Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Звуковые ступеньки»
Департамент образования администрации г. Дзержинска
Муниципальное бюджетное учреждение
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад №97».
на заседании Заведующий МБДОУ «Детский сад №97»
педагогического совета _____________/Леонтьева М.В./
МБДОУ «Детский сад №97» « 14» апреля 2020 г.
от "14 " апреля 2020г.
протокол №4
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности
«Звуковые ступеньки».
Возраст детей: 5–7 лет.
Срок реализации программы: от 3 до 9 месяцев.
Автор-составитель:
Зинкевич Мария Александровна,
учитель-логопед.
Дзержинск - 2020г.
Содержание.
РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ.
1.1.Пояснительная записка..........................................................................................3
1.2. Цель и задачи программы......................................................................................5
1.3. Содержание программы.........................................................................................6
1.4. Планируемые результаты......................................................................................15
РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
2.1. Календарный учебный график...............................................................................16
2.2. Условия реализации программы.............................................................................16
2.3. Формы аттестации.................................................................................................20
2.4. Оценочные материалы..........................................................................................21
2.5. Методические материалы.......................................................................................22
2.6. Список литературы................................................................................................24
2.7. Приложение 1.......................................................................................................26
2.8. Приложение 2.......................................................................................................29
2.9 Приложение 3........................................................................................................31
2.10. Приложение 4.....................................................................................................32
РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ.
1.1. Пояснительная записка.
В настоящее время возросло количество случаев когда у ребенка в процессе обучения возникают трудности,связанные с различными нарушениями речи разной сложности.
Данная программа представляет собой систему профилактики и коррекции речевых нарушений. Включает в себя методы, направленные на развитие и совершенствование артикуляторных функций и слухоречедвигательного взаимодейтствия, формирование коммуникативной способности, развитию психических процессов,формированию адекватной самооценки, выполнением контроля за правильным артикуляционным укладом, развитию языкового чутья, четкости и разборчивости речи.
Обучение детей по данной Программе позволяет не только полностью устранить речевые нарушения,но и сформировать устно-речевую базу еще в дошкольном периоде. Своевременное и личностно-ориентированное воздействие на нарушенные звенья речевой функции позволяет вернуть ребенка на онтогенетический путь развития. Это является необходимым условием полноценной интеграции дошкольниковс нарушениями звукопроизношения в среду сверстников с полноценным речевым развитием.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (далее Программа) «Звуковые ступеньки» разработанна в соответствии со следующими нормативными документами:
Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012г. №237-ФЗ «Обобразовании в Российской Федерации».
Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ» от 18.11.2015г. №09-3242.
Письмом Министерства образования Нижегородской области «Методические рекомендации по разработке образовательной программы» №316-01-100-1674/14 от 30 мая 2014г.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. №26 «Об утверждении
СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Лицензией на осуществление образовательной деятельности серия 52Л01 №0001847 от 15.01.2015г. №1, выданной министерством образования Нижегородской области.
Адресат программы – дети 5-7 лет с фонетическими нарушениями речевого развития(дислалия).
Дислалия – нарушение нормированного произношения и употребления звуков речи,не связанное с органическим повреждение ЦНС или органов слуха,которая является наиболее распространненым в логопедии речевым нарушеинем. В зависимости от несформированности тех или иных признаков звука (акустических или артикуляторных) и характер дефекта (фонетического или фонематического) выделяют акустико-фонематическую,артикуляторно-фонематическую и артикуляторно-фонетическую дислалию.
С учетом количества нарушенных звуков мложет быть простой вариант (при правильном произношении 1-4 звуков) или сложный (при дефектном произношении более 4-х звуков).Если нарушается ппроизношение звуков из одной артикуляционной группы (например, только штипящих или свистящих), говорят о мономорфной дислалии,если из разных артикуляционных групп (например, свистящие и шипящие одновременно) – о полиморфной дислалии.
У ребенка может наблюдаться выпадеине звука в той или иной позиции ( в начале, в середине либо в конце слова), искажение или замена звука.Если ребенок постоянно путает два правильно произносимых звука в речевом потоке(т.е. употребляет их то уместно,то неуместно), говорят о смешении звуков.
Искажение звуков – это ненормированное произношение, использование в речи звуков,отсутствующих в фонетической системе русского языка. Лексико-грамматическая сторона речи при дислалии формируетсся в соответствии с возрастом:имеется достаточно развитая словарная база, не искажается слоговая структура слова,правильно используются падежные окончания,единственное и множественное число, имеется достаточно высокий уровень развития связной речи.
Коррекционно-развивающая работа с детьми с ФНР строится с учетом особенностей психической деятельности детей, логопедическое воздействие органически связано с развитием у дошкольников внимания,памяти, умения управлять собой и другими психическими процессами.
Программа представляет систему логопедической работы, направленную на полноценное овладение фонетическим строем русского языка, а так же в социализации ребенка, этим обуславливается ее современность и актуальность.
Направленность программы – социально-педагогическая.
Форма обучения очная.
Периодичность проведения занятий – 2 раза в неделю.
Продолжительность одного занятия составляет один академический час:25 минут для детей 5-6 летнего возраста и 30 минут для детей 6-7 лет.
Форма проведения занятий – индивидуальная с детьми,имеющими фонетические нарушения звукопроизношения.
Срок освоения программы при фонетическом недоразвитии речи составляет от 3 до 9 месяцев, в зависимости от количества нарушенных звуков.
Организация образовательного процесса осуществляется в соответствии с индивидуальными учебными планами.
1.2.Цель и задачи программы.
Цель программы – коррекция нарушений звукопроизношения и профилактика недостатков в формировании фонематической стороны речи.
Задачи:
-раннее выявление речевых нарушений;
- формирование полноценных произносительных навыков и артикуляционных навыков звукопроизношения;
- развитие фонематического восприятия,фонематических представлений,доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;
- предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием фонетико-фонематической стороны речи у старших дошкольников (подготовка к обучению грамоте,формирование навыков учебной деятельности).
1.3.Содержание программы.
Учебный план.
Название раздела |
Количество часов |
Формы аттестации/контроля |
||
Всего |
теория |
практика |
||
Раздел 1. Свистящие звуки. Тема 1.Постановка звука. Тема 2.Автоматизация звука. Тема 3.Дифференциация звуков. Тема |
9 11 4 |
2 2 1 |
7 9 3 |
Логопедическое обследование на начало и конец курса |
Раздел 1.Шипящие звуки. Тема 1.Постановка звука. Тема 2.Автоматизация звука. Тема 3.Дифференциация звуков.
|
9 9 4 |
2 1 1 |
7 8 3 |
Логопедическое обследование на начало и конец курса |
Раздел 1. Сонорные звуки. Тема 1.Постановка звука. Тема 2.Автоматизация звука. Тема 3.Дифференциация звуков.
|
9 11 4 |
2 2 1 |
7 9 3 |
Логопедическое обследование на начало и конец курса |
Всего часов |
70 часов |
14 часов |
56 часов |
|
Учебно-тематический план.
Примерное планирование работы по коррекции звукопроизношения.
Раздел работы |
Тема |
Програмные задачи |
Содержание |
Раздел 1.Свистящие звуки |
|||
|
1.Постановка звука |
Подготовить речеслуховой и речедвигательный анализаторы к правильному восприятию и произношению звука. Выработать длительность речевого выдоха. Развитие точности и дифференцированности произвольных движений артикуляционного аппарата.Выработать правильную артикуляцию звука на длительном равномерном и коротком выдохе.Развивать фонематичесий слух. |
Комплекс артикуляционных упражнений для свистящих звуков. Дыхательные упражнения. Выделение звука среди других речевых звуков Лазаренко О.И. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика. |
|
2.Автоматизация звука в слогах |
Закрепление правильного произношения. Совершенствование дикции,четкого произношения звука в слогах: - в прямых - обратных - со стечением |
Нищева Н.В. Тетрадь-тренажёр для автоматизации произношения и дифференциации звуков [С]-[З],[Сʼ]-[Зʼ] |
|
Автоматизация звука в словах |
Совершенствование четкого произношения слов,активизация употребления в речи слов состоящих из правильно произносимых звуков. |
Нищева Н.В. Тетрадь-тренажёр для автоматизации произношения и дифференциации звуков [С]-[З],[Сʼ]-[Зʼ] |
|
Автоматизация звука в словосочетаниях,предложениях |
Совершенствование четкого произношения словосочетаний,интонационной выразительности речи. |
Нищева Н.В. «Занимаемся вместе» Старшая логопедическая группа:Домашняя тетрадь. Нищева Н.В. «Занимаемся вместе»Подготовительная логопедическая группа: Домашняя тетрадь |
|
Автоматизация во фразах,чистоговорках,скороговорках,потешках. |
Повышение мотивациик активному употреблению в высказываниях правильного произношения звуков. |
Куликовская Т.А. Загадки-добавлялки на свистящие звуки [С], [З], [Ц]. |
|
Автоматизация в текстах,связной речи. |
Повышение мотивациик активному употреблению в высказываниях правильного произношения звуков. |
Нищева Н.В. «Занимаемся вместе» Старшая логопедическая группа:Домашняя тетрадь. Нищева Н.В. «Занимаемся вместе»Подготовительная логопедическая группа: Домашняя тетрадь |
|
3.Дифференциация опозиционных звуков по твердости-мягкости |
Четко различать и дифференцировать звук по месту, способу артикуляции,развивать фонематческий слух. |
Угадай,какой общий звук Придумай слово на данный звук Определи место звука в слове |
|
Дифференциация опозиционных звуков по звонкости-глухости. |
Четко различать и дифференцировать звук по участию голоса,развивать фонематический слух. |
Нищева Н.В. Тетрадь-тренажёр для автоматизации произношения и дифференциации звуков [С]-[З],[Сʼ]-[Зʼ] |
Раздел 2. Шипящие звуки. |
|||
|
1.Постановка звука |
Подготовить речеслуховой и речедвигательный анализаторы к правильному восприятию и произношению звука. Выработать длительность речевого выдоха. Развитие точности и дифференцированности произвольных движений артикуляционного аппарата.Выработать правильную артикуляцию звука на длительном равномерном и коротком выдохе.Развивать фонематичесий слух. |
Комплекс артикуляционных упражнений для шипящих звуков. Дыхательные упражнения. Выделение звука среди других речевых звуков Лазаренко О.И. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика. |
|
2.Автоматизация звука в слогах |
Закрепление правильного произношения. Совершенствование дикции,четкого произношения звука в слогах: - в прямых - обратных - со стечением |
Нищева Н.В. Тетрадь-тренажёр для автоматизации произношения звуков [Ц], [Ч], [Щ], дифференциации звуков [Ц]-[С], [Ц]-[Тʼ], [Ч]-[Тʼ], [Ч]-[Сʼ], [Щ]-[Сʼ], [Щ]-[Ч] Нищева Н.В. Тетрадь-тренажёр для автоматизации произношения и дифференциации звуков[Ш], [Ж], дифференциации звуков [С]-[Ш]-[Ж]-[З] |
|
Автоматизация звука в словах |
Совершенствование четкого произношения слов,активизация употребления в речи слов состоящих из правильно произносимых звуков. |
Нищева Н.В. Тетрадь-тренажёр для автоматизации произношения и дифференциации звуков |
|
Автоматизация звука в словосочетаниях,предложениях |
Совершенствование четкого произношения словосочетаний,интонационной выразительности речи. |
|
|
Автоматизация во фразах,чистоговорках,скороговорках,потешках. |
Повышение мотивациик активному употреблению в высказываниях правильного произношения звуков. |
Куликовская Т.А. Загадки-добавлялки на шипящие звуки [Ш][Ж][Ч][Щ] |
|
Автоматизация в текстах,связной речи. |
Повышение мотивациик активному употреблению в высказываниях правильного произношения звуков. |
Нищева Н.В. «Занимаемся вместе» Старшая логопедическая группа:Домашняя тетрадь. Нищева Н.В. «Занимаемся вместе»Подготовительная логопедическая группа: Домашняя тетрадь |
|
3.Дифференциация опозиционных звуков по твердости-мягкости |
Четко различать и дифференцировать звук по месту, способу артикуляции,развивать фонематческий слух. |
Нищева Н.В. Тетрадь-тренажёр для автоматизации и дифференциации шипящих звуков |
|
Дифференциация опозиционных звуков по звонкости-глухости. |
Четко различать и дифференцировать звук по участию голоса,развивать фонематический слух. |
Нищева Н.В. Тетрадь-тренажёр для автоматизации произношения звуков [Ц], [Ч], [Щ], дифференциации звуков [Ц]-[С], [Ц]-[Тʼ], [Ч]-[Тʼ], [Ч]-[Сʼ], [Щ]-[Сʼ], [Щ]-[Ч] Нищева Н.В. Тетрадь-тренажёр для автоматизации произношения и дифференциации звуков[Ш], [Ж], дифференциации звуков [С]-[Ш]-[Ж]-[З] |
Раздел 3. Сонорные звуки. |
|||
|
1.Постановка звука |
Подготовить речеслуховой и речедвигательный анализаторы к правильному восприятию и произношению звука. Выработать длительность речевого выдоха. Развитие точности и дифференцированности произвольных движений артикуляционного аппарата.Выработать правильную артикуляцию звука на длительном равномерном и коротком выдохе.Развивать фонематичесий слух. |
Комплекс артикуляционных упражнений для сонорных звуков. Дыхательные упражнения. Выделение звука среди других речевых звуков Лазаренко О.И. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика. |
|
2.Автоматизация звука в слогах |
Закрепление правильного произношения. Совершенствование дикции,четкого произношения звука в слогах: - в прямых - обратных - со стечением |
Нищева Н.В. Тетрадь-тренажёр для автоматизации произношения и дифференциации звуков[Л], [Лʼ], дифференциации сонорных звуков и звука[j]. Нищева Н.В. Тетрадь-тренажёр для автоматизации произношения и дифференциации звуков[Р]-[Рʼ].
|
|
Автоматизация звука в словах |
Совершенствование четкого произношения слов,активизация употребления в речи слов состоящих из правильно произносимых звуков. |
Нищева Н.В. Тетрадь-тренажёр для автоматизации произношения и дифференциации звуков[Л], [Лʼ], дифференциации сонорных звуков и звука[j]. Нищева Н.В. Тетрадь-тренажёр для автоматизации произношения и дифференциации звуков[Р]-[Рʼ].
|
|
Автоматизация звука в словосочетаниях,предложениях |
Совершенствование четкого произношения словосочетаний,интонационной выразительности речи. |
Куликовская Т.А. Загадки-добавлялки на сонорные звуки |
|
Автоматизация во фразах,чистоговорках,скороговорках,потешках. |
Повышение мотивациик активному употреблению в высказываниях правильного произношения звуков. |
Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. |
|
Автоматизация в текстах,связной речи. |
Повышение мотивациик активному употреблению в высказываниях правильного произношения звуков. |
Нищева Н.В. «Занимаемся вместе» Старшая логопедическая группа:Домашняя тетрадь. Нищева Н.В. «Занимаемся вместе»Подготовительная логопедическая группа: Домашняя тетрадь. |
|
3.Дифференциация опозиционных звуков по твердости-мягкости |
Четко различать и дифференцировать звук по месту, способу артикуляции,развивать фонематческий слух. |
Нищева Н.В. Тетрадь-тренажёр для автоматизации произношения и дифференциации звуков[Л], [Лʼ], дифференциации сонорных звуков и звука[j]. Нищева Н.В. Тетрадь-тренажёр для автоматизации произношения и дифференциации звуков[Р]-[Рʼ].
|
|
Дифференциация опозиционных звуков по звонкости-глухости. |
Четко различать и дифференцировать звук по участию голоса,развивать фонематический слух. |
Нищева Н.В. Тетрадь-тренажёр для автоматизации произношения и дифференциации звуков[Л], [Лʼ], дифференциации сонорных звуков и звука[j]. Нищева Н.В. Тетрадь-тренажёр для автоматизации произношения и дифференциации звуков[Р]-[Рʼ].
|
1.4. Планируемые результаты освоения программы.
В результате реализации программы у дошкольников будут сформированы:
- правильное звукопроизношение;
- фонематическое восприятие;
-навыки фонематического анализа и синтеза;
- навыки слогового анализа и синтеза;
-представления об акустических и артикуляторных характеристиках речевых
звуков;
будут развиты:
-слуховое восприятие и слухоречевая память;
- общие речевые умения и навыки (речевое дыхания, навыки дикции, интонационное оформление речи)
- навыки коммуникативной деятельности во взаимодействии с педагогом и
сверстниками.
- интерес к изучению различных языковых явлений.
РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
2.1. Календарный учебный график.
Наименование разделов |
1 месяц |
2 месяц |
3 месяц |
4месяц |
5 месяц |
6 месяц |
7 месяц |
8 месяц |
9 месяц |
Итого
|
|||||||||||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
Раздел 1 Свистящие звуки |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
24 |
Раздел 2 Шипящие звуки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
2 |
2 |
2 |
к |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
22 |
Раздел 3 Сонорные звуки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
24 |
Итого |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
70 |
Количество учебных недель 35.
Количество учебных дней 70.
Продолжительность каникул с 01.01.2021 по 08.01.2021г.(одна неделя).
Даты начала с 01.09.2020 по 30.05.2021г.
2.2. Условия реализации программы.
На коррекционно-развивающих занятиях с помощью специальных игр и упражнений, психогимнастических этюдов создаются условия для повышения работоспособности детей, преодоления психоэмоционального напряжения, стабилизации эмоционального фона, развития мотивации к участию в организованной взрослым деятельности и становление личности ребенка.
Одним из условий повышения эффективности работы является создание предметно-развивающей среды: оснащение логопедического кабинета необходимым оборудованием, дидактическими материаламии наглядными пособиями. Занятия организуются с учетом психогигиенических требований к режиму логопедических занятий, их структуре, способам взаимодействия ребенка с педагогом. Обеспечивается реализация здоровьесбережения по охране жизни и здоровья воспитанников в образовательном процессе. Наиболее значимым условием организации процесса воспитания и обучения детей с нарушениями речи является оснащение специальным оборудованием:
В нем можно выделить несколько основных зон:
1.Зона методического,дидактического и игрового сопровождения.
Она представленна шкафами и стелажами и содержит следующие разделы:
Материалы по обследованию речи детей;
Методическая литература по коррекции речи детей;
Учебно-методические планы и другая документация учителя-логопеда;
Пособия по дидактическому обеспечению коррекционного процесса (в пластиквых коробках и контейнерах,папках и конвертах).
2.Информационная зона для родителей.
Она распрложена на стенде «Советы логопеда»: в коридоре,в групповых приемных и обновляестя регулярно.В логопедическом кабинете имеется подборка популярных сведений о развитии и коррекции рчи детей:
Лазаренко О.И. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика.Комплекс упражнений.-М.:АЙРИС-пресс, 2015.
Мурдза С.Ю.,Ульянович-Волкова С.В. Малыш,когда же ты заговоришь?-СПб.:Издательский дом «Литера», 2011.
Нищева Н.В. «Занимаемся вместе» Старшая логопедическая группа:Домашняя тетрадь.-СПб. ООО»ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.
Нищева Н.В. «Занимаемся вместе»Подготовительная логопедическая группа: Домашняя тетрадь.- СПб. ООО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.
3.Зона индивидуальной коррекции речи.
Здесь располагается зекало с рабочим столом, за которым проходит индивидуальная коррекционная работа, приспособление для мобильного расположение наглядного материала, используемого на индивидуальном занятии (изображения основных артикуляционных упражнений, звуковых профилей и т.п.).
Необходимым условием реализации программы является наличие основной документации:
Списки детей с 5 до 7 лет.
Карты логопедического обследования ребенка.
Индивидуальные планы работы по формированию речевой деятельности детей.
Табель посещаемости детей.
Журнал консультаций учителя –логопеда ( с родителями,участниками коррекционного процесса ДОУ).
Циклограмма работы учителя –логопеда ДОУ.
Отчет учителя-логопеда за 3 месяца коррекционной работы.
Паспорт логопедического кабинета.
Материально- техническое обеспечение программы.
Оборудование кабинета:
Зеркало несъемное травмобезопасное размером 110×70см- 1 шт.;
Зеркало переносное – 1 шт.;
Лампа дополнительного освещения – 1шт.;
Стол детский,регулируемый по высоте – 2 шт.;
Стулья детские – 4 шт.;
Офисный стул – 1 шт.;
Стол 1-тумбовый – 1 шт.;
Ноутбук НР – 1шт.;
Мышь Genius – 1шт.;
LED – панель 50 – 1 шт.;
Маркеры к LED – панели (набор) – 1 шт.;
Магнитно-маркерная доска – 1 шт.;
Мольберт 1 шт.;
Касса букв – 1 шт.;
Касса цифр – 1 шт.;
Шкаф для пособий и книг – 2 шт.;
Модуль настенный «Движеение по прорези»- 1 шт.
Учебно-дидактические пособия и наглядные материалы:
1. Проведение логопедического обследования:
- индивидуальное зеркало, шпатель, салфетки;
- дудочки, колокольчики, бубны, маракасы;
- картинки на дифференциацию оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении;
- картинки на дифференциацию оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении;
- картинный материал для обследования звукопроизношения;
- карточки с буквами, слогами, словами для обследования, фонетического анализа и синтеза, фонематических представлений.
2. Развитие неречевых процессов.
Развитие слухового внимания.
Демонстрационный материал: картотека игр на развитие слухового внимания,слуховые диктанты, звучащие игрушки (металофон, пианино, свистки, дудочки, колокольчики, бубен, маракасы); звучащие игрушки заместители; маленькая настольная ширма, магнитофон, касеты с записью «голоса природы» (шум ветра, шум моря, шум дождя, журчание ручейка, пение птиц, лай собаки, мяуканье кошки, мычание коровы, и т.п.); «Волшебшый мешочек» с мелкими деревянными игрушками,пластиковыми фигурками животных.
Раздаточный материал: карточки с изображением металлофона, пианино, свистков, колокольчиков, бубна, маракасов, барабана, дудочки, погремушки, звоночка, молоточка, игрушки –пищалки, гармошки, коробочки с сыпучими наполнителями, издающими различные шумы (горох, фасоль, крупа, мука, плоды шиповника) с картинками наполнителей, материал для слуховых диктантов, мелкие деревянные игрушки,пластиковые фигурки животных.
Развитие мелкой моторики.
Демонстрационный материал: картотека игр, упражнений для развития тонких движений пальцев и кистей рук, таблицы – иллюстрации этих упражнений.
Раздаточный материал: бусы, пуговицы, счетные палочки, ручные экспандеры,мозаики, прищепки, фасоль, горох, шары, мячи, ленты и веревочки, трафареты, пазлы,мелкие игрушки, волчки, пальчиковый театр,кукольный театр.
3.Формирование правильного произношения.
Развитие речевого дыхания.
Демонстрационный материал: картотека игр на развитие речевого дыхания, комплексы дыхательной гимнастики, картинки с дыхательными упражнениями.
Раздаточный материал: дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания ( свистки, свистульки, дудочки, водушные шары, и другие надувные игрушки, мыльные пузыри, перышки, сухие листочки и лепестки цветов и т.п.).
Развитие подвижности артикуляционного аппарата.
Демонстрационный материал: альбомы упражнений артикуляционной гимнастики, фотографии с артикуляционными укладами, «Сказки веселого язычка».
Раздаточный материал: индивидуальные настольные зеркала, бумажные салфетки, образные картинки к артикуляционной гимнастике, вспомогательные средства для механической помощи ребенку (индивидуальная палочка, шпатель и др.),спирт и вата для обработки.
4.Автоматизация и дифференциация звуков.
Демонстрационный материал:
Тексты для пересказа,насыщенные определенным звуком (звуками) для дифференциациив произношении;
Альбомы, карточки с текстами речевого материала: потешки, тексты для заучивания и пресказа, загадки, стихи, чистоговорки;
Материал для составления звуковой схемы слов.
Раздаточный материал:
Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации свистящих,шипящих,аффрикат, сонорных и йотированных звуков;
Настольно-печатные дидактические игры для автоматизации и дифференциации свистящих,шипящих,аффрикат, сонорных и йотированных звуков в словах и предложениях;
Материал по формированию навыков звукового и слогового анализа и синтеза (Семафоры, плоскостные изображения сумочек, корзинок, рюкзаков разных цветов,светофорчики для определения места звука в слове, пластиковые круги и квадраты разных цветов);
Настольно-печатные дидактические игры для развития навыков звукового и слогового анализа и синтеза «Подбери схему», «Помоги Незнайке», «Волшебные дорожки» т.п.);
Материал для анализа и синтеза предложений (пластмассовые прямоугольники и кружки);
Разрезной и магнитный алфавит;
Алфавит на кубиках;
Слоговые таблицы;
«Мой букварь»
Наборы игрушек для инсценировки трех-четырех сказок.
2.3. Формы аттестации.
Логопедическоеобследование детей проводится в присутствии родителей (законных представителей) 2 раза, в начале и конце курса.
При обследовании строения артикуляционного аппарата проводится осмотр ротовой полости и лица. Далее ребенку предлагается сделать несколько тестовых упражнений из артикуляционной гимнастики,с целью определения нарушений в артикуляционной моторике.
При обследовании звукопроизношения проверяется ка ребенок произносит тот или иной звук изолированно, в слогах,словах, предложениях, текстах. Ему предлагается назвать картинки, повторить слова, где исследуемый звук занимает разные позиции: в начале,середине,в конце слова. Речевой материал подбирается так, чтобы в этих словах отсутствовали другие, труднопроизносимые звуки. Учитывая возрастные особенности детей дошкольников обследование проводится с использованием разнообразных игровых приемов. Все данные логопедического обследования записываются в речевую карту (см. Приложение 1).
При этом указывается уровень сформированности звукопроизношения, обращается внимание на правильность фонетического оформления речи, готовность к звуковому анализу и синтезу слов, сохранность и подвижность артикуляционного аппарата. В речевой карте записываются те ошибки,которые допускает ребенок при выполнении всех заданий. Анализ представленных рехультатов обследования позволяет сделать логопедическое заключение.
После обследования детей с фонематическим недоразвитием учитель-логопед:
- группирует дефектные звуки по степени участия органов артикуляции и вычленяет нарушения: звуков раннего онтогенеза (м, п, б, тʼ, г, х, сʼ) и среднего онтогенеза (ы, твердые, мягкие, лʼ, озвончение всех согласных);
-выделяет смешиваемые звуки и звуки-субституты, встречающиеся и при нормальном речевом развитии( на определенном возрастном этапе);
- вычленяет искаженные звуки за счет неправильного уклада органов артикуляции (р горловое и пр.);
- вычленяет звуки,имеющие постоянные субституты, из числа более простых по артикуляции.
В ходе обследования родители (законные представители) знакомятся с данными логопедического обследования, структурой речевого дефекта, определением задач совместной помощи ребенку в преодолении данного речевого нарушения и рекомендациями по организации деятельности ребенка вне детского сада.
2.5. Оценочные материалы.
Испрользуется следующий диагностический инструментарий:
Иншакова О.Б. «Альбом для логопедов» Москва «Владос», 2015.
Нищева Н.В. Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи. От 4 до 7 лет.-СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018.
С целью прослеживания динамики образовательного процесса на каждого ребенка прилагается экран звукопроизношения,где фиксируются данные о состоянии звукопроизношения (постановка звука, автоматизация, дифференциация) (см.Приложение 3). Также проводится анкетирование родителей законных предтавителей (см.Приложение 4).
2.6. Методические материалы.
Программа реализуется учителем –логопедом и предусматривает необходимость совместной согласованной работы с родителями (законными представителями) активное участие во всех мероприятиях, проводимых для родителе в детском саду (открытое занятие, обучающие занятия- практикумы, индивидуальные консультации).
Формы занятия – практическое занятие, беседа, открытое занятие, игра.
Методы обучения – словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический, репродуктивный, игровой.
Испрользуются методологические подходы развивающего обучения:
- необычное начало занятия;
- удержание взрослым паузы для «включения» мыслительных процессов детей;
- не оставление без внимания не одного ответа;
- развитие речи в любых видах деятельности;
- учёт возможностей и терпимое отношение к затруднениям детей;
- поддержка у детей ощущения успешности.
Педагогические технологии:
Личностно-ориентированная технология обучения:
дети с речевыми нарушениями разной имеют повышенный уровень тревожности, плохо адаптируются к социальной среде, не сразу идут на контакт, вялы либо расторможены, что в дальнейшем может привести к эмоциональной депривации.
Правильная, хорошо организованная коррекционная работа в сочетании с личностно – ориентированным подходом позволяет сгладить имеющиеся отклонения и помочь ребенку максимально комфортно адаптироваться.
Здоровье-сберегающие технологии в образовательном процессе внедряются в условиях здоровьесберегающей и здоровьеразвивающей среды, обеспечивающей благоприятную гигиеническую, психологическую и педагогическую обстановку. Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития.
Игровая технология взрослый своим поведением, эмоциональным настроем должен вызвать положителльное отношение у ребенка к игре, в которой появляется сотрудничество обеспечивающее желание ребенка действоаать со взрослым и добиваться положительного результата. Важное в использовании игр и упражнений соблюдение последовательности и количества повторений и усложнений для поддержания наиболешего интереса ребенка.
Алгоритм занятия.
Организационный момент: дидактическая игра, создающая мотивацию.
Мотивационно- ориентировочный этап: затруднения в игровой ситуации, повторение пройденного.
Поисковый этап:тема занятия (новый материал), открытие нового, знаний и умений.
Практический этап: закрепление нового, воспроизведение нового в типовой ситуации, повторение и развивающее задание.
Рефлексивно-оценочный этап: итог занятия.
В коррекционной работе применяются следующие методические материалы:
Лазаренко О.И. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений.
Автоматизация и дифференциация звуков. Картинки и тексты.
Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики.
Нищева Н.В. Тетрадь-тренажёр для автоматизации произношения и дифференциации звуков [С]-[З],[Сʼ]-[Зʼ].
Нищева Н.В. Тетрадь-тренажёр для автоматизации произношения звуков [Ц], [Ч], [Щ], дифференциации звуков [Ц]-[С], [Ц]-[Тʼ], [Ч]-[Тʼ], [Ч]-[Сʼ], [Щ]-[Сʼ], [Щ]-[Ч].
Нищева Н.В. Тетрадь-тренажёр для автоматизации произношения и дифференциации звуков[Ш], [Ж], дифференциации звуков [С]-[Ш]-[Ж]-[З].
Нищева Н.В. Тетрадь-тренажёр для автоматизации произношения и дифференциации звуков[Л], [Лʼ], дифференциации сонорных звуков и звука[j].
Нищева Н.В. Тетрадь-тренажёр для автоматизации произношения и дифференциации звуков[Р]-[Рʼ].
2.7.Список литературы.
1. Автоматизация и диффернциация звуков. Картинки и тексты. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
2. Афонькина Ю.А. Индивидуальный методический маршрут учителя-логопеда ДОО: журнал для проектирования индивидуального образовательного маршрута с мультимедийным сопровождением. – Волгоград: Учитель, 2016.
3. Волосовец Т.В. Речевое развитие дошкольников теоретические основы новые технологии. – М.: ООО «Русское слово-учебник», 2015.
4. Гризик Т.И. Речевое развитие детей 5-6 лет: методическое пособие для воспитателей.- М.:Просвещение, 2015.
5. Иншакова О.Б. «Альбом для логопедов» Москва «Владос», 2015.
6. Куликовская Т.А. Загадки-добавлялки на свистящие звуки С, З, Ц.- М. Издательство ГНОМ, 2015.
7. Куликовская Т.А. Загадки-добавлялки на свистящие звуки Л, Р.- М. Издательство ГНОМ, 2015.
8. Куликовская Т.А. Загадки-добавлялки на свистящие звуки Ш, Ж, Ч, Щ.- М. Издательство ГНОМ, 2015.
9. Лазаренко О.И. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика.Комплекс упражнений.-М.:АЙРИС-пресс, 2015.
10. Мурдза С.Ю.,Ульянович-Волкова С.В. Малыш,когда же ты заговоришь?-СПб.:Издательский дом «Литера», 2011.
11. Нищева Н.В. «Занимаемся вместе» Старшая логопедическая группа:Домашняя тетрадь.-СПб. ООО»ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.
12. Нищева Н.В. «Занимаемся вместе»Подготовительная логопедическая группа: Домашняя тетрадь.- СПб. ООО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.
13. Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики.Изд. 2-е, дополненое.-СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.
14. Нищева Н.В. Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи. От 4 до 7 лет.-СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018.
15. Нищева Н.В. «Конспекты подгруповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР».-СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
16. Нищева Н.В. «Конспекты подгруповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с нарушениями речи с 3-7 лет».-СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.
17. Нищева Н.В. «Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи с 3-7 лет ».-СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.
18. Нищева Н.В. Тетрадь-тренажёр для автоматизации произношения и дифференциации звуков [С]-[З],[Сʼ]-[Зʼ].-СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.
19. Нищева Н.В. Тетрадь-тренажёр для автоматизации произношения звуков [Ц], [Ч], [Щ], дифференциации звуков [Ц]-[С], [Ц]-[Тʼ], [Ч]-[Тʼ], [Ч]-[Сʼ], [Щ]-[Сʼ], [Щ]-[Ч].-СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.
20. Нищева Н.В. Тетрадь-тренажёр для автоматизации произношения и дифференциации звуков[Ш], [Ж], дифференциации звуков [С]-[Ш]-[Ж]-[З].-СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.
21. Нищева Н.В. Тетрадь-тренажёр для автоматизации произношения и дифференциации звуков[Л], [Лʼ], дифференциации сонорных звуков и звука[j].-СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.
22. Нищева Н.В. Тетрадь-тренажёр для автоматизации произношения и дифференциации звуков[Р]-[Рʼ].-СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.
23. Нищева Н.В. Тетрадь-тренажёр для автоматизации произношения и дифференциации звуков раннего онтогенеза.-СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.
24. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации/Составитель Н.В. Нищева. СПб.,2006.
25. Чиркина Г.В. Коррекция нарушений речи. «Просвещение», Москва, 2010.
Приложение1.
Речевая карта
ФИО ребенка________________________________________________________
Дата рождения, возраст________________________________________________
Домашний адрес _____________________________________________________
Контактный телефон_________________________________________________
Анатомическое строение артикуляционного аппарата
Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы) _________________________________________ __________________________________________________________________________
Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов) ______________________________________________________________________________
Прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный) ______________________________________________________________________________
Твердое нёбо (высокое узкое, готическое, плоское, укороченное) ______________________________________________________________________________
Мягкое нёбо (отсутствие, укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка) ______________________________________________________________________________
Язык (массивный, маленький, короткий, длинный, «географический» гипертрофия корня языка) ____________________________________________________________________ __________________________________________________________________________
Подъязычная связка (короткая, укороченная, нормальная, наличие спайки с тканями подъязычной области) __________________________________________________________
Состояние артикуляционной моторики (тонус, объем, способность к переключению, замены, синкинезии, тремор, обильная саливация, отклонение кончика языка и др. - заполняется после проведения тестовых упражнений).
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Состояние звукопроизношения
|
Свистящие |
шипящие |
сонорные |
другие звуки |
|||||||||||||||
|
с |
сь |
З |
зь |
ц |
Ш |
ж |
ч |
щ |
л |
ль |
р |
рь |
j |
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 – изолированно; 2 – в словах; 3 – в спонтанной речи Норма - N
Нарушения: отсутствие ( –), замена(→), смешение(↔), искажение - межзубный(м/з); призубный(п/з), губно-зубной(г/з), губно-губной(г/г), боковой(б.), увулярный (ув.), велярный (вел.), шипящий (шип.) и др.
Состояние фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза
Повторение слогов с оппозиционными звуками:
5 лет
ба-па-ба па-ба-па_________________________________________________
да-та-да та-да-та_________________________________________________
га-ка-га ка-га-ка_________________________________________________
за-са-за са-за-са__________________________________________________
та-тя-та тя-та-тя_________________________________________________
са-ша-са ша-са-ша_________________________________________________
жа-ша-жа ша-жа-ша________________________________________________
са-ца-са ца-са-ца_________________________________________________
ча-тя-ча тя-ча-тя__________________________________________________
ла-ля-ла___________ля-ла-ля____ _____________________________________________
6 лет
Выделение начального ударного из слов 5 лет
Астра арка_____________________________________________________
Осень озеро____________________________________________________
Улей уши_____________________________________________________
Иглы искры ________________________________________
Выделение конечного согласного из слов 6 лет
Кот суп ________________________________________
Сом лимон ________________________________________
Мох сок ________________________________________
Выделение начального согласного из слов 6 лет
Мост банка___________________________________________________
Пол тапки___________________________________________________
Дом нос_____________________________________________________
Вода фартук__________________________________________________
Кот год хлеб__________________________________________
Определение последовательности звуков в слове 6 лет
Кот вата____________________________________________________
Дом дубы_______________________________________________________
Определение количества звуков в словах 6 лет
Бык вата_____________ дом_____________ банан_________________
Исследование звукослоговой структуры слов
Повтори слова (по одному):
5-6 лет
Экскаватор, микстура, архитектор, парашютист, водопроводчик, аэропорт.
6-7лет
Аэродром, эскалатор, шлагбаум; ремонтировать радиоприёмник, пишущая машинка, смеющийся мальчик.
Словарный запас:
(достаточный, соответствует возрастной норме, недостаточный)
Грамматический строй:
(без нарушений, нарушен, отдельные недостатки)
Связная речь: (сформирована по возрасту, сформирована недостаточно)
Логопедическое заключение:_____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Дата обследования _______________ учитель-логопед _________________________
Приложение 2.
Индивидуальный учебный план логопедической работы (нужное отметить)
с _________________________________________________________________
Улучшение работы речевого аппарата по средством освоения артикуляционной гимнастики:
Освоение оновных упражнений;
Выполнение комплекса упражнений, способствующих постановке данного звука.
Постановка нарушенных звуков (отметить группу звуков):
□группа свистящих – [С][Сʼ][З][Зʼ][Ц]
□группа шипящих - [Ш][Ж][Ч][Щ]
□группа сонорных - [Л][Лʼ][Р][Рʼ]
□губно-губные - [П][Б][М]+мягкие
□губно-зубные - [В][Ф]+мягкие
□переднеязычные -[Т][Д][Н]+мягкие
□заднеязычные - [К][Г][Х]+ мягкие
□другие________________________________________________
Объяснение артикуляции звука
Показ артикуляции звука
Постановка по подражанию
Постановка при помощи одноразового шпателя.
Формирование фонематического восприятия:
Определять звуки(гласные,согласные, твердые-мягкие,глухие-звонкие);
Определять наличие и отсутствие звука,его место в слове;
Дифференциация звуков по глухости-звонкости,твердости-мягкости;
Развитие слухового внимания на материале неречевых звуков;
Выделение гласных звуков среди ряда гласных;
Выделение согласных среди ряда согласных;
Выделение первого ударного гласного в слове;
Выделение первого согласного в сильной позиции;
Фонематический анализ двусложных и трехсложных конструкций.
4.Автоматизация поставленных звуков:
Изолированно;
В слогах(прямых,обратных,со стечением)
В словах;
В словосочетаниях;
В предложениях,скороговорках;
В стихах,рифмовках.
В текстах,спонтанной речи.
5.Дифференциация с близкими по акустическим или артикуляторным признакам звука.
6.Развитие психических процессов, моторики, интелектуальной деятельности:
Развивать зрительное внимание,память,восприятие,мышление
Развивать мелкую и артикуляционную мотрику.
Приложение 3.
Индивидуальный экран коррекции звукопроизношения.
№ п/п |
Фамилия,имя ребенка |
С |
Сʼ |
З |
Зʼ |
Ц |
Ш |
Ж |
Ч |
Щ |
Л |
Лʼ |
Р |
Рʼ |
Й |
Другие звуки |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Условные обозначения:
начало курса, 2- середина курса, 3- конец курса.
□звук на стадии постановки ◘ звук на стадии автоматизации ■звук на стадии дифференциации и введении в свободную речь.
Приложение 4.
Анкета участнику мониторинга
«Оценка удовлетворенности потребителей дополнительных образовательных услуг,оказанных на платной основе (далее по тексту дополнительные услуги МБДОУ «Детский сад № 97»).
1.Насколько хорошо Вам известно о возможности получения дополнительных услуг МБДОУ «Детский сад № 97» и порядок их оказания?
□ Информированы □ Не информированны □Хотелось бы знать больше
2. Удовлетворены ли Вы количеством и качеством дополнительных услуг МБДОУ « Детский сад № 97», предложенных Вашему ребенку?
□ Удовлетворены □ Частично удовлетворены □ Неудовлетворены
3. Насколько Вы информированны о логопедической программе, по которой ведется оказание дополнительных услуг МБДОУ «Детский сад №97».
□ Информированы □ Не информированны □Хотелось бы знать больше
4.Считаете лии Вы, что речевое развитие Вашего ребёнка существенно улучшается, в ходе реализации дополнительных услуг МБДОУ «Детский сад № 97?
□Улучшается □ Незначительно улучшается □ Не вижу изменеий
5.Как Вы оцениваете качество оказываемых дополнительных услуг МБДОУ «Детский сад № 97».
□Высокое □ Удовлетворительное □ Низкое
Шабанова Алёна
Maria