Дополнительная общеобразовательная программа «Правознайка» для детей старшего дошкольного возраста по правовому воспитанию

2
0
Материал опубликован 26 January 2020

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Ненецкого Автономного округа «Детский сад «Семицветик»











Дополнительная общеобразовательная программа

«Правознайка»

для детей старшего дошкольного возраста

по правовому воспитанию








возраст детей 6 – 7 лет

сроки реализации: 2018 – 2019 уч.г.





Автор

социальный педагог

Кожевина Надежда Витальевна



Программа принята

Педагогическим советом

(Протокол №1 от 11.10.2018г.) и

утверждена

заведующим ГБДОУ НАО

«Детский сад «Смицветик»


«11» октября 2018г.





г. Нарьян – Мар

2018 – 2019 учебный год

Пояснительная записка

Будущее страны во многом зависит от того, какое воспитание, образование и развитие получат дети, как они будут подготовлены к жизни в быстро меняющемся мире. В Конвенции ООН о правах ребенка говорится, что «образование ребенка должно быть направленно на подготовку его к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости».

Формирование ответственности и знание своих прав и обязанностей тесно связано с развитием автономности личности и обеспечением свободы принятия решения, умения сделать свой выбор. Между тем, российские дети в семье, ДОУ, школе, обществе в целом не приучены самостоятельно делать выбор, у них нет в этом потребности. Они очень инертны, а ведь именно осознание выбора и ответственности за него рождает самостоятельность. Кардинальные социальные изменения последних лет в обществе выдвигают, на первый план, следующий приоритетный принцип семейного воспитания: ребенок должен рассматриваться родителями не только как объект воспитательного воздействия, но и как субъект, наделенный правами и обязанностями, соответствующими его возрастному развитию. Такой принцип ориентированного воспитания позволяет родителям сформировать личность, обладающую социальной ответственностью, независимой жизненной позицией.

Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, когда осуществляется развитие личности ребенка. Действительно, самые первичные представления о социальных нормах поведения людей, о необходимости определенного порядка в человеческих взаимоотношениях приобретаются в детстве, еще в дошкольный период.  И от того, какое понимание права и отношение к нему вырабатывается у  ребенка в этот период, во многом зависит и последующее его поведение в правовой сфере. В связи с этим возрастает актуальность проведения работы по правовому воспитанию - ребёнок, наученный в дошкольные годы находить гуманные способы решения разногласий с другими детьми и взрослыми, в своей дальнейшей  жизни не будет прибегать к ущемлению прав других людей.    

Проблема состоит в том, что как бы серьезно ни продумывались формы правового воспитания детей в детском саду, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в педагогическом процессе. В Законе РФ «Об образовании», Семейном кодексе РФ, ФГОС ДО определено, что родители и педагоги являются равноправными участниками образовательного процесса, следовательно, их педагогическое воздействие должно быть согласованным и совместным.

Таким образом, среди функций, которые выполняет детский сад в системе дошкольного образования, большое место занимает воспитание основ правового сознания с дошкольного возраста, формирование у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, уважения и терпимости к другим людям и их правах. Новое время требует от нас  содержания, форм и методов правового воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Отсюда назре­ла необходимость создания программы кружка «Правознайка».


Нормативной основой правового воспитания

детей дошкольного возраста являются:

Декларация прав ребенка

Конвенция ООН о правах ребенка

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей

Конституция Российской Федерации

Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании»

Семейный кодекс Российской Федерации.

Уголовный кодекс Российской Федерации.

Типовое положение дошкольного образовательного учреждения.

Устав дошкольного образовательного учреждения.

И другие правовые акты Российской Федерации, касающиеся вопросов правового воспитания.

Резюме к статьям Конвенции ООН о правах ребенка

Статья 9. Дети имеют право на воспитание в семейном ок­ружении или быть на попечении тех, кто обеспечит им наи­лучший уход.

Статья 24 (2с). Дети имеют право на достаточное питание и достаточное количество чистой воды.

Статьи 20. 27 ( I ). Дети имеют право на приемлемый уро­вень жизни.

Статья 24. Дети имеют право на медицинский уход.

Статья 2.3. Дети-нвалиды имеют право на особую заботу и обучение.

Статья 31. Дети имеют право на отдых.

Статья 2Н (1а). Дети имеют право на бесплатное образова­ние.

Статья 19. Дети имеют право на безопасные условия жиз­ни, право не подвергаться жестокому или небрежному обраще­нию.

Статья 32. Дети не должны использоваться в качестве де­шевой рабочей силы.

Статья 30. Дети имеют право говорить на своем родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры.

Статьи 12, 13, 15. Дети имеют право выражать свое мне­ние и собираться вместе с целью выражения своих взглядов.

Цель программы:

создание условий для организации правового воспитания старших дошкольников в детском саду, способствующих формированию у детей способности осознавать свои права и обязанности, привычки действовать в соответствии с общепринятыми нормами поведения.

Задачи программы:

-познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с Конвенцией ООН о правах ребенка;

-разъяснять общественные нормы и правила поведения, закреплять полученные знания в повседневной жизни и постепенно накапливать опыт соблюдения прав и обязанностей;

-способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознанию своих прав и свобод, чувства ответственности (за другого человека, за начатое дело, за данное слово и др.);

-развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека, независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (в т.ч., внешнего облика, физических недостатков и т.д.);

-воспитывать гуманные чувства и адекватные взаимоотношения в общении со взрослыми и сверстниками.

Данные цель и задачи реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: непосредственно – образовательной деятельности (НОД), игровой, коммуникативной, познавательно - исследовательской, продуктивной, восприятии художественной литературы.

Работа по данной программе строится на следующих принципах:

Принцип системно – организованного подхода предполагает систематическую, скоординированную, целенаправленную работу по правовому воспитанию;

принцип последовательности в воспитании: от моральных чувств через упражнения и навыки к формированию нравственных убеждений;

Принцип учета возрастных особенностей: все виды деятельности по данной программе важно проводить с учетом возраста и окружающих условий;

принцип доступности, предполагающий, что, во-первых, сообщаемая система знаний основана на имеющихся у ребенка знаниях, на его жизненном опыте, во-вторых, изучаемая система знаний достаточна, чтобы способствовать переходу на более глубокий уровень развития;

принцип  процесса в трансформации мировоззрения и ценностных установок, ориентированных на правовые нормы поведения;

принцип единого подхода детского сада и семьи к воспитанию и обучению детей, созданию атмосферы взаимоуважения;

принцип демократизации и гуманизации всех процессов воспитания и обучения детей в детском саду и семье;

принцип адресного подхода в формировании права, предполагающий использование особых форм и методов работы,  осуществление индивидуального дифференцированного подхода в работе с семьей с учетом образования родителей, жизненного опыта, степени участия родителей в воспитании и обучении детей;

принцип психологической комфортности, создание атмосферы доброжелательности;

принцип личностно-ориентированного подхода к семьям с низкой общей и педагогической культурой, признаками которого является построение взаимоотношений между участниками образовательного процесса на основе сотрудничества.

Все эти принципы взаимосвязаны между собой и  реализуются в единстве.   

Ожидаемые результаты:

Процесс понимания и внутреннего принятия ребенком со­циально-правовых норм - долговременный и трудно поддает­ся оценке. Самое важное: при систематической работе с детьми можно наглядно убедиться в положительных изменениях: в их отношении к себе и к другим людям, снижении уровня агрессии у детей, в сформированности у детей собственного мнения, в изменении под­ходов к разрешению конфликтов и споров.

В результате целенаправленного правового воспитания должны быть сформированы у детей такое усвоение прав и гражданское поведение, которое:

активизирует социальную позицию детей, обогащает их шкалу ценностей, способствует формированию таких личностных качеств, как: активность, инициативность, самостоятельность, умение свободно осуществлять выбор, принимать решения;

формирует чувство соб­ственного достоинства, осо­знания своих прав и свобод, чувство ответственности;

обеспечивает ответственное отношение к себе и окружающим, к природе;

пробуждает и совершенствует интерес к себе, своему внутреннему миру, системе потребностей, интересов, что служит одной из психологических основ самосовершенствования;

развивает уважение и терпи­мость к людям независимо от их социального происхожде­ния, расовой и национальной принадлежности.

Реализация программных целей и задач так же позволит создать образовательное пространство для повышения правовой ком­петентности педагогического состава и вовлечь в правовоспитательную деятельность родителей.

Форма и режим занятий кружка: расписание занятий кружка «Правознайка» с детьми 6 – 7 лет (подготовительные к школе группы) строится в соответствии с возрастными требованиями из расчета 1 раз в неделю по подгруппам по 25 – 30минут.


Методическое обеспечение в рамках кружка «Правознайка»

(краткое содержание выбранных форм и методов работы с участниками образовательного процесса)


с детьми старшего дошкольного возраста:

Работа кружка «Правознайка» осуществляется в трех направлениях:

- подача информационного материала;

- практическое участие детей в специально организованных ситуациях;

- наблюдение за самостоятельным переносом полученных знаний, умений в практику.

Проведение непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению старших дошкольников с Конвенцией ООН о правах ребенка в рамках кружка «Правознайка» - одна из форм работы с детьми в ДОО.

При планировании занятий за основу взята Программа воспитания и обучения» М.А. Васильевой, а также использовались другие парциальные программы: программа социального развития С.А. Козловой «Я – человек», которая предусматривает сформировать у ребенка представления об окружающем мире, о самом себе, о чувствах и поступках, о его правах и обязанностях, «Социально-личностное развитие дошкольников» Загуменной Л.А., «Я - ребенок, я имею право» Зеленовой Н.Г, Осповой Л.Е..

Отбор передаваемых детям знаний на занятиях кружка об их правах выстраивается с учетом возрастных особенностей дошкольников, в частности, их особой восприимчивости, желания и умения играть, на основе знакомого материала, входящего в социальный опыт дошкольника, на усвоенных и принятых ребятами нравственных норм поведения и взаимоотношений. «После того, как ребенок приобрел какой-то опыт, -говорил К.А. Гельвеции, - надо научить его рассуждать, заставить рассуждать о том, что его интересует лично». Поэтому в содержание занятий включены доверительные беседы, касающиеся личности ребенка, его отношения к другим людям, отношения окружающих к нему.

 В содержание НОД также включены игры на установление доброжелательных взаимоотношений друг с другом, выражение своих эмоций, взглядов, дидактические игры на уточнение и обобщение знаний, использовалось большое количество наглядного и художественного материала, решение проблемных ситуаций, практические задания в самодельных книжках «Мои права», выполняемых каждым ребенком индивидуально и др. Наиболее эффективными педагогическими приемами являются: постановка ребенка в позицию другого (возможность "посмотреть на мир" глазами этого человека); "погружение" ребенка в конкретную познавательную проблему, из которой он самостоятельно должен найти выход; при этом взрослый находится в тени, а диалог идет  через использование какого-либо игрового (сказочного) персонажа.

Дошкольники осваивают нравственные нормы не только в непосредственно – образовательной деятельности, но и, в рамках совместной деятельности взрослых и детей, через использование других форм и методов работы, например:

Рисование на темы:

-«Люблю тебя, моя семья!», «Семья – большое счастье!», «Я и вся моя семья», «Семья – это счастье, семья – это - дом, где любят и ждут и не помнят о злом!» (право жить в семье, на любовь и заботу родных)

- «Дом, в котором я живу», «Вот мой дом, дом большой, и с крылечком и с трубой!», «Дом, о котором я мечтаю» (право на жильё)

- «Я здоровым быть хочу!», «Путь к здоровью» (право на охрану здоровья)

- «Игры и игрушки у нас все хороши, в игры и игрушки играем от души» (право участвовать в играх)

- «Школа ждёт уж скоро нас!», «Скоро в школу – в первый раз, скоро в школу – в первый класс!», «Называть все будут скоро школьниками нас!»
(право на образование) – (представления детей о школе)

- «Все профессии важны, все профессии нужны!», «Кем хотите стать вы, дети? Поскорее нам ответьте!», «Все профессии прекрасны, все профессии важны. Знаем мы, что наши руки будут Родине нужны!» (право на образование)

аппликация, составление коллажей («Правила безопасности для детей и родителей», «Как дети планеты встречают Новый год», «Мы знаем свои права»);

Игровая деятельность: дидактические игры и упражнения, направленные на сплочение группы, преодоление замкнутости и нерешительности, повышение самооценки, снижение конфликтности, закрепления и обобщения знаний о правах и др.; театрализованные, подвижные, сюжетно – ролевые игры;

Проблемно-поисковая деятельность (решение проблемных ситуаций опосредованно через героев сказок, этюдов, через игры и игрушки; организация нравственно-правовых, педагогических и игровых ситуаций, в которых ребенку предлагаем поупражняться в воспроизведении усвоенных действий, увидеть со стороны, как выглядит то или иной поступок, какие чувства и эмоции он вызывает);

Беседы (индивидуальные и групповые), интервьюрирование ( «Это я!», «Если бы я был моим папой, то…», «Если бы я была моей мамой, то…», «По секрету всему свету я о маме расскажу», «Что я могу сделать для своего друга?», «О чем могут мечтать дети?», «Наши пожелания всем народам страны», «Моя семья: какая она?» и др.).

Просмотр видеороликов и презентаций;

Развлечения и досуги («Найдем клад у Дерева Права», «Родина – это наш дом, где мы счастливо и дружно живем», «Волшебный сундучок», «Цветок добра», «На помощь жителям страны Правдилии» и др.);

Разгадывание загадок, ребусов и кроссвордов, где дети включаются в решение простых творческих задач: отгадать, отыскать, раскрыть секрет, составить, смоделировать, видоизменить, сочинить).

чтение художественных произведений, этических сказок с описанием типичных моральных ситуаций и последующее обсуждение поступков героев с опорой на чувства и ощущения детей (создана мини – библиотека, есть самодельные книжки);

рассказывание детям проблемных ситуаций из жизни педагога, когда он был ребенком, слушание рассказов детей из личного опыта, обсуждение их;

рассматривание иллюстраций, отражающих знакомые для ребенка жизненные ситуации и переживания и др.;

тематические дни, проектная деятельность («Моя семья», «Я здоровым быть хочу!», «Мы – дети планеты Земля», «Дети военной поры»);

наблюдения (например, предлагаем детям понаблюдать, как относятся близкие люди друг к другу, прощают ли они обиды, как их друзья относятся к обидчикам, что радует и что огорчает друзей и близких. Этот прием способствует развитию эмпатии и эмоциональной отзывчивости у детей, а значит, и реализации права на дружбу, внимание, заботу.

Одним из условий успешного усвоения дошкольниками знаний о правах ребенка явилось создание соответствующей материальной базы. Это:

художественная литература

разнообразный демонстрационный материал: плакаты, сюжетные картины, альбомы, фотоальбомы;

мультимедийный материал: презентации: «Декларация о правах ребенка», «Права ребенка», «Правовое воспитание»

атрибуты к играм, игровым упражнениям

картотека дидактических игр по правам ребенка (для ознакомления с правами и обобщения)

подборка практических заданий для закрепления знаний о правах на занятиях

методическая литература;

стенды по правам ребенка для детей в групповых помещениях.

Для успешной социализации детей создана хорошая предметно – развивающая среда в соответствии с современными требованиями, а в оборудовании, обогащении материалами принимают участие дети и родители. В каждой возрастной группе оборудованы центры деятельности, где ребёнок может реализовать свои потребности, посотрудничать со сверстниками, если нужно – уединиться, обеспечивается сменяемость материала в соответствии с комплексно – тематическим планированием, функционируют уголки русского быта, краеведения, дорожного движения, экологии, мини – музеи и т.д.

Таким образом, в раскрытии личности ребенка велика роль всех видов деятельности, а использование в комплексе разнообразных форм и методов воспитания позволяет глубже осознать гуманную сущность прав человека, его обязанностей, норм и правил поведения.


С родителями:

Работа с родителями по правовому воспитанию в детском саду строится по двум взаимосвязанным направлениям.    

 Первое направление — правовое просвещение родителей. В рамках работы по этому направлению осуществлялась передача информации по вопросам защиты прав ребенка и его социального развития. Использовали следующие формы работы с родителями:

анкетирование (на выявление правовой компетентности  родителей, особенностей семейного воспитания и др.);

общее родительское собрание «Защита прав и достоинств маленького ребенка» с приглашением Уполномоченного по правам ребенка в НАО Гашевой Т.Е.;

индивидуальные и групповые консультации: «Права ребенка – соблюдение их в семье», «Понимаем ли мы друг друга?» «Типы родительской любви», «Семья глазами ребенка» (с использованием детских работ); «Семейное воспитание – причина нарушения поведения детей» «Жестокое обращение с ребенком: что это такое?» и др.;

информационные стенды «Права ребенка в детском саду и семье», «Наши права», «Ребенок и его права: от А до Я», «Я, ты, он, она – у нас равные права», «Наши права в детском саду», «мир ребенка начинается с его семьи», «Звоните и вам помогут» и др.;

фотовыставки «Наши права в детском саду», «Через игры и беседы узнаем мы о правах»;

Папки – передвижки и памятки для родителей: «Наказывая, подумай: зачем?», «Пять рецептов избавления от гнева», «Четыре заповеди мудрого родителя» и др.

Второе направление — продуктивное общение. В рамках работы по этому направлению мы опирались на использование такой формы, как совместное творчество детей и родителей:

рисование  на темы: «Рисуем вместе с мамами», «Рисуем вместе с папами»; поделки для выставки  на тему: «Творим всей семьей»;

конструирование модели дома из коробок на тему: «Мой дом – как уютно в нем»;

презентация семейных проектов «Я и мое имя»;

оформление альбомов «Кто я?», «Наши мамы и папы трудятся», «Наша семья – самая счастливая», «Всё о нашей Родине», «Моё любимое животное» и др.;

спортивные праздники и досуги, многие из которых организуются по инициативе родителей;

тематические развлечения с детьми и родителями: «Семья – самой лучшее место на Земле», «Школа безопасности для детей и родителей», «Как Кот Базилио и Лиса Алиса побывали на уроке дорожных правил» и др.;

распространение положительного опыта воспитания детей в семье («Воспитание трудолюбия в семье»)

посещение семей (обязательно: неблагополучных семей и семей, находящихся в социально опасном положении);

семейные консультации (по выявленным проблемам и запросу родителей; разъяснению мер социальной поддержки для льготных категорий);

создание детско – родительского клуба «Матрешка» по приобщению к истокам русской народной культуры

участие родителей в создании предметно – развивающей среды групп и детского сада, обогащении ее новыми материалами: альбомами, иллюстрациями, предметами быта, коллекциями и др.

Такие совместные мероприятия выступают интегрированным условием личностного развития человека — и взрослого, и ребенка; в позитивном направлении способствуют изменению ценностных установок семьи; сближают взрослых и детей, помогают родителям лучше узнать своего ребёнка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сблизиться с педагогами детского сада. Постепенно наши родители становятся полноправными участниками образовательного процесса.


В рамках работы с педагогами в нашем дошкольном образовательном учреждении организованы различные формы повышения квалификации педагогов и по правовому просвещению, и по организации воспитательно – образовательной работы в группах, успешного взаимодействия с родителями:

анкетирование ( «Самооценка профессиональных навыков и умений, необходимых для эффективного общения с родителями» и др.);

работа Клуба молодого педагога («Секреты успешного взаимодействия педагогов ДОУ с родителями», «Формы и методы работы с детьми» и др.)

консультации – групповые и индивидуальные («Правовое воспитание дошкольников: актуальность проблемы, понятие, принципы, цели, задачи, условия осуществления», «Законы, защищающие права детей», «Жестокое обращение с ребенком: что это такое?», «Теоретические основы педагогического мастерства. Как прийти к личностно ориентированной модели взаимодействия с детьми», «Обновление содержания психолого - педагогической работы с дошкольниками по нравственно - правовому воспитанию в соответствии с ФГОС ДО» и др.);

деловые игры «Знаем ли мы права детей», с элементами театрализации «В сказочном царстве, правовом государстве» и др.),

-семинары – практикумы, дискуссии («Межличностные отношения в детском коллективе», «Инклюзивная практика в детском саду», «Использование дидактических игр по правовому воспитанию дошкольников», «Правовое воспитание дошкольника как составляющая модель социализации ребёнка в обществе» и др.);

анализ конкретных ситуаций;

распространение педагогами групп успешного опыта работы по правовому воспитанию с родителями и детьми»

выставки, конкурсы ( выставка методической литературы по правовому воспитанию в дошкольно образовательном учреждении, конкурсы на лучшее оформление бюллетеня по правовому просвещению родителей, уголков по правовому восптанию в группах и др. по тематическому планированию);

«Круглый стол» («Права ребенка в семье»)

педагогические советы («Сиситема правового воспитания в ДОУ»)

участие в методических объединениях образовательных учреждений города.

Таким образом: формирование человека начинается с раннего детства, и дети усваивают ценности того общества, в котором живут. Именно в детстве закладываются основы не только знаний, но и норм поведения, убеждений, привычек, потребностей личности. Немалую роль в этом призвано сыграть правовое образование   всех  участников   педагогического процесса.  


Критерием результативности деятельности кружка «Правознайка» является степень овладения старшими дошкольниками навыками правовой культуры, включающей в себя: имеющиеся у детей представления о правах ребенка, знаний о нормах нравственно – правового поведения в разных ситуациях, с которыми сталкиваются дети в постоянном общении с другими детьми и взрослыми, а также умений решать проблемные ситуации, отражающие действия людей (детей или взрослых), нарушающие права детей.

Обследование уровня сформированности правовой культуры у детей подготовительных групп проводится по следующим методикам:

Опрос детей на тему «Права ребенка»

Вопросы, составляющие основу опросника:

Знаешь ли ты, что у каждого ребенка есть свои права?

Как ты думаешь, что такое право?

Какие права есть у тебя и других детей?

Какие права ты считаешь самыми важными?

Кто у нас больше всего нуждается в праве на защиту?

Кто защищает права детей?

Беседа «Как поступить?»

Вопросы беседы:

Нужно ли делиться игрушками с другими детьми? Почему?

Нужно ли принимать в свою игру других детей, если они просят об этом? Почему?

Можно ли драться, если другой ребенок отобрал у тебя игрушку? Почему?

Можно ли без спроса брать чужие вещи? Почему?

Можно ли шуметь, когда другие отдыхают? Почему?

Можно ли вертеться на занятиях, мешать заниматься другим детям? Почему?

Правильные ответы ребенка на 5-6 вопросов опросника и беседы свидетельствуют о высоком уровне правовой культуры; на 3-4 вопроса – о среднем уровне; если ребенок ответил менее чем на 3 вопроса, то это говорит о низком уровне правовой культуры данного дошкольника.

Решение проблемных ситуаций (см. С.А. Козлова «Мы имеем право», стр 204)

Детям предлагается разобраться в 5 различных ситуациях, в которых отражаются действия людей, нарушающих права детей или сказочных героев. По тому, как дети решают такие ситуации, какой выход они предлагают, можно судить об осознанности ими своих прав и обязанностей. Если дети находят 4-5 правильных решений (самостоятельно или с небольшой помощью взрослого) при разборе проблемных ситуаций, то можно говорить о высоком уровне; при среднем уровне – находят 2-3 правильных решения, а при низком – 1 решение (либо совсем не могут разобраться в ситуации).


Перспективный план занятий

в подготовительной к школе группе

на 2018 – 2019 учебный год

месяц

Темы занятий

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

сентябрь

диагностика

«Я – человек»

«Мы все разные, но у нас много общего»

«Что такое права и обязанности человека?»

октябрь

«Твои и мои права»

«Как хорошо на свете жить!» (право ребенка на жизнь)

«Каждая семья должна выбрать крохам имена» (право на имя, отчество и фамилию

«Моя семья - моя крепость» (1 занятие) (право ребенка жить и воспитываться в семье)

ноябрь

«Моя семья - моя крепость» (2 занятие) (право ребенка жить и воспитываться в семье)

«Дети без семьи» (продолжение темы)

«Если вдруг тебя обидят» (право не подвергаться небрежному и жестокому обращению)

«Наша Родина – Россия» (право ребенка на гражданство)

декабрь

«Дом, в котором ты живешь» (право на жилье и неприкоснов-сть жилья)


«Мы дружим с книгой» (право на получение информации)

«Родина – это наш дом, где мы счастливо и дружно живем!» (игра-викторина по обобщению знаний о стране, о своем городе)

«Отыщем клад у Дерева Права» (игр. занятие по усвоению знаний в течение первого полугодия)

январь

Праздничные и выходные дни

«О правах – играя, о правах – читаем!»

(чтение книги Лопатиной А, Скребцовой М. «О правах детей в сказках, рисунках и вопросах» +д/и)

«Чтоб расти и развиваться, нам надо правильно питаться» (право на полезное и качественное питание)

«Если что у вас болит, вам поможет Айболит» (право на медицинский уход)

февраль

«Игралочка – чудесная страна» (право участвовать в играх)

«Как важно грамотными быть!» (право на образование)

«Человек должен иметь собственное мнение по любому вопросу» (право на собств. мнение)

«Вместе мы справимся с любыми трудностями» (дети с огр. возм здор. имеют право на особую заботу)

март

«Мои личные вещи» (право на собственность)

«Мое любимое занятие» (право на выбор любимого занятия)

«Мой уголок» (право на уединение)

«Я самый – самый!» (право на сохранение своей индивидуальности)

апрель

«Мы – дети разных национальн-тей» (право на культурную и национальную самобытность, родной язык)

«Переписка двух людей – это их тайна» (право на тайну переписки)

«Как мы любим отдыхать» (право на отдых)

«Строим сказочное царство - правовое государство» (итоговое игровое занятие)

май

«Волшебная Птица Права» (решение логических задач на закрепление знаний, полученных ранее на занятиях)

«Волшебный сундучок прав детей» (составление плакатов – «Мы все разные, а права у нас одинаковые»)

Диагностика


Диагностика






Список использованной литературы:

Голицина Н.С., Огнева Л. Д. Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка. – М.: «Издательство Скрипорий 2003», 2005.

Давыдова О. И., Вялкова С. М. Беседы об ответственности и правах ребенка. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

Данилина Т. А., Лагода Т. С., Степина Н. М. Как познакомить детей дошкольного возраста с Конвенцией о правах ребенка // Управление ДОУ. – 2002. - №6.

Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Я – ребенок, я имею право. М.: «Издательство Скрипорий2003», 2007.

Копытова Н. Н. Правовое образование в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

Шорыгина Т. А. Беседы о хорошем и плохом поведении.- М.: ТЦ Сфера, 2007.

Козлова С.А. Мы имеем право! : (учебно –методическое пособие для пед. коллективов дет. дошк учреждений). – М.: Обруч,2010.

Мячина Л.К. и др. Маленьким детям – большие права: Учебно – методическое пособие. – СПб: Детство – пресс, 2010. (+ рабочая тетрадь)

Макарова Г.В., Ларионова Г.Ф. Толерантность и правовая культура дошкольников. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

Жукова Р.А. Правовое воспитание. Старшая и подготовительная группа. Разработка занятий. Издание 2-е переработанное. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2010.

Соловей С.А., Львова Т.Н., Дубко Г.И. Реализация Конвенции о правах ребенка в дошкольных образовательных учреждениях. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребенка. Методическое пособие для занятий с детьми 5-10 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

Маралов В.Г. Как научить ребенка быть внимательным и терпимым к людям: Пособие для воспитателей ДОУ и детских психологов. – М.: АРКТИ, 2009.

Доронова Т.Н., Жичкина А.Е., Голубева Л.Г. и др. Защита прав и достоинства маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада: пособие для работнтков дошкольных образовательных учреждений. – 2-у изд. – М.: Просвещение, 2006.

Соловьева Е.А., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Степина Н.М. Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка: практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – 4-е изд., исправленное и дополненное. – М.: АРКТИ, 2005.

Загуменная Л.А. Социально – личностное развитие дошкольников: программа, планирование, занятия, диагностические материалы. Старшая группа. – Волгоград: Учитель, 2012.

Ковардакова М.А., Майданкина Н.Ю. Ребёнок и право: Программа и методические материалы к образовательной работе с детьми дошкольного возраста по приобщению к правовым ценностям. -Ульяновск: УИПКПРО, 2005.

Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. Ваши права!- М.: «Вита-Пресс», 1997.

Т.А. Харитончик Правовое воспитание. Организация работы с педагогами, детьми и родителями: семинары – практикумы, занятия, игры. – Волгоград: Учитель, 2009.

Рекомендуемая литература для детей:

Лопатина А., Скребцова М. Права детей в сказках, рисунках и вопросах. Правовое воспитание детей. – М.: Амрита – Русь, 2008.

Усачев А. Всеобщая декларация прав человека в пересказе для детей и взрослых. – М.: Эксмо, 2008.

Конвенция о правах ребенка вкартинках. – ООО «Издательство «Астрель», 2012.

Остер Г. Права детенышей. Перевод «Конвенции о правах ребенка» на детский язык. – ООО «Издательство «Астрель», 2012.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.