Программа детского объединения «Юный эколог»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ДЕТСКАЯ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ"
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАНДАЛАКШСКИЙ РАЙОН
ПРИНЯТА педагогическим советом протокол № от «___» __________ 2018 г.
|
УТВЕРЖДЕНА приказом №__________ от «___» __________ 2018 г. Директор МАУДО"ДЭБС" _______ _ |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Юный эколог»
естественнонаучной направленности
Срок реализации- 2 года
Возраст - 14 -18 лет
Составитель:
Немцева Марина Викторовна
педагог дополнительного
образования
г. Кандалакша, 2018 г.
Пояснительная записка
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе естественнонаучной направленности детского объединения «Юный эколог»
Настоящая дополнительная общеобразовательная программа «Юный эколог» разработана в соответствии с нормативными правовыми документами:
Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»;
распоряжения Правительства Российской Федерации от 24.04.2015 г. № 729-р «Концепция развития дополнительного образования детей»;
распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
устава МАУДО «Детская эколого-биологическая станция».
Направленность образовательной программы естественно-научная, она опирается на знания биологии и экологии и углубляет их.
Уровень программы базовый
Вид программы - по уровню усвоения дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа, направленная на удовлетворение познавательного интереса ребенка, расширение его информированности в области биологии и экологии. Программа «Юный эколог» модифицированная, составлена на основе типовой программы для внешкольных учреждений и образовательных школ, «Исследователи природы», М:, «Просвещение», 1983 г.) и типовой дополнительной образовательной программы «Экология»(5- 11 классы) - научно-методический сборник, под ред. Д.В. Моргуна, М.: Социально-политическая мысль, 2005. Программа адаптирована под возможности учреждения и под климатические условия. Программа подготавливает обучающихся к участию в летней экологической экспедиции.
Актуальность программы – реализует потребности общества в решении проблем выживания, охраны природной среды, а также ориентирует на создание ключевых нравственных и других ценностей цивилизации.
Новизна программы – неразрывность теоретического материала и практической деятельности; выезды и экскурсии в полевых условиях, в процессе которых обучающиеся знакомятся с реальными живыми объектами природы, учатся самостоятельно познавать явления и процессы, происходящие в природе, приобретают навыки исследовательской работы, умения проводить мониторинг, изучать влияние человеческой деятельности на естественные экосистемы.
В разделе «Эдафогенные факторы» добавлена тема: «Лесные растения нашего края», т.к. обучающиеся не знают те виды растений, которые растут рядом с нами.
Педагогическая целесообразность – формирует определённую эколого-этическую позицию, ответственность за свою жизнь, осмысленное отношение ко всему живому, развивает творческую деятельность и креативное мышление у обучающихся, способствует формированию активной патриотической позиции.
Отличительные особенности данной программы неразрывность теоретического материала и практической деятельности; выезды и экскурсии в полевых условиях, в процессе которых обучающиеся знакомятся с реальными объектами, программа предусматривает сотрудничество с Кандалакшским государственным природным заповедником.
Возраст обучающихся: программа рассчитана на обучающихся 8 – 11 классов, в объединение принимаются учащиеся 7 классов, занимающиеся ранее в кружках биологического профиля и проявившие интерес, возраст 13 – 18 лет. Набор в группу проводится на свободной основе, после собеседования с детьми.
Сроки реализации программы: два года, 1 год обучения – 144часа; 2 год обучения – 216 часов.
Формы организации занятий:
коллективная
групповая
индивидуальная
Режим занятий.
Режим занятий соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям к учреждениям дополнительного образования детей (СаНПиН 2.4.4. 3172 – 14).
Год обучения |
Периодичность в неделю |
Кол-во часов в неделю |
Кол-во часов в год |
1 |
2 раза |
4 часа |
144 часа |
2 |
3 раза |
6 часов |
216 часов |
Условия приема.
Осуществляется на добровольной основе, без конкурсного отбора на основании заявления родителей.
Количество обучающихся.
Количество обучающихся по годам обучения: 1 год – 15 чел., 2 год – 12 чел. Состав группы постоянный, но может изменяться по следующим причинам: учащиеся могут быть добавлены в коллектив; учащиеся могут выйти из коллектива по уважительным причинам (смена места жительства, противопоказания по здоровью и в других случаях).
Цель программы: формирование ответственного отношения обучающихся к окружающей среде и здоровью человека на основе воспитания экологического сознания и экологически грамотного отношения к природе вообще и природе родного края, в частности.
Задачи:
Обучающие задачи:
- сформировать практические умения и навыки рационального природопользования;
- сформировать умение работать со справочниками и определителями;
- научиться создавать исследовательские работы;
Воспитательные задачи:
- воспитывать бережное отношение к природе;
- воспитывать чувство взаимопомощи, любознательности, уважения к мнению другого человека, коллективизма;
- формировать стремление к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды, пропаганде природоохранительных знаний.
Развивающие задачи:
- развивать духовную потребность в общении с природой, осознание ее облагораживающего воздействия;
- развивать понимание многосторонней ценности природы как источника материального и духовного развития общества.
- развивать способность оценивать состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению.
Прогнозируемые результаты
Личностные:
-
сформированность чувства гордости и уважения к истории и достижениям отечественной биологической науки; представления о целостной естественно-научной картине мира;
понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влияния на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную этическую сферы деятельности человека;
способность использовать знания о современной естественно-научной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможности информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования;
владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей ее достижения в профессиональной сфере;
способность руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействию, работе в коллективе;
обладание навыками безопасной работы во время проектно-исследовательской
экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования;
способность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде.
Метапредметные:
повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций в ходе работы с различными источниками информации;
способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способность к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
умение обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
способность к самостоятельному проведению исследований, постановке естественнонаучного эксперимента, использованию информационных технологий для решения задач;
сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач;
владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;
владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, измерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;
сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;
сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, глобальным экологическим проблемам и путям их решения.
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
Понятие экология, экологические факторы, экологические законы;
Правильную линию поведения, соответствующую законам природы и общества;
Основные особенности природы своей местности;
Права и обязанности граждан России по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов;
Правила поведения в природе (в лесу, вблизи и на водоемах и на других природных объектах);
Меры охраны окружающей среды и способы поддержания ее чистоты;
Виды загрязнений и их влияние на окружающую среду и на здоровье человека;
Меры предупреждения вредных воздействий хозяйственной деятельности человека на окружающую среду;
Понятие об экологических кризисах и их видах;
Важнейшие глобальные проблемы и причины их возникновения
Учащиеся должны уметь:
Работать с различными источниками информации, раскрывающими проблему экологического состояния окружающей среды, готовить выступления по этой проблеме;
Объяснять сущность конкретных региональных экологических проблем;
Оценить правильность отношения человека к природе в конкретном случае;
Подобрать наиболее подходящий способ и меры по охране природы своей местности;
Приводить примеры загрязнения окружающей среды;
Приводить примеры взаимодействия природы и человека;
Проводить подкормку птиц;
Охранять растения и животных;
Выполнять и защищать исследовательские проекты.
Формы фиксации результатов
Наблюдения педагога, опрос устный и письменный, тестирование по темам: «Биологические системы»; «Биосфера»; «Экологические факторы»; выявление уровня знаний, анкетирование, защита проектов, опрос, написание исследовательских и опытнических работ, отслеживание мастерства выступления на конференциях, при проведении экскурсий, участия в конкурсах и олимпиадах, семинарах и научно-практических конференциях.
Форма подведения итогов реализации программы
Основными видами диагностики результата, являются: входной – проводится в начале обучения, определяет уровень знаний (опрос, беседа, тесты); ∙ текущий – проводится на каждом занятии: беседа; опрос, викторина; промежуточный – проводится по окончании изучения отдельных тем: тестовые задания, практические работы; наблюдения; защита опытнических и исследовательских работ; отчёт об экскурсии; итоговый – проводится в конце учебного года: проведение итоговой конференции.
Учебный план
№ п/п |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Формы контроля |
||
всего |
теория |
практика |
|||
I |
Вводное занятие |
2 |
2 |
- |
|
1. |
Знакомство с планом работы. |
2 |
2 |
- |
опрос |
II |
Предмет и задачи экологии |
8 |
4 |
4 |
викторина |
1. |
Экология – синтез биологических наук. |
2 |
2 |
- |
опрос |
2 |
Краткая история экологии. Роль науки в рациональном использовании природных богатств. |
2 |
1 |
1 |
опрос |
3. |
Изучение законов экологического равновесия в природе |
2 |
1 |
1 |
опрос |
4. |
Составление карты – схемы предприятий, влияющих на окружающую среду. |
2 |
- |
2 |
практичес-кая работа |
III |
Основные формы организации жизни |
16 |
8 |
8 |
|
1. |
Биологический круговорот кислорода и углерода – результат деятельности организмов. |
2 |
2 |
- |
опрос |
2. |
Границы биосферы. |
2 |
2 |
- |
тест |
3. |
Отличие живого от неживого. |
2 |
1 |
1 |
практичес-кая работа |
4. |
Биологические системы. |
2 |
1 |
1 |
опрос |
5. |
Биосфера, биоценоз, популяция – ступени организации жизни, их характеристика и свойства. |
2 |
2 |
- |
тест |
6. |
Составление схем уровня организации жизни. |
2 |
- |
2 |
практичес-кая работа |
7. |
Составление схемы биоценоза как биологической системы |
2 |
- |
2 |
практичес-кая работа |
8. |
Изучение соснового биоценоза. |
2 |
- |
2 |
практичес-кая работа |
IV |
Среды жизни на Земле и экологические факторы |
12 |
6 |
6 |
|
1 |
Среды жизни. Эврибионты и стенобионты. |
2 |
2 |
- |
викторина |
2 |
Воздействие среды на организм. Прямое и косвенное воздействие экологических факторов. |
2 |
1 |
1 |
опрос |
3 |
Совокупность действия экологических факторов. |
2 |
1 |
1 |
опрос |
4 |
Методика геоботанических описаний. |
2 |
1 |
1 |
практичес-кая работа |
5 |
Растительные сообщества и их описание. |
2 |
1 |
1 |
практичес-кая работа |
6 |
Составление геоботанических описаний различных биоценозов. |
2 |
- |
2 |
практичес-кая работа |
V |
Свет как абиотический фактор |
10 |
4 |
6 |
|
1 |
Свет – основной источник энергии в живой природе. Влияние освещенности на рост черенков традесканции. |
2 |
1 |
1 |
опрос |
2 |
Влияние солнечного спектра на организмы. Светолюбивые, теневыносливые виды. |
2 |
1 |
1 |
опрос |
3 |
Понятия о биоритмах. Миграция, отлеты, перелеты. Сезонные явления. |
2 |
2 |
- |
тест |
4 |
Наблюдение за активностью зимующих птиц. |
2 |
- |
2 |
наблюдения |
5 |
Определение высоты деревьев на пробных площадках. |
2 |
- |
2 |
практичес-кая работа |
VI |
Вода как абиотический фактор |
10 |
6 |
4 |
|
1 |
Вода в составе живых организмов. Организмы – эфемеры. |
2 |
2 |
- |
викторина |
2 |
Разделение организмов на гигрофильные, мезофильные, ксерофильные. |
2 |
2 |
- |
опрос |
3 |
Основные свойства водной среды. Специфические приспособления гидробионтов. |
2 |
2 |
- |
тест |
4 |
Определение по гербарию экологических групп растений. |
2 |
- |
2 |
практичес-кая работа |
5 |
Измерение снежного покрова в разных биоценозах. |
2 |
- |
2 |
практичес-кая работа |
VII |
Температура как абиотический фактор |
14 |
6 |
8 |
|
1 |
Температура и физиологические процессы в организме. Теплолюбивые и холодолюбивые организмы. |
2 |
1 |
1 |
опрос |
2 |
Влияние оптимальных температур на рост и развитие организмов. |
2 |
2 |
- |
викторина |
3 |
Морфологическая, физиологическая, поведенческая приспособленность организмов к температурному фактору. |
2 |
1 |
1 |
викторина |
4 |
Жизненные формы растений. |
2 |
1 |
1 |
опрос |
5 |
Проведение фенонаблюдений над деревьями и кустарниками. |
2 |
- |
2 |
практичес-кая работа |
6 |
Составление графиков температуры. |
2 |
- |
2 |
практичес-кая работа |
7 |
Снег как экологический фактор. |
2 |
1 |
1 |
опрос |
VIII |
Эдафогенные факторы |
14 |
6 |
8 |
|
1 |
Почва, её воздействие на организмы. |
2 |
2 |
- |
опрос |
2 |
Структура почвы. |
2 |
1 |
1 |
опрос |
3 |
Экологические группы растений. |
2 |
2 |
- |
викторина |
4 |
Приспособление растений к различным типам почв. Роль ветра. |
2 |
1 |
1 |
викторина |
5 |
Лесные растения нашего края. |
2 |
- |
2 |
викторина |
6 |
Выявление влияния уплотнения почвы на состав обитателей почв. |
2 |
- |
2 |
практичес-кая работа |
7 |
Растения и типы почв. |
2 |
- |
2 |
практичес-кая работа |
IX |
Биотические факторы |
16 |
6 |
10 |
|
1 |
Влияние живой природы на организм и на абиотические условия среды. |
2 |
2 |
- |
|
2 |
Типы биотических отношений. |
2 |
2 |
- |
тест |
3 |
Воздействие растений на друг друга. |
2 |
1 |
1 |
опрос |
4 |
Влияние животных на состав почвы и плодородие. |
2 |
1 |
1 |
викторина |
5 |
Описание видового состава различных лесных сообществ. |
2 |
- |
2 |
практичес-кая работа |
6 |
Составление таблицы ярусности участков леса. |
2 |
- |
2 |
практичес-кая работа |
7 |
Выяснение влияния взрослых древесных пород на самосев. |
2 |
- |
2 |
практичес-кая работа |
8 |
Определение проективного покрытия наземных частей растений на пробной площадке. |
2 |
- |
2 |
практичес-кая работа |
Х |
Антропогенные факторы |
18 |
6 |
12 |
|
1 |
Влияние деятельности человека на абиотические и биотические факторы. |
2 |
2 |
- |
викторина |
2 |
Природоохранная деятельность как антропогенный фактор. |
2 |
1 |
1 |
опрос |
3 |
Охрана редких растений, животных. |
2 |
1 |
1 |
викторина |
4 |
Приспособление организмов в связи с деятельностью человека. |
2 |
1 |
1 |
опрос |
5 |
Составление памятки о поведении в природе. |
2 |
- |
2 |
практичес-кая работа |
6 |
Выяснение влияния фактора вытаптывания и фактора беспокойства на распределение, рост и размножение животных. |
2 |
- |
2 |
практичес-кая работа |
7 |
Наблюдение за соснами в районе КАЗа. |
2 |
- |
2 |
практичес-кая работа |
8 |
Положительное и отрицательное воздействие антропогенных факторов. |
2 |
1 |
1 |
опрос |
9 |
Учет, наблюдение за искусственными и естественными гнездованиями. |
2 |
- |
2 |
практичес-кая работа |
ХI |
Организм и среда |
18 |
8 |
10 |
|
1 |
Совместное действие экологического фактора. |
2 |
2 |
- |
опрос |
2 |
Взаимодействие организма и среды. Экологическая ниша. |
2 |
2 |
- |
тест |
3 |
Жизнедеятельные формы организмов. |
2 |
2 |
- |
викторина |
4 |
Природные зоны. Формирование ареалов. |
2 |
1 |
1 |
опрос |
5 |
Эндемы и реликты. |
2 |
1 |
1 |
опрос |
6 |
Составление схемы действия экологического фактора на примере биоценоза. |
2 |
- |
2 |
практичес-кая работа |
7 |
Изучение биоценоза болота. |
2 |
- |
2 |
практичес-кая работа |
8 |
Взаимосвязи организмов живой и неживой природы. |
2 |
- |
2 |
викторина |
9 |
Выяснение зависимости лесных муравьев от типа и возраста леса |
2 |
- |
2 |
практичес-кая работа |
ХII |
Итоговое занятие |
6 |
- |
6 |
|
1 |
Составление схемы экологической тропы. |
2 |
- |
2 |
практичес-кая работа |
2 |
Игра на экологической тропе. |
2 |
- |
2 |
викторина |
3 |
Подведение итогов работы. |
2 |
- |
2 |
конференция |
ИТОГО: |
144 |
62 |
82 |
||
2 год обучения |
|||||
I |
Вводное занятие |
4 |
- |
4 |
|
1 |
Подведение итогов летней работы. |
2 |
- |
2 |
отчёт |
2 |
Знакомство с планом исследовательской работы на год. |
2 |
- |
2 |
практичес-кая работа |
II |
Экологические системы |
28 |
10 |
18 |
|
1 |
Определение экосистемы. |
2 |
2 |
- |
опрос |
2 |
Типы экосистем. |
2 |
2 |
- |
викторина |
3 |
Биологические свойства экосистем. |
2 |
2 |
- |
тест |
4 |
Элементы экосистемы. |
2 |
1 |
1 |
опрос |
5 |
Внутренние и внешние связи. |
2 |
1 |
1 |
опрос |
6 |
Экологические пирамиды |
2 |
1 |
1 |
опрос |
7 |
Экологические факторы. |
2 |
1 |
1 |
викторина |
8 |
Организм в экосистеме. |
2 |
- |
2 |
опрос |
9 |
Виды сред обитания. |
2 |
- |
2 |
практичес-кая работа |
10 |
Составление схемы экосистемы. |
2 |
- |
2 |
практичес-кая работа |
11 |
Определение стадии дигрессии на пробной площадке. |
2 |
- |
2 |
практичес-кая работа |
12 |
Взаимосвязи организмов в экосистеме. |
2 |
- |
2 |
практичес-кая работа |
13 |
Природные сообщества. |
2 |
- |
2 |
практичес-кая работа |
14 |
Жизненные формы. |
2 |
- |
2 |
опрос |
III |
Агроэкосистема |
18 |
6 |
12 |
|
1 |
Производство пищи как процесс в биосфере. |
2 |
2 |
- |
опрос |
2 |
История развития агросистемы |
2 |
2 |
- |
опрос |
3 |
Понятие агросистемы. Агроценоз. |
2 |
2 |
- |
викторина |
4 |
Потоки энергии и круговорот веществ в агроэкосистеме. |
2 |
- |
2 |
практичес-кая работа |
5 |
Продуктивность агроэкосистемы. Экологически чистая продукция. |
2 |
- |
2 |
практичес-кая работа |
6 |
Неустойчивость агроэкосистемы. |
2 |
- |
2 |
практичес-кая работа |
7 |
Опытный участок ДЭБС, как агросистемы. |
2 |
- |
2 |
практичес-кая работа |
8 |
Воздействие транспортных выбросов на фауну почвы |
2 |
- |
2 |
практичес-кая работа |
9 |
Определение нитратов в овощах. |
2 |
- |
2 |
практичес-кая работа |
IV |
Урбоэкосистема |
44 |
12 |
32 |
опрос |
1 |
Урбанизация как процесс в биосфере. |
2 |
2 |
- |
опрос |
2 |
Компоненты урбоэкосистемы. |
2 |
2 |
- |
викторина |
3 |
Гетеротрофные экосистемы. |
2 |
2 |
опрос |
|
4 |
Факторы, влияющие на устойчивость урбоэкосистем. |
2 |
2 |
- |
практичес-кая работа |
5 |
Экологическая экспертиза. |
2 |
- |
2 |
практичес-кая работа |
6 |
Мониторинг городской среды. |
2 |
- |
2 |
практичес-кая работа |
7 |
Проблемы водоснабжения нашего города. |
2 |
- |
2 |
практичес-кая работа |
8 |
Качество воздуха в нашем городе |
2 |
- |
2 |
практичес-кая работа |
9 |
Экологические проблемы России. |
2 |
2 |
- |
опрос |
10 |
Составление картосхемы экосистем города |
2 |
- |
2 |
практичес-кая работа |
11 |
Определение кислотности снега. |
2 |
- |
2 |
практичес-кая работа |
12 |
Изучение разнообразия городских систем, их структуры |
2 |
- |
2 |
практичес-кая работа |
13 |
Экскурсия в лабораторию по охране окружающей среды. |
2 |
- |
2 |
практичес-кая работа |
14 |
Учет зелёных насаждений на улице Спекова. |
2 |
- |
2 |
практичес-кая работа |
15 |
Определение качества воздуха в городе методом лихеноиндекации. |
2 |
- |
2 |
практичес-кая работа |
16 |
Экскурсия на станцию биологической очистки. |
2 |
- |
2 |
практичес-кая работа |
17 |
Функционально-пространственная организация среды жизни горожанина. |
2 |
- |
2 |
работа с учебником |
18 |
Условия сохранения экологического равновесия между урбанизированными и природными компонентами. |
2 |
2 |
- |
практичес-кая работа |
19 |
Планирование этапов экспертизы различных экосистем города. |
2 |
- |
2 |
практичес-кая работа |
20 |
Экологический мониторинг городской среды. |
2 |
- |
2 |
практичес-кая работа |
21 |
Практическая работа. Расчёт потребления количества воды ДЭБС. |
2 |
- |
2 |
практичес-кая работа |
22 |
Экскурсия. Изучение качества воды в реке Нива. |
2 |
- |
2 |
практичес-кая работа |
V |
Популяция. Общее представление и понимание |
20 |
12 |
8 |
|
1 |
Многообразие видов, структура видов. |
2 |
2 |
- |
опрос |
2 |
Видовой ареал. Распределение особей в пределах ареала. |
2 |
2 |
- |
опрос |
3 |
Половой и возрастной составы популяции. |
2 |
2 |
- |
викторина |
4 |
Численность и плотность популяции. |
2 |
2 |
- |
опрос |
5 |
Взаимосвязи особи в популяции. Виды взаимосвязей. |
2 |
2 |
- |
практичес-кая работа |
6 |
Динамика ценопопуляции растений. |
2 |
2 |
- |
практичес-кая работа |
7 |
Практическая работа. Описание основных видов растений на пробной площадке. |
2 |
- |
2 |
практичес-кая работа |
8 |
Численность вида в различных условиях. |
2 |
- |
2 |
опрос |
9 |
Редкие растения и животные, занесенные в Красную книгу области. |
2 |
- |
2 |
практичес-кая работа |
10 |
Экскурсия. Геоботаническое описание двух лесных участков одного типа, их сравнение. |
2 |
- |
2 |
практичес-кая работа |
VI |
Динамика популяции |
14 |
4 |
10 |
|
1 |
Колебание численности популяции. Пути регуляции численности. |
2 |
2 |
- |
опрос |
2 |
Рациональное и нерационально использование популяции. |
2 |
2 |
2 |
опрос |
3 |
Изучение растительности на пробной площадке. |
2 |
- |
2 |
викторина |
4 |
Экскурсия. Определение проективного покрытия лишайника. |
2 |
- |
2 |
опрос |
5 |
Экскурсия. Наблюдение за зимующими птицами. Подсчет численности. |
2 |
- |
2 |
практичес-кая работа |
6 |
Подлесок и его роль. |
2 |
- |
2 |
практичес-кая работа |
7 |
Составление карты ареала редких растений и животных своего района. |
2 |
- |
2 |
практичес-кая работа |
VII |
Учение о биогеоценозе |
22 |
12 |
10 |
|
1 |
Биогеоценоз-элемент биосферы. |
2 |
2 |
- |
тест |
2 |
Компоненты биоценоза. |
2 |
2 |
- |
опрос |
3 |
Пространственная структура биоценоза. |
2 |
2 |
- |
опрос |
4 |
Смены биоценозов и причины их вызывающие. |
2 |
2 |
- |
викторина |
5 |
Климакс и сукцессии. |
2 |
2 |
- |
опрос |
6 |
Пр. работа.Звенья биоценоза. |
2 |
- |
2 |
практичес-кая работа |
7 |
Трофические связи в биоценозе. |
2 |
- |
2 |
практичес-кая работа |
8 |
Топические связи. |
2 |
2 |
- |
практичес-кая работа |
9 |
Изучение изменения растительного и животного мира под влиянием человека. |
2 |
- |
2 |
практичес-кая работа |
10 |
Экскурсия. Описание соснового биоценоза. |
2 |
- |
2 |
практичес-кая работа |
11 |
Биоценоз болота. |
2 |
- |
2 |
практичес-кая работа |
VIII |
Биосфера |
26 |
12 |
14 |
|
1 |
Понятие о биосфере. Распределение жизни в биосфере. |
2 |
2 |
- |
опрос |
2 |
Живое вещество. |
2 |
2 |
- |
тест |
3 |
Геохимические механизмы. |
2 |
2 |
- |
опрос |
4 |
Круговорот веществ и энергии в биосфере. |
2 |
1 |
1 |
практичес-кая работа |
5 |
Устойчивость биосферы. Ионосфера. |
2 |
2 |
- |
опрос |
6 |
Деятельность человека и экология биосферы. Стабильность биосферы. |
2 |
1 |
1 |
викторина |
7 |
Определение предельно допустимых нагрузок для каждого типа природного комплекса. |
2 |
- |
2 |
практичес-кая работа |
8 |
Ноосфера как новый этап в развитии биосферы. |
2 |
2 |
- |
тест |
9 |
Практическая работа анализ пылевого загрязнения атмосферы. |
2 |
- |
2 |
практичес-кая работа |
10 |
Экскурсия на станцию биологической очистки. |
2 |
- |
2 |
практичес-кая работа |
11 |
Экскурсия в лес. Изучение дигрессии природных комплексов под влиянием массового зимнего отдыха. |
2 |
- |
2 |
практичес-кая работа |
12 |
Причины разрушения ботанических комплексов и меры их предупреждения. |
2 |
- |
2 |
практичес-кая работа |
13 |
Изучение влияния выбросов автотранспорта на загрязнение атмосферы. |
2 |
- |
2 |
практичес-кая работа |
IХ |
Экология человека |
34 |
14 |
20 |
|
1 |
Происхождение человека. |
2 |
2 |
- |
тест |
2 |
Расселение человека по Земле и его адаптация. |
2 |
2 |
- |
опрос |
3 |
Факторы среды, оказывающие влияние на здоровье человека. |
2 |
2 |
- |
опрос |
4 |
Пр. работа. Влияние пыли на здоровье. |
2 |
- |
2 |
практичес-кая работа |
5 |
Радиоактивное загрязнение и здоровье. |
2 |
2 |
- |
викторина |
6 |
Влияние социальной среды на здоровье человека. |
2 |
2 |
- |
викторина |
7 |
Образ жизни человека и его здоровье. |
2 |
- |
2 |
опрос |
8 |
Пр. работа. Шум и здоровье человека. |
2 |
- |
2 |
опрос |
9 |
Практикум «Ваше питание», составление приходно–расходной модели организма. |
2 |
- |
2 |
практичес-кая работа |
10 |
Нанесение на план города, выявленных источников загрязнения атмосферы. |
2 |
- |
2 |
опрос |
11 |
Экологические качества, экологическая ответственность. |
2 |
2 |
- |
практичес-кая работа |
12 |
Экологическая ценность и норма. Экологический паспорт. |
2 |
- |
2 |
практичес-кая работа |
13 |
Проведение экологического мониторинга. |
2 |
- |
2 |
практичес-кая работа |
14 |
Практическая работа. Составление экологического паспорта ДЭБС. |
2 |
- |
2 |
практичес-кая работа |
15 |
Экологические проблемы нашего города. |
2 |
2 |
- |
практичес-кая работа |
16 |
Практическая работа. Обитатели почвы. |
2 |
- |
2 |
практичес-кая работа |
17 |
Работа на учебно–опытном участке перекопка почвы. |
2 |
- |
2 |
практичес-кая работа |
Х |
Подведение итогов работы кружка |
6 |
6 |
||
1 |
Проведение итоговой конференции. |
2 |
- |
2 |
практичес-кая работа |
2 |
Оформление стенда с исследовательскими работами. |
2 |
- |
2 |
практичес-кая работа |
2 |
Составление плана работы на летние каникулы. |
2 |
- |
2 |
практичес-кая работа |
ИТОГО: |
216 |
82 |
134 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
I ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Тема 1. Вводное занятие. -2ч.
Теория: - Знакомство с планом работы.- 2ч Теория (2 час)
Тема 2. Предмет и задачи экологии. - 8ч
Теория (4 час), практика (4 час).
Теория: - Экология – синтез биологических наук - 2 ч
Теория: - Краткая история экологии. Роль науки в рациональном использовании природных богатств. - 1 ч
Практика:- Составление презентации. «Экология – синтез биологических наук» - 2 ч
Теория: - Изучение законов экологического равновесия в природе - 1 ч
Практика:- Подборка примеров действия законов - 1 ч
Практика:- Составление карты – схемы предприятий, влияющих на окружающую среду. - 1 ч
Тема 3. Основные формы организации жизни. - 16ч.
Теория (8 час), практика (8 час).
Теория:- Биологический круговорот кислорода и углерода – результат деятельности организмов. - 2 ч.
Теория:- Границы биосферы.-2ч
Теория:- Отличие живого от неживого.-1ч
Практика:- Составление таблицы «Признаки живого вещества» -1ч;
Теория:- Биологические системы.-1ч;
Практика:- Составление презентации. «Биологические системы» - 1 ч
Теория:- Биосфера, биоценоз, популяция – ступени организации жизни, их характеристика и свойства-2ч.
Практика:- Составление схем уровня организации жизни -2ч.
Практика:- Составление схемы биоценоза как биологической системы -2ч.
Практика:- Экскурсия: изучение соснового биоценоза-2ч
Тема 4. Среды жизни на земле и экологические факторы. - 12ч
Теория (6 час),практика (6 час).
Теория:- Среды жизни. Эврибионты и стенобионты. -2ч.
Теория:- Воздействие среды на организм.-1ч.
Практика:- Прямое и косвенное воздействие экологических факторов.-1ч.
Теория:- Совокупность действия экологических факторов. -2ч.
Теория:- Методика геоботанических описаний. -1ч.
Практика:- Определение проективного покрытия. -1ч.
Практика:- Составление геоботанических описаний различных биоценозов. -2ч.
Практика:- Растительные сообщества и их описание. -2ч.
Тема 5. Свет как абиотический фактор. - 10ч,
Теория (4 час), практика (6 час).
Теория:- Свет – основной источник энергии в живой природе.-1ч.
Практика:- Влияние освещенности на рост черенков традесканции. -1ч.
Теория:- Влияние солнечного спектра на организмы. -1ч.
Практика:- Светолюбивые, теневыносливые виды. -1ч.
Теория:- Понятия о биоритмах. Миграция, отлеты, перелеты. Сезонные явления. -2ч.
Практика:- Определение высоты деревьев на пробных площадках. -2ч.
Практика:- Наблюдение за активностью зимующих птиц. -2ч.
Тема 6. Вода как абиотический фактор. - 10ч.
Теория (6 час), практика (4 час).
Теория:- Вода в составе живых организмов. Организмы – эфемеры.-2ч.
Теория:- Разделение организмов на гигрофильные, мезофильные, ксерофильные.-2ч.
Теория:- Основные свойства водной среды. Специфические приспособления гидробионтов. -2ч.
Практика:- Определение по гербарию экологических групп растений. -2ч
Практика:- Измерение снежного покрова в разных биоценозах. -2ч
Тема 7. Температура как абиотический фактор. - 14ч.
Теория (6 час), практика (8 час).
Теория:- Температура и физиологические процессы в организме.-1ч.
Практика:- Теплолюбивые и холодолюбивые организмы.-1ч.
Теория:- Влияние оптимальных температур на рост и развитие организмов.-2ч.
Теория:- Морфологическая, физиологическая, поведенческая приспособленность организмов к температурному фактору.-1ч.
Практика:- Распределение организмов на пойкилотермные и гомойотермные.-1ч.
Теория:- Жизненные формы растений.-1ч.
Практика:- Определение жизненных форм растений.-1ч.
Практика:- Проведение фенонаблюдений над деревьями и кустарниками. -2ч.
Практика:- Составление графиков температуры. -2ч.
Теория:- Снег как экологический фактор.-1ч.
Практика: Определение кислотности снега.-1ч.
Тема 8. Эдафогенные факторы. – 14 ч.
Теория (6 час),практика (8 час).
Теория: - Почва, её воздействие на организмы.-2ч.
Теория: - Структура почвы.-1ч.
Практика: - Определение структуры почвы.-1ч
Теория: -Лесные растения нашего края. -2ч
Теория: - Приспособление растений к различным типам почв. Роль ветра.-1ч.
Практика: - Выявление приспособлений растений на пробных площадках. -1ч.
Практика: -.-2ч. Лесные растения нашего края.
Практика: - Выявление влияния уплотнения почвы на состав обитателей почв.-2ч
Практика: - Растения и типы почв.-2ч.
Тема 9. Биотические факторы. - 16ч.
Теория (6 час), практика (10 час).
Теория: - Влияние живой природы на организм и на абиотические условия среды. -2ч.
Теория: - Типы биотических отношений.-2ч.
Теория: - Воздействие растений на друг друга.-2ч.
Практика: - Влияние животных на состав почвы и плодородие.-2ч
Практика:- Описание видового состава различных лесных сообществ.- 2ч.
Практика: - Составление таблицы ярусности участков леса.-2ч.
Практика: Выяснение влияния взрослых древесных пород на самосев.-2ч.
Практика: Определение проективного покрытия наземных частей растений на пробной площадке.-2ч.
Тема 10. Антропогенные факторы. – 18 ч,
Теория (6 час), практика (12 час).
Теория: - Влияние деятельности человека на абиотические и биотические факторы.-2ч.
Теория: - Природоохранная деятельность как антропогенный фактор.-2ч.
Теория: - Охрана редких растений, животных.-2ч.
Практика:- Приспособление организмов в связи с деятельностью человека.-2ч.
Практика:- Составление памятки о поведении в природе.-2ч.
Практика:- Выяснение влияния фактора вытаптывания и фактора беспокойства на распределение, рост и размножение животных.-2ч.
Практика:- Наблюдение за соснами в районе КАЗа.-2ч.
Практика:- Положительное и отрицательное воздействие антропогенных факторов.-2ч.
Практика:- Учет, наблюдение за искусственными и естественными гнездованиями.-2ч.
Тема 11. Организм и среда.-18ч
Теория (8 час), практика (10 час).
Теория: - Совместное действие экологического фактора.-2ч.
Теория: - Взаимодействие организма и среды. Экологическая ниша.-2ч.
Теория: - Жизнедеятельные формы организмов.-2ч.
Теория: - Природные зоны. Формирование ареалов.-1ч.
Практика:- Природные зоны Мурманской области.-1ч.
Теория: - Эндемы и реликты.- 1ч.
Практика:- Знакомство с эндемиками Мурманской области по наглядным пособиям.-1ч.
Практика:- Составление схемы действия экологического фактора на примере биоценоза.-2ч.
Практика:- Изучение биоценоза болота.-2ч.
Практика:- Взаимосвязи организмов живой и неживой природы.-2ч.
Практика:- Выяснение зависимости лесных муравьев от типа и возраста леса.-2ч.
Тема 12 Итоговое занятие.
Теория (0 час), практика (6 час).
Практика:- Составление схемы экологической тропы.-2ч.
Практика:- Игра на экологической тропе.-2ч.
Практика:- Подведение итогов работы.-2ч.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
II ГОДА ОБУЧЕНИЯ:
Тема 1. Вводное занятие – 4ч.
Теория (0 час), практика (4 час).
Практика:- Подведение итогов летней работы.-2ч.
Практика:- Знакомство с планом исследовательской работы на год.-2ч.
Тема 2. Экологические системы. - 28ч,
Теория (10час), практика (18 час).
Теория: - Определение экосистемы. -2ч.
Теория: - Типы экосистем.-2ч.
Теория: - Биологические свойства экосистем.-2ч.
Теория: - Элементы экосистемы. -1ч.
Практика:- Описание элеметов экосистемы.-1ч.
Теория: - Внутренние и внешние связи.-1ч.
Практика:- Описание внутренних и внешних сязей.-1ч.
Теория: - Экологические пирамиды.-1ч.
Практика:- Решение экологических задач.-1ч
Теория: - Экологические факторы.-1ч.
Практика:- Распознавание экологических факторов.-1ч.
Практика: - Организм в экосистеме.-2ч.
Практика: - Виды сред обитания. .-2ч.
Практика: - Составление схемы экосистемы. .-2ч.
Практика: - Определение стадии дигрессии на пробной площадке. .-2ч.
Практика: - Взаимосвязи организмов в экосистеме. .-2ч.
Практика: - Природные сообщества. .-2ч.
Практика: - Жизненные формы. -2ч.
Тема 3. Агроэкосистема. - 18ч.
Теория (6 час),практика (12 час).
Теория: - Производство пищи как процесс в биосфере. -2ч.
Теория: - История развития агросистемы. -2ч.
Теория: - Понятие агросистемы. Агроценоз. -2ч.
Практика: - Потоки энергии и круговорот веществ в агроэкосистеме. -2ч.
Практика: - Продуктивность агроэкосистемы. Экологически чистая продукция. -2ч.
Практика: - Неустойчивость агроэкосистемы. -2ч.
Практика: - Опытный участок ДЭБС, как агросистемы. -2ч.
Практика: - Воздействие транспортных выбросов на фауну почвы. -2ч.
Практика: - Определение нитратов в овощах. -2ч.
Тема 4. Урбоэкосистема. -44ч.
Теория (12час), практика (32 час).
Теория: - Урбанизация как процесс в биосфере. -2ч.
Теория: - Компоненты урбоэкосистемы. -2ч.
Теория: - Гетеротрофные экосистемы.-2ч
Теория: - Факторы, влияющие на устойчивость урбоэкосистем. -2ч.
Практика: - Экологическая экспертиза. -2ч.
Практика: - Мониторинг городской среды. -2ч.
Практика: - Проблемы водоснабжения нашего города. -2ч.
Практика: - Качество воздуха в нашем городе. -2ч.
Теория: - Экологические проблемы России. -2ч.
Практика: - Составление картосхемы экосистем города. -2ч.
Практика: - Определение кислотности снега. -2ч.
Практика: - Изучение разнообразия городских систем, их структуры. -2ч.
Практика: - Экскурсия в лабораторию по охране окружающей среды. -2ч.
Практика: - Учет зеленных насаждений на улице Спекова. -2ч.
Практика: - Функционально-пространственная организация среды жизни горожанина. -2ч.
Теория: - Условия сохранения экологического равновесия между урбанизированными и природными компонентами. -2ч.
Практика: - Экскурсия на станцию биологической очистки-2ч
Практика: - Планирование этапов экспертизы различных экосистем города. -2ч.
Практика: - Определение качества воздуха в городе методом лихеноиндекации. -2ч.
Практика: - Экологический мониторинг городской среды. -2ч.
Практика: - Расчёт потребления количества воды ДЭБС. -2ч.
Практика: - Экскурсия, изучение качества воды в реке Нива. -2ч.
Тема 5. Популяция. Общее представление и понятие. -20ч.
Теория (12 час), практика (8 час).
Теория: - Многообразие видов, структура видов. -2ч.
Теория: - Видовой ареал. -2ч.
Теория: - Половой и возрастной состав популяции. -2ч.
Теория: - Численность и плотность популяции. -2ч.
Теория: - Взаимосвязи особей в популяции. -2ч.
Практика: - Динамика ценопопуляции растений. -2ч.
Практика: - Описание основных видов растений на пробной площадке. -2ч.
Теория: - Численность вида в различных условиях. -2ч.
Практика: - Редкие растения и животные, занесенные в Красную книгу области. -2ч.
Практика: - Геоботаническое описание двух лесных участков. -2ч.
Тема 6. Динамика популяции. -14ч.
Теория (4час), практика (10 час).
Теория: - Колебания численности популяции. Свойства популяции. -2ч.
Теория: - Рациональное и нерационально использование популяции. -2ч.
Практика:- Подлесок и его роль. -2ч.
Практика: - Изучение растительности на пробной площадке. -2ч.
Практика: - Экскурсия: Изучение проективного покрытия на пробной площадке. -2ч.
Практика: - Экскурсия. Наблюдение за зимующими птицами. Подсчет численности. -2ч.
Практика: - Составление карты ареала редких растений и животных своего района. -2ч.
Тема 7. Учение о биогеоценозе. 22ч.
Теория (12час),практика (10 час).
Теория: - Биогеоценоз-элемент биосферы. -2ч.
Теория: - Компоненты биоценоза. -2ч.
Теория: - Пространственная структура биоценоза. -2ч.
Теория: - Смены биоценозов и причины их вызывающие. -2ч.
Теория: - Климакс и сукцессии. -2ч.
Теория: - Звенья биоценоза. -2ч.
Практика:- Трофические связи в биоценозе. -2ч.
Практика:- Топические связи. -2ч.
Практика:- Изучение изменения растительного мира под влиянием человека. -2ч.
Практика:- Описания соснового биоценоза. -2ч.
Практика:- Биоценоз болота. -2ч.
Тема 8. Биосфера.- 26ч.
Теория (12час), практика (14 час).
Теория: - Понятие о биосфере. Распределение жизни в биосфере. -2ч.
Теория: - Живое вещество. -2ч.
Теория: - Геохимические механизмы. -2ч.
Практика:- Круговорот веществ и энергии в биосфере. -2ч.
Теория: - Устойчивость биосферы. Ионосфера. -2ч.
Теория: - Деятельность человека и экология биосферы. Стабильность биосферы. -2ч.
Практика:- Определение предельно допустимых нагрузок для каждого типа природного комплекса. -2ч.
Теория: - Ноосфера как новый этап в развитии биосферы. -2ч.
Практика:- Практическая работа анализ пылевого загрязнения атмосферы. -2ч.
Практика:- Экскурсия на станцию биологической очистки. -2ч.
Практика:- Экскурсия в лес. Изучение дигрессии природных комплексов под влиянием массового зимнего отдыха. -2ч.
Практика:- Причины разрушения ботанических комплексов и меры их предупрежден-2ч.ия. -2ч.
Практика:- Изучение влияния выбросов автотранспорта на загрязнение атмосферы- 2 ч.
Тема 9. Экология человека. -34ч.
Теория (14час), практика (20 час).
Теория: - Происхождение человека. -2ч.
Теория: - Расселение человека по Земле и его адаптация. -2ч.
Теория: - Факторы среды, оказывающие влияние на здоровье человека. -2ч.
Практика:- Влияние пыли на здоровье. -2ч.
Теория: - Радиоактивное загрязнение и здоровье. -2ч.
Теория: - Влияние социальной среды на здоровье человека. -2ч.
Практика:- Образ жизни человека и его здоровье. -2ч.
Практика:- Пр. работа. Шум и здоровье человека. -2ч.
Практика:- Составление приходно–расходной модели организма. -2ч.
Практика:- Нанесение на план города, выявленных источников загрязнения атмосферы. -2ч.
Теория: - Экологические качества, экологическая ответственность. -2ч.
Теория: - Экологическая ценность и норма. Экологический паспорт. -2ч.
Практика:- Проведение экологического мониторинга. -2ч.
Практика:- Составление экологического паспорта ДЭБС. -2ч.
Практика:- Рациональное использование ресурсов. -2ч.
Практика:- Обитатели почвы. -2ч.
Практика:- Работа на учебно–опытном участке перекопка почвы -2 ч.
Тема 10. Подведение итогов работы кружка.-6ч.
Теория (0час),практика (6 час).
Практика:- Подведение итоговой конференции. -2 ч.
Практика:- Оформление стенда с исследовательскими работами – 2 ч
Практика:- Составление плана работы на каникулы -2ч.
Методическое обеспечение программы
Формы организации занятий:
Форма организации |
Вид занятий |
Групповая |
Практические работы Творческие проекты Экскурсии |
Коллективная |
Лекции Семинары Просмотр видеофильмов Экскурсии в природу Конференция Круглые столы Мозговой штурм |
Индивидуальная |
Опытнические работы Исследовательская работа |
Формы и приемы работы: беседы с использованием иллюстративно-демонстрационного материала; проблемные лекции, семинары,дискуссии; практических занятий: лабораторные работы, дидактические игры, конференции; экскурсии-практикумы в природу, выезд в экспедицию на кордон Кандалакшского государственного природного заповедника, самостоятельной работы учащихся: фенологические наблюдения, опыты, исследовательские проекты, оформление стендов, написание отчётов, подготовка докладов на конференцию и др.
Система отслеживания результатов деятельности обучающихся включает в себя разнообразные способы и методики:
педагогическое наблюдение за учащимися в процессе занятий;
практическая работа;
устный контроль (опрос);
творческие работы;
мозговой штурм;
отчёт об экскурсии;
тестирование;
участие в конкурсах и выставках различного уровня.
Мониторинг результатов освоения программы.
Предполагается разнообразный мониторинг навыков, умений, знаний и отслеживание уровня духовной культуры через наблюдение, беседы, анкетирование, защиту проектов, опрос в игровой форме, отслеживание мастерства выступления на конференциях, при проведении экскурсий, участия в конкурсах ,научно-практических конференциях.
1. Основные виды диагностики результата:
∙ входной – проводится в начале обучения, определяет уровень знаний и творческих способностей ребенка (беседа, тесты);
∙ текущий – проводится на каждом занятии: акцентирование внимания, просмотр работ;
∙ промежуточный – проводится по окончании изучения отдельных тем: дидактические игры, тестовые задания, защита проектов;
∙ итоговый – проводится в конце учебного года, определяет уровень освоения программ
2. В программе используется гибкая рейтинговая система оценки достижений обучающегося по определенным критериям:
выполнение определённого количества практических работ, когда каждая практическая работа оценивается определенным количеством баллов;
выполнение нескольких тестов и, следовательно, подсчет промежуточных рейтингов;
подведение итогов в конце каждого полугодия (январь, май); система награждения и поощрения обучающихся. Обучающиеся, набравшие наибольшее количество баллов, награждаются грамотами и призами.
Организация контроля знаний происходит на основе саморефлексии обучающегося. Рефлексия помогает определить степень достижения поставленной цели, причины их достижения или наоборот, действенность тех или иных способов и методов, а также провести самооценку.
Техническое оснащение занятий: аудиовизуальные (экранно-звуковые) средства обучения – кинофильмы, видеофильмы, компьютерные программы, слайды. Все аудиовизуальные средства обучения направлены на повышение эффективности экологического воспитания.
Учебно-дидактический материал: экологические знаки, карточки с заданиями, Красная книга Мурманской области, экологические таблицы, схемы. обеспечение программы видами методической продукции( разработка игр «Экологическое лото», «Экологический эрудицион», тематических экскурсий «Из тайги в тундру», «Тропа Колвицкая», «Удивительный берег», «Путь к Вавилону»).
методиками по проведению исследовательских работ
мультимедийные презентации:« Животные Красной книги Мурманской области»; «Лишайники», «Зелёная аптека Заполярья», «Съедобные растения», «Витамины», «Пищевые добавки и здоровье человека».
Программа проведения летней экологической экспедиции.
программно-мультимедийные продукты: «Флора Мурманской области»; «География Мурманской области»; «Заповедники и национальные парки России».
Материально-техническое оснащение занятий: кабинет для обучения: столы – 8 штук; стулья – 16 штук; лабораторное оборудование (колбы, пробирки, пипетки, спиртовки, чашки Петри, наборы реактивов, световой микроскоп); инструменты (письменные принадлежности; рулетка, штангенциркули, лупы); технические средства (телевизор, мультимедиа проектор, компьютер).
Список литературы
Для педагога
Ермаков Д.С., Зверев И.Д., Суравегина И.Т. Учимся решать экологические проблемы. Методическое пособие для учителя. – М.: Школьная Пресса, 2012, - 112 с.
Мансурова С.Е.., Кокуева Г.Н. Следим за окружающей средой нашего города: Школьный практикум.- М.: ВЛАДОС, 2010.-112с
Маслова Е.В. Творческие работы школьников. Алгоритм построения и оформления: Практическое пособие. М.: АРКТИ,2010.-64с.
Нинбург Е.А. Технология научного исследования. Методические рекомендации. Санкт-Петербург: 2012.
Кашлева Н.В., Дмитриева Ж.В., Игнаткина Т.В. Школьная проектная лаборатория // Волгоград: Учитель, 2010.-142 с.
Астафьев В.М. Познавательные задачи, задания и вопросы экологического содержания в школьном курсе биологии //Самара,2012.
БоеваА.И.,Переславцев А.А. « Влияние удобрений на почвенную микрофлору.» Научные труды. Воронежского сельскохозяйственного института-2010.
Величковский Б.Т., Кирпичев В. И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. Учебное пособие. М.: Новая школа,2007. – 240с
Горлов А.А. Жить в согласии с природой. – М., 2013
Губарева Л.И., Мизирева О.М., Чурилова Т. М. Экология человека: Практикум для вузов. – М.: Гуманитарн.изд. центр ВЛАДОС, 2013. – 112с.
Гуминский А.А., Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Руководство к лабораторным занятиям по общей и возрастной физиологии. М.:Просвещение, 2010. 239с.
Методические указания по организации научно-исследовательской работы учащихся / Под общ. ред. Л.В.Егорова – Чебоксары. 2009. – 106с.
Мурманцев В.С., Юшкин Н.В. Человек и природа. – М.: 2010
Руководство к лабораторным занятиям по гигиене детей и подростков /Под ред. В . Н. Кардашенко. М.: Медицина, 2013. 264 с.
-
-
-
Высоцкая М.В. Проектная деятельность учащихся // Волгоград: Учитель, 2010.-203 с.
-
-
Для учащихся и родителей:
Борейко В.Е. Популярный словарь по экологической этике и гуманитарной экологии. Серия «Природоохранная пропаганда», № 22, 2010 г.
Детская энциклопедия. Я познаю мир. – М.: АСТ, 2010 г.
Чернова Н.М. Основы экологии. Учебник для 9-11 класса ОУ. – М.: Просвещение, 2012 г.
Горлов А.А. Жить в согласии с природой. – М., 2013
Мурманцев В.С., Юшкин Н.В. Человек и природа. – М.: 2010
Приложение
Тесты по темам курса.
Тема: Абиотические и биотические факторы среды.
Выберите правильное определение экологии как науки:
Наука, изучающая растения, животных и среду их обитания.
Наука, изучающая взаимосвязи между живыми организмами.
Наука, изучающая взаимосвязи между живыми организмами и средой их обитания.
2. Какие из перечисленных факторов можно отнести к абиотическим:
1) Весенние разливы рек.
2) Вырубка леса.
3) Внесение в почву удобрений.
В лесном массиве был создан заповедник. К какому экологическому фактору можно отнести этот факт?
Биотический.
Абиотический.
Антропогенный.
Определите сумму факторов, определяющих жизнь:
Минеральные соли, рельеф.
Температура, вода, свет.
Влияние человека.
Под биотическим фактором понимают:
Сумму воздействия живых организмов.
Воздействие человека на организмы.
Факторы неживой природы.
Линька птиц и перелёт в тёплые страны связаны с:
Понижением температуры воздуха.
Изменением влажности воздуха.
Изменением продолжительности дня.
Какие приспособления способствуют выживанию животных в засушливых районах.
Анабиоз.
Накопление жиров.
Интенсивное образование метаболической воды в результате окислительных реакций.
Свет для прорастания семян:
Совершенно не нужен.
Нужен гелиофитам (светолюбивым растениям).
Нужен только паразитическим растениям.
Из перечисленных факторов выберите антропогенный:
Свет.
Взаимосвязи между особями в популяциях.
Развитие промышленности.
Какие из перечисленных фактов можно отнести к глобальным экологическим проблемам:
Рост численности грызунов.
Вредные выбросы в атмосферу.
Рост численности населения земного шара.
Какие меры по очистке жилой зоны от бытового мусора вы применили бы:
Сжигание мусора.
Вывоз на свалки.
Создание производства по вторичной переработке мусора.
Наиболее важные биохимические адаптации к температуре дня:
У животных.
У растений и микроорганизмов.
У человека.
Всё перечисленное.
Отмершие листья деревьев образуют опад, который служит местом обитания и пищей для многих организмов. К каким факторам относится это явление?
Антропогенный.
Биотический.
Абиотический.
Комплексное воздействие факторов.
Назовите причины возникновения смога:
Наличие в атмосфере высокой концентрации оксида азота и углеродов, интенсивная солнечная радиация безветрие.
Солнечная радиация, запыленность и загазованность.
Сжигание топлива, загрязнение воздуха СО2.
Всё перечисленное.
Танкер вылил в море нефть. К какому типу экологических проблем относится эта?
Истощение природных ресурсов.
Загрязнение природной среды.
Уничтожение живых организмов.
Образование нового хранилища нефти.
Тема: «Экологические системы».
1 вариант.
1.Выберите по 1 правильному варианту ответов в вопросах с 1 по 19.
1. Кто из ученых дал первое определение экологии как науки?
а)Н.Ф.Реймерс б)Э. Геккель
в)В.А.Радкевич г) Аристотель
2.Назовите абиотические факторы среды
а) симбиоз
б)конкуренция
в)хищничество
г) свет
3. Косвенное воздействие человека на животных заключается в:
а) гибели животных от загрязнения воздуха выбросами промышленных предприятий;
б) гибели из-за пожаров, возникших в результате грозы;
в) гибели из-за охоты;
г) гибели животных в следствии засухи.
4.Какие организмы создают органические вещества из неорганических:
а-продуценты;
б-редуценты;
в- консументы первого порядка
г-консументы второго порядка.
5. К компонентам гидросферы не относится:
а) водяной пар атмосферы;
б) грунтовые воды;
в) озера;
г) ледники.
6. Внешняя твердая оболочка планеты, включающая земную кору и часть верхней мантии:
а) ядро;
б) магма;
в) литосфера.
г) почвенная
7. Что такое загрязнители?
а-вещества, улучшающие состояние среды;
б- вещества, ухудшающие состояние среды;
в- вещества, безразличные для состояния среды;
8.К каким загрязнителям по характеру воздействия на среду относятся ПЕСОК?
а- химические
б-физические
в- механические
г-биологические
9.К каким загрязнителям по токсичности относятся сероводород?
а-чрезвычайно опасные
б-умеренно опасные
в-высоко токсичные
г-мало опасные
10.Импактный мониторинг окружающей среды это:
а-мониторинг наиболее загрязненных мест планеты;
б-мониторинг заповедников;
в-мониторинг территории области;
г-мониторинг состояния воды в озере.
11.Назовите причины возникновения кислотных дождей
а-углекислый газ
б-фреоны
в-окиды серы
г-пыль
12. Какие вещества-загрязнители при воздействии на организм вызывают у человека экзему?
а-угарный газ
б-бензол
в-ртуть
г-этиловый спирт
13. Бытовые отходы – это отходы:
а) производства и промышленности;
б) только жидкие бытовые отходы;
в) только твердые бытовые отходы;
г) жидкие и твердые бытовые отходы.
14.Какое количество возбудителей заболеваний может содержаться в питьевой воде?
а-0,25 мг/л
б- не более ПДК
в- не должно быть совсем.
15. Особо охраняемая природная территория, при которой запрещена любая хозяйственная деятельность – это:
а) заповедник;
б) национальный парк;
в) заказник;
г) памятник природы.
16.Закончите фразу: «Вещества, получающиеся в процессе производства из сырья, которые используются в других производствах для получения готовой продукции, называются…?
а) отходами б) вторичными продуктами
в) первичными продуктами г) вторичным сырьем
17. Закончите фразу: «Вещества, получающиеся в результате данного производства, которые являются его конечной целью , называются….
а) отходами б) готовой продукцией
в) сырьем г) полупродуктами
18. К результатам антропогенного воздействия на природу относятся:
а) смешанный лес
б) болото
в) пруды, каналы;
г) степь
19 .Какие природные ресурсы относятся к исчерпаемым возобновимым?
а) нефть б) лес
в)солнечная энергия г) ветер
20. Вид природопользования, при котором возможно внедрение
малоотходных и безотходных технологий производства, называется:
а) рациональное природопользование;
б) нерациональное природопользование;
в) общее природопользование;
г) специальное природопользование.
Выберите 2 ответа
21. Какие природные ресурсы относятся к неисчерпаемым ?
а) ветер б) лес
в)солнечная энергия г) нефть
22.Закончите фразу: «Металлолом при варке стали является сырьем….
а) первичным б) органическим
в) вторичным г) минеральным
23.Основные пути решения проблем рационального природопользования:
а)повышение безотходности производства;
б) повышение темпов потребления возобновимых ресурсов над их восстановлением;
в)разработка ресурсосберегающих технологий
Тестирование по теме «Биосфера» Вариант 1.
Задание А. Выберите один правильный ответ.
1. Оболочка Земли, заселенная живыми организмами, называется:
а) гидросфера; б) литосфера; в) атмосфера; г) биосфера.
2. Учение о биосфере было создано: а) Ж.-Б. Ламарком; б) В.И. Вернадским; в) Э.Зюссом; г) Э.Леруа.
3. Граница биосферы в атмосфере находится на высоте: а) 77 км; б) 12,5 км, в) 10 км; г) 2 км.
4. Живое вещество – это:
а) совокупность всех растений биосферы; б) совокупность всех животных биосферы;
в) совокупность всех живых организмов биосферы; г) нет правильного ответа.
5. К косному веществу биосферы относятся:
а) нефть, каменный уголь, известняк; б) почва; в) гранит, базальт; г) растения, животные, бактерии, грибы.
6. Концентрационная функция живого вещества состоит в способности:
а) живых организмов накапливать и передавать по пищевой цепи энергию;
б) зеленых растений использовать СО2 и выделять в атмосферу О2;
в) хемоавтотрофов окислять химические элементы;
г) живых организмов накапливать различные химические элементы.
7. Биосфера – это глобальная саморегулирующаяся система со своим входом и выходом: а) да; б) нет.
8. Ноосфера – это:
а) сфера прошлой жизни б) сфера разумной жизни; в) сфера будущей жизни; г) правильного ответа нет.
9. Энергетическая функция живого вещества состоит в способности:
а) живых организмов накапливать и передавать по пищевой цепи энергию;
б) зеленых растений использовать СО2 и выделять в атмосферу О2;
в) хемоавтотрофов окислять химические элементы;
г) живых организмов накапливать различные химические элементы.
10.Организмы подразделяются на продуценты и консументы на основании:
а) скорости размножения
б) среды обитания
в) источника энергии
г) взаимодействия с другими организмами
В1. Установите соответствие между особенностью питания организма и группой организмов.
ОСОБЕННОСТЬ ПИТАНИЯ Группа организмов 1)автотрофы 2)гетеротрофы
захватывают пищу путем фагоцитоза
Б) используют энергию, освобождающуюся при окислении неорганических веществ
синтезируют органические вещества из неорганических на свету
Г) используют энергию солнечного света Д) используют энергию, заключенную в пище
А |
Б |
В |
Г |
Д |
В2. Выберите номера правильных ответов.
Устойчивое развитие биосферы обеспечивают меры, направленные на
-
-
-
сохранение и восстановление численности отдельных видов
-
-
Б )сокращение численности хищников в экосистемах
-
-
-
создание агроэкосистем
-
-
Г) сохранение видового разнообразия
Д) предотвращение загрязнения окружающей среды
Е) внедрение новых видов в экосистемы
С 1.Поясните,почему человечество обратилось к экологии для решения проблем сохранения жизни на Земле.
Тема «Биосфера»
Вариант 2
Задание А. Выберите один правильный ответ.
1. Биосфера – это: а) водная оболочка Земли, заселенная живыми организмами;
б) воздушная оболочка Земли, заселенная живыми организмами;
в) твердая оболочка Земли, заселенная живыми организмами;
г) часть всех оболочек Земли, заселенная живыми организмами.
2. Границы биосферы в гидросфере проходят на глубине:
а) 1 км; б) 2 км; в) 10 км; г) гидросфера заселена живыми организмами полностью.
3. Совокупность всех живых организмов биосферы В.И. Вернадский предложил назвать:
а) жизнь; б) живое вещество; в) правильного ответа нет.
4. К биокосному веществу биосферы относятся:
а) радиация; б) почва; в) гранит, базальт; г) растения, животные, бактерии, грибы.
5. Газовая функция живого вещества состоит в способности:
а) живых организмов накапливать и передавать по пищевой цепи энергию;
б) зеленых растений использовать СО2 и выделять в атмосферу О2;
в) хемоавтотрофов окислять химические элементы;
г) живых организмов накапливать различные химические элементы.
6. Биосфера – это глобальная нерегулирующаяся система, имеющая вход, но не имеющая выхода: а) да; б)нет.
7. Деструктивная функция живого вещества состоит в способности:
а) живых организмов накапливать и передавать по пищевой цепи энергию;
б) зеленых растений использовать СО2 и выделять в атмосферу О2;
в) разлагать вещества и вовлекать их в биологический круговорот;
г) живых организмов накапливать различные химические элементы
8. К какой группе экологических факторов относится вырубка лесов?
1)абиотические
2) биотические
3) антропогенные
4) почвенно-грунтовые
9. Продуценты отличаются от консументов тем, что:
а) образуют органические вещества
б) богато представлены на втором, третьем, четвертом трофических уровнях
в)подразделяются на консументы и редуценты
10.По типу питания первые организмы были:
А)фототрофы;б)хемотрофы;в)автотрофы;г)гетеротрофы.
В 1. Установите последовательность этапов круговорота углерода в биосфере, начиная с процесса фотосинтеза.
-
образование в клетках растений глюкозы
Б) поглощение углекислого газа растениями в процессе фотосинтеза
-
образование углекислого газа в процессе дыхания
Г) использование органических веществ в процессе питания Д) образование крахмала в клетках
Тема: «Общая экология»
1. Влияние деятельности человека на живые организмы или среду их обитания?
а) абиотические факторы;
б) антропогенные факторы;
с) биотические факторы;
г) социальные факторы.
2. К автотрофным организмам относятся:
а) животные;
б) хищники;
в) грибы;
г) растения.
3. Мероприятия по восстановлению нарушенных территорий:
а) стратификация;
б) мониторинг;
в) рекультивация;
г) рекреация.
4. Взаимодействия между популяциями, при которой одна из них подавляет другую без извлечения пользы для себя
а) мутуализм;
б) аменсализм;
в) комменсализм;
г) паразитизм.
5. Виды, обладающие ограниченными ареалами распространения
а) космополиты;
б) реликты;
в) виоленты;
г) эндемики.
6. Экологической нишей является:
а) положение вида в пространстве;
б) функциональная роль вида в природе;
в) место питания и состав пищи;
г) место вида в природе, включая его положение в пространстве,
(преимущественно в биоценозе) и его роль в сообществе.
7. Учение о ноосфере развивал:
а) Одум;
б) Вернадский;
в) Дарвин;
г) Докучаев.
8. Сфера разума, высшая стадия развития биосферы, когда разумная человеческая деятельность становится главным определяющим фактором её развития:
а) техносфера;
б) геосфера;
в) экзосфера;
г) ноосфера.
9.Фотопериодизм свойствен растениям и животным:
а) экваториальной;
б) умеренной;
в) арктической;
г) всех природных зон земного шара.
10. Основной причиной разрушения озонового слоя является:
а) биологические отходы животных;
б) выбросы промышленных предприятий;
в) фреоны.
г) канцерогенные вещества.
11. Определите к какому виду загрязнение относятся – радиация, тепловое, световое, электромагнитное, шумовое загрязнение?
а) физическое;
б) природное;
в) геологическое;
г) химическое.
12. Природные ресурсы необходимые для жизнедеятельности человека:
а) продукты питания;
б) экологические;
в) энергетические;
г) сырьевые.
13. Диоксид серы в атмосфере постепенно окисляется до триоксида серы, который, взаимодействуя с влагой воздуха, образует:
а) сернистую кислоту;
б) серную кислоту;
в) угольную кислоту;
г) сероводородную кислоту.
14. Совокупность особей одного вида, населяющих определенное пространство:
а) экосистема;
б) фитонциды;
в) биотоп;
г) популяцией.
15. К исчерпаемым природным ресурсам относят:
а) космические;
б) флору, фауну, почву;
в) солнечную радиацию;
г) воды мирового океана.
16.Организмы способные выносить значителные колебания температуры:
а) стенотермные;
б) стенобионтые;
в) пойкилотермные;
г) эвритермные.
17.Растения, произрастающие в условиях повышенного увлажнения:
а) ксерофиты;
б) гигрофиты;
в) мезофиты;
г) галофиты.
18.Искуственные экосистемы, возникающие в результате сельскохозяйственной деятельности человека:
а) агроэкосистема;
б) биоценоз;
с) биогеоценоз;
г) биотоп.
19.Последовательная смена биоценозов:
а) стация;
б) флуктация;
в) сукцессия;
г) гомеостаз.
20.Какую роль выполняют хищники в сообществах:
а) увеличивают жертв;
б) сокращают количество жертв;
в) регулируют численность и состояние популяции жертв;
г) не оказывают никакого влияния на численность жертв.
21. Физиологическим оптимумом в распространении вида называют:
а) многообразие взаимосвязей особей разных составляющих биоценоз видов, включая их численность, половую и возрастную структуры
б) совокупность межвидовых связей, формирующих биоценоз и определяющих размножение и распространение особей данного вида
в) биотическое окружение, при котором вид испытывает наименьшее давление со стороны врагов, что позволяет успешно размножаться
г) благоприятное сочетание всех абиотических факторов, при котором возможны наиболее быстрые темпы роста и размножения вида
22. Бытовое название лосося атлантического, который заходит для роста, развития и нереста в реки Мурманской области:
а) нельма;
б) семга;
в) кумжа;
г) нерка.
23. К основным экологическим проблемам Белого моря относятся все нижеперечисленные кроме:
а) сильное загрязнение впадающих рек;
б) снижения биоразнообразия морских экосистем из-за биоинвазии коралловых полипов в прибрежные экосистемы;
в) загрязнение нефтью и нефтепродуктами;
г) истощения рыбных ресурсов.
24. Газ, поглощающий в стратосфере коротковолновую ультрафиолетовую радиацию, в тропосфере является сильным окислителем, разрушающим растения, строительные материалы, резину и пластмассу:
а) азот,
б) аммиак;
в) озон;
г) углекислый газ
25.Самый молодой заповедник в Мурманской области:
а) Пасвик; б) Кандалакшский; в) Лапландский; г) Кивач