Дополнительная общеразвивающая программа «Мюзикс лета» (5–11 класс)
+7 (343) 2787771
dm-centre.ru
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Государственное автономное нетиповое образовательное учреждение
Свердловской области «Дворец молодёжи»
Принята на заседании научно-методического совета ГАНОУ СО «Дворец молодёжи» Протокол № _____ от ________ 2020 г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор ГАНОУ СО «Дворец молодёжи» _______________К.В. Шевченко Приказ № ______ от ______2020 г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «МЮЗИКЛ ЛЕТА»
Возраст обучающихся: 12 – 17 лет
Срок реализации программы:
18 календарных дней
СОГЛАСОВАНО:
Начальник ОХЭО
________________ Н. Н. Пирогова
«___» ____________ 2020 г.
Автор-составитель:
Собин Е. Ю., педагог-организатор отделения художественно-эстетического образования
ГАНОУ СО «Дворец молодёжи»
Екатеринбург, 2020 г.
Пояснительная записка
Направленность общеразвивающей программы
Летний загородный лагерь может и должен быть одной из самых ярких страниц детских каникул. Этому способствует отрыв ребенка от привычной обстановки (школа, дом, друзья, повседневные обязанности) и наличие специалистов, которые способны грамотно организовать досуг. Диапазон возможностей организации такого досуга практически безграничен, но одним из самых интересных направлений является Театр. Именно Театр дает уникальную возможность сделать невозможное возможным, облечь абстракцию в реальность, разбудить свою фантазию, выразить эмоции и чувства. Существует огромное количество различных направлений театральной деятельности. В данной программе мы рассмотрим конкретный жанр – мюзикл.
Что это такое и почему именно мюзикл? Мюзикл представляет собой замечательный синтез таких видов искусства как танец, пение и актерское мастерство. Причем все эти составляющие существуют на равных. В мюзикле нет так называемых «вставных номеров», любой хореографический или вокальный номер является логическим продолжением действия. Чем это нам интересно? Очень просто, любой ребенок имеет хоть какую-то предрасположенность к одному из вышеперечисленных видов искусств, а значит, ему будет интересно применить себя в этой области. С другой стороны, появляется возможность попробовать что-то новое, чему-то научиться.
Конечно, речь не идет о том, что за короткую лагерную смену каждый научится петь, танцевать и станет настоящим актером. Но у каждого ребенка, участвующего в проекте, есть возможность «примерить» на себя тот или иной вид театральной деятельности, попробовать (с помощью педагога) найти свой талант и в дальнейшем развивать его, вернувшись из лагеря домой.
Актуальность общеразвивающей программы
Как сказал Шекспир: «Весь мир – театр. В нем женщины, мужчины – все актеры. У них свои есть выходы, уходы и каждый не одну играет роль».. Казалось бы, все ясно и понятно в словах классика. Но поразительной особенностью нашего времени является то, что дети в буквальном смысле разучились играть. Все игры сводятся к виртуальным приключениям, заключенных в гаджетах. В этом прослеживается дефицит общения, отсутствие элементарных навыков существования в социуме, неумение и нежелание проявить себя в реальной жизни. А что как не игра способствует развитию. Все участники программы «Мюзикл лета» начинают играть с первой минуты участия в проекте вне зависимости от опыта театральной деятельности, вне зависимости от возраста. Игра – ключевой момент программы, именно игра позволяет ребенку преодолеть неуверенность в себе, развивает творческую активность, учит анализировать поступки и действия, расширяет жизненный опыт.
Место реализации программы: Загородный центр «Таватуй», Свердловская область, Невьянский район.
Адресат общеразвивающей программы: учащиеся в возрасте 12-17 лет.
Объем общеразвивающей программы: 81 академический час.
Срок освоения общеразвивающей программы:18 календарных дней.
Формы обучения и виды занятий общеразвивающей программы
Форма обучения: очная.
Методы обучения:
- беседа;
- тренинг (дыхательный, актерский, речевой);
- игра (движение, сообразительность, освоение пространства, действие);
- хореографические и пластические разминки;
- вокальные распевки;
- актерские этюды;
- постановочные репетиции;
- прогоны, генеральные репетиции.
Педагогические принципы:
- Система и последовательность: с первых репетиций дается «стартовый набор» упражнений по всем основным дисциплинам, который используется как тренинг или разминка на протяжении всего постановочного процесса. По мере освоения тех или иных упражнений к ним добавляются более сложные.
- Наглядность: просмотр и обсуждение увиденного (отрывки из спектаклей, фрагменты репетиций, творческие мероприятия лагеря).
- Принцип параллельного действия (воспитание в коллективе и через коллектив). В программе «Мюзикл лета» этот принцип имеет непосредственное применение, так как помимо педагога (педагогов), коллектив воспитывает и учит сам себя. Без этой внутренней работы внутри группы постановка спектакля в такие сроки просто невозможна.
- Опора на положительные эмоции ребенка: доброжелательная атмосфера на репетициях, опыт и чуткость педагога, желание и умение увидеть в каждом ребенке талант, подбодрить или помочь, даже если ничего не получается. Не случайно участники программы дети, которые хотят, а не дети, которые уже могут.
Данная программа реализуется в крайне сжатые сроки и предполагает исключительно групповые занятия. Так как группа представляет собой разновозрастный коллектив, то во главу угла ставится взаимопомощь (старшие помогают младшим, наиболее способные – всем остальным). Жанр мюзикла позволяет вывести понятие «массовка» на принципиально другой уровень: каждый важен, каждый отвечает за конечный результат. Распределение ролей происходит на самой финальной стадии репетиционного процесса, таким образом, все дети в равной степени погружаются в изучаемый материал. Школа мюзикла дает ребенку уникальную возможность «примерить» на себя сразу несколько профессий (актер, певец, танцор, педагог).
Важной отличительной особенностью данной программы является принцип отбора детей. Главным критерием является желание заниматься, а неврожденные способности ребенка.
Все репетиции являются комбинированными, то есть, нет отдельных занятий по вокалу, хореографии и т.д. Каждая репетиция включает в себя все составляющие: актерское мастерство, вокал, сценическая речь, хореография и сценическое движение, разводка конкретных сцен, тренинги и обсуждение изученного.
Режим занятий: 3 репетиции по 1,5 академических часа в день.
Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель: посредством постановки мюзикла раскрыть творческий и личностный потенциал ребенка, а также подтолкнуть его к дальнейшему самосовершенствованию и саморазвитию.
Задачи:
- Обучающие: первоначальное ориентирование по предметам танец, вокал, актерское мастерство.
- Развивающие: логическое мышление, память, фантазия, чувство юмора, наблюдательность. Координация движений, дикция, музыкальное интонирование, чувство ритма.
- Воспитательные: дисциплина и ответственность, этика взаимоотношений в коллективе, художественный вкус, любовь к труду.
Содержание общеразвивающей программы
Учебно-тематический план
№ | Тема занятий | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Творческий просмотр | 2 | - | 2 |
2 | История театра | 1 | 1 | - |
3 | Сценическая речь | 6 | 1 | 5 |
4 | Вокал | 9 | 1 | 8 |
5 | Сценическое движение | 10 | 1 | 9 |
6 | Хореография | 10 | 0,5 | 9,5 |
7 | Актерское мастерство | 10 | 1 | 9 |
8 | Разводка сцен | 10 | - | 10 |
9 | Работа с микрофоном | 2 | 0,5 | 1,5 |
10 | Актерский тренинг | 8 | - | 8 |
11 | Сводные репетиции, прогоны | 13 | - | 13 |
| ИТОГО: | 81 | 6 | 75 |
Содержание учебного-тематического плана
В связи со сжатыми сроками реализации программы большинство упражнений должно носить практический характер, т.е. быть реализованными как некий действенный момент в спектакле (мюзикле). В первую очередь это касается таких дисциплин как сценическая речь и сценическое движение.
Творческий просмотр.
Практика: детям, которые пришли на творческий просмотр, предлагается прочитать стихотворение, что-то спеть, показать элемент танца. Необходимо поговорить с ребенком, чтобы понять общий уровень его развития и выявить специальные навыки (умения). Главная задача – понять, насколько ребенок мотивирован и почему он хочет участвовать в проекте. Желательно вести видеозапись для последующей аналитической работы.
История театра.
Теория: Краткий обзор по истории театра. Разъяснения специфики жанра мюзикл, его отличий от других видов музыкальных спектаклей. Просмотр видеофрагментов различных постановок в жанре мюзикл.
Сценическая речь.
Теория: Понятие сценречь, виды и функции сценречи.
Практика: Комплекс упражнений на развитие дикции и голосового аппарата (речевая разминка). Скороговорки, слоги, упражнения на интонирование, звукозамещение, атаку, артикуляцию. Посыл звука, театральный шепот, смысловое интонирование, хоровые реплики и звуковые оценки. Упражнения на дыхание (вдох, выдох, задержка). Понятие подтекста.
Вокал.
Теория: вокал и его возможности использования в спектакле. Понятие атаки звука и опоры. Ориентация в форме музыкального произведения (вступление, кода, модуляция, части произведения).
Практика: вокальные распевки (элементарные навыки пения staccato, legato и non legato), дыхательные упражнения. Интонирование и ритмическая организация музыкальной фразы. Приемы crescendo и diminuendo в театральном действии. Разучивание вокальных номеров спектакля.
Сценическое движение.
Теория: понятие сценического пространства, основополагающие принципы размещения на сцене: диагональ, линия и пр. Понятия физического взаимоотношения с партнером («перекрывать», «лепиться» и пр.).
Практика: тренинг «пластическая разминка»: упражнения на общую координацию, физическое раскрепощение, походки и пластические образы. Освоение языка жестов, синхронных движений, принципа «зеркало», техники рапида, красящих движений, а также элементов трюков и сценических падений.
Хореография.
Теория: Хореография в театре. Понятие о рисунке танца.
Практика: общеразвивающие упражнения для мышц спины, рук и ног. Понятия темпа, ритма, акцента. Импровизация под музыку. Положение рук и ног. Элементарные танцевальные навыки, разводка групповых и парных танцев. Совмещение хореографических и вокальных задач. Обязательными являются упражнения на развитие чувства ритма.
Актерское мастерство.
Теория: краткий экскурс в историю актерского мастерства. Ознакомление с различными актерскими школами. Понятие мизансцены, темпо-ритма спектакля.
Практика: актерские этюды (визитная карточка, предлагаемые обстоятельства, воображаемый предмет, органическое молчание, работа с партнером). Снятие «зажима». Элементарные навыки работы с залом. Театральная пауза. Развитие фантазии – «Спектакль за пять минут» по группам. Обязательное обсуждение увиденного, разбор достижений и ошибок. Работа над конкретными ролями (обязательное условие – пробуется каждый).
Постановочная работа.
Практика: работа над отдельными сценами спектакля и связками этюдным методом. Принимая во внимание дефицит времени, следует начинать разводку с наиболее сложных моментов спектакля. Следует учесть, что переход к постановке конкретных сцен спектакля возможен не раньше, чем через неделю систематических занятий группы.
Работа с микрофоном.
Теория: краткий рассказ о микрофонах и принципах звукоусиления.
Практика: демонстрация возможностей микрофона. Практические пробы. Понятие «заводки». Применение стоек. Работа с микрофоном требует серьезной практики, поэтому, если есть возможность его не использовать в работе – лучше не используйте.
Актерский тренинг.
Практика: набор различных упражнений на снятие актерского «зажима», страха перед публичным выступлением (сценой). Подразумевает под собой умение ребенка настроиться на работу, отбросив все ненужные переживания. Юные актеры должны понимать, что сила – в актерской команде, где каждый придет на помощь в непредвиденной ситуации. Совершенно необходимо провести такой тренинг непосредственно перед спектаклем.
Сводные репетиции и прогоны.
Практика: поскольку сцены спектакля ставятся не в хронологическом порядке, а выборочно (по степени сложности), то сводные репетиции представляют не только практический интерес, но являются дополнительной возможностью научить детей мыслить логически, уметь собирать целое из кусочков. Важным моментом является объяснение понятия темпо-ритма спектакля. Желательно отснять часть прогона на видео с последующим просмотром после репетиции. Выявить ошибки вместе с детьми. Следует быть аккуратным с количеством прогонов: чрезмерные повторы грозят ослабить эмоциональный настрой детей. Лучше, если спектакль перед показом будет чуть-чуть «сыроват», это будет хорошим стимулом для каждого ребенка выложиться на 100%.
Планируемы результаты
- Личностные: физическая и эмоциональная раскрепощённость, умение концентрировать внимание и оперативно реагировать на ситуацию, развитие» чувства локтя» и ответственности за свои действия, а также за общее творческое дело. Умение корректно оценивать свои и чужие ошибки, аргументировано отстаивать свою точку зрения. Развитие памяти, снятие комплекса публичных выступлений. Интерес к творчеству, театру, музыке, танцу. В более широком смысле – интерес к самосовершенствованию. Пройдя через поражения и победы, трудности и заслуженное признание (а все это непременно ожидает каждого участника программы) ребенок получит бесценный жизненный опыт, который очень поможет ему в дальнейшем.
- Образовательные: общие представления о театральных жанрах и разнице между ними. Освоение сценического пространства, элементарные навыки физического существования на сцене. Создание актерских этюдов (с предметом и партнером), освоение принципа «пристройка». Развитие дикции, умение направлять звук и «подавать» реплику. Развитие чувства ритма. Понимание музыкальной формы, развитие навыков музыкального интонирования. Основы вокальной дыхательной техники.
Условия реализации общеразвивающей программы
Важнейшим условием реализации данной программы является профессиональная квалификация всех задействованных педагогов, их практический опыт работы с детьми и умение чутко реагировать на ситуацию. Разглядеть в каждом ребенке «зерно», взрастить это «зерно» и дать возможность ребенку поверить в свои силы, реализовать себя – вот наиглавнейшие составляющие успеха. Как не банально это звучит, совершенно необходимы доброжелательная атмосфера и любовь к детям. Ко всем, без исключения.
Кадровое обеспечение
- Руководитель программы, педагог-организатор отделения художественно-эстетического образования ГАНОУ СО «Дворец молодежи» – администрирование программы, курирование работы приглашенных специалистов;
- Режиссер - постановочная работа, актерское мастерство, сценическая речь;
- Воспитатель и вожатые – воспитательные процессы, организация быта участников программы, развлекательные и досуговые мероприятия, отличные от основной направленности программы.
- Педагог по вокалу (концертмейстер) – занятия по вокалу, разучивание песен;
- Педагог по хореографии (сценическому движению) – занятия по хореографии, пластике и сценическому движению. Постановка танцевальных номеров;
- Звукорежиссер – обеспечение необходимыми фонограммами, запись фонограмм, работа на репетициях, прогонах, показе.
Помимо работников на проекте к творческому сотрудничеству, общению, проведению мастер-классов с детьми приглашаются различные специалисты в сфере культуры, искусства и молодежной политики (заслуженные артисты РФ, главные режиссеры театров, актеры, бизнес-тренеры (для развития лидерских качеств), педагоги театрального института, специалисты министерства культуры Свердловской области и др.)
Главной особенностью программы является тот факт, что помимо погружения в проект подготовки музыкального спектакля, все дети вовлечены в процессы жизнедеятельности лагерной жизни: организация питания, участие в общелагерных мероприятиях, совместная жизнь в отряде, занятия спортом и др. Поэтому необходимо отметить сплоченную работу всех работников проекта, без вовлеченности каждого результаты могут быть неоднозначными или даже не достижимыми.
Материально-техническое обеспечение
- репетиционное помещение (актовый или хореографический зал);
- сцена или сценическое пространство (если на улице, то крытое), оборудованное необходимым покрытием, кулисами, задником, светом и звуком;
- звукоусиливающая аппаратура, микшерный пульт, звуковоспроизводящая аппаратура (компьютер, ноутбук, CD дека и пр.), радио микрофоны, звукозаписывающая аппаратура;
- экран и видеопроектор (желательно);
- световое оборудование (желательно);
- ткани для драпировки сцены, театральные кубы, мобильные ширмы, скамейки, стулья;
- костюмы и реквизит;
- фортепиано (синтезатор);
- видеокамера, телевизор.
Формы аттестации и оценочные материалы общеразвивающей программы
Поскольку главной задачей данной программы является раскрытие творческого потенциала детей с дальнейшим развитием этого потенциала (по окончании программы), то серьезной составляющей является оценка успехов каждого ребенка. Внимательно отследив творческий и личностный рост участников программы можно дать полезные рекомендации родителям.
Первичная оценка: творческий просмотр – по сути, представляет собой творческое собеседование. Является наиважнейшим моментом, так как определяется стартовая позиция каждого участника программы. Что он может, хочет, чего боится, в чем не уверен.
Ежедневный контроль: поскольку репетиции проходят каждый день, педагогу несложно проследить творческий рост каждого участника и группы в целом. Постепенные усложнения заданий на занятиях дадут достаточно четкую картину развития ребенка (или отсутствие такового). Коллектив участников в данной программе представляет собой единый организм, поэтому очень важно сразу устранять такое понятие как «отстающий». Необходимо найти способы «подтянуть» тех, кто в силу разных причин медленнее усваивает материал (дать дополнительные упражнения, сорганизовать старших детей в помощь, побеседовать с воспитателем и вожатым).
Выборочный контроль: как правило, в детском лагере проходит большое количество различных мероприятий, в том числе творческих. Это во многом облегчает задачу педагога: есть возможность наблюдать за ребенком. Часто бывает, что какие-то качества раскрываются только в определенной сфере деятельности. Задача педагога разглядеть эти «зерна» и попробовать взрастить их уже в своей группе.
Разбор ошибок: как всем известно – на ошибках учатся. По тому, как ребенок видит и понимает чужие творческие ошибки можно с уверенность судить о его росте. Очень полезным является периодическое обсуждение в группе прошедших в лагере мероприятий, связанных с творчеством. Основные вопросы: что было удачно или неудачно, что можно было бы улучшить и таким образом. Желательно сразу применить полученную информацию на практике: включить в репетицию те или иные задания, которые помогают справиться с возникшей творческой проблемой.
Итоговый контроль (оценка): логическим завершением программы «Мюзикл лета» является выпуск спектакля, который как зеркало покажет все достижения детей. По тому, как ребенок мобилизовался на работу в спектакле можно уверенно судить о приобретенных им навыках и умениях. Достаточно часто во время показа возникают непредвиденные ситуации (кто-то забыл слова, не включили свет и пр.). Предугадать такие ситуации невозможно и детям приходится оперативно и самостоятельно решать возникшие проблемы. Именно в такие моменты можно увидеть реальные достижения коллектива. Целесообразно провести индивидуальную беседу с родителями после показа спектакля. Основные вопросы для обсуждения: как они оценивают своего ребенка, увидели ли они что-то новое в его поведении, было ли для них что-то неожиданное и т.д. Безусловно, совершенно необходимо дать краткие рекомендации по дальнейшей творческой жизни ребенка.
Идеальной является ситуация, когда есть дополнительное время на просмотр отснятого спектакля вместе с детьми с последующим обсуждением увиденного. Как правило, это трудновыполнимо, так как спектакль выпускается перед закрытием смены. Но если такая возможность есть – обязательно надо использовать.
7. Методическое обеспечение
Формы организации учебного занятия:
кружковое занятия;
соревнование
концерт;
экскурсия;
диспут;
творческий отчет;
круглый стол;
урок-лекция;
урок-репортаж;
урок-путешествие;
заочная экскурсия;
творческая мастерская;
урок-игра.
Программой предусматривается также:
совместные просмотры и обсуждения спектаклей;
творческие встречи с артистами театров, с интересными людьми;
творческие конкурсы.
Программа является вариативной. Педагог может вносить изменения в содержания тем, дополнять практические занятия новыми приемами практического исполнения. Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:
репродуктивный (воспроизводящий);
иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала;
проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);
эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагается способы ее решения);
и воспитания:
убеждения,
упражнения,
личный пример;
поощрения.
Все методы обучения реализуются различными средствами:
предметными - для полноты восприятия учебная работа проводиться с использованием наглядных пособий и технических средств;
практическими – тренинг, проблемная ситуация, игра, творческое задание,
интеллектуальными: логика, воображение, интуиция, мышечная память, внимание
эмоциональными: переживание, представление, интерес.
Рациональное применение этих форм, методов и средств обучения обеспечивает эффективность реализации дополнительной общеразвивающей программы.
Используются следующие материалы:
- Диагностика результативности воспитательно-образовательного процесса;
- Таблица результатов итоговой диагностики образовательного уровня воспитанников;
- Методика изучения мотивов участия школьников в театральной деятельности;
- Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся (составлена на основе материалов пособия Р. В. Овчаровой «Справочная книга школьного психолога»);
- Методика диагностики уровня творческой активности учащихся;
- Диагностическое обеспечение базового образовательного минимума;
- Методические рекомендации по воспитанию у юного актера творческого начала, творческого воображения, творческого внимания и сценического самочувствия;
- видео спектаклей;
- игровые технологии;
- арт методики.
Список литературы
Вагапова Д. Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. – М., 2006.- 460с.
Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. - «Лань», 2007 г., 205 с.
Емельянова И. Великие мюзиклы мира. - «ОЛМА-ПРЕСС», 2002, 703 с.
Заваздский Ю. А. Об искусстве театра. Учебное пособие. – «Планета музыки», 2020 г., 452 с.
Иванов В.В. Экстатический театр Евгения Вахтангова, - «АРТ», 1999 г, 143 с.
Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? - «Просвещение» 1989, 208 с.
Козлянинова И. П., Промптова И. Ю. Сценическая речь: учебник. - «ГИТИС», 2002 г., 511 с
Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей, «Академияразвития», 1997 г., 240 с.
Мейерхольд В.Э. Лекции: 1918-1919, «ОГИ», 2001, 32 с.
Плужников К.И. Механика пения. Принципы постановки голоса. -«Композитор», 2004 г., 95 с.
Полищук В., Сарабьян Э. Большая книга актерского мастерства. Уникальное собрание тренингов по метод. величайших режиссеров. – «АСТ», 2015. – 789 с.
Пчельников П. М. Театральное дело. – М. 2019 г., 316 с.
Сазанова Н. В. Дополнительная общеразвивающая программа «Школа мюзикла» художественной направленности (детский оздоровительный лагерь «Лукоморье»). - г. Липецк, 2016 г.
Секачев В. Гримм. – Спб. 2019 г., 310 с.
Сигачёв А.А. Музыкальный театр. Музыкальное искусство. - http://parnasse.ru/poetry/big/drame/muzykalnyi-teatr-muzykalnoe-iskustvo-sigachyov-a-a.html
Станиславский К.С. Искусство представления. Классические этюды актерского тренинга. - «Азбука», 2013 г., 192 с.
Черныш С. Современный театр: от моноспектакля до иммерсивного действия. - https://www.culture.ru/materials/254793/sovremennyi-teatr-ot-monospektaklya-do-immersivnogo-deistviya
Приложение 1
Входящая диагностика участников программы
Тест на определение доминирующей черты характера.
Ключ к тесту:
1) Страстный оптимист.
Обладатель этой характеристики – любящий человек, который ищет понимание, глубоко чувствует и ценит прочную человеческую связь. На людях такой человек обычно легкий на подъем и не усложняет жизнь мыслями о ее трудностях.
2) Стабильный и скрытный.
Снаружи данный тип личности кажется счастливчиком везунчиком. Внутри же всё гораздо запутаннее. Такого человека немного тяжело читать, и, вероятно, он так делает умышленно, поскольку не хочет выставлять свои чувства напоказ. Это достаточно зрелый человек, который может не только брать, но и отдавать людям. Общество является нужным для него. Этому человеку нравится протягивать руку помощи тем, кто в ней нуждается.
3) Безудержный и непредсказуемый.
Непредсказуемость обладателя данного характера делает его подобным самой яркой лампочке в комнате. По жизни этот человек словно моторчик, который никогда не останавливается. Иначе говоря, это человек-идея. В нём всегда соревнуются обычное положение вещей и перемены. Человек этого типа никогда не принимает что-либо как данность.
4) Мудрый и открытый.
Это мудрый человек, способный получить удовольствие от хорошей книги. Ему нравится блуждать в чужих мирах. Он - глубокий мыслитель и гибкий человек, который открыт для новых идей и изменений, но при этом всегда остаётся порядочным и честным. Самое важное для этого типа личности - оставаться верным себе. Он умён, обладает широким кругозором, очень независимый. Часто очень многим в себе гордится, однако не выставляет это напоказ.
5) Сопереживающий везунчик.
Это сочувствующий тип - скромный, вдумчивый и добрый человек, которому нужны перспективы. Он всегда старается привнести немного добра в этот мир и верит, что каждый день надо стараться двигаться в этом направлении. Возможно, не получится изменить мир, перевернуть его кардинально, но данный тип, безусловно, меняет жизнь людей. И ему нередко везет.
6) Позитивная личность.
Трудно не заинтересоваться таким солнечным и оптимистичным человеком. Он активно интересуется миром вокруг, пытается наполнить каждый момент весельем, редко унывает. У него отличное чувство юмора, все смеются над его шутками. Позитивная личность привлекает только тех людей, которые наслаждаются жизнью. Такой человек любит окружать себя радостью.
7) Энергичный и успешный.
Окружающим может показаться, что это - хаотичный человек, но этот человек, безусловно, знает, как работать в многозадачном режиме. Он целеустремленный и полон мотивации. Жаждет успеха, и всегда следует своим мечтам. Ответственно принимает решения.
8) Правильный и добросердечный.
Это правильный и добросердечный тип личности. Люди рядом с таким человеком расслаблены. От природы данный тип личности легок на подъем. Он вы ценят уникальность каждого человека, любит жизнь и всем довольны. Когда он улыбается или смеётся, ему действительно смешно и радостно. Друзья ценят доброе сердце такого человека, и для него это лучший комплимент.
9) Добрый и понимающий.
У такого человека вас широкий взгляд на жизнь. Он – понимающий, умеет прощать. Обычно предпочитает тихую, размеренную жизнь. Ему не нравится шум в окружающем мире, и он не знает, что такое много спокойствия. Иметь свободное время, чтобы просто поразмыслить о мире, - это роскошь, которой дорожит добрый и понимающий тип личности.
Проверка возможностей мимики ребёнка
Шкала оценивания по итогам проверки возможностей мимики ребёнка:
Высокий уровень – мимика выразительная, голос передает интонации, соответствующие выражению лица.
Средний уровень – мимика лица недостаточно богата, однако угадывается общее настроение, заданное голосом.
Низкий уровень – мимика бедная, невыразительная, голос совершенно не отражает конкретно заданное настроение.
Практические задания на выявление творческих способностей
Переставьте стул из одного конца комнаты в другой, как будто это:
а) Таз, до краёв заполненный водой;
б) Словно вы идёте по минному полю;
в) Так, будто вы – Чарли Чаплин.
2) Прочитайте стихотворение А. Барто «Идёт бычок качается…» так:
а) Словно вы рассержены на младшего брата;
б) Словно вы хвастаетесь перед ребятами;
в) Словно вы оправдываетесь перед товарищами.
3) Изобразите походку человека:
а) Который ночью оказался в лесу;
б) Который только что хорошо пообедал;
в) Который неудачно пнул кирпич;
г) Которому жмут ботинки;
д) У которого начался острый приступ радикулита.
Шкала оценивания по итогам выполнения практического блока заданий:
Высокий уровень – ребёнок передает настроение, соответствующее заданию, быстро ориентируется при смене задания.
Средний уровень – после толкования задания, подсказок и по прошествии некоторого времени ребенок передает нужное настроение;
Низкий уровень – ребенок выполняет все задания с одинаковым настроением, не делая существенных различий ни в мимике, ни в жестах, ни в темпе, ни в движениях.
Приложение 2
Итоговая диагностика участников программы
Итоговая аттестация участников программы – показ поставленного музыкального спектакля.
0 баллов - Учащийся не понимает характер музыкального спектакля, не представляет как можно изобразить своего персонажа.
1 балл - Учащийся может представить себя воображаемым героем, но не сопоставляет характер музыкального спектакля и изображение своего персонажа, не может действовать в предлагаемых обстоятельствах.
2 балла - Учащийся представляет своего персонажа, придумывает действия в предлагаемых обстоятельствах, но не в характере и настроении поставленного музыкального спектакля, не может согласованно действовать с партнером.
3 балла - Учащийся четко улавливает характер музыкального спектакля, представляет себя воображаемым героем, придумывает действия в предлагаемых обстоятельствах, согласованно действует с партнером в воображаемых обстоятельствах.