Дополнительная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Основы безопасности младших школьников. Часть 1»

2
0
Материал опубликован 25 February 2020

t1582645152aa.jpg

























t1582645152ab.gif



























Содержание

Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»

Пояснительная записка…………………………………………………………….



3

Цель и задачи программы………………………………………………………….


5

Содержание программы

Учебный план. ………………………………………………………………………



6

Содержание учебного плана……………………………………………………….


7

Планируемые результаты ………………………………………….........................


10

Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»

Условия реализации программы…………………………………………………...


12

Формы аттестации………………………………………………………………….


13

Оценочные материалы……………………………………………………………...


13

Методическое обеспечение программы…………………………………………...


15

Список литературы для педагогов…………………………………………………


17

Список литературы для учащихся…………………………………………………


18

Список специальной литературы для педагогов………………………………….


19

Приложения………………………………………………………………………….

Приложение 1 Контрольные вопросы и тесты для определения уровня теоретических знаний учащихся по разделам программы………………………


20


20

Приложение 2 Задания для определения уровня практических умений и навыков учащихся…………………………………………………………………..

23

Приложение 3 Примерный календарный учебный график………………………


26






















t1582645152ab.gif

Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»


Пояснительная записка



Дополнительная общеразвивающая программа «Основы безопасности младших школьников. Часть 1» относится к программам туристско-краеведческой направленности.

Туристско-краеведческая деятельность, как педагогическая система, предоставляет широкие возможности для самореализации современного ребёнка. Туризм и краеведение – особая форма жизнедеятельности, связанная с формированием у детей правил самостоятельного безопасного поведения в быту и в природе, основных правил «выживания» в экстремальных ситуациях.

Данная программа разработана в соответствии с:

Федеральным законом РФ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

Концепцией развития дополнительного образования детей в РФ до 2020 года;

Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);

Уставом и Положением о дополнительной общеразвивающей программе муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Анжеро-Судженского городского округа «Станция юных туристов».


Актуальность программы «Основы безопасности. Часть 1» заключается в том, что работа по ней является одним из путей формирования основ безопасности в начальном школьном возрасте, с учётом возможностей развития ребёнка и его собственного жизненного опыта. Возраст начальной школы – это яркая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинает происходить социальная адаптация ребёнка. При поступлении в школу, ему приходится учиться решать многие задачи самостоятельно (заботиться о безопасной дороге в школу или из школы домой, о завтраке или обеде, который он должен разогреть себе сам, о поведении с незнакомыми людьми и при встрече с дикой собакой).

Данная программа является модифицированной и составлена на основе примерной программы и методических рекомендаций по организации туристско-краеведческой деятельности в начальной школе и детском саду Багаутдиновой Ф.Г., изданной ЦДЮТиК МО РФ, 2002г. Содержание программы опирается на концепции детско-юношеского туризма «Школа жизни - окружающий мир» (А. А. Остапец-Свешников, М. И. Богатев, О. И. Мотков) и предполагает активное участие в туристско-краеведческой оздоровительно-познавательной деятельности детей и их родителей.


Отличительные особенности данной программы от вышеупомянутой заключаются в изменении названий тематических разделов и их построении. Так раздел «Мой дом, моя семья» заменён на «Безопасность в быту» и «Пожарная безопасность», раздел «Моя улица, мой микрорайон» заменён на «Безопасность дорожного движения», а раздел «Природа родного края» на «Безопасность в природной среде», кроме того, добавлен раздел «Экскурсии, соревнования, игры, конкурсы», дающий возможность учащимся принимать участие в различных мероприятиях во время каникул вне часовой сетки программы. Таким образом, при изучении ближайшего социального и природного окружения обучающихся, где учтён краеведческий аспект, акцент сделан на изучение безопасности.

Данная программа рассчитана на учащихся 6,5-8 лет, проявляющих интерес к физической культуре, туризму и краеведению, и предполагает учёт психофизиологических особенностей учащихся, их интересов в выборе различных видов деятельности. Занятия

проводятся с полным составом объединения, учащихся 1 или 2 класса, с применением групповой и дифференцированной форм организации учебно-познавательной деятельности.

Возраст 6,5–8 лет – это возраст активного формирования произвольности во всех сферах психической жизни ребёнка. Изменение пропорций головы и тела, приближения показателя к взрослому. Увеличение длины конечностей в 2 раза. Стремительное развитие опорно-двигательного аппарата, особенно позвоночника. Кости поддаются изменениям в формах и структуре. Колоссальная нагрузка на скелет, вызванная длительным нахождением на занятиях, где приходится подолгу удерживать статическую позу. Поэтому детям трудно сидеть неподвижно. Отсюда риск возникновения проблем с осанкой. Начало окостенения и стремительное увеличение объёма крупных мышц. У школьника 6,5–8 лет организм находится в процессе роста. Проблемы со здоровьем являются распространённой причиной быстрой утомляемости, неуспеваемости и снижения показателей. Дети этого возраста очень подвижны, энергичны. Ребёнок растет очень быстро, но его рост неравномерен. Так как сердце не растет в пропорции с его телом, он не может вынести длительные периоды напряженной деятельности. Ребёнок может сосредоточить свое внимание на 15 минут, но его произвольное внимание не прочно: если появляется что-то интересное, то внимание переключается. Активно реагирует на все новое, яркое. Любит слушать речь взрослого, но необходимо учитывать, что порог слышимости и острота слуха еще не достигли своих наибольших величин (это произойдет в подростковом возрасте). Ребёнок живёт, в основном, настоящим. У него ограниченное понимание времени, пространства и чисел. Наши слова ребёнок может понимать буквально. Затруднено понимание абстрактных слов и понятий. Любит задавать вопросы: «Почему?», «А правда ли это?». Дети 7-8 лет хорошо запоминают факты, сведения, стихи. Прекрасный возраст для заучивания наизусть. Более легко запоминает слова, чем мысли. Особенно хорошо запоминают то, что чем-то мотивировано, значимо. В этом возрасте начинает развиваться система оценок, но эмоции часто заслоняют объективность оценки. Авторитет взрослого ещё так велик, что нередко собственную оценку заслоняет оценка взрослого. Достаточно хорошо может оценить и предвидеть предполагаемую реакцию взрослого. Прекрасно знает, когда и с кем что можно позволить. В 7-8 лет дети особенно нуждаются в любви и опеке, а также стараются помочь учителю или вожатому. Дети этого возраста дружелюбны. Им нравится быть вместе и участвовать в групповой деятельности и в играх. Это даёт каждому ребёнку чувство уверенности в себе, так как его личные неудачи и недостатки навыков не так заметны на общем фоне.

Сроки реализации программы

1 год обучения – 72 часа (в том числе 24 часов – теория, 48 часа – практика)


Форма обучения – очная (согласно Закону № 273-ФЗ, гл. 2, ст. 17, п. 2).

Основные формы организации учащихся на занятии – индивидуальная, групповая и работа по подгруппам, включая теоретические и практические занятия в помещении и на местности.

Особенности организации образовательного процесса: на занятиях используются различные формы и методы, которые, не уменьшая значимости словесных форм работы, основную часть отводят практике: сюжетно-ролевым играм, различным творческим конкурсам, соревнованиям, тематическим прогулкам и экскурсиям, подвижным играм на воздухе.

Образовательные технологии, используемые при реализации программы: личностно-ориентированного метода; технология развивающего обучения; здоровьесберегающие технологии; технология дифференцированного обучения; технология развития критического мышления; ТРИЗ; информационные технологии; игровые технологии; педагогика сотрудничества; технология интегрированного обучения.

Основные принципы построения программы: от простого к сложному и цикличность, благодаря которым учащиеся прочно овладевают туристско-краеведческими знаниями, умениями и навыками. Содержание программы построено таким образом, что работу можно строить, выбирая темы занятий в любом порядке, возвращаясь в дальнейшем к изученному материалу по мере необходимости.

Набор в кружковые объединения осуществляется на основе личного желания учащихся и при наличии справки от врача о состоянии здоровья и допуске к занятиям.

Режим занятий:

1 год обучения – 9 месяцев по 2 академических часа (по 45 минут) в неделю.

Продолжительность занятий не должна превышать двух академических часов в помещении и четырёх часов на местности при условии организации активной оздоровительно-познавательной деятельности занимающихся на свежем воздухе в природной среде во время каникул.

Каждый раздел программы рассчитан на определенное количество часов:

Безопасность дорожного движения: 12часов (4 часа теории и 8 часа практических занятий).

Безопасность в быту: 26 часов (8 часа теории и 18 часов практических занятий).

Пожарная безопасность: 8 часа (4 часа теории и 4 часа практических занятий).

Безопасность в природной среде: 26 часов (8 часа теории и 18 часов практических занятий).


Количество учащихся:

минимальная наполняемость группы – 7 человек.

максимальная наполняемость группы – 25 человек.



Характеристика программы:

тип: дополнительная общеразвивающая программа;

направленность: туристско-краеведческая;

вид: модифицированная;

уровень реализации программы: ознакомительный (стартовый).


Цель и задачи программы


Цель программы: развитие у учащихся качеств, обеспечивающих безопасную жизнедеятельность, осознанного выполнения правил поведения, влияющих на сохранность их жизни и здоровья.


Программа предполагает решение основных задач:


Личностные:

- формировать стремление к здоровому образу жизни;

- формировать сознательное и ответственное отношение к вопросам личной и общественной безопасности;

- способствовать воспитанию культуры безопасности учащихся.


Метапредметные:

- развивать духовные и физические качества, обеспечивающие правильное поведение в экстремальных ситуациях;

- развивать умение обучающихся применять полученные знания при типовых опасных ситуациях;

- развивать творческий потенциал учащихся.


Образовательные:

- научить правилам дорожного движения и правилам безопасного поведения на улице;

- сформировать представление о причинах и последствиях неосторожного обращения с огнём;

- познакомить с правилами безопасности в быту и в природной среде.

Содержание программы


Учебный план


п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Формы аттестации,

контроля

всего

теория

практика

1

Безопасность дорожного движения

12

4

8


опрос,

тестирование, выполнение практических заданий


1.1

Безопасность на улицах города

4

1

3

1.2

Безопасность на пешеходном переходе

2

1

1

1.3

Безопасность в общественном транспорте

2

1

1

1.4

Дорожные знаки

4

1

3

2

Безопасность в быту

26

8

18




опрос,

тестирование, выполнение практических заданий


2.1

Безопасное поведение в помещении без взрослых

4

1

3

2.2

Электробытовые приборы

4

1

3

2.3

Безопасность при обращении с домашними животными

2

1

1

2.4

Опасные предметы в помещении

2

1

1

2.5

Встреча с незнакомыми людьми

3

1

2

2.6

Медицинская аптечка

3

1

2

2.7.

Оказание первой помощи

8

2

6

3

Пожарная безопасность

8

4

4

опрос,

тестирование, выполнение практических заданий


3.1

Огонь – друг и враг человека

2

1

1

3.2

Работа пожарной службы

2

1

1

3.3

Правила пожарной безопасности

4

2

2

4

Безопасность в природной среде

26

8

18



опрос,

тестирование, выполнение практических заданий


4.1

Безопасное поведение с дикими животными родного края

2

1

1

4.2

Съедобные и ядовитые растения родного края

2

1

1

4.3

Природные явления родного края

2

1

1

4.4

Равнины, реки, озера, ручьи

4

1

3

4.5

Правила поведения в лесу

4

1

3

4.6.

Как правильно собраться в поход

4

1

3

4.7.

Верёвка – помощник человека

4

1

3

4.8.

Способы ориентирования

4

1

3

5

Экскурсии, соревнования, игры, конкурсы

вне сетки часов (каникулы)

ИТОГО:

72

24

48





Содержание учебного плана


Безопасность дорожного движения

Образовательная задача раздела: овладеть знаниями правил дорожного движения и навыками безопасного поведения на улице, на пешеходных переходах, научиться вести себя в общественном транспорте и узнать, какими бывают дорожные знаки, на какие группы они делятся.

Безопасность на улицах города

Теория: Понятия «Правила дорожного движения», «двустороннее движение». Опасности на дорогах, ошибки поведения детей на дорогах, правила поведения Правила безопасного поведения во время прогулок. Безопасные места для пешеходов на дорогах. Правила поведения на дорогах и улицах города.

Практика: Рисование на тему «Безопасное поведение на улице».


Безопасность на пешеходном переходе

Теория: Пешеходный переход. Виды пешеходных переходов, правила перехода на регулируемом и нерегулируемом пешеходном переходе.

Практика: Игра «Пешеходный переход», «Дорога» на прогулке.

Дидактическая игра «На пешеходном переходе»


1.3. Безопасность в общественном транспорте

Теория: Понятие «общественный транспорт». Правила поведения в общественном транспорте, опасные места в общественном транспорте, как избежать травм, находясь в общественном транспорте.

Практика: Составление памятки «Правила поведения в общественном транспорте»


1.4. Дорожные знаки

Теория: Понятие «дорожные знаки». Классификация дорожных знаков (запрещающие, предупреждающие, предписывающие, информационно-указательные и знаки сервиса). Практика: Рисование «Дорожные знаки». Конкурс рисунков «Дорожная безопасность».


Безопасность в быту

Образовательная задача раздела: узнать, какие опасности могут возникнуть в доме, познакомиться с правилами безопасности в быту; научиться безопасному обращению с электрическими приборами, с домашними животными, научиться правилам поведения с незнакомыми людьми, узнать правила оказания первой помощи при порезе, царапине, ссадине.

Безопасное поведение в помещении без взрослых

Теория: Устройство современного дома. Опасности, которые могут возникнуть в жилище. Предметы, которые могут нести в себе опасность. Правила поведения дома, если нет рядом взрослых.

Практика: Дидактические игры «Если возник пожар», «Когда игра не доводит до добра», «Да или нет». Словесная игра «Вызов службы спасения». Конкурс рисунков «Опасные места дома».


2.2. Электробытовые приборы

Теория: Электричество. Бытовые электрические приборы, их использование. Правила безопасного поведения с электроприборами в быту. Последствия неправильного обращения с электроприборами.

Практика: Дидактическая игра «Можно и нельзя». Практикум обращения с электрочайником и утюгом.


Безопасность при обращении с домашними животными

Теория: Понятие «Домашние животные». Какие опасности могут исходить от домашних питомцев. Правила осторожного обращения с домашними животными.

Практика: Рассказы учащихся о своих домашних питомцах.


2.4. Опасные предметы в помещении

Теория: Предметы в помещении, несущие в себе потенциальную опасность: телевизор, компьютер, печь, холодильник, газовые баллоны, отопительные приборы, водопроводный кран, балконы и открытые окна. Понятие «бытовая химия» и чем она опасна. Медицинская аптечка, лекарства. Правила обращения с бытовой техникой и правила хранения бытовой химии и лекарственной аптечки в доме.

Практика: Дидактические игры «Опасные ситуации», решение ситуативных задач по теме «Опасные предметы» («Мама сказала помыть посуду», «задымился телевизор» и т.д.)


2.5. Встреча с незнакомыми людьми

Теория: Правила поведения при встрече с незнакомыми людьми в подъезде, около подъезда, на прогулке на улице. Действия, если находишься один дома, а в дверь стучит или звонит по телефону незнакомец.

Практика: Отработка умения правильно действовать в ситуации при встрече с незнакомцем через сюжетно-ролевую игру «Пойдём со мной»


2.6. Медицинская аптечка

Теория: Медицинская аптечка, её содержание, хранение, использование в домашних и походных условиях. Использование перевязочных средств и препаратов для обработки царапин, порезов, ссадин (йод, раствор бриллиантовой зелени, перекись водорода).

Практика: Дидактическая игра «Собери аптечку».


2.7. Оказание первой помощи

Теория: Понятие «Первая помощь». Основные правила оказания первой помощи. Обработка царапин, порезов, ссадин. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе.

Практика: Игра по оказанию простейшей первой помощи «Помоги товарищу»


Пожарная безопасность

Образовательная задача раздела: овладеть знаниями о причинах и последствиях неосторожного обращения с огнём, осознанно выполнять правила безопасности, необходимые при обращении с огнём.

Огонь – друг и враг человека

Теория: Значение огня в жизни человека. Польза и вред от огня.

Практика: Беседа и рисование «Злой и добрый огонь»


Работа пожарной службы

Теория: Понятие «Пожарная служба», работа пожарных. Телефон пожарной службы.

Практика: Рисование «Пожарные спешат на помощь».


Правила пожарной безопасности

Теория: Правила пожарной безопасности в быту и в природной среде. Причины возникновения пожаров. Правила разжигания костров и безопасного использования огня для приготовления пищи. Действия в случае возникновения пожара.

Практика: Дидактические игры «Потуши пожар», «01», рисование не тему «Пожарная безопасность»


Безопасность в природе

Образовательная задача раздела: познакомиться с правилами безопасности в природной среде; познакомиться с компасом и узнать, как им пользоваться; научиться одеваться соответственно погоде; определять растения родного города, различать среди них съедобные и ядовитые; выполнять правила поведения на прогулке, экскурсии; вязать туристские узлы «прямой» и «проводник»; преодолевать этапы туристской полосы препятствий.


Безопасное поведение с дикими животными родного края

Теория: Дикие животные родного края и опасности, которые они несут для человека (укусы, травмы, болезни, угроза жизни). Ответственное и бережное отношение к живой природе (не ломать деревья и ветки, не трогать птичьи гнезда, муравейники, осиные гнёзда и т.д.).

Практика: Игра-викторина «Кто в лесу живёт», дидактическая игра «Опасно – не опасно».


Съедобные и ядовитые растения родного края

Теория: Съедобные и ядовитые растения родного края, произрастающие в городской черте, в лесу, на лугу. Правила обращения с ядовитыми растениями: ландышем, волчьим лыком. Как отличить ядовитые грибы от съедобных (ложные опята, ложные лисички бледная поганка, мухомор). Полезные свойства некоторых съедобных и лекарственных растений (подорожника, крапивы, кровохлёбки, тысячелистника, смородины, шиповника и т.д.)

Практика: Дидактическая игра «Опасно – не опасно». Работа с атласами-определителями растений. Игра-викторина «Что в лесу растёт»


Природные явления родного края

Теория: Природные явления родного края, несущие в себе опасность дождь, ветер, гроза, снегопад, перепады температуры воздуха (жара и мороз), землетрясения. Правила поведения при угрозе сильного дождя, ветра, града и т.д. Правила поведения во время грозы.

Практика: Составление памяток «Правила поведения во время грозы», «Если пошёл град», «Если на улице сильный ветер», «Действия во время землетрясения».


Равнины, реки, овраги, ручьи

Теория: Понятие о рельефе земли. Правила поведения на природе, безопасное преодоление природных препятствий - ручьёв, оврагов. Правила поведения у водоёмов (рек, озёр, прудов).

Практика: Отработка умения преодоления природных препятствий – ручьёв, оврагов через прохождение полосы препятствий пешеходного туризма различными способами: с помощью бревна, «маятника», навесных переправ, «кочек» и «жердей»


Правила поведения в лесу

Теория: Поведение в лесу. Правила безопасности, которые необходимо соблюдать в лесу. Возможные опасные ситуации при посещении лесной зоны.

Практика: Составление памятки «Правила поведения друзей природы». Рисование «Берегите природу!»


Как правильно собраться в поход

Теория: Необходимое снаряжение для пребывания в природной среде. Требование к укладке и хранению вещей в походе. Требования к одежде для прогулок в природе и походов.

Практика: Составление памятки «Туристское снаряжение». Игра «Собираемся в поход»


Верёвка – помощник человека

Теория: Верёвка, её значение в жизни человека. Использование верёвки в различных ситуациях дома, в природных условиях. Простые туристские узлы «прямой» и «проводник», их назначение, способы завязывания.

Практика: Отработка умения завязывать узлы «прямой» и «проводник». Игра-соревнование «Завяжи узелок».


Способы ориентирования

Теория: Понятие «Ориентирование». Компас, его назначение. Различные способы ориентирования в городе и в природе: по местным признакам по местным природным признакам, по Солнцу, по карте-схеме, по муравейнику, по компасу.

Практика: Дидактическая игра «Определи сторону горизонта», работа с компасом на местности.


Экскурсии, соревнования, игры, конкурсы


Практика: Участие в различных туристских и краеведческих мероприятиях (экскурсии, соревнования, игры, конкурсы) в каникулярное время.



Планируемые результаты


Ожидаемые результаты по окончанию обучения по программе:


К концу учебного года учащиеся будут:


знать:

Безопасность дорожного движения

- назначение дорожных знаков;

- правила поведения на дорогах, пешеходном переходе;

- правила поведения в общественном транспорте;

Безопасность в быту

- правила безопасного поведения в помещении при отсутствии взрослых;

- правила безопасного пользования бытовыми электроприборами,

- назначение медицинской аптечки, её состав, хранение;

Пожарная безопасность

- причины возникновения пожаров;

- назначение пожарной службы и телефон вызова пожарных в случае необходимости;

- правила пожарной безопасности при разжигании костров;

- действия в случае возникновения пожаров;

Безопасность в природной среде

- съедобные и ядовитые растения, произрастающие в родном крае;

- правила пожарной безопасности;

- назначение компаса; основные стороны горизонта;

- 2 туристских узла (прямой и проводник), их назначение;

- правила безопасного поведения на дорогах, у водоёмов, в лесу;


уметь:

Безопасность дорожного движения

- применять правила дорожного движения на прогулке по микрорайону;

Безопасность в быту

- правильно вести себя дома, в общественных местах, на улице;

- оказывать первую помощь при царапине, ссадине, тепловом или солнечном ударе;

Пожарная безопасность

- вызывать пожарную службу в случае необходимости при возникновении пожара;

- соблюдать правила личной пожарной безопасности при использовании электроприборов и возле костров;

Безопасность в природной среде

-одеваться соответственно погоде;

- определять растения родного города, различать среди них съедобные и ядовитые;

- выполнять правила поведения на прогулке, экскурсии;

- вязать туристские узлы «прямой» и «проводник»;

- преодолевать этапы туристской полосы препятствий.


Компетенции и личностные качества, которые будут формироваться и развиваться у учащихся в результате занятий по программе:


1. Здоровьесберегающие компетенции — умение переключаться с одного вида деятельности на другой, умение радоваться результатам, как своего труда, так и результатам сверстников, удивляться новому (проявление эмоций), умение бережно относится к своему здоровью и здоровью окружающих;


2.Учебно-познавательные компетенции – умение применять полученные знания, организовывать своё рабочее место, умение ориентироваться в стандартной ситуации, понимать инструкции и алгоритмы действия, планирования, умение доводить дело до конца;


3. Информационные компетенции – умение получать информацию, используя различные источники (ТВ, ИКТ, дополнительная литература), умение задавать вопросы, искать на них ответы, умение оценивать и сравнивать;


4.Социально-коммуникативные компетенции – умение выслушать другого человека (сверстника, взрослого), рассказывать о происходящих событиях, вести диалог со сверстниками, умение спокойно отстаивать своё мнение, соотносить свои желания с интересами других людей.



Личностные, метапредметные и предметные результаты по итогам освоения программы:


Личностные результаты:

- будет формироваться стремление к здоровому образу жизни;

- будут осознанно относиться к вопросам личной и общественной безопасности;

- будет формироваться культура безопасности.


Метапредметные результаты:

- приобретут и разовьют духовные и физические качества личности, обеспечивающие правильное поведение в экстремальных ситуациях;

- разовьют умение применять полученные знания при типовых опасных ситуациях;

- будет развиваться творческий потенциал.


Предметные результаты:

- овладеют знаниями правил дорожного движения и навыками безопасного поведения на улице;

- овладеют знаниями о причинах и последствиях неосторожного обращения с огнём, будут осознанно выполнять правила безопасности, необходимые при обращении с огнём;

- познакомятся с правилами безопасности в быту и в природной среде.































Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»


Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение


Теоретические занятия проводятся в кабинете туристско-краеведческой направленности. Практические занятия проводятся на местности или в хорошо проветриваемом, закрытом помещении (спортивный зал) соответствующем санитарно-гигиенические требованиям и правилам безопасности.

Перечень учебного материально-технического оборудования, инвентаря

п/п

Оборудование

Количество

Телевизор

1шт.

Компьютер

2 шт.

Электрический чайник (возможно использование муляжа)

1шт.

Утюг (возможно использование муляжа)

1 шт.

Компас

7 шт.

Термометр

2 шт.

Верёвка

20м, 40 м

Секундомер

5 шт.

Фотоаппарат

1 шт.

Рюкзак

7 шт.

Спальный мешок

7 шт.

Туристский коврик

7 шт.

Палатка

1 шт.

Котёл

1 шт.

Медицинская аптечка

комплект 2шт.

Репшнуры (d- 6мм, по 1,5 м)

20 шт.

Набор кеглей

2 шт.

Резиновый мяч

2 шт.

Скакалка

7 шт.

Волейбольный мяч

1 шт.

Футбольный мяч

1 шт

Баскетбольный мяч

1 шт.


Информационное обеспечение


п/п

Вид продукции

Название

1.

Видео

Презентации

проекта «Инфоурок»

«Безопасность на водоёмах»

«Инструктаж перед походом»

«Автономное существование в природе»

«Как ориентироваться в лесу»

«Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях»

«Погодные условия и безопасность человека»

«Стороны горизонта»

«Человек и природа. Ориентирование на местности»

«Ядовитые растения, грибы, ягоды. Меры безопасности»

«Подготовка к выходу на природу»

«Определение места для бивака и организация бивачных работ» «Профилактика лесных и торфяных пожаров. Защита населения»

«Укусы насекомых и защита от них. Профилактика клещевого энцефалита»

2.

Интернет источники

as-turizm.ucoz.ru, kuztur42.narod.ru


Формы аттестации


Способы проверки результатов выполнения программы:


Тестирование, практические задания.


Формы подведения итогов реализации программы:

Формой подведения итогов реализации программы является игра-соревнование для учащихся «Безопасный мир», где все учащиеся, выполняют определённые задания различных конкурсов в игровой форме.


Оценочные материалы


Цель: Отслеживание результатов совместной деятельности педагогов и учащихся; оценка эффективности и целесообразности использования средств и методов обучения в процессе реализации программы.

Содержание: Составленные контрольные задания - тесты позволяют проверить теоретические знания учащихся оптимальным количеством вопросов. Все тестовые задания являются открытыми, что обусловлено психофизическими особенностями учащихся младшего школьного возраста.

Педагогический мониторинг по отслеживанию качества усвоения знаний и умений в учебном процессе представлен в виде баллов.


Критерии оценки и обработки результатов теоретических знаний учащихся


Отслеживание теоретических знаний учащихся проводится три раза в течение учебного года с интервалом между диагностированием не менее 3 месяцев.

Учащимся предлагаются тестовые вопросы и задания в количестве 15, составленных согласно разделам и темам программы. Выполнение каждого задания оценивается по трёхмерной шкале, где соответственно:

2 балла – если на вопрос ответили в полном объеме

1 балл – если на вопрос ответили, но не в полном объеме

0 баллов – если на вопрос совсем не ответили или ответили неправильно.

Максимальная сумма баллов, набранных за выполнение всех тестовых заданий, составит 30 баллов, или 100%.


По результатам, проведенного тестирования, можно судить о выполнении теоретического блока учебной программы:

100% - 75% - программный материал усвоен в допустимом объеме и на хорошем уровне;

75% - 50% - программный материал усвоен на удовлетворительном уровне;

ниже 50% - программный материал усвоен не на удовлетворительном уровне.

Результаты тестирования сводятся в таблицу 1, содержащие сведения о выполнении заданий каждым учащимся и усредненные данные по выполнению учебной программы всем кружковым объединением.


Результаты диагностирования теоретических знаний учащихся

Таблица 1

Фамилия, Имя учащихся

Сумма баллов

%

1




2




3








Средний процент усвоения программы в кружковом объединении


Сравнение ответов учащихся в начале, середине и конце учебного года позволит сделать вывод о базовых знаниях детей на начало учебного года и об усвоении ими учебной программы в целом и отдельных ее тем в частности, а также об эффективности применяемых педагогических методов и форм работы.


Результаты стартового, промежуточного и итогового диагностирования

теоретических знаний учащихся Таблица 2

п/п

Фамилия, Имя

учащегося

Старт-тест

Промежуточный тест

Итог-тест

% усвоения программы

баллы

%

баллы

%

баллы

%


























Средний процент усвоение программы в кружковом объединении





Критерии оценки и обработки результатов практических навыков учащихся


Проверка усвоения практических навыков осуществляется два раза в год на занятиях с помощью специально разработанных 5 практических заданий (приложение 2).

Результаты сводятся в таблицы, содержащие сведения о выполнении каждым ребенком предложенных заданий.

Каждое задание оценивается по трёхбалльной системе:

2 балла – если задание выполнено правильно и в полном объеме,

1 балл – если задание выполнено, но не в полном объеме,

0 баллов – если задание не выполнено или выполнено неправильно.

Максимальная сумма баллов набранных за выполнение заданий, составляет 10 баллов или 100%.

По результатам выполнения заданий, можно судить о практическом усвоении учащимися разделов программы:

100%-75% - программный материал усвоен в допустимом объеме и на хорошем уровне;

74%-50% - программный материал усвоен на удовлетворительном уровне;

Ниже 50 % - программный материал усвоен не на удовлетворительном уровне.


Протокол результатов диагностирования практических знаний учащихся

Таблица 3

Ф.И. учащегося

Задания

Сумма баллов

%

1

2

3

4

5


















































Средний процент усвоения программы

















Методическое обеспечение программы


Учебно-методический комплекс (УМК) для педагога:


п/п

Вид методической продукции

Название

Кол-во

1.

Методические рекомендации

«Занимательная топография и ориентирование»

1шт.

Туристско-краеведческая деятельность в начальной школе

1шт.

Сборник материалов «Что мы знаем о Кузбассе»

1шт.

2.

Презентации в программе PowerPoint

Красная Книга Кемеровской области

1 шт.

Грибы

1 шт.

Организация привалов и ночлегов

1шт.

Туристское снаряжение

1 шт.

3.

Лекционный материал

«Мы приехали на речку, собирались отдохнуть…» Правила поведения в природной среде

1 шт.

Туристское снаряжение

1 шт.

Компас, его устройство

1 шт.

Охрана природы

1 шт.

Топография и ориентирование

1 шт.

Правила преодоления полосы препятствий пешеходного туризма

1шт.

4.

Учебные видео-презентации

Безопасность на водоёмах

1 шт.

Инструктаж перед походом

1 шт.

Автономное существование в природе

1 шт.

Как ориентироваться в лесу

1 шт.

Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях

1шт.

Опасные погодные условия

1 шт.

Погодные условия и безопасность человека

1 шт.

Стороны горизонта

1 шт.

Человек и природа. Ориентирование на местности

1 шт.

Ядовитые растения, грибы, ягоды. Меры безопасности

1шт.

Подготовка к выходу на природу

1 шт.

Лесные и торфяные пожары, их характеристика

1 шт.

Обеспечение жизнедеятельности человека при автономном существовании

1 шт.

Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха различными видами транспорта

1 шт.

Общие правила оказания первой медицинской помощи. Внешние кровотечения

1шт.

Личная гигиена и оказание первой медицинской помощи в природных условиях

1 шт.

Определение места для бивака и организация бивачных работ

Первая медицинская помощь при получении травм в походе

1 шт.

Профилактика лесных и торфяных пожаров. Защита населения

1 шт.

Укусы насекомых и защита от них. Профилактика клещевого энцефалита.

1 шт.

Ушибы и переломы. Транспортировка пострадавшего

1шт.




Учебно-методический комплекс (УМК) для учащихся:


п/п

Вид продукции

Название

Кол-во

1.

Дидактический материал

Комплект карточек – заданий по теме «Топография и ориентирование»

комплект

6 шт.

Комплект карточек – заданий по теме «Правила безопасности на дорогах»

комплект

6 шт.

Комплект карточек- заданий по теме «Медицинская аптечка»

комплект

6 шт.

Комплект карточек-заданий по теме «Первая помощь»

комплект

6 шт.

Комплект карточек «Ядовитые растения»

комплект

6 шт.

Комплект карточек-заданий по теме «Безопасность в быту»

комплект

6 шт.

2.

Презентации в программе PowerPoint

Метеорологические наблюдения в походе

1шт.

Медицинская аптечка

1шт.

Оказание первой помощи

1шт.

Правила поведения при пожаре

1шт.

Правила поведения на водоёмах

1шт.

3.

Справочные и учебные пособия

Атлас – определитель растений

1 шт.

Атлас – определитель птиц

1 шт.

Популярная энциклопедия растений

1 шт.

Популярная энциклопедия животных

1 шт.

Атлас Кемеровской области

3 шт.

«Зелёная аптека Кузбасса»

1 шт.

«Охотнику, рыболову туристу»

2 шт.































Список литературы для педагогов


Алексеев А.П. Правила дорожного движения 2016 с иллюстрациями с последними изменениями. М.: Эксмо, 2015. 160 c.

Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для бакалавров. М.: Дашков и К, 2016. 448 c.

Байбородова Л. В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах. М.: Просвещение, 2012.

Биржаков М.Б. Введение в туризм. СПб.: Невский Фонд, 2014. 544 с.

Доровских И.С. Как помочь младшим школьникам в формировании коммуникативных умений?// Начальная школа: журнал . 2016 . №3 . С. 29-32.

Дробот А. Н. Система дополнительного образования для детей и подростков// Народное образование. 2014. № 3. С. 222-229.

Занько Н.Г. Безопасность жизнедеятельности. СПб.: Лань, 2016. 696 c.

Зимнякова И.Ю. Формирование коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий в процессе группового взаимодействия младших школьников// Наука и образование: новое время. 2015. № 1 (6). с. 532-534

Колесова С.В., Развитие позитивного мышления младших школьников в игре// Начальная школа: журнал .2016 . №10. С. 23-27.

Крутецкая В.А. Правила поведения и безопасности. СПб. Литера, 2016. 32с.

Лавлинскова Е.Ю. Правила дорожного движения. 1-4 классы. Современные формы работы. Интерактивные приложения. М.: Учитель, 2017.

Маринченко А.В. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. М.: Дашков и К, 2015. 360 c.

Маякова Е.В. Процесс познания у младших школьников// Начальная школа с вкладкой Практика: журнал. 2015. №4. С. 11-12.

Митина Г.В. Методические условия развития обучаемости школьников// Начальная школа: журнал . 2016 . №10 . С. 37-41.

Моткова Ю.Ю. Средства эффективной организации образовательного процесса// Начальная школа: журнал. 2015. №5. С. 30-32.

Патрикеев А. Ю. Летние подвижные игры для детей. М.: Феникс, 2014. 224 c.

Романова Е.А. Занятия по правилам дорожного движения. М.: ТЦ Сфера, 2013. 64 c.

Соколова О.В. Правила поведения в опасных ситуациях. СПб. Литера, 2016. 64с.

Удалова Т. А. Работа с детьми разных образовательных потребностей// Дополнительное образование и воспитание. 2014. № 8. С. 19-21.

Усик Л.И. Развитие познавательной активности младших школьников// Начальная школа: журнал. 2016. №6. С. 6-9.

Ушакова О.Д. Правила дорожного движения и безопасности для младших школьников. СПб.: Литера, 2017. 48с.

Федотов Ю.Н. Теория и методика спортивного туризма: Учебник. М.: Советский спорт, 2014. 424 с.

Шорыгина Т. А. Беседы о бытовых электроприбора. М.: Сфера, 2016. 64с.

Шорыгина Т. А. Беседы о правилах пожарной безопасности. М.: Сфера, 2016. 64с.

Шорыгина Т. А. Беседы о тайге и ее обитателях. М.: Сфера, 2017. 96с.











Список литературы для учащихся


Александрова О. Птицы и насекомые. М.: Стрекоза-Пресс, 2013.  141 c.

Ананьева Е. Растения и животные: вопросы и ответы. М.: ОлмаМедиаГрупп, 2013.

Афонькин С. Ю. Ядовитые растения и животные. М.: Тимошка, 2013.

Афонькин С. Ю. Растения из Красной книги России. М.: Балтийская книжная компания, 2013. 783 c.

Буланова С. Птицы в стихах и загадках. М.: Эксмо, 2014. 10с.

Грин Т. Насекомые. Полная энциклопедия. М.: Эксмо, 2015. 256с.

Романова Е.А. Занятия по правилам дорожного движения. М.: ТЦ Сфера, 2013. 64 c.

Смирнова А. Домашние животные. М.: Астрель, 2015. 96с.

Сосновский Е. Загадки о животных. М.: Робинс, 2017. 16с.

Спивак К. 777 лучших загадок про животных и растения. Ростов-на Дону.: Владис, 2014.

Степанов В. Загадки о животных. М.: С-Трейд, 2016. 48с.

Травина И.В. Удивительные растения. М.: Росмэн, 2015. 48с.

Травина И.В. Чудеса родной природы. М.: Росмэн, 2015. 36с.

Усик, Л.И. Развитие познавательной активности младших школьников// Начальная школа: журнал. 2016. №6. С. 6-9.

Ушакова О.Д. Правила дорожного движения и безопасности для младших школьников. СПб.: Литера, 2017. 48с.

Федотов Ю.Н., Теория и методика спортивного туризма: Учебник. М.: Советский спорт, 2014. 424 с.

Шорыгина Т. А. Беседы о бытовых электроприборах. М.: Сфера, 2016. 64с.

Шорыгина Т. А. Беседы о правилах пожарной безопасности. М.: Сфера, 2016. 64с.

Шорыгина Т. А. Беседы о тайге и ее обитателях. М.: Сфера, 2017. 96с.































Список специальной литературы для педагогов


Алексеев А. А. Питание в туристском походе. М.: ЦДЮТур МО РФ, 1996.

Алешин В. М. Туристская топография. М.: Профиздат, 1985.

Антропов К. Узлы. М.: ЦДЮТур МО РФ, 1994.

Багаутдинова Ф. Г. Туристско-краеведческая деятельность в начальной школе; изд. третье. М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2002. 160 с.

Бардин К. Азбука туризма. М.: Просвещение, 1981.

Биржаков М. В. Введение в туризм. Спб: Питер, 2002.

Ганиченко Л. Г. Котелок над костром. М.: Изд. дом Вокруг света, 1994.

Гладков Н. А. Охрана природы. М.: Просвещение, 1975.

Жарков А.Д. Экскурсия как педагогический процесс: метод. рекомендации. М.: ЦРИБ Турист, 1983.

Зорин И. В. Энциклопедия туризма: справочник. М.: Финансы и статистика, 2003. 368с.

Ильин А. А. Большая энциклопедия городского выживания. М.: Эксмо, 2003. 576 с.

Квартальнов В. А. Туризм: учебник. М.: Финансы и статистика, 2002. 320с.

Константинов Ю. С. Педагогика школьного туризма: Учебно-методическое пособие. М.: ФЦДЮТиК, 2006. 208 с.

Коструб А. А. Медицинский справочник туриста. М.: Профиздат, 1987.

Кошельков С. А. Обеспечение безопасности при проведении туристских слетов и соревнований учащихся. М.: ЦДЮТур МО РФ, 1997.

Куликов В. М. Словарь юного туриста. М.: ЦДЮТ, 2003. 76 с.

Ляшенко Е. А. Школа юного краеведа. 3-4 классы: материалы к занятиям. Волгоград: Учитель, 2007. 158с.

Остапец-Свешников А. А. Примерная программа туристско-краеведческой деятельности учащихся начальной школы. М., 1991.

Петров С. В. Первая помощь в экстремальных ситуациях: практическое пособие. М., 2000.

Скрягин Л. Н. Морские узлы. 3-е изд, доп. М.: Транспорт, 1994.

Соловьев А. В. Обеспечение безопасности в туристских походах: метод. рекомендации. Челябинск,1983.

Соловьев Л. И. География Кемеровской области. Природа: учебное пособие. Кемерово: Кузбасс; Скиф, 2006. 384 с.

Соловьев Л. И. Краеведческие игры: Учебное пособие. Кемерово: Изд-во КРИПК и ПРО, 2004. 368 с.

Соловьев Л. И. Кузбасс – мой край родной [Текст]: Рабочая тетрадь по краеведению. Кемерово: СКИФ, 2011. 72 с.

Тишурина, О. Н. Растения леса. М. : Дрофа, 2003г. 128 с.

Фесенко Б. И. Книга молодого ориентировщика. М., 1997.

Формозов А. Н. Спутник следопыта. М.: Детиздат, 1975.

Шальков Ю. Л. Здоровье туриста: Туризм для всех. М.: Физкультура и спорт, 1987.

Штюрмер Ю. А. Профилактика туристского травматизма: метод.рекомендации. М., 1992.














Приложения

Приложение 1


Контрольные вопросы и тесты для определения уровня теоретических знаний учащихся

по разделам программы

15 вопросов


1 правильный ответ – 2 балла

Неполный ответ – 1 балл

Нет ответа или неправильный ответ – 0 баллов

Правильные ответы выделены красным цветом


Внимание!

В вопросах может быть несколько верных вариантов ответа


Безопасность дорожного движения


1. Отметьте, какая часть дороги предназначена для пешеходов.

A) тротуар

B) проезжая часть

C) бордюр


2. Отметьте, где играть детям запрещается.

A)

B)

C)

t1582645152ac.jpg

t1582645152ad.jpg

t1582645152ae.jpg


3. На сегодняшний день насчитывается более 200 дорожных знаков. Для того чтобы облегчить их распознавание, они разделены на 8 групп. Отметьте знак сервиса.

A)

B)

C)

t1582645152af.jpg

t1582645152ag.jpg

t1582645152ah.jpg


4. Укажите, что запрещено делать пассажирам.

A) Толкаться, шумно себя вести.

B) Держаться за поручни или ручки на сиденьях.

C) Уступать место пожилым людям.


Безопасность в быту


5. Отметьте, где верно указаны правила безопасного поведения в быту.

A) Пролив на пол воду или другую жидкость, постарайтесь сразу же её вытереть, иначе можно поскользнуться и упасть.

B) Вынимая электрическую вилку из розетки, тяните за провод.

C) Не пользуйтесь электрическими приборами, когда моетесь в ванной или под душем.

6. Прочитайте ситуацию. Отметьте, как нужно действовать в данной ситуации:

Ваших родителей нет дома. В дверь позвонили и сказали, что принесли срочную телеграмму.

A) Открыть дверь и забрать телеграмму.

B) Не открывая двери, попросить зачитать телеграмму.

7. Отметьте верное(-ые) утверждение(-ия).

A) Лекарства полезны и спасительны, поэтому их нужно употреблять в больших количествах.

B) Лекарства можно принимать только в присутствии взрослых или с их разрешения.

C) Лекарства можно и нужно принимать самостоятельно, не стоит спрашивать разрешения у взрослых.


8. Отметьте, как называется травма, которая образуется при повреждении кожи в результате неосторожного обращения с режущими предметами.

A) заноза

B) порез

C) ожог



Пожарная безопасность


9. Укажите, почему огонь называют другом человека.

A) На огне человек научился готовить пищу.

B) Огонь спасал людей от холода.

C) Огонь помогал в борьбе с хищниками – отпугивал их от пещер и жилья.

D) Огонь уничтожал урожай.


10. Если вдруг вы увидели дым или огонь – телефон для вызова пожарных:

A) 101 или 01

B) 102 или 02

C) 103 или 03

D) 104 или 04


Безопасность в природной среде


11. На дворе холодная снежная зима. Укажите, кто из ребят одет не по погоде.

A)

B)

C)

t1582645152ai.png

t1582645152aj.png

t1582645152ak.png


12. Прочитайте загадку, отметьте природное явление, которое будет являться отгадкой.


Дождь не шёл сегодня ночью,

Звёздочки мерцали,

А на травке и листочках

Капли засверкали!


A) роса

B) снег

C) дождь


13. Что следует делать при встрече с дикими животными и птицами? Выберите правильное утверждение:

А) следует погладить животное и покормить его

В) если встретилась лягушка или ящерица их надо прогнать или раздавить

С) в лесу следует вести себя тихо и спокойно, быть осторожными: не трогать птиц, их гнёзда, не брать в руки мелких животных, не гладить их и не кормить, избегать встречи с крупными хищниками.


14. Выберите предмет, с помощью которого можно определить стороны горизонта


А)

В)

С)

t1582645152al.jpg

t1582645152am.jpg

t1582645152an.jpg



15. Укажи узел, который служит для связывания двух верёвок одинаковой толщины


А) ПРЯМОЙ

В) ПРОВОДНИК


t1582645152ao.gif




t1582645152ap.jpg


























Приложение 2


Задания для определения уровня практических умений и навыков учащихся


Задание №1 «Окажи помощь»

Выбрать из стандартной медицинской аптечки материалы, необходимые для оказания первой помощи при небольшом порезе.

(Перекись водорода, вата, бинт, лейкопластырь, раствор бриллиантовой зелени и йод)


Задание №2 «Угроза пожара»

Выполнить задание на карточке.

Укажите, что необходимо сделать в первую очередь, если загорелся телевизор.

A) обесточить телевизор

B) залить телевизор водой

C) вызвать пожарных

D) покинуть помещение


Задание №3 «Собери рюкзак»

Необходимо из предложенного набора вещей и предметов выбрать только те, что можно и нужно взять с собой в поход. Набор может быть любым. Примерный набор:

Рюкзак, подушка, игрушки, компас, аптечка, утюг, предметы личной гигиены, стеклянная и пластмассовая или металлическая посуда, мяч, спички, фломастеры и так далее.

(Рюкзак, спальный мешок, туристский коврик, чашка, кружка, мыло и зубная паста с щёткой, фонарь, компас, спички)


Задание №4 «Краевед»

Определить в предложенном гербарии местных растений ядовитые растения.

Перечень растений гербария:

Крапива

Подорожник

Пижма

Ромашка аптечная

Ландыш

Цикута

Клевер луговой


Задание №5

Преодоление полосы, имитирующей природные препятствия: ручьи, овраги, болото через прохождение полосы препятствий пешеходного туризма различными способами: с помощью бревна, «маятника», «кочек» и «жердей» без учёта времени.


Перечень, параметры, оборудование этапов и условия их прохождения:

Этап 1. Переправа по бревну

Параметры: длина 5 м, диаметр бревна 15 см.

Промаркирована опасная зона.

Действия: участник проходит по бревну, сохраняя равновесие. При срыве повторяет попытку (до трёх раз, при условии прохождения половины бревна).

Этап 2. Переправа маятником

Длина этапа – 2 м.

Промаркирована опасная зона.

Действия: участник преодолевает опасную зону, держась за вертикально подвешенную верёвку. При заступе в опасную зону и при падении повторяет попытку (до трёх раз).

Этап 3. Переправа по уложенным жердям

Параметры: 3 лаги, 2 жерди.

Промаркирована опасная зона.

Действия: участник проходит по жердям, сохраняя равновесие. При срыве повторяет попытку (до трёх раз, при условии прохождения половины этапа).

К заданию №1 «Окажи помощь»

Выбери из предложенного набора медицинской аптечки те средства, которые необходимы для оказания первой помощи при небольшом порезе.


t1582645152aq.jpg


бинты

t1582645152ar.jpg


тонометр

t1582645152as.gif


жгут

t1582645152at.jpg


фонендоскоп

t1582645152au.jpg


Перекись водорода

t1582645152av.jpg

йод

t1582645152aw.jpg

шприц

t1582645152ax.jpg

Бумажные салфетки

t1582645152ay.jpg


Уголь активированный

t1582645152az.jpg

Пластырь бактерицидный


К заданию № 3 «Собери рюкзак»

Выбери из предложенного набора вещей и предметов только те, что можно и нужно взять с собой в поход.

t1582645152ba.png

t1582645152bb.jpg

t1582645152bc.jpg


t1582645152bd.jpg

t1582645152be.jpg

t1582645152bf.jpg

t1582645152bg.png

t1582645152bh.png

t1582645152bi.png

t1582645152bj.png

t1582645152bk.png

t1582645152bl.png

t1582645152bm.png

t1582645152bn.png

t1582645152bo.png

t1582645152bp.png

t1582645152bq.png

t1582645152br.png

t1582645152bs.png

t1582645152bt.png

t1582645152bu.png

t1582645152bv.png

t1582645152bw.png

t1582645152bx.gif

t1582645152by.png


t1582645152bz.png


t1582645152ca.png

t1582645152cb.png

t1582645152cc.png

t1582645152cd.gif



К заданию № 4 «Краевед»

Выбери из представленных растений ядовитые:

t1582645152ce.jpg

t1582645152cf.jpg

t1582645152cg.jpg

клевер

ландыш

ромашка аптечная

t1582645152ch.jpg

t1582645152ci.jpg

t1582645152cj.jpg

пижма

подорожник

крапива

t1582645152ck.jpgt1582645152cl.jpg

цикута























Приложение 3


Примерный календарный учебный график

п/п

Дата проведения занятия

Тема занятия

Кол-во часов

Форма занятия

Форма контроля

Место проведения

1


Понятия «Правила дорожного движения», «двустороннее движение». Опасности на дорогах.

2

Учебное занятие

Опрос

Учебный кабинет

2


Правила безопасного поведения во время прогулок. Рисование на тему «Безопасное поведение на улице»

2

Учебное занятие

Выполнение практических заданий, тестирование

Учебный кабинет

3


Правила перехода на регулируемом и нерегулируемом пешеходном переходе. Игра «Пешеходный переход»

2

Практическое занятие

Выполнение практических заданий

Перекрёсток , прилегающий к школе

4


Понятие «общественный транспорт». Правила поведения в общественном транспорте, опасные места в общественном транспорте.

2

Комплексное занятие

Наблюдение, выполнение практических заданий

Учебный кабинет

5


Понятие «дорожные знаки». Классификация дорожных знаков

2

Тематические задания по подгруппам

Опрос, выполнение практических заданий

Учебный кабинет

6


Рисование «Дорожные знаки». Конкурс рисунков «Дорожная безопасность».

2

Тематические задания по подгруппам

Самостоятельная работа

Учебный кабинет

7


Устройство современного дома. Опасности, которые могут возникнуть в жилище. Игра «да-нет»

2

Учебное занятие

Фронтальный опрос, игра

Учебный кабинет


8

каникулы

«Весёлые старты»

от 1 до 4

вне сетки

Физкультурно-оздоровительное

Практическое занятие

Соревнования

Школьная спортивная площадка

9


Словесная игра «Вызов службы спасения». Конкурс рисунков «Опасные места дома»

2

Тематические задания по подгруппам

Игра,

Самостоятельная работа

Учебный кабинет


10


Электричество. Бытовые электрические приборы, их использование.

2

Учебное занятие

Выполнение практических заданий

Учебный кабинет

11


Правила безопасного поведения с электроприборами в быту.

Дидактическая игра «Можно и нельзя».

2

Учебное занятие

Выполнение практических заданий

Учебный кабинет

12


Понятие «Домашние животные». Какие опасности могут исходить от домашних питомцев.

2

Учебное занятие

Выполнение практических заданий

Учебный кабинет

13


Правила осторожного обращения с домашними животными.

Рассказы учащихся о своих домашних питомцах.

2

Учебное занятие

Выполнение практических заданий

Учебный кабинет

14


Предметы в помещении, несущие в себе потенциальную опасность

2

Учебное занятие

Выполнение практических заданий

Учебный кабинет

15


Дидактические игры «Опасные ситуации»

2

Занятие- игра

Игра-тренинг

Учебный кабинет

16

каникулы

Конкурсы,

игры в снежном городке

от 1 до 4

вне сетки

Практическое занятие на местности.

Выполнение практических заданий

Городской нижний парк

17


Правила поведения при встрече с незнакомыми людьми в подъезде, около подъезда, на прогулке на улице.

2

Учебное занятие

Выполнение практических заданий

Учебный кабинет

18


Действия, если находишься один дома, а в дверь стучит или звонит по телефону незнакомец.

2

Занятие-тестирование

Тестирование

Учебный кабинет

19


Медицинская аптечка, её содержание, хранение, использование в домашних и походных условиях.

Игра «Собери аптечку».

2

Учебное занятие

Выполнение практических заданий игры

Учебный кабинет

20


Понятие «Первая помощь». Основные правила оказания первой помощи. Обработка царапин, порезов, ссадин.

2

Учебное занятие

Фронтальный опрос

Учебный кабинет

21


Игра по оказанию простейшей первой помощи «Помоги товарищу». Оказание помощи при тепловом и солнечном ударе

2

Практическое занятие - игра

Выполнение практических заданий

Учебный кабинет

22


Значение огня в жизни человека. Польза и вред от огня. Беседа и рисование «Злой и добрый огонь»

2

Учебное занятие

Опрос, рисование

Учебный кабинет

23


Работа пожарных. Телефон пожарной службы. Рисование «Пожарные спешат на помощь».

2

Учебное занятие

Опрос, рисование

Учебный кабинет

24


Правила пожарной безопасности в быту и в природной среде. Причины возникновения пожаров.

Дидактические игры «Потуши пожар», «01»

2

Практическое занятие - игра

Выполнение практических заданий

Учебный кабинет

25


Правила разжигания костров и безопасного использования огнядля приготовления пищи.

Дидактические игры «Пожарная безопасность»

2

Практическое занятие - игра

Выполнение практических заданий

Учебный кабинет

26


Дикие животные родного края и опасности, которые они несут для человека. Игра-викторина «Кто в лесу живёт», дидактическая игра «Опасно – не опасно».

2

Практическое занятие - игра

Выполнение практических заданий

Учебный кабинет

27


Съедобные и ядовитые растения родного края, произрастающие в городской черте, в лесу, на лугу.

Игра-викторина «Что в лесу растёт».

2

Практическое занятие - игра

Выполнение практических заданий

Учебный кабинет

28

каникулы

Экскурсия в ближайшую природную зону (парк)

от 1 до 4

вне сетки

Экскурсия

Наблюдение, опрос

парк

29


Природные явления родного края, несущие в себе опасность. Составление памяток: Правила поведения во время грозы, гололедицы, наводнении, землетрясении

2

Практическое занятие

Выполнение практических заданий

Учебный кабинет

30


Понятие о рельефе земли. Преодоление природных препятствий различными способами.

2

Практическое занятие.

Выполнение практических заданий

Школьная спортивная площадка

31


Отработка умения преодоления полосы препятствий пешеходного туризма.

2

Занятие-тестирование

Прохождение контрольной дистанции

Спортивный зал

32


Поведение в лесу. Возможные опасные ситуации при посещении лесной зоны. Составление памятки «Правила друзей природы»

2

Тематические задания по подгруппам

Самостоятельная работа


33


Составление памятки «Правила друзей природы».

Рисование «Берегите природу!»

2

Практическое занятие

Выполнение практических заданий

Учебный кабинет

34


Понятие «туристское снаряжение», его виды. Составление памятки «Туристское снаряжение»

2

Учебное занятие

Фронтальный опрос

Учебный кабинет

35


Требование к укладке и хранению вещей в походе.

Игра «Собираемся в поход»

2

Тематические задания по подгруппам

Самостоятельная работа

Спортивный зал

36


Верёвка, её значение в жизни человека. Использование верёвки в различных ситуациях дома, в природных условиях.

2

Учебное занятие

Выполнение практических заданий

Учебный кабинет

37


Узлы «прямой» и «проводник». Игра-соревнование «Завяжи узелок».

2

Практическое занятие

Выполнение практических заданий

Учебный кабинет

38


Понятие «Ориентирование». Различные способы ориентирования в городе и в природе:

2

Учебное занятие на местности

Фронтальный опрос, выполнение практических заданий

Школьный двор


39


Дидактическая игра «Определи сторону горизонта», работа с компасом на местности.

2

Практическое занятие на местности

Выполнение практических заданий

Школьный двор


Итого часов

72 ч



2


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации