12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Зиля137
Педагог дополнительного образования высшей кв. категории, инструктор детско-юношеского туризма место работы : муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Анжеро-Судженского городского округа "Станция юных туристов", пед. стаж-29 лет
Россия, Кемеровская обл., Анжеро-Судженск

t1582912125aa.jpg
























































t1582912125ab.gif

Содержание



Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»



Пояснительная записка



Цель и задачи программы



Учебный план



Содержание программы



Планируемые результаты



Личностные, метапредметные и предметные результаты



Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»


Условия реализации программы



Формы аттестации



Оценочные материалы



Методическое обеспечение программы



Список литературы для педагогов



Список литературы для учащихся



Приложения. Диагностический материал по отслеживанию качества усвоения учащимся содержания программы


Приложение 1. Задания для определения уровня теоретических знаний учащихся



Приложение 2. Задания для определения уровня практических умений и навыков учащихся






















t1582912125ac.gif

Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»


Пояснительная записка


Дополнительная общеразвивающая программа «Основы безопасности юных путешественников. Часть 1» относится к программам туристско-краеведческой направленности.

Туристско-краеведческая деятельность, как педагогическая система, предоставляет широкие возможности для самореализации современного ребёнка. Туризм и краеведение – особая форма жизнедеятельности, связанная с формированием у детей правил самостоятельного безопасного поведения в быту и в природе, основных правил «выживания» в экстремальных ситуациях.

Данная программа разработана в соответствии с:

Федеральным законом РФ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

Концепцией развития дополнительного образования детей в РФ до 2020 года;

Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);

Уставом и Положением о дополнительной общеразвивающей программе муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Анжеро-Судженского городского округа «Станция юных туристов».



Актуальность программы «Основы безопасности юных путешественников. Часть 1» заключается в том, что работа по ней является одним из путей формирования основ безопасности в начальном школьном возрасте, с учётом возможностей развития ребёнка и его собственного жизненного опыта. Программа составлена с учётом программ дополнительного образования детей: «Оздоровительно-познавательный туризм», выпуск 4 (Смирнов Д.В.), «Обучение детей жизненным навыкам в природной среде», авторы А.Г. Маслов, Ю.С. Константинов, «Азбука туризма» (Кощеева В.И.) и с учётом рекомендаций по организации туристско-краеведческой деятельности учащихся начальных классов, разработанных Ф.Г. Багаутдиновой, Л.И. Соловьевым.

Отличительные особенности и новизна программы «Основы безопасности юных путешественников. Часть 1» заключаются в построении тематических разделов, где основы безопасности рассматриваются через туристский и краеведческий аспект, так как тесно связаны с родным краем и возможностью его познавать посредством совершения прогулок и экскурсий.

Данная программа рассчитана на учащихся 6,5-8 лет, проявляющих интерес к туризму и краеведению, и предполагает учёт психофизиологических особенностей учащихся, их интересов в выборе различных видов деятельности.

Занятия проводятся с полным составом объединения, с применением групповой и дифференцированной форм организации учебно-познавательной деятельности.

Возраст 6,5–8 лет – это возраст активного формирования произвольности во всех сферах психической жизни ребёнка. Изменение пропорций головы и тела, приближения показателя к взрослому. Увеличение длины конечностей в 2 раза. Стремительное развитие опорно-двигательного аппарата, особенно позвоночника. Кости поддаются изменениям в формах и структуре. Колоссальная нагрузка на скелет, вызванная длительным нахождением на занятиях, где приходится подолгу удерживать статическую позу. Поэтому детям трудно сидеть неподвижно. Отсюда риск возникновения проблем с осанкой. Начало окостенения и стремительное увеличение объёма крупных мышц. У школьника 6,5–8 лет организм находится в процессе роста. Проблемы со здоровьем являются распространённой причиной быстрой утомляемости, неуспеваемости и снижения показателей. Дети этого возраста очень подвижны, энергичны. Ребёнок растет очень быстро, но его рост неравномерен. Так как сердце не растет в пропорции с его телом, он не может вынести длительные периоды напряженной деятельности. Ребёнок может сосредоточить свое внимание на 15 минут, но его произвольное внимание не прочно: если появляется что-то интересное, то внимание переключается. Активно реагирует на все новое, яркое. Любит слушать речь взрослого, но необходимо учитывать, что порог слышимости и острота слуха еще не достигли своих наибольших величин (это произойдет в подростковом возрасте). Ребёнок живёт, в основном, настоящим. У него ограниченное понимание времени, пространства и чисел. Наши слова ребёнок может понимать буквально. Затруднено понимание абстрактных слов и понятий. Любит задавать вопросы: «Почему?», «А правда ли это?». Дети 7-8 лет хорошо запоминают факты, сведения, стихи. Прекрасный возраст для заучивания наизусть. Более легко запоминает слова, чем мысли. Особенно хорошо запоминают то, что чем-то мотивировано, значимо. В этом возрасте начинает развиваться система оценок, но эмоции часто заслоняют объективность оценки. Авторитет взрослого ещё так велик, что нередко собственную оценку заслоняет оценка взрослого. Достаточно хорошо может оценить и предвидеть предполагаемую реакцию взрослого. Прекрасно знает, когда и с кем что можно позволить. В 7-8 лет дети особенно нуждаются в любви и опеке, а также стараются помочь учителю или вожатому. Дети этого возраста дружелюбны. Им нравится быть вместе и участвовать в групповой деятельности и в играх. Это даёт каждому ребёнку чувство уверенности в себе, так как его личные неудачи и недостатки навыков не так заметны на общем фоне. Нравится заниматься изготовлением поделок, но чаще ребёнок трудится лучше в начале, чем при завершении этого труда. Мальчикам больше нравятся энергичные игры, но они могут поиграть и с игрушками вместе с девочками. Ребёнок гордится своим окружением, желает быть с ним.



Сроки реализации программы

1 год обучения – 108 часов


Форма обучения – очная (согласно Закону № 273-ФЗ, гл. 2, ст. 17, п. 2).

Основные формы организации учащихся на занятии – индивидуальная, групповая и работа по подгруппам, включая теоретические и практические занятия в помещении и на местности.

Особенности организации образовательного процесса: на занятиях используются различные формы и методы, которые, не уменьшая значимости словесных форм работы, основную часть отводят практике: сюжетно-ролевым играм, различным творческим конкурсам, соревнованиям, тематическим прогулкам и экскурсиям, подвижным играм на воздухе. Содержание программы опирается на концепции детско-юношеского туризма «Школа жизни - окружающий мир» (А. А. Остапец-Свешников, М. И. Богатев, О. И. Мотков) и предполагает активное участие в туристско-краеведческой оздоровительно-познавательной деятельности детей и их родителей.

Образовательные технологии, используемые при реализации программы: личностно-ориентированного метода; технология развивающего обучения; здоровьесберагающие технологии; технология дифференцированного обучения; технология развития критического мышления; ТРИЗ; информационные технологии; игровые технологии; педагогика сотрудничества; технология интегрированного обучения.

Основные принципы, положенные в основу реализации программы:

принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;

принцип демократичности, предполагающий сотрудничество педагога и учащегося;

принцип научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;

принцип систематичности и последовательности – знания в программе даются в определенной системе (накапливая запас знаний, учащиеся могут применять их на практике).

Набор в кружковые объединения осуществляется на основе личного желания учащихся и при наличии справки от врача о состоянии здоровья и допуске к занятиям.


Режим занятий:

1 год обучения.

Педагогом самостоятельно устанавливается одна из схем проведения занятий в неделю:

три занятия по 1 академическому часу (по 45 минут);

одно 2-х часовое занятие и одно занятие продолжительностью в 1 час.

Продолжительность занятий не должна превышать двух академических часов в помещении и четырёх часов на местности при условии организации активной оздоровительно-познавательной деятельности занимающихся на свежем воздухе в ближайшей природной среде во время каникул.

Каждый раздел программы рассчитан на определенное количество часов:

1. Введение: 3 часа (1,5 часа теории и 1,5 часа практических занятий).

2. Азбука туриста-путешественника: 50 часов (14 часов теории и 36 часов практических занятий).

3. Краеведение: 39 часов (10 часов теории и 29 часов практических занятий).

4. Физическая подготовка путешественника: 16 часов (3,5 часа теории и 12,5 часов практических занятий).


Количество учащихся:

минимальная наполняемость группы – 7 человек.

максимальная наполняемость группы – 25 человек.


Характеристика программы:

тип: дополнительная общеразвивающая программа;

направленность: туристско-краеведческая;

вид: модифицированная;

уровень реализации программы: базовый



Цель и задачи программы


Цель программы: развитие познавательной и физической активности учащихся, качеств, обеспечивающих безопасную жизнедеятельность посредством занятий туристско-краеведческой деятельностью.



Программа предполагает решение основных задач:


Личностные:

- формировать стремление к здоровому образу жизни

- способствовать воспитанию чувства общности с природой, бережного отношения к ней; разумного использования её даров для закаливания организма;

- развивать чувство ответственности и товарищества, необходимые в туристской группе;



Метапредметные:

- развивать умение ориентироваться в жизни своего города,

- формировать положительный социальный опыт;

- развивать потребность в активной познавательной деятельности;

- учить действовать самостоятельно, развивая под руководством взрослых свои способности в процессе освоения местного краеведческого материала;


Образовательные:

- формировать начальные знания о родном крае;

- сформировать начальные знания о туризме, туристском быте, научить их применять на прогулках, экскурсиях;

- учить элементам оказания первой помощи;

- учить элементам ориентирования и поисково-исследовательской деятельности;

-формировать устойчивую потребность соблюдения правил безопасного поведения в любых ситуациях.





Учебный план


п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Формы аттестации,

контроля

всего

теория

практика

1

Введение

3

1,5

1,5

опрос,

рисование

1.1

Что такое путешествия, туризм и краеведение, их роль в жизни человека

2

1

1

1.2

Правила безопасности, почему их нужно соблюдать

1

0,5

0,5

2

Азбука туриста-путешественника

50

14

36












опрос,

тестирование, выполнение практических заданий


2.1

Кто такие туристы

2

1

1

2.2

Безопасность на занятиях и в походе. Правила движения группы

3

1

2

2.3

Туристское снаряжение, каким оно бывает

6

1

5

2.4

Туристские должности в группе

3

1

2

2.5

Организация туристского быта

6

2

4

2.6

Питание и питьевой режим в туристском походе и на туристской прогулке

3

1

2

2.7

Туристские узлы, их назначение

4

1

3

2.8

Преодоление естественных препятствий в туристском походе

4

1

3

2.9.

Компас, его устройство и назначение

4

1

3

2.10

План местности, топографические знаки.

3

1

2

2.11

Здоровье и личная гигиена путешественников

3

1

2

2.12

Туристская аптечка, её состав, хранение и использование

3

1

2

2.13

Основы оказания первой помощи

6

1

5

3

Краеведение

39

10

29






опрос,

тестирование, выполнение практических заданий


3.1

Родной микрорайон, его улицы и достопримечательности

3

1

2

3.2

Родной город, его символы и история

3

1

2

3.3

Родной край, его символы и история

3

1

2

3.4

Растительный мир родного края

6

2

4

3.5

Животный мир родного края

6

2

4

3.6

Красная книга родного края

3

1

2

3.7

Возможные опасности, которые могут встретиться путешествиях по родному краю и как их избежать

4

1

3

3.8

Общественно-полезная работа по охране природы

2

1

1

3.9.

Экскурсии «Сезонные изменения в природе»

9


9

4

Физическая подготовка путешественника

16

3,5

12,5


опрос,

тестирование, выполнение практических заданий, наблюдение


4.1

Значение физической подготовки для туриста

1

0,5

0,5

4.2

Режим дня и зарядка

3

1

2

4.3

Общефизическая подготовка туриста

3

1

2

4.4

Подвижные игры и игры на воздухе

9

1

8

Итого:

108

29

79





Содержание программы


1.Введение

Образовательная задача для учащихся: познакомятся с туризмом, знаменитыми русскими путешественниками, правилами юных туристов.


1.1. Что такое путешествия, туризм и краеведение, их роль в жизни человека

Теория: Что такое путешествие. Первые путешественники, их роль в различных открытиях истории человечества. Понятие «туризм». Туризм как средство познания родного края. Понятие «краеведение».

Практика: Просмотр фрагментов видеофильмов, слайдов, журналов. Рисование на тему « Я. – путешественник».



1.2. Правила безопасности, почему их нужно соблюдать

Теория: Дисциплина и соблюдение безопасности – главное правило успешных путешествий. Основные законы и правила поведения юных туристов. Какие опасности могут встретиться путешественникам и как их избежать. Правила поведения юных туристов в общественных местах, транспорте, на воде. Правила поведения юных туристов на экскурсиях и туристских прогулках.

Практика: Просмотр фрагментов видеофильмов о пребывании туристов на природе, в транспорте, в общественных местах и т.п.


2.Азбука туриста-путешественника

Образовательная задача для учащихся: будут знать о правилах безопасного передвижения туристкой группы во время прогулок и походов; узнают о туристском снаряжении, требованиях к организации биваков, типах костров; познакомятся с основами безопасности в природной среде; научатся соблюдать правила питания и питьевого режима на прогулке; будут знать о составе аптечки и оказании первой помощи при мелких царапинах, порезах.


2.1. Кто такие туристы.

Теория: Значение туризма для человека и для государства. Законы, правила, нормы и традиции туризма. Виды туризма (пешеходный, водный, горный, конный, лыжный и так далее). Культура поведения туристов, их взаимоотношения с местными жителями. Значение дисциплины в походе.

Практика: Беседа о туризме и о работе кружка. Показ ознакомительного видеофильма.

2.2. Безопасность на занятиях и в походе. Правила движения группы

Теория: Основные правила безопасного поведения юных путешественников на занятиях в помещении и при участии в туристской прогулке, экскурсии в парк (лес). Необходимость выполнения требований руководителя туристской (экскурсионной) группы. Правила поведения в учебных учреждениях, музеях. Техника безопасности на занятиях и тренировках, правила поведения в учреждении, обеспечение пожарной безопасности, порядок эвакуации из здания, действия при возникновении ЧС. Основные правила дорожного движения.

Порядок движения группы на маршруте. Туристский строй. Режим движения, темп. Обязанности направляющего и замыкающего в группе.

Практика: Беседы о правилах дорожного движения. Проведение инструктажа по технике безопасности на занятиях в помещении и на природе во время экскурсий, походов и туристских путешествий. Отработка работы направляющего и замыкающего при движении группы во время прогулки.



2.3. Туристское снаряжение, каким оно бывает

Теория: Понятие о туристском снаряжении, его видах (личное, групповое, специальное). Личное снаряжение туриста. Групповое снаряжение для туристской прогулки. Подбор личного снаряжения в соответствии с сезоном года и погодными условиями. Особенности личного снаряжения для походов летних, зимних и в межсезонье и требования к нему. Укладка рюкзачка для туристской прогулки, размещение снаряжения в рюкзаке. Требования к упаковке продуктов для перекуса и групповых продуктов, выданных для транспортировки на время совершения туристской прогулки (похода).

Групповое снаряжение, требование к нему. Типы палаток. Походная посуда. Назначение группового снаряжения: костровое; кухонное

Практика: Работа с предметами туристского снаряжения. Укладка рюкзака, подготовка снаряжения (личной одежды) и уход за ним, установка и сбор палаток. Игры «Что возьмём с собой в поход», «Выбираем снаряжение».



2.4. Туристские должности в группе

Теория: Должности в группе, постоянные и временные. Командир группы. Требования к командиру группы (ответственность, дисциплина, ровные отношения с членами группы, авторитет). Обязанности командира: руководство действиями членов группы, контроль выполнения заданий, поддержание нормального микроклимата в группе.

Другие постоянные должности в группе: штурман, заведующий питанием, заведующий снаряжением, краевед, санитар, фотограф, физорг. Временные должности: костровой, дежурный, их обязанности.

Практика: Составление памяток «Обязанности в туристской группе». Выполнение обязанностей по должностям во время прогулок и экскурсий.



2.5. Организация туристского быта

Теория: Правила выбора места для привала и ночлега (бивака). Охрана природы в туристском путешествии или на экскурсии. Уборка места бивака туристской группой. Пищевые отходы.

Основные типы туристских костров: «шалаш», «колодец», «таёжный» и др. Их назначение и применение. Выбор места для костра и его устройство. Правила установки палаток и размещение в них вещей.

Практика: Игра «Выбор места установки палатки в туристском походе».

Игра «Найди ошибки в организации бивака» (по рисунку)

Выкладывание типов костров в учебном кабинете.



2.6. Питание и питьевой режим в туристском походе и на туристской прогулке

Теория: Набор продуктов для прогулки и продукты для похода, почему они должны быть разными. Составление меню и раскладка продуктов. Фасовка, упаковка и переноска продуктов в рюкзаках. Питьевой режим во время туристской прогулки, экскурсии. Необходимый запас воды для питья и правила его транспортировки во время туристской прогулки.

Практика: Игра «Закупаем продукты в поход». Составление меню для прогулки и похода. Заготовка и упаковка продуктов для прогулки и для похода. Соблюдение правил гигиены при выборе воды для питья во время туристской прогулки (экскурсии), Рациональное расходование воды во время туристской прогулки (экскурсии).



2.7. Туристские узлы

Теория: История возникновения узлов. Применение узлов в повседневной жизни. Виды и назначение туристских узлов и техника их вязания. Узлы: «проводник», «прямой».

Практика: Вязание узлов «прямой», «проводник».



2.8. Преодоление естественных препятствий в туристском походе

Теория: Естественные препятствия, встречающиеся на прогулках, в походах (ручьи, кочки, заросли кустарника, овраги и так далее) Способы безопасного преодоления препятствий с туристским рюкзачком. Техника движения по травянистой поверхности, песку, мокрому грунту, через кустарники, по камням, болоту. Способы преодоления простых естественных препятствий (способом «маятник», по бревну, с помощью жердей)

Практика: Отработка движения группой. Режим движения. Отработка техники преодоления препятствий с использованием специального снаряжения (бревна, жердей, верёвки-маятника)



2.9. Компас, его устройство и назначение

Теория: Понятие «Компас». История и устройство компаса, виды компасов. Зачем нужен компас. Как определить, где находится север с помощью компаса.

Практика: Отработка определения северной стороны горизонта на школьном участке. Игра «Найди клад»



2.10. План местности и топографические знаки карта местности, их отличие.

Теория: Понятия «план» и «карта». Различие между планом и картой местности. Правила составления плана –схемы. Условные топографические знаки. Простейшие условные знаки. Способы изображения на рисунках.(Здания, деревья, кустарники, лес, луг, болото, дороги, тропинки, ручей, река)

Практика: Рассматривание образцов различных планов и карт (школы, двора, микрорайона). Упражнения по составлению плана учебного кабинета, школьного двора с помощью простейших топографических знаков.



2.11. Здоровье туриста, личная гигиена

Теория: Понятие о здоровье и личной гигиене туриста. Гигиена физических упражнений, спорта и труда. Личная гигиена юного туриста на занятиях. Гигиена обуви и одежды. Общая гигиеническая характеристика тренировок, походов, путешествий.

Практика: Подвижная игра-эстафета «Мы выбираем туризм и здоровье!», рисование «Мы за здоровый образ жизни!».



2.12. Туристская аптечка, её состав, хранение и использование

Теория: Состав туристской аптечки. Назначение медикаментов, витаминов и перевязочных материалов, их упаковка и требования к хранению и использованию.

Практика: Упаковка и маркировка аптечки для туристской прогулки (экскурсии). Проверка её комплектности, срока годности медикаментов, их упаковки. Дидактическая игра «Собери аптечку».



2.13. Основы оказания первой помощи

Теория: Понятие «первая помощь». Правила оказания первой помощи. Главное правило при оказании первой помощи: не навреди! Как избежать теплового и солнечного удара, обморожения на прогулке.

Практика: Оказание первой помощи при царапинах, порезах. Обработка ранок. Дидактические игры «Помоги товарищу», «В гостях у Айболита».



3. Краеведение


3.1. Родной микрорайон, его улицы и достопримечательности

Теория: Родной дом, улица, микрорайон. Название улиц микрорайона. Достопримечательности микрорайона, интересные объекты.

Практика: Рассказы учащихся о родной улице и родном доме. Рисование на тему «Родной дом» и «Любимая улица».


3.2. Родной город, его символы и история

Теория: Легенды и были о происхождении названия родного города – Анжеро-Судженска. Герб, флаг города. История появления города из двух рабочих посёлков. Достопримечательности города.

Практика: Рассматривание наборов открыток и книг об Анжеро-Судженске, беседа «Родной город», рисование «Моё любимое место в родном городе»


3.3. Родной край, его символы и история

Теория: Родной край – Кузбасс. Герб, флаг и гимн Кемеровской области. История появления Земли Кузнецкой, а затем Кемеровской области.

Практика: Просмотр учебного фильма о Кемеровской области.



3.4. Растительный мир родного края

Теория: Знакомство с растительным миром Кузбасса. Деревья и кустарники, травянистые растения. Разнообразие хвойных и лиственных пород деревьев. Лекарственные растения края. Съедобные и ядовитые растения.

Практика: Наблюдение за хвойными и лиственными деревьями осенью, зимой, весной. осенью. Выявление особенностей строения хвоинки её сравнение с листом. Сообщения учащихся о различных растениях Кемеровской области. Рассматривание гербариев. Составление гербария, состоящего из растений, произрастающих на пришкольном участке. Дидактическая игры: «Что в лесу растёт?», «Угадай по описанию».

3.5. Животный мир родного края

Теория: Знакомство с животным миром Кузбасса. Многообразие животного мира. Представители животного мира по строению и условиям обитания. Среда обитания животных в природе. Повадки, следы, особенности поведения диких животных нашего края, их роль в природе.

Практика: Игра-викторина «Кто в лесу живёт», дидактические игры: «Чей след?», «Кто где живёт?» Чтение различные сказок и разгадывание загадок о животных.


3.6. Красная книга родного края

Теория: Знакомство с «Красной книгой Кемеровской области». История её создания. Редкие и охраняемые растения и животные. «Кодекс» туриста по охране природы. Соблюдение правил экологической безопасности во время путешествий.

Практика: Работа с «Красной книгой». Викторина по теме «Животные и растения».

Просмотр иллюстраций о растениях и животных, занесенных в «Красную книгу Кемеровской области».



3.7. Возможные опасности, которые могут встретиться путешествиях по родному краю и как их избежать

Теория: Климат и природные явления родного края. Как правильно подготовиться к путешествию в разные врем года. Как вести себя во время сильного мороза, ветра, дождя, града, во время грозы и землетрясения. Опасность половодий и наводнений. Чем опасен тонкий лёд на реках зимой. Правила поведения в лесу, горах, у водоёмов. Как вести себя при встрече с дикими животными.

Практика: Беседа о правилах поведения во время различных проявлениях природных явлений и ситуаций. Рисование «Калейдоскоп безопасности». Просмотр учебных видео-презентаций.



3.8. Общественно-полезная работа по охране природы

Теория: Понятия «Охрана природы» и «общественно-полезное дело». Беседа «Что могут сделать для охраны природы туристы-путешественники?» Общественно-полезные дела юных туристов на экскурсиях в природную среду и во время оздоровительно-туристских прогулок. Охрана природной среды (зеленой зоны) в ближайшем окружении микрорайона школы и дома, своего города и посильное участие в её улучшении.

Практика: Проведение «экологического десанта» в ближайшей природной среде (уборка в посадках школьного двора, очистка и обустройство родника и так далее).



3.9. Экскурсии «Сезонные изменения в природе»

Практика: Наблюдение за сезонными изменениями в жизни растений и животных.

Знакомство с разнообразием деревьев, растений, их окраской. Наблюдение за изменением в поведении птиц и животных. Фотографирование, рисование различных объектов наблюдений. Сбор природного материала (листьев, семян, шишек). Проведение игр «С какой ветки эти детки?», «С какого дерева этот лист?», «Летят перелётные птицы», «Кто в какой шубе ходит?».

4.Физическая подготовка путешественника


4.1. Значение физической подготовки для туриста

Теория: Значение физической подготовки для туриста. Значение закаливания организма и укрепления его здоровья.

Практика: Слушание песни «Закаляйся, если хочешь быть здоров» и рисование на тему.


4.2. Режим дня и зарядка

Теория: Понятие «режим дня». Значение режима дня для сохранения здоровья человека. Роль зарядки в физическом развитии юного путешественника, систематичность тренировок. Значение упражнений для развития мышц рук, шеи, плечевого пояса, туловища, ног. Особое значение укрепления мышц спины и ног.

Практика: Составление индивидуального режима дня. Разучивание комплексов утренней зарядки и весёлых физкультминуток.


4.3. Общая физическая подготовка туриста

Теория: Основная задача общей физической подготовкиразвитие и совершенствование силы, ловкости, быстроты и силы воли. Собеседование «В здоровом теле – здоровый дух»

Практика: Разучивание и выполнение упражнений для рук и плечевого пояса. Упражнения для мышц шеи. Упражнения со скакалкой. Упражнения для туловища, для ног. Челночный бег.


4.4. Подвижные игры и игры на воздухе

Практика: Подвижные игры и эстафеты. Спортивные игры на открытом воздухе. Катание на коньках и лыжах на школьной спортивной площадке. Участие в «Весёлых стартах».
























Планируемые результаты


Ожидаемые результаты реализации программы


К концу учебного года учащиеся будут:


знать:

- виды туризма и их значение в развитии познавательной и физической активности человека;

- о роли краеведения в обществе;

- как устроен современный дом;

- правила безопасного поведения в быту;

- правила поведения в школе, на Станции юных туристов;

- названия улиц, прилегающих к школе;

- 4-5 травянистых растения;

- деревья и кустарники школьного участка;

- домашних животных;

- правила безопасного поведения в природной среде;

- что такое туристское снаряжение и его виды;

- основные туристские обязанности в походе;

- что такое компас, и что его стрелка всегда показывает на север;

- как правильно собраться в поход;

- правила личной гигиены, комплекс утренней зарядки;

- 6-7 топографических знаков;

- как выглядят гербы и флаги родного города и области.

уметь:

- рассуждать о понятиях «туризм» и «краеведение», «безопасность»;

- правильно вести себя дома, в школе, на Станции туристов;

- применять правила дорожного движения по дороге из дома в школу, на Станцию туристов и обратно;

- определять 4-5 травянистых растения;

- определять деревья и кустарники микрорайона;

- различать диких и домашних животных;

- рассказать, чем отличаются времена года;

- вести дневник наблюдений за изменениями в природе;

- выполнять правила поведения на прогулке, экскурсии;

- рисовать простейшую схему местности с помощью топографических знаков;

- уметь определять северную сторону горизонта;

- преодолевать этапы туристской полосы препятствий.

- завязывать узлы «прямой» и «проводник»

- отличать флаги и гербы родного города и области;

- выполнять комплексы физических упражнений.


Компетенции и личностные качества, которые будут формироваться и развиваться у учащихся в результате занятий по программе:


1. Здоровьесберегающие компетенции — умение переключаться с одного вида деятельности на другой, умение радоваться результатам, как своего труда, так и результатам сверстников, удивляться новому (проявление эмоций), умение бережно относится к своему здоровью и здоровью окружающих;


2.Учебно-познавательные компетенции – умение применять полученные знания, организовывать своё рабочее место, умение ориентироваться в стандартной ситуации, понимать инструкции и алгоритмы действия, планирования, умение доводить дело до конца;


3. Информационные компетенции – умение получать информацию, используя различные источники (ТВ, ИКТ, дополнительная литература), умение задавать вопросы, искать на них ответы, умение оценивать и сравнивать;


4.Социально-коммуникативные компетенции – умение выслушать другого человека (сверстника, взрослого), рассказывать о происходящих событиях, вести диалог со сверстниками, умение спокойно отстаивать своё мнение, соотносить свои желания с интересами других людей.


Личностные, метапредметные и предметные результаты учащихся

по итогам освоения программы:


Личностные результаты:

- будет формироваться потребность в здоровом образе жизни;

- будет формироваться чувство общности с природой, бережного отношения к ней; будут разумно использовать природные ресурсы для закаливания организма;

- будет развиваться чувство ответственности и товарищества, необходимые для совместной деятельности в туристской группе;


Метапредметные результаты:

- будет формироваться положительный социальный опыт;

- будет развиваться потребность в активной познавательной деятельности;

- будут учиться действовать самостоятельно, будут развиваться (под руководством педагога) способности в процессе освоения местного краеведческого материала;


Предметные результаты:

- сформируются знания о туризме, туристском быте, научатся их применять на прогулках, экскурсиях, в походах выходного дня;

- сформируются начальные знания о родном крае, его истории, символах и природе;

- познакомятся с прилегающими к школе улицами и микрорайоном;

- научатся элементам поисково-исследовательской деятельности.

- будет формироваться устойчивая потребность соблюдения правил безопасного поведения в любых ситуациях.
























Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»


Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение


Теоретические занятия проводятся в кабинете туристско-краеведческой направленности. Практические занятия проводятся на местности или в хорошо проветриваемом, закрытом помещении (спортивный зал) соответствующем санитарно-гигиенические требованиям и правилам безопасности.


Перечень учебного материально-технического оборудования, инвентаря

п/п

Оборудование

Количество

Телевизор

1шт.

Компьютер

2 шт.

Компас

7 шт.

Термометр

2 шт.

Верёвка

20м, 40 м

Секундомер

5 шт.

Фотоаппарат

1 шт.

Рюкзак

7шт.

Спальный мешок

7 шт.

Туристский коврик

7 шт.

Палатка

2 шт.

Котёл

1 шт.

Медицинская аптечка

комплект 2шт.

Репшнуры (d- 6мм, по 1,5 м)

15 шт.

Набор кеглей

2 шт.

Резиновый мяч

3 шт.

Скакалка

7 шт.

Волейбольный мяч

1 шт.

Футбольный мяч

1 шт

Баскетбольный мяч

1 шт.


Информационное обеспечение


п/п

Вид продукции

Название

1.

Видео

Презентации

проекта «Инфоурок»

«Безопасность на водоёмах»

«Инструктаж перед походом»

«Автономное существование в природе»

«Как ориентироваться в лесу»

«Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях»

«Погодные условия и безопасность человека»

«Стороны горизонта»

«Человек и природа. Ориентирование на местности»

«Ядовитые растения, грибы, ягоды. Меры безопасности»

«Подготовка к выходу на природу»

«Определение места для бивака и организация бивачных работ» «Профилактика лесных и торфяных пожаров. Защита населения»

«Укусы насекомых и защита от них. Профилактика клещевого энцефалита»

2.

Интернет источники

as-turizm.ucoz.ru, kuztur42.narod.ru





Формы аттестации


Способы проверки результатов выполнения программы:


Тестирование, анкетирование, наблюдения, собеседование, творческие задания, игры-соревнования


Формы подведения итогов реализации программы

Формой подведения итогов реализации программы является праздник для учащихся «Посвящение в юные туристята», где все учащиеся, выполнив определённые задания различных конкурсов в игровой форме, получат удостоверения «Юный туристёнок» и «Юный краевед».

Оценочные материалы

Цель: Отслеживание результатов совместной деятельности педагогов и учащихся; оценка эффективности и целесообразности использования средств и методов обучения в процессе реализации программы.

Содержание: Составленные контрольные задания - тесты позволяют проверить теоретические знания учащихся оптимальным количеством вопросов. Все тестовые задания являются открытыми, что обусловлено психофизическими особенностями учащихся младшего школьного возраста. Практические задания позволяют в игровой форме определить практические умения обучающихся.

Педагогический мониторинг по отслеживанию качества усвоения знаний и сформированных умений в учебном процессе представлен в виде баллов.

Критерии оценки и обработки результатов теоретических знаний учащихся

Отслеживание теоретических знаний учащихся проводится три раза в течение учебного года с интервалом между диагностированием не менее 3 месяцев.

Учащимся предлагаются тестовые вопросы и задания в количестве 15, составленных согласно разделам и темам программы. Выполнение каждого задания оценивается по трёхмерной шкале, где соответственно:

2 балла – если на вопрос ответили в полном объеме

1 балл – если на вопрос ответили, но не в полном объеме

0 баллов – если на вопрос совсем не ответили или ответили неправильно

Максимальная сумма баллов, набранных за выполнение всех тестовых заданий, составит 30 баллов, или 100%.

По результатам, проведенного тестирования, можно судить о выполнении теоретического блока учебной программы:

100% - 75% - программный материал усвоен в допустимом объеме и на хорошем уровне;

75% - 50% - программный материал усвоен на удовлетворительном уровне;

ниже 50% - программный материал усвоен не на удовлетворительном уровне.

Результаты тестирования сводятся в таблицу 1, содержащие сведения о выполнении заданий каждым учащимся и усредненные данные по выполнению учебной программы всем кружковым объединением.


Образец Результаты диагностирования теоретических знаний учащихся

Таблица 1

Фамилия, Имя учащихся

Сумма баллов

%

1




2




3








Средний процент усвоения программы в кружковом объединении



Сравнение ответов учащихся в начале, середине и конце учебного года позволит сделать вывод о базовых знаниях детей на начало учебного года и об усвоении ими учебной программы в целом и отдельных ее тем в частности, а также об эффективности применяемых педагогических методов и форм работы.




Результаты стартового, промежуточного и итогового диагностирования

теоретических знаний учащихся Таблица 2

п/п

Фамилия, Имя

учащегося

Старт-тест

Промежуточный тест

Итог-тест

% усвоения программы

баллы

%

баллы

%

баллы

%


























Средний процент усвоение программы в кружковом объединении



Критерии оценки и обработки результатов практических навыков учащихся


Проверка усвоения практических навыков осуществляется два раза в год на занятиях с помощью специально разработанных 5 практических заданий (приложение 2).

Результаты сводятся в таблицы, содержащие сведения о выполнении каждым ребёнком предложенных заданий.

Каждое задание оценивается по трёхбалльной системе:

2 балла – если задание выполнено правильно и в полном объеме,

1 балл – если задание выполнено, но не в полном объеме,

0 баллов – если задание не выполнено или выполнено неправильно.

Максимальная сумма баллов набранных за выполнение заданий, составляет 10 баллов или 100%.

По результатам выполнения заданий, можно судить о практическом усвоении учащимися разделов программы:

100%-75% - программный материал усвоен в допустимом объеме и на хорошем уровне;

74%-50% - программный материал усвоен на удовлетворительном уровне;

Ниже 50 % - программный материал усвоен не на удовлетворительном уровне.

Протокол результатов диагностирования практических знаний учащихся

Таблица 3

Ф.И. учащегося

Задания

Сумма баллов

%

1

2

3

4

5


















































Средний процент усвоения программы



















Методическое обеспечение программы


Учебно-методический комплекс (УМК) для педагога:


п/п

Вид методической продукции

Название

Кол-во

1.

Методические рекомендации

«Занимательная топография и ориентирование»

1шт.

Туристско-краеведческая деятельность в начальной школе

1шт.

Сборник материалов «Что мы знаем о Кузбассе»

1шт.

«Краткий справочник туристёнка»

1 шт.

2.

Презентации в программе PowerPoint

Зимующие птицы нашего края

1 шт.

Красная Книга Кемеровской области

1 шт.

Грибы

1 шт.

Организация привалов и ночлегов

1шт.

Туристское снаряжение

1 шт.

Родословное древо

1шт.

3.

Лекционный материал

Правила составления Родословного древа

1шт.

«Что в имени тебе моём»

1шт.

История центрального микрорайона Анжеро-Судженска

1шт.

«Мы приехали на речку, собирались отдохнуть…» Правила поведения в природной среде

1 шт.

Туристское снаряжение

1 шт.

Компас, его устройство

1 шт.

Охрана природы

1 шт.

Топография и ориентирование

1 шт.

Правила преодоления полосы препятствий пешеходного туризма

1шт.



Учебно-методический комплекс (УМК) для учащихся:


п/п

Вид продукции

Название

Кол-во

1.

Дидактический материал

Комплект карточек – заданий по теме «Топография и ориентирование»

комплект

6 шт.

Карты Кемеровской области

комплект

6 шт.

Исследовательские работы учащихся

комплект архива библиотеки МКК

Фотоальбомы о районах путешествий

Коллекция минералов и горных пород

комплект

Набор открыток «Анжеро-Судженск»

3 комплекта

2.

Презентации в программе PowerPoint

Красная книга Кемеровской области

1 шт.

Гидрографические исследования участков рек Золотой Китат и Алчедат

1 шт.

Минералы и горные породы, образующие берега реки Золотой Китат

1 шт.

Зимующие птицы Кемеровской области

1 шт.

Метеорологические наблюдения в походе

1шт.

Физико-географическая характеристика района туристского похода

1шт.

3.

Справочные и учебные пособия

Атлас – определитель растений

1 шт.

Атлас – определитель птиц

1 шт.

Популярная энциклопедия растений

1 шт.

Популярная энциклопедия животных

1 шт.

Атлас Кемеровской области

3 шт.

«Зелёная аптека Кузбасса»

1 шт.

«Охотнику, рыболову туристу»

2 шт.

«Краткий справочник юного туристёнка»

1 шт.



Список литературы для педагогов



Алексеев А. А. Питание в туристском походе: Пособие для инструкторов и преподавателей туризма в школе. М., 2006.

Багаутдинова Ф. Г. Туристско-краеведческая деятельность в начальной школе/ изд. третье. М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2002.160 с.

Байбородова Л. В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах. М.: Просвещение, 2012.

Биржаков М. В. Введение в туризм. Спб: Питер, 2002.

Болонов Г. П., Болонова Н.В. Сценарии спортивно-театрализованных праздников: Кн.2. Игровые упражнения. Физкультминутки. Подвижные игры. Полезные советы. М.: Школьная пресса, 2005. 80 с.

Зорин И. В. Энциклопедия туризма: справочник М.: Финансы и статистика, 2003. 368с.

Игры на каждый день: Пособие для организаторов развивающего досуга / Авт.-сост.: А.А. Данилков, Н.С. Данилкова.–Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2004. 144 с.

Ильин А. А. Большая энциклопедия городского выживания. М: Изд-во Эксмо, 2003. 576 с.

Квартальнов, В. А. Туризм: учебник. М.: Финансы и статистика, 2002. 320с.

Козлова Ю. В. Туристский клуб школьников: Пособие для М.: Сфера, 2004. – 224 с.

Козловская Е. А. Обучение младших школьников безопасному поведению на улицах и дорогах (для педагогов образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования). М., 2007.

Константинов Ю. С. Педагогика школьного туризма: Учебно-методическое пособие. М.: ФЦДЮТиК, 2006. 208 с.

Куликов В. М. Словарь юного туриста. М.: ЦДЮТ, 2003. 76с.

Маринин М. М. Туристские формальности и безопасность в туризме. М.: Финансы и статистика, 2002. 144 с.

Ляшенко Е. А. Школа юного краеведа. 3-4 классы: материалы к занятиям. Волгоград: Учитель, 2007. 158с.

Петров С. В. Первая помощь в экстремальных ситуациях: практическое пособие. М., 2000.

Соколова М. В. История туризма. М.: Академия, 2010.

Самарина И. А. Основы туристско-экологической деятельности учащихся: Учебно-методическое пособие. М.: ФЦДЮТиК, 2007. 276 с.

Соловьев Л. И. География Кемеровской области. Природа: учебное пособие. Кемерово: Кузбасс; Скиф, 2006. 384 с.

Соловьев Л. И. Краеведческие игры: Учебное пособие. Кемерово: Изд-во КРИПК и ПРО, 2004. 368 с.

Соловьев Л. И. Кузбасс – мой край родной: Рабочая тетрадь по краеведению. Кемерово: СКИФ, 2011. 72 с.

Тишурина О. Н. Растения леса. М.: Дрофа, 2003г. – 128 с.



























Список литературы для учащихся



Ананьева Е. Растения и животные: вопросы и ответы. М.: ОлмаМедиаГрупп, 2013.

Афонькин С. Ю. Ядовитые растения и животные. М.: Тимошка, 2013.

Большой атлас природы России. М.: Эгмонт Россия Лтд., 2005. 644с.

Джексон Т. Кто есть кто в мире животных: Большая иллюстрированная энциклопедия. М.: Эксмо, 2006. 256 с.

Колесникова И.С. Незабываемый праздник для детей. Лучшие сценарии, развлечения, игры. М.: Рипол Классик, 2011.192с.

Кошевая Т. Школьные праздники, игры, вечера. 1-4 класс. М.: Книжкин Дом, Астрель, 2011. 320с.

Радюк Е. А. Игровые модели досуга и оздоровления детей. Разработки занятий, развивающие программы, проекты, тематические смены. 2008. 207 с.

Светлова, И. Е. Растения и животные. М.:  Эксмо, 2006

Спивак К. 777 лучших загадок про животных и растения. Ростов-на Дону.: Владис, 2014.

Туристская игротека (игры, конкурсы, викторины). Вып. 4. М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2003. 56 с.

Ушакова, О. Д. Загадки о растениях и животных: Справочник школьника. М.: Литера, 2008.

Чижевский А. Е. Я познаю мир. Экология. М.: АСТ: Астрель, 2006. 410с.

Школьник Ю. К. Растения. Полная энциклопедия. М.: Эксмо, 2003. 256с.

Школьник Ю. К. Животные. Полная энциклопедия. М.: Эксмо, 2006. 256с.





























































Список специальной литературы для педагогов



Алексеев А. А. Питание в туристском походе. М.: ЦДЮТур МО РФ, 1996.

Алешин В. М. Туристская топография. М.: Профиздат, 1985.

Аппенянский А.И. Физическая тренировка в туризме. М.: ЦРИБ Турист, 1988.

Антропов К. Узлы. М.: ЦДЮТур МО РФ, 1994.

Бардин К. Азбука туризма. М.: Просвещение, 1981.

Ганиченко Л. Г. Котелок над костром. Ганиченко. М.: Изд.дом»Вокруг света», 1994.

Гладков Н. А. Охрана природы. М.: Просвещение, 1975.

Жарков А.Д. Экскурсия как педагогический процесс: метод. рекомендации. М.: ЦРИБ Турист, 1983.

Константинов Ю.С. Туристские слеты и соревнования учащихся. М.: ЦДЮТК МО РФ, 2000.

Коструб А. А. Медицинский справочник туриста. М.: Профиздат, 1987.

Кошельков С. А. Обеспечение безопасности при проведении туристских слетов и соревнований учащихся. М.: ЦДЮТур МО РФ, 1997.

Остапец-Свешников А. А. Примерная программа туристско-краеведческой деятельности учащихся начальной школы. М., 1991.

Поломис К. Дети в пионерском лагере: Прогулки. Походы. Экскурсии. М.: Профиздат, 1990.

Райков Б.Е. Зоологические экскурсии. М.: Топикал, 1994.

Скрягин Л. Н. Морские узлы/3-е изд, доп. М.: Транспорт, 1994.

Соловьев А. В. Обеспечение безопасности в туристских походах: метод.рекомендации. Челябинск,1983.

Фесенко Б. И. Книга молодого ориентировщика. М., 1997.

Шальков Ю. Л. Здоровье туриста: Туризм для всех. М.: Физкультура и спорт, 1987.

Штюрмер Ю. А. Профилактика туристского травматизма: метод. рекомендации. М., 1992.

Формозов А. Н. Спутник следопыта. М.: Детиздат, 1975.






































Приложения

Диагностический материал

по отслеживанию качества усвоения учащимся содержания программы

Приложение 1


Задания для определения уровня теоретических знаний учащихся


Тестовые задания

15 вопросов

1 правильный ответ – 2 балла

Неполный ответ – 1 балл

Нет ответа или неправильный ответ – 0 баллов

Правильные ответы выделены красным цветом

Выбери из списка существующие виды туризма


А) пешеходный


Г) парашютный

Б) лесной


Д) водный

В) горный


Е) летний

Выбери правильное высказывание. Краеведение – это


А) изучение здоровья человека

В) изучение истории, географии, обычаев родного края

Б) изучение климата


Г) наука о жизни

Выбери правильный ответ. Компас- это


А) прибор для определения сторон горизонта


В) прибор, с помощью которого определят температуру

Б) предмет, с помощью которого определяют время


Г) коробочка, где крутятся стрелки

Выбери правильный ответ. Что можно взять с собой для питания в походе?


А) можно брать с собой любые продукты


Б) воду, хлеб, мясные консервы, крупу, лапшу, рыбные консервы, соль, сахар, чай

В) можно брать только воду и хлеб


Г) колбасу, яйца, масло и молоко

Выполни задание.

Дом, в котором ты живешь, имеет свой адрес. Назови (напиши) его:


___________________________________________________________________



6. Выбери правильные ответы. Определить стороны горизонта можно с помощью…


А) направления электрических проводов


Г) барометра

Б) термометра


Д) направления тени в полдень, если встать к солнцу лицом

В) муравейника у ствола дерева

Е) по веткам и растущим лишайникам на стволе одиночно стоящего дерева


Выполни задание.

Наше государство, область и город имеют свои символы. Найди соответствие – проведи стрелки.

t1582912125ad.pngt1582912125ae.gift1582912125ae.gif


Герб Кемеровской области

t1582912125af.pngt1582912125ae.gif



Герб Российской Федерации

t1582912125ag.png


Герб города Анжеро-Судженска


t1582912125ah.pngt1582912125ae.gift1582912125ae.gif


Флаг города Анжеро-Судженска

t1582912125ai.pngt1582912125ae.gif


Флаг Российской Федерации


t1582912125aj.gif



Флаг Кемеровской области




Выбери растения, произрастающие в твоём микрорайоне


А) Берёза

Г) Орешник

Б) Дуб

Д) Тополь

В) Кувшинка

Е) Одуванчик

Выполни задание. Выбери в списках животных нашего края, тех, кто оказался лишним в этих цепочках


Домашние животные:

петух, гусь, корова, куропатка, кролик, лось, овца, свинья, норка


Дикие животные:

медведь, рысь, кошка, лисица, кролик, заяц, собака, беркут, глухарь



Выбери правильные высказывания


А) Летние месяцы – это май, июль и август

В) Март, апрель, май – это весенние месяцы

Б) Февраль, апрель и ноябрь – это осенние месяцы

Г) Зимние месяцы – это декабрь, январь и февраль.


Выбери правильный ответ. Туристское снаряжение бывает:


А) личным, групповым и специальным

В) общим и своим собственным.


Б) персональным, групповым, специальным


Г) обязательным и необязательным


Выбери правильный ответ об обязанностях в туристской группе


Штурман – это:

А) участник туристской группы, отвечающий за дисциплину в походе

Б) участник туристской группы, отвечающий за движение группы по заданному маршруту

Костровой – это:

А) человек, который всё время разжигает костры

Б)участник туристской группы, отвечающий за заготовку дров и разведение костра

Дежурный в походе – это:

А) тот, кто за всеми моет посуду после приёма пищи


Б) участник туристкой группы, который отвечает за приготовление пищи в походе в определённое время


Выбери правильное высказывание. Туристский бивак – это…

А) это место, где туристы разбивают лагерь для ночлега или привала


Б) это место в лесу, где участники туристской группы прячутся от своего руководителя

14. Выбери наиболее полный и правильный ответ из предложенных высказываний.

Ориентирование – это…

А) это определение сторон горизонта по компасу

В) это определение сторон горизонта, своего местоположения с помощью компаса, звёзд на небе, с помощью топографических карт и различных природных объектов: деревьев, муравейников и т.д.

Б) это определение северной стороны горизонта по карте

Г) это определение своего местоположения в лесу

15. Выбери из предложенных высказываний правильные

А) если во время похода тебе или кому-то из группы стало плохо, следует немедленно сообщить руководителю

В) если во время туристского похода ты натёр ноги – терпи и молчи, а то все будут смеяться

Б) если во время похода тебе стало плохо, лучше скрыть от всей группы и самому съесть таблетки из аптечки

Г) если во время туристской прогулки или похода кто-то недомогает – срочно вызывайте скорую помощь




Приложение 2

Задания для определения уровня практических умений и навыков учащихся


Задание №1«Ориентирование»

Выполнить задание на карточке:

На каком из рисунков стороны горизонта расположены правильно?

t1582912125ak.jpg










А) Б) В)


Задание №2 «Правила друзей природы»

Выполнить задание на карточке:

Отметьте, что не следует делать, если ты находишься в парке или лесу.

A) не рвать цветы, не ломать ветки, стараться не шуметь, чтобы не спугнуть обитателей

Б) шуметь: громко кричать, слушать музыку

В) разводить костёр только с специально отведённом или оборудованном месте

Г) первым делом – разжечь костёр, чтобы пожарить шашлыки или сосиски


Задание №3 «Собери рюкзак»

Необходимо из предложенного набора вещей и предметов выбрать только те, что можно и нужно взять с собой в поход. Набор может быть любым. Примерный набор:

Рюкзак, подушка, игрушки, компас, аптечка, утюг, предметы личной гигиены, стеклянная и пластмассовая или металлическая посуда, мяч, спички, фломастеры и так далее.

(Рюкзак, спальный мешок, туристский коврик, чашка, кружка, мыло и зубная паста с щёткой, фонарь, компас, спички)


Задание №4 «Краевед»

Определить в предложенном гербарии местные растения

Перечень растений гербария:

Дуб

Клён канадский

Черёмуха

Берёза

Тополь

Рябина

Клён ясенелистный


Задание №5 (При проведении Дня здоровья)

Преодоление полосы, имитирующей природные препятствия: ручьи, овраги, болото через прохождение полосы препятствий пешеходного туризма различными способами: с помощью бревна, «маятника», «кочек» и «жердей» без учёта времени.

Перечень, параметры, оборудование этапов и условия их прохождения:

Этап 1. Переправа по бревну

Параметры: длина 5 м, диаметр бревна 15 см.

Промаркирована опасная зона.

Действия: участник проходит по бревну, сохраняя равновесие. При срыве повторяет попытку (до трёх раз, при условии прохождения половины бревна).

Этап 2. Переправа маятником

Длина этапа – 2 м.

Промаркирована опасная зона.

Действия: участник преодолевает опасную зону, держась за вертикально подвешенную верёвку. При заступе в опасную зону и при падении повторяет попытку (до трёх раз).

Этап 3. Переправа по уложенным жердям

Параметры: 3 лаги, 2 жерди.

Промаркирована опасная зона.

Действия: участник проходит по жердям, сохраняя равновесие. При срыве повторяет попытку (до трёх раз, при условии прохождения половины этапа)


25


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.