Дополнительная общеобразовательная программа по дифференциации согласных звуков у детей 7–18 лет с ФФНР и ОНР III уровня в условиях реабилитационного центра
Министерство труда и социального развития Краснодарского края Государственное казённое учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Гулькевичский реабилитационный центр
для детей и подростков с ограниченными возможностями»
ПРИНЯТА: УТВЕРЖДЕНО:
на заседании директор ГКУ СО КК
методического совета, «Гулькевичский
от« »2020 г. реабилитационный центр» протокол № 1 Е.В.Маркелова
«___»____________2020 г.
Дополнительная общеобразовательная программа
по дифференциации согласных звуков у детей 7 – 18 лет
с ФФНР и ОНР III уровня
в условиях реабилитационного центра
Составитель:
учитель-логопед
I кв. категории
Т.А. Скачкова
г. Гулькевичи
2020
Пояснительная записка
Направленность.
Данная программа направлена на обучение детей с фонетико-фонематическим нарушением речи и общим недоразвитием речи III уровня навыкам звукового и слогового анализа и синтеза, а также на развитие лексико-грамматических категорий.
Актуальность.
За последние годы увеличилось количество детей с ФФНР и ОНР. Детям трудно овладевать правильной системой произношения, анализа и синтеза звукового потока речи, выделять части слова, использовать предлоги, изменять и образовывать новые слова.
Отличительные особенности программы.
В условиях школьного обучения мало акцентируется внимания на специфических нарушениях звукопроизношения, письма и чтения. В реабилитационном центре учащиеся комплексно охватываются всеми специалистами, работа которых построена на преемственности в обучении и коррекции тех или иных процессов воспитанников.
Адресат программы.
Данная дополнительная программа рассчитана на обучение и развитие детей инвалидов, имеющих фонетико-фонематическое нарушение и общее недоразвитее речи III уровня в возрасте 7-18 лет.
Объем программы.
Программа адаптирована к срокам пребывания учащихся в реабилитационном центре (24 дня) и включает в себя 8 занятий по дифференциации согласных звуков.
Формы обучения и виды занятий.
Обучение проходит в форме индивидуальных,подгрупповых, групповыхзанятий, познавательных, игровых, развлекательных мероприятий.
Работа с родителями ведётся на протяжении всего заезда в форме консультаций, собраний, круглых столов.
Срок освоения программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа рассчитана на 1 календарный год.
Цель и задачи программы
Цель: обеспечение диагностически–консультативной, образовательной помощью детей с нарушением речи различного генеза. Создание условий для дифференциации звуков речи на слух посредством занятий, а также дидактических и компьютерных игр.
Задачи программы:
Профилактика логопедических нарушений и комплексная помощь детям школьного возраста, имеющим фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи.
Учить детей различать на слух звуки сходные по звучанию и по артикуляции.
Учить выполнять звуко-слоговой анализ слова.
Учить детей подбирать слова со сходными по звучанию, по артикуляции звуками.
Учить детей словоизменению и словообразованию.
Развивать лексико-грамматический строй речи.
Содержание учебно-тематического плана.
Каждое занятие направлено на развитие фонематического восприятия, словарного запаса и некоторых грамматических категорий. Цикл занятий начинается с дифференциации согласных, наиболее заменяемых в устной и письменной речи: З-Ж, З-С, С-Ш, С-Ц, Ш-Ж, Ч-Щ, Р-Л. В период обучения дети учатся образовывать слова-паронимы, притяжательные и относительные прилагательные, уменьшительно-ласкательные формы слов, строить словосочетания и предложения.
После освоения воспитанниками дополнительной общеобразовательной программы контроль полученных знаний проводится посредством участия детей в познавательных, игровых, развлекательных мероприятиях, их умения применять полученные знания.
Планируемые результаты.
Учащиеся должны научиться или частично овладеть навыками языкового анализа и синтеза слова, словообразованием и словоизменением, а также составлять простой описательный и повествовательный рассказ.
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДЕНО:
на заседании директор ГКУ СО КК
методического совета, «Гулькевичский
от« »2020 г. реабилитационный центр»
протокол № 1 Е.В.Маркелова
«___»____________2020 г.
Учебный план
дополнительной общеобразовательной программы
по дифференциации согласных звуков у детей 8 – 18 лет
с ФФНР и ОНР III уровня
№ п/п | Наименование блоков | Количество часов | ||
Всего | Теоретические занятия (мин.) | Практические занятия (мин.) | ||
1. | Развитие устной и письменной речи | 8 | 40 мин. | 200 мин. |
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДЕНО:
на заседании директор ГКУ СО КК
методического совета, «Гулькевичский
протокол № 1 реабилитационный центр»
от « »2020 г. Е.В.Маркелова
«___»____________2020 г.
Календарно-тематический план
дополнительной общеобразовательной программы
по дифференциации согласных звуков у детей 8 – 18 лет
с ФФНР и ОНР III уровня
№ п/п | Название блоков, разделов и тем | Количество часов | |||
Блок/тема | Дата проведения | Всего | Теоретические занятия (мин.) | Практические занятия (мин.) | |
1. | | Развитие устной и письменной речи | 8 | 40 мин. | 200 мин. |
возраст 7-18 лет | |||||
1.1. | | Дифференциация звуков З-Ж | 1 | 5 мин. | 25 мин. |
1.2. | | Дифференциация звуков З-С №1 | 1 | 5 мин. | 25 мин. |
1.3. | | Дифференциация звуков З-С №2 | 1 | 5 мин. | 25 мин. |
1.4. | | Дифференциация звуков С-Ш | 1 | 5 мин. | 25 мин. |
1.5. | | Дифференциация звуков С-Ц | 1 | 5 мин. | 25 мин. |
1.6. | | Дифференциация звуков Ш-Ж | 1 | 5 мин. | 25 мин. |
1.7. | | Дифференциация звуков Ч-Щ | 1 | 5 мин. | 25 мин. |
1.8 | | Дифференциация звуков Р-Л | 1 | 5 мин. | 25 мин. |
Список литературы
Основная:
1. И.Чумакова, Е. Горбунова «Формирование фонематических процессов у дошкольников с нарушениями речи» Дошкольное воспитание. — 2015;
Шилова О.В. «Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи у старших дошкольников с ОНР» Дошкольная педагогика. — 2015;
Киреева О.Н. «Учим стихи с удовольствием» Дошкольная педагогика. — 2015;
4. И. Чумакова, Е. Горбунова «Формирование фонематических процессов у дошкольников с нарушениями речи» Дошкольное воспитание. — 2015;
5.Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» М. – Владос. 2001;
Дополнительная:
«Автоматизация и дифференциация звуков. Упражнения, задания, игры для детей 6-9 лет» Под редакцией Волковой-Алексеевой Н.Е., Гринин Л.Е., Издательство: Учитель 2019;
7.«Логопедия. Звуки, буквы и слова» И. Лопухина. Издательство: Корона-Принт, 2018 г;
8. «Коррекция акустическойдисграфии. Конспекты занятий для логопедов» Е. В. Мазанова. Издательство: Гном, 2018 г; 9. «Коррекция аграмматическойдисграфии. Конспекты занятий для логопедов» Е.В.Мазанова. Издательство: Гном, 2019 г; 10. «Учусь не путать буквы. Альбом 1. Упражнения по профилактике и коррекции оптической дисграфии»Е.В. Мазанова. Издательство: Гном, 2018г;Интернет источники:
11. https://www.labirint.ru/books/185203/
12. https://www.labirint.ru/books/110839/
13. https://docplayer.ru/124665590-I-s-lopuhina-sankt-peterburg.html