Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Голосок» (для детей 7–18 лет)

1
0
Материал опубликован 27 January 2018

Дополнительная общеобразовательная программа

«Голосок»

Направленность программы: художественная

Возраст обучающихся: 7-18 лет

Срок реализации программы: 2 года

Автор – составитель программы

Якименко Наталья Игоревна,

педагог дополнительного образования

2016 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность общеобразовательной программы «Голосок» - художественное творчество.

Пение тесно взаимосвязано с общим развитием ребёнка и формированием его личностных качеств. В пении развиваются эстетические и нравственные представления, активизируются умственные способности, а также заметно положительное влияние на физическое развитие детей.

Песня – яркая, образная форма углубленного представления об окружающей действительности. Исполнение песни вызывает у ребёнка положительное отношение ко всему прекрасному, доброму и порой убеждает его сильнее, чем полученная другим путём информация. Процесс обучения пению требует от ребёнка большой активности и умственного напряжения. Он учится сравнивать своё пение с пением других, сопоставлять различный характер музыкальных фраз, предложений, оценивать качество исполнения песни. Пение благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речи, углублению дыхания, укреплению голосового аппарата.

В процессе обучения пению особенно активно развиваются основные музыкальные способности ребёнка: эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма.

Дополнительная общеобразовательная программа «Голосок» художественной направленности.

Актуальность предлагаемой программы состоит в необходимости привлечения детей к творчеству в широком понимании, активизации внутреннего творческого потенциала детей, а также в необходимости создания условий для формирования у детей веры в себя, в свои силы и возможности, для самореализации.

Отличительные особенности программы

Основной принцип обучения — введение нового материала на основе усложнения уже пройденного и углубления знаний;

поощрение самостоятельности и инициативности;

уважение к интересам воспитанников как в рамках изучаемого предмета, так и за его пределами, использование на основе интегративных связей разносторонних интересов воспитанников с целью активизации творческого процесса и достижения положительных устойчивых результатов в обучении игре на музыкальном инструменте;

активное привлечение внимания родителей к творчеству их детей. Родители должны верить в возможности и состоятельность своих детей, что, безусловно, окажет большую поддержку учебному процессу. Задача педагога состоит в том, чтобы грамотно и полно донести до родителей смысл, а также уровень активности творчества каждого из воспитанников;

положительная реакция на результаты творчества воспитанников при любом уровне индивидуальных возможностей. Основа детского творчества — познание окружающего мира, познание своего внутреннего мира. Здесь важен сам факт творчества, результаты которого при учете старания, усилий, воли и желания могут оцениваться только положительной реакцией;

дифференциация с учетом индивидуальных потребностей и способностей.

Адресат программы: участниками образовательного процесса являются дети в возрасте от 7 до 18 лет.

Условия приема обучающихся: принимаются все желающие по заявлению родителей

Структура программы:

Год обучения

Кол-во часов

в год

Режим занятий, периодичность и продолжительность

1

140 ч

2 раза в неделю по 2 часа

2

210 ч

2 раза в неделю по 3 часа

Форма обучения: очная

Особенности организации образовательного процесса:

В процессе обучения формируются разновозрастные группы. В таком случае занятия выстраиваются с учётом возрастных особенностей воспитанников внутри группы. Это может выражаться в большей или меньшей сложности задания соответственно для старших и более младших воспитанников, в частичной передачи роли педагога старшим воспитанникам во время занятия, в «шефстве» старших воспитанников над младшими и т. д.

Цель программы - создание условий для личностного развития и социальной адаптации детей

через комплексное освоение искусства музыки.

Задачи:

Образовательные:

изучение теоретических основ вокального искусства, элементами музыкального языка;

овладение начальными навыками двухголосного пения;

обучение обучающихся работать в ансамбле.

Развивающие:

выявление и развитие внутренних потребностей и индивидуальных возможностей воспитанников к музыкальному искусству;

развитие образной (зрительной, слуховой, двигательной) памяти.

Воспитательные

вовлечение детей в мир прекрасного на основе вокального творчества,

привитие интереса к музыкальному, творческому процессу

воспитание чувства коллективизма, уверенности в своих силах и возможностях, умение слушать и слышать.

К концу обучения обучающийся должен:

Знать теоретические основы вокального искусства.

Владеть простейшими видами двухголосия.

Владеть начальными навыками двухголосного пения.

Уметь работы в ансамбле.

Владеть навыками сольфеджирования.

Уметь позитивно воспринимать сравнения и рекомендации по самосовершенствованию.

Уметь работать в коллективе.

Формой контроля полученных результатов является участие в фестивалях и конкурсах, так же участие в отчетном концерте объединения в конце каждого года обучения.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, игровой.

Методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация.

Формы организации образовательного процесса: на учебных занятиях используется групповая форма занятий, а при репетиционных занятиях индивидуальная и групповая форма занятий.

Формы организации учебного занятия - бенефис, беседа, встреча с интересными людьми, игра, концерт, КВН, конкурс, олимпиада, открытое занятие, праздник, практическое занятие, представление, презентация, традиционное занятие.

Педагогические технологии, используемые при реализации программы - технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология дифференцированного обучения, технология разноуровневого обучения, технология развивающего обучения, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения,

Алгоритм учебного занятия

Занятия состоят из следующих этапов:

Артикуляционная гимнастика (Приложение 2)

Игры на развитие речевого и певческого дыхания и музыкального слуха (Приложение 3)

Усвоение певческих навыков (распевание)

разучивание песен поэтапно:

— прослушивание музыкального произведения;

— разбор текста песни;

— работа с труднопроизносимыми словами;

— разучивание музыкального произведения;

— работа над выразительностью исполнения.

Подведение итогов занятия. Проветривание кабинета.

Дополнительные сведения

Программа рассчитана на два года обучения и предполагает две ступени обучения.

Первая ступень - 1 год обучения - вовлечение воспитанников в мир прекрасного, в мир искусства, изучение основ вокального искусства, изучение теоретических основ вокального искусства, знакомство и освоение на практике таких элементов музыкального языка как мелодия, ритм, гармония, фраза.

Вторая ступень - 2 год обучения - приобретение и совершенствование навыков двухголосного пения, работы в ансамбле, освоение методов всестороннего анализа вокального произведения, его художественное и техническое совершенствование в исполнении.

Содержание программы

1 год обучения

Задачи 1 года обучения:

Вовлечение детей в мир прекрасного на основе вокального творчества.

Выявление внутренних потребностей и индивидуальных возможностей воспитанников.

Ознакомление с основами вокального искусства.

Ознакомление с музыкальными ладами.

Изучение теоретических основ вокального искусства.

Ознакомление и освоение на практике элементов музыкального языка.

К концу года воспитанник должен:

Знать музыкальные лады (мажор, минор);

Знать устойчивые и неустойчивые ступени музыкальных ладов, вводные ступени;

Знать элементы музыкального языка (ритм, гармония, фраза).

Владеть начальными навыками пения.

Уметь работать в коллективе.

Учебно-тематический план 1 года обучения

Название раздела, темы

Количество часов

Теория

Практика

всего

1

Песенка и я

2

2

4

2

Нотная азбука

2

4

6

3

Неразлучные друзья

2

10

12

4

Музыкальные фантазии

6

20

26

5

Постановка голоса

2

32

34

6

Песенка и я - верные друзья

2

56

58

Всего часов

16

124

140

Содержание 1 – го года обучения

1. Песенка и я

Теория: Знакомство с детьми. Диагностика начальных знаний, умений, навыков. Инструктаж по ТБ.

Практика: Музыкальные игры и викторины.

2. Нотная азбука

Теория: Выявление качества знаний о нотной азбуке, для имеющих предыдущее музыкальное обучение. Основы нотной азбуки, нотного письма.

Практика: Музыкальные игры, лото. Разучивание несложных песен, соответствующих по содержанию возрасту воспитанников. Выявление вокальных данных воспитанников.

3. Неразлучные друзья

Теория: Знакомство с основными музыкальными ладами. Освоение эмоционального и интонационного строя мажора и минора.

Практика: Анализ на слух. Разучивание песен разного ладового наклонения. Образный строй мажора и минора. Передача настроения в рисунке и цветовой гамме.

4. Музыкальные фантазии

Теория: Знакомство с ритмом. Знакомство с гармонией (сопровождение мелодии, средство выразительности).

Практика: Ритмические упражнения. Работа

над репертуаром. Изучение наиболее распространённых типов фразировки.

5. Постановка голоса

Теория: Навыки правильного дыхания. Выявление возможных солистов.

Практика: Работа над чистотой интонации. Разучивание песен коллективно и сольно. Постановка правильного дыхания. Дыхание в песнях. Работа над активностью и ясностью произношения при пении.

Песенка и я - верные друзья

Теория: Подведение итогов по количеству и качеству разучиваемых песен. Составление программы отчётного концерта.

Практика: Выступления на концертах и участие в мероприятиях Дома творчества

Работа над репертуаром. Разучивание новых песен. Работа с солистами. Работа с ансамблем. Работа над сценической культурой номера. Подготовка к отчётному концерту. Отчётный концерт.

Второй год обучения

Задачи второго года обучения:

Изучение теоретических основ вокального искусства.

Ознакомление с простейшими видами двухголосия.

Овладение начальными навыками двухголосного пения.

Развитие навыка работы в ансамбле.

Воспитание коммуникативных качеств посредством хорового и ансамблевого пения.

Воспитание воли и уверенности посредством сольного пения.

Овладение навыками сольфеджирования.

Ознакомление с интервалами.

Обучение позитивно воспринимать сравнения и рекомендации по самосовершенствованию.

К концу второго года обучения воспитанник должен:

Знать теоретических основ вокального искусства.

Знать интервалы.

Владеть простейшими видами двухголосия.

Владеть начальными навыками двухголосного пения.

Иметь навыки работы в ансамбле.

Владеть навыками сольфеджирования.

Уметь позитивно воспринимать сравнения и рекомендации по самосовершенствованию.

Учебно-тематический план 2 года обучения

Разделы и темы.

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Повторение пройденного материала

2

6

8

2

Вдвоем веселей

8

38

46

3

Музыкальная грамота

6

12

18

4

Интервалы

6

12

18

5

Работа над репертуаром

8

36

44

6

Сценическое воплощение песни

9

21

30

7

Вместе и поврозь

3

25

28

8.

Отчётный концерт

 

18

18

Всего часов

42

168

210

Содержание 2 – го года обучения

Повторение пройденного материала.

Теория: Повторение теоретического материала первого года обучения.

Практика: Упражнения на закрепление навыков первого года обучения. Повторение репертуара первого года обучения.

Вдвоём веселее

Теория: Знакомство с простейшим типом двухголосия – каноном. Разучивание вокальных произведений с использованием канона

Практика: Пение канонов. Знакомство с подголосочным двухголосием. Упражнения на развитие навыков двухголосного пения. Разучивание песен с использованием подголосочного двухголосия.

Музыкальная грамота

Теория: Изучение нотного письма. Чтение нотного текста с листа.

Практика: Начало работы над новым репертуаром

Интервалы

Теория: Знакомство с интервалами. Анализ интервалов на слух.

Практика: Продолжение работы над репертуаром

Работа над репертуаром

Теория: Разучивание партий с солистами. Подбор репертуара. Разучивание песен с ансамблем.

Практика: Работа над вокальным ансамблем внутри партии и между партиями. Отработка вокальных номеров.

Сценическое воплощение песни

Теория: Эмоциональный образ песни. Визуальный образ песни. Выбор костюма. Создание образа песни средствами вокала

Практика: Создание образа в движении, пластике, мизансценах. Воссоздание истории образного воплощения песни, сравнительный анализ с результатом собственного видения образа

Вместе и поврозь

Теория: Закрепление навыков работы двухголосно.

Практика: Работа в парах, небольшими ансамблями, коллективно. Расширение
репертуара с использованием разных исполнительских составов. Выступление на концертах и мероприятиях. Участие в конкурсах.

Отчётный концерт

Практика: Подведение итогов по количеству и качеству разучиваемых песен. Составление программы отчётного концерта. Подготовка к отчётному концерту. Отчётный концерт.

Условия реализации программы

Методическое обеспечение

Музыкально-дидактические игры, упражнения используются при разучивании песен, при обучении игре на детских музыкальных инструментах.(Приложение 3)

Комплекс дыхательной гимнастики.(Приложение 3)

Пальчиковая гимнастика помогает детям отдохнуть, расслабиться, укрепляет мышцы пальцев, ладоней, что помогает при игре на детских музыкальных инструментах.(Приложение 4)

Артикуляционная гимнастика.(Приложение 2)

Программы, сценарии концертов.

Сборники песен, попевок.

Записи фонограммы используются на занятиях, развлечениях, концертах, праздниках, в самостоятельной деятельности.

Презентации для знакомства с новыми музыкальными произведениями, с песнями.

Примерный список песен , изучаемых за год. (Приложение 1 )

Материально – техническое обеспечение

- Зал для проведения репетиций и концертов – 1 шт.

- Стулья для воспитанников – 15 шт.

- Микрофоны для работы солистов, ансамблей – 3 шт.

- Видеопроектор, для демонстрации материалов -1 шт.

- Микшерский пульт- 1 шт.

- Ноутбук – 1 шт.

- Многофункциональный множительный аппарат, для печатания раздаточного материала – 1 шт.

Список литературы

1. О.А. Апраксина «Методика музыкального воспитания в школе»,- М. ,Просвещение ,1983

2. М.С. Осеннева «Теория и методика музыкального воспитания»,- М.,Академия, 2012

3. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 2000

4. Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007.

5. Назаренко И.К. Искусство пения. – М.: Музыка, 1968г.

6. Долматов Н.А. «Музыкальная грамота и сольфеджио».- М., Музыка 1965г.

7. Цейтлинг Б.А. «По ступенькам музыкальных знаний».- М., Композитор 2002 г.

8. М.А. Давыдова «Музыкальное воспитание в детском саду»- Москва «Вако» 2006 год

9. Л. Виноградов «Развитие музыкальных способностей у дошкольников» - Санкт-Петербург «Речь» 2009 год

10. И.В.Груздова, Е.К. Лютова «Навстречу музыке»- «Феникс»- Ростов-на-Дону 2011 год

 

Приложение 2

Артикулляционная гимнастика для детей

1

Заборчик-улыбка-трубочка

Из зубов заборчик строй,

Губы широко открой.

А теперь смыкаем зубы

И в улыбке тянем губы.

Будем в трубы дуть стараться.

Губы в «улыбке», зубы смыкаются «трубочкой», «заборчик» - правая рука лежит на левой, так чтобы кончики пальцев касались локтя противоположной руки.

2

Желобок

Я послушный язычок Превращаю в желобок.

Узкий, узкий желобок,

По нему ручей течёт.

Язык лежит на нижней губе, кончик узкий, а боковые края загнуты в желобок. Ладони соединены, от кистей до кончиков мизинцев.

3

Грибок

Вырос гриб большой в лесу,

В садик гриб я принесу.

Раз, два, три, четыре, пять –

Гриб мне надо удержать.

Язык присасывается к нёбу, рот широко открыт, чтобы растянулась уздечка языка. Одна рука стоит на столе, ладонь сжата в кулак. Вторая лежит на кулаке (шляпка).

4

Иголочка

Я иголку острую

Для шитья готовлю.

Крепко я её держу,

Никого не уколю.

Рот приоткрыт, кончик языка узкий, губы не касаются языка, ладонь одной руки сжата в кулак, пальцы другой собраны в «пучок» и «воткнуты» в другую руку.

5

Качели

Эх, раз, ещё раз.

Мы качаемся сейчас.

Вверх-вниз мы летим,

Тормозить мы не хотим.

Язык, не касаясь губ кончиком, производит движения вверх-вниз, руки ладонями вниз.

6

Гармошка

На гармошке мы играем,

Рот пошире открываем.

Челюсть вверх, челюсть вниз,

Ты смотри, не ошибись

Язык присасывается к нёбу, нижняя челюсть то опускается, то поднимается, растягивая уздечку языка. Руки сжаты в «замок». Кисти отводятся в стороны, разжимая «замок» и возвращаются в исходное положение.

7

Барабан

В барабан мы бьём

Нашим язычком.

Громкий, громкий звук,

Слышен звонкий стук.

Язык ударяет по верхней стороне д-д-д. пальцы одной руки соединяются с пальцами другой на каждый удар языка.

8

Часики

Мой весёлый язычок,

Словно маятник часов.

Вправо-влево, вправо-влево,

Он всегда ходить готов.

Узкий язычок отклоняется то вправо, то влево, касаясь уголков рта. Руки ладонями вниз, качаются вправо-влево.

9

Непослушный язычок

Провинился язычок,

Ничего сказать не смог.

Мы его похлопаем,

Губками пошлёпаем.

Широкий язык лежит на нижней губе, а верхняя губа ударяет по нему: пя-пя-пя. Ладони рук ударяют по коленям.

10

Чашечка

Мы чаёк горячий

Будем пить на даче.

Чашечку мы держим

Крепче, крепче, крепче.

Язык удерживает «чашечку», локоть левой руки на столе, ладонь сжата в кулак, правая лежит на кулаке (чашечка).

11

Лошадка

Скачем, скачем на лошадке,

Очень цокать нам приятно.

Ритм копыта отбивают, язычок им помогает.

Языком «присосаться» к нёбу и щёлкать им под хлопки ладоней.

Приложение 3

Игры для правильного, певческого дыхания.

«Цветочек».

- Ребята, сегодня мы с вами оказались на полянке! Как много здесь красивых душистых цветов! Давайте все « сорвём» по цветочку и понюхаем их! / при этом производится медленный бесшумный вдох, без поднятия плеч. Педагогу обязательно обращать внимание на плечи каждого ребёнка/.

- Понюхали цветочек. Давайте спрячем этот приятный запах, чтобы он нам надолго запомнился, глубоко в животике и закроем его там на «замочек». Держите крепко и не выпускайте этот запах. А я буду считать: 1, 2, 3, 4… / спрятать глубоко в животе» - значит сделать глубокий вдох; «закрыть на замочек» - задержка дыхания для опоры звука; счёт даётся для фиксации мгновенной задержки дыхания перед пением в последующем, больше 3-4 сек. считать не рекомендуется; при вдохе, когда «нюхаем» цветочек, не рекомендуется делать слишком глубокий вдох, т.к. возникает излишнее мышечное напряжение в голосовом и артикуляционном аппаратах/.

«Шмель».

- Ой, посмотрите ребята, на нашу полянку прилетел большой мохнатый шмель! Он тоже нюхает цветочки и поёт свою песенку. Давайте и мы понюхаем цветочек / дети делают медленный вдох/ и споём песенку шмеля: в-в-в-. Ребята, не берите много воздуха в животик и не выпускайте его сразу весь, тогда ваша песенка получится долгой. Ну-ка, шмелик, кто дольше споёт? / используйте эффективный приём соревнования; «не брать много воздуха в животик» - ведёт к перебору дыхания, что даёт детонацию звука, т.е. фальшивое пение./

«Одуванчик».

- Посмотрите сюда, ребята! Как много здесь воздушных цветков! А вы знаете как они называются?

- Одуванчики.

- Правильно. Давайте поиграем с ними! На каждом цветочке много пушинок-парашютиков. Если мы дунем на них, парашютики полетят. Сначала мы будем дуть легко, медленно и плавно / дети сдувают пушинки с воображаемых одуванчиков/.

- Посмотрите, нам не удалось сдуть все пушинки сразу. Давайте попробуем набрать побольше воздуха и одним резким выдохом сдуть все пушинки сразу. / дети делают глубокий вдох / задачи те же, что и в игре «Цветочек»/ и затем активный короткий резкий выдох, что развивает мышцы брюшного пресса; много раз подряд выполнять это упражнение не рекомендуется, т.к. это приводит к гипервентиляции лёгких, что ведёт к головокружению/.

- Ребята, вы не забыли, как пахнут ваши цветочки? Давайте вспомним. Ещё раз понюхаем… / дети делают бесшумный вдох /. Не забудьте закрыть на замочек в животике приятный запах. А теперь подуем на одуванчики «мягким ветерком». / Дети выполняют плавный продолжительный выдох/.

- Как красиво полетели пушинки! / Чередовать плавный выдох с активным коротким – « сдуть все пушинки сразу»/.

«Бабочки».

В этой игре, так же как и в следующих, о которых речь пойдет ниже, перед каждым пражнениемнием обязательно использовать упражнение «Цветочек» - взятие и мгновенная задержка дыхания. Изготовление бабочек: вырезать из бумаги или нетканки кружок диаметром 10-15 см, сделать шар; прикрепить шар к нитке. Шар должен быть лёгким и ярко раскрашенным, как бабочка.

- На полянку к нам прилетели разноцветные «бабочки»! Давайте с ними поиграем! Сначала подуем на них легко и нежно, чтобы «бабочки» закружились у вашего лица. / Дети держат « бабочку» за ниточку и плавно, мягко дуют на неё несколько раз, а «бабочки» кружаться/.

- А теперь «бабочки» хотят поплясать с нами. Подуйте на них так, чтобы они подпрыгнули выше головы. /Дети выполняют это упр-ние несколько раз, делая резкий, сильный, активный выдох, а «бабочки» взлетают вверх/. Эту игру можно предложить, используя одну бабочку, в кругу или в одном ряду с ведущим: ведущий проносит «бабочку» перед детьми не останавливаясь. Дети должны успеть дунуть на «бабочку», чтобы она «отлетела» как можно дальше.

5. «Свеча».

Упражнение со свечой продолжают ту же работу над дыханием, которая была начата с «бабочкой». Дети учатся выполнять короткие о долгие выдохи. Дети сидят или стоят в ряд. Педагог зажигает свечу и проносит перед детьми /у лица/:

- Подуем на свечу так, чтобы пламя только отклонилось./дети мягко дуют на свечу, стараясь не потушить её. Упражнение выполняется 2-3 раза/.

- А теперь надо потушить свечу одним выдохом / пронести свечу перед детьми, которые дуют на неё коротким активным выдохом/.

6. Игра с кубиками разного цвета.

Эта игра развивает не только дыхательный аппарат детей, но и их чувство ритма.

В игре используют 2 кубика. Один – красного цвета, другой – зелёного. У каждого кубика своя функция: красный кубик означает 1 долгий выдох, зелёный – 2 коротких выдоха. Показывая кубики поочерёдно, меняя их произвольно, педагог следит за ритмичностью выполнения упражнения детьми. Педагог предлагает детям каждый раз новый ритм / можно изобразить даже ход поезда с ускорением и замедлением в конце. А также можно предложить детям по ритму, выполненному выдохами, используя кубики, знакомую песню. В этом упражнении выполняются сразу несколько задач: развитие чувство ритма, дыхательного аппарата, внимания, музыкальной памяти/.

7. «Кораблики».

Изготовление кораблика: в качестве материала круглая пластиковая лёгкая небольшого размера /возможно из-под мёда, сыра и т.д./ с крышечкой, куда вставляется стержень /внутренний от использованного фломастера, на который скрепками прикрепляется парус из белой плотной нетканки.

Принцип этой игры тот же что и в упражнениях «бабочка» и «свеча». Ставятся столы с гладкой поверхностью, по которым дети выдохами /медленными или резкими/ посылают друг другу кораблики. Игра ведётся по двое с одним корабликом. Можно устраивать «морские бои», сбивая корабли «противника».

Все эти упражнения без пения, исключая «Шмель», применяются, чередуясь на занятиях, на первом этапе работы над дыханием для понятия о правильных дыхательных движениях, их ощущениях детьми, и для тренировки мышц брюшного пресса / как дыхательная зарядка/.

Достаточная натренированность дыхательных мышц является исключительно важным моментом в выработке ровного выдоха – звука.

После того, как дети ознакомились с упражнениями на дыхание без звука. Начинаем работу над певческим дыханием со звуком. Для этого мы применяем такие упражнения: гудок парохода или паровоза в примальной зоне /ми-соль/ - на гласную «у»;

Вой ветра – «у-у-у-…»;

Шелест листвы – «ш-ш-ш-…»;

Звуки насекомых: пчела – «з-з-з…»; жук – «ж-ж-ж…»; шмель – «в-в-в…»; все звуки стараться протягивать как можно дольше.

Позднее добавляем упражнения с пропеванием гласных на одном дыхании на определённой высоте /как можно дольше/, например: «Ворон». Далее работа над певческим дыханием проводится непосредственно в песне. Добиваясь пропевания фразы на одном дыхании, особенно в медленных песнях. Например: «колыбельная медведицы», «Котик» В.Кирюшина, «Здравствуй, утёнок».

8. «Пчёлки и цветы».

Дети делятся на 2 группы: одни изображают пчёл, другие – цветы. «Цветы» присаживаются в центре зала в разных местах на одно колено, «пчёлы» «летают» вокруг «цветов», делая выдох на согласную «з-з-з…» детям- «пчёлкам» даётся установка. Что как только кончится воздух, они садятся возле «цветов». После того, как все «пчёлки» опустились к «цветам», дети меняются ролями. Игра повторяется 2-3 раза.

Упражнения для развития певческого дыхания

1. Положите руки ладонями на ребра (на бока, пальцами к центру груди) и глубоко (до пупка) вдохните. Не поднимайте плечи. Ваши руки ощутят как расходятся ребра под напором входящего в грудь (в легкие) воздуха. Это означает, что вы взяли приличный объем воздуха. Сбросьте дыхание, выдохните. Руки должны ощутить как опали ребра.

2. Сначала проведите языком около корней верхних передних зубов. От зубов назад идет твердое небо. Ощутите эту зону: корни передних резцов, твердое небо. А теперь на вдохе (контролируем руками ребра) ощущаем объем входящего воздуха, а на выдохе считаем четким, громким голосом (1, 2, 3, 4...), стараясь при этом почувст-вовать ту зону у корней резцов, которую трогали языком. В эту зону мы направляем поток выдоха и там звучит наше слово, причем ваше воображение должно помочь. Представьте себе, что твердое небо очень "высокое", куполом, как крыша зонта или парашюта. Такая речь на контролируемом выдохе (и вдохе) и называется поставленной. Следите, как по мере расходования воздуха, плавно, а не толчками опускаются ребра, это плавно выходит воздух из легких, расходуясь на произношение звуков, слов.

Я прошу вас для контроля над дыханием во время упражнений, да и потом при пении, держать ладони рук на нижних ребрах. Обратите внимание, что при правильном вдохе нижние ребра раздвигаются не только с боков, но и в спине. Я считаю, что именно такое раздвижение ребер - показатель полноценного реберного дыхания.

3. Очень глубоко резко и быстро возьмите дыхание через нос (в нижние ребра). Следите, чтобы при этом не поднимались плечи. Резко, активно выдохните через рот.

4. Активно (через рот) берете дыхание, а на выдохе говорите слог да-да-да... Говорите, "ощущая" корни передних зубов, "щелочку" между двумя передними зубами, через которую "идет ниточка звука". Язык дробно ударяет по твердому небу около корней верхних резцов. Нижняя челюсть свободная, но "не падает". Подключите воображение: ваше твердое небо, по которому ударяет язык, очень высокое, как купол храма, поэтому звук "А" (в слоге "да") получается объемный, красивый, как голос человека, говорящего в храме. Следите, чтобы дыхание было плавное, без толчков.

5. Удобно лечь на спину, положить одну руку на ребра, другую на живот. Взять глубокое дыхание. Руки ощутят как раздвинутся ребра (наполнились воздухом легкие), выпятился живот (легкие толкнули диафрагму, а она надавила на живот). На выдохе считать: 1, 2, 3, 4... Счет свободный, неторопливый, гласные протяжные. "Выжимать" воздух до конца не надо. Считать плавно, ритмично. Звук круглый, красивый. Главное в этом упражнении - дыхание: полный вдох и плавный длительный выдох. Ощущение звуков, как описано в упражнении 4.

6. Немного усложняем упражнение. Все так же, как в упр. №5. Лежачее положение, контроль вдоха и выдоха, круглый, протяжный звук счета. Счет вести двузначными цифрами: 21, 22, 23... Главное не продолжительность счета, а качество вдоха и плавность выдоха.

7. Взять ртом глубокое дыхание, а выдох - через нос очень активно и со стоном, чтобы резко и быстро "опал" объем воздуха в груди. Этот "стон" при выдохе можно сравнить по звуку с вздохом крупного животного в хлеву (корова, лошадь). Не мычание, а "вздохстон". Или представьте себе, что грудь - это бочка, в которой резонирует ваш стон. Звук "стона" упирайте в верхние зубы, при этом на губах должно появиться ощущение щекотания (вибрация), а глотка большая, свободная. Почему такое странное сравнение с коровой? Потому что у нее большие бока, мощный вздох. У природы, у животных мы должны учиться свободе и естественности, которую человек почти утратил. В этом упражнении тесситура вашего стона-голоса должна быть удобной для вас, где-то на нижнем регистре.

8. Вдох глубокий ртом. На выдохе, на удобной тесситуре протянуть, промычать звук "М". Губы слегка сомкнуты, не сжаты. Руки следят за дыханием. Звук должен отозваться в груди, в голове, "заполнить вас" своим объемом. Горло широкое, соединяет два резонатора: голову и грудь. Звук протяжный. Затем замените звук "М" на "Н", "В", "З". Требования и условия такие же, как на звуке "М".

9. Все как в упр. № 8, только к согласной присоединить гласную: "МАА...", "ВАА...". Проследить, чтобы форма звука не менялась, чтобы дыхание не рвалось.

10. Усложняем упр. № 9. Произносим 2 слога, на втором делаем ударение, гласную второго слога потянуть, послушать: "МА-МА". Все время проверять правильность ощущений, контролировать дыхание. Слушайте свое объемное звучание, которое "наполняет" пространство вашего тела от твердого неба (головы), до нижних ребер, проходя через широкое, раскрытое горло. (Как через горло кувшина льется вода). Тесситура удобная. Слога произносить не торопясь. Между слогами пауз не делать. Дыхание брать, когда оно заканчивается. Следите, чтобы смена слога, смена гласной не меняла краски звука, его объема и силы.

МА-МА НА-НА ВА-ВА ЗА-ЗА

МА-МО НА-НО ВА-ВО ЗА-ЗО

МА-МИ НА-НУ ВА-ВУ ЗА-ЗУ

МА-МУ НА-НИ ВА-ВИ ЗА-ЗИ

МА-МЭ НА-НЭ ВА-ВЭ ЗА-ЗЭ

11. Надо задуть воображаемую свечу. Положите ладони рук на ребра. Вдохните и начинайте "дуть на свечу". Обратите внимание, как природа замечательно координирует ваши действия: воздух из легких выходит постепенно и плавно, ребра не опадают мгновенно, а постепенно, по мере выдувания. Такая же естественность выдоха должна быть и в пении, когда взятый воздух, должен распределиться на всю фразу, а не сбрасываться на первых ее звуках. Когда вы начинаете "дуть на свечу", то обратите внимание на то, что между вдохом и моментом выдоха (самого дутия) происходит секундная задержка - перестройка с вдоха на выдох. Задержка, но не остановка и не зажатие! Эта крошечная пауза очень важна. Главное, чтобы эта пауза оставалась такой же мгновенной и естественной, так же четко переключала ваш вдох на выдох и в пении.

А теперь обратите внимание на ваши губы. Посмотрите в зеркало. Вы дуете на свечу, ваши губы активизировались ровно на столько, чтобы пропустить и направить поток воздуха (особенно верхняя губа) и совершить действие: задуть свечу. Лицо при этом усилии не уродуется гримасами, не теряет естественности, губы активные, но не зажаты. Главное - естественность и гармоничность, никаких лишних усилий, зажатий. Зеркало в этом большой помощник.

Приложение 4

Картотека пальчиковых игр

1. «Кольца»
Поочередно соединять подушечку каждого пальца с большим пальцем, образуя колечко. Сначала на правой, затем на левой. А в конце занятия – синхронные движения на обеих руках.
     Раз, два, три, четыре, пять,
     Вышли пальчики гулять. 
     Раз, два, три, четыре, пять,
     Будем пальчики считать.

2. «Рожки»
Сомкнуть в кольцо большой, средний и безымянный пальчики. Остальные максимально вытянуть в стороны (сделать козу). После этого сомкнуть в кольцо большой, безымянный пальцы и мизинец (сделать «рожки»). Повторите эти фигуры по 3 раза каждой рукой.

3. «Кулак-ребро-ладонь»
Три положения на плоскости стола. Кулачок, затем ладонь ребром на столе, прямая ладонь на столе. Делать правой, левой рукой, затем синхронно.

4. «Крестики-нолики»
Зацепить средний палец за указательный – крестик. Затем соединить подушечки указательного и большого пальца – нолик. Чередовать эти движения.

5. «Зеркальное рисование»
Взять в каждую руку по карандашу и рисовать одновременно зеркально-симметричные фигуры, буквы.

6. «Ухо-нос»
Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Отпустить, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук наоборот.

7. «Рыбка»
Сложить вместе ладони рук – это «рыбка». Двигать «рыбку» в разных направлениях, имитируя плавание.

8. «Змейка»
Сцепить ладони в замок – это голова «змеи». Руки прижать друг к другу. Двигать «змею» в разные стороны, имитируя ползание.

9. «Замок»
Стишок нужно читать не очень быстро, но четко и ритмично, чтобы движения ребёнка совпадали с ритмом. Особенно выделяйте финальное «открыли», чтобы ребёнок мог продемонстрировать, как широко он открыл замочек.
Сцепить пальцы в замок и встряхивая «замком», ритмично произносить:
     — На двери висит замок,
     — Кто его открыть бы смог?
     — Постучали, постучали, (не расцепляя пальцы, постучать друг об друга основаниями ладоней),
     — Покрутили, покружили (не расцепляя пальцы, одну руку тянуть к себе, другую от себя, попеременно меняя их),
     — Потянули, потянули (тянуть ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью),
     — И открыли! (резко расцепить пальцы, широко развести руки в стороны).

10. «Восьмерки»
Рисовать в воздухе восьмерку указательным и средним пальцем левой, правой руки, затем синхронно.

11. Разнообразная предметная деятельность, которая развивает мелкую моторику: застегивание и расстегивание пуговиц, шнурование обуви, игры с мозаикой, конструкторы, пазлы; игры с фасолью и горохом (разложить в разные коробки).

12. Ладони сомкнуть перед грудью. Левая ладошка скользит вверх, пальцы левой руки обхватывают пальцы правой и крепко их сжимают. То же самое нужно сделать правой рукой. Повторить 20 раз.

13. Крепко сжать обе руки в кулачки, а потом с силой растопырить пальцы в стороны. Повторить 10 раз.

14. Положить ладони на стол и барабанить пальчиками по столу. Пусть ребенок представит, будто играет на пианино. Теперь нужно по 5 раз стукнуть каждым пальчиком по столу. Ребенок должен научиться управлять каждым пальчиком по отдельности.

15. Легко сжать обе руки в кулачки и медленно вращать кистями. Затем встряхнуть кистями. Повторять по 8 раз в каждую сторону.

16. Массировать каждый пальчик от ногтевой фаланги вниз по пальчику и по ладони вдоль косточек. Если ребенку трудно и у него быстро устают руки, помогите сделать это упражнение своему малышу. Массируйте ручки в течение 1-2 минут.

17. Встаньте, закройте глаза, разведите руки в стороны. Коснитесь кончика носа указательным пальцем правой руки, затем левой. Повторите упражнение 10 раз, после встряхните руками.

18. Встаньте, закройте глаза, разведите руки в стороны. Коснитесь правой рукой мочки левого уха (рука перед лицом), затем еще раз коснитесь мочки левого уха правой рукой (рука за головой). Проделайте то же самое левой рукой. Повторите упражнение 10 раз в каждую сторону, после встряхните руками.

19. Карандаш 
     лучше дать ребёнку карандаш с гранями

Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик,
Быть послушным научу.

20. Помощник
    насыпать на стол разной крупы — пусть ребёнок попытается определить не глядя и назвать зернышки

Я крупу перебираю,
Мамочке помочь хочу
Я с закрытыми глазами,
Рис от гречки отличу.

21. Орехи 
    взять 2 грецких ореха или похожих по размеру шарика

Научился два ореха
Между пальцами держать.
Это в школе мне поможет
Буквы ровные писать.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации