12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Омарова Альмира Шигаповна1702
Высшее образование, высшая к/к
Россия, Оренбургская обл., Саракташский район с. Биктимирово ул Центральная,29
Материал размещён в группе «Учителя физики»
4

Статья «Экологическое образование и воспитание на уроках физики»

А.Ш. Омарова

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

"Никитинская средняя общеобразовательная школа", Россия, Оренбургская область, Саракташский район, с. Никитино

e-mail: omarowa56@mail.ru

Человек родился быть господином,

повелителем, царём природы, но

мудрость, с которой он должен

править, не дана ему от рождения:

она приобретается учением.

Н.И. Лобачевский.

Экологическое образование и воспитание на уроках физики.

Главная задача учебного предмета «Физика» заключается в формировании современной естественно научной картины мира, которая немыслима без отражения экологических проблем. Вторжение человека в природу повлекло отрицательные последствия, для предотвращения которых необходимо решение научно-технических, социально-политических и других проблем, среди которых одно из ведущих мест занимают педагогические, воспитательные. Таким образом, школьному учителю предстоит многое сделать в экологическом образовании и воспитании не только детей, но и родителей.

Впервые термин «экология» употребил немецкий биолог Э.Геккель, образовав его от греческих слов «экос» (дом, жилище) и «логос» (учение). В буквальном смысле экология – это наука о том, как жить в собственном доме. Для современного человека «дом» - вся планета Земля с прилегающим космическим пространством.

Цель экологического воспитания школьников – сформировать ответственное отношение к окружающей среде, воспитать личность, готовую к защите и улучшению окружающей среды. Воспитать личность, которая готова не погубить себя своей же собственной деятельностью: не отравить реки отходами, не закопать себя горами мусора, не закоптить небо промышленными дымами, не стать пленником или рабом телевидения, сотовых телефонов или системы Internet.

Успешная реализация экологического образования и воспитания возможна при осуществлении всех форм обучения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей школьников, специфики предмета физики, при создании определённой системы работы по данному вопросу. При этом немаловажно соблюдать такие условия:

Вопросы экологии должны быть органически связаны с содержанием учебного предмета;

Они должны излагаться в информативном плане;

Их использовать для возбуждения интереса учащихся к изучаемому материалу;

Рассматривать вопросы экологии, связанные с регионом проживания;

При ознакомлении школьников с вопросами экологии необходимо привлекать знания, приобретённые на других уроках.

В нашей школе создан определённый опыт работы по экологическому воспитанию и образованию:

Поскольку на уроках физики большое внимание уделяется решению задач, то целесообразно предложить на первом этапе физическую задачу (эксперимент, кейс-задачу и т.д.) с экологическим содержанием. На втором этапе – на внеурочных занятиях, привлечь учащихся к детальному обсуждению выявленной экологической проблемы и её решения. С этой целью провести поиск информации, анкетирование, исследование, анализ проблемы и поиск путей решения.

Например, при изучении темы «Тепловые двигатели» в 8 классе была предложена задача: «Сколько кубометров газа выделяет в городе, загрязняя среду, автомобиль-такси, расходуя за день 20 кг бензина? Плотность газа при температуре 00 С равна 0,002 кг/м3» . На занятиях кружка обсудили проблему загрязнения окружающей среды выбросами в атмосферу от тепловых двигателей. Восьмиклассники изучили состав и вред выхлопных газов, провели эксперимент с чистым носком, который надели на выхлопную трубу легкового автомобиля, и он после 3 минут работы двигателя стал грязным. Этим опытом они доказали: сколько грязи выбрасывается в атмосферу двигателями машин и необходимость контроля за выхлопными газами. Восьмиклассники провели сравнительный анализ состава выхлопных газов бензиновыми и дизельными двигателями. В результате изучения данной проблемы восьмиклассники написали две исследовательские работы – «Давайте летать на воздушных шарах» и «Внимание! Автомобиль!». Со своими исследовательскими работами восьмиклассники принимали участие в конкурсах исследовательских работ школьного и муниципального уровня, где заняли призовые места

Также надо учитывать интересы, возможности современных школьников. Мои ученики любят снимать видеоролики. После изучения темы «Давление твёрдых тел» семиклассники сняли видеоролик о том, какое давление на почву оказывает трактор, влияние этого давления на почву: ухудшение качества почвы, вынос песчаных и глинистых слоев на поверхность, уплотнение почвы, истирание в пыль её верхнего слоя. Отметили необходимость большого промежутка времени для восстановления качеств почвы. Пути решения данной проблемы - применять минитракторы и тракторы средней мощности, безотвальную машину.

В 9 классе создали видеоролик «Шум». В своем видеоролике рассказали как различные шумы, нарушающие тишину, оказывают вредное или раздражающее влияние на организм человека, снижают работоспособность. Рассказали об исследованиях неслышимых звуков, которые оказывают вредные воздействия на здорового человека. Например, инфразвуки особое влияние оказывают на психологическую сферу человека, поражают все виды интеллектуальной деятельности, ухудшается настроение, иногда появляется ощущение растерянности, тревоги, испуга и страха, а при высокой интенсивности – чувство слабости, как после сильного нервного потрясения.

При изучении любого материала обязательно обсуждаются экологические вопросы, вопросы безопасности для человека, поэтому я в своей практике использую экологические уроки. При изучении темы «Электрическое поле» провожу урок, где мы рассматриваем атмосферное электричество, электрическое поле и воздействие на человека бытовых электроприборов, мобильного телефона, плееров, электробритвы, компьютеров и т.п. В наш быт входит все больше и больше электрических приборов . Работа многих из них облегчает труд, создает комфорт, но отрицательно сказывается на самочувствии человека. За комфорт нам приходится платить здоровьем. Поэтому необходимо ознакомить учащихся с отрицательным воздействием некоторых бытовых приборов и возможными мерами по уменьшению этого влияния на наше здоровье. В результате беседы выясняются факторы риска некоторых бытовых электроприборов, а также возможности их уменьшения.

В 11 классе провожу экологический урок, посвященный проблемам радиоактивного загрязнения на организм человека. Оренбургская область – регион, где проводились испытания ядерного оружия на Тоцких полигонах в середине 20 века. Радиацию нельзя увидеть, она не имеет запаха, цвета, какой – либо другой формы. От радиации наносится вред здоровью человека. В настоящее время все острее встает проблема складирования и хранения радиоактивных отходов военной промышленности и атомных электростанций, и с каждым годом они представляют все большую опасность для окружающей среды.

При изучении диффузии важно объяснить учащимся, что на пашне нельзя сжигать мусор, поскольку в золе и дыму содержатся диоксиды (они настолько ядовиты, что рассматриваются как эквивалент боевых отравляющих веществ), которые затем, благодаря различным процессам, в том числе и диффузии, распространяются на земле и воздухе, Эти знания применяем, когда проводим общешкольные субботники по уборке территории.

При составлении рабочей программы по физике планирую вопросы экологии, на которые необходимо уделить внимание при изучении физики.

Вопросы регионального компонента на уроках физики в 10 классе

Тема урока

Вопросы регионального компонента

33/4

Температура.

Средства измерения температуры, используемые на промышленных предприятиях Оренбургской области.

38/1

Строение и свойства жидкостей, газов.

Производство сжиженных газов (гелия, газового конденсата) на газоперерабатывающем заводе ООО «Газпром добыча Оренбург»

39/2

Влажность воздуха и ее измерение. Лабораторный опыт №2 «Определение влажности воздуха»

Учет влажности в технологических процессах на предприятиях Оренбургской области

42/5

Строение и свойства твердых тел.

Примеры агрегатных состояний и переходов вещества в технологических процессах на предприятиях Оренбургской области (видео «Уральская сталь 55 лет»)

48/6

Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.

Состояние и охрана атмосферного воздуха в Оренбургской области.

50/1

Электростатика

Учет электризации тел в производственных процессах предприятий г. Оренбурга

Вопросы регионального компонента на уроках физики в 11 классе

Тема урока

Вопросы регионального компонента

20/2

Производство, передача и использование электрической энергии

Ириклинская ИГРЭС. (сообщение обучающихся)

24/2

Принципы радиосвязи. Современные средства связи.

Применение радиолокации в оренбургском аэропорту.

27/1

Основные законы геометрической оптики

Оптические приборы в медицине и технике Оренбургской области.

49/2

Лазеры.

Применение лазера в промышленности и медицине в Оренбургской области.

55/5

Биологическое действие радиоактивных изотопов.

Работа с дозиметром на местности. Характеристика радиоактивного загрязнения окружающей среды Оренбургской области.

Систематическое применение описанных выше средств и методов экологического воспитания повышает общий уровень экологической культуры, вызывает интерес к предмету физики и качеству его преподавания.

Литература:

Физика и экология. 7-11 классы. Материалы для проведения учебной и внеурочной работы по экологическому воспитанию / Составители Г.А. Фадеева, В.А.Попова—Волгоград: Учитель, 2004.-74 с.
 

Госдоклад «О состоянии и об охране окружающей среды Оренбургской области в 2014 году». www.orenburg-gov.ru

Опубликовано в группе «Учителя физики»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.