Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Ровесник»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей центр детского творчества п. Маго
Принята на заседании педагогического совета МБОУДОДЦДТ п. Маго Протокол №______от______ |
«Утверждаю» Директор МБОУДОДЦДТ п. Маго ________________ Солодянкина А.В. Протокол №______от______ |
Дополнительная общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности
«РОВЕСНИК»
Возраст детей 12-18 лет
Срок реализации программы - 3 года
Разработала:
педагог дополнительного образования
Панова Елена Ватиславовна
п. Маго
2018 год
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………………….3
Учебный план ……….………………………………………………………….....9
Учебно-тематический план 1 года обучения………………….………………...10
Содержание программы 1 года обучения……………………………………….10
Учебно-тематический план 2 года обучения……………………………………14
Содержание программы 2 года обучения……………………………………….15
Учебно-тематический план 3 года обучения………………….………………..19
Содержание программы 3 года обучения ………………………………………19 Условия реализации программы ………………………………………………...24
Методическое обеспечение ………………………………………………………24
Список литературы……………………………………………………………….27
Пояснительная записка
Перед детьми – широкая и длинная дорога жизни. В ней будет все: успехи и неудачи, победы и поражения, радости и горести, любовь и разочарования – словом, все то, что и составляет полнокровную человеческую судьбу. И, конечно, каждому хочется, чтобы в жизни было больше успешности, побед, любви, хочется прожить жизнь счастливо и ярко. Это зависит от многих обстоятельств, но главное – от самих ребят, от их желания, старания, способностей, от умения правильно выбрать решения, особенно в переломные моменты жизни. Правильно общаться и строить гармоничные отношения с окружающими, достойно выходить из конфликтных ситуаций и справляться со стрессом, разрабатывать стратегии достижения успеха – вот что должны уметь молодые люди перед выходом за стены учебного заведения. Поэтому им просто необходимо быть социально компетентными, чтобы успешнее реализовать себя в дальнейшей жизни и деятельности
Программа «Ровесник» – попытка введения обучающихся в неведомую им область, посредством их знакомства прежде всего, с собственным жизненным опытом, которая способна внести значительный вклад в развитие личности в условиях определенного возрастного периода.
Программа разработана в соответствии с:
- Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012г. №273 «Об образовании в Российской Федерации» (ФЗ №273),
- Конвенцией о правах ребенка, Концепцией развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. N 1726-р;
- Концепции развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014г. №1726-р;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013г. №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- «Санитарно – эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» от 04.07.2014 г.;
- Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), разработанными Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования» и АНО дополнительного профессионального образования «Открытое образование»
- Уставом МБОУДОДЦДТ п Маго
Направленность программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Ровесник» по целевой направленности социально-педагогическая, призвана решить в процессе реализации многие педагогические и социальные задачи и нацелена на создание объединения обучающихся сплоченной инициативной команды, стремящейся к саморазвитию и самореализации. В настоящее время выявлены наиболее приоритетные и необходимые стороны современного подростка, направленности его личности. Ими являются:
позитивная направленность подростка на свой личностный рост и получение новых знаний, умений и навыков.
направленность подростка на усвоение опыта человечества и овладение современными технологиями (производственными, информационными, коммуникативными).
направленность подростка на поддержание и развитие своего физического и психического здоровья, формирование здорового образа жизни.
направленность подростка на установление и поддержание позитивных отношений в межличностных контактах, группах и коллективах.
направленность подростка на развитие своих конструктивных и коррекцию своих деструктивных личностных качеств.
Новизна программы.
Новое время порождает и новые проблемы, особенно это касается сельских образовательных учреждений: территориальная удаленность от информационных и образовательных центров, слабая информационная сеть, высокий уровень безработицы, низкий уровень досуговой деятельности, отсутствие перспективы социально-экономического развития из-за отсутствия промышленных предприятий. Невозможность огромного количества семей приспособиться к реалиям современной жизни, снижение адаптационных возможностей семьи. Часть родителей не имеют постоянных источников дохода или имеют низкие зарплаты, поэтому дети испытывают материальные затруднения и у них низкая мотивация на получение дальнейшего образования. Это уже не только педагогические, но и социальные проблемы.
В этой связи данная образовательная программа весьма актуальна, поскольку призвана решать в процессе реализации многие педагогические и социальные задачи, направленные на формирование целостной личности, обладающей запасом необходимых нравственных ориентиров с творческим потенциалом сплоченной команды стремящейся к саморазвитию и самореализации. Последовательное изучение своих способностей, коррекции личностных качеств, развитие новых умений и навыков в стенах объединения поможет учащимся справиться с задачами и трудностями, которые ожидают их в реальной «взрослой» жизни. Являясь одновременно учащимися разных классов, участники объединения станут организаторами различных форм продуктивной социально - значимой деятельности.
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность построения программы заключается в том, что в соответствии с целью программы она направлена на развитие личности подростка, его социализацию и самоутверждение в обществе.
Программа разработана с учетом трех основных компонентов педагога:
-гуманизация педагогического процесса;
-индивидуализация и дифференцированный подход;
-демократизация, что предполагает возможность педагога в рамках реализации данной программы достичь поставленной цели и решить педагогические задачи, актуальные в данной социокультурной ситуации, сложившейся в микросоциуме объединения; а также дать возможность каждому подростку, реализоваться в разнообразной деятельности, самоутвердиться как личность и часть коллектива. Главным для педагога является стремление направить ребят на такую деятельность, в ходе которой они смогут ощутить свою самостоятельность, успешность, удовольствие от проделанной работы, удовольствие от общения друг с другом.
Цель: развитие личности подростка, способного к самоопределению и самовыражению, через включение его в разнообразную содержательную и коллективную деятельность,
Задачи:
Образовательные задачи:
приобщить обучающихся к освоению знаний необходимых для социальной адаптации и успешной деятельности в обществе.
формировать способность к рефлексии, самооценки.
формировать способность к принятию решений и готовности брать на себя инициативу и ответственность.
Развивающие задачи:
развивать адекватное понимание самого себя и коррекцию самооценки.
развивать творческие и организаторские способности
развивать опыт согласованного эффективного взаимодействия, построения отношений и связей со сверстниками и окружением;
повышать культуру межличностных отношений, имеющих отношение к общим способностям человека.
Воспитательные задачи:
побуждать к осознанному ценностно-смысловому самоопределению в деятельности объединения;
убеждать в необходимости осознанной нравственной мотивации взаимодействия с людьми, формировании ценностного отношения к сверстникам, педагогам, людям разного возраста, культуры, национальности;
приучать к системному анализу разнообразных социальных процессов, процессов в жизнедеятельности общественного объединения, своей деятельности; отношений, складывающихся с окружающими людьми.
Отличительная особенность программы
В процессе работы над программой обнаружилось, что типовой программы для детских объединений не существует. В процессе поисков в интернете и проработки литературы было найдено несколько программ школ, программ молодежных клубов, детских объединений. При составлении данной программы учитывался следующий опыт:
- авторская дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Ключ к успеху» автор - Кобран Ирина Николаевна,
- дополнительная общеобразовательная программа «Клуб общения» - составитель педагог дополнительного образования Трясцина Надежа Сергеевна
- дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «От себя к другому» составитель: педагог дополнительного образования Шерер Наталья Адамовна
В результате разработана модифицированная программа, измененная с учетом особенностей организации и формирования групп обучающихся, режима и временных параметров осуществления деятельности, особенностей индивидуальных результатов образования.
В процессе реализации программы обучающиеся увлечены одной общей идеей, дающей один результат – создание социального мероприятия или социального проекта. Происходит увлеченная работа и каждый ребенок способен проявить себя в любой роли активной деятельности, как в группе, так и индивидуально.
Адресат программы:
По возрастному уровню программа предназначена для работы с обучающимися среднего и старшего подросткового возраста 12-18 лет.
Весь подростковый период проходит под знаком установления взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, соответствующих усваиваемым морально-этическим нормам. В значительной мере в рамках этих взаимоотношений ребёнок присваивает общественно-исторический опыт, усваивает общественно-значимые нормы и функции, знакомится с содержанием социальных ролей. Потребность подростка занять определённое место в жизни общества, оценить самого себя в системе «я и моё участие в жизни общества», а также ярко выраженная коммуникативная потребность определяет ведущие виды деятельности – просоциальная деятельность и общение (Т.В.Драгунова, Д.Б Эльконин)
Программа «Ровесник» рассчитана на 3 года обучения и реализуется в соответствии с возрастными особенностями обучающихся.
В реализации программы участвуют три группы учащихся по 12 человек. Занятия каждой группы проходят два раза в неделю по три часа и составляют 216 учебных часов. Структура занятия предусматривает 15 минут перерыва через каждые 45 минут работы. Средняя продолжительность каждого вида деятельности соответствует нормам. Статические и динамические виды деятельности чередуются. Занятия проводятся в кабинете МБОУ ДОД ЦДТ п. Маго, в соответствии с требованиями к помещениям, с соблюдением санитарных правил, требованиям пожарной безопасности.
Формы организации деятельности обучающихся
Исключительное значение в программе отдаётся групповым формам работы, позволяющим подросткам проявлять активность, наиболее полно реализовывать свои умения и навыки:
проектная деятельность как вид групповой работы на приобретение знаний, умений и навыков, необходимых для успешного общения;
упражнения на взаимодействие в группах, построенных на моделях жизненных ситуаций общения;
деловые игры, позволяющие в миниатюре моделировать и совершенствовать деятельность партнёров;
игры, способные поднять творческую активность, пробудить фантазию и развить собранность внимания, развить навыки коллективной слаженной работы;
игры, направленные на сплочение коллектива, выявление лидерских качеств, на умение работать в атмосфере полного доверия;
дискуссионные методы работы, круглые столы, мозговой штурм;
творческие встречи с разными специалистами, лидерами в различных сферах деятельности человека.
В организации жизнедеятельности детского объединения особое внимание уделяется индивидуальным формам работы: обучение оформления и защиты проекта, участие в конкурсах.
Ожидаемые результаты
Ключевые навыки и умения |
Содержание |
Способы проверки |
Аналитические |
Умение мыслить критически, анализировать и оценивать идеи, информацию, суждения, отбирать наиболее продуктивные, делать собственные выводы и заключения |
Тестирование, опрос, диагностика, участие в конкурсах |
Проектировочные |
Умение планировать деятельность: собственную, коллективную; осуществлять выбор целей и механизмов их достижения |
Создание проекта, его защита, участие в конкурсах |
Коммуникативные |
Умение работать в команде, организовывать деловое и эмоциональное взаимодействие, решать коммуникативные проблемы |
Конкурс «Я-Лидер», анкетирование, тестирование |
Рефлексивные |
Умение осуществлять "самонаблюдение", выстраивать процессы самокоррекции, саморазвития |
Диагностика, анализ |
Исследовательские |
Умение видеть проблему, пути и механизмы ее решения, генерировать идеи и другое |
Диагностика, тестирование |
В результате предполагается, что каждый учащийся, прошедший курс по данной программе:
- приобретет сформированные знания, умения и навыки, необходимые для социальной адаптации и успешной деятельности в обществе;
- сможет выявить свои сильные и слабые стороны, склонности и возможности, которые помогут ему развивать социально значимые личностные качества и творческие умения;
- обретет способность управлять текущими событиями, последовательно защищать свои взгляды, излагать свою точку зрения и вести дискуссию
Критерии оценки результатов обучения.
Результаты отслеживаются путем проведения нулевого, промежуточного и итогового этапов диагностики.
Начальный этап проводится в начале учебного года. Его цель – определение уровня подготовки детей в начале цикла обучения, т.е. начальное диагностирование. В ходе проведения этого этапа диагностики осуществляется прогнозирование возможности успешного обучения.
Промежуточная диагностика проводится в конце первого полугодия. Ее цель – подведение промежуточных итогов обучения, оценка успешности продвижения воспитанников. Данный этап позволяет оценить успешность выбора технологии и методики, откорректировать учебный процесс.
Цель проведения итогового этапа диагностики – подведение итогов завершающегося года обучения. На этом этапе анализируются результаты обучения, оценивается успешность усвоения воспитанниками учебной программы. Итоговая аттестация проводится в конце учебного года.
Программа мониторинговых исследований, проводимых в течение учебного года включает:
Мониторинг результатов обучения по дополнительной образовательной программе - для отслеживания результатов освоения программы использую диагностику П. И. Третьякова «Уровень сформированности мотивации к учебной деятельности», которая состоит из следующих показателей: «Мотивация к знаниям» «Знания, умения, навыки» «Творческая активность, «Достижения».
Педагогический контроль знаний умений и навыков учащихся осуществляется по трём уровням:
I уровень - начальный;
II уровень - освоения;
III уровень – совершенствования.
Мониторинг развития качеств личности обучающихся - отражает изменения личностного развития подростка в процессе освоения ими дополнительной образовательной программы «Ровесник». Для определения уровня воспитанности применяется психолого-педагогическая методика «Изучение качеств личности воспитанников», разработанная на основе метода изучения воспитанности школьников М.И. Шиловой.
В методике выделены основные качества личности, формирование и развитие которых определено целями и входит в задачи программы: активность, коммуникативность, ответственность, нравственность, креативность.
Учебный план
№ п/п |
Разделы программы |
Количество часов |
||
1 год |
2 год |
3год |
||
|
Вводное занятие |
3 |
3 |
3 |
|
Познай себя |
69 |
66 |
63 |
|
Искусство общения |
69 |
57 |
51 |
|
Ведущие за собой |
51 |
66 |
75 |
|
Творческая лаборатория |
24 |
24 |
24 |
|
Итого |
216 |
216 |
216 |
Учебно-тематический план 1-ого года обучения
№ п/п |
Наименование раздела |
Всего часов |
В том числе |
Форма аттестации/ контроля |
||
Теория |
Практика |
|||||
1. |
Вводное занятие |
3 |
1 |
2 |
Опрос |
|
2 |
Познай себя |
69 |
23 |
46 |
Опрос, тестирование, наблюдение, психологические игры. |
|
3 |
Искусство общения |
51 |
17 |
34 |
Беседа, опрос, тестирование, анкетирование |
|
4 |
Профессиональное самоопределение |
18 |
6 |
12 |
Беседа, опрос, тестирование, анкетирование |
|
5. |
Ведущие за собой |
51 |
17 |
34 |
Беседа, опрос, тестирование, анкетирование |
|
6. |
Творческая лаборатория |
24 |
- |
24 |
Творческий отчет (театрализация), коллективный анализ |
Содержание 1-ого года обучения
Вводное занятие - 3 часа
Тема. Ведение -3 часа
Теория: Цель и задачи программы. Знакомство детей друг с другом. Краткий курс по технике безопасности в ЦДТ. Правила и нормы поведения в коллективе.
Практика: Игра на знакомство «Кто есть, кто», Упражнения «Какой Я?», «Общее и особенное», Упражнение самоанализ «Идеал, и Я»
Познай себя – 69 часов
-
Тема. Учусь понимать себя. - 12 часов
Теория: Беседа: «Какой Я и чем Я отличаюсь от остальных? Самооценка подростка.
Практика: Анкета «Вот я какой!», Упражнения - «Моя индивидуальность», «Волшебная рука», «Здравствуй», «Шкала самооценки», «Автопортрет», «Мои сильные стороны», Диагностика «Методика личностного дифференциала» Методика исследовании особенностей самооценки школьников Т. Дембо-С. Я. Рубинштейн (в модификации А. Прихожан) Шкала самооценки личности
2.2. Тема. Я имею право чувствовать и выражать свои чувства - 6 часов
Теория: Беседа о таких психических явлениях, как настроение, чувства, мимика. «Спектр наших эмоций и чувств» - Мини-лекция
Практика: Упражнения: «Вырази свои чувства», «Геометрические фигуры», «Меняются местами те, кто…», «Назови чувство», «Абракадабра», «Работа с негативными переживаниями», «Мои обиды» мотивационный и рефлексивный диалоги, "Как справиться с обидой, раздражением, плохим настроением" - "Копилка обид", "Чувствую себя хорошо", "Вверх по радуге", "Улыбайтесь, господа!". Психогимнастика
2.3.Тема. Я и мой внутренний мир - 18 часов
Теория: Каждый видит и чувствует мир по-своему. Любой внутренний мир ценен и уникален. Темперамент. В трудной ситуации я ищу силу внутри себя, и она обязательно найдется.
Практика: Упражнения: «Кто я?», «Мой портрет в лучах солнца», «Письмо себе любимому», «Лёгкие пути ведут в тупик», «Все мы», Тест «Определение своего темперамента», Диагностика «Кто я?» «Проблемы», «Победи своего дракона», Притча «Ворона и павлин»
2.4. Тема. Учусь понимать других – 18 часов
Теория: Я и мои друзья. Мой лучший друг. Я не хочу обижать слабых. Я мои «Колючки». Что такое одиночество. Я не одинок в этом мире
Практика: «Мозговой штурм»: «Что означает слово «дружба», Упражнения: «Ругаемся овощами» «Ищу друга», Тест «Какой ты друг»
2.6. Тема. Учусь сотрудничать с людьми- 6 часов
Теория: Беседа: Что такое ответственность. Когда наступает ответственность. Надо ли отвечать за свои поступки. «Ответственность и безответственность. Что скрывается за этими словами?» Знакомство с разными видами ответственности
Что такое свобода. Что значит свобода выбора. Что такое независимость. Что такое выбор. Отрицательный и положительный выбор. Как сделать правильный выбор.
Практика: Упражнение “Слепой и поводырь” Анализ ситуаций об ответственности, о свободе, о выборе
-
Тема. Агрессия и агрессивность – 9 часов
Теория: Различия между агрессией и агрессивностью. Виды агрессии. Как выглядит агрессивный человек. Как звучит агрессия. Как живется агрессивному человеку? Взаимосвязь агрессии и болезней. Что мне делать со своей агрессией? Что мне делать с чужой агрессией?
Практика: Упражнения «Как я зол», «Кошки и собаки», «Лист гнева», «Разреши ситуацию»
Искусство общения -51 час
3.1. Тема. Многообразие мира общения- 6 часов
Теория: Общение в жизни человека. Взаимодействие людей в общении.
Практика: Ролевая игра "Необитаемый остров", упражнения по технике эффективного общения "Искушение", "Запретные друзья", "Правильный выбор".
3.2. Тема. Виды общения - 6 часов
Теория: Формальное общение, примитивное общение деловое общение, духовное или межличностное общение, манипуляторное общение, светское общение.
Практика: упражнения по технике эффективного общения Игра «Общий язык». упражнения по технике эффективного общения «Разбитые квадраты»
«Счёт»
3.3. Тема. Учусь общаться - 12 часов
Теория: Беседа о том, почему одни люди легко общаются со всеми, а у других так не получается? Адекватное восприятие партнера по общению.
Практика: психологическая игра «Молчащее и говорящее зеркало», Тест «Общительный ли вы человек?» Ролевая игра «Убежище Тест «Умеешь ли ты общаться»
3.4. Тема. Учусь владеть собой – 9 часов
Теория: Все люди отличаются друг от друга своими качествами. Какими качествами должен обладать человек. Определение самоконтроля. Навыки самоконтроля. Надо ли контролировать себя.
Практика: Упражнение «Эксперты и жалобщики», «Завершение предложения», «Да, и еще…». Упражнение «Хромая обезьяна», «Сверхвнимание», «Не смеяться».
3.5.Тема. Тренинг общения – 18 часов
Теория: Знакомство с базовыми навыками общения; выделение вербальных и невербальных элементов общения
Практика: Анкетирование «Умеешь ли ты общаться», Упражнения «3еркало», «Разговор через стекло» «Шарады», «Разговор в парах на разных дистанциях», «Путаница» «Начальник и подчиненный» Упражнение на интенсивное физическое взаимодействие, «Леди и джентльмены», «Чемодан», «Доверяющее падение»
Профессиональное самоопределение - 18 часов
4.1.Тема Классификация профессий.- 6 часов
Теория: Знакомство с банком профессий востребованных на рынке труда. Классификация профессий: типы профессий (предмет труда), классы профессий (цели труда), группы профессий (условия труда). Знакомство с профессиями типа «Человек–человек», «Человек–техника», «Человек–художественный образ», «Человек–природа», «Человек–знак».
Практика: Тест на профориентацию ДДО Е. А. Климова.
4.2. Тема. Мотивация выбора профессий - 6 часов
Теория: Понятие мотивации при выборе профессии. Внутренняя и внешняя мотивация выбора. Понятие ценностных ориентаций. Трудовые потребности человека. Иерархия потребностей А. Маслоу.
Практика: Методика Рокича «Ценностные ориентации», тестирование «Мотивы выбора профессии».
4.3.Тема. Профессиональные типы личности - 6 часов
Теория: Понятие профессиональный тип личности. «Гексагон Голланда»: 6 профессиональных типов личности: реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциональный, предприимчивый, артистический.
Практика: Опросник профессиональных предпочтений Д. Голланда. Игра «Кто хочет стать профессионалом?».
Ведущие за собой - 51час
5.1.Тема. Лидер - это тот, кто… - 6 часов
Теория: Определение лидера, его роль в социальной практике, качества лидера.
Практика: Анкетирование, тестирование.
5.2.Тема. Представление о себе, как о лидере - 12 часов
Теория: Самоопределение лидерских качеств.
Практика: Тест «Я-лидер». Игры на выявление лидерских качеств: «Ехали цыгане», «Скала», «Карабас» «Начали» и т.д.
5.3.Тема. Лидер и команда, готовность стать лидером - 6 часа
Теория: Беседа о необходимости работы в команде. Алгоритм создания команды. Проектирование системы ученического самоуправления.
Практика: Закрепление полученных знаний с помощью игровых техник. Деловая игра «Мы – команда». Какой у нас коллектив (методика A. Н. Лутошкина)
5.4.Тема. Слагаемые успеха организатора - 15 часов
Теория: От успеха организатора зависит успех дела. Что такое коллективно-творческое дело.
Практика: Проведение КТД «Мы вместе, и это здорово!», Путешествие по цветным морям», «Поселенцы», «Постановка проблемных сценок и разбор их...»
5.4.Тема Социальное проектирование - 12 часов
Теория: Социальное проектирование, специфика, основные правила составления проектов, оформление работы. Разработка проекта. Умение планировать и реализовывать вместе с командой общий проект.
Практика: Составление социального проекта. Работа в группах. Защита.
Творческая лаборатория -24 часа
6.1. Тема. Праздник Осени – 3 часа
Практика: «Ух, пора крутая осень золотая» - осенний бал
6.2. Тема. День матери – 3 часа
Практика: О той, кто дарует нам свет и тепло» - праздник
6.3. Тема. Новый год – 3 часа
Практика: «С новым годом!» - театрализованная конкурсная программа
6.4. Тема Рождество – 3 часа
Практика: Игровая программа Рождественские посиделки
6.5. Тема Валентинов День – 3 часа
Практика: «День Святого Валентина» - конкурсная программ
6.6. Тема День защитника Отечества – 3 часа
Практика: «Армейский экспресс» - конкурсная программа, посвященная Дню защитника Отечества
6.7. Тема 8 Марта– 3 часа
Практика: Как много девушек хороших. Конкурсно-развлекательная программа, посвящённая 8 марта.
6.8. Тема День смеха– 3 часа
Практика: Конкурсная программа «Первоапрелина»
Учебно-тематический план 2-ого года обучения
№ п/п |
Наименование раздела |
Всего часов |
В том числе |
Форма аттестации/ контроля |
||
Теория |
Практика |
|||||
1. |
Вводное занятие |
3 |
1 |
2 |
Опрос |
|
2 |
Познай себя |
66 |
22 |
44 |
Опрос, тестирование, наблюдение, психологические игры. |
|
3 |
Искусство общения |
57 |
19 |
38 |
Беседа, опрос, тестирование, анкетирование |
|
4 |
Профессиональное самоопределение |
18 |
6 |
12 |
Беседа, опрос, тестирование, анкетирование |
|
5. |
Ведущие за собой |
48 |
16 |
32 |
Беседа, опрос, тестирование, анкетирование |
|
6. |
Творческая лаборатория |
24 |
- |
24 |
Творческий отчет (театрализация), коллективный анализ |
Содержание 2 -ого года обучения
Вводное занятие - 3 часа
Тема. Ведение -3 часа
Теория: Цель и задачи программы. Знакомство детей друг с другом. Краткий курс по технике безопасности в ЦДТ. Правила и нормы поведения в коллективе.
Практика: Опросник «Самоопределение»; Упражнение «Имя и качество»
Познай себя - 66 часов
-
Тема. Пять шагов к себе. - 15 часов
Теория: Знакомство с приемами самооценки. Знакомство с методами релаксации Приемы осознания собственного «Я». Методы изучения собственного характера.
Практика: тесты «Познай себя», ««Кто я». Упражнения: «Учимся расслабляться», «Волшебное слово», «Добрые вещи», «Я и Я», «Части моего я», «Мой характер», Мои идеалы». Тренинг «Познай себя».
2.2. Тема. Я – креативный. - 12 часов
Теория: Понятие креативности. Креативность как саморазвитие. Креативность как созидание. Креативная среда. Основные параметры, характеризующие креативность. Признаки и черты креативной личности. Критерии выявления креативности. Условия проявления креативности.
Практика: Блок игр и упражнений на развитие фантазии и воображения Упражнения для развития креативности.
2.3.Тема. Жизнь прекрасна! - 12 часов
Теория: Беседы для подростков: «ЗОЖ», «Мое здоровье зависит от…». «Новое поколение выбирает…». «Твое здоровье» (физиологические проблемы подросткового возраста).
Практика: Тест «Здоровый образ жизни». Тренинг «Умей сказать «нет». Упражнения «Ассоциации», «Экспресс здоровья», «Модель здорового и нездорового человека», «Ромашка здорового образа жизни», «Стена вредных привычек» и т.д.
2.4. Тема. Страхи- 6 часов
Теория: Что такое страх. Страхи и страшилки. Страшная-страшная сказка
Практика: Арт-терапия. Рисуем страхи. Выставка «Наш вернисаж». Упражнения: «Чего боятся люди», «Страшилки», «Превращение», «Как справится со страхом»,
2.5. Тема. Проблемы подростка - 12 часов
Теория: Разговор о проблемах и о том, как сделать их своими друзьями. Эмоции и чувства. Настроение. Стресс и способы его преодоления
Практика: Упражнения: «Список проблем», «Чему меня научила проблема», «О пользе и вреде эмоций», «Наши эмоции - наши поступки», «Твое настроение», «Пять моих главных стрессоров», «Ситуации, вызывающие стресс». Диагностика: «Стресс-тест», Тест - опросник Спилбергера – Ханина (уровень тревожности), Тест эмоций (Опросник Басса-Дарки, адаптированный Г. А. Цукерман)
2.6.Тема. Трудный возраст - для кого он труднее для тебя или для родителей - 6 часов
Теория: Беседа о значимости собственного «Я».
Практика: Письмо самому себе, Самоанализ «Какой я?». Упражнения: «Расскажи мне обо мне». «Сжатый отчет
-
Тема. Бунт гормонов – 3 часа
Теория: Беседа о половом развитии подростков
Практика: круглый стол - «Береги здоровье!»
Искусство общения - 57 часов
3.1. Тема. Формы общения - 3 часа
Теория: Понятие форы общения - Бытовое общение. Деловое общение.
Практика: Игра “На острове”
3.2. Тема. Невербальные средства общения - 3 часа
Теория: Основные каналы общения. Особенности невербального общения. Средства невербального общения
Практика: Упражнения: «3еркало», «Разговор через стекло» Упражнения: «Шарады», «Разговор в парах на разных дистанциях», «Путаница»
3.3 Тема. Речевые средства общения- 3 часа
Теория: Вербальные средства общения Интонация. Темп и громкость речи. Форма изложения
Практика: Упражнение «Глухой телефон»
3.4 Тема. Позиции в общении- 3 часа
Теория: Понятия различные состояния “Я”. Эго-состояние “Родитель”. Эго-состояние “Взрослый”. Эго-состояние “Ребенок
Практика: ситуации с разных позиций общения. Родитель → Ребенок Взрослый → Взрослый Ребенок → Ребенок Вывод
3.5. Тема: Роль человеческого общения в современной жизни. -3 часа
Теория: Культура общения (доверие, уважение, уступчивость). Законы общения.
Практика: Игровые ситуации «Каковы мы в общении друг c другом?»
3.6. Тема: Эффективное общение -12 часов
Теория: обсуждение «Все умеют говорить, но не все умеют общаться.»
Практика: Тренинг «Эффективное общение»
3.7.Тема. Тренинг общения – 30 часов
Теория: Общение как социально-психологическое понятие. Различение демонстрируемого другими агрессивного, неуверенного и уверенного поведения. Выделение ситуаций, при которых чаще всего испытывают неуверенность в себе. Сопротивление групповому давлению.
Практика: Игра «Слепой и поводырь», Упражнения «Несмеяна» «Просьба» Упражнения: «3еркало», «Разговор через стекло», «Шарады», «Разговор в парах на разных дистанциях», «Рассказчик – наблюдатель - слушатель», «Начальник и подчиненный», «Леди и джентльмены», «Гости» («День рождения»), «Разожми кулак»; Дискуссия о видах группового давления «Этюд на оправдание» Упражнения: «Похвала по кругу» «Доверяющее падение» «Фотография на память»
Профессиональное самоопределение - 18 часов
4.1.Тема. Готовность подростков к выбору профессии – 6часов
Теория: Из истории появления профессий и труда
Практика: интеллектуальная игра «Звёздный час», игра-путешествие «Острова профессий», «Парад профессий -познавательная игра
4.2. Тема. Выбор профессии-дело серьезное - 12 часов
Теория: Беседа об обществе, в котором им предстоит строить свою жизнь, о рынке труда, современных профессиях и роли образования в достижении профессиональных успехов.
Практика: Методика «Профиль» (модификация методики «Карта интересов» А. Голомштока, Опросник профессиональных склонностей Йовайши, «Определение профессионального типа личности Дж. Голланда»
Ведущие за собой - 48 часов
5.1. Тема. Общение лидера - 3часа
Теория: Проблемы адекватности восприятия людьми друг друга. Модели ученического самоуправления.
Практика: Упражнения на повышение самооценки обучающихся, на профилактику агрессивных проявлений.
5.2. Тема. Самовыражение лидера - 3часа
Теория: Приемы и способы самораскрытия; самовыражения. Правовые основы деятельности ученического самоуправления.
Практика: Обучение приемам и способам самораскрытия. Упражнения на развитие навыков самовыражения. Обучение постановке целей. Отработка навыков преодоления препятствий.
5.3. Тема. Поведение лидера. -3часа
Теория: Информации о способах уверенного поведения. Органы самоуправления и детские общественные организации: различия и возможности.
Практика: Закрепление полученных знаний с помощью игровых техник.
5.4. Тема. Команда лидера. -6часов
Теория: Информирование подростков о различных стилях лидерства. Выборные технологии формирования органов ученического самоуправления.
Практика: Упражнения на получения опыта принятия важных для группы людей решений.
5.5. Тема. Искусство привлекать к себе людей. -6часов
Теория: Пять точек опоры. Актуализация личностных ресурсов
Практика: Игры на взаимодействие: «Скажу откровенно…», «Точка опоры», «Сильные стороны», «Фотограф»
5.6. Тема: Слагаемые успеха организатора - 15 часов
Теория: От успеха организатора зависит успех дела. Что такое коллективно-творческое дело.
Практика: Проведение КТД «Палитра», «Музей вредных привычек», «Ах, реклама!», «Постановка проблемных сценок и разбор их...».
-
Тема Социальное проектирование - 12 часов
Теория: Социальное проектирование, специфика, основные правила составления проектов, оформление работы. Разработка проекта. Умение планировать и реализовывать вместе с командой общий проект.
Практика: Составление социального проекта. Работа в группах. Защита.
6. Творческая лаборатория -24 часа
6.1. Тема. Праздник Осени – 3 часа
Практика: «Капустник» -театрализованная конкурсная программ
а 6.2. Тема. День матери – 3 часа
Практика: «Пусть всегда будет мама» - концерт, посвящённый Дню Матери
6.3. Тема. Новый год – 3 часа
Практика: «С новым годом!» - театрализованная конкурсная программа
6.4. Тема Рождество – 3 часа
Практика: Игровая программа Рождественские посиделки
6.5. Тема Валентинов День – 3 часа
Практика: «День Святого Валентина» - конкурсная программ
6.6. Тема День защитника Отечества – 3 часа
Практика: «Смелые, ловкие, сильные, умелые» игра - конкурсная программа, посвящённая Дню Защитников Отечества
6.7. Тема 8 Марта– 3 часа
Практика: «А ну-ка, девушки» - конкурсная программа. Конкурсно-развлекательная программа, посвящённая 8 марта.
6.8. Тема День смеха– 3 часа
Практика: «Смешные истории» - юмористическая программа
Учебно-тематический план 3-ого года обучения
№ п/п |
Наименование раздела |
Всего часов |
В том числе |
Форма аттестации/ контроля |
||
Теория |
Практика |
|||||
1. |
Вводное занятие |
3 |
1 |
2 |
Опрос |
|
2 |
Познай себя |
51 |
17 |
34 |
Опрос, тестирование, наблюдение, психологические игры. |
|
3 |
Искусство общения |
45 |
12 |
30 |
Беседа, опрос, тестирование, анкетирование |
|
4 |
Профессиональное самоопределение |
18 |
6 |
12 |
Беседа, опрос, тестирование, анкетирование |
|
5. |
Ведущие за собой |
75 |
25 |
50 |
Беседа, опрос, тестирование, анкетирование |
|
6. |
Творческая лаборатория |
24 |
- |
24 |
Творческий отчет (театрализация), коллективный анализ |
Содержание программы 3 -его года обучения
Вводное занятие - 3 часа
1.Тема. Введение - 3 часа
Теория: Цели, задачи и содержание программы 4 года обучения.
Практика: инструктаж по технике пожарной безопасности, игры
Познай себя – 51
2.1. Тема. Проблема непонимания (меня никто не понимает). – 6 часов
Теория: Проблема отделения подростка от семьи и формирование новых партнерских отношений между семьей и подростком. Почему семье трудно отпустить подростка.
Практика: Групповая работа «Три портрета»
2.2.Тема. Я и мои привычки – 6 часов
Теория: Проблема доминирования в подростковом возрасте. Я и мои привычки. Идеальный подросток.
Практика: игра «Волшебная лавка»
2.3.Тема. Взросление и проблемы ролевого поведения. – 6 часов
Теория: Взросление и проблемы ролевого поведения. Роль. Виды ролей. Ролевые нарушения. Социальные, семейные, половые роли. Ролевые конфликты. Практика: «Кто я ребёнок или взрослый?» - дискуссия
-
Тема. Стресс. – 6 часов
Теория: Что такое стресс? Виды стресса. Стресс — это хорошо или плохо? Последствия стресса. Стрессовые ситуации (дома, в школе, на улице и т.д.). Как справится со стрессом? Стресс и депрессия.
Практика: «Как справиться со стрессом», «Учимся справляться со стрессом»
2.5.Тема. Успех.- 3 часа
Теория: Что значит быть успешным? Какой человек может стать успешным? Умение преодолевать препятствия как составляющая успеха. Всегда ли успешный человек бывает счастлив? Как стать успешным и счастливым?
Практика: Исследовательский проект «Лестница успеха». Тест «Определение твоей склонности к риску»
2.6. Тема. Принятие себя – 6 часов
Теория: Способность адекватно и наиболее полно познать себя и других людей
Практика: Упражнения «Уровень доверия к группе», «Я горжусь», «Волшебное зеркало Тест «Что ты думаешь о своей внешности»
2.7.Тема. Что ценно для тебя? – 6 часа
Теория: Совершенствование умения самоанализа и самокритичности;
Практика: Творческая работа в группе», «Заботимся друг о друге».
2.8.Тема. Когда не стоит быть, как все? - 6 часа
Теория: истинная и ложная дружеская солидарность, признаки ситуаций, в которых необходимо противостоять влиянию группы.
Практика: Ролевая игра «Сложная ситуация»
2.9.Тема. Люди встречаются, люди влюбляются – 6 часов
Теория: Обсуждение смысла понятии «любовь» и «влюбленность»
Практика: Тест «Как вы относитесь друг к другу»
Искусство общения - 45
3.1.Тема. Деловая беседа – 6 часов
Теория: Дать понятие «деловая беседа»
Практика: Ролевая игра «Собеседование»
3.2.Тема. Спор. Его цели и стратегии. 6 час
Теория: Спор. Полемика. Варианты протекания дискуссии – спора. Принципы и правила ведения спора
Практика: Упражнение «Обвинение»
3.3. Тема. Психологические защиты – 3 часа.
Теория: Понятия “Психологические защиты” - Вытеснение. Проекция. Замещение. Отрицание. Рационализация. Регрессия
Практика: круглого стола на тему «Толерантность».
3.4. Тема. Конструктивное общение. Контроль эмоций. – 6
Теория: Управление своими эмоциями и чувствами. Конструктивное выражение негативных чувств
Практика: Ролевая игра «Войди в положение другого».
3.5 Тема. Активное и пассивное слушание – 3 часа
Теория: Понятие - активного слушания, выделение признаков хорошего и плохого умения слушать друг друга.
Практика: тест - «Умеем ли мы слушать?»
3.6.Тема. Этика делового общения – 6
Теория: Поведение на работе, деловое письмо, телефонные переговоры
Практика: Упражнение «Начальник и подчиненный», «Имеете ли вы способность для самостоятельного ведения дел» - тест
3.7.Тема. Красивый жест – 3 часа
Теория: расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения
Практика: расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения
3.8.Тема. Этикет среди молодежи – 3
Теория: Информирование о некоторых общих правилах современного молодёжного этикета о нормах поведения в ресторане
Практика: «Этикет в вопросах и ответах» – интеллектуальное казино
3.9.Тема. Тренинг формирования коммуникативных умений и навыков – 9 часов
Теория: расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения;
Практика: Тренинг формирования коммуникативных умений и навыков
Профессиональное самоопределение - 18
4.1. Тема. Человек и профессия– 6
Теория: Интересы, склонности, способности. Здоровье и выбор профессии. Сознательность и самостоятельность выбора профессии. Самовоспитание и выбор профессии.
Практика: Определение склонностей и коммуникативно-организаторских способностей.
4.2.Тема. Слагаемые выбора профессии-6
Теория: Жизненный и профессиональный планы. Карьера. Профессиональная пригодность. Профессиональная консультация. Где получить профессию?
Практика: Определение характера мотивов выбора профессии. Знакомство с интернет-сайтами различных учебных заведений. Составление профессионального личного плана:
4.3.Тема. Профессиональная проба и ее роль в профессиональном самоопределении-6 часов
Теория: Понятие профессиональной пробы. Ее основные функции в профессиональном становлении личности. Компьютерное моделирование основных ситуаций будущей профессиональной деятельности.
Практика: Определение профессиональной готовности к овладению той или иной профессией. Проведение методики «Опросник профессиональной готовности».
Ведущие за собой - 75 часов
5.1. Тема. Мой выбор - 18часов
Теория: Цель жизни. Хочу-Могу-Надо. Цели и ценности Модели ученического самоуправления.
Практика: Упражнения: «Сочинение «Цель моей жизни», «Конструирование цели жизни», «Технология превращения мечты в цель», Мои профессиональные желания», «Состязание мотивов», «Тест предельных смыслов», «Если бы я стал…», «Снятие внутренних ограничений», «Левый мозг-правый мозг», «Контрольные списки», «Робинзонада», «Дорожная карта», «Заборы и овраги», «Группа взаимной поддержки», «Что такое жизненный успех», «Прогулка в горы», «Звездный час», «Самая-самая», «Индивидуальный образ мира», «Карта жизни»…
5.2. Тема. Умения и навыки организатора - 12 часов
Теория: Приемы и способы самораскрытия; самовыражения. Правовые основы деятельности ученического самоуправления.
Практика: Обучение приемам и способам самораскрытия. Упражнения на развитие навыков самовыражения. Обучение постановке целей. Отработка навыков преодоления препятствий.
5.3. Тема. Поведение лидера. -6 часов
Теория: Информации о способах уверенного поведения. Органы самоуправления и детские общественные организации: различия и возможности.
Практика: Закрепление полученных знаний с помощью игровых техник.
5.4. Тема. Команда лидера. -6часов
Теория: Информирование подростков о различных стилях лидерства. Выборные технологии формирования органов ученического самоуправления.
Практика: Упражнения на получения опыта принятия важных для группы людей решений.
5.5. Тема. Искусство привлекать к себе людей. -6часов
Теория: Пять точек опоры. Актуализация личностных ресурсов
Практика: Игры на взаимодействие: «Скажу откровенно…», «Точка опоры», «Сильные стороны», «Фотограф»
5.6. Тема: Слагаемые успеха организатора - 15 часов
Теория: От успеха организатора зависит успех дела. Что такое коллективно-творческое дело.
Практика: Проведение КТД «Палитра», «Музей вредных привычек», «Ах, реклама!», «Постановка проблемных сценок и разбор их...».
-
Тема Социальное проектирование - 12 часов
Теория: Социальное проектирование, специфика, основные правила составления проектов, оформление работы. Разработка проекта. Умение планировать и реализовывать вместе с командой общий проект.
Практика: Составление социального проекта.
6. Творческая лаборатория -24 часа
6.1. Тема. Праздник Осени – 3 часа
Практика: «Осенний день высок и ясен» … - вечер отдыха
6.2. Тема. День матери – 3 часа
Практика: «От всей души» - концерт, посвящённый Дню Матери
6.3. Тема. Новый год – 3 часа
Практика: «С новым годом!» - театрализованная конкурсная программа
6.4. Тема Рождество – 3 часа
Практика: Игровая программа Рождественские посиделки
6.5. Тема Валентинов День – 3 часа
Практика: «День Святого Валентина» - конкурсная программ
6.6. Тема День защитника Отечества – 3 часа
Практика: День защитника Отечества - конкурсная программа
6.7. Тема 8 Марта– 3 часа
Практика: С Праздником весны! - конкурсно-развлекательная программа, посвящённая 8 марта.
6.8. Тема День смеха– 3 часа
Практика: «С нами – смех!» - развлекательная программа
Условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимы следующие условия:
Организационно – педагогические
Кабинет, соответствующий "Санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"; (СанПиН 2.4.4.3172-14) с индивидуальными рабочими местами для учащихся и отдельным рабочим столом для педагога.
Формирование групп и расписания занятий в соответствии с требованиями Сан ПиН и программой.
Пространственно-предметная среда (стенды, наглядные пособия, плакаты, дидактические материалы).
Материально-технические
Компьютер;
Музыкальный центр;
Костюмы, декорации, необходимые для работы над созданием различных мероприятий;
Фото-, видеокамеры;
Мультимедиа проектор;
Экран;
Школьная доска
Методические
Дидактический материал (раздаточный материал по темам занятий программы, наглядный материал, мультимедийные презентации) ;
Медиатека (познавательные игры, музыка, энциклопедии, видео) ;
Архив видео и фотоматериалов;
Методические разработки занятий;
УМК к программе.
Методическое обеспечение
Программа носит развивающий характер, то есть, направлена на развитие природных задатков подростков, на реализацию их интересов и способностей. Каждое занятие обеспечивает развитие личности подростка. Программа построена с опорой на личностно - ориентированные технологии обучения, в центре внимания которых неповторимая личность, стремящаяся к реализации своих возможностей.
Темы и формы занятий рассчитаны на то, чтобы помочь ребятам познать себя, открыть свои возможности, стать интересными, независимыми людьми. Они же помогут сформировать творческое отношение к окружающему миру, дадут возможность стать самостоятельнее, выйти на уровень партнёрства со взрослыми в условиях сотрудничества. Поэтому наряду с традиционными формами – лекциями, беседами, проводятся творческие мастерские с использованием игр-тренингов, творческие лаборатории, индивидуальные консультации, деловые и ситуационно-ролевые игры, КТД, дискуссии, диспуты, интегрированные занятия с воспитанниками других объединений Дома детского творчества.
Выбор методов обучения определен с учетом возможностей обучающихся, возрастных и психофизических особенностей подростков, с учетом специфики изучения данного учебного предмета:
-словесные (рассказ, беседа, лекция);
-наглядные (демонстрация плакатов);
-практические (упражнения, тренинг, ведение дневника наблюдений);
-игровые (игры на развитие внимания, памяти, воображения, ролевые игры);
- психологические (анкетирование, тесты, диспут, анализ и решение конкретных ситуаций).
Программа предлагает инновационные формы организации занятий:
- ситуационно-ролевые игры;
- диалог за круглым столом;
- урок доверия;
- урок путешествие;
- презентация;
- КТД по разным направлениям деятельности;
- мастерская организатора.
Использование мини-лекции и беседы в учебном процессе обусловлено легкостью их восприятия, значительной степенью разговорности при изложении, наличием так называемой «обратной связи». Активному восприятию таких форм занятий и поддержанию интереса к ним способствует использование таких наглядных средств как видео и фото материалов. Особое значение в процессе обучения играют деловые и ситуационно-ролевые игры, построенные на моделях жизненных ситуациях общения. Так как на таких занятиях отрабатывается тактика межкультурного взаимодействия, а также тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретных социальных ролей. Использование дискуссий и диспутов – один из наиболее эффективных приемов вербального общения, которые помогают разностороннему рассмотрению изучаемых тем учебного материала, отдельных вопросов, проблемных ситуаций.
КТД – это особые формы творческого сотрудничества со своими принципами: свобода выбора, равенство всех участников, добровольное участие в процессе деятельности, отсутствие соревнования, соперничества, проведение самоанализа, рефлексии, чередование индивидуальной и коллективной работы. Они способствуют развитию и повышению уровня творческих, организаторских и коммуникативных способностей.
Каждое занятие включает в себя следующие элементы:
1. Организационный момент: - приветствие; - проверка присутствующих.
2. Игровая разминка:
- активизация участников;
- создание непринужденной, доброжелательной атмосферы;
- повышение сплоченности;
- эмоциональный настрой на участие в занятии, совместную деятельность.
3. Объявление темы, цели и задач занятия.
4. Подача новой информации в деятельности (теоретическое и практическое рассмотрение изучаемого материала).
5. Закрепление учебного материала.
6. Подведение итогов, рефлексия.
7. Завершение занятия.
Основным способом и формой работы с детьми является групповое занятие. Но согласно содержанию программы, для выполнения творческих заданий, предусмотрены индивидуальные консультации. На занятиях первостепенное значение отводится формированию навыков самоанализа, самопознания и самосовершенствования с целью психофизического оздоровления.
Список литературы
Антонов В.В. Изучаем права человека /В.В. Антонов. - М.: Вита-Пресс, 2006. – 336с.
Бабушкин А.В. Как подростку защитить свои права? /А.В. Бабушкин.- М.: Сам себе адвокат, 2009. – 237с.
Батаршев А.В. Психология личности и общения. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.- 248с – (Психология для всех).
Беспятова Н. К. Программа педагога дополнительного образования. М.:
2004 г.
Гришунина Е. В. Психология для девочек или секретные дневники. М.:
2000 г.
Годлман Д. Советы на все случаи жизни. Этикет для подростков / Пер. с англиского Е.Коваленко. – М.: «Издательство 2000 г.
Еникеева Д. Практическая психология для мальчиков или как стать настоящим мужчиной. М.: - г.
Иванченко В.Н. Взаимодействие общего и дополнительного образования детей: новые подходы. - Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2007-256с.
Иванченко В.Н Занятия в системе дополнительного образования детей. - Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2007-288с.
Как вести себя в любой компании. Сост. В. Лившиц. Донецк. - 2002
Козлов Н. II. Истинная правда, или учебник для психолога по жизни. М.: 2001 г.
Козлов Н. И. Книга для тех, кому нравиться жить или психология личностного роста. М.: - 2000 г.
Коммуникативные технологии в школе: секреты эффективного общения / авт.- сост. О.Я. Воробьёва. – Волгоград: Учитель, 2008. –
Лидерс А. Г. Психологический тренинг с подростками. М.: - 2003 г.
Кон И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя / И.С. Кон.- М.: Просвещение, 2007. – 335 с.
Немов Р. С. Психология. Психодиагностика. Кн. 3. М.: - 1998 г.
Рожков М.И., Ковальчук М.А. профилактика наркомании у подростков. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.-1444с. –(Психология для всех)
Сборник образовательных программ для учреждений дополнительного образования детей. Часть 1 – Хабаровск: Министерство Образования Хабаровского края, Департамент общего образования, отдел воспитания и дополнительного образования, 2004 г.-156 с.
Сборник образовательных программ для учреждений дополнительного образования детей. Часть 2 – Хабаровск: Министерство Образования Хабаровского края, Департамент общего образования, отдел воспитания и дополнительного образования, 2004 г.-148 с.
Сборник практических материалов по использованию интерактивных методик в учебно-воспитательном процессе./ Сост. Селиверстова Т.Л.
Тыртышная М.А. Всё лучшее – впереди / социальноориентированные формы работы со школьниками / М.А. Тыртышная. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006.- 285с.: - (Библиотека учителя
Учение с увлечением -2. Сборник практических материалов для проведения мероприятий по профилактике и предотвращению домашнего насилия. Под ред. Н. Фоминой, Ю. Лытыповой. – Хабаровск, 2007
Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: — М.: Издательский центр «Академия», 2001.
Хухлаева О.В. Психология подростка. М.: - 2005 г
Энциклопедия Этикета. – М.:РИПОЛ классик, 2006.г
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ
Дерябо С., Ясвин В. Гроссмейстер общения. Иллюстрированный самоучитель психологического мастерства. – М., 2005.
Вачков И.В. Приключения во внутреннем мире. – М.,2005.
Кинчер Дж. Книга о твоих знакомых. – СПб.: Владос, 2003.
Кинчер Дж. Книга о тебе. – СПб.: Владос, 2006.
Снайдер Д. Курс выживания для подростков. – М., 2005.
Профильное образование, Элективный курс. Прикладная этика. - Волгоград: Учитель, 2007.
Маркуша А. Мозаика для делового человека. - М., 2007.
СелевкоГ.К. Управляй собой. - М., 2003.
Селевко Г.К. Познай себя. - М., 2003.
Селевко Г.К. Руководство по организации самовоспитания школьников. - М.: Народное образование, 2005.
Селевко Г.К. Научи себя учиться. - М., 2007.
Селевко Г.К. Найди себя. - М., 2003.
Селевко Г.К. Сделай себя сам. - М., 2004.
Михайлов В.Т.Моя профессиональная карьера. - М., 2007.
Честных Ю. Н. Открыть себя. - М., 2000.
Зинченко А.А. Как построить свое «Я». - М., 2008.
Каган М.С. Мир общения. - М., 2005.
Цукерман Г.А. Психология саморазвития. - М., 2005.
Тетровский А.П. Быть личностью. - М., 2009.
Прошитская М.П. Правильно выбери профессию. - М., 2008.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Климов Е.А. Как выбрать профессию. - М., 2006.
Фролов В.Т. Перспективы человека. - М.,2007.
Коломенский О.Р. Гражданином быть обязан. - М., 2006.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., 2009.
Тубельский А.Н. Школа самоопределения. - М., 2005.