Дополнительная общеразвивающая программа «Семьеведение» (5 класс)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНая организация средняя общеобразовательная школа № 13
городской реабилитационный оздоровительный медико
педагогический центр №1
городского округа город Неыфтекамск
республики башкортостан
Утверждена на заседании
педагогического совета
протокол №485 от «28» 08.2021 г.
«Утверждаю»
руководитель ОУ Ирдуганова Н.С.
«28» августа_2021 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Семьеведение.
учащиеся 5 классов,
срок реализации программы 1 год
Автор-составитель программы:
Казакова Марина Сергеевна
Социальный педагога
МОАУ СОШ№ 13. ГРОМПЦ № 1
ГО г.Нефтекамск РБ
2021 год
Содержание
Пояснительная записка (ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ)
Содержание программы
тематическое планирование
ЛИтература
Пояснительная записка.
По причине роста социальных отклонений в поведении детей, правонарушений, преступности среди несовершеннолетних, снижения моральных устоев в обществе, крушение прежних идеалов, переориентация несовершеннолетних на новые, до конца не осознанные идеалы, педагогическая несостоятельность родителей и их низкий общеобразовательный уровень, с деформированными ценностями, низкий материальный уровень жизни семьи, нерегулярные доходы, плохие жилищные условиям, либо их полное отсутствие, переход от строгих централизованных форм государственной и общественной жизни к рыночным отношениям – все это и привело к необходимости создания программы.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Семьеведение» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе основной образовательной программы основного общего образования МОАУ СОШ №13, плана внеурочной деятельности МОАУ СОШ №13, авторской программы Е.Ф. Купецкова, Г.П. Редя, И.Ф. Смирнова, под общей редакцией С.К. Копешкиной «Семьеведение», Пенза 2012.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Курс реализуется в 5 классе в рамках предметной области « Основы духовно-нравственной культуры народов России» и рассчитан на 70 часов в год 2 часа в неделю.
Цель курса: способствовать благоприятному вхождению ребёнка в мир социальных отношений посредством формирования представлений о своей семье.
Задачи курса:
- воспитание в детях любви и уважения к членам своей семьи;
- воспитание уважительного отношения к семейным традициям и ценностям;
- формирование желания изучать свою родословную, прошлое своей семьи;
- формирование системы знаний об основах семейных отношений;
- формирование коммуникативных и личностных компетенций школьников.
Промежуточная аттестация проводится с соответствии с «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся» в форме, утвержденной планом внеурочной деятельности МОАУ СОШ №13.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Рабочая программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов в соответствии с ФГОС.
Планируемые результаты освоения учебной программы.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы;
Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
Понимание культурного многообразия мира, уважение к семейной культуре своего и других народов, толерантность;
готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками, членами семьи;
воспитание чувства гордости за свою семью, Родину, российский народ, историю и культуру России;
формирование ценностей многонационального российского общества; понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ:
Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.
Владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, формулировать и обосновывать выводы, составлять презентации и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация и др.);
Готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;
Владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;
Овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
Умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ:
Способность применять понятийный аппарат семейного знания и приемы анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности семьи;
Умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
Готовность применять полученные знания для выявления и сохранения информации о своей семьи;
Использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
Расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Содержание курса для 5 класса:
№ п\п | Тема | Кол-во часов | Краткое содержание | Количество часов всего |
1 | Вводное занятие. | (1 ч) | Введение в курс семьеведения | 1 |
2 | Семья - ячейка общества | (2ч). | Семья - ячейка общества, первый социальный институт. Функции и виды семей. Права детей. | 3 |
3 | Семья и государство | (1 ч.) | Зачем семье государство. Социальная защита семьи | 4 |
4 | Счастливая семья | (3 ч). | Признаки счастливой семьи. Принципы существования и сохранения счастливой семьи | 7 |
5 | Мои родители | (3ч) | Загляните в мамины глаза. Семейные фотографии – история семьи. Рассказ об одном фотографии. Культурное поведения в семье. | 10 |
6 | Семейные заботы | (3 ч.) | Значение труда. Важность сотрудничества, взаимопомощи членов семьи в организации труда. Совместный труд. Домашнее хозяйство | 13 |
7 | Дому нужен хозяин | (2 ч) | Хозяин дома. Наша дом – наша квартира Правила, которых должен придерживаться рачительный хозяин. Дом и уют. Кто следит за порядком в доме и создает уют? | 15 |
8 | Родословная семьи | .(4 ч). | Герб моей семьи Генеалогическое древо семьи. Происхождение семьи. Основы ее жизни. Рекомендациями по составлению родословной. Виды гербов. Герб моей семьи. Составление герба, родословной. | 19 |
9 | Знакомство с родословными великих людей | (2 ч). | Родословные А.С.Пушкина, Боратынских, династий Рюриковичей, Романовых и т.д | 21 |
10 | Я и мое имя | (3 ч). | Что означают наши имена. Что такое отчество и фамилия? Как родители выбирают имя своему ребенку? Имя и ангел- хранитель. Именины. Древнее происхождение имен. Откуда к нам пришли наши имена? Что могут рассказать имена, отчества и фамилии о прошлом? «Говорящие фамилии». | 24 |
11 | Бабушки и дедушки | (3 ч.). | Бабушки, дедушки. Биография и интересные события из жизни бабушек и дедушек. Основные понятия: бабушка, дедушка | 27 |
12 | Семейные праздники | (3ч.) | Семейные традиции. Традиции, обычаи и праздники в моей семье | 30 |
13 | Мир увлечений в моей семье | (2 ч.) | Ключ от счастья. «В фокусе-семья» Истории своей семьи, ее традиций. | 32 |
14 | Моя семья - чудесное место для жизни"» | (3 ч) | | 35 |
15 | Семья как пространство жизнедеятельности | (3ч). | Группы потребностей человека. | 38 |
16 | Наши роли в семье | (2 ч.) | Семейная роль. Внутрисемейные отношения. Поведение в семье. Качества семьянина | 40 |
17 | Духовные устои семьи | (1 ч.) | Духовные ценности семьи в древнерусской книжности. Духовные ценности семьи Николая II | 41 |
18 | Разговор об этикете | (1 ч.) | Придворный этикет. Дипломатический этикет. Воинский этикет. Общегражданский этикет. Правила общения. | 42 |
19 | Семейный этикет | (2 ч). | Семейный этикет. Семейный этикет в разные эпохи. | 44 |
20 | Добро, зло, терпимость | (2 ч.) | Добро. Зло. Терпимость. Правила, выполнение которых ведет к взаимопониманию. | 46 |
21 | Доброта в нас и вокруг нас | (2ч). | Культурное поведения в семье. | 48 |
22 | Семья и здоровье | .(2 ч.) | Мой режим дня. Как я берегу своё здоровье. Спортивные занятия - правило жизни семьи | 50 |
23 | Семейные праздники | (2 ч.) | Какие бывают праздники. Праздник папы, дедушки и брата. Праздник бабушки, мамы и сестры | 52 |
24 | Эти вредные конфликты | (2 ч.) | Конфликт. Виды конфликтов. Конфликт в семье. Причины конфликтов. Ступени конфликта. Виды конфликта: конструктивные и неконструктивные | 54 |
25 | Как преодолеть конфликт в семье | (4 ч) | Конфликтные ситуации. Сотрудничество. Компромисс. Приспособление. Избегание. Правила успешного общения в конфликтной ситуации через посредника. | 58 |
26 | Твои права, подросток | (3 ч). | Конвенция о правах ребенка. Права школьников. Жизненные ситуации, где ребенок оказывается в трудном положении. Права подростков. Права школьников. | 61 |
27 | Ответственность | (3 ч). | Ответственность. Положительное и отрицательное влияние наших поступков на близких, нас самих, на окружающих. Последствия ответственного поведения | 64 |
28 | Ситуация успеха в твоей жизни | .(3 ч). | Ситуация успеха. Правила создания ситуации успеха | 67 |
29 | Экономика семьи | (3 ч.) | Ресурсы семьи: материальные, трудовые, энергетические, информационные, финансовые. Семейный бюджет. Основные источники дохода семьи: фиксированные и переменные. Расходы семьи. | 69 |
30 | . Заключительный урок | (1 ч.) | Семейное жизнеустройство | 70- |
| Итого | 70 часов | | |
.
Нормативно правовая база
Конвенция о правах ребенка.(одобрена Генеральной ассамблеей ООН 20.11.1989).(вступила в силу для 13.06.1990 №1559-1
Конституция РФ с изменениями от 01.07.2020
Семейный кодекс РФ с изменениями и дополнениями
Закон РБ от 31.12.1999г.№ 44-з «Об основных гарантиях прав ребенка в РБ» ( с изменениями и дополнениями).
Закон РФ от 24.06.1999 года № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (ред. от 27.06.2018 N 170-ФЗ).
ФЗ РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. От 02.07.2021) «Об образовании в РФ», (с изм. И доп., вступ. В силу с 13.07.2021
ФЗ РФ от 24 июля 1998 г . N 124-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
Программа воспитания МОАУ СОШ № 13 городского округа г. Нетфекамск РБ.
Основной список литературы
Бочарова, Н.И. Методика организации досуговых мероприятий. Организация досуга детей в семье.2018.;
Авторской программы Е.Ф. Купецкова, Г.П. Редя, И.Ф. Смирнова, под общей редакцией С.К. Копешкиной «Семьеведение», Пенза 2012.
Волков Б.С. Младший школьник: как помочь ему учиться..2004.
Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2015. .
Дик Н.Ф., Дик Т.И. Увлекательная внеклассная работ в 6-11-х классах Ростов-на-Дону 2007г
Лучшие психологические тесты/ сост. М.В. Оленникова.- М.:АСТ;СПб.:Сова, 2010.;
Каталог лучших практик родительского просвещения и взаимодействия семьи и школы : метод. пособие для учителей / сост . Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей; руководитель проекта А. В. Гусев. – М. : Просвещение, 2017. – 607 с.
«Мир вокруг нас мы можем строить сами…» (методические материалы по технологии социального гражданского проектирования) – Воронеж. Изд-во «Истоки», 2015. Автор-составитель: Минина В.В., учитель внеурочной деятельности ГБОУ СОШ №2 п.г.т. Усть-Кинельский.
Нормативно-методические документы Минобрнауки РФ и другие нормативно-правовые акты в области образования;
Психология здоровья: Учебник для вузов. Под ред.Г.С.Никифорова.-СПб.:Питер,2020
«Твоя профессиональная карьера» учебник для 8-9 классов под ред. С.Н. Чистякова, Т.И. Шалавиной
Чернышова, Е.Л. Особенности представлений о семье современной студенческой молодёжи [Текст] / Е.Л. Чернышова // Поволжский педагогический вестник. – 2015. – №3(8). С. 38.
Шульга А.А. Социально-правовая и законодательная основы социальной работы с семьей и детьми: организация защиты детей, 2018
Электронный ресурсы
http://sznkuban.ru/ministerstvo/docbase/?find=&num=&from=&to=&theme %5B%5D=157&sort=1
http://www .consultant.ru/document/cons_doc_LA W_23509/
Национальный проект РФ «Образование» https://strategy24.ru/rf/education/projects/natsionalnyy-proekt-ob
Тематическое планирование
№ п/п | Дата по плану | Дата по факту | Название раздела Тема занятия, тип занятия (теоретическое, практическое) | Кол-во часов | Примечание |
Введение в курс семьеведения (1 ч) | |||||
1 | | | Вводное занятие. Введение в курс семьеведения. | 1 | |
Семья - ячейка общества (2ч). | |||||
2 | | | Семья - ячейка общества, первый социальный институт. | 1 | Основные понятия: семья, родство, деверь, шурин, золовка, свояченица, свояк, |
3 | | | Функции и виды семей. Права детей | 1 | сноха, свекровь, свекор, тесть, кузина, бобыль, бродяга, шатун |
Семья и государство (1 ч.). | |||||
4 | | | Зачем семье государство. Социальная защита семьи.. | 1 | Основные понятия: социальная защита семьи |
Счастливая семья (3 ч). | |||||
5,6 | | | Счастливая семья. Признаки счастливой семьи. | 2 | Основные понятия: «дружная семья», «счастливая семья», «лад», «семейные ценности». |
7 | | | Принципы существования и сохранения счастливой семьи. | 1 | |
Мои родители. (3ч). | |||||
8 | | | Мои родители. Загляните в мамины глаза. | 1 | Основные понятия: сочувствие, |
9 | | | Семейные фотографии – история семьи. Рассказ об одном фотографии. | 1 | сопереживание, помощь, ответственность, обязательность |
10 | | | Культурное поведения в семье. | 1 | |
Семейные заботы (3 ч.) | |||||
11 | | | Семейные заботы. Значение труда | 1 | Основные понятия: обязанность, |
12 | | | Важность сотрудничества, взаимопомощи членов семьи в организации труда. | 1 | инициация, совместный труд, экономика, ресурсы семьи. |
13 | | | Совместный труд. Домашнее хозяйство. | 1 | |
Дому нужен хозяин (2 ч) | |||||
14 | | | Хозяин дома. Наш дом – наша квартира Правила, которых должен придерживаться рачительный хозяин. | 1 | Основные понятия: хозяин дома, рачительность, рачительный |
15 | | | Дом и уют. Кто следит за порядком в доме и создает уют? | 1 | хозяин |
Родословная семьи. (4 ч). | |||||
16 | | | Родословная семьи. Рекомендации по составлению родословной. | 1 | Основные понятия: манкурты, род, родословная, генеалогия, |
17 | | | Генеалогическое древо семьи. | 1 | геральдика, государственный герб. |
18 | | | Происхождение семьи. Основы ее жизни. | 1 | |
19 | | | Виды гербов. Герб моей семьи Составление герба, родословной. | 1 | |
Знакомство с родословными великих людей (2 ч). | |||||
20, 21 | | | Знакомство с родословными великих людей (2 ч). Родословные А.С.Пушкина, Боратынских, династий Рюриковичей, Романовых и т.д | 2 | |
Я и мое имя. (3 ч). | |||||
22 | | | Что означают наши имена. Как родители выбирают имя своему ребенку? | 1 | Основные понятия: имя, отчество, фамилия. |
23 | | | Имя и ангел- хранитель. Именины. Древнее происхождение имен. Откуда к нам пришли наши имена? | 1 | |
24 | | | Что такое отчество и фамилия? Что могут рассказать имена, отчества и фамилии о прошлом? «Говорящие фамилии». | 1 | |
Бабушки и дедушки (3 ч.) | |||||
25 | | | Бабушки, дедушки. | 1 | Основные понятия: бабушка, дедушка |
26, 27 | | | Биография и интересные события из жизни бабушек и дедушек. | 2 | |
Традиции, обычаи и праздники в моей семье (3ч.) | |||||
28 | | | Традиции, обычаи и праздники в моей семье | 1 | Основные понятия: «традиция», |
29 | | | Семейные праздники. | 1 | «реликвия», «семейные праздники» |
30 | | | Семейные традиции. | 1 | |
Мир увлечений в моей семье. (2 ч.) | |||||
31 | | | «В фокусе-семья» Ключ от счастья. | 1 | Основные понятия: |
32 | | | Мир увлечений в моей семье. Истории своей семьи, ее традиций. | 1 | генеалогическое древо, реликвия |
"Моя семья - чудесное место для жизни" (2 ч) | |||||
33- 34 | | | "Моя семья - чудесное место для жизни". | 2 | |
Семья как пространство жизнедеятельности (3ч). | |||||
35 | | | Семья как пространство жизнедеятельности | 1 | Основные понятия: |
36- 37 | | | Группы потребностей человека. | 2 | жизнедеятельность, потребность |
Наши роли в семье (2 ч.) | |||||
38 | | | Семейная роль. Внутрисемейные отношения. | 1 | Основные понятия: семейная роль. |
39 | | | Поведение в семье. Качества семьянина. | 1 | |
Духовные устои семьи. (1 ч.) | |||||
40 | | | Духовные ценности семьи в древнерусской книжности. Духовные ценности семьи Николая II | 1 | |
Разговор об этикете (1 ч.) | |||||
41 | | | Придворный этикет. Дипломатический этикет. Воинский этикет. Общегражданский этикет. Правила общения. | | Основные понятия: этикет, придворный этикет, дипломатический этикет, воинский этикет, общегражданский этикет |
Семейный этикет (2 ч). | |||||
42 | | | Семейный этикет. | 1 | Основные понятия: семейный |
43 | | | Семейный этикет в разные эпохи. | 1 | этикет, взаимопонимание. |
Добро, зло, терпимость (2 ч.) | |||||
44 | | | Добро. Зло. Терпимость. | 1 | Основные понятия: добро, зло, |
45 | | | Правила, выполнение которых ведет к взаимопониманию. | 1 | терпимость. |
Доброта в нас и вокруг нас. (2ч). | |||||
46- 47 | | | Культурное поведения в семье. | 2 | Основные понятия: доброта, сочувствие, сопереживание, помощь, ответственность, обязательность |
Семья и здоровье.(2 ч.) | |||||
48 | | | Мой режим дня. | 1 | Основные понятия: здоровье, |
49 | | | Как я берегу своё здоровье. Спортивные занятия - правило жизни семьи | 1 | режим дня, спорт. |
Семейные праздники. (2 ч.) | |||||
50 | | | Какие бывают праздники. Праздник папы, дедушки и брата. | 1 | Основные понятия: |
51 | | | Праздник бабушки, мамы и сестры | 1 | «семейные праздники» |
Эти вредные конфликты. (2 ч.) | |||||
52 | | | Конфликт. Виды конфликтов. Виды конфликта: конструктивные и неконструктивные | 1 | Основные понятия: конфликт, межличностный конфликт, эмоции. |
53 | | | Конфликт в семье. Причины конфликтов. Ступени конфликта. | 1 | |
Как преодолеть конфликт в семье (4 ч) | |||||
54 | | | Конфликтные ситуации. Сотрудничество. | 1 | Основные понятия: конфликт, |
55 | | | Компромисс. Приспособление | 1 | консенсус, компромисс, |
56 | | | Избегание. | 1 | приспособление, избегание. |
57 | | | Правила успешного общения в конфликтной ситуации через посредника. | 1 | |
Твои права, подросток. (3 ч). | |||||
58 | | | Конвенция о правах ребенка. Права школьников. | 1 | Основные понятия: Конвенция о |
59 | | | Жизненные ситуации, где ребенок оказывается в трудном положении. | 1 | правах ребенка, жизненные ситуации, права подростков, права |
60 | | | Права подростков. | 1 | школьников. |
Ответственность. (3 ч). | |||||
61 | | | Ответственность. | 1 | Основные понятия: |
62 | | | Положительное и отрицательное влияние наших поступков на близких, нас самих, на окружающих. | 1 | ответственность, эгоизм, ответственность перед кем- то, |
63 | | | Последствия ответственного поведения | 1 | ответственность за кого-то. |
Ситуация успеха в твоей жизни. (3 ч). | |||||
64 | | | Ситуация успеха в твоей жизни. | 1 | Основные понятия: успех, ситуация |
65, 66 | | | Ситуация успеха. Правила создания ситуации успеха. | 2 | успеха. |
Экономика семьи (3 ч.) | |||||
67 | | | Ресурсы семьи: материальные, трудовые, энергетические, информационные, финансовые. | 1 | Основные понятия: ресурсы семьи, |
68 | | | Семейный бюджет. | 1 | семейный бюджет, доходы, |
69 | | | Основные источники дохода семьи: фиксированные и переменные. Расходы семьи | 1 | расходы. |
Семейное жизнеустройство (1 ч.) | |||||
70 | | | Заключительный урок. Семейное жизнеустройство (1 ч.) | 1 | Основные понятия: семейное жизнеустройство |