Коррекционно-развивающая программа по формированию лексико–грамматических категорий развитию связной речи у детей 3–7 лет с ОНР I-II уровня в условиях реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями

3
0
Материал опубликован 21 January 2018 в группе

Коррекционно-развивающая программа по формированию лексико–грамматических категорий развитию связной речи у детей 3 – 7 лет с

ОНР I - II уровня в условиях реабилитационного центра.

Цель: обеспечение диагностически – консультативной, коррекционно – восстанавливающей помощью детей с нарушением речи различного генеза; выявление резервных возможностей и перспектив интеграции в образовательную и социо – культурную среду.

Задачи программы:

Профилактика логопедических нарушений и комплексная помощь детям дошкольного возраста, имеющим общее недоразвитие речи.

Развитие понимания речи.

Формирование активного словаря.

Формирование навыков употребления простого предложения.

Формирование навыков употребления простого распространенного предложения.

Формирование навыков составления небольшого рассказа.

Подготовка органов артикуляции к постановке звуков.

Распространение и введение в практику достижений в области практической логопедии.

Концептуальность программы.

Программа опирается на следующие принципы:

системности;

комплексности;

деятельностный;

онтогенетический;

общедидактические (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности).

Формы логопедического воздействия – групповые и индивидуальные занятия.

Методы логопедического воздействия:

Словесные;

Наглядные;

Практические.

Направления реализации программы

Логопедическая диагностика.

Логопедическая коррекция устной и предпосылок к формированию письменной речи детей.

Работа с родителями.

Формы работы с родителями

Индивидуальные консультации.

Родительские собрания.

Практикумы.


 

Введение.

В зависимости от степени речевого нарушения выделяются три уровня речевого развития детей (по. Р. Е. Левиной). В соответствии с этим вся коррекционная работа делится также на три этапа. На каждом этапе проводится работа по расширению словаря, формированию фразовой речи и предпосылок к формированию связной речи. Каждый этап имеет свои особенности. Работа с детьми, имеющими I уровень речевого развития, начинается с воспитания их речевой активности. В связи с тем, что уровень развития речи ребенка не зависит от возраста (например, I уровень речевого развития может иметь ребенок 3, 4, 5 и более лет), то коррекционная работа будет одинакова для любого возраста.

Логопедическая коррекция начинается уже с обследования состояния речевого развития ребёнка. После диагностики разрабатывается индивидуальная программа реабилитации, которая реализуется в процессе пребывания ребёнка в реабилитационном центре.

Программа рассчитана на  индивидуальные и подгрупповые (2человека) занятия с детьми. Занятия проходят 2  раза в неделю.

Для детей I уровня характерна лепетная речь или её отсутствие. Активный словарь этих детей состоит из лепетных слов, звукоподражаний и общеупотребительных слов (мама, папа, дай, на). Структура этих слов часто нарушена. Пассивный словарь несколько шире активного. Фразы на данном уровне нет. Свои желания дети выражают отдельными словами, грамматически не связанными между собой, например: «Тата тёти атяти» (Таня хочет кататься на санках) и т. п.

Дети I уровня затрудняются и в понимании грамматических форм, не различают число и род имени существительного, имени прилагательного и некоторых падежных форм. Дети опираются в основном на лексическое, а не на грамматическое значение слова.

Для данной группы детей характерна несформированность зрительного и слухового внимания и памяти. Внимание неустойчиво, работоспособность низкая. Учитывая все это, в коррекционную работу с данной категорией детей включается артикуляционная гимнастика, которая выполняется перед зеркалом. Логопед не добивается от детей правильного воспроизведения звукослоговой структуры слова. После того, как в активном словаре детей появятся слова, состоящие из двух и более слогов, логопед начинает добиваться более точного воспроизведение слова.

Активный и пассивный словарь по темам:

Игрушки: игрушки, машина, кукла, мяч, барабан, пирамидка, кубики, погремушки и др; бери, дай, возьми, погреми, постучи, иди, сиди, спи, беги, стой и др.

Семья:  мама, папа, дедушка, бабушка, сын, дочь, сидит, стоит, спит, рисует, шьёт, вяжет, варит, гладит, чинит, стирает, играет, убирает, рассказывает, плачет, смеётся, помогает, пришёл, ушёл; большой, маленький, пожилой, ласковый, любимый.

Одежда: кофта, юбка, платье, сарафан, футболка, брюки, куртка, пальто, шуба, шапка, берет, шарф и др; надень, сними, расстегни, застегни, завяжи, развяжи и т.д.

Мебель: стол, стул, лавка, кровать, диван, тумбочка, шкаф, комод, шифоньер, кресло, полка; большой, маленький, высокий, низкий, мягкий, жёсткий, деревянный, железный, пластмассовый.

Посуда:  тарелка, чашка, кружка, стакан, кастрюля, сковорода, ковшик, ложка, вилка, нож, и др.; стеклянная, деревянная, железная, глиняная, фарфоровая, чугунная и др.

Домашние животные: кошка, кот, котёнок, собака, пёс, щенок козёл, коза, козлёнок, корова, бык, телёнок, лошадь, конь, жеребёнок, свинья, боров, поросёнок, овца, баран, ягнёнок, кролик, крольчиха, крольчонок, осёл, ослица, ослёнок; трава, вода, зерно, сено, еда, рога, копыта, когти, зубы; лижет, пьет, жуёт, ест, защищается и др.

Дикие животные: медведь, волк, лиса, заяц, белка, еж, лось, олень, барсук, медвежонок, волчонок, лисенок, зайчонок, бельчонок, лосенок, оленёнок, ежонок, барсучонок; берлога, нора, логово, дупло, гнездо; колючий, пушистый, рыжий, серый, злой, хитрый, трусливый, косолапый; прыгает, скачет, бродит, воет, тявкает, грызёт, фыркает, защищается.

Овощи: огород, грядка, капуста, морковь, картофель, огурец, лук, редис, репа, редька, чеснок, помидор, свекла, петрушка, кабачок, горох, салат, семена, рассада, кожура, стручок, кочан, овощи; копать, рыхлить, сажать, поливать, полоть, зреть, поспевать, убирать, выкапывать, дергать, срезать, собирать, мыть; зеленый, красный, желтый, черный, оранжевый, белый, вкусный, горький, сладкий, сочный, свежий, хрустящий, зрелый, крупный, мелкий, круглый, овальный.

Фрукты: яблоко, груша, слива, айва, лимон, апельсин, мандарин, банан, сад, фрукты; сладкий, кислый, спелый, румяное; яблочный, грушевый, сливовый, айвовый, апельсиновый, мандариновый, лимонный.

Транспорт: машина, поезд, самолёт, пожарная машина, машина скорой помощи, полицейская машина; едет, сигналит, гудит и др.

п/п

Тема занятия

Словарь

Грамматика

Мелкая моторика

1.

Игрушки

Игрушки, машина, кукла, мяч, барабан, пирамидка, кубики, погремушки

Составление однословного (назывного)

предложения.

Суджок терапия

2.

Игрушки

Бери, дай, возьми, погреми, постучи, иди, сиди, спи, беги, стой.

Повелительное наклонение глагола.

Суджок терапия

3.

Семья

Семья мама, папа, дедушка, бабушка, сын, дочь.

Простое двухсловное предложение.

Упражнение для пальчиков «Моя семья»

4.

Семья

Сидит, стоит, спит, рисует, шьёт, вяжет, варит, гладит, чинит, стирает, играет, убирает, рассказывает, плачет, смеётся, помогает, пришёл, ушёл

Простое двухсловное предложение

Упражнение для пальчиков «Сорока-белобока»

5.

Транспорт

Машина, поезд, самолёт, пожарная машина, машина скорой помощи, полицейская машина

Едет, сигналит, гудит.

Составление двухсловного предложения

Логоритмика «Шоссе»

6.

Одежда

кофта, юбка, платье, сарафан, футболка, брюки, куртка, пальто, шуба, шапка, берет, шарф.

Игра «Одень куклу»

надень, сними, расстегни, застегни, завяжи, развяжи.

Образование форм слов В.п. ед.ч.

Раскрасить одежду

7.

Домашние животные

Кошка, кот, котёнок, собака, пёс, щенок козёл, коза, козлёнок, корова, бык, телёнок, лошадь, конь, жеребёнок, свинья, боров, поросёнок, овца, баран, ягнёнок, кролик, крольчиха, крольчонок, осёл, ослица, ослёнок.

Игра «Кто как голос подает?» (звукоподражание)


 

Игра «малыши потерялись». 

Простое распространенное предложение с использованием слов в Р.п. ед.ч.

Упражнение для пальчиков «Коза»


 

 

8.

Домашние животные

Трава, вода, зерно, сено, еда;

рога, копыта, когти, зубы; лижет, пьет, жуёт, ест, защищается.

Игра «Покормим животных». 

Игра «Кто чем защищается». 

Простое распространенное предложение с использованием форм слов в Т.п. ед. и мн.ч.

Упражнение для пальчиков «Пальчики уснули», «Козлики»

 

9.

Дикие животные

Медведь, волк, лиса, заяц, белка, еж, лось, олень, барсук, медвежонок, волчонок, лисенок, зайчонок, бельчонок, лосенок, оленёнок, ежонок, барсучонок;

берлога, нора, логово, дупло, гнездо.

Игра «Кто где живёт»

Простое распространенное предложение с использованием форм слов в П.п.ед.ч.

Упражнение для пальчиков «Зайчик»

10

Дикие животные

Колючий, пушистый, рыжий, серый, злой, хитрый, трусливый, косолапый;

прыгает, скачет, бродит, воет, тявкает, грызёт, фыркает, защищается

Составление простого рассказа-описания

 Упражнение для пальчиков «На опушке дом стоит»

11.

Овощи

Огород, грядка, капуста, морковь, картофель, огурец, лук, редис, репа, редька, чеснок, помидор, свекла, петрушка, кабачок, горох, салат, семена, рассада, кожура, стручок, кочан, овощи;

зеленый, красный, желтый, черный, оранжевый, белый, вкусный, горький, сладкий, сочный, свежий, хрустящий, зрелый, крупный, мелкий, круглый, овальный

Простое распространенное предложение. Согласование прилагательных с существительными

Пальчиковый бассейн. Выбрать фасоль.

12.

Овощи

Копать, рыхлить, сажать, поливать, полоть, зреть, поспевать, убирать, выкапывать, дергать, срезать, собирать, мыть

Игра «Урожай»

Простое распространенное предложение с использованием форм слов в В.п.ед. и мн.ч.

 Логоритмика «Морковочка»

13.

Фрукты

Яблоко, груша, слива, айва, лимон, апельсин, мандарин, банан, сад, фрукты;

сладкий, кислый, спелый, румяное

Составление словосочетаний с притяжательными местоимениями «мой, моя, моё».

 

Раскрасить фрукты

14.

Фрукты

Яблочный, грушевый, сливовый, айвовый, апельсиновый, мандариновый, лимонный

Составление словосочетаний с относительными прилагательными

Дорисуй недостающую часть фруктов

15.

Мебель

 Стол, стул, лавка, кровать, диван, тумбочка, шкаф, комод, шифоньер, кресло, полка;

Игра «Сделаем уборку»

Простое распространенное предложение с использованием предлогов «в, на»

Упражнение для пальчиков «Дом»

16

Мебель

Большой, маленький, высокий, низкий, мягкий, жёсткий, деревянный, железный, пластмассовый

Простое распространенное предложение с относительными прилагательными

Раскрасить мебель. Пальчиковая гимнастика «Дом»

17

Посуда 

Тарелка, чашка, кружка, стакан, кастрюля, сковорода, ковшик, ложка, вилка, нож; стеклянная, деревянная, железная, глиняная, фарфоровая, чугунная.

Простое распространенное предложение с относительными прилагательными

Дорисуй недостающую часть предметов посуды


 

Список литературы:

1. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1990.

2. Соботович Е. Ф. Формирование правильной речи у детей с моторной алалией. Киев, 1981.

3. Мастюкова Е. М. Онтогенетический подход к структуре дефекта при моторной алалии // Дефектология. 1982. №6

4. Гвоздёв А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961.

5. Гриншпун Б.М. О принципах логопедической работы на начальных этапах

Формирования речи у моторных алаликов// Нарушение речи и голоса у детей/ под ред. С.С. Ляпидевского и С.Н.Шаховской. – М., 1975. С. 71-80.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации