12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Мохова Ольга Михайловна1207
Россия, Татарстан респ., Альметьевск

Детский технопарк «Кванториум» структурное подразделение муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Станция юных техников» г.Альметьевска Республики Татарстан

 

Принята на заседании Утверждаю

педагогического совета Руководитель Детского

Детского технопарка «Кванториум» технопарка «Кванториум»

филиала МБОУ ДО «СЮТ» филиала МБОУ ДО»СЮТ»

г. Альметьевска РТ г. Альметьевска РТ

Протокол №_______ _____________Р.З. Закиров

от «____» ___________20___г Приказ №_____

от «____» _______20____г

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«ЛАБОРАТОРИЯ СТИЛЯ»

 

Направленность: художественно-эстетическая

Возраст учащихся: 7-18 лет

Разноуровневая программа

Срок реализации: 2 года

 

 

Автор-составитель:

Мохова Ольга Михайловна,

педагог дополнительного образования

 

 

Альметьевск, 2019

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Пояснительная записка 3

1.1 Направленность программы 3

1.2 Актуальность программы 4

1.3 Отличительные особенности программы 4

1.4 Цель программы 5

1.5 Адресат программы 6

1.6 Объем программы 7

1.7 Формы организации образовательного процесса и виды занятий 8

1.8 Режим занятий 8

1.9 Планируемые результаты 9

1.10 Формы подведения итогов реализации программы 10

1.11 Нормативно-правовое обеспечение программы 11

2 Учебный план 12

2.1 Учебно- тематический план 12

2.2 Учебный план 12

2.3 Содержание учебного плана 14

2.4 Учебный план 17

2.5 Содержание учебного плана 19

3 Комплекс организационно-педагогических условий 22

3.1 Методическое обеспечение программы 22

3.2 Дидактический материал 23

3.3 Техническое оснащение занятий 23

3.4 Материально-техническое оснащение 23

3.5 Формы аттестации / контроля и оценочные материалы 24

3.6 Оценочные материалы 24

Список литературы для педагога: 26

Список литературы для детей: 26

Интернет ресурсы 26

 

Пояснительная записка

  1. Направленность программы

В настоящее время проектная деятельность получила широкое распространение в среднем, и дополнительном профессиональном образовании, и ФГАУ «Фонд новых форм развития образования» - федеральный оператор сети детских технопарков «Кванториум». Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития проектного подхода, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. В обучении, для устранения проблем формирования профессиональных компетенций, вводятся исследовательские и проектные работы.

Программа разработана в соответствии с «Примерными требованиями к образовательным программам дополнительного образования детей» Министерства образования и науки РФ от 11 декабря 2006 г. №06-1844, на основе Федерального государственного образовательного стандарта, и Указа президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до период до 2024 года». Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в целенаправленной деятельности по решению определённой проблемы в рамках проекта.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ориентирована (далее – Программа) не только на вовлечение детей в удивительный мир творчества, но и на формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся.

Наряду с усвоением теоретических знаний в области декоративно – прикладного творчества Программа позволяет обучающимся сформировать практические умения, которые развивают воображение, фантазию, формируют в ребенке такие качества, как внимательность, аккуратность, усидчивость и терпение, трудолюбие и ответственность, устойчивый интерес к овладению знаниями, умениями, навыками шитья; овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Общеобразовательная общеразвивающая разноуровневая Программа дополнительного образования детей «Лаборатория стиля» художественно-эстетической направленности предназначена для двухлетнего обучения детей и подростков возрастом от 7 до 18 лет. Программа второго года обучения, включает формирование компетенций обучающихся в области использования ИКТ технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности.

  1. Актуальность программы

Актуальность данной Программы состоит в том, что она направлена на развитие конструктивных способностей детей, развитие ручной умелости через овладение многообразными ручными операциями, по-разному влияющими на психофизиологические функции обучающегося; формирование умения планировать последовательность выполнения действий и осуществления контроля на разных этапах выполнения работы, но и формированию проектно-технологического мышления обучающихся.

Реализация Программы способствует успешной социализации ребенка, является положительным фактором, влияющим на развитие мотивации детей к творчеству и познанию, развитию умений применять технологии.

  1. Отличительные особенности программы

Данная программа отвечает требованиям Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014г. №1726-), в которой прописано, что одним из принципов проектирования и реализации дополнительных общеобразовательных программ является разноуровневость. Технология разноуровневого обучения предполагает создание педагогических условий для включения каждого обучающегося в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития.

Исходные научные идеи: уровневое обучение предоставляет шанс каждому обучающемуся организовать свое обучение таким образом, чтобы максимально использовать свои возможности, прежде всего, учебные; уровневая дифференциация позволяет акцентировать внимание педагога на работе с различными категориями детей. Поэтому программа предусматривает два уровня освоения: стартовый и базовый. Стартовый уровень (начальный этап) предполагает обеспечение обучающихся общедоступными и универсальными формами организации учебного материала. Теория не выделяется в самостоятельную часть, она вплетается в практическую деятельность и служит основной поддержкой занятий. Задача занятий — освоение новых технологических приемов или комбинаций ранее известных приемов, а не точное повторение поделки. Такой подход позволяет оптимально учитывать возможности каждого обучающегося, поскольку допускаются варианты как упрощения, так и усложнения заданий. Обучающиеся могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел. Следует организовывать работу по поиску альтернативных возможностей, подбирать другие материалы вместо заданных, анализируя при этом существенные и несущественные признаки для данной работы.

Базовый уровень предполагает овладение устойчивыми умениями и навыками умения самостоятельно применять полученные знания и комбинировать их при выполнении творческих проектов. Реализация программы способствует созданию условий для самоопределения личности. Обучающиеся учатся самостоятельно оценивать свои действия по различным показателям: чувства, которые вызывает работа, количество изделий, новые идеи (творчество), аккуратность, способ действия, сложность, композиция. Занимаясь самоанализом, обучающиеся глубже осознают процесс обучения.

Отличительная особенность данной Программы заключается в развитии творческих способностей – процесса, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, самовыражению, уверенность в себе. Детский технопарк «Кванториум» структурное подразделение МБОУДО «СЮТ», располагает достаточной технической базой, обучающиеся могут по выбору, выполнить свои идеи и замыслы в реальные, конкретные проектные решения под руководством.

В зависимости от запросов обучающихся и их родителей педагог имеет право варьировать разделами Программы.

  1. Цель программы

Цель Программы – развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду — приобщение детей к продуктивной творческой деятельности и освоению обучающимися опыта разработки, реализации и презентации учебного проекта.

Задачи программы

Обучающие

Познакомить с художественно-теоретическими основами декоративно -прикладного искусства (понятие цветовой грамоты, орнамента и композиции);

Обучить качественно выполнять работу, рационально используя материал и время;

Систематизировать теоретически знания и практические умения в вопросах разнообразия тканей и способов их применения.

Научить выполнять разнообразные виды ручных швов.

Обучить основам моделирования и конструирования швейных изделий.

Обучить технологии и последовательности изготовления швейных изделий.

Научить работать на швейной машинке.

Научить выполнять разнообразные виды машинных швов и отделок изделий.

Научить подбирать материал для изготовления швейного изделия.

Обучать навыкам самостоятельной и коллективной работы.

Развивающие

Развивать моторные навыки: точность движений, их координацию.

Развивать репродуктивное и творческое воображение.

Способствовать развитию у обучающихся самостоятельность в решении поставленных задач, готовность к активному творческому поиску, индивидуальные способности.

Развивать идейно - художественное мышление.

Развивать самостоятельность при выборе и изготовлении швейных изделий.

Развивать умение рационально использовать рабочее пространство и время.

Формировать и развивать навыки проектной и поисковой творческой деятельности обучающихся.

Воспитательные

Воспитание творческой личности, умеющей планировать свою работу.

Развитие индивидуальных природных данных обучающихся.

Воспитывать трудолюбие, упорство, самостоятельность, усидчивость, тщательность и аккуратность при выполнении работы, умение доводить начатое дело до конца, чувство уважительного отношения к окружающим людям и результатам чужого труда.

Воспитать отношение к ткани как к материалу для творчества.

Развитие творческих способностей обучающихся: воображения, нестандартного мышления, умения видеть красивое в обыденном и создавать это красивое своими руками.

Воспитывать настойчивость в преодолении трудностей, достижении поставленных целей.

Воспитывать культуру общения в детском коллективе во время занятий.

Способствовать становлению личности и ее профессиональной ориентации.

  1. Адресат программы

Программа предназначена для детей от 7до 18 лет. Содержание программы нацелено на активизацию художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, формирование мотивации детей к труду, к активной деятельности на уроке и во внеурочное время. В программе уделено внимание формированию информационной грамотности на основе разумного использования развивающего потенциала. Передача учебной информации различными способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения).

Новизна данной Программы заключается в возможности обучающимися изучить различные техники декоративно прикладного искусства, и применить их, используя комплексно, при проектировании изделий.

В течение обучения дети усваивают правила техники безопасности и навыки грамотного образования со всеми необходимыми для творчества инструментами.

Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге.

Программа курса содержит задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, презентации своих работ.

Задача занятий — освоение новых технологических приемов или комбинаций ранее известных приемов, а не точное повторение поделки. Такой подход позволяет оптимально учитывать возможности каждого обучающегося, поскольку допускаются варианты как упрощения, так и усложнения заданий. Обучающиеся могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел. Следует организовывать работу по поиску альтернативных возможностей, подбирать другие материалы вместо заданных, анализируя при этом существенные и несущественные признаки для данной работы.

Обучающиеся самостоятельно выбирают не только вариант работы, но и способ её выполнения: путём эксперимента, по схеме или по выкройке. Обучающиеся учатся самостоятельно оценивать свои действия по различным показателям: чувства, которые вызывает работа, количество изделий, новые идеи (творчество), аккуратность, способ действия, сложность, композиция. Занимаясь самоанализом, обучающиеся глубже осознают процесс учения. Все виды работ можно выполнять как индивидуально, так и коллективно.

Использование личностно-ориентированных инновационных педагогических технологий позволяет адаптировать обучающихся к образовательному процессу и максимально раскрыть их творческий потенциал.

  1. Объем программы

На освоение образовательной Программы отводиться (72 + 144) учебных часа в год, из них:

на стартовом уровне – 72 учебных часа, в первый год обучения.

на базовом уровне - 144 учебных часов, во второй год обучения – 144 учебных часа.

  1. Формы организации образовательного процесса и виды занятий

В соответствии с содержанием учебного плана и поставленными для данного занятия задачами (функциями) определяется вид занятия (вводное занятие, практическое занятие, теоретическое занятие, творческая мастерская, и др.) и определяется форма организации образовательного процесса (коллективная, групповая, парная, индивидуальная форма или одновременное их сочетание). При необходимости могут формироваться разновозрастные группы.

Срок освоения программы – 2 года, в т.ч.:

на стартовом уровне – 1 год,

на базовом уровне – 1 год.

Одним из главных принципов проведения занятий является чередование различных видов деятельности. В основном она носит практический характер, но теоретические сведения (об основах конструирования, моделирования, о свойствах материалов, технологии обработки и т.п.) так же необходимы, поскольку самостоятельная творческая работа. Для занятий обучающимся потребуются: альбом для образцов и макетов, тетрадь для расчетов и конспектов, блокнот для зарисовки эскизов моделей, алгоритмов шитья, наборы-планшеты по видам тканей, приклада, фурнитуры и т.д. Кабинет оснащен: рабочими столами, столом для раскроя, швейными машинами с оверлоком или приспособлением для обработки срезов зигзагообразной строчкой, утюгом и гладильной доской. Важную роль в успешности образовательно - воспитательного процесса играет обстановка психологического стимулирование воспитанников. Игнорирование положительного отношения к творческим проявлениям скорее мешает, чем помогает детям реализовать свои возможности, раскрыть свою индивидуальность, занижает реальные, объективные показатели интеллекта, тем самым негативно влияет на процесс творческого развития ребенка.

На занятиях используются словесные (беседа, объяснение, инструктаж), наглядные (показ видеоматериалов, иллюстраций, наблюдение, работа по образцу и т.д.) и практические (практическая работа) методы обучения. В течении учебного года проводятся игры (познавательные, развивающие), экскурсии, викторины, выставки, конкурсы, творческие встречи, ярмарки, презентации, мастер-классы, посиделки, праздники. На занятиях предлагаются работы различной степени сложности, так как в группе могут быть дети с разной скоростью выполнения заданий.

  1. Режим занятий

Занятия проводятся на протяжении всего учебного года за исключением праздничных дней:

на стартовом уровне

в первый год обучения - 2 раза в неделю по 1 академическому час.,

на базовом уровне

во второй год обучения – 2 раза в неделю по два академических часа.

Перерывы между академическими часами составляют 10 минут.

Периоды осенних, зимних и весенних каникул используются для проведения совместно с родителями обучающихся (по необходимости) внеаудиторных занятий: праздников, экскурсий в музеи, на предприятия, на выставки технического творчества, конкурсы, соревнования и др.

  1. Планируемые результаты

Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

На стартовом уровне:

Личностные и метапредметные результаты

безопасно и эффективно пользоваться универсальными и специальными инструментами;

развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

проявление познавательных интересов и активности в декоративно- прикладной деятельности;

самостоятельно изготавливать декоративные предметы из доступных материалов по предложенному описанию;

изготавливать выкройки и шаблоны для своей работы;

умение использовать полученные знания, умения, навыки для выполнения самостоятельных творческих работ;

оценивать достоинства и недостатки собственной работы.

Предметными результатами освоения обучающимися программы «Лаборатория стиля» являются:

классификация видов и назначения материалов;

рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;

оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;

наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ.

На базовом уровне:

Личностные и метапредметные результаты

оценивать достоинства и недостатки собственной работы;

отбирать инструменты и материалы для выполнения творческой, исследовательской, экспериментальной работы;

выполнять задания по инструкции педагога;

использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;

соблюдение норм и правил культуры труда;

возможность реализовывать творческий потенциал в процессе создания швейных изделий, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;

проявление технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;

представлять продукты творческой деятельности на выставках, смотрах, олимпиадах.

Предметными результатами освоения базового уровня, обучающимися программы «Лаборатория стиля» являются:

ориентация в имеющихся и возможных технических средствах и технологиях создания объектов труда;

соблюдение трудовой и технологической дисциплины;

развитие способностей к моторике и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении станочных операций;

владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач;

выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;

документирование результатов труда и проектной деятельности;

стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда;

формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;

публичная презентация и защита проекта;

сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.

Принцип программы: идти от возможностей и способностей ребенка, совершенствуя их; не от содержания предмета к ребенку, а с ребенком к вершинам мастерства, вершинам творчества.

  1. Формы подведения итогов реализации программы

Для определения уровня усвоения данной программы обучающимися, её дальнейшей корректировки и определения путей достижения каждым ребёнком максимального творческого и личностного развития предусмотрена аттестация обучающихся.

Задачи промежуточной аттестации: определение уровня практических умений и навыков детей; определение уровня усвоения теоретических знаний; выявление уровня развития личностных качеств обучающихся; соотнесение прогнозируемых результатов, содержащихся в программе, с реальными результатами обучения в объединении; корректировка содержания программы, форм и методов обучения и воспитания. Проведение промежуточной аттестации обучающихся в форме мини-выставок и участия в соревнованиях и конкурсах разного уровня (городских, республиканских, всероссийских, международных), творческие отчёты.

  1. Нормативно-правовое обеспечение программы

Конвенция ООН о правах ребенка;

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;

Закон Республики Татарстан «Об образовании» от 22.07.2013 №68-ЗРТ;

Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р)

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утв. приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413)

Модельный стандарт качества муниципальной услуги по организации предоставления дополнительного образования детей в многопрофильных организациях дополнительного образования от 20.03.14 №1465/14;

Устав МБОУДО «Станция юных техников»;

Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р) 5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утв. приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413).

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утв. приказом Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008).

Примерные требования к программам дополнительного образования детей (утв. письмом Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844)

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года № 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»).

Инструкции по технике безопасности.

Квалификационная характеристика педагога дополнительного образования (утверждена приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 года № 761 н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»).

Должностная инструкция педагога дополнительного образования.

Учебный план

  1. Учебно- тематический план

1 год обучения

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

теория

практика

всего

 

Вводное занятие.

1

-

1

 

Материаловедение.

0,5

0,5

1

 

Виды декоративно-прикладного творчества.

0,5

0,5

1

 

Ручные швы

4

6

10

 

Аппликация

2

8

10

 

Мягкая игрушка.

4

16

20

 

Сувениры. Изготовление поделок для дома

6

8

14

 

Вышивка.

4

10

14

 

Выставка.

-

1

1

 

Итого:

26

46

72

  1. Учебный план

    п/п

    Название раздела, темы

    Количество часов

    Формы аттестации/контроля

    теория

    практика

    всего

     

    1. Введение (2 час)

    1.1

    Вводное занятие. Правила внутреннего распорядка. Изучение правил техники безопасности при обращение с ручным инструментом. Содержание программы «Лаборатория стиля».

    1

    -

    1

     

    Материаловедение (1 час)

    2.1

    Материаловедение. Оборудование и приспособления. Материалы: подбор ткани и подготовка к пошиву. Организация рабочего места.

    0.5

    0.5

    1

     

    Декоративно-прикладное творчество (1 час)

    3.1

    Виды декоративно-прикладного творчества. Виды декоративно-прикладного творчества: аппликация, плетение, вышивание.

    0.5

    0.5

    1

     

    Ручные швы (10 час)

    4.1

    Ручные швы. Правила техники безопасности.

    2

     

    2

     

    4.2

    Основные ручные швы, пришивание пуговицы.

    2

    6

    8

     

    Аппликация (10 час)

    5.1

    Аппликация. Введение. История возникновения аппликации. Знакомство с видами аппликации. Инструменты для работы, их назначение и правильное применение.

    1

     

    1

     

    5.2

    Аппликация из различных материалов, предметная, сюжетная, декоративная аппликация. Последовательность изготовления аппликации.

    1

     

    1

     

    5.3

    Выполнение аппликации из кусочков ткани (фетра) на основе различными способами. Декорирование элементов аппликации пайетками и бисером.

     

    8

    8

     

    Мягкая игрушка (20 час)

    6.1

    Мягкая игрушка. Вводное занятие. ТБ при работе. Основные приемы работы с фетром. Правила раскроя, соединения и оформления деталей игрушек.

    2

    8

    10

     

    6.2

    Основные ручные швы. Цветоведение. Заготовка выкроек лекал, раскрой каркаса и ткани, сшивание деталей. Оформление игрушки. Декорирование.

    2

    8

    10

     

    Сувениры. Изготовление поделок для дома (14 час)

    7.1

    Сувениры. Виды прихваток. Нарядные декоративные прихватки. Применение элементов декора. Технология раскроя прихватки- колокольчик, рукавичка, игольница- шляпка и др. Раскрой по выбранной модели. Технология обработки прихваток, игольниц и др.

    2

    10

    12

     

    7.2

    Пошив подарочного ассортимента (пенал, косметичка). Выбираем модель (форму); подбор материала, элементов декора; изготавливаем шаблон, раскрой основных деталей, – раскрой деталей аппликации; изготовление аппликации; сборка изделия.

    2

    12

    14

     

    Вышивка (14час)

    8.1

    Вышивка. Введение, инструменты, материалы (иглы, нитки) и приспособления, организация рабочего места, правила безопасности, термины. Технология выполнения швов: вперед иголку, назад иголку, шнурок, стебельчатый, петельный, тамбурный, петля с прикрепом, полупетля с прикрепом, крестообразный, крест, узелки, длинный стежок, длинный стежок с завитком, петля не затянутая, закрученная лента, лента с перехватами в прикреп.

    2

    4

    6

     

    8.2

    Узоры вышивки. Подготовка ткани к работе. Выполнение простейших узоров. Свободная вышивка узора. Изготовление изделия (салфетка, носовой платок, и т.д.)

    2

    6

    8

     

    9

    Выставка. Заключительное занятие.

     

    1

    1

     

     

    Итого:

    26

    46

    72

     

    Содержание учебного плана

1 год обучения

Вводное занятие (1 час)

1.1 Знакомство педагога с детьми, детей друг с другом. Правила внутреннего распорядка. Ознакомление с режимом работы объединения, расписанием занятий. Правила безопасности труда и личной гигиены. Изучение правил техники безопасности при обращение с ручным инструментом.

Правила поведения, ознакомление с видами работ, выполняемых во время занятий.

Практика. Диагностическое занятие – знакомство с обучающимися, изучение способности к ручному творчеству.

Материаловедение. Оборудование и приспособления (1 час)

2.1 Знакомство инструментами и приспособлениями. Формирование умений и навыков пользования инструментами и приспособлениями. Материалы: подбор ткани и подготовка к пошиву. Определение лицевой и изнаночной сторон. Организация рабочего места. Сравнение измерительных инструментов: линейки, метра, ленточного метра.

Декоративно-прикладное творчество (1 час)

3.1 Виды декоративно-прикладного творчества. Правила поведения, ознакомление с видами работ, выполняемых во время занятий. Виды декоративно-прикладного творчества: аппликация, плетение, вышивание.

Ручные швы (10 час)

  1. Повторение правил по технике безопасности при работе с инструментами (беседа). Термины при выполнении ручных швов: сметать; заметать; длина стежка; ширина шва.

    Основные ручные швы. Формирование умений и навыков выполнения ручных стежков и строчек.

Практика: Выполнение ручных работ с наперстком. Выполнение ручных швов любой сложности.

Аппликация (10 час)

5.1 Возможность использования различных материалов для изготовления аппликации. Инструменты нужные для работы и правила их, безопасного использования.

Аппликация из ткани. Изготовление аппликации из лоскутков, резанных ниток. Обрывная аппликация. Последовательность изготовления аппликации в технике обрывная аппликация.

Аппликация по технике «Мозаика». Комбинированная аппликация: изготовление открыток, картин, панно. Совмещение различных техник в одну аппликацию.

Практика: Наложение шаблона на ткань, вырезание деталей аппликации. Выполнение аппликации из кусочков ткани (фетра) на основе различными способами. Самостоятельное изготовление работы. Самостоятельное изготовление комбинированной аппликации.

Мягкая игрушка (16)

6.1 Вводное занятие. ТБ при работе. История появления и развития игрушек. Роль игрушек в жизни человека. Основные приемы работы с фетром. Правила раскроя, соединения и оформления деталей игрушек. Повторение правил посадки при шитье; отмеривание ниток; завязывание узелка. Знакомство с понятиями «раскроить», «подготовить ткань», «обрисовать выкройки», «сколоть булавками», «вырезать», «выполнить отделку».

6.2 Изучение особенностей изготовления плоских игрушек из драпа, ситца, фетра. Ознакомление с особенностями выполнения плоских комбинированных игрушек. Знакомство с характеристикой цветов, которые входят в цветовое решение данной игрушки. Составление эскизов игрушек. Зарисовывание игрушек в альбом.

Практика: Практическая работа выполнению ручных стежков: прямой сметочный; стебельчатый; тамбурный; косой выметочный.

Подобрать ткани по их физическим свойствам и цветовой гамме. Раскроить детали из ткани (драпа или ситца). Выполнить сборку деталей туловища швом «петельный». Пришить глаза из пуговиц или бусинок. Выполнить отделку игрушек бисером и бусинами.

Составить выставку работ и проанализировать деятельность обучающихся на занятии.

Сувениры. Изготовление поделок для дома (14 час)

7.1 Виды прихваток и их функциональное применение. Нарядные декоративные прихватки. Технология раскроя прихваток, игольниц и др. Раскрой по выбранной модели. Технология обработки прихваток, игольниц, шаров и др.

Практика: Пошив прихваток, игольниц. Выбираем модель (форму) прихватки (игольницы), изготавливаем шаблон используя измерительные инструменты. Наложение шаблона на ткань, раскрой основных деталей (ткань предварительно прогладить утюгом), оформить аппликацией или вышивкой (по желанию). Анализ выполнения работы (качество, допущенные ошибки, способы их устранения).

7.2 Пошив подарочного ассортимента (пенал, косметичка). Выбираем модель (форму); подбор материала, элементов декора; изготавливаем шаблон, раскрой основных деталей, раскрой деталей аппликации; изготовление аппликации; сборка изделия.

Практика: Самостоятельное изготовление работы.

Вышивка (14)

8.1 Вышивка атласными лентами. История рождения вышивки лентами, как вида декоративно прикладного творчества. Понятие о цветовой гармонии в вышивке лентами.

Организация рабочего места. ТБ при работе.

Инструменты, материалы (иглы, нитки) и приспособления, организация рабочего места, правила безопасности, термины.

Виды пялец. Правила заправки изделия в пяльцы.

8.2 Способы закрепления ленты на ткани в начале и по окончании вышивки.  Увеличение и уменьшение рисунка; копировка рисунка. Способы переноса рисунка на ткань.

Технология выполнения швов: вперед иголку, назад иголку, шнурок, стебельчатый, петельный, тамбурный, петля с прикрепом, полупетля с прикрепом, крестообразный, крест, узелки, длинный стежок, длинный стежок с завитком, петля не затянутая, закрученная лента, лента с перехватами в прикреп.

Технология выполнения роз: на 5-ти каркасных нитях, роза из узелка и собранной ленты, бутон розы пришивной.

Уход за вышитыми изделиями. Узоры вышивки.

Практика: Выбор материалов и последовательности выполнения изделия. Перенос рисунка на ткань, подбор цветовой гаммы, подбор инструментов для работы. Подготовка ткани к работе. Самостоятельное изготовление работы.

Заключительное занятие. Выставка (1)

  1. Выявление уровня знаний обучающихся по пройденным темам.

Итоговая выставка детских работ выполненных в течении учебного года.

2 год обучения

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

теория

практика

всего

1

Вводное занятие

2

-

2

2

Материаловедение. Инструменты и приспособления.

4

-

4

3

Ручные швы

4

6

10

4

Машиноведение

4

6

10

5

Сувениры. Пошив подарочного ассортимента.

6

20

26

6

Мягкая игрушка

6

20

26

7

Конструирование и моделирование одежды

10

28

38

8

Вышивка.

8

18

26

9

Выставка.

1

1

2

10

Итого:

41

103

144

  1. Учебный план

    п/п

    Название раздела, темы

    Количество часов

    Формы аттестации/контроля

    теория

    практика

    всего

     

    1. Введение (2 час)

    1.1

    Вводное занятие. Правила внутреннего распорядка. Правила безопасности труда и личной гигиены. Изучение правил техники безопасности при обращение с ручным инструментом и при работе с электроприборами.

    2

    -

    2

     

    Материаловедение (2 час)

    2.1

    Материаловедение. Инструменты и приспособления

    4

    -

    4

     

    Ручные швы (10 час)

    3.1

    Ручные швы. Правила техники безопасности.

    2

     

    2

     

    3.2

    Основные ручные швы.

    2

    6

    8

     

    Машиноведение (10 час)

    4.1

    Машиноведение. Основные теоретические сведения о работе швейной машины. Техника безопасности при работе с швейным оборудованием. Организация рабочего места.

    1

     

    1

     

    4.2

    Классификация машинных швов. Правила техники безопасности. Технология выполнения швов.

    1

     

    1

     

    4.3

    Соединительные швы: стачной; накладной; надстрочной.

    1

    3

    4

     

    4.4

    Краевые швы: шов в подгибку с открытым срезом; шов в подгибку с закрытым срезом; окантовочный шов. Отделочные швы.

    1

    3

    4

     

    Сувениры. Пошив подарочного ассортимента (26 час)

    5.1

    Сувениры. Пошив подарочного ассортимента. Новогодний чулок. Пенал или косметичка. Знакомство с видами аппликации. Инструменты для работы, их назначение и правильное применение. Техника безопасности при работе с ножницами, иглами.

    2

    4

    6

     

    5.2

    Аппликация из различных материалов, предметная, сюжетная, декоративная аппликация. Возможность использования различных материалов для изготовления аппликации. Последовательность изготовления аппликации.

    2

    8

    10

     

    5.3

    Выполнение аппликации из кусочков ткани на основе различными способами.

    2

    8

    10

     

    Мягкая игрушка (26 час)

    6.1

    Мягкая игрушка. Вводное занятие. ТБ при работе. Правила раскроя, соединения и оформления деталей игрушек.

    2

    6

    8

     

    6.2

    Основные ручные швы. Цветоведение. Заготовка выкроек лекал, раскрой каркаса и ткани, сшивание деталей. Оформление игрушки.

    4

    14

    18

     

    Конструирование и моделирование одежды (38 час)

    7.1

    Основные теоретические сведения об одежде.

    5

    13

    18

     

    7.2

    Моделирование поясных изделий. Пошив изделий по замыслу.

    5

    15

    20

     

    Вышивка шелковыми лентами (26 час)

    8.1

    Вышивка. Правила поведения и безопасной работы. Искусство декора.  История вышивки лентами. Гармония цвета. Орнаменты и символы в вышивке. Стежки и техника вышивки. Основные элементы вышивки.

    4

    8

    12

     

    8.2

    Узоры вышивки. Подготовка ткани к работе. Выполнение простейших узоров. Свободная вышивка узора. Изготовление изделия (салфетка, носовой платок, и т.д.)

    4

    10

    14

     

    9

    Выставка. Заключительное занятие.

    1

    1

    2

     

    10

    Итого:

    41

    103

    144

     

    Содержание учебного плана

1 год обучения

Вводное занятие (2 час)

1.1 Знакомство педагога с детьми, детей друг с другом. Правила внутреннего распорядка. Ознакомление с режимом работы объединения, расписанием занятий. Правила безопасности труда и личной гигиены. Изучение правил техники безопасности при обращение с ручным инструментом. Техника безопасности при работе с электроприборами.

Правила поведения, ознакомление с видами работ, выполняемых во время занятий.

Материаловедение. Инструменты и приспособления (4 час)

2.1 Знакомство инструментами и приспособлениями. Формирование умений и навыков пользования инструментами и приспособлениями. Правила техники безопасности при работе с ними. Организация рабочего места. Правила техники безопасности при работе на швейном оборудовании и утюге. Основные теоретические сведения о материаловедении.

Ручные швы (10 час)

  1. Повторение правил по технике безопасности при работе с ручными инструментами (беседа). Терминология ручных швов: сметать; заметать; длина стежка; ширина шва.

    Основные ручные швы. Формирование умений и навыков выполнения ручных стежков и строчек.

Практика: Выполнение ручных работ с наперстком. Выполнение ручных швов любой сложности.

Машиноведение (10 час)

4.1 Основные теоретические сведения о работе швейной машины. Устройство швейной машины. Заправка нитей. Уход за швейной машиной, ее чистка и смазка.

4.2 Классификация машинных швов. Правила техники безопасности. Технология выполнения швов.

4.3 Соединительные швы: стачной; накладной; надстрочной.

4.4 Краевые швы: шов в подгибку с открытым срезом; шов в подгибку с закрытым срезом; окантовочный шов. Отделочные швы.

Практика: Заправка нитей. Регулировка машинной строчки. Уход за швейной машиной. Выполнение различных видов швов на практике.

Сувениры. Пошив подарочного ассортимента (26 час)

5.1 Просмотр готовых сувениров. Рекомендации по выбору тканей, декоративной отделке, и технологии выполнения сувенира. Технология раскроя косметички (сумки) и др. Технология изготовления шаблона. Технология обработки изделия. Раскрой по выбранной модели.

5.2 Аппликация из ткани (фетра). Виды различных материалов для изготовления аппликации. Нужные инструменты для работы и правила их, безопасного использования.

5.3 Выполнение из кусочков ткани (фетра) аппликации на основе, различными способами.

Практика: Самостоятельное изготовление работы. Выбор идеи. Подбор материала. Изготовление шаблона. Наложение шаблона на ткань, вырезание деталей. Декорирование изделия.

Мягкая игрушка (26)

6.1 Вводное занятие. ТБ при работе. История появления и развития игрушек. Роль игрушек в жизни человека. Основные приемы работы с фетром. Правила раскроя, соединения и оформления деталей игрушек.

6.2 Повторение правил посадки при шитье; отмеривание ниток; завязывание узелка. Знакомство с понятиями «раскроить», «подготовить ткань», «обрисовать выкройки», «сколоть булавками», «вырезать», «выполнить отделку».

Изучение особенностей изготовления плоских игрушек из драпа, ситца, фетра. Ознакомление с особенностями выполнения плоских комбинированных игрушек.

Знакомство с характеристикой цветов, которые входят в цветовое решение данной игрушки. Составление эскизов игрушек. Зарисовывание игрушек в альбом.

Практика:

Подобрать ткани по их физическим свойствам и цветовой гамме.

Раскроить детали из ткани (фетра, драпа или ситца). Выполнить сборку деталей туловища швом «петельный».

Пришить глаза из пуговиц или бусинок.

Выполнить отделку игрушек бисером и бусинами.

Составить выставку работ и проанализировать деятельность обучающихся на занятии. Рефлексия.

Конструирование и моделирование одежды (38 час)

7.1 Основные теоретические сведения об одежде. Виды поясных изделий. Эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования к ним. Разновидности юбок по силуэту, покрою. Измерения необходимые для построения чертежа юбки. Прибавки на свободное облегание.  Детали юбки. Снятие мерок. Определение расхода ткани. Построение чертежа основной прямой, клиньевой и конической юбки в масштабе 1:4.

7.2 Моделирование поясных изделий. Разработка модели. Построение чертежа в Масштабе 1:1. Подготовка выкройки к раскрою. Расчет основы конструкции. Расчет расхода ткани. Контроль качества работы. Правила раскладки лекал юбки на тканях в клетку, полоску, с ворсом. Последовательность раскроя. Раскладка выкройки на ткани, обмелка и раскрой изделия. Прокладывание контурных и контрольных линий. Сметывание деталей кроя. Примерка. Исправление недочетов. Стачивание. Влажно-тепловая обработка вытачек, складок, боковых срезов. Проведение примерки. Обработка застежки тесьмой-молнией. Обработка притачного пояса. Способы и последовательность обработки нижнего среза юбки.

Практика: Построение чертежа юбки в масштабе 1:1 по своим меркам. Раскрой изделия. Технология обработки изделия. Обработка поясного изделия (юбки). Выполнить обметочную петлю и пришить пуговицу. ВТО. Примерка готового изделия.

Вышивка (26 час.)

8.1 Искусство декора. История возникновения вышивки шелковыми лентами. Применение вышивки в народном и современном костюме.  Композиция, ритм, орнамент, раппорт в вышивке. Холодные, теплые, хроматические и ахроматические цвета. Цветовой круг. Контраст. Цветовая сочетаемость. Цветовое решение составленной композиции.

Организация рабочего места. Правила безопасного труда, санитарии и гигиены. Инструменты, материалы (иглы, нитки) и приспособления, организация рабочего места, правила безопасности, термины. Подбор материала (атлас, бархат, велюр, канва и т. д.). Подбор специальных игл, ниток, лент, пялец для выполнения вышивки. Правила заправки изделия в пяльцы.

8.2 Способы закрепления ленты на ткани в начале и по окончании вышивки. Перевод рисунка на ткань различными способами. Завязывание плоского узелка на ленте, закрепляющего ленту в работе. Закрепление ленты на изнанке по окончании работы.

Выполнение швов: “узелки”, “листок”, “петельки”, “наметка зигзагом”. Выполнение узора “роза”, “бантик”. Составление композиций вышивки. Уход за вышитыми изделиями.

Практика: Самостоятельная работа. Выбор идеи. Выбор материалов и последовательности выполнения изделия. Перенос рисунка на ткань, подбор цветовой гаммы, подбор инструментов для работы. Подготовка ткани к работе. Вышивка композиции.

Заключительное занятие. Выставка (2)

  1. Выявление уровня знаний воспитанников по пройденным темам.

Итоговая выставка детских работ выполненных в течении учебного года.

Комплекс организационно-педагогических условий

Методическое обеспечение программы

Процесс достижения поставленных целей и задач программы осуществляется в сотрудничестве обучающихся и педагога. При этом реализуются различные методы осуществления целостного педагогического процесса.

Методы обучения: методы организации учебно-познавательной деятельности (словесные – беседа, рассказ, монолог, диалог; наглядные–демонстрация иллюстраций, рисунков, моделей, и т.д.; практические – решение творческих заданий, изготовление моделей, шаблонов и т.д.; репродуктивные – работа по шаблонам; проблемно-поисковые – изготовление моделей по рисунку, по собственному замыслу, решение творческих задач; индивидуальные – задания в зависимости от достигнутого уровня развития учащегося).

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательской деятельности (коллективные обсуждения и т.д.).

Методы воспитания: беседы, метод примера, педагогическое требование, создание воспитательских ситуаций, соревнование, поощрение, наблюдение, анкетирование, анализ результатов.

Дидактический материал

Демонстрационные и постановочные материалы;

Презентации к занятиям на дисках и флеш носителях;

Образцы готовых моделей и заготовок.

Стенды.

Техническое оснащение занятий

N, п/п

Наименование

Кол-во шт.

Назначение

Инструменты и расходные материалы

1.

Ножницы

9

Работа с бумагой, тканью

2.

Карандаши

9

Чертежные работы

3.

Клей ПВА

3

Клеевые работы

4.

Набор фетра, ткань

1

Работа с тканью

5.

Иглы ручные, бисерные

9

Для шитья

6.

Иглы машинные

20

Для шитья

7.

Сантиметровая лента

9

Для измерения

8.

Лекало

1

 

9.

Ткань

9

Для шитья

10.

Линейка

9

Для измерения

Оборудование

 

 

 

 

11.

Стол для ручных и машинных работ

9

 

12.

Ноутбук

1

Для подготовки к занятиям, презентациям

13.

Мультимедийный проектор

1

Для показа презентаций к занятиям

14.

Экран

1

Просмотр презентаций

15.

Стулья

10

 

16.

Гладильная доска

2

 

17.

Утюг

1

 

18.

Швейная машина

9

Для шитья

19.

Стол педагога

1

 

 Материально-техническое оснащение

Образовательная программа «Лаборатория стиля» может быть выполнена при реализации следующих условий:

- наличие высококвалифицированных, увлечённых педагогов дополнительного образования;

- наличие оборудованного учебного кабинета;

- организация образовательного процесса в соответствии с СанПиН («Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей») и инструкциями по технике безопасности и охране труда, требованиями противопожарной безопасности;

- наличие информационного обеспечения – аудио-, видео-, фото-, интернет источников;

- наличие шаблонов, образцов моделей.

Формы аттестации / контроля и оценочные материалы

Формы аттестации / контроля предназначены для определения результативности освоения программы «Автомобильно-спортивный моделизм», отражают цели и задачи программы и позволяют выявить соответствие результатов обучения поставленным целям и задачам. Кроме того, эти формы выбираются в соответствии с возрастными особенностями учащихся. В процессе реализации образовательной программы используются следующие формы аттестации / контроля:

педагогическое наблюдение;

собеседование;

коллективный анализ;

выставка моделей;

промежуточная аттестация;

итоговая аттестация по окончании освоения образовательного курса.

На протяжении всего периода освоения образовательной программы «Лаборатория стиля» осуществляется мониторинг качества обучения и развития личности учащихся.

Оценочные материалы

Одним из главных способов проверки достигнутых результатов является мониторинг качества образовательной подготовки и личностного развития обучающихся. Педагог путём организации специальных форм аттестации/контроля производит оценивание и заполняет «Индивидуальную карту результатов обучения и личностного развития», констатируя соответствующие уровни: в - высокий, с средний, н - низкий. Критерии оценки знаний, умений и навыков

1. Низкий уровень обучения:

- устойчивая мотивация только в некоторой части занятия;

- отсутствие увлеченности в выполнении некоторых упражнений; - отказ выполнять некоторые самостоятельные задания;

- отказ работать в группе;

- стеснение высказываний перед группой;

- низкая скорость принятия решений.

2. Средний уровень обучения:

- положительная мотивация к занятию;

- увлеченность при выполнении заданий;

- испытывает затруднения при выполнении самостоятельных заданий;

- не активен в работе малых групп;

- стеснение на открытых занятиях;

- средняя скорость принятия решений.

3. Высокий уровень обучения:

- устойчивая мотивация к занятиям;

- активность и увлеченность при выполнении заданий;

- умение конструктивно работать в малой группе любого состава;

- творческий подход к выполнению всех заданий, упражнений, изученных за определенный период обучения;

- высокая скорость решений.

Мониторинг личностного развития осуществляется с использованием методов педагогического наблюдения, тестового отслеживания пяти блоков оцениваемых параметров: мотивационного, познавательного, эмоционального, коммуникативного, творческого. При этом имеется в виду следующее наполнение оцениваемых параметров:

мотивация к занятиям - активность ребёнка на занятии (проявление инициативы, самостоятельности); интерес к занятию (позитивное отношение, его личностная значимость для ребёнка, заинтересованность в получении новых знаний); устойчивое эмоциональное состояние;

познавательная активность - прочное усвоение нового материала (оригинальное решение, умение выделить главное); умение логично и систематично излагать свои мысли; произвольность психических процессов; развитие мышления, речи; умственная работоспособность, освоение темпа занятия;

эмоциональная сфера - эмоциональное проявление (умение сочувствовать, сопереживать, живо реагировать); целеустремлённость (собранность, организованность, стремление преодолевать трудности, настойчивость в достижении целей);

коммуникативность - взаимодействие с педагогами (культура общения с взрослыми, установление адекватных ролевых отношений, проявление уважения); взаимодействие со сверстниками (установление дружеских отношений, участие в коллективных мероприятиях, умение разрешать конфликты, организаторские способности); соблюдение социальных и этических норм; поведенческая саморегуляция; активность и независимость; отношение к значимой деятельности; отношение к себе; творческий потенциал - сформированность и развитие (творческие проявления в различных видах жизнедеятельности, способность к созданию нового продукта, широта ориентировки в окружающем мире).

Данные сводятся в индивидуальную карту развития учащегося. Для оценки используется уровневая система: 1 – недостаточный , 2 – средний, 3 – высокий.

Список литературы для педагога:

Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учебн.-метод. пособие / под ред. Т.Я.Шпикаловой, Г.А.Поровской.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.- 272с. –(Воспитание и доп.образование детей).

Конструирование одежды: Учеб ник для студ. Учреждений сред. проф.образования/ Э. К.Амирова, О.В. Саккулина, Б.С.Сакулин. М.: изд. «Мастерство», 2002 . -496с.

Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов.- М.: Просвещение, 2010.-223с.

Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учебн.-метод. пособие: В 2 ч. / под ред. Т.Я.Шпикаловой.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС-Пресс, 2001.- 272с.

Бардина “Изделия народных художественных промыслов и сувениры” Москва, “Высшая школа”, 1990 г.- 302с.

Популярная энциклопедия “Рукоделие”. /под ред. И.А.Анреева, М.: Научное издательство «Большая Российская Энциклопедия», 1992.- 288с.

Список литературы для детей:

Гусакова М.А. «Подарки и игрушки своими руками». М., ТЦ. «Сфера», 1999.- 112с.

Андреева И.А. Энциклопедия: шитье и рукоделие. М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. – 228с.

Екатерина Румянцева: «Аппликация. Простые поделки», М., Айрис – Пресс, 2015. – 128 с.

Жадько Е.Г., Шешко Н.Б. Игрушки своими руками/Серия «Мир вашего ребенка». – Ростов н/Д: Феникс, 2004.-256 с., илл.

К. Мититело «Аппликация. Техника и искусство». М.: Эксмо: 2003.-192с.

Интернет ресурсы

Григорьев Д. В., Куприянов Б. В. Программы внеурочной деятельности: Художественное творчество. Социальное творчество (Серия «Работаем по новым стандартам») [электронный ресурс] – режим доступа http://standart.edu.ru/catalog.aspx ?CatalogId=8274

Планирование кружка «Национальное шитье» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://festival.1september.ru

Полу объёмная мягкая игрушка. Выкройка и шитье. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ejka.ru/blog/tilda /

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373, в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357) [электронный ресурс] – режим доступа http://standart.edu.ru/catalog.aspx

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.