Дополнительная общеразвивающая программа «Проектная деятельность» (5 класс)
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №10»
Согласовано «….» _________ 2018 г. Заместитель директора по ВР ____________________ Ф.И.О. |
Утверждаю Приказ № ______ от «____» _________ 2018 г. Директор МБОУ «СОШ №10» _________________ Ф.И.О. |
Дополнительная общеразвивающая программа
«Проектная деятельность»
Адресат программы: средний школьный возраст (5 класс)
Срок реализации: 1 год
Направленность: Общеинтеллектуальное направление
Разработчик программы: Л. Л. Кузнецова
учитель информатики
высшая квалификационная категория
г. Байкальск, 2018 г
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Проектная деятельность» разработана на основе следующих нормативных документов:
Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
Распоряжение Правительства РФ от 24 апреля 2015г. № 729-р «План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей»;
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р
Письмо Министерства образования Иркутской области, служба по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области от 22.07.2016 №55-37-7456/16, от 22.07.2016 №75-37-1405/16 «О формировании учебного плана, плана внеурочной деятельности образовательными организациями Иркутской области на 2018-2019 учебный год
Письмом Минобрнауки РФ от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»
В основу рабочей программы внеурочной деятельности «Проектная деятельность» для 5 класса МБОУ «СОШ №10» г. Байкальска положено Пособие «Основы проектной деятельности школьника». Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2006. 224 с. ... 1 См.: Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А.,Чуракова О.В. Метод проектов.
Направленность программы - Общеинтеллектуальное направление
Актуальность программы
Ориентация на результаты образования, которые рассматриваются на основе системно-деятельностного подхода, является важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения.
Процессы обучения и воспитания развиваются у учащихся в случае наличия деятельностной формы способствующей формированию тех или иных типов деятельности.
Деятельность выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов.
Для развития ребенка необходимо организовать его деятельность организующую условия, провоцирующих детское действие. Такая стратегия обучения легко реализовывается посредством создания проектов.
Отличительные особенности программы
Проектная деятельность направлена на духовное и профессиональное становление личности ребёнка через активные способы действий. Ученик, работая над проектом, проходит стадии планирования, анализа, синтеза, активной деятельности.
При организации работы учащихся по методу проектов возможна не только индивидуальная самостоятельная работа учащихся, но и групповая. Это позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения: работа в группе в разнообразных качествах, рассмотрение различных точек зрения на одну проблему, организация взаимодействия между участниками проекта.
Учебные проекты, как правило, содержат в себе проблему, требующую решения, а значит, формулируют одну или несколько задач. Используя проектный метод обучения, дети постигают всю технологию решения задач – от постановки проблемы до представления результата. Метод проектов имеет богатые дидактические возможности как для внутри предметного, так и для межпредметного обучения.
Выполняемые учащимися проекты позволяют выявить интерес каждого школьника по уровню успешности различных видов учебной деятельности, по отношению к процессу деятельности и её результатам. Проектирование практически помогает учащимся осознать роль знаний в жизни и обучении. Знания перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурными образцами мышления, формировать свои мыслительные стратегии, что позволяет каждому самостоятельно осваивать накопления культуры.
Содержание курса составляют сведения о различных видах проектов и проектных продуктах, что позволяет учащимся уже на начальном этапе осуществить их выбор и попробовать себя в их создании. Работа над проектом позволяет учащемуся осознать ситуации, проблемы, процессы, происходящие в окружающем его мире. В курсе достаточно подробно рассматривается алгоритм проведения проекта, его основополагающие моменты, что позволяет применить его в проектах различных типов и направлений. Для создания положительной мотивации к обучению приводится занимательный материал, материал из разных областей, чаще всего понятный и доступный обучающимся, а для проектов отобраны знакомые для школьников объекты окружающие их.
Принципиальным является характер занятий – это групповые формы работы, деятельностный режим, практико-ориентированная направленность обучения. Уровень усвоения и форма проведения, методы и приемы занятий соответствует психолого-педагогическим особенностям обучающихся пятого класса средней школы.
Новизна курса заключается в том, что она представляет сочетание форм и методов обучения, которые соответствуют требованиям, предъявляемым к современному образовательному процессу школьников в рамках нового образовательного стандарта, а погружение учащихся в мир проектирования позволит пробудить у них интерес к решению учебных и социальных проблем.
Актуальность заключается в практическом применении полученных знаний и умений школьниками в повседневной жизни.
Полнота содержания - курс содержит сведения, необходимые для достижения запланированных целей обучения.
Инвариантность содержания - курс применим для разных групп школьников, что достигается обобщённостью включённых в неё знаний, их отбором в соответствии с задачами обучения и уровнем развития учащихся.
Практическая направленность содержания - содержание курса обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих в дальнейшем использовать их как в процессе обучения в разных дисциплинах, так и в повседневной жизни для решения конкретных задач.
Систематичность содержания обеспечивается логикой развёртывания учебного содержания.
Основными методами обучения являются: проблемный, частично - поисковый и исследовательский, словесно-иллюстративные методы, выступления с предложениями, идеями, мозговой штурм, обсуждение.
Формы учебных занятий: теоретические: комбинированное занятие, мини-конференция; практические: игры, практические работы, эксперимент, наблюдение и т.д. Каждое занятие включает в себя познавательную часть, практические задания. После каждого занятия предусмотрено домашнее задание, которое предполагает либо закрепление полученных знаний и умений, либо выполнение подобных заданий в новых условиях.
Для регулярного контроля заводится диагностическая карта, в которой по каждой теме ставится соответствующий балл : 3 – высокий уровень (выполнил в полном объёме); 2 – средний (выполнил с помощью преподавателя); 1 – низкий (выполнил с большим количеством ошибок); 0 – очень низкий (не выполнил). Итоговая аттестация по изученному курсу проводится по результатам отчетов о выполнении работ и итоговой работы - группового проекта. Если учащийся не пожелает работать над групповым проектом его зачетной работой может стать персональный проект.
Адресат программы - средний школьный возраст (5 класс)
Объем программы - Программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа за год
Срок освоения программы – 1 год
Цель, задачи программы
Цель: формирование ключевых компетентностей учащихся (проектной, рефлексивной, технологической, социальной, коммуникативной, информационной) для решения конкретных практических задач с использованием проектного метода.
Задачи:
Образовательные:
познакомить с алгоритмом работы над проектом, структурой проекта, видами проектов и проектных продуктов; знать о видах ситуаций, о способах формулировки проблемы, проблемных вопросов; уметь определять цель, ставить задачи, составлять и реализовывать план проекта; знать и уметь пользоваться различными источниками информации, ресурсами; представлять проект в виде презентации, оформлять письменную часть проекта; знать критерии оценивания проекта, оценивать свои и чужие результаты; составлять отчет о ходе реализации проекта, делать выводы; иметь представление о рисках, их возникновении и преодолении; проводить рефлексию своей деятельности.
Развивающие:
формирование универсальных учебных действий; расширение кругозора; обогащение словарного запаса, развитие речи и дикции школьников; развитие творческих способностей; развитие умения анализировать, вычленять существенное, связно, грамотно и доказательно излагать материал (в том числе и в письменном виде), самостоятельно применять, пополнять и систематизировать, обобщать полученные знания; развитие мышления, способности наблюдать и делать выводы; на представленном материале формировать у учащихся практические умения по ведению проектов разных типов.
Воспитательные:
способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии; развивать у учащихся сознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности; дать возможность учащимся проявить себя.
Представленный курс имеет развивающую, деятельностную и практическую направленность, носит метапредметный характер. Учащиеся получат не только некоторые первоначальные знания из области проектного метода, что понадобиться при дальнейшем обучении разных школьных дисциплин, но и расширят свой кругозор, повысят эрудицию, уверенность в себе.
Необходимость введения курса «Основы проектной деятельности» определяется современными требованиями в рамках нового ФГОС к обучающемуся в части исследовательской грамотности.
Содержание программы
Понятие «Учебный проект» - 4 часа
Что такое учебный проект. Основные теоретические сведения, термины. Проект «Строим башню».Алгоритм работы над учебным проектом. Типы проектов.
Ситуация и проблема. Постановка цели. Формулирование темы – 3 часа
Что такое ситуация. Выделение признаков ситуации. Желаемая и реальная ситуации. Анализ (описание) реальной ситуации. Обоснование желаемой ситуации. Описание ситуации в рамках проекта. Постановка цели как прогнозируемый результат. Требования к формулированию цели. Связь между достижением цели и решением проблемы проекта.
Практическая работа «Мозговой штурм (проблема, цель, тема проекта)».
Планирование деятельности. Формулирование задач. Ресурсы – 2 часа
Что такое задача. Определение и формирование задач, адекватных целям. Как разбить задачу на шаги. Планирование деятельности. Риски: распознавание, оценка, предотвращение.
Что такое ресурсы. Какие бывают ресурсы (информационные, материальные, трудовые). Что может стать ресурсом. Выявление ресурсов. Написание эссе «Ступенька к проекту».
Работа с каталогами и со справочной литературой - 3 часа
Что такое каталог. Основа всех каталогов – карточка. Информация с титульного листа книги. Виды каталогов (алфавитный, систематический, электронный). Нахождение нужной книги по каталогу. Виды справочной литературы (словарь, справочник, энциклопедия). Особенности словарных статей в разных источниках информации. Составление справочника по теме проекта. Поиск недостающей информации.
Реализация плана проекта - 3 часа
Основная часть проекта. Структура проекта. Оформление проекта.
Способы первичной обработки информации - 4 часа
Чтение текста с пометками. Составление плана по прочитанному тексту. Составление таблицы на основе полученных записей. Создание презентации.
Наблюдение и эксперимент - 3 часа
Описание свойств трёх предметов. Проведение экспериментов. Прогнозирование результатов эксперимента. Последовательность проведения наблюдения и эксперимента. Наблюдения, необходимые для работы над проектом. Оформление результатов наблюдений (экспериментов).
Как работать вместе – 2 часа
Правила групповой работы. Общение в группе. Самые важные правила. Командные роли. Конфликтная ситуация. Способы разрешения конфликта. Способы группового взаимодействия.
Вместе к одной цели - 11 часов
Учимся применять способности. Учимся взаимодействовать. Учимся презентации. Учимся рефлексии. Работа над проектами.
Публичные пробы. Защита проектов.
Учебный план
№ п/п |
Название темы, раздела, темы |
Количество часов |
Формы организации занятий |
Формы аттестации (контроля) |
|||
Всего |
Теория |
Практика |
|||||
Раздел 1. Понятие «Учебный проект» - 4 часа |
|||||||
1. |
1.1 |
Что такое учебный проект |
1 |
1 |
- |
Лекция |
Собеседование |
2. |
1.2 |
Проект «Строим башню» |
1 |
1 |
- |
Беседа. Обсуждение |
Собеседование |
3. |
1.3 |
Алгоритм работы над учебным проектом. |
1 |
0,5 |
0,5 |
Беседа. Демонстрация |
Наблюдение |
4. |
1.4 |
Типы проектов |
1 |
1 |
- |
Беседа. Творческая работа |
Наблюдение |
Раздел 2. Ситуация и проблема. Постановка цели. Формулирование темы – 3 часа |
|||||||
5. |
2.1 |
Что такое ситуация. |
1 |
1 |
- |
Беседа. Демонстрация |
Наблюдение |
6. |
2.2. |
Формулирование проблемы и противоречия. |
1 |
1 |
- |
Беседа. Творческая работа |
Наблюдение |
7. |
2.3 |
Постановка цели как прогнозируемый результат. |
1 |
0,5 |
0,5 |
Беседа. Демонстрация |
Наблюдение |
Раздел 3. Планирование деятельности. Формулирование задач. Ресурсы – 2 часа |
|||||||
8. |
3.1 |
Что такое задача. |
1 |
1 |
- |
Беседа. Обсуждение |
Опрос |
9. |
3.2 |
Что такое ресурсы. |
1 |
1 |
- |
Беседа. Демонстрация |
Опрос |
Раздел 4. Работа с каталогами и со справочной литературой – 3 часа |
|||||||
10. |
4.1 |
Что такое каталог. Виды каталогов |
1 |
1 |
- |
Беседа. Творческая работа |
Наблюдение |
11. |
4.2 |
Виды справочной литературы |
1 |
1 |
- |
Беседа. Творческая работа |
Наблюдение |
12. |
4.3 |
Словарные статьи. |
1 |
1 |
- |
Беседа. Творческая работа |
Наблюдение |
Раздел 5. Реализация плана проекта – 3 часа |
|||||||
13. |
5.1 |
Основная часть проекта. |
1 |
0,5 |
0,5 |
Беседа. Обсуждение |
Собеседование |
14. |
5.2 |
Структура проекта. |
1 |
0,5 |
0,5 |
Беседа. Обсуждение |
Собеседование |
15. |
5.3 |
Оформление проекта. |
1 |
- |
1 |
Беседа. Демонстрация |
Наблюдение |
Раздел 6. Способы первичной обработки информации – 4 часа |
|||||||
16. |
6.1 |
Чтение текста с пометками. План текста |
1 |
0,5 |
0,5 |
Беседа. Обсуждение |
Собеседование |
17. |
6.2 |
Таблица. |
1 |
- |
1 |
Беседа. Творческая работа |
Наблюдение |
18. |
6.3 |
Создание презентации |
1 |
- |
1 |
Беседа. Обсуждение |
Собеседование |
19. |
6.4 |
Что такое коллаж. |
1 |
|
1 |
Беседа. Демонстрация |
Наблюдение |
Раздел 7. Наблюдение и эксперимент – 3 часа |
|||||||
20. |
7.1 |
Описание свойств трёх предметов. |
1 |
0,5 |
0,5 |
Беседа. Обсуждение |
Опрос |
21. |
7.2. |
Последовательность проведения наблюдения и эксперимента. Наблюдения, необходимые для работы над проектом. |
1 |
1 |
|
Беседа. Обсуждение |
Собеседование |
22. |
7.3 |
Оформление результатов наблюдений (экспериментов). |
1 |
|
1 |
Беседа. Творческая работа |
Наблюдение |
Раздел 8. Как работать вместе – 2 часа |
|||||||
23. |
8.1 |
Правила групповой работы. |
1 |
1 |
|
Беседа. Обсуждение |
Опрос |
24. |
8.2 |
Конфликтная ситуация. |
1 |
|
1 |
Беседа. Демонстрация |
Собеседование |
Раздел 9. Вместе к одной цели – 10 часов |
|||||||
25. |
9.1 |
Учимся применять способности. |
1 |
0,5 |
0,5 |
Беседа. Творческая работа |
Наблюдение |
26. |
9.2 |
Учимся презентации |
1 |
0,5 |
0,5 |
Беседа. Демонстрация |
Наблюдение |
27. |
9.3 |
Учимся рефлексии. |
1 |
0,5 |
0,5 |
Беседа. Творческая работа |
Собеседование |
28. |
9.4 |
Работа над проектами. Система оценки проектных работ |
1 |
- |
1 |
Беседа. Обсуждение |
Собеседование |
29. |
9.5 |
Обработка результатов Подготовка отчета и презентации |
1 |
|
1 |
Беседа. Демонстрация |
Собеседование |
30. |
9.6 |
Защита проекта |
1 |
|
1 |
Беседа. Творческая работа |
Наблюдение |
31. |
9.7 |
Защита проекта |
1 |
|
1 |
Беседа. Творческая работа |
Наблюдение |
32. |
9.8 |
Защита проекта |
1 |
|
1 |
Беседа. Творческая работа |
Наблюдение |
33. |
9.9 |
Защита проекта |
1 |
|
1 |
Проектная деятельность |
Защита обучающимися проекта |
34. |
9.10 |
Анализ проекта |
1 |
|
1 |
Проектная деятельность |
Защита обучающимися проекта |
|
Итого часов: |
34 |
16,5 |
17,5 |
|
|
Планируемые результаты
Личностные |
Регулятивные |
Коммуникативные |
Познавательные |
Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной. |
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. |
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. |
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. |
Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
Раздел |
Сентябрь |
Октябрь |
Ноябрь |
Декабрь |
Январь |
Февраль |
Март |
Апрель |
Май |
Итого |
Раздел 1. Понятие «Учебный проект» - 4 часа |
4 |
4 |
||||||||
Раздел 2. Ситуация и проблема. Постановка цели. Формулирование темы – 3 часа |
3 |
3 |
||||||||
Раздел 3. Планирование деятельности. Формулирование задач. Ресурсы – 2 часа |
1 |
1 |
2 |
|||||||
Раздел 4. Работа с каталогами и со справочной литературой – 3 часа |
3 |
3 |
||||||||
Раздел 5. Реализация плана проекта – 3 часа |
3 |
3 |
||||||||
Раздел 6. Способы первичной обработки информации – 4 часа |
1 |
3 |
4 |
|||||||
Раздел 7. Наблюдение и эксперимент – 3 часа |
3 |
3 |
||||||||
Раздел 8. Как работать вместе – 2 часа |
1 |
1 |
2 |
|||||||
Раздел 9. Вместе к одной цели – 10 часов |
3 |
4 |
3 |
10 |
||||||
Всего - 34 часа |
4 |
4 |
4 |
4 |
3 |
4 |
4 |
4 |
3 |
34 |
Условия реализации программы
Основой реализации дополнительной общеразвивающей программы «Проектная деятельность» является развивающая предметная среда, необходимая для развития всех специфических видов деятельности обучающихся, призванная обеспечить полноценное художественно - эстетическое, познавательно - речевое и социально - личностное развитие ребенка.
Предметно – развивающая среда реализуется принципами развивающей среды:
дистанция, позиция при взаимодействии;
активность, самостоятельность, творчество;
стабильность, динамичность;
комплексирование и гибкое зонирование;
эмоциональное благополучие каждого обучающегося;
сочетание привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;
открытость – закрытость;
учет половых и возрастных различий детей.
Формы аттестации/контроля
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения обучающихся практических заданий.
Итоговый контроль реализуется в форме защиты проектов.
Программой предусмотрен также мониторинг освоения результатов работы по таким показателям как развитие личных качеств обучающихся, развитие социально значимых качеств личности, уровень общего развития и уровень развития коммуникативных способностей.
Формами и методами отслеживания является: педагогическое наблюдение, анализ самостоятельных и творческих работ, беседы с детьми, отзывы родителей.
Оценочные материалы
Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе. (Приложение 1)
Мониторинг развития личности учащихся в системе дополнительного образования. (Приложение 2)
Для реализации программы используются следующие образовательные технологии
Личностно-ориентированная технология характеризуется антропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью и позволяют найти индивидуальный подход к каждому ребенку, создать для него необходимые условия комфорта и успеха в обучении. Предусматривается выбор темы, объем материала с учетом сил, способностей и интересов ребенка, создание ситуации сотрудничества для общения с другими членами коллектива.
Игровые технологии помогают ребенку в форме игры усвоить необходимые знания и приобрести нужные навыки. Они повышают активность и интерес детей к выполняемой работе.
Технология творческой деятельности используется для повышения творческой активности детей.
Технология исследовательской деятельности позволяет развивать у детей наблюдательность, логику, большую самостоятельность в выборе целей и постановке задач, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов. В результате происходит активное овладение знаниями, умениями и навыками.
Технология методов проекта. В основе этого метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления, формирование коммуникативных и презентационных навыков.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п |
Дата |
Корректи- ровка |
Название темы, раздела, темы |
Форма занятия |
Форма контроля результативности |
Часы |
Раздел 1. Понятие «Учебный проект» - 4 часа |
||||||
1. |
Сентябрь 1 неделя |
Что такое учебный проект |
Лекция |
Собеседование |
1 |
|
2. |
Сентябрь 2 неделя |
Проект «Строим башню» |
Беседа. Обсуждение |
Собеседование |
1 |
|
3. |
Сентябрь 3 неделя |
Алгоритм работы над учебным проектом. |
Беседа. Практическое занятие |
Наблюдение |
1 |
|
4. |
Сентябрь 4 неделя |
Типы проектов |
Беседа. Практическое занятие |
Наблюдение |
1 |
|
Раздел 2. Ситуация и проблема. Постановка цели. Формулирование темы – 3 часа |
||||||
5. |
Октябрь 1 неделя |
Что такое ситуация. |
Беседа. Практическое занятие |
Наблюдение |
1 |
|
6. |
Октябрь 2 неделя |
Формулирование проблемы и противоречия. |
Беседа. Практическое занятие |
Наблюдение |
1 |
|
7. |
Октябрь 3 неделя |
Постановка цели как прогнозируемый результат. |
Беседа. Практическое занятие |
Наблюдение |
1 |
|
Раздел 3. Планирование деятельности. Формулирование задач. Ресурсы – 2 часа |
||||||
8. |
Октябрь 4 неделя |
Что такое задача. |
Беседа. Обсуждение |
Опрос |
1 |
|
9. |
Ноябрь 1 неделя |
Что такое ресурсы. |
Беседа. Практическое занятие |
Наблюдение |
1 |
|
Раздел 4. Работа с каталогами и со справочной литературой – 3 часа |
||||||
10. |
Ноябрь 2 неделя |
Что такое каталог. Виды каталогов |
Беседа. Практическое занятие |
Наблюдение |
1 |
|
11. |
Ноябрь 3 неделя |
Виды справочной литературы |
Беседа. Практическое занятие |
Наблюдение |
1 |
|
12. |
Ноябрь 4 неделя |
Словарные статьи. |
Беседа. Практическое занятие |
Наблюдение |
1 |
|
Раздел 5. Реализация плана проекта – 3 часа |
||||||
13. |
Декабрь 1 неделя |
Основная часть проекта. |
Беседа. Обсуждение |
Собеседование |
1 |
|
14. |
Декабрь 2 неделя |
Структура проекта. |
Беседа. Обсуждение |
Собеседование |
1 |
|
15. |
Декабрь 3 неделя |
Оформление проекта. |
Беседа. Практическое занятие |
Наблюдение |
1 |
|
Раздел 6. Способы первичной обработки информации – 4 часа |
||||||
16. |
Декабрь 4 неделя |
Чтение текста с пометками. План текста |
Беседа. Обсуждение |
Собеседование |
1 |
|
17. |
Январь 1 неделя |
Таблица. |
Беседа. Практическое занятие |
Наблюдение |
1 |
|
18. |
Январь 2 неделя |
Создание презентации |
Беседа. Обсуждение |
Собеседование |
1 |
|
19. |
Январь 3 неделя |
Что такое коллаж. |
Беседа. Практическое занятие |
Наблюдение |
1 |
|
Раздел 7. Наблюдение и эксперимент – 3 часа |
||||||
20. |
Февраль 1 неделя |
Описание свойств трёх предметов. |
Беседа. Обсуждение |
Опрос |
1 |
|
21. |
Февраль 2 неделя |
Последовательность проведения наблюдения и эксперимента. Наблюдения, необходимые для работы над проектом. |
Беседа. Обсуждение |
Собеседование |
1 |
|
22. |
Февраль 3 неделя |
Оформление результатов наблюдений (экспериментов). |
Беседа. Практическое занятие |
Наблюдение |
1 |
|
Раздел 8. Как работать вместе – 2 часа |
||||||
23. |
Февраль 4 неделя |
Правила групповой работы. |
Беседа. Обсуждение |
Опрос |
1 |
|
24. |
Март 1 неделя |
Конфликтная ситуация. |
Беседа. Практическое занятие |
Собеседование |
1 |
|
Раздел 9. Вместе к одной цели – 10 часов |
||||||
25. |
Март 2 неделя |
Учимся применять способности. |
Беседа. Практическое занятие |
Наблюдение |
1 |
|
26. |
Март 3 неделя |
Учимся презентации |
Беседа. Практическое занятие |
Наблюдение |
1 |
|
27. |
Март 4 неделя |
Учимся рефлексии. |
Беседа. Практическое занятие |
Опрос |
1 |
|
28. |
Апрель 1 неделя |
Работа над проектами. Система оценки проектных работ |
Беседа. Обсуждение |
Собеседование |
1 |
|
29. |
Апрель 2 неделя |
Обработка результатов Подготовка отчета и презентации |
Беседа. Практическое занятие |
Собеседование |
1 |
|
30. |
Апрель 3 неделя |
Защита проекта |
Беседа. Практическое занятие |
Наблюдение |
1 |
|
31. |
Апрель 4 неделя |
Защита проекта |
Беседа. Практическое занятие |
Наблюдение |
1 |
|
32. |
Май 1 неделя |
Защита проекта |
Беседа. Практическое занятие |
Наблюдение |
1 |
|
33. |
Май 2 неделя |
Защита проекта |
Беседа. Обсуждение |
Защита обучающимися проекта |
1 |
|
34. |
Май 3 неделя |
Анализ проекта |
Общественный смотр знаний |
Защита обучающимися проекта |
1 |
|
Итого часов: |
34 |
Список литературы для педагога и учащихся
Пособие «Основы проектной деятельности школьника». Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2006. 224 с. ... 1 См.: Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А.,Чуракова О.В. Метод проектов.
Интернет - ресурсы
http://www.lab-modern.ru/files/met_proekt.pdf
http://idfedorov.ru/catalog/one/item=353
http://lab-modern.ru/files/met_opd.pdf
Дополнительные Интернет - ресурсы для учащихся
http://metodist.lbz.ru
http://www.uchportal.ru
http://informatiky.jimdo.com/
http://www.proshkolu.ru/
Приложение 1
Мониторинг результатов обучения учащихся по дополнительной образовательной программе
Показатели (оцениваемые параметры) |
Критерии |
Степень выраженности Оцениваемого качества |
Возможное кол-во баллов |
Методы диагностик |
Теоретическая подготовка ребенка |
||||
1. Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы) |
Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям; |
минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1/2 объема знаний, предусмотренных программой); |
1-3 |
Наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др |
средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 1/2); |
4-7 |
|||
максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период). |
8-10 |
|||
2. Владение специальной терминологией |
Осмысленность и правильность использования специальной терминологии |
минимальный уровень (ребенок, как правило, избегает употреблять специальные термины); |
1-3 |
Собеседование |
средний уровень (ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой); |
4-7 |
|||
максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием) |
8-10 |
|||
Практическая подготовка ребенка |
||||
1.Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематического плана программы) |
Соответствие практических умений и навыков программным требованиям |
минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1/2 предусмотренных умений и навыков); |
1-3 |
Контрольные задания |
средний уровень (объем усвоенных умений и навыков составляет более 1/2); |
4-7 |
|||
максимальный уровень (ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период). |
8-10 |
|||
2.Владение специальным оборудованием и оснащением |
Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения |
минимальный уровень умений (ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием); |
1-3 |
Контрольные задания |
средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога); |
4-7 |
|||
максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей). |
8-10 |
|||
3.Творческие навыки |
Креативность в выполнении практических заданий |
начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога); |
1-3 |
Контрольные задания |
репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца); творчества) |
4-7 |
|||
творческий уровень (выполняет практические задания с элементами |
8-10 |
|||
Общеучебные умения и навыки ребенка |
||||
1. Учебно-интеллектуальные умения |
||||
1.1 Умение подбирать и анализировать специальную литературу |
Самостоятельность в подборе и анализе литературы |
минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога); |
1-3 |
Наблюдение, анализ способов деятельности детей, их учебно-исследовательских работ |
средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей) |
4-7 |
|||
максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей) |
8-10 |
|||
1.2. Умение пользоваться компьютерными источниками информации |
Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации |
минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с компьютерными источниками информации, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога); |
1-3 |
Наблюдение, анализ способов деятельности детей, их учебно-исследовательских работ |
средний уровень (работает с компьютерными источниками информации с помощью педагога или родителей) |
4-7 |
|||
максимальный уровень (работает с компьютерными источниками информации самостоятельно, не испытывает особых трудностей) |
8-10 |
|||
1.3. Умение осуществлять учебно-исследовательскую работу (писать рефераты, проводить самостоятельные учебные исследования) |
Самостоятельность в учебно-исследовательской работе |
минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при выполнении самостоятельной работы, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога); |
1-3 |
Наблюдение, анализ способов деятельности учащегося, его учебно-исследовательских работ |
средний уровень (выполнение самостоятельной работы с помощью педагога или родителей) |
4-7 |
|||
максимальный уровень (работает самостоятельно, не испытывает особых трудностей) |
8-10 |
|||
2. Учебно-коммуникативные умения |
||||
Умение слушать и слышать педагога |
Адекватность восприятия информации, идущей от педагога |
минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения в восприятия информации, идущей от педагога, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога); |
1-3 |
Наблюдение, анализ способов деятельности учащегося |
средний уровень (воспринимает информацию с помощью педагога или родителей) |
4-7 |
|||
максимальный уровень (в восприятии информации, идущей от педагога, не испытывает особых трудностей) |
8-10 |
|||
|
Свобода владения и подачи обучающимся подготовленной информации |
минимальный уровень умений (…) |
1-3 |
Наблюдение |
средний уровень (…) |
4-7 |
|||
максимальный уровень (…) |
8-10 |
|||
2.3. Умение вести полемику, участвовать в дискуссии |
Самостоятельность в построении дискуссионного выступления, логика в построении доказательств |
минимальный уровень умений (…) |
1-3 |
Наблюдение |
средний уровень (…) |
4-7 |
|||
максимальный уровень (…) |
8-10 |
|||
3. Учебно-организационные умения и навыки |
||||
3.1. Умение организовать свое рабочее (учебное) место |
Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой |
минимальный уровень умений (…) |
1-3 |
Наблюдение |
средний уровень (…) |
4-7 |
|||
максимальный уровень (…) |
8-10 |
|||
3.2. Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности |
Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям |
минимальный уровень умений (…) |
1-3 |
Наблюдение, собеседование |
средний уровень (…) |
4-7 |
|||
максимальный уровень (…) |
8-10 |
|||
3.3. Умение аккуратно выполнять работу |
Аккуратность и ответственность в работе |
удовлетворительно |
1-3 |
Наблюдение, практическая работа |
хорошо |
4-7 |
|||
отлично |
8-10 |
Приложение 2
Мониторинг развития личности учащихся в системе дополнительного образования
Параметры |
Критерии |
Степень выраженности качества (оценивается педагогом в процессе наблюдения за учебно-практической деятельностью ребенка и ее результатами) |
Баллы |
Мотивация |
Выраженность интереса к занятиям |
Интерес практически не обнаруживается |
1 |
Интерес возникает лишь к новому материалу |
2 |
||
Интерес возникает к новому материалу, но не к способам решения |
3 |
||
Устойчивый учебно-познавательный интерес, но он не выходит за пределы изучаемого материала |
4 |
||
Проявляет постоянный интерес и творческое отношение к предмету, стремится получить дополнительную информацию |
5 |
||
Самооценка |
Самооценка деятельности на занятиях |
Ученик не умеет, не пытается и не испытывает потребности в оценке своих действий – ни самостоятельной, ни по просьбе учителя |
1 |
Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности относительно ее решения, однако при этом учитывает лишь то, знает он ее или нет, а не возможность изменения известных ему способов действия |
2 |
||
Может с помощью учителя оценить свои возможности в решении задачи, учитывая изменения известных ему способов действий |
3 |
||
Может самостоятельно оценить свои возможности в решении задачи, учитывая изменения известных способов действия |
4 |
||
Нравственно-этические установки |
Ориентация на общепринятые моральные нормы и их выполнение в поведении |
Часто нарушает общепринятые нормы и правила поведения |
1 |
Допускает нарушения общепринятых норм и правил поведения |
2 |
||
Недостаточно осознает правила и нормы поведения, но в основном их выполняет |
3 |
||
Осознает моральные нормы и правила поведения в социуме, но иногда частично их нарушает |
4 |
||
Всегда следует общепринятым нормам и правилам поведения, осознанно их принимает |
5 |
||
Познавательная сфера |
Уровень развития познавательной активности, самостоятельности |
Уровень активности, самостоятельности ребенка низкий, при выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция, любознательность не проявляется |
1 |
Ребенок недостаточно активен и самостоятелен, но при выполнении заданий требуется внешняя стимуляция, круг интересующих вопросов довольно узок |
2 |
||
Ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно, не нуждаясь в дополнительных внешних стимулах, находит новые способы решения заданий |
3 |
||
Регулятивная сфера |
Произвольность деятельности |
Деятельность хаотичная, непродуманная, прерывает деятельность из-за возникающих трудностей, стимулирующая и организующая помощь малоэффективна |
1 |
Удерживает цель деятельности, намечает план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, однако в процессе деятельности часто отвлекается, трудности преодолевает только при психологической поддержке |
2 |
||
Ребенок удерживает цель деятельности, намечает ее план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, сам преодолевает трудности в работе, доводит дело до конца |
3 |
||
Уровень развития контроля |
Ученик не контролирует учебные действия, не замечает допущенных ошибок |
1 |
|
Контроль носит случайный непроизвольный характер; заметив ошибку, ученик не может обосновать своих действий |
2 |
||
Ученик осознает правило контроля, но затрудняется одновременно выполнять учебные действия и контролировать их |
3 |
||
При выполнении действия ученик ориентируется на правило контроля и успешно использует его в процессе решения задач, почти не допуская ошибок |
4 |
||
Самостоятельно обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием усвоенного способа действия и условий задачи, и вносит коррективы |
5 |
||
Коммуникативная сфера |
Способность к сотрудничеству |
В совместной деятельности не пытается договориться, не может прийти к согласию, настаивает на своем, конфликтует или игнорирует других |
1 |
Способен к сотрудничеству, но не всегда умеет аргументировать свою позицию и слушать партнера |
2 |
||
Способен к взаимодействию и сотрудничеству (групповая и парная работа; дискуссии; коллективное решение учебных задач) |
3 |
||
Проявляет эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества; ориентируется на партнера по общению, умеет слушать собеседника, совместно планировать, договариваться и распределять функции в ходе выполнения задания, осуществлять взаимопомощь |
4 |