Дополнительное детское объединение «Каплиграфия»

2
0
Материал опубликован 10 February 2020 в группе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Карапсельская средняя общеобразовательная школа №13»

Согласовано Утверждаю:

Заместитель директора по ВР Директор школы

________________ ________________

Павкович Э.Г / Смолов В.В/

Приказ №96 от « 30» августа 2017г













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Каплиграфика»

(культурно-творческое и эстетическое направление)

Возраст обучающихся: 7-9 лет

Срок реализации: 1 год




Автор – составитель

Данилочкина Н.В

учитель начальных классов













с. Карапсель

2019 г.



Пояснительная записка.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Каплиграфия» разработана на основе:

1. Федеральный закон от 29.12.2012г №273ФЗ(редот 13.07.2015г «Об образовании в Российской Федерации») (с изменением и дополнительно вступил в силу с 24.07 .2015г).

2. Примерной программы НОО по изобразительному искусству

Авторы: И.А Лыкова «Цветные ладошки»

Издательство: «Карапуз-Дидактика»

Год издания: 2006г.

3. Авторская рабочая программа «Изобразительное искусство».

Авторы: : Неменский Б.М. и др..

Издательство: Москва, «Просвещение».

Год издания: 2011.

4. Образовательная программа ООО МБОУ «Карапсельская СОШ №13», утверждённая директором пр. № 56 от 25 апреля 2016г.

Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с авторской и примерной не предусмотрены.

Направленность курса внеурочной деятельности «Каплиграфия»

Цель: Развитие художественно-творческих способностей у детей средствами нетрадиционного рисования.

Задачи:

*развивать художественный вкус пространственное воображение .творчество и фантазию

*обучать приёмам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.

*воспитывать аккуратность, трудолюбие


Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Каплиграфия»

Рисуют дети обычно по представлению, опираясь на имеющийся у них запас знаний об окружающих их предметах и явлениях, еще очень неточных и схематичных.

Характерная особенность изобразительного творчества детей на первом его этапе - большая смелость. Ребенок смело изображает самые разнообразию события из своей жизни и воспроизводит особенно увлекающие его литературные образы и сюжеты .

Среди рисующих детей можно встретить два типа рисовальщиков: наблюдателя и мечтателя. Для творчества наблюдателя характерны образы и сюжеты, увиденные в жизни, для мечтателя - образы сказок, образы воображения. Одни рисуют машины, дома, события из своей жизни, другие - пальмы, жирафов, ледяные горы и северных оленей, космические полёты и сказочные сценки.

Ребенок, рисуя, часто мысленно действует среди изображаемых им предметов, он только постепенно становится по отношению к своему рисунку посторонним зрителем, находящимся вне рисунка и смотрящим на него с определенной точки зрения.







Описание места курса внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности рассчитана на 1 год. Занятия 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия 45 минут

Описание ценностных ориентиров содержания курса внеурочной деятельности

«Каплиграфика» вносит важные аспекты в развитие личности школьника и закладывает основы творчества и художественного мышления. Изобразительное искусство  способствует духовно-нравственному развитию, патриотическому и эстетическому восприятию мира, воспитанию художественного вкуса, интереса и потребности в общении с искусством, с прекрасным в жизни и в творчестве. Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка. Программа дополнительного образования построена так, чтобы дать детям ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления, фантазии. Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к рисованию.

Планируемые результаты

освоения курса  внеурочной деятельности «Каплиграфика»

Реализация программы обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные результаты

-Положительная мотивационная основа учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние внутренние мотивы:

- определять причины успеха и неудачи в деятельности;

- демонстрировать интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи;

-Осознание личности как гражданина России, общества:

- демонстрировать ориентацию в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;

- проявлять интерес к развитию этических чувств – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения

Метапредметные результаты:

Регулятивные

-Понимать поставленную задачу с помощью руководителя детского объединения .

-Принимать поставленную задачу с помощью руководителя детского объединения.

-Сохранять поставленную задачу с помощью . руководителя детского объединения

-Ставить цели, позволяющие решать поставленные задачи.

-Планировать свои действия, в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации.

-Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации.

Познавательные

*Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков:

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- устанавливать аналогии.

*Владеть общим приемом решения поставленных задач:

- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения поставленных задач;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные

*Формулировать собственное мнение и позицию в устной форме:

- строить монологическое высказывание,

- владеть диалогической формой речи;

*Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов:

- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

* Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Содержание курса внеурочной деятельности «Каплиграфика»,

с указанием количества часов и планируемых результатов.

I.Цветоведение.(8ч)

В разделе «Цветоведение» излагаются и обобщаются основы цветоведения и колористики. Рассматриваются закономерности восприятия цвета, способы и методы достижения цветовой гармонии и колористических палитр.

Все виды изобразительного и прикладного искусства широко используют возможности его воздействия.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Ученик научится:

различать основные и составные, тёплые и холодные цвета, изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с красками, использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;

различать основные и смешанные цвета, демонстрировать элементарные правила их смешивания;

Ученик получит возможность научиться:

верно держать лист бумаги, карандаш;

правильно пользоваться инструментами и материалами ИЗО;

смешивать разные краски для получения другого цвета

работать с акварелью,гуашью


II.Нетрадиционные техники рисования (18ч)

Мир полон чудес и превращений. Тиснение. Кляксография обычная. Кракле из яичной скорлупы.рисование клеем.. рисование по мокрому листу. Рисование тычком. У две стороны.Граттаж. Рисование ладошкой. Рисование пальчиками. Рисование на манкеКупаем картинку.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Ученик научится

развивать фантазию, воображение;

рисовать рисунки в нетрадиционных техниках

пользоваться изобразительными материалами: воском, пластилином, гуашью, тушью, клеем; инструментами: ножницами, стеком, кистью, соломинкой, нитью, заострённой палочкой, пипеткой;

Ученик получит возможность научиться:

подбирать цвет красок, материалы (пластилин, природный материал) для воплощения замысла.

рисовать рисунки разными нетрадиционными техниками

III.Декоративно-прикладное искусство. (8ч)

Раздел «Декоративно-прикладное искусство» знакомит воспитанников с миром образов народного искусства и с многообразием различных культур.

Дымковская игрушка. Гжель. Филимоновкая игрушка. Хохлома. Русская матрешка. Русский пряник. Игрушки – свистульки.





ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Ученик научится

рисовать разные в разной технике декоративно-прикладного искусства

различать техники декоративно-прикладного искусства;

рисовать кистью без предварительного рисунка элементы жостовского орнамента, придерживаться последовательности исполнения росписи;

рисовать рисунки разными нетрадиционными техниками

познакомиться с произведения выдающихся художников и народных мастеров и их техникой рисования

Ученик получит возможность научиться:

подбирать цвет красок, материалы (пластилин, природный материал) для воплощения замысла.

лепить и украшать декором сосуды по мотивам керамики Гжели, Филимоновской игрушки и т.д

СТРУКТУРА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «КАПЛИГРАФИКА» И КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ

п\п

Содержание курса

Наименование темы

Общее количество часов

Из них

Теоретические часы

Практические часы

1.

I

Цветоведение

2

II

Нетрадиционные техники рисования

18ч

14ч

3

III

Декоративно-прикладное искусство

4

I-III

Выставка лучших работ





ИТОГО

34ч

25ч


Форма организации внеурочных занятий

Основной формой занятия является практические занятия, которое строятся через взаимодействия педагога с детьми на основе индивидуального подхода.

- теоретические занятия;

- практические занятия;

- комбинированное занятие;

-выставки;

-участие в конкурсах;

















Тематическое планирование

с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

п/п

Название темы

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности обучающегося.

Дата проведения

планируемая

фактическая

Цветоведение 8ч (теории 2ч,практики 6ч)

Цель:формирование культуры цветового восприятия.работы с цветом

Задачи:

-развивать творческие способности в области цвета

-применять умения и навыки на основе усвоения теории цвета

-воспитывать аккуратность и терпение.

1

Колористика и цвет

теория

Познакомиться с основами колористики. Повторить все цвета Познакомить с техникой безопасности работы с разными видами красок (акварельными,гуашивыми).



2

Природа цвета и света

практика

Рисовать пейзаж «Осенний лес». Смешивать разные цвета для получения нового цвета



3

Свет и тень, тон и тональные отношения в природе и изобразительном искусстве.

практика

Рисовать натюрморт и карандашной технике. Оттенить свет и тень на натюрморте.



4

Цвет и эмоции

практика

Понимать .что такое цвет, холодные и тёплые цвета, особенности холодного и теплого цвета. Уметь раскрашивать бабочку с помощью карандашей, смешивая основные цвета для получения промежуточного



5

Символика цвета.

практика

Рисовать на свободную тему. Смешивать краски на палитре, наносить краску широкой кистью для густого фона, прорисовывать мелкие детали



6

Три основные краски, строящие многоцветие мира

теория

Рисовать тремя основными красками. Знать какой цвет получится при смешивании двух красок.



7

Цветовые гармонии. Цветовой круг.

практика

Научиться рисовать цветовой круг.

Различать все оттенки красок в цветовом круге.



8

Цвет в живописи.

практика

Познакомиться с русскими живописцами. Рассматривать русских художников пейзажи.



Нетрадиционные техники рисования18ч (теории 4ч,практики14ч)

Цель: раскрытия творческих способностей через нетрадиционное рисование.

Задачи:

-познакомить детей с различными приёмами нетрадиционного рисования.

-применять полученные знания и умения в изобразительной деятельности

-воспитывать аккуратность,терпение

9

Изображение и реальность

теория

Познакомиться с нетрадиционными техниками рисования. Рассмотреть разные рисунки выполненные в разных техниках



10

Рисование с применением восковых карандашей и восковой свечи

практика

Раскрасить лист бумаги гуашевой краской. Натереть восковой свечой. Нарисовать пейзаж «Ночное небо»




11

Для художника любой материал может стать выразительным

теория

Наблюдать за цветом в картинах художников. Понимать с помощью каких художественных средств художник добивается того .чтобы стало понятно ,что и зачем он изображает. Делать выводы о том .что цвет даёт эмоциональную выразительность произведений



12

Рисование по мокрому листу с помощью капель

практика

Познакомиться с техникой рисования по мокрому листу. Намочить лист и изобразить птицу каплями акварельными красками .



13

Рисование пальцами и ладонями.

практика

Воспроизводить рисунок «Дед Мороз» при помощи пальцев и ладошек. Понять технику рисования пальцами и ладошками



14

Рисуем клеем

практика

Нарисовать простым карандашом новогодний узор .Обводить узор клеем ПВА .Дать высохнуть узору. Раскрасить гуашевыми красками



15

Томпонирование.

практика

Нарисовать рисунок не давая ему высохнуть окунуть в воду и дать высохнуть



16

Рисование брызгами (набрызг).

практика

Понять технику рисования брызгами. Навести акварельные краски в средней жидкости ,при помощи зубной щетки выполнить рисунок брызгами



17

О чем и как рассказывает искусство.

Художественно-выразительные средства

теория

Беседовать о художниках, рассматривать их репродукции. Узнать о Третьяковской галереи. Расширять знания о разных жанрах изобразительного искусства



18

Кляксография.

практика

Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости. Соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений. Видеть зрительную метафору —находить потенциальный образ в случайной форме силуэтного пятна и проявлять его путем дорисовки



19

Рисунок Штриховка.



практика

Узнать разные виды штриховки, с закономерностями цвета и тени(полутень, блики).Передавать объем с помощью штриховки



20

Ниткография.

практика

Нарисовать сложный узор. При помощи разноцветных ниток натянуть данный узор.



21

В мастерской художника. (Что такое коллаж, фраттаж,граттаж?)

теория

Совершить виртуальную экскурсию в мастерскую художника. Узнать различные техники: коллаж, фраттаж, граттаж



22

Коллаж.

практика

Выполнить картину в технике коллаж «Подводный мир»



23

Фраттаж

практика

Выполнить картину в технике фраттаж «Весенний лес»



24

Граттаж

практика

Выполнить картину в технике граттаж

«Удивительный космический мир»



25

Монотипия

практика

Выполнить изображение «Бабочки» в стиле монопития. Понять технику монотипия и изобразить по собственному желанию разные изображения



26

Гравюра

практика

Узнать, что такое гравюра. Выполнить гравюру по теме «Животные леса»



Декоративно-прикладное искусство 7ч(теории 3ч,практики 6ч)

Цель: овладение различными приёмами рисования декоративно-прикладного искусства.

Задачи:

-расширить знания детей о декоративно-прикладном искусстве.

-формировать художественный вкус детей.

-воспитывать аккуратность, терпение.

27

Народные промыслы России. Городецкая роспись

теория

Познакомиться с народными промыслами. Совершить виртуальную экскурсию в известные центры народных художественных ремесел России. Выполнить элементы городецкой росписи.



28

Гжель

практика

Выполнить роспись заготовленного предмета в стиле гжель.



29

Филимоновская игрушка.

практика

Вылепить из пластилина филимоновскую игрушку раскрасить. Покрыть лаком



30

Хохлома

практика

Нарисовать в простом карандаше поднос .раскрасить в стиле «Хохлома»



31

Русская матрешка

практика

Нарисовать образ русской матрёшки. Раскрасить и выполнить разные узоры



32

Русский пряник.

практика

Узнать новые сведения о русском прянике. Нарисовать пряник и раскрасить акварельными красками



33

Игрушки - свистульки

практика

Сделать из полимерной глины игрушки –свистульки. Украсить разным орнаментом .Покрыть лаком



Выставка 1ч

34

Выставка рисунков

практика

Выбрать и представить на выставку самые лучшие работы. Формировать устойчивый интерес к изобразительному искусству





Список литературы

1.«Цветные ладошки», И.А.Лыкова, «Карапуз-Дидактика»,2006г.

2. И учеба, и игра изобразительное искусство. М.В. Трофимова, Т.И. Тарабарина. Ярославль. 1987 г.

3. Школьникам о живописи. Р. М. Чумичева, М., 1992 г.

4. Обучение детей технике рисования. Т. С. Комарова, М., 1976 г.

5. Русское народное творчество . А.П. Усова, М.,1961 г.

6. Изобразительная деятельность в начальной школе. И.А. Легкова. М. 2007

7. Мотивы народных орнаментов в аппликациях. З.А. Богатеева 1992 г

8. Школьникам о художниках детской книги. Сост. Т. Н. Доронова, М., 1991 г.

9. Поэтический образ природы в детском рисунке. Л.В. Компанцева, М., 1985 г.

10. Занятия по изобразительной деятельности . Т.С. Комарова, 1991 г.

11. Занятия по изобразительной деятельности . Г. С. Швайко, 2002 г.

12. Увлекательное рисование методом тычка с детьми. К. К. Утробина, М., 2000 г.

13. Знакомство детей школьного возраста с русским народным декоративно-

прикладным искусством. О.А. Скоролупова. М. 2003 г.

14. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. Планирование,

конспекты, методические рекомендации, И.А. Лыкова, М, 2007

15. Энциклопедия рисования , В. Запаренко, СПб, 2000

16. Яркие ладошки. Рисунки - аппликации. Рабочая тетрадь для детей 3-4 лет. Н.В.

Дубровская, 2004

17 Работа с бумагой в нетрадиционной технике – 1, Пищикова Н.Г., М, 2006

18. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – 2, Пищикова Н.Г., М, 2008

19. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – 3, Пищикова Н.Г., М, 2008

20. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. М, 2008

21. Рисование с детьми 3-4 лет, Д.Н.Колдина, М, 2008

22. Семицветик. Игры на восприятие цвета. В.П. Матвеев, 1999


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.