Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Реченька»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
« Детский сад №71 города Ельца «Румяные щёчки»
Утверждаю: заведующий МБДОУ «Детский сад № 71 города Ельца «Румяные щёчки» _____________ О.Э. Капитан |
Принята на заседании педагогического совета протокол от «__»_____2018г. №________ Приказ от«__»_____2018г. №_________ |
Дополнительная общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности
«Реченька»
(развитие речи)
Возраст обучающихся: 4-5 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Закоморная О.П., учитель-логопед
Липецкая область, г. Елец, ул. ЯнаФабрициуса д. 6-а
2018
Содержание
1.Пояснительная записка…………………………………………………………3
2.Комплексно-тематическое планирование………………………….…………6
3.Прогнозируемый результат…………………………………………………...21
4.Список литературы…………………………………………………………….22
1.Пояснительная записка
Дошкольный возраст – важный и неповторимый период в развитии ребенка, особенно в плане развития его речи. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение правильным звукопроизношением у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается.
В наш век «высоких технологий» и глобальной компьютеризации общества, уровень развития речи и коммуникативных навыков дошкольников оставляет желать лучшего.
В средней группе мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими, ребенок не умеет правильно построить фразу и, тем более, составить рассказ по картинке.
Очень часто речевое нарушение, являясь первичным дефектом, влечет за собой заметное отставание в психическом развитии. Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи. И, как известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее.
В настоящее время наблюдается неумолимый рост числа детей с различными речевыми расстройствами. Поэтому проблема ранней профилактики и ранней коррекции речевых нарушений представляется на сегодняшний день очень актуальной.
В соответствии с «Положением о комбинированных группах», на логопедические занятия зачисляются дети 5-7 лет, хотя многие дошкольники нуждаются в более раннем начале логокоррекционной работы. Кружковая логопедическая работа является пропедевтической перед занятиями по коррекции звукопроизношения в старшем дошкольном возрасте, она дает возможность охватить логопедическим воздействием всю группу детей и запустить механизм самокоррекции.
Программа логопедического кружка «Реченька» позволяет оказывать специализированную логопедическую помощь детям 4-5 лет, которые, в силу их возраста, не могут быть зачислены на индивидуальные логопедические занятия.
При составлении программы были использованы методические разработки Фомичевой М.Ф., Новиковской О.А., Смирновой Л.Н., Замлаевой Р. и других, а также собственные методические разработки и пособия автора программы.
Направленность (профиль) программы: социально-педагогическая
Цель: создание благоприятных условий для совершенствования звукопроизношения у детей 4-5 лет в условиях дошкольного учреждения.
Задачи:
1. Развитие слухового внимания и слухового восприятия, фонематического слуха.
2. Развитие моторики артикуляционного аппарата.
3.Развитие мимической мускулатуры.
4. Развитие речевого дыхания.
5. Развитие мелкой моторики.
6. Формирование умения регулировать силу голоса.
7. Формирование правильного звукопроизношения.
8. Работа над интонационной выразительностью речи (использование логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма, тембра).
Объём и сроки освоения программы: 1 год.
Форма обучения: очная.
Периодичность занятий: 1 раз в неделю, во второй половине дня, всего 30 занятий (с середины сентября по май включительно).
Продолжительность занятия: 20 минут.
Форма организации детей: подгрупповая.
В содержание занятий включены следующие виды работы:
Артикуляционная гимнастика.
Упражнения на развитие слухового восприятия, фонематических процессов, внимания, памяти, мимической мускулатуры.
Дыхательные упражнения.
Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук, самомассаж.
2. Комплексно – тематическое планирование
Дата: 19.09.18.
Тема: «Вводное занятие»
Задачи |
Содержание |
Знакомство с детьми |
Игра «Снежный ком» |
Знакомство детей с основными органами артикуляционного аппарата |
Сказка «О весёлом язычке» |
Развитие речевого дыхания |
Игра «Ветерок» |
Развитие мелкой моторики рук |
Упражнение «Семья» |
Развитие голоса |
Игра «Кот и мыши» |
Дата: 26.09.18.
Тема: «Песенка звука А»
Задачи |
Содержание |
Развитие артикуляционного аппарата |
Знакомство с язычком и его домиком |
Развитие мелкой моторики рук |
Весёлые животные: «Кошечка», «Зайчик», «Улитки», «Лягушки», «Птички» |
Развитие дыхания |
Упражнения: «Задуй свечку», «Задуй свечи на торте» |
Обучение правильной артикуляции при произнесении звука |
Знакомство со звуком А и уточнение движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звука |
Развитие фонематического слуха |
Игра «Хлопай не зевай» |
Развитие умения выделять звук в начале слов |
Выделение звука А в начале слов: аист, апельсин, автомат |
Развитие умения определять нужный звук среди других |
Игра «Четвёртый лишний» |
Дата: 03.10.18.
Тема: «Песенка звука У»
Задачи |
Содержание |
1.Развитие артикуляционного аппарата |
Упражнения: «Окошко», «Ворота», «Обезьянки», Улыбка», «Трубочка», «Улыбка – трубочка», «Вкусное варенье», «Часики» |
2.Развитие мимической моторики |
Упражнения: «Радостная ромашка», «Грустная ромашка», «Удивлённая ромашка» |
3.Развитие мелкой моторики |
«Игра на пианино» |
4.Обучение правильной артикуляции при произнесении звука |
Знакомство со звуком У и уточнение движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звука |
5.Развитие фонематического слуха |
Игра «Хлопай не зевай», повтори УА, АУ, УАУ, АУА |
6.Развитие умения выделять звук в начале слов |
Выделение звука У в начале слов: утка, утюг. |
7.Развитие умения определять нужный звук среди других |
Игра «Четвёртый лишний» |
Дата: 10.10.18.
Тема: «Песенка звука О»
Задачи |
Содержание |
Развитие артикуляционного аппарата |
Упражнения: «Окошко», «Ворота», «Обезьянки», Улыбка», «Трубочка», «Улыбка – трубочка» , «Вкусное варенье», «Часики» |
Развитие дыхания |
Упражнения: «Загони мяч в ворота» |
Развитие мелкой моторики рук |
Упражнения: «Кошечка», «Зайчик», «Улитки», «Лягушки», «Птички» |
Обучение правильной артикуляции при произнесении звука |
Знакомство со звуком О и уточнение движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звука |
Развитие фонематического слуха |
Игра «Хлопай не зевай», повтори ОА, УО, ОУ, АУО |
Развитие умения выделять звук в начале слов |
Выделение звука О в начале слов: оса, овен, обруч |
Развитие умения определять нужный звук среди других |
Игра «4 лишний» |
Дата: 17.10.18.
Тема: «Песенка звука И»
Задачи |
Содержание |
Развитие артикуляционного аппарата |
Упражнения: «Окошко», «Ворота», «Обезьянки»,«Улыбка», «Трубочка», «Улыбка-трубочка» , «Вкусное варенье», «Часики» |
Развитие мимической мускулатуры |
Упражнения: «Злая ромашка», «Задумчивая ромашка», «Спокойная ромашка» |
Развитие мелкой моторики рук |
Упражнения: «Кулак – ребро-ладонь» |
Обучение правильной артикуляции при произнесении звука |
Знакомство со звуком И и уточнение движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звука |
Развитие фонематического слуха |
Игра «Хлопай не зевай», повтори ИАИ, ИОИ, УИУ |
Развитие умения выделять звук в начале слов |
Выделение звука И в начале слов: ива, индюк, Ира |
Развитие умения определять нужный звук среди других |
Игра «4 лишний» |
Дата: 24.10.18.
Тема: «Песенки звуков А, О, У, И»
Задачи |
Содержание |
Развитие артикуляционного аппарата |
Упражнения: «Окошко», «Ворота», «Обезьянки», «Улыбка», «Трубочка», «Улыбка-трубочка» , «Вкусное варенье», «Часики» |
Развитие дыхания |
Упражнение «Дышим носом» |
Улучшение работы лицевых мышц |
Самомассаж ушей, лба. |
Обучение правильной артикуляции при произнесении звука |
Уточнение движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков А, О, У, И |
Развитие фонематического слуха |
Игра «Хлопай не зевай» |
Развитие умения выделять звук в начале слов |
Выделение звуков из начала слов |
Развитие умения определять нужный звук среди других |
Игра «4 лишний» |
Дата: 31.10.18.
Тема: «Любимый звук коровки» (знакомство со звуком М)
Задачи |
Содержание |
Развитие артикуляционного аппарата |
Упражнения: «Сомкнуть и разомкнуть губы» (медленно, быстро), «Улыбка-трубочка», «Лопаточка», «Качели», «Котёнок лакает молоко», «Блинчик», «Накажем язычок» |
Развитие дыхания |
Упражнения: «Пузырьки из трубочек» |
Развитие мелкой моторики рук |
Упражнения: «Кулак – ребро-ладонь» |
Обучение правильной артикуляции при произнесении звука |
Знакомство со звуком М и уточнение движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звука |
Развитие фонематического слуха |
Игра «Хлопай не зевай» |
Формирование четкого произношения звука словах |
Игра «Найди пару» |
Развитие умения определять нужный звук среди других |
Игра «4 лишний» |
Дата: 07.11.18
Тема: «Любимый звук телёнка» (знакомство со звуком МЬ)
Задачи |
Содержание |
Развитие артикуляционного аппарата |
Упражнения: «Сомкнуть и разомкнуть губы» (медленно, быстро), «Улыбка-трубочка», «Лопаточка», «Качели», «Котёнок лакает молоко», «Блинчик», «Накажем язычок» |
Развитие дыхания |
Упражнения: «Пузырьки из трубочек» |
Развитие мелкой моторики рук |
Упражнения: «Кулак – ребро-ладонь» |
Обучение правильной артикуляции при произнесении звука |
Знакомство со звуком МЬ и уточнение движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звука |
Развитие фонематического слуха |
Игра «Хлопай не зевай», «Запомни-повтори» |
Формирование четкого произношения звука словах |
Игра «Найди пару» |
Развитие умения определять нужный звук среди других |
Игра «4 лишний» |
Дата: 14.11.18.
Тема: «Любимый звук большого паровозика» (знакомство со звуком П)
Задачи |
Содержание |
Развитие артикуляционного аппарата
|
Упражнения: «Сомкнуть и разомкнуть губы», «Улыбка-трубочка», «Лопаточка», «Качели», «Котёнок лакает молоко», «Блинчик», «Накажем язычок» |
Развитие дыхания |
Упражнение «Снежинка» |
Развитие мелкой моторики рук |
Упражнения: «Игра на пианино» |
Обучение правильной артикуляции при произнесении звука |
Знакомство со звуком П и уточнение движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звука |
Развитие фонематического слуха |
Игра «Хлопай не зевай» |
Формирование четкого произношения звука словах |
Игра «Занимательные картинки» |
Развитие умения определять нужный звук среди других |
Игра «4 лишний» |
Дата: 21.11.18.
Тема: «Любимый звук маленького паровозика» (знакомство со звуком ПЬ)
Задачи |
Содержание |
Развитие артикуляционного аппарата
|
Упражнения: «Сомкнуть и разомкнуть губы», «Улыбка-трубочка», «Лопаточка», «Качели», «Котёнок лакает молоко», «Блинчик», «Накажем язычок» |
Развитие дыхания |
Упражнение «Снежинка» |
Развитие мелкой моторики рук |
Упражнения: «Игра на пианино» |
Обучение правильной артикуляции при произнесении звука |
Знакомство со звуком ПЬ и уточнение движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звука |
Развитие фонематического слуха |
Игра «Хлопай не зевай», «Запомни-повтори» |
Формирование четкого произношения звука словах |
Игра «Занимательные картинки» |
Развитие умения определять нужный звук среди других |
Игра «4 лишний» |
Дата: 28.11.18.
Тема: «Любимый звук большого барабана» (знакомство со звуком Б)
Задачи |
Содержание |
Развитие артикуляционного аппарата |
Упражнения: «Сомкнуть и разомкнуть губы», «Улыбка-трубочка», «Лопаточка», «Качели», «Котёнок лакает молоко», «Блинчик», «Накажем язычок» |
Развитие мимической мускулатуры |
Упражнения: «Радостная ромашка», «Грустная ромашка», «Удивлённая ромашка» |
Развитие мелкой моторики рук |
Упражнение «Весёлые животные» |
Обучение правильной артикуляции при произнесении звука |
Знакомство со звуком Б и уточнение движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звука |
Развитие фонематического слуха |
Игра «Хлопай не зевай» |
Формирование четкого произношения звука словах |
Игра «Магазин» |
Развитие умения определять нужный звук среди других |
Игра «4 лишний» |
Дата: 05.12.18.
Тема: «Любимый звук маленького барабана» (знакомство со звуком БЬ)
Задачи |
Содержание |
Развитие артикуляционного аппарата |
Упражнения: «Сомкнуть и разомкнуть губы», «Улыбка-трубочка», «Лопаточка», «Качели», «Котёнок лакает молоко», «Блинчик», «Накажем язычок» |
Развитие мимической мускулатуры |
Упражнения: «Радостная ромашка», «Грустная ромашка», «Удивлённая ромашка» |
Развитие мелкой моторики рук |
Упражнение «Весёлые животные» |
Обучение правильной артикуляции при произнесении звука |
Знакомство со звуком БЬ и уточнение движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звука |
Развитие фонематического слуха |
Игра «Хлопай не зевай», «Запомни – повтори» |
Формирование четкого произношения звука словах |
Игра «Магазин» |
Развитие умения определять нужный звук среди других |
Игра «4 лишний» |
Дата: 12.12.18
Тема:«Любимый звук большого шарика» (Знакомство со звуком Ф)
Задачи |
Содержание |
Развитие артикуляционного аппарата |
Упражнения: «Сомкнуть и разомкнуть губы», «Улыбка-трубочка», «Лопаточка», «Качели», «Котёнок лакает молоко», «Блинчик», «Накажем язычок» |
Развитие дыхания |
Игра «Пузырь» |
Развитие мелкой моторики рук |
Упражнение «Кулак-ребро-ладонь» |
Обучение правильной артикуляции при произнесении звука |
Знакомство со звуком Ф и уточнение движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звука |
Развитие фонематического слуха |
Игра «Хлопай не зевай», «Запомни – повтори» |
Формирование четкого произношения звука словах |
Игра «Чего не хватает?» |
Развитие умения определять нужный звук среди других |
Игра «4 лишний» |
Дата: 19.12.18
Тема: «Любимый звук маленького шарика» (Знакомство со звуком ФЬ)
Задачи |
Содержание |
Развитие артикуляционного аппарата |
Упражнения: «Сомкнуть и разомкнуть губы», «Улыбка-трубочка», «Лопаточка», «Качели», «Котёнок лакает молоко», «Блинчик», «Накажем язычок» |
Развитие дыхания |
Игра «Пузырь» |
Развитие мелкой моторики рук |
Упражнение «Кулак-ребро-ладонь» |
Обучение правильной артикуляции при произнесении звука |
Знакомство со звуком ФЬ и уточнение движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звука |
Развитие фонематического слуха |
Игра «Хлопай не зевай», «Запомни – повтори» |
Формирование четкого произношения звука словах |
Игра «Чего не хватает?» |
Развитие умения определять нужный звук среди других |
Игра «4 лишний» |
Дата:26.12.18.
Тема: «Любимый звук ветра» (Знакомство со звуком В)
Задачи |
Содержание |
Развитие артикуляционного аппарата |
Упражнения: «Сомкнуть и разомкнуть губы», «Улыбка-трубочка», «Лопаточка», «Качели», «Котёнок лакает молоко», «Блинчик», «Накажем язычок» |
Развитие мимической мускулатуры |
Упражнения: «Злая ромашка», «Задумчивая ромашка», «Спокойная ромашка» |
Развитие мелкой моторики рук |
Упражнение «Игра на пианино» |
Обучение правильной артикуляции при произнесении звука |
Знакомство со звуком В и уточнение движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звука |
Развитие фонематического слуха |
Игра «Хлопай не зевай» |
Формирование четкого произношения звука словах |
Игра «Отгадай» |
Развитие умения определять нужный звук среди других |
Игра «4 лишний» |
Дата:09.01.19
Тема: «Любимый звук ветерка» (Знакомство со звуком ВЬ)
Задачи |
Содержание |
Развитие артикуляционного аппарата |
Упражнения: «Сомкнуть и разомкнуть губы», «Улыбка-трубочка», «Лопаточка», «Качели», «Котёнок лакает молоко», «Блинчик», «Накажем язычок» |
Развитие мимической мускулатуры |
Упражнения: «Злая ромашка», «Задумчивая ромашка», «Спокойная ромашка» |
Развитие мелкой моторики рук |
Упражнение «Игра на пианино» |
Обучение правильной артикуляции при произнесении звука |
Знакомство со звуком ВЬ и уточнение движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звука |
Развитие фонематического слуха |
Игра «Хлопай не зевай» |
Формирование четкого произношения звука словах |
Игра «Отгадай» |
Развитие умения определять нужный звук среди других |
Игра «4 лишний» |
Дата:16.01.19
Тема: «Любимый звук лошадки» (Знакомство со звуком Н)
Развитие артикуляционного аппарата |
Упражнения: «Сомкнуть и разомкнуть губы», «Улыбка-трубочка», «Лопаточка», «Качели», «Котёнок лакает молоко», «Блинчик», «Накажем язычок» |
Развитие дыхания |
Упражнение «Ныряльщики» |
Развитие мелкой моторики рук |
Упражнение «Семья» |
Обучение правильной артикуляции при произнесении звука |
Знакомство со звуком Н и уточнение движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звука |
Развитие фонематического слуха |
Игра «Хлопай не зевай» |
Формирование четкого произношения звука словах |
Игра «Лошадки» |
Развитие умения определять нужный звук среди других |
Игра «4 лишний» |
Дата: 23.01.19.
Тема: «Любимый звук пони» (Знакомство со звуком НЬ)
Задачи |
Содержание |
Развитие артикуляционного аппарата |
Упражнения: «Сомкнуть и разомкнуть губы», «Улыбка-трубочка», «Лопаточка», «Качели», «Котёнок лакает молоко», «Блинчик», «Накажем язычок» |
Развитие дыхания |
Упражнение «Ныряльщики» |
Развитие мелкой моторики рук |
Упражнение «Семья» |
Обучение правильной артикуляции при произнесении звука |
Знакомство со звуком НЬ и уточнение движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звука |
Развитие фонематического слуха |
Игра «Хлопай не зевай» |
Формирование четкого произношения звука словах |
Игра «Лошадки» |
Развитие умения определять нужный звук среди других |
Игра «4 лишний» |
Дата: 30.01.19
Тема:«Любимый звук автомата» (Знакомство со звуком Т)
Задачи |
Содержание |
Развитие артикуляционного аппарата |
Упражнения: «Сомкнуть и разомкнуть губы», «Улыбка-трубочка», «Лопаточка», «Качели», «Котёнок лакает молоко», «Блинчик», «Накажем язычок» |
Развитие мимической мускулатуры |
Упражнения: «Злая ромашка», «Задумчивая ромашка», «Спокойная ромашка» |
Развитие мелкой моторики рук |
Упражнение «Пальчики идут в лес за грибами» |
Обучение правильной артикуляции при произнесении звука |
Знакомство со звуком Т и уточнение движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звука |
Развитие фонематического слуха |
Игра «Хлопай не зевай» |
Формирование четкого произношения звука словах |
Составление детьми рассказа по картинке «Дети на катке» |
Развитие умения определять нужный звук среди других |
Игра «4 лишний» |
Дата: 06.02.19.
Тема:«Любимый звук часов» (Знакомство со звуком ТЬ)
Задачи |
Содержание |
Развитие артикуляционного аппарата |
Упражнения: «Сомкнуть и разомкнуть губы», «Улыбка-трубочка», «Лопаточка», «Качели», «Котёнок лакает молоко», «Блинчик», «Накажем язычок» |
Развитие мимической мускулатуры |
Упражнения: «Злая ромашка», «Задумчивая ромашка», «Спокойная ромашка» |
Развитие мелкой моторики рук |
Упражнение «Пальчики идут в лес за грибами» |
Обучение правильной артикуляции при произнесении звука |
Знакомство со звуком ТЬ и уточнение движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звука |
Развитие фонематического слуха |
Игра «Хлопай не зевай» |
Формирование четкого произношения звука словах |
Составление детьми рассказа по картинке «Дети на катке» |
Развитие умения определять нужный звук среди других |
Игра «4 лишний» |
Дата: 13.02.19.
Тема:«Любимый звук дятла» (Знакомство со звуком Д)
Задачи |
Содержание |
Развитие артикуляционного аппарата |
Упражнения: «Сомкнуть и разомкнуть губы», «Улыбка-трубочка», «Лопаточка», «Качели», «Котёнок лакает молоко», «Блинчик», «Накажем язычок» |
Развитие мимической мускулатуры |
Упражнение «Ромашка» |
Развитие мелкой моторики рук |
Упражнение «Вдень шнурок» |
Обучение правильной артикуляции при произнесении звука |
Знакомство со звуком Д и уточнение движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звука |
Развитие фонематического слуха |
Игра «Хлопай не зевай» |
Формирование четкого произношения звука словах |
Игра «Дятел» |
Развитие умения определять нужный звук среди других |
Игра «4 лишний» |
Дата: 20.02.19.
Тема:«Любимый звук маленького дятла» (Знакомство со звуком ДЬ)
Задачи |
Содержание |
Развитие артикуляционного аппарата |
Упражнения: «Сомкнуть и разомкнуть губы», «Улыбка-трубочка», «Лопаточка», «Качели», «Котёнок лакает молоко», «Блинчик», «Накажем язычок» |
Развитие мимической мускулатуры |
Упражнение «Ромашка» |
Развитие мелкой моторики рук |
Упражнение «Вдень шнурок» |
Обучение правильной артикуляции при произнесении звука |
Знакомство со звуком ДЬ и уточнение движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звука |
Развитие фонематического слуха |
Игра «Хлопай не зевай» |
Формирование четкого произношения звука словах |
Игра «Дятел» |
Развитие умения определять нужный звук среди других |
Игра «4 лишний» |
Дата: 27.02.19.
Тема:«Любимый звук дождя» (Знакомство со звуком К)
Задачи |
Содержание |
Развитие артикуляционного аппарата |
Упражнения: «Сомкнуть и разомкнуть губы», «Улыбка-трубочка», «Лопаточка», «Качели», «Котёнок лакает молоко», «Чашечка», «Блинчик», «Накажем язычок» |
Развитие силы голоса |
Игра «Вьюга» |
Развитие мелкой моторики рук |
Упражнение «Игра на пианино» |
Обучение правильной артикуляции при произнесении звука |
Знакомство со звуком К и уточнение движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звука |
Развитие фонематического слуха |
Игра «Хлопай не зевай» |
Формирование четкого произношения звука слогах и словах |
Игра «Дождик» |
Развитие умения определять нужный звук среди других |
Игра «4 лишний» |
Дата: 06.03.19
Тема:«Любимый звук маленького дождика» (Знакомство со звуком КЬ)
Задачи |
Содержание |
Развитие артикуляционного аппарата |
Упражнения: «Сомкнуть и разомкнуть губы», «Улыбка-трубочка», «Лопаточка», «Качели», «Котёнок лакает молоко», «Чашечка», «Блинчик», «Накажем язычок» |
Развитие силы голоса |
Игра «Вьюга» |
Развитие мелкой моторики рук |
Упражнение «Игра на пианино» |
Обучение правильной артикуляции при произнесении звука |
Знакомство со звуком КЬ и уточнение движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звука |
Развитие фонематического слуха |
Игра «Хлопай не зевай», «Запомни повтори» |
Формирование четкого произношения звука слогах и словах |
Игра «Дождик» |
Развитие умения определять нужный звук среди других |
Игра «4 лишний» |
Дата: 13.03.19
Тема:«Любимый звук гусей» (Знакомство со звуком Г)
Задачи |
Содержание |
Развитие артикуляционного аппарата |
Упражнения: «Сомкнуть и разомкнуть губы», «Улыбка-трубочка», «Лопаточка», «Качели», «Котёнок лакает молоко», «Чашечка», «Блинчик», «Накажем язычок» |
Развитие мимической мускулатуры |
Упражнения: «Злая ромашка», «Задумчивая ромашка», «Спокойная ромашка» |
Развитие мелкой моторики рук |
Упражнение «Семья» |
Обучение правильной артикуляции при произнесении звука |
Знакомство со звуком Г и уточнение движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звука |
Развитие фонематического слуха |
Игра «Хлопай не зевай» |
Формирование четкого произношения звука слогах и словах |
Игра «Гуси» |
Развитие умения определять нужный звук среди других |
Игра «4 лишний» |
Дата: 20.03.19.
Тема:«Любимый звук гусят» (Знакомство со звуком ГЬ)
Задачи |
Содержание |
Развитие артикуляционного аппарата |
Упражнения: «Сомкнуть и разомкнуть губы», «Улыбка-трубочка», «Лопаточка», «Качели», «Котёнок лакает молоко», «Чашечка», «Блинчик», «Накажем язычок» |
Развитие мимической мускулатуры |
Упражнения: «Злая ромашка», «Задумчивая ромашка», «Спокойная ромашка» |
Развитие мелкой моторики рук |
Упражнение «Семья» |
Обучение правильной артикуляции при произнесении звука |
Знакомство со звуком ГЬ и уточнение движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звука |
Развитие фонематического слуха |
Игра «Хлопай не зевай» |
Формирование четкого произношения звука слогах и словах |
Игра «Гуси» |
Развитие умения определять нужный звук среди других |
Игра «4 лишний» |
Дата: 27.03.19.
Тема:«Любимый звук хоккеистов» (Знакомство со звуком Х)
Задачи |
Содержание |
Развитие артикуляционного аппарата |
Упражнения: «Сомкнуть и разомкнуть губы», «Улыбка-трубочка», «Лопаточка», «Качели», «Котёнок лакает молоко», «Чашечка» , «Блинчик», «Накажем язычок» |
Развитие мимической мускулатуры |
Упражнение «Ромашка» |
Развитие мелкой моторики рук |
Упражнение «Кулак-ребро-ладонь» |
Обучение правильной артикуляции при произнесении звука |
Знакомство со звуком Х и уточнение движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звука |
Развитие фонематического слуха |
Игра «Хлопай не зевай» |
Формирование четкого произношения звука в слогах и словах |
Игра «Кому, что нужно?» |
Развитие умения определять нужный звук среди других |
Игра «4 лишний» |
Дата: 03.04.19.
Тема:«Любимый звук струи воды» (Знакомство со звуком С)
Развитие артикуляционного аппарата |
Упражнения: «Улыбка», «Улыбка-трубочка», «Вкусное варенье», «Почистим зубки», «Блинчик», «Накажем язычок» |
Развитие дыхания |
Упражнение «Загони мяч в ворота» |
Развитие мелкой моторики рук |
«Сухой бассейн» |
Обучение правильной артикуляции при произнесении звука |
Знакомство со звуком С и уточнение движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звука |
Развитие фонематического слуха |
Игра «Хлопай не зевай», «Запомни – повтори» |
Формирование четкого произношения звука словах |
Игра «Магазин» |
Развитие умения определять нужный звук среди других |
Игра «4 лишний» |
Дата: 10.04.19.
Тема:«Любимый звук маленькой струи воды» (Знакомство со звуком СЬ)
Задачи |
Содержание |
Развитие артикуляционного аппарата |
Упражнения: «Почистим зубки», «Вкусное варенье», «Улыбка», «Улыбка-трубочка» , «Блинчик», «Накажем язычок» |
Развитие дыхания |
Упражнение «Подуть на язычок» |
Развитие мелкой моторики рук |
«Бусинки» |
Обучение правильной артикуляции при произнесении звука |
Знакомство со звуком СЬ и уточнение движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звука |
Развитие фонематического слуха |
Игра «Хлопай не зевай», «Запомни – повтори» |
Формирование четкого произношения звука в слогах и словах |
Игра «Чёткая коробочка» |
Развитие умения определять нужный звук среди других |
Игра «4 лишний» |
Дата: 17.04.19.
Тема:«Любимый звук большого комара» (Знакомство со звуком З)
Задачи |
Содержание |
Развитие артикуляционного аппарата |
Упражнения: «Почистим зубки», «Вкусное варенье», «Улыбка», «Улыбка-трубочка», «Блинчик», «Накажем язычок» |
Развитие мимической мускулатуры |
Упражнения: «Злая ромашка», «Задумчивая ромашка», «Спокойная ромашка» |
Развитие мелкой моторики рук |
Упражнение «Игра на пианино» |
Обучение правильной артикуляции при произнесении звука |
Знакомство со звуком З и уточнение движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звука |
Развитие фонематического слуха |
Игра «Хлопай не зевай» |
Формирование четкого произношения звука в слогах и словах |
Рассказ «Подруги» |
Развитие умения определять нужный звук среди других |
Игра «4 лишний» |
Дата: 24.04.19
Тема:«Любимый звук маленького комара» (Знакомство со звуком ЗЬ)
Задачи |
Содержание |
Развитие артикуляционного аппарата |
Упражнения: «Почистим зубки», «Вкусное варенье», «Улыбка», «Улыбка-трубочка» , «Блинчик», «Накажем язычок» |
Развитие дыхания |
Упражнение «Пузырьки» |
Развитие мелкой моторики рук |
«Сухой бассейн» |
Обучение правильной артикуляции при произнесении звука |
Знакомство со звуком ЗЬ и уточнение движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звука |
Развитие фонематического слуха |
Игра «Хлопай не зевай» |
Формирование четкого произношения звука в слогах и словах |
Игра «Подарки кукле Зине» |
Развитие умения определять нужный звук среди других |
Игра «4 лишний» |
Дата: 08.05.19
Тема:«Любимый звук тишины» (Знакомство со звуком Ц)
Задачи |
Содержание |
Развитие артикуляционного аппарата |
Упражнения: «Почистим зубки», «Вкусное варенье», «Улыбка», «Улыбка-трубочка», «Часики» , «Блинчик», «Накажем язычок» |
Развитие мимической мускулатуры |
Упражнение «Ромашка» |
Развитие мелкой моторики рук |
Упражнение «Игра на пианино» |
Обучение правильной артикуляции при произнесении звука |
Знакомство со звуком Ц и уточнение движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звука |
Развитие фонематического слуха |
Игра «Хлопай не зевай» |
Формирование четкого произношения звука в слогах и словах |
Рассказ «Что кому?» |
Развитие умения определять нужный звук среди других |
Игра «4 лишний» |
Дата: 15.05.19
Тема:«Волшебный звук j»
Задачи |
Содержание |
Развитие артикуляционного аппарата |
Упражнения: «Улыбка», «Улыбка-трубочка», «Заборчик» , «Блинчик», «Накажем язычок» |
Развитие мимической мускулатуры |
Упражнения: «Злая ромашка», «Задумчивая ромашка», «Спокойная ромашка» |
Развитие мелкой моторики рук |
Игра «Пальчики здороваются» |
Обучение правильной артикуляции при произнесении звука |
Знакомство со звуком j и уточнение движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звука |
Развитие фонематического слуха |
Игра «Хлопай не зевай» |
Формирование четкого произношения звука в слогах |
Игры: «Маленький ослик», «Птички поют», «Эхо» |
Дата: 22.05.19
Тема: «Сказка о гласных и согласных звуках»
Задачи |
Содержание |
Развитие артикуляционного аппарата |
Упражнения: «Улыбка», «Улыбка-трубочка», «Заборчик» , «Блинчик», «Накажем язычок» |
Улучшение работы лицевых мышц |
Самомасаж ушей, лба |
Развитие мелкой моторики рук |
Упражнение «Кулак-ребро-ладонь» |
Различение гласных и согласных звуков |
Сказка |
Развитие фонематического слуха |
Игра «Хлопай не зевай» |
Дата: 29.05.19
Тема: «Итоговое заключительное занятие»
Задачи |
Содержание |
1.Развитие артикуляционного аппарата |
Упражнения: «Улыбка», «Улыбка-трубочка», «Заборчик» , «Блинчик», «Накажем язычок» |
2.Улучшение работы лицевых мышц |
Самомасаж ушей, лба |
3.Развитие мелкой моторики рук |
Упражнение «Кулак-ребро-ладонь» |
4.Различение гласных и согласных звуков |
Игры на различение гласных и согласных звуков. |
5.Подведение итогов. |
Игры |
3.Прогнозируемый результат
Систематические занятия по данной программе будут способствовать:
коррекции звукопроизношения;
развитию просодической стороны речи,
формированию слоговой структуры слова;
развитию фонематического слуха;
умению различать звуки речи среди других звуков.
У детей будет наблюдаться стойкая положительная мотивация к логопедическим занятиям и работе над речью в целом.
4. Список литературы
1. Замлаева Р. Сам себе логопед [Текст]/Р. Замлаева.- СПб.: 21 век, 1996.-93с.
2. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребёнок[Текст]/А.И. Максаков.- М.: Просвещение, 1982.-160с.
3. Новиковская О.А. Развитие звуковой культуры у дошкольников [Текст]/О.А. Новиковская.- СПб.: «Детство-пресс», 2002.- 48с.
4.Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду[Текст]/Л.Н. Смирнова.-М.: «Мозаика –Синтез», 2007.-80с.
5.Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения [Текст]/М.Ф. Фомичёва.- М.: Просвещение, 1980.-240с.