12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Демидович Лариса Николаевна407
Россия, Томская обл., Кожевниковский район с.Осиновка
Материал размещён в группе «В помощь учителю»

Администрация Кожевниковского района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«ОСИНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Центр гражданского образования «Первые шаги»

ПРИНЯТА НА ЗАСЕДАНИИ УТВЕРЖДАЮ

методического (педагогического) совета Директор

от «01» ноября 2016г. _________________ Нимирская Е.В.

Протокол №______ «01» ноября 2016 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

Название программы «Я - гражданин»


 

Возраст слушателей: 11-12лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

Демидович Л.Н.,

учитель русского языка и литературы

 

Томск 2016

Пояснительная записка

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования направлен на обеспечение формирования российской гражданской идентичности обучающихся; воспитание и социализацию обучающихся, их самоидентификацию посредством личностно и общественно значимой деятельности, социального и гражданского становления.

Выпускник школы должен быть:

мотивирован на творчество и инновационную деятельность;

готов к сотрудничеству и способен осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;

социально активен, уважать закон и правопорядок, осознавать ответственность перед семьёй, обществом, государством, человечеством;

уважать мнение других людей, уметь вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать.

Всё это нацеливает современную общеобразовательную школу на внедрение новых организационных форм гражданского образования и воспитания.

Цель программы: организация занятий духовно-нравственной направленности по формированию гражданской, социальной, этической, коммуникативной компетентности школьников

Задачи:

содействия ребенку в понимании особенностей общественных отношений в семье, городе или деревне; в селе — в родном крае, в родной стране, входящей в систему стран всего мира; понимание прав и свобод личности развитие гордости за героическое прошлое Отечества, интереса к отечественной культуре, основ здорового образа жизни;

помощи в осознании своей принадлежности государству, предоставляющему каждому его гражданину определенные права и требующему исполнения определенных обязанностей; формирование патриотизма, активной гражданской позиции,

обогащение знаниями, о малой и большой Родине, раскрывающими прошлое, историю, способствующими присвоению определенных норм морали, нравственности.

формирование нравственной основы личности творческих способностей, повышение уровня духовной культуры приобретение основных навыков поведения в социуме.

Программа «Я – гражданин» предназначена для обучающихся5-6 классов и разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, с учётом компетентностного подхода в гражданском образовании обучающихся, на основе принципов, позволяющих воспитать социально активную, нравственно и физически здоровую гражданскую личность. Содержание программы направлено на понимание значение подростка в коллективе, в семье, на ознакомление с механизмом развития качеств: самостоятельности, инициативы, самоуправления, на проявление своих творческих возможностей в коллективной деятельности.

Занятия по программе организуются в интерактивных формах (беседы, лекции, деловые, интерактивные и ролевые игры, тренинги, творческие задания, конкурсы, проектирование, участие в фестивалях) на основе системно-деятельностного подхода, что позволяет успешно работать на достижение личностных и компетентностных образовательных результатов. При проведении занятий организуется сотрудничество детей с представителями местного сообщества для наибольшей эффективности развития умения выстраивать коммуникации с представителями законодательной и исполнительной власти, взрослыми и сверстниками.

Формы итоговой аттестации по программе: публичное выступление (устная презентация личного или группового проекта, выступление в школьном СМИ(газета), участие в запланированных мероприятиях.

Ожидаемые результаты программы

Требования к образовательному результату(ФГОС)

Характеристика результата(базовый уровень, повышенный уровень)

Способы оценки результата

Личностные результаты

Формирование основ гражданской идентичности

Б-будут иметь представление:

-о государственной организации России,

-об основных правах и обязанности гражданина,

-как ориентироваться в правовом пространстве;

П-приобретут компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности

Тест

Понимание значения семьи в жизни и обществе

Б-приобретут понимание ценности человеческой жизни,семьи,гражданского общества;

П-приобретут понимание нравственных норм семейной жизни

Тест

Метапредметные результаты

Формирование навыков социальной практики

Б-будут сформированы и развиты основы проектирования и планирования;

П-получат способность к созданию собственного продукта,умение принимать решения и нести ответственность за них

Защита проекта

Формирование коммуникативной компетенции

Б - получат возможность научиться:

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве,

-устанавливать рабочие отношения,сотрудничать и способствовать продуктивной совместной деятельности;

П-приобретут навыки:

-продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников,

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Публичное выступление

Учебно – тематический план

п/п

Наименование разделов и тем курса

Всего часов

В том числе

Форма контроля

   

Лекции

Практич. занятия

Раздел №1 «Социальное проектирование»

1.

Погружение в проектную деятельность

2

 

2

Анкетирование

2.

Формы проектирования в рамках ЦГО. Презентация проектов

2

1

1

 

3.

Выбор темы проекта

2

1

1

 

4.

Анализ выбранной проблемы

2

1

1

Анализ

5.

Формулирование цели и задач проекта

2

1

1

 

6.

Планирование проектной деятельности

4

1

3

 

7.

Сбор и анализ информации по выбранной проблеме.

4

 

4

Анализ

8.

Документация проекта

2

 

2

 

9.

Практическая реализация проекта

2

 

2

Наблюдение

10

Рефлексия проектной деятельности

2

 

2

 

11.

Оформление результатов проектной деятельности

2

 

2

 

12.

Презентация проекта

2

 

2

Портфолио

13.

Открытая защита проекта на школьной конференции

1

 

1

Публичное выступление

14.

Подведение итогов

1

 

1

 

Раздел №2 «Права человека»

15

Как и почему возникает право

1

1

   

16

Правовая культура и правовое поведение личности

1

1

   

17

Права и обязанности

1

1

   

18.

Отличие прав ребёнка от прав взрослых. Права ребёнка в семье

1

 

1

Ролевая игра

19.

Права ребёнка в школе

1

 

1

 

Содержание программы

Раздел №1«Социальное проектирование»

Тема №1 Погружение в проектную деятельность.

Предварительное анкетирование обучающихся. Определение интересов и ожиданий слушателей от предлагаемого курса. Понятие социального проекта. Выявление социальной проблемы через «Мозговой штурм», «Ящик предложений», метод «ромашки».

Тема №2 Формы проектирования в рамках ЦГО.

Знакомство с технологией «Я- гражданин» Презентация реализованных проектов. Проект как возможность реализовывать полученные знания на практике.

Тема №3 Выбор темы проекта

Анализ разнородных материалов (статистики, нормативных актов и др.). Оценивание возможностей школьников в реализации проекта.

Тема №4 Анализ выбранной проблемы

Исследование проблемы. Виды информации. Сбор информации.

Тема №5 Формулирование цели и задач проекта

Понятие цели и задач проекта. Определение целевой аудитории проекта.

Тема №6 Планирование проектной деятельности

Разработка плана мероприятий по реализации проекта. Распределение обязанностей, выбор ответственных. Определение возможных партнёров, составление карты контактов. Ресурсное обеспечение проекта.

Тема №7 Сбор и анализ информации по выбранной проблеме.

Социологическое исследование. Анкетирование и опросы. Создание «Ромашки проблем» разработка собственного варианта решения проблемы. Экспертиза правоспособности действий проектной команды. Обработка и систематизация полученного материала и распределение его по соответствующим разделам проекта.

Тема №8. Документация проекта

Составление сметы, письменных обращений, написание статьи в школьную газету, организация акции.

Тема №9 Практическая реализация проекта

Основные виды деятельности для реализации плана действий.

Тема №10 Рефлексия проектной деятельности

Общее обсуждение реализации проекта. Оценка достижения цели проекта. Корректировка плана проекта.

Тема№11 Оформление результатов проектной деятельности

Изучение правили требований к портфолио проекта. Оформление портфолио.

Тема №12. Презентация проекта

Критерии оценки проекта. Составление сценария, выступления. Презентация проекта.

Тема №13 Открытая защита проекта на школьной конференции

Презентация проекта на школьной конференции.

Тема №14 Подведение итогов

Общее обсуждение итогов проекта, степени достижения целей и задач проекта.

Раздел №2 «Права человека»

Тема № 15. Как и почему возникает право

Право- регулятор взаимоотношений между людьми. Теории возникновения права. Юридические нормы. Правовые нормы. Система права. Игра на тему «Мои права».

Тема № 16. Правовая культура и правовое поведение личности

От чего зависит правовая культура общества. Правовое воспитание. Правовое обучение. Систематизация правовых норм. Правомерные и противоправные действия и поступки. Субъект, объект правонарушения. Уголовная, дисциплинарная, административная, материальная гражданско-правовая ответственность.

Тема № 17 Права и обязанности

Основные права человека. Классификация прав человека. Всеобщая декларация прав человека. Равенство всех прав. Обязанности и ответственность.

Тема №18. Отличие прав ребёнка от прав взрослых. Права ребёнка в семье

Определение понятия «ребёнок». Права ребёнка. Конвенция о правах ребёнка. Определение понятия «семья». Права ребёнка в семье.

Тема №19. Права ребёнка в школе

Устав школы. Основные нарушения прав ребёнка в школе. Школьная дисциплина.


 


 

Методическое обеспечение образовательной программы

1.Будкова Л.А. Чистяков Ю.А. Учимся жить в гражданском обществе. Выпуск 2. Томск: РЦРО, 2008.-72с.

2.Иоффе А.Н., Беляков Е.М., Воскресенская Н.М., Димова И.Г., Положевец П.Г. Проект «Гражданин» и Всероссийская акция «Я - гражданин России»: Методическое пособие. 2011. -104с

3.Пахомов В.П. Социально – образовательный проект «Гражданин»: Учебное пособие для школьников. 2-е изд. Самара: Изд-во «НТЦ», 2008.-64с.

4.Проектная деятельность и компьютерные технологии. Томск, 2006.-128с.

5. Школа гражданской активности. Методическое пособие. Томск, 2013.-93с.

Приложение к Программе - список преподавателей

п/п

Фамилия, имя, отчество

Место работы (учебы), должность

Опыт работы

 

Демидович Лариса Николаевна

МБОУ «Осиновская СОШ», учитель информатики

пед. стаж 12 лет


 

Опубликовано в группе «В помощь учителю»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.