Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Ритмическая мозаика»

4
0
Материал опубликован 20 April 2021

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «ГАЗОВИЧОК» Г. НАДЫМА»

(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «ГАЗОВИЧОК» Г. НАДЫМА»)

 

Утверждаю:

Заведуюший МДОУ

«Детский сад «Газовичок» г. Надыма»

_________ Ю. Н. Белиман

 

Приказ № 251 от «31» декабря 2019 г.

 

Принято: Педагогическим советом МДОУ

«Детский сад «Газовичок» г. Надыма»

 

Протокол № 3 от 12 декабря 2019 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

 

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Ритмическая мозаика»

Возраст воспитанников: 3-4 года

Срок реализации: 1 год

 

Автор – составитель:

Самусова Анастасия Евгеньевна,

музыкальный руководитель

 

 

Надым 2020

 

Содержание

Раздел

Стр.

Целевой раздел

1.1.

Пояснительная записка

3

1.2.

Цели и задачи

5

1.3.

Принципы и подходы к реализации Программы

5

1.4.

Характеристики особенностей развития детей

6

1.5.

Планируемые результаты освоения программы

7

Содержательный раздел

2.1.

Описание образовательной деятельности

7

2.2.

Методы и приемы

9

2.3.

Основное содержание

10

Организационный раздел

3.1.

Методическое обеспечение

12

3.2.

Организация предметно -пространственной среды музыкального зала

12

 

1.1. Пояснительная записка.

 

Возможно, самое лучшее, самое совершенное и радостное,

что есть в жизни - это свободное движение под музыку

и научиться этому можно у ребенка…

А. И. Буренина

 

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. Очень важно в этот период создать для ребенка такие условия, которые бы способствовали развитию его индивидуальности, внутреннего мира, обогащению творческого потенциала и приобщению к социокультурным ценностям.

Ведущий вид деятельности дошкольника – игра. В игре ребенок не только познает окружающий мир, но и открывает себя в этом мире. Игра как не один другой вид деятельности позволяет наполнить жизнь ребенка движениями, которые являются в этом возрасте самой большой его потребностью. Двигательная активность вызывает у ребенка радостные эмоции, которые существенно влияют на его физическое, психическое и социальное развитие.

Ритмическая гимнастика — вид деятельности, в основе которого лежит музыка, а движения выражают музыкальный образ. Она доступна детям, начиная с раннего возраста, и даёт выход повышенной двигательной энергии ребёнка, создаёт ощущение радости, свободы движения, вызывает радостный отклик на музыку, даёт детям творческий импульс, возможность высвободить их энергию. Ритмика закладывает надёжный фундамент для дальнейшего физического совершенствования ребёнка, для укрепления здоровья, умения контролировать своё тело, положительно влияет не только на физическую подготовку ребенка, но и развивает у него восприятие музыки и основные психологические функции детей (память, внимание, мышление, речь и воображение). Поэтому в дальнейшем ребенок сможет успешно осваивать и другие виды художественно-творческих и спортивных видов деятельности: хореография, гимнастика, а также занятия в музыкальных школах, секциях, театральных студиях.

И. М. Сеченов писал: «Не умеешь двигаться – не умеешь познавать мир, знания такой души перекошены на один бок». Установлено, что в возрасте до 5 лет развитие музыкальных способностей происходит наиболее благоприятно, так как именно в это время формируются музыкальный слух и музыкальная память ребенка. Если деятельность ребенка носит творческий, нерутинный характер, то она постоянно заставляет его думать, и сама по себе становится достаточно привлекательным делом как средство проверки и развития способностей. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уверенность в себе и чувство удовлетворенности от достигнутых успехов. 

Актуальность.  Опираясь на выделенные выше особенности данного возраста, можно с уверенностью считать, что ритмические движения автоматически становятся приоритетным видом деятельности в музыкальном развитии дошкольников. Движение является связующим звеном как внутри каждого вида деятельности, так и внешним интегратором всех видов музыкальной дошкольной деятельности.

В этой связи весьма актуальна разработка программы по игровой ритмической гимнастике на основе русского фольклора «Ритмическая мозаика» которая имеет художественно-эстетическую направленность. Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам;

Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11. 2015 № 09-3242);

«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» 2.4.3648-20 утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28;

Устав МДОУ.

Фольклор по своей природе синкретичен. Его произведения построены на синтезе слова, музыки и движения, на основе живого разговорного языка. Он прост, это не значит, что примитивен, это значит – доступен. Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет святое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо и что дурно, что красиво и что некрасиво. Фольклор дает им самые главные и простые понятия о жизни, о людях. Он отражает общеинтересное, насущное, то, что затрагивает всех и каждого: труд человека, его взаимоотношения с природой, жизнь в коллективе.

Музыкальный детский фольклор чрезвычайно богат и разнообразен по тематике и содержанию, музыкальному строю, композиции, характеру исполнения. Музыкальный фольклор, применяемый в обучении детей многообразен, анализ произведений показывает, какие конкретные средств музыкальной выразительности оказывают наиболее сильное влияние на процесс восприятия. Фольклор является исключительно ценным дидактическим материалом в эстетическом воспитании дошкольников. Яркие образы добра и зла в песнях, сказках, припевках доступны и понятны детям. Причем сказки и песни дети не просто слушают, они сами вовлекаются в сказочную игру, они – участники и постановщики музыкально-игровых и вокально-пластических композиций, сказок, кукольных спектаклей.

В процессе игры ребенок органично познает новые музыкальные образы, приобретает умения и навыки, развивает свою фантазию. Причем развитие способностей происходит как бы само собою, в занимательной и увлекательной игровой форме, что лишает воспитательный процесс назидательности.

Объём и срок освоения программы. Содержание программы ориентировано на детей 3-4 лет. Продолжительность курса обучения 29 недель (с 1 октября по 20 мая, с учётом двухнедельных каникул в январе), общее число занятий – 58. Продолжительность занятий для обучающихся 1 академический час – 30 мин. 2 раза в неделю. Сроки реализации образовательной программы – 1 год.

 

Режим деятельности

«Ритмическая мозаика»

Режим работы

Вторник, пятница с 16.00 до 16.30

(одно занятие 30 мин.)

Начало занятий

1 октября

Общая продолжительность занятий в учебном году

58 занятий

Продолжительность занятий в неделю

2 академических часа

Мониторинг усвоения программы

Октябрь, май

Комплектование групп

01сентября – 31 сентября

Праздничные дни

Праздничные дни – установленные законодательством, как не рабочие праздничные дни.

Приём детей в ДОУ

В течении всего года по заявлению родителей при наличии мест.

 

1.2. Цели и задачи

Цель программы - создание условий для творческого исполнения танцевальных движений и передаче образов через движения, формирование социально значимых личностных качеств и развитие творческих способностей посредством ритмической гимнастики и фольклора.

Реализация данной цели связана с решением следующих задач:

Развитие музыкальности, то есть способности воспринимать музыку, чувствовать ее настроение, характер, понимать содержание, развитие музыкальной памяти.

Развитие творческого потенциала ребенка и самовыражения через танец.

Развитие двигательных качеств и умений координировать движения.

Развитие умения ориентироваться в пространстве. Обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.

Всестороннее развитие и раскрытие творческого начала в каждом ребенке.

Способствование раннему развитию ребенка через различные виды музыкально-ритмических движений.

Консультационная работа с родителями и педагогами.

Развитие музыкальных способностей, музыкальной сенсорики, музыкального вкуса в наиболее сенситивный период развития ребенка.

 

1.3. Принципы и подходы к реализации Программы

В основу содержания программы положены ведущие дидактические принципы, актуальные для современного дошкольного образования:

принцип полноты и целостности музыкального образования детей, подразумевающий совокупность знаний, умений и навыков по всем видам детской музыкальной деятельности, их органическую взаимосвязь;

принцип деятельностного подхода, предусматривающий признание ведущей роли обучения музыкальной деятельности в воспитании их нравственной сферы, развития способностей, познавательных процессов и личностных новообразований;

принцип культуросообразности, заключающийся в последовательном освоении красоты разнообразных направлений музыкального искусства;

принцип последовательности, подразумевающий логичное усложнение задач музыкального образования детей и содержания музыкального репертуара;

принцип тематизма, позволяющий средствами музыкального искусства последовательно знакомить детей с разнообразием окружающих их социумов: миром ребенка и сверстников, миром взрослых людей, миром природы и т.п.

принцип системности, обеспечивающий организацию процесса музыкального образования;

принцип развивающего обучения, ориентирующий педагога на зону ближайшего развития каждого ребенка;

принцип гуманизации, предусматривающий реализацию программы в условиях личностно ориентированной модели музыкально-педагогического процесса.

Основные принципы методики сводятся к тому, чтобы используя музыкальные навыки детей и запас танцевальных движений, научить их не бояться танцевать под любую музыку и, используя танцевальные игры и фольклор, разучивать с детьми простые танцы.

Методы:

Наглядно – слуховой (выразительное исполнение);

Наглядно – зрительный (показ движений);

Словесный (беседа, разъяснение, пояснения, образный рассказ о новой игре или танце);

Практический (двигательные реакции, показ игр, плясок, отдельных элементов, образные движения).

 

1.4. Характеристики особенностей развития детей

Дети младшего дошкольного возраста чрезвычайно непосредственны и эмоциональны. Движение, особенно под музыку, доставляет им большую радость. Однако возрастные особенности строения тела (короткие ноги и руки, большая голова, короткое туловище), протекания нервных процессов и их зрелости сказываются на двигательных возможностях. Движения малышей еще недостаточно точные и координированные, плохо развито чувство равновесия, поэтому объем и разнообразие двигательных упражнений невелики и все они носят, как правило, игровой характер.

Детям 3-4 лет свойственны общая статическая неустойчивость тела и ограниченные динамические возможности. Дети этого возраста еще не владеют четкими движениями при ходьбе, не могут ритмично бегать, часто теряют равновесие, падают. В этом периоде отмечается повышенная утомляемость при длительном сохранении одной и той же позы и выполнении однотипных движений. Данный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. В этот период повышается активность ребёнка, усиливается её целенаправленность, а также более разнообразными и координированными становятся движения. Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий; проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства; у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.); узнает знакомые мелодии; двигается в соответствии с характером музыки, начинает движение с первыми звуками музыки; умеет выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук; проявляет активность при подпевании и пении, выполнении простейших танцевальных движений.

 

1.5. Планируемые результаты освоения программы

В результате изучения курса дошкольник:

Знает:

средства музыкальной выразительности (темп: быстрый, медленный; способы

исполнения).

простейших элементах народных плясок (поочередное выставление ноги на пятку,

притопывание одной ногой и другой, топающий шаг.);

ходьба – бодрая, спокойная, на полупальцах.

бег – легкий, ритмичный, передающий различный образ («бабочки», «птички» и т.д.);

Имеет понятия:

о процессе совместных игр и движениях под музыку

о чувстве такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и

взрослыми.

Умеет:

самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в

пары.

умеет начинать и заканчивать движения вместе с музыкой;

умеет выражать свои эмоции – радость, грусть, страх, например: «Зайчик испугался»,

«Мишка радуется меду» и т.д.;

Приобретает навыки:

координации движений

ходьбы с правильным положением корпуса

активно слушать музыку

Современность и актуальность программы «Ритмическая мозаика» в том, что музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно, любая программа, основанная на движениях под музыку, будет развивать и музыкальный слух, и физические способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе. Однако, занимаясь одним и тем же видом деятельности, можно преследовать различные цели, например, акцентировать внимание на развитии чувства ритма у детей, либо двигательных навыков, артистичности и т.д.

Другими словами, программа «Ритмическая мозаика», нацелена на общее, гармоничное психическое, духовное и физическое развитие, а ее содержание и формы работы могут конкретизироваться в зависимости от возможностей детей, от ведущих целей их воспитания.

 

II. Содержательный раздел

 

2.1. Описание образовательной деятельности

Все составляющие программы построены на основе музыки; поэтому главной задачей является воспитание музыкально-ритмического чувства – наиболее доступного и близкого маленькому ребёнку. На занятиях музыка становится средством воздействия: определяя темп и характер движений, чередование фраз и разделов, - музыка подсказывает детям образ и выполняемые действия.

Весь используемый фольклор распределен на 3 раздела в соответствии с классификацией Виноградова Г.С

1) календарный фольклор
2) потешный фольклор;
3) игровой фольклор

I. Календарный фольклор

В календарный фольклор входят произведения, связанные у детей с природой, календарными датами или имеющие сезонный характер. Значительную его часть составляют заимствованные у взрослых колядки, веснянки, заклинания явлениям природы, приговорки насекомым, птицам, животным. А также детские гадания и заговоры, у детей они являются элементами игры. Обусловленность крестьянского труда природным явлениям. К наиболее распространенным и активным бытующим жанрам детского календарного фольклора относятся заклички., обращенные к различным явлениям природы (солнцу, дождю, ветру, радуге и др.) приговорки, представляющие собой краткие обращения к животным, птицам, насекомым, растениям.

II. Потешный фольклор

Потешный фольклор-прибаутки, небылицы, дразнилки, имеющие самостоятельное значение, не связанное с играми. Назначение – развеселить, потешить, рассмешить сверстников. В них, как правило, отражено яркое событие или стремительное действие, передан один какой-либо эпизод. Небылицы – особый вид песен со смещением в содержании всех реальных связей и отношений – основанных на вымысле (мужик пашет на свинье, медведь по полю летит и т.д.). Дразнилки являются формой проявления детской сатиры и юмора. В них точно подмечается какой-либо порок, недостаток или слабость человека. Прибаутки – короткие по форме (4-8 строф), забавные песенки, своего рода ритмизованные сказочки.

III. Игровой фольклор

Игровой фольклор занимает ведущее место в детском творчестве. В развитии музыкальных способностей средствами музыкального фольклора использую народные игры с пением и движением. Эти игры развивают интерес к пению, память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию. В народных играх дети учатся общаться, приобщаются к народным традициям, проявляют взаимовыручку, знакомятся с малыми жанрами народного творчества.

В работе с детьми целесообразно использовать разнообразные средства и формы ознакомления детей с фольклором. Знакомясь с устным народным творчеством (прибаутки, небылицы, скороговорки, потешки, загадки), у детей формируются музыкальные, творческие и речевые навыки. Через игровые и плясовые песни дети овладевают игровыми и певческими навыками, учатся согласовывать речь и движение, получают первоначальные навыки актерского мастерства. Знакомясь с хороводами, дети приобретают навыки танцевальных и театрализованных действий. Обучение детей игре на народных музыкальных инструментах развивает у детей чувство ритма, музыкальный слух, умение слаженно играть ансамблем. Осмысление образного содержания, выполнение движений со сменой характера музыки, умение менять ритм, темп происходит во время знакомства и постановки народных танцев. Данная система работы включает в себя и обучение детей сольному, ансамблевому и хоровому пению.

Обращение к фольклору открывает возможности сохранения складывающейся веками системы человеческих ценностей, гуманных отношений между людьми в современных условиях воспитания дошкольников. Так постепенно дети приучаются к музыкальному искусству, а это очень важно, так как вместе с музыкальными способностями у детей формируются новые знания, умения и навыки. Становится богаче и разнообразнее их духовный мир. И конечно взятое за основу музыкальное воспитание детей, музыкальная среда, сохраняющая положительный опыт влияния музыкального фольклора на развитие музыкальных способностей ребёнка в дошкольном учреждении, будет способствовать успешному развитию в будущем и стать мыслящими, нравственными, творческими людьми, несущими и хранящими историю и духовность поколений.

 

2.2. Методы и приемы

Структура занятия для детей 3-4 лет

Водная часть:

музыкальное приветствие.

Основная часть:

пение.

музыкально – ритмические движения.

музицирование.

Заключительная часть

игра.

Средства обучения

Атрибуты и оборудование, необходимые для реализации программы:

Палочки;

Платочки;

Погремушки;

Кубики;

Шарики

Куклы;

Ленточки;

Флажки;

Цветы;

Султанчики;

Резиновые игрушки;

Мягкие игрушки;

Бубенчики;

Колокольчики;

Шарфики;

Грибочки;

Листочки;

Мячики.

Оборудование:

нотные приложения;

музыкальные записи на компакт - дисках;

дидактический материал;

фланелеграф;

ИКТ (компьютер, интерактивная доска, мультимедийное оборудование).

 

2.3 Основное содержание

Развитие музыкальности:

воспитание интереса и любви к музыке в процессе совместных игр, движения под музыку со сверстниками, педагогами и родителями;

обогащение слушательского опыта: узнавание знакомых плясовых, маршевых мелодий, народных и детских песен, пьес изобразительного характера - и выражение этого опыта в эмоциях, движениях;

развитие умения передавать в движении характер музыки и ее настроение (контрастное: веселое - грустное, шаловливое - спокойное и т.д.);

развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности: темп (умеренно быстрый - умеренно медленный), динамику (громко - тихо), регистр (высоко - низко), ритм (сильную долю как акцент, ритмическую пульсацию мелодии), различать 2-3 частную форму произведения (с контрастными по характеру частями).

Развитие двигательных умений и качеств.

Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя перечислен­ные ниже виды движений.

Основные:

ходьба - бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, топающим шагом, вперед и на­ зад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг), ходьба на четвереньках;

бег - легкий, ритмичный, передающий различные образы («бабочки», «птички», «ручейки» и т.д.);

прыжковые движения - на двух ногах на месте, с продвижением вперед, прямой галоп - «лошадки», подскоки;

общеразвивающие упражнения - на различные группы мыши и различный характер, спо­соб движения (упражнения на плавность движений, махи, пружинность), которые даются, как правило, на основе игрового образа;

имитационные движения - разнообразные образно- игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние (веселый или трусливый зайчик, хитрая лиса, усталая старушка и т.д.);

плясовые движения - простейшие элементы народных плясок, доступных по координации, например, поочередное выставление ноги на пятку, притоптывание одной ногой, «выбрасы­вание» ног и др.

Развитие умений ориентироваться в пространстве: самостоятельно находить свободное; место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом.

Развитие творческих способностей:

 

воспитание потребности к самовыражению в движении под музыку;

формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях по показу взрослого и самостоятельно;

развитие воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные движения для выражения характера музыки, игрового образа выразительными жестами, элементарными плясовыми движениями вместе с педагогом и сверстниками.

Развитие и тренировка психических процессов:

развитие умения начинать и заканчивать движение вместе с музыкой -развитие слухового внимания, способности координировать движения с музыкой;

развитие умения выражать эмоции в мимике и пантомимике - радость, грусть, страх, и т.д., т.е. контрастные по характеру настроения, например: «Зайчик испугался», «Мишка ра­дуется меду» и др.;

тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов - умение изменять движе­ния в соответствии с различным темпом (умеренно быстрым и умеренно медленным), формой двухчастной) и ритмом музыки;

развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления — умение выполнять упражнения игрового характера от начала до конца, не отвлекаясь — по показу взрослого или старшего ребенка.

Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:

воспитание умения чувствовать настроение музыки, понимать состояние образа, пере­ данное в музыкальном произведении, и выражать это в пластике (контрастные эмоции, напри­мер, «грустный Чебурашка» — «веселый Чебурашка» и др.);

воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми: пропускать старших впереди себя, мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить ее на место.

Показатели успешности детей в музыкально-ритмической деятельности: важнейшим пока­зателем успешности музыкально-ритмического воспитания ребенка в этом возрасте является интерес к самому процессу движения под музыку, выразительность движений и умение пере­давать в пластике характер музыки, игровой образ. При недостаточной координации, ловкости и точности движений (что в этом возрасте соответствует норме) выразительность пластики детей выявляет творческую одаренность, музыкальность.

Разнообразие выполняемых движений, соответствие их темпу, ритму, форме музы­кального произведения свидетельствуют о высоком уровне музыкального и психомотор­ного развития ребенка.

Учебно-тематический план

п/п

Тема

Количество часов

Теоретических

Практических

Всего

1

Неделя радостных знакомств

1

 

1

2

Неделя маленьких человечков. Звучащие жесты

 

2

2

3

Разноцветная неделя.

 

2

2

4

Неделя красивых листьев

 

2

2

5

Неделя плюшевых игрушек

 

2

2

6

Неделя осенних дождиков и лужиц

 

2

2

7

Праздник осени

 

2

2

8

Неделя маленьких песенок

 

2

2

9

Неделя бубенчиков и барабанчиков

 

2

2

10

Праздник первой снежинки

 

2

2

11

Новогодний утренник

 

3

3

12

Прощай, Елочка!

 

2

2

13

Неделя озорных снеговиков

 

2

2

14

Неделя веселья

 

2

2

15

Праздник льдинок и сосулек

 

2

2

16

Праздник блинов

 

2

2

17

Ожидание весны

 

2

2

18

Музыкальные подарки для бабушки и мамы

 

2

2

19

Неделя маминых улыбок

 

2

2

20

Встречаем птиц

 

2

2

21

Неделя капели и ручейков

 

2

2

22

Неделя весеннего ветерка

 

2

2

23

Наши любимые игрушки

 

2

2

24

Любимые песенки для малышей

 

2

2

25

Праздник первых цветов

 

2

2

26

Праздник весенних лучиков

 

2

2

27

Праздник одуванчиков

 

2

2

28

Весна красна!

 

2

2

29

Здравствуй, лето красное!

 

2

2

ВСЕГО:

1

57

58

 

III. Содержательный раздел

 

3.1 Методическое обеспечение

Для проведения занятий по ритмической гимнастике имеется:

Музыкальное сопровождение:

4 комплекта CD-дисков по программе «Ритмическая мозаика»;

приложение из 5 комплектов CD и DVD-дисков по фольклору.

Фонограммы: театральные шумы, русская народная плясовая музыка, музыка народов мира, танцевальная музыка из классических балетов, современная детская музыка, детские песни и др.

Предложенный перечень является примерным и может корректироваться (расширяться, заменяться) в зависимости от возможностей детского сада и других факторов.

Также, методическое обеспечение программы представлено учебно – методическими изданиями.

 

3.2 Организация предметно пространственной среды музыкального зала.

Содержание музыкального воспитания в ДОУ создает благоприятные условия для развития потенциальных возможностей ребенка, его музыкальных способностей. Применение методов, приемов, наглядных пособий, звуковых средств, которые помогают детям уяснить содержание и средства музыкальной выразительности, способствуют формированию интереса детей к музыке, развитию музыкальных способностей. С целью повышения у детей интереса к обучению, развития детской деятельности и личности необходимо создание условий и прежде всего предметно-развивающей среды по музыкальному воспитанию.

РППС музыкального зала:

Обеспечивает совместную музыкальную деятельность детей и взрослых. (От компетентности, доброжелательности и заинтересованности взрослого зависит, станет ли эта среда развивающей.)

Обеспечивает самостоятельную (индивидуальную и совместную) деятельность детей, возникающую по их желанию и интересам.

Способствует получению и закреплению знаний о музыке.

Стимулирует развитие творческих способностей.

Развивает музыкальность, любознательность, стремление к экспериментированию.

Учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей.

В зале создана комфортная предметно-пространственная среда, соответствующая различным возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей. Среда является содержательно- насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Полифункциональность предметной среда пробуждает активное воображение детей, и они всякий раз по новому перестраивают имеющееся игровое пространство, используя гибкие модули, ширмы, занавеси, стулья.

Трансформируемость предметной среды позволяет детям по-новому взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения, проявлять активность в обустройстве места игры и предвидеть ее результаты. Такая организация пространства позволяет детям различного возраста выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение самостоятельной деятельности, а музыкальному руководителю организовать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

 

Список литературы

Барабаш Л. Н. Хореография для самих маленьких. http://www.razym.ru/83628-xoreografiya-dlya-samix-malenkix.html

Бриске И.Э. Основы детской хореографии. Ч.1 и Ч. 2.Челябинск. 2012

Буренина А.И. Ритмическая мозаика: Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – Изд. 4-е, перераб. и доп. – СПб: Фонд «Петербургский центр творческой педагогики «Аничков мост», 2015. – 196 с.

Гусев Г.П. Этюды. – М., 2004.

Пуртова Т. В., Беликова А. Н., Кветная О. А.: Учите детей танцевать. Владос, 2004.

Слуцкая С. Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду - М., Линка-Пресс. 2006.

Содержание работы по музыкально-ритмическому воспитанию детей. http://detsk-sad2.narod.ru

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации