Дополнительная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Основы безопасности юных путешественников. Часть 1»
Содержание
Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы» | |
Пояснительная записка | |
Цель и задачи программы | |
Учебный план | |
Содержание программы | |
Планируемые результаты | |
Личностные, метапредметные и предметные результаты | |
Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий» | |
Условия реализации программы | |
Формы аттестации | |
Оценочные материалы | |
Методическое обеспечение программы | |
Список литературы для педагогов | |
Список литературы для учащихся | |
Приложения. Диагностический материал по отслеживанию качества усвоения учащимся содержания программы | |
Приложение 1. Задания для определения уровня теоретических знаний учащихся | |
Приложение 2. Задания для определения уровня практических умений и навыков учащихся | |
|
Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Основы безопасности юных путешественников. Часть 1» относится к программам туристско-краеведческой направленности.
Туристско-краеведческая деятельность, как педагогическая система, предоставляет широкие возможности для самореализации современного ребёнка. Туризм и краеведение – особая форма жизнедеятельности, связанная с формированием у детей правил самостоятельного безопасного поведения в быту и в природе, основных правил «выживания» в экстремальных ситуациях.
Данная программа разработана в соответствии с:
Федеральным законом РФ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
Концепцией развития дополнительного образования детей в РФ до 2020 года;
Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
Уставом и Положением о дополнительной общеразвивающей программе муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Анжеро-Судженского городского округа «Станция юных туристов».
Актуальность программы «Основы безопасности юных путешественников. Часть 1» заключается в том, что работа по ней является одним из путей формирования основ безопасности в начальном школьном возрасте, с учётом возможностей развития ребёнка и его собственного жизненного опыта. Программа составлена с учётом программ дополнительного образования детей: «Оздоровительно-познавательный туризм», выпуск 4 (Смирнов Д.В.), «Обучение детей жизненным навыкам в природной среде», авторы А.Г. Маслов, Ю.С. Константинов, «Азбука туризма» (Кощеева В.И.) и с учётом рекомендаций по организации туристско-краеведческой деятельности учащихся начальных классов, разработанных Ф.Г. Багаутдиновой, Л.И. Соловьевым.
Отличительные особенности и новизна программы «Основы безопасности юных путешественников. Часть 1» заключаются в построении тематических разделов, где основы безопасности рассматриваются через туристский и краеведческий аспект, так как тесно связаны с родным краем и возможностью его познавать посредством совершения прогулок и экскурсий.
Данная программа рассчитана на учащихся 6,5-8 лет, проявляющих интерес к туризму и краеведению, и предполагает учёт психофизиологических особенностей учащихся, их интересов в выборе различных видов деятельности.
Занятия проводятся с полным составом объединения, с применением групповой и дифференцированной форм организации учебно-познавательной деятельности.
Возраст 6,5–8 лет – это возраст активного формирования произвольности во всех сферах психической жизни ребёнка. Изменение пропорций головы и тела, приближения показателя к взрослому. Увеличение длины конечностей в 2 раза. Стремительное развитие опорно-двигательного аппарата, особенно позвоночника. Кости поддаются изменениям в формах и структуре. Колоссальная нагрузка на скелет, вызванная длительным нахождением на занятиях, где приходится подолгу удерживать статическую позу. Поэтому детям трудно сидеть неподвижно. Отсюда риск возникновения проблем с осанкой. Начало окостенения и стремительное увеличение объёма крупных мышц. У школьника 6,5–8 лет организм находится в процессе роста. Проблемы со здоровьем являются распространённой причиной быстрой утомляемости, неуспеваемости и снижения показателей. Дети этого возраста очень подвижны, энергичны. Ребёнок растет очень быстро, но его рост неравномерен. Так как сердце не растет в пропорции с его телом, он не может вынести длительные периоды напряженной деятельности. Ребёнок может сосредоточить свое внимание на 15 минут, но его произвольное внимание не прочно: если появляется что-то интересное, то внимание переключается. Активно реагирует на все новое, яркое. Любит слушать речь взрослого, но необходимо учитывать, что порог слышимости и острота слуха еще не достигли своих наибольших величин (это произойдет в подростковом возрасте). Ребёнок живёт, в основном, настоящим. У него ограниченное понимание времени, пространства и чисел. Наши слова ребёнок может понимать буквально. Затруднено понимание абстрактных слов и понятий. Любит задавать вопросы: «Почему?», «А правда ли это?». Дети 7-8 лет хорошо запоминают факты, сведения, стихи. Прекрасный возраст для заучивания наизусть. Более легко запоминает слова, чем мысли. Особенно хорошо запоминают то, что чем-то мотивировано, значимо. В этом возрасте начинает развиваться система оценок, но эмоции часто заслоняют объективность оценки. Авторитет взрослого ещё так велик, что нередко собственную оценку заслоняет оценка взрослого. Достаточно хорошо может оценить и предвидеть предполагаемую реакцию взрослого. Прекрасно знает, когда и с кем что можно позволить. В 7-8 лет дети особенно нуждаются в любви и опеке, а также стараются помочь учителю или вожатому. Дети этого возраста дружелюбны. Им нравится быть вместе и участвовать в групповой деятельности и в играх. Это даёт каждому ребёнку чувство уверенности в себе, так как его личные неудачи и недостатки навыков не так заметны на общем фоне. Нравится заниматься изготовлением поделок, но чаще ребёнок трудится лучше в начале, чем при завершении этого труда. Мальчикам больше нравятся энергичные игры, но они могут поиграть и с игрушками вместе с девочками. Ребёнок гордится своим окружением, желает быть с ним.
Сроки реализации программы
1 год обучения – 108 часов
Форма обучения – очная (согласно Закону № 273-ФЗ, гл. 2, ст. 17, п. 2).
Основные формы организации учащихся на занятии – индивидуальная, групповая и работа по подгруппам, включая теоретические и практические занятия в помещении и на местности.
Особенности организации образовательного процесса: на занятиях используются различные формы и методы, которые, не уменьшая значимости словесных форм работы, основную часть отводят практике: сюжетно-ролевым играм, различным творческим конкурсам, соревнованиям, тематическим прогулкам и экскурсиям, подвижным играм на воздухе. Содержание программы опирается на концепции детско-юношеского туризма «Школа жизни - окружающий мир» (А. А. Остапец-Свешников, М. И. Богатев, О. И. Мотков) и предполагает активное участие в туристско-краеведческой оздоровительно-познавательной деятельности детей и их родителей.
Образовательные технологии, используемые при реализации программы: личностно-ориентированного метода; технология развивающего обучения; здоровьесберагающие технологии; технология дифференцированного обучения; технология развития критического мышления; ТРИЗ; информационные технологии; игровые технологии; педагогика сотрудничества; технология интегрированного обучения.
Основные принципы, положенные в основу реализации программы:
принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
принцип демократичности, предполагающий сотрудничество педагога и учащегося;
принцип научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
принцип систематичности и последовательности – знания в программе даются в определенной системе (накапливая запас знаний, учащиеся могут применять их на практике).
Набор в кружковые объединения осуществляется на основе личного желания учащихся и при наличии справки от врача о состоянии здоровья и допуске к занятиям.
Режим занятий:
1 год обучения.
Педагогом самостоятельно устанавливается одна из схем проведения занятий в неделю:
три занятия по 1 академическому часу (по 45 минут);
одно 2-х часовое занятие и одно занятие продолжительностью в 1 час.
Продолжительность занятий не должна превышать двух академических часов в помещении и четырёх часов на местности при условии организации активной оздоровительно-познавательной деятельности занимающихся на свежем воздухе в ближайшей природной среде во время каникул.
Каждый раздел программы рассчитан на определенное количество часов:
1. Введение: 3 часа (1,5 часа теории и 1,5 часа практических занятий).
2. Азбука туриста-путешественника: 50 часов (14 часов теории и 36 часов практических занятий).
3. Краеведение: 39 часов (10 часов теории и 29 часов практических занятий).
4. Физическая подготовка путешественника: 16 часов (3,5 часа теории и 12,5 часов практических занятий).
Количество учащихся:
минимальная наполняемость группы – 7 человек.
максимальная наполняемость группы – 25 человек.
Характеристика программы:
тип: дополнительная общеразвивающая программа;
направленность: туристско-краеведческая;
вид: модифицированная;
уровень реализации программы: базовый
Цель и задачи программы
Цель программы: развитие познавательной и физической активности учащихся, качеств, обеспечивающих безопасную жизнедеятельность посредством занятий туристско-краеведческой деятельностью.
Программа предполагает решение основных задач:
Личностные:
- формировать стремление к здоровому образу жизни
- способствовать воспитанию чувства общности с природой, бережного отношения к ней; разумного использования её даров для закаливания организма;
- развивать чувство ответственности и товарищества, необходимые в туристской группе;
Метапредметные:
- развивать умение ориентироваться в жизни своего города,
- формировать положительный социальный опыт;
- развивать потребность в активной познавательной деятельности;
- учить действовать самостоятельно, развивая под руководством взрослых свои способности в процессе освоения местного краеведческого материала;
Образовательные:
- формировать начальные знания о родном крае;
- сформировать начальные знания о туризме, туристском быте, научить их применять на прогулках, экскурсиях;
- учить элементам оказания первой помощи;
- учить элементам ориентирования и поисково-исследовательской деятельности;
-формировать устойчивую потребность соблюдения правил безопасного поведения в любых ситуациях.
Учебный план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Формы аттестации, контроля | ||||||
всего | теория | практика | |||||||
1 | Введение | 3 | 1,5 | 1,5 | опрос, рисование | ||||
1.1 | Что такое путешествия, туризм и краеведение, их роль в жизни человека | 2 | 1 | 1 | |||||
1.2 | Правила безопасности, почему их нужно соблюдать | 1 | 0,5 | 0,5 | |||||
2 | Азбука туриста-путешественника | 50 | 14 | 36 | опрос, тестирование, выполнение практических заданий | ||||
2.1 | Кто такие туристы | 2 | 1 | 1 | |||||
2.2 | Безопасность на занятиях и в походе. Правила движения группы | 3 | 1 | 2 | |||||
2.3 | Туристское снаряжение, каким оно бывает | 6 | 1 | 5 | |||||
2.4 | Туристские должности в группе | 3 | 1 | 2 | |||||
2.5 | Организация туристского быта | 6 | 2 | 4 | |||||
2.6 | Питание и питьевой режим в туристском походе и на туристской прогулке | 3 | 1 | 2 | |||||
2.7 | Туристские узлы, их назначение | 4 | 1 | 3 | |||||
2.8 | Преодоление естественных препятствий в туристском походе | 4 | 1 | 3 | |||||
2.9. | Компас, его устройство и назначение | 4 | 1 | 3 | |||||
2.10 | План местности, топографические знаки. | 3 | 1 | 2 | |||||
2.11 | Здоровье и личная гигиена путешественников | 3 | 1 | 2 | |||||
2.12 | Туристская аптечка, её состав, хранение и использование | 3 | 1 | 2 | |||||
2.13 | Основы оказания первой помощи | 6 | 1 | 5 | |||||
3 | Краеведение | 39 | 10 | 29 | опрос, тестирование, выполнение практических заданий | ||||
3.1 | Родной микрорайон, его улицы и достопримечательности | 3 | 1 | 2 | |||||
3.2 | Родной город, его символы и история | 3 | 1 | 2 | |||||
3.3 | Родной край, его символы и история | 3 | 1 | 2 | |||||
3.4 | Растительный мир родного края | 6 | 2 | 4 | |||||
3.5 | Животный мир родного края | 6 | 2 | 4 | |||||
3.6 | Красная книга родного края | 3 | 1 | 2 | |||||
3.7 | Возможные опасности, которые могут встретиться путешествиях по родному краю и как их избежать | 4 | 1 | 3 | |||||
3.8 | Общественно-полезная работа по охране природы | 2 | 1 | 1 | |||||
3.9. | Экскурсии «Сезонные изменения в природе» | 9 | | 9 | |||||
4 | Физическая подготовка путешественника | 16 | 3,5 | 12,5 | опрос, тестирование, выполнение практических заданий, наблюдение | ||||
4.1 | Значение физической подготовки для туриста | 1 | 0,5 | 0,5 | |||||
4.2 | Режим дня и зарядка | 3 | 1 | 2 | |||||
4.3 | Общефизическая подготовка туриста | 3 | 1 | 2 | |||||
4.4 | Подвижные игры и игры на воздухе | 9 | 1 | 8 | |||||
Итого: | 108 | 29 | 79 | |
Содержание программы
1.Введение
Образовательная задача для учащихся: познакомятся с туризмом, знаменитыми русскими путешественниками, правилами юных туристов.
1.1. Что такое путешествия, туризм и краеведение, их роль в жизни человека
Теория: Что такое путешествие. Первые путешественники, их роль в различных открытиях истории человечества. Понятие «туризм». Туризм как средство познания родного края. Понятие «краеведение».
Практика: Просмотр фрагментов видеофильмов, слайдов, журналов. Рисование на тему « Я. – путешественник».
1.2. Правила безопасности, почему их нужно соблюдать
Теория: Дисциплина и соблюдение безопасности – главное правило успешных путешествий. Основные законы и правила поведения юных туристов. Какие опасности могут встретиться путешественникам и как их избежать. Правила поведения юных туристов в общественных местах, транспорте, на воде. Правила поведения юных туристов на экскурсиях и туристских прогулках.
Практика: Просмотр фрагментов видеофильмов о пребывании туристов на природе, в транспорте, в общественных местах и т.п.
2.Азбука туриста-путешественника
Образовательная задача для учащихся: будут знать о правилах безопасного передвижения туристкой группы во время прогулок и походов; узнают о туристском снаряжении, требованиях к организации биваков, типах костров; познакомятся с основами безопасности в природной среде; научатся соблюдать правила питания и питьевого режима на прогулке; будут знать о составе аптечки и оказании первой помощи при мелких царапинах, порезах.
2.1. Кто такие туристы.
Теория: Значение туризма для человека и для государства. Законы, правила, нормы и традиции туризма. Виды туризма (пешеходный, водный, горный, конный, лыжный и так далее). Культура поведения туристов, их взаимоотношения с местными жителями. Значение дисциплины в походе.
Практика: Беседа о туризме и о работе кружка. Показ ознакомительного видеофильма.
2.2. Безопасность на занятиях и в походе. Правила движения группы
Теория: Основные правила безопасного поведения юных путешественников на занятиях в помещении и при участии в туристской прогулке, экскурсии в парк (лес). Необходимость выполнения требований руководителя туристской (экскурсионной) группы. Правила поведения в учебных учреждениях, музеях. Техника безопасности на занятиях и тренировках, правила поведения в учреждении, обеспечение пожарной безопасности, порядок эвакуации из здания, действия при возникновении ЧС. Основные правила дорожного движения.
Порядок движения группы на маршруте. Туристский строй. Режим движения, темп. Обязанности направляющего и замыкающего в группе.
Практика: Беседы о правилах дорожного движения. Проведение инструктажа по технике безопасности на занятиях в помещении и на природе во время экскурсий, походов и туристских путешествий. Отработка работы направляющего и замыкающего при движении группы во время прогулки.
2.3. Туристское снаряжение, каким оно бывает
Теория: Понятие о туристском снаряжении, его видах (личное, групповое, специальное). Личное снаряжение туриста. Групповое снаряжение для туристской прогулки. Подбор личного снаряжения в соответствии с сезоном года и погодными условиями. Особенности личного снаряжения для походов летних, зимних и в межсезонье и требования к нему. Укладка рюкзачка для туристской прогулки, размещение снаряжения в рюкзаке. Требования к упаковке продуктов для перекуса и групповых продуктов, выданных для транспортировки на время совершения туристской прогулки (похода).
Групповое снаряжение, требование к нему. Типы палаток. Походная посуда. Назначение группового снаряжения: костровое; кухонное
Практика: Работа с предметами туристского снаряжения. Укладка рюкзака, подготовка снаряжения (личной одежды) и уход за ним, установка и сбор палаток. Игры «Что возьмём с собой в поход», «Выбираем снаряжение».
2.4. Туристские должности в группе
Теория: Должности в группе, постоянные и временные. Командир группы. Требования к командиру группы (ответственность, дисциплина, ровные отношения с членами группы, авторитет). Обязанности командира: руководство действиями членов группы, контроль выполнения заданий, поддержание нормального микроклимата в группе.
Другие постоянные должности в группе: штурман, заведующий питанием, заведующий снаряжением, краевед, санитар, фотограф, физорг. Временные должности: костровой, дежурный, их обязанности.
Практика: Составление памяток «Обязанности в туристской группе». Выполнение обязанностей по должностям во время прогулок и экскурсий.
2.5. Организация туристского быта
Теория: Правила выбора места для привала и ночлега (бивака). Охрана природы в туристском путешествии или на экскурсии. Уборка места бивака туристской группой. Пищевые отходы.
Основные типы туристских костров: «шалаш», «колодец», «таёжный» и др. Их назначение и применение. Выбор места для костра и его устройство. Правила установки палаток и размещение в них вещей.
Практика: Игра «Выбор места установки палатки в туристском походе».
Игра «Найди ошибки в организации бивака» (по рисунку)
Выкладывание типов костров в учебном кабинете.
2.6. Питание и питьевой режим в туристском походе и на туристской прогулке
Теория: Набор продуктов для прогулки и продукты для похода, почему они должны быть разными. Составление меню и раскладка продуктов. Фасовка, упаковка и переноска продуктов в рюкзаках. Питьевой режим во время туристской прогулки, экскурсии. Необходимый запас воды для питья и правила его транспортировки во время туристской прогулки.
Практика: Игра «Закупаем продукты в поход». Составление меню для прогулки и похода. Заготовка и упаковка продуктов для прогулки и для похода. Соблюдение правил гигиены при выборе воды для питья во время туристской прогулки (экскурсии), Рациональное расходование воды во время туристской прогулки (экскурсии).
2.7. Туристские узлы
Теория: История возникновения узлов. Применение узлов в повседневной жизни. Виды и назначение туристских узлов и техника их вязания. Узлы: «проводник», «прямой».
Практика: Вязание узлов «прямой», «проводник».
2.8. Преодоление естественных препятствий в туристском походе
Теория: Естественные препятствия, встречающиеся на прогулках, в походах (ручьи, кочки, заросли кустарника, овраги и так далее) Способы безопасного преодоления препятствий с туристским рюкзачком. Техника движения по травянистой поверхности, песку, мокрому грунту, через кустарники, по камням, болоту. Способы преодоления простых естественных препятствий (способом «маятник», по бревну, с помощью жердей)
Практика: Отработка движения группой. Режим движения. Отработка техники преодоления препятствий с использованием специального снаряжения (бревна, жердей, верёвки-маятника)
2.9. Компас, его устройство и назначение
Теория: Понятие «Компас». История и устройство компаса, виды компасов. Зачем нужен компас. Как определить, где находится север с помощью компаса.
Практика: Отработка определения северной стороны горизонта на школьном участке. Игра «Найди клад»
2.10. План местности и топографические знаки карта местности, их отличие.
Теория: Понятия «план» и «карта». Различие между планом и картой местности. Правила составления плана –схемы. Условные топографические знаки. Простейшие условные знаки. Способы изображения на рисунках.(Здания, деревья, кустарники, лес, луг, болото, дороги, тропинки, ручей, река)
Практика: Рассматривание образцов различных планов и карт (школы, двора, микрорайона). Упражнения по составлению плана учебного кабинета, школьного двора с помощью простейших топографических знаков.
2.11. Здоровье туриста, личная гигиена
Теория: Понятие о здоровье и личной гигиене туриста. Гигиена физических упражнений, спорта и труда. Личная гигиена юного туриста на занятиях. Гигиена обуви и одежды. Общая гигиеническая характеристика тренировок, походов, путешествий.
Практика: Подвижная игра-эстафета «Мы выбираем туризм и здоровье!», рисование «Мы за здоровый образ жизни!».
2.12. Туристская аптечка, её состав, хранение и использование
Теория: Состав туристской аптечки. Назначение медикаментов, витаминов и перевязочных материалов, их упаковка и требования к хранению и использованию.
Практика: Упаковка и маркировка аптечки для туристской прогулки (экскурсии). Проверка её комплектности, срока годности медикаментов, их упаковки. Дидактическая игра «Собери аптечку».
2.13. Основы оказания первой помощи
Теория: Понятие «первая помощь». Правила оказания первой помощи. Главное правило при оказании первой помощи: не навреди! Как избежать теплового и солнечного удара, обморожения на прогулке.
Практика: Оказание первой помощи при царапинах, порезах. Обработка ранок. Дидактические игры «Помоги товарищу», «В гостях у Айболита».
3. Краеведение
3.1. Родной микрорайон, его улицы и достопримечательности
Теория: Родной дом, улица, микрорайон. Название улиц микрорайона. Достопримечательности микрорайона, интересные объекты.
Практика: Рассказы учащихся о родной улице и родном доме. Рисование на тему «Родной дом» и «Любимая улица».
3.2. Родной город, его символы и история
Теория: Легенды и были о происхождении названия родного города – Анжеро-Судженска. Герб, флаг города. История появления города из двух рабочих посёлков. Достопримечательности города.
Практика: Рассматривание наборов открыток и книг об Анжеро-Судженске, беседа «Родной город», рисование «Моё любимое место в родном городе»
3.3. Родной край, его символы и история
Теория: Родной край – Кузбасс. Герб, флаг и гимн Кемеровской области. История появления Земли Кузнецкой, а затем Кемеровской области.
Практика: Просмотр учебного фильма о Кемеровской области.
3.4. Растительный мир родного края
Теория: Знакомство с растительным миром Кузбасса. Деревья и кустарники, травянистые растения. Разнообразие хвойных и лиственных пород деревьев. Лекарственные растения края. Съедобные и ядовитые растения.
Практика: Наблюдение за хвойными и лиственными деревьями осенью, зимой, весной. осенью. Выявление особенностей строения хвоинки её сравнение с листом. Сообщения учащихся о различных растениях Кемеровской области. Рассматривание гербариев. Составление гербария, состоящего из растений, произрастающих на пришкольном участке. Дидактическая игры: «Что в лесу растёт?», «Угадай по описанию».
3.5. Животный мир родного края
Теория: Знакомство с животным миром Кузбасса. Многообразие животного мира. Представители животного мира по строению и условиям обитания. Среда обитания животных в природе. Повадки, следы, особенности поведения диких животных нашего края, их роль в природе.
Практика: Игра-викторина «Кто в лесу живёт», дидактические игры: «Чей след?», «Кто где живёт?» Чтение различные сказок и разгадывание загадок о животных.
3.6. Красная книга родного края
Теория: Знакомство с «Красной книгой Кемеровской области». История её создания. Редкие и охраняемые растения и животные. «Кодекс» туриста по охране природы. Соблюдение правил экологической безопасности во время путешествий.
Практика: Работа с «Красной книгой». Викторина по теме «Животные и растения».
Просмотр иллюстраций о растениях и животных, занесенных в «Красную книгу Кемеровской области».
3.7. Возможные опасности, которые могут встретиться путешествиях по родному краю и как их избежать
Теория: Климат и природные явления родного края. Как правильно подготовиться к путешествию в разные врем года. Как вести себя во время сильного мороза, ветра, дождя, града, во время грозы и землетрясения. Опасность половодий и наводнений. Чем опасен тонкий лёд на реках зимой. Правила поведения в лесу, горах, у водоёмов. Как вести себя при встрече с дикими животными.
Практика: Беседа о правилах поведения во время различных проявлениях природных явлений и ситуаций. Рисование «Калейдоскоп безопасности». Просмотр учебных видео-презентаций.
3.8. Общественно-полезная работа по охране природы
Теория: Понятия «Охрана природы» и «общественно-полезное дело». Беседа «Что могут сделать для охраны природы туристы-путешественники?» Общественно-полезные дела юных туристов на экскурсиях в природную среду и во время оздоровительно-туристских прогулок. Охрана природной среды (зеленой зоны) в ближайшем окружении микрорайона школы и дома, своего города и посильное участие в её улучшении.
Практика: Проведение «экологического десанта» в ближайшей природной среде (уборка в посадках школьного двора, очистка и обустройство родника и так далее).
3.9. Экскурсии «Сезонные изменения в природе»
Практика: Наблюдение за сезонными изменениями в жизни растений и животных.
Знакомство с разнообразием деревьев, растений, их окраской. Наблюдение за изменением в поведении птиц и животных. Фотографирование, рисование различных объектов наблюдений. Сбор природного материала (листьев, семян, шишек). Проведение игр «С какой ветки эти детки?», «С какого дерева этот лист?», «Летят перелётные птицы», «Кто в какой шубе ходит?».
4.Физическая подготовка путешественника
4.1. Значение физической подготовки для туриста
Теория: Значение физической подготовки для туриста. Значение закаливания организма и укрепления его здоровья.
Практика: Слушание песни «Закаляйся, если хочешь быть здоров» и рисование на тему.
4.2. Режим дня и зарядка
Теория: Понятие «режим дня». Значение режима дня для сохранения здоровья человека. Роль зарядки в физическом развитии юного путешественника, систематичность тренировок. Значение упражнений для развития мышц рук, шеи, плечевого пояса, туловища, ног. Особое значение укрепления мышц спины и ног.
Практика: Составление индивидуального режима дня. Разучивание комплексов утренней зарядки и весёлых физкультминуток.
4.3. Общая физическая подготовка туриста
Теория: Основная задача общей физической подготовки – развитие и совершенствование силы, ловкости, быстроты и силы воли. Собеседование «В здоровом теле – здоровый дух»
Практика: Разучивание и выполнение упражнений для рук и плечевого пояса. Упражнения для мышц шеи. Упражнения со скакалкой. Упражнения для туловища, для ног. Челночный бег.
4.4. Подвижные игры и игры на воздухе
Практика: Подвижные игры и эстафеты. Спортивные игры на открытом воздухе. Катание на коньках и лыжах на школьной спортивной площадке. Участие в «Весёлых стартах».
Планируемые результаты
Ожидаемые результаты реализации программы
К концу учебного года учащиеся будут:
знать:
- виды туризма и их значение в развитии познавательной и физической активности человека;
- о роли краеведения в обществе;
- как устроен современный дом;
- правила безопасного поведения в быту;
- правила поведения в школе, на Станции юных туристов;
- названия улиц, прилегающих к школе;
- 4-5 травянистых растения;
- деревья и кустарники школьного участка;
- домашних животных;
- правила безопасного поведения в природной среде;
- что такое туристское снаряжение и его виды;
- основные туристские обязанности в походе;
- что такое компас, и что его стрелка всегда показывает на север;
- как правильно собраться в поход;
- правила личной гигиены, комплекс утренней зарядки;
- 6-7 топографических знаков;
- как выглядят гербы и флаги родного города и области.
уметь:
- рассуждать о понятиях «туризм» и «краеведение», «безопасность»;
- правильно вести себя дома, в школе, на Станции туристов;
- применять правила дорожного движения по дороге из дома в школу, на Станцию туристов и обратно;
- определять 4-5 травянистых растения;
- определять деревья и кустарники микрорайона;
- различать диких и домашних животных;
- рассказать, чем отличаются времена года;
- вести дневник наблюдений за изменениями в природе;
- выполнять правила поведения на прогулке, экскурсии;
- рисовать простейшую схему местности с помощью топографических знаков;
- уметь определять северную сторону горизонта;
- преодолевать этапы туристской полосы препятствий.
- завязывать узлы «прямой» и «проводник»
- отличать флаги и гербы родного города и области;
- выполнять комплексы физических упражнений.
Компетенции и личностные качества, которые будут формироваться и развиваться у учащихся в результате занятий по программе:
1. Здоровьесберегающие компетенции — умение переключаться с одного вида деятельности на другой, умение радоваться результатам, как своего труда, так и результатам сверстников, удивляться новому (проявление эмоций), умение бережно относится к своему здоровью и здоровью окружающих;
2.Учебно-познавательные компетенции – умение применять полученные знания, организовывать своё рабочее место, умение ориентироваться в стандартной ситуации, понимать инструкции и алгоритмы действия, планирования, умение доводить дело до конца;
3. Информационные компетенции – умение получать информацию, используя различные источники (ТВ, ИКТ, дополнительная литература), умение задавать вопросы, искать на них ответы, умение оценивать и сравнивать;
4.Социально-коммуникативные компетенции – умение выслушать другого человека (сверстника, взрослого), рассказывать о происходящих событиях, вести диалог со сверстниками, умение спокойно отстаивать своё мнение, соотносить свои желания с интересами других людей.
Личностные, метапредметные и предметные результаты учащихся
по итогам освоения программы:
Личностные результаты:
- будет формироваться потребность в здоровом образе жизни;
- будет формироваться чувство общности с природой, бережного отношения к ней; будут разумно использовать природные ресурсы для закаливания организма;
- будет развиваться чувство ответственности и товарищества, необходимые для совместной деятельности в туристской группе;
Метапредметные результаты:
- будет формироваться положительный социальный опыт;
- будет развиваться потребность в активной познавательной деятельности;
- будут учиться действовать самостоятельно, будут развиваться (под руководством педагога) способности в процессе освоения местного краеведческого материала;
Предметные результаты:
- сформируются знания о туризме, туристском быте, научатся их применять на прогулках, экскурсиях, в походах выходного дня;
- сформируются начальные знания о родном крае, его истории, символах и природе;
- познакомятся с прилегающими к школе улицами и микрорайоном;
- научатся элементам поисково-исследовательской деятельности.
- будет формироваться устойчивая потребность соблюдения правил безопасного поведения в любых ситуациях.
Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Теоретические занятия проводятся в кабинете туристско-краеведческой направленности. Практические занятия проводятся на местности или в хорошо проветриваемом, закрытом помещении (спортивный зал) соответствующем санитарно-гигиенические требованиям и правилам безопасности.
Перечень учебного материально-технического оборудования, инвентаря
№ п/п | Оборудование | Количество |
Телевизор | 1шт. | |
Компьютер | 2 шт. | |
Компас | 7 шт. | |
Термометр | 2 шт. | |
Верёвка | 20м, 40 м | |
Секундомер | 5 шт. | |
Фотоаппарат | 1 шт. | |
Рюкзак | 7шт. | |
Спальный мешок | 7 шт. | |
Туристский коврик | 7 шт. | |
Палатка | 2 шт. | |
Котёл | 1 шт. | |
Медицинская аптечка | комплект 2шт. | |
Репшнуры (d- 6мм, по 1,5 м) | 15 шт. | |
Набор кеглей | 2 шт. | |
Резиновый мяч | 3 шт. | |
Скакалка | 7 шт. | |
Волейбольный мяч | 1 шт. | |
Футбольный мяч | 1 шт | |
Баскетбольный мяч | 1 шт. |
Информационное обеспечение
№ п/п | Вид продукции | Название |
1. | Видео Презентации проекта «Инфоурок» | «Безопасность на водоёмах» «Инструктаж перед походом» «Автономное существование в природе» «Как ориентироваться в лесу» «Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях» «Погодные условия и безопасность человека» «Стороны горизонта» «Человек и природа. Ориентирование на местности» «Ядовитые растения, грибы, ягоды. Меры безопасности» «Подготовка к выходу на природу» «Определение места для бивака и организация бивачных работ» «Профилактика лесных и торфяных пожаров. Защита населения» «Укусы насекомых и защита от них. Профилактика клещевого энцефалита» |
2. | Интернет источники |
Формы аттестации
Способы проверки результатов выполнения программы:
Тестирование, анкетирование, наблюдения, собеседование, творческие задания, игры-соревнования
Формы подведения итогов реализации программы
Формой подведения итогов реализации программы является праздник для учащихся «Посвящение в юные туристята», где все учащиеся, выполнив определённые задания различных конкурсов в игровой форме, получат удостоверения «Юный туристёнок» и «Юный краевед».
Оценочные материалы
Цель: Отслеживание результатов совместной деятельности педагогов и учащихся; оценка эффективности и целесообразности использования средств и методов обучения в процессе реализации программы.
Содержание: Составленные контрольные задания - тесты позволяют проверить теоретические знания учащихся оптимальным количеством вопросов. Все тестовые задания являются открытыми, что обусловлено психофизическими особенностями учащихся младшего школьного возраста. Практические задания позволяют в игровой форме определить практические умения обучающихся.
Педагогический мониторинг по отслеживанию качества усвоения знаний и сформированных умений в учебном процессе представлен в виде баллов.
Критерии оценки и обработки результатов теоретических знаний учащихся
Отслеживание теоретических знаний учащихся проводится три раза в течение учебного года с интервалом между диагностированием не менее 3 месяцев.
Учащимся предлагаются тестовые вопросы и задания в количестве 15, составленных согласно разделам и темам программы. Выполнение каждого задания оценивается по трёхмерной шкале, где соответственно:
2 балла – если на вопрос ответили в полном объеме
1 балл – если на вопрос ответили, но не в полном объеме
0 баллов – если на вопрос совсем не ответили или ответили неправильно
Максимальная сумма баллов, набранных за выполнение всех тестовых заданий, составит 30 баллов, или 100%.
По результатам, проведенного тестирования, можно судить о выполнении теоретического блока учебной программы:
100% - 75% - программный материал усвоен в допустимом объеме и на хорошем уровне;
75% - 50% - программный материал усвоен на удовлетворительном уровне;
ниже 50% - программный материал усвоен не на удовлетворительном уровне.
Результаты тестирования сводятся в таблицу 1, содержащие сведения о выполнении заданий каждым учащимся и усредненные данные по выполнению учебной программы всем кружковым объединением.
Образец Результаты диагностирования теоретических знаний учащихся
Таблица 1
№ | Фамилия, Имя учащихся | Сумма баллов | % | |
1 | | | | |
2 | | | | |
3 | | | | |
| | | | |
Средний процент усвоения программы в кружковом объединении | |
Сравнение ответов учащихся в начале, середине и конце учебного года позволит сделать вывод о базовых знаниях детей на начало учебного года и об усвоении ими учебной программы в целом и отдельных ее тем в частности, а также об эффективности применяемых педагогических методов и форм работы.
Результаты стартового, промежуточного и итогового диагностирования
теоретических знаний учащихся Таблица 2
№ п/п | Фамилия, Имя учащегося | Старт-тест | Промежуточный тест | Итог-тест | % усвоения программы | ||||
баллы | % | баллы | % | баллы | % | ||||
| | | | | | | | ||
| | | | | | | | ||
| | | | | | | | | |
Средний процент усвоение программы в кружковом объединении | |
Критерии оценки и обработки результатов практических навыков учащихся
Проверка усвоения практических навыков осуществляется два раза в год на занятиях с помощью специально разработанных 5 практических заданий (приложение 2).
Результаты сводятся в таблицы, содержащие сведения о выполнении каждым ребёнком предложенных заданий.
Каждое задание оценивается по трёхбалльной системе:
2 балла – если задание выполнено правильно и в полном объеме,
1 балл – если задание выполнено, но не в полном объеме,
0 баллов – если задание не выполнено или выполнено неправильно.
Максимальная сумма баллов набранных за выполнение заданий, составляет 10 баллов или 100%.
По результатам выполнения заданий, можно судить о практическом усвоении учащимися разделов программы:
100%-75% - программный материал усвоен в допустимом объеме и на хорошем уровне;
74%-50% - программный материал усвоен на удовлетворительном уровне;
Ниже 50 % - программный материал усвоен не на удовлетворительном уровне.
Протокол результатов диагностирования практических знаний учащихся
Таблица 3
№ | Ф.И. учащегося | Задания | Сумма баллов | % | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||||
| | | | | | | | ||
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
Средний процент усвоения программы | |
Методическое обеспечение программы
Учебно-методический комплекс (УМК) для педагога:
№ п/п | Вид методической продукции | Название | Кол-во |
1. | Методические рекомендации | «Занимательная топография и ориентирование» | 1шт. |
Туристско-краеведческая деятельность в начальной школе | 1шт. | ||
Сборник материалов «Что мы знаем о Кузбассе» | 1шт. | ||
«Краткий справочник туристёнка» | 1 шт. | ||
2. | Презентации в программе PowerPoint | Зимующие птицы нашего края | 1 шт. |
Красная Книга Кемеровской области | 1 шт. | ||
Грибы | 1 шт. | ||
Организация привалов и ночлегов | 1шт. | ||
Туристское снаряжение | 1 шт. | ||
Родословное древо | 1шт. | ||
3. | Лекционный материал | Правила составления Родословного древа | 1шт. |
«Что в имени тебе моём» | 1шт. | ||
История центрального микрорайона Анжеро-Судженска | 1шт. | ||
«Мы приехали на речку, собирались отдохнуть…» Правила поведения в природной среде | 1 шт. | ||
Туристское снаряжение | 1 шт. | ||
Компас, его устройство | 1 шт. | ||
Охрана природы | 1 шт. | ||
Топография и ориентирование | 1 шт. | ||
Правила преодоления полосы препятствий пешеходного туризма | 1шт. |
Учебно-методический комплекс (УМК) для учащихся:
№п/п | Вид продукции | Название | Кол-во |
1. | Дидактический материал | Комплект карточек – заданий по теме «Топография и ориентирование» | комплект 6 шт. |
Карты Кемеровской области | комплект 6 шт. | ||
Исследовательские работы учащихся | комплект архива библиотеки МКК | ||
Фотоальбомы о районах путешествий | |||
Коллекция минералов и горных пород | комплект | ||
Набор открыток «Анжеро-Судженск» | 3 комплекта | ||
2. | Презентации в программе PowerPoint | Красная книга Кемеровской области | 1 шт. |
Гидрографические исследования участков рек Золотой Китат и Алчедат | 1 шт. | ||
Минералы и горные породы, образующие берега реки Золотой Китат | 1 шт. | ||
Зимующие птицы Кемеровской области | 1 шт. | ||
Метеорологические наблюдения в походе | 1шт. | ||
Физико-географическая характеристика района туристского похода | 1шт. | ||
3. | Справочные и учебные пособия | Атлас – определитель растений | 1 шт. |
Атлас – определитель птиц | 1 шт. | ||
Популярная энциклопедия растений | 1 шт. | ||
Популярная энциклопедия животных | 1 шт. | ||
Атлас Кемеровской области | 3 шт. | ||
«Зелёная аптека Кузбасса» | 1 шт. | ||
«Охотнику, рыболову туристу» | 2 шт. | ||
«Краткий справочник юного туристёнка» | 1 шт. |
Список литературы для педагогов
Алексеев А. А. Питание в туристском походе: Пособие для инструкторов и преподавателей туризма в школе. М., 2006.
Багаутдинова Ф. Г. Туристско-краеведческая деятельность в начальной школе/ изд. третье. М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2002.160 с.
Байбородова Л. В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах. М.: Просвещение, 2012.
Биржаков М. В. Введение в туризм. Спб: Питер, 2002.
Болонов Г. П., Болонова Н.В. Сценарии спортивно-театрализованных праздников: Кн.2. Игровые упражнения. Физкультминутки. Подвижные игры. Полезные советы. М.: Школьная пресса, 2005. 80 с.
Зорин И. В. Энциклопедия туризма: справочник М.: Финансы и статистика, 2003. 368с.
Игры на каждый день: Пособие для организаторов развивающего досуга / Авт.-сост.: А.А. Данилков, Н.С. Данилкова.–Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2004. 144 с.
Ильин А. А. Большая энциклопедия городского выживания. М: Изд-во Эксмо, 2003. 576 с.
Квартальнов, В. А. Туризм: учебник. М.: Финансы и статистика, 2002. 320с.
Козлова Ю. В. Туристский клуб школьников: Пособие для М.: Сфера, 2004. – 224 с.
Козловская Е. А. Обучение младших школьников безопасному поведению на улицах и дорогах (для педагогов образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования). М., 2007.
Константинов Ю. С. Педагогика школьного туризма: Учебно-методическое пособие. М.: ФЦДЮТиК, 2006. 208 с.
Куликов В. М. Словарь юного туриста. М.: ЦДЮТ, 2003. 76с.
Маринин М. М. Туристские формальности и безопасность в туризме. М.: Финансы и статистика, 2002. 144 с.
Ляшенко Е. А. Школа юного краеведа. 3-4 классы: материалы к занятиям. Волгоград: Учитель, 2007. 158с.
Петров С. В. Первая помощь в экстремальных ситуациях: практическое пособие. М., 2000.
Соколова М. В. История туризма. М.: Академия, 2010.
Самарина И. А. Основы туристско-экологической деятельности учащихся: Учебно-методическое пособие. М.: ФЦДЮТиК, 2007. 276 с.
Соловьев Л. И. География Кемеровской области. Природа: учебное пособие. Кемерово: Кузбасс; Скиф, 2006. 384 с.
Соловьев Л. И. Краеведческие игры: Учебное пособие. Кемерово: Изд-во КРИПК и ПРО, 2004. 368 с.
Соловьев Л. И. Кузбасс – мой край родной: Рабочая тетрадь по краеведению. Кемерово: СКИФ, 2011. 72 с.
Тишурина О. Н. Растения леса. М.: Дрофа, 2003г. – 128 с.
Список литературы для учащихся
Ананьева Е. Растения и животные: вопросы и ответы. М.: ОлмаМедиаГрупп, 2013.
Афонькин С. Ю. Ядовитые растения и животные. М.: Тимошка, 2013.
Большой атлас природы России. М.: Эгмонт Россия Лтд., 2005. 644с.
Джексон Т. Кто есть кто в мире животных: Большая иллюстрированная энциклопедия. М.: Эксмо, 2006. 256 с.
Колесникова И.С. Незабываемый праздник для детей. Лучшие сценарии, развлечения, игры. М.: Рипол Классик, 2011.192с.
Кошевая Т. Школьные праздники, игры, вечера. 1-4 класс. М.: Книжкин Дом, Астрель, 2011. 320с.
Радюк Е. А. Игровые модели досуга и оздоровления детей. Разработки занятий, развивающие программы, проекты, тематические смены. 2008. 207 с.
Светлова, И. Е. Растения и животные. М.: Эксмо, 2006
Спивак К. 777 лучших загадок про животных и растения. Ростов-на Дону.: Владис, 2014.
Туристская игротека (игры, конкурсы, викторины). Вып. 4. М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2003. 56 с.
Ушакова, О. Д. Загадки о растениях и животных: Справочник школьника. М.: Литера, 2008.
Чижевский А. Е. Я познаю мир. Экология. М.: АСТ: Астрель, 2006. 410с.
Школьник Ю. К. Растения. Полная энциклопедия. М.: Эксмо, 2003. 256с.
Школьник Ю. К. Животные. Полная энциклопедия. М.: Эксмо, 2006. 256с.
Список специальной литературы для педагогов
Алексеев А. А. Питание в туристском походе. М.: ЦДЮТур МО РФ, 1996.
Алешин В. М. Туристская топография. М.: Профиздат, 1985.
Аппенянский А.И. Физическая тренировка в туризме. М.: ЦРИБ Турист, 1988.
Антропов К. Узлы. М.: ЦДЮТур МО РФ, 1994.
Бардин К. Азбука туризма. М.: Просвещение, 1981.
Ганиченко Л. Г. Котелок над костром. Ганиченко. М.: Изд.дом»Вокруг света», 1994.
Гладков Н. А. Охрана природы. М.: Просвещение, 1975.
Жарков А.Д. Экскурсия как педагогический процесс: метод. рекомендации. М.: ЦРИБ Турист, 1983.
Константинов Ю.С. Туристские слеты и соревнования учащихся. М.: ЦДЮТК МО РФ, 2000.
Коструб А. А. Медицинский справочник туриста. М.: Профиздат, 1987.
Кошельков С. А. Обеспечение безопасности при проведении туристских слетов и соревнований учащихся. М.: ЦДЮТур МО РФ, 1997.
Остапец-Свешников А. А. Примерная программа туристско-краеведческой деятельности учащихся начальной школы. М., 1991.
Поломис К. Дети в пионерском лагере: Прогулки. Походы. Экскурсии. М.: Профиздат, 1990.
Райков Б.Е. Зоологические экскурсии. М.: Топикал, 1994.
Скрягин Л. Н. Морские узлы/3-е изд, доп. М.: Транспорт, 1994.
Соловьев А. В. Обеспечение безопасности в туристских походах: метод.рекомендации. Челябинск,1983.
Фесенко Б. И. Книга молодого ориентировщика. М., 1997.
Шальков Ю. Л. Здоровье туриста: Туризм для всех. М.: Физкультура и спорт, 1987.
Штюрмер Ю. А. Профилактика туристского травматизма: метод. рекомендации. М., 1992.
Формозов А. Н. Спутник следопыта. М.: Детиздат, 1975.
Приложения
Диагностический материал
по отслеживанию качества усвоения учащимся содержания программы
Приложение 1
Задания для определения уровня теоретических знаний учащихся
Тестовые задания
15 вопросов
1 правильный ответ – 2 балла
Неполный ответ – 1 балл
Нет ответа или неправильный ответ – 0 баллов
Правильные ответы выделены красным цветом
Выбери из списка существующие виды туризма | |
А) пешеходный | Г) парашютный |
Б) лесной | Д) водный |
В) горный | Е) летний |
Выбери правильное высказывание. Краеведение – это | |
А) изучение здоровья человека | В) изучение истории, географии, обычаев родного края |
Б) изучение климата | Г) наука о жизни |
Выбери правильный ответ. Компас- это | |
А) прибор для определения сторон горизонта | В) прибор, с помощью которого определят температуру |
Б) предмет, с помощью которого определяют время | Г) коробочка, где крутятся стрелки |
Выбери правильный ответ. Что можно взять с собой для питания в походе? | |
А) можно брать с собой любые продукты | Б) воду, хлеб, мясные консервы, крупу, лапшу, рыбные консервы, соль, сахар, чай |
В) можно брать только воду и хлеб | Г) колбасу, яйца, масло и молоко |
Выполни задание. Дом, в котором ты живешь, имеет свой адрес. Назови (напиши) его: | |
___________________________________________________________________ | |
6. Выбери правильные ответы. Определить стороны горизонта можно с помощью… | |
А) направления электрических проводов | Г) барометра |
Б) термометра | Д) направления тени в полдень, если встать к солнцу лицом |
В) муравейника у ствола дерева | Е) по веткам и растущим лишайникам на стволе одиночно стоящего дерева |
Выполни задание. Наше государство, область и город имеют свои символы. Найди соответствие – проведи стрелки. | |
| Герб Кемеровской области |
| Герб Российской Федерации |
| Герб города Анжеро-Судженска |
| Флаг города Анжеро-Судженска |
| Флаг Российской Федерации |
| Флаг Кемеровской области |
Выбери растения, произрастающие в твоём микрорайоне | |
А) Берёза | Г) Орешник |
Б) Дуб | Д) Тополь |
В) Кувшинка | Е) Одуванчик |
Выполни задание. Выбери в списках животных нашего края, тех, кто оказался лишним в этих цепочках | |
Домашние животные: петух, гусь, корова, куропатка, кролик, лось, овца, свинья, норка | Дикие животные: медведь, рысь, кошка, лисица, кролик, заяц, собака, беркут, глухарь |
Выбери правильные высказывания | |
А) Летние месяцы – это май, июль и август | В) Март, апрель, май – это весенние месяцы |
Б) Февраль, апрель и ноябрь – это осенние месяцы | Г) Зимние месяцы – это декабрь, январь и февраль. |
Выбери правильный ответ. Туристское снаряжение бывает: | |
А) личным, групповым и специальным | В) общим и своим собственным. |
Б) персональным, групповым, специальным | Г) обязательным и необязательным |
Выбери правильный ответ об обязанностях в туристской группе | |
Штурман – это: | |
А) участник туристской группы, отвечающий за дисциплину в походе | Б) участник туристской группы, отвечающий за движение группы по заданному маршруту |
Костровой – это: | |
А) человек, который всё время разжигает костры | Б)участник туристской группы, отвечающий за заготовку дров и разведение костра |
Дежурный в походе – это: | |
А) тот, кто за всеми моет посуду после приёма пищи | Б) участник туристкой группы, который отвечает за приготовление пищи в походе в определённое время |
Выбери правильное высказывание. Туристский бивак – это… | |
А) это место, где туристы разбивают лагерь для ночлега или привала | Б) это место в лесу, где участники туристской группы прячутся от своего руководителя |
14. Выбери наиболее полный и правильный ответ из предложенных высказываний. Ориентирование – это… | |
А) это определение сторон горизонта по компасу | В) это определение сторон горизонта, своего местоположения с помощью компаса, звёзд на небе, с помощью топографических карт и различных природных объектов: деревьев, муравейников и т.д. |
Б) это определение северной стороны горизонта по карте | Г) это определение своего местоположения в лесу |
15. Выбери из предложенных высказываний правильные | |
А) если во время похода тебе или кому-то из группы стало плохо, следует немедленно сообщить руководителю | В) если во время туристского похода ты натёр ноги – терпи и молчи, а то все будут смеяться |
Б) если во время похода тебе стало плохо, лучше скрыть от всей группы и самому съесть таблетки из аптечки | Г) если во время туристской прогулки или похода кто-то недомогает – срочно вызывайте скорую помощь |
Приложение 2
Задания для определения уровня практических умений и навыков учащихся
Задание №1«Ориентирование»
Выполнить задание на карточке:
На каком из рисунков стороны горизонта расположены правильно?
А) Б) В)
Задание №2 «Правила друзей природы»
Выполнить задание на карточке:
Отметьте, что не следует делать, если ты находишься в парке или лесу.
A) не рвать цветы, не ломать ветки, стараться не шуметь, чтобы не спугнуть обитателей
Б) шуметь: громко кричать, слушать музыку
В) разводить костёр только с специально отведённом или оборудованном месте
Г) первым делом – разжечь костёр, чтобы пожарить шашлыки или сосиски
Задание №3 «Собери рюкзак»
Необходимо из предложенного набора вещей и предметов выбрать только те, что можно и нужно взять с собой в поход. Набор может быть любым. Примерный набор:
Рюкзак, подушка, игрушки, компас, аптечка, утюг, предметы личной гигиены, стеклянная и пластмассовая или металлическая посуда, мяч, спички, фломастеры и так далее.
(Рюкзак, спальный мешок, туристский коврик, чашка, кружка, мыло и зубная паста с щёткой, фонарь, компас, спички)
Задание №4 «Краевед»
Определить в предложенном гербарии местные растения
Перечень растений гербария:
Дуб
Клён канадский
Черёмуха
Берёза
Тополь
Рябина
Клён ясенелистный
Задание №5 (При проведении Дня здоровья)
Преодоление полосы, имитирующей природные препятствия: ручьи, овраги, болото через прохождение полосы препятствий пешеходного туризма различными способами: с помощью бревна, «маятника», «кочек» и «жердей» без учёта времени.
Перечень, параметры, оборудование этапов и условия их прохождения:
Этап 1. Переправа по бревну
Параметры: длина 5 м, диаметр бревна 15 см.
Промаркирована опасная зона.
Действия: участник проходит по бревну, сохраняя равновесие. При срыве повторяет попытку (до трёх раз, при условии прохождения половины бревна).
Этап 2. Переправа маятником
Длина этапа – 2 м.
Промаркирована опасная зона.
Действия: участник преодолевает опасную зону, держась за вертикально подвешенную верёвку. При заступе в опасную зону и при падении повторяет попытку (до трёх раз).
Этап 3. Переправа по уложенным жердям
Параметры: 3 лаги, 2 жерди.
Промаркирована опасная зона.
Действия: участник проходит по жердям, сохраняя равновесие. При срыве повторяет попытку (до трёх раз, при условии прохождения половины этапа)
25