Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Текстильная кукла» (1–5 класс)

2
1
Материал опубликован 11 December 2018

Управление образования Администрации

Верхнесалдинского городского округа

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Детско-юношеский центр»

СОГЛАСОВАНО

Протокол педагогического совета

1 от 06.09.2018

УТВЕРЖДЕНО

Приказом директора «ДЮЦ»

50 от 06.09.2018 года

_____________________Е.П.Чукавина

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Текстильная кукла»

(стартовый уровень)

Направленность: художественная

Возраст детей: 7-12 лет

Срок реализации: 2 года

Автор - составитель:

Гришина Ольга Владимировна

педагог дополнительного образования

первая квалификационная категория

г. Верхняя Салда

2018 год

Содержание

   

Стр.

 

Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»

3

1.1.

Пояснительная записка

3

1.2.

Цель и задачи программы

7

1.3.

Содержание программы

7

1.4.

Учебный план

10

1.5.

Планируемые результаты

15

 

Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»

18

2.1.

Календарный учебный график

18

2.2.

Условия реализации программы

18

2.3.

Формы аттестации

18

2.4.

Оценочные материалы

18

2.5.

Методические материалы

18

2.6.

Список литературы.

20

Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»

  1. Пояснительная записка

Сегодня все большую популярность приобретают текстильные куклы.

Кукла... Это слово родом из детства. Многие из нас, в детстве, играли в кукол, придумывали себе сказочный кукольный мир. Мир кукол, будто дивное царство, манит к себе и для каждого там найдется свой уголок.

Мягкие на ощупь, теплые, домашние, уютные, эти куклы и сегодня вызывают желание прижать к себе, быть с ними рядом, носить с собой, холить и заботиться о них.

Сейчас у современных детей другие игрушки научно-технического прогресса: айфоны, айпады, компьютеры, ноутбуки. Но прикоснувшись к сказке, они так и остались в придуманном кукольном мире.

Кукла, выполненная своими руками, имеет большое значение в творческом развитии ребенка, является не только результатом труда, но и творческим выражением его индивидуальности. Кукла, прошедшая через руки ребенка, становится особенно привлекательной. Вещь, над которой он трудился, вкладывая в нее выдумку, фантазию и любовь, особенно дорога ему. Работа над изготовлением куклы открывает большие возможности для развития инициативы, будит положительные эмоции, вдохновляет, активизирует детскую мысль.

Программа «Текстильная кукла» разработана в соответствии со следующими нормативно - правовыми документами:

Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации» (п. 22 ст. 2, ч. 1,5 ст.12, ч. 7 ст. 28, ст. 30, п. 5 ч. 3 ст. 47, п. 1 ч. 1 ст. 48).

Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4.09.2014 № 1726- р).

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (п.18.2.2).

Письма Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 16 июля 2012 г. № 05-2680.

Приказ Минобрнауки от 29 августа 2013 № 1008 «Об утверждении Порядка и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Письмо Минобрнауки от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;

Методические рекомендации МОиНРФ по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) от 18.11.2015 г.(№09-3242)

Закон Свердловской области от 15.07.2013 № 78 – ОЗ «Об образовании в Свердловской области».

Устав Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр» от 07.09.2015 № 235.

Образовательная программа Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр» на 2018-2019 учебный год.

Положение о рабочей программе педагога «ДЮЦ».

Учебный план «ДЮЦ» на 2018-2019 учебный год.

Направленность программы – художественная.

Актуальность программы состоит в потребности продуктивной деятельности детей к возрождению традиционного искусства, в частности, изготовления народной и современной текстильной куклы.

История текстильной игрушки насчитывает уже не один век, но, как и в древние времена, она остается актуальной и востребованной.

В каждой семье из поколения в поколение дети играют в кукол. Тряпичная кукла - это наша история, традиции, культура, она имела несколько назначений и была неотъемлемой частью быта людей.

Мы живём в удивительное время, где происходит много разных открытий, но природа детства остаётся прежней, как и 100-200 лет назад: дети растут, играют, познают мир.

Данная программа предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому ребенку открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.

Новизна программы состоит в том, что она  позволяет использовать различные технологии изготовления текстильной куклы, не ограничиваясь определенными материалами или стилем. В этом многообразии кукольного мира испробовать все, и выбрать наиболее близкий ребенку вид творчества.

Педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы заключается в создании особой развивающей среды для выявления и развития общих и творческих способностей обучающихся, что может способствовать не только их приобщению к творчеству, но и раскрытию лучших человеческих качеств. Ребенок научится видеть красоту окружающего мира.

Обучающиеся по данной программе получат возможность дополнять знания, приобретенные в общеобразовательной школе по технологии, и в дальнейшем использовать их в повседневной жизни.

Практическая значимость

Особенностью данной программы является то, что программа предполагает не только овладение техниками художественного творчества, но ориентирована на учащихся, уже имеющих знания, умения и навыки изготовления текстильных кукол. В результате освоения данной программы, они могут совершенствовать свое мастерство, а это создаст условия для самореализации личности ребёнка и будет способствовать развитию художественного вкуса, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Программа ориентирует учащихся на самостоятельность в поисках цветового решения, в выборе способов изготовления изделий через ряд соответствующих заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, развитие фантазии.

 В процессе обучения происходит знакомство с различными тканями, их технологическими и практическими особенностями, видами ручных и машинных швов, методами обработки, правилами кроя.   Ребенок, освоив навыки моделирования, конструирования и технологию изготовления, научится не только создавать текстильных кукол по своему замыслу, но сможет в дальнейшем самостоятельно создавать свой неповторимый стиль и имидж, научится одеваться сам и одевать других без лишних затрат.  

Программа «Текстильная кукла» разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности О. А. Кожиной «Декоративно-прикладное искусство».

Данная программа является модифицированной, в исходную программу были внесены изменения с учётом особенностей образовательного учреждения, возраста и уровня подготовки детей, режима и временных параметров осуществления деятельности.

Программный курс рассчитан на два года обучения и составляет:

1 год обучения в количестве 68 часов (2 часа в неделю).

2 год обучения в количестве 68 часов (2 часа в неделю).

Основной формой работы являются учебные занятия, продолжительность которых составляет 40 минут, с обязательным перерывом между занятиями 10 минут.

Содержание программы включает основные приемы обработки и раскроя ткани (изготовление кукол и одежды для них), различные виды техник работы с тканью (изготовление аксессуаров для кукол), тем самым затрагивая несколько предметных областей: изобразительное искусство, технология, история, окружающий мир.

Программный материал выстроен с учетом возрастных особенностей обучающихся и включает в себя теоретическую и практическую части.

Теоретическая часть предполагает знакомство обучающихся с историей текстильных кукол, их видами и значением, техниками и основными приемами работы с тканью.

Практическая часть основана на применении знаний в творческом процессе.

1.2. Цель и задачи программы

Цель: развитие творческих способностей обучающихся через воплощение выбранного образа, путём создания авторской куклы.

Задачи:

- Научить основным приемам  шитья текстильных игрушек.

- Формировать практические навыки (виды ручных и машинных швов, раскрой изделия, последовательность соединения деталей, изготовление одежды и аксессуаров для кукол).

- Развивать внимание, память, воображение, художественно-конструкторские способности, мелкую моторику, художественный вкус и фантазию детей.

- Воспитать трудолюбие, аккуратность, эстетический вкус.

- Формировать культуру труда (планирование и организация практической деятельности, аккуратность, экономное использование материалов, содержание в порядке рабочего места, соблюдение правил техники безопасности при выполнении работ с различными инструментами).

1.3. Содержание программы

1 год обучения.

1. Вводное занятие - 2 часа.

Инструктаж по технике безопасности. План работы на год. Мониторинг качества образования (Работа по карточкам: детям предлагается ответить на вопросы).

2. История и виды текстильных кукол – 2 часа.

Теория: Знакомство с историей и видами текстильных кукол.

Практика: Определить и назвать виды текстильных кукол.

3. Технология изготовления текстильных кукол – 2 часа.

Теория: Понятие «шаблон». Цветовое решение. Правила и последовательность изготовления текстильных кукол.

Практика: Определить и назвать этапы изготовления куклы.

4. Основные виды ручных швов, их применение – 2 часа.

Теория: Знакомство с ручными швами и их применением.

Практика: Выполнение ручных швов по образцу («петельный», «вперед иголка», «строчка» или «назад иголка», «потайной»).

5. Раскрой, основные правила раскроя – 2 часа.

Теория: Основные правила раскроя по шаблону. Работа с чертежами и выкройками. Знакомство с понятием «припуск на шов».

Практика: Раскрой куклы по шаблону.

6. Сборка текстильной куклы. Декоративные элементы – 2 часа.

Теория: Основные правила соединения куклы. Знакомство с декоративными элементами.

Практика: Сборка куклы (последовательность соединения деталей куклы).

7. Текстильные куклы в стиле Тильда – 18 часов.

Практика: Раскрой изделия по шаблону. Соединение деталей кроя. Стачивание и набивка деталей изделия. Сборка изделия. Изготовление одежды для куклы. Декорирование изделия по собственному замыслу (Тильда – тюльпан, Тильда – улитка, Тильда в чашке, Кружка в стиле Тильда, Блюдце в стиле Тильда).

8. Примитивные куклы – 20 часов.

Практика: Раскрой изделия. Соединение деталей кроя. Стачивание и набивка деталей куклы. Сборка изделия. Изготовление одежды для куклы. Декорирование изделия по собственному замыслу (девочка с большими ногами, примитивная кукла Анна, рыжая Анютка).

9. Куклы Ангелы – 7 часов.

Практика: Раскрой изделия. Последовательность работы при изготовлении изделия. Декорирование изделия по собственному замыслу (кукла-оберег Ангел, Тильда-Ангел, примитивная кукла Ангел).

10. Итоговое занятие - 2 часа.

Подведение итогов работы. Мониторинг качества образования.

2 год обучения.

1. Вводное занятие - 2 часа.

Инструктаж по технике безопасности. План работы на год. Мониторинг качества образования.

2. История и виды текстильных кукол – 2 часа.

Теория: Знакомство с историей и видами текстильных кукол.

Практика: Определить и назвать виды текстильных кукол.

3. Технология изготовления текстильных кукол – 2 часа.

Теория: Понятие «шаблон». Цветовое решение. Правила и последовательность изготовления текстильных кукол.

Практика: Отработка навыков ручного шитья.

4. Основные виды машинных швов, их применение – 2 часа.

Теория: Знакомство с машинными швами и их применением.

Практика: Знакомство со швейной машиной. Выполнение машинных швов по образцу («строчка», «зигзаг»).

5. Раскрой, основные правила раскроя – 2 часа.

Теория: Основные правила раскроя изделия на ткани. Работа с чертежами и выкройками.

Практика: Построение выкройки куклы по своему замыслу. Раскрой на ткани. Вырезание деталей с учетом припусков не швы.

6. Сборка текстильной куклы. Декоративные элементы – 2 часа.

Теория: Основные правила соединения куклы. Знакомство с декоративными элементами.

Практика: Сборка куклы. Изготовление декоративных элементов (аксессуары для куклы).

7. Текстильные куклы в стиле Тильда – 20 часов.

Практика: Раскрой изделия. Соединение деталей кроя. Стачивание и набивка деталей куклы. Сборка изделия. Изготовление одежды для куклы. Декорирование изделия по собственному замыслу (Домик – тильда, Тильда – овощи, Тильда – фрукты, принцесса на горошине, малышка Тильда).

8. Мелочи для кухни – 12 часов.

Практика: Раскрой изделий. Соединение деталей кроя. Сборка изделия. Декорирование изделия по собственному замыслу (грелка на чайник «Курочка наседка», объемный текстильный чайник, прихватка – рукавичка «Свинка», карман для мелочей - «Гусь»).

9. Примитивные игрушки – 12 часов.

Практика: Раскрой изделия. Соединение деталей кроя. Стачивание и набивка деталей куклы. Сборка изделия. Изготовление одежды для куклы. Декорирование изделия по собственному замыслу (джинсовый кот, русалка, енот).

10. Куклы тыквоголовки – 8 часов.

Практика: Раскрой изделия. Соединение деталей кроя. Стачивание и набивка деталей куклы. Сборка изделия. Изготовление одежды для куклы. Декорирование изделия по собственному замыслу (кукла «Рыжуля», кукла София).

11. Итоговое занятие - 2 часа.

Проведение выставки работ воспитанников. Мониторинг качества образования.

1.4.Учебный план

I год обучения


п/п

Наименование темы

Количество часов

Формы организации/контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Организационное занятие. Мониторинг качества образования

2

1

1

 

2.

История и виды текстильных кукол.

2

1

1

Проверочная работа

3.

Технология изготовления текстильных кукол.

2

1

1

Наблюдение

4.

Основные виды ручных швов, их применение.

2

1

1

Самостоятельная работа

5.

Раскрой, основные правила раскроя.

2

1

1

Самостоятельная работа

6.

Сборка текстильной куклы. Декоративные элементы.

2

1

1

Самостоятельная работа

7.

Текстильные куклы в стиле Тильда.

18

     

7.1

Изготовление Тильда тюльпана.

2

     

7.2

Оформление готового изделия.

2

 

2

Готовая работа

7.3

Изготовление Тильда улитки.

2

 

2

 

7.4

Оформление готового изделия.

2

   

Готовая работа

7.5

Изготовление куклы - Тильда в чашке.

2

 

2

 

7.6

Оформление готового изделия.

2

 

2

Готовая работа

7.7

Кружка в стиле Тильда.

2

 

2

 

7.8

Блюдце в стиле Тильда.

2

 

2

 

7.9

Оформление готового изделия.

2

 

2

Готовая работа

8.

Примитивные куклы.

20

     

8.1

Девочка с большими ногами.

2

 

2

 

8.2

 Изготовление туловища

куклы.

2

 

2

 

8.3

Изготовление одежды.

2

 

2

 

8.4

 Изготовление обуви.

2

 

2

Готовая работа

8.5

Примитивная кукла Анна.

2

 

2

 

8.6

Изготовление туловища

куклы.

2

 

2

 

8.7

Изготовление одежды.

2

 

2

 

8.8

 Изготовление обуви.

2

 

2

Готовая работа

8.9

Рыжая Анютка.

2

 

2

 

8.10

Оформление готового изделия.

2

 

2

Готовая работа

9.

Куклы Ангелы.

14

     

9.1

Кукла-оберег Ангел.

2

     

9.2

Оформление готового изделия.

2

 

2

Готовая работа

9.3

Тильда-Ангел.

2

 

2

 

9.4

Изготовление туловища

куклы.

2

 

2

 

9.5

Изготовление одежды.

2

 

2

Готовая работа

9.6

Примитивная кукла Ангел.

2

 

2

 

9.7

Изготовление одежды.

2

 

2

 

10.

Итоговое занятие. Мониторинг качества образования.

2

 

2

Проверочная работа

 

ИТОГО:

68

6

62

 

II год обучения


п/п

Наименование темы

Количество часов

Формы организации/контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие.

Мониторинг качества образования.

2

1

1

Проверочная работа

2.

История и виды текстильных кукол.

2

1

1

 

3.

Технология изготовления текстильных кукол.

2

1

1

Наблюдение

4.

Основные виды машинных швов.

2

1

1

Самостоятельная работа

5.

Раскрой, основные правила раскроя.

2

1

1

Самостоятельная работа

6.

Сборка текстильной куклы. Декоративные элементы.

2

1

1

Наблюдение

7.

Текстильные куклы в стиле Тильда.

20

     

7.1

Домик – тильда.

2

 

2

 

7.2

Тильда - овощи.

Тыква, морковка, свекла.

2

 

2

 

7.3

Оформление готового изделия.

2

 

2

Готовая работа

7.4

Тильда – фрукты.

Яблоко, груша, банан.

2

 

2

 

7.5

Оформление готового изделия.

2

 

2

Готовая работа

7.6

Принцесса на горошине.

2

 

2

 

7.7

Оформление игрушки.

2

 

2

Готовая работа

7.8

Изготовление одежды и подушек для куклы.

2

 

2

Готовая работа

7.9

Малышка Тильда.

2

 

2

 

7.10

Оформление куклы.

2

 

2

Готовая работа

8.

Мелочи для кухни.

14

     

8.1

Грелка на чайник «Курочка наседка».

2

 

2

 

8.2

Оформление куклы.

2

 

2

Готовая работа

8.3

Объемный текстильный чайник.

2

 

2

 

8.4

Оформление готового изделия.

2

 

2

Готовая работа

8.5

Прихватка – рукавичка «Свинка».

2

 

2

 

8.6

Оформление готового изделия.

2

 

2

Готовая работа

8.7

Карман для мелочей «Гусь».

2

 

2

 

8.8

Оформление готового изделия.

2

 

2

Готовая работа

9.

Примитивные игрушки.

12

     

9.1

Русалка.

2

 

2

 

9.2

Оформление готового изделия.

2

 

2

Готовая работа

9.3

Джинсовый кот.

2

 

2

 

9.4

Оформление готового изделия.

2

 

2

Готовая работа

9.5

Енот.

2

 

2

 

9.6

Оформление куклы.

2

 

2

Готовая работа

10.

Куклы тыквоголовки.

8

     

10.1

Кукла «Рыжуля».

2

 

2

 

10.2

Оформление куклы.

2

 

2

Готовая работа

10.3

Кукла София.

2

 

2

 

10.4

Оформление готового изделия.

2

 

2

Готовая работа

11.

Итоговое занятие.

Мониторинг качества образования.

2

 

2

Проверочная работа

 

ИТОГО:

68

6

62

 

1.5. Планируемые результаты

Освоение детьми программы «Текстильная кукла» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

Личностные результаты

- Формирование устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности.

- Развитие творческого потенциала ребенка и его реализация в собственной художественно-творческой деятельности.

- Активизация воображения и фантазии.

- Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

- Установление связи между целью деятельности и ее результатом.

- Формирование навыка самостоятельной работы и работы в группе.

- Ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности.

- Формирование основ социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помотать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

- Способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности.

Метопредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

- Определять и формулировать цель и учебные задачи деятельности на занятии.

- Работать по предложенному плану, инструкции.

- Осуществлять пошаговый и итоговый контроль своей деятельности.

- Различать способ и результат действия.

- Адекватно воспринимать оценку своих работ.

Обучающийся получит возможность научиться:

- Осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации.

- Самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

- Моделировать новые формы: путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно прикладного творчества.

- Выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного замысла.

- Использовать приобретённые знания и умения для творческой самореализации при изготовлении художественно-декоративных изделий.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

Обучающиеся смогут:

- Формулировать собственное мнение и позицию.

- Договариваться, приходить к общему решению.

- Соблюдать корректность в высказываниях.

Обучающийся получит возможность научиться:

- Учитывать разные мнения и интересы.

- Осуществлять взаимный контроль.

- Сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить, свое общение со сверстниками и взрослыми.

Познавательные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

- Использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач.

- Анализировать объекты, выделять главное.

- Различать изученные виды техник работы с тканью.

- Развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память.

Обучающийся получит возможность научиться:

- Осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием литературных источников и сети Интернет.

- Использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

- Преобразовывать (дополнять, изменять) модели для решения творческих задач.

- Осуществлять более углубленное освоение понравившейся техники работы.

Предметные результаты

Выпускник научится:

- Пользоваться инструментами ручного труда.

- Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами.

- Правильно организовывать своё рабочее место.

- Выполнять приемы разметки деталей с помощью приспособлений (шаблон, линейка).

- Различать виды ткани её свойства и применение.

- Выполнять различные виды ручных и машинных швов.

- Выполнять операции по раскрою изделия (складывание, разметка, вырезание).

- Находить композиционное и цветовое решение.

- Соблюдать последовательность выполнения изделия.

Выпускник получит возможность:

- Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы.

- Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества.

- Познакомиться с историей происхождения текстильных кукол, видами и назначением.

- Познакомиться с основными приемами раскроя и обработки ткани.

- Анализировать конструкцию изделий, технологию и последовательность выполнения изделия.

- Самостоятельно изготавливать изделия (куклы), опираясь на их назначение (интерьерные, игровые, портретные, хозяйственные).

- Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, оказывать товарищескую помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную.

- Сформировать систему универсальных учебных действий;

- Сформировать навыки работы с информацией

Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1. Календарный учебный график

Занятия по программе проводятся с сентября по март.

Возраст детей

Количество занятий

Продолжительность занятия (мин.)

неделю

месяц

всего

 

7-12 лет

2

8

68

40 мин.

1 год обучения в количестве 68 часов (2 часа в неделю).

2 год обучения в количестве 68 часов (2 часа в неделю).

Календарный учебный график по группам см. Приложение 1.

2.2 Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение

Помещение: учебный кабинет, оборудованный в соответствии с санитарными нормами; столы и стулья для педагога и учащихся, классная доска, ноутбук, проектор.

Кадровое обеспечение:

Гришина Ольга Владимировна, педагог дополнительного образования (первая квалификационная категория), имеющая средне - специальное образование (СПТУ№38 г. Нижний Тагил). Специальность: закройщик женской и детской легкой одежды. Курсы повышения квалификации «Педагогика дополнительного образования».

2.3 Формы аттестации

Аттестация обучающихся проходит в виде итогового тестирования. Задания выполняются индивидуально.

2.4 Оценочные материалы

Для оценки результативности программы «Текстильная кукла» в Приложении 2 приведены диагностические материалы, и проверочные задания.

2.5 Методические материалы

Формы организации учебного процесса: фронтальная и групповая работа. Занятия проводятся как традиционные, так и комбинированные и практические занятия: игры, праздники, конкурсы.

Содержание программного курса содержит теоретическую и практическую части. Теоретическая часть представлена в виде информационного дайджеста и игровых занятий. Практическая часть - работы обучающихся по изготовлению изделий (текстильные куклы).

Методика проведения занятий предусматривает разнообразную практическую деятельность детей:

- репродуктивная – после объяснения педагога повторить данное изделие по заданному образцу или шаблону;

- творческая – самостоятельно изготовить изделие (в основном на третьей ступени обучения).

Вся деятельность по данной программе направлена на развитие созидательной, творческой личности ребенка, а образовательный процесс строится на следующих принципах:

Принцип гуманизации (ребёнок является основой ценностей общекультурного человеческого социума; уважительное отношение к личности обучающегося).

Принцип уникальности (ребёнок - уникальная личность, способная к самораскрытию и творчеству в соответствии со своими особенностями).

Принцип культуросообразности (приобщение к современной мировой культуре и ориентирование учащихся на вечные абсолютные ценности).

Принцип природосообразности (учёт возрастных особенностей обучающихся, уровень интеллектуальной подготовки, предполагающей выполнение заданий различной степени сложности).

Принцип успеха (формирование позитивной концепции и признание себя и других как уникальной составляющей окружающего мира).

Принцип междисциплинарного подхода (использование знаний различных областей науки и искусства).

Принцип систематичности, последовательности и наглядности обучения.

Принцип свободы выбора решений и самостоятельности в их реализации.

Всё это позволяет наиболее эффективно решать поставленные задачи курса.


 

2.6. Список литературы

1. Войдинова Н. «Мягкая игрушка». М., ЭКСМО, 2004.

2. Дайн Г. Л. «Русская тряпичная кукла». Культура, традиции, технологии. – М.: Культура и традиции, 2008.

3. Додж В. «Шьем одежду для кукол». Минск, ООО «Попурри», 2005.

4. Зимина, З.И. Текстильные обрядовые куклы [Текст] / З.И. Зимина. – М.:

5. Карин Нойшюнц "Куклы - своими руками" и "Оживи куклу".

6. Кузьмина М. «Такие разные куклы». М., «ЭКСМО», 2005.

7. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.

8. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.

9. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся 9 начальное общее образование) [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 50 с.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.


 

Приложение 1

Календарный учебный график

п/п

Дата

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема

занятия

Место проведения

Форма контроля

1.

19 Сен(Ср)

40 мин.

беседа

1

Вводное занятие.

ДЮЦ

 

2.

19 Сен(Ср)

40 мин.

тестирование

1

Мониторинг качества образования.

ДЮЦ

проверочная работа

3.

26 Сен(Ср)

40 мин.

теория

1

История и виды текстильных кукол.

ДЮЦ

 

4.

26 Сен(Ср)

40 мин.

практика

1

История и виды текстильных кукол.

ДЮЦ

 

5.

3 Окт(Ср)

40 мин.

теория

1

Технология изготовления текстильных кукол

ДЮЦ

 

6.

3 Окт(Ср)

40 мин.

практика

1

Технология изготовления текстильных кукол

ДЮЦ

наблюдение

7.

10 Окт(Ср)

40 мин.

теория

1

Основные виды машинных швов.

ДЮЦ

 

8.

10 Окт(Ср)

40 мин.

практика

1

Основные виды машинных швов.

ДЮЦ

самостоятельная работа

9.

17 Окт(Ср)

40 мин.

теория

1

Раскрой, основные правила раскроя.

ДЮЦ

 

10.

17 Окт(Ср)

40 мин.

практика

1

Раскрой, основные правила раскроя.

ДЮЦ

самостоятельная работа

11.

24 Окт(Ср)

40 мин.

теория

1

Сборка текстильной куклы. Декоративные элементы.

ДЮЦ

 

12.

24 Окт(Ср)

40 мин.

практика

1

Сборка текстильной куклы. Декоративные элементы.

ДЮЦ

самостоятельная работа

13.

31 Окт(Ср)

40 мин.

практика

1

Тильда- тюльпан.

ДЮЦ

 

14.

31 Окт(Ср)

40 мин.

практика

1

Тильда- тюльпан.

ДЮЦ

готовое изделие

15.

7 Ноя(Ср)

40 мин.

практика

1

Тильда - овощи.

ДЮЦ

 

16.

7 Ноя(Ср)

40 мин.

практика

1

Тильда - овощи.

ДЮЦ

 

17.

14 Ноя(Ср)

40 мин.

практика

1

Оформление готового изделия.

ДЮЦ

готовое изделие

18.

14 Ноя(Ср)

40 мин.

практика

1

Оформление готового изделия.

ДЮЦ

готовое изделие

19.

21 Ноя(Ср)

40 мин.

практика

1

Тильда – фрукты.

ДЮЦ

 

20.

21 Ноя(Ср)

40 мин.

практика

1

Тильда – фрукты.

ДЮЦ

 

21.

28 Ноя(Ср)

40 мин.

практика

1

Оформление готового изделия.

ДЮЦ

готовое изделие

22.

28 Ноя(Ср)

40 мин.

практика

1

Оформление готового изделия.

ДЮЦ

готовое изделие

23.

5 Дек(Ср)

40 мин.

практика

1

Принцесса на горошине.

ДЮЦ

 

24.

5 Дек(Ср)

40 мин.

практика

1

Принцесса на горошине.

ДЮЦ

 

25.

12 Дек(Ср)

40 мин.

практика

1

Оформление игрушки.

ДЮЦ

готовое изделие

26.

12 Дек(Ср)

40 мин.

практика

1

Оформление игрушки.

ДЮЦ

готовое изделие

27.

19 Дек(Ср)

40 мин.

практика

1

Изготовление одежды и подушек для куклы.

ДЮЦ

 

28.

19 Дек(Ср)

40 мин.

практика

1

Изготовление одежды и подушек для куклы.

ДЮЦ

готовое изделие

29.

26 Дек(Ср)

40 мин.

практика

1

Малышка Тильда.

ДЮЦ

 

30.

26 Дек(Ср)

40 мин.

практика

1

Малышка Тильда.

ДЮЦ

готовое изделие

31.

9 Янв(Ср)

40 мин.

практика

1

Грелка на чайник «Курочка наседка».

ДЮЦ

 

32.

9 Янв(Ср)

40 мин.

практика

1

Грелка на чайник «Курочка наседка».

ДЮЦ

 

33.

16 Янв(Ср)

40 мин.

практика

1

Оформление куклы.

ДЮЦ

готовое изделие

34.

16 Янв(Ср)

40 мин.

практика

1

Оформление куклы.

ДЮЦ

готовое изделие

35.

23 Янв(Ср)

40 мин.

практика

1

Объемный текстильный чайник.

ДЮЦ

 

36.

23 Янв(Ср)

40 мин.

практика

1

Объемный текстильный чайник.

ДЮЦ

 

37.

30 Янв(Ср)

40 мин.

практика

1

Оформление готового изделия.

ДЮЦ

готовое изделие

38.

30 Янв(Ср)

40 мин.

практика

1

Оформление готового изделия.

ДЮЦ

готовое изделие

39.

6 Фев(Ср)

40 мин.

практика

1

Прихватка – рукавичка «Собачка».

ДЮЦ

 

40.

6 Фев(Ср)

40 мин.

практика

1

Прихватка – рукавичка «Собачка».

ДЮЦ

 

41.

13 Фев(Ср)

40 мин.

практика

1

Оформление готового изделия.

ДЮЦ

готовое изделие

42.

13 Фев(Ср)

40 мин.

практика

1

Оформление готового изделия.

ДЮЦ

готовое изделие

43.

20 Фев(Ср)

40 мин.

практика

1

Русалка.

ДЮЦ

 

44.

20 Фев(Ср)

40 мин.

практика

1

Русалка.

ДЮЦ

 

45.

27 Фев(Ср)

40 мин.

практика

1

Оформление готового изделия.

ДЮЦ

готовое изделие

46.

27 Фев(Ср)

40 мин.

практика

1

Оформление готового изделия.

ДЮЦ

готовое изделие

47.

6 Мар(Ср)

40 мин.

практика

1

Рыжая Анютка.

ДЮЦ

 

48.

6 Мар(Ср)

40 мин.

практика

1

Рыжая Анютка.

ДЮЦ

 

49.

13 Мар(Ср)

40 мин.

практика

1

Оформление куклы.

ДЮЦ

готовое изделие

50.

13 Мар(Ср)

40 мин.

практика

1

Оформление куклы.

ДЮЦ

готовое изделие

51.

20 Мар(Ср)

40 мин.

практика

1

Кукла «Рыжуля».

ДЮЦ

 

52.

20 Мар(Ср)

40 мин.

практика

1

Кукла «Рыжуля».

ДЮЦ

 

53.

27 Мар(Ср)

40 мин.

практика

1

Оформление куклы.

ДЮЦ

готовое изделие

54.

27 Мар(Ср)

40 мин.

практика

1

Оформление куклы.

ДЮЦ

готовое изделие

55.

3 Апр(Ср)

40 мин.

практика

1

Оформление готового изделия.

ДЮЦ

готовое изделие

56.

3 Апр(Ср)

40 мин.

практика

1

Оформление готового изделия.

ДЮЦ

готовое изделие

57.

10 Апр(Ср)

40 мин.

практика

1

Кукла София.

ДЮЦ

 

58.

10 Апр(Ср)

40 мин.

практика

1

Кукла София.

ДЮЦ

 

59.

17 Апр(Ср)

40 мин.

практика

1

Оформление готового изделия.

ДЮЦ

готовое изделие

60.

17 Апр(Ср)

40 мин.

практика

1

Оформление готового изделия.

ДЮЦ

готовое изделие

61.

24 Апр(Ср)

40 мин.

практика

1

Изготовление аксессуаров для уклы.

ДЮЦ

готовое изделие

62.

24 Апр(Ср)

40 мин.

практика

1

Изготовление аксессуаров для уклы.

ДЮЦ

готовое изделие

63.

8 Май(Ср)

40 мин.

теория

1

Посещение выставки

ДЮЦ

 

64.

8 Май(Ср)

40 мин.

теория

1

Посещение выставки

ДЮЦ

 

65.

15 Май(Ср)

40 мин.

теория

1

Мониторинг качества образования.

ДЮЦ

проверочная работа

66.

15 Май(Ср)

40 мин.

практика

1

Мониторинг качества образования.

ДЮЦ

проверочная работа

67.

22 Май(Ср)

40 мин.

практика

1

Итоговое занятие.

ДЮЦ

выставка работ

68.

22 Май(Ср)

40 мин.

практика

1

Итоговое занятие.

ДЮЦ

выставка работ

Приложение 2

Диагностический материал

Методика №1.

Цель: выявить уровень знаний о текстильной кукле, видах текстильных кукол.

Методика №2

Цель: оценка степени сформированности умений изготавливать куклу по собственному замыслу, используя знакомые техники.

Методика №1.

Цель: выявить уровень знаний о текстильной кукле, видах текстильных кукол.

Детям предлагается ответить на следующие вопросы:

Какие виды текстильной куклы вам известны? (Тильда, куклы Снежки, Тряпиенсы, чердачные и примитивные куклы, Рэггедди-Энн, тыквоголовки).

Перечислите названия тканей, из которых изготавливают текстильные куклы. (Флис, лён, трикотаж, ситец).

п/п

Критерии оценивания

Баллы

1.

Названы 3 вида текстильных кукол.

Названо 1-2 вида текстильных кукол.

Назван 1вид текстильных кукол.

Нет ответа

3

2

1

0

2.

Даны названия 3 тканей и более.

Даны названия 2 тканей.

Дано название 1 ткани.

Нет ответа.

3

2

1

0

3.

Соотнесены верно 5 поделок и названий техники.

Соотнесены верно 3-4 поделки и названий техники.

Соотнесены верно 1-2 поделки и названий техники.

Нет верных ответов.

3

2

1

0

Высокий уровень: 9 – 7 баллов.

Средний уровень: 6 – 4 баллов.

Низкий уровень: 0 – 3 баллов.

Методика №2

Цель: оценка степени сформированности умений изготавливать куклу, используя знакомые техники.

Детям предлагается изготовить куклу по собственному замыслу, используя полученные на занятиях знания.

 

Критерии оценивания

Баллы

А

Ребёнок самостоятельно выбирает назначение куклы (игровая, обереговая, праздничная).

Ребёнок самостоятельно выбрал назначение, но затрудняется с выбором материалов, техники изготовления куклы, требуется помощь взрослого.

Ребёнок не может самостоятельно выбрать назначение куклы и техники для её изготовления.

2

1

0

Б

При работе ребёнок соблюдает технику безопасности с колющими и режущими инструментами.

При работе ребёнок соблюдает технику безопасности с клеем.

После завершения работы ребёнок прибирает своё рабочее место.

0 – 1

0 – 1

0 – 1

В

Работа имеет законченный эстетичный вид.

Работа имеет законченный, но не эстетичный вид.

Работа имеет незаконченный эстетичный вид и требует доработки.

Работа имеет незаконченный, неэстетичный вид и требует доработки.

Не справился с заданием.

4

3

2

1

0

Г

Ребёнок рассказывает о своей кукле (об её назначении, о всех элементах, несущих смысловую нагрузку и т.д.)

Рассказ о кукле несвязный, требуются наводящие вопросы.

Ребёнок не справляется с описанием куклы.

2

1

0

Высокий уровень: 9 – 7 баллов.

Средний уровень: 4 – 6 баллов.

Низкий уровень: 0 – 3 балла.

Протокол проведения педагогического исследования к методике №1.

Фамилия

Имя

Вопросы

Кол-во

баллов

Уровень

1

2

3

4

5

6

   

1.

                 

2.

                 

3.

                 

4.

                 

5.

                 

6.

                 

7.

                 

8.

                 

9.

                 

10.

                 

11.

                 

12.

                 

13.

                 

14.

                 

Протокол проведения педагогического исследования к методике №2.

Фамилия

Имя

 

Кол-во

баллов

Уровень

А

Б

В

Г

   

1.

             

2.

             

3.

             

4.

             

5.

             

6.

             

7.

             

8.

             

9.

             

10.

             

11.

             

12.

             

13.

             

14.

             

Сводная ведомость оценки уровня сформированности знаний и умений обучающихся по программе «Текстильная кукла»

Фамилия

Имя

Методика №1

Методика

2

Общее кол-во баллов

Уровень

1.

         

2.

         

3.

         

4.

         

5.

         

6.

         

7.

         

8.

         

9.

         

10.

         

11.

         

12.

         

13.

         

14.

         

Высокий уровень: 18 – 14 баллов.

Средний уровень: 12 – 8 балла.

Низкий уровень: 0 – 6 баллов.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Отлично проделанная работа!

7 September 2020

Похожие публикации