12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
![]() | Демидович Лариса Николаевна407 Россия, Томская обл., Кожевниковский район с.Осиновка Материал размещён в группе «В помощь учителю» |
Дополнительная общеразвивающая программа «Я - гражданин»
Администрация Кожевниковского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«ОСИНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Центр гражданского образования «Первые шаги»
ПРИНЯТА НА ЗАСЕДАНИИ УТВЕРЖДАЮ
методического (педагогического) совета Директор
от «01» ноября 2016г. _________________ Нимирская Е.В.
Протокол №______ «01» ноября 2016 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Название программы «Я - гражданин»
Возраст слушателей: 11-12лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Демидович Л.Н.,
учитель русского языка и литературы
Томск 2016
Пояснительная записка
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования направлен на обеспечение формирования российской гражданской идентичности обучающихся; воспитание и социализацию обучающихся, их самоидентификацию посредством личностно и общественно значимой деятельности, социального и гражданского становления.
Выпускник школы должен быть:
мотивирован на творчество и инновационную деятельность;
готов к сотрудничеству и способен осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;
социально активен, уважать закон и правопорядок, осознавать ответственность перед семьёй, обществом, государством, человечеством;
уважать мнение других людей, уметь вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать.
Всё это нацеливает современную общеобразовательную школу на внедрение новых организационных форм гражданского образования и воспитания.
Цель программы: организация занятий духовно-нравственной направленности по формированию гражданской, социальной, этической, коммуникативной компетентности школьников
Задачи:
– содействия ребенку в понимании особенностей общественных отношений в семье, городе или деревне; в селе — в родном крае, в родной стране, входящей в систему стран всего мира; понимание прав и свобод личности развитие гордости за героическое прошлое Отечества, интереса к отечественной культуре, основ здорового образа жизни;
– помощи в осознании своей принадлежности государству, предоставляющему каждому его гражданину определенные права и требующему исполнения определенных обязанностей; формирование патриотизма, активной гражданской позиции,
– обогащение знаниями, о малой и большой Родине, раскрывающими прошлое, историю, способствующими присвоению определенных норм морали, нравственности.
– формирование нравственной основы личности творческих способностей, повышение уровня духовной культуры приобретение основных навыков поведения в социуме.
Программа «Я – гражданин» предназначена для обучающихся5-6 классов и разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, с учётом компетентностного подхода в гражданском образовании обучающихся, на основе принципов, позволяющих воспитать социально активную, нравственно и физически здоровую гражданскую личность. Содержание программы направлено на понимание значение подростка в коллективе, в семье, на ознакомление с механизмом развития качеств: самостоятельности, инициативы, самоуправления, на проявление своих творческих возможностей в коллективной деятельности.
Занятия по программе организуются в интерактивных формах (беседы, лекции, деловые, интерактивные и ролевые игры, тренинги, творческие задания, конкурсы, проектирование, участие в фестивалях) на основе системно-деятельностного подхода, что позволяет успешно работать на достижение личностных и компетентностных образовательных результатов. При проведении занятий организуется сотрудничество детей с представителями местного сообщества для наибольшей эффективности развития умения выстраивать коммуникации с представителями законодательной и исполнительной власти, взрослыми и сверстниками.
Формы итоговой аттестации по программе: публичное выступление (устная презентация личного или группового проекта, выступление в школьном СМИ(газета), участие в запланированных мероприятиях.
Ожидаемые результаты программы
Требования к образовательному результату(ФГОС) | Характеристика результата(базовый уровень, повышенный уровень) | Способы оценки результата |
Личностные результаты | ||
Формирование основ гражданской идентичности | Б-будут иметь представление: -о государственной организации России, -об основных правах и обязанности гражданина, -как ориентироваться в правовом пространстве; П-приобретут компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности | Тест |
Понимание значения семьи в жизни и обществе | Б-приобретут понимание ценности человеческой жизни,семьи,гражданского общества; П-приобретут понимание нравственных норм семейной жизни | Тест |
Метапредметные результаты | ||
Формирование навыков социальной практики | Б-будут сформированы и развиты основы проектирования и планирования; П-получат способность к созданию собственного продукта,умение принимать решения и нести ответственность за них | Защита проекта |
Формирование коммуникативной компетенции | Б - получат возможность научиться: -учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, -устанавливать рабочие отношения,сотрудничать и способствовать продуктивной совместной деятельности; П-приобретут навыки: -продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, -договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности | Публичное выступление |
Учебно – тематический план
№п/п | Наименование разделов и тем курса | Всего часов | В том числе | Форма контроля | |
Лекции | Практич. занятия | ||||
Раздел №1 «Социальное проектирование» | |||||
1. | Погружение в проектную деятельность | 2 | 2 | Анкетирование | |
2. | Формы проектирования в рамках ЦГО. Презентация проектов | 2 | 1 | 1 | |
3. | Выбор темы проекта | 2 | 1 | 1 | |
4. | Анализ выбранной проблемы | 2 | 1 | 1 | Анализ |
5. | Формулирование цели и задач проекта | 2 | 1 | 1 | |
6. | Планирование проектной деятельности | 4 | 1 | 3 | |
7. | Сбор и анализ информации по выбранной проблеме. | 4 | 4 | Анализ | |
8. | Документация проекта | 2 | 2 | ||
9. | Практическая реализация проекта | 2 | 2 | Наблюдение | |
10 | Рефлексия проектной деятельности | 2 | 2 | ||
11. | Оформление результатов проектной деятельности | 2 | 2 | ||
12. | Презентация проекта | 2 | 2 | Портфолио | |
13. | Открытая защита проекта на школьной конференции | 1 | 1 | Публичное выступление | |
14. | Подведение итогов | 1 | 1 | ||
Раздел №2 «Права человека» | |||||
15 | Как и почему возникает право | 1 | 1 | ||
16 | Правовая культура и правовое поведение личности | 1 | 1 | ||
17 | Права и обязанности | 1 | 1 | ||
18. | Отличие прав ребёнка от прав взрослых. Права ребёнка в семье | 1 | 1 | Ролевая игра | |
19. | Права ребёнка в школе | 1 | 1 |
Содержание программы
Раздел №1«Социальное проектирование»
Тема №1 Погружение в проектную деятельность.
Предварительное анкетирование обучающихся. Определение интересов и ожиданий слушателей от предлагаемого курса. Понятие социального проекта. Выявление социальной проблемы через «Мозговой штурм», «Ящик предложений», метод «ромашки».
Тема №2 Формы проектирования в рамках ЦГО.
Знакомство с технологией «Я- гражданин» Презентация реализованных проектов. Проект как возможность реализовывать полученные знания на практике.
Тема №3 Выбор темы проекта
Анализ разнородных материалов (статистики, нормативных актов и др.). Оценивание возможностей школьников в реализации проекта.
Тема №4 Анализ выбранной проблемы
Исследование проблемы. Виды информации. Сбор информации.
Тема №5 Формулирование цели и задач проекта
Понятие цели и задач проекта. Определение целевой аудитории проекта.
Тема №6 Планирование проектной деятельности
Разработка плана мероприятий по реализации проекта. Распределение обязанностей, выбор ответственных. Определение возможных партнёров, составление карты контактов. Ресурсное обеспечение проекта.
Тема №7 Сбор и анализ информации по выбранной проблеме.
Социологическое исследование. Анкетирование и опросы. Создание «Ромашки проблем» разработка собственного варианта решения проблемы. Экспертиза правоспособности действий проектной команды. Обработка и систематизация полученного материала и распределение его по соответствующим разделам проекта.
Тема №8. Документация проекта
Составление сметы, письменных обращений, написание статьи в школьную газету, организация акции.
Тема №9 Практическая реализация проекта
Основные виды деятельности для реализации плана действий.
Тема №10 Рефлексия проектной деятельности
Общее обсуждение реализации проекта. Оценка достижения цели проекта. Корректировка плана проекта.
Тема№11 Оформление результатов проектной деятельности
Изучение правили требований к портфолио проекта. Оформление портфолио.
Тема №12. Презентация проекта
Критерии оценки проекта. Составление сценария, выступления. Презентация проекта.
Тема №13 Открытая защита проекта на школьной конференции
Презентация проекта на школьной конференции.
Тема №14 Подведение итогов
Общее обсуждение итогов проекта, степени достижения целей и задач проекта.
Раздел №2 «Права человека»
Тема № 15. Как и почему возникает право
Право- регулятор взаимоотношений между людьми. Теории возникновения права. Юридические нормы. Правовые нормы. Система права. Игра на тему «Мои права».
Тема № 16. Правовая культура и правовое поведение личности
От чего зависит правовая культура общества. Правовое воспитание. Правовое обучение. Систематизация правовых норм. Правомерные и противоправные действия и поступки. Субъект, объект правонарушения. Уголовная, дисциплинарная, административная, материальная гражданско-правовая ответственность.
Тема № 17 Права и обязанности
Основные права человека. Классификация прав человека. Всеобщая декларация прав человека. Равенство всех прав. Обязанности и ответственность.
Тема №18. Отличие прав ребёнка от прав взрослых. Права ребёнка в семье
Определение понятия «ребёнок». Права ребёнка. Конвенция о правах ребёнка. Определение понятия «семья». Права ребёнка в семье.
Тема №19. Права ребёнка в школе
Устав школы. Основные нарушения прав ребёнка в школе. Школьная дисциплина.
Методическое обеспечение образовательной программы
1.Будкова Л.А. Чистяков Ю.А. Учимся жить в гражданском обществе. Выпуск 2. Томск: РЦРО, 2008.-72с.
2.Иоффе А.Н., Беляков Е.М., Воскресенская Н.М., Димова И.Г., Положевец П.Г. Проект «Гражданин» и Всероссийская акция «Я - гражданин России»: Методическое пособие. 2011. -104с
3.Пахомов В.П. Социально – образовательный проект «Гражданин»: Учебное пособие для школьников. 2-е изд. Самара: Изд-во «НТЦ», 2008.-64с.
4.Проектная деятельность и компьютерные технологии. Томск, 2006.-128с.
5. Школа гражданской активности. Методическое пособие. Томск, 2013.-93с.
Приложение к Программе - список преподавателей
№ п/п | Фамилия, имя, отчество | Место работы (учебы), должность | Опыт работы |
| Демидович Лариса Николаевна | МБОУ «Осиновская СОШ», учитель информатики | пед. стаж 12 лет |