Дополнительная общеобразовательная программа по естественно-научной направленности: "Физико-химическая"
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Ильинская средняя общеобразовательная школа
имени полного кавалера ордена Славы И.И. Сидорова
«Дополнительная общеобразовательная программа по естественно-научной направленности: «Физико-химическая»»
Тема: «Физико-химические аспекты экологии»
Автор:
Артеева Эльмира Рефатовна,
учитель химии и биологии МАОУ Ильинской СОШ
8-925-838-86-89 (моб.)
e-mail: aer-81@mail.ru.ru
Домодедово, 2024 г.
Пояснительная записка
Нормативной базой для составления данной рабочей программы являются:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 41
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (в действующей редакции);
Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з)
Федеральный перечень учебников, рекомендованный (допущенный) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2020-2021 учебном году(приказ Министерства Образования и науки Российской Федерации ).
Программа ориентирована на использование учебных пособий:
ШустовС.Б.,Шустова Л.В., Горбенко Н.В. Химические аспекты экологии: учебное пособие для учащихся старших классов общеобразовательных организаций. Курс по выбору. М.: Русское слово — учебник, 2015.
Шустов С.В., Шустова Л.В., Горбенко Н.В.Рабочая тетрадь к учебному пособию С.Б. Шустова, JI.B. Шустовой, Н.В. Горбенко «Химические аспекты экологии» для учащихся старших классов общеобразовательных организаций. Курс по выбору. М.: Русское слово — учебник, 2015
УМК О.С. Габриеляна, И.Г. Остроумова, Н.С. Пурышевой, С.А. Сладкова, В.И. Сивоглазова «Естествознание. Базовый уровень. 10-11 класс».– М.: Дрофа, 2017
Монография «Экологическое образование школьников» (под ред. И. Д. Зверева и И. Т. Суравегиной,1989)- содержание экологических знаний в курсе физики.
Физика и экология. 7-11 классы: материалы для проведения учебной и внеурочной работы по экологическому воспитанию. Фадеева Г. А., Попова В. .Издательство Учитель, 2007.
Предлагаемая программа «Физико-химические аспекты экологии» ориентирована на интеграцию физико-химических знаний со знаниями смежных естественно-научных дисциплин: экологии, биологии, географии.
В этом курсе реализуются межпредметные связи выше-перечисленных дисциплин, что позволяет учащимся осуществить интеграцию имеющихся знаний об окружающем мире в целостную картину и способствует формированию и развитию межпредметных компетенций старших школьников.
Главная концептуальная идея курса — раскрытие физико-химических процессов, молекулярных основ экологических взаимодействий трёх основных типов:
влияния живого на живое;
влияния неживого на живое;
влияния живого на неживое.
Значение курса «Физико-химические аспекты экологии» состоит в раскрытии важной роли естественно-научных дисциплин в современном мире, формировании у подрастающего поколения представления о молекулярных основах строения и функционирования экосистем и биосферы в целом. Человек должен совершенно ясно понимать, каким образом с точки зрения науки устроена его среда обитания. Актуальными должны стать понимание степени опасности неграмотной деятельности человека в биосфере, умения трезво и адекватно оценивать экологические проблемы и находить их разумные решения.
Физика и химия относятся к академическим учебным предметам, содержательную основу которых составляют классические науки. В них преобладает знаниевое содержание. Экологию как школьный учебный предмет можно отнести к компетентностным учебным дисциплинам с преобладанием деятельностного содержания. При изучении школьниками основных экологических закономерностей доминирующей является их практическая деятельность в окружающем мире. Интеграция академических учебных предмета «Химия» и «Физика» с компетентностным предметом «Экология» — одно из средств формирования ключевых компетентностей. Основоположник учения о биосфере академик Вернадский в свое время писал: «Лик планеты – биосфера – химически резко меняется человеком сознательно и главным образом бессознательно. Меняется человеком физически и химически воздушная оболочка планеты, все ее природные воды…» В последние десятилетия деятельность человека оказывает огромное по масштабам и интенсивности воздействие на природную среду. Свидетельство тому – возникновение многих экологических проблем
На примере курса «Физико-химические аспекты экологии» учащиеся получают представления о методах познания, характерных для естественных наук. Знания и практические умения, приобретённые учащимися в процессе изучения курса, будут способствовать развитию интереса к научной работе, поступлению в вузы на факультеты физического, химического, биологического и экологического профиля, а главное — сыграют немаловажную роль в деле формирования и развития экологической культуры личности, столь необходимой в современном мире, и впоследствии могут быть использованы в разных сферах деятельности.
Цель обучения:
Создание условий для совместной деятельности учеников и педагога, направленной на развитие их способностей, формирование знаний и умений строить взаимоотношения человека и природы по законам, не нарушающим основы жизни и не противоречащим её развитию, воспитание бережного отношения к природным ресурсам, готовности осваивать экологически прогрессивную технику и технологию природопользования.
Задачи обучения:
1.Образовательные:
Познакомить учащихся с молекулярным устройством окружающего мира, химико-физической формой существования материи, различными формами существования химического элемента.
Провести классификационный анализ и рассмотреть роль химических субстанций, которые встречаются в окружающей человека среде (их источники, классы опасности, способы переноса, пути трансформации в экосистемах и живых организмах).
Дать представление об основах токсикологии и стандартах качества среды обитания, рассмотреть механизмы негативного воздействия химических агентов на живое.
Способствовать овладению учащимися умениями наблюдать химические явления, отличать физические явления и выявлять их взаимосвязь с экологией, грамотно проводить эксперименты.
Осуществлять дальнейшее формирование практических умений и навыков по использованию инструментальных методик и физико-химических методов анализа качества окружающей среды и её мониторинга.
Закрепить знания обучающихся, полученные при изучении курсов химии, физики и биологии.
2. Развивающие:
Развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе проведения химико-экологического эксперимента, умение самостоятельно приобретать знания в соответствии с возникающими жизненными потребностями, работая с дополнительной литературой и Интернетом.
Формировать и развивать естественно-научную грамотность старших школьников.
Формирование творческого мышления.
3. Воспитательные:
Формировать мировоззренческие понятия, представление о естественно-научной картине мира, убеждаться в познаваемости природы.
Воспитывать трудолюбия, целеустремленности, настойчивости в достижении поставленной цели.
Воспитывать навыки контроля и самоконтроля, умения практически оценивать вероятность и достоверность ответа, полученного в результате решения задачи.
Воспитывать самостоятельности и активности учащихся.
Развивать учебно-коммуникативные умения в процессе проведения занятий и выполнения учебных проектов.
II. Общая характеристика курса
«Физико-химические аспекты экологии»
Курс содержит четыре основные содержательные линии:
Молекулярные основы экологических взаимодействий между живыми организмами в экосистемах.
Химические и физические факторы среды и их влияние на живые организмы.
3. Качество окружающей среды: физико-химический аспект (в том числе влияние хозяйственной деятельности человека на состояние окружающей его среды и среды обитания других видов живых организмов).
4. Химические основы генезиса и решений экологических проблем человечества.
Первая содержательная линия предполагает раскрытие молекулярных основ существующих в экосистемах сложных взаимодействий между живыми организмами. На химическом уровне рассматриваются классические биоэкологические отношения: симбиоз, паразитизм, хищничество и пр. Важнейшее понятие этой содержательной линии — понятие хемомедиатора как химической субстанции, агента, посредника между живыми организмами в их экологическом контакте.
На конкретных примерах подробно изучаются функции хемомедиаторов в живой природе. Это способствует осознанию школьниками роли веществ в формировании структуры сообществ, их функционировании и регуляции этого функционирования.
Вторая содержательная линия предусматривает анализ химических факторов окружающей среды и рассмотрение их влияния на живые организмы и последствий этого влияния. При этом с точки зрения физики и химии раскрывается понятие воздействия неживого на живое через посредство химических субстанций. Особое внимание уделяется процессам трансформации и перемещения химических субстанций (атомы, молекулы, ионы, радикалы и пр.) в экосистемах и биосфере в целом, общим химическим законам строения и функционирования биосферы. Целесообразно начинать раскрытие этой содержательной линии с формирования представления об общих чертах устройства живого и неживого (биотического и абиотического компонентов экосистем), сравнения последних по элементному составу. Особое внимание следует обратить на функционирование биогеохимических циклов элементов (прежде всего органогенов: углерода, азота, кислорода, водорода, а также фосфора и серы) как главных причин и условий нормального стабильного состояния сообществ и биосферы в целом.
Третья содержательная линия предполагает раскрытие понятия качества среды обитания с естественно-научной позиции, поскольку очевидна важность взгляда на окружающую среду как на хемосферу и физиосферу, состоящие из множества веществ различного происхождения, степени опасности для экосистем и человека, функций и значимости. Центральные понятия этой содержательной линии — токсичность, загрязнение, стандарты качества среды. На передний план выступает рассмотрение роли и содержания хозяйственной деятельности человека, которая изучается в двух противоположных по смыслу аспектах: с одной стороны, химизация среды может приводить к её деградации, ухудшению её качества; с другой — с помощью химии человек предпринимает попытки повысить качество среды своей жизни. В практическом плане особо важным представляется ознакомление учащихся со стандартами качества среды, методами физико-химического анализа и мониторинга её состояния.
В четвёртой содержательной линии рассматривается химический аспект экологических проблем современного мира, которые структурно подразделены на экологические проблемы атмосферы, гидросферы и литосферы.
Методически целесообразно и необходимо, с одной стороны, изучить химические и физические причины, породившие кризисные экологические явления, а с другой — показать роль химии в решении этих проблем, раскрыть позитивные возможности современной химической науки в обеспечении стабильного (устойчивого) развития цивилизации.
Данная программа имеет практическую направленность, приближенность к жизни, раскрывает сущности многих процессов и явлений, происходящих в окружающем мире, возможность на собственном опыте познать окружающий мир. Она позволяет формировать логическое мышление, которое необходимо учащимся при изучении математики, физики, биологии и других предметов учебного плана школы и формирует навыки, необходимые для продолжения образования в области естественных наук.
Основными принципами отбора учебного материала программы курса являются:
личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.
культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.
деятельностно - ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.
Для освоения курса «Физико-химические аспекты экологии» школьники должны обладать не только определенным запасом предварительных естественно-научных знаний, но и достаточно хорошо развитым абстрактным мышлением.
На основе вышесказанного необходимость элективного курса «Химические аспекты экологии» становится очевидной.
III. Описание места курса «Физико-химические аспекты экологии» в учебном плане.
Данный курс «Физико-химические аспекты экологии» базируется на знаниях, приобретённых учащимися при изучении учебных предметов «Химия» и «Биология», которые входят в естественно-научные предметы и является частью «Естествознания».
Данная программа предназначена для подготовки учащихся старших классов с углублённым изучением биологии. Можно использовать на внеурочной деятельности.
IV.Требования к знаниям, умениям навыкам учащихся в рамках курса «Физико-химические аспекты экологии».
Изучение курса «Физико-химические аспекты экологии» направлено на развитие у учащихся интереса к химическим и экологическим знаниям, познавательной активности и самостоятельности, формирование диалектического понимания единой картины мира, установки на продолжение образования в рамках соответствующего профиля.
Личностные результаты освоения обучающимися программы курса:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и профессиональному самоопределению;
сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
осознание необходимости природосообразного взаимодействия с окружающим миром;
формирование экологической культуры обучающихся как части общей культуры личности.
Метапредметные результаты освоения обучающимися программы курса:
умения осуществлять познавательную деятельность различных видов, примененять основные методы научного познания: теоретические (классификация, анализ, синтез, сравнение, аналогия, абстрагирование, моделирование) для раскрытия связей, закономерностей, присущих изучаемым объектам и явлениям окружающего мира; эмпирические (наблюдение, измерение, эксперимент), позволяющие осуществлять непосредственное исследование реально существующих объектов и способствующие накоплению информации об исследуемых объектах;
самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками при выполнении учебных проектов, на теоретических и практических занятиях;
осуществление обучающимися прогностической деятельности;
использование различных источников (на печатной основе, мультимедийные пособия и интернет-ресурсы) для получения информации химического и экологического содержания.
Предметные результаты освоения обучающимися программы курса
в познавательной сфере:
общее мировоззренческое представление о химическом устройстве живой и неживой природы, причинах гомеостаза биосферы, круговороте вещества и потоке энергии в биосфере;
знание определений изученных понятий (хемомедиатор, экорегулятор, феромон, алломон, экзо- и эндометаболиты, хемосинтез, фотосинтез и дыхание, гетеротрофия и автотро- фия, биогеохимический цикл, пищевые цепи, экологическая валентность, биоиндикация, хемосфера, поллютант, ксенобиотик, экотоксикант, токсичность, предельно допустимая концентрация, летальная доза, биотрансформация, пестициды, экологическая проблема, ресурс);
умения применять основные изученные понятия для описания химических основ биоэкологических отношений между живыми организмами в сообществах, выявлять в них биологическую и химическую составляющие;
представление о процессах трансформации поллютантов в экосистемах и об изменении их функций в результате биотрансформации;
знание основных характеристик и особенностей альтернативных экологически чистых способов извлечения и использования энергии;
знание теоретических основ ведущих методов химического анализа качества окружающей среды и её мониторинга;
в ценностно-ориентационной сфере:
умение оценивать степень воздействия веществ различных классов опасности на здоровье человека и нормальное функционирование экосистем;
умения давать обоснованную химико-экологическую оценку различных по типу химических производств и технологий и прогнозировать последствия возможных катастроф на этих производствах;
умения выявлять и объяснять химические причины возникновения основных экологических проблем человечества (озонные дыры, парниковый эффект, кислотные дожди, белковый дефицит, истощаемость ресурсов, энергетический кризис) и давать обоснованную оценку химических основ решений названных проблем;
в трудовой сфере:
умение проводить химический, физический и биологический эксперимент;
в сфере безопасности жизнедеятельности:
умение оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
Всё это должно помочь учащимся продолжить образование в средних специальных и высших учебных заведениях.
V. Содержание элективного курса «Физико-химические аспекты экологии».
Тема 1. Введение в физико-химическую экологию (4 ч)
Интегрированный характер экологических знаний. Связь экологии с биологическими, географическими, химическими и социальными науками. Воспитательное значение курса «Химические аспекты экологии».
Химическая экология. Физика и экология. Краткая характеристика основных экологических проблем современности с точки зрения химии и физики. Роль химии в решении экологических проблем.
Химические экорегуляторы — посредники между организмами и средой обитания. Хемокоммуникация в живой природе. Участие хемомедиаторов в различных типах отношений между организмами и средой. Феромоны. Алломоны. Экзо- и энд ометаболиты.
Основные функции хемомедиаторов. Защитная функция. Алкалоиды растений. Токсины грибов и водорослей. Экскреты и яды животных. Наступательная функция. Фер- менты-гидролазы паразитических грибов и патогенных бактерий. Нейротоксины хищных членистоногих и змей. Функция сдерживания конкурентов. Аллелопатические активные вещества растений. Пахучие экскреты, феромоны метки, маркеры у млекопитающих. Аттрактивная функция. Хе- мосигнализаторы, возбуждающие пищевую, двигательную и репродуктивную активность. Половые феромоны насекомых. Ароматические вещества плодов и цветов. Кайромоны. Функция регуляции взаимодействия внутри какой-либо социальной группы (семья, колония, популяция). Царское вещество медоносных пчёл, феромоны тупай, саранчовых, грызунов. Снабженческая функция — снабжение организмов веществами — предшественниками гормонов, феромонов. Облигатные связи организм а-донора и организма-реципиента. Экологические кластеры. Хемомедиаторы, формирующие среду обитания. Экзометаболиты: токсины водорослей, антиоксиданты, пероксид водорода. Индикационная функция. Вещества-ин- дикаторы и маркеры. Хемосенсорная ориентация рыб, морских черепах. Феромоны следа. Предупреждающая функция. Феромоны тревоги у насекомых. Адаптационная функция — приспособление к воздействию абиотических факторов среды. Соединения-антифризы зимующих организмов. Вещества- криопротекторы.
Полифункциональность природных хемомедиаторов. Значение связей химической природы в симбиотических межвидовых отношениях, явлениях мимикрии. Биохимическая конвергенция. Экорегуляторная функция веществ в природных экосистемах.
Тема 2. Химические элементы в биосфере (13 ч)
Элементы биогенные и второстепенные. Классификация химических элементов в соответствии с их содержанием в живых организмах. Биогенные и второстепенные химические элементы. Макро- и микроэлементы. Органогены. Питательная ценность биологически доступных элементов. Содержание химических элементов в биосфере и теле человека. Источники, функции и признаки недостаточности некоторых элементов в организме человека. Роль химических элементов в жизни растений и животных.
Биогенные элементы — связующее звено между живой и неживой частями экосистем. Циркуляция химических элементов в экосистемах. Живые организмы — открытые системы, связанные с геохимическими процессами. Факторы, влияющие.на присутствие определённого элемента в живом организме. Биогенные элементы — связующее звено между живой и неживой частями экосистем. Единый комплекс природной экосистемы. Основные компоненты экосистемы. Понятие круговорота элемента.
Роль солнечной энергии в экосистемах. Поток энергии через экосистему и потери энергии. Автотрофы. Гетеротрофы. Фотосинтез и клеточное дыхание. Хемосинтез. Гелиотрофы и хемотрофы. АТФ — универсальная форма запасания энергии в живом организме.
Продуценты. Консументы. Редуценты. Пищевая цепь и пищевая сеть. Трофические уровни в экосистеме. Пастбищные и детритные экосистемы.
Биогеохимические циклы элементов. Блочная модель круговорота биогенных элементов в природе. Биогеохимические циклы. Неполная замкнутость природно-антропогенных биогеохимических циклов. Переход биогенных элементов из биосферного в геологический цикл, накопление их в атмосфере и литосфере. Продукты «былых биосфер» — нефть, каменный уголь.
Резервный и обменный фонды химических элементов в биогеохимических циклах, их взаимосвязь. Два типа биогеохимических циклов (газообразные и осадочные). Биологические и геологические факторы функционирования природных циклов элементов. Гомеостаз циклов и их саморегуляция. Буферные свойства газообразных циклов.
Круговороты биогенных элементов в биосфере. Круговорот азота в биосфере. Распространённость и значение азота в природе. Биогенный и техногенный способы фиксации атмосферного азота. Роль микроорганизмов в осуществлении этих процессов. Сидерация. Нитрогеназа.
Природно-антропогенный цикл фосфора в биосфере, его отличительные особенности. Роль фосфора как лимитирующего фактора в экосистемах. Фосфорные удобрения. Убыль фосфора на суше как экологическая проблема.
Круговорот углерода в биосфере. Фотосинтез и клеточное дыхание как фундаментальные процессы круговорота углерода.
Круговорот кислорода в биосфере. Особенности круговорота серы в биосфере. Роль микроорганизмов в функционировании цикла серы.
Коэволюция кислородной атмосферы и органического мира планеты.
Второстепенные элементы в биосфере. Стронций-90 и цезий-137. Ртуть. Понятие нового вещества в биосфере. Опасность активного антропогенного вовлечения второстепенных элементов в биосферные циклы. Радиоактивные изотопы стронция и цезия. Токсичные металлы. Круговороты токсических элементов на примере ртути. Влияние хозяйственной деятельности человека на биогеохимические циклы элементов.
Эколого-химический аспект происхождения и развития жизни на Земле. Химический этап эволюции. Химический состав атмосферы, земной коры и другие характеристики добиологического этапа летописи Земли. Предпосылки и необходимые условия для появления и эволюции сложных молекул. Биологический этап эволюции.
Небиологический синтез аминокислот (опыты С. Миллера и Г. Юри). Работы А. И. Опарина, С. Фокса, С. Поннамперума.
Мир РНК, РНК-эволюция. Небиологический синтез РНК. Аутокатализ репликации РНК (аутосплайсинг). Гибридные предковые молекулы жизни. Гипотезы JI. Оргела, А. Ребека, К. де Дюва о гибридных молекулах. Гетерофазно-метаболиче- ская теория происхождения жизни Г. Вехтершойзера.
Воздействие химического компонента абиотического фактора среды на живые организмы. Лимитирующий фактор. Стенобионты и эврибионты. Экологическая валентность. Закон минимума Ю. Либиха. Кальцефитная, кальцефобная, кремниевая, нитрофильная, галофильная растительность. Растения-биоиндикаторы. Влияние рН среды на выживание организмов-гидробионтов. Стеноионные и эвриионные организмы. Аэробные и анаэробные организмы. Влияние количества растворённого кислорода на видовой состав и численность гидробионтов. Стенооксибионты и эвриоксибионты. Влияние концентрации солей в среде на живые организмы. Эвригалинные и стеногалинные организмы. Сапрофиты, сапрофаги.
Тема 3. Понятие о веществах — загрязнителях окружающей среды. Токсичность. Стандарты качества окружающей среды (8 ч)
Виды загрязнений окружающей среды. Химические загрязнения как наиболее экологически опасные. Физические, химические, биологические и механические загрязнения, их характеристика. Химические загрязнения как наиболее экологически опасные. Признаки, характеризующие загрязняющие вещества биосферы. Пути миграции загрязняющих веществ в биосфере. Негативное воздействие загрязняющих веществ на биологические объекты.
Хемосфера. Типы трансформации ксенобиотиков в экосистемах. Классификация веществ, составляющих хемосферу, по воздействию на организм человека. Природные и синтетические вещества. Вещества антропогенного происхождения (мутагенные, канцерогенные, тератогенные и другого типа воздействия). Токсиканты. Экзогенные вещества. Ксенобиотики. Поллютанты. Экотоксиканты. Суперзкотоксиканты.
Классификация загрязнений по различным критериям: по пространственному распределению (глобальные, региональные, локальные, точечные); по силе и характеру воздействия на окружающую среду (фоновые, импактные, постоянные, постепенно нарастающие, катастрофические); по источникам возникновения (промышленные, транспортные, сельскохозяйственные, коммунально-бытовые).
Химические и биохимические типы трансформации загрязняющих веществ в экосистемах. Биотрансформация веществ в биосфере, Биотраисформация поллютантов и ксенобиотиков в живых организмах. Высокоперсистентные ксенобиотики. Нарушение поллютантами природной химической коммуникации между организмами в экосистемах, использование этого явления человеком для борьбы с вредителями сельскохозяйственных и лесных культур, в создании экологически безвредных пестицидов.
Токсичность. Стандарты качества окружающей среды. Токсичность. Коэффициент возможности ингаляционного отравления. Явление интоксикации. Пути поражения токсикантами живых организмов. Дозы токсичности: летальные (среднесмертельные) и пороговые. Понятие качества окружающей среды. Экологические стандарты. Предельно допустимая концентрация (ПДК) загрязняющего вещества и предельно допустимый уровень излучения (ПДУ). Производственно-хозяйственные стандарты качества среды.
Классификация элементов по степени токсичности. Зависимость токсичности химического элемента от дозы и химического состояния (формы). Биоциды и антисептики. Изменение токсичности при биотрансформации. Токсификация и детоксикация. Токсичные элементы — конкуренты биогенных элементов. Механизм действия токсикантов. Биологическое накопление (кумулироваиие) токсикантов в пищевых цепях. Избирательное накопление токсических элементов в организме млекопитающих. Организмы-накопители.
Тема 4. Экологические проблемы атмосферы (8 ч)
Строение и состав атмосферы. Строение и состав воздушной оболочки Земли. Увеличение содержания кислорода в атмосфере, связанное с биоэволюционными процессами. Изменение состава атмосферы, вызванное техногенезом.
Изменение климата — следствие парникового эффекта. Энергетический баланс Земли. Механизм процесса задержки тепла атмосферой. Парниковый эффект как многофакторное явление. Идеи Ж. Фурье. Парниковые газы. Последствия парникового эффекта. Второстепенные компоненты атмосферы — метан, оксиды азота, тропосферный озон, хлорфторуглероды. Поглощение ИК-излучения молекулами диоксида углерода и воды в атмосфере. Меры борьбы против эмиссии парниковых газов в атмосферу. Механизм фиксации углекислого газа растениями с помощью фермента рибулозодифосфаткарбоксила- зы. Искусственные ферменты фиксации углекислого газа.
Химические реакции в атмосфере и её защитные свойства. Фотоны. Спектр электромагнитных излучений. Механизмы поглощения и превращения фотонов с различной длиной волны частицами атмосферы. Опасность УФ-излучения Солнца для живых организмов. Защитные свойства атмосферы. Фотодиссоциация атмосферных молекул. Роль гидроксильного радикала в процессах очищения атмосферы от газовых загрязнителей. Ионизационные процессы в стратосфере и тропосфере. Фотоионизация. Реакции ионов в атмосфере.
Озонный щит Земли и озонные дыры. Свойства озона. Озонный профиль атмосферы. Цикл озона. Образование озона в стратосфере и его фоторазложение. Поглощение озоном УФ-фотонов. Стратосферный и тропосферный озон. Тропосферный озон — опасный компонент фотохимического смога в городах. Снижение концентрации стратосферного озона. Причины истончения озонного щита, роль фторхлоруглеродов в этом процессе. Атомы хлора и молекулы монооксида азота как катализаторы реакций распада молекул озона в стратосфере. Влияние сверхзвуковых самолётов на озонный слой. Пути решения экологических проблем, связанных с сохранением озонного щита. Гидрофторуглероды и другие химические заменители фреонов.
Загрязнители тропосферы. Оксиды серы. Кислотные дожди. Вещества — загрязнители тропосферы: диоксид и монооксид углерода, оксиды азота, диоксид серы, метан, углеводороды и их производные. Естественные и антропогенные источники этих оксидов.
Оксиды серы. Их источники. Кислотные дожди. Химизм процессов их образования. Губительное влияние кислотных дождей на водные и наземные экосистемы, металлические конструкции, архитектурные памятники и климат.
Оксиды азота. Фотохимический смог. Оксиды азота, их характеристика. Источники оксидов азота: естественные и антропогенные. Влияние оксидов азота на окружающую среду. Фотохимический смог. Концентрация компонентов фотохимического смога в различное время суток. Борьба с загрязнением воздуха оксидами азота.
Некоторые методы очистки промышленных газов от диоксида серы и оксидов азота (процесс Клауса, обессеривание, термическое дожигание и каталитическое сжигание).
Монооксид углерода. Экологические ловушки. Твёрдые взвешенные частицы. Источники монооксида углерода в биосфере. Природные пути утилизации монооксида углерода в биосфере. Химизм отравления человека монооксидом углерода. Конкурентный процесс с участием кислорода и угарного газа в геме.
Экологические ловушки. Вещества, воздействующие на психику человека. Химические загрязнения и поведение человека. Влияние повышения концентрации монооксида углерода на рост сердечно-сосудистых заболеваний человека. Твёрдые взвешенные частицы. Их источники, влияние на здоровье людей. Асбест.
Тема 5. Экологические проблемы гидросферы (12 ч)
Чистая и загрязнённая вода. Химический состав воды Мирового океана. Гидросфера — наиболее уязвимая часть природы. Гидрологический цикл. Влагозапас планеты. Распределение воды на Земле. Физические и химические свойства воды. Влияние парникового эффекта на водный баланс планеты.
Дейтериевая вода и её влияние на биологические объекты. Источники загрязнения вод. Бытовые и промышленные отходы. Аэробные и анаэробные процессы в загрязнённой воде. Биоразложимые органические вещества. Биохимическая потребность в кислороде (БПК). Химическая потребность в кислороде (ХПК). Методы определения БПК и ХПК сточных вод.
Эвтрофикация водоёмов. Сточные воды и их обработка. Эвтрофные, мезотрофные и олиготрофные водоёмы. Сукцесси- онные процессы на месте водоёмов. Ускоренная эвтрофикация водоёмов под влиянием хозяйственной деятельности человека. Меры борьбы с искусственной эвтрофикацией водоёмов.
Виды сточных вод. Первичная, вторичная и третичная обработка сточных вод. Биологические методы очистки сточных вод. Использование активного ила, организмов-накопителей и фильтраторов. Физико-химические способы удаления загрязнений (сорбция активированным углем, нейтрализация, коагуляция, электрохимические способы, стерилизация, осаждение и ионный обмен, экстракция).
Металлы и их соединения как загрязнители воды. Металлы-токсиканты. Круговорот ионов металлов в биосфере. Взаимовлияние ионов различных металлов в живом организме: аддитивность, синергизм, антисинергизм, антогонизм. Биохимические взаимодействия металлов-токсикантов с некоторыми элементами в организме человека. Дисбаланс металлов-микроэлементов в живом организме и его последствия. Влияние параметров экосистемы (солёность, рН, температура, содержание кислорода) на токсичность металлов-ксенобиотиков. Сезонное и вертикальное распределение металлических примесей в природных водах.
Ртуть как токсикант водной среды. Ртуть — наиболее опасный токсикант водной среды. Свойства ртути как токсиканта: воздействие на нервную систему гидробионтов, биогенные превращения соединений ртути (метилирование), накопление ртути в пищевых цепях. Ртутьорганические соединения. Источники ртути. Ртутные отравления и антидоты.
Загрязнение водной среды свинцом. Источники загрязнения свинцом. Растущее содержание и перемещения свинца в окружающей среде. Антидетонирующие присадки к бензинам. Токсичность свинца. Меры борьбы со свинцовым загрязнением. Комплексообразователи, используемые в методе хелатизации при свинцовых отравлениях.
Кадмий как загрязпитель гидросферы. Применение кадмия в производстве. Серебряно-кадмиевые аккумуляторы. Токсичность кадмия.
Хлорорганические и фосфорорганические соединения. Хлор- органические соединения (ХОС) как загрязнители воды. Производства, использующие хлор и его соединения. Классификация ХОС. Наиболее распространённые ХОС (хлорциклоалканы, хлорциклоалкадиены, ДДТ и его производные, хлорпроизвод- ные диоксина и дибензофурана, полихлорбифенилы), их экологическая характеристика. Причины высокой опасности ХОС для теплокровных.
Фосфорорганические соединения (ФОС). Отличительные свойства ФОС-токсикантов по сравнению с ХОС. Отдельные представители ФОС (ДФФ, карбофос, тиофос, хлорофос, ТЭПФ), их использование в быту и сельском хозяйстве. Оценка экологической опасности ФОС. Механизм токсического воздействия ФОС. Ацетилхолинэстераза и её ингибирование. Химическое оружие. Перемещения ФОС в природе. Поведение ФОС в воде.
Другие загрязнители воды. Поверхностно-активные вещества (ПАВ) как загрязнители гидросферы. Полифосфаты и их заменители. Опасность ПАВ для водных экосистем.
Полимеры и пластмассы. Биохимическая устойчивость полимеров. Проблема создания саморазлагающихся пластмасс. Утилизация полимеров и проблема их рециркуляции. Продукты сгорания пластмасс — опасные ксенобиотики.
Нефть как загрязнитель пресной и солёной воды. Воздействие нефтяных загрязнений на водные экосистемы и их последствия. Разрушение нефтяных загрязнений бактериями разных видов. Меры борьбы с нефтяными эмиссиями. Основные пути превращений и перемещений нефти и нефтепродуктов в водоёмах.
Кислотные осадки. Губительность низких значений рН для фауны водоёмов. Высвобождение токсичных веществ в кислотной среде. Проблема токсичности алюминия на закисленных почвах.
Тепловое загрязнение. Смена флоры и фауны водных экосистем как следствие теплового загрязнения.
Тема 6. Эколого-физико-химические проблемы литосферы (7 ч)
Природные ресурсы. Классификация ресурсов на основе использования человеком. Топливные и энергетические ресурсы. Ресурсы металлов и неметаллов. Земля — замкнутая химическая система с постоянством массы каждого химического элемента. Потенциальная возобновляемость ресурсов. Возобновляемые и невозобновляемые ресурсы. Индекс использования резервов (ИИР) ресурса. Перспективы истощения на Земле некоторых ископаемых ресурсов. Две группы ресурсов в соответствии с характеристикой ИИР. Вторичные ресурсы и их использование — один из путей ресурсосбережения. Традиционная модель промышленного производства. Модель промышленной экосистемы, её преимущества. Изменение химических форм ресурсов. Отходы. Задача создания методов рециркуляции. Рециркуляция ресурсов и технологические проблемы ресурсосбережения. Первичные и вторичные источники материалов. Безотходные и малоотходные технологии. Альтернативные материалы и источники энергии.
Пестициды. Классификация пестицидов в соответствии с их назначением (инсектициды, гербициды, фунгициды, роденти- циды, нематоциды, аскарициды). Классификация пестицидов по химической природе. Наиболее используемые в практике гербициды, инсектициды и фунгициды. ХОС, ФОС, карбама- ты, хлорфеноксикислоты, их оценка с экологических позиций. Пиретроиды, сульфонилмочевины, производные гидрохинона, гормональные препараты — пестициды третьего поколения.
Различные механизмы воздействия пестицидов на живой организм. Механизмы разложения пестицидов различных групп в природных условиях, их стабильность в природе, процессы биотрансформации пестицидов в биосфере. Кумулиро- вание некоторых пестицидов в пищевых цепях. Время ожидания. Пути поступления пестицидов в организм человека. Пестициды в продуктах питания. Цитохромы Р-450 и другие микросомальные монооксигеназы и их роль в детоксикации остаточных пестицидов в живых организмах. Роль пестицидов в сохранении урожая. Экологические проблемы, связанные с применением пестицидов. Комплексная система защиты растений как альтернатива пестицидам.
Удобрения и регуляторы роста и развития растений. Удобрения органические и минеральные. Формирование агро- экосистем человеком с использованием методов химизации. Потенциальная экологическая опасность использования удобрений. Остаточные удобрения в продуктах питания. Проблема нитратов и нитритов. Механизм негативного действия нитратов на живые организмы.
Эндогенные химические регуляторы роста растений. Фито- гормоны. Действие фитогормонов на процессы развития растений. Ауксины — индол ил уксусная кислота и её природные и синтетические аналоги. Гиббереллины. Цитокинины. Абсци- зовая кислота — антагонист гиббереллинов. Этилен. Природные стимуляторы и ингибиторы физиологических функций растений. Дефолианты и десиканты. Синтетические химические агенты, используемые в сельском хозяйстве. Вещества естественной системы защиты растений от животных-фитофагов, паразитических грибов и патогенных микроорганизмов (фитоалексины, фитонциды, фитоэкдизоны, антифиданты, ан- тиювенильные гормоны-прекоцены).
Химические источники пищи. Экологическая точка зрения на проблемы, связанные с ростом народонаселения планеты. Проблема белкового голодания и пути её решения. Типы пищевого белка. Микробиологический белок, его преимущества и особенности. Аминокислотная ценность белка. Незаменимые аминокислоты. Живые организмы — продуценты микробиологического белка. Выбор микроорганизмов, синтезирующих пищевой белок (дрожжи, бактерии, плесневые грибы, водоросли), их сравнительная характеристика. Субстраты, необходимые для синтеза белка. Белково-вита- минные концентраты (БВК), микопротеин, прутин. Экологическая чистота микробиологических производств: проблемы и решения. Аллергическое действие БВК. Проблема остаточных парафинов.
Побочные продукты синтеза пищевого белка (первичные и вторичные метаболиты) и их использование человеком. Краткая характеристика антибиотиков, алкалоидов, лекарственных препаратов, получаемых с помощью биотехнологических процессов и методов. Достижения генной инженерии в данной области.
Тема 7. Радиоактивность как загрязняющий фактор (4 ч)
Природа и источники радиации. Естественная и искусственная радиоактивность. Фоновая радиация. Природные (естественные) и искусственные источники радиоактивного облучения человека. Основные виды радиоактивного распада (а-распад, p-распад, электронный захват, спонтанное деление). Опасные для живого виды волнового излучения (рентгеновские и у-лучи). Периоды уранонакопления в истории Земли и их влияние на эволюцию органического мира. Возрастающий уровень радиоактивного загрязнения биосферы — следствие хозяйственной и военной деятельности человека.
Биологические повреждения, вызываемые радиацией. Радиочувствительность различных биологических объектов. Два типа биологических повреждений, вызываемых радиацией. Физический (пулеобразный) тип действия ионизации на живые клетки и их структуры. Химический (косвенный) тип повреждений. Наиболее распространённые опасные радионуклиды (иод-131, барий-140, цезий-137, стронций-90), их характеристика, источники и время жизни. Мутагенное и тератогенное действие радиации. Молекулярные изменения структуры ДНК под действием облучения. Радон и радоновая проблема. Радиозащитные вещества (радиопротекторы). Способы утилизации радиоактивных отходов. Ядерная энергетика и экологическая оценка опасности при получении и использовании атомной энергии.
Тема 8. Экология и энергетика (3 ч)
Экологические и химические аспекты энергетических проблем. Энергетический кризис — одна из острых экологических проблем современности. Взаимосвязь экологических и химических аспектов энергетических проблем.
Традиционные и альтернативные источники энергии. Сравнение альтернативной энергетики с традиционной и атомной. Направления атомной энергетики. Характеристика её возможностей и перспектив развития, экологическая безопасность.
Тема 9. Экологический мониторинг (3 ч)
Задачи и методы экологического мониторинга, его составные компоненты. Реакция-ответ. Комплексный экологический контроль содержания загрязняющих веществ в биосфере.
Организмы-биоиндикаторы. Прямая и косвенная биоиндикация. Морфологическая индикация некоторых поллютантов с помощью тест-растений. Использование животных и микроорганизмов для обнаружения и контроля загрязнений окружающей среды. Биосенсоры, механизмы действия.
Химические методы контроля загрязнений. Традиционные аналитические и современные сенсорные методы. Хемосенсо- ры и физические датчики (металлические, оксидные слои, световоды, мембраны). Пороги чувствительности сенсорных устройств.
Обнаружение и измерение радиоактивного загрязнения. Абсолютная и удельная активность радиоактивного материала. Ионизационный, сцинтилляционный и фотохимический методы контроля уровня радиации.
Тема 10. Химико-экологический практикум (6 ч)
Воспроизведение известкового цикла.
Определение показателей качества воды (прозрачность, цвет, запах, кислотность).
Определение содержания в воде растворённого кислорода.
Определение относительного количества почвенных нитратов.
Определение ионов тяжёлых металлов в почве (обнаружение ионон меди и свинца при помощи качественных реакций).
Кресс салат как тест-объект для оценки загрязнения почвы и воздуха.
Оценка загрязнения воздуха по состоянию хвои сосны.
Тематическое планирование курса «Физико-химические аспекты экологии».
№ п/п | Тема (раздел) программы | Кол-во часов | Кол-во контрольных работ | Практических работ |
1 | Тема 1. Введение в химическую экологию. | 4 | ||
2 | Тема 2. Химические элементы в биосфере. | 13 | К.р.№1 | |
3 | Тема 3. Понятие о веществах — загрязнителях окружающей среды. Токсичность. Стандарты качества окружающей среды. | 8 | К.р.№2 | |
4 | Тема 4. Экологические проблемы атмосферы. | 8 | ||
5 | Тема 5. Экологические проблемы гидросферы. | 12 | ||
6 | Тема 6. Эколого-физико-химические проблемы литосферы. | 7 | К.р.№3 | |
7 | Тема 7. Радиоактивность как загрязняющий фактор. | 4 | ||
8 | Тема 8. Экология и энергетика. | 3 | К.р.№4 | |
9 | Тема 9. Экологический мониторинг. | 3 | ||
10 | Тема 10. Химико-экологический практикум. | 6 | 5 | |
ВСЕГО: | 68 | 4 |
Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (контрольные и самостоятельные работы, написание рефератов, выполнение тестовых заданий, решение расчётных задач с химико-экологическим содержанием, ситуационных и контекстных задач, заданий сложно-проблемного характера) и устный опрос (собеседование с учащимися).
Тематическое планирование курса
«Физико-химические аспекты экологии».
11 класс.
68 часов (2 часа в неделю).
№ п/п | № урока в теме | Тема урока | ||
Тема 1. Введение в химическую экологию. (4 часа) | ||||
1 | 1 | Предмет химической экологии. | ||
2 | 2 | Химические экорегуляторы — посредники между организмами и средой обитания. | ||
3 | 3 | Основные функции хемомедиаторов. | ||
4 | 4 | Полифункциональность природных хемомедиаторов. | ||
Тема 2. Химические элементы в биосфере. (13 часов) | ||||
5 | 1 | Элементы биогенные и второстепенные. | ||
6 | 2 | Биогенные элементы — связующее звено между живой и неживой частями экосистем. | ||
7 | 3 | Роль солнечной энергии в экосистемах. | ||
8 | 4 | Биогеохимические циклы элементов. | ||
9 | 5 | Резервный и обменный фонды химических элементов в биогеохимических циклах, их взаимосвязь. | ||
10 | 6 | Круговороты биогенных элементов вбиосфере.Круговорот азота в биосфере. | ||
11 | 7 | Природно-антропогенный цикл фосфора в биосфере, его отличительные особенности. Круговороты углерода и кислорода в биосфере. | ||
12 | 8 | Второстепенные элементы в биосфере. Стронций-90 и цезий-137. Ртуть. | ||
13 | 9 | Эколого-химический аспект происхождения и развития жизни на Земле. | ||
14 | 10 | Небиологические синтезы аминокислот и РНК. Гибридные предковые молекулы жизни. | ||
15 | 11 | Воздействие химического компонента абиотического фактора среды на живые организмы | ||
16 | 12 | Влияние рН среды на выживание организмов-гидробионтов. Растения-биоиндикаторы и др. | ||
17 | 13 | Контрольная работа №1 по темам: «Введение в химическую экологию» и «Химические элементы в биосфере». | ||
Тема 3. Понятие о веществах — загрязнителях окружающей среды. Токсичность. Стандарты качества окружающей среды. (8 часов) | ||||
18 | 1 | Виды загрязнений окружающей среды. Химические загрязнения как наиболее экологически опасные. | ||
19 | 2 | Признаки, характеризующие загрязняющие вещества биосферы. Пути миграции загрязняющих веществ в биосфере. | ||
20 | 3 | Хемосфера. Типы трансформации ксенобиотиков в экосистемах. | ||
21 | 4 | Классификация загрязнений по различным критериям. | ||
22 | 5 | Химические и биохимические типы трансформации загрязняющих веществ в экосистемах. | ||
23 | 6 | Токсичность. Стандарты качества окружающей среды. | ||
24 | 7 | Классификация элементов по степени токсичности. Механизм действия токсикантов. | ||
25 | 8 | Контрольная работа №2 по теме: «Понятие о веществах — загрязнителях окружающей среды. Токсичность. Стандарты качества окружающей среды» . | ||
Тема 4.Экологические проблемы химии атмосферы. (8 часов) | ||||
26 | 1 | Строение и состав атмосферы. | ||
27 | 2 | Изменение климата — следствие парникового эффекта. Энергетический баланс Земли. | ||
28 | 3 | Химические реакции в атмосфере и её защитные свойства. | ||
29 | 4 | Озонный щит Земли и озонные дыры | ||
30 | 5 | Загрязнители тропосферы. Оксиды серы. Кислотные дожди. | ||
31 | 6 | Губительное влияние кислотных дождей на водные и наземные экосистемы, металлические конструкции, архитектурные памятники и климат. | ||
32 | 7 | Оксиды азота. Фотохимический смог. | ||
33 | 8 | Монооксид углерода. Экологические ловушки. Твёрдые взвешенные частицы. | ||
Тема 5. Экологические проблемы гидросферы. (12 часов) | ||||
34 | 1 | Чистая и загрязнённая вода. | ||
35 | 2 | Источники загрязнения вод. | ||
36 | 3 | Эвтрофикация водоёмов. Сточные воды и их обработка. | ||
37 | 4 | Биологические методы очистки сточных вод. | ||
38 | 5 | Физико-химические способы удаления загрязнений. |
39 | 6 | Металлы и их соединения как загрязнители воды. |
40 | 7 | Ртуть кик токсикант водной среды. |
41 | 8 | Загрязнение водной среды свинцом. |
42 | 9 | Кадмий как загрязнитель гидросферы. |
43 | 10 | Хлорорганические и фосфор- органические соединения. |
44 | 11 | Другие загрязнители воды. |
45 | 12 | Тепловое загрязнение. Смена флоры и фауны водных экосистем как следствие теплового загрязнения. |
Тема 6. Эколого-физико-химические проблемы литосферы. (7 часов) | ||
46 | 1 | Природные ресурсы. |
47 | 2 | Отходы. Безотходные и малоотходные технологии. Альтернативные материалы и источники энергии. |
48 | 3 | Пестициды. |
49 | 4 | Различные механизмы воздействия пестицидов на живой организм. |
50 | 5 | Удобрения и регуляторы роста и развития растений. |
51 | 6 | Химические источники пищи. |
52 | 7 | Контрольная работа №3 по темам: «Экологические проблемы химии атмосферы», «Экологические проблемы химии гидросферы», «Эколого-химические проблемы литосферы». |
Тема 7. Радиоактивность как загрязняющий фактор. (4 часа) | ||
53 | 18 | Природа и источники радиации. |
54 | 19 | Возрастающий уровень радиоактивного загрязнения биосферы — следствие хозяйственной и военной деятельности человека. |
55 | 20 | Биологические повреждения, вызываемые радиацией. |
56 | 21 | Способы утилизации радиоактивных отходов. Ядерная энергетика и экологическая оценка опасности при получении и использовании атомной энергии. |
Тема 8. Экология и энергетика. (3 часа) | ||
57 | 1 | Экологические и химические аспекты энергетических проблем |
58 | 2 | Традиционные и альтернативные источники энергии |
59 | 3 | Контрольная работа №4 по темам:«Радиоактивность как загрязняющий фактор» и «Экология и энергетика». |
Тема 9. Экологический мониторинг. (3 часа) | ||
60 | 1 | Биоиндикация. |
61 | 3 | Химические методы контроля загрязнений. |
62 | 3 | Обнаружение и измерение радиоактивного загрязнения. |
Тема 10. Химико-экологический практикум. (6 часов) | ||
63 | 1 | Воспроизведение известкового цикла. |
64 | 2 | Определение показателей качества воды (прозрачность, цвет, запах, кислотность). Определение содержания в воде растворённого кислорода. |
65 | 3 | Определение относительного количества почвенных нитратов. Определение ионов тяжёлых металлов в почве (обнаружение ионов меди п свинца при помощи качественных реакций). |
66 | 4 | Кресс - салат как тест-объект для оценки загрязнения почвы и воздухаI. |
67 | 5 | Оценка загрязнения воздуха по состоянию хвои сосны. |
68 | 6 | Итоговая конференция. |
VII. Описание учебно- методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Для реализации Рабочей программы используетсяучебно-методический комплект, включающий:
Литература для учащихся:
ШустовС.Б.,Шустова Л.В., Горбенко Н.В. Химические аспекты экологии: учебное пособие для учащихся старших классов общеобразовательных организаций. Курс по выбору. М.: Русское слово — учебник, 2015.
Шустов С.В., Шустова Л.В., Горбенко Н.В. Рабочая тетрадь к учебному пособию С.Б. Шустова, JI.B. Шустовой, Н.В. Горбенко «Химические аспекты экологии» для учащихся старших классов общеобразовательных организаций. Курс по выбору. М.: Русское слово — учебник, 2015
Физика и экология. 7-11 классы: материалы для проведения учебной и внеурочной работы по экологическому воспитанию. Фадеева Г. А., Попова В. А. Издательство Учитель, 2007
УМК О.С. Габриеляна, И.Г. Остроумова, Н.С. Пурышевой, С.А. Сладкова, В.И. Сивоглазова «Естествознание. Базовый уровень. 10-11 класс».– М.: Дрофа, 2017
Литература для учителя:
Шустов С.Б., Шустова Л.В., Горбенко Н.В. Программа курса по выбору «Химические аспекты экологии»: для учащихся старших классов общеобразовательных организаций. М.: Русское слово — учебник,2015.
ШустовС.Б.,Шустова Л.В., Горбенко Н.В. Химические аспекты экологии: учебное пособие для учащихся старших классов общеобразовательных организаций. Курс по выбору. М.: Русское слово — учебник, 2015.
Горбенко Н.В., Тупикин Е.И., Шустов С.Б. Методические рекомендации к учебному пособию С.Б. Шустова, Л.В. Шустовой, Н.В. Горбенко «Химические аспекты экологии» для учащихся старших классов общеобразовательных организаций. Курс по выбору. М.: Русское слово- учебник, 2015.
Дидактическое обеспечение учебного процесса наряду с учебной литературой включает:
- учебные материалы иллюстративного характера (опорные конспекты, схемы, таблицы и др.);
- инструментарий диагностики уровня обученности учащихся (средства текущего, тематического и итогового контроля усвоения учащимися содержания химического образования);
- варианты разноуровневых и творческих домашних заданий.
№ | Комплекты | Класс | Количество комплектов |
1 | Дидактический материал | 11 | 4 |
Учебно-методическая, справочная литература. | |||
Автор, название | Класс | Год издания | |
1 | Химия в таблицах и схемах | 8-11 | 2009 |
2 | Химия в схемах и таблицах для 8-11 классов общеобразовательных школ/ авт.-сост. Э.М. Левина | 8-11 | 2008 |
3 | Варавва Н.Э.Химия в схемах и таблицах | 8-11 | 2013 |
4 | Лидин Р.А. Справочник по общей и неорганической химии | 8-11 | 1997 |
5 | Литвинова С.А., Манкевич Н. В. Органическая химия. Весь школьный курс в таблицах | 8-11 | 2009 |
6 7 | Мешкова О.В. ЕГЭ. Универсальный справочник Физика, 7-11 классы, Справочник школьника, Все темы ОГЭ И ЕГЭ, Попов А.В. | 8-11 | 2013 2017 |
Технические средства обучения: компьютерная техника с выходом в сеть Интернет и интерактивное оборудование.
Средства обучения (ИСО, ТСО, наглядные средства обучения).
На уроке используется серия мультимедийных уроков и презентаций: «Электролиз», «Задачи на вывод формул», «Задачи на растворы», «Окислительно-восстановительные реакции» и др.
Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ:
www.him.1september.ru– газета «Химия» -приложение к «1 сентября»
www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
http://school-collection.edu.ru/ -единая коллекция ЦОР