Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Лидеры нового века»

2
0
Материал опубликован 5 May 2019 в группе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Пикалёво

 

 

ПРИНЯТА

Педагогическим советом

Протокол № 8

от «_29__» _августа_____2018___г.

УТВЕРЖДЕНА

Приказом директора № 172

МБОУ «СОШ № 3» г.Пикалёво

от «_30___» августа_______ 2018 __ г.

 

Дополнительная общеразвивающая программа

социально-педагогической направленности

«Лидеры нового века»

 

Возраст обучающихся, на который рассчитана данная программа - 11 - 18 лет

 

Срок реализации: 1 год

 

Автор-составитель программы:

Кузнецова Ольга Романовна,

педагог дополнительного образования

 

Пикалёво

2018 год

 

 

Паспорт программы

 

Наименование

«Лидеры нового века»

Тип

Модифицированная

Направленность

Социально-педагогическая

Срок реализации

1 год

Возраст

обучаю­щихся

11-18 лет

Дата разработки программы

2018 год

Изменения, вносимые в программу

Дата

Вносимые изменения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Дополнительная общеразвивающая программа «Лидеры нового века» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:

- Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»;

- Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 года № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики»;

- Концепцией развития дополнительного образования детей до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р;

- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 декабря 2006 г. N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

- Письмом Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки РФ от 18 ноября 2015 г. №09-3242 "Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (внеурочная разноуровневые программы)";

• Распоряжении Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 792-р «Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы»;

Направленность дополнительной общеразвивающей программы «Лидеры нового века»-социально-педагогическая.

1.1.Отличительные особенности программы

Нет такого человека, который не смог бы

значительно развить свои способности к лидерству,

немного поразмыслив над этим и попрактиковавшись.

 

Лорд Слим

Программа «Лидеры нового века» - это социально-образовательная общеразвивающая программа для школьников подросткового и раннего юношеского возраста.

Формирование лидеров в обществе не может быть стихийным процессом. Этот процесс необходимо организовать, учитывая потребность подрастающего поколения в образовательных услугах, а также влияние микросоциума на процессы социализации личности, инициативу и самодеятельность самих детей. Именно в этом и заклю­чается социально-образовательная направленность программы.

Возрастные особенности старших школьников предполагают формирование лидерских качеств, которые проявляются как средство самоопределения личности, самоутверждения молодежи в активной социальной роли. Лидерская позиция может быть реализована более эффективно в том случае, если старшеклассники уже обладают определенным запасом знаний, умений и навыков; а также, если обеспечено развитие их лидерских качеств. В этом возрасте наиболее ярко выражена социальная активность старшеклассников, которая заключается в мотивации к деятельности в социально значимых делах. Следствием этого явилась чрезвычайная востребованность подготовки лидеров, ориентированных на деятельность в общественных объединениях.

Основное достоинство программы «Лидеры нового века» заключается в том, что практическая составляющая программы реализуется в деятельности детско- юношеского общественного объединения –«Счастливое время » для подготовки школьного Парламента ,деятельности Малой Академии Управления, а также реализации мероприятий и акций РДШ.

Данная комплексная программа ориентирует подростков на ценности профессионализма, творчества, социальной активности. Программа предполагает создание условий для расширения знаний, нацелена на развитие коммуникативных навыков, навыков «представительства», повышения психологической и эмоцио­нальной устойчивости личности.

Ведущая идея программы : социализация личности подростков развитие лидерских

качеств

1.2.Актуальность программы:

Изменения, происходящие в социально-экономической среде, поставило общество перед решением многих важных проблем. Одной из них является развитие социальной активности, формирование самостоятельности мышления и деятельности личности.

Россия в наше время нуждаются в новом поколении активистов, людей обладающих стратегическим мышлением, неординарным видением ситуации, уверенностью в успехе. Особую актуальность и остроту приобрела задача подготовки лидеров, стимулирование их организаторской деятельности.

Актуальность программы состоит в том, что позволяет параллельно решать задачи нескольких Государственных программ и приоритетных направлений.

В рамках государственной программы по профильному обучению, данная образовательная программа помогает воспитанникам определиться в выборе будущей профессии. Приобретая навык организационной работы, каждый ребенок получит не только уверенность в своих силах, но и возможность иметь дополнительную профессию (журналист, актер, диктор, историк-краевед), что немаловажно для самостоятельной взрослой жизни.

Формирование лидеров в обществе – не стихийный процесс, его нужно организовать, и это необходимо сделать в процессе воспитания и обучения. Важно, чтобы подростки владели демократической культурой личности, формами эффективной организации и управления, разрешения конфликтов, умением общаться и другими качествами, необходимыми для успешной жизни.

Система дополнительного образования может помочь в решении проблемы, разнообразить организованную досуговую деятельность включением детей в деятельность на добровольных началах, на основе личных интересов и внутренних побуждений, это способствует развитию лидерских навыков.

1.3.Педагогическая целесообразность

Сегодня выпускникам школ требуются не только знания, но и умения. Соответственно, необходимо изменить организацию процесса обучения таким образом, чтобы школьники могли применять полученные знания на практике. Школьники среднего и старшего возраста в силу возрастных особенностей стремятся участвовать во взрослой жизни, значит нужно включать взрослые формы деятельности в учебный процесс.

Данная деятельность позволяет решить межличностные, внутриличностные проблемы учащихся. Программа кружка «Лидеры нового века» рассчитана на 1 год обучения и включает в себя 68 часа учебного времени Вопросы, рассматриваемые на занятиях, охватывают как теоретический, так и практический материал. Практические занятия проводятся в социальных условиях, охватывают социальные акции, конференции.. Данная программа может быть востребована учителями обществознания, педагогами дополнительного образования ,развивающих социальное направление личности

Педагогические технологии, используемые в обучении.

Личностно – ориентированные технологии позволяют найти индивидуальный подход к каждому ребенку, создать для него необходимые условия комфорта и успеха в обучении. Они предусматривают выбор темы, объем материала с учетом сил, способностей и интересов ребенка, создают ситуацию сотрудничества для общения с другими членами коллектива.

Игровые технологии помогают ребенку в форме игры усвоить необходимые знания и приобрести нужные навыки. Они повышают активность и интерес детей к выполняемой работе.

Технология творческой деятельности используется для повышения творческой активности детей.

Технология исследовательской деятельности позволяет развивать у детей наблюдательность, логику, большую самостоятельность в выборе целей и постановке задач, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов. В результате происходит активное овладение знаниями, умениями и навыками.

Технология методов проекта. В основе этого метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления, формирование коммуникативных и презентационных навыков.

 

Методы, используемые в обучении

Словесный метод применяется при объяснении теоретического материала по темам курса, для объяснения применения материала и методики исследования.

Наглядный метод применяется как при объяснении теоретического материала, так и для демонстрации результатов работы учащихся. Используются готовые таблицы, электронные презентации и созданные руками детей.

Практическая работа необходима при отработке навыков и умений оказания первой помощи пострадавшим, проведении эксперимента или исследования.

Творческое проектирование является очень эффективным, так как помогает развить самостоятельность, познавательную деятельность и активность детей.

Исследовательская деятельность помогает развить у детей наблюдательность, логику, самостоятельность в выборе темы, целей, задач работы, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов.

Диагностические:

- педагогическое наблюдение, интервьюирование;

-тестовая диагностика: «Метод недописанного тезиса»

Л.В. Байбородова,

«Акт добровольцев» Л.В.Байбородова,

«Методика выявления уровня развития самоуправления»

Л.В. Байбородова,

М.И. Рожков,

«Диагностика коммуникативно-организаторских способностей».

- сертификация обучения

- коллективные творческие дела;

- мини-лекции;

- социально-образовательное проектировнаие;

- психологические тренинги;

- организация соц. практики учащихся;

-проблемные ситуации

- конференции соуправления

- диалоги;

Формы проведения учебных занятий подбираются с учетом цели и задач, познавательных интересов и индивидуальных возможностей воспитанников, специфики содержания данной образовательной программы и возраста воспитанников:

Деловые и ролевые игры.

Упражнения на взаимодействия в группе.

Тренинги.

Творческие задания.

Конкурсы (участие в районных, областных и всероссийских).

Проигрывание ситуаций.

Дискуссии.

Моделирование.

Проектирование.

Встречи со специалистами и интересными людьми.

Экспресс тесты и опросы.

КТД.

Беседы.

Программа предполагает подготовку воспитанников к социально значимой роли: граждан России, лидеров школы и района, руководителей своей жизни. Обучение по образовательной программе представляет собой систему взаимосвязанных творческих заданий, деловых игр и тренингов, в ходе которых воспитанники будут анализировать и моделировать различные ситуации, высказывать и защищать свою и коллективную точки зрения, участвовать в дискуссиях и обсуждениях. В ходе занятий дети самостоятельно или при помощи педагога могут выявить свои слабые и сильные стороны, склонности и возможности.

1.4.Цель программы: обеспечить получение каждым подростком определенного минимума знаний и умений лидерского профиля, в области деятельности детских общественных объединений.

1.5.Задачи программы:

Обучающие:

-Формирование системы знаний и умений, составляющих основное содержание теории лидерства (понятие, стили, принципы, типология, способы деятельности).

- приобретение конкретных социальных знаний и умений.

Развивающие:

Сформировать навыки самостоятельной работы с различными источниками информации;

-Выявление и развитие организаторских, творческих качеств участников.

-Приобретение навыков лидерского поведения, индивидуальной и коллективной деятельности.

-Обучение подростков умениям и навыкам организаторской деятельности, самоорганизации, формированию ответственности за себя и других.

-Развитие умений и навыков по подготовке и проведению коллективно-творческих дел.

- Развитие культурного, коммуникативного потенциала старшеклассников в процессе участия в совместной общественно-полезной деятельности.

-Формирование ценностных основ нравственности, поведенческих норм в условиях уважения к правам и свободам человека.

- активизация ученического соуправления;

- формирование классных и общешкольных коллективов.

Воспитательные:

- развитие аналитического и критического мышления, воображения, рефлексивной культуры.

-создание условий для развития положительных качеств характера воспитанников (внимание к себе и ближним, коммуникативность ,нравственное поведение).

Требования к УУД, которые должны быть сформированы в процессе реализации программы:

У обучающихся будут сформированы личностные, метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) и предметные универсальные учебные действия.

Личностными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий:

объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие;

самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами является формирование:

Регулятивных УУД:

формировать убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

уметь принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.

Познавательных УУД:

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога и самостоятельно;

делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в литературе;

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, сеть Интернет, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях;

перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы в парах, группах;

перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

Коммуникативных УУД:

доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

слушать и понимать речь других.

учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила (как со сверстниками, так и со взрослыми).

Предметными результатами является сформированность следующих умений:

умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;

участие в практической деятельности, проведении спортивно-тренировочных мероприятий, приобщение к поисковой и творческой деятельности;

поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;

воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде; к личному здоровью, как индивидуальной, так и общественной ценности; к безопасности личности, общества и государства;

Возраст учащихся, на который рассчитана данная программа – 11 – 18 лет.

Минимальный возраст детей для зачисления на обучение – 11 лет.

1.6.Условия отбора учащихся на обучение по данной программе.

На обучение по дополнительной общеразвивающей программе «Лидеры нового века» принимаются все желающие из числа учащихся МБОУ «СОШ № 3» г. Пикалёво, достигшие возраста 11 лет. Приём детей осуществляется на основании письменного заявления родителей (или законных представителей) или заявления учащегося, достигшего возраста 14 лет.

 

1.7.Организационно - педагогические условия реализации программы

Сроки реализации программы – 1 год.

Наполняемость группы – не менее 15 человек.

Режим занятий:

- количество учебных часов за учебный год – 68 часов

- количество занятий и учебных часов в неделю – 2 занятие в неделю (1и 1 час)

- продолжительность занятия – 45 мин.

Форма обучения: очная.

Форма организации деятельности: групповая.

Форма проведения занятий: аудиторные или внеаудиторные (самостоятельные) занятия.

Формы аудиторных занятий:

- по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей: лекция, занятие-игра, мастерская, конкурс, практикум и т.д.;

- по дидактической цели: вводное занятие, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, комбинированные формы занятий.

1.8. Материально-техническое обеспечение

1. Помещение для занятий – школьный кабинет, штаб РДШ.

2. Блоки чистой бумаги, краски (в т. ч. краска для компьютера).

3. Фотоаппарат.

4. Блокноты, ручки.

 

1.9.Система оценки результатов освоения программы

Система оценки результатов освоения программы состоит из текущего контроля успеваемости и промежуточной и итоговой аттестации обучающихся

Текущий контроль успеваемости обучающихся в осуществляется педагогом.

Формы проведения текущего контроля: самостоятельные работы репродуктивного характера; тестирование, , выпуск газеты, подготовка совещаний и конференций.

Так как данная программа рассчитана на 1 год обучения, то промежуточная аттестации не проводится.

Итоговая аттестация обучающихся проводится по окончанию обучения по дополнительной общеразвивающей программе «Лидеры нового века».

Итоговая аттестация обучающихся проводиться форме: самостоятельной работы репродуктивного характера: социально-ролевая игра, конференция.

Итоговая аттестация учащихся осуществляется администрацией школы.

Способы проверки результатов.

Основными способами оценки реализации программы являются:

1 Начальная диагностика ЗУН воспитанников.

2 Итоговая диагностика ЗУН воспитанников.

3 Психологические тесты.

4 Проектная деятельность.

Формы подведения итогов реализации программы.

Итоги программы подводятся в форме проведения конкурса социальных проектов

Критерии оценки уровня теоретической подготовки:

- высокий уровень – обучающийся освоил практически весь объём знаний 100-80%, предусмотренных программой за конкретный период; специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием;

- средний уровень – у обучающегося объём усвоенных знаний составляет 70-50%; сочетает специальную терминологию с бытовой;

- низкий уровень – обучающийся овладел менее чем 50% объёма знаний, предусмотренных программой; ребёнок, как правило, избегает употреблять специальные термины;

- программу не освоил - учащийся овладел менее чем 20% объёма знаний, предусмотренных программой.

 

Критерии оценки уровня практической подготовки:

- высокий уровень обучающийся – овладел на 100-80% умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период; работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей; выполняет практические задания с элементами творчества;

свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно – исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.

- средний уровень – у учащегося объём усвоенных умений и навыков составляет 70-50%; работает с оборудованием с помощью педагога; в основном, выполняет задания на основе образца; удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в семинарах.

- низкий уровень - обучающийся овладел менее чем 50% предусмотренных умений и навыков, испытывает серьёзные затруднения при работе с оборудованием; в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога;

- программу не освоил - обучающийся овладел менее чем 20% предусмотренных программой объёма умений и навыков

 

  1. Планируемые результаты освоения программы

В конце обучения обучающийся должен знать:

основные качества лидера;

структуру органов самоуправления;

основы организаторской деятельности

методику работы над коллективно-творческим делом;

основы общения;

содержание понятия «конфликт» и пути разрешения;

основные этапы создания проекта;

структуру и содержание портфолио школьника.

Основы социально образовательного проектирования.

В конце обучения обучающийся должен уметь:

владеть навыками словесного действия;

развивать навыки управления эмоциями, самооценки, взаимодействия;

умение преодолевать и разрешать конфликтные ситуации;

организовывать КТД;

Применять организаторские навыки:

- коллективного целеполагания и планирования;

- организации и проведения классных и школьных дел;

- организация делового конструктивного взаимодействия в группе;

- индивидуальной и коллективной рефлексии.

создавать и реализовывать социальный проект;

Применять практические знания по организации работы органов

самоуправления, методике коллективной творческой деятельности, этике и психологии общения, игровым и органи­заторским технологиям.

Приобрести навыки лидерского поведения, организаторских умений, коллективной и руководящей деятельности.

Приобрести умение проводить анализ и выстраивать перспективы собственной деятельности.

Усвоить ценностные основы нравственности, поведенческих норм в условиях уважения к правам и свободам человека.

Проводить анкетирования, социологические опросы.

Работать с различными источниками информации

.Формировать портфолио, оформлять исследовательскую работу, составлять презентацию, представлять результаты своей работы.

2.Учебно-тематическое планирование

Темы занятий

Кол-во часов

Всего

В том числе

Теория

Практика

1.

.Введение

Формула успеха

2

1

1

2.

Организаторская техника лидера

2

1

1

3.

Основные приемы формирования команды.

2

1

1

4.

Основные идеи методики коллективно – творческой деятельности.

2

1

1

5.

Психология общения.

2

1

1

6-7

 

Организация и проведение конференции

ФР Счастливое время

4

2

4

8-9

Классное соуправление

Работа мэра и Совета города.

4

2

4

10

Школьное соуправление

Структура ФР Счастливое время

2

1

2

11

Структура РДШ

2

1

2

12.

Основные идеи методики коллективно- творческой деятельности

2

1

1

13

Конфликтная компетентность.

2

1

1

14

Психология общения

2

1

1

15

Портфолио лидера

2

1

1

16

Дерево достижений РДШ .Гражданская активность

2

1

1

17

Дерево достижений РДШ. Личностное развитие

2

1

1

18

Дерево достижений РДШ Информационно – медийное направление

2

1

1

19

Дерево достижений РДШ. Военно-патриотическое направление

2

1

1

20-21

Игровое моделирование действительности

4

2

2

22

Здоровый образ жизни.

2

1

1

23-24

Проекты ЗОЖ. Подготовка, реализация.

4

2

2

25-26

Проекты экологического волонтерства

4

2

2

27-28

Проекты событийного волонтерства

4

2

2

29-30

Проекты событийного волонтерства

Популяризация профессий

4

2

2

31-32

Проекты информационно-медийные

4

2

2

33

Заседание Парламента.

2

1

1

34

Итоговое занятие.

2

 

2

Всего:

68

33

35

3.Содержание программы

Вводное занятие. Формула успеха.

Теоретические знания: Знакомство с группой. Правила техники безопасности. Ознакомление с программой.

Понятие «Лидер», основные качества лидера. Формальный и неформальный лидер. Целостность личности и комплексность свойств лидера. Структура личности лидера. Типы лидеров: лидер – созидатель, лидер – инициатор, лидер – умелец, деловой лидер, лидеры – генераторы эмоционального настроя.

Практическая деятельность: Практикум «Чемодан лидера». Тест по выявлению лидерских качеств. Работа с результатами теста.

Организаторская техника лидера.

Теоретические знания: Организаторская техника как форма организации поведения лидера, средство его успешной деятельности, совокупность способов достижения цели. Готовность стать лидером. Правила руководства. Понятие «стиль работы лидера», его виды. Принципы организаторской деятельности.

Практическая деятельность: Деловая игра «Выборы», Тест по выявлению организаторских способностей. Комплекс ролевых упражнений, игры на взаимодействие и сплочение.

Основные приемы формирования команды.

Теоретические знания: Основные приемы формирования команды. Уровни развития коллектива. Группы и коллективы. Виды групп и виды коллективов. Формальная и неформальная структуры коллектива, их взаимодействие.

Практическая деятельность: Игры на сплочение. Игры и упражнения на командообразование и доверие. Лидерство в детской организации. 

Школьное самоуправление.

Теоретические знания: Самоуправление в детской организации. Устав ученического самоуправления. Структура ученического самоуправления (различные варианты). Функции и полномочия. Органы самоуправления и их обязанности. Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе. План-сетка.

Практическая деятельность: принятие плана деятельности .

Программы деятельности ДОО

Теоретические знания: Изучение программы деятельности общественных организаций, анализ целей и задач РДШ

Практическая деятельность: внесение в план деятельности ФР Счастливое время мероприятий РДШ

Основные идеи методики коллективно- творческой деятельности

Теоретические знания: Коллективно-творческое дело. Виды КТД. Стратегия, тактика и технология КТД. Методика организации и проведения КТД: предварительная работа, коллективное планирование, коллективная подготовка дела, проведение дела, коллективное подведение итогов, важнейшее последствие. Формы коллективной рефлексивной деятельности.

Практическая деятельность: Работа над ролью-заданием, проведение коллективно- творческого дела, разработка своего КТД по стадиям.

Психология общения.

Теоретические знания: Понятие «общение», «собеседник». Виды и функции общения. Вербальное и невербальное общение. Овладение способами эффективного общения. Общение в группе. Коммуникативные умения и навыки.

Практическая деятельность: беседа, практическая работа в группах. Игры на взаимодействие сплочение команды.

Конфликтная компетентность.

Теоретические знания: Понятие конфликта, виды конфликта, конфликт и пути их разрешения. Конфликт как столкновение темпераментов, мнений, интересов, позиций, ценностей и т.п. Конфликтный человек. Конфликты со сверстниками, с родителями, с учителями, их причины и возможности преодоления.

Практическая деятельность: Проигрывание конфликтных ситуаций. Упражнения по конфликтной компетентности подростка.

Портфолио лидера

Теоретические знания: Понятие термина «портфолио». Содержание, структура документа. Разновидности. Папка достижений. Требования к портфолио, предъявляемого на конкурс.

Практическая деятельность: Игры на взаимодействие, сплочение. Подготовка своего портфолио.

Игровое моделирование действительности

Теоретические знания: Виды, типы игр и их значение. Методика проведения различных видов игр. Этапы организации игры. Игровые методики. Отработка социальных навыков в игре. Классификация игр: командные игры, игры без разделения на команды, шуточные игры, музыкальные игры, зимние игры. Интеллектуальные игры. Сюжетно-ролевые игры, роль игр в развитие деловых и лидерских качеств у молодежи.

Практическая деятельность: Практикум «Игры, в которые мы играем».

Здоровый образ жизни.

Теоретические знания: Понятие «здоровый образ жизни». Роль лидера в пропаганде здорового образа жизни. Понятие «здоровый человек». Психическое, социальное, физическое здоровье. Вредные привычки.

Практическая деятельность: Игры и упражнения на взаимодействие. Составление «рейтинга» своих вредных привычек Подвижные игры.

Проектная деятельность

Теоретические знания: Социальное проектирование, специфика, основные правила составления проектов, оформление работы. Разработка проекта. Умение планировать и реализовывать вместе с командой общий проект.

Практическая деятельность: Составление социального проекта. Работа в группах. Защита.

Итоговое занятие

Теоретические знания: Подведение итогов за год.

Практическая деятельность: Коллективно-творческое дело. Итоговое тестирование, анкетирование.

4. Методическое обеспечение программы

Основной тип занятий —лекция, практикум, экскурсия .

Основная методическая установка — обучение школьников навыкам самостоятельной индивидуальной и групповой работы в проектной деятельности. Индивидуальное освоение ключевых способов деятельности происходит на основе системы знаний, изложенных в лекционной части занятия. Кроме индивидуальной работы над проектами, применяется и групповая работа. В задачи педагога входит создание условий для реализации ведущей подростковой деятельности — авторского действия, выраженного в проектных формах работы. На определенных этапах обучения обучающиеся объединяются в группы для реализации коллективных проектов, т.е. используется проектный метод обучения. Выполнение проектов завершается публичной защитой результатов и рефлексией. Отбор методов обучения обусловлен необходимостью формирования информационной и коммуникативной компетентностей обучающихся. Решение данной задачи обеспечено наличием в программе курса следующих элементов данных компетенций:

• социально-практическая значимость компетенции

• личностная значимость компетенции (зачем учащемуся необходимо быть компетентным в экологической области);

• знания, умения и навыки, относящиеся к природным ландшафтам и экологическим объектам;

• способы деятельности по отношению к данным объектам;

• минимально необходимый опыт деятельности обучающегося в сфере данной компетенции;

Программа предполагает интеграцию с другими учебными предметами по принципу: технология работы с информацией — из информатики, конкретные примеры и задачи — из смежных предметов. Таким образом, информация из таких учебных предметов, как математика, биология, краеведение, география вполне может использоваться учащимися в процессе деятельности.

На занятиях применяются следующие методы: словесный, наглядный, практического упражнения, эвристический, игровой чаще всего их сочетание. Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это повтор пройденного материала, объяснение нового, информация познавательного характера. Теория сопровождается показом наглядного материала, преподносится в форме рассказа-информации или беседы, сопровождаемой вопросами. Использование наглядных пособий на занятиях повышает у детей интерес к изучаемому материалу, способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления.

В процессе работы с различными инструментами и приспособлениями педагоги постоянно напоминают обучающимся о правилах использования инструментов и соблюдении правил гигиены, санитарии и техники безопасности.

 

П.п.

Разделы программы

Формы обучения

Методы обучения

Комплекс средств обучения

Форма контроля

1

. Вводное занятие. Формула успеха.

Групповая, индивидуально-групповая.

Беседа, демонстрация, иллюстрация, лекция, видео-метод, упражнение, обучающий контроль, эвристический

Речь, наглядные пособия, исследуемые объекты, плакаты, схемы,

 

Защита проекта

Исследование

Конкурс

Социально-ролевая игра

Конференция.

2

Организаторская техника лидера.

3

Основные приемы формирования команды.

4

Школьное самоуправление.

5

Программы деятельности ДОО

6

Основные идеи методики коллективно- творческой деятельности

7

Психология общения.

8

Конфликтная компетентность.

9

Портфолио лидера

10

Игровое моделирование действительности

11

Здоровый образ жизни.

12

Проектная деятельность

13

Итоговое занятие

Деловые и ролевые игры (например, ролевая игра «Выборы»,) учат обучающихся анализировать и оценивать человеческие взаимоотношения, в разрешении которых существенно не только правильное решение, но и поведение, интонация, мимика и т.д. Опыт проведения ролевых игр показывает, что они способствуют расширению поведенческого диапазона детей, способствуют развитию уверенности в себе, интеллектуальному развитию.

Между практическими блоками организуется беседа и дискуссия. Выбор вопросов и тем осуществляется в зависимости от содержания пройденного материала и перспективных тем. Беседа может проводиться в начале раздела, в виде введения в изучаемый вопрос (например, «Правила поведения во время экскурсий») или в качестве обобщающего этапа на заключительных занятиях по разделам программы Наиболее продуктивными являются те занятия, которые сочетают в себе беседу/дискуссию (не более 10-15 минут) и практическую деятельность с демонстрацией практических приемов деятельности.

Защита творческих заданий проводится с целью развития коммуникативных умений и навыков (выступать, мыслить быстро и аргументировано). Применяться данная форма может нечасто, но обязательно, так как формирует навыки открытого общения и умения применять полученные знания на практике в новой ситуации.

Проектирование и моделирование реализуются с целью создания условий воспитанникам для выдвижения, развития и реализации творческой идеи. Как индивидуальной, так и групповой.

Конкурс позволяет решить совокупность задач, ориентированных на определение степени усвоения достаточно большого содержания сразу нескольких тем или разделов. Данная форма проведения предполагает игровые элементы: команда, жюри, зрители и др. Конкурс внутри творческого объединения направлен на реализацию «Я-образа» через соперничество, самопознание себя путем сравнения себя и сверстника. Результативность участие в районных, областных и всероссийских конкурсах позволяет реализовать «ситуацию успеха».

Коллективно-творческое дело (КТД) основное средство сплочения коллектива, совместная организаторская и творческая деятельность детей и взрослых. КТД ориентировано на развитие фантазии и творческих способностей детей. В рамках данной программы были организованны и проведены КТД «Рождественские посиделки», «День смеха».

Кроме уже названных форм проведения учебных занятий целесообразно проводить упражнения на взаимодействия в группе, тренинги, встречи со специалистами и интересными людьми.

 

5. Библиографический список

Список использованной литературы для педагогов

Абрамова Г.С. Практическая психология. – М.,2000.

Безопасные игры / Сборник социально-психологических игр. Под общей редакцией: Молокановой Т.В. – заведующей социально-психологической службой ВДЦ «Орленок», 2006 г.;

Битянова М.Р. Школьная психологическая служба. – М., 1999.

Васильев Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов.- СПб.: Речь, 2002.

Вачков И.В., Дербко С.Д. Окна в мир тренинга. Методологические основы субъективного подхода к групповой работе: Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2004.

Воспитание школьников. Теоретический и научно-методический журнал.

Дилтс Р. НЛП: навыки эффективного лидерства. СПб., 2003.

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Эффективная команда: шаги к созданию. Руководство для тех, кто хочет создать свою команду.- СПб.: Речь, 2003.

Касьянов С. А. Энциклопедия психологических тестов – М., 2000

Кристофер Э., Смит Л. Тренинг лидерства. СПб., 2002.

Лидерские игры / Сборник социально-психологических игр. Под общей редакцией: Молокановой Т.В. – заведующей социально-психологической службой ВДЦ «Орленок», 2006 г.;

Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. - СПб.: ООО Издательство «Речь», 2000.

Овчарова Р.В. Практическая психология образования: Пособие для студ. психол. факультетов университетов. - М., 2003.

Психогимнастика в тренинге / под ред. Н. Ю. Хрящевой – СПб., 2002

Психологический словарь / под ред. А.В. Петровского. - М., 1996.

Рогаткин Д.В. Школьное ученическое самоуправление. Учебник. – Петрозаводск, Юниорский союз «Дорога», 2002.

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании ТТ.1,2. - М.,1999.

Рогов Е.И. Психология группы – М.; Владос, 2005.

Симонов Д. А. Социальная психология в вопросах и ответах – М., 2004

Смолий Е.С. Организация и развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении. – М., 2003.

Тренинги с подростками: программы, конспекты занятий/ авт.-сост. Голубева Ю. А. и др. – Волгоград: Учитель, 2009.

Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Практическое пособие для педагогов и школьных психологов. – М.: Генезис, 2003г.

Что может самоуправление? Право на участие в управлении школой / авт.-сост. – Д.В. Рогаткин .- Петрозаводск, Юниорский союз «Дорога», 2004.

Шелби Б. Тесты для детей. – М., 1999.

Школьное самоуправление: структура, рекомендации, нормативы / авт.-сост. Алымова Н. А. , Надточий Е. И. - Волгоград: Учитель, 2008.

 

 

Список использованной литературы для учащихся и родителей

 

Дерябо С., Ясвин В. Гроссмейстер общения. Иллюстрированный самоучитель психологического мастерства. – М., 2005.

Вачков И.В. Приключения во внутреннем мире. – М.,2005.

Кинчер Дж. Книга о твоих знакомых. – СПб.: Владос, 2003.

Кинчер Дж. Книга о тебе. – СПб.: Владос, 2006.

Снайдер Д. Курс выживания для подростков. – М., 2005.

Профильное образование, Элективный курс. Прикладная этика. - Волгоград: Учитель, 2007.

Маркуша А. Мозаика для делового человека. - М., 2007.

СелевкоГ.К. Управляй собой. - М., 2003.

Селевко Г.К. Познай себя. - М., 2003.

Селевко Г.К. Руководство по организации самовоспитания школьников. - М.: Народное образование, 2005.

Селевко Г.К. Научи себя учиться. - М., 2007.

Селевко Г.К. Найди себя. - М., 2003.

Селевко Г.К. Сделай себя сам. - М., 2004.

Михайлов В.Т.Моя профессиональная карьера. - М., 2007.

Честных Ю. Н. Открыть себя. - М., 2000.

Зинченко А.А. Как построить свое «Я». - М., 2008.

Каган М.С. Мир общения. - М., 2005.

Цукерман Г.А. Психология саморазвития. - М., 2005.

Тетровский А.П. Быть личностью. - М., 2009.

Прошитская М.П. Правильно выбери профессию. - М., 2008.

Сайт РДШ

Сайт РДШ Ленинградской области

 

Приложение.

Занятие для подготовки к районному конкурсу « Я-лидер»

«Лидер и его команда»

 

Цель занятия развитие навыков и умений, необходимых для уверенного поведения и эффективного взаимодействия; развитие умения поддерживать дружеские отношения с окружающими. 

1.Приветствие «Здравствуй, лидер!» 

2.Упражнение-разминка «Шурум-бурум»

(развитие умения выражать свои чувства и понимать чувства других)

«Сейчас мы будем учиться выражать различные чувства – позитивные, негативные, нейтральные. Мы будем передавать по кругу мячик, а вместе с ним- некоторое заданное в настоящий момент чувство. Выражать это чувство мы будем мимикой, жестами, интонациями и специальным словосочетанием. Например: «о-го-го» (удивление), «шурум-бурум» (злость), «мур-мур» (нежность), «э-э-эх» (разочарование), «ну-ну» (недовольство) и т.д.» 

3.Информирование: VII закон лидера – Лидер умеет создать команду.

Понятие лидерства держится на трех китах:

ЛИДЕР                    КОМАНДА                      ДЕЛО, что составляет единое трио.

От лидера зависит главное – создание хорошей команды.

Лидер в переводе от англ. яз. означает вести за собой, возглавлять. Он показывает путь вперед, ведет за собой команду. Он – воплощенная демонстрация внутренней силы своей команды, силы своей идеи.

Чтобы достичь цели, необходимо умение лидера создать команду и увлечь людей конкретной идеей. Чувство власти и умение повлечь за собой людей – отличительная черта лидера. Лидер побеждает, только опираясь на помощь команды. Вспомните тех известных лидеров, чьи победы были достигнуты только благодаря команде (Наполеон, завоевавший Альпы; Суворов, захвативший крепость Измаил; Иисус с 12 учениками распространили христианство по всей римской империи).

Какова же идеальная команда?

Можно провести сравнение с игрой в карты: преимущества набора карт одной масти; или же спортивная команда: жесткое и четкое распределение всех ролей.

В команде необходим каждый ее член, точно так же как в сказке «Репка» без маленькой, слабенькой, незаметной мышки не был бы достигнут желаемый результат.

Проявляй заботу о команде.

 Когда Бог создал человека, он сказал: «Не хорошо быть человеку одному». Тем самым заложил в нас потребность иметь личные отношения, дружбу. Ведь разделенная радость удваивается, а разделенное горе уменьшается вдвое. 

Поощряй за малейшие достижения.

Успех команды лидер воспринимает как норму. Внушает каждому: «Ты способен на большее».

Принимай других такими, какие они есть.

Научитесь принимать других такими, каковы они на самом деле – со всеми их недостатками. Главный принцип лидера: перед ним все равны. Ребятам приводится яркий жизненный пример:

Во время корейской войны в одном из состоятельных домой раздался телефонный звонок. Женщина, поднявшая трубку, услышала голос собственного сына. На протяжении долгих месяцев на войне мать не получала от него никаких известий и сейчас была очень обрадована, услышав, что ее сын направляется домой.

- Мама, я только хотел сказать, что привезу с собой товарища. Его серьезно ранило, он потерял глаз, руку и ногу. Мне очень хотелось бы, чтобы он жил с нами.

- Разумеется, сынок, - ответила мать. – Похоже, что это храбрый и мужественный юноша. У нас найдется для него место на некоторое время.

-  Мама, ты не поняла меня. Я хотел бы, чтобы он остался жить с нами.

-  Хорошо, - уступила она. – Он может пожить у нас месяцев шесть.

-  Нет, мама. Я хочу, чтобы он остался с нами навсегда. Мы ему нужны. У него только один глаз, одна рука, одна нога. Он в очень плохом состоянии.

Тут мама потеряла терпение:

- Сын, ты не способен трезво оценить ситуацию. Ты слишком близко принимаешь это к сердцу, потому что побывал на войне. Этот парень будет обузой для тебя и доставит нам всем серьезные проблемы. Будь разумным человеком.

Неожиданно телефонная линия разъединилась. На следующий день родители получили от командования телеграмму, сообщавшую, что накануне вечером их сын покончил с собой, выбросился из окна многоэтажного отеля. Неделю спустя в родительский дом прибыл гроб. С невыразимой печалью они смотрели на тело своего одноглазого, однорукого и одноногого сына.

Если вы принимаете людей лишь на опреленных условиях, это их убивает.

 Успех дела, хорошие отношения в команде зависят и от способностей самого лидера: Держи свое слово, Советуйся с другими (тогда люди будут следовать твоим распоряжениям), «Все под контролем» (лидер должен сохранять спокойствие, чтоб команда чувствовала защиту).

Отсюда вытекает VII закон лидера – Лидер должен уметь создавать команду. 

4.Игра «Воздушный шар»

(развитие умения коллективного принятия решений, социометрия)

Ребятам предлагается представить, что все они летят на воздушном шаре, который неожиданно начинает терпеть крушение. Для спасения необходимо постепенно выбрасывать вещи, чтобы долететь до острова. Важное условие: выбор по очередности выбрасывания вещей осуществляется сообща, при согласии всех членов команды. Время на спасение – 20 минут.

Список вещей:

Золото, драгоценности 100гр.

Котлы, миски, кружки, ложки 1 кг.

Ракетница с сигнальными ракетами 5 кг.

Полезные книги про все 12 кг.

Консервы 10 кг.

Топоры, ножи, лопаты 15 кг.

Питьевая вода 10 л.

Аптечка 3 кг.

Винтовка с запасом патронов 10 кг.

Шоколад 7 кг.

Очень большая собака 50 кг.

Рыболовные снасти 0,5 кг.

Мыло, шампунь, зеркало 2кг.

Теплая одежда и спальники 50 кг.

Соль, сахар, витамины 4 кг.

Канаты, веревки 10 кг.

Спирт 10 л.

В дополнение можно продолжить данную игру, обозначив задание – выбрать по очередность выпрыгивания членов команды с целью предотвращения катастрофы. 

5.Упр. «Умей сказать «нет» (развитие навыков настаивания на своем, умения сказать «нет»)

Подросток должен, аргументировано отстаивать свое мнение при групповом давлении, не соглашаться на уговоры, предложения остальных ребят. Ситуации: попробовать наркотик, выпить за встречу,  пойти на дискотеку перед экзаменами и т.д.

 

6.Упр. «Связующая нить»  (сплочение коллектива)

С помощью клубка ниток и называния положительных качеств друг друга в кругу, между ребятами образуется «паутина», разматывание которой происходит с помощью пожеланий.

 

7.Рефлексия.

 

Тест. Организаторские способности лидера

Способность человека быть лидером во многом зависит от развитости у него организаторских и коммуникативных качеств. Какими характерологическими качествами личности должен обладать настоящий лидер? Такими признаками, как отмечают Е. Жариков, Е. Крушельницкий являются: волевой, способен преодолевать препятствия на пути к цели; настойчив, умеет разумно рисковать. Терпелив, готов долго и хорошо выполнять однообразную, неинтересную работу; инициативен и предпочитает работать без мелочной опеки. Независим; психически устойчив, не дает увлечь себя нереальными предложениями; хорошо приспосабливается к новым условиям и требованиям; самокритичен, трезво оценивает не только свои успехи, но и неудачи; требователен к себе и другим, умеет спросить отчет за порученную работу; критичен, способен видеть в заманчивых предложениях слабые стороны; надежен, держит слово, на него можно положиться; вынослив, может работать даже в условиях перегрузок; восприимчив к новому, склонен решать нетрадиционные задачи оригинальными методами; стрессоустойчив, не теряет самообладания и работоспособности в экстремальной ситуации; оптимистичен, относится к трудностям как к неизбежным и преодолимым помехам; решителен, способен самостоятельно и своевременно принимать решения, в критических ситуациях брать ответственность на себя; способен менять стиль поведения в зависимости от условий, может и потребовать, и подбодрить.

В психологии принято различать следующие типы лидеров

Эмоциональный лидер – умеет выстраивает доброжелательные отношения с разными людьми в коллективе.

Лидер-критик – умеет критически проанализировать проект или ситуацию, выделив их слабые и сильные стороны.

Лидер-интеллектуал – умеет продуцировать разные позитивные идеи.

Лидер-организатор - умеет планировать выполнение работы и распределять обязанности между участниками.

Лидер-исполнитель – умеет четко и в положенный срок выполнить возложенные на него обязанности.

Все это требует наличия определенных качеств, включая смелость, представительность, умение не отклонятся от поставленной цели, понятливость, энергичность, аналитические способности, уверенность в собственных силах, организаторские способности, сильная воля.

Представленные ниже методики позволяют оценить способность человека быть лидером.

Инструкция к тесту

Вам предлагается 50 высказываний, на которые требуется дать ответ «да» или «нет». Среднего значения в ответах не предусмотрено. Долго не задумывайтесь над высказываниями. Если сомневаетесь, все-таки сделайте отметку на «+» или «-» («а» или «б») в пользу того альтернативного ответа, к которому вы больше всего склоняетесь.

Тестовый материал

Часто ли вы бываете в центре внимания окружающих?

да;

нет.

Считаете ли вы, что многие из окружающих вас людей занимают более высокое положение по службе, чем вы?

да;

нет.

Находясь на собрании людей, равных вам по служебному положению, испытываете ли вы желание не высказывать своего мнения, даже когда это необходимо?

да;

нет.

Когда вы были ребенком, нравилось ли вам быть лидером среди сверстников?

да;

нет.

Испытываете ли вы удовольствие, когда вам удается убедить кого-то в чем-либо?

да;

нет.

Случается ли, что вас называют нерешительным человеком?

да;

нет.

Согласны ли вы с утверждением: «Все самое полезное в мире есть результат деятельности небольшого числа выдающихся людей»?

да;

нет.

Испытываете ли вы настоятельную необходимость в советчике, который мог бы направить вашу профессиональную активность?

да;

нет.

Теряли ли вы иногда хладнокровие в разговоре с людьми?

да;

нет.

Доставляет ли вам удовольствие видеть, что окружающие побаиваются вас?

да;

нет.

Стараетесь ли вы занимать за столом (на собрании, в компании и т. п.) такое место, которое позволяло бы вам быть в центре внимания и контролировать ситуацию?

да;

нет.

Считаете ли вы, что производите на людей внушительное (импозантное) впечатление?

да;

нет.

Считаете ли вы себя мечтателем?

да;

нет.

Теряетесь ли вы, если люди, окружающие вас, выражают несогласие с вами?

да;

нет.

Чтобы увидеть материал целиком вам необходимо зарегистрироваться или выполнить вход.

Ключ к тесту

Сумма баллов за ваши ответы подсчитывается с помощью ключа к опроснику.

Ключ: 1а, 2а, 3б, 4а, 5а, 6б, 7а, 8б, 9б,10а, 11а, 12а, 13б, 14б, 15а, 16б, 17а, 18б, 19б, 20а, 21а, 22а, 23а, 24а, 25б, 26а, 27б, 28а, 29б, 30б, 31а, 32а, 33б, 34а, 35б, 36б, 37а, 38б, 39а, 40б, 41а, 42а, 43а, 44а, 45б, 46а, 47б, 48а, 49б, 50б.

За каждый ответ, совпадающий с ключевым, испытуемый получает один балл, в ином случае - 0 баллов.

Интерпретация результатов теста

Если сумма баллов оказалась менее 25, то качества лидера выражены слабо.

Если сумма баллов в пределах от 26 до 35, то качества лидера выражены средне.

Если сумма баллов оказалась от 36 до 40, то лидерские качества выражены сильно.

Если сумма баллов более 40, то данный человек как лидер склонен к диктатуре

 

Тест “Психологический тип в общении”

Инструкция: Если вы хотите определить свой психологический тип по отношению к окружающим, то оцените приведенные высказывания в баллах от 0 до 4, затем подсчитайте сумму.

1. Я легко сближаюсь с людьми.

2. У меня много знакомых, с которыми я охотно встречаюсь.

3. Я разговорчивый человек.

4. Я непринужденно чувствую себя с незнакомыми людьми.

5. Мне стало бы неприятно, если бы надолго исчезла возможность общения.

6. Когда мне надо что-то узнать, я предпочитаю спросить, а не копаться в книгах.

7. Мне удается оживить скучную компанию.

8. Я говорю быстро.

9. Когда я надолго оторван от людей, мне очень хочется поговорить с кем-нибудь.

Интерпретация:

1-12 баллов. Интроверт. Обращенный в себя, он с трудом вступает в контакт, в компании способен нагнать на всех тоску. Такой человек ориентирован в основном на собственные чувства, сдержан, застенчив, общению предпочитает книгу. В решениях серьезен, эмоциям не доверяет, любит порядок. Пессимистичен, и поэтому вряд ли из него получится хороший организатор.

13-24 балла. Амбаверт. Для него характерны спокойные, ровные отношения с людьми, ответственность за свои поступки. Именно такими качествами обладают, как правило, лучшие руководители, словом все, чья работа требует умения общаться с людьми.

25-36 баллов. Экстраверт. Словоохотливый, общительный оптимист, любит каверзные вопросы, острые шутки. Общение с кем бы то ни было для него не проблема, и тут он прекрасный импровизатор. Все у него получается легко и непринужденно. Но не менее легко относится и к собственным обязательствам, и поэтому хозяином своего слова его можно назвать лишь с иронией. Несдержан, потому что не считает нужным контролировать эмоции и чувства.

Тест “Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур”.

Инструкция: “Вам нужно нарисовать фигуру человека, составленную из 10 элементов, среди которых могут быть треугольники, круги, квадраты. Вы можете увеличивать или уменьшать эти элементы (геометрические фигуры) в размерах, накладывать друг на друга по мере надобности. Важно, чтобы все эти три элемента в изображении человека присутствовали, а сумма общего количества использованных фигур была равна десяти. Если при рисовании вы использовали большее количество фигур, то нужно зачеркнуть лишние, если же вами использовано фигур меньше, чем десять, необходимо дорисовать недостающее”.

Материал: испытуемым предлагается три листа бумаги размером 10х10 см, каждый лист нумеруется и подписывается. На листе №1 выполняется первый пробный рисунок, далее, соответственно, на листе №2 – второй, на листе №3 – третий. После выполнения трех рисунков данные обрабатываются. При нарушении инструкции материал не обрабатывается.

Обработка данных: подсчитывается количество затраченных в изображении человечка треугольников, кругов и квадратов (по каждому рисунку отдельно), и результат записывается в виде трехзначных чисел, где сотни обозначают количество треугольников, десятки – количество кругов, единицы – количество квадратов. Эти трехзначные цифры составляют так называемую “формулу рисунка”, по которой происходит отнесение рисующих к соответствующим типам.

1 тип – “руководитель”. Обычно это люди, имеющие склонность к руководящей и организаторской деятельности. Ориентированы на социально-значимые нормы поведения, могут обладать даром хороших рассказчиков, основывающемся на высоком уровне речевого развития. Обладают хорошей адаптацией в социальной сфере, доминирование над другими удерживают в определенных границах.

Формулы рисунков: 901, 910, 802, 811, 820, 703, 712, 721, 730, 604, 613, 622, 631, 640.

Наиболее жестко доминирование над другими выражено у подтипов 901, 910, 802, 811, 820, ситуативно – у 703, 712, 721, 730, при воздействии речью на людей – вербальный руководитель или “преподавательский подтип” 604, 613, 622, 631, 640.

2 тип – “ответственный исполнитель” – обладает многими чертами типа “руководитель”, однако в принятии ответственных решений часто присутствуют колебания. Данный тип ориентирован на “умение делать дело”, высокий профессионализм, обладает высоким чувством ответственности и требовательности к себе и другим, высоко ценит правоту. Часто они страдают соматическими заболеваниями нервного происхождения как следствие перенапряжение.

Формулы рисунков: 505, 514, 523, 532, 541, 550.

3 тип – “тревожно-мнительный”. Лидерских качеств не имеет.

В формуле первая цифра – 4

4 тип – “ученый”. Эти люди легко абстрагируются от реальности, обладают “концептуальным умом”, отличаются способностью разрабатывать “на все” свои теории. Обычно обладают душевным равновесием и рационально продумывают свое поведение.

Формулы рисунков: 307, 316, 325, 334, 343, 352, 361, 370.

5 тип – “интуитивный”. Лидерских качеств не имеет.

В формуле первая цифра – 2

6 тип – “изобретатель, конструктор, художник”. Лидерских качеств не имеет.

В формуле первая цифра – 1

 

Тест на выявление уровня самооценки.

1.Как часто вас терзают мысли, что вам не следовало

говорить или делать что-то?

а) очень часто — 1 балл;

б) иногда — 3 балла.

2. Если вы общаетесь с блестящим и остроумным человеком, вы:

а) постараетесь победить его в остроумии — 5 баллов;

б) не будете ввязываться в соревнование, а отдадите ему должное и выйдете из разговора — 1 балл.

3. Выберите одно из мнений, наиболее вам близкое:

а) то, что многим кажется везением, на самом деле, результат упорного труда — 5 баллов;

б) успехи зачастую зависят от счастливого стечения обстоятельств — 1 балл;

в) в сложной ситуации главное — не упорство или везение, а человек, который сможет одобрить или утешить — 3 балла.

4. Вам показали шарж или пародию на вас. Вы:

а) рассмеетесь и обрадуетесь тому, что в вас есть что-то

оригинальное — 3 балла;

б) тоже попытаетесь найти что-то смешное в вашем партнере и высмеять его — 4 балла;

в) обидитесь, но не подадите вида — 1 балл.

5. Вы всегда спешите, вам не хватает времени или вы беретесь за выполнение заданий, превышающих возможности одного человека?

а) да — 1 балл;

б) нет — 5 баллов;

в) не знаю — 3 балла.

6. Вы выбираете духи в подарок подруге. Купите:

а) духи, которые нравятся вам — 5 баллов;

б) духи, которым, как вы думаете, будет рада подруга,

хотя вам лично они не нравятся — 3 балла;

в) духи, которые рекламировали в недавней телепередаче.

7. Вы любите представлять себе различные ситуации, в

которых вы ведете себя совершенно иначе, чем в жизни?

а) да — 1 балл;

б) нет — 5 баллов;

в) не знаю — 3 балла.

8. Задевает ли вас, когда ваши коллеги (особенно молодые) добиваются большего успеха, чем вы?

а) да — 1 балл;

б) нет — 5 баллов;

в) иногда — 3 балла.

9. Доставляет ли вам удовольствие возражать кому-либо?

а) да — 5 баллов;

б) нет — 1 балл;

в) не знаю — 3 балла.

10. Закройте глаза и попытайтесь представить себе 3 цвета:

а) голубой — 1 балл;

б) желтый — 3 балла;

в) красный — 5 баллов.

Подсчет баллов

50—38 баллов. Вы довольны собой и уверены в себе. У вас большая потребность доминировать над людьми, любите подчеркивать свое «я», выделять свое мнение. Вам безразлично то, что о вас говорят, но сами вы имеете склонность критиковать других. Чем больше у вас баллов, тем больше вам подходит определение: «Вы любите себя, но не любите других». Но у вас есть один недостаток: слишком серьезно к себе относитесь, не принимаете никакой критической информации. И даже если результаты теста вам не понравятся, скорее всего, вы «защититесь» утверждением «все врут календари». А жаль...

37—24 балла. Вы живете в согласии с собой, знаете себя и можете себе доверять. Обладаете ценным умением находить выход из трудных ситуаций как личного характера, так и во взаимоотношениях с людьми. Формулу вашего отношения к себе и окружающим можно выразить словами: «Доволен собой, доволен другими». У вас нормальная здоровая самооценка, вы умеете быть для себя поддержкой и источником силы и, что самое главное, не за счет других.

23—10 баллов. Очевидно, вы недовольны собой, вас мучают сомнения и неудовлетворенность своим интеллектом, способностями, достижениями, своей внешностью, возрастом, полом... Остановитесь! Кто сказал, что любить себя плохо? Кто внушил вам, что думающий человек должен быть постоянно собой недоволен? Разумеется, никто не требует от вас самодовольства, но вы должны принимать себя, уважать себя, поддерживать в себе этот огонек.

Игра « Знакомство»

Очень часто лидеры принимают участие в различных семинарах и фестивалях. Там собираются ребята, с активной жизненной позицией с разных районов и городов. В первые дни для них проводят разные игры на знакомства. Важно заинтересовать, увлечь детей интересной деятельностью. Для этого целесообразно, направить все усилия на знакомство, сплочение детей друг с другом.

Инструкция: Сейчас у нас будет возможность лучше узнать друг друга.Предлагаю поменяться местами всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. Например, я скажу: "Пересядьте все те, у кого есть сестра" и все, у кого есть сестра;  должны поменяться местами

у кого есть брат;

у кого родители работают в школе;

кто учиться в 7 классе;

кто летом отдыхал на море;

у кого одинаковый знак зодиака;

у кого дома есть кошки;

кто был на рождественских каникулах;

кто активный член ДиМОО «МОРЖ»;

Кто считает себя лидером

 

Используем эту игру для того, чтобы больше узнать друг о друге. Скажите, пожалуйста,

- Как вы себя чувствуете?

- Удалось ли вам узнать что-то новое о своих товарищах?

Вывод:Данное упражнение позволяет снять напряженность, активизирует внимание и мышление.

Игры на командную работу и сплочение коллектива

Вы, конечно же, хотите, чтобы ваша группа была дружной, сплочённой, чтобы все в ней были за одного, и один, несомненно, был за всех! В период адаптации очень важно создать настрой на сплочение группы, повышение взаимного доверия, атмосферы взаимоподдержки. Этому способствуют увлекательные, но довольно сложные упражнения.

 

«Молекула».

Прошу всех встать так, чтобы вам было удобно. После того как я скажу фразу: «Молекулы - хаос» вы начинаете двигаться в произвольном направлении, перемешиваясь. Когда скажу: «Молекулы-четыре» вы должны быстро объединиться в группы по четыре.

3, 5, 7, 10.

«Дрозд»

Молодцы, а теперь встаньте в два круга - внешний и внутренний, лицом к лицу. Сейчас мы будем произносить следующие слова с соответствующими движениями: «Я – дрозд, ты – дрозд, (показывает на себя, потом на партнера) У меня нос, у тебя нос, (дотронуться до своего носа, потом до носа партнера) У меня щечки алые, у тебя щечки алые, (дотронуться до своих щек, потом до щек партнера) Мы с тобой два друга, любим мы друг друга!» (обнимаются) Затем внутренний круг смещается вправо на одного человека. Цикл повторяется, пока не будет пройден весь круг.

 

Вывод: Такие игры снимают психологические и физические барьеры. Способствуют сближению группы, ее работе как команда. При выполнении этих упражнений, необходимо научиться решать общую задачу, выработать тактику и стратегию ее выполнения. Преодолеть страх. Иногда выйти за свои воображаемые возможности. После проведения несколько игр на сплочение, вы увидите, как ребята сплотятся, чаще будут помогать друг другу, и чаще будут появляться улыбки на их лицах.

Игры на выявления лидера

Всюду, где собираются вместе более двух человек, возникает проблема лидерства. В процессе формирования группы некоторые её участники начинают играть более активную роль, им отдают предпочтение, к их словам прислушиваются с большим уважением, они приобретают доминирующее положение. Таким путём происходит разделение участников группы на ведущих и ведомых, т.е. на лидеров и последователей. Для этого существуют специальные игры на выявление лидера. Цель данных игр – выявление потенциальных лидеров в отряде группе.

«Карабас»

Для проведения игры детей рассаживают в круг, вместе с ними садится вожатый, который предлагает условия игры: «Ребята, вы все знаете сказку о Буратино и помните бородатого Карабаса-Барабаса, у которого был театр. Теперь все вы - куклы. Я произнесу слово «КАРА-БАС» и покажу на вытянутых руках какое-то количество пальцев. А вы должны будете, не договариваясь встать со стульев, причем столько человек, сколько я покажу пальцев. Эта игра развивает внимание и быстроту реакции».

В этом игровом тесте необходимо внимательно наблюдать за поведением ребят. Чаще всего встают более общительные, стремящиеся к лидерству, ребята. Те, кто встают позже, под конец игры, менее решительные. Есть и такие, которые сначала встают, а затем садятся. Они составляют группу «совестливых». Безынициативной является та группа отряда, которая не встает вообще. Рекомендуется повторить игру 4-5 раз.

«Сделай шаг вперед»

Ребята становятся в круг пошире, и им предлагается сделать шаг вперед, но только 15 человек. Затем только 10, 5, 3, 1. Поверьте, что лидеры – организаторы и эмоционалы сразу хорошо выявляются.

«Положи руку»

Ребятам предлагается положить всем сразу правую ладонь на плечо тому человеку в отряде, который им более всего симпатичен (душа отряда), а левую на плечо тому, кого они бы хотели видеть командиром. Вожатый определяет, кто есть кто подсчетом рук. Как правило, не бывает слишком много лидеров, если проводить эту игру в конце организационного периода.

Вот еще один вариант выявления лидеров, состоящий из нескольких игр. Для этого вам надо разделиться на две равные по количеству участников команды. Каждая команда выбирает себе название. Условия игры: Сейчас вы будете выполнять задания после того, как я скомандую: «Начали!». Выигравшей будет считаться та команда, которая быстрее и точнее выполнит задание. Таким образом, вы создадите дух соревнования.

Итак, первое задание. Сейчас каждая команда должна сказать хором какое-нибудь одно слово. Вам на это 20 секунд. Начали!Для того чтобы выполнить это задание, необходимо всем членам команды как-то договориться. Именно эти функции берёт на себя человек, стремящийся к лидерству.

Второе задание. Здесь необходимо, чтобы ни о чем не договариваясь, быстро встали полкоманды. Начали! Интерпретация этой игры сходна с интерпретацией игры «Карабас»: встают самые активные члены группы, включая лидера.

Третье задание. Сейчас все команды летят в космическом корабле на Марс, но для того, чтобы полететь, нам нужно как можно быстрее организовать экипажи. В экипаж входят: капитан, штурман, пассажиры и заяц. Итак, кто быстрее?! Начали! Обычно, функции организатора опять же берет на себя лидер, но распределение ролей часто происходит таким образом, что лидер выбирает себе роль зайца. Это можно объяснить его желанием передать ответственность командира на плечи кого-нибудь другого.

Задание четвертое. Предлагается, чтобы ребята представили, что все они – большая семья и нужно всем вместе сфотографироваться для семейного альбома. Необходимо выбрать фотографа. Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается дедушка, он тоже может участвовать в расстановки членов семьи. Более никаких установок не дается, вы сами должны решить, кому кем быть и где стоять. После распределения ролей и расстановки членов семьи фотограф считает до трех. На счет три! все дружно и очень громко кричат сыр и делают одновременный хлопок в ладоши.

Обсуждение:

Кто на ваш взгляд был лидером?

По каким критериям вы это определяли?

У лидера спросить: как сам оцениваешь - был ли ты лидером? Если был, что тебе помогало? Что мешало?

Роль фотографа и дедушек обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству ребята. Но, однако, не исключены элементы руководства и других членов семьи. Эта игра может открыть вам новых лидеров и раскрыть систему симпатий-антипатий в группах.

Упражнение “Без командира”

Нередко нам приходится встречаться с людьми, которые, кажется, только и ждут, чтобы ими руководили. Их кто-то обязан организовывать, направлять, так как проявить собственную инициативу (и затем отвечать за свои решения и поступки) люди подобного типа боятся. Есть и другой тип – неуёмные лидеры. Эти всегда знают, кто и что должен сделать. Без их вмешательства и заботы “мир непременно погибнет!”. Понятно, что и мы с вами принадлежим либо к ведомым, либо к лидерам, либо к какой-то смешанной – между тем и другим типом – группе.

В задании, которое вы попробуете сейчас выполнить, тяжело придётся и явным активистам, и крайним пассивистам, потому что никто и никем не будет руководить. Абсолютно. Весь смысл упражнения в том, что при выполнении той или иной задачи каждый из участников сможет рассчитывать исключительно на свою смекалку, инициативу, на свои силы. Успех каждого станет залогом общего успеха.

Итак, с этой минуты каждый отвечает только за себя! Любой контакт между участниками запрещён: ни разговоров, никаких знаков, ни хватания за руки, ни возмущённого шипения – ничего. Работаем молча, Максимум – взгляд в сторону партнёров: учимся понимать друг друга на телепатическом уровне!

- Прошу группу построиться в круг. Каждый слышит задание, анализирует его и пытается решить, что ему лично предстоит сделать, чтобы в итоге группа максимально точно и быстро встала в круг.

Очень хорошо! Вы обратили внимание, что у некоторых прямо руки чесались, так хотелось кем-нибудь поуправлять. А кто-то из вас стоял в полной растерянности, не зная, что предпринять и с чего начать. Продолжим тренировать личную ответственность. Постройтесь, пожалуйста:

- в колонну по росту

- в два круга

- в треугольник

- в шеренгу по росту

- в четыре колонны с одинаковым количеством участников

- в шеренгу от самых светлых до самых тёмных волос

В живую скульптуру Звезда, Медуза, Черепаха.

Обсуждение:

Скажите, можно ли было это упражнение назвать тестом на лидерство и почему?

Подумайте и скажите кто из вас лидер по натуре?

Легко ли вам было отказаться от руководящего стиля поведения?

Каковы были ощущения людей, которые привыкли быть ведомыми?

Тяжело остаться вдруг без чьих бы то ни было советов, указаний?

Как вы понимали, верны ваши действия или ошибочны?

Понравилось ли вам отвечать за себя и самостоятельно принимать решения?

Упражнение “Звезда”

Участники встают в круг и передают друг другу горящую звезду и при этом отвечают на следующие вопросы: “Что нового вы узнали? Что запомнилось на занятии больше всего? Какие чувства вызвали эти игры?”.

 

По количеству ленточек на «ожерелье» определяются те ребята, которые наиболее ярко смогли продемонстрировать свои лидерские и организаторские качества в работе с группой.

.Под музыку стихи

Если ты не можешь быть сосной на вершине холма,

Будь маленьким деревцем в долине,

Но только самым лучшим деревцем.

Будь кустиком, если не можешь быть деревом,

Будь травой у дороги и дай отдых усталому путнику,

Если не можешь быть кустиком.

Если ты не можешь быть китом,

Будь самым красивым окунем в озере.

Если ты не можешь быть капитаном,

Кто-то должен быть и матросом.

Для всех найдётся работа на корабле жизни,

Только найди своё дело

Если не можешь быть солнцем,

Будь звездой на небе.

Если не можешь быть высокой горой,

Будь твёрдым камнем.

Если не можешь быть камнем,

Будь мелкой песчинкой,

Отыщи свою раковину в море

И стань самой прекрасной жемчужиной.

Только найди своё дело и старайся стать самым лучшим!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации