Дополнительная общеразвивающая программа «Я — гражданин» (5 класс)

6
0
Материал опубликован 12 February 2017 в группе

Администрация Кожевниковского района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«ОСИНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Центр гражданского образования «Первые шаги»

ПРИНЯТА НА ЗАСЕДАНИИ УТВЕРЖДАЮ

методического (педагогического) совета Директор

от «01» ноября 2016г. _________________ Нимирская Е.В.

Протокол №______ «01» ноября 2016 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

Название программы «Я - гражданин»


 

Возраст слушателей: 11-12лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

Демидович Л.Н.,

учитель русского языка и литературы

 

Томск 2016

Пояснительная записка

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования направлен на обеспечение формирования российской гражданской идентичности обучающихся; воспитание и социализацию обучающихся, их самоидентификацию посредством личностно и общественно значимой деятельности, социального и гражданского становления.

Выпускник школы должен быть:

мотивирован на творчество и инновационную деятельность;

готов к сотрудничеству и способен осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;

социально активен, уважать закон и правопорядок, осознавать ответственность перед семьёй, обществом, государством, человечеством;

уважать мнение других людей, уметь вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать.

Всё это нацеливает современную общеобразовательную школу на внедрение новых организационных форм гражданского образования и воспитания.

Цель программы: организация занятий духовно-нравственной направленности по формированию гражданской, социальной, этической, коммуникативной компетентности школьников

Задачи:

содействия ребенку в понимании особенностей общественных отношений в семье, городе или деревне; в селе — в родном крае, в родной стране, входящей в систему стран всего мира; понимание прав и свобод личности развитие гордости за героическое прошлое Отечества, интереса к отечественной культуре, основ здорового образа жизни;

помощи в осознании своей принадлежности государству, предоставляющему каждому его гражданину определенные права и требующему исполнения определенных обязанностей; формирование патриотизма, активной гражданской позиции,

обогащение знаниями, о малой и большой Родине, раскрывающими прошлое, историю, способствующими присвоению определенных норм морали, нравственности.

формирование нравственной основы личности творческих способностей, повышение уровня духовной культуры приобретение основных навыков поведения в социуме.

Программа «Я – гражданин» предназначена для обучающихся5-6 классов и разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, с учётом компетентностного подхода в гражданском образовании обучающихся, на основе принципов, позволяющих воспитать социально активную, нравственно и физически здоровую гражданскую личность. Содержание программы направлено на понимание значение подростка в коллективе, в семье, на ознакомление с механизмом развития качеств: самостоятельности, инициативы, самоуправления, на проявление своих творческих возможностей в коллективной деятельности.

Занятия по программе организуются в интерактивных формах (беседы, лекции, деловые, интерактивные и ролевые игры, тренинги, творческие задания, конкурсы, проектирование, участие в фестивалях) на основе системно-деятельностного подхода, что позволяет успешно работать на достижение личностных и компетентностных образовательных результатов. При проведении занятий организуется сотрудничество детей с представителями местного сообщества для наибольшей эффективности развития умения выстраивать коммуникации с представителями законодательной и исполнительной власти, взрослыми и сверстниками.

Формы итоговой аттестации по программе: публичное выступление (устная презентация личного или группового проекта, выступление в школьном СМИ(газета), участие в запланированных мероприятиях.

Ожидаемые результаты программы

Требования к образовательному результату(ФГОС)

Характеристика результата(базовый уровень, повышенный уровень)

Способы оценки результата

Личностные результаты

Формирование основ гражданской идентичности

Б-будут иметь представление:

-о государственной организации России,

-об основных правах и обязанности гражданина,

-как ориентироваться в правовом пространстве;

П-приобретут компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности

Тест

Понимание значения семьи в жизни и обществе

Б-приобретут понимание ценности человеческой жизни,семьи,гражданского общества;

П-приобретут понимание нравственных норм семейной жизни

Тест

Метапредметные результаты

Формирование навыков социальной практики

Б-будут сформированы и развиты основы проектирования и планирования;

П-получат способность к созданию собственного продукта,умение принимать решения и нести ответственность за них

Защита проекта

Формирование коммуникативной компетенции

Б - получат возможность научиться:

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве,

-устанавливать рабочие отношения,сотрудничать и способствовать продуктивной совместной деятельности;

П-приобретут навыки:

-продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников,

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Публичное выступление

Учебно – тематический план

п/п

Наименование разделов и тем курса

Всего часов

В том числе

Форма контроля

   

Лекции

Практич. занятия

Раздел №1 «Социальное проектирование»

1.

Погружение в проектную деятельность

2

 

2

Анкетирование

2.

Формы проектирования в рамках ЦГО. Презентация проектов

2

1

1

 

3.

Выбор темы проекта

2

1

1

 

4.

Анализ выбранной проблемы

2

1

1

Анализ

5.

Формулирование цели и задач проекта

2

1

1

 

6.

Планирование проектной деятельности

4

1

3

 

7.

Сбор и анализ информации по выбранной проблеме.

4

 

4

Анализ

8.

Документация проекта

2

 

2

 

9.

Практическая реализация проекта

2

 

2

Наблюдение

10

Рефлексия проектной деятельности

2

 

2

 

11.

Оформление результатов проектной деятельности

2

 

2

 

12.

Презентация проекта

2

 

2

Портфолио

13.

Открытая защита проекта на школьной конференции

1

 

1

Публичное выступление

14.

Подведение итогов

1

 

1

 

Раздел №2 «Права человека»

15

Как и почему возникает право

1

1

   

16

Правовая культура и правовое поведение личности

1

1

   

17

Права и обязанности

1

1

   

18.

Отличие прав ребёнка от прав взрослых. Права ребёнка в семье

1

 

1

Ролевая игра

19.

Права ребёнка в школе

1

 

1

 

Содержание программы

Раздел №1«Социальное проектирование»

Тема №1 Погружение в проектную деятельность.

Предварительное анкетирование обучающихся. Определение интересов и ожиданий слушателей от предлагаемого курса. Понятие социального проекта. Выявление социальной проблемы через «Мозговой штурм», «Ящик предложений», метод «ромашки».

Тема №2 Формы проектирования в рамках ЦГО.

Знакомство с технологией «Я- гражданин» Презентация реализованных проектов. Проект как возможность реализовывать полученные знания на практике.

Тема №3 Выбор темы проекта

Анализ разнородных материалов (статистики, нормативных актов и др.). Оценивание возможностей школьников в реализации проекта.

Тема №4 Анализ выбранной проблемы

Исследование проблемы. Виды информации. Сбор информации.

Тема №5 Формулирование цели и задач проекта

Понятие цели и задач проекта. Определение целевой аудитории проекта.

Тема №6 Планирование проектной деятельности

Разработка плана мероприятий по реализации проекта. Распределение обязанностей, выбор ответственных. Определение возможных партнёров, составление карты контактов. Ресурсное обеспечение проекта.

Тема №7 Сбор и анализ информации по выбранной проблеме.

Социологическое исследование. Анкетирование и опросы. Создание «Ромашки проблем» разработка собственного варианта решения проблемы. Экспертиза правоспособности действий проектной команды. Обработка и систематизация полученного материала и распределение его по соответствующим разделам проекта.

Тема №8. Документация проекта

Составление сметы, письменных обращений, написание статьи в школьную газету, организация акции.

Тема №9 Практическая реализация проекта

Основные виды деятельности для реализации плана действий.

Тема №10 Рефлексия проектной деятельности

Общее обсуждение реализации проекта. Оценка достижения цели проекта. Корректировка плана проекта.

Тема№11 Оформление результатов проектной деятельности

Изучение правили требований к портфолио проекта. Оформление портфолио.

Тема №12. Презентация проекта

Критерии оценки проекта. Составление сценария, выступления. Презентация проекта.

Тема №13 Открытая защита проекта на школьной конференции

Презентация проекта на школьной конференции.

Тема №14 Подведение итогов

Общее обсуждение итогов проекта, степени достижения целей и задач проекта.

Раздел №2 «Права человека»

Тема № 15. Как и почему возникает право

Право- регулятор взаимоотношений между людьми. Теории возникновения права. Юридические нормы. Правовые нормы. Система права. Игра на тему «Мои права».

Тема № 16. Правовая культура и правовое поведение личности

От чего зависит правовая культура общества. Правовое воспитание. Правовое обучение. Систематизация правовых норм. Правомерные и противоправные действия и поступки. Субъект, объект правонарушения. Уголовная, дисциплинарная, административная, материальная гражданско-правовая ответственность.

Тема № 17 Права и обязанности

Основные права человека. Классификация прав человека. Всеобщая декларация прав человека. Равенство всех прав. Обязанности и ответственность.

Тема №18. Отличие прав ребёнка от прав взрослых. Права ребёнка в семье

Определение понятия «ребёнок». Права ребёнка. Конвенция о правах ребёнка. Определение понятия «семья». Права ребёнка в семье.

Тема №19. Права ребёнка в школе

Устав школы. Основные нарушения прав ребёнка в школе. Школьная дисциплина.


 


 

Методическое обеспечение образовательной программы

1.Будкова Л.А. Чистяков Ю.А. Учимся жить в гражданском обществе. Выпуск 2. Томск: РЦРО, 2008.-72с.

2.Иоффе А.Н., Беляков Е.М., Воскресенская Н.М., Димова И.Г., Положевец П.Г. Проект «Гражданин» и Всероссийская акция «Я - гражданин России»: Методическое пособие. 2011. -104с

3.Пахомов В.П. Социально – образовательный проект «Гражданин»: Учебное пособие для школьников. 2-е изд. Самара: Изд-во «НТЦ», 2008.-64с.

4.Проектная деятельность и компьютерные технологии. Томск, 2006.-128с.

5. Школа гражданской активности. Методическое пособие. Томск, 2013.-93с.

Приложение к Программе - список преподавателей

п/п

Фамилия, имя, отчество

Место работы (учебы), должность

Опыт работы

 

Демидович Лариса Николаевна

МБОУ «Осиновская СОШ», учитель информатики

пед. стаж 12 лет


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации