12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Казакова Марина192
Россия, Башкирская респ., Нефтекамск

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНая организация средняя общеобразовательная школа № 13

городской реабилитационный оздоровительный медико

педагогический центр №1

городского округа город Неыфтекамск

республики башкортостан




Утверждена на заседании

педагогического совета

протокол №485 от «28» 08.2021 г.



«Утверждаю»

руководитель ОУ Ирдуганова Н.С.

«28» августа_2021 г.




ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Семьеведение.

учащиеся 5 классов,

срок реализации программы 1 год










Автор-составитель программы:

Казакова Марина Сергеевна

Социальный педагога

МОАУ СОШ№ 13. ГРОМПЦ № 1

ГО г.Нефтекамск РБ








2021 год

Содержание


Пояснительная записка (ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ)


Содержание программы


тематическое планирование


ЛИтература





































Пояснительная записка.


По причине роста социальных отклонений в поведении детей, правонарушений, преступности среди несовершеннолетних, снижения моральных устоев в обществе, крушение прежних идеалов, переориентация несовершеннолетних на новые, до конца не осознанные идеалы, педагогическая несостоятельность родителей и их низкий общеобразовательный уровень, с деформированными ценностями, низкий материальный уровень жизни семьи, нерегулярные доходы, плохие жилищные условиям, либо их полное отсутствие, переход от строгих централизованных форм государственной и общественной жизни к рыночным отношениям – все это и привело к необходимости создания программы.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Семьеведение» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе основной образовательной программы основного общего образования МОАУ СОШ №13, плана внеурочной деятельности МОАУ СОШ №13, авторской программы Е.Ф. Купецкова, Г.П. Редя, И.Ф. Смирнова, под общей редакцией С.К. Копешкиной «Семьеведение», Пенза 2012.


Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Курс реализуется в 5 классе в рамках предметной области « Основы духовно-нравственной культуры народов России» и рассчитан на 70 часов в год 2 часа в неделю.

Цель курса: способствовать благоприятному вхождению ребёнка в мир социальных отношений посредством формирования представлений о своей семье.

Задачи курса:

- воспитание в детях любви и уважения к членам своей семьи;

- воспитание уважительного отношения к семейным традициям и ценностям;

- формирование желания изучать свою родословную, прошлое своей семьи;

- формирование системы знаний об основах семейных отношений;

- формирование коммуникативных и личностных компетенций школьников.


Промежуточная аттестация проводится с соответствии с «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся» в форме, утвержденной планом внеурочной деятельности МОАУ СОШ №13.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности.

Рабочая программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов в соответствии с ФГОС.

Планируемые результаты освоения учебной программы.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы;

Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

Понимание культурного многообразия мира, уважение к семейной культуре своего и других народов, толерантность;

готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками, членами семьи;

воспитание чувства гордости за свою семью, Родину, российский народ, историю и культуру России;

формирование ценностей многонационального российского общества; понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ:

Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.

Владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, формулировать и обосновывать выводы, составлять презентации и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;


Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация и др.);

Готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;

Владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);

Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;

Овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

Умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ:

Способность применять понятийный аппарат семейного знания и приемы анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности семьи;

Умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

Готовность применять полученные знания для выявления и сохранения информации о своей семьи;

Использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;

Расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

























Содержание курса для 5 класса:


п\п

Тема

Кол-во часов

Краткое содержание

Количество часов всего

1

Вводное занятие.

(1 ч)

Введение в курс семьеведения


1

2

Семья - ячейка общества

(2ч).

Семья - ячейка общества, первый социальный институт. Функции и виды семей. Права детей.

3

3

Семья и государство

(1 ч.)

Зачем семье государство.

Социальная защита семьи

4

4

Счастливая семья

(3 ч).

Признаки счастливой семьи. Принципы существования и сохранения счастливой семьи

7

5

Мои родители

(3ч)

Загляните в мамины глаза. Семейные фотографии – история семьи. Рассказ об одном фотографии. Культурное поведения в семье.

10

6

Семейные заботы

(3 ч.)

Значение труда. Важность сотрудничества, взаимопомощи членов семьи в организации труда. Совместный труд. Домашнее хозяйство

13

7

Дому нужен хозяин

(2 ч)

Хозяин дома. Наша дом – наша квартира Правила, которых должен придерживаться рачительный хозяин. Дом и уют. Кто следит за порядком в доме и создает уют?

15

8

Родословная семьи

.(4 ч).

Герб моей семьи Генеалогическое древо семьи. Происхождение семьи. Основы ее жизни. Рекомендациями по составлению родословной. Виды гербов. Герб моей семьи. Составление герба, родословной.

19

9

Знакомство с родословными великих людей

(2 ч).

Родословные А.С.Пушкина, Боратынских, династий Рюриковичей, Романовых и т.д

21

10

Я и мое имя

(3 ч).

Что означают наши имена. Что такое отчество и фамилия? Как родители выбирают имя своему ребенку? Имя и ангел- хранитель. Именины. Древнее происхождение имен. Откуда к нам пришли наши имена? Что могут рассказать имена, отчества и фамилии о прошлом? «Говорящие фамилии».

24

11

Бабушки и дедушки

(3 ч.).

Бабушки, дедушки. Биография и интересные события из жизни бабушек и дедушек. Основные понятия: бабушка, дедушка

27

12

Семейные праздники

(3ч.)

Семейные традиции. Традиции, обычаи и праздники в моей семье

30

13

Мир увлечений в моей семье

(2 ч.)

Ключ от счастья. «В фокусе-семья» Истории своей семьи, ее традиций.

32

14

Моя семья - чудесное место для жизни"»

(3 ч)


35

15

Семья как пространство жизнедеятельности

(3ч).

Группы потребностей человека.


38

16

Наши роли в семье

(2 ч.)

Семейная роль. Внутрисемейные отношения. Поведение в семье. Качества семьянина

40

17

Духовные устои семьи

(1 ч.)

Духовные ценности семьи в древнерусской книжности. Духовные ценности семьи Николая II

41

18

Разговор об этикете

(1 ч.)

Придворный этикет. Дипломатический этикет. Воинский этикет. Общегражданский этикет. Правила общения.

42

19

Семейный этикет

(2 ч).

Семейный этикет. Семейный этикет в разные эпохи.

44

20

Добро, зло, терпимость

(2 ч.)

Добро. Зло. Терпимость. Правила, выполнение которых ведет к взаимопониманию.

46

21

Доброта в нас и вокруг нас

(2ч).

Культурное поведения в семье.

48

22

Семья и здоровье

.(2 ч.)

Мой режим дня. Как я берегу своё здоровье. Спортивные занятия - правило жизни семьи

50

23

Семейные праздники

(2 ч.)

Какие бывают праздники. Праздник папы, дедушки и брата. Праздник бабушки, мамы и сестры

52

24

Эти вредные конфликты

(2 ч.)

Конфликт. Виды конфликтов. Конфликт в семье. Причины конфликтов. Ступени конфликта. Виды конфликта: конструктивные и неконструктивные

54

25

Как преодолеть конфликт в семье

(4 ч)

Конфликтные ситуации. Сотрудничество. Компромисс. Приспособление. Избегание. Правила успешного общения в конфликтной ситуации через посредника.

58

26

Твои права, подросток

(3 ч).

Конвенция о правах ребенка. Права школьников. Жизненные ситуации, где ребенок оказывается в трудном положении. Права подростков. Права школьников.

61

27

Ответственность

(3 ч).

Ответственность. Положительное и отрицательное влияние наших поступков на близких, нас самих, на окружающих. Последствия ответственного поведения

64

28

Ситуация успеха в твоей жизни

.(3 ч).

Ситуация успеха. Правила создания ситуации успеха

67

29

Экономика семьи

(3 ч.)

Ресурсы семьи: материальные, трудовые, энергетические, информационные, финансовые. Семейный бюджет. Основные источники дохода семьи: фиксированные и переменные. Расходы семьи.

69

30

. Заключительный урок

(1 ч.)

Семейное жизнеустройство

70-


Итого

70 часов



.




















Список литературы


Нормативно правовая база

Конвенция о правах ребенка.(одобрена Генеральной ассамблеей ООН 20.11.1989).(вступила в силу для 13.06.1990 №1559-1

Конституция РФ с изменениями от 01.07.2020

Семейный кодекс РФ с изменениями и дополнениями

Закон РБ от 31.12.1999г.№ 44-з «Об основных гарантиях прав ребенка в РБ» ( с изменениями и дополнениями).

Закон РФ от 24.06.1999 года № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (ред. от 27.06.2018 N 170-ФЗ).

ФЗ РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. От 02.07.2021) «Об образовании в РФ», (с изм. И доп., вступ. В силу с 13.07.2021

ФЗ РФ от 24 июля 1998 г . N 124-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

Программа воспитания МОАУ СОШ № 13 городского округа г. Нетфекамск РБ.


Основной список литературы


Бочарова, Н.И. Методика организации досуговых мероприятий. Организация досуга детей в семье.2018.;

Авторской программы Е.Ф. Купецкова, Г.П. Редя, И.Ф. Смирнова, под общей редакцией С.К. Копешкиной «Семьеведение», Пенза 2012.

Волков Б.С. Младший школьник: как помочь ему учиться..2004.

Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2015. .

Дик Н.Ф., Дик Т.И. Увлекательная внеклассная работ в 6-11-х классах Ростов-на-Дону 2007г

Лучшие психологические тесты/ сост. М.В. Оленникова.- М.:АСТ;СПб.:Сова, 2010.;

Каталог лучших практик родительского просвещения и взаимодействия семьи и школы : метод. пособие для учителей / сост . Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей; руководитель проекта А. В. Гусев. – М. : Просвещение, 2017. – 607 с.

«Мир вокруг нас мы можем строить сами…» (методические материалы по технологии социального гражданского проектирования) – Воронеж. Изд-во «Истоки», 2015. Автор-составитель: Минина В.В., учитель внеурочной деятельности ГБОУ СОШ №2 п.г.т. Усть-Кинельский.

Нормативно-методические документы Минобрнауки РФ и другие нормативно-правовые акты в области образования;

Психология здоровья: Учебник для вузов. Под ред.Г.С.Никифорова.-СПб.:Питер,2020

«Твоя профессиональная карьера» учебник для 8-9 классов под ред. С.Н. Чистякова, Т.И. Шалавиной

Чернышова, Е.Л. Особенности представлений о семье современной студенческой молодёжи [Текст] / Е.Л. Чернышова // Поволжский педагогический вестник. – 2015. – №3(8). С. 38.

Шульга А.А. Социально-правовая и законодательная основы социальной работы с семьей и детьми: организация защиты детей, 2018



Электронный ресурсы

http://sznkuban.ru/ministerstvo/docbase/?find=&num=&from=&to=&theme %5B%5D=157&sort=1

http://www . consultant.ru/document/cons_doc_LA W_23509 /

Национальный проект РФ «Образование» https://strategy24.ru/rf/education/projects/natsionalnyy-proekt-ob
















Тематическое планирование

п/п

Дата по плану

Дата по факту

Название раздела

Тема занятия, тип занятия (теоретическое, практическое)

Кол-во часов

Примечание

Введение в курс семьеведения (1 ч)

1



Вводное занятие. Введение в курс семьеведения.

1


Семья - ячейка общества (2ч).

2



Семья - ячейка общества, первый социальный институт.

1

Основные понятия: семья, родство, деверь, шурин, золовка, свояченица, свояк,

3



Функции и виды семей. Права детей

1

сноха, свекровь, свекор, тесть, кузина, бобыль, бродяга, шатун

Семья и государство (1 ч.).

4



Зачем семье государство. Социальная защита семьи..

1

Основные понятия: социальная защита семьи

Счастливая семья (3 ч).

5,6



Счастливая семья. Признаки счастливой семьи.

2

Основные понятия: «дружная семья», «счастливая семья», «лад», «семейные ценности».

7



Принципы существования и сохранения счастливой семьи.

1


Мои родители. (3ч).

8



Мои родители. Загляните в мамины глаза.

1

Основные понятия: сочувствие,

9



Семейные фотографии – история семьи. Рассказ об одном фотографии.

1

сопереживание, помощь, ответственность, обязательность

10



Культурное поведения в семье.

1


Семейные заботы (3 ч.)

11



Семейные заботы. Значение труда

1

Основные понятия: обязанность,

12



Важность сотрудничества, взаимопомощи членов семьи в организации труда.

1

инициация, совместный труд, экономика, ресурсы семьи.

13



Совместный труд. Домашнее хозяйство.

1


Дому нужен хозяин (2 ч)

14



Хозяин дома. Наш дом – наша квартира Правила, которых должен придерживаться рачительный хозяин.

1

Основные понятия: хозяин дома, рачительность, рачительный

15



Дом и уют. Кто следит за порядком в доме и создает уют?

1

хозяин


Родословная семьи. (4 ч).

16



Родословная семьи. Рекомендации по составлению родословной.

1

Основные понятия: манкурты, род, родословная, генеалогия,

17



Генеалогическое древо семьи.

1

геральдика, государственный герб.

18



Происхождение семьи. Основы ее жизни.

1


19



Виды гербов. Герб моей семьи Составление герба, родословной.

1


Знакомство с родословными великих людей (2 ч).

20, 21



Знакомство с родословными великих людей (2 ч). Родословные А.С.Пушкина, Боратынских, династий Рюриковичей, Романовых и т.д

2


Я и мое имя. (3 ч).

22



Что означают наши имена. Как родители выбирают имя своему ребенку?

1

Основные понятия: имя, отчество, фамилия.

23



Имя и ангел- хранитель. Именины. Древнее происхождение имен. Откуда к нам пришли наши имена?

1


24



Что такое отчество и фамилия? Что могут рассказать имена, отчества и фамилии о прошлом? «Говорящие фамилии».

1


Бабушки и дедушки (3 ч.)

25



Бабушки, дедушки.

1

Основные понятия: бабушка, дедушка

26, 27



Биография и интересные события из жизни бабушек и дедушек.

2


Традиции, обычаи и праздники в моей семье (3ч.)

28



Традиции, обычаи и праздники в моей семье

1

Основные понятия: «традиция»,

29



Семейные праздники.

1

«реликвия», «семейные праздники»

30



Семейные традиции.

1


Мир увлечений в моей семье. (2 ч.)

31



«В фокусе-семья» Ключ от счастья.

1

Основные понятия:

32



Мир увлечений в моей семье. Истории своей семьи, ее традиций.

1

генеалогическое древо, реликвия

"Моя семья - чудесное место для жизни" (2 ч)

33-

34



"Моя семья - чудесное место для жизни".

2


Семья как пространство жизнедеятельности (3ч).

35



Семья как пространство жизнедеятельности

1

Основные понятия:

36- 37



Группы потребностей человека.

2

жизнедеятельность, потребность

Наши роли в семье (2 ч.)

38



Семейная роль. Внутрисемейные отношения.

1

Основные понятия: семейная роль.

39



Поведение в семье. Качества семьянина.

1


Духовные устои семьи. (1 ч.)

40



Духовные ценности семьи в древнерусской книжности. Духовные ценности семьи Николая II

1


Разговор об этикете (1 ч.)

41



Придворный этикет. Дипломатический этикет. Воинский этикет. Общегражданский этикет. Правила общения.


Основные понятия: этикет, придворный этикет, дипломатический этикет, воинский этикет, общегражданский этикет

Семейный этикет (2 ч).

42



Семейный этикет.

1

Основные понятия: семейный

43



Семейный этикет в разные эпохи.

1

этикет, взаимопонимание.

Добро, зло, терпимость (2 ч.)

44



Добро. Зло. Терпимость.

1

Основные понятия: добро, зло,

45



Правила, выполнение которых ведет к взаимопониманию.

1

терпимость.

Доброта в нас и вокруг нас. (2ч).

46-

47



Культурное поведения в семье.

2

Основные понятия: доброта, сочувствие, сопереживание, помощь, ответственность, обязательность

Семья и здоровье.(2 ч.)

48



Мой режим дня.

1

Основные понятия: здоровье,

49



Как я берегу своё здоровье. Спортивные занятия - правило жизни семьи

1

режим дня, спорт.

Семейные праздники. (2 ч.)

50



Какие бывают праздники. Праздник папы, дедушки и брата.

1

Основные понятия:

51



Праздник бабушки, мамы и сестры

1

«семейные праздники»

Эти вредные конфликты. (2 ч.)

52



Конфликт. Виды конфликтов. Виды конфликта: конструктивные и неконструктивные

1

Основные понятия: конфликт, межличностный конфликт, эмоции.

53



Конфликт в семье. Причины конфликтов. Ступени конфликта.

1


Как преодолеть конфликт в семье (4 ч)

54



Конфликтные ситуации. Сотрудничество.

1

Основные понятия: конфликт,

55



Компромисс. Приспособление

1

консенсус, компромисс,

56



Избегание.

1

приспособление, избегание.

57



Правила успешного общения в конфликтной ситуации через посредника.

1


Твои права, подросток. (3 ч).

58



Конвенция о правах ребенка. Права школьников.

1

Основные понятия: Конвенция о

59



Жизненные ситуации, где ребенок оказывается в трудном положении.

1

правах ребенка, жизненные ситуации, права подростков, права

60



Права подростков.

1

школьников.

Ответственность. (3 ч).

61



Ответственность.

1

Основные понятия:

62



Положительное и отрицательное влияние наших поступков на близких, нас самих, на окружающих.

1

ответственность, эгоизм, ответственность перед кем- то,

63



Последствия ответственного поведения

1

ответственность за кого-то.

Ситуация успеха в твоей жизни. (3 ч).

64



Ситуация успеха в твоей жизни.

1

Основные понятия: успех, ситуация

65, 66



Ситуация успеха. Правила создания ситуации успеха.

2

успеха.

Экономика семьи (3 ч.)

67



Ресурсы семьи: материальные, трудовые, энергетические, информационные, финансовые.

1

Основные понятия: ресурсы семьи,

68



Семейный бюджет.

1

семейный бюджет, доходы,

69



Основные источники дохода семьи: фиксированные и переменные. Расходы семьи

1

расходы.

Семейное жизнеустройство (1 ч.)

70



Заключительный урок. Семейное жизнеустройство (1 ч.)

1

Основные понятия: семейное жизнеустройство



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.