Дополнительная общеразвивающая программа: требования к структуре документа

2
0
Материал опубликован 26 May 2020

Дополнительная общеразвивающая программа:

требования к структуре документа

Балина Ирина Вениаминовна,

руководитель службы оценки качества образования

и развития педагогических инициатив, методист

(МБОУДО ЦРТДиЮ «Созвездие» г. Калуги)


Дополнительное образование детей и взрослых продолжает успешно развивается несмотря на современные реалии. Этот вид образования одним из первых перешёл на реализацию дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Между тем  увеличивается объём инвестиций в эту сферу. Происходящие перемены в области дополнительного образования являются одним из приоритетных инновационных направлений в развития страны [5].

Дополнительное образование – вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования [1, ст. 2 п. 14].

Дополнительное образование детей и взрослых направлено на развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных особенностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности [1, ст. 75 п. 1].

Образовательная программа – комплекс основных характеристик (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин, иных компонентов, а также оценочных и методических материалов [1, ст. 2 п. 9].

К дополнительным образовательным программам относятся:

  • дополнительные общеобразовательные программы – дополнительные общеразвивающие, дополнительные предпрофессиональные;
  • дополнительные профессиональные программы – программы повышения квалификации, программы профессиональной подготовки [1, ст. 12 п. 4, ст. 75 п.2].

Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность [1, ст. 12 п. 5].

В дополнительном образовании выделяют следующие виды программ:

  • типовая (примерная) – утвержденная Министерством образования Российской федерации и рекомендованная в качестве примерной по конкретной образовательной области или направлению деятельности;
  • модифицированная (адаптированная). В её основу положена примерная (типовая программа), которая изменена с учетом особенностей образовательного учреждения, возраста и уровня подготовки обучающихся, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания;
  • экспериментальная программа разрабатывается педагогом с целью решения какой-либо практической задачи, связанной с преодолением определенных проблем в образовательном процессе. Она может предполагать изменения в содержании и методах обучения. На работу по экспериментальной программе должно быть разрешение методического совета и руководителя образовательного учреждения. После этого она обязательно проходит апробацию в течение, по крайней мере, одного срока реализации. В случае успешной апробации экспериментальная программа может претендовать на статус авторской. Обязательное условие отнесения образовательной программы к разряду авторских – её новизна. Она должна быть полностью создана педагогом (или коллективом авторов) и принадлежать ему (им) на правах интеллектуальной собственности.
  • авторская программа требует документального доказательства новизны и принадлежности идеи программы данному автору. Для этого претендент на авторство в пояснительной записке к программе должен убедительно показать принципиальные отличия его разработки от подходов других авторов, решающих сходную проблему. Авторская программа должна быть рекомендована к использованию методическим советом и утверждена руководителем учреждения. Официально статус авторской присваивается программе вышестоящим органом управления образованием [4].

По форме организации выделяют (Л.Г. Логинова):

  • комплексные, которые представляет собой соединение отдельных областей, направлений, видов деятельности, процессов в единое целое;
  • интегрированные (работает коллектив педагогов, объединенных не только общей концепцией, но и общей педагогической технологией; например, организацией учебно-исследовательской деятельности учащихся). В качестве связующих звеньев между элементами интегрированной программы могут выступать: общее направление организации образовательного процесса в группах (например, организация учебно-исследовательской деятельности), общие мероприятия для учащихся разных групп: конференции, экспедиции, культурно-массовые мероприятия, экскурсии и др.;
  • модульные программы составлены из самостоятельных целостных блоков. Образовательный процесс в таких программах разделен на отдельные модули на основании конкретного критерия;
  • сквозные программы появляется тогда, когда необходимо ввести и реализовать общую цель посредством нескольких программ. Главная задача в таких программах – соизмерить материал по направлениям, входящим в сквозную программу с учетом возрастных особенностей детей, их количества в группах, оценки физического состояния и т.п.

Направленность образования – ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности учащегося и требования к результатам освоения образовательной программы (ФЗ № 273 ст. 2 п. 25).

В дополнительном образовании выделяют шесть направленностей:

  • техническая;
  • социально-педагогическая;
  • естественнонаучная;
  • художественная;
  • физкультурно-спортивная;
  • туристско-краеведческая.

Бывают случаи, когда сложно определить направленность программы, тогда на помощь нам приходят виды деятельности (Приложение 1).

Содержание и материал программы дополнительного образования детей должны быть организованы по принципу дифференциации в соответствии со следующими уровнями сложности:

  • «Стартовый уровень». Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предполагаемого для освоения содержания программы (срок обучения по программе до 1 года).
  • «Базовый уровень». Предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы (срок обучения по программе 1-3 года, для учащихся в возрасте от 10 лет).
  • «Продвинутый уровень». Предполагает использование форм организации материала, обеспечивающих доступ к сложным (возможно узкоспециализированным) и нетривиальным разделам в рамках содержательно-тематического направления программы. Также предполагает углубленное изучение содержания программы и доступ к околопрофессиональным и профессиональным знаниям в рамках содержательно-тематического направления программы (срок обучения по программе от 2 лет, для учащихся в возрасте от 12 лет).

Перейдем непосредственно к структуре дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.

Примерные требования к структуре, оформлению и содержанию структурных элементов дополнительной общеобразовательной программы

Титульный лист (Приложение 2).

На титульном листе дополнительной общеобразовательной программы указывается:

  • наименование образовательной организации;
  • кем и когда утверждена дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа;
  • название дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы;
  • возраст детей, на который рассчитана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа;
  • срок реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы;
  • ФИО, должность автора дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы;
  • название города, в котором реализуется дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа;
  • год разработки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.

Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

    1. Пояснительная записка

 В пояснительной записке к дополнительной общеобразовательной программе следует раскрыть:

  • направленность дополнительной общеобразовательной программы;
  • актуальность, новизну, отличительные особенности, педагогическую целесообразность;
  • адресат программы (примерный портрет учащегося, для которого актуально обучение по данной программе);
  • объем программы (общее количество учебных часов);
  • формы обучения и виды занятий (лекции, практические и семинарские занятия, круглые столы, мастер-классы и др.);
  • срок освоения программы;
  • режим занятий (периодичность и продолжительность занятий);

1.2. Цель и задачи дополнительной программы:

Цель – стратегия, фиксирующая желаемый конечный результат, должна быть ясной, точной, конкретной, значимой, достижимой. Задачи – шаги к достижению цели.

1.3. Содержание программы:

- учебный план – содержит название разделов и тем программы, количество теоретических и практических часов и формы аттестации (контроля), оформляется в табличной форме;

- содержание учебного плана – реферативное описание разделов и тем программы в соответствии с последовательностью, заданной учебным планом.

1.4. Планируемые результаты – совокупность знаний, умений и навыков, личностных качеств, компетенций, личностных, предметных и метапредметных результатов, приобретаемых учащимися по завершении освоения программы и формулируются с учетом цели, задач и содержания программы.

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Календарный учебный график – определяет количество недель и количество учебных дней, продолжительность каникул, даты начала и окончания учебных периодов / этапов. Является обязательным приложением к программе и составляется для каждой группы [1, ст. 2, п. 92; ст. 47, п.5]

2.2. Условия реализации программы – реальная и доступная совокупность условий реализации программы – помещения, площадки, оборудование, приборы, информационные ресурсы и др. В разделе должны быть указаны все необходимые составляющие реализации программы:

  • помещение (учебный кабинет, компьютерный класс, мастерская, лаборатория, хореографический класс, спортивный или актовый зал);
  • подсобные помещения (кладовые, костюмерные, раздевалки);
  • оборудование (классная доска, мебель, стеллажи, зеркала, декорации, костюмы);
  • оборудование для проведения занятий, (станки, спортивные снаряды, швейные машинки, микрофоны);
  • технические средства (компьютеры, принтеры, проектор, интерактивная доска, телевизоры, музыкальный центр, видеомагнитофон, DVD-проигрыватель);
  • перечень технических, графических, чертежных, швейных и других инструментов, приборов,
  • музыкальные инструменты;
  • материалы: ватман, ткани, нитки, глина, клей, краски заготовки из дерева, металла и других материалов;
  • комплект для каждого обучающегося (тетрадь, ручка, карандаш, фломастеры, набор цветной бумаги, альбом);
  • одежда обучающихся (спортивная форма, одежда для занятий хореографией, работы в мастерской).

2.3. Формы аттестации (контроля) – зачет, защита учебно-исследовательской работы (проекта); выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции, открытые занятия и т.д. Формы аттестации бывают несколько видов. Во-первых, входной контроль - определяет уровень развития детей, их творческих способностей (беседа, собеседование, прослушивание, опрос, тестирование, анкетирование).

Во-вторых, текущий контроль – осуществляется в ходе образовательного процесса, по окончании изучения темы в течение всего учебного года. Текущий контроль позволяет определять степень усвоения учащимися учебного материала, готовность детей к восприятию нового материала, позволяет повышать ответственность и заинтересованность учащихся в обучении, выявлять учащихся отстающих и опережающих обучение. Текущий контроль помогает осуществлять дальнейший подбор наиболее эффективных методов и средств обучения. Виды текущего контроля: педагогическое наблюдение, опрос, контрольное занятие, самостоятельная работа и т.д.

В-третьих, промежуточный контроль – осуществляется два раза в год, по полугодиям.Промежуточный контроль способствует определению степени усвоения учащимися учебного материала, результатов обучения. Такой вид контроля может быть следующих видов: выставка, конкурс, концерт, фестиваль, праздник, соревнование, творческая работа, опрос, контрольное занятие, зачет, открытое занятие, олимпиада, самостоятельная работа, защита рефератов, презентация творческих работ, демонстрация моделей, тестирование, анкетирование

И наконец, итоговый контроль – проводится один раз при окончании реализации программы. Итоговый контроль позволяет определять изменения уровня развития детей, их творческих способностей, результатов обучения. Благодаря проведению итогового контроля происходит ориентирование учащихся на дальнейшее (в том числе самостоятельное) обучение, получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения.

Виды итогового контроля: выставка, конкурс, фестиваль, праздник, концерт, соревнование, творческая работа, презентация творческих работ, демонстрация моделей, опрос, контрольное занятие, зачет, открытое занятие, экзамен, концерт, защита рефератов, взаимозачет, игра-испытание, переводные и итоговые занятия, эссе, коллективная рефлексия, отзыв, коллективный анализ работ, самоанализ, тестирование, анкетирование и др.

Результаты контроля могут быть основанием для корректировки программы и поощрения учащихся.

2.4. Оценочные материалы – пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов [1, ст. 2, п.9; ст. 47, п.5].

2.5. Методическое обеспечение – обеспечение программы методическими видами продукции – указание тематики и форм методических материалов по программе; перечень используемых методик и технологий; современные педагогические и информационные технологии; групповые и индивидуальные методы обучения.

В данном разделе указывается:

  • обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);
  • рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке

экспериментов или опытов и т.д.;

  • дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.

В раздел методического обеспечения (в соответствии с Требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, изложенными в письме Министерства образования РФ от 18.06.2003 г. №28-02-484/16) можно включить описание приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса, дидактических материалов, технического оснащения занятий.

2.6. Список литературы (Список рекомендуемой литературы отдельно для педагогов и отдельно для детей и родителей).

Список литературы

  1. Федеральный закон от 29.12.12012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
  3. Приказом Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  4. Письмо Минобрнауки от 18.11.2015 № 09-3242. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы).
  5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р г. Москва
  6. Буйлова Л.Н. Современные подходы к разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ // Молодой ученый. – 2015. – №15. – С. 567-572.

Приложение 1.

Виды деятельности

Техническая направленность представлена 9 видами деятельности:

  • конструирование и моделирование;
  • информационная культура и информационные технологии;
  • основы технической культуры;
  • судомоделирование;
  • авиа и ракетомоделирование;
  • стендовое моделирование;
  • автодело;
  • электроника и робототехника;
  • стрелковый спорт.

Социально-педагогическая направленность представлена 12 видами деятельности:

  • программы социально-правовой адаптации (ЮИД, ДЮП, ОБЖ);
  • программы общей психологии, психология общения, саморазвития, психологические клубы);
  • программы социально-психологической адаптации;
  • семейные клубы;
  • ресурсы творческого и интеллектуального развития личности;
  • раннее развитие творческих способностей детей;
  • гражданско-патриотическое направление;
  • военно-патриотическое направление;
  • журналистика;
  • историко-культурные традиции и духовное наследие;
  • страноведение и культура зарубежья;
  • экономика.

Естественнонаучная направленность представлена 6 видами деятельности:

  • творческие и исследовательские предметные и межпредметные проекты;
  • углубленное изучение узкоспециализированных отраслей наук;
  • натурализм;
  • опытничество;
  • экология и экологическая культура;
  • охрана природы.

Художественная направленность представлена 13 видами деятельности:

  • введение в музыкальную культуру;
  • инструментальная музыка;
  • вокально-хоровое искусство;
  • хореографическое искусство;
  • фольклорное искусство;
  • театральное искусство;
  • литературное творчество;
  • декоративно-прикладное творчество;
  • ремесла;
  • театры мод;
  • изобразительное искусство;
  • эстрадное искусство;
  • цирковое искусство.

Физкультурно-спортивная направленность представлена 8 видами деятельности:

  • спортивные и подвижные игры;
  • атлетическая гимнастика;
  • лыжный спорт;
  • велоспорт;
  • гимнастика и акробатика;
  • бокс и единоборства;
  • ОФП и здоровый образ жизни;
  • шахматы и шашки.

Туристско-краеведческая направленность представлена 5 видами деятельности:

  • историко-этнографическое краеведение;
  • историко-краеведческие и литературно-краеведческие музеи;
  • экскурсионная и музейная педагогика;
  • спортивный туризм;
  • экологический туризм.




Приложение 2.

Управление образования города Калуги

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования                                                                                                                      

«Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» города Калуги

                                                                                         



Принята

методическим советом

протокол № ___ от «___» _________2020 г.






УТВЕРЖДЕНА                                                                                                                                   приказом директора

№___ от «___» _________2020 г.                                                                                             

Директор _________________С.Л. Милютина

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественная направленность

«Батик»






Автор: Андрюшенкова Наталья Марковна.

Должность: педагог дополнительного образования.





Продолжительность освоения программы: 2 года (144 часа).

Возраст учащихся: 7-13 лет.




Калуга, 2020 год

Комментарии
Комментариев пока нет.