Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Ровесник»

1
0
Материал опубликован 11 January 2019

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей центр детского творчества п. Маго

Принята на заседании

педагогического совета

МБОУДОДЦДТ п. Маго

Протокол №______от______

 

«Утверждаю»

Директор МБОУДОДЦДТ п. Маго ________________ Солодянкина А.В.

Протокол №______от______


 


 


 


 

Дополнительная общеразвивающая программа

социально-педагогической направленности

«РОВЕСНИК»


 

Возраст детей 12-18 лет

Срок реализации программы - 3 года

Разработала:

педагог дополнительного образования

Панова Елена Ватиславовна

п. Маго

2018 год


 


 

Содержание


 

Пояснительная записка…………………………………………………………….3

 

Учебный план ……….………………………………………………………….....9

 

Учебно-тематический план 1 года обучения………………….………………...10

Содержание программы 1 года обучения……………………………………….10

 

Учебно-тематический план 2 года обучения……………………………………14

 

Содержание программы 2 года обучения……………………………………….15

 

Учебно-тематический план 3 года обучения………………….………………..19

Содержание программы 3 года обучения ………………………………………19 Условия реализации программы ………………………………………………...24

Методическое обеспечение ………………………………………………………24

Список литературы……………………………………………………………….27


 

Пояснительная записка

Перед детьми – широкая и длинная дорога жизни. В ней будет все: успехи и неудачи, победы и поражения, радости и горести, любовь и разочарования – словом, все то, что и составляет полнокровную человеческую судьбу. И, конечно, каждому хочется, чтобы в жизни было больше успешности, побед, любви, хочется прожить жизнь счастливо и ярко. Это зависит от многих обстоятельств, но главное – от самих ребят, от их желания, старания, способностей, от умения правильно выбрать решения, особенно в переломные моменты жизни. Правильно общаться и строить гармоничные отношения с окружающими, достойно выходить из конфликтных ситуаций и справляться со стрессом, разрабатывать стратегии достижения успеха – вот что должны уметь молодые люди перед выходом за стены учебного заведения. Поэтому им просто необходимо быть социально компетентными, чтобы успешнее реализовать себя в дальнейшей жизни и деятельности

Программа «Ровесник» – попытка введения обучающихся в неведомую им область, посредством их знакомства прежде всего, с собственным жизненным опытом, которая способна внести значительный вклад в развитие личности в условиях определенного возрастного периода.

Программа разработана в соответствии с:

- Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012г. №273 «Об образовании в Российской Федерации» (ФЗ №273),

- Конвенцией о правах ребенка, Концепцией развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. N 1726-р;

- Концепции развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014г. №1726-р;

- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013г. №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- «Санитарно – эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» от 04.07.2014 г.;

- Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), разработанными Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования» и АНО дополнительного профессионального образования «Открытое образование»

- Уставом МБОУДОДЦДТ п Маго

Направленность программы

Дополнительная общеразвивающая программа «Ровесник» по целевой направленности социально-педагогическая, призвана решить в процессе реализации многие педагогические и социальные задачи и нацелена на создание объединения обучающихся сплоченной инициативной команды, стремящейся к саморазвитию и самореализации. В настоящее время выявлены наиболее приоритетные и необходимые стороны современного подростка, направленности его личности. Ими являются:

позитивная направленность подростка на свой личностный рост и получение новых знаний, умений и навыков.

направленность подростка на усвоение опыта человечества и овладение современными технологиями (производственными, информационными, коммуникативными).

направленность подростка на поддержание и развитие своего физического и психического здоровья, формирование здорового образа жизни.

направленность подростка на установление и поддержание позитивных отношений в межличностных контактах, группах и коллективах.

направленность подростка на развитие своих конструктивных и коррекцию своих деструктивных личностных качеств.

Новизна программы.

Новое время порождает и новые проблемы, особенно это касается сельских образовательных учреждений: территориальная удаленность от информационных и образовательных центров, слабая информационная сеть, высокий уровень безработицы, низкий уровень досуговой деятельности, отсутствие перспективы социально-экономического развития из-за отсутствия промышленных предприятий. Невозможность огромного количества семей приспособиться к реалиям современной жизни, снижение адаптационных возможностей семьи. Часть родителей не имеют постоянных источников дохода или имеют низкие зарплаты, поэтому дети испытывают материальные затруднения и у них низкая мотивация на получение дальнейшего образования. Это уже не только педагогические, но и социальные проблемы.

В этой связи данная образовательная программа весьма актуальна, поскольку призвана решать в процессе реализации многие педагогические и социальные задачи, направленные на формирование целостной личности, обладающей запасом необходимых нравственных ориентиров с творческим потенциалом сплоченной команды стремящейся к саморазвитию и самореализации. Последовательное изучение своих способностей, коррекции личностных качеств, развитие новых умений и навыков в стенах объединения поможет учащимся справиться с задачами и трудностями, которые ожидают их в реальной «взрослой» жизни. Являясь одновременно учащимися разных классов, участники объединения станут организаторами различных форм продуктивной социально - значимой деятельности.

Педагогическая целесообразность

Педагогическая целесообразность построения программы заключается в том, что в соответствии с целью программы она направлена на развитие личности подростка, его социализацию и самоутверждение в обществе.

Программа разработана с учетом трех основных компонентов педагога:

-гуманизация педагогического процесса;

-индивидуализация и дифференцированный подход;

-демократизация, что предполагает возможность педагога в рамках реализации данной программы достичь поставленной цели и решить педагогические задачи, актуальные в данной социокультурной ситуации, сложившейся в микросоциуме объединения; а также дать возможность каждому подростку, реализоваться в разнообразной деятельности, самоутвердиться как личность и часть коллектива. Главным для педагога является стремление направить ребят на такую деятельность, в ходе которой они смогут ощутить свою самостоятельность, успешность, удовольствие от проделанной работы, удовольствие от общения друг с другом.

Цель: развитие личности подростка, способного к самоопределению и самовыражению, через включение его в разнообразную содержательную и коллективную деятельность,

Задачи:

Образовательные задачи:

приобщить обучающихся к освоению знаний необходимых для социальной адаптации и успешной деятельности в обществе.

формировать способность к рефлексии, самооценки.

формировать способность к принятию решений и готовности брать на себя инициативу и ответственность.

Развивающие задачи:

развивать адекватное понимание самого себя и коррекцию самооценки.

развивать творческие и организаторские способности

развивать опыт согласованного эффективного взаимодействия, построения отношений и связей со сверстниками и окружением;

повышать культуру межличностных отношений, имеющих отношение к общим способностям человека.

Воспитательные задачи:

побуждать к осознанному ценностно-смысловому самоопределению в деятельности объединения;

убеждать в необходимости осознанной нравственной мотивации взаимодействия с людьми, формировании ценностного отношения к сверстникам, педагогам, людям разного возраста, культуры, национальности;

приучать к системному анализу разнообразных социальных процессов, процессов в жизнедеятельности общественного объединения, своей деятельности; отношений, складывающихся с окружающими людьми.

Отличительная особенность программы

В процессе работы над программой обнаружилось, что типовой программы для детских объединений не существует. В процессе поисков в интернете и проработки литературы было найдено несколько программ школ, программ молодежных клубов, детских объединений. При составлении данной программы учитывался следующий опыт:

- авторская дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Ключ к успеху» автор - Кобран Ирина Николаевна,

- дополнительная общеобразовательная программа «Клуб общения» - составитель педагог дополнительного образования Трясцина Надежа Сергеевна

- дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «От себя к другому» составитель: педагог дополнительного образования Шерер Наталья Адамовна

В результате разработана модифицированная программа, измененная с учетом особенностей организации и формирования групп обучающихся, режима и временных параметров осуществления деятельности, особенностей индивидуальных результатов образования.

В процессе реализации программы обучающиеся увлечены одной общей идеей, дающей один результат – создание социального мероприятия или социального проекта. Происходит увлеченная работа и каждый ребенок способен проявить себя в любой роли активной деятельности, как в группе, так и индивидуально.

Адресат программы:

По возрастному уровню программа предназначена для работы с обучающимися среднего и старшего подросткового возраста 12-18 лет.

Весь подростковый период проходит под знаком установления взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, соответствующих усваиваемым морально-этическим нормам. В значительной мере в рамках этих взаимоотношений ребёнок присваивает общественно-исторический опыт, усваивает общественно-значимые нормы и функции, знакомится с содержанием социальных ролей. Потребность подростка занять определённое место в жизни общества, оценить самого себя в системе «я и моё участие в жизни общества», а также ярко выраженная коммуникативная потребность определяет ведущие виды деятельности – просоциальная деятельность и общение (Т.В.Драгунова, Д.Б Эльконин)

Программа «Ровесник» рассчитана на 3 года обучения и реализуется в соответствии с возрастными особенностями обучающихся.

В реализации программы участвуют три группы учащихся по 12 человек. Занятия каждой группы проходят два раза в неделю по три часа и составляют 216 учебных часов. Структура занятия предусматривает 15 минут перерыва через каждые 45 минут работы. Средняя продолжительность каждого вида деятельности соответствует нормам. Статические и динамические виды деятельности чередуются. Занятия проводятся в кабинете МБОУ ДОД ЦДТ п. Маго, в соответствии с требованиями к помещениям, с соблюдением санитарных правил, требованиям пожарной безопасности.

Формы организации деятельности обучающихся

Исключительное значение в программе отдаётся групповым формам работы, позволяющим подросткам проявлять активность, наиболее полно реализовывать свои умения и навыки:

проектная деятельность как вид групповой работы на приобретение знаний, умений и навыков, необходимых для успешного общения;

упражнения на взаимодействие в группах, построенных на моделях жизненных ситуаций общения;

деловые игры, позволяющие в миниатюре моделировать и совершенствовать деятельность партнёров;

игры, способные поднять творческую активность, пробудить фантазию и развить собранность внимания, развить навыки коллективной слаженной работы;

игры, направленные на сплочение коллектива, выявление лидерских качеств, на умение работать в атмосфере полного доверия;

дискуссионные методы работы, круглые столы, мозговой штурм;

творческие встречи с разными специалистами, лидерами в различных сферах деятельности человека.

В организации жизнедеятельности детского объединения особое внимание уделяется индивидуальным формам работы: обучение оформления и защиты проекта, участие в конкурсах.

Ожидаемые результаты

Ключевые навыки и умения

Содержание

Способы проверки

Аналитические

Умение мыслить критически, анализировать и оценивать идеи, информацию, суждения, отбирать наиболее продуктивные, делать собственные выводы и заключения

Тестирование, опрос, диагностика, участие в конкурсах

Проектировочные

Умение планировать деятельность: собственную, коллективную; осуществлять выбор целей и механизмов их достижения

Создание проекта, его защита, участие в конкурсах

Коммуникативные

Умение работать в команде, организовывать деловое и эмоциональное взаимодействие, решать коммуникативные проблемы

Конкурс «Я-Лидер», анкетирование, тестирование

Рефлексивные

Умение осуществлять "самонаблюдение", выстраивать процессы самокоррекции, саморазвития

Диагностика, анализ

Исследовательские

Умение видеть проблему, пути и механизмы ее решения, генерировать идеи и другое

Диагностика, тестирование

 

В результате предполагается, что каждый учащийся, прошедший курс по данной программе:

- приобретет сформированные знания, умения и навыки, необходимые для социальной адаптации и успешной деятельности в обществе;

- сможет выявить свои сильные и слабые стороны, склонности и возможности, которые помогут ему развивать социально значимые личностные качества и творческие умения;

- обретет способность управлять текущими событиями, последовательно защищать свои взгляды, излагать свою точку зрения и вести дискуссию

Критерии оценки результатов обучения.

Результаты отслеживаются путем проведения нулевого, промежуточного и итогового этапов диагностики.

Начальный этап проводится в начале учебного года. Его цель – определение уровня подготовки детей в начале цикла обучения, т.е. начальное диагностирование. В ходе проведения этого этапа диагностики осуществляется прогнозирование возможности успешного обучения.

Промежуточная диагностика проводится в конце первого полугодия. Ее цель – подведение промежуточных итогов обучения, оценка успешности продвижения воспитанников. Данный этап позволяет оценить успешность выбора технологии и методики, откорректировать учебный процесс.

Цель проведения итогового этапа диагностики – подведение итогов завершающегося года обучения. На этом этапе анализируются результаты обучения, оценивается успешность усвоения воспитанниками учебной программы. Итоговая аттестация проводится в конце учебного года.

Программа мониторинговых исследований, проводимых в течение учебного года включает:

Мониторинг результатов обучения по дополнительной образовательной программе - для отслеживания результатов освоения программы использую диагностику П. И. Третьякова «Уровень сформированности мотивации к учебной деятельности», которая состоит из следующих показателей: «Мотивация к знаниям» «Знания, умения, навыки» «Творческая активность, «Достижения».

Педагогический контроль знаний умений и навыков учащихся осуществляется по трём уровням:

I уровень - начальный;

II уровень - освоения;

III уровень – совершенствования.

Мониторинг развития качеств личности обучающихся - отражает изменения личностного развития подростка в процессе освоения ими дополнительной образовательной программы «Ровесник». Для определения уровня воспитанности применяется психолого-педагогическая методика «Изучение качеств личности воспитанников», разработанная на основе метода изучения воспитанности школьников М.И. Шиловой.

В методике выделены основные качества личности, формирование и развитие которых определено целями и входит в задачи программы: активность, коммуникативность, ответственность, нравственность, креативность.

Учебный план

п/п

Разделы программы

Количество часов

1 год

2 год

3год

 

Вводное занятие

3

3

3

 

Познай себя

69

66

63

 

Искусство общения

69

57

51

 

Ведущие за собой

51

66

75

 

Творческая лаборатория

24

24

24

 

Итого

216

216

216

1 год обучения

Учебно-тематический план 1-ого года обучения

п/п

Наименование раздела

Всего часов

В том числе

Форма аттестации/ контроля

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

3

1

2

Опрос

2

Познай себя

69

23

46

Опрос, тестирование, наблюдение, психологические игры.

3

Искусство общения

51

17

34

Беседа, опрос, тестирование, анкетирование

4

Профессиональное самоопределение

18

6

12

Беседа, опрос, тестирование, анкетирование

5.

Ведущие за собой

51

17

34

Беседа, опрос, тестирование, анкетирование

6.

Творческая лаборатория

24

-

24

Творческий отчет (театрализация),

коллективный анализ

Содержание 1-ого года обучения

Вводное занятие - 3 часа

Тема. Ведение -3 часа

Теория: Цель и задачи программы. Знакомство детей друг с другом. Краткий курс по технике безопасности в ЦДТ. Правила и нормы поведения в коллективе.

Практика: Игра на знакомство «Кто есть, кто», Упражнения «Какой Я?», «Общее и особенное», Упражнение самоанализ «Идеал, и Я»

Познай себя – 69 часов

  1. Тема. Учусь понимать себя. - 12 часов

Теория: Беседа: «Какой Я и чем Я отличаюсь от остальных? Самооценка подростка.

Практика: Анкета «Вот я какой!», Упражнения - «Моя индивидуальность», «Волшебная рука», «Здравствуй», «Шкала самооценки», «Автопортрет», «Мои сильные стороны», Диагностика «Методика личностного дифференциала» Методика исследовании особенностей самооценки школьников Т. Дембо-С. Я. Рубинштейн (в модификации А. Прихожан) Шкала самооценки личности

2.2. Тема. Я имею право чувствовать и выражать свои чувства - 6 часов

Теория: Беседа о таких психических явлениях, как настроение, чувства, мимика. «Спектр наших эмоций и чувств» - Мини-лекция

Практика: Упражнения: «Вырази свои чувства», «Геометрические фигуры», «Меняются местами те, кто…», «Назови чувство», «Абракадабра», «Работа с негативными переживаниями», «Мои обиды» мотивационный и рефлексивный диалоги, "Как справиться с обидой, раздражением, плохим настроением" - "Копилка обид", "Чувствую себя хорошо", "Вверх по радуге", "Улыбайтесь, господа!". Психогимнастика

2.3.Тема. Я и мой внутренний мир - 18 часов

Теория: Каждый видит и чувствует мир по-своему. Любой внутренний мир ценен и уникален. Темперамент. В трудной ситуации я ищу силу внутри себя, и она обязательно найдется.

Практика: Упражнения: «Кто я?», «Мой портрет в лучах солнца», «Письмо себе любимому», «Лёгкие пути ведут в тупик», «Все мы», Тест «Определение своего темперамента», Диагностика «Кто я?» «Проблемы», «Победи своего дракона», Притча «Ворона и павлин»

2.4. Тема. Учусь понимать других – 18 часов

Теория: Я и мои друзья. Мой лучший друг. Я не хочу обижать слабых. Я мои «Колючки». Что такое одиночество. Я не одинок в этом мире

Практика: «Мозговой штурм»: «Что означает слово «дружба», Упражнения: «Ругаемся овощами» «Ищу друга», Тест «Какой ты друг»

2.6. Тема. Учусь сотрудничать с людьми- 6 часов

Теория: Беседа: Что такое ответственность. Когда наступает ответственность. Надо ли отвечать за свои поступки. «Ответственность и безответственность. Что скрывается за этими словами?» Знакомство с разными видами ответственности

Что такое свобода. Что значит свобода выбора. Что такое независимость. Что такое выбор. Отрицательный и положительный выбор. Как сделать правильный выбор.

Практика: Упражнение “Слепой и поводырь” Анализ ситуаций об ответственности, о свободе, о выборе

  1. Тема. Агрессия и агрессивность – 9 часов

Теория: Различия между агрессией и агрессивностью. Виды агрессии. Как выглядит агрессивный человек. Как звучит агрессия. Как живется агрессивному человеку? Взаимосвязь агрессии и болезней. Что мне делать со своей агрессией? Что мне делать с чужой агрессией?

Практика: Упражнения «Как я зол», «Кошки и собаки», «Лист гнева», «Разреши ситуацию»

Искусство общения -51 час

3.1. Тема. Многообразие мира общения- 6 часов

Теория: Общение в жизни человека. Взаимодействие людей в общении.

Практика: Ролевая игра "Необитаемый остров", упражнения по технике эффективного общения "Искушение", "Запретные друзья", "Правильный выбор".

3.2. Тема. Виды общения - 6 часов

Теория: Формальное общение, примитивное общение деловое общение, духовное или межличностное общение, манипуляторное общение, светское общение.

Практика: упражнения по технике эффективного общения Игра «Общий язык». упражнения по технике эффективного общения «Разбитые квадраты»

«Счёт»

3.3. Тема. Учусь общаться - 12 часов

Теория: Беседа о том, почему одни люди легко общаются со всеми, а у других так не получается? Адекватное восприятие партнера по общению.

Практика: психологическая игра «Молчащее и говорящее зеркало», Тест «Общительный ли вы человек?» Ролевая игра «Убежище Тест «Умеешь ли ты общаться»

3.4. Тема. Учусь владеть собой – 9 часов

Теория: Все люди отличаются друг от друга своими качествами. Какими качествами должен обладать человек. Определение самоконтроля. Навыки самоконтроля. Надо ли контролировать себя.

Практика: Упражнение «Эксперты и жалобщики», «Завершение предложения», «Да, и еще…». Упражнение «Хромая обезьяна», «Сверхвнимание», «Не смеяться».

3.5.Тема. Тренинг общения – 18 часов

Теория: Знакомство с базовыми навыками общения; выделение вербальных и невербальных элементов общения

Практика: Анкетирование «Умеешь ли ты общаться», Упражнения «3еркало», «Разговор через стекло» «Шарады», «Разговор в парах на разных дистанциях», «Путаница» «Начальник и подчиненный» Упражнение на интенсивное физическое взаимодействие, «Леди и джентльмены», «Чемодан», «Доверяющее падение»

Профессиональное самоопределение - 18 часов

4.1.Тема Классификация профессий.- 6 часов

Теория: Знакомство с банком профессий востребованных на рынке труда. Классификация профессий: типы профессий (предмет труда), классы профессий (цели труда), группы профессий (условия труда). Знакомство с профессиями типа «Человек–человек», «Человек–техника», «Человек–художественный образ», «Человек–природа», «Человек–знак».

Практика: Тест на профориентацию ДДО Е. А. Климова.

4.2. Тема. Мотивация выбора профессий - 6 часов

Теория: Понятие мотивации при выборе профессии. Внутренняя и внешняя мотивация выбора. Понятие ценностных ориентаций. Трудовые потребности человека. Иерархия потребностей А. Маслоу.

Практика: Методика Рокича «Ценностные ориентации», тестирование «Мотивы выбора профессии».

4.3.Тема. Профессиональные типы личности - 6 часов

Теория: Понятие профессиональный тип личности. «Гексагон Голланда»: 6 профессиональных типов личности: реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциональный, предприимчивый, артистический.

Практика: Опросник профессиональных предпочтений Д. Голланда. Игра «Кто хочет стать профессионалом?».

Ведущие за собой - 51час

5.1.Тема. Лидер - это тот, кто… - 6 часов

Теория: Определение лидера, его роль в социальной практике, качества лидера.

Практика: Анкетирование, тестирование.

5.2.Тема. Представление о себе, как о лидере - 12 часов

Теория: Самоопределение лидерских качеств.

Практика: Тест «Я-лидер». Игры на выявление лидерских качеств: «Ехали цыгане», «Скала», «Карабас» «Начали» и т.д.


 

5.3.Тема. Лидер и команда, готовность стать лидером - 6 часа

Теория: Беседа о необходимости работы в команде. Алгоритм создания команды. Проектирование системы ученического самоуправления.

Практика: Закрепление полученных знаний с помощью игровых техник. Деловая игра «Мы – команда». Какой у нас коллектив (методика A. Н. Лутошкина)

5.4.Тема. Слагаемые успеха организатора - 15 часов

Теория: От успеха организатора зависит успех дела. Что такое коллективно-творческое дело.

Практика: Проведение КТД «Мы вместе, и это здорово!», Путешествие по цветным морям», «Поселенцы», «Постановка проблемных сценок и разбор их...»

5.4.Тема Социальное проектирование - 12 часов

Теория: Социальное проектирование, специфика, основные правила составления проектов, оформление работы. Разработка проекта. Умение планировать и реализовывать вместе с командой общий проект.

Практика: Составление социального проекта. Работа в группах. Защита.

Творческая лаборатория -24 часа

6.1. Тема. Праздник Осени – 3 часа

Практика: «Ух, пора крутая осень золотая» - осенний бал

6.2. Тема. День матери – 3 часа

Практика: О той, кто дарует нам свет и тепло» - праздник

6.3. Тема. Новый год – 3 часа

Практика: «С новым годом!» - театрализованная конкурсная программа

6.4. Тема Рождество – 3 часа

Практика: Игровая программа Рождественские посиделки

6.5. Тема Валентинов День – 3 часа

Практика: «День Святого Валентина» - конкурсная программ

6.6. Тема День защитника Отечества – 3 часа

Практика: «Армейский экспресс» - конкурсная программа, посвященная Дню защитника Отечества

6.7. Тема 8 Марта– 3 часа

Практика: Как много девушек хороших. Конкурсно-развлекательная программа, посвящённая 8 марта.

6.8. Тема День смеха– 3 часа

Практика: Конкурсная программа «Первоапрелина»

Учебно-тематический план 2-ого года обучения

п/п

Наименование раздела

Всего часов

В том числе

Форма аттестации/ контроля

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

3

1

2

Опрос

2

Познай себя

66

22

44

Опрос, тестирование, наблюдение, психологические игры.

3

Искусство общения

57

19

38

Беседа, опрос, тестирование, анкетирование

4

Профессиональное самоопределение

18

6

12

Беседа, опрос, тестирование, анкетирование

5.

Ведущие за собой

48

16

32

Беседа, опрос, тестирование, анкетирование

6.

Творческая лаборатория

24

-

24

Творческий отчет (театрализация),

коллективный анализ

Содержание 2 -ого года обучения

Вводное занятие - 3 часа

Тема. Ведение -3 часа

Теория: Цель и задачи программы. Знакомство детей друг с другом. Краткий курс по технике безопасности в ЦДТ. Правила и нормы поведения в коллективе.

Практика: Опросник «Самоопределение»; Упражнение «Имя и качество»

Познай себя - 66 часов

  1. Тема. Пять шагов к себе. - 15 часов

Теория: Знакомство с приемами самооценки. Знакомство с методами релаксации Приемы осознания собственного «Я». Методы изучения собственного характера.

Практика: тесты «Познай себя», ««Кто я». Упражнения: «Учимся расслабляться», «Волшебное слово», «Добрые вещи», «Я и Я», «Части моего я», «Мой характер», Мои идеалы». Тренинг «Познай себя».

2.2. Тема. Я – креативный. - 12 часов

Теория: Понятие креативности. Креативность как саморазвитие. Креативность как созидание. Креативная среда. Основные параметры, характеризующие креативность. Признаки и черты креативной личности. Критерии выявления креативности. Условия проявления креативности.

Практика: Блок игр и упражнений на развитие фантазии и воображения Упражнения для развития креативности.

2.3.Тема. Жизнь прекрасна! - 12 часов

Теория: Беседы для подростков: «ЗОЖ», «Мое здоровье зависит от…». «Новое поколение выбирает…». «Твое здоровье» (физиологические проблемы подросткового возраста).

Практика: Тест «Здоровый образ жизни». Тренинг «Умей сказать «нет». Упражнения «Ассоциации», «Экспресс здоровья», «Модель здорового и нездорового человека», «Ромашка здорового образа жизни», «Стена вредных привычек» и т.д.

2.4. Тема. Страхи- 6 часов

Теория: Что такое страх. Страхи и страшилки. Страшная-страшная сказка

Практика: Арт-терапия. Рисуем страхи. Выставка «Наш вернисаж». Упражнения: «Чего боятся люди», «Страшилки», «Превращение», «Как справится со страхом»,

2.5. Тема. Проблемы подростка - 12 часов

Теория: Разговор о проблемах и о том, как сделать их своими друзьями. Эмоции и чувства. Настроение. Стресс и способы его преодоления

Практика: Упражнения: «Список проблем», «Чему меня научила проблема», «О пользе и вреде эмоций», «Наши эмоции - наши поступки», «Твое настроение», «Пять моих главных стрессоров», «Ситуации, вызывающие стресс». Диагностика: «Стресс-тест», Тест - опросник Спилбергера – Ханина (уровень тревожности), Тест эмоций (Опросник Басса-Дарки, адаптированный Г. А. Цукерман)

2.6.Тема. Трудный возраст - для кого он труднее для тебя или для родителей - 6 часов

Теория: Беседа о значимости собственного «Я».

Практика: Письмо самому себе, Самоанализ «Какой я?». Упражнения: «Расскажи мне обо мне». «Сжатый отчет

  1. Тема. Бунт гормонов – 3 часа

Теория: Беседа о половом развитии подростков

Практика: круглый стол - «Береги здоровье!»

Искусство общения - 57 часов

3.1. Тема. Формы общения - 3 часа

Теория: Понятие форы общения - Бытовое общение. Деловое общение.

Практика: Игра “На острове”

3.2. Тема. Невербальные средства общения - 3 часа

Теория: Основные каналы общения. Особенности невербального общения. Средства невербального общения

Практика: Упражнения: «3еркало», «Разговор через стекло» Упражнения: «Шарады», «Разговор в парах на разных дистанциях», «Путаница»

3.3 Тема. Речевые средства общения- 3 часа

Теория: Вербальные средства общения Интонация. Темп и громкость речи. Форма изложения

Практика: Упражнение «Глухой телефон»

3.4 Тема. Позиции в общении- 3 часа

Теория: Понятия различные состояния “Я”. Эго-состояние “Родитель”. Эго-состояние “Взрослый”. Эго-состояние “Ребенок

Практика: ситуации с разных позиций общения. Родитель → Ребенок Взрослый → Взрослый Ребенок → Ребенок Вывод

3.5. Тема: Роль человеческого общения в современной жизни. -3 часа

Теория: Культура общения (доверие, уважение, уступчивость). Законы общения.

Практика: Игровые ситуации «Каковы мы в общении друг c другом?»

3.6. Тема: Эффективное общение -12 часов

Теория: обсуждение «Все умеют говорить, но не все умеют общаться.»

Практика: Тренинг «Эффективное общение»

3.7.Тема. Тренинг общения – 30 часов

Теория: Общение как социально-психологическое понятие. Различение демонстрируемого другими агрессивного, неуверенного и уверенного поведения. Выделение ситуаций, при которых чаще всего испытывают неуверенность в себе. Сопротивление групповому давлению.

Практика: Игра «Слепой и поводырь», Упражнения «Несмеяна» «Просьба» Упражнения: «3еркало», «Разговор через стекло», «Шарады», «Разговор в парах на разных дистанциях», «Рассказчик – наблюдатель - слушатель», «Начальник и подчиненный», «Леди и джентльмены», «Гости» («День рождения»), «Разожми кулак»; Дискуссия о видах группового давления «Этюд на оправдание» Упражнения: «Похвала по кругу» «Доверяющее падение» «Фотография на память»

Профессиональное самоопределение - 18 часов

4.1.Тема. Готовность подростков к выбору профессии – 6часов

Теория: Из истории появления профессий и труда

Практика: интеллектуальная игра «Звёздный час», игра-путешествие «Острова профессий», «Парад профессий -познавательная игра

4.2. Тема. Выбор профессии-дело серьезное - 12 часов

Теория: Беседа об обществе, в котором им предстоит строить свою жизнь, о рынке труда, современных профессиях и роли образования в достижении профессиональных успехов. 

Практика: Методика «Профиль» (модификация методики «Карта интересов» А. Голомштока, Опросник профессиональных склонностей Йовайши, «Определение профессионального типа личности Дж. Голланда»

Ведущие за собой - 48 часов

5.1. Тема. Общение лидера - 3часа

Теория: Проблемы адекватности восприятия людьми друг друга. Модели ученического самоуправления.

Практика: Упражнения на повышение самооценки обучающихся, на профилактику агрессивных проявлений.

5.2. Тема. Самовыражение лидера - 3часа

Теория: Приемы и способы самораскрытия; самовыражения. Правовые основы деятельности ученического самоуправления.

Практика: Обучение приемам и способам самораскрытия. Упражнения на развитие навыков самовыражения. Обучение постановке целей. Отработка навыков преодоления препятствий.

5.3. Тема. Поведение лидера. -3часа

Теория: Информации о способах уверенного поведения. Органы самоуправления и детские общественные организации: различия и возможности.

Практика: Закрепление полученных знаний с помощью игровых техник.

5.4. Тема. Команда лидера. -6часов

Теория: Информирование подростков о различных стилях лидерства. Выборные технологии формирования органов ученического самоуправления.

Практика: Упражнения на получения опыта принятия важных для группы людей решений.

5.5. Тема. Искусство привлекать к себе людей. -6часов

Теория: Пять точек опоры. Актуализация личностных ресурсов

Практика: Игры на взаимодействие: «Скажу откровенно…», «Точка опоры», «Сильные стороны», «Фотограф»

5.6. Тема: Слагаемые успеха организатора - 15 часов

Теория: От успеха организатора зависит успех дела. Что такое коллективно-творческое дело.

Практика: Проведение КТД «Палитра», «Музей вредных привычек», «Ах, реклама!», «Постановка проблемных сценок и разбор их...».

  1. Тема Социальное проектирование - 12 часов

Теория: Социальное проектирование, специфика, основные правила составления проектов, оформление работы. Разработка проекта. Умение планировать и реализовывать вместе с командой общий проект.

Практика: Составление социального проекта. Работа в группах. Защита.

6. Творческая лаборатория -24 часа

6.1. Тема. Праздник Осени – 3 часа

Практика: «Капустник» -театрализованная конкурсная программ

а 6.2. Тема. День матери – 3 часа

Практика: «Пусть всегда будет мама» - концерт, посвящённый Дню Матери

6.3. Тема. Новый год – 3 часа

Практика: «С новым годом!» - театрализованная конкурсная программа

6.4. Тема Рождество – 3 часа

Практика: Игровая программа Рождественские посиделки

6.5. Тема Валентинов День – 3 часа

Практика: «День Святого Валентина» - конкурсная программ

6.6. Тема День защитника Отечества – 3 часа

Практика: «Смелые, ловкие, сильные, умелые» игра - конкурсная программа, посвящённая Дню Защитников Отечества

6.7. Тема 8 Марта– 3 часа

Практика: «А ну-ка, девушки» - конкурсная программа. Конкурсно-развлекательная программа, посвящённая 8 марта.

6.8. Тема День смеха– 3 часа

Практика: «Смешные истории» - юмористическая программа


 

Учебно-тематический план 3-ого года обучения

п/п

Наименование раздела

Всего часов

В том числе

Форма аттестации/ контроля

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

3

1

2

Опрос

2

Познай себя

51

17

34

Опрос, тестирование, наблюдение, психологические игры.

3

Искусство общения

45

12

30

Беседа, опрос, тестирование, анкетирование

4

Профессиональное самоопределение

18

6

12

Беседа, опрос, тестирование, анкетирование

5.

Ведущие за собой

75

25

50

Беседа, опрос, тестирование, анкетирование

6.

Творческая лаборатория

24

-

24

Творческий отчет (театрализация),

коллективный анализ

Содержание программы 3 -его года обучения

Вводное занятие - 3 часа

1.Тема. Введение - 3 часа

Теория: Цели, задачи и содержание программы 4 года обучения.

Практика: инструктаж по технике пожарной безопасности, игры

Познай себя – 51

2.1. Тема. Проблема непонимания (меня никто не понимает). – 6 часов

Теория: Проблема отделения подростка от семьи и формирование новых партнерских отношений между семьей и подростком. Почему семье трудно отпустить подростка.

Практика: Групповая работа «Три портрета»

2.2.Тема. Я и мои привычки – 6 часов

Теория: Проблема доминирования в подростковом возрасте. Я и мои привычки. Идеальный подросток.

Практика: игра «Волшебная лавка»

2.3.Тема. Взросление и проблемы ролевого поведения. – 6 часов

Теория: Взросление и проблемы ролевого поведения. Роль. Виды ролей. Ролевые нарушения. Социальные, семейные, половые роли. Роле­вые конфликты. Практика: «Кто я ребёнок или взрослый?» - дискуссия

  1. Тема. Стресс. – 6 часов

Теория: Что такое стресс? Виды стресса. Стресс — это хорошо или плохо? Последствия стресса. Стрессовые ситуации (дома, в школе, на ули­це и т.д.). Как справится со стрессом? Стресс и депрессия.

Практика: «Как справиться со стрессом», «Учимся справляться со стрессом»

2.5.Тема. Успех.- 3 часа

Теория: Что значит быть успешным? Какой человек может стать успеш­ным? Умение преодолевать препятствия как составляющая успеха. Всегда ли успешный человек бывает счастлив? Как стать успешным и счастливым?

Практика: Исследовательский проект «Лестница успеха». Тест «Определение твоей склонности к риску»

2.6. Тема. Принятие себя – 6 часов

Теория: Способность адекватно и наиболее полно познать себя и других людей

Практика: Упражнения «Уровень доверия к группе», «Я горжусь», «Волшебное зеркало Тест «Что ты думаешь о своей внешности»

2.7.Тема. Что ценно для тебя? – 6 часа

Теория: Совершенствование умения самоанализа и самокритичности;

Практика: Творческая работа в группе», «Заботимся друг о друге».

2.8.Тема. Когда не стоит быть, как все? - 6 часа

Теория: истинная и ложная дружеская солидарность, признаки ситуаций, в кото­рых необходимо противостоять влиянию группы.

Практика: Ролевая игра «Сложная ситуация»

2.9.Тема. Люди встречаются, люди влюбляются – 6 часов

Теория: Обсуждение смысла понятии «любовь» и «влюбленность»

Практика: Тест «Как вы относитесь друг к другу»

Искусство общения - 45

3.1.Тема. Деловая беседа – 6 часов

Теория: Дать понятие «деловая беседа»

Практика: Ролевая игра «Собеседование»

3.2.Тема. Спор. Его цели и стратегии. 6 час

Теория: Спор. Полемика. Варианты протекания дискуссии – спора. Принципы и правила ведения спора

Практика: Упражнение «Обвинение»

3.3. Тема. Психологические защиты – 3 часа.

Теория: Понятия “Психологические защиты” - Вытеснение. Проекция. Замещение. Отрицание. Рационализация. Регрессия

Практика: круглого стола на тему «Толерантность».

3.4. Тема. Конструктивное общение. Контроль эмоций. – 6

Теория: Управление своими эмоциями и чувствами. Конструктивное выражение негативных чувств

Практика: Ролевая игра «Войди в положение другого».

3.5 Тема. Активное и пассивное слушание – 3 часа

Теория: Понятие - активного слушания, выделение признаков хорошего и плохого умения слушать друг друга.

Практика: тест - «Умеем ли мы слушать?»

3.6.Тема. Этика делового общения – 6

Теория: Поведение на работе, деловое письмо, телефонные переговоры

Практика: Упражнение «Начальник и подчиненный», «Имеете ли вы способность для самостоятельного ведения дел» - тест

3.7.Тема. Красивый жест – 3 часа

Теория: расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения

Практика: расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения

3.8.Тема. Этикет среди молодежи – 3

Теория: Информирование о некоторых общих правилах современного молодёжного этикета о нормах поведения в ресторане

Практика: «Этикет в вопросах и ответах» – интеллектуальное казино

3.9.Тема. Тренинг формирования коммуникативных умений и навыков – 9 часов

Теория: расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения;

Практика: Тренинг формирования коммуникативных умений и навыков

Профессиональное самоопределение - 18

4.1. Тема. Человек и профессия– 6

Теория: Интересы, склонности, способности. Здоровье и выбор профессии. Сознательность и самостоятельность выбора профессии. Самовоспитание и выбор профессии.

Практика: Определение склонностей и коммуникативно-организаторских способностей.

4.2.Тема. Слагаемые выбора профессии-6

Теория: Жизненный и профессиональный планы. Карьера. Профессиональная пригодность. Профессиональная консультация. Где получить профессию?

Практика: Определение характера мотивов выбора профессии. Знакомство с интернет-сайтами различных учебных заведений. Составление профессионального личного плана:

4.3.Тема. Профессиональная проба и ее роль в профессиональном самоопределении-6 часов

Теория: Понятие профессиональной пробы. Ее основные функции в профессиональном становлении личности. Компьютерное моделирование основных ситуаций будущей профессиональной деятельности.

Практика: Определение профессиональной готовности к овладению той или иной профессией. Проведение методики «Опросник профессиональной готовности».

Ведущие за собой - 75 часов

5.1. Тема. Мой выбор - 18часов

Теория: Цель жизни. Хочу-Могу-Надо. Цели и ценности Модели ученического самоуправления.

Практика: Упражнения: «Сочинение «Цель моей жизни», «Конструирование цели жизни», «Технология превращения мечты в цель», Мои профессиональные желания», «Состязание мотивов», «Тест предельных смыслов», «Если бы я стал…», «Снятие внутренних ограничений», «Левый мозг-правый мозг», «Контрольные списки», «Робинзонада», «Дорожная карта», «Заборы и овраги», «Группа взаимной поддержки», «Что такое жизненный успех», «Прогулка в горы», «Звездный час», «Самая-самая», «Индивидуальный образ мира», «Карта жизни»…

5.2. Тема. Умения и навыки организатора - 12 часов

Теория: Приемы и способы самораскрытия; самовыражения. Правовые основы деятельности ученического самоуправления.

Практика: Обучение приемам и способам самораскрытия. Упражнения на развитие навыков самовыражения. Обучение постановке целей. Отработка навыков преодоления препятствий.

5.3. Тема. Поведение лидера. -6 часов

Теория: Информации о способах уверенного поведения. Органы самоуправления и детские общественные организации: различия и возможности.

Практика: Закрепление полученных знаний с помощью игровых техник.

5.4. Тема. Команда лидера. -6часов

Теория: Информирование подростков о различных стилях лидерства. Выборные технологии формирования органов ученического самоуправления.

Практика: Упражнения на получения опыта принятия важных для группы людей решений.

5.5. Тема. Искусство привлекать к себе людей. -6часов

Теория: Пять точек опоры. Актуализация личностных ресурсов

Практика: Игры на взаимодействие: «Скажу откровенно…», «Точка опоры», «Сильные стороны», «Фотограф»

5.6. Тема: Слагаемые успеха организатора - 15 часов

Теория: От успеха организатора зависит успех дела. Что такое коллективно-творческое дело.

Практика: Проведение КТД «Палитра», «Музей вредных привычек», «Ах, реклама!», «Постановка проблемных сценок и разбор их...».

  1. Тема Социальное проектирование - 12 часов

Теория: Социальное проектирование, специфика, основные правила составления проектов, оформление работы. Разработка проекта. Умение планировать и реализовывать вместе с командой общий проект.

Практика: Составление социального проекта.

6. Творческая лаборатория -24 часа

6.1. Тема. Праздник Осени – 3 часа

Практика: «Осенний день высок и ясен» … - вечер отдыха

6.2. Тема. День матери – 3 часа

Практика: «От всей души» - концерт, посвящённый Дню Матери

6.3. Тема. Новый год – 3 часа

Практика: «С новым годом!» - театрализованная конкурсная программа

6.4. Тема Рождество – 3 часа

Практика: Игровая программа Рождественские посиделки

6.5. Тема Валентинов День – 3 часа

Практика: «День Святого Валентина» - конкурсная программ

6.6. Тема День защитника Отечества – 3 часа

Практика: День защитника Отечества - конкурсная программа

6.7. Тема 8 Марта– 3 часа

Практика: С Праздником весны! - конкурсно-развлекательная программа, посвящённая 8 марта.

6.8. Тема День смеха– 3 часа

Практика: «С нами – смех!» - развлекательная программа


 


 

Условия реализации программы 

Для успешной реализации программы необходимы следующие условия:

Организационно – педагогические

Кабинет, соответствующий "Санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"; (СанПиН 2.4.4.3172-14) с индивидуальными рабочими местами для учащихся и отдельным рабочим столом для педагога.

Формирование групп и расписания занятий в соответствии с требованиями Сан ПиН и программой.

Пространственно-предметная среда (стенды, наглядные пособия, плакаты, дидактические материалы).

Материально-технические

Компьютер;

Музыкальный центр;

Костюмы, декорации, необходимые для работы над созданием различных мероприятий;

Фото-, видеокамеры;

Мультимедиа проектор;

Экран;

Школьная доска

Методические

Дидактический материал (раздаточный материал по темам занятий программы, наглядный материал, мультимедийные презентации) ;

Медиатека (познавательные игры, музыка, энциклопедии, видео) ;

Архив видео и фотоматериалов;

Методические разработки занятий;

УМК к программе.


 

Методическое обеспечение

Программа носит развивающий характер, то есть, направлена на развитие природных задатков подростков, на реализацию их интересов и способностей. Каждое занятие обеспечивает развитие личности подростка. Программа по­строена с опорой на личностно - ориентированные технологии обучения, в цен­тре внимания которых неповторимая личность, стремящаяся к реализации своих возможностей.

Темы и формы занятий рассчитаны на то, чтобы помочь ребятам познать себя, открыть свои возможности, стать интересными, независимыми людьми. Они же помогут сформировать творческое отношение к окружающему миру, дадут возможность стать самостоятельнее, выйти на уровень партнёрства со взрослыми в условиях сотрудничества. Поэтому наряду с традиционными формами – лекциями, беседами, проводятся творческие мастерские с использованием игр-тренингов, творческие лаборатории, индивидуальные консультации, деловые и ситуационно-ролевые игры, КТД, дискуссии, диспуты, интегрированные занятия с воспитанниками других объединений Дома детского творчества.

Выбор методов обучения определен с учетом возможностей обучающихся, возрастных и психофизических особенностей подростков, с учетом специфики изучения данного учебного предмета:

-словесные (рассказ, беседа, лекция);

-наглядные (демонстрация плакатов);

-практические (упражнения, тренинг, ведение дневника наблюдений);

-игровые (игры на развитие внимания, памяти, воображения, ролевые игры);

- психологические (анкетирование, тесты, диспут, анализ и решение конкрет­ных ситуаций).

Программа предлагает инновационные формы организации занятий:

- ситуационно-ролевые игры;

- диалог за круглым столом;

- урок доверия;

- урок путешествие;

- презентация;

- КТД по разным направлениям деятельности;

- мастерская организатора.

Использование мини-лекции и беседы в учебном процессе обусловлено легкостью их восприятия, значительной степенью разговорности при изложении, наличием так называемой «обратной связи». Активному восприятию таких форм занятий и поддержанию интереса к ним способствует использование таких наглядных средств как видео и фото материалов. Особое значение в процессе обучения играют деловые и ситуационно-ролевые игры, построенные на моделях жизненных ситуациях общения. Так как на таких занятиях отрабатывается тактика межкультурного взаимодействия, а также тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретных социальных ролей. Использование дискуссий и диспутов – один из наиболее эффективных приемов вербального общения, которые помогают разностороннему рассмотрению изучаемых тем учебного материала, отдельных вопросов, проблемных ситуаций.

КТД – это особые формы творческого сотрудничества со своими принципами: свобода выбора, равенство всех участников, добровольное участие в процессе деятельности, отсутствие соревнования, соперничества, проведение самоанализа, рефлексии, чередование индивидуальной и коллективной работы. Они способствуют развитию и повышению уровня творческих, организаторских и коммуникативных способностей.

Каждое занятие включает в себя следующие элементы:

1. Организационный момент: - приветствие; - проверка присутствующих.

2. Игровая разминка:

- активизация участников;

- создание непринужденной, доброжелательной атмосферы;

- повышение сплоченности;

- эмоциональный настрой на участие в занятии, совместную деятельность.

3. Объявление темы, цели и задач занятия.

4. Подача новой информации в деятельности (теоретическое и практическое рассмотрение изучаемого материала).

5. Закрепление учебного материала.

6. Подведение итогов, рефлексия.

7. Завершение занятия.

Основным способом и формой работы с детьми является групповое занятие. Но согласно содержанию программы, для выполнения творческих заданий, предусмотрены индивидуальные консультации. На занятиях первостепенное значение отводится формиро­ванию навыков самоанализа, самопознания и самосовершенствования с целью психофизического оздоровления.

Список литературы

Антонов В.В. Изучаем права человека /В.В. Антонов. - М.: Вита-Пресс, 2006. – 336с.

Бабушкин А.В. Как подростку защитить свои права? /А.В. Бабушкин.- М.: Сам себе адвокат, 2009. – 237с.

Батаршев А.В. Психология личности и общения. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.- 248с – (Психология для всех).

Беспятова Н. К. Программа педагога дополнительного образования. М.:
2004 г.

Гришунина Е. В. Психология для девочек или секретные дневники. М.:
2000 г.

Годлман Д. Советы на все случаи жизни. Этикет для подростков / Пер. с англиского Е.Коваленко. – М.: «Издательство 2000 г.

Еникеева Д. Практическая психология для мальчиков или как стать настоящим мужчиной. М.: - г.

Иванченко В.Н. Взаимодействие общего и дополнительного образования детей: новые подходы. - Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2007-256с.

Иванченко В.Н Занятия в системе дополнительного образования детей. - Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2007-288с.

Как вести себя в любой компании. Сост. В. Лившиц. Донецк. - 2002

Козлов Н. II. Истинная правда, или учебник для психолога по жизни. М.: 2001 г.

Козлов Н. И. Книга для тех, кому нравиться жить или психология личностного роста. М.: - 2000 г.

Коммуникативные технологии в школе: секреты эффективного общения / авт.- сост. О.Я. Воробьёва. – Волгоград: Учитель, 2008. –
Лидерс А. Г. Психологический тренинг с подростками. М.: - 2003 г.

Кон И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя / И.С. Кон.- М.: Просвещение, 2007. – 335 с.

Немов Р. С. Психология. Психодиагностика. Кн. 3. М.: - 1998 г.

Рожков М.И., Ковальчук М.А. профилактика наркомании у подростков. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.-1444с. –(Психология для всех)

Сборник образовательных программ для учреждений дополнительного образования детей. Часть 1 – Хабаровск: Министерство Образования Хабаровского края, Департамент общего образования, отдел воспитания и дополнительного образования, 2004 г.-156 с.

Сборник образовательных программ для учреждений дополнительного образования детей. Часть 2 – Хабаровск: Министерство Образования Хабаровского края, Департамент общего образования, отдел воспитания и дополнительного образования, 2004 г.-148 с.

Сборник практических материалов по использованию интерактивных методик в учебно-воспитательном процессе./ Сост. Селиверстова Т.Л.

Тыртышная М.А. Всё лучшее – впереди / социальноориентированные формы работы со школьниками / М.А. Тыртышная. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006.- 285с.: - (Библиотека учителя

Учение с увлечением -2. Сборник практических материалов для проведения мероприятий по профилактике и предотвращению домашнего насилия. Под ред. Н. Фоминой, Ю. Лытыповой. – Хабаровск, 2007

Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологи­ческой коррекции: — М.: Издательский центр «Академия», 2001.

Хухлаева О.В. Психология подростка. М.: - 2005 г

Энциклопедия Этикета. – М.:РИПОЛ классик, 2006.г


 


 

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ

Дерябо С., Ясвин В. Гроссмейстер общения. Иллюстрированный самоучитель психологического мастерства. – М., 2005.

Вачков И.В. Приключения во внутреннем мире. – М.,2005.

Кинчер Дж. Книга о твоих знакомых. – СПб.: Владос, 2003.

Кинчер Дж. Книга о тебе. – СПб.: Владос, 2006.

Снайдер Д. Курс выживания для подростков. – М., 2005.

Профильное образование, Элективный курс. Прикладная этика. -  Волгоград: Учитель, 2007.

Маркуша А. Мозаика для делового человека. - М., 2007.

СелевкоГ.К. Управляй собой. - М., 2003.

Селевко Г.К. Познай себя. - М., 2003.

Селевко Г.К. Руководство по организации самовоспитания школьников. - М.: Народное образование, 2005.

Селевко Г.К. Научи себя учиться. - М., 2007.

Селевко Г.К. Найди себя. - М., 2003.

Селевко Г.К. Сделай себя сам. - М., 2004.

Михайлов В.Т.Моя профессиональная карьера. - М., 2007.

Честных Ю. Н. Открыть себя. - М., 2000.

Зинченко А.А. Как построить свое «Я». - М., 2008.

Каган М.С. Мир общения. - М., 2005.

Цукерман Г.А. Психология саморазвития. - М., 2005.

Тетровский А.П. Быть личностью. - М., 2009.

Прошитская М.П. Правильно выбери профессию. - М., 2008.


 

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Климов Е.А. Как выбрать профессию. - М., 2006.

Фролов В.Т. Перспективы человека. - М.,2007.

Коломенский О.Р. Гражданином быть обязан. - М., 2006.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., 2009.

Тубельский А.Н. Школа самоопределения. - М., 2005.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации