Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Робототехника» (для детей 5–7 лет)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Технической направленности
«Робототехника»
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации: 2 учебных года
Автор-составитель: Стойко Е.А,
педагог дополнительного образования
Содержание программы
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка.................................................................................................3
Цель и задачи программы.............................................................................................5
Содержание программы
Учебный план. Содержание учебного плана. Первый год обучения (5-6 лет)…6
Учебный план. Содержание учебного плана. Второй год обучения (6-7 лет)...10
1.4. Планируемые результаты
1.4.1. Планируемые результаты. Первый год обучения (5-6 лет)....................................13
1.4.2. Планируемые результаты. Второй год обучения (6-7 лет).....................................13
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.1.1 Календарный учебный график занятий с детьми 5-6 лет........................................ 14
2.1.2. Календарный учебный график занятий с детьми 6-7 лет........................................17
2.2. Условия реализации программы...................................................................................20
2.3. Формы аттестации. Способы проверки результатов освоения программы..............21
2.3.1. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов………………..21
2.3.2. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов…………...21
2.4. Оценочные материалы………………………………………………………………....21
2.5. Методические материалы...............................................................................................21
2.6. Список литературы..........................................................................................................23
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы.
1.1 Пояснительная записка:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «робототехника» - технической направленности, объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе. Робототехника в ДОУ - первый шаг в приобщении дошкольников к техническому творчеству. Кроме того, актуальность робототехники значима в свете внедрения и реализации ФГОС ДО, так как:
- являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников;
- осуществляются в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка;
- поддерживают инициативу детей;
- позволяют педагогу построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
- формируют познавательные интересы и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности; развивают первоначальные навыки программирования;
- формируют познавательную активность, способствуют воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
- объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
Актуальность программы:
Актуальность данной программы обусловлена общественной потребностью в творчески активных и технически грамотных молодых людях, в возрождении интереса молодежи к современной технике, в воспитании культуры жизненного и профессионального самоопределения. Качественный скачок развития новых технологий повлёк за собой потребность общества в людях, способных нестандартно решать новые проблемы, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения. LEGO–конструирование способствует формированию умения учиться, добиваться результата, получать новые знания. Для старшего дошкольника мир техники, LEGO-конструирование, больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей. Программа разработана с опорой на общие педагогические принципы: актуальности, системности, последовательности, преемственности, индивидуальности, конкретности (возраста детей, их интеллектуальных возможностей), направленности (выделение главного, существенного в образовательной работе), доступности, результативности, также актуальность программы определяется:
Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» 29декабря 2012г. № 273-ФЗ;
Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
Распоряжение Правительства РФ от 04.092014 г. № 1726-р « Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей».
Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 29
августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.
Отличительная особенность программы:
«Робототехника» - это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. С его помощью образовательные и воспитательные задачи можно решить посредством увлекательной созидательной игры, в которой не будет «проигравших», так как каждый ребёнок может с ними справиться. Робототехника предполагает использование компьютеров и специальных интерфейсных блоков совместно с конструкторами. Важно отметить, что компьютер используется как средство управления робототехнической моделью, его использование направлено на составление управляющих алгоритмов для собранных моделей. Дети получают представление об особенностях составления программ управления, автоматизации механизмов, моделировании работы систем. А так же научно-техническая направленность обучения, которое базируется на новых информационных технологиях, что способствует развитию информационной культуры и взаимодействию с миром технического творчества.
Методологической основой для разработки занятий, используемых в программе являются следующие подходы и концепции:
Принцип доступности
Принцип актуальности
Принцип преемственности
Принцип результативности
Адресат программы: дети в возрасте 5-7 лет, в т.ч. дети с ОВЗ.
Возрастные особенности:
Конструктивное творчество детей старшего дошкольного возраста отличает содержательное и техническое разнообразие построек и поделок, обусловленное наличием определённой степени изобразительной свободы. В качестве активизации конструктивного творчества детей, целесообразно использовать разнообразный стимулирующий материал: фотографии, картинки, схемы, направляющие их поисковую деятельность. Что же касается материалов, применяемых в ходе создания конструктивного образа, то его должно быть больше, чем требуется для отдельной постройки (и по элементам, и по количеству). Это делается для того, чтобы приучать детей отбирать только необходимые детали, соответствующие их замыслу. Если ребёнок не способен сделать выбор и использует весь материал, предоставленный ему на занятии, не стремясь объективно оценить его значимость для реализации замысла, то это свидетельствует о достаточно низком уровне творческого развития. Важно учить детей анализировать материал, соотносить его свойства с характером создаваемых конструктивных образов. Дети старшего дошкольного возраста, создавая конструкции, строят не вообще, а с конкретной целью, т.е. для того, чтобы применить постройку (поделку) в практической деятельности. Это придаёт конструированию осмысленность и целенаправленность.
Объем и срок освоения программы: программа рассчитана на два учебных года обучения (сентябрь-май), общее количество учебных часов для освоения программы – 72 часов (36 часа на каждый учебный год).
Форма обучения: очная.
Особенности организации образовательного процесса: групповая работа, работа в парах.
Режим занятий: 1 раз в неделю.
Продолжительность: для детей 5-6 лет не более 25 минут; 6-7 летне более 30 минут.
1.2 Цель и задачи программы.
Цель: Создание благоприятных условий для развития у детей дошкольного возраста первоначальных навыков и умений по LEGO - конструированию и образовательной робототехнике, развитие конструктивного мышления средствами робототехники, знакомство с ременными передачами, экспериментируют со шкивами разных размеров, прямыми и перекрёстными ременными передачами.
Задачи:
Организовать целенаправленную работу по применению LEGO-конструкторов в образовательной деятельности по конструированию, начиная со старшей группы согласно разработанному алгоритму;
Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию;
Стимулировать детское научно-техническое творчество;
Формировать навыки начального программирования;
Развивать психофизические качества детей: память, внимание;
Логическое и аналитическое мышление, мелкую моторику;
Формировать у детей коммуникативные навыки: умение вступать в дискуссию, отстаивать свою точку зрения; умение работать в коллективе, в команде, малой группе (в паре);
Развивать социально-трудовые компетенции: трудолюбие, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца.
Содержание программы.
1.3.1 .Учебный план. Содержание учебно-тематического плана. Первый год обучения (возраст 5-6 лет)
№ |
Название раздела, темы |
Формы проверки реализации программы |
Содержание |
Кол-во часов, практика |
|
1 |
Наши помощники - роботы |
Беседа |
Познакомить с историей робототехники, применением роботов в современном мире: от детских игрушек, до серьезных научных исследовательских разработок. Заинтересовать воспитанников конструированием программируемых роботов. Воспитывать систему нравственных межличностных взаимоотношений. |
1 |
|
2 |
Знакомство с компонентами конструктора. |
Беседа |
Познакомить с основными компонентами конструктора; правилами безопасной работы. Закреплять умение анализировать конструкцию предмета, выделять ее основные структурные части, форму, размеры, местоположение деталей, устанавливать связи между функцией детали и ее свойствами в постройке. Развивать мелкую моторику. |
1 |
|
3 |
Знакомство со средой программирования |
|
Закрепить знание основных деталей конструктора. Познакомить с программным обеспечением. Воспитывать интерес к конструктивной деятельности. |
1 |
|
4 |
«Катапульта механическая» |
Рассказ |
Развиваем фантазию и творчество. Закрепляем названия деталей ЛЕГО-конструктора; учить работать в коллективе. Игра «Попади в ведерко» |
1 |
|
5 |
«Дрель» |
|
Знакомство с элементами мотор и ось, Изучение видов соединения мотора и коммутатора. Сборка модели «Дрель». Программирование. |
1 |
|
6 |
«Умная вертушка» |
|
Познакомить с зубчатой передачей и установить взаимосвязи между параметрами зубчатого колеса и продолжительностью вращения волчка. Закреплять умение анализировать конструкцию предмета, выделять ее основные структурные части, устанавливать связи между функцией детали и ее свойствами в постройке. Развивать пространственное восприятие, мелкую моторику. |
2 |
|
7 |
«Голодный Аллигатор» |
|
Расширить имеющиеся у детей представления о механизме передаче движения и преобразовании энергии в модели. Познакомить с датчиком движения, системой шкивов и ремней и механизмом замедления в ременной передаче. Активизировать словарь: ремни, датчик расстояния, шкивы. Учить доводить дело до конца. Воспитывать терпение. Формировать умение ориентироваться в цифровой среде, работать с цифровыми инструментами и технологическими схемами. |
2 |
|
8 |
«Танцующие птицы» |
|
Познакомить с прямой и перекрестной ременными передачами. Закреплять умение анализировать конструкцию предмета, выделять ее основные структурные части, устанавливать связи между функцией детали и ее свойствами в постройке. Развивать логическое мышление. Формировать навыки работы с программой. Закрепить понятие «Цикл». |
2 |
|
9 |
«Обезьянка- Барабанщица» |
|
Формировать навыки работы с программой. Закреплять первоначальные представления о связи блоков программы с конструктором WeDo 1.0. Развивать творческое воображение. Познакомить с рычажным механизмом. Закреплять умение анализировать конструкцию предмета, выделять ее основные структурные части, устанавливать связи между функцией детали и ее свойствами в постройке. |
2 |
|
10 |
«Порхающая птица» |
Беседа |
Обсуждение элементов модели, конструирование, разработка и запись управляющего алгоритма |
2 |
|
11 |
«Ветряная мельница» |
|
Полученные знания, умения, навыки закрепляются и расширяются, повышается сложность конструируемых моделей за счет сочетания нескольких видов механизмов и усложняется поведение модели. Обсуждение элементов модели, конструирование, разработка и запись управляющего алгоритма |
2 |
|
12 |
Свободное конструирование и программирование |
|
Создание собственных механизмов и моделей с помощью набора Lego Wedo1.0. |
1 |
|
13 |
«Арбалет» |
|
Знакомство с блоком «Прибавить к экрану», обсуждение возможных вариантов применения. Разработка программы «Плейлист». |
2 |
|
14 |
«Рычащий лев» |
|
Расширить имеющиеся у детей представления о механизме передаче движения в зубчатой передаче. Обратить внимание на датчик движения, систему шкивов и ремни и механизмы замедления в ременной передаче. Активизировать словарь: ремни, датчик расстояния, шкивы. Учить доводить дело до конца. |
2 |
|
15 |
«Нападающий» |
Обсуждение |
Обсуждение элементов модели, конструирование |
1 |
|
16 |
«Вратарь» |
|
Обсуждение элементов модели, конструирование |
1 |
|
17 |
Футбольный турнир |
|
Рефлексия (измерения, расчеты, оценка возможностей модели). Организация футбольного турнира. |
1 |
|
18 |
«Спасение самолета» |
Рассказ |
Обсуждение элементов модели, конструирование, разработка и запись управляющего алгоритма, заполнение технического паспорта модели «Спасение самолета». |
2 |
|
19 |
«Спасение от великана» |
|
Закрепить представление о системе рычагов. Закреплять умение анализировать конструкцию предмета, выделять ее основные структурные части, устанавливать связи между функцией детали и ее свойствами в постройке. Развивать диалогическую речь, логическое мышление, Развивать умение работать по предложенным инструкциям, пространственное восприятие, мелкую моторику. |
2 |
|
20 |
«Автоматический шлагбаум» |
|
Обсуждение элементов модели, конструирование, разработка и запись управляющего алгоритма, заполнение технического паспорта модели «Автоматический шлагбаум», придумывание сюжета для представления модели. |
2 |
|
21 |
«Молоток и гвоздь» |
|
Создание и программирование модели из Lego Wedo 1.0, разработка и запись управляющего алгоритма, заполнение технического паспорта модели. |
2 |
|
22 |
«Нефтяной насос» |
беседа |
Обсуждение элементов модели, конструирование, разработка и запись управляющего алгоритма, заполнение технического паспорта модели «Нефтяной насос», придумывание сюжета для представления модели. |
2 |
|
23 |
Творческий
проект «Wedo- робот». Подведение итогов. |
Обсуждение. Выставка на сайте ДОО |
В ходе изучения предыдущих тем, упор делается на развитие технического творчества детей посредством проектирования и создания детьми собственных моделей. Подведение итогов. |
1 |
|
24
|
Итого |
36 |
1.3.2. Учебный план. Содержание учебно-тематического плана. Второй год обучения. (возраст 6-7 лет).
№ |
Название раздела, темы |
Формы проверки реализации программы |
Содержание |
Количество часов практика |
1 |
Введение |
|
Вспоминаем правила техники безопасности, правилами организации рабочего места. Вспоминием основные элементы конструктора Lego Wedo 1.0. |
1 |
2 |
«Волшебная палочка» |
|
Отбор необходимых для постройки деталей и использование их с учетом конструктивных свойств. Вспоминаем как строить в команде, помогать друг другу. Развивать интерес, внимание, быстроту, мелкую моторику рук. Программирование модели. |
1 |
3 |
«Катапульта с мотором» |
|
Продолжение изучения принципов работы механизмов. Создать условия для элементарной поисковой деятельности, развития фантазии и творческого конструктивного воображения. Конструирование и программирование модели. |
2 |
4 |
«Башенный кран» |
|
Продолжение изучения принципов работы механизмов: передаточный механизм (шестеренки).Создать условия для элементарной поисковой деятельности, развития фантазии и творческого конструктивного воображения. |
2 |
5 |
«Ветрогенератор» |
|
Самостоятельный поиск конструктивных решений. Отбор необходимых для постройки деталей и использование их с учетом конструктивных свойств. Организации коллективного сюжетного конструирования. Учить строить в команде, помогать друг другу. Развивать интерес, внимание, быстроту, мелкую моторику рук. |
2 |
6 |
«Большие качели» |
|
Обсуждение элементов модели, конструирование, разработка и запись управляющего алгоритма. |
2 |
7 |
«Робохват» |
|
Обсуждение элементов модели, конструирование, разработка и запись управляющего алгоритма. Развитие модели: придумывание сюжета для представления модели. Учить строить в команде, помогать друг другу. Развивать интерес, внимание, быстроту, мелкую моторику рук. |
2 |
8 |
«Аттракцион» |
|
Обсуждение элементов модели, конструирование, разработка и запись управляющего алгоритма. Развитие модели: придумывание сюжета для представления модели. |
2 |
9 |
«Танцующие тролли» |
|
Обсуждение элементов модели, конструирование, разработка и запись управляющего алгоритма. Развитие модели: придумывание сюжета для представления модели. |
2 |
10 |
«Парусник» |
|
Обсуждение элементов модели, конструирование, разработка и запись управляющего алгоритма. Развитие модели: придумывание сюжета для представления модели. Учить строить в команде, помогать друг другу. Развивать интерес, внимание, быстроту, мелкую моторику рук. |
2 |
11 |
«Истребитель» |
|
Обсуждение элементов модели, конструирование, разработка и запись управляющего алгоритма. Развитие модели: придумывание сюжета для представления модели. |
2 |
12 |
«Ракета» |
|
Обсуждение элементов модели, конструирование, разработка и запись управляющего алгоритма, «Ракета». |
2 |
13 |
«Танк» |
|
Создание и программирование модели из Lego Wedo 1.0. Обсуждение элементов модели, конструирование, разработка и запись управляющего алгоритма |
2 |
14 |
«Трап» |
|
Обсуждение элементов модели, конструирование, разработка и запись управляющего алгоритма модели «Трап». Рефлексия (измерения, расчеты, оценка возможностей модели). |
2 |
15 |
«Мухоловка» |
|
Создание и программирование модели из Lego Wedo 1.0, разработка и запись управляющего алгоритма. Учить строить в команде, помогать друг другу. Развивать интерес, внимание, быстроту, мелкую моторику рук. |
2 |
16 |
«Бензопила» |
|
Обсуждение элементов модели, конструирование, разработка и запись управляющего алгоритма модели «Бензопила» придумывание сюжета для представления модели |
2 |
17 |
«Баскетбол» |
|
Обсуждение элементов модели, конструирование, разработка и запись управляющего алгоритма. Учить строить в команде, помогать друг другу. Развивать интерес, внимание, быстроту, мелкую моторику рук. |
2 |
18 |
«Батискаф» |
|
Обсуждение элементов модели, конструирование, разработка и запись управляющего алгоритма модели «Батискаф» придумывание сюжета для представления модели |
2 |
19 |
Конкурс конструкторских идей. Подведение итогов. |
|
В ходе изучения предыдущих тем, упор делается на развитие технического творчества детей посредством проектирования и создания детьми собственных моделей. Подведение итогов. |
2 |
20 |
Итого |
36 |
1.4. Планируемые результаты.
1.4.1. Планируемые результаты освоения программы 5-6 лет:
ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместном конструировании, техническом творчестве имеет навыки работы с различными источниками информации;
ребенок по разработанной схеме с помощью педагога, запускает программы на компьютере для роботов;
ребенок знаком с основными понятиями, основными компонентами конструктора LEGO WeDo 1.0;
ребенок соблюдает правила безопасного поведения при работе с электротехникой, инструментами, необходимыми при конструировании робототехнических моделей;
у ребенка развивается крупная и мелкая моторика, он может контролировать свои движения и управлять ими при работе с Lego-конструктором;
ребенок проявляет интерес к исследовательской и творческо-технической деятельности, задает вопросы взрослым и сверстникам.
1.4.2. Планируемые результаты освоения программы 6-7 лет:
ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в среде программирования LEGO WeDo 1.0 , общении, познавательно-исследовательской и технической деятельности;
ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместном конструировании, техническом творчестве имеет навыки работы с различными источниками информации;
ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется через разные виды исследовательской и творческо-технической деятельности, в строительной игре и конструировании; по разработанной схеме с помощью педагога, запускает программы на компьютере для различных роботов;
ребенок знаком с основными компонентами конструктора LEGO WeDo 1.0; основными понятиями, применяемые в робототехнике различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
у ребенка развита крупная и мелкая моторика, он может контролировать свои движения и управлять ими при работе с Lego-конструктором;
ребенок соблюдает правила безопасного поведения при работе с электротехникой, инструментами, необходимыми при конструировании робототехнических моделей
ребенок проявляет интерес к исследовательской и творческо-технической деятельности, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения технические задачи; склонен наблюдать, экспериментировать;
ребенок способен к принятию собственных творческо-технических решений, опираясь на свои знания и умения, самостоятельно создает авторские модели роботов на основе конструктора LEGO WeDo 1.0; создает и запускает программы на компьютере для различных роботов самостоятельно, умеет корректировать программы и конструкции.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий.
2.1.1. Календарный учебный график занятий с детьми 5-6 лет на 2020-2021 учебный год.
№ п/п |
Месяц |
Число |
Время проведения занятия |
Форма занятия |
Кол-во часов |
Тема занятия |
Место проведения |
Форма контроля |
||
1 |
сентябрь |
10.09 11.09 |
15.25-15.50 15.55-16.20 16.25-16.50 17.05-17.30 |
НОД |
1 |
Роботы |
кабинет |
|
||
2 |
сентябрь |
17.09 18.09 |
15.25-15.50 15.55-16.20 16.25-16.50 17.05-17.30 |
НОД |
1 |
Знакомство с конструктором Lego Wedo 1.0 |
кабинет |
|
||
3 |
сентябрь |
24.09 25.09 |
15.25-15.50 15.55-16.20 16.25-16.50 17.05-17.30 |
НОД |
1 |
Знакомство со средой программирования |
кабинет |
|
||
4 |
октябрь |
1.10 02.10 |
15.25-15.50 15.55-16.20 16.25-16.50 17.05-17.30 |
НОД |
1 |
Конструируем катапульту(механическую) |
кабинет |
|
||
5 |
Октябрь
|
8.10 9.10 |
15.25-15.50 15.55-16.20 16.25-16.50 17.05-17.30 |
НОД |
1 |
«Дрель» |
кабинет |
Промежуточный контроль (опрос) |
||
6 |
Октябрь |
15.10 16.10 |
15.25-15.50 15.55-16.20 16.25-16.50 17.05-17.30 |
НОД |
1 |
«Умная вертушка» |
кабинет |
|
||
7 |
Октябрь |
22.10 23.10 |
15.25-15.50 15.55-16.20 16.25-16.50 17.05-17.30 |
НОД |
1 |
«Умная вертушка» |
кабинет |
|
||
8 |
октябрь |
29.10 30.10 |
15.25-15.50 15.55-16.20 16.25-16.50 17.05-17.30 |
НОД |
1 |
«Голодный аллигатор» |
кабинет |
|
||
9 |
Ноябрь |
5.11 6.11 |
15.25-15.50 15.55-16.20 16.25-16.50 17.05-17.30 |
НОД |
1 |
«Голодный аллигатор» |
кабинет |
|
||
10 |
Ноябрь |
12.11 13.11 |
15.25-15.50 15.55-16.20 16.25-16.50 17.05-17.30 |
НОД |
1 |
«Танцующие птицы» |
кабинет |
|
||
11 |
Ноябрь |
19.11 20.11 |
15.25-15.50 15.55-16.20 16.25-16.50 17.05-17.30 |
НОД |
1 |
«Танцующие птицы» |
кабинет |
|
||
12 |
ноябрь |
26.11 27.11 |
15.25-15.50 15.55-16.20 16.25-16.50 17.05-17.30 |
НОД |
1 |
«Обезьянка-барабанщица» |
кабинет |
|
||
13 |
Декабрь |
3.12 4.12 |
15.25-15.50 15.55-16.20 16.25-16.50 17.05-17.30 |
НОД |
1 |
«Обезьянка-барабанщица» |
кабинет |
|
||
14 |
Декабрь |
10.12 11.12 |
15.25-15.50 15.55-16.20 16.25-16.50 17.05-17.30 |
НОД |
1 |
«Порхающая птица» |
кабинет |
|
||
15 |
Декабрь |
17.12 18.12 |
15.25-15.50 15.55-16.20 16.25-16.50 17.05-17.30 |
НОД |
1 |
«Порхающая птица» |
кабинет |
|
||
16 |
декабрь |
24.12 25.12 |
15.25-15.50 15.55-16.20 16.25-16.50 17.05-17.30 |
НОД |
1 |
«Мельница» Конструирование |
кабинет |
|
||
17 |
Январь |
каникулы |
||||||||
18 |
Январь |
|||||||||
19 |
Январь |
14.01 15.01 |
15.25-15.50 15.55-16.20 16.25-16.50 17.05-17.30 |
НОД |
1 |
«Мельница» программирование |
кабинет |
Промежуточный контроль (опрос) |
||
20 |
январь |
21.01 22.01 |
15.25-15.50 15.55-16.20 16.25-16.50 17.05-17.30 |
НОД |
1 |
Чему мы научились |
кабинет |
|
||
21 |
январь |
28.01 29.01 |
15.25-15.50 15.55-16.20 16.25-16.50 17.05-17.30 |
НОД |
1 |
«Арбалет» конструирование |
кабинет |
|
||
22 |
Февраль |
4.02 5.02 |
15.25-15.50 15.55-16.20 16.25-16.50 17.05-17.30 |
НОД |
1 |
«Арбалет» программирование |
кабинет |
|
||
23 |
февраль |
11.02 12.02 |
15.25-15.50 15.55-16.20 16.25-16.50 17.05-17.30 |
НОД |
1 |
«Рычащий лев» конструирование |
кабинет |
|
||
24 |
февраль |
18.02 19.02 |
15.25-15.50 15.55-16.20 16.25-16.50 17.05-17.30 |
НОД |
1 |
«Рычащий лев» программирование |
кабинет |
|
||
25 |
февраль |
25.02 26.02 |
15.25-15.50 15.55-16.20 16.25-16.50 17.05-17.30 |
НОД |
1 |
«нападающий» конструирование |
кабинет |
|
||
26 |
Март |
4.03 5.03 |
15.25-15.50 15.55-16.20 16.25-16.50 17.05-17.30 |
НОД |
1 |
«вратарь» конструирование |
кабинет |
|
||
27 |
Март |
11.03 12.03 |
15.25-15.50 15.55-16.20 16.25-16.50 17.05-17.30 |
НОД |
1 |
Футбол |
кабинет |
|
||
28 |
Март |
18.03 19.03 |
15.25-15.50 15.55-16.20 16.25-16.50 17.05-17.30 |
НОД |
1 |
«Спасение самолета» конструирование |
кабинет |
|
||
29 |
март |
25.03 26.03 |
15.25-15.50 15.55-16.20 16.25-16.50 17.05-17.30 |
НОД |
1 |
«спасение самолета» программирование |
кабинет |
|
||
30 |
Апрель |
1.04 2.04 |
15.25-15.50 15.55-16.20 16.25-16.50 17.05-17.30 |
НОД |
1 |
«Спасение от великана» конструирование |
кабинет |
|
||
31 |
Апрель |
8.04 9.04 |
15.25-15.50 15.55-16.20 16.25-16.50 17.05-17.30 |
НОД |
1 |
«Спасение от великана» программирование |
кабинет |
|
||
32 |
Апрель |
15.04 16.04 |
15.25-15.50 15.55-16.20 16.25-16.50 17.05-17.30 |
НОД |
1 |
«Автоматический шлагбаум» конструирование |
кабинет |
мониторинг (опрос) |
||
33 |
Апрель |
22.04 23.04 |
15.25-15.50 15.55-16.20 16.25-16.50 17.05-17.30 |
НОД |
1 |
«Автоматический шлагбаум» программирование |
кабинет |
|
||
34 |
апрель |
29.04 30.04 |
15.25-15.50 15.55-16.20 16.25-16.50 17.05-17.30 |
НОД |
1 |
«Молоток и гвоздь» конструирование |
кабинет |
|
||
35 |
Май |
6.05 7.05 |
15.25-15.50 15.55-16.20 16.25-16.50 17.05-17.30 |
НОД |
1 |
«Молоток и гвоздь» программирование |
кабинет |
|
||
36 |
Май |
13.05 14.05 |
15.25-15.50 15.55-16.20 16.25-16.50 17.05-17.30 |
НОД |
1 |
«Нефтяной насос» конструирование |
кабинет |
|
||
37 |
Май |
20.05 21.05 |
15.25-15.50 15.55-16.20 16.25-16.50 17.05-17.30 |
НОД |
1 |
«Нефтяной насос» программирование |
кабинет |
мониторинг (скрытое педагогическое наблюдение) |
||
38 |
май |
27.05 28.05 |
15.25-15.50 15.55-16.20 16.25-16.50 17.05-17.30 |
НОД |
1 |
Творческий проект |
кабинет |
Выставка на сайте ДОО |
||
Итого |
36 |
|
Количество учебных недель - 36
Количество учебных дней - 36
Продолжительность каникул - 31.12.2020-13.01.2021 (зимние)
Продолжительность каникул - 31.05.2020-31.08.2021 (летние)
Дата начала и окончания учебных периодов - 10.09 2020 - 31.08.2021
2.1.2. Календарный учебный график занятий с детьми 6-7 лет на 2020-2021 учебный год.
№ п/п |
Месяц |
Число |
Время проведения занятия |
Форма занятия |
Кол-во часов |
Тема занятия |
Место проведения |
Форма контроля |
1 |
Сентябрь |
7.09 8.09 |
9.00-9.30 9.35-10.05 10.10-10.40 10.45-11.15 |
НОД |
1 |
Вспомним что мы знаем |
Кабинет |
|
2 |
Сентябрь |
14.09 15.09 |
9.00-9.30 9.35-10.05 10.10-10.40 10.45-11.15 |
НОД |
1 |
«Волшебная палочка» |
Кабинет |
|
3 |
Сентябрь |
21.09 22.09 |
9.00-9.30 9.35-10.05 10.10-10.40 10.45-11.15 |
НОД |
1 |
«Катапульта с мотором» конструирование |
Кабинет |
|
4 |
Сентябрь |
28.09 29.09 |
9.00-9.30 9.35-10.05 10.10-10.40 10.45-11.15 |
НОД |
1 |
«Катапульта с мотором» программирование |
Кабинет |
мониторинг (опрос) |
5 |
Октябрь |
5.10 6.10 |
9.00-9.30 9.35-10.05 10.10-10.40 10.45-11.15 |
НОД |
1 |
«Башенный кран» конструирование |
Кабинет |
|
6 |
Октябрь |
12.10 13.10 |
9.00-9.30 9.35-10.05 10.10-10.40 10.45-11.15 |
НОД |
1 |
«Башенный кран» программирование |
Кабинет |
|
7 |
Октябрь |
19.10 20.10 |
9.00-9.30 9.35-10.05 10.10-10.40 10.45-11.15 |
НОД |
1 |
«Ветрогенератор» конструирование |
Кабинет |
|
8 |
Октябрь |
26.10 27.10 |
9.00-9.30 9.35-10.05 10.10-10.40 10.45-11.15 |
НОД |
1 |
«Ветрогенератор» программирование |
Кабинет |
|
9 |
Ноябрь |
2.11 3.11 |
9.00-9.30 9.35-10.05 10.10-10.40 10.45-11.15 |
НОД |
1 |
«Большие качели» конструирование |
Кабинет |
|
10 |
Ноябрь |
9.11 10.11 |
9.00-9.30 9.35-10.05 10.10-10.40 10.45-11.15 |
НОД |
1 |
«Большие качели программирование |
Кабинет |
|
11 |
Ноябрь |
16.11 17.11 |
9.00-9.30 9.35-10.05 10.10-10.40 10.45-11.15 |
НОД |
1 |
«Робохват» конструирование |
Кабинет |
|
12 |
Ноябрь |
23.11 24.11 |
9.00-9.30 9.35-10.05 10.10-10.40 10.45-11.15 |
НОД |
1 |
«Робохват» программирование |
Кабинет |
|
13 |
Ноябрь |
30.11 1.12 |
9.00-9.30 9.35-10.05 10.10-10.40 10.45-11.15 |
НОД |
1 |
«Веселый аттракцион» конструирование |
Кабинет |
|
14 |
Декабрь |
7.12 8.12 |
9.00-9.30 9.35-10.05 10.10-10.40 10.45-11.15 |
НОД |
1 |
«Веселый аттракцион» программирование |
Кабинет |
|
15 |
Декабрь |
14.12 15.12 |
9.00-9.30 9.35-10.05 10.10-10.40 10.45-11.15 |
НОД |
1 |
«Танцующие тролли» конструирование |
Кабинет |
|
16 |
Декабрь |
21.12 22.12 |
9.00-9.30 9.35-10.05 10.10-10.40 10.45-11.15 |
НОД |
1 |
«Танцующие тролли» программирование |
Кабинет |
|
17 |
Декабрь |
28.12 29.12 |
9.00-9.30 9.35-10.05 10.10-10.40 10.45-11.15 |
НОД |
1 |
«Непотопляемый парусник» конструирование |
|
|
18 |
январь |
Каникулы |
||||||
19 |
январь |
|||||||
20 |
январь |
11.01 12.01 |
9.00-9.30 9.35-10.05 10.10-10.40 10.45-11.15 |
НОД |
1 |
«Непотопляемый парусник» программирование |
Кабинет |
Промежуточный контроль (опрос) |
21 |
январь |
18.01 19.01 |
9.00-9.30 9.35-10.05 10.10-10.40 10.45-11.15 |
НОД |
1 |
«Истребитель» конструирование |
Кабинет |
|
22 |
Январь |
25.01 26.01 |
9.00-9.30 9.35-10.05 10.10-10.40 10.45-11.15 |
НОД |
1 |
«Истребитель» программирование |
Кабинет |
|
23 |
Февраль |
1.02 2.02 |
9.00-9.30 9.35-10.05 10.10-10.40 10.45-11.15 |
НОД |
1 |
«Ракета» конструирование |
Кабинет |
|
24 |
Февраль |
8.02 9.02 |
9.00-9.30 9.35-10.05 10.10-10.40 10.45-11.15 |
НОД |
1 |
«Ракета» программирование |
Кабинет |
|
25 |
Февраль |
15.02 16.02 |
9.00-9.30 9.35-10.05 10.10-10.40 10.45-11.15 |
НОД |
1 |
«Танк» конструирование |
Кабинет |
|
26 |
Февраль |
22.02 1.03 |
9.00-9.30 9.35-10.05 10.10-10.40 10.45-11.15 |
НОД |
1 |
«Танк» программирование |
Кабинет |
|
27 |
Март |
2.03 9.03 |
9.00-9.30 9.35-10.05 10.10-10.40 10.45-11.15 |
НОД |
1 |
«Трап» конструирование |
Кабинет |
|
28 |
Март |
15.03 16.03 |
9.00-9.30 9.35-10.05 10.10-10.40 10.45-11.15 |
НОД |
1 |
«Трап» программирование |
Кабинет |
|
29 |
Март |
22.03 23.03 |
9.00-9.30 9.35-10.05 10.10-10.40 10.45-11.15 |
НОД |
1 |
«Мухоловка» конструирование |
Кабинет |
|
30 |
Март |
29.03 30.03 |
9.00-9.30 9.35-10.05 10.10-10.40 10.45-11.15 |
НОД |
1 |
«Мухоловка» программирование |
Кабинет |
|
31 |
Апрель |
5.04 6.04 |
9.00-9.30 9.35-10.05 10.10-10.40 10.45-11.15 |
НОД |
1 |
«Бензопила» конструирование |
Кабинет |
|
32 |
Апрель |
12.04 13.04 |
9.00-9.30 9.35-10.05 10.10-10.40 10.45-11.15 |
НОД |
1 |
«Бензопила» программирование |
Кабинет |
|
33 |
Апрель |
19.04 20.04 |
9.00-9.30 9.35-10.05 10.10-10.40 10.45-11.15 |
НОД |
1 |
«Баскетбол» конструирование |
Кабинет |
|
34 |
Апрель |
26.04 27.04 |
9.00-9.30 9.35-10.05 10.10-10.40 10.45-11.15 |
НОД |
1 |
«Баскетбол» программирование |
Кабинет |
|
35 |
Май |
4.05 10.05 |
9.00-9.30 9.35-10.05 10.10-10.40 10.45-11.15 |
НОД |
1 |
«Батискаф» конструирование |
Кабинет |
|
36 |
Май |
11.05 17.05 |
9.00-9.30 9.35-10.05 10.10-10.40 10.45-11.15 |
НОД |
1 |
«Батискаф» программирование |
Кабинет |
|
37 |
Май |
18.05 24.05 |
9.00-9.30 9.35-10.05 10.10-10.40 10.45-11.15 |
НОД |
1 |
Конкурс конструкторских идей |
Кабинет |
мониторинг (скрытое педагогическое наблюдение) |
38 |
Май |
25.05 31.05 |
9.00-9.30 9.35-10.05 10.10-10.40 10.45-11.15 |
НОД |
1 |
Подведем итоги |
Кабинет |
Выставка на сайте ДОО |
Итого |
36 |
|
Количество учебных недель - 36
Количество учебных дней - 36
Продолжительность каникул - 31.12.2020-10.01.2021 (зимние)
Продолжительность каникул - 01.06.2020-31.08.2021 (летние)
Дата начала и окончания учебных периодов - 07.09 2020 - 31.08.2021
2.2. Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение: кабинет, столы, стулья, компьютеры с программным обеспечением Lego Education WeDo 1.0, наборы конструктора Lego Education WeDo 1.0, наглядно-демонстрационный материал.
Информационное обеспечение:
• Фотоаппаратура.
• Компьютер с выходом в интернет
• ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:
https://education.lego.com/en-us/earlylearning
http://insiderobot.blogspot.com/
http://dohcolonoc.ru/programmy-v-dou/9316-programma-robotjonok.html
Кадровое обеспечение:
В реализации программы принимает участие педагог дополнительного образования МБДОУ 23, Стойко Евгения Александровна.
Курсовая подготовка:
Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «ИНСТИТУТ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ» 30.07.2020г., «Профессиональная переподготовка по программе «Психолого-педагогическое образование: дошкольная педагогика и психология в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог», 310 часов.
Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «ИНСТИТУТ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ» 21.07.2020г., «Подготовка по дополнительной общеразвивающей программе «Легоконструирование и робототехника как средство разностороннего развития дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО», 72 часа.
2.3. Формы аттестации (способы проверки результатов освоения программы): беседа, рассуждения, наблюдение за процессом выполнения работы, успешное выполнение задания.
2.3.1. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: анализ продуктов творчества, выставки в МБДОУ, журнал посещаемости, участие в конкурсах различного уровня, грамоты и дипломы (при наличии конкурсов в образовательной среде).
2.3.2. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: фотовыставки в кабинете, в группах и на сайте ДОО.
2.4. Оценочные материалы:
Педагогический контроль и оценка подготовки детей являются важными элементами, определяющими эффективность процесса обучения.
Для получения объективной информации планируется использовать следующие виды контроля:
входной: проводится в начале обучения по программе, предусматривает изучение личности обучающегося с целью знакомства с ним (наблюдение, беседа);
текущий: проводится после прохождения какой-нибудь темы, для определения уровня освоения программного материала и дальнейшей корректировке действий педагога (наблюдение, устный опрос, творческое задание);
промежуточный: проводится в середине учебного года с целью определения уровня компетентности воспитанников (наблюдение, творческое задание);
итоговый: проводится в конце обучения по программе с целью определения качества усвоения программного материала.
2.5. Методические материалы.
Особенности организации образовательного процесса – очно.
Методы и приемы обучения:
Для обучения детей LEGO-конструированию используют разнообразные методы.
Методы |
Приемы |
Наглядный |
Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбор деталей по размеру, форме, цвету. |
Иформационно - рецептивный |
Обследование LEGO деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа). Совместная деятельность педагога и ребенка. |
Репродуктивный |
Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу). |
Практический |
Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы. |
Словесный |
Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей. |
Проблемный |
Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование. |
Игровой |
Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета. |
Частично-
поисковый |
Решение проблемных задач с помощью педагога. |
Форма организации образовательного процесса: групповая в количестве не более 10 человек, воспитанники в возрасте 5-7 лет.
Формы организации НОД: групповая форма.
Формы организации учебного занятия: беседа, игра, практическое занятие, выставка.
Педагогические технологии:
информационно-коммуникационные технологии в предметном обучении;
личностно-ориентированные технологии в преподавании предмета;
информационно-аналитические технологии, обеспечивающие учебный процесс и его управление;
технологии мониторинга интеллектуального развития;
воспитательные технологии;
дидактические технологии;
психолого-педагогические технологии сопровождения внедрения инновационных технологий в воспитательно-образовательном процессе.
Социально-коммуникативное развитие (ребенок учится работать в коллективе).
Познавательное развитие (ребенок сам того не замечая осваивает азы конструктора, исследователя, программиста).
Речевое развитие (ребенок узнает новую терминологию, тем самым обогащая словарный запас).
Алгоритм НОД:
1. Организационный момент.
2. Программное содержание занятия:
- Практическая задача.
- Развивающая задача.
- Воспитательная задача.
- Словарная работа.
3. Подготовка к занятию.
- Предварительная работа с детьми.
- Подготовка демонстрационного и изобразительного материала.
- Изучение нового материала.
- Закрепление старых терминов.
4. Практическая часть.
Методические приемы:
- Создание атмосферы доброжелательности.
- Игровой момент.
- Качественный анализ предметов.
- Самостоятельная работа детей и индивидуальная работа с детьми в процессе занятия.
5. Просмотр работ, подведение итога занятия
Дидактические материалы:
наборы LEGO Wedo 1.0;
картинки и фотографии для упражнений, образцы композиций.
2.6. Список литературы и интернет-источников.
1. Бедфорд А. Большая книга LEGO - Манн, Иванов и Фербер, 2014 г.
2. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов.- Всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники. - М.: Изд. полиграф-центр «Маска».-2013 г.
3. Комарова Л. Г. Строим из Лего (моделирование логических отношений объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М.: Мозаика-Синтез, 2006 г.
4. Лыкова И.А. Конструирование в детском саду: учебно-методическое пособие к парциальной программе «Умные пальчики». М.: ИД «Цветной мир», 2015 г.
5. Примерная парциальная образовательная программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста технической направленности. - М.: Российская ассоциация образовательной робототехники. Учебно-методический центр, 2016г.
6. Фешина Е.В. Лего - конструирование в детском саду -М.: ТЦ Сфера,2012 г.
7. Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей – СПб.:Наука,2013 г.
8. Большая книга Lego:http://www.toybytoy.com/book/Big_book_of_Lego.
9. Волкова С. И. «Конструирование», - М: «Просвещение», 2009.
10.Данилов О. Е. Применение конструирования и программирования робототехнических устройств в обучении как инновационная образовательная технология / О. Е. Данилов. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 16 (120). — С. 332-336.