12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Maria20
1

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Звуковые ступеньки»

Департамент образования администрации г. Дзержинска

Муниципальное бюджетное учреждение

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад №97».

 

Принята                                                                                                    Утверждаю:

 

на заседании                                                           Заведующий МБДОУ «Детский сад №97»

педагогического совета                                                   _____________/Леонтьева М.В./

МБДОУ «Детский сад №97»                                               « 14» апреля 2020 г.

от "14 " апреля 2020г.

протокол №4

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

социально-педагогической направленности

 

«Звуковые ступеньки».

 

Возраст детей: 5–7 лет.

Срок реализации программы: от 3 до 9 месяцев.

 

                                                                                                         Автор-составитель:

 

Зинкевич Мария Александровна,

учитель-логопед.

 

Дзержинск - 2020г.

 

Содержание.

 

РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ.

1.1.Пояснительная записка..........................................................................................3

1.2. Цель и задачи программы......................................................................................5

1.3. Содержание программы.........................................................................................6

1.4. Планируемые результаты......................................................................................15

РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

2.1. Календарный учебный график...............................................................................16

2.2. Условия реализации программы.............................................................................16

2.3. Формы аттестации.................................................................................................20

2.4. Оценочные материалы..........................................................................................21

2.5. Методические материалы.......................................................................................22

2.6. Список литературы................................................................................................24

2.7. Приложение 1.......................................................................................................26

2.8. Приложение 2.......................................................................................................29

2.9 Приложение 3........................................................................................................31

2.10. Приложение 4.....................................................................................................32

 

РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ.

1.1. Пояснительная записка.

  В настоящее время возросло количество случаев когда у ребенка в процессе обучения возникают трудности,связанные с различными нарушениями речи разной сложности.

   Данная программа представляет собой систему профилактики и коррекции речевых нарушений. Включает в себя методы, направленные на развитие и совершенствование артикуляторных функций и слухоречедвигательного взаимодейтствия, формирование коммуникативной способности, развитию психических процессов,формированию адекватной самооценки, выполнением контроля за правильным артикуляционным укладом, развитию языкового чутья, четкости и разборчивости речи.

   Обучение детей по данной Программе позволяет не только полностью устранить речевые нарушения,но и сформировать устно-речевую базу еще в дошкольном периоде. Своевременное и личностно-ориентированное воздействие на нарушенные звенья речевой функции позволяет вернуть ребенка на онтогенетический путь развития. Это является необходимым условием полноценной интеграции дошкольниковс нарушениями звукопроизношения в среду сверстников с полноценным речевым развитием.

    Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (далее Программа) «Звуковые ступеньки» разработанна в соответствии со следующими нормативными документами:

 Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012г. №237-ФЗ «Обобразовании в Российской Федерации».

Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ» от 18.11.2015г. №09-3242.

Письмом Министерства образования Нижегородской области «Методические рекомендации по разработке образовательной программы» №316-01-100-1674/14 от 30 мая 2014г.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. №26 «Об утверждении

        СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству,           содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

Лицензией на осуществление образовательной деятельности серия 52Л01 №0001847 от 15.01.2015г. №1, выданной министерством образования Нижегородской области.

 

 Адресат программы – дети 5-7 лет с фонетическими нарушениями речевого развития(дислалия).

 

    Дислалия – нарушение нормированного произношения и употребления звуков речи,не связанное с органическим повреждение ЦНС или органов слуха,которая является наиболее распространненым в логопедии речевым нарушеинем. В зависимости от несформированности тех или иных признаков звука (акустических или артикуляторных) и характер дефекта (фонетического или фонематического) выделяют акустико-фонематическую,артикуляторно-фонематическую и артикуляторно-фонетическую дислалию.

 С учетом количества нарушенных звуков мложет быть простой вариант (при правильном произношении 1-4 звуков) или сложный (при дефектном произношении более 4-х звуков).Если нарушается ппроизношение звуков из одной артикуляционной группы (например, только штипящих или свистящих), говорят о мономорфной дислалии,если из разных артикуляционных групп (например, свистящие и шипящие одновременно) – о полиморфной дислалии.

 У ребенка может наблюдаться выпадеине звука в той или иной позиции ( в начале, в середине либо в конце слова), искажение или замена звука.Если ребенок постоянно путает два правильно произносимых звука в речевом потоке(т.е. употребляет их то уместно,то неуместно), говорят о смешении звуков.

 Искажение звуков – это ненормированное произношение, использование в речи звуков,отсутствующих в фонетической системе русского языка. Лексико-грамматическая сторона речи при дислалии формируетсся в соответствии с возрастом:имеется достаточно развитая словарная база, не искажается слоговая структура слова,правильно используются падежные окончания,единственное и множественное число, имеется достаточно высокий уровень развития связной речи.

 Коррекционно-развивающая работа с детьми с ФНР строится с учетом особенностей психической деятельности детей, логопедическое воздействие органически связано с развитием у дошкольников внимания,памяти, умения управлять собой и другими психическими процессами.

 Программа представляет систему логопедической работы, направленную на полноценное овладение фонетическим строем русского языка, а так же в социализации ребенка, этим обуславливается ее современность и актуальность.

 

   Направленность программы – социально-педагогическая.

   Форма обучения очная.

    Периодичность проведения занятий – 2 раза в неделю.

  Продолжительность одного занятия составляет один академический час:25 минут для детей 5-6 летнего возраста и 30 минут для детей 6-7 лет.

  Форма проведения занятий – индивидуальная с детьми,имеющими фонетические нарушения звукопроизношения.

   Срок освоения программы при фонетическом недоразвитии речи составляет от 3 до 9 месяцев, в зависимости от количества нарушенных звуков.

  Организация образовательного процесса осуществляется в соответствии с индивидуальными учебными планами.

 

1.2.Цель и задачи программы.

Цель программы – коррекция нарушений звукопроизношения и профилактика недостатков в формировании фонематической стороны речи.

Задачи:

-раннее выявление речевых нарушений;

- формирование полноценных произносительных навыков и артикуляционных навыков звукопроизношения;

- развитие фонематического восприятия,фонематических представлений,доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;

- предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием фонетико-фонематической стороны речи у старших дошкольников (подготовка к обучению грамоте,формирование навыков учебной деятельности).

 

1.3.Содержание программы.

Учебный план.

Название раздела

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

теория

практика

Раздел 1. Свистящие звуки.

Тема 1.Постановка звука.

Тема 2.Автоматизация звука.

Тема 3.Дифференциация звуков.

Тема

 

9

11

4

 

2

2

1

 

7

9

3

Логопедическое обследование на начало и конец курса

Раздел 1.Шипящие звуки.

Тема 1.Постановка звука.

Тема 2.Автоматизация звука.

Тема 3.Дифференциация звуков.

 

 

9

9

4

 

2

1

1

 

7

8

3

Логопедическое обследование на начало и конец курса

Раздел 1. Сонорные звуки.

Тема 1.Постановка звука.

Тема 2.Автоматизация звука.

Тема 3.Дифференциация звуков.

 

 

9

11

4

 

2

2

1

 

7

9

3

Логопедическое обследование на начало и конец курса

Всего часов

70 часов

14 часов

56 часов

 

 

Учебно-тематический план.

Примерное планирование работы по коррекции звукопроизношения.

 

Раздел работы

Тема

Програмные задачи

Содержание

Раздел 1.Свистящие звуки

 

1.Постановка звука

Подготовить речеслуховой и речедвигательный анализаторы к правильному восприятию и произношению звука. Выработать длительность речевого выдоха. Развитие точности и дифференцированности произвольных движений артикуляционного аппарата.Выработать правильную артикуляцию звука на длительном равномерном и коротком выдохе.Развивать фонематичесий слух.

Комплекс артикуляционных упражнений для свистящих звуков. Дыхательные упражнения. Выделение звука среди других речевых звуков Лазаренко О.И. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика.

 

2.Автоматизация звука в слогах

Закрепление правильного произношения.

Совершенствование дикции,четкого произношения звука в слогах:

- в прямых

- обратных

- со стечением

Нищева Н.В. Тетрадь-тренажёр для автоматизации произношения и дифференциации звуков [С]-[З],[Сʼ]-[Зʼ]

 

Автоматизация звука в словах

Совершенствование четкого произношения слов,активизация употребления в речи слов состоящих из правильно произносимых звуков.

Нищева Н.В. Тетрадь-тренажёр для автоматизации произношения и дифференциации звуков [С]-[З],[Сʼ]-[Зʼ]

 

Автоматизация звука в словосочетаниях,предложениях

Совершенствование четкого произношения словосочетаний,интонационной выразительности речи.

Нищева Н.В. «Занимаемся вместе» Старшая логопедическая группа:Домашняя тетрадь.

Нищева Н.В. «Занимаемся вместе»Подготовительная логопедическая группа: Домашняя тетрадь

 

Автоматизация во фразах,чистоговорках,скороговорках,потешках.

Повышение мотивациик активному употреблению в высказываниях правильного произношения звуков.

Куликовская Т.А. Загадки-добавлялки на свистящие звуки [С], [З], [Ц].

 

Автоматизация в текстах,связной речи.

Повышение мотивациик активному употреблению в высказываниях правильного произношения звуков.

Нищева Н.В. «Занимаемся вместе» Старшая логопедическая группа:Домашняя тетрадь.

Нищева Н.В. «Занимаемся вместе»Подготовительная логопедическая группа: Домашняя тетрадь

 

3.Дифференциация опозиционных звуков по твердости-мягкости

Четко различать и дифференцировать звук по месту, способу артикуляции,развивать фонематческий слух.

Угадай,какой общий звук

Придумай слово на данный звук

Определи место звука в слове

 

Дифференциация опозиционных звуков по звонкости-глухости.

Четко различать и дифференцировать звук по участию голоса,развивать фонематический слух.

Нищева Н.В. Тетрадь-тренажёр для автоматизации произношения и дифференциации звуков [С]-[З],[Сʼ]-[Зʼ]

Раздел 2. Шипящие звуки.

 

1.Постановка звука

Подготовить речеслуховой и речедвигательный анализаторы к правильному восприятию и произношению звука. Выработать длительность речевого выдоха. Развитие точности и дифференцированности произвольных движений артикуляционного аппарата.Выработать правильную артикуляцию звука на длительном равномерном и коротком выдохе.Развивать фонематичесий слух.

Комплекс артикуляционных упражнений для шипящих звуков. Дыхательные упражнения. Выделение звука среди других речевых звуков Лазаренко О.И. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика.

 

2.Автоматизация звука в слогах

Закрепление правильного произношения.

Совершенствование дикции,четкого произношения звука в слогах:

- в прямых

- обратных

- со стечением

Нищева Н.В. Тетрадь-тренажёр для автоматизации произношения звуков [Ц], [Ч], [Щ], дифференциации звуков [Ц]-[С], [Ц]-[Тʼ], [Ч]-[Тʼ], [Ч]-[Сʼ], [Щ]-[Сʼ], [Щ]-[Ч]

Нищева Н.В. Тетрадь-тренажёр для автоматизации произношения и дифференциации звуков[Ш], [Ж], дифференциации звуков [С]-[Ш]-[Ж]-[З]

 

Автоматизация звука в словах

Совершенствование четкого произношения слов,активизация употребления в речи слов состоящих из правильно произносимых звуков.

Нищева Н.В. Тетрадь-тренажёр для автоматизации произношения и дифференциации звуков

 

Автоматизация звука в словосочетаниях,предложениях

Совершенствование четкого произношения словосочетаний,интонационной выразительности речи.

 

 

Автоматизация во фразах,чистоговорках,скороговорках,потешках.

Повышение мотивациик активному употреблению в высказываниях правильного произношения звуков.

Куликовская Т.А. Загадки-добавлялки на шипящие звуки [Ш][Ж][Ч][Щ]

 

Автоматизация в текстах,связной речи.

Повышение мотивациик активному употреблению в высказываниях правильного произношения звуков.

Нищева Н.В. «Занимаемся вместе» Старшая логопедическая группа:Домашняя тетрадь.

Нищева Н.В. «Занимаемся вместе»Подготовительная логопедическая группа: Домашняя тетрадь

 

3.Дифференциация опозиционных звуков по твердости-мягкости

Четко различать и дифференцировать звук по месту, способу артикуляции,развивать фонематческий слух.

Нищева Н.В. Тетрадь-тренажёр для автоматизации и дифференциации шипящих звуков

 

Дифференциация опозиционных звуков по звонкости-глухости.

Четко различать и дифференцировать звук по участию голоса,развивать фонематический слух.

Нищева Н.В. Тетрадь-тренажёр для автоматизации произношения звуков [Ц], [Ч], [Щ], дифференциации звуков [Ц]-[С], [Ц]-[Тʼ], [Ч]-[Тʼ], [Ч]-[Сʼ], [Щ]-[Сʼ], [Щ]-[Ч]

Нищева Н.В. Тетрадь-тренажёр для автоматизации произношения и дифференциации звуков[Ш], [Ж], дифференциации звуков [С]-[Ш]-[Ж]-[З]

Раздел 3. Сонорные звуки.

 

1.Постановка звука

Подготовить речеслуховой и речедвигательный анализаторы к правильному восприятию и произношению звука. Выработать длительность речевого выдоха. Развитие точности и дифференцированности произвольных движений артикуляционного аппарата.Выработать правильную артикуляцию звука на длительном равномерном и коротком выдохе.Развивать фонематичесий слух.

Комплекс артикуляционных упражнений для сонорных звуков. Дыхательные упражнения. Выделение звука среди других речевых звуков Лазаренко О.И. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика.

 

2.Автоматизация звука в слогах

Закрепление правильного произношения.

Совершенствование дикции,четкого произношения звука в слогах:

- в прямых

- обратных

- со стечением

Нищева Н.В. Тетрадь-тренажёр для автоматизации произношения и дифференциации звуков[Л], [Лʼ], дифференциации сонорных звуков и звука[j].

Нищева Н.В. Тетрадь-тренажёр для автоматизации произношения и дифференциации звуков[Р]-[Рʼ].

 

 

Автоматизация звука в словах

Совершенствование четкого произношения слов,активизация употребления в речи слов состоящих из правильно произносимых звуков.

Нищева Н.В. Тетрадь-тренажёр для автоматизации произношения и дифференциации звуков[Л], [Лʼ], дифференциации сонорных звуков и звука[j].

Нищева Н.В. Тетрадь-тренажёр для автоматизации произношения и дифференциации звуков[Р]-[Рʼ].

 

 

Автоматизация звука в словосочетаниях,предложениях

Совершенствование четкого произношения словосочетаний,интонационной выразительности речи.

Куликовская Т.А. Загадки-добавлялки на сонорные звуки

 

Автоматизация во фразах,чистоговорках,скороговорках,потешках.

Повышение мотивациик активному употреблению в высказываниях правильного произношения звуков.

Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики.

 

Автоматизация в текстах,связной речи.

Повышение мотивациик активному употреблению в высказываниях правильного произношения звуков.

Нищева Н.В. «Занимаемся вместе» Старшая логопедическая группа:Домашняя тетрадь. Нищева Н.В. «Занимаемся вместе»Подготовительная логопедическая группа: Домашняя тетрадь.

 

3.Дифференциация опозиционных звуков по твердости-мягкости

Четко различать и дифференцировать звук по месту, способу артикуляции,развивать фонематческий слух.

Нищева Н.В. Тетрадь-тренажёр для автоматизации произношения и дифференциации звуков[Л], [Лʼ], дифференциации сонорных звуков и звука[j].

Нищева Н.В. Тетрадь-тренажёр для автоматизации произношения и дифференциации звуков[Р]-[Рʼ].

 

 

Дифференциация опозиционных звуков по звонкости-глухости.

Четко различать и дифференцировать звук по участию голоса,развивать фонематический слух.

Нищева Н.В. Тетрадь-тренажёр для автоматизации произношения и дифференциации звуков[Л], [Лʼ], дифференциации сонорных звуков и звука[j].

Нищева Н.В. Тетрадь-тренажёр для автоматизации произношения и дифференциации звуков[Р]-[Рʼ].

 

 

1.4. Планируемые результаты освоения программы.

В результате реализации программы у дошкольников будут сформированы:

- правильное звукопроизношение;

- фонематическое восприятие;

-навыки фонематического анализа и синтеза;

- навыки слогового анализа и синтеза;

-представления об акустических и артикуляторных характеристиках речевых

звуков;

будут развиты:

-слуховое восприятие и слухоречевая память;

- общие речевые умения и навыки (речевое дыхания, навыки дикции, интонационное оформление речи)

- навыки коммуникативной деятельности во взаимодействии с педагогом и

сверстниками.

- интерес к изучению различных языковых явлений.

 

РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

2.1. Календарный учебный график.

Наименование разделов

1 месяц

2 месяц

3 месяц

4месяц

5 месяц

6 месяц

7 месяц

8 месяц

9 месяц

Итого

 

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

 

Раздел 1

Свистящие звуки

 

 

2

 

 

2

 

 

2

 

 

2

 

 

2

 

 

2

 

 

2

 

 

2

 

 

2

 

 

2

 

 

2

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24

Раздел 2

Шипящие звуки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

2

 

2

 

2

 

к

 

2

 

2

 

2

 

2

 

2

 

2

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22

Раздел 3

Сонорные звуки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

2

 

 

2

 

 

2

 

 

2

 

 

2

 

 

2

 

 

2

 

 

2

 

 

2

 

 

2

 

 

2

24

Итого

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

70

 

Количество учебных недель 35.

Количество учебных дней 70.

Продолжительность каникул с 01.01.2021 по 08.01.2021г.(одна неделя).

Даты начала с 01.09.2020 по 30.05.2021г.

 

 

2.2. Условия реализации программы.

 На коррекционно-развивающих занятиях с помощью специальных игр и упражнений, психогимнастических этюдов создаются условия для повышения работоспособности детей, преодоления психоэмоционального напряжения, стабилизации эмоционального фона, развития мотивации к участию в организованной взрослым деятельности и становление личности ребенка.

 Одним из условий повышения эффективности работы является создание предметно-развивающей среды: оснащение логопедического кабинета необходимым оборудованием, дидактическими материаламии наглядными пособиями. Занятия организуются с учетом психогигиенических требований к режиму логопедических занятий, их структуре, способам взаимодействия ребенка с педагогом. Обеспечивается реализация здоровьесбережения по охране жизни и здоровья воспитанников в образовательном процессе. Наиболее значимым условием организации процесса воспитания и обучения детей с нарушениями речи является оснащение специальным оборудованием:

В нем можно выделить несколько основных зон:

1.Зона методического,дидактического и игрового сопровождения.

Она представленна шкафами и стелажами и содержит следующие разделы:

Материалы по обследованию речи детей;

Методическая литература по коррекции речи детей;

Учебно-методические планы и другая документация учителя-логопеда;

Пособия по дидактическому обеспечению коррекционного процесса (в пластиквых коробках и контейнерах,папках и конвертах).

2.Информационная зона для родителей.

Она распрложена на стенде «Советы логопеда»: в коридоре,в групповых приемных и обновляестя регулярно.В логопедическом кабинете имеется подборка популярных сведений о развитии и коррекции рчи детей:

Лазаренко О.И. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика.Комплекс упражнений.-М.:АЙРИС-пресс, 2015.

Мурдза С.Ю.,Ульянович-Волкова С.В. Малыш,когда же ты заговоришь?-СПб.:Издательский дом «Литера», 2011.

Нищева Н.В. «Занимаемся вместе» Старшая логопедическая группа:Домашняя тетрадь.-СПб. ООО»ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.

Нищева Н.В. «Занимаемся вместе»Подготовительная логопедическая группа: Домашняя тетрадь.- СПб. ООО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.

3.Зона индивидуальной коррекции речи.

Здесь располагается зекало с рабочим столом, за которым проходит индивидуальная коррекционная работа, приспособление для мобильного расположение наглядного материала, используемого на индивидуальном занятии (изображения основных артикуляционных упражнений, звуковых профилей и т.п.).

Необходимым условием реализации программы является наличие основной документации:

Списки детей с 5 до 7 лет.

Карты логопедического обследования ребенка.

Индивидуальные планы работы по формированию речевой деятельности детей.

Табель посещаемости детей.

Журнал консультаций учителя –логопеда ( с родителями,участниками коррекционного процесса ДОУ).

Циклограмма работы учителя –логопеда ДОУ.

Отчет учителя-логопеда за 3 месяца коррекционной работы.

Паспорт логопедического кабинета.

 

Материально- техническое обеспечение программы.

Оборудование кабинета:

Зеркало несъемное травмобезопасное размером 110×70см- 1 шт.;

Зеркало переносное – 1 шт.;

Лампа дополнительного освещения – 1шт.;

Стол детский,регулируемый по высоте – 2 шт.;

Стулья детские – 4 шт.;

Офисный стул – 1 шт.;

Стол 1-тумбовый – 1 шт.;

Ноутбук НР – 1шт.;

Мышь Genius – 1шт.;

LED – панель 50 – 1 шт.;

Маркеры к LED – панели (набор) – 1 шт.;

Магнитно-маркерная доска – 1 шт.;

Мольберт 1 шт.;

Касса букв – 1 шт.;

Касса цифр – 1 шт.;

Шкаф для пособий и книг – 2 шт.;

Модуль настенный «Движеение по прорези»- 1 шт.

 

Учебно-дидактические пособия и наглядные материалы:

1. Проведение логопедического обследования:

- индивидуальное зеркало, шпатель, салфетки;

- дудочки, колокольчики, бубны, маракасы;

- картинки на дифференциацию оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении;

- картинки на дифференциацию оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении;

- картинный материал для обследования звукопроизношения;

- карточки с буквами, слогами, словами для обследования, фонетического анализа и синтеза, фонематических представлений.

2. Развитие неречевых процессов.

Развитие слухового внимания.

Демонстрационный материал: картотека игр на развитие слухового внимания,слуховые диктанты, звучащие игрушки (металофон, пианино, свистки, дудочки, колокольчики, бубен, маракасы); звучащие игрушки заместители; маленькая настольная ширма, магнитофон, касеты с записью «голоса природы» (шум ветра, шум моря, шум дождя, журчание ручейка, пение птиц, лай собаки, мяуканье кошки, мычание коровы, и т.п.); «Волшебшый мешочек» с мелкими деревянными игрушками,пластиковыми фигурками животных.

 

Раздаточный материал: карточки с изображением металлофона, пианино, свистков, колокольчиков, бубна, маракасов, барабана, дудочки, погремушки, звоночка, молоточка, игрушки –пищалки, гармошки, коробочки с сыпучими наполнителями, издающими различные шумы (горох, фасоль, крупа, мука, плоды шиповника) с картинками наполнителей, материал для слуховых диктантов, мелкие деревянные игрушки,пластиковые фигурки животных.

Развитие мелкой моторики.

Демонстрационный материал: картотека игр, упражнений для развития тонких движений пальцев и кистей рук, таблицы – иллюстрации этих упражнений.

 

Раздаточный материал: бусы, пуговицы, счетные палочки, ручные экспандеры,мозаики, прищепки, фасоль, горох, шары, мячи, ленты и веревочки, трафареты, пазлы,мелкие игрушки, волчки, пальчиковый театр,кукольный театр.

 

3.Формирование правильного произношения.

Развитие речевого дыхания.

Демонстрационный материал: картотека игр на развитие речевого дыхания, комплексы дыхательной гимнастики, картинки с дыхательными упражнениями.

Раздаточный материал: дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания ( свистки, свистульки, дудочки, водушные шары, и другие надувные игрушки, мыльные пузыри, перышки, сухие листочки и лепестки цветов и т.п.).

Развитие подвижности артикуляционного аппарата.

Демонстрационный материал: альбомы упражнений артикуляционной гимнастики, фотографии с артикуляционными укладами, «Сказки веселого язычка».

Раздаточный материал: индивидуальные настольные зеркала, бумажные салфетки, образные картинки к артикуляционной гимнастике, вспомогательные средства для механической помощи ребенку (индивидуальная палочка, шпатель и др.),спирт и вата для обработки.

4.Автоматизация и дифференциация звуков.

Демонстрационный материал:

Тексты для пересказа,насыщенные определенным звуком (звуками) для дифференциациив произношении;

Альбомы, карточки с текстами речевого материала: потешки, тексты для заучивания и пресказа, загадки, стихи, чистоговорки;

Материал для составления звуковой схемы слов.

Раздаточный материал:

Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации свистящих,шипящих,аффрикат, сонорных и йотированных звуков;

Настольно-печатные дидактические игры для автоматизации и дифференциации свистящих,шипящих,аффрикат, сонорных и йотированных звуков в словах и предложениях;

Материал по формированию навыков звукового и слогового анализа и синтеза (Семафоры, плоскостные изображения сумочек, корзинок, рюкзаков разных цветов,светофорчики для определения места звука в слове, пластиковые круги и квадраты разных цветов);

Настольно-печатные дидактические игры для развития навыков звукового и слогового анализа и синтеза «Подбери схему», «Помоги Незнайке», «Волшебные дорожки» т.п.);

Материал для анализа и синтеза предложений (пластмассовые прямоугольники и кружки);

Разрезной и магнитный алфавит;

Алфавит на кубиках;

Слоговые таблицы;

«Мой букварь»

Наборы игрушек для инсценировки трех-четырех сказок.

 

2.3. Формы аттестации.

 Логопедическоеобследование детей проводится в присутствии родителей (законных представителей) 2 раза, в начале и конце курса.

 При обследовании строения артикуляционного аппарата проводится осмотр ротовой полости и лица. Далее ребенку предлагается сделать несколько тестовых упражнений из артикуляционной гимнастики,с целью определения нарушений в артикуляционной моторике.

 При обследовании звукопроизношения проверяется ка ребенок произносит тот или иной звук изолированно, в слогах,словах, предложениях, текстах. Ему предлагается назвать картинки, повторить слова, где исследуемый звук занимает разные позиции: в начале,середине,в конце слова. Речевой материал подбирается так, чтобы в этих словах отсутствовали другие, труднопроизносимые звуки. Учитывая возрастные особенности детей дошкольников обследование проводится с использованием разнообразных игровых приемов. Все данные логопедического обследования записываются в речевую карту (см. Приложение 1).

  При этом указывается уровень сформированности звукопроизношения, обращается внимание на правильность фонетического оформления речи, готовность к звуковому анализу и синтезу слов, сохранность и подвижность артикуляционного аппарата. В речевой карте записываются те ошибки,которые допускает ребенок при выполнении всех заданий. Анализ представленных рехультатов обследования позволяет сделать логопедическое заключение.

 После обследования детей с фонематическим недоразвитием учитель-логопед:

- группирует дефектные звуки по степени участия органов артикуляции и вычленяет нарушения: звуков раннего онтогенеза (м, п, б, тʼ, г, х, сʼ) и среднего онтогенеза (ы, твердые, мягкие, лʼ, озвончение всех согласных);

-выделяет смешиваемые звуки и звуки-субституты, встречающиеся и при нормальном речевом развитии( на определенном возрастном этапе);

- вычленяет искаженные звуки за счет неправильного уклада органов артикуляции (р горловое и пр.);

- вычленяет звуки,имеющие постоянные субституты, из числа более простых по артикуляции.

 В ходе обследования родители (законные представители) знакомятся с данными логопедического обследования, структурой речевого дефекта, определением задач совместной помощи ребенку в преодолении данного речевого нарушения и рекомендациями по организации деятельности ребенка вне детского сада.

 

 

2.5. Оценочные материалы.

Испрользуется следующий диагностический инструментарий:

Иншакова О.Б. «Альбом для логопедов» Москва «Владос», 2015.

Нищева Н.В. Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи. От 4 до 7 лет.-СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018.

     С целью прослеживания динамики образовательного процесса на каждого ребенка прилагается экран звукопроизношения,где фиксируются данные о состоянии звукопроизношения (постановка звука, автоматизация, дифференциация) (см.Приложение 3). Также проводится анкетирование родителей законных предтавителей (см.Приложение 4).

 

 

2.6. Методические материалы.

   Программа реализуется учителем –логопедом и предусматривает необходимость совместной согласованной работы с родителями (законными представителями) активное участие во всех мероприятиях, проводимых для родителе в детском саду (открытое занятие, обучающие занятия- практикумы, индивидуальные консультации).

   Формы занятия – практическое занятие, беседа, открытое занятие, игра.

  Методы обучения – словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический, репродуктивный, игровой.

    Испрользуются методологические подходы развивающего обучения:

- необычное начало занятия;

- удержание взрослым паузы для «включения» мыслительных процессов детей;

- не оставление без внимания не одного ответа;

- развитие речи в любых видах деятельности;

- учёт возможностей и терпимое отношение к затруднениям детей;

- поддержка у детей ощущения успешности.

       Педагогические технологии:

Личностно-ориентированная технология обучения:

дети с речевыми нарушениями разной имеют повышенный уровень тревожности, плохо адаптируются к социальной среде, не сразу идут на контакт, вялы либо расторможены, что в дальнейшем может привести к эмоциональной  депривации.

Правильная, хорошо организованная коррекционная работа в сочетании с личностно – ориентированным подходом позволяет сгладить имеющиеся отклонения и помочь ребенку максимально комфортно адаптироваться.

Здоровье-сберегающие технологии в образовательном процессе внедряются в условиях здоровьесберегающей и здоровьеразвивающей среды, обеспечивающей благоприятную гигиеническую, психологическую и педагогическую обстановку. Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития.

Игровая технология взрослый своим поведением, эмоциональным настроем должен вызвать положителльное отношение у ребенка к игре, в которой появляется сотрудничество обеспечивающее желание ребенка действоаать со взрослым и добиваться положительного результата. Важное в использовании игр и упражнений соблюдение последовательности и количества повторений и усложнений для поддержания наиболешего интереса ребенка.

      Алгоритм занятия.

Организационный момент: дидактическая игра, создающая мотивацию.

Мотивационно- ориентировочный этап: затруднения в игровой ситуации, повторение пройденного.

Поисковый этап:тема занятия (новый материал), открытие нового, знаний и умений.

Практический этап: закрепление нового, воспроизведение нового в типовой ситуации, повторение и развивающее задание.

Рефлексивно-оценочный этап: итог занятия.

В коррекционной работе применяются следующие методические материалы:

Лазаренко О.И. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений.

Автоматизация и дифференциация звуков. Картинки и тексты.

Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики.

Нищева Н.В. Тетрадь-тренажёр для автоматизации произношения и дифференциации звуков [С]-[З],[Сʼ]-[Зʼ].

Нищева Н.В. Тетрадь-тренажёр для автоматизации произношения звуков [Ц], [Ч], [Щ], дифференциации звуков [Ц]-[С], [Ц]-[Тʼ], [Ч]-[Тʼ], [Ч]-[Сʼ], [Щ]-[Сʼ], [Щ]-[Ч].

Нищева Н.В. Тетрадь-тренажёр для автоматизации произношения и дифференциации звуков[Ш], [Ж], дифференциации звуков [С]-[Ш]-[Ж]-[З].

Нищева Н.В. Тетрадь-тренажёр для автоматизации произношения и дифференциации звуков[Л], [Лʼ], дифференциации сонорных звуков и звука[j].

Нищева Н.В. Тетрадь-тренажёр для автоматизации произношения и дифференциации звуков[Р]-[Рʼ].

 

 

2.7.Список литературы.

1. Автоматизация и диффернциация звуков. Картинки и тексты. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.

2. Афонькина Ю.А. Индивидуальный методический маршрут учителя-логопеда ДОО: журнал для проектирования индивидуального образовательного маршрута с мультимедийным сопровождением. – Волгоград: Учитель, 2016.

3. Волосовец Т.В. Речевое развитие дошкольников теоретические основы новые технологии. – М.: ООО «Русское слово-учебник», 2015.

4. Гризик Т.И. Речевое развитие детей 5-6 лет: методическое пособие для воспитателей.- М.:Просвещение, 2015.

5. Иншакова О.Б. «Альбом для логопедов» Москва «Владос», 2015.

6. Куликовская Т.А. Загадки-добавлялки на свистящие звуки С, З, Ц.- М. Издательство ГНОМ, 2015.

7. Куликовская Т.А. Загадки-добавлялки на свистящие звуки Л, Р.- М. Издательство ГНОМ, 2015.

8. Куликовская Т.А. Загадки-добавлялки на свистящие звуки Ш, Ж, Ч, Щ.- М. Издательство ГНОМ, 2015.

9. Лазаренко О.И. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика.Комплекс упражнений.-М.:АЙРИС-пресс, 2015.

10. Мурдза С.Ю.,Ульянович-Волкова С.В. Малыш,когда же ты заговоришь?-СПб.:Издательский дом «Литера», 2011.

11. Нищева Н.В. «Занимаемся вместе» Старшая логопедическая группа:Домашняя тетрадь.-СПб. ООО»ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.

12. Нищева Н.В. «Занимаемся вместе»Подготовительная логопедическая группа: Домашняя тетрадь.- СПб. ООО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.

13. Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики.Изд. 2-е, дополненое.-СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.

14. Нищева Н.В. Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи. От 4 до 7 лет.-СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018.

15. Нищева Н.В. «Конспекты подгруповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР».-СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.

16. Нищева Н.В. «Конспекты подгруповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с нарушениями речи с 3-7 лет».-СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.

17. Нищева Н.В. «Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи с 3-7 лет ».-СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.

18. Нищева Н.В. Тетрадь-тренажёр для автоматизации произношения и дифференциации звуков [С]-[З],[Сʼ]-[Зʼ].-СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.

19. Нищева Н.В. Тетрадь-тренажёр для автоматизации произношения звуков [Ц], [Ч], [Щ], дифференциации звуков [Ц]-[С], [Ц]-[Тʼ], [Ч]-[Тʼ], [Ч]-[Сʼ], [Щ]-[Сʼ], [Щ]-[Ч].-СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.

20. Нищева Н.В. Тетрадь-тренажёр для автоматизации произношения и дифференциации звуков[Ш], [Ж], дифференциации звуков [С]-[Ш]-[Ж]-[З].-СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.

21. Нищева Н.В. Тетрадь-тренажёр для автоматизации произношения и дифференциации звуков[Л], [Лʼ], дифференциации сонорных звуков и звука[j].-СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.

22. Нищева Н.В. Тетрадь-тренажёр для автоматизации произношения и дифференциации звуков[Р]-[Рʼ].-СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.

23. Нищева Н.В. Тетрадь-тренажёр для автоматизации произношения и дифференциации звуков раннего онтогенеза.-СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.

24. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации/Составитель Н.В. Нищева. СПб.,2006.

25. Чиркина Г.В. Коррекция нарушений речи. «Просвещение», Москва, 2010.

Приложение1.

 

 

Речевая карта

 

ФИО ребенка________________________________________________________

Дата рождения, возраст________________________________________________

Домашний адрес _____________________________________________________

Контактный телефон_________________________________________________

 

 

Анатомическое строение артикуляционного аппарата

 

 

Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы) _________________________________________ __________________________________________________________________________

Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов) ______________________________________________________________________________

Прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный) ______________________________________________________________________________

 

Твердое нёбо (высокое узкое, готическое, плоское, укороченное) ______________________________________________________________________________

 

Мягкое нёбо (отсутствие, укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка) ______________________________________________________________________________

Язык (массивный, маленький, короткий, длинный, «географический» гипертрофия корня языка) ____________________________________________________________________ __________________________________________________________________________

 

Подъязычная связка (короткая, укороченная, нормальная, наличие спайки с тканями подъязычной области) __________________________________________________________

 

Состояние артикуляционной моторики (тонус, объем, способность к переключе­нию, замены, синкинезии, тремор, обильная саливация, от­клонение кончика языка и др. - заполняется после проведения тестовых упражнений).

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Состояние звукопроизношения

 

 

Свистящие

шипящие

сонорные

другие звуки

 

с

сь

З

зь

ц

Ш

ж

ч

щ

л

ль

р

рь

j

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 – изолированно; 2 – в словах; 3 – в спонтанной речи Норма - N

Нарушения: отсутствие ( ), замена(→), смешение(↔), искажение - межзубный(м/з); призубный(п/з), губно-зубной(г/з), губно-губной(г/г), боковой(б.), увулярный (ув.), велярный (вел.), шипящий (шип.) и др.

Состояние фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза

Повторение слогов с оппозиционными звуками:

5 лет

ба-па-ба па-ба-па_________________________________________________

да-та-да та-да-та_________________________________________________

га-ка-га ка-га-ка_________________________________________________

за-са-за са-за-са__________________________________________________

та-тя-та тя-та-тя_________________________________________________

 

са-ша-са ша-са-ша_________________________________________________

жа-ша-жа ша-жа-ша________________________________________________

са-ца-са ца-са-ца_________________________________________________

ча-тя-ча тя-ча-тя__________________________________________________

ла-ля-ла___________ля-ла-ля____ _____________________________________________

6 лет

 

 

Выделение начального ударного из слов 5 лет

Астра арка_____________________________________________________

Осень озеро____________________________________________________

Улей уши_____________________________________________________

Иглы искры ________________________________________

Выделение конечного согласного из слов 6 лет

Кот суп ________________________________________

Сом лимон ________________________________________

Мох сок ________________________________________

Выделение начального согласного из слов 6 лет

Мост банка___________________________________________________

Пол тапки___________________________________________________

Дом нос_____________________________________________________

Вода фартук__________________________________________________

Кот год хлеб__________________________________________

Определение последовательности звуков в слове 6 лет

Кот вата____________________________________________________

Дом дубы_______________________________________________________

Определение количества звуков в словах 6 лет

Бык вата_____________ дом_____________ банан_________________

 

Исследование звукослоговой структуры слов

Повтори слова (по одному):

5-6 лет

Экскаватор, микстура, архитектор, парашютист, водопроводчик, аэропорт.

6-7лет

Аэродром, эскалатор, шлагбаум; ремонтировать радиоприёмник, пишущая машинка, смеющийся мальчик.

 

Словарный запас:

(достаточный, соответствует возрастной норме, недостаточный)

 

Грамматический строй:

(без нарушений, нарушен, отдельные недостатки)

 

Связная речь: (сформирована по возрасту, сформирована недостаточно)

 

 

Логопедическое заключение:_____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

Дата обследования _______________ учитель-логопед _________________________

 

 

 

Приложение 2.

Индивидуальный учебный план логопедической работы (нужное отметить)

с _________________________________________________________________

Улучшение работы речевого аппарата по средством освоения артикуляционной гимнастики:

Освоение оновных упражнений;

Выполнение комплекса упражнений, способствующих постановке данного звука.

Постановка нарушенных звуков (отметить группу звуков):

группа свистящих – [С][Сʼ][З][Зʼ][Ц]

группа шипящих - [Ш][Ж][Ч][Щ]

группа сонорных - [Л][Лʼ][Р][Рʼ]

губно-губные - [П][Б][М]+мягкие

губно-зубные - [В][Ф]+мягкие

переднеязычные -[Т][Д][Н]+мягкие

заднеязычные - [К][Г][Х]+ мягкие

другие________________________________________________

Объяснение артикуляции звука

Показ артикуляции звука

Постановка по подражанию

Постановка при помощи одноразового шпателя.

Формирование фонематического восприятия:

Определять звуки(гласные,согласные, твердые-мягкие,глухие-звонкие);

Определять наличие и отсутствие звука,его место в слове;

Дифференциация звуков по глухости-звонкости,твердости-мягкости;

Развитие слухового внимания на материале неречевых звуков;

Выделение гласных звуков среди ряда гласных;

Выделение согласных среди ряда согласных;

Выделение первого ударного гласного в слове;

Выделение первого согласного в сильной позиции;

Фонематический анализ двусложных и трехсложных конструкций.

4.Автоматизация поставленных звуков:

Изолированно;

В слогах(прямых,обратных,со стечением)

В словах;

В словосочетаниях;

В предложениях,скороговорках;

В стихах,рифмовках.

В текстах,спонтанной речи.

5.Дифференциация с близкими по акустическим или артикуляторным признакам звука.

6.Развитие психических процессов, моторики, интелектуальной деятельности:

Развивать зрительное внимание,память,восприятие,мышление

Развивать мелкую и артикуляционную мотрику.

 

Приложение 3.

Индивидуальный экран коррекции звукопроизношения.

 

п/п

Фамилия,имя ребенка

С

Сʼ

З

Зʼ

Ц

Ш

Ж

Ч

Щ

Л

Лʼ

Р

Рʼ

Й

Другие звуки

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Условные обозначения:

начало курса, 2- середина курса, 3- конец курса.

звук на стадии постановки ◘ звук на стадии автоматизации ■звук на стадии дифференциации и введении в свободную речь.

 

 

Приложение 4.

Анкета участнику мониторинга

«Оценка удовлетворенности потребителей дополнительных образовательных услуг,оказанных на платной основе (далее по тексту дополнительные услуги МБДОУ «Детский сад № 97»).

 

1.Насколько хорошо Вам известно о возможности получения дополнительных услуг МБДОУ «Детский сад № 97» и порядок их оказания?

 

Информированы □ Не информированны □Хотелось бы знать больше

 

2. Удовлетворены ли Вы количеством и качеством дополнительных услуг МБДОУ « Детский сад № 97», предложенных Вашему ребенку?

 

Удовлетворены □ Частично удовлетворены □ Неудовлетворены

3. Насколько Вы информированны о логопедической программе, по которой ведется оказание дополнительных услуг МБДОУ «Детский сад №97».

 

Информированы □ Не информированны □Хотелось бы знать больше

 

4.Считаете лии Вы, что речевое развитие Вашего ребёнка существенно улучшается, в ходе реализации дополнительных услуг МБДОУ «Детский сад № 97?

 

Улучшается □ Незначительно улучшается □ Не вижу изменеий

 

5.Как Вы оцениваете качество оказываемых дополнительных услуг МБДОУ «Детский сад № 97».

 

Высокое □ Удовлетворительное □ Низкое

 

Опубликовано


Комментарии (2)

Шабанова Алёна, 24.04.20 в 18:14 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за подробную программу.
Maria, 26.04.20 в 15:10 0Ответить Пожаловаться
благодарю,что оценили.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.