Статья «Развитие речи и коммуникации у детей и подростков с ограниченными возможностями в условиях реабилитационного центра: из опыта работы»
В последнее время прослеживается тенденция по увеличению дефектов речи у здоровых детей, и детей с ограниченными возможностями здоровья. Зачастую у детей с ограниченными возможностями здоровья страдает звуковая сторона речи (отсутствие того или иного звука в речи, искажение, замена звуков), лексико-грамматический строй (маленький словарный запас, недостаточное понимание обращенной речи, трудности в построении предложений), недостаточно бывает развита и связная речь, или она может вовсе отсутствовать (ребенок общается с помощью слов, простых фраз). Также у детей с ограниченными возможностями здоровья часто недостаточно развита артикуляционная моторика, что ведет к недостаточной четкости речи, невозможности полноценно овладеть правильной речью.
В условиях реабилитационного центра специалистами-логопедами в начале курса реабилитации проводится первичная диагностика с целью выявления нарушений в речевом развитии ребенка, а родителям предоставляется основная информация о нарушениях в речи их ребенка, если таковые имеются. В конце курса проводится итоговая диагностика, целью которой является прослеживание динамики по результатам работы в течение курса. Также в реабилитационном центре проводится "Школа для родителей", в частности логопеды выступают на разные актуальные темы: Как помочь ребенку заговорить; развитие мелкой моторики для детей с нарушениями речи; развиваем речь в домашних условиях и т.д.
Основное внимание, безусловно, уделяется проведению коррекционно-логопедических занятий, в основном индивидуальных. Целью занятий является обеспечение специализированной диагностико-консультативной, коррекционно-развивающей помощи детям с нарушениями речи, а также выявление резервных возможностей и перспектив интеграции ребенка в образовательную и социокультурную среду, ведь очень важно помочь ребенку, поддержать его на нелегком пути взросления, и показать, что он не хуже сверстников, он такой же, как и все. Зачастую занятия бывают с родителями, т.е. совместные. В ходе совместных занятий родители видят структуру занятий, стиль проведения, приемы и упражнения, применяемые логопедом именно для их ребенка, тем самым обучаются посильным приемам помощи и развития речи у своих детей, после занятия они могут задать интересующие их вопросы, и получить на них подробный ответ.
Сейчас хочу поделиться двумя случаями из своей практики.
Вася, 8 лет. Впервые В. поступил в реабилитационный центр в 2019 году. На тот момент мальчик практически ничего не говорил, плохо понимал обращенную речь, не мог выразить свои мысли словами, хотя и очень хотел это сделать, выражая все свои мысли жестами, мимикой, отдельными звукоподражаниями, и самыми доступными для него словами. На сегодняшний день он прошел 10 курсов логопедических занятий, в условиях реабилитационного центра. На занятиях основное внимание уделялось развитию понимания обращенной речи, на каждом занятии при изучении одной из лексических тем, в соответствии с календарным планированием, обогащался словарный запас, от простых слов к более сложным; затем мальчик научился строить простые предложения, его речь стала фразовой, и более четкой, понятной для окружающих. У В. закономерно на занятиях развивалась артикуляционная моторика за счет регулярной артикуляционной гимнастики. Мальчик из неговорящего "превратился" в говорящего ребенка, который может вступать в диалог, отвечать на вопросы и задавать их, поддерживать беседу как со взрослыми, так и со сверстниками в школе, куда он пошел учиться.
Кирилл, 2 года 6 месяцев. В первый раз К. пришел в реабилитационный центр в 2021 году вместе с мамой, тогда ему было 1 год 10 месяцев. К. в свои практически 2 года не говорил, практически не понимал инструкций, даваемых взрослыми, словарный запас был очень маленьким, к тому же мальчик отличался сниженной концентрацией внимания, не мог в определенное время выполнять одно и то же задание, часто не заканчивал начатое, и быстро утомлялся. На сегодняшний день К. прошел 4 курса логопедических занятий, в условиях реабилитационного центра. Проводились совместные занятия с мамой. Занятия носили комплексный характер, как и все занятия проводимые в реабилитационном центре. После каждого курса прослеживалась положительная динамика в речевом развитии ребенка. Значительно увеличился словарный запас, улучшилось понимание обращенной речи, К. с удовольствием занимался, проявлял самостоятельность, и результаты не заставили себя ждать. Во многом, благодаря тому, что ребенку была оказана своевременная ранняя помощь, регулярные занятия начались с поступлением ребенка на курс реабилитации в 1 год 10 месяцев.
Итак, для полноценного и грамотного развития детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо соблюдать следующие правила:
- Регулярность. Занятия с ребенком должны быть регулярными и постоянными, только таким образом можно достичь наилучших результатов!
- Взаимосотрудничество со специалистами (психолог, педагог, невролог и др.) и родителями. "Ребенок-специалист-родитель" - такая схема взаимодействия должна быть реализована с каждым ребенком. Специалист, работая с ребенком, параллельно работает и с родителями этого ребенка, реализуя принцип преемственности! Родитель заинтересован в обучении, развитии, воспитании своего ребенка, а специалист, в свою очередь, не только в обучении ребенка, но и в передаче необходимого опыта, умений родителям для дальнейших их действий в рамках занятий.
- Занятия носят комплексный характер. Работая над речевыми недостатками ребенка, нельзя забывать и о его психическом развитии. Развитие высших психических функций (далее ВПФ) дает отличный фундамент для развития речи. В рамках каждого занятия необходимо включать задания по развитию ВПФ, таких как внимание, память, мышление, воображение.
- Ранее начало коррекционной деятельности. Чем раньше будет начата работа по коррекции недостатков, и развитию личности, тем она будет эффективнее. При грамотном подходе развивать ребенка можно и нужно начинать уже с раннего возраста, дабы избежать тех проблем, которые могут возникнуть при отсутствии данной помощи в дальнейшем.