть приложения – различные методики оценивания достижения результатов обучения, дидактические и информационные материалы, сценарии и т.д.
Таким образом, дополнительная общеразвивающая программа – документ, который сопровождает и регламентирует все этапы, содержание, результаты, формы и методы учебно- воспитательного процесса.
Программы обновляются ежегодно с учетом инноваций в науке, технике, педагогической теории и практике.