Дополнительная общеразвивающая программа детского объединения «Волшебный завиток»
Согласованно на педсовете Утверждаю__________________
МБУ ДО Мальчевский ДДиЮ Директор МБУ ДО Мальчевский ДДиЮ
Протокол №____________ Чередниченко Т.Н.
От «_30__» ____08_____2022года Приказ № __________
От «_30_» ___08________2022года
Дополнительная общеразвивающая программа
детского объединения
«Волшебный завиток»
Срок реализации программы - 2 года
Возраст детей – 5-7 лет
Разработчик: Стрюкова Ольга Сергеевна
Педагог дополнительного образования
Мальчевского ДДиЮ
Ст. Мальчевская 2022г
Содержание программы
Пояснительная записка………………………………………………………………………. 3
Актуальность…………………………………………………………………………………. 4
Цели и задачи программы…………………………………………………………………… 5
Технология реализации программы………………………………………………………… 6
Ожидаемые результаты программы………………………………………………………… 7
Рекомендации к проведению занятий по квиллингу………………………………………. 7
Учебно-тематический план………………………………………………………………….. 8
Содержание программы…………………………………………………………………….. 16
Литература………………………………………………………………………………….. 23
Приложение………………………………………………………………………………… 24
«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В.А. Сухомлинский
Пояснительная записка
“Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка.
Другими словами: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». (В.А. Сухомлинский)
Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима
(легкость обработки, минимум инструментов). Любая работа с бумагой -
складывание, вырезание, плетение - не только увлекательна, но и познавательна.
Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения. Из бумаги можно создать целый мир. Детям очень нравиться творить из бумаги. Существует множество разных направлений бумажного творчества: бумагокручение, квиллинг, торцевание, скручивание салфеток, аппликация, оригами и т.п
На занятиях дети знакомятся с искусством квиллинга. Программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Данная программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
Актуальность
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.
Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.
Бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название “квиллинг”. “Квиллинг” открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.
«Волшебный завиток» - так называется программа дополнительного образования. Она предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Ведущая идея данного кружка — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации. Она предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Одной из основных целей конструкторской деятельности из бумаги является развитие личности ребенка, его способностей, творческих задатков, интеллекта. Обучение умениям не вытесняет непосредственности детского восприятия. В процессе конструирования из бумаги помимо развития мелкой моторики у ребенка развивается пространственное воображение, художественный вкус и аккуратность. Конструкторская деятельность из бумаги учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделок, учит следовать устным инструкциям, а также стимулирует развитие памяти, пространственное воображение.
Тематика занятий строится с учетом интересов детей, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания данной программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. В процессе работы по программе “Волшебный завиток”, дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.
В процессе деятельности развивается:
- Мелкая моторика пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;
- Сенсорное восприятие, глазомер;
- Логическое воображение;
- Волевые качества (усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца;
- Художественные способности и эстетический вкус;
- Способствует формированию добрых чувств к близким, и даёт возможность выразить эти чувства, позволяет сделать подарок своими руками;
- Влияет на формирование самостоятельности, уверенности в себе, повышение самооценки;
- способствует овладению навыками культуры труда, усидчивости и добросовестности, что особенно важно для обучения в школе.
Правильно организованный художественный труд в детском саду и семье дает детям углубленные знания о качестве и возможностях различных материалов, способствует закреплению положительных эмоций, стимулирует желание трудиться и овладевать особенностями мастерства, приобщает к народному декоративному искусству, подготавливает ребенка к последующему обучению в школе. Следовательно, есть все основания рассматривать данную деятельность, как важный элемент гармоничного развития детей.
Цели и задачи программы
Цель программы – всестороннее развитие личности ребёнка в процессе овладения приемами техники работы с бумагой, развитие мотивации к познанию и творчеству, творческому самовыражению.
Настоящая программа способствует решению следующих задач:
Обучающие:
- формировать умения использовать различные технические приемы при работе с бумагой;
- отрабатывать практические навыки работы с инструментами;
- осваивать навыки организации и планирования работы;
Развивающие:
- развивать образное и пространственное мышление и воображение, фантазию ребенка;
- развивать художественный и эстетический вкус;
- развивать аналитическое мышление и самоанализ;
- развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную активность, побуждать к творчеству и самостоятельности;
Воспитательные:
- формировать творческое мышление, стремление к самовыражению через творчество, личностные качества: память, внимательность, аккуратность;
- воспитывать интерес к искусству квиллинга;
- воспитывать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;
- создавать комфортную среду общения между педагогом и обучающимися;
- прививать культуру труда.
Режим занятий:
1 год обучения – 144 часа в год
Технология реализации программы
Для реализации программы используются следующие формы работы:
Групповая
Подгрупповая
Индивидуальная
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
словесный (устное изложение, беседа, рассказ.)
наглядный (иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно - иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
репродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
частично - поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
исследовательский – самостоятельная творческая работа детей.
Основные педагогические принципы
От простого к сложному;
Развивающего обучения;
Наглядности;
Самостоятельности и последовательности в овладении знаниями, умениями и навыками;
Доступности;
Творческой активности;
Рационального сочетания коллективной и индивидуальных форм обучения;
Условия реализации программы:
Наличие материально-технического обеспечения;
Систематичность посещения кружка «Волшебный завиток»;
Регулярные отчетные выставки кружка для родителей, детей, сотрудников и гостей детского сада;
Участие детей, посещающих кружок, в конкурсах детского творчества.
Направления работы:
изготовление поделок в технике квиллинг;
изготовление сувениров и открыток к праздникам.
Технология реализации программы:
индивидуальная (каждый ребенок должен сделать свою поделку);
групповая (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определенное задание);
коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции дети работают все вместе, не разделяя обязанностей).
Ожидаемые результаты программы
В результате реализации программы:
научатся различным приемам работы с бумагой;
будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;
научатся следовать устным инструкциям;
будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга;
разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
познакомятся с искусством бумагокручения;
улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы.
Умения и навыки:
уметь правильно сидеть за столом, держать лист бумаги и карандаш;
уметь применять различные приемы работы с бумагой
составлять композиции из разных элементов бумаги;
уметь соединять детали из бумаги с помощью клея;
создать изделия в технике квиллинг, пользуясь инструкционными картами и схемами;
6. Рекомендации к проведению занятий
Инструменты:
цветную бумагу,
гофрированный картон,
картон белый и цветной,
клей (наилучшим является клей ПВА),
зубочистки,
бумажные полоски шириной 5-7 мм,
ножницы,
карандаши простые,
линейка,
кисточки для клея,
салфетки,
клеенка.
Оборудование:
столы,
стулья,
доска,
наглядный материал,
инструкционные карты.
Содержание образовательной программы
Работа по данной программе осуществляется в 3 этапа:
Аналитико-диагностический этап: изучение литературы, отбор технологий, подбор диагностического материала.
Практический этап: составление перспективных планов работы, разработка конспектов занятий, организация выставок детских работ.
Обобщающий этап: анализ результатов.
Учебно-тематический план
(1 год обучения старшая группа «Капелька»)
№п/п | Тема. | Количество часов | Часы | План | ||
теория | практика | |||||
1 | Вводное занятие. | 2 | 2 | - | 16.09.21 | |
2 | Изучаем базовые элементы | 46 | 8 | 38 | | |
| Основные формы. Скручиваем роллы. « Капля», «завиток». | 4 | 2 | 2 | 21.09.21;23.09.21 | |
| Панно «Зонт» | 4 | - | 4 | 28.09.21;30.09.21 | |
| Основные формы: «треугольник», «долька», «квадрат», «прямоугольник».
| 4 | - | 4 | 05.10.21;07.10.21 | |
| Панно «Сказочный домик» | 6 | - | 6 | 12.10.21;14.10.2119.10.21 | |
| Основные формы: «спирали в виде стружки». | 4 | 2 | 2 | 21.10.21;26.10.21 | |
| Панно «Подсолнухи» | 6 | - | 6 | 28.10.21;02.11.2109.11.21 | |
| Основные формы: «глаз», «лист». | 4 | 2 | 2 | 11.11.21;16.11.21 | |
| Панно «Фрукты» | 6 | - | 6 | 18.11.21;23.11.2125.11.21 | |
| Основные формы: «полукруг», «стрела», «полумесяц». | 4 | - | 4 | 30.11.21;02.12.21 | |
| Открытые формы: «сердце», «спираль», «рожки», «нота», «волна». | 4 | 2 | 2 | 07.12.21;09.12.21 | |
3 | Зима | 44 | 4 | 40 | | |
| Панно «Изящные снежинки». | 10 | 2 | 8 | 14.12.21;16.12.2121.12.21;23.12.2128.12.21 | |
| Панно «Снегурочка». | 12 | - | 12 | 30.12.21;11.01.2213.01.22;18.01.2220.01.22;25.01.22 | |
| Открытка ко Дню Защитника Отечества (индивидуальная аппликация). | 10 | 2 | 8 | 27.01.22;01.02.2203.02.22;08.02.2210.02.22 | |
| Поздравительная открытка к 8 Марта для мамы (индивидуальная аппликация). | 12 | - | 12 | 15.02.22;17.02.2224.02.22;01.03.2203.03.22;10.03.22 | |
4 | Весна | 42 | 6 | 36 | | |
| Композиция «Пасхальное яйцо». | 12 | 2 | 10 | 15.03.22;17.03.2222.03.22;24.03.2229.03.22;31.03.22 | |
| Композиция «Цветы» (эскиз). | 4 | 2 | 2 | 05.04.22;07.04.22 | |
| Композиция «Цветы». | 14 | - | 14 | 12.04.22;14.04.2219.04.22;21.04.2226.04.22;28.04.2205.05.22; | |
| Композиция к празднику День Победы «Вечный огонь». | 12 | 2 | 10 | 12.05.22;17.05.2219.05.22;24.05.22 26.05.22;31.05.22 | |
5 |
Тематические праздники, выставки.
| 10 | 2 | 8 | | |
| Всего: | 144 | | | |
Учебно-тематический план
(1 год обучения старшая группа «Зарянка»)
№п/п | Тема. | Количество часов | Часы | План | |
теория | практика | ||||
1 | Вводное занятие. | 2 | 2 | - | 15.09.21 |
2 | Изучаем базовые элементы | 46 | 8 | 38 | |
| Основные формы. Скручиваем роллы. « Капля», «завиток». | 4 | 2 | 2 | 20.09.21;22.09.21 |
| Панно «Зонт» | 4 | - | 4 | 27.09.21;29.09.21 |
| Основные формы: «треугольник», «долька», «квадрат», «прямоугольник».
| 4 | - | 4 | 04.10.21;06.10.21 |
| Панно «Сказочный домик» | 6 | - | 6 | 11.10.21;13.10.21 18.10.21 |
| Основные формы: «спирали в виде стружки». | 4 | 2 | 2 | 20.10.21;25.10.21 |
| Панно «Подсолнухи» | 6 | - | 6 | 27.10.21;01.11.2103.11.21 |
| Основные формы: «глаз», «лист». | 4 | 2 | 2 | 08.11.21;10.11.21 |
| Панно «Фрукты» | 6 | - | 6 | 15.11.21;17.11.2122.11.21 |
| Основные формы: «полукруг», «стрела», «полумесяц». | 4 | - | 4 | 24.11.21;29.11.21 |
| Открытые формы: «сердце», «спираль», «рожки», «нота», «волна». | 4 | 2 | 2 | 01.12.21;06.12.21 |
3 | Зима | 44 | 4 | 40 | |
| Панно «Изящные снежинки». | 10 | 2 | 8 | 08.12.21;13.12.2115.12.21;20.12.2122.12.21 |
| Панно «Снегурочка». | 12 | - | 12 | 27.12.21;29.12.2110.01.22;12.01.2217.01.22;19.01.22 |
| Открытка ко Дню Защитника Отечества (индивидуальная аппликация). | 10 | 2 | 8 | 24.01.22;26.01.2231.01.22;02.02.2207.02.22 |
| Поздравительная открытка к 8 Марта для мамы (индивидуальная аппликация). | 12 | - | 12 | 09.02.22;14.02.2216.02.22;28.04.2202.03.22;09.03.22 |
4 | Весна | 42 | 6 | 36 | |
| Композиция «Пасхальное яйцо». | 12 | 2 | 10 | 14.03.22;16.03.2221.03.22;23.03.2228.03.22;30.03.22 |
| Композиция «Цветы» (эскиз). | 4 | 2 | 2 | 04.04.22;06.04.22 |
| Композиция «Цветы». | 14 | - | 14 | 11.04.22;13.04.22 18.04.22;20.04.2225.04.22;27.04.2211.05.22 |
| Композиция к празднику День Победы «Вечный огонь». | 12 | 2 | 10 | 16.05.22;18.05.22 23.05.22;25.05.22 30.05.22; |
5 |
Тематические праздники, выставки.
| 10 | 2 | 8 | |
| Всего: | 144 | | | |
Учебно-тематический план
(1 год обучения подготовительная группа «Родничок»)
№п/п | Тема. | Количество часов | Часы | План | ||
теория | практика | |||||
1 | Вводное занятие. | 2 | 2 | - | 15.09.21 | |
2 | Изучаем базовые элементы | 46 | 8 | 38 | | |
| Основные формы. Скручиваем роллы. « Капля», «завиток». | 4 | 2 | 2 | 20.09.21;22.09.21 | |
| Панно «Зонт» | 4 | - | 4 | 27.09.21;29.09.21 | |
| Основные формы: «треугольник», «долька», «квадрат», «прямоугольник».
| 4 | - | 4 | 04.10.21;06.10.21 | |
| Панно «Сказочный домик» | 6 | - | 6 | 11.10.21;13.10.21 18.10.21 | |
| Основные формы: «спирали в виде стружки». | 4 | 2 | 2 | 20.10.21;25.10.21 | |
| Панно «Подсолнухи» | 6 | - | 6 | 27.10.21;01.11.2103.11.21 | |
| Основные формы: «глаз», «лист». | 4 | 2 | 2 | 08.11.21;10.11.21 | |
| Панно «Фрукты» | 6 | - | 6 | 15.11.21;17.11.2122.11.21 | |
| Основные формы: «полукруг», «стрела», «полумесяц». | 4 | - | 4 | 24.11.21;29.11.21 | |
| Открытые формы: «сердце», «спираль», «рожки», «нота», «волна». | 4 | 2 | 2 | 01.12.21;06.12.21 | |
3 | Зима | 44 | 4 | 40 | | |
| Панно «Изящные снежинки». | 10 | 2 | 8 | 08.12.21;13.12.2115.12.21;20.12.2122.12.21 | |
| Панно «Снегурочка». | 12 | - | 12 | 27.12.21;29.12.2110.01.22;12.01.2217.01.22;19.01.22 | |
| Открытка ко Дню Защитника Отечества (индивидуальная аппликация). | 10 | 2 | 8 | 24.01.22;26.01.2231.01.22;02.02.2207.02.22 | |
| Поздравительная открытка к 8 Марта для мамы (индивидуальная аппликация). | 12 | - | 12 | 09.02.22;14.02.2216.02.22;28.04.2202.03.22;09.03.22 | |
4 | Весна | 42 | 6 | 36 | | |
| Композиция «Пасхальное яйцо». | 12 | 2 | 10 | 14.03.22;16.03.2221.03.22;23.03.2228.03.22;30.03.22 | |
| Композиция «Цветы» (эскиз). | 4 | 2 | 2 | 04.04.22;06.04.22 | |
| Композиция «Цветы». | 14 | - | 14 | 11.04.22;13.04.22 18.04.22;20.04.2225.04.22;27.04.2211.05.22 | |
| Композиция к празднику День Победы «Вечный огонь». | 12 | 2 | 10 | 16.05.22;18.05.22 23.05.22;25.05.22 30.05.22; | |
5 |
Тематические праздники, выставки.
| 10 | 2 | 8 | | |
| Всего: | 144 | | | |
Учебно-тематический план
(1 год обучения подготовительная группа «Ромашка»)
№п/п | Тема. | Количество часов | Часы | План | ||
теория | практика | |||||
1 | Вводное занятие. | 2 | 2 | - | 16.09.21 | |
2 | Изучаем базовые элементы | 46 | 8 | 38 | | |
| Основные формы. Скручиваем роллы. « Капля», «завиток». | 4 | 2 | 2 | 21.09.21;23.09.21 | |
| Панно «Зонт» | 4 | - | 4 | 28.09.21;30.09.21 | |
| Основные формы: «треугольник», «долька», «квадрат», «прямоугольник».
| 4 | - | 4 | 05.10.21;07.10.21 | |
| Панно «Сказочный домик» | 6 | - | 6 | 12.10.21;14.10.2119.10.21 | |
| Основные формы: «спирали в виде стружки». | 4 | 2 | 2 | 21.10.21;26.10.21 | |
| Панно «Подсолнухи» | 6 | - | 6 | 28.10.21;02.11.2109.11.21 | |
| Основные формы: «глаз», «лист». | 4 | 2 | 2 | 11.11.21;16.11.21 | |
| Панно «Фрукты» | 6 | - | 6 | 18.11.21;23.11.2125.11.21 | |
| Основные формы: «полукруг», «стрела», «полумесяц». | 4 | - | 4 | 30.11.21;02.12.21 | |
| Открытые формы: «сердце», «спираль», «рожки», «нота», «волна». | 4 | 2 | 2 | 07.12.21;09.12.21 | |
3 | Зима | 44 | 4 | 40 | | |
| Панно «Изящные снежинки». | 10 | 2 | 8 | 14.12.21;16.12.2121.12.21;23.12.2128.12.21 | |
| Панно «Снегурочка». | 12 | - | 12 | 30.12.21;11.01.2213.01.22;18.01.2220.01.22;25.01.22 | |
| Открытка ко Дню Защитника Отечества (индивидуальная аппликация). | 10 | 2 | 8 | 27.01.22;01.02.2203.02.22;08.02.2210.02.22 | |
| Поздравительная открытка к 8 Марта для мамы (индивидуальная аппликация). | 12 | - | 12 | 15.02.22;17.02.2224.02.22;01.03.2203.03.22;10.03.22 | |
4 | Весна | 42 | 6 | 36 | | |
| Композиция «Пасхальное яйцо». | 12 | 2 | 10 | 15.03.22;17.03.2222.03.22;24.03.2229.03.22;31.03.22 | |
| Композиция «Цветы» (эскиз). | 4 | 2 | 2 | 05.04.22;07.04.22 | |
| Композиция «Цветы». | 14 | - | 14 | 12.04.22;14.04.2219.04.22;21.04.2226.04.22;28.04.2205.05.22; | |
| Композиция к празднику День Победы «Вечный огонь». | 12 | 2 | 10 | 12.05.22;17.05.2219.05.22;24.05.22 26.05.22;31.05.22 | |
5 |
Тематические праздники, выставки.
| 10 | 2 | 8 | | |
| Всего: | 144 | | | |
Содержание программы:
Месяц | Тема | Цель | Содержание деятельности |
Сентябрь | Введение | ||
Вводное занятие. Знакомство с новым видом объемной аппликации - квиллинг. Материал – бумага. Как родилась бумага. Сколько у бумаги родственников. Вырезание полосок для квиллинга. | Краткий ввод в историю возникновения искусства. Показ иллюстраций. Знакомство с правилами техники безопасности. Познакомить детей как родилась бумага, историю ее возникновения. Познакомить детей со свойствами бумаги. Рассказать о видах бумаги и уместности ее применения для конкретной поделки. Познакомить детей с основными правилами работы с бумагой, приборами и инструментами, используемые при работе. Дать знания о правилах разметки листа. Учить детей с помощью линейки отмерять четкие длинные полоски одинаковой длины и ширины. Совершенствовать навыки вырезания; Продолжать формировать знания о технике безопасности при работе с режущими инструментами. | Игра. «Путешествие в страну «Волшебный завиток». Упражнения с мозаикой. «Составь узор», «Подбери перья для хвоста павлина». Дети знакомятся с видами бумаги (писчая, оберточная, обойная, впитывающая, копировальная) и её свойствами (прочность, водопроницаемость). Д/и. «Цветные коллекции» Дети самостоятельно размечают лист бумаги и вырезают полоски для работы разного цвета (карандаш, линейка, ножницы). Д/и «Ловкие пальчики», «Узнай и сравни». |
Изучаем базовые элементы. | |||||
Сентябрь | Основные формы. Скручиваем роллы. « Капля», «завиток». Панно «Зонт». | Учить детей правильно накрутить рол, рассказать о технологии изготовления форм «капля», «завиток» Познакомить с технологической картой и обозначением этих форм на схемах. Учить детей скручивать новые элементы (форму) «капля», «завиток» и составлять композицию из этих форм. | Цветной картон, трафарет зонта, ножницы, простой карандаш, оборудование для квиллинга. Дети с помощью взрослого, а затем самостоятельно выполняют основные формы. Конструируют из основных форм. Пальчиковая гимнастика. Тема: «ОСЕНЬ» | ||
Октябрь | Основные формы «треугольник», «долька», «квадрат», «прямоугольник». Панно «Сказочный домик». | Продолжать учить детей правильно накрутить рол, рассказать о технологии изготовления форм «треугольник», «долька», «квадрат», «прямоугольник». Познакомить с технологической картой и обозначением этих форм на схемах. Учить детей скручивать новые элементы и составлять композицию из этих форм. | Игровая ситуация: «В гостях у бабушки». Трафарет домика, ножницы, простой карандаш, оборудование для квиллинга. Дети с помощью воспитателя, а затем самостоятельно выполняют основные формы. Конструируют из основных форм. | ||
Основные формы: «спирали в виде стружки». Панно «Подсолнухи». | Продолжаем осваивать навыки изготовления форм «капля», «треугольник», «свободная спираль». Познакомить с изготовлением новой формы «спираль в виде стружки», показать обозначение этой формы на схеме. Учить детей скручивать новый элемент и составлять композицию из разных форм. Углублять представление о цвете и геометрических формах (круг), | Рассмотреть картину «Подсолнухи». Звукозапись П.И.Чайковского, «Звуки окружающего мира», магнитофон. Оборудование для квиллинга. Дети самостоятельно выполняют форму «спираль в виде стружки». Конструируют из этой формы, включая другие элементы квиллинга . | |||
ноябрь | Основные формы: «глаз», «лист». Панно «Фрукты» | Учить обводить трафарет (яблоко, груши) и вырезать по контуру. Продолжать учить детей скручивать элемент (форму) "свободная спираль". Учить детей скручивать элемент (форму) «лист», «глаз». Повторение правил техники безопасности. Способствовать развитию творческих способностей, мелкой моторике рук. Учить детей скручивать новые элементы и составлять композицию из этих форм. | Рассмотреть вазу с фруктами. Загадки на тему «Фрукты». Пальчиковая гимнастика «Компот». Готовая ваза для фруктов, трафарет (яблока, груши), ножницы, простой карандаш, Оборудование для квиллинга: бумага для квиллинга, зубочистка, клей ПВА, кисточка, ножницы. | ||
декабрь | Основные формы: «полукруг», «стрела», «полумесяц». | Учить детей скручивать новые элементы (форму) «полукруг», «стрела», «полумесяц». Закрепить умение (форму) "капелька", "глаз". Развивать фантазию, эстетический и художественный вкус. Формировать художественно-образное мышление на основе наблюдательности и фантазии, собственной творческой деятельности. Воспитывать самостоятельность, аккуратность, усидчивость. | Образец с готовой работой, наглядный материал на доску: Мишка, речные рыбы, речка, удочка; Оборудование для квиллинга: бумага для квиллинга, зубочистка, клей ПВА, кисточка, ножницы. | ||
Зима | |||||
январь | Панно «Изящные снежинки». | Учить детей изготовлению снежинок, выполненных в технике петельчатый квиллинг. Учить осваивать технологию изготовления «Снежинки». Формировать умение скручивать различные элементы техники «Квиллинг» из полосок с помощью зубочистки. Учить пользоваться простыми схемами. Склеивать элементы техники «Квиллинг» согласно схеме. | Рассматривание снежинок. Загадки. Оборудование для квиллинга: бумага для квиллинга, зубочистка, клей ПВА, кисточка, ножницы.
| ||
Панно «Снегурочка». | Учить изготовлять коллективные детали в технике квиллинг для работы на выставку. Закреплять и расширять знания, полученные на занятиях трудового обучения. Развивать фантазию, эстетический и художественный вкус. Способствовать формированию художественной культуры, как неотъемлемой части культуры духовной; Поддерживать культуру взаимоотношений. | Рассматривание картин В.М. Васнецова «Снегурочка» Врубель «Снегурочка», Картон. Заранее вырезанные для аппликации «Снегурочка» детали. Тонкие полоски двусторонней цветной бумаги Оборудование для квиллинга зубочистка, клей ПВА, кисточка, ножницы. | |||
февраль | Открытка ко Дню Защитника Отечества (индивидуальная аппликация). | Закреплять навыки работы с бумагой в технике квиллинг. Учить использовать в работе разные формы квиллинга. Воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца. Закрепить знания детей о том, кто такие защитники Отечества. Воспитывать любовь к родной стране, Родине; желание быть защитниками Отечества, служить в Армии. | Рассматривание картины – В. Васнецова “Три богатыря”, - иллюстраций, на которых изображены рода войск, боевая техника; Оборудование для квиллинга: бумага для квиллинга, зубочистка, клей ПВА, кисточка, ножницы. | ||
Поздравительная открытка к 8 Марта для мамы (индивидуальная аппликация). | Продолжать закреплять навыки работы с бумагой в технике квиллинг. Обучать детей скручивать бумагу, придавать ей разнообразные формы. Учить детей готовиться к празднику, готовить подарки, заботиться об окружающих. Формировать личность ребёнка, умение отдавать, таким образом, делая приятное друзьям и близким. Познакомить детей с примерами оформления открыток. Познакомить с простейшими приемами изготовления цветов. Приемы изготовления более сложных цветов. Подбор цветовой гаммы. | Игра «Составь букет» картон, трафарет цифры восемь, ножницы, простой карандаш, оборудование для квиллинга*. Дети разрабатывают дизайн открытки. Делают эскиз. Самостоятельно выполняют необходимые заготовки. Собирают открытку. Работа делается индивидуально. | |||
«Весна». | |||||
март | Композиция «Пасхальное яйцо». | Познакомить детей с технологией выполнения поделки «Пасхальное яйцо». Помочь детям разработать дизайн поделки. Воспитывать интерес к изучению техник бумажной пластики. Формировать эстетическое восприятие окружающего мира, творческое отношение к обычным вещам. Учить детей предвосхищать результат своей деятельности. Помочь в сборке изделия. Развивать эстетические вкус, творческое воображение. Воспитывать желание испытывать удовольствие от конечного результата своей деятельности | Беседа о празднике «Пасха». Рассмотреть открытки с пасхальными яйцами. Узоры на них. Д/и. «Составь узор». Разработка дизайна поделки «Пасхальное яйцо». Собирают поделку в единую композицию. Оборудование для квиллинга: бумага для квиллинга, зубочистка, клей ПВА, кисточка, ножницы. | ||
апрель | Композиция «Цветы» (эскиз). | Познакомить с основным понятием “композиция”, способами и правилами её составления. Развивать воображение; воспитывать эстетические чувства. Развивать умение применять нужную форму в композициях. Учить приемам работы при сборке композиции. Продолжать учить детей делать эскиз. | Рассмотреть иллюстрации, поделки, выполненные в технике квиллинг. Звукозапись «Вальс цветов» П.И. Чайковского, «Звуки окружающего мира», магнитофон. Игровая ситуация «Собери композицию из цветов». | ||
Композиция «Цветы». | Познакомить детей с новым способом изготовления цветов. Повторить простейшие приёмы изготовления цветов. Приемы изготовления более сложных цветов. Подбор цветовой гаммы. Изготовление листиков с продольными жилками. Развивать фантазию, эстетический и художественный вкус. Развивать художественно-образное мышление на основе наблюдательности и фантазии, собственной творческой деятельности | Коллективная работа. Дети сами разбиваются на группы, выбирают “ведущего” и выполняют. Изготовление простых цветов из базовых форм (роза, ирис, сирень). Изготовление бахромчатых цветов. Повторить правила безопасности работы с ножницами и клеем. Оборудование для квиллинга: бумага для квиллинга, зубочистка, клей ПВА, кисточка, ножницы. | |||
май | Композиция к празднику День Победы «Вечный огонь». | Закреплять навыки работы с бумагой в технике квиллинг. Учить использовать в работе разные формы квиллинга. Работа с гофрированным картоном. Изготовление деталей для общей композиции. Развивать эстетические вкус, творческое воображение. Воспитывать желание испытывать удовольствие от конечного результата своей деятельности. Воспитывать уважение к людям, защищавшим свою Родину, свой родной город. Формировать у детей патриотические чувства: любовь, гордость и уважение к Родине, обогащать духовный мир детей через обращение к героическому прошлому нашей страны. | Рассматривание иллюстраций, фото с изображением военной техники, памятников, представителей военных профессий. Слушание пьесы «Солдатский марш» Ю.Чичкова. Упражнение - композиция "Салют" (музыка "Время вперед"). Картон. Заранее вырезанные формы из картона для аппликации. Постамент вечного огня. Оборудование для квиллинга: бумага для квиллинга, зубочистка, клей ПВА, кисточка, ножницы. | ||
Тематические праздники, выставки.
| Продолжаем развивать интерес к изготовлению поделок в технике «квиллинг». Закреплять и расширять знания форм в технике квиллинг. Осваивать новые формы. Воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца. | Вместе с детьми оформить выполненные ранее работы для выставки. |
Список литературы
Для программы:
1.Букина С. Букин М. Квиллинг. Шаг вперед. – «Феникс», Ростов-на-Дону: 2011
2. Букина С.Букин М. Квиллинг: волшебство бумажных завитков. – «Феникс», Ростов-на-Дону: 2011
3. Зайцева А.А. Искусство квилинга: магия бумажных лент.- М.: Эксмо,2009.
4. Пишикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – ООО Издательство «Скрипторий 2003», М: 2008
5. Пишикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике -2 –
ООО Издательство «Скрипторий 2003», М: 2007
6. Пишикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – 3. М.: ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
7.Быстрицкая А. Бумажная филигрань.- М.: Айрис-пресс, 2006.
8.Иванов В.И. О тоне и цвете. Библ. юного худ. Часть 1. – М.: «Юный художник», 2001.
9.Каменева Е. Какого цвета радуга. – М.: Детская литература, 1984.
10.Паранюшкин Р.В. Композиция. Школа изобразительного искусства. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005.
ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ
1.Материалы интернета: www.maam.ru; www.nsportal.ru
2.Материалы интернета: www.rukodel.tv
3.Материалы интернета: http://prostodelkino.com
Для педагога:
1.Р.Гибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы.- «Росмэн», Москва 1996.
2.Хелен Уолтер. Узоры избумажных лент. – «Университет», Москва 2000.
3.Д.Чиотти. Оригинальные поделки избумаги.-Полигон С.-Петербург 1998.
4.Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы.М: Издат «Скрипторий2003,2007
5.Ханна Линд. Бумажная мозаика. – М: Айрис-Пресс, 2007г.
6.Джун Джексон. Поделки из бумаги. Перевод с англ. С.В. Григорьевой – М: «Просвещение»,
1979г.
7.О.С. Кузнецова, Т.С. Мудрак. Мастерилка. Я строю бумажный город. Мир книги «Карапуз»,
2009г.
8.Докучаева Н.И.. Мастерим бумажный мир. Школа волшебства. Санкт-Петербург «Диамант»
«Валерии СПб», 1997г
Для детей:
1. Мосин И.Г. «Рисование»,Екатеринбург «У-ФАКТОРИЯ» 1996г.
2. Мосин И.Г. «Рисование,Екатеринбург «У-ФАКТОРИЯ» 2000г.
3. Джейн Дженкинс «Поделки и сувениры из бумажных ленточек»Москва
Мой Мир 2008г.
4. Чиотти Д. «Оригинальные поделки из бумаги»ООО ТД «Издательство
Мир книги» 2009г.
5. Жданова Л. «Подарки к празднику»ООО «Хатбер – пресс», 2008г.
Приложение
Общие правила техники безопасности.
1. Работу начинай только с разрешения учителя. Когда учитель обращается к тебе, приостанови работу. Не отвлекайся во время работы.
2. Не пользуйся инструментами, правила обращения, с которыми не изучены.
3. Употребляй инструменты только по назначению.
4. Не работай неисправными и тупыми инструментами.
5. При работе держи инструмент так, как показал учитель.
6. Инструменты и оборудование храни в предназначенном для этого месте.
7. Содержи в чистоте и порядке рабочее место.
8. Раскладывай инструменты и оборудование в указанном учителем порядке.
9. Не разговаривай во время работы.
10.Выполняй работу внимательно, не отвлекайся посторонними делами.
Правила обращения с ножницами.
1. Пользуйся ножницами с закругленными концами. Храни ножницы в указанном месте в определенном положении.
2. При работе внимательно следи за направлением реза.
3. Не работай тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.
4. Не держи ножницы лезвиями вверх.
5. Не оставляй ножницы в открытом виде.
6. Не режь ножницами на ходу.
7. Не подходи к товарищу во время резания.
8. Передавай товарищу закрытые ножницы кольцами вперед.
9. Во время резания удерживай материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвий ножниц.
Правила обращения с клеем.
1. При работе с клеем нужно пользоваться специальной кисточкой.
2. Наносить клей на изделия аккуратно.
3. Иметь салфетку для вытирания лишнего клея.
4. При попадании клея в глаза и рот промыть чистой водой.
5. Не пачкать клеем парты, стулья, одежду.
Правила обращения с бумагой.
1. Обводить шаблоны с обратной стороны цветной бумаги, экономно расходуя место.
2. Осторожно!!! О края бумаги можно обрезаться!
3. После работы остатки ненужной бумаги выбрасывать в мусорную корзину