12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Гришина Ольга Владимировна35 |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Текстильная кукла»
Управление образования Администрации
Верхнесалдинского городского округа
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Детско-юношеский центр»
СОГЛАСОВАНО Протокол педагогического совета № 1 от 06.09.2018 | УТВЕРЖДЕНО Приказом директора «ДЮЦ» № 50 от 06.09.2018 года _____________________Е.П.Чукавина |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Текстильная кукла»
(стартовый уровень)
Направленность: художественная
Возраст детей: 7-12 лет
Срок реализации: 2 года
Автор - составитель:
Гришина Ольга Владимировна
педагог дополнительного образования
первая квалификационная категория
г. Верхняя Салда
2018 год
Содержание
Стр. | ||
Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы» | 3 | |
1.1. | Пояснительная записка | 3 |
1.2. | Цель и задачи программы | 7 |
1.3. | Содержание программы | 7 |
1.4. | Учебный план | 10 |
1.5. | Планируемые результаты | 15 |
Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий» | 18 | |
2.1. | Календарный учебный график | 18 |
2.2. | Условия реализации программы | 18 |
2.3. | Формы аттестации | 18 |
2.4. | Оценочные материалы | 18 |
2.5. | Методические материалы | 18 |
2.6. | Список литературы. | 20 |
Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»
-
Пояснительная записка
Сегодня все большую популярность приобретают текстильные куклы.
Кукла... Это слово родом из детства. Многие из нас, в детстве, играли в кукол, придумывали себе сказочный кукольный мир. Мир кукол, будто дивное царство, манит к себе и для каждого там найдется свой уголок.
Мягкие на ощупь, теплые, домашние, уютные, эти куклы и сегодня вызывают желание прижать к себе, быть с ними рядом, носить с собой, холить и заботиться о них.
Сейчас у современных детей другие игрушки научно-технического прогресса: айфоны, айпады, компьютеры, ноутбуки. Но прикоснувшись к сказке, они так и остались в придуманном кукольном мире.
Кукла, выполненная своими руками, имеет большое значение в творческом развитии ребенка, является не только результатом труда, но и творческим выражением его индивидуальности. Кукла, прошедшая через руки ребенка, становится особенно привлекательной. Вещь, над которой он трудился, вкладывая в нее выдумку, фантазию и любовь, особенно дорога ему. Работа над изготовлением куклы открывает большие возможности для развития инициативы, будит положительные эмоции, вдохновляет, активизирует детскую мысль.
Программа «Текстильная кукла» разработана в соответствии со следующими нормативно - правовыми документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации» (п. 22 ст. 2, ч. 1,5 ст.12, ч. 7 ст. 28, ст. 30, п. 5 ч. 3 ст. 47, п. 1 ч. 1 ст. 48).
Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4.09.2014 № 1726- р).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (п.18.2.2).
Письма Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 16 июля 2012 г. № 05-2680.
Приказ Минобрнауки от 29 августа 2013 № 1008 «Об утверждении Порядка и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Письмо Минобрнауки от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
Методические рекомендации МОиНРФ по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) от 18.11.2015 г.(№09-3242)
Закон Свердловской области от 15.07.2013 № 78 – ОЗ «Об образовании в Свердловской области».
Устав Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр» от 07.09.2015 № 235.
Образовательная программа Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр» на 2018-2019 учебный год.
Положение о рабочей программе педагога «ДЮЦ».
Учебный план «ДЮЦ» на 2018-2019 учебный год.
Направленность программы – художественная.
Актуальность программы состоит в потребности продуктивной деятельности детей к возрождению традиционного искусства, в частности, изготовления народной и современной текстильной куклы.
История текстильной игрушки насчитывает уже не один век, но, как и в древние времена, она остается актуальной и востребованной.
В каждой семье из поколения в поколение дети играют в кукол. Тряпичная кукла - это наша история, традиции, культура, она имела несколько назначений и была неотъемлемой частью быта людей.
Мы живём в удивительное время, где происходит много разных открытий, но природа детства остаётся прежней, как и 100-200 лет назад: дети растут, играют, познают мир.
Данная программа предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому ребенку открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.
Новизна программы состоит в том, что она позволяет использовать различные технологии изготовления текстильной куклы, не ограничиваясь определенными материалами или стилем. В этом многообразии кукольного мира испробовать все, и выбрать наиболее близкий ребенку вид творчества.
Педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы заключается в создании особой развивающей среды для выявления и развития общих и творческих способностей обучающихся, что может способствовать не только их приобщению к творчеству, но и раскрытию лучших человеческих качеств. Ребенок научится видеть красоту окружающего мира.
Обучающиеся по данной программе получат возможность дополнять знания, приобретенные в общеобразовательной школе по технологии, и в дальнейшем использовать их в повседневной жизни.
Практическая значимость
Особенностью данной программы является то, что программа предполагает не только овладение техниками художественного творчества, но ориентирована на учащихся, уже имеющих знания, умения и навыки изготовления текстильных кукол. В результате освоения данной программы, они могут совершенствовать свое мастерство, а это создаст условия для самореализации личности ребёнка и будет способствовать развитию художественного вкуса, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Программа ориентирует учащихся на самостоятельность в поисках цветового решения, в выборе способов изготовления изделий через ряд соответствующих заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, развитие фантазии.
В процессе обучения происходит знакомство с различными тканями, их технологическими и практическими особенностями, видами ручных и машинных швов, методами обработки, правилами кроя. Ребенок, освоив навыки моделирования, конструирования и технологию изготовления, научится не только создавать текстильных кукол по своему замыслу, но сможет в дальнейшем самостоятельно создавать свой неповторимый стиль и имидж, научится одеваться сам и одевать других без лишних затрат.
Программа «Текстильная кукла» разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности О. А. Кожиной «Декоративно-прикладное искусство».
Данная программа является модифицированной, в исходную программу были внесены изменения с учётом особенностей образовательного учреждения, возраста и уровня подготовки детей, режима и временных параметров осуществления деятельности.
Программный курс рассчитан на два года обучения и составляет:
1 год обучения в количестве 68 часов (2 часа в неделю).
2 год обучения в количестве 68 часов (2 часа в неделю).
Основной формой работы являются учебные занятия, продолжительность которых составляет 40 минут, с обязательным перерывом между занятиями 10 минут.
Содержание программы включает основные приемы обработки и раскроя ткани (изготовление кукол и одежды для них), различные виды техник работы с тканью (изготовление аксессуаров для кукол), тем самым затрагивая несколько предметных областей: изобразительное искусство, технология, история, окружающий мир.
Программный материал выстроен с учетом возрастных особенностей обучающихся и включает в себя теоретическую и практическую части.
Теоретическая часть предполагает знакомство обучающихся с историей текстильных кукол, их видами и значением, техниками и основными приемами работы с тканью.
Практическая часть основана на применении знаний в творческом процессе.
1.2. Цель и задачи программы
Цель: развитие творческих способностей обучающихся через воплощение выбранного образа, путём создания авторской куклы.
Задачи:
- Научить основным приемам шитья текстильных игрушек.
- Формировать практические навыки (виды ручных и машинных швов, раскрой изделия, последовательность соединения деталей, изготовление одежды и аксессуаров для кукол).
- Развивать внимание, память, воображение, художественно-конструкторские способности, мелкую моторику, художественный вкус и фантазию детей.
- Воспитать трудолюбие, аккуратность, эстетический вкус.
- Формировать культуру труда (планирование и организация практической деятельности, аккуратность, экономное использование материалов, содержание в порядке рабочего места, соблюдение правил техники безопасности при выполнении работ с различными инструментами).
1.3. Содержание программы
1 год обучения.
1. Вводное занятие - 2 часа.
Инструктаж по технике безопасности. План работы на год. Мониторинг качества образования (Работа по карточкам: детям предлагается ответить на вопросы).
2. История и виды текстильных кукол – 2 часа.
Теория: Знакомство с историей и видами текстильных кукол.
Практика: Определить и назвать виды текстильных кукол.
3. Технология изготовления текстильных кукол – 2 часа.
Теория: Понятие «шаблон». Цветовое решение. Правила и последовательность изготовления текстильных кукол.
Практика: Определить и назвать этапы изготовления куклы.
4. Основные виды ручных швов, их применение – 2 часа.
Теория: Знакомство с ручными швами и их применением.
Практика: Выполнение ручных швов по образцу («петельный», «вперед иголка», «строчка» или «назад иголка», «потайной»).
5. Раскрой, основные правила раскроя – 2 часа.
Теория: Основные правила раскроя по шаблону. Работа с чертежами и выкройками. Знакомство с понятием «припуск на шов».
Практика: Раскрой куклы по шаблону.
6. Сборка текстильной куклы. Декоративные элементы – 2 часа.
Теория: Основные правила соединения куклы. Знакомство с декоративными элементами.
Практика: Сборка куклы (последовательность соединения деталей куклы).
7. Текстильные куклы в стиле Тильда – 18 часов.
Практика: Раскрой изделия по шаблону. Соединение деталей кроя. Стачивание и набивка деталей изделия. Сборка изделия. Изготовление одежды для куклы. Декорирование изделия по собственному замыслу (Тильда – тюльпан, Тильда – улитка, Тильда в чашке, Кружка в стиле Тильда, Блюдце в стиле Тильда).
8. Примитивные куклы – 20 часов.
Практика: Раскрой изделия. Соединение деталей кроя. Стачивание и набивка деталей куклы. Сборка изделия. Изготовление одежды для куклы. Декорирование изделия по собственному замыслу (девочка с большими ногами, примитивная кукла Анна, рыжая Анютка).
9. Куклы Ангелы – 7 часов.
Практика: Раскрой изделия. Последовательность работы при изготовлении изделия. Декорирование изделия по собственному замыслу (кукла-оберег Ангел, Тильда-Ангел, примитивная кукла Ангел).
10. Итоговое занятие - 2 часа.
Подведение итогов работы. Мониторинг качества образования.
2 год обучения.
1. Вводное занятие - 2 часа.
Инструктаж по технике безопасности. План работы на год. Мониторинг качества образования.
2. История и виды текстильных кукол – 2 часа.
Теория: Знакомство с историей и видами текстильных кукол.
Практика: Определить и назвать виды текстильных кукол.
3. Технология изготовления текстильных кукол – 2 часа.
Теория: Понятие «шаблон». Цветовое решение. Правила и последовательность изготовления текстильных кукол.
Практика: Отработка навыков ручного шитья.
4. Основные виды машинных швов, их применение – 2 часа.
Теория: Знакомство с машинными швами и их применением.
Практика: Знакомство со швейной машиной. Выполнение машинных швов по образцу («строчка», «зигзаг»).
5. Раскрой, основные правила раскроя – 2 часа.
Теория: Основные правила раскроя изделия на ткани. Работа с чертежами и выкройками.
Практика: Построение выкройки куклы по своему замыслу. Раскрой на ткани. Вырезание деталей с учетом припусков не швы.
6. Сборка текстильной куклы. Декоративные элементы – 2 часа.
Теория: Основные правила соединения куклы. Знакомство с декоративными элементами.
Практика: Сборка куклы. Изготовление декоративных элементов (аксессуары для куклы).
7. Текстильные куклы в стиле Тильда – 20 часов.
Практика: Раскрой изделия. Соединение деталей кроя. Стачивание и набивка деталей куклы. Сборка изделия. Изготовление одежды для куклы. Декорирование изделия по собственному замыслу (Домик – тильда, Тильда – овощи, Тильда – фрукты, принцесса на горошине, малышка Тильда).
8. Мелочи для кухни – 12 часов.
Практика: Раскрой изделий. Соединение деталей кроя. Сборка изделия. Декорирование изделия по собственному замыслу (грелка на чайник «Курочка наседка», объемный текстильный чайник, прихватка – рукавичка «Свинка», карман для мелочей - «Гусь»).
9. Примитивные игрушки – 12 часов.
Практика: Раскрой изделия. Соединение деталей кроя. Стачивание и набивка деталей куклы. Сборка изделия. Изготовление одежды для куклы. Декорирование изделия по собственному замыслу (джинсовый кот, русалка, енот).
10. Куклы тыквоголовки – 8 часов.
Практика: Раскрой изделия. Соединение деталей кроя. Стачивание и набивка деталей куклы. Сборка изделия. Изготовление одежды для куклы. Декорирование изделия по собственному замыслу (кукла «Рыжуля», кукла София).
11. Итоговое занятие - 2 часа.
Проведение выставки работ воспитанников. Мониторинг качества образования.
1.4.Учебный план
I год обучения
№ | Наименование темы | Количество часов | Формы организации/контроля | |||
Всего | Теория | Практика | ||||
1. | Организационное занятие. Мониторинг качества образования | 2 | 1 | 1 | ||
2. | История и виды текстильных кукол. | 2 | 1 | 1 | Проверочная работа | |
3. | Технология изготовления текстильных кукол. | 2 | 1 | 1 | Наблюдение | |
4. | Основные виды ручных швов, их применение. | 2 | 1 | 1 | Самостоятельная работа | |
5. | Раскрой, основные правила раскроя. | 2 | 1 | 1 | Самостоятельная работа | |
6. | Сборка текстильной куклы. Декоративные элементы. | 2 | 1 | 1 | Самостоятельная работа | |
7. | Текстильные куклы в стиле Тильда. | 18 | ||||
7.1 | Изготовление Тильда тюльпана. | 2 | ||||
7.2 | Оформление готового изделия. | 2 | 2 | Готовая работа | ||
7.3 | Изготовление Тильда улитки. | 2 | 2 | |||
7.4 | Оформление готового изделия. | 2 | Готовая работа | |||
7.5 | Изготовление куклы - Тильда в чашке. | 2 | 2 | |||
7.6 | Оформление готового изделия. | 2 | 2 | Готовая работа | ||
7.7 | Кружка в стиле Тильда. | 2 | 2 | |||
7.8 | Блюдце в стиле Тильда. | 2 | 2 | |||
7.9 | Оформление готового изделия. | 2 | 2 | Готовая работа | ||
8. | Примитивные куклы. | 20 | ||||
8.1 | Девочка с большими ногами. | 2 | 2 | |||
8.2 | Изготовление туловища куклы. | 2 | 2 | |||
8.3 | Изготовление одежды. | 2 | 2 | |||
8.4 | Изготовление обуви. | 2 | 2 | Готовая работа | ||
8.5 | Примитивная кукла Анна. | 2 | 2 | |||
8.6 | Изготовление туловища куклы. | 2 | 2 | |||
8.7 | Изготовление одежды. | 2 | 2 | |||
8.8 | Изготовление обуви. | 2 | 2 | Готовая работа | ||
8.9 | Рыжая Анютка. | 2 | 2 | |||
8.10 | Оформление готового изделия. | 2 | 2 | Готовая работа | ||
9. | Куклы Ангелы. | 14 | ||||
9.1 | Кукла-оберег Ангел. | 2 | ||||
9.2 | Оформление готового изделия. | 2 | 2 | Готовая работа | ||
9.3 | Тильда-Ангел. | 2 | 2 | |||
9.4 | Изготовление туловища куклы. | 2 | 2 | |||
9.5 | Изготовление одежды. | 2 | 2 | Готовая работа | ||
9.6 | Примитивная кукла Ангел. | 2 | 2 | |||
9.7 | Изготовление одежды. | 2 | 2 | |||
10. | Итоговое занятие. Мониторинг качества образования. | 2 | 2 | Проверочная работа | ||
ИТОГО: | 68 | 6 | 62 |
II год обучения
№ | Наименование темы | Количество часов | Формы организации/контроля | |||
Всего | Теория | Практика | ||||
1. | Вводное занятие. Мониторинг качества образования. | 2 | 1 | 1 | Проверочная работа | |
2. | История и виды текстильных кукол. | 2 | 1 | 1 | ||
3. | Технология изготовления текстильных кукол. | 2 | 1 | 1 | Наблюдение | |
4. | Основные виды машинных швов. | 2 | 1 | 1 | Самостоятельная работа | |
5. | Раскрой, основные правила раскроя. | 2 | 1 | 1 | Самостоятельная работа | |
6. | Сборка текстильной куклы. Декоративные элементы. | 2 | 1 | 1 | Наблюдение | |
7. | Текстильные куклы в стиле Тильда. | 20 | ||||
7.1 | Домик – тильда. | 2 | 2 | |||
7.2 | Тильда - овощи. Тыква, морковка, свекла. | 2 | 2 | |||
7.3 | Оформление готового изделия. | 2 | 2 | Готовая работа | ||
7.4 | Тильда – фрукты. Яблоко, груша, банан. | 2 | 2 | |||
7.5 | Оформление готового изделия. | 2 | 2 | Готовая работа | ||
7.6 | Принцесса на горошине. | 2 | 2 | |||
7.7 | Оформление игрушки. | 2 | 2 | Готовая работа | ||
7.8 | Изготовление одежды и подушек для куклы. | 2 | 2 | Готовая работа | ||
7.9 | Малышка Тильда. | 2 | 2 | |||
7.10 | Оформление куклы. | 2 | 2 | Готовая работа | ||
8. | Мелочи для кухни. | 14 | ||||
8.1 | Грелка на чайник «Курочка наседка». | 2 | 2 | |||
8.2 | Оформление куклы. | 2 | 2 | Готовая работа | ||
8.3 | Объемный текстильный чайник. | 2 | 2 | |||
8.4 | Оформление готового изделия. | 2 | 2 | Готовая работа | ||
8.5 | Прихватка – рукавичка «Свинка». | 2 | 2 | |||
8.6 | Оформление готового изделия. | 2 | 2 | Готовая работа | ||
8.7 | Карман для мелочей «Гусь». | 2 | 2 | |||
8.8 | Оформление готового изделия. | 2 | 2 | Готовая работа | ||
9. | Примитивные игрушки. | 12 | ||||
9.1 | Русалка. | 2 | 2 | |||
9.2 | Оформление готового изделия. | 2 | 2 | Готовая работа | ||
9.3 | Джинсовый кот. | 2 | 2 | |||
9.4 | Оформление готового изделия. | 2 | 2 | Готовая работа | ||
9.5 | Енот. | 2 | 2 | |||
9.6 | Оформление куклы. | 2 | 2 | Готовая работа | ||
10. | Куклы тыквоголовки. | 8 | ||||
10.1 | Кукла «Рыжуля». | 2 | 2 | |||
10.2 | Оформление куклы. | 2 | 2 | Готовая работа | ||
10.3 | Кукла София. | 2 | 2 | |||
10.4 | Оформление готового изделия. | 2 | 2 | Готовая работа | ||
11. | Итоговое занятие. Мониторинг качества образования. | 2 | 2 | Проверочная работа | ||
ИТОГО: | 68 | 6 | 62 |
1.5. Планируемые результаты
Освоение детьми программы «Текстильная кукла» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
Личностные результаты
- Формирование устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности.
- Развитие творческого потенциала ребенка и его реализация в собственной художественно-творческой деятельности.
- Активизация воображения и фантазии.
- Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
- Установление связи между целью деятельности и ее результатом.
- Формирование навыка самостоятельной работы и работы в группе.
- Ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности.
- Формирование основ социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помотать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
- Способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности.
Метопредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
- Определять и формулировать цель и учебные задачи деятельности на занятии.
- Работать по предложенному плану, инструкции.
- Осуществлять пошаговый и итоговый контроль своей деятельности.
- Различать способ и результат действия.
- Адекватно воспринимать оценку своих работ.
Обучающийся получит возможность научиться:
- Осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации.
- Самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
- Моделировать новые формы: путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно прикладного творчества.
- Выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного замысла.
- Использовать приобретённые знания и умения для творческой самореализации при изготовлении художественно-декоративных изделий.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Обучающиеся смогут:
- Формулировать собственное мнение и позицию.
- Договариваться, приходить к общему решению.
- Соблюдать корректность в высказываниях.
Обучающийся получит возможность научиться:
- Учитывать разные мнения и интересы.
- Осуществлять взаимный контроль.
- Сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить, свое общение со сверстниками и взрослыми.
Познавательные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
- Использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач.
- Анализировать объекты, выделять главное.
- Различать изученные виды техник работы с тканью.
- Развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память.
Обучающийся получит возможность научиться:
- Осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием литературных источников и сети Интернет.
- Использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
- Преобразовывать (дополнять, изменять) модели для решения творческих задач.
- Осуществлять более углубленное освоение понравившейся техники работы.
Предметные результаты
Выпускник научится:
- Пользоваться инструментами ручного труда.
- Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами.
- Правильно организовывать своё рабочее место.
- Выполнять приемы разметки деталей с помощью приспособлений (шаблон, линейка).
- Различать виды ткани её свойства и применение.
- Выполнять различные виды ручных и машинных швов.
- Выполнять операции по раскрою изделия (складывание, разметка, вырезание).
- Находить композиционное и цветовое решение.
- Соблюдать последовательность выполнения изделия.
Выпускник получит возможность:
- Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы.
- Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества.
- Познакомиться с историей происхождения текстильных кукол, видами и назначением.
- Познакомиться с основными приемами раскроя и обработки ткани.
- Анализировать конструкцию изделий, технологию и последовательность выполнения изделия.
- Самостоятельно изготавливать изделия (куклы), опираясь на их назначение (интерьерные, игровые, портретные, хозяйственные).
- Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, оказывать товарищескую помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную.
- Сформировать систему универсальных учебных действий;
- Сформировать навыки работы с информацией
Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график
Занятия по программе проводятся с сентября по март.
Возраст детей | Количество занятий | Продолжительность занятия (мин.) | |||
неделю | месяц | всего | |||
7-12 лет | 2 | 8 | 68 | 40 мин. |
1 год обучения в количестве 68 часов (2 часа в неделю).
2 год обучения в количестве 68 часов (2 часа в неделю).
Календарный учебный график по группам см. Приложение 1.
2.2 Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Помещение: учебный кабинет, оборудованный в соответствии с санитарными нормами; столы и стулья для педагога и учащихся, классная доска, ноутбук, проектор.
Кадровое обеспечение:
Гришина Ольга Владимировна, педагог дополнительного образования (первая квалификационная категория), имеющая средне - специальное образование (СПТУ№38 г. Нижний Тагил). Специальность: закройщик женской и детской легкой одежды. Курсы повышения квалификации «Педагогика дополнительного образования».
2.3 Формы аттестации
Аттестация обучающихся проходит в виде итогового тестирования. Задания выполняются индивидуально.
2.4 Оценочные материалы
Для оценки результативности программы «Текстильная кукла» в Приложении 2 приведены диагностические материалы, и проверочные задания.
2.5 Методические материалы
Формы организации учебного процесса: фронтальная и групповая работа. Занятия проводятся как традиционные, так и комбинированные и практические занятия: игры, праздники, конкурсы.
Содержание программного курса содержит теоретическую и практическую части. Теоретическая часть представлена в виде информационного дайджеста и игровых занятий. Практическая часть - работы обучающихся по изготовлению изделий (текстильные куклы).
Методика проведения занятий предусматривает разнообразную практическую деятельность детей:
- репродуктивная – после объяснения педагога повторить данное изделие по заданному образцу или шаблону;
- творческая – самостоятельно изготовить изделие (в основном на третьей ступени обучения).
Вся деятельность по данной программе направлена на развитие созидательной, творческой личности ребенка, а образовательный процесс строится на следующих принципах:
Принцип гуманизации (ребёнок является основой ценностей общекультурного человеческого социума; уважительное отношение к личности обучающегося).
Принцип уникальности (ребёнок - уникальная личность, способная к самораскрытию и творчеству в соответствии со своими особенностями).
Принцип культуросообразности (приобщение к современной мировой культуре и ориентирование учащихся на вечные абсолютные ценности).
Принцип природосообразности (учёт возрастных особенностей обучающихся, уровень интеллектуальной подготовки, предполагающей выполнение заданий различной степени сложности).
Принцип успеха (формирование позитивной концепции и признание себя и других как уникальной составляющей окружающего мира).
Принцип междисциплинарного подхода (использование знаний различных областей науки и искусства).
Принцип систематичности, последовательности и наглядности обучения.
Принцип свободы выбора решений и самостоятельности в их реализации.
Всё это позволяет наиболее эффективно решать поставленные задачи курса.
2.6. Список литературы
1. Войдинова Н. «Мягкая игрушка». М., ЭКСМО, 2004.
2. Дайн Г. Л. «Русская тряпичная кукла». Культура, традиции, технологии. – М.: Культура и традиции, 2008.
3. Додж В. «Шьем одежду для кукол». Минск, ООО «Попурри», 2005.
4. Зимина, З.И. Текстильные обрядовые куклы [Текст] / З.И. Зимина. – М.:
5. Карин Нойшюнц "Куклы - своими руками" и "Оживи куклу".
6. Кузьмина М. «Такие разные куклы». М., «ЭКСМО», 2005.
7. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
8. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.
9. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся 9 начальное общее образование) [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 50 с.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.
Приложение 1
Календарный учебный график № п/п | Дата | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1. | 19 Сен(Ср) | 40 мин. | беседа | 1 | Вводное занятие. | ДЮЦ | |
2. | 19 Сен(Ср) | 40 мин. | тестирование | 1 | Мониторинг качества образования. | ДЮЦ | проверочная работа |
3. | 26 Сен(Ср) | 40 мин. | теория | 1 | История и виды текстильных кукол. | ДЮЦ | |
4. | 26 Сен(Ср) | 40 мин. | практика | 1 | История и виды текстильных кукол. | ДЮЦ | |
5. | 3 Окт(Ср) | 40 мин. | теория | 1 | Технология изготовления текстильных кукол | ДЮЦ | |
6. | 3 Окт(Ср) | 40 мин. | практика | 1 | Технология изготовления текстильных кукол | ДЮЦ | наблюдение |
7. | 10 Окт(Ср) | 40 мин. | теория | 1 | Основные виды машинных швов. | ДЮЦ | |
8. | 10 Окт(Ср) | 40 мин. | практика | 1 | Основные виды машинных швов. | ДЮЦ | самостоятельная работа |
9. | 17 Окт(Ср) | 40 мин. | теория | 1 | Раскрой, основные правила раскроя. | ДЮЦ | |
10. | 17 Окт(Ср) | 40 мин. | практика | 1 | Раскрой, основные правила раскроя. | ДЮЦ | самостоятельная работа |
11. | 24 Окт(Ср) | 40 мин. | теория | 1 | Сборка текстильной куклы. Декоративные элементы. | ДЮЦ | |
12. | 24 Окт(Ср) | 40 мин. | практика | 1 | Сборка текстильной куклы. Декоративные элементы. | ДЮЦ | самостоятельная работа |
13. | 31 Окт(Ср) | 40 мин. | практика | 1 | Тильда- тюльпан. | ДЮЦ | |
14. | 31 Окт(Ср) | 40 мин. | практика | 1 | Тильда- тюльпан. | ДЮЦ | готовое изделие |
15. | 7 Ноя(Ср) | 40 мин. | практика | 1 | Тильда - овощи. | ДЮЦ | |
16. | 7 Ноя(Ср) | 40 мин. | практика | 1 | Тильда - овощи. | ДЮЦ | |
17. | 14 Ноя(Ср) | 40 мин. | практика | 1 | Оформление готового изделия. | ДЮЦ | готовое изделие |
18. | 14 Ноя(Ср) | 40 мин. | практика | 1 | Оформление готового изделия. | ДЮЦ | готовое изделие |
19. | 21 Ноя(Ср) | 40 мин. | практика | 1 | Тильда – фрукты. | ДЮЦ | |
20. | 21 Ноя(Ср) | 40 мин. | практика | 1 | Тильда – фрукты. | ДЮЦ | |
21. | 28 Ноя(Ср) | 40 мин. | практика | 1 | Оформление готового изделия. | ДЮЦ | готовое изделие |
22. | 28 Ноя(Ср) | 40 мин. | практика | 1 | Оформление готового изделия. | ДЮЦ | готовое изделие |
23. | 5 Дек(Ср) | 40 мин. | практика | 1 | Принцесса на горошине. | ДЮЦ | |
24. | 5 Дек(Ср) | 40 мин. | практика | 1 | Принцесса на горошине. | ДЮЦ | |
25. | 12 Дек(Ср) | 40 мин. | практика | 1 | Оформление игрушки. | ДЮЦ | готовое изделие |
26. | 12 Дек(Ср) | 40 мин. | практика | 1 | Оформление игрушки. | ДЮЦ | готовое изделие |
27. | 19 Дек(Ср) | 40 мин. | практика | 1 | Изготовление одежды и подушек для куклы. | ДЮЦ | |
28. | 19 Дек(Ср) | 40 мин. | практика | 1 | Изготовление одежды и подушек для куклы. | ДЮЦ | готовое изделие |
29. | 26 Дек(Ср) | 40 мин. | практика | 1 | Малышка Тильда. | ДЮЦ | |
30. | 26 Дек(Ср) | 40 мин. | практика | 1 | Малышка Тильда. | ДЮЦ | готовое изделие |
31. | 9 Янв(Ср) | 40 мин. | практика | 1 | Грелка на чайник «Курочка наседка». | ДЮЦ | |
32. | 9 Янв(Ср) | 40 мин. | практика | 1 | Грелка на чайник «Курочка наседка». | ДЮЦ | |
33. | 16 Янв(Ср) | 40 мин. | практика | 1 | Оформление куклы. | ДЮЦ | готовое изделие |
34. | 16 Янв(Ср) | 40 мин. | практика | 1 | Оформление куклы. | ДЮЦ | готовое изделие |
35. | 23 Янв(Ср) | 40 мин. | практика | 1 | Объемный текстильный чайник. | ДЮЦ | |
36. | 23 Янв(Ср) | 40 мин. | практика | 1 | Объемный текстильный чайник. | ДЮЦ | |
37. | 30 Янв(Ср) | 40 мин. | практика | 1 | Оформление готового изделия. | ДЮЦ | готовое изделие |
38. | 30 Янв(Ср) | 40 мин. | практика | 1 | Оформление готового изделия. | ДЮЦ | готовое изделие |
39. | 6 Фев(Ср) | 40 мин. | практика | 1 | Прихватка – рукавичка «Собачка». | ДЮЦ | |
40. | 6 Фев(Ср) | 40 мин. | практика | 1 | Прихватка – рукавичка «Собачка». | ДЮЦ | |
41. | 13 Фев(Ср) | 40 мин. | практика | 1 | Оформление готового изделия. | ДЮЦ | готовое изделие |
42. | 13 Фев(Ср) | 40 мин. | практика | 1 | Оформление готового изделия. | ДЮЦ | готовое изделие |
43. | 20 Фев(Ср) | 40 мин. | практика | 1 | Русалка. | ДЮЦ | |
44. | 20 Фев(Ср) | 40 мин. | практика | 1 | Русалка. | ДЮЦ | |
45. | 27 Фев(Ср) | 40 мин. | практика | 1 | Оформление готового изделия. | ДЮЦ | готовое изделие |
46. | 27 Фев(Ср) | 40 мин. | практика | 1 | Оформление готового изделия. | ДЮЦ | готовое изделие |
47. | 6 Мар(Ср) | 40 мин. | практика | 1 | Рыжая Анютка. | ДЮЦ | |
48. | 6 Мар(Ср) | 40 мин. | практика | 1 | Рыжая Анютка. | ДЮЦ | |
49. | 13 Мар(Ср) | 40 мин. | практика | 1 | Оформление куклы. | ДЮЦ | готовое изделие |
50. | 13 Мар(Ср) | 40 мин. | практика | 1 | Оформление куклы. | ДЮЦ | готовое изделие |
51. | 20 Мар(Ср) | 40 мин. | практика | 1 | Кукла «Рыжуля». | ДЮЦ | |
52. | 20 Мар(Ср) | 40 мин. | практика | 1 | Кукла «Рыжуля». | ДЮЦ | |
53. | 27 Мар(Ср) | 40 мин. | практика | 1 | Оформление куклы. | ДЮЦ | готовое изделие |
54. | 27 Мар(Ср) | 40 мин. | практика | 1 | Оформление куклы. | ДЮЦ | готовое изделие |
55. | 3 Апр(Ср) | 40 мин. | практика | 1 | Оформление готового изделия. | ДЮЦ | готовое изделие |
56. | 3 Апр(Ср) | 40 мин. | практика | 1 | Оформление готового изделия. | ДЮЦ | готовое изделие |
57. | 10 Апр(Ср) | 40 мин. | практика | 1 | Кукла София. | ДЮЦ | |
58. | 10 Апр(Ср) | 40 мин. | практика | 1 | Кукла София. | ДЮЦ | |
59. | 17 Апр(Ср) | 40 мин. | практика | 1 | Оформление готового изделия. | ДЮЦ | готовое изделие |
60. | 17 Апр(Ср) | 40 мин. | практика | 1 | Оформление готового изделия. | ДЮЦ | готовое изделие |
61. | 24 Апр(Ср) | 40 мин. | практика | 1 | Изготовление аксессуаров для уклы. | ДЮЦ | готовое изделие |
62. | 24 Апр(Ср) | 40 мин. | практика | 1 | Изготовление аксессуаров для уклы. | ДЮЦ | готовое изделие |
63. | 8 Май(Ср) | 40 мин. | теория | 1 | Посещение выставки | ДЮЦ | |
64. | 8 Май(Ср) | 40 мин. | теория | 1 | Посещение выставки | ДЮЦ | |
65. | 15 Май(Ср) | 40 мин. | теория | 1 | Мониторинг качества образования. | ДЮЦ | проверочная работа |
66. | 15 Май(Ср) | 40 мин. | практика | 1 | Мониторинг качества образования. | ДЮЦ | проверочная работа |
67. | 22 Май(Ср) | 40 мин. | практика | 1 | Итоговое занятие. | ДЮЦ | выставка работ |
68. | 22 Май(Ср) | 40 мин. | практика | 1 | Итоговое занятие. | ДЮЦ | выставка работ |
Приложение 2
Диагностический материал
Методика №1.
Цель: выявить уровень знаний о текстильной кукле, видах текстильных кукол.
Методика №2
Цель: оценка степени сформированности умений изготавливать куклу по собственному замыслу, используя знакомые техники.
Методика №1.
Цель: выявить уровень знаний о текстильной кукле, видах текстильных кукол.
Детям предлагается ответить на следующие вопросы:
Какие виды текстильной куклы вам известны? (Тильда, куклы Снежки, Тряпиенсы, чердачные и примитивные куклы, Рэггедди-Энн, тыквоголовки).
Перечислите названия тканей, из которых изготавливают текстильные куклы. (Флис, лён, трикотаж, ситец).
№ п/п | Критерии оценивания | Баллы |
1. | Названы 3 вида текстильных кукол. Названо 1-2 вида текстильных кукол. Назван 1вид текстильных кукол. Нет ответа | 3 2 1 0 |
2. | Даны названия 3 тканей и более. Даны названия 2 тканей. Дано название 1 ткани. Нет ответа. | 3 2 1 0 |
3. | Соотнесены верно 5 поделок и названий техники. Соотнесены верно 3-4 поделки и названий техники. Соотнесены верно 1-2 поделки и названий техники. Нет верных ответов. | 3 2 1 0 |
Высокий уровень: 9 – 7 баллов.
Средний уровень: 6 – 4 баллов.
Низкий уровень: 0 – 3 баллов.
Методика №2
Цель: оценка степени сформированности умений изготавливать куклу, используя знакомые техники.
Детям предлагается изготовить куклу по собственному замыслу, используя полученные на занятиях знания.
Критерии оценивания | Баллы | |
А | Ребёнок самостоятельно выбирает назначение куклы (игровая, обереговая, праздничная). Ребёнок самостоятельно выбрал назначение, но затрудняется с выбором материалов, техники изготовления куклы, требуется помощь взрослого. Ребёнок не может самостоятельно выбрать назначение куклы и техники для её изготовления. | 2 1 0 |
Б | При работе ребёнок соблюдает технику безопасности с колющими и режущими инструментами. При работе ребёнок соблюдает технику безопасности с клеем. После завершения работы ребёнок прибирает своё рабочее место. | 0 – 1 0 – 1 0 – 1 |
В | Работа имеет законченный эстетичный вид. Работа имеет законченный, но не эстетичный вид. Работа имеет незаконченный эстетичный вид и требует доработки. Работа имеет незаконченный, неэстетичный вид и требует доработки. Не справился с заданием. | 4 3 2 1 0 |
Г | Ребёнок рассказывает о своей кукле (об её назначении, о всех элементах, несущих смысловую нагрузку и т.д.) Рассказ о кукле несвязный, требуются наводящие вопросы. Ребёнок не справляется с описанием куклы. | 2 1 0 |
Высокий уровень: 9 – 7 баллов.
Средний уровень: 4 – 6 баллов.
Низкий уровень: 0 – 3 балла.
Протокол проведения педагогического исследования к методике №1.
№ | Фамилия Имя | Вопросы | Кол-во баллов | Уровень | |||||||
№1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 | ||||||
1. | |||||||||||
2. | |||||||||||
3. | |||||||||||
4. | |||||||||||
5. | |||||||||||
6. | |||||||||||
7. | |||||||||||
8. | |||||||||||
9. | |||||||||||
10. | |||||||||||
11. | |||||||||||
12. | |||||||||||
13. | |||||||||||
14. |
Протокол проведения педагогического исследования к методике №2.
№ | Фамилия Имя | Кол-во баллов | Уровень | ||||
А | Б | В | Г | ||||
1. | |||||||
2. | |||||||
3. | |||||||
4. | |||||||
5. | |||||||
6. | |||||||
7. | |||||||
8. | |||||||
9. | |||||||
10. | |||||||
11. | |||||||
12. | |||||||
13. | |||||||
14. |
Сводная ведомость оценки уровня сформированности знаний и умений обучающихся по программе «Текстильная кукла»
№ | Фамилия Имя | Методика №1 | Методика №2 | Общее кол-во баллов | Уровень |
1. | |||||
2. | |||||
3. | |||||
4. | |||||
5. | |||||
6. | |||||
7. | |||||
8. | |||||
9. | |||||
10. | |||||
11. | |||||
12. | |||||
13. | |||||
14. |
Высокий уровень: 18 – 14 баллов.
Средний уровень: 12 – 8 балла.
Низкий уровень: 0 – 6 баллов.