Дополнительная общеобразовательная программа по дифференциации согласных звуков у детей 7–18 лет с ФФНР и ОНР III уровня в условиях реабилитационного центра

4
0
Материал опубликован 3 August 2020 в группе

Министерство труда и социального развития Краснодарского края Государственное казённое учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Гулькевичский реабилитационный центр

для детей и подростков с ограниченными возможностями»




ПРИНЯТА: УТВЕРЖДЕНО:

на заседании директор ГКУ СО КК

методического совета, «Гулькевичский

от« »2020 г. реабилитационный центр» протокол № 1 Е.В.Маркелова

«___»____________2020 г.








Дополнительная общеобразовательная программа

по дифференциации согласных звуков у детей 7 – 18 лет

с ФФНР и ОНР III уровня

в условиях реабилитационного центра














Составитель:

учитель-логопед

I кв. категории

Т.А. Скачкова



г. Гулькевичи

2020

Пояснительная записка


Направленность.

Данная программа направлена на обучение детей с фонетико-фонематическим нарушением речи и общим недоразвитием речи III уровня навыкам звукового и слогового анализа и синтеза, а также на развитие лексико-грамматических категорий.


Актуальность.

За последние годы увеличилось количество детей с ФФНР и ОНР. Детям трудно овладевать правильной системой произношения, анализа и синтеза звукового потока речи, выделять части слова, использовать предлоги, изменять и образовывать новые слова.


Отличительные особенности программы.

В условиях школьного обучения мало акцентируется внимания на специфических нарушениях звукопроизношения, письма и чтения. В реабилитационном центре учащиеся комплексно охватываются всеми специалистами, работа которых построена на преемственности в обучении и коррекции тех или иных процессов воспитанников.


Адресат программы.

Данная дополнительная программа рассчитана на обучение и развитие детей инвалидов, имеющих фонетико-фонематическое нарушение и общее недоразвитее речи III уровня в возрасте 7-18 лет.


Объем программы.

Программа адаптирована к срокам пребывания учащихся в реабилитационном центре (24 дня) и включает в себя 8 занятий по дифференциации согласных звуков.


Формы обучения и виды занятий.

Обучение проходит в форме индивидуальных,подгрупповых, групповыхзанятий, познавательных, игровых, развлекательных мероприятий.

Работа с родителями ведётся на протяжении всего заезда в форме консультаций, собраний, круглых столов.


Срок освоения программы.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа рассчитана на 1 календарный год.






Цель и задачи программы


Цель: обеспечение диагностически–консультативной, образовательной помощью детей с нарушением речи различного генеза. Создание условий для дифференциации звуков речи на слух посредством занятий, а также дидактических и компьютерных игр.

Задачи программы:

Профилактика логопедических нарушений и комплексная помощь детям школьного возраста, имеющим фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи.

Учить детей различать на слух звуки сходные по звучанию и по артикуляции.

Учить выполнять звуко-слоговой анализ слова.

Учить детей подбирать слова со сходными по звучанию, по артикуляции звуками.

Учить детей словоизменению и словообразованию.

Развивать лексико-грамматический строй речи.


Содержание учебно-тематического плана.

Каждое занятие направлено на развитие фонематического восприятия, словарного запаса и некоторых грамматических категорий. Цикл занятий начинается с дифференциации согласных, наиболее заменяемых в устной и письменной речи: З-Ж, З-С, С-Ш, С-Ц, Ш-Ж, Ч-Щ, Р-Л. В период обучения дети учатся образовывать слова-паронимы, притяжательные и относительные прилагательные, уменьшительно-ласкательные формы слов, строить словосочетания и предложения.

После освоения воспитанниками дополнительной общеобразовательной программы контроль полученных знаний проводится посредством участия детей в познавательных, игровых, развлекательных мероприятиях, их умения применять полученные знания.


Планируемые результаты.

Учащиеся должны научиться или частично овладеть навыками языкового анализа и синтеза слова, словообразованием и словоизменением, а также составлять простой описательный и повествовательный рассказ.











СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДЕНО:

на заседании директор ГКУ СО КК

методического совета, «Гулькевичский

от« »2020 г. реабилитационный центр»

протокол № 1 Е.В.Маркелова

«___»____________2020 г.



Учебный план

дополнительной общеобразовательной программы

по дифференциации согласных звуков у детей 8 – 18 лет

с ФФНР и ОНР III уровня



п/п


Наименование блоков

Количество часов


Всего

Теоретические

занятия

(мин.)

Практические занятия

(мин.)

1.

Развитие устной и письменной речи

8

40 мин.

200 мин.
























СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДЕНО:

на заседании директор ГКУ СО КК

методического совета, «Гулькевичский

протокол № 1 реабилитационный центр»

от « »2020 г. Е.В.Маркелова

«___»____________2020 г.



Календарно-тематический план

дополнительной общеобразовательной программы

по дифференциации согласных звуков у детей 8 – 18 лет

с ФФНР и ОНР III уровня



п/п


Название блоков, разделов и тем

Количество часов

Блок/тема

Дата

проведения

Всего

Теоретические занятия

(мин.)

Практические

занятия

(мин.)

1.


Развитие устной и письменной речи

8

40 мин.

200 мин.

возраст 7-18 лет

1.1.


Дифференциация звуков З-Ж

1

5 мин.

25 мин.

1.2.


Дифференциация звуков З-С №1

1

5 мин.

25 мин.

1.3.


Дифференциация звуков З-С №2

1

5 мин.

25 мин.

1.4.


Дифференциация звуков С-Ш

1

5 мин.

25 мин.

1.5.


Дифференциация звуков С-Ц

1

5 мин.

25 мин.

1.6.


Дифференциация звуков Ш-Ж

1

5 мин.

25 мин.

1.7.


Дифференциация звуков Ч-Щ

1

5 мин.

25 мин.

1.8


Дифференциация звуков Р-Л

1

5 мин.

25 мин.



Список литературы

Основная:

1. И.Чумакова, Е. Горбунова  «Формирование фонематических процессов у дошкольников с нарушениями речи» Дошкольное воспитание. — 2015;

Шилова О.В. «Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи у старших дошкольников с ОНР» Дошкольная педагогика. — 2015;

Киреева О.Н. «Учим стихи с удовольствием» Дошкольная педагогика. — 2015;

4. И. Чумакова, Е. Горбунова «Формирование фонематических процессов у дошкольников с нарушениями речи» Дошкольное воспитание. — 2015;

5.Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» М. – Владос. 2001;

Дополнительная:

«Автоматизация и дифференциация звуков. Упражнения, задания, игры для детей 6-9 лет» Под редакцией Волковой-Алексеевой Н.Е., Гринин Л.Е., Издательство: Учитель 2019;

7.«Логопедия. Звуки, буквы и слова» И. Лопухина. Издательство: Корона-Принт, 2018 г;

8. «Коррекция акустическойдисграфии. Конспекты занятий для логопедов» Е. В. Мазанова. Издательство: Гном, 2018 г; 9. «Коррекция аграмматическойдисграфии. Конспекты занятий для логопедов» Е.В.Мазанова. Издательство: Гном, 2019 г; 10. «Учусь не путать буквы. Альбом 1. Упражнения по профилактике и коррекции оптической дисграфии»Е.В. Мазанова. Издательство: Гном, 2018г;

Интернет источники:

11. https://www.labirint.ru/books/185203/

12. https://www.labirint.ru/books/110839/

13. https://docplayer.ru/124665590-I-s-lopuhina-sankt-peterburg.html

14. https://docplayer.ru/83896289-Razvitie-fonematicheskih-processov-i-navykov-zvukovogo-analiza-i-sinteza-u-starshih-doshkolnikov.html

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации