Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Текстильная кукла» (1–5 класс)
Управление образования Администрации
Верхнесалдинского городского округа
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Детско-юношеский центр»
СОГЛАСОВАНО Протокол педагогического совета № 1 от 06.09.2018 |
УТВЕРЖДЕНО Приказом директора «ДЮЦ» № 50 от 06.09.2018 года _____________________Е.П.Чукавина |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Текстильная кукла»
(стартовый уровень)
Направленность: художественная
Возраст детей: 7-12 лет
Срок реализации: 2 года
Автор - составитель:
Гришина Ольга Владимировна
педагог дополнительного образования
первая квалификационная категория
г. Верхняя Салда
2018 год
Содержание
Стр. |
||
Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы» |
3 |
|
1.1. |
Пояснительная записка |
3 |
1.2. |
Цель и задачи программы |
7 |
1.3. |
Содержание программы |
7 |
1.4. |
Учебный план |
10 |
1.5. |
Планируемые результаты |
15 |
Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий» |
18 |
|
2.1. |
Календарный учебный график |
18 |
2.2. |
Условия реализации программы |
18 |
2.3. |
Формы аттестации |
18 |
2.4. |
Оценочные материалы |
18 |
2.5. |
Методические материалы |
18 |
2.6. |
Список литературы. |
20 |
Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»
-
Пояснительная записка
Сегодня все большую популярность приобретают текстильные куклы.
Кукла... Это слово родом из детства. Многие из нас, в детстве, играли в кукол, придумывали себе сказочный кукольный мир. Мир кукол, будто дивное царство, манит к себе и для каждого там найдется свой уголок.
Мягкие на ощупь, теплые, домашние, уютные, эти куклы и сегодня вызывают желание прижать к себе, быть с ними рядом, носить с собой, холить и заботиться о них.
Сейчас у современных детей другие игрушки научно-технического прогресса: айфоны, айпады, компьютеры, ноутбуки. Но прикоснувшись к сказке, они так и остались в придуманном кукольном мире.
Кукла, выполненная своими руками, имеет большое значение в творческом развитии ребенка, является не только результатом труда, но и творческим выражением его индивидуальности. Кукла, прошедшая через руки ребенка, становится особенно привлекательной. Вещь, над которой он трудился, вкладывая в нее выдумку, фантазию и любовь, особенно дорога ему. Работа над изготовлением куклы открывает большие возможности для развития инициативы, будит положительные эмоции, вдохновляет, активизирует детскую мысль.
Программа «Текстильная кукла» разработана в соответствии со следующими нормативно - правовыми документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации» (п. 22 ст. 2, ч. 1,5 ст.12, ч. 7 ст. 28, ст. 30, п. 5 ч. 3 ст. 47, п. 1 ч. 1 ст. 48).
Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4.09.2014 № 1726- р).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (п.18.2.2).
Письма Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 16 июля 2012 г. № 05-2680.
Приказ Минобрнауки от 29 августа 2013 № 1008 «Об утверждении Порядка и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Письмо Минобрнауки от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
Методические рекомендации МОиНРФ по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) от 18.11.2015 г.(№09-3242)
Закон Свердловской области от 15.07.2013 № 78 – ОЗ «Об образовании в Свердловской области».
Устав Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр» от 07.09.2015 № 235.
Образовательная программа Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр» на 2018-2019 учебный год.
Положение о рабочей программе педагога «ДЮЦ».
Учебный план «ДЮЦ» на 2018-2019 учебный год.
Направленность программы – художественная.
Актуальность программы состоит в потребности продуктивной деятельности детей к возрождению традиционного искусства, в частности, изготовления народной и современной текстильной куклы.
История текстильной игрушки насчитывает уже не один век, но, как и в древние времена, она остается актуальной и востребованной.
В каждой семье из поколения в поколение дети играют в кукол. Тряпичная кукла - это наша история, традиции, культура, она имела несколько назначений и была неотъемлемой частью быта людей.
Мы живём в удивительное время, где происходит много разных открытий, но природа детства остаётся прежней, как и 100-200 лет назад: дети растут, играют, познают мир.
Данная программа предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому ребенку открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.
Новизна программы состоит в том, что она позволяет использовать различные технологии изготовления текстильной куклы, не ограничиваясь определенными материалами или стилем. В этом многообразии кукольного мира испробовать все, и выбрать наиболее близкий ребенку вид творчества.
Педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы заключается в создании особой развивающей среды для выявления и развития общих и творческих способностей обучающихся, что может способствовать не только их приобщению к творчеству, но и раскрытию лучших человеческих качеств. Ребенок научится видеть красоту окружающего мира.
Обучающиеся по данной программе получат возможность дополнять знания, приобретенные в общеобразовательной школе по технологии, и в дальнейшем использовать их в повседневной жизни.
Практическая значимость
Особенностью данной программы является то, что программа предполагает не только овладение техниками художественного творчества, но ориентирована на учащихся, уже имеющих знания, умения и навыки изготовления текстильных кукол. В результате освоения данной программы, они могут совершенствовать свое мастерство, а это создаст условия для самореализации личности ребёнка и будет способствовать развитию художественного вкуса, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Программа ориентирует учащихся на самостоятельность в поисках цветового решения, в выборе способов изготовления изделий через ряд соответствующих заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, развитие фантазии.
В процессе обучения происходит знакомство с различными тканями, их технологическими и практическими особенностями, видами ручных и машинных швов, методами обработки, правилами кроя. Ребенок, освоив навыки моделирования, конструирования и технологию изготовления, научится не только создавать текстильных кукол по своему замыслу, но сможет в дальнейшем самостоятельно создавать свой неповторимый стиль и имидж, научится одеваться сам и одевать других без лишних затрат.
Программа «Текстильная кукла» разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности О. А. Кожиной «Декоративно-прикладное искусство».
Данная программа является модифицированной, в исходную программу были внесены изменения с учётом особенностей образовательного учреждения, возраста и уровня подготовки детей, режима и временных параметров осуществления деятельности.
Программный курс рассчитан на два года обучения и составляет:
1 год обучения в количестве 68 часов (2 часа в неделю).
2 год обучения в количестве 68 часов (2 часа в неделю).
Основной формой работы являются учебные занятия, продолжительность которых составляет 40 минут, с обязательным перерывом между занятиями 10 минут.
Содержание программы включает основные приемы обработки и раскроя ткани (изготовление кукол и одежды для них), различные виды техник работы с тканью (изготовление аксессуаров для кукол), тем самым затрагивая несколько предметных областей: изобразительное искусство, технология, история, окружающий мир.
Программный материал выстроен с учетом возрастных особенностей обучающихся и включает в себя теоретическую и практическую части.
Теоретическая часть предполагает знакомство обучающихся с историей текстильных кукол, их видами и значением, техниками и основными приемами работы с тканью.
Практическая часть основана на применении знаний в творческом процессе.
1.2. Цель и задачи программы
Цель: развитие творческих способностей обучающихся через воплощение выбранного образа, путём создания авторской куклы.
Задачи:
- Научить основным приемам шитья текстильных игрушек.
- Формировать практические навыки (виды ручных и машинных швов, раскрой изделия, последовательность соединения деталей, изготовление одежды и аксессуаров для кукол).
- Развивать внимание, память, воображение, художественно-конструкторские способности, мелкую моторику, художественный вкус и фантазию детей.
- Воспитать трудолюбие, аккуратность, эстетический вкус.
- Формировать культуру труда (планирование и организация практической деятельности, аккуратность, экономное использование материалов, содержание в порядке рабочего места, соблюдение правил техники безопасности при выполнении работ с различными инструментами).
1.3. Содержание программы
1 год обучения.
1. Вводное занятие - 2 часа.
Инструктаж по технике безопасности. План работы на год. Мониторинг качества образования (Работа по карточкам: детям предлагается ответить на вопросы).
2. История и виды текстильных кукол – 2 часа.
Теория: Знакомство с историей и видами текстильных кукол.
Практика: Определить и назвать виды текстильных кукол.
3. Технология изготовления текстильных кукол – 2 часа.
Теория: Понятие «шаблон». Цветовое решение. Правила и последовательность изготовления текстильных кукол.
Практика: Определить и назвать этапы изготовления куклы.
4. Основные виды ручных швов, их применение – 2 часа.
Теория: Знакомство с ручными швами и их применением.
Практика: Выполнение ручных швов по образцу («петельный», «вперед иголка», «строчка» или «назад иголка», «потайной»).
5. Раскрой, основные правила раскроя – 2 часа.
Теория: Основные правила раскроя по шаблону. Работа с чертежами и выкройками. Знакомство с понятием «припуск на шов».
Практика: Раскрой куклы по шаблону.
6. Сборка текстильной куклы. Декоративные элементы – 2 часа.
Теория: Основные правила соединения куклы. Знакомство с декоративными элементами.
Практика: Сборка куклы (последовательность соединения деталей куклы).
7. Текстильные куклы в стиле Тильда – 18 часов.
Практика: Раскрой изделия по шаблону. Соединение деталей кроя. Стачивание и набивка деталей изделия. Сборка изделия. Изготовление одежды для куклы. Декорирование изделия по собственному замыслу (Тильда – тюльпан, Тильда – улитка, Тильда в чашке, Кружка в стиле Тильда, Блюдце в стиле Тильда).
8. Примитивные куклы – 20 часов.
Практика: Раскрой изделия. Соединение деталей кроя. Стачивание и набивка деталей куклы. Сборка изделия. Изготовление одежды для куклы. Декорирование изделия по собственному замыслу (девочка с большими ногами, примитивная кукла Анна, рыжая Анютка).
9. Куклы Ангелы – 7 часов.
Практика: Раскрой изделия. Последовательность работы при изготовлении изделия. Декорирование изделия по собственному замыслу (кукла-оберег Ангел, Тильда-Ангел, примитивная кукла Ангел).
10. Итоговое занятие - 2 часа.
Подведение итогов работы. Мониторинг качества образования.
2 год обучения.
1. Вводное занятие - 2 часа.
Инструктаж по технике безопасности. План работы на год. Мониторинг качества образования.
2. История и виды текстильных кукол – 2 часа.
Теория: Знакомство с историей и видами текстильных кукол.
Практика: Определить и назвать виды текстильных кукол.
3. Технология изготовления текстильных кукол – 2 часа.
Теория: Понятие «шаблон». Цветовое решение. Правила и последовательность изготовления текстильных кукол.
Практика: Отработка навыков ручного шитья.
4. Основные виды машинных швов, их применение – 2 часа.
Теория: Знакомство с машинными швами и их применением.
Практика: Знакомство со швейной машиной. Выполнение машинных швов по образцу («строчка», «зигзаг»).
5. Раскрой, основные правила раскроя – 2 часа.
Теория: Основные правила раскроя изделия на ткани. Работа с чертежами и выкройками.
Практика: Построение выкройки куклы по своему замыслу. Раскрой на ткани. Вырезание деталей с учетом припусков не швы.
6. Сборка текстильной куклы. Декоративные элементы – 2 часа.
Теория: Основные правила соединения куклы. Знакомство с декоративными элементами.
Практика: Сборка куклы. Изготовление декоративных элементов (аксессуары для куклы).
7. Текстильные куклы в стиле Тильда – 20 часов.
Практика: Раскрой изделия. Соединение деталей кроя. Стачивание и набивка деталей куклы. Сборка изделия. Изготовление одежды для куклы. Декорирование изделия по собственному замыслу (Домик – тильда, Тильда – овощи, Тильда – фрукты, принцесса на горошине, малышка Тильда).
8. Мелочи для кухни – 12 часов.
Практика: Раскрой изделий. Соединение деталей кроя. Сборка изделия. Декорирование изделия по собственному замыслу (грелка на чайник «Курочка наседка», объемный текстильный чайник, прихватка – рукавичка «Свинка», карман для мелочей - «Гусь»).
9. Примитивные игрушки – 12 часов.
Практика: Раскрой изделия. Соединение деталей кроя. Стачивание и набивка деталей куклы. Сборка изделия. Изготовление одежды для куклы. Декорирование изделия по собственному замыслу (джинсовый кот, русалка, енот).
10. Куклы тыквоголовки – 8 часов.
Практика: Раскрой изделия. Соединение деталей кроя. Стачивание и набивка деталей куклы. Сборка изделия. Изготовление одежды для куклы. Декорирование изделия по собственному замыслу (кукла «Рыжуля», кукла София).
11. Итоговое занятие - 2 часа.
Проведение выставки работ воспитанников. Мониторинг качества образования.
1.4.Учебный план
I год обучения
№ |
Наименование темы |
Количество часов |
Формы организации/контроля |
|||
Всего |
Теория |
Практика |
||||
1. |
Организационное занятие. Мониторинг качества образования |
2 |
1 |
1 |
||
2. |
История и виды текстильных кукол. |
2 |
1 |
1 |
Проверочная работа |
|
3. |
Технология изготовления текстильных кукол. |
2 |
1 |
1 |
Наблюдение |
|
4. |
Основные виды ручных швов, их применение. |
2 |
1 |
1 |
Самостоятельная работа |
|
5. |
Раскрой, основные правила раскроя. |
2 |
1 |
1 |
Самостоятельная работа |
|
6. |
Сборка текстильной куклы. Декоративные элементы. |
2 |
1 |
1 |
Самостоятельная работа |
|
7. |
Текстильные куклы в стиле Тильда. |
18 |
||||
7.1 |
Изготовление Тильда тюльпана. |
2 |
||||
7.2 |
Оформление готового изделия. |
2 |
2 |
Готовая работа |
||
7.3 |
Изготовление Тильда улитки. |
2 |
2 |
|||
7.4 |
Оформление готового изделия. |
2 |
Готовая работа |
|||
7.5 |
Изготовление куклы - Тильда в чашке. |
2 |
2 |
|||
7.6 |
Оформление готового изделия. |
2 |
2 |
Готовая работа |
||
7.7 |
Кружка в стиле Тильда. |
2 |
2 |
|||
7.8 |
Блюдце в стиле Тильда. |
2 |
2 |
|||
7.9 |
Оформление готового изделия. |
2 |
2 |
Готовая работа |
||
8. |
Примитивные куклы. |
20 |
||||
8.1 |
Девочка с большими ногами. |
2 |
2 |
|||
8.2 |
Изготовление туловища куклы. |
2 |
2 |
|||
8.3 |
Изготовление одежды. |
2 |
2 |
|||
8.4 |
Изготовление обуви. |
2 |
2 |
Готовая работа |
||
8.5 |
Примитивная кукла Анна. |
2 |
2 |
|||
8.6 |
Изготовление туловища куклы. |
2 |
2 |
|||
8.7 |
Изготовление одежды. |
2 |
2 |
|||
8.8 |
Изготовление обуви. |
2 |
2 |
Готовая работа |
||
8.9 |
Рыжая Анютка. |
2 |
2 |
|||
8.10 |
Оформление готового изделия. |
2 |
2 |
Готовая работа |
||
9. |
Куклы Ангелы. |
14 |
||||
9.1 |
Кукла-оберег Ангел. |
2 |
||||
9.2 |
Оформление готового изделия. |
2 |
2 |
Готовая работа |
||
9.3 |
Тильда-Ангел. |
2 |
2 |
|||
9.4 |
Изготовление туловища куклы. |
2 |
2 |
|||
9.5 |
Изготовление одежды. |
2 |
2 |
Готовая работа |
||
9.6 |
Примитивная кукла Ангел. |
2 |
2 |
|||
9.7 |
Изготовление одежды. |
2 |
2 |
|||
10. |
Итоговое занятие. Мониторинг качества образования. |
2 |
2 |
Проверочная работа |
||
ИТОГО: |
68 |
6 |
62 |
II год обучения
№ |
Наименование темы |
Количество часов |
Формы организации/контроля |
|||
Всего |
Теория |
Практика |
||||
1. |
Вводное занятие. Мониторинг качества образования. |
2 |
1 |
1 |
Проверочная работа |
|
2. |
История и виды текстильных кукол. |
2 |
1 |
1 |
||
3. |
Технология изготовления текстильных кукол. |
2 |
1 |
1 |
Наблюдение |
|
4. |
Основные виды машинных швов. |
2 |
1 |
1 |
Самостоятельная работа |
|
5. |
Раскрой, основные правила раскроя. |
2 |
1 |
1 |
Самостоятельная работа |
|
6. |
Сборка текстильной куклы. Декоративные элементы. |
2 |
1 |
1 |
Наблюдение |
|
7. |
Текстильные куклы в стиле Тильда. |
20 |
||||
7.1 |
Домик – тильда. |
2 |
2 |
|||
7.2 |
Тильда - овощи. Тыква, морковка, свекла. |
2 |
2 |
|||
7.3 |
Оформление готового изделия. |
2 |
2 |
Готовая работа |
||
7.4 |
Тильда – фрукты. Яблоко, груша, банан. |
2 |
2 |
|||
7.5 |
Оформление готового изделия. |
2 |
2 |
Готовая работа |
||
7.6 |
Принцесса на горошине. |
2 |
2 |
|||
7.7 |
Оформление игрушки. |
2 |
2 |
Готовая работа |
||
7.8 |
Изготовление одежды и подушек для куклы. |
2 |
2 |
Готовая работа |
||
7.9 |
Малышка Тильда. |
2 |
2 |
|||
7.10 |
Оформление куклы. |
2 |
2 |
Готовая работа |
||
8. |
Мелочи для кухни. |
14 |
||||
8.1 |
Грелка на чайник «Курочка наседка». |
2 |
2 |
|||
8.2 |
Оформление куклы. |
2 |
2 |
Готовая работа |
||
8.3 |
Объемный текстильный чайник. |
2 |
2 |
|||
8.4 |
Оформление готового изделия. |
2 |
2 |
Готовая работа |
||
8.5 |
Прихватка – рукавичка «Свинка». |
2 |
2 |
|||
8.6 |
Оформление готового изделия. |
2 |
2 |
Готовая работа |
||
8.7 |
Карман для мелочей «Гусь». |
2 |
2 |
|||
8.8 |
Оформление готового изделия. |
2 |
2 |
Готовая работа |
||
9. |
Примитивные игрушки. |
12 |
||||
9.1 |
Русалка. |
2 |
2 |
|||
9.2 |
Оформление готового изделия. |
2 |
2 |
Готовая работа |
||
9.3 |
Джинсовый кот. |
2 |
2 |
|||
9.4 |
Оформление готового изделия. |
2 |
2 |
Готовая работа |
||
9.5 |
Енот. |
2 |
2 |
|||
9.6 |
Оформление куклы. |
2 |
2 |
Готовая работа |
||
10. |
Куклы тыквоголовки. |
8 |
||||
10.1 |
Кукла «Рыжуля». |
2 |
2 |
|||
10.2 |
Оформление куклы. |
2 |
2 |
Готовая работа |
||
10.3 |
Кукла София. |
2 |
2 |
|||
10.4 |
Оформление готового изделия. |
2 |
2 |
Готовая работа |
||
11. |
Итоговое занятие. Мониторинг качества образования. |
2 |
2 |
Проверочная работа |
||
ИТОГО: |
68 |
6 |
62 |
1.5. Планируемые результаты
Освоение детьми программы «Текстильная кукла» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
Личностные результаты
- Формирование устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности.
- Развитие творческого потенциала ребенка и его реализация в собственной художественно-творческой деятельности.
- Активизация воображения и фантазии.
- Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
- Установление связи между целью деятельности и ее результатом.
- Формирование навыка самостоятельной работы и работы в группе.
- Ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности.
- Формирование основ социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помотать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
- Способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности.
Метопредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
- Определять и формулировать цель и учебные задачи деятельности на занятии.
- Работать по предложенному плану, инструкции.
- Осуществлять пошаговый и итоговый контроль своей деятельности.
- Различать способ и результат действия.
- Адекватно воспринимать оценку своих работ.
Обучающийся получит возможность научиться:
- Осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации.
- Самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
- Моделировать новые формы: путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно прикладного творчества.
- Выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного замысла.
- Использовать приобретённые знания и умения для творческой самореализации при изготовлении художественно-декоративных изделий.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Обучающиеся смогут:
- Формулировать собственное мнение и позицию.
- Договариваться, приходить к общему решению.
- Соблюдать корректность в высказываниях.
Обучающийся получит возможность научиться:
- Учитывать разные мнения и интересы.
- Осуществлять взаимный контроль.
- Сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить, свое общение со сверстниками и взрослыми.
Познавательные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
- Использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач.
- Анализировать объекты, выделять главное.
- Различать изученные виды техник работы с тканью.
- Развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память.
Обучающийся получит возможность научиться:
- Осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием литературных источников и сети Интернет.
- Использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
- Преобразовывать (дополнять, изменять) модели для решения творческих задач.
- Осуществлять более углубленное освоение понравившейся техники работы.
Предметные результаты
Выпускник научится:
- Пользоваться инструментами ручного труда.
- Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами.
- Правильно организовывать своё рабочее место.
- Выполнять приемы разметки деталей с помощью приспособлений (шаблон, линейка).
- Различать виды ткани её свойства и применение.
- Выполнять различные виды ручных и машинных швов.
- Выполнять операции по раскрою изделия (складывание, разметка, вырезание).
- Находить композиционное и цветовое решение.
- Соблюдать последовательность выполнения изделия.
Выпускник получит возможность:
- Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы.
- Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества.
- Познакомиться с историей происхождения текстильных кукол, видами и назначением.
- Познакомиться с основными приемами раскроя и обработки ткани.
- Анализировать конструкцию изделий, технологию и последовательность выполнения изделия.
- Самостоятельно изготавливать изделия (куклы), опираясь на их назначение (интерьерные, игровые, портретные, хозяйственные).
- Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, оказывать товарищескую помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную.
- Сформировать систему универсальных учебных действий;
- Сформировать навыки работы с информацией
Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график
Занятия по программе проводятся с сентября по март.
Возраст детей |
Количество занятий |
Продолжительность занятия (мин.) |
|||
неделю |
месяц |
всего |
|||
7-12 лет |
2 |
8 |
68 |
40 мин. |
1 год обучения в количестве 68 часов (2 часа в неделю).
2 год обучения в количестве 68 часов (2 часа в неделю).
Календарный учебный график по группам см. Приложение 1.
2.2 Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Помещение: учебный кабинет, оборудованный в соответствии с санитарными нормами; столы и стулья для педагога и учащихся, классная доска, ноутбук, проектор.
Кадровое обеспечение:
Гришина Ольга Владимировна, педагог дополнительного образования (первая квалификационная категория), имеющая средне - специальное образование (СПТУ№38 г. Нижний Тагил). Специальность: закройщик женской и детской легкой одежды. Курсы повышения квалификации «Педагогика дополнительного образования».
2.3 Формы аттестации
Аттестация обучающихся проходит в виде итогового тестирования. Задания выполняются индивидуально.
2.4 Оценочные материалы
Для оценки результативности программы «Текстильная кукла» в Приложении 2 приведены диагностические материалы, и проверочные задания.
2.5 Методические материалы
Формы организации учебного процесса: фронтальная и групповая работа. Занятия проводятся как традиционные, так и комбинированные и практические занятия: игры, праздники, конкурсы.
Содержание программного курса содержит теоретическую и практическую части. Теоретическая часть представлена в виде информационного дайджеста и игровых занятий. Практическая часть - работы обучающихся по изготовлению изделий (текстильные куклы).
Методика проведения занятий предусматривает разнообразную практическую деятельность детей:
- репродуктивная – после объяснения педагога повторить данное изделие по заданному образцу или шаблону;
- творческая – самостоятельно изготовить изделие (в основном на третьей ступени обучения).
Вся деятельность по данной программе направлена на развитие созидательной, творческой личности ребенка, а образовательный процесс строится на следующих принципах:
Принцип гуманизации (ребёнок является основой ценностей общекультурного человеческого социума; уважительное отношение к личности обучающегося).
Принцип уникальности (ребёнок - уникальная личность, способная к самораскрытию и творчеству в соответствии со своими особенностями).
Принцип культуросообразности (приобщение к современной мировой культуре и ориентирование учащихся на вечные абсолютные ценности).
Принцип природосообразности (учёт возрастных особенностей обучающихся, уровень интеллектуальной подготовки, предполагающей выполнение заданий различной степени сложности).
Принцип успеха (формирование позитивной концепции и признание себя и других как уникальной составляющей окружающего мира).
Принцип междисциплинарного подхода (использование знаний различных областей науки и искусства).
Принцип систематичности, последовательности и наглядности обучения.
Принцип свободы выбора решений и самостоятельности в их реализации.
Всё это позволяет наиболее эффективно решать поставленные задачи курса.
2.6. Список литературы
1. Войдинова Н. «Мягкая игрушка». М., ЭКСМО, 2004.
2. Дайн Г. Л. «Русская тряпичная кукла». Культура, традиции, технологии. – М.: Культура и традиции, 2008.
3. Додж В. «Шьем одежду для кукол». Минск, ООО «Попурри», 2005.
4. Зимина, З.И. Текстильные обрядовые куклы [Текст] / З.И. Зимина. – М.:
5. Карин Нойшюнц "Куклы - своими руками" и "Оживи куклу".
6. Кузьмина М. «Такие разные куклы». М., «ЭКСМО», 2005.
7. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
8. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.
9. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся 9 начальное общее образование) [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 50 с.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.
Приложение 1
Календарный учебный график
№ п/п |
Дата |
Время проведения занятия |
Форма занятия |
Кол-во часов |
Тема занятия |
Место проведения |
Форма контроля |
1. |
19 Сен(Ср) |
40 мин. |
беседа |
1 |
Вводное занятие. |
ДЮЦ |
|
2. |
19 Сен(Ср) |
40 мин. |
тестирование |
1 |
Мониторинг качества образования. |
ДЮЦ |
проверочная работа |
3. |
26 Сен(Ср) |
40 мин. |
теория |
1 |
История и виды текстильных кукол. |
ДЮЦ |
|
4. |
26 Сен(Ср) |
40 мин. |
практика |
1 |
История и виды текстильных кукол. |
ДЮЦ |
|
5. |
3 Окт(Ср) |
40 мин. |
теория |
1 |
Технология изготовления текстильных кукол |
ДЮЦ |
|
6. |
3 Окт(Ср) |
40 мин. |
практика |
1 |
Технология изготовления текстильных кукол |
ДЮЦ |
наблюдение |
7. |
10 Окт(Ср) |
40 мин. |
теория |
1 |
Основные виды машинных швов. |
ДЮЦ |
|
8. |
10 Окт(Ср) |
40 мин. |
практика |
1 |
Основные виды машинных швов. |
ДЮЦ |
самостоятельная работа |
9. |
17 Окт(Ср) |
40 мин. |
теория |
1 |
Раскрой, основные правила раскроя. |
ДЮЦ |
|
10. |
17 Окт(Ср) |
40 мин. |
практика |
1 |
Раскрой, основные правила раскроя. |
ДЮЦ |
самостоятельная работа |
11. |
24 Окт(Ср) |
40 мин. |
теория |
1 |
Сборка текстильной куклы. Декоративные элементы. |
ДЮЦ |
|
12. |
24 Окт(Ср) |
40 мин. |
практика |
1 |
Сборка текстильной куклы. Декоративные элементы. |
ДЮЦ |
самостоятельная работа |
13. |
31 Окт(Ср) |
40 мин. |
практика |
1 |
Тильда- тюльпан. |
ДЮЦ |
|
14. |
31 Окт(Ср) |
40 мин. |
практика |
1 |
Тильда- тюльпан. |
ДЮЦ |
готовое изделие |
15. |
7 Ноя(Ср) |
40 мин. |
практика |
1 |
Тильда - овощи. |
ДЮЦ |
|
16. |
7 Ноя(Ср) |
40 мин. |
практика |
1 |
Тильда - овощи. |
ДЮЦ |
|
17. |
14 Ноя(Ср) |
40 мин. |
практика |
1 |
Оформление готового изделия. |
ДЮЦ |
готовое изделие |
18. |
14 Ноя(Ср) |
40 мин. |
практика |
1 |
Оформление готового изделия. |
ДЮЦ |
готовое изделие |
19. |
21 Ноя(Ср) |
40 мин. |
практика |
1 |
Тильда – фрукты. |
ДЮЦ |
|
20. |
21 Ноя(Ср) |
40 мин. |
практика |
1 |
Тильда – фрукты. |
ДЮЦ |
|
21. |
28 Ноя(Ср) |
40 мин. |
практика |
1 |
Оформление готового изделия. |
ДЮЦ |
готовое изделие |
22. |
28 Ноя(Ср) |
40 мин. |
практика |
1 |
Оформление готового изделия. |
ДЮЦ |
готовое изделие |
23. |
5 Дек(Ср) |
40 мин. |
практика |
1 |
Принцесса на горошине. |
ДЮЦ |
|
24. |
5 Дек(Ср) |
40 мин. |
практика |
1 |
Принцесса на горошине. |
ДЮЦ |
|
25. |
12 Дек(Ср) |
40 мин. |
практика |
1 |
Оформление игрушки. |
ДЮЦ |
готовое изделие |
26. |
12 Дек(Ср) |
40 мин. |
практика |
1 |
Оформление игрушки. |
ДЮЦ |
готовое изделие |
27. |
19 Дек(Ср) |
40 мин. |
практика |
1 |
Изготовление одежды и подушек для куклы. |
ДЮЦ |
|
28. |
19 Дек(Ср) |
40 мин. |
практика |
1 |
Изготовление одежды и подушек для куклы. |
ДЮЦ |
готовое изделие |
29. |
26 Дек(Ср) |
40 мин. |
практика |
1 |
Малышка Тильда. |
ДЮЦ |
|
30. |
26 Дек(Ср) |
40 мин. |
практика |
1 |
Малышка Тильда. |
ДЮЦ |
готовое изделие |
31. |
9 Янв(Ср) |
40 мин. |
практика |
1 |
Грелка на чайник «Курочка наседка». |
ДЮЦ |
|
32. |
9 Янв(Ср) |
40 мин. |
практика |
1 |
Грелка на чайник «Курочка наседка». |
ДЮЦ |
|
33. |
16 Янв(Ср) |
40 мин. |
практика |
1 |
Оформление куклы. |
ДЮЦ |
готовое изделие |
34. |
16 Янв(Ср) |
40 мин. |
практика |
1 |
Оформление куклы. |
ДЮЦ |
готовое изделие |
35. |
23 Янв(Ср) |
40 мин. |
практика |
1 |
Объемный текстильный чайник. |
ДЮЦ |
|
36. |
23 Янв(Ср) |
40 мин. |
практика |
1 |
Объемный текстильный чайник. |
ДЮЦ |
|
37. |
30 Янв(Ср) |
40 мин. |
практика |
1 |
Оформление готового изделия. |
ДЮЦ |
готовое изделие |
38. |
30 Янв(Ср) |
40 мин. |
практика |
1 |
Оформление готового изделия. |
ДЮЦ |
готовое изделие |
39. |
6 Фев(Ср) |
40 мин. |
практика |
1 |
Прихватка – рукавичка «Собачка». |
ДЮЦ |
|
40. |
6 Фев(Ср) |
40 мин. |
практика |
1 |
Прихватка – рукавичка «Собачка». |
ДЮЦ |
|
41. |
13 Фев(Ср) |
40 мин. |
практика |
1 |
Оформление готового изделия. |
ДЮЦ |
готовое изделие |
42. |
13 Фев(Ср) |
40 мин. |
практика |
1 |
Оформление готового изделия. |
ДЮЦ |
готовое изделие |
43. |
20 Фев(Ср) |
40 мин. |
практика |
1 |
Русалка. |
ДЮЦ |
|
44. |
20 Фев(Ср) |
40 мин. |
практика |
1 |
Русалка. |
ДЮЦ |
|
45. |
27 Фев(Ср) |
40 мин. |
практика |
1 |
Оформление готового изделия. |
ДЮЦ |
готовое изделие |
46. |
27 Фев(Ср) |
40 мин. |
практика |
1 |
Оформление готового изделия. |
ДЮЦ |
готовое изделие |
47. |
6 Мар(Ср) |
40 мин. |
практика |
1 |
Рыжая Анютка. |
ДЮЦ |
|
48. |
6 Мар(Ср) |
40 мин. |
практика |
1 |
Рыжая Анютка. |
ДЮЦ |
|
49. |
13 Мар(Ср) |
40 мин. |
практика |
1 |
Оформление куклы. |
ДЮЦ |
готовое изделие |
50. |
13 Мар(Ср) |
40 мин. |
практика |
1 |
Оформление куклы. |
ДЮЦ |
готовое изделие |
51. |
20 Мар(Ср) |
40 мин. |
практика |
1 |
Кукла «Рыжуля». |
ДЮЦ |
|
52. |
20 Мар(Ср) |
40 мин. |
практика |
1 |
Кукла «Рыжуля». |
ДЮЦ |
|
53. |
27 Мар(Ср) |
40 мин. |
практика |
1 |
Оформление куклы. |
ДЮЦ |
готовое изделие |
54. |
27 Мар(Ср) |
40 мин. |
практика |
1 |
Оформление куклы. |
ДЮЦ |
готовое изделие |
55. |
3 Апр(Ср) |
40 мин. |
практика |
1 |
Оформление готового изделия. |
ДЮЦ |
готовое изделие |
56. |
3 Апр(Ср) |
40 мин. |
практика |
1 |
Оформление готового изделия. |
ДЮЦ |
готовое изделие |
57. |
10 Апр(Ср) |
40 мин. |
практика |
1 |
Кукла София. |
ДЮЦ |
|
58. |
10 Апр(Ср) |
40 мин. |
практика |
1 |
Кукла София. |
ДЮЦ |
|
59. |
17 Апр(Ср) |
40 мин. |
практика |
1 |
Оформление готового изделия. |
ДЮЦ |
готовое изделие |
60. |
17 Апр(Ср) |
40 мин. |
практика |
1 |
Оформление готового изделия. |
ДЮЦ |
готовое изделие |
61. |
24 Апр(Ср) |
40 мин. |
практика |
1 |
Изготовление аксессуаров для уклы. |
ДЮЦ |
готовое изделие |
62. |
24 Апр(Ср) |
40 мин. |
практика |
1 |
Изготовление аксессуаров для уклы. |
ДЮЦ |
готовое изделие |
63. |
8 Май(Ср) |
40 мин. |
теория |
1 |
Посещение выставки |
ДЮЦ |
|
64. |
8 Май(Ср) |
40 мин. |
теория |
1 |
Посещение выставки |
ДЮЦ |
|
65. |
15 Май(Ср) |
40 мин. |
теория |
1 |
Мониторинг качества образования. |
ДЮЦ |
проверочная работа |
66. |
15 Май(Ср) |
40 мин. |
практика |
1 |
Мониторинг качества образования. |
ДЮЦ |
проверочная работа |
67. |
22 Май(Ср) |
40 мин. |
практика |
1 |
Итоговое занятие. |
ДЮЦ |
выставка работ |
68. |
22 Май(Ср) |
40 мин. |
практика |
1 |
Итоговое занятие. |
ДЮЦ |
выставка работ |
Приложение 2
Диагностический материал
Методика №1.
Цель: выявить уровень знаний о текстильной кукле, видах текстильных кукол.
Методика №2
Цель: оценка степени сформированности умений изготавливать куклу по собственному замыслу, используя знакомые техники.
Методика №1.
Цель: выявить уровень знаний о текстильной кукле, видах текстильных кукол.
Детям предлагается ответить на следующие вопросы:
Какие виды текстильной куклы вам известны? (Тильда, куклы Снежки, Тряпиенсы, чердачные и примитивные куклы, Рэггедди-Энн, тыквоголовки).
Перечислите названия тканей, из которых изготавливают текстильные куклы. (Флис, лён, трикотаж, ситец).
№ п/п |
Критерии оценивания |
Баллы |
1. |
Названы 3 вида текстильных кукол. Названо 1-2 вида текстильных кукол. Назван 1вид текстильных кукол. Нет ответа |
3 2 1 0 |
2. |
Даны названия 3 тканей и более. Даны названия 2 тканей. Дано название 1 ткани. Нет ответа. |
3 2 1 0 |
3. |
Соотнесены верно 5 поделок и названий техники. Соотнесены верно 3-4 поделки и названий техники. Соотнесены верно 1-2 поделки и названий техники. Нет верных ответов. |
3 2 1 0 |
Высокий уровень: 9 – 7 баллов.
Средний уровень: 6 – 4 баллов.
Низкий уровень: 0 – 3 баллов.
Методика №2
Цель: оценка степени сформированности умений изготавливать куклу, используя знакомые техники.
Детям предлагается изготовить куклу по собственному замыслу, используя полученные на занятиях знания.
Критерии оценивания |
Баллы |
|
А |
Ребёнок самостоятельно выбирает назначение куклы (игровая, обереговая, праздничная). Ребёнок самостоятельно выбрал назначение, но затрудняется с выбором материалов, техники изготовления куклы, требуется помощь взрослого. Ребёнок не может самостоятельно выбрать назначение куклы и техники для её изготовления. |
2 1 0 |
Б |
При работе ребёнок соблюдает технику безопасности с колющими и режущими инструментами. При работе ребёнок соблюдает технику безопасности с клеем. После завершения работы ребёнок прибирает своё рабочее место. |
0 – 1 0 – 1 0 – 1 |
В |
Работа имеет законченный эстетичный вид. Работа имеет законченный, но не эстетичный вид. Работа имеет незаконченный эстетичный вид и требует доработки. Работа имеет незаконченный, неэстетичный вид и требует доработки. Не справился с заданием. |
4 3 2 1 0 |
Г |
Ребёнок рассказывает о своей кукле (об её назначении, о всех элементах, несущих смысловую нагрузку и т.д.) Рассказ о кукле несвязный, требуются наводящие вопросы. Ребёнок не справляется с описанием куклы. |
2 1 0 |
Высокий уровень: 9 – 7 баллов.
Средний уровень: 4 – 6 баллов.
Низкий уровень: 0 – 3 балла.
Протокол проведения педагогического исследования к методике №1.
№ |
Фамилия Имя |
Вопросы |
Кол-во баллов |
Уровень |
|||||||
№1 |
№2 |
№3 |
№4 |
№5 |
№6 |
||||||
1. |
|||||||||||
2. |
|||||||||||
3. |
|||||||||||
4. |
|||||||||||
5. |
|||||||||||
6. |
|||||||||||
7. |
|||||||||||
8. |
|||||||||||
9. |
|||||||||||
10. |
|||||||||||
11. |
|||||||||||
12. |
|||||||||||
13. |
|||||||||||
14. |
Протокол проведения педагогического исследования к методике №2.
№ |
Фамилия Имя |
Кол-во баллов |
Уровень |
||||
А |
Б |
В |
Г |
||||
1. |
|||||||
2. |
|||||||
3. |
|||||||
4. |
|||||||
5. |
|||||||
6. |
|||||||
7. |
|||||||
8. |
|||||||
9. |
|||||||
10. |
|||||||
11. |
|||||||
12. |
|||||||
13. |
|||||||
14. |
Сводная ведомость оценки уровня сформированности знаний и умений обучающихся по программе «Текстильная кукла»
№ |
Фамилия Имя |
Методика №1 |
Методика №2 |
Общее кол-во баллов |
Уровень |
1. |
|||||
2. |
|||||
3. |
|||||
4. |
|||||
5. |
|||||
6. |
|||||
7. |
|||||
8. |
|||||
9. |
|||||
10. |
|||||
11. |
|||||
12. |
|||||
13. |
|||||
14. |
Высокий уровень: 18 – 14 баллов.
Средний уровень: 12 – 8 балла.
Низкий уровень: 0 – 6 баллов.
Мохова Ольга Михайловна