Дополнительная общеразвивающая программа «Русские народные традиции и обычаи» для детей 7-11 лет
Управление образования города Калуги
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» города Калуги
ПРИНЯТА методическим советом протокол от 27.08.2019 № 4 | УТВЕРЖДЕНА приказом МБОУ ДО ЦРТДиЮ «Созвездие» г. Калуги от 28.08.2019 № 519/01-07 |
Дополнительная общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности
«Русские народные традиции и обычаи»
Возраст учащихся: 7-11 лет.
Срок реализации: 3 года
Автор-составитель: Малышева Татьяна Александровна.
Должность: педагог дополнительного образования.
Калуга, 2019 год
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Полное название программы | «Русские народные традиции и обычаи». |
Автор программы, должность | Малышева Татьяна Александровна, педагог ДО. |
Адрес реализации программы | МБОУ СОШ №2 им. М.Ф. Калантаева г. Калуги, улица Пухова, дом 54, тел. 8 (4842) 55-12-42. МБОУ СОШ №25 г. Калуги, ул. Тарутинская дом 70, тел. 8(4842)55-04-45 |
Вид программы | по степени авторства – модифицированная; по уровню освоения – общекультурная; по уровню сложности – стартовая. |
Направленность программы | социально-педагогическая. |
Вид деятельности | раннее развитие творческих способностей детей |
Срок реализации | 3 года, 216 часов. |
Возраст учащихся | 7-11 лет. |
Форма реализации программы | групповая. |
Форма организации образовательной деятельности | объединение |
Название объединения | «Пёстрая карусель». |
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Каждое занятие по культуре и традициям русского народа призвано формировать у детей способность ценностных суждений об окружающей его действительности, так ка в наше время в образовательных учреждениях мало говорят о культуре, обычаях, образе жизни наших предков, поэтому бытовая сторона нашего народа в своём прошлом почти утеряна для нас. Между тем археологические и этнографические исследования указывают нам на следы обычаев, обрядов народа. В сказках, былинах, поверьях, песнях и в поэзии встречается очень много правды о родной старине, передаётся весь народный характер с его обычаями и понятиями с нравами и бытом. Знание культуры и обычаев своего народа, являясь средством нравственного и эстетического воспитания и творческого развития детей, играет важную роль в формировании личности любящей и знающей культурное наследие своей страны. Поэтому знание жизни и характера своих предков поможет ребёнку познать истоки национальной культуры.
Актуальность. Молодое поколение относится порой к русским традициям как к экзотике, не понимая истоков и самобытной красоты народной культуры.
Программа «Русские народные традиции и обычаи» способствует приобщению детей к народной культуре. Программа имеет важное воспитательное значение, так как раскрывает нравственное и эстетическое богатство традиционной культуры. Кроме академического изучения наследия нашего народа дети, проигрывая различные обряды, традиции и праздники, погружаются в ту или иную бытовую сторону нашего народа.
Отличительные особенности программы.
Программа раскрывает перед младшими школьниками яркий спектр народной культуры, рождает эмоциональные реакции, чувство удивления и восторга красотой русского народного искусства в разных его проявлениях. Дети принимают участие в подготовке и проведении народных календарных праздников, знакомятся с основными религиозными праздниками и обрядами, изучают разнообразные ремесла русского народа.
Данная программа направлена на развитие творческих способностей детей и их эстетическое воспитание.
Адресат программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Русские народные традиции и обычаи» рассчитана на детей 7 – 11 лет. В процессе работы по программе дети вовлекаются в познавательную, эстетическую, коммуникативную деятельность, в ходе которых формируется духовно-нравственный идеал, категории добра, чести, совести, справедливости, ответственности.
Программа составлена с учётом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Психолого-педагогические особенности учащихся определяют и методы индивидуальной работы педагога с каждым из них, темпы прохождения образовательного маршрута.
Особенности организации образовательного процесса
Объем программы: 216 часов.
Срок реализации программы: 3 года.
Режим обучения: 2 раза в неделю по 1 часу.
Форма обучения: очная.
Особенности набора: свободный.
Состав группы: постоянный.
Принципы построения программы:
принцип индивидуального и дифференцированного подхода – предполагает учёт возрастных, личностных особенностей детей, уровень их психического и физического развития.
принцип доступности - отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста); предполагает значимость для ребенка получаемых знаний, их эмоциональную окраску. Не следует употреблять научные термины, хотя содержание некоторых из них может быть объяснено в доступной и привлекательной форме.
принцип рационального сочетания разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
принцип конструктивизма - его применение означает, что в качестве примеров для младших школьников должна использоваться только нейтральная, положительная или отрицательно-положительная информация.
Цель и задачи программы
Цель: Способствовать самовыражению и социализации ребенка посредством изучения традиций и обычаев русского народа.
Задачи:
Образовательные:
- знакомить учащихся с историей России, с ее традициями, праздниками и ремеслами;
- знакомить навыкам научно – поисковой деятельности по сбору и обработке краеведческих и этнических материалов.
Воспитательные:
- формировать активную жизненную и гражданскую позицию;
- воспитывать чувства любви и привязанности к своей Родине, ее истории, традициям, культуре.
Развивающие:
- формировать умения общаться, слушать других, понимать интересы коллектива;
- развивать личностные качества: самостоятельность, ответственность, активность;
- формировать потребность в самопознании, в саморазвитии.
1.3. Содержание программы
Учебный план 1-го года обучения
№ п\п | Название тем | Всего часов | Теория | Практика | Формы подведения итогов | ||||
1. | Вводное занятие. Инструкция по ТБ | 1 | 0,5 | 0,5 | Опрос | ||||
2. | Домашняя жизнь и нравы русского народа (быт) | 9 | 2 | 7 | Викторина | ||||
3. | Русские традиции | 14 | 2 | 12 | Посиделки | ||||
4. | Календарные народные праздники | 10 | 2 | 8 | Праздник | ||||
5. | Русское народное творчество | 12 | 2 | 10 | Конкурс-игра | ||||
6. | Народные ремёсла | 12 | 2 | 10 | Выставка | ||||
7. | История и особенности русского костюма | 9 | 2 | 7 | Викторина | ||||
8. | Итоговое занятие | 1 | 1 | | Анкетирование | ||||
| Промежуточная аттестация Итоговая аттестация | 2 2 | 2 2 | | | ||||
Итого: | 72 | 17,5 | 54,5 | |
Содержание плана 1-го года обучения
Раздел 1. Вводное занятие
Теория: Презентация программы. Инструктаж по ТБ
Практика: игры на знакомство «Плетень». Анкетирование «Мои интересы».
Формы занятий: Лекция
Раздел 2. Домашняя жизнь и нравы русского народа (быт)
Теория: знакомство с устройством русской избы; с домашней утварью и посудой; орудиями труда; народной игрушкой; особенности русской национальной кухни
Практика: экскурсия в краеведческий музей; презентация; русские народные игры
Формы занятий: Лекция, беседа, экскурсия, презентация, народные игры, дидактические игры
Раздел 3. Русские традиции
Теория: Именины (именинные пироги, именинный стол, подарки); обычаи встречи весны, осени; встреча гостей
Практика: русские народные игры; обыгрывание некоторых традиций
Формы занятий: Лекция, беседа, народные игры, дидактические игры, практические занятия
Раздел 4. Календарные народные праздники
Теория: знакомство с традициями празднования календарных (языческих) праздников: Святки, Масленица; церковных праздников: Рождество, Вербное воскресенье, Пасха; гражданских праздников: Новый год, 9 Мая.
Формы занятий: Лекция, беседа, народные игры, дидактические игры, практические занятия
Практика: организация и проведение обрядовых и гражданских праздников
Раздел 5. Русское народное творчество
Теория: знакомство детей с устным народным творчеством (сказки, колыбельные песни, пословицы, поговорки, потешки).
Практика: разучивание поговорок, пословиц, колыбельных песен; чтение сказок; обыгрывание сказок с помощью настольного театра, театра би-ба-бо; просмотр мультфильмов, поставленных по Р.Н.С.
Формы занятий: Лекция, беседа, народные игры, дидактические игры, просмотр мультфильмов
Раздел 6. Народные ремёсла
Теория: знакомство с предметами декоративно-прикладного искусства: русская народная игрушка-самоделка; русская матрёшка; народная глиняная игрушка (Дымковская)
Практика: посещение Дома мастеров; роспись русской матрёшки (силуэт на бумаге); народные игры.
Формы занятий: Лекция, беседа, дидактические игры, народные игры, практические занятия, экскурсия
Раздел 7. История и особенности русского народного костюма
Теория: композиция женского и мужского русского костюма; праздничная и будничная одежда
Практика: рисование элементов русского костюма; посещение краеведческого музея; дидактические игры
Формы занятий: Лекция, беседа, экскурсия, практические занятия, дидактические игры
Итоговое занятие
Форма занятий: Беседа
Учебный план 2-го года обучения
№ п\п | Название тем | Всего часов | Теория | Практика | Формы подведения итогов |
1. | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ | 1 | 0,5 | 0,5 | Опрос |
2. | Домашняя жизнь и нравы русского народа (быт) | 9 | 2 | 7 | Викторина |
3. | Русские традиции | 12 | 2 | 10 | Посиделки |
4. | Календарные народные праздники | 10 | 2 | 8 | Праздник |
5. | Русское народное творчество | 14 | 2 | 12 | Конкурс-игра |
6. | Народные ремёсла | 12 | 2 | 10 | Выставка |
7. | История и особенности русского костюма | 9 | 2 | 7 | Викторина |
8. | Итоговое занятие | 1 | 1 | | Анкетирование |
| Промежуточная аттестация Итоговая аттестация | 2 2 | 2 2 | | |
Итого: | 72 | 17,5 | 54,5 | |
Содержание тем 2-го года обучения
Раздел 1. Вводное занятие
Теория: Презентация программы. Инструктаж по ТБ
Практика: игры на знакомство «Плетень». Анкетирование «Мои интересы».
Формы занятий: лекция
Раздел 2. Домашняя жизнь и нравы русского народа (быт)
Теория: устройство русской избы; домашняя утварь и посуда; орудия труда; народная игрушка; особенности русской национальной кухни; жилые местности и города старой Руси; образ домашней жизни
Практика: экскурсия в краеведческий музей; презентация; русские народные игры
Формы занятий: Лекция, беседа, экскурсия, презентация, народные игры, дидактические игры
Раздел 3. Русские традиции
Теория: Именины (именинные пироги, именинный стол, подарки); обычаи встречи весны, осени; встреча гостей; крещение (выбор имени младенца, подарки, выбор крестных)
Практика: русские народные игры; обыгрывание некоторых традиций
Формы занятий: Лекция, беседа, народные игры, дидактические игры, практические занятия
Раздел 4. Календарные народные праздники
Теория: знакомство с традициями празднования календарных (языческих) праздников: Святки, Масленица, Иван Купало; церковных праздников: возникновение церковных праздников и церковный календарь, Рождество, Вербное воскресенье, Пасха, Троица; гражданских праздников: Новый год, 9 Мая.
Практика: организация и проведение обрядовых и гражданских праздников
Формы занятий: Лекция, беседа, народные игры, дидактические игры, практические занятия
Раздел 5. Русское народное творчество
Теория: знакомство детей с устным народным творчеством (сказки, колыбельные песни, пословицы, поговорки, потешки, былины); русскими народными песнями и танцами.
Практика: разучивание поговорок, пословиц, колыбельных и народных песен; чтение сказок, былин; обыгрывание сказок с помощью настольного театра, театра би-ба-бо; просмотр мультфильмов, поставленных по Р.Н.С.
Формы занятий: Лекция, беседа, народные игры, дидактические игры, просмотр мультфильмов
Раздел 6. Народные ремёсла
Теория: знакомство с предметами декоративно-прикладного искусства: русская народная игрушка-самоделка; русская матрёшка; народная глиняная игрушка (каргопольская, дымковская, хлудневская); хохломская, гжельская роспись.
Практика: посещение Дома мастеров; роспись шаблонов изделий разными видами росписей (поднос – гжель, кувшин – гжель), Барышня (дымковская роспись), козлик (каргопольская) и т.д.; народные игры.
Формы занятий: Лекция, беседа, дидактические игры, народные игры, практические занятия, экскурсия
Раздел 7. История и особенности русского народного костюма
Теория: История и особенности русского костюма; композиция женского и мужского русского костюма; праздничная и будничная одежда
Практика: рисование элементов русского костюма; посещение краеведческого музея; дидактические игры
Формы занятий: Лекция, беседа, экскурсия, практические занятия, дидактические игры
Итоговое занятие.
Форма занятий: беседа
Учебный план 3-го года обучения
№ п\п | Название тем | Всего часов | Теория | Практика | Формы подведения итогов | ||||
1. | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ | 1 | 0,5 | 0,5 | Опрос | ||||
2. | Домашняя жизнь и нравы русского народа (быт) | 9 | 2 | 7 | Викторина | ||||
3. | Русские традиции | 12 | 2 | 10 | Посиделки | ||||
4. | Календарные народные праздники | 10 | 2 | 8 | Праздник | ||||
5. | Русское народное творчество | 14 | 2 | 12 | Конкурс-игра | ||||
6. | Народные ремёсла | 12 | 2 | 10 | Выставка | ||||
7. | История и особенности русского костюма | 9 | 2 | 7 | Викторина | ||||
8. | Итоговое занятие | 1 | 1 | | Анкетирование | ||||
| Промежуточная аттестация Итоговая аттестация | 2 2 | 2 2 | | | ||||
Итого: | 72 | 17,5 | 54,5 | |
Содержание учебного плана 3-го года обучения
Раздел 1. Вводное занятие
Теория: Презентация программы. Инструктаж по ТБ
Практика: игры на знакомство «Плетень». Анкетирование «Мои интересы».
Формы занятий: лекция
Раздел 2. Домашняя жизнь и нравы русского народа (быт)
Теория: устройство русской избы; домашняя утварь и посуда; орудия труда; народная игрушка; особенности русской национальной кухни; жилые местности и города старой Руси; образ домашней жизни
Практика: экскурсия в краеведческий музей; презентация; русские народные игры
Формы занятий: Лекция, беседа, экскурсия, презентация, народные игры, дидактические игры
Раздел 3. Русские традиции
Теория: Именины (именинные пироги, именинный стол, подарки); обычаи встречи весны, осени; встреча гостей; крещение (выбор имени младенца, подарки, выбор крестных); свадебные обряды (сватовство)
Практика: русские народные игры; обыгрывание некоторых традиций
Формы занятий: Лекция, беседа, народные игры, дидактические игры, практические занятия
Раздел 4. Календарные народные праздники
Теория: знакомство с традициями празднования календарных (языческих) праздников: Святки, Масленица, Иван Купало; церковных праздников: возникновение церковных праздников и церковный календарь, Рождество, Вербное воскресенье, Пасха, Троица, Медовый, Яблочный, Ореховый Спасы; гражданских праздников: Новый год, День Защитника Отечества, 9 Мая, День России
Практика: организация и проведение обрядовых и гражданских праздников
Формы занятий: Лекция, беседа, народные игры, дидактические игры, практические занятия
Раздел 5. Русское народное творчество
Теория: знакомство детей с устным народным творчеством (сказки, колыбельные песни, пословицы, поговорки, потешки, былины); русскими народными песнями и танцами.
Практика: разучивание поговорок, пословиц, колыбельных и народных песен; чтение сказок, былин; обыгрывание сказок с помощью настольного театра, театра би-ба-бо; просмотр мультфильмов, поставленных по Р.Н.С.
Формы занятий: Лекция, беседа, народные игры, дидактические игры, просмотр мультфильмов
Раздел 6. Народные ремёсла
Теория: знакомство с предметами декоративно-прикладного искусства: русская народная глиняная игрушка (каргопольская, хлудневская); хохломская, гжельская, жостовская роспись; кузнечное дело; Павлово-посадский промысел.
Практика: посещение Дома мастеров; роспись шаблонов изделий разными видами росписей (поднос – жостово, кувшин – гжель), козлик (каргопольская) и т.д.; народные игры.
Формы занятий: Лекция, беседа, дидактические игры, народные игры, практические занятия, экскурсия
Раздел 7. История и особенности русского народного костюма
Теория: История и особенности русского костюма; композиция женского и мужского русского костюма; праздничная и будничная одежда
Практика: рисование элементов русского костюма; посещение краеведческого музея; дидактические игры
Формы занятий: Лекция, беседа, экскурсия, практические занятия, дидактические игры
Итоговое занятие
Форма занятия: беседа
Планируемые результаты
Планируемые результаты освоения программы.
В ходе реализации программы у обучающихся будут сформированы:
Личностные результаты.
- умение выделять в потоке информации необходимый материал по заданной теме;
- умение активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- умение проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
Метапредметные результаты:
Обучающиеся научатся:
- организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её целей;
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
- проводить сравнение и классификацию объектов;
- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
- проявлять индивидуальные творческие способности.
- активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении целей;
-умение доносить информацию в доступной, эмоционально - яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Предметные результаты:
- представления о традициях, праздниках, ремеслах народов, населяющих Россию;
- овладение умениями организовывать свою жизнь по правилам, заложенным традициями российского народа.
Усвоение программы возможно по 3 уровням
После 1-го года обучения:
Низкий уровень:
Знают:
- ТБ, правила поведения на занятиях;
- устройство русской избы;
- 2-3 предмета домашней утвари, орудий труда;
- правила 2-3 народных игр;
- традиции гостеприимства;
- деление на языческие, церковные, гражданские праздники;
- 2-3 сказки, пословицы; загадки;
-особенности русских народных традиций;
- различие между праздничной и будничной одеждой
Умеют:
- работать в коллективе;
- обыграть 2-3 народные игры;
- расписать силуэт матрёшки по образцу
Средний уровень:
Знают:
- ТБ, правила поведения на занятиях;
- блюда национальной кухни;
- правила 4-5 народных игр;
- традиции встречи весны и осени;
- называют языческие, церковные, гражданские праздники (1-2);
- особенности росписи русской матрёшки (по местности);
- использование цветовой гаммы в русском народном костюме
Умеют:
- работать в коллективе;
- обыграть 4-5 народных игр;
- расписать силуэт глиняной игрушки (дымковской);
- инсценировать сказку с помощью настольного театра
Высокий уровень:
Знают:
- технологию приготовления народных блюд (щи);
- особенности и традиции празднования языческих, церковных и гражданских праздников;
- самостоятельно организовать инсценировку сказки (по выбору) с помощью театра Би-Ба-Бо
Умеют:
- работать в коллективе;
- обыграть «встречу гостей»;
- изготовить поздравительную открытку (по выбору)
После 2-го года обучения:
Низкий уровень:
Знают:
- ТБ, правила поведения на занятиях;
- виды русской избы;
- 2-3 предмета домашней утвари, орудий труда;
- правила 2-3 народных игр;
- традиции обряда «крещение»;
- деление на языческие, церковные, гражданские праздники;
- 2-3 сказки, пословицы; загадки;
-особенности русских народных традиций;
- различие между праздничной и будничной одеждой.
Умеют:
- работать в коллективе;
- обыграть 2-3 народные игры;
- расписать силуэт дымковской игрушки
Средний уровень:
Знают:
- ТБ, правила поведения на занятиях;
- блюда национальной кухни;
- правила 4-5 народных игр;
- традиции встречи весны и осени;
- называют языческие, церковные, гражданские праздники (1-2);
- особенности росписи глиняной игрушки (Каргопольская, Дымковская и др.);
- использование цветовой гаммы в русском народном костюме
Умеют:
- работать в коллективе;
- обыграть 4-5 народных игр;
- расписать силуэт глиняной игрушки (каргополская);
- инсценировать сказку с помощью настольного театра
Высокий уровень:
Знают:
- ТБ, правила поведения на занятиях;
- технологию приготовления народных блюд (каша,щи);
- особенности и традиции празднования языческих, церковных и гражданских праздников;
- самостоятельно организовать инсценировку сказки (по выбору) с помощью театра Би-Ба-Бо
Умеют:
- работать в коллективе;
- обыграть Колядки;
- изготовить поздравительную открытку (по выбору)
После 3-го года обучения:
Низкий уровень:
Знают:
- ТБ, правила поведения на занятиях;
- особенности убранства русской избы;
- 2-3 предмета домашней утвари, орудий труда;
- правила 2-3 народных игр;
- традиции встречи весны и осени;
- деление на языческие, церковные, гражданские праздники;
- 2-3 сказки, пословицы; загадки;
- различие между сезонной одеждой, головными уборами и обувью.
Умеют:
- работать в коллективе;
- обыграть 2-3 народные игры;
- расписать силуэт подноса (жостово)
Средний уровень:
Знают:
- ТБ, правила поведения на занятиях;
- блюда национальной кухни;
- правила 4-5 народных игр;
- традиции обряда «сватовство»;
- называют языческие, церковные, гражданские праздники (1-2);
- виды народных промыслов;
- использование цветовой гаммы в русском народном костюме.
Умеют:
- работать в коллективе;
- обыграть 4-5 народных игр;
- расписать силуэт глиняной игрушки (каргополская);
- инсценировать сказку с помощью настольного театра
Высокий уровень:
Знают:
- ТБ, правила поведения на занятиях;
- технологию приготовления народных блюд (каша,щи);
- виды и характерные особенности народных промыслов;
- особенности и традиции празднования языческих, церковных и гражданских праздников;
- значение символов в рисунке русского народного костюма.
Умеют:
- работать в коллективе;
- обыграть Колядки;
- изготовить поздравительную открытку (по выбору);
- самостоятельно организовать инсценировку сказки (по выбору) с помощью театра Би-Ба-Бо
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график
Работа по программе осуществляется с 01 сентября по 31 мая. Каникулы не предусмотрены (см. приложение 1. «Рабочая программа»).
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
ученические столы двухместные с комплектом стульев;
стол учительский с тумбой и стулья;
стол для компьютера;
шкафы для дидактических материалов, пособий;
специальная и научно-популярная литература для педагога и учащихся;
канцтовары;
изделия народных промыслов;
иллюстрации и предметы деревенской утвари, элементы русских народных костюмов;
иллюстрированные книги с русскими народными сказками, потешками и т.д.;
разные виды театров (би-ба-бо, настольный театр)
Информационное обеспечение:
персональный компьютер;
мультимедийный проектор;
видеофильмы разной тематики по программе;
оргтехника;
фотоаппарат;
видеокамера.
2.3. Формы аттестации (контроля)
Диагностика уровня усвоения программы организуется 2 раза в год: промежуточная (в январе), итоговая – в апреле.
Основной метод педагогической диагностики, используемый в работе: наблюдение.
Формы подведения итогов по темам:
устный опрос;
викторины;
творческие работы;
анкетирование;
выставки
Формы итогового контроля:
выставки;
открытые занятия;
защита творческих работ
2.4. Методическое обеспечение
В основу программы положено пособие «Праздники, традиции и ремёсла народов России» Л.Н.Михеевой.
Методы и формы работы с детьми
словесный: объяснение (нередко – с использованием колыбельных песен, пестушек, поговорок), рассказ, беседа, обсуждение, анализ пословиц, отгадывание загадок;
наглядный: показ экспонатов в их натуральном виде; демонстрация уникальных предметов быта и документов из музейного фонда; просмотр видеофильмов, видеозаписей, иллюстраций, наглядных пособий и т.п.;
практический: выполнение познавательных упражнений, творческих заданий (на внимание, память, эрудицию); создание, проигрывание и анализ ситуаций, моделирующих реальную жизнь; ролевые игры; путешествие по сказкам; инсценирование с погружением в прошлое, участие детей в различных народных и детских праздниках, фестивалях.
При реализации программы используются следующие образовательные технологии:
игровые;
здоровьесберегающие;
информационно-коммуникационные;
технология коллективной творческой деятельности
Список литературы:
Нормативно-правовые акты и документы
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4.07.2014 г. «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования». Постановление Правительства №1642 от 26 декабря 2017 года.
Проект «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» (паспорт проекта утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16);
Концепция развития дополнительного образования детей. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 года № 729-р.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года № 1493.
Письмо Министерства образования и науки от 18 ноября 2015 года № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы»).
Государственная программа Калужской области «Развитие общего и дополнительного образования в Калужской области». Постановление Правительства Калужской области от 29 января 2019 года № 38 «Об утверждении государственной программы Калужской области «Развитие общего и дополнительного образования в Калужской области».
Устав муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» города Калуги.
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» города Калуги.
Положение о детском творческом объединении муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» города Калуги.
Правила приема, учета, перевода и отчисления учащихся муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» города Калуги.
Положение о режиме занятий учащихся в детских творческих объединениях муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» города Калуги.
Положение о системе оценок, форм, порядке и периодичности аттестации учащихся муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» города Калуги.
Литература для педагога
Баранова О.Г., Зимина Т.А., Мадлевская Е.Л. и др. Русский праздник (иллюстрированная энциклопедия) – СПб.: Искусство, 2001
Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. Утварь, одежда, пища и питьё, здоровье и болезни, нравы, обряды, приём гостей /Костомаров Н.И. – М.: Экономика, 1993
Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб, 1999
Мерцалова М.Н. История костюма – М.: Искусство, 1972
Некрылова А, Русские народные городские праздники увеселения и зрелища: конец 18 – начало 20 века.- Л.: Искусство,1984
Православный календарь, 2007
Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе – М., 1988
Литература для детей
Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. – М.: 1987.
Ищук В.В., Нагибин М.И. Народные праздники – Ярославль, Академия, 2000
Ладушки. Энциклопедия детского фольклора. – М., Белый город, 2008
Морозова Т. Необычайное путешествие в Древнюю Русь. – М.: Молодая гвардия, 1994
Потягушеньки, порастушеньки. – Пермь: Пермская книга, 1993
Русские народные загадки, пословицы, поговорки. – М., Просвещение, 1990
Русские народные сказки.
Семенова М. Мы – славяне. – СПб., 1997.
Чекулаева Е. Волшебный праздник всех народов. – М., Линка-пресс, 2000