Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Гармония»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дворец детского (юношеского) творчества
Волховского муниципального района»
ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА
на заседании педагогического совета приказом ДДЮТ №
«__»_________2017г от «____»__________2017___г.
Протокол №
Дополнительная общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности
«Гармония»
Срок реализации образовательной программы: 1 год
Чулкова Надежда Алексеевна,
педагог дополнительного образования
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Гармония» разработана на основе: Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р),
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Дополнительная общеразвивающая программа «Гармония» является модифицированной, разработана с учётом ФГОС в дошкольном образовании. За основу данной программы взята примерная общеразвивающая программа дошкольного образования « От рождения до школы».
Актуальность
Программа позволяет осуществлять безболезненный переход к школьному обучению, снизить риск тревожности и возникновения трудностей в обучении.
Данная программа имеет развивающий характер, т.е.направлена на развитие у детей природных задатков и интересов; разнообразна как по форме (групповые и индивидуальные, теоретические и практические; исполнительские и творческие занятия, так и по содержанию
Ведущей идеей данной программы является создание комфортной среды общения для детей, развитие интеллектуальных способностей, творческого потенциала каждого ребёнка и его самореализацию. В реализации программы используются новые формы развивающего обучения, при которых синтезируются элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.
Педагогическая целесообразность
Основной формой работы являются групповые занятия с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Занятия строятся в занимательной, игровой форме. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов.
Обучение проходит на групповых занятиях. Занятия осуществляются по расписанию, в группах (12 -15 человек).Занятия проводятся 3 раза в неделю, по 2 занятия. Время одного занятия 25- 30 минут в зависимости от сложности материала, перерыв между занятиями 10 минут
Цель – обеспечить полноценное личностное развитие на основе ведущей деятельности, становление ребёнка как субъекта этой деятельности: развитие его мотивационной сферы интеллектуальных и творческих сил, качеств личности.
Задачи
Обучающие:
1.Дать детям знания, умения в переделах разделов программы.
2.Формировать приёмы умственных действий (сравнения, сопоставления, умению делать выводы, умозаключения, учить устанавливать связи между рассматриваемыми предметами.
3. Стремиться к освоению детьми правил и норм социально приемлемого общения со сверстниками и старшими.
Развивающие:
Развивать жизненно необходимые навыки, требующие для них социальной адаптации к условиям изменяющейся действительности.
Способствовать развитию логического мышления, воображения, сообразительности ребёнка.
Развивать речь, память, внимание, выносливость, творческие способности.
4. Развивать умение оценивать себя и свои поступки.
Воспитательные:
1.Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, самостоятельность, аккуратность в работе, интерес к предмету и к процессу обучения в целом.
2.Воспитывать интерес к растительному и животному миру, интерес к природе.
3.Воспитывать умение слышать и слушать друг друга посредством совместного труда, умение уступать друг другу, сопереживать неудачи.
Отличительные особенности дополнительной общеобразовательной программы
Программа предполагает возможность гибкого построения образовательно-воспитательного процесса в условиях дополнительного образования, смену видов деятельности, широкие возможности индивидуального участия детей и развитие их способностей.
Реализация целей и задач осуществляется через освоение детьми практически ориентированных знаний и навыков, которые в той или иной мере даёт каждый входящий в программу раздел.
Программа состоит из 3 разделов:
1.Развитие речи
2.Весёлый счёт
3.Подвижные игры
Возраст детей
Программа рассчитана на детей 4,8-7лет
Срок реализации
Программа рассчитана на 1 год обучения
Формы и режим занятий
Формы организации занятий следующие:
Фронтальная работа с демонстрационным материалом
Практическая работа
Дидактическая игра
Самостоятельная работа детей с раздаточным материалом
Моделирование и разрешение проблемных ситуаций
Совместная деятельность детей
Совместная деятельность взрослого и детей
Самостоятельная деятельность
Занятия проводятся:
Вторник -2 занятия, среда – 2 занятия, четверг – 2 занятия группа №1
Понедельник – 2часа, пятница 2 часа, суббота 2часа гр.№2
В каждое занятие включаются пятиминутки, тематически связанные с учебными заданиями. Это даёт возможность переключить активность (умственную, двигательную, речевую) не выходя из учебной ситуации. Всё это позволяет сделать процесс обучения детей наиболее эффективным и полноценным.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
В ходе реализации программы обучающие получают всестороннее развитие. К концу года дети должны:
* Владеть достаточным багажом знаний, умений, навыков необходимым при
поступления в 1 класс.
* Проявлять инициативу, творчество.
* Слушать собеседника или педагога в ходе совместного творческого труда;
* Хорошо развита речь, интеллектуальные, познавательные способности.
Сформирован:
* Интерес ко всем видам деятельности
* Культура общения и поведения в коллективе,
Воспитано:
* Трудолюбие, дисциплинированность, бережливость; аккуратность в работе
* Бережное отношение к окружающему миру.
К моменту поступления ребенка в школу обучающиеся приобретают следующие предпосылки регулятивных универсальных учебных действий в соответствии с ФГОС
Личностные результаты
К концу периода обучения ребёнок:
физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками; сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности, соблюдающий элементарные правила здорового образа жизни;
любознательный, активный, интересующийся новым, неизвестным в окружающем мире, любящий экспериментировать, способный самостоятельно действовать.
эмоционально отзывчивый, откликающийся на эмоции близких людей и друзей, сопереживающий персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирующий на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;
Метапредметные результаты
К концу периода обучения ребёнок:
овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.
способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.;
овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
Предметные результаты
К концу периода обучения ребёнок:
овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов деятельности (речевые, математические, изобразительные, музыкальные, конструктивные и др.),
Способы проверки:
- открытое занятие
- викторины
- практические задания
-итоговые беседы
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы
- Контрольное задание
- Олимпиада
- Викторина
Учебно-тематический план
№ | Разделы | Кол-во часов кол-во часов в неделю |
1. | Весёлый счёт | 68 2 |
2. | Развитие речи | 68 2 |
3. | Давайте играть | 68 2 |
| ВСЕГО: | 204 6 |
Примерная сетка занятий
Разделы программы | понедельник | среда | четверг |
Весёлый счёт | 1 | | 1 |
Развитие речи - «От слова к букве» | | 1 | 1 |
Давайте играть | 1 | 1 | |
Раздел №1
Развитие речи « От слова к букве»
Пояснительная записка
Основу раздела составляет развитие речи, которое придаёт всему процессу изучения русского языка чёткую практическую направленность, ориентирует осмысленно говорить, читать, писать, способствует обогащению речи, развитию внимания и интереса к языку, любви к чтению .Занятия основываются на литературном материале: загадки, стихи, сказки. В каждом занятии предлагаются задания по подготовке руки к письму. Все задания построены по принципу постепенного усложнения. Выполняя их, дети учатся читать слоги, определять количество слогов в слове, делать простейший звуковой анализ слов. В ходе реализации программы ведётся работа над развитием фонематического слуха детей, отчётливым и ясным произношением звуков, слогов, слов. При подготовке к обучению большое место занимает работа над звуковым анализом слов, вводятся понятия гласные и согласные звуки. Для снижения утомляемости проводятся пальчиковые, дыхательные гимнастики, физкультминутки. Для общения выбирается мягкий, доброжелательный тон.
Цель: Развитие у детей способности ориентироваться в звуковой действительности языка, постепенно постигая его закономерности.
Удовлетворение запросов родителей в развитии индивидуальных способностей детей.
Задачи:
Обучающие
1.Формировать психологическую готовность к школьному обучению
2..Учить проводить звуковой анализ слов разной звуковой конструкции,
дифференцировать гласные и согласные звуки
3.Знакомить со всеми буквами русского алфавита
4. Формировать правильную устную речь детей, обогащать и активизировать словарный запас, развивать коммуникативные способности на основе общения
Развивающие
1.Формировать правильную устную речь детей, обогащать и активизировать
словарный запас, развивать коммуникативные способности на
основе общения
2.Развивать мышление, мелкую моторику руки, память, внимание, творческое воображение
3.Развивать интерес и любовь к художественной литературе, при этом определять и мотивировать отношение к героям произведения, формировать нравственные критерии оценки;
4.Развивать кругозор, творческое воображение, любознательность, расширять словарный запас, развивать мелкую моторики руки.
Воспитательные
1. Организовать сотрудничество детей, родителей и педагога
2.Воспитывать морально – волевые качества: выдержку, настойчивость в достижении положительных результатов, организованность, самостоятельность; аккуратность в работе.
Основными принципами являются:
- последовательность
- доступность
- наглядность
- индивидуализация
- результативность
- межпредметность
Учебно-тематический план
№ | Раздел | Теория | Практика | Всего часов | Формы аттестация контроля |
1. | Вводное занятие | 1 |
| 1 | |
1. | Звуки: | 1 | 19 | 20 | |
2. | Буквы: | 2 | 18 | 20 | Промежуточная аттестация игра путешествие |
3. | Слоги: | 1 | 12 | 13 | |
4. | Слова | 1 | 12 | 13 | |
6. | Итоговое занятие | | 1 | 1 | Промежуточная аттестация интегрированное занятие |
| ИТОГО | 6 | 62 | 68 | |
Содержание программы
1. Вводное занятие
Теория:
- вводная беседа. Выявление подготовленности детей (диагностика)
2.Звуки.
Теория:
понятие « звук», органы артикуляции, способы произнесения звука, его условное
обозначение.
- характеристики звука: согласные и гласные.
Практика:
- сочетание хорового проговаривания звуков с индивидуальным.
- упражнения по закреплению звуков( на материале слогов, слов, предложений, текстов).
- разнообразные речевые игры «Эхо», «Веселые зайчики»,
- игра - путешествие по «Волшебной поляне»
- упражнения в проговаривании звуков, слов с данным звуком.
- упражнения на выделение в слове гласных звуков, согласных звуков,
на выделение звука в начале, конце и середине слова.
2. Буквы.
Теория:
- понятие: буква- буквы, отличие звука от буквы.
- понятие: гласные и согласные буквы .
- знакомство с буквами.
Практика:
- рассматривание фигурации написания той или иной буквы,
- рисование ее в воздухе, затем на бумаге, выкладывание из палочек, лепка из пластилина.
- работа с предметными картинками- отбор картинок в названии которых имеется заданный звук
- работа над загадками , ответы на которые начинаются на изучаемую букву.
-игры «Буква спряталась» Нахождение знакомых букв в тексте.
3.Слоги:
Теория:
понятие « слог», слоговой анализ слов
Практика:
- подбор слов на заданное количество слогов, выделение в словах первого и последнего слогов с использованием предметных картинок, подбор слов на заданный слог.
- работа по слоговой таблице.
- составление слов с заданной буквой.
4.Слова:
Теория:
-понятие-«Слово», «Предложение»,«Рассказ»
Практика:
- игры « Кто больше назовет слов», «Слово рассыпалось», «Измени букву»
- составление слогов, слов, предложений и впоследствии коротких рассказов на заданную педагогом тему.
- игра « доскажи словечко»
-составление слов отгадок из кассы букв.
- составление из слов предложений с использование иллюстраций.
- отгадывание кроссвордов, составление простейших кроссвордов
- чтение слогов, затем коротких слов.
-придумывание слов в которых имеется изучаемый звук.
-разучивание скороговорок, потешек, стихов.
Методическое обеспечение программы
№ | Раздел | Формы занятия | Методы | Дидактический материал | Форма подведения итогов |
1 2 | Вводное занятие Звуки | Беседа Речевые игры, индив. работа. упражнения | Словесный, наглядный Словесный, хоровое проговаривание и индивидуальное | Демонстрационный материал Разнообразие речевых игр, набор картинок, иллюстраций, набор загадок | Наблюдение, опрос ,диагностика подготовленности Игра, наблюдение, индивид. Работа |
3. | Буквы | Беседа, игры | Словесный, наглядный, практическая деятельность | Разнообразие игр: «Веселые буквы», «Таинственные буквы» «Найди звук» Набор букв, наборное полотно | Игра, наблюдение, индивидуальная и практическая фронтальная работа |
4. | Слоги | Игры, беседа, конкурсы | Словесный, наглядный, практическая деятельность | Набор букв и слогов, разнообразие картинок, развивающие игры | Игры, наблюдения. |
5. | Слова | Игры, викторины, ребусы, кроссворды | Словесный, наглядный, практическая деятельность | Набор букв и слогов, разнообразие картинок, развивающие игры | Игры, конкурсы, кроссворды |
6 | Итоговое занятие | Игра путешествие | Словесный, наглядный. практический | Набор букв и слогов иллюстрации | Наблюдение, опрос, практическая работа |
К концу обучения по разделу развитие речи «От слова к букве» дети должны:
уметь:
- участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на них, аргументируя ответ; последовательно и логично понятно для собеседника рассказывать о факте, событии, явлении;
- быть доброжелательным собеседником, говорить спокойно, не повышая голоса;
- в общении с взрослыми и сверстниками пользоваться формулами словесной вежливости
- различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение» «буквы»
- уметь выделять звук в слове, подбирать слова на заданный звук
- называть в последовательности слова в предложении
- определять место звука в слове
- уметь графически изображать буквы.
-уметь читать по слогам
- пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения.
знать:
- понятие «звук», «буква»
- знать гласные и согласные звуки и буквы их отличие
- знать буквы алфавита
Форма проведения занятий: аудиторная
Форма занятий: групповая
Ожидаемые результаты и способы их проверки
- наблюдение
- открытое занятие
- викторины
- практические задания
- итоговые беседы
- олимпиада
Формы и порядок проведения промежуточной аттестации.
Оценка результативности проводится через тематические контрольные проверки знаний, умений, навыков и компетентностей обучающихся. В данной программе используются следующие формы работы , которые вызывают у детей интерес, решают интеллектуальные задачи, учатся думать, видеть, запоминать:
- открытые занятия
- наблюдения
- игры, игры-путешествия
- игровые конкурсы
- практические задания
-викторины
- беседы
Промежуточная аттестация проводится после изучения каждой темы
раздела. Её результаты помогают определить уровень освоения практических навыков.
По её результатам определяется уровень динамики, которого достигли обучающиеся за время обучения.
Формы работы
Групповые занятия
Формы контроля
- открытое занятие
- наблюдения
-игры
- игровые конкурсы
- практическая деятельность
Список литературы
1.Бондаренко Т.М «Комплексные занятия в подготовительной группе.» М. Просвещение, 2001г.
2.Варенцова Н.С. «Обучение дошкольников грамоте». Москва, «Мозаика-Синтез», 2012
3.Глинка Г.А « Учусь думать, правильно говорить, интересно рассказывать.», СПб Издательский дом «Нево» 2003г.
4.Завьялова Н.А. «Интегрированный курс подготовки детей к школе»,Волгоград, Изд.»Учитель»,2005г.
5. Журова Л.Е. Подготовка к обучению грамоте детей 4-7 лет. Вентана Граф, 2014
6. Кирьянова Р.А « Год до школы». СПб. «Каро», 2006г.
7. Кирьянова Р.А «Комплексная диагностика дошкольников». СПБ. Издательство «Каро», 2002г.
8. Ковригина Т.Е., Шеремет Р.Е. Занимательное обучение чтению. - Волгоград: Учитель, 2009
9. Кравченко. И.А «Игры упражнения со звуками и словами.»М. «Гном-пресс», 1999г.
10. Кубышкина Т.А., Леденева О.В. Волшебный мир звуков и слов. - Москва, ООО «Дрофа», 2010
11. Максаков А.И «Учите играя» М. Просвещение, 1978г.
12. Маршак С. «Веселая азбука», М. «Оникс 21 век». 2001г.
13. Мухина В.С. «Шестилетний ребенок в школе». М.Просвещение.1986г.
14. Никитин Б.Н. - «Ступеньки творчества и развивающие игры».. М. Просвещение. 2001г.
151. Сохин Ф.А «Развитие речи детей дошкольного возраста.», М. Просвещение. 1976г.
16.Тумакова Г.А «Формирование звукопроизношения у детей.», М. просвещение 1978г
Раздел №2
Весёлый счёт
Пояснительная записка.
Программа направлена на развитие у детей представления у детей о количестве, числе, форме и величине предметов на формирование простейших способов измерения величин, выполнения счетных операций в пределах второго десятка, умения решать простые задачи на сложение и вычитание. В занятиях много загадок, стихотворений, игровых упражнений с забавными зверюшками, которые помогают детям освоить первые математические понятия. Изложение материала в игровой форме способствует внедрению современных подходов к обучению, таких как сочетание практической и игровой деятельности. Решение детьми проблемных ситуаций, умение понимать предложенную задачу и решать её самостоятельно; в ходе выполнения заданий у детей возникает потребность овладеть определёнными знаниями
Занятия являются комплексными, охватывают все стороны интеллектуального развития ребёнка, включают в себя: разнообразные пальчиковые игры, упражнения, физкультминутки.
Цель — интеллектуальное развитие детей в процессе формирования математических представлений.
ЗАДАЧИ:
Обучающие
1. Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
2. Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умения делать выводы, умозаключения, учить устанавливать связи между рассматриваемыми предметами)
Развивающие
1. Способствовать развитию логического мышления, воображения, сообразительности ребенка, повышать его культуру мышления, привить любовь к творческой деятельности.
2.Формировать качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, любознательность, находчивость, уступчивость, вырабатывать конструктивные умения, строить простейшие умозаключения.
3. Развитие личностных качеств и навыков самоконтроля и самооценки.
Воспитательные
1.Воспитывать умение слушать и слышать друг друга, оказывать взаимопомощь .
2.Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, самостоятельность, аккуратность в работе, интерес к предмету и процессу обучения в целом.
Учебно-тематический план
№ | Разделы | Теория | Практика | Всего часов | Формы аттестации контроля |
1 | Вводное занятие |
1 | |
1 | |
2 | Количество и счет: | 1 | 26 | 11 | |
3. | Величина: | 1 | 7 | 5 | |
4. | Геометрические фигуры | 1 | 12 | 7 | Промежуточная аттестация игра путешествие |
5. | Ориентировка в пространстве: | 1 | 12 | 6 | |
6. | Ориентировка во времени: | 1 | 5 | 4 | Промежуточная аттестация -олимпиада |
| ИТОГО: | 6 | 62 | 68 | |
Содержание программы
1.Вводное занятие
Теория
- вводная беседа
2. Количество и счет:
Теория:
- счет в прямом и обратном порядке до 20
- понятия: «поровну», «одинаково», «столько, сколько», больше на 1,
меньше на 1
- понятия: «число», до, после, перед; задача, условие, вопрос, ответ; известно, неизвестно, дано; прибавить, вычесть, получится; равняется, отсчитать, пересчитать.
- знаки: прибавить, отнять, получится, больше, меньше.
Практика:
- счет в прямом и обратном направлении до 20
- счёт десятками до 100 .
- счет с присчетом.
- Игра «Паровоз» (решение примеров)
- работа с палочками, со счетным и цифровым материалом.
-игры «Живые цифры», «Заселим жильцов».
-составление и решение задач самостоятельно, задачи-смекалки и задачи-шутки.
- написание цифр от 0 до10, работа в тетради по заданию педагога.
3. Величина:
Теория:
Понятие: длина, ширина, высота, толщина; условная мерка, померить, измерить; длиннее, короче, уже, выше, ниже.
Практика:
- упражнять в измерении предметов с помощью мерки и понимать зависимость результата измерения от величины условной мерки.
- определение длины, ширины, толщины, высоты предметов на глаз.
3. Геометрические фигуры:
Теория:
- понятие – многоугольник.
- сходство и отличие знакомых геометрических фигур друг от друга.
Практика:
- работа в тетради – продолжи узор из геометрических фигур
- обведение геометрических фигур
- рисование предметов на основе знакомых геометрических фигур, дорисуй фигуру
- работа с геометрическим материалом по называнию фигур, счету и выкладыванию в определенной последовательности.
4. Ориентировка в пространстве:
Теория:
- понятия: левее, правее, выше, ниже, от, до, центр.
- понятия: левая, правая стороны, правый верхний, правый нижний, левый верхний, левый нижний угол.
Практика:
- отработка пространственной ориентации в искусственно созданных ситуациях и применение навыков ориентации на поле тетрадного листа.
- выполнение зрительных и слуховых диктантов.
5. Ориентировка во времени:
Теория:
- понятия: неделя, месяц, год.
-чувство времени - длительность временных интервалов.
Практика:
- составление рассказов о каждом времени суток,
- демонстрация способов определения времени, что можно успеть сделать за определенный промежуток времени.
- составление рассказов о каждом времени года.
-отображение времен года в рисунке.
- «Что перепутал художник?»
- «Дни недели»
- «Когда это бывает?»
6. Итоговое занятие
Практика
-Игра-путешествие
Методическое обеспечение программы
№ | Раздел | Формы занятия | Методы | Дидактический материал | Форма подведения итогов |
1 | Вводное занятие | Беседа | Словесный, наглядный | Демонстрационный материал | Наблюдение, опрос диагностика подготовленности детей |
2 | Количество и счет | Игра, беседа, индивидуальная самостоятоятельная работа | Словесный наглядный Практические задания | Демонстрационный дидактический материал (разнообразный), развивающие игры, домино, лото, наборы счетных палочек, наборы цифр | Наблюдение, опрос, практическая работа |
3 | Величина | Игра, практическая деятельность | Словесный наглядный Практические задания исследовательский | Набор ленточек разной длины, набор условных мерок, наглядный материал, раздаточный материал | Наблюдение практические задания |
4 | Геометрические фигуры | Игра, конкурс, индивидуальная самостоятельная работа | Словесный наглядный Практические задания | Наборы геом. фигур разного размера, домино, конструктор, иллюстрат. материал | Игра, конкурс, самостоятельное выполнение заданий |
5 | Ориентировка в пространстве | Игра, беседа | Словесный наглядный Практические. задания | Разного рода игрушки | Наблюдение, игра |
6 | Ориентировка во времени | Беседа, игра | Словесный наглядный Практический | Песочные часы иллюстрации | Ответы на вопросы |
5 | Итоговое занятие | Игра-путешествие | Словесный наглядный | Демонстрационный и раздаточный материал | Наблюдение, рассуждение ответы на вопросы Самостоятельная деятельность |
К концу обучения по разделу «Весёлый счет» дети должны:
уметь:
- считать в пределах 20
- считать десятками до 100
- вести счет, пересчет предметов в пределах 20
- считать на ощупь в пределах 10
- писать цифры от 1 до 10
- решать примеры на сложение и вычитание
- придумывать и решать задачи на сложение и вычитание
- сравнивать предметы по величине: длина, ширина, высота, толщина
- раскладывать геометрические фигуры в возрастающем и убывающем порядке
- уметь ориентироваться на листе бумаги
- уметь ориентироваться в пространстве на ограниченной плоскости
знать:
- цифры от 0до 20
- времена года
- дни недели, названия месяцев
- действие сложение и вычитание
- знаки: равно, больше, меньше, прибавить, отнять
- геометрические фигуры
Форма проведения занятий: аудиторные
Форма занятий – всем составом объединения
Формы и порядок проведения промежуточной аттестации. Оценка результативности проводится через тематические контрольные проверки знаний, умений, навыков и компетентностей обучающихся. В данной программе используются следующие формы контроля:
- открытые занятия
- наблюдение
- игра
- игровые конкурсы
- практические задания
- беседа
- зрительные и слуховые диктанты
- диагностика
Промежуточная аттестация проводится после изучения каждой темы раздела. Её результаты помогают определить уровень освоения практических навыков. По её результатам определяется уровень динамики, которого достигли обучающиеся за время обучения.
Формы работы
- Групповые занятия
-фронтальная работа с демонстрационным материалом
-практическая работа
-дидактическая игра
-самостоятельная работа с раздаточным материалом
-моделирование и разрешение проблемных ситуаций
экспериментирование
Формы контроля
- открытое занятия
- наблюдения
- игры
- игровые конкурсы
- практическая деятельность
Список литературы.
1. Вапняр Н.В, Моро М.И, Степанова С.В- Математика в картинках.. М. Прсвещение,1985г.
2. Васильева М.А «Программа воспитания и обучения в детском саду.» М.Просвещение,1985г.
3. Васильева М.А Гербова, , В.В Комарова Т.С. «Программа воспитания и обучения в детском саду», М. «Мозаика-синтез.», 2005г.
4. Ерофеева Т.И, Павлова Л.Н, Новикова. В.П. « Математика для дошкольников», М. Просвещение,1992г.
5.Житомирски В.Г, Шеврин Л.Н. « Геометрия для малышей.», М. «Педагогика»
Раздел №3
Давайте играть
Пояснительная записка.
Физическое воспитание ребенка является одним из ведущих направлений формирования здорового образа жизни. Без физической культуры полноценное здоровье невозможно.
Данный раздел программы основывается на организации двигательной активности детей, основными принципами которой являются: естественность и посильность движений, желание ребенка их выполнить. Игра с давних пор составляет неотъемлемую часть жизни человека, она занимает досуг, воспитывает, удовлетворяет потребности в общении, получении внешней информации, дает приятную физическую нагрузку. Педагоги всех времен отмечали, что игра оказывает благотворное влияние на формирование детской души, развитие физических сил и способностей.
Игра помогает находить выход из неожиданных положений, намечать цель, взаимодействовать с товарищем, проявлять ловкость и быстроту, силу и выносливость.
Игра обеспечивает гармоничное сочетание умственных, физических и эмоциональных нагрузок, общего комфортного состояния.
Цель программы: Развитие личности ребёнка, способного к самовыражению через игровую деятельность.
Задачи
Обучающие:
1. Познакомить детей играми на все виды основных движений.
2. Научить детей играть самостоятельно в подвижные игры с учётом техники безопасности.
3.Расширить словарный запас обучающихся.
Развивающие:
1.Развивать: сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость, быстроту реакции и так же эмоционально-чувственную сферу.
2.Развивать самостоятельность и творческую инициативность, способствовать успешной социальной адаптации, умению организовать свой игровой досуг, активно включаться в коллективную деятельность.
3. Формировать способность оценивать достоинства и недостатки своей деятельности
Воспитательные:
1. Воспитывать волевые качества, дисциплину, самоорганизацию, коллективизм, культуру игрового общения, честность, скромность.
2. Формировать у детей систему нравственных общечеловеческих ценностей, проявлять положительные качества личности.
Учебно – тематический план
№ | Тема | Всего часов | Теория | Практика | Формы аттестации кконтроля |
1. | Вводное занятие | 1 час | 1 |
| |
2. | Тема № 2 «Игры на развитие ходьбы и бега» | 8 | 2 | 6 | |
3. | Тема № 3 « Игра на рррраразвитие прыжков развитие прыжковразвитие прыжков» | 8 | 2 | 6 | |
4. | Тема № 4 « Игры на развитие метания и ловли» | 5 | 1 | 4 | |
5. | Тема № 5 «Игры на развитие равновесия» | 6 | 1 | 4 | |
6. | Тема № 6 « Игры малой подвижности» | 7 | 1 | 6 | Промежуточная аттестация |
7. | Тема № 7 « Хороводные игры» | 7 | 1 | 7 | |
8. | Тема № 8 «Игровые упражнения с мячом» | 5 | 1 | 4 | |
9. | Тема № 9 «Игровые упражнения и эстафеты с прыжками» | 1 | 5 | | |
10. | Тема № 10 «Игровые упражнения и эстафеты с бегом» | 6 | 1 | 5 | |
11. | Тема № 11 Повторение и ззобобщение. «Весёлые старты» | 9 | 3 | 6 | Промежуточная |
| Итого: | 68 | 15 | 53 | |
Содержание программы
Тема 1. ВВЕДЕНИЕ
Знакомство с программой и правилами поведения на занятиях.
Беседа о правилах техники безопасности и этических норм при проведении подвижных игр. Выработка правил поведения на занятиях.
Тема 2. Игры на развитие ходьбы и бега
Теория: Беседа «Все дети любят играть»
Знакомство с содержанием игры. Объяснение содержания игры. Объяснение правил игры. Обсуждение игр.
Практика: Разучивание игр. Проведение игр.
«Гуси-лебеди».
«У медведя во бору».
«Караси и щука».
«Хитрая лиса».
«Мышеловка».
«Ловишки».
«Ястреб и утки».
«Ловишки с лентой.
«Невод»
Тема 3. Игры на развитие прыжков
Теория: Знакомство с содержанием игры. Объяснение содержания игры. Объяснение правил игры. Обсуждение игр.
Практика: Разучивание игр. Проведение игр.
«Волк во рву»».
«Бездомный заяц»».
«Рыбак и рыбки»
«Попрыгунчики воробушки»
«Удочка»
«Лягушки и цапля»
Тема 4. Игры на развитие метания, ловли
Теория: Знакомство с содержанием игры. Объяснение содержания игры. Объяснение правил игры. Обсуждение игр.
Практика: Разучивание игр. Проведение игр.
«Охотник и зайцы».
«Два Мороза»
«Мы весёлые ребята
«Вышибалы»
Тема 5 Игры на развитие равновесия
Теория: Знакомство с содержанием игры. Объяснение содержания игры. Объяснение правил игры. Обсуждение игр.
Практика: Разучивание игр. Проведение игр.
«Сделай фигуру»
«Пробеги и не задень»
«Кто скорее по дорожке»
«Не упади в ручей»
«Пройди по мостику»
«Море волнуется»
Тема 6 Игры малой подвижности
Теория: Знакомство с содержанием игры. Объяснение содержания игры. Объяснение правил игры. Обсуждение игр.
Практика: Разучивание игр. Проведение игр.
«Змея»
«Угадай по голосу»
«Ровным кругом»
«Пустое место»
Летает – не летает»
«Кто ушёл»
«Фанты»
«Ястреб»
Тема 7 Хороводные игры
Теория: Знакомство с содержанием игры. Объяснение содержания игры. Объяснение правил игры. Обсуждение игр.
Практика: Разучивание игр. Проведение игр.
«На горе-калина»
«Во поле береза стояла»
«Кто у нас хороший»
«Пошла Млада за водой»
Тема 8. «Игровые упражнения с мячом»
Теория: Знакомство с содержанием игры. Объяснение содержания игры. Объяснение правил игры. Обсуждение игр.
Практика: Разучивание игр. Проведение игр.
«Ловкие ребята»
«Проведи мяч»
«Мяч в стенку»
«Сбей предмет»
« Гол в ворота»
Тема 9. «Игровые упражнения и эстафеты с прыжками»
Теория: Знакомство с содержанием игры. Объяснение содержания игры. Объяснение правил игры. Обсуждение игр.
Практика: Разучивание игр. Проведение игр.
«С кочки на кочку»
«Пингвины»
«Не задень предмет»
«Кто быстрее до флажка»
Тема 10. «Игровые упражнения и эстафеты с бегом»
Теория: Знакомство с содержанием игры. Объяснение содержания игры. Объяснение правил игры. Обсуждение игр.
Практика: Разучивание игр. Проведение игр.
«Переноска мячей»
«Успей выбежать»
«Кто быстрее»
«Жмурки»
«Стой»
Тема 1 . Повторение изученных игр.
Теория: Повторение игр. Обсуждение.
Практика:
«Весёлые старты»
Выбор самых интересных игр. Выбор – кто желает самостоятельно проводить игры. Проведение игр.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
№ | Разделы Программы. | Формы | Методы организации учебно-воспитательного процесса | Дидактический материал. | Формы подведения итогов |
1. | Введение | Беседа-рассказ | Словесный, Наглядный | Картотека игр, считалок | Наблюдение, начальная диагностика |
2. | Игры на развитие ходьбы и бега | Беседа, рассказ, практические занятия (игра) | Словесный, практический, методы игры, | Картотека игр, считалок Оборудование к играм: палка, мел. | Самостоятельное проведение игр обучающимися; наблюдение |
3. | Игры на развитие прыжков | Беседа, рассказ, практические занятия (игра) | словесный, практический метод игры, | Картотека игр, считалок Оборудование к играм: палка, мел. | Самостоятельное проведение игр обучающимися, наблюдение |
4. | Игры на развитие метания | Беседа, рассказ, практические занятия (игра) | Словесный, практический | Картотека игр, считалок Оборудование к играм: платок, мел. | Самостоятельное проведение игр обучающимися, наблюдение |
5. | Игры на развитие равновесия | Рассказ, беседа, практические занятия(игра) | Словесный, практический
| Картотека игр, считалок Оборудование к играм: мяч, мел. | Самостоятельное проведение игр обучающимися, |
6. | Игры малой подвижности | Беседа, рассказ, практические занятия (игра) | Словесный, практический, | Картотека игр, считалок Оборудование к играм: стул, платок, мел. | Самостоятельное проведение игр обучающимися, наблюдение. |
7. | Хороводные игры | Беседа, рассказ, Практические занятия. | Словесный, практический, | Картотека игр, считалок Оборудование к играм: мел. | Самостоятельное проведение игр обучающимися, наблюдение |
8. | Игровые упражнения с мячом | Беседа, рассказ практические занятия (игра) | Словесный, практический, методы игры, | Картотека игр, считалок Оборудование к играм | Самостоятельное проведение игр обучающимися, наблюдение |
9. | Игровые упражнения и эстафеты с прыжками | Беседа, рассказ практические занятия (игра) | Словесный, практический, методы игры, | Картотека игр, считалок | Самостоятельное проведение игр обучающимися, наблюдение |
10. | Игровые упражнения и эстафеты с бегом | Беседа, рассказ практические занятия (игра) | Словесный, практический, методы игры, | Картотека игр, считалок | Самостоятельное проведение игр обучающимися, наблюдение |
11. | Повторение игр | Беседа, практические занятия (игра), праздник | Словесный, практический, методы игры, | Картотека игр, считалок Оборудование к играм. | Итоговое занятие Тестирование Праздник игры. диагностическая карта |
Список литературы для педагога
Былеев Л.В., Сборник подвижных игр. – М., 1990.
Литвинов М.Ф., Русские народные подвижные игры. – М., 1986.
Миньков Н.Б., Игры и воспитание способностей. – М., 1999.
Осокина Т.И., Детские подвижные игры. – М., 1989.
Портных Ю.И., Спортивные и подвижные игры. – М., 1984.
Соловейчик С.Л., От интересов к способностям. – М., 1998.
«Сценарии праздников для детей и взрослых. Подвижные игры»– Мир Книги, Москва. 2003.