Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Облик»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей центр детского творчества п. Маго
Принята на заседании педагогического совета МБОУДОДЦДТ п. Маго Протокол №______от______ |
«Утверждаю» Директор МБОУДОДЦДТ п. Маго ________________ Солодянкина А.В. Протокол №______от______ |
Дополнительная общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности
«ОБЛИК»
Возраст детей 12-18 лет
Срок реализации программы - 5 лет
Автор:
педагог дополнительного образования
Панова Елена Ватиславовна
п. Маго
2017 год
Содержание
I. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы |
3 |
1.1Пояснительная записка |
3 |
1.2. Цель и задачи программы. |
5 |
1.3.Содержание программы |
6 |
Учебно-тематический план 1-ого года обучения |
7 |
Содержание 1-ого года обучения |
7 |
Учебно-тематический план 2-ого года обучения |
11 |
Содержание 2-ого года обучения |
12 |
Учебно-тематический план 3-ого года обучения |
16 |
Содержание 3-ого года обучения |
17 |
Учебно-тематический план 4-ого года обучения |
20 |
Содержание 4-ого года обучения |
21 |
Учебно-тематический план 5-ого года обучения |
24 |
Содержание 5-ого года обучения |
24 |
|
27 |
II. Комплекс организационно-педагогических условий |
30 |
2.1. Условия реализации программы |
30 |
2.2. Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. |
30 |
Список литературы |
|
I. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
-
Пояснительная записка
Современные условия обучения характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребёнка развивать лучшие его качества, сформировать разностороннюю и полноценную личность. Реализация этой задачи требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, к организации всего образовательного процесса.
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Облик» разработана на основе: Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р), Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Письма Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"; Устава МБОУДОДЦДЬ п Маго.
Напрямую проблемой формирования и развития личности наряду с основным образованием занимается и современное дополнительное образование.
Новизна программы. Новое время порождает и новые проблемы, особенно это касается сельские образовательные учреждения: территориальная удаленность от информационных и образовательных центров, слабая информационная сеть, высокий уровень безработицы, низкий уровень досуговой деятельности, отсутствие системной медицинской помощи детям, имеющим функциональные заболевания. В среде учащихся протекают процессы, ранее неведомы практикам-учителям: мощное расслоение детей по социальному признаку, детская преступность, агрессия, беспризорность детей и подростков. Это уже не только педагогические, но и социальные проблемы.
Частичным решением этой проблемы станет реализация программы, которая способна внести значительный вклад в развитие личности в условиях определенного возрастного периода:
- на этапе начального образования – помощь в освоении позиции ученика;
- на этапе основного общего образования – поддержка процесса самоопределения личности: расширение спектра значимых проблем в различных сферах деятельности и приобретение опыта их решения;
- на этапе среднего полного образования – сопровождение процесса профессионального самоопределения учащихся, обеспечение допрофессиональной подготовки.
Важная сторона воспитания - развитие индивидуальности подростка на основе его взаимодействия с педагогом в воспитательном процессе по освоению культурных ценностей‚ в формировании его отношения к окружающему миру, в том числе по отношению к самому себе.
В этой связи данная образовательная программа весьма актуальна, поскольку призвана решать в процессе реализации многие педагогические и социальные задачи, направленные на формирование целостной личности, обладающей запасом необходимых нравственных ориентиров с творческим потенциалом сплоченной команды стремящейся к саморазвитию и самореализации. Последовательное изучение своих способностей, коррекции личностных качеств, развитие новых умений и навыков в стенах объединения поможет учащимся справиться с задачами и трудностями, которые ожидают их в реальной «взрослой» жизни. Являясь одновременно учащимися разных классов, участники объединения станут организаторами различных форм продуктивной социально - значимой деятельности.
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность построения программы заключается в том, что в соответствии с целью программы она направлена на развитие личности подростка, его социализацию и самоутверждение в обществе.
Программа разработана с учетом трех основных компонентов педагога:
-гуманизация педагогического процесса;
-индивидуализация и дифференцированный подход;
-демократизация, что предполагает возможность педагога в рамках реализации данной программы достичь поставленной цели и решить педагогические задачи, актуальные в данной социокультурной ситуации, сложившейся в микросоциуме объединения; а также дать возможность каждому подростку — члену творческого объединения — раскрыть свои организаторские способности, реализоваться в разнообразной деятельности, самоутвердиться как личность и часть коллектива. Главным для педагога является стремление направить ребят на такую деятельность, в ходе которой они смогут ощутить свою самостоятельность, успешность, удовольствие от проделанной работы, удовольствие от общения друг с другом.
Основные принципы программы:
- принцип активности. В ходе занятия участники вовлекаются в совершенно особый вид активности;
- принцип исследовательской творческой позиции. Суть его заключается в том, что в ходе тренинга воспитанники осознают, обнаруживают, открывают идеи, свои личные ресурсы и особенности;
- принцип осознания поведения. Универсальным средством осознания поведения является обратная связь, то есть выраженная словами или действиями реакция на слова, мысли и действия человека;
- принцип партнерского общения. Реализация этого принципа создает в группе атмосферу безопасности, открытости, которая позволяет воспитанникам экспериментировать со своим поведением, не стесняясь ошибок.
1.2. Цель и задачи программы.
Цель:
Создание условий для социального становления личности через овладение основами психологии, участие в коллективно творческих делах, позволяющих ребёнку самоутвердиться, максимально развивать свои интересы и способности.
Задачи:
- Мотивирование к самопознанию и самосовершенствованию личности;
- Обучение теоретическим и практическим знаниям, умениям, навыкам, необходимым для социальной адаптации и успешной деятельности в обществе;
- Формирование общечеловеческих нравственных ценностных
ориентаций;
- Развитие социально значимых личностных качеств и творческих умений;
- Воспитание у учащихся сознательного отношения к процессам, протекающим в обществе, готовности к освоению культуры общества, к осознанному выбору нравственных ценностей.
Образовательная программа «Облик» является модифицированной разработанной на основе авторских программ «Облик» Н.Щербаковой, «Я – Лидер!» Валеевой Д.Р. и имеет социально-педагогическую направленность.
Весь подростковый период проходит под знаком установления взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, соответствующих усваиваемым морально-этическим нормам. В значительной мере именно в рамках этих взаимоотношений ребёнок присваивает общественно значимые нормы и функции, знакомятся с содержанием социальных ролей. Потребность подростка занять определённое место в жизни общества, оценить самого себя в системе «я и моё участие в жизни общества». Этот период отличается повышенной интеллектуальной активностью, желанием развивать, демонстрировать свои способности, стремлением получать высокую оценку со стороны.
По возрастному уровню программа предназначена для работы с обучающимися среднего и старшего подросткового возраста 12-18 лет. По срокам реализации программа долгосрочная - 5 лет.
Согласно Устава МБОУ ДОД ЦДТ п. Маго набор в детское объединение свободен. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных, многодетных семей, а также опекаемым детям и находящимся в трудной жизненной ситуации.
В реализации программы участвуют три группы учащихся по 12 человек. Занятия каждой группы проходят два раза в неделю по три часа и составляют 216 учебных часов. Структура занятия предусматривает 15 минут перерыва через каждые 45 минут работы. Средняя продолжительность каждого вида деятельности соответствует нормам. Статические и динамические виды деятельности чередуются. Занятия проводятся в кабинете МБОУ ДОД ЦДТ п. Маго, в соответствии с требованиями к помещениям, с соблюдением санитарных правил, требованиям пожарной безопасности.
-
Содержание программы
Программа состоит из нескольких основных тематических разделов, которые взаимосвязаны между собой:
1. Вводное занятие. Этот раздел включает в себя знакомство с целью и задачами объединения, программой и планом работы. Перспективами работы. Первичную диагностику интересов ребят. Организационные вопросы. Правила внутреннего распорядка, технику безопасности.
2. Психологическое просвещение. Раздел представлен в форме мини-лекций, сообщающих в доступной форме о тех или иных психологических закономерностях свойственных людям вообще, что может снять тревогу подростков без прямого обсуждения его собственных переживаний, повысить уверенность в себе. Данный раздел позволяет подросткам удовлетворить их потребность в самопознании при помощи психодиагностики, что даёт возможность лучше узнать самих себя, сравнить себя с другими.
3. Общение. Раздел направлен на знакомство с базовыми навыками общения, с понятиями активного слушания с этапами разговора. Формирование культуры общения.
4. Этикет. Включение подростков в активное познание этики. Знакомство с правилами поведения в обществе.
5. Творческая лаборатория. Этот раздел программы дает представление о том, чему ребята смогли научиться в ходе реализации данной программы, что они сами могут предложить нового для копилки интересных дел, форм организации, способов достижения поставленной цели. Раздел предусматривает разработку и создание интересного и нового способа проведения КТД. Здесь предполагается, что подростки будут выступать в роли организаторов, ведущих, исполнителей и оформителей тех мероприятий, которые они сами и разработали
6. Индивидуальное консультирование. В данный раздел входит работа по индивидуальной поддержке подростков. Консультирование подростков основывается на разговорной терапии, что служит средством для устранения нарушений психологического здоровья ребят.
Учебно-тематический план 1-ого года обучения
№ п./п. |
Разделы программы |
Количество часов по годам |
Форма аттестации/ контроля |
|||
всего |
теория |
практика |
||||
I. |
Вводное занятие |
3 |
1,5 |
1,5 |
Опрос |
|
II. |
Психологическое просвещение |
75 |
26 |
49 |
Опрос, тестирование, наблюдение, психологические игры. |
|
III. |
Общение |
42 |
13 |
29 |
Беседа, опрос, тестирование, анкетирование |
|
IV. |
Этикет |
12 |
4 |
8 |
Беседа, опрос, тестирование, анкетирование |
|
V. |
Творческая лаборатория |
62 |
14 |
48 |
Творческий отчет (театрализация), коллективный анализ |
|
VI. |
Индивидуальное консультирование |
21 |
4 |
17 |
самооценка обучающегося |
|
216 |
61 |
155 |
Содержание 1-ого года обучения
Вводное занятие - 3 часа
Тема. Ведение -3 часа
Теория: Цель и задачи программы. Знакомство детей друг с другом. Краткий курс по технике безопасности в ЦДТ. Правила и нормы поведения в коллективе.
Практика: Игра на знакомство «Кто есть, кто», Упражнения «Какой Я?», «Общее и особенное», Упражнение самоанализ «Идеал и Я»
Психологическое просвещение – 75 часов
-
Тема. Я это Я. - 9 часов
Теория: Какой Я и чем Я отличаюсь от остальных? Самооценка подростка.
Практика: Анкета «Вот я какой!», Упражнения - «Моя индивидуальность», «Волшебная рука», «Здравствуй», «Шкала самооценки», «Автопортрет», «Мои сильные стороны», Диагностика «Методика личностного дифференциала»
-
Тема. Я имею право чувствовать и выражать свои чувства - 6 часов
Теория: Беседа о таких психических явлениях, как настроение, чувства, мимика. «Спектр наших эмоций и чувств» - Мини-лекция
Практика: Упражнения: «Вырази свои чувства», «Геометрические фигуры», «Меняются местами те, кто…», «Назови чувство», «Абракадабра», «Работа с негативными переживаниями», «Мои обиды» мотивационный и рефлексивный диалоги, "Как справиться с обидой, раздражением, плохим настроением" - "Копилка обид", "Чувствую себя хорошо", "Вверх по радуге", "Улыбайтесь, господа!". Психогимнастика
-
Тема. Я и мой внутренний мир - 9 часов
Теория: Каждый видит и чувствует мир по-своему. Любой внутренний мир ценен и уникален. Темперамент.
Практика: Упражнения: «Кто я?», «Мой портрет в лучах солнца», «Письмо себе любимому», «Лёгкие пути ведут в тупик», «Все мы», Тест «Определение своего темперамента», Диагностика «Кто я?»
-
Тема. Кто в ответе за мой внутренний мир - 6 часов
Теория: В трудной ситуации я ищу силу внутри себя, и она обязательно найдется.
Практика: Упражнения: «Проблемы», «Победи своего дракона», Притча «Ворона и павлин»
2.5. Тема. Я и ТЫ – 3 часа
Теория: Я и мои друзья. Мой лучший друг. Я не хочу обижать слабых. Я мои «Колючки». Что такое одиночество. Я не одинок в этом мире
Практика: «Мозговой штурм»: «Что означает слово «дружба», Упражнения: «Ругаемся овощами» «Ищу друга», Тест «Какой ты друг»
2.6.Тема. Память - 9 часов
Теория: основные процессы памяти и их особенности; Виды памяти и их особенности.
Практика: Методика изучения объема памяти “Методика десять слов», "Запомни рисунки", Упражнения на развитие памяти
2.7.Тема. Внимание - 9 часов
Теория: Свойства внимания
Практика: психологические игры на развития внимания: «Запомни позы», «Копирование движений», «Перебежчики и охранники».
2.8.Тема. Мышление - 9 часов
Теория: Зачем и как человек мыслит. Радость творчества. Откуда берутся наши мысли. Уровни мышления
Практика: Упражнения на развитие мышления «Определение активности мышления», Упражнения на развитие мышления «Перевод с русского языка на язык суахили».
2.9.Тема. Воображение - 9 часов
Теория: Как воображение связано с действительностью. Приемы воображения. Виды воображения.
Практика: Методики: "Вербальная фантазия," «Король и трое заключенных». Тест «дом, дерево, человек», Тест «Несуществующее животное»
2.10.Тема. Итоговое занятие. Экспресс-анализ по познавательным процессам - 3 часа
Теория: Обобщение знаний о познавательных процессах
Практика: Упражнения для развития творческого воображения
III. Общение – 42 часа
3.1. Тема. Общение и его слагаемые - 6 часов
Теория: Общение в жизни человека. Взаимодействие людей в общении.
Практика: Ролевая игра "Необитаемый остров", упражнения по технике эффективного общения "Искушение", "Запретные друзья", "Правильный выбор".
3.2. Тема. Виды общения - 6 часов
Теория: Формальное общение, примитивное общение деловое общение, духовное или межличностное общение, манипуляторное общение, светское общение.
Практика: упражнения по технике эффективного общения Игра «Общий язык». упражнения по технике эффективного общения «Разбитые квадраты»
«Счёт»
3.3. Тема. Умеешь ли ты общаться- 6 часов
Теория: Беседа о том, почему одни люди легко общаются со всеми, а у других так не получается? Адекватное восприятие партнера по общению.
Практика: психологическая игра «Молчащее и говорящее зеркало», Тест «Общительный ли вы человек?» Ролевая игра «Убежище Тест «Умеешь ли ты общаться»
3.4. Тема. Умение слушать – 3 часа
Теория: Адекватное восприятие партнера по общению.
Практика: Тест «Умеем ли мы слушать?» Упражнение «Доска установок и стереотипов общения».
3.5.Тема. Тренинг общения – 15 часов
Теория: Знакомство с базовыми навыками общения; выделение вербальных и невербальных элементов общения
Практика: Анкетирование «Умеешь ли ты общаться», Упражнения «3еркало», «Разговор через стекло» «Шарады», «Разговор в парах на разных дистанциях», «Путаница» «Начальник и подчиненный» Упражнение на интенсивное физическое взаимодействие, «Леди и джентльмены», «Чемодан», «Доверяющее падение»
3.6. Тема. Итоговое занятие «Давайте жить дружно» - 3 часа
Теория: Что означает слово ДРУЖБА?
Практика: Упражнение «Ругаемся овощами», Игра «Ласковые слова», Рисунок на тему «Дружба двух цветов», Коллективная работа: рисунок на тему «Город дружбы»
Этикет – 12 часов
4.1 Тема. История этикета – 3 часа
Теория: История этикета
Практика: Обсуждение Этикет сегодня
4.2 Тема. Повседневный этикет – 3 часа
Теория: Культура поведения в общественных местах;
Практика Игра - путешествие «Спрашивают — отвечаем»
4.3.Тема. Этикет особого случая – 3 часа
Теория: Беседа о разнообразных формах как устных, так и письменных приглашений
Практика Практикум «Приглашаю…»,
4.4. Тема. Итоговое занятие «Секреты этикета» – 3 часа
Теория: История этикета. Правила этикета
Практика: Викторина «Понемногу обо всем» «Здравствуй и прощай», «За столом»
Творческая лаборатория – 62 часа
5.1. Тема. Праздник Осени – 3 часа
Практика: «Ух, пора крутая осень золотая» - осенний бал
5.2. Тема. День матери – 3 часа
Практика: О той, кто дарует нам свет и тепло» - праздник
5.3. Тема. Новый год – 3 часа
Практика: «С новым годом!» - театрализованная конкурсная программа
5.4. Тема Рождество – 3 часа
Практика: Игровая программа Рождественские посиделки
5.5. Тема Валентинов День – 3 часа
Практика: «День Святого Валентина» - конкурсная программ
5.6. Тема День защитника Отечества – 3 часа
Практика: «Армейский экспресс» - конкурсная программа, посвященная Дню защитника Отечества
5.7. Тема 8 Марта– 3 часа
Практика: Как много девушек хороших. Конкурсно-развлекательная программа, посвящённая 8 марта.
5.8. Тема День смеха– 3 часа
Практика: Конкурсная программа «Первоапрелина»
5.9. Тема Мир КТД - 3 часа
Теория: Правила организации коллективно-творческого дела
Практика: сюжетно-ролевая игра «Аты-баты, шли солдаты
5.10. Тема Разговор у свечи - 9 часов
Теория: Анализ своих поступков и результатов деятельности
Практика: упражнение «Корзина орехов», Экспресс-анкетирование «Книга добрых дел» Диагностика «Книга больших идей»
5.11. Тема Университет таинственных явлений- 9 часов
Теория: Исследовательские умения, навыки и приёмы
Практика: познавательная программа «Полна чудес могучая природа». Игра «Тайны лесного царства» («Животный и растительный мир Хабаровского края»). «Тайны Пальвинской протоки» – интеллектуальное казино
5.12. Тема Мой мир - 6 часов
Теория: Социально-значимая деятельность Разговор об окружающем мир, об основных проблемах нашего дома, двора, посёлка
Практика: КТД «SOS – Добрый дом» -коллективная работа
5.13. Тема Ярмарка качеств - 6 часов
Теория: Дискуссия о человеке и его качествах
Практика: КТД Поляна правды и кривды, Трактир трёх гномов, Дом странника, Лавка мудрости Казино тролля, Пещера эльфа, Колодец честности, Озеро Золотой рыбки
5.14. Тема Я + Ты = Команда – 3 часа
Теория: Что такое деловая игра
Практика: «Я + Ты = Команда» деловая игра
VI. Индивидуальное консультирование -21час
6.1. Тема. Индивидуальное консультирование подростков – 18 часов
Практика: Психолого-педагогическая поддержка подростков
6.2. Тема. Консультирование родителей – 3 часа
Теория: Что такое воспитание?
Практика: «Воспитываю своего ребёнка» -родительское собрание
Учебно-тематический план 2-ого года обучения
№ п./п. |
Разделы программы |
Количество часов по годам |
Форма аттестации/ контроля |
|||
всего |
теория |
практика |
||||
I. |
Вводное занятие |
3 |
1,5 |
1,5 |
Опрос |
|
II. |
Психологическое просвещение |
57 |
11,5 |
45,5 |
Опрос, тестирование, наблюдение, психологические игры. |
|
III. |
Общение |
24 |
7,5 |
16,5 |
Беседа, опрос, тестирование, анкетирование |
|
IV. |
Этикет |
12 |
4 |
8 |
Беседа, опрос, тестирование, анкетирование |
|
V. |
Творческая лаборатория |
72 |
22 |
50 |
Творческий отчет (театрализация), коллективный анализ |
|
VI. |
Индивидуальное консультирование |
48 |
16 |
32 |
самооценка обучающегося |
|
216 |
62,5 |
153,5 |
Содержание 2 -ого года обучения
Вводное занятие - 3 часа
Тема. Введение
Теория: Цель и задачи программы. Краткий курс по технике безопасности в ЦДТ. Правила и нормы поведения в коллективе.
Практика: Опросник «Самоопределение»; Упражнение «Имя и качество»
Психологическое просвещение – 57 часов
-
Тема. Агрессия и агрессивность – 9 часов
Теория: Различия между агрессией и агрессивностью. Виды агрессии. Как выглядит агрессивный человек. Как звучит агрессия. Как живется агрессивному человеку? Взаимосвязь агрессии и болезней. Что мне делать со своей агрессией? Что мне делать с чужой агрессией?
Практика: Упражнения «Как я зол», «Кошки и собаки», «Лист гнева», «Разреши ситуацию»
-
Тема. Страхи. 9 часов
Теория: Что такое страх. Страхи и страшилки. Страшная-страшная сказка
Практика: Арт-терапия. Рисуем страхи выставка «Наш вернисаж». Упражнения: «Чего боятся люди», «Страшилки», «Превращение», «Как справится со страхом», Игра «Гражданская оборона»
-
Тема. Застенчивость и неуверенность в себе – 9 часов
Теория: Каков я на самом деле. Кто я? Люди не похожие на меня. Точка опоры
Практика: Тест на самоопределение, Упражнения: «Принятие себя», «Ласковое слово», «Мой дракон», «Мой портрет в лучах солнца» «Здравствуй, я любимый!»; Игра «Встреча взглядами
-
Тема. Конфликты. – 6 часов
Теория: Введение теоретических понятий» спор, конфликт, конфликтная ситуация, инцидент Правила поведения для конфликтных людей Способы и правила разрешения конфликта
Практика: Игра "Снежный ком", тесты: «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации», К. Томаса “Стили разрешения конфликтов”. Практическое упражнение «Печатная машинка» Ролевая игра "Сглаживание конфликтов" Самотестирование «Уровень конфликтности личности» Упражнение на групповую сплоченность "Единство"; Практическое упражнение «Учимся разрешать конфликты»; Игра «Культурная беседа»
-
Тема. Подросток и взрослый. – 6 часов
Теория: Какие конфликты часто возникают между подростками и взрослыми в школе, дома, на улице? Как часто взрослые не понимают подростка? Поведение подростков и взрослых в конфликтах. Умение раскрыться и довериться взрослому как способ разрешение конфликтов. Умение понять взрослого, встать на его место — как условие предупреждения конфликтных ситуаций.
Практика: Ролевая ситуация «Ты уходишь к другу…» Чужие проблемы», Тест «Насколько вы терпимы?»
-
Тема. Память – 3 часа
Теория: Основные процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.
Практика: Практические упражнения на тренировку способов запоминания. Тесты: «Образная память», «Кратковременная память».
-
Тема. Внимание – 3 часа
Теория: Виды внимания: произвольное и непроизвольное внимание. Значение внимания для учебной и трудовой деятельности. Свойства внимания.
Практика: Практические упражнения на тренировку внимания. Тест «Избирательность внимания» Г. Мюстерберга
-
Тема. Мышление – 6 часов
Теория: Мышление как сложный познавательный процесс. Понятие о мышлении. Отличие мышления от других познавательных процессов
Практика: Практические упражнения, исследующие мышление. Тест: «Активность мышления»,
-
Тема. Воображение – 3 часа
Теория: Как воображение связано с действительностью
Практика: Методика "Вербальная фантазия", Методика «Король и трое заключенных».
-
Тема. Итоговое занятие: «Давайте относиться друг к другу с уважением» - 3 часа
Теория: Человек как субъект общения
Практика: Упражнения: «Прогноз погоды», «Общее и различное», «Любящий взгляд», «Постройка моста»
Общение – 24 часа
3.1 Тема. Искусство общения - 3 часа
Теория: Беседа о искусстве общения
Практика: Упражнения: «Прогноз погоды»? «Общее и различное», «Прогноз погоды»? «Общее и различное»
3.2 Тема. Формы общения - 3 часа
Теория: Понятие форы общения - Бытовое общение. Деловое общение.
Практика: Игра “На острове”
3.3 Тема. Культура общения - 3 часа
Теория: Как вы понимаете выражение «Культура речи»? Какой должна быть речь человека? Какое место занимает культура речи в общей культуре человека?
Практика: Упражнение на интенсивное физическое взаимодействие «Леди и джентльмены».
3.4. Тема. Невербальные средства общения - 3 часа
Теория: Основные каналы общения. Особенности невербального общения. Средства невербального общения
Практика: Упражнения: «3еркало», «Разговор через стекло» Упражнения: «Шарады», «Разговор в парах на разных дистанциях», «Путаница»
3.5 Тема. Речевые средства общения- 3 часа
Теория: Вербальные средства общения Интонация. Темп и громкость речи. Форма изложения
Практика: Упражнение «Глухой телефон»
3.6 Тема. Позиции в общении- 3 часа
Теория: Понятия различные состояния “Я”. Эго-состояние “Родитель”. Эго-состояние “Взрослый”. Эго-состояние “Ребенок
Практика: ситуации с разных позиций общения. Родитель → Ребенок Взрослый → Взрослый Ребенок → Ребенок Вывод
3.7 Тема. Барьеры в общении- 3 часа
Теория: Основные коммуникативные барьеры в общении.
Что мешает полноценному общению
Практика: Упражнение «Испорченный телефон».
3.8. Тема. Итоговое занятие: «Какой я в межличностных отношениях» -
Теория: Я среди людей – какой/какая? Что обо мне думают? Как меня воспринимают?
Практика: Упражнения: «Метафора «Дар моря», «Уровень доверия к группе», «Какой Я?, «Качества, важные для межличностных отношений», игра «Я среди людей»
Этикет – 12 часов
-
Тема. Путешествие по стране Этикет - 3 часа
Теория: Правила хорошего тона.
Практика: Мини-тест «Правила приветствия»
-
Тема. В человеке должно быть всё прекрасно- 3 часа
Теория: Актуализация представлений учащихся о взаимосвязи понятий: чистота, здоровье, эстетика.
Практика: Продолжить фразу: «Комфорт – это…». Игра – тест на знание правил поведения: "На улице и в общественном месте
-
Тема. Гардероб на все случаи жизни- 3 часа
Теория: Внешний облик подчёркивает неповторимость человеческой личности
Практика: Тест «Характер человека и его манера одеваться»
-
Тема. Итоговое занятие: «Азбука вежливости» - 3 часа
Теория: Знакомство с правилами игры
Практика: Конкурсная программа знатоков этикета «Азбука вежливости»
V. Творческая лаборатория – 62 часа
-
Тема. Праздник Осени – 3 часа
Практика: выставка даров лета и труда, конкурсная программа «Золотая волшебница»
5.2 Тема. День матери – 3 часа
Теория: Образ матери в литературе русских классиков
Практика: Концертная программа ко Дню Матери
5.3. Тема. Новый год – 3 часа
Практика: «Новогоднее богатство» -театрализованная развлекательная программа
5.4. Тема. Рождество – 3 часа
Практика: «Рождественские посиделки» - развлекательная программа
5.5. Тема. Валентинов День – 3 часа
Практика: «Валентинов День» - развлекательная программа
5.6. Тема. День защитника Отечества – 3 часа
Практика: «Юноши присягают России» – литературно-музыкальная композиция
5.7. Тема.8 Марта– 3 часа
Практика: «Ах! Красны девицы» - развлекательная программ
5.8. Тема. День смеха– 3 часа
Практика: КВН «По страницам русских народных сказок
5.9. Тема. Разговор у свечи – 9 часов
Теория: Фиксация своих дел и поступков
Практика: упражнение «Корзина орехов, Экспресс-анкетирование «Книга добрых дел»
5.10. Тема. Университет таинственных явлений - 9 часов
Теория: удовлетворение потребности в творческом самовыражении
Практика: познавательная программа «Полна чудес могучая природа». Игра «Тайны лесного царства» («Животный и растительный мир Хабаровского края»), «Тайны Пальвинской протоки» – интеллектуальное казин
5.11. Тема. КТД «Мой двор. Мой дом» - 6 часов
Теория: Понятие: Деятельностная игра.
Практика: Операция «Волшебная тряпка
5.12 Тема. КТД «Большое космическое путешествие» - 3 часа
Теория: расширение познавательных интересов
Практика: «Большое космическое путешествие» - коллективно творческое дело
5.13. Тема. Акция «Общественное мнение» - 3 часа
Теория: Проблемы современного общества
Практика: Анкета «Незнакомый прохожий»
5.14. Тема. Игра «Переменный марафон - 6 часов»
Теория: профилактика вредных привычек.
Практика: Конкурсная программа «Молодежь за ЗОЖ»
5.15. Тема. Заколдованная страна - 6 часов
Практика: Заколдованная страна - урок игра
5.16. Тема. Права и правила в обществе - 3 часа
Теория: Права человека
Практика: Права и правила в обществе - обсуждение
5.17. Тема. Лидер — это тот, кто... - 3 часа.
Теория: Психологические качества лидера. Типы лидеров. Стили управления.
Практика: Лидер — это тот, кто...- обсуждение
VI. Индивидуальное консультирование - 48 часов
6.1. Тема. Индивидуальное консультирование подростков – 45 часов
Практика: Психолого-педагогическая поддержка подростков
6.2. Тема. Консультирование родителей – 3 часа
Теория: Психологические особенности мужского и женского пола
Практика: «Гендерное воспитание» - круглый стол
Учебно-тематический план 3-ого года обучения
№ п./п. |
Разделы программы |
Количество часов по годам |
Форма аттестации/ контроля |
|||
всего |
теория |
практика |
||||
I. |
Вводное занятие |
3 |
1 |
2 |
Опрос |
|
II. |
Психологическое просвещение |
39 |
17 |
22 |
Опрос, тестирование, наблюдение, психологические игры. |
|
III. |
Общение |
48 |
16 |
32 |
Беседа, опрос, тестирование, анкетирование |
|
IV. |
Этикет |
12 |
5 |
7 |
Беседа, опрос, тестирование, анкетирование |
|
V. |
Творческая лаборатория |
48 |
7 |
41 |
Творческий отчет (театрализация), коллективный анализ |
|
VI. |
Индивидуальное консультирование |
66 |
11 |
55 |
самооценка обучающегося |
|
216 |
57 |
159 |
Содержание 3 -его года обучения
Вводное занятие - 3 часа
Тема. Введение
Теория: Психофизическое здоровье. Наука о душе. Актуальность психологических знаний
Практика: инструктаж по технике пожарной безопасности игры "Путаница", "Комплименты", "Дополни фразу".
Психологическое просвещение – 39 часов
-
Тема. Проблемы подростка - 6 часов
Теория: Подросток-это сложно - основные проблемы, которые волнуют современного подростка.
Практика: Тест на самоопределение, письменное задание «Принятие себя», игра «Коллективный счёт», «Все в твоих руках» - конкурсная программа
2.2 Тема. Подросток. Как реализовать свои возможности -3 часа
Теория: Мои ресурсы - какими качествами должен обладать лидер.
Практика: Упражнения: «Звуки», «Дракон- самоед», «Виртуальная муха», «Энергетика ума», легенда древних Кельтов, упражнение: Научись понимать, научись объяснять
-
Тема. Трудный возраст - для кого он труднее для тебя или для родителей - 6 часов
Теория: Беседа о значимости собственного «Я».
Практика: Письмо самому себе, Самоанализ «Какой я?». Упражнения: «Расскажи мне обо мне». «Сжатый отчет
-
Тема. Бунт гормонов – 3 часа
Теория: половое развитие подростков
Практика: круглый стол - «Юноши – налево, девушки – направо»
-
Тема. Готовность подростков к выбору профессии – 6часов
Теория: Из истории появления профессий и труда
Практика: интеллектуальная игра «Звёздный час», игра-путешествие «Острова профессий», «Парад профессий -познавательная игра
-
Тема. Эмоции и чувства. - 6 часов
Теория: Источники эмоций. Спектр наших эмоций и чувств. Эмоционально-чувственная сфера личности. Счастье, самоуважение, любовь, чувство юмора, смятение. Воля как источник положительных и отрицательных эмоций.
Практика: Графический тест "Эмоции и лица". Психологический тренинг "Учитесь властвовать собой", упражнения, игры-релаксации. Копилка обид", "Чувствую себя хорошо", "Вверх по радуге", "Улыбайтесь, господа!". Психогимнастика: эмоциональные состояния.
-
Тема. От здорового духа – здоровое тело - 9 часов
Теория: Наш физический образ. Самопрезентация. Ценностные ориентации. Психологические задачи и упражнения по теме: «Я и мой характер»,
Практика: дискуссия "Первое впечатление", Психологические задачи и упражнения по теме: “Базовые характеристики личности"
III. Общение – 48 часов
-
Тема. Средства общения – 3 часа
Теория: Что такое общение. Виды общения. Средства общения (вербальные и невербальные). Значение общения в жизни человека
Практика: Упражнения: «Комплимент». «Чувства без слов», Игра «Зоопарк», Игра «Чепуха»
3.2. Тема. Общение со взрослыми – 9 часов
Теория: Детско-родительские отношения.
Практика: Мозговой штурм. «Чем мы с родителями похожи»
3.3 Тема. Общение с однополыми сверстниками – 3 часа
Теория: Уточнение понятий: «друг», «товарищ», «ровесник»
Практика: Упражнение - разминка "Художник", Упражнение "Конверт откровений".
3.4. Тема. Общение со сверстниками противоположного пола. – 3 часа
Теория: Типичные трудности в общении и способы их разрешения. Мини-лекция: «Что с нами происходит?»
Практика: Упражнение «Из чего только сделаны…» составление коллажа Упражнение «Наши сильные стороны и «места наименьшего сопротивления», Упражнение «Смени установку»
3.5. Тема. Тренинг общения – 30 часов
Теория: Общение как социально-психологическое понятие. Различение демонстрируемого другими агрессивного, неуверенного и уверенного поведения. Выделение ситуаций, при которых чаще всего испытывают неуверенность в себе. Сопротивление групповому давлению.
Практика: Игра «Слепой и поводырь», Упражнения «Несмеяна» «Просьба» Упражнения: «3еркало», «Разговор через стекло», «Шарады», «Разговор в парах на разных дистанциях», «Рассказчик – наблюдатель - слушатель», «Начальник и подчиненный», «Леди и джентльмены», «Гости» («День рождения»), «Разожми кулак»; Дискуссия о видах группового давления «Этюд на оправдание» Упражнения: «Похвала по кругу» «Доверяющее падение» «Фотография на память»
IV. Этикет – 12 часов
-
Тема. Этикет в нашей жизни – 3 часа
Теория: Мини- лекция «Что такое этикет»
Практика: Обсуждение «Вежливость - понятие устаревшее?»
4.2. Тема. Как ухаживать за…. – 6 часов
Теория: Этикет - предназначен для того, чтобы каждый мог отыскать верную дорогу в лабиринтах разнообразных обстоятельств и случаев, ситуаций общения, человеческих контактов
Практика: «Леди и Джентльмены» - развлекательно - познавательная программа для подростков.
4.3. Тема. Когда, кому и какие цветы следует дарить – 3 часа
Теория: Мини-лекция о правилах выбора цветов
Практика: Конкурс «Цветочные аранжировки»
V.Творческая лаборатория – 48 часов
5.1. Тема. Праздник Осени – 3 часа
Практика: «Осенний день высок и ясен» … - вечер отдыха
-
Тема. День матери – 3 часа
Практика: «От всей души» - концертная программа
-
Тема. Новый год – 3 часа
Практика: «С новым годом!» - театрализованная конкурсная программа
5.4. Тема. Рождество – 3 часа
Практика: Конкурсная программа «Рождественские посиделки»
5.5. Тема. Валентинов День – 3 часа
Практика: «Всё ради любви» – развлекательная программа
5.6. Тема. День защитника Отечества – 3 часа
Практика: День защитника Отечества - конкурсная программа
5.7 Тема. 8 Марта – 3 часа
Практика: С Праздником весны! - концерт
5.8. Тема. День смеха– 3 часа
Практика: «С нами – смех!» - развлекательная программа
5.9 Тема. Морские учения - игра – 3 часа
Теория: Инструкция проведения игры
Практика: «Морские учения» - игра
5.10. Тема. Случай в городе С – 3 часа
Теория: У каждого человека в нашем обществе есть собственные интересы, ценности, потребности
Практика: Упражнение «Связанные одной нитью», ролевая игра -«Заседание городского собрания»
5.11. Тема. Я и мои друзья – проект – 6 часов
Теория: Анализ деятельности в разных видах коммуникации
Практика: Тест «Конфликтный ли вы человек?» Упражнение «Контакты», «Дружба»
5.12. Тема. Тренинг «Хороший и верный друг – как важнейшая жизненная ценность» - 12 часов
Теория: «Кого я могу назвать своим другом»
Практика: Упражнение «Раз хлопок, два хлопок…», Тест «Какой ты друг» «Глаза в глаза», «Арифмометр», «Телеграф», «Комплимент», «Необитаемый остров», Практическая работа «Восточные стихи», Игра «Пойми меня»
VI. Индивидуальное консультирование - 66 часов
6.1. Тема. Индивидуальное консультирование подростков – 63 часа
Практика: Психолого-педагогическая поддержка подростков
6.2. Тема. Консультирование родителей – 3 часа
Теория: информирование родителей об основных стилях воспитания детей, формирование у родителей навыков конструктивного общения с детьми.
Практика: «Воспитываю своего ребенка!»
Учебно-тематический план 4-ого года обучения
№ п./п. |
Разделы программы |
Количество часов по годам |
Форма аттестации/ контроля |
|||
всего |
теория |
практика |
||||
I. |
Вводное занятие |
3 |
1 |
2 |
Опрос |
|
II. |
Психологическое просвещение |
45 |
16 |
29 |
Опрос, тестирование, наблюдение, психологические игры. |
|
III. |
Общение |
21 |
7 |
14 |
Беседа, опрос, тестирование, анкетирование |
|
IV. |
Этикет |
18 |
5,5 |
12,5 |
Беседа, опрос, тестирование, анкетирование |
|
V. |
Творческая лаборатория |
60 |
7 |
53 |
Творческий отчет (театрализация), коллективный анализ |
|
VI. |
Индивидуальное консультирование |
69 |
9 |
60 |
самооценка обучающегося |
|
216 |
45,5 |
170,5 |
Содержание 4-го года обучения
Вводное занятие - 3 часа
1.Тема. Введение
Теория: Цели, задачи и содержание программы 4 года обучения.
Практика: инструктаж по технике пожарной безопасности, игры
Психологическое просвещение – 45 часов
-
Тема. Проблема непонимания (меня никто не понимает). – 6 часов
Теория: Проблема отделения подростка от семьи и формирование новых партнерских отношений между семьей и подростком. Почему семье трудно отпустить подростка.
Практика: Групповая работа «Три портрета»
-
Тема. Я и мои привычки – 6 часов
Теория: Проблема доминирования в подростковом возрасте. Я и мои привычки. Идеальный подросток.
Практика: игра «Волшебная лавка»
-
Тема. Взросление и проблемы ролевого поведения. – 9 часов
Теория: Взросление и проблемы ролевого поведения. Роль. Виды ролей. Ролевые нарушения. Социальные, семейные, половые роли. Ролевые конфликты. Практика: «Кто я ребёнок или взрослый?» - дискуссия
-
Тема. Стресс. – 12 часов
Теория: Что такое стресс? Виды стресса. Стресс — это хорошо или плохо? Последствия стресса. Стрессовые ситуации (дома, в школе, на улице и т.д.). Как справится со стрессом? Стресс и депрессия.
Практика: «Как справиться со стрессом», «Учимся справляться со стрессом»
-
Тема. Трудности подросткового возраста – 6 часов
Теория: Что требуется для сегодняшней жизни и для принятия решений относительно своего будущего
Практика: Упражнения: «Проверь свою нервную систему», «Мое учение» - анкет
-
Тема. Моё Я – 6 часов
Теория: Самооценка подростка
Практика: Диагностика «Я в настоящем» -рисунок, «Я в будущем» -рисунок
III. Общение – 21 час
3.1. Тема. Деловая беседа– 3 часа
Теория: Понятие- деловая беседа
Практика: «Деловая беседа» -ситуационная игра
3.2 Тема. Спор. Его цели и стратегии. – 3 часа
Теория: Спор. Полемика. Варианты протекания дискуссии – спора.
Практика: Упражнения: «3ахват инициативы в диалоге», «Перетягивание каната»
3.3 Тема. Механизмы межличностного восприятия – 3 часа
Теория: Роль первого впечатления. “Эффект ореола”. Ошибка превосходства. Ошибки привлекательности
Практика: «Визуальное чувствование»
3.4. Тема. Психологические защиты – 3 часа.
Теория: Понятия “Психологические защиты” - Вытеснение. Проекция. Замещение. Отрицание. Рационализация. Регрессия
Практика: круглого стола на тему «Толерантность».
3.5. Тема. Конструктивное общение. Контроль эмоций. – 3 часа
Теория: Управление своими эмоциями и чувствами. Конструктивное выражение негативных чувств
Практика: Ролевая игра «Войди в положение другого».
3.6 Тема. Активное и пассивное слушание – 3 часа
Теория: Понятие - активного слушания, выделение признаков хорошего и плохого умения слушать друг друга.
Практика: тест - «Умеем ли мы слушать?»
3.7 Тема. Итоговое занятие. «Будьте добрыми и человечными» – 3 часа
Теория: Нравственные категории, как «терпимость», «добро», «милосердие», «гуманизм».
Практика: Будьте добрыми и человечными» - час дружеского общения
Этикет – 18 часов
4.1.Тема. Этика делового общения – 9 часов
Теория: Поведение на работе, деловое письмо, телефонные переговоры
Практика: Упражнение «Начальник и подчиненный», «Имеете ли вы способность для самостоятельного ведения дел» - тест
-
Тема. Поведение в общественных местах – 3 часа
Теория: Правила поведения в театре, в кино, в кафе, ресторане
Практика: Творческий проект «Приглашение в театр»
4.3. Тема. Подарки – 3 часа
Теория: Преподношение и получение подарков. Подарки детям, близким людям, в официальной среде, упаковка подарков.
Практика: «Подари мне…» ролевая игра
4.4 Тема. Итоговое занятие «Этикет в вопросах и ответах – 3 часа
Теория: Знакомство с правилами игры
Практика: викторина «Этикет в вопросах и ответах»
V.Творческая лаборатория – 60 часов
5.1. Тема. Праздник Осени – 3 часа
Практика: Осенний бал» вечер отдыха
5.2. Тема. День матери – 3 часа
Практика: «Тепло сердец для любимых мам» - концерт ко Дню матери
5.3. Тема. Новый год – 3 часа
Практика: «Дед Мороз приглашает - театрализованное представление
5.4. Тема. Рождество – 3 часа
Практика: «Рождественские посиделки» - развлекательная программа
5.5. Тема. Валентинов День – 3 часа
Практика: «Любовь с первого взгляда» - игра
5.6. Тема. День защитника Отечества – 3 часа
Практика: «Рыцарский турнир» - конкурсная программа
5.7. Тема. 8 Марта – 3 часа
Практика: «А ну-ка, девушки» - конкурсная программа
5.8. Тема. День смеха – 3 часа
Практика: «Смеяться разрешается» – юмористическая программа
5.9. Тема. КТД «Как стать гражданином» - 6 часов
Теория: Понятие «Гражданин», «гражданская активность»
Практика: «Как стать гражданином» коллективно-творческое дело
5.10. Тема. КТД «Однажды в городе Н» - 3 часа
Теория: Знакомство с деятельностью городских органов и организаций, формирование навыков социальной активности
Практика: «Однажды в городе Н» коллективно-творческое дело
5.11. Тема. Ток-шоу «Мы и они» - 6 часов
Теория: Осознание подростками ценности каждой человеческой личности, признание того, что непохожие «не такие» по различным признакам люди живут рядом с нами и нуждаются в нашем понимании
Практика: «Мы и они» - ток-шоу
5.12. Тема. «Моя планета» - игра – 6 часов
Теория: Узнать о себе всё то, что раньше было неизвестно
Практика: Моя планета» - игра
5.13. Тема. Тренинг по целеполаганию и социальной адаптации – 15 часов
Теория: развитие способностей к социальному восприятию участников процесса общения, наблюдательности, к умению выделить индивидуальные качества
Практика: Упражнение «Солнышко» «Настроение» «Кто он?» «Слепой и поводырь» «Сценка вежливости»
VI. Индивидуальное консультирование - 69 часов
6.1. Тема. Индивидуальное консультирование подростков – 66 часа
Практика: Психолого-педагогическая поддержка подростков
6.2. Тема. Консультирование родителей – 3 часа
Теория: уточнение представлений родителей о том, что означает любовь к своим детям, корректировка этих представлений, формирование осознанного отношения к своей родительской миссии
Практика: ««Время перемен»!»
Учебно-тематический план 5-ого года обучения
№ п./п. |
Разделы программы |
Количество часов по годам |
Форма аттестации/ контроля |
|||
всего |
теория |
практика |
||||
I. |
Вводное занятие |
3 |
1 |
2 |
Опрос |
|
II. |
Психологическое просвещение |
51 |
23 |
28 |
Опрос, тестирование, наблюдение, психологические игры. |
|
III. |
Общение |
27 |
10 |
17 |
Беседа, опрос, тестирование, анкетирование |
|
IV. |
Этикет |
18 |
8 |
10 |
Беседа, опрос, тестирование, анкетирование |
|
V. |
Творческая лаборатория |
45 |
10 |
35 |
Творческий отчет (театрализация), коллективный анализ |
|
VI. |
Индивидуальное консультирование |
72 |
- |
72 |
самооценка обучающегося |
|
216 |
52 |
164 |
Содержание 5 - ого года обучения
Вводное занятие - 3 часа
1.Тема. Введение
Теория: Цели, задачи и содержание программы 4 года обучения.
Практика: инструктаж по технике пожарной безопасности игры
Психологическое просвещение – 51 час
-
Тема. Успех. – 6 часов
Теория: Что значит быть успешным? Какой человек может стать успешным? Умение преодолевать препятствия как составляющая успеха. Всегда ли успешный человек бывает счастлив? Как стать успешным и счастливым?
Практика: Исследовательский проект «Лестница успеха». Тест «Определение твоей склонности к риску»
-
Тема. Принятие себя – 9 часов
Теория: Способность адекватно и наиболее полно познать себя и других людей
Практика: Упражнения «Уровень доверия к группе», «Я горжусь», «Волшебное зеркало Тест «Что ты думаешь о своей внешности»
-
Тема. Что ценно для тебя? – 3 часа
Теория: Совершенствование умения самоанализа и самокритичности;
Практика: Творческая работа в группе», «Заботимся друг о друге».
-
Тема. Умей сказать нет – 3 часа
Теория: развитие навыков отказа в ситуациях риска, провоцирующих к негативному поведению, умение оценивать, анализировать ситуацию, умение общаться, аргументированно отстаивать собственную позицию
Практика: «Как сказать НЕТ!» - игровой практикум
-
Тема. Профессии, которые мы выбираем – 12 часов
Теория: Орудия и условия труда, требования к профессиям, как выбрать профессию
Практика: «Выбор профессии: Кем стать», Тест: «Кем вы можете стать»
-
Тема. Моя семья – 6 часов
Теория: Ценности семейных отношений, ответственности членов семьи друг перед другом
Практика: «Семейный клуб» - игра
-
Тема. Люди встречаются, люди влюбляются – 6 часов
Теория: Обсуждение смысла понятии «любовь» и «влюбленность»
Практика: Тест «Как вы относитесь друг к другу»
-
«Досуг - дело серьезное» - 3 часа
Теория: Оценка навыков планирования своей деятельности, расширение знаний о рациональной организации деятельности как условии достижения успеха
Практика: творческий проект «Увлечение - вторая натура?»
-
Тема. Когда не стоит быть, как все? - 3 часа
Теория: истинная и ложная дружеская солидарность, признаки ситуаций, в которых необходимо противостоять влиянию группы.
Практика: Ролевая игра «Сложная ситуация»
Общение – 27 час
-
Тема. Приемы расположения к себе. Самопрезентация – 3 часа
Теория: Знаки внимания. Комплименты. Как правильно делать комплименты. Похвала и поддержка.
Практика: Самопрезентация. «Король школы»
-
Тема. Деловая беседа – 6 часов
Теория: Дать понятие «деловая беседа»
Практика: Ролевая игра «Собеседование»
-
Тема. Психологические особенности публичного выступления – 3 часа
Теория: Неречевые компоненты публичного выступления. Начало выступления. Язык выступающего. Контроль эмоций.
Практика: Упражнение «Искусство убеждения»
3.4.Тема. Спор. Его цели и стратегии. – 3 час
Теория: Спор. Полемика. Варианты протекания дискуссии – спора. Принципы и правила ведения спора
Практика: Упражнение «Обвинение»
3.5.Тема. Развитие навыков уверенного отказа. – 3 часа
Теория: Почему не всегда удается сказать “нет”? Право на отказ. Приемы противостояния давлению.
Практика: Ситуационная игра «Как сказать нет». Ролевая игра «Просьба и отказ»
3.6.Тема. Тренинг формирования коммуникативных умений и навыков – 9 часов
Теория: расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения;
Практика: Тренинг формирования коммуникативных умений и навыков
Этикет – 18 часов
4.1 Тема. Этикет делового человека – 6 часов
Теория: Деловой этикет - соблюдение правил, которые предполагают в первую очередь глубокое уважение индивидуальности
Практика: Ролевая игра «Просьба и отказ»
4.2. Тема. Этика трудоустройства – 3 часа
Теория: Способность аргументировано отстаивать свою точку зрения, навыков самопрезентации
Практика: Ролевая игра «Собеседование»
-
Тема. Красивый жест – 3 часа
Теория: расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения
Практика: расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения
-
Тема. Этикет среди молодежи – 6 часов
Теория: Информирование о некоторых общих правилах современного молодёжного этикета о нормах поведения в ресторане
Практика: «Этикет в вопросах и ответах» – интеллектуальное казино
Творческая лаборатория – 60 часов
5.1. Тема. Праздник Осени – 3 часа
Практика: «Капустник» -театрализованная конкурсная программа
5.2. Тема. День матери – 3 часа
Практика: «Пусть всегда будет мама» - концерт, посвящённый Дню Матери
5.3. Тема. Новый год – 3 часа
Практика: «Морозыч представляет» - конкурсно-развлекательная программа
5.4. Тема. Рождество – 3 часа
Практика: «Рождественские посиделки» - развлекательная программа
5.5. Тема. Валентинов День – 3 часа
Практика: «Любовь всего превыше на Земле» - театрализованное представление
5.6. Тема. День защитника Отечества – 3 часа
Практика: «Смелые, ловкие, сильные, умелые» игра - конкурсная программа, посвящённая Дню Защитников Отечества
5.7. Тема. 8 Марта – 3 часа
Практика: «А ну-ка, девушки» - конкурсная программа
5.8. Тема. День смеха – 3 часа
Практика: «Смешные истории» - юмористическая программа
5.9. Тема. Что и почему нас беспокоит – 6 часов
Теория: Формирование гражданской активности учащихся на основе развития способности осознанного анализа проблем общественной жизни
Практика: Что и почему нас беспокоит – круглый стол
5.10. Тема. Тренинг профессионального самоопределения – 12 часов
Теория: Профессиональное самоопределение -что это
Практика: Тренинг профессионального самоопределения
5.11. Тема. Деловая игра «Я в ответе» - 3 часа.
Теория: каждый гражданин имеет реальную возможность оказывать влияние не только на решение проблем местного сообщества, но и может участвовать в решении мировых общественных проблем
Практика: Деловая игра «Я в ответе»
VI. Индивидуальное консультирование - 72 часа
-
Тема. Индивидуальное консультирование подростков – 69 часов
Практика: Психолого-педагогическая поддержка подростков
6.2. Тема. Консультирование родителей – 3 часа
Теория: уточнение и корректировка представлений родителей о семейном воспитании как об одной из важнейших составляющих нравственного развития детей.
Практика: «Человек в семье», Тест «Что у вас за ребенок, какой он?
-
Планируемые результаты
Критериальный подход к оценке эффективности программы базируется на следующих направлениях:
Деятельностное направление – позволяет оценить сформированность познавательных и практических умений, обучающихся по конечным результатам выполненных заданий, по статистическим данным участия детей в различных видах деятельности;
Личностное направление – позволяет выявить развивающий характер образовательного процесса, определить характер изменения атмосферы в коллективе с уклоном на толерантное взаимоотношение учащихся, способность к самообразованию, самовоспитанию.
В результате предполагается, что каждый воспитанник, прошедший курс по данной программе:
- приобретет сформированные знания, умения и навыки, необходимые для социальной адаптации и успешной деятельности в обществе;
- сможет выявить свои сильные и слабые стороны, склонности и возможности, которые помогут ему развивать социально значимые личностные качества и творческие умения;
- обретет способность управлять текущими событиями, последовательно защищать свои взгляды, излагать свою точку зрения и вести дискуссию
Результаты отслеживаются путем проведения нулевого, промежуточного и итогового этапов диагностики.
Начальный этап проводится в начале учебного года. Его цель – определение уровня подготовки детей в начале цикла обучения, т.е. начальное диагностирование. В ходе проведения этого этапа диагностики осуществляется прогнозирование возможности успешного обучения.
Промежуточная диагностика проводится в конце первого полугодия. Ее цель – подведение промежуточных итогов обучения, оценка успешности продвижения воспитанников. Данный этап позволяет оценить успешность выбора технологии и методики, откорректировать учебный процесс.
Цель проведения итогового этапа диагностики – подведение итогов завершающегося года обучения. На этом этапе анализируются результаты обучения, оценивается успешность усвоения воспитанниками учебной программы. Итоговая аттестация проводится в конце учебного года.
Программа мониторинговых исследований, проводимых в течение учебного года включает:
Мониторинг результатов обучения по дополнительной образовательной программе - для отслеживания результатов освоения программы использую диагностику П. И. Третьякова «Уровень сформированности мотивации к учебной деятельности», которая состоит из следующих показателей: «Мотивация к знаниям» «Знания, умения, навыки» «Творческая активность, «Достижения».
Педагогический контроль знаний умений и навыков учащихся осуществляется по трём уровням:
I уровень - начальный;
II уровень - освоения;
III уровень – совершенствования.
Мониторинг развития качеств личности обучающихся - отражает изменения личностного развития подростка в процессе освоения ими дополнительной образовательной программы «Облик». Для определения уровня воспитанности применяется психолого-педагогическая методика «Изучение качеств личности воспитанников», разработанная на основе метода изучения воспитанности школьников М.И. Шиловой.
В методике выделены основные качества личности, формирование и развитие которых определено целями и входит в задачи программы: активность, коммуникативность, ответственность, нравственность, креативность.
II. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимы следующие условия:
Организационно – педагогические
Кабинет, соответствующий "Санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"; (СанПиН 2.4.4.3172-14) с индивидуальными рабочими местами для учащихся и отдельным рабочим столом для педагога.
Формирование групп и расписания занятий в соответствии с требованиями Сан ПиН и программой.
Пространственно-предметная среда (стенды, наглядные пособия, плакаты, дидактические материалы).
Материально-технические
Компьютер;
Музыкальный центр;
Костюмы, декорации, необходимые для работы над созданием различных мероприятий;
Фото-, видеокамеры;
Мультимедиа проектор;
Экран;
Школьная доска
Методические
Дидактический материал (раздаточный материал по темам занятий программы, наглядный материал, мультимедийные презентации) ;
Медиатека (познавательные игры, музыка, энциклопедии, видео) ;
Архив видео и фотоматериалов;
Методические разработки занятий;
УМК к программе.
2.2. Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
Программа носит развивающий характер, то есть, направлена на развитие природных задатков подростков, на реализацию их интересов и способностей. Каждое занятие обеспечивает развитие личности подростка. Программа построена с опорой на личностно - ориентированные технологии обучения, в центре внимания которых неповторимая личность, стремящаяся к реализации своих возможностей.
Темы и формы занятий рассчитаны на то, чтобы помочь ребятам познать себя, открыть свои возможности, стать интересными, независимыми людьми. Они же помогут сформировать творческое отношение к окружающему миру, дадут возможность стать самостоятельнее, выйти на уровень партнёрства со взрослыми в условиях сотрудничества. Поэтому наряду с традиционными формами – лекциями, беседами, проводятся творческие мастерские с использованием игр-тренингов, творческие лаборатории, индивидуальные консультации, деловые и ситуационно-ролевые игры, КТД, дискуссии, диспуты, интегрированные занятия с воспитанниками других объединений Дома детского творчества.
Выбор методов обучения определен с учетом возможностей обучающихся, возрастных и психофизических особенностей подростков, с учетом специфики изучения данного учебного предмета:
-словесные (рассказ, беседа, лекция);
-наглядные (демонстрация плакатов);
-практические (упражнения, тренинг, ведение дневника наблюдений);
-игровые (игры на развитие внимания, памяти, воображения, ролевые игры);
- психологические (анкетирование, тесты, диспут, анализ и решение конкретных ситуаций).
Программа предлагает инновационные формы организации занятий:
- ситуационно-ролевые игры;
- диалог за круглым столом;
- урок доверия;
- урок путешествие;
- презентация;
- КТД по разным направлениям деятельности;
- мастерская организатора.
Использование мини-лекции и беседы в учебном процессе обусловлено легкостью их восприятия, значительной степенью разговорности при изложении, наличием так называемой «обратной связи». Активному восприятию таких форм занятий и поддержанию интереса к ним способствует использование таких наглядных средств как видео и фото материалов. Особое значение в процессе обучения играют деловые и ситуационно-ролевые игры, построенные на моделях жизненных ситуациях общения. Так как на таких занятиях отрабатывается тактика межкультурного взаимодействия, а также тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретных социальных ролей. Использование дискуссий и диспутов – один из наиболее эффективных приемов вербального общения, которые помогают разностороннему рассмотрению изучаемых тем учебного материала, отдельных вопросов, проблемных ситуаций.
КТД – это особые формы творческого сотрудничества со своими принципами: свобода выбора, равенство всех участников, добровольное участие в процессе деятельности, отсутствие соревнования, соперничества, проведение самоанализа, рефлексии, чередование индивидуальной и коллективной работы. Они способствуют развитию и повышению уровня творческих, организаторских и коммуникативных способностей.
Каждое занятие включает в себя следующие элементы:
1. Организационный момент: - приветствие; - проверка присутствующих.
2. Игровая разминка:
- активизация участников;
- создание непринужденной, доброжелательной атмосферы;
- повышение сплоченности;
- эмоциональный настрой на участие в занятии, совместную деятельность.
3. Объявление темы, цели и задач занятия.
4. Подача новой информации в деятельности (теоретическое и практическое рассмотрение изучаемого материала).
5. Закрепление учебного материала.
6. Подведение итогов, рефлексия.
7. Завершение занятия.
Основным способом и формой работы с детьми является групповое занятие. Но согласно содержанию программы, для выполнения творческих заданий, предусмотрены индивидуальные консультации. На занятиях первостепенное значение отводится формированию навыков самоанализа, самопознания и самосовершенствования с целью психофизического оздоровления.
Список литературы
Батаршев А.В. Психология личности и общения. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.- 248с – (Психология для всех).
Беспятова Н. К. Программа педагога дополнительного образования. М.:
2004 г.
Гришунина Е. В. Психология для девочек или секретные дневники. М.:
2000 г.
Годлман Д. Советы на все случаи жизни. Этикет для подростков / Пер. с англиского Е.Коваленко. – М.: «Издательство 2000 г.
Еникеева Д. Практическая психология для мальчиков или как стать настоящим мужчиной. М.: - г.
Иванченко В.Н. Взаимодействие общего и дополнительного образования детей: новые подходы. - Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2007-256с.
Иванченко В.Н Занятия в системе дополнительного образования детей. - Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2007-288с.
Как вести себя в любой компании. Сост. В. Лившиц. Донецк. - 2002
Козлов Н. II. Истинная правда, или учебник для психолога по жизни. М.: 2001 г.
Козлов Н. И. Книга для тех, кому нравиться жить или психология личностного роста. М.: - 2000 г.
Коммуникативные технологии в школе: секреты эффективного общения / авт.- сост. О.Я. Воробьёва. – Волгоград: Учитель, 2008. –
Лидерс А. Г. Психологический тренинг с подростками. М.: - 2003 г.
Немов Р. С. Психология. Психодиагностика. Кн. 3. М.: - 1998 г.
Рожков М.И., Ковальчук М.А. профилактика наркомании у подростков. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.-1444с. –(Психология для всех)
Сборник образовательных программ для учреждений дополнительного образования детей. Часть 1 – Хабаровск: Министерство Образования Хабаровского края, Департамент общего образования, отдел воспитания и дополнительного образования, 2004 г.-156 с.
Сборник образовательных программ для учреждений дополнительного образования детей. Часть 2 – Хабаровск: Министерство Образования Хабаровского края, Департамент общего образования, отдел воспитания и дополнительного образования, 2004 г.-148 с.
Сборник практических материалов по использованию интерактивных методик в учебно-воспитательном процессе./ Сост. Селиверстова Т.Л.
Тыртышная М.А. Всё лучшее – впереди / социальноориентированные формы работы со школьниками / М.А. Тыртышная. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006.- 285с.: - (Библиотека учителя
Учение с увлечением -2. Сборник практических материалов для проведения мероприятий по профилактике и предотвращению домашнего насилия. Под ред. Н. Фоминой, Ю. Лытыповой. – Хабаровск, 2007
Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: — М.: Издательский центр «Академия», 2001.
Хухлаева О.В. Психология подростка. М.: - 2005 г
Энциклопедия Этикета. – М.:РИПОЛ классик, 2006.г
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ
Дерябо С., Ясвин В. Гроссмейстер общения. Иллюстрированный самоучитель психологического мастерства. – М., 2005.
Вачков И.В. Приключения во внутреннем мире. – М.,2005.
Кинчер Дж. Книга о твоих знакомых. – СПб.: Владос, 2003.
Кинчер Дж. Книга о тебе. – СПб.: Владос, 2006.
Снайдер Д. Курс выживания для подростков. – М., 2005.
Профильное образование, Элективный курс. Прикладная этика. - Волгоград: Учитель, 2007.
Маркуша А. Мозаика для делового человека. - М., 2007.
СелевкоГ.К. Управляй собой. - М., 2003.
Селевко Г.К. Познай себя. - М., 2003.
Селевко Г.К. Руководство по организации самовоспитания школьников. - М.: Народное образование, 2005.
Селевко Г.К. Научи себя учиться. - М., 2007.
Селевко Г.К. Найди себя. - М., 2003.
Селевко Г.К. Сделай себя сам. - М., 2004.
Михайлов В.Т.Моя профессиональная карьера. - М., 2007.
Честных Ю. Н. Открыть себя. - М., 2000.
Зинченко А.А. Как построить свое «Я». - М., 2008.
Каган М.С. Мир общения. - М., 2005.
Цукерман Г.А. Психология саморазвития. - М., 2005.
Тетровский А.П. Быть личностью. - М., 2009.
Прошитская М.П. Правильно выбери профессию. - М., 2008.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Климов Е.А. Как выбрать профессию. - М., 2006.
Фролов В.Т. Перспективы человека. - М.,2007.
Коломенский О.Р. Гражданином быть обязан. - М., 2006.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., 2009.
Тубельский А.Н. Школа самоопределения. - М., 2005.
36